РУБРИКИ

Диплом: Программа развития и поддержки малого предпринимательства в Новгородской области в конце 90-х годов

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Диплом: Программа развития и поддержки малого предпринимательства в Новгородской области в конце 90-х годов

· в легкой промышленности;

· в лесопереработке;

· в производстве строительных материалов;

· в сфере услуг.

Из опыта предыдущих периодов, а также по итогам проблемно-ориенти­рованного

анализа ситуации в сфере малого предпринимательства области следует, что для

получения желаемого изменения результативности, структуры и потенциала МП

потребуется изменение следующих условий их деятельности:

· совершенствования нормативно-правовой базы МП в целом;

· совершенствования нормативно-правовой базы в части, определяемой

региональной (муниципальной) властью;

· совершенствования налоговой системы в целом;

· совершенствования налоговой системы в части, определяемой региональной

(муниципальной) властью;

· возможностей получения прямой финансовой поддержки проектов МП из

регионального фонда;

· условий получения банковских кредитов;

· механизма получения малыми предприятиями гарантий со стороны

региональных (муниципальных) органов по обязательствам перед финансово-

кредитными организациями;

· уровня платежной дисциплины внутри региона (территории);

· уровня платежной дисциплины вне региона (территории);

· доступности земли и помещений;

· совершенствования системы информационного обеспечения деятельности

малых предприятий;

· возможностей влияния общественных объединений предпринимателей на

принятие управленческих решений, касающихся их деятельности.

Необходимых результатов в поддержке сектора МП и изменения среды

предполагается добиться при осуществлении работы в следующих направлениях:

· Нормативно-правовая поддержка;

· Финансово-кредитная поддержка;

· Поддержка создания и развития материально-технической базы;

· Содействие обеспечению доступа малых предприятий к современным

технологиям и “ноу-хау”;

· Поддержка развития мелкомасштабных рынков товаров и услуг;

· Поддержка создания и развития кадрового потенциала;

· Поддержка менеджмента, маркетинга и кооперации;

· Содействие межрегиональной и внешнеэкономической деятельности;

· Содействие развитию негосударственной инфраструктуры поддержки малого

бизнеса;

· Содействие защите интересов малого бизнеса, безопасности и социальной

защите предпринимателей;

· Содействие формированию благоприятной социально-психологической среды

малого предпринимательства.

Естественно, что все одиннадцать направлений поддержки в текущих социально-

экономических условиях в полном объеме реализовать невозможно. Поэтому на

основе экспертных заключений проблемно-ориентированного анализа приоритетными

направлениями, по которым имеются наибольшие возможности и которые способны

дать наибольший полезный эффект на данном этапе программы “Малый бизнес”

являются:

· Нормативно-правовая поддержка;

· Поддержка создания и развития кадрового потенциала;

· Поддержка менеджмента, маркетинга и кооперации;

· Содействие межрегиональной и внешнеэкономической деятельности;

· Содействие развитию негосударственной инфраструктуры поддержки малого

бизнеса.

По каждому из выбранных направлений имеется острая необходимость и

определенные возможности осуществить обширный перечень мероприятий,

способных, в конечном итоге, улучшить результативность малого

предпринимательства, его структуру и потенциал.

Общие цели программы

Основными целями программы являются:

· увеличение числа вновь созданных рабочих мест c 51.7 тыс.чел. до 53.5

тыс. чел.;

· увеличение балансовой прибыли малых предприятий с 4.5 млн. руб. до

23.0 млн. руб.;

· увеличение общего объема работ, выполненного малыми предприятиями с

865.8 млн. руб. до 950.0 млн. руб.;

Достижение основных целей будет обеспечиваться за счет:

· увеличения числа реально действующих малых предприятий с 2400 до 2520;

· стимулирования капитальных вложений на производственные нужды с 98.1

млн. руб. до 196.0 млн. руб.;

· усиления потенциала менеджмента (экспертный расчет) с 1430 специалистов

до 1900.

Включенные в программу мероприятия нуждаются в финансовой поддержке.

Бюджетная заявка, представленная в настоящей программе, учитывает потребности

поддержки развития предпринимательства лишь частично. Эксперты, принимавшие

участие в анализе ситуации, и разработчики материалов программы учитывали

дефицит финансовых ресурсов, объективно отражающийся на объемах финансовых

средств, направляемых на цели развития сектора МП области.

Очевидно, что реализация подавляющего большинства мероприятий программы

напрямую зависит от их финансового обеспечения. Особенно это касается

поддержки развития инфраструктуры, столь необходимой для области, и

конкретных инвестиционных проектов, концентрирующихся в настоящее время в

Новгородском государственном фонде поддержки малого предпринимательства и ОАО

“Новгородская лизинговая компания”. Учитывая это материалы программы могут

быть оперативно переработаны, в случае появления дополнительных возможностей

по финансированию развития сферы МП области

Избыток свободных трудовых ресурсов, вызванный сокращением деятельности или

полной остановкой промышленных и иных предприятий области, создает

благоприятную перспективу привлечения безработных области на малые

предприятия или в индивидуальную трудовую деятельность. Реализацию этого

раздела предполагается осуществлять в тесном контакте с областной службой

занятости населения и ее районными подразделениями, а также общественными

организациями. В частности, при непосредственном участии Новгородского

Женского Парламента в рамках Программы предполагается альтернативное обучение

основам предпринимательской деятельности женщин и молодежи, в том числе на

основе развития семейного предпринимательства и проведение ряда др.

мероприятий.

Понимание роли малого предпринимательства требует ясного представления о том,

какое место оно занимает в национальной экономике и каковы его отличительные

особенности. Формирование и развитие рыночных отношений предполагает

свободное и равноправное сосуществование и развитие различных форм

собственности и различных секторов внутри каждой формы собственности.

Рассматривая частный сектор экономики, можно говорить о трех группах

предприятий, которые по общепринятой терминологии определяются как крупные,

средние и малые предприятия в зависимости от их размеров. Собственников этих

предприятий объединяет единый корпоративный интерес - сохранение, развитие и

защита частной собственности, - которым обусловлены общие черты в их

поведении во всех отношениях, связанных с собственностью. Вместе с тем

предпринимательство в целом весьма неоднородно, каждая из этих трех групп

имеет свои внутренние интересы, отношение к государству и проводимой им

политике, к социально-экономическим, политическим и национальным проблемам.

