РУБРИКИ |
Диплом: Программа развития и поддержки малого предпринимательства в Новгородской области в конце 90-х годов |
РЕКЛАМА |
|
Диплом: Программа развития и поддержки малого предпринимательства в Новгородской области в конце 90-х годовпроизводства достаточно рискован. Привлечение же относительно небольшого капитала под создание малых и средних форм бизнеса, представляет относительно меньшую проблему. Но, находясь в жестких условиях финансовой несостоятельности, органам местного самоуправления трудно организовывать этот процесс самостоятельно. Поэтому разработанная бизнес-программа нового типа была призвана решить, в первую очередь. эту задачу. Общий подход к разработке программы состоит в следующем: 1. Путем разноуровневых маркетинговых исследований выявлялась товарная конъюнктура (список ликвидных продуктов), обладающая устойчивым платежеспособным спросом. Наиболее вероятные виды этих продуктов подвергались экономическому анализу, после чего составлялся маркетинговый паспорт территории. 2. Далее происходил этап определения параметров будущих новых субъектов хозяйственного комплекса муниципальных образований, в этом случае главным ориентиром служит конкретная величина дефицита местного бюджета, который необходимо сбалансировать доходами от вновь образуемых предприятий. 5. Комплексное бизнес-инкубирование Эффективность хорошо организованного бизнес-инкубирования достаточно привлекательно для использования ее как формы поддержки малого бизнеса при решении проблем местного самоуправления. Задачей бизнес-инкубатора в условиях новгородской области стало обеспечение гарантии быстрого преодоления депрессивных явлений и запуск процесса активного саморазвития муниципальных образований. По оценкам специалистов в этих условиях практическое формирование рациональной производственной структуры района целесообразно осуществлять на основе лизинговой схемы, подкрепленной особой системой управления комплексным трастовым инкубированием. Данное трастовое бизнес- инкубирование гарантирует выполнение целевой сбалансированности маркетинговой программы, оплату маркетинговых сделок и является действенным способом привлечения интересов коммерческих банков к кредитованию программ данного типа. Стадии реализации программы: 1. Начальная стадия (бизнес-икубирование депрессивной территории). Рабочая группа специалистов (организующая группа), взаимодействуя с администрацией области и района, с федеральными структурами, а также с консалтинговыми и другими элементами рыночной инфраструктуры разработала целевую маркетинговую программу, которая является руководством к действию для всех участников проекта, но главное для бизнес-инкубатора и лизинговой компании. Особенно это важно, учитывая длительность проекта: только начальная стадия бизнес-инкубирования длится от 2 до 2,5 лет. (Приложение 2 ) Бизнес-инкубатор совместно с лизинговой структурой выполняет: - поиск оптимальных путей технологической реализации инвестиционных проектов; - решение, организационных, правовых и технических вопросов по созданию фирмы; - многоступенчатый конкурсный отбор арендаторов; - контроль выполнения условий лизингового договора. Кроме того, бизнес-инкубатор реализует функции трастового управления, а именно: - выполняет консалтинговое управление до полной финансово- экономической устойчивости фирмы; - принимает управленческие решения по вопросам жизнедеятельности фирмы (организационная структура, финансы, маркетинг, персонал, связи с общественностью, сбыт); - занимается продвижением производимых товаров и услуг; - передает органам местного самоуправления управленческие технологии применительно к обновленной экономической структуре района. 2. Основная стадия (оптимальное расширенное развитие территории на основе микро финансово-проышленной группы или общества взаимного кредитования). В результате нахождения в бизнес-инкубаторе фирмы укрепляют свое состояние, создают общество взаимного кредитования для обеспечения устойчивой работы и расширения своей деятельности на территории района . В предполагаемом варианте наиболее органично сочетаются интересы всех участвующих в эксперименте сторон. Местные власти получают возвращенную к новой экономической динамике территорию с полной занятостью трудоспособного населения, оживший муниципальный бюджет, возможность реализовать собственные программы развития. Предприниматели получают в рассрочку высоколиквидные фирмы с перспективными продуктами и рынками сбыта, мощную перспективу развития бизнеса и влияния на социально-экономические процессы в своем районе. Население района в результате быстрого оживления экономики восстанавливает платежеспособность, быстро начинает улучшать качество жизни и расширять возможности самореализации. Региональные власти получают стабильные бездотационные районы с развитой экономической средой и устойчивой финансовой основой местного самоуправления, общий рост социально-экономической активности населения, возможность переключить внутренние ресурсы на развитие других районов и