Крупный бизнес в основном определяет экономическую и техническую мощь страны.

В целях самосохранения и развития он тяготеет к интеграции, поглощая или

контролируя более мелких партнеров, с одной стороны, а с другой - объединяясь

в международные структуры, теряя частично свою независимость и подпадая под

влияние более сильных партнеров. При этом, руководствуясь ситуацией на

международном рынке и выполняя волю более сильных партеров, крупный капитал

становится орудием экспансии международных предпринимательских структур на

внутреннем рынке страны. В определенных условиях такая зависимость приводит к

интернационализации интересов крупного капитала в ущерб национальным

интересам.

Средний бизнес в большей мере зависит в своей деятельности от внутренней

экономической конъюнктуры и вынужден вести конкурентную борьбу внутри своей

группы, а также с крупным отечественным и иностранным капиталом. Это и

определяет заинтересованность среднего предпринимательства в защите на

внутреннем рынке путем проведения протекционистской государственной

экономической политики и формирования определенных правил рыночных отношений,

что предопределяет более тесную связь среднего предпринимательства с

национальными интересами.

Малый бизнес, или малое предпринимательство (далее МП), представляет самый

многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в

значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический

уровень развития страны. По своему уровню жизни и социальному положению, они

принадлежат к большинству населения, одновременно являясь как

непосредственными производителями, так и потребителями широкого спектра

товаров и услуг. Сектор МП образует самую разветвленную сеть предприятий,

действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с

массовым потребителем товаров и услуг. В совокупности с небольшими размерами

малых предприятий, их технологической, производственной и управленческой

гибкостью это позволяет чутко реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка.

В мировой хозяйственной системе, по данным ООН, малые и средние предприятия

(далее МСП) являются работодателями почти для 50% трудового населения всего

мира, при этом объем производства в сфере МСП в различных странах составляет

от 33 до 66% национального продукта. Кроме того сектор МП более динамично

создает новые рабочие места. Так, например, в США за период 1976-1990 гг.

крупные и средние предприятия потеряли соответственно 500 и 850 тыс. рабочих

мест, а сектор МП за тот же период создал 4,1 млн. новых рабочих мест,

обеспечивая 65% чистого прироста рабочих мест по стране.

Сектор МП является неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой

развитой хозяйственной системы, без которого экономика и общество в целом не

могут нормально существовать и развиваться. Хотя “лицо” любого развитого

государства составляют крупные корпорации, а наличие мощной экономической

силы - крупного капитала в значительной мере определяет уровень научно-

технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни стран с

рыночной системой хозяйствования является МП как наиболее массовая,

динамичная и гибкая форма деловой жизни. Именно в секторе МП создается и

циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые являются

питательной средой для среднего и крупного бизнеса.

Высокая приспособляемость и массовый охват практически всех сфер внутреннего

рынка страны обеспечивают устойчивость развития экономики и способствуют

стабильности политического климата. Владельцы МП, с одной стороны, являются

мелкими собственниками и объединены едиными корпоративными интересами в

отношении собственности с крупным и средним капиталом. С другой стороны,

представителей МП отличает то, что их условия жизни и деятельности, а также

положение активного производителя и одновременно потребителя на внутреннем

рынке побуждают их в повседневной жизни к упрочению связей со своими

постоянными и потенциальными клиентами из различных социальных групп. Все

изложенное и определяет общественное поведение представителей МП, основанное

на прямой зависимости от местных и национальных интересов.

Одна из причин успешного развития малого и среднего бизнеса в странах с

развитой экономикой состоит в том, что крупное производство не

противопоставляется мелкому. В развитых странах культивируется принцип

кооперирования крупных и малых предприятий, причем крупные объединения не

подавляют там малый бизнес, а взаимно дополняют друг друга, особенно в сфере

специализации отдельных производств и в инновационных разработках. Не

случайно в США, к примеру, девять из каждых десяти новых технологических идей

рождаются в малых фирмах.

Крупное производство в большей степени ориентируется на массовый,

относительно однородный спрос, выпуск больших партий стандартной продукции.

Малые предприятия успешно функционируют на небольших рыночных сегментах. Если

крупные формы предпринимательства способствуют повышению общехозяйственной

эффективности за счет экономии на масштабах деятельности, то малые придают

хозяйству гибкость, мобильность, способность к быстрым структурным и

техническим сдвигам.

МП - вполне самостоятельная и наиболее типичная форма организации

экономической жизни общества со своими отличительными особенностями,

преимуществами и недостатками, закономерностями развития. Функционирование на

локальном рынке, быстрое реагирование на изменения конъюнктуры этого рынка,

непосредственная взаимосвязь с потребителем, узкая специализация на

определенном сегменте рынка товаров и услуг, возможность начать собственное

дело с относительно малым стартовым капиталом - все эти черты МП являются его

достоинствами, повышающими устойчивость на внутреннем рынке, но при

определенных условиях становятся недостатками, сдерживающими его развитие. С

одной стороны быстрое реагирование МП на изменения условий функционирования

делает его более мобильным и приспосабливаемым, а с другой - зависимым от

конъюнктуры рынка, динамики внешних социально- экономических и политических

условий. Относительно небольшой капитал сужает рамки производства,

ограничивает возможность привлечения дополнительных ресурсов (научно-

технических, финансовых, производственных, трудовых и т.д.). Ограниченные

масштабы производства и небольшое количество занятых обуславливают простоту и

эффективность управления предприятием. Однако характерное для МП совмещение

функций собственника и менеджера в лице хозяина предприятия, установление

личных связей с работниками предприятия, неформальный стиль управления,

снижая управленческие издержки, могут привести - и часто приводят - к

самоэксплуатации и сверхурочным работам.

3.5. Стимулирование деловой активности и проблемы малого

предпринимательства в Новгороде и Новгородской области

Несмотря на то, что малые предприятия более приспособлены к работе в новых

экономических условиях переходного периода, треть из них работает с убытками.

Причины этого следующие:

1. Налоги;

2. Законодательство (запаздывание, недостаточность, противоречивость);

3. Инфляция;

4. Экономическая ситуация в целом;

5. Поставки, дефицит;

6. Трудности получения кредитов и высокая ставка за кредит;

7. Неплатежеспособность партнеров, клиентов;

8. Несовершенство банковской системы;

9. Нестабильная политическая ситуация;

10. Бюрократия;

11. Недостаток производственных площадей, офисов;

12. Действия правительства, властей;

13. Недостаток материальной базы;

14. Коррупция, взяточничество;

15. Сбыт, поиск клиентов, потребителей;

16. Финанасовая политика государства, действия Центробанка;

17. Высокие цены на сырье и материалы;

18. Монополия государства, крупных предприятий;

19. Трудности с арендой;

20. Разрыв экономических связей в общегосударственном масштабе;

21. Недостаток информации;

22. Недостаток культуры, опыта;

23. Необязательность партнеров;

24. Проблемы собственности;

25. Кадровые проблемы;

26. Недостаток собственных средств;

27. Большая. громоздкая отчетность;

28. Нет льгот;

29. Рэкет;

30. Невыгодность инвестиций;

31. Конкуренция;

32. Несовершенство рыночных отношений;

33. Недоверие западных партнеров;

34. Невыгодность производства;

35. Отрицательное отношение к предпринимательству в обществе.

Еще в 1992 году по инициативе Всемирного банка и рабочего центра

экономических реформ был осуществлен проект по изучению организационно-

правовой среды малого и среднего бизнеса, опирающийся на опрос 180

предпринимателей в восьми регионах России. Целью опроса было выяснение

позиции респондентов по проблемам совершенствования законодательства и

регулирования деятельности малых и средних предприятий. Исследовалось

регулирование следующих сторон их деятельности: выбор организационно-правовой

формы и регистрация предприятия, получение и использование помещения,

финансовая деятельность и налогообложение, договорные отношения, трудовые

отношения, внешнеэкономические связи, страхование, охрана труда и окружающей

среды, перевозки, патентование, лицензирование, стандартизация, конкуренция,

реклама, распространение информации.

Можно назвать следующие важнейшие проблемы, влияющие на развитие малого

бизнеса в России:

1. Нестабильность денежного обращения;

2. Неравномерность распределения собственности;

3. Неравноправное положение негосударственных предприятий по сравнению с

предприятиями государственного сектора.

В целом экономические условия становления предпринимательства в России можно

оценить как неблагоприятные. На это малый бизнес реагирует своеобразно:

уходит в теневую экономику.

Новгород обладает большим научно-техническим, интеллектуальным и

экономическим потенциалом. В связи с конверсией на многих предприятиях

города, особенно радиоэлектронной промышленности, высвобождаются

производственные трудовые ресурсы. наряду с негативными последствиями это

позволяет предприятиям перестраивать промышленный комплекс на новые рыночные

условия. но для этого необходимы инвестиции. Из фонда социально-

экономического развития области, поддержки предпринимательства и развития

конкуренции по ходатайству администрации города Новгорода в 1994 году была

оказана финанасовая поддержка 14 предприятиям на сумму 1 млрд. рублей в ценах

1994 года, и 12 бизнес-планам на сумму около 2 млрд. рублей. Всего на

предпринимательскую деятельность в Новгороде получили свидетельства около 3

тыс. человек. Фондом поддержки развития предпринимательства, образованном в

городе, малым предприятиям оказана финансовая поддержка в размере 154 млн.

рублей.

Глава 4. Ход реализации программы поддержки и развития малого

предпринимательства в Новгородской области.

4.1. Подпрограмма развития малых предприятий Боровичского района

Район расположен в восточной части области на Валдайской возвышенности,

граничит с Любытинским, Окуловским, Мошенским районами и Тверской областью.

Площадь - 3.1 тыс.кв.км.

На территории района протекает река Мста с множеством притоков, находится

большое количество озер, наиболее крупные из них: Пирус, Шерегода, Люта,

Сухое, Пелено, Лимандрова. Район богат полезными ископаемыми. Месторождения

известняков зарегистрированы вблизи деревень Кончанское, Семеновское, Райцы,

Бабино, Долгая Лука, Вязовка, Шерстник, Власиха, Тини, Передки, Устье,

Полыновка, Шапкино, Бобровик. Большие залежи торфа - более 20 месторождений.

Месторождения кирпично-черепичной глины находятся в 10 км от г.Боровичи.

Строительные пески -месторождение Бобровские Горы. В районе имеются

многочисленные залежи огне­упорной глины. Основные — Шибатовское, Усть-

Брынкинское, Мишинское, Райцкое и др.

В транспортном отношении Боровичский район имеет прямое железнодорожное

сообщение с г.Москвой, г. С.-Петербургом, разветвленную сеть автомобильных

дорог, аэропорт.

Боровичский район - самый большой по численности населения (после

г.Новгорода), в нем проживает около 82 тысяч населения, характеризуется

высокой долей городского населения - 75%. Прироста населения нет.

Демографическая ситуация характеризуется самой низкой рождаемостью и наиболее

высокой смертностью. Более половины проживающих в районе (51%) в

трудоспособном возрасте. Уровень безработицы ниже, чем по области.

Отраслями специализации народного хозяйства района являются промышленность и

сельское хозяйство. Причем в промышленном отношении район стоит на одном из

первых мест в Новгородской области. Отраслевая структура промышленности

характеризуется доминированием таких отраслей, как металлургия,

машиностроение, легкая и деревообрабатывающая промышленность. Основная

специализация сельского хозяйства района - мясо-молочное животноводство.

Растениеводство преимущественно подчинено животноводству и специализируется

на выращивании кормов, также включает производство овощей, картофеля, льна.

Всего на территории района функционируют 30 промышленных предприятий. Самым

крупным предприятием является АО "Боровичский комбинат огнеупоров", который

производит 50% всей промышленной продукции района. Четвертая часть объема

продукции приходится на предприятия - АО "Боровичский мясокомбинат", АО

"Боровичский комбикормовый завод", АО "Боровичский хлеб", Боровичский завод

деревообрабатывающих станков, АО "Вельгийская бумажная фабрика".

Предприятия радиоэлектроники и приборостроения работают на привозном сырье.

Зависимость предприятий от кооперационных поставок ставит народное хозяйство

в сложное положение.

В последнее время по предприятиям некоторых отраслей наметилась тенденция к

увеличению объемов производства, повышению его эффективности и

рентабель­ности. Это в большей степени характерно для АО "Боровичский

комбинат огнеупо­ров", предприятий промышленности стройматериалов - АО "Завод

ЖБИ", АО "Завод силикатного кирпича", АО "Деревообрабатывающий комбинат", АО

"Кирпичный завод" и др. Однако на предприятиях машиностроения и пищевой

промышленности спад производства значительный, имеют место полные и частичные

остановки про­изводства, сокращенный режим работы.