малых городов. И, наконец, финансово-кредитные институты, ключевые элементы этого комплексного проекта, создают собственные зоны роста. В результате соединения интересов банка и группы вновь образованных малых предприятий, на втором этапе эксперимента (после достижения через 2-2,5 года целей первого этапа) может возникнуть качественно новое хозяйственное образование, своеобразная микро-финансово-промышленная группа. За прошедшее время на региональном уровне выпущен Закон Российской Федерации «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». подготовлены законы «Об упрощенной системе налогообложения для малых предприятий», «О производственных кооперативах», принято Постановление Правительства о поддержке финансового лизинга, образован Государственный Комитет Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства. В области за тот же период сформировалась устойчивая система поддержки малого предпринимательства, включающая в себя исполнительные структуры Администрации области и областной Думы, бюджетные и внебюджетные фонды поддержки предпринимательства, учебно-деловые и бизнес- центры, научные учреждения и общественные организации предпринимателей. Комплексная программа "Малый бизнес" (Третий этап) Настоящая программа разработана в соответствии с распоряжением Администрации области от 25.02 98 № 136-рг “О разработке третьего этапа Комплексной программы государственной поддержки и развития малого предпринимательства области на 1998-1999 годы “Малый бизнес” и является продолжением аналогичной программы 1996-1998 гг., так же как и федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации, исходит из того, что приоритетное развитие частного малого предпринимательства не самоцель, а основное условие экономического и социального возрождения области, всей России, что широкомасштабное развитие малого предпринимательства гарантирует политическую стабильность, осуществление подлинной демократии, ориентирующейся на коренные человеческие интересы. Свободное предпринимательство, как творческое проявление экономической инициативы граждан, является фундаментом независимости и благополучия работников и их семей. Как массовое явление малый бизнес служит катализатором экономической жизни как в плане производства необходимых обществу товаров и услуг, так и в плане потребления разнообразной продукции. Стратегия, цели и задачи программы находятся в тесной увязке с Концепцией социально-экономического развития области соответствующего периода. Демографическая ситуация в Новгородской области на фоне других регионов России неблагоприятна. Продолжительность жизни (63 года) остается одной из самых низких в стране. За 1997 год номинальные денежные доходы населения области были лишь на 8 процентов выше, чем в 1996 году, а реальные снизились за год на 10.3 процента, в то время как по России они возросли за этот же период на 3.5 процента. Среднедушевой доход в целом по области превысил в 2.02 раза стоимость набора прожиточного минимума. Но при этом у 80 процентов населения (за исключением высокодоходной группы) это соотношение составляет лишь 1.53, что свидетельствует о низкой обеспеченности основной массы населения. Учитывая резкий (в 3-5 раз) рост цен на товары и услуги в августе-сентябре т.г., сохраняющуюся высокую задолженность по з/плате, детским пособиям и другим социальным выплатам, сложившихся в I полугодии т.г., рост реальных денежных доходов населения вряд ли сохранится и уровень жизни населения области еще более ухудшится. Состояние рынка труда области характеризуется как нестабильное. Численность населения области в трудоспособном возрасте составила 409.9 тыс.чел. и за два последние года имеет тенденцию к росту. Численность занятого населения в 1997 году по сравнению с 1996 годом, как отмечалось выше, снизилась. При этом возросло количество занятых в организациях государственной и муниципальной форм собственности, а в частном секторе, напротив, снизилось на 15.4 процента. Продолжает увеличиваться число безработных с продолжительностью безработицы более года. В их числе 68 процентов - женщины, почти 12 процентов - молодежь от 16 до 29 лет. Сохраняются проблемы скрытой безработицы. За 1 полугодие текущего года численность работников, которым были предоставлены отпуска без сохранения или с частичным сохранением заработной платы по инициативе администрации, составила до 13.3 тыс.чел. (6.3 % к среднесписочной численности работающих), в том числе без сохранения зарплаты 4.7 тыс. человек (2.2%). При содействии службы занятости в I полугодии т.