Перспективы развития Боровичского района связаны с преимущественным

со­хранением отраслевого профиля народного хозяйства, но на новой технической

и технологической базе. Так как промышленность района сформировалась на базе

переработки местного сырья, прежде всего огнеупорных глин, лесных ресурсов,

сельскохозяйственного сырья, то приоритеты в промышленности следует отдать

отраслям огнеупоров, лесной и деревообрабатывающей промышленности, пищевой и

промышленности строительных материалов.

Решающим условием становления экономики района является развитие малого

предпринимательства.

В районе зарегистрировано около 400 малых предприятий, из которых активно

работают 100. В результате своей деятельности предпринимательские структуры

вносят по сравнению с крупными промышленными предприятиями незначительный

вклад в экономику района. Доля прибыли, получаемой от малых предприятий в

бюджет района, составляет 5%.

Позиция Администрации г.Боровичи и района по отношению к предпринимательству

выражается в разработке нормативно-правовых актов, направленных на

стимулирование предпринимательской активности, инвестиционной деятельности,

поддержку отдельных инвестиционных проектов малых предприятий, содействие

развитию Боровичского филиала АО "Новгородский бизнес-парк", предоставление

налоговых льгот субъектам малого бизнеса, действующих в приоритетных для

района направлениях.

В результате ходатайства Администрации города и района в 1994 году из Фонда

социально-экономического развития области, поддержки предпринимательства и

развития конкуренции была оказана финансовая поддержка в размере 50.0 млн.

рублей УПП ВОС - для организации хлебопекарного производства. В 1995 году

финансовую поддержку получили еще 5 предприятий:

• СИД УВД ОЯ 22/3 - 60.0 млн. рублей - на организацию хлебопекарного

произ­водства;

• МП "Электрон" • 70.0 млн. рублей - для развития услуг по ремонту и

техни­ческому обслуживанию сложной бытовой техники;

• ТОО "Блюз" - 4.0 млн. рублей - на развитие парикмахерских услуг;

• АО "Силуэт" - 36.0 млн. рублей - для создания участка отделки и вышивки

швейных изделий;

• АО "Горизонт" АО "Мстатор" - 200.0 млн. рублей - для развития производства

спецтрансформаторов.

В ближайшем будущем в целях развития и поддержки малого бизнеса

предполагается открытие в г.Боровичи представительства Новгородской торгово-

промышленной палаты, оказание содействия Боровичскому Союзу предпринимателей

в создании общества взаимного кредитования субъектов малого

предпринимательства, привлечения малых предприятий к подготовке

инвестиционных проектов для участия в международной ярмарке инвестиционных

проектов "Боритек", дальнейшее использование мер налогового регулирования,

направленных на стимулирование производственной деятельности малых

предприятий.

Администрацией принято положение "О регулировании инвестиционной деятельности

на территории г.Новгорода". Планируется создание бюджетного и внебюджетного

фондов, предусматривается направление 1.5% бюджетных средств на

финансирование инвестиционных программ. Разработан перечень инвестиционных

проектов предприятий города, предлагаемых для реализации иностранным и

отечественным инвесторам. Проходят семинары, встречи, выставки с участием

иностранных представителей деловых кругов и предпринимателей города, на

которых рассматриваются практические вопросы по развитию промышленного

производства и торговли. Установлены контакты со шведскими, китайскими и

другими фирмами. Осуществляются конкретные совместные проекты. Только в 1994

году было привлечено иностранных инвестиций на сумму более 1.5 млрд. рублей.

По свидетельству специалистов: «.ЕБРР выделил 300 миллионов долларов кредита для

российского малого бизнеса. Созданный правительством России в 1993 году Фонд

поддержки предпринимательства и развития конкуренции по идее должен передавать

часть своих средств на поддержку малого бизнеса.»

*

В городе определены приоритетные направления развития малого

предпринимательства:

• производство продовольственных и промышленных товаров, товаров народного

потребления, лекарственных препаратов, медицинской техники;

• оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг населению;

• строительство объектов жилищного, производственного и социального

назначения, производство строительных материалов для реализации населению;

• развитие туризма;

• подготовка кадров для малого бизнеса.

4.2. Мероприятия общерегионального значения

1. Совершенствование нормативно-правовой базы государственной

региональной политики в сфере поддержки и развития малого

предпринимательства;

* Разработать проект закона области «О поддержке молодых предпринимателей

Новгородской области»;

* Подготовить предложение в Правительство Российской Федерации о придании

Новгородской области статуса демонстрационной территории – полигона по

ускоренному развитию малого предпринимательства;

* Проект постановления администрации области «О поддержке общественных

организаций предпринимателей в Новгородской области»;

* Провести анализ действующих и разрабатываемых нормативных актов

федерального и регионального уровня в сфере развития и поддержки малого

предпринимательства с целью упорядочения системы правового регулирования и

подготовке предложений по ее совершенствованию;

* Сбор и анализ действующих нормативных актов по поддержке малого

предпринимательства субъектов Российской Федерации с целью совершенствования

нормативно-правовой деятельности в Российской Федерации;

* Осуществить анализ конкурентной среды в обществе по группам товаров и услуг

с целью формирования маркетинговых подходов в сфере управления малыми

предприятиями;

* Обеспечить математический анализ инфраструктурных подразделений

организаций, осуществляющих поддержку малого предпринимательства;

* Осуществить анализ проблем создания и ликвидации малых предприятий;

* Разработать порядок и условия проведения международных и областных

конкурсов малых предприятий, стимулирующих развитие предпринимательства;

* Оказать поддержку 2 районам области в разрабатывании комплексной программы

социально-экономического развития территории на основе ускоренного

регулирования развития малого предпринимательства;

* Подготовить постановление администрации области о введении региональной

государственной экспертизы в сфере науки, образования, отраслей народного

хозяйства и социально-экономического развития.

2. Развитие региональной инфраструктуры поддержки малого

предпринимательства и подготовки кадров ;

* Расширить деятельность АО «Новгородский бизнес-парк» и его филиалов в

городах Боровичи и Валдай. Организовать представительства АО «НБП» в районах

области;

* Оказать содействие АО «НБП» в организации трех эффективных экономически

малых предприятий в целях укрепления доходной базы АО (сеть пунктов быстрого

питания, упаковочное производство, сервисный центр);

* Расширить деятельность АО «Новгородский технопарк» как структуры

наукоемкого инновационного бизнеса;

* Оказать содействие АО «НТП» в создании специализированного малого

предприятия с целью увеличения доходной базы АО;

* Создать при администрации области общественный совет директоров основных

инфраструктурных подразделений области, занимающихся поддержкой малого

предпринимательства;

* Обеспечить регулярную работу общественного совета директоров по

согласованию форм и методов работы;

* Создать региональный маркетинговый центр по обеспечению маркетинговой

поддержки малых предприятий и иных хозяйствующих субъектов области;

* Разработать условия взаимодействия маркетингового центра с субъектами

предпринимательства области;

* Организовать региональный инновационный центр с использованием типовых

разработок Союза независимых инжиниринговых компаний СИНОР и инженерного

центра по освоению конкурентноспособных инноваций ТЕХИНЦЕНТР;

* Оказать содействие инновационному центру и инновационному фонду в

осуществлении их деятельности;

* Расширить деятельность учебно-образовательного центра предпринимательства

и малого бизнеса в городе Новгороде, оказать содействие в поиске помещения

для размещения центра;

* Расширить деятельность учебно-делового центра Морозовского проекта в г.

Боровичи;

* Оказать содействие в создании центров переобучения женщин, не имеющих

работы, молодежи области с участием санкт-петербургского центра поддержки

предпринимательства под эгидой USAD и фонда “KNOW HOW” Великобритания.

3. Поддержка инновационной и производственной деятельности;

* Разработать специализированную региональную программу инновационного

предпринимательства;

* Подготовить сводный перечень перспективного опыта конструктивных работ по

созданию комплектного технологического оборудования и машин, типовых

строительных модулей для сферы малого предпринимательства области;

* Содействовать развитию предпринимательства и инновационной инфраструктуры.

4. Информационное обеспечение малого предпринимательства;

* Создать центр по обеспечению и ремонту технических средств и производству

базы современных ПК;

* Организовать сбор и анализ потребности малого предпринимательства для

организации маркетинговой поддержки РИАЦ, а также осуществить проведение

регулярных маркетинговых опросов в сети РИАЦ

* Создать сеть мониторинга и сбора информации об инвестиционных проектах

малых предприятий;

* Организовать мониторинг развития предпринимательства в районах области и

информационное обаспечение районов области и малых городов;

* Организовать информационное обслуживание и создать механизм льготного

информационного обеспечения малых предприятий области;

* Разработать структуру организации по формированию и эксплуатации системы

обращения к федеральным базам данных для РИАЦ и предпринимателей.

5. Стимулирование деловой активности и новых форм хозяйствования,

создание благоприятного общественного мнения для развития малого бизнеса;

* Организовать комплексное бизнес-издание;

* Подготовить иллюстрированный буклет о Новогородской области для туризма и

бизнеса;

* Подготовить и провести социологическое исследование сферы малого

предпринимательства;

* Подготовить проведение конкурса малых предприятий;

* Организовать проведение конкурса;

* Организовать проведение конкурса среди районов области за звание активного

района;

* Оказать содействие АО «НТП» и АО «НБП» и Торгово-промышленной палате в

организации телепередач по проблеме предпринимательства;

* Создать при администрации области молодежный общественный орган «Молодежный

экономический колледж (Молодежное правительство)»;

* Оказать содействие кооперативам малых предприятий на основе технологической

целесообразности.

6. Развитие инвестиционных процессов и внешнеэкономических связей.

* Подготовить постановление администрации области о Фонде социально-

экономического развития области и поддержки малого предпринимательства и

развития конкуренции, имея ввиду нормативное закрепление минимальной нормы

бюджетной поддержки развития предприятий на уровне 1,5% расходной части

бюджета;

* Финансировать на льготной возвратной основе наиболее значимые

предпринимательские проекты в соответствии с приоритетами, определенными в

программе «Малый бизнес». Соответствие прохождения в первоочередном порядке

проектов, решающих вопрос занятости женщин и молодежи.

* Расширить деятельность АО «Новгородская лизинговая компания» по

инвестированию эффективных проектов и программ предпринимательства;

* Организовать 20-25 малых совместных предприятий с инофирмами;

* Организовать международные семинары по вопросам привлечения инвестиций,

созданию совместных предприятий, развития малого бизнеса в области;

* Разработать пакет технических проектов для малого и среднего

предпринимательства с целью привлечения иностранных кредитов для приобретения

современных технологий;

* Организовать взаимодействие по разработке и предоставлению инвестиционных

проектов малого предпринимательства совместно с Северо-Западным венчурным

фондом ЕБРР и американским агентством КЭАРСБАК (Фонд поддержки малого

бизнеса).

2. Участие органов государственной власти Новгородской области в программе

поддержки малого предпринимательства на примере мебельной фирмы Селиванова

«Ограниченность экономических и политических возможностей в настоящее время

не позволяет малому бизнесу в России на равных конкурировать с крупными

корпоративными структурами. Отсюда возникает потребность в разработке политики

государственной поддержки малых предприятий с целью устранения трудностей на

начальном этапе становления слоя мелких собственников-предпринимателей.»

*

4.3. Участие органов государственной власти Новгородской области в

программе поддержки малого предпринимательства на примере мебельной фирмы

Селиванова.

«Предпринимательство – самостоятельная, осуществляемая на свой риск

деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования

имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами,

зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.»

*

В этом определении выделяются субъекты предпринимательской деятельности

(собственник или титульный владелец имущества, получивший его в

хозяйственное ведение, доверительное (траст) или оперативное управление); его

объект (инвестиции, исследование и разработка нововведений, производство,

реализация товаров, коммерческие, информационные и другие услуги); цель

(прибыль); и принципы организационной деятельности (наличие обособленного

имущества, материальная ответственность, регистрация в органах власти).

Доля предпринимателей, профессионально занятых извлечением прибыли в составе

экономически активного населения России к середине 90-х годов составила 1,1%

.торговцев -1,1%, менеджеров-бизнесменов и совладельцев фирм – 1,4%,

предпринимателей, сочетающих личный бизнес и работу по найму -

полупредпринимателей– 5,2%, менеджеров, не имеющих доли в капитале фирмы –

2,0%, наемных работников - 88,6%. Таким образом, в России бизнес-слой

составляет всего 10,8%, причем преимущественно в неразвитых формах».