г. трудоустроено 5169 чел. Начиная с конца 1997 года, в промышленности области относительно устойчиво сохранялся рост объемов производства: Индекс физического объема(8 мес. 98г.) - 103.9% В условиях обострения финансового кризиса промышленные предприятия области в основном продолжают работу, но сохранить достигнутые темпы роста производства им вряд ли удастся. Основными причинами, сдерживающими рост производства во всех отраслях экономики, остаются недостаток финансовых ресурсов предприятий, низкая платежеспособность внутреннего рынка и высокая конкуренция со стороны ближнего и дальнего зарубежья, недоступность кредитов, низкий уровень платежной дисциплины, а также кризис в финансовой и банковской сфере. Все эти причины могут вызвать сокращение производства даже в наиболее стабильных отраслях. Все отрасли сельского хозяйства убыточны. Финансовое положение основной части сельхоз. предприятий можно охарактеризовать как крайне тяжелое. Собственных средств для расширенного воспроизводства у них недостаточно. Возможности местных бюджетов незначительны в силу их дотационности. По этим и другим причинам, связанным с недостаточностью государственной поддержки АПК, не удается преодолеть падение производства в АПК – сокращаются посевные площади, снижается поголовье всех видов скота, валовой сбор зерна и овощей. По степени бюджетной самостоятельности регион является дотационным. Финансовое положение области оценивается как сложное и нестабильное. По результатам первого полугодия 46,1 процента предприятий были убыточными. В первом полугодии текущего года на территории области из 40 заявленных реализовывалось 17 федеральных целевых программ. Среди программ наибольшее значение для экономики области и укрепления собственной доходной базы территории имеют программы: “Конверсия оборонной промышленности”, “Национальная технологическая база”, “Создание технических средств связи, телевидения и радиовещания”, “Возрождение российского льна”, “Повышение плодородия почв России”, “Развитие рыбного хозяйства”, “Сохранение российского леса”, “Развитие минерально-сырьевой базы РФ”, “Развитие средств электрической и почтовой связи, радио и телевидения в сельской местности”. На территории области функционирует 10 страховых организаций, имеющих лицензии на осуществление страховой деятельности, и одна лизинговая компания. По инвестиционной привлекательности в интегральном рейтинге инвестиционного потенциала область в 1997 году занимала 6 место. Инвестиционная деятельность в области в 1996-1998 годах осуществляется в условиях сокращения бюджетных ассигнований всех уровней. В 1999 году предполагается продолжить работу по привлечению иностранных и отечественных инвестиций в область, формированию образа региона как места благоприятного для инвестирования капитала, росту материального производства и услуг, продвижению к бездотационному бюджету области. Одним из стратегических направлений экономической политики Администрации области является организационная и финансовая поддержка малого предпринимательства, которая рассматривает малый бизнес как сферу наиболее быстрого вовлечения в хозяйственный оборот частного капитала, свободных трудовых ресурсов территории и рассчитывает на этой основе получить рост материального производства, насытить рынок товаров и услуг, существенного пополнить региональный бюджет. С этой целью в ходе осуществляемых в области рыночных реформ Администрация области последовательно создавала как для крупных, так и для малых предприятий благоприятные экономические условия. К настоящему моменту создана и продолжает совершенствоваться система поддержки предпринимательства и развития конкуренции, основанная на состоявшихся институциональных преобразованиях. В результате приватизации сформировался негосударственный сектор экономики, возросла его доля в структуре валового внутреннего продукта области. Завершены в основном передача земли в собственность граждан, перерегистрация земельных участков юридических лиц и закрепление их прав собственности на земельные участки. В условиях общей финансовой нестабильности и дороговизны кредитных ресурсов в общепринятых пределах осуществлялось ценовое, в том числе антимонопольное, регулирование цен и тарифов. С этой целью в соответствии с трехсторонним соглашением регулировался уровень рентабельности на продукцию некоторых предприятий, размеры торговых надбавок и скидок, вводились фиксированные цены на энергоносители, пресекались нарушения установленного порядка ценообразования предприятиями, занимающими доминирующее положение. В течение ряда лет малым предприятиям наряду с налоговыми льготами предоставлялись за счет средств областных фондов поддержки основных отраслей народного хозяйства, занятости, социально- экономического развития и поддержки предпринимательства беспроцентные ссуды. Налоговые льготы устанавливались и для организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. В число принципиальных по важности критериев экономической политики, отличающих область в положительную сторону от других российских регионов, входят: · последовательность и непрерывность экономических преобразований, проводимых в области; · активное применение на практике областного закона “О налоговых льготах предприятиям и организациям, расположенным на территории Новгородской области; · применение правила о не ухудшении условий для уже работающего на новгородском рынке инвестора, возмещение налога на пользователя автомобильных дорог в федеральный