**

Селиванов Геннадий Васильевич, новгородский предприниматель, родился в 1953

году в семье инженеров. Закончил Ленинградский государственный университет по

специальности "политэкономия". Долгое время работал по специальности на

промышленных предприятиях г. Новгорода: ПО "Квант" и "Волна". В 1989 году

заключил контракт на работу с частным предпринимателем. В 1993 году открыл

собственную фирму по производству на заказ бытовой мебели, преимущественно

кухонь, из импортных материалов - ЗАО "Селиванов". В настоящее время является

в данной сфере самым крупным и удачливым предпринимателем.

ЗАО "Селиванов" размещается на территории г. Новгорода, ул. Великая, 22.

Стоит отметить, что на ул. Великой, 20 занимает огромные производственные

площади бывший монстр мебельной промышленности АО "Новгородмебель". Однако,

последнее конкурентом Селиванову не является, поскольку продукция,

выпускаемая "Новгородмебель", низкокачественна, недолговечна, дорога в своей

категории, и, к тому же, не отвечает требованиям моды, можно сказать даже -

оскорбляет эстетические чувства любого человека. И то, и другое предприятия

используют высококачественные импортные материалы. Почему же Селиванов более

успешен? Малые объемы производства, возможность комбинировать основные и

отделочные материалы по желанию заказчика, разработка любых конфигураций

мебели - все это ставит малого предпринимателя на недосягаемую для

предприятий государственного сектора высоту. В то время, как на АО

"Новгородмебель" задерживается выплата налогов, рабочие получают зарплату в

300-500 рублей с гарантированной задержкой в 3 месяца, у Селиванова каждый из

работников, которых насчитывается 25 человек с учетом представителей в других

городах, зарабатывает от 1000 до 3000 рублей в месяц, регулярно их получая.

Вообще система оплаты здесь дифференцирована: сколько заработал, столько

получи. Допустил брак - плати штраф. Работаешь ударно - получи премию. У

рабочих есть мощный экономически стимул к улучшению качества работы,

повышению собственного профессионального уровня.

Геннадий Васильевич не называет сумму годовой прибыли, объясняя это

сохранением коммерческой тайны, но в качестве компенсации предлагает схему

распределения прибыли предприятия:

1.

Диплом: Программа развития и поддержки малого предпринимательства в Новгородской области в конце 90-х годов

2,5% - благотворительность;

2. 3% - заработная плата работникам;

3. 12% - амортизационные расходы и расходы на расширение производства;

4. 14,5% - закупка материалов;

5. 68% - налоги и услуги государственных организаций за предоставление

информации, аренду помещения и т.д.

Благотворительность, на которую тратится сравнительно небольшая сумма,

приносит не только моральное удовлетворение, но и создает позитивное

общественное мнение (имиджевая реклама), а также предоставляет некоторые

налоговые льготы по местным налогам.

Самой большой проблемой, конечно же, по словам предпринимателя, являются

налоги: "Я не понимаю, почему должен отдавать больше половины того, что

заработал?! Куда идут эти деньги, кому? Почему я не могу использовать их на

благо страны сам?"

Вторую проблему он определил как недостаток информации. К сожалению,

организованный с подачи администрации области информационный центр, начал

работать недавно, имеет неотработанную систему получения и распространения

информации, скудные и неполные базы данных. Торгово-промышленная палата,

также предоставляющая информационную поддержку, зачастую имеет устаревшие

сведения, и, кроме адресов и владельцев фирм, иная ее помощь практически

бесполезна. Маркетинговый центр, об открытии которого было гордо заявлено

учредительным комитетом еще в октябре 1998 года так еще и не открылся. Так

что исследования рынка товаров, конкурентного рынка и рынка сбыта Г.В.

Селиванову приходится проводить самому, опираясь на собственные знания и

опыт.

«.Опросы предпринимателей показывают, что большинство из них не видят ни

поддержки, ни управления, ни даже интереса к ним со стороны государства.»

*

Инвестиционные программы, вводимые в действие администрациями области и

города, на конкретно взятом предпринимателе не отразились никак. Конкурсы-

смотры он сам считает бесполезной тратой времени, которое лучше было бы

потратить на работу.

С микрокредитованием положение вообще особое. В 1997 году Г.В. Селиванов

обратился в Отдел по развитию и поддержке малого предпринимательства при

Администрации области с просьбой о разрешении выдачи кредита на закупку

материалов за рубежом (ламинированные плиты, ламинат, декор и фурнитура).

Однако, при выяснении порядка выдачи кредита, который длится 3-4 месяца при

успешном сборе различных документов, предприниматель решил обратиться в банк

(назвать отказался). Процентная ставка на микрокредит даже по программе

поддержки малого предпринимательства оказалась, тем не менее, непомерна

высока. Это вынудило предпринимателя обратиться к знакомым с просьбой о

займе. В настоящее время Геннадий Васильевич говорит: "Пока это возможно, я

постараюсь обойтись без помощи государства. Оно дает копейку, а взамен

требует рубль".

Существует в Новгороде и особая организация для помощи предпринимателям. Г-н

Селиванов в ближайшее время хочет попытать счастья там.

Кредитно-потребительский кооператив "Перспектива",который финансируется из

средств Агентства Меадуна - родного Развития США (USAID), продолжает успешно

работать и активно развиваться на рынке услуг для малого бизнеса. Он уже хорошо

известен многим предпринимателям не только Великого Новгорода, но и области.

Однако малый бизнес постоянно пополняется новичками. Они пытаются открыть свое

дело и испытывают при этом большие проблемы, особенно финансовые. Помощь таким

людям с низким уровнем доходов и ставит своей главной целью КПК "Перспектива".

Кооператив является партнерским агентством американской общественной корпорации

"Оппортюнити Интернэйшнл", которая оказывает поддержку малому бизнесу буквально

на всех континентах. " Схема работы с клиентами в "Перспективе" довольно

проста. Предлагаются две программы займов: групповая и индивидуальная, в

соответствии с которыми можно получить рублевый эквивалент суммы от 100 до 6000

долларов США. Для постоянных клиентов предусмотрены льготы при получении

повторных займов."* Не удивительно, что

услуги КПК "Перспектива" пользуются популярностью. Опыт показал: они

востребованы в городе и области. Со 2 ноября 1998 года действует

представительство кооператива в г. Старая Русса. К концу прошлого года было

выдано 246 займов на сумму 224000 долларов США. Для "Перспективы" заемщики - не

безликие клиенты. Сотрудники организации постоянно поддерживают с ними контакт,

интересуются их успехами, помогают решать проблемы. Они считают, что:

«Предпринимательство – форма выражения и развития личности человека. его

способностей и потребностей».**

Такое сотрудничество способствует росту взаимного доверия и ответственности.

Партнерская программа, в рамках которой "Перспектива" оказывает поддержку

малому бизнесу, основана на взаимном доверии. От попыток некоторых

недобросовестных заемщиков "забыть" о своих обязательствах пострадают, прежде

всего, нуждающиеся предприниматели, которые могут остаться без помощи.

«Можно выделить три основных пути компенсации недостатка ресурсов у малого

предприятия:

1. Тщательно разработанная система государственной поддержки;

2. Содействие со стороны крупного предприятия или специализированной

организации, например, бизнес – инкубатора;

3. Самоорганизации и кооперирование малых фирм».***

Положение, в котором оказался Селиванов, вовсе не дискредитирует его как

предпринимателя, но создает крайне негативное отношение к неразвитой, а,

возможно, просто плохо проработанной поддержке малого предпринимательства в

Новгородской области. Громадьё административных планов реализуется в малой

своей части, в основном, из-за недостаточного финансирования. То есть - кому-то

поддержка оказывается, а кому-то - нет. За недостатком места оказалось

невозможным рассмотреть положительный пример в данной сфере, но опыт

показывает, что процентное соотношение между получившими помощь

предпринимателями и теми, кому было в ней отказано - 20% - 80%. Но в условиях

современной конкурентной борьбы, похожей больше на борьбу за выживание, и это -

достижение антимонопольной политики. правда, некоторые специалисты считают,

что: «Из-за отсутствия государственной поддержки отечественные предприниматели

не в силах конкурировать с импортом и теряют рынок России».

*

Заключение

Итак, меры, необходимые для развития малого бизнеса в РФ, следующие:

· предоставление значительных налоговых льгот, дифференцированных в

зависимости от вида деятельности и направлений использования прибыли;

· создание государственных гарантий кредитования и страхования

деятельности малых предприятий; направление части средств, полученных от

приватизации, на поддержу малого бизнеса, создания рабочих мест в частном

секторе;

· стимулирование внешнеэкономической активности малого бизнеса за счет

выделения им определенной доли иностранных кредитов, предоставляемых по

межправительственным соглашениям, резервирования за ними части квот по

каждому экспортному товару;

· выделение кредитов и субсидий для прямого финансирования на старте

деятельности. Для этого создан Фонд поддержки предпринимательства и развития

конкуренции, которому планировалось выделить 25 млрд. рублей для реализации

целевых программ по развитию частного бизнеса ( реально так и не

выделенных);

· содействие организации торгово-промышленных палат, ассоциаций и других

форм, обеспечивающих представительство интересов предпринимательства в

центральных и региональных органах власти. Постановлением Совета Министров -

Правительства РФ было санкционировано формирование Совета по развитию

предпринимательства при Правительстве РФ (в дальнейшем практически

упраздненного);

· развитие финансовой инфраструктуры, ориентированной на работу с малым

бизнесом; содействие созданию специализированных банков и сети их филиалов,

обществ взаимного кредита, инвестиционных фондов, других финансовых

институтов для осуществления различных проектов силами бизнеса. Указами

Президента РФ были созданы Государственная инвестиционная корпорация и

российская финансовая корпорация, основными задачами которых являются

привлечение иностранных инвестиций, аккумулирование финансовых ресурсов и

инвестирование их в предпринимательский сектор, предоставление гарантий для

предприятий малого бизнеса при заключении перспективных контрактов как с

российскими, так и с иностранными партнерами.

За прошедшие годы было сделано немало в указанных направлениях. Упрощен режим

лицензирования. Число видов деятельности , на ведение которых раньше

требовались лицензии, сократилось с 144 до 77. Унифицирован и упорядочен

режим выдачи и использования лицензии, сокращено общее количество документов,

которое необходимо представлять для оформления и выдачи лицензии.

Введены значительные налоговые льготы малым предприятиям, определенные льготы

получили банки и финансовые компании, финансирующие малый бизнес.

Принята Федеральная программа поддержки малого предпринимательства. Наличие

подобной программы способно поставить государственную поддержку

предпринимательства на солидную и систематическую основу .

Федеральная программа учитывает тот факт, что деятельность малых предприятий

ориентирована, как правило, на местные рынки, решение региональных проблем.

Роль малого бизнеса в формировании рациональной структуры региональной

экономики исключительно велика. Отсюда и необходимость активной региональной

политики поддержки предпринимательства силами региональных органов

государственной власти.

Таким образом, развитие малого предпринимательства - важная политическая

проблема. Пожалуй, никем в России уже не оспаривается истина, что

стабильность в обществе зависит от того, располагает ли оно мощным средним

классом. Однако до сих пор эта политика остается декларативной. Необходима

целостная системная методология развития малого предпринимательства.

Реализация проекта развития и поддержки малого предпринимательства в

Новгородской области может послужить базовой моделью для других регионов

Российской Федерации. На рисунке 2 наглядно представлены возможности проекта.

Рисунок 2 (по материалам отдела статистики Администрации Новгородской области).

Удельные вес прибыли,

Диплом: Программа развития и поддержки малого предпринимательства в Новгородской области в конце 90-х годов

получаемый от деятельности малых предприятий

в общем размере прибыли

Суммируя все вышеизложенное, можно сказать, что в нынешних условиях

представители МП оказались в наиболее сложном положении, которое определяется

рядом моментов. Важнейшими из них являются следующие:

1. Отсутствие идеологии проведения реформ, стержнем которой должны стать

целостная государственная политика по отношению к МП и системный подход к

решению его проблем. Общим местом стал тезис о том, что малый бизнес

развивается скорее не благодаря, а вопреки государственной политике.

2. Неурегулированность экономических отношений не позволяет предпринимателям

в полной мере пользоваться залоговым и гарантийным правом, привлекать кредиты

и инвестиции, что зачастую приводит к свертыванию деятельности множества

малых предприятий.