бюджет организациям с иностранными и отечественными инвестициями; · действие закона об освобождении доходов банков на прибыль в части, зачисляемой в бюджет области, при направлении средств на прямые инвестиции; · возмещение налога на добавленную стоимость в части, зачисляемой в бюджет области, вновь созданным предприятиям с отечественными и иностранными инвестициями; · существование на территории области 4 зон экономического наибольшего благоприятствования (безналоговых зон для производственных структур); · действие закона об амнистии долгов в областной и местные бюджеты в случае предоставления инвестиционных проектов финансово-неустойчивыми предприятиями и многое другое. Значительным влиянием на территории области обладают предпринимательские общественные объединения: · Новгородская Торгово-промышленная палата; · Союз предпринимателей Новгородской области; · Отделение Российской ассоциации развития малого предпринимательства; · Фонд товаропроизводителей Новгородской области; · Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств; · Общественный совет предпринимателей при Губернаторе области; · Лига деловых женщин г. Новгорода; · Ассоциация женщин-предпринимателей Новгородской области; · Общественное региональное движение “Новгородский женский парламент”; · Молодежная экономическая коллегия при Администрации области и др. организации. Одним из основных каналов взаимодействия органов государственной власти и управления области с общественностью в целях выработки согласованных позиций по политическим и социально-экономическим вопросам является деятельность областной Общественной палаты при Новгородской областной Думе и Администрации области. Новгородская область одной из первых в России приступила к системному развитию малого предпринимательства. В 1992 году при участии Международного Центра развития малых предприятий была разработана пилотная “Программа развития и поддержки малых предприятий в отраслях народного хозяйства Новгородской области в условиях формирования рыночных отношений”. Вслед за ней последовала Комплексная программа поддержки и развития малого предпринимательства Новгородской области (основные направления), разбитая на три этапа: 1) 1993-1995 г.г.; 2) 1996-1998 г.г.; 3) 1999-2000 г.г. Эти этапы предусматривают: 1. Существенное изменение роли предпринимательства в экономике Новгородской области, формирование основополагающих условий для нормального развития малого бизнеса и конкуренции на основе Концепции стабилизации и дальнейшего социально-экономического развития Новгородской области на 1993-1995 гг. 2. Формирование комплексной разветвленной системы государственного и иного содействия развитию малого бизнеса в области, способной оказать широкую поддержку деловым людям в любом районе (городе) области в 1996-1998 гг. 3. Долгосрочная стратегия органов государственного управления Новгородской области по развитию и поддержке предпринимательства до 2000 года. Таким образом можно констатировать, что цели, поставленные первыми двумя этапами Комплексной программы, в определенной части, достигнуты. Основные направления региональной политики по поддержке малого предпринимательства предполагают, что к настоящему времени сформировались три группы субъектов Российской Федерации, существенно отличающиеся по уровню региональной дифференциации развития малого предпринимательства, степени развитости Комплексная программа государственной поддержки малого предпринимательства в Новгородской области на 1999-2000 годы “Малый бизнес” (третий этап) представляет собой модель деятельности органов государственного управления, определяющую: · актуальные проблемы развития малого предпринимательства в регионе; · существующие возможности улучшения условий создания и деятельности малых предприятий и общий замысел использования этих возможностей (стратегию программы); · задачи изменения внешней среды функционирования и развития малого бизнеса; · совокупность связанных и скоординированных мер по решению этих задач; · ресурсы, потребные для реализации мер поддержки; · ожидаемые результаты (цели программы). Настоящая программа третьего этапа государственной поддержки малого предпринимательства в Новгородской области, в отличие от предыдущих двух этапов, впервые разработана на основе проблемно-ориентированного анализа ситуации в сфере малого предпринимательства. Неудовлетворительные результаты работы сектора МП, выявленные экспертами, являются следствием каких-то недостатков как вокруг, так и внутри него. Перед разработчиками программы стоял один главный вопрос: “Что требуется изменить на данном этапе в секторе малого предпринимательства области и условиях его работы, чтобы улучшить результаты на выходе?” Для выявления проблем в секторе малого предпринимательства экономическим комитетом области был сформирован независимый экспертный совет. Эксперты оценивали ситуацию в регионе по следующим направлениям: 1. Результативность малого предпринимательства. 2. Структура и потенциал малого предпринимательства.