3. Нежелание государства видеть в секторе МП равноправного субъекта

экономических отношений, наиболее активного и подвижного участника процесса

рыночных преобразований, который при минимальных собственных ресурсах

обеспечивает высокую оборачиваемость капиталовложений. Мелкий собственник не

имеет каких-либо существенных преимуществ в кредитно-финансовой и в налоговой

системах, в таможенной защите, испытывает значительные препятствия в развитии

бизнеса, действует в необычайно сложных условиях для выживания. Для

представителя МП становится невыгодной какая-либо предпринимательская

деятельность в сфере производства, и в большей мере он стремится утвердиться

в торговле или посредничестве. Фактическое удушение МП государством

подтверждается данными Госкомстата об уменьшении общей численности малых

предприятий с 907.7 тыс. в середине 1994 г. до 837,9 тыс. в настоящее время и

сокращении занятости в секторе МП.

4. Пренебрежительное отношение со стороны государства к МП как субъекту

рыночных отношений имеет и другое крайне негативное последствие: государство

отказалось защищать мелкого собственника и его имущество от преступного мира,

оставив его один на один с организованной преступностью - рэкетирами,

шантажистами, грабителями. Попустительство, а порой и поощрение методов

“дикого капитализма” в осуществлении первоначального накопления капитала

делает представителя МП легкой добычей преступного мира. Ни органы внутренних

дел, ни средства массовой информации не акцентируют внимание на тех жертвах,

которые несет эта группа населения. Поэтому мелкий собственник вынужден сам

искать пути отлаживания своих отношений с преступным миром и нередко - в силу

объективных и субъективных причин - оказывается втянутым в преступную

деятельность.

5. Сложными и противоречивыми являются отношения представителей МП с местной

властью. С одной стороны, МП становится естественной, объективной и надежной

опорой власти в решении экономических проблем на местном уровне, что

обеспечивает сектору МП некоторую поддержку. С другой стороны, малый бизнес

не местном уровне оказывается в полной зависимости от бюрократического

аппарата в лице чиновничества. Недостаточная урегулированность правового

положения государственного служащего позволяет чиновнику использовать свое

служебное место для изъятия значительных финансовых и материальных средств у

представителей малого бизнеса в обмен на выдачу тех или иных разрешительных

документов, которые он обязан выдавать в рабочем режиме.

Таким образом, неурегулированность отношений представителя малого бизнеса с

государством и властью, стремление последней не столько организовать и

стимулировать развитие малого бизнеса и защищать его представителей, сколько

использовать для получения денег в казну и собственного благополучия, делают

мелкого предпринимателя настолько бесправным и беззащитным, что при

продолжении такой политики он может оказаться среди наиболее горячих

сторонников изменения характера власти и государственной политики, а от его

общественного, политического поведения будет зависеть возможность и

эффективность проведения многих экономических акций.

Поэтому в силу объективных причин и факторов на современном этапе социально-

экономических преобразований в России вопросы поддержки и развития

предпринимательства, и в первую очередь малого бизнеса, неизбежно должны

выдвигаться в центр государственной политики. Анализ ситуации в стране

свидетельствует о том, что МП начинает играть все более весомую роль в

развитии национальной экономики, становится важным фактором социальной и

политической стабильности в обществе. Фактически за все годы реформ именно МП

было единственным растущим сектором экономики, обеспечивающим отдачу

вложенных средств и эффективное использование ресурсов. Он вбирал в себя

основную часть трудоспособного населения, высвобождаемого из других секторов,

снимая тем самым острые социальные проблемы.

В малый бизнес вовлекается все большее количество граждан. Занятие

собственным делом как естественная форма проявления способностей человека и

реализация его гражданских прав формирует условия создания и самоорганизации

самостоятельного общественного слоя предпринимателей, составляющих социально-

политическую базу демократических преобразований общества и в наибольшей

степени заинтересованных в продолжении и развитии курса рыночных реформ. Это

приобретает особую важность с учетом приближающихся президентских выборов, а

также выборов Губернатора Новгородской области.

* "Директор" - информационно-аналитический журнал, 1996, № 1-2, стр. 45-49

* Дж. Хасс «Тенденции развития рыночных

отношений и предпринимательства в России»// Сборник «ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО:

Экономика, управление, государственное регулирование», СПб, СЗАГС, 1996

* Г.Г. Филиппов «Бизнес, политика,

власть»// Сборник «ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: Экономика, управление, государственное

регулирование», СПб, СЗАГС, 1996

* Сборник «ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: Экономика,

управление, государственное регулирование», СПб, СЗАГС, 1996 // Журавлев Ю.Н.,

Мельников Ю.И. «Предпринимательство и инвестиционная деятельность»

* Сборник «ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: Экономика,

управление, государственное регулирование», СПб, СЗАГС, 1996 // Журавлев Ю.Н.,

Мельников Ю.И. «Предпринимательство и инвестиционная деятельность», стр. 43

* «Свободная мысль», N 11, 1995// Е.

Брагина «Малый бизнес. Состояние и проблемы», стр. 91

* «Свободная мысль», N 11, 1995 // Е.

Брагина «Малый бизнес. Состояние и проблемы», стр. 90

* Сборник «ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: Экономика,

управление, государственное регулирование», СПб, СЗАГС, 1996 // П. Вакуров

«Объединения малых и средних предприятий», стр. 142

* Гражданский Кодекс Российской Федерации в 2 ч., Москва, "Инфра-М", 1997

** Сборник «ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО:

Экономика, управление, государственное регулирование», СПб, СЗАГС, 1996 // Л.С.

Бляхман «Предпринимательство и пути его развития в России», стр. 9

* Сборник «ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО:

Экономика, управление, государственное регулирование», СПб, СЗАГС, 1996 Г.Г.

Филиппов «Бизнес, политика, власть», стр. 5

* Газ. "Новгород", 1998, 26 ноября // В. Таганский "Акулы" рынка, потеснитесь!"

** Сборник «ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО:

Экономика, управление, государственное регулирование», СПб, СЗАГС, 1996 // Л.С.

Бляхман «Предпринимательство и пути его развития в России», стр. 12

*** Сборник «ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО:

Экономика, управление, государственное регулирование», СПб, СЗАГС, 1996// П.

Вакуров «Объединения малых и средних предприятий», стр. 143

* Сборник «ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО:

Экономика, управление, государственное регулирование», СПб, СЗАГС, 1996 // Л.С.

Бляхман «Предпринимательство и пути его развития в России», стр. 11

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2007
Использовании материалов
запрещено.