3. Анализ среды малого предпринимательства.К настоящему времени в области зарегистрировано немногим более 7 тысяч малых предприятий, из них, по экспертным оценкам, только 2.3 тысячи ведут активную деятельность (перед органами областной статистики за 1997 год отчиталось 2293 предприятие). За 5 лет количество малых предприятий увеличилось вдвое. Отраслевая структура малого предпринимательства в разрезе производственной и непроизводственной сферы изменяется в сторону увеличения доли производственных фирм. В 1997 году всего 39.2% от общего числа малых предприятий составляли МП торговли и общественного питания. На долю промышленности, транспорта и строительства приходилось 40.5% фирм. Одним из общепризнанных показателей степени развития малого предпринимательства служит доля работающих в сфере малого предпринимательства среди общего числа занятых в экономике. В настоящее время в сфере малого бизнеса (учитывая лиц занятых индивидуально-трудовой деятельностью) сосредоточено около 23 % работающих в области. По сравнению с 1992 годом (за пять лет) доля работающих в малом предпринимательства возросла почти в 3 раза. Общая численность занятых в сфере малого бизнеса, (по данным статистики и информации экономических служб районов) увеличилась по сравнению с 1992 годом на 27.9 тысяч человек. Из общего числа занятых на малых предприятиях 87.6 процентов работают на постоянной основе. Более половины всех работающих в малом предпринимательстве занимаются индивидуально-трудовой деятельностью. Средняя численность занятых на одном предприятии - 9 человек. Самыми крупными являются предприятия промышленности и строительства, на каждом из которых в среднем работает по 14-15 человек. Самые малочисленные предприятия - в торговле и общественном питании, информационно-вычислительном обслуживании, общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка и другие. В среднем на них работает по 3-4 человека. По итогам 1997 года объем продукции, произведенной малыми предприятиями области по всем видам деятельности, составил 865.8 млн. деноминированных рублей. Наибольшую долю, 61 % от этой величины, составил объем производства малых предприятий промышленности и строительства, 17.2% - предприятий торговли и общественного питания. Значимость малого предпринимательства в отдельных отраслях экономики области за последние пять лет возросла, как по числу работающих, так и по объему производства продукции (работ, услуг): · в промышленности - удельный вес занятых на малых предприятиях в общем числе работающих в этой отрасли увеличился в 2.3 раза, а в объеме производства в 3.3 раза; · в строительстве - в 6.5 раза по числу работающих и в 2.6 раза по объему работ; · в торговле и общественном питании (без учета индивидуальных предпринимателей, занимающихся торговлей) - в 2.6 раза по числу работающих и в 1.2 раза по объему выполненных работ (услуг). Для характеристики результативности малого предпринимательства в области были использованы показатели развития малого предпринимательства за 1997 год и динамики роста за последние 5 лет: по объему производства (работ, услуг), выполненному малыми предприятиями; доле в общем объеме производства по области в сфере основных отраслей экономики; числу вновь созданных рабочих мест; балансовой прибыли; объему освоенных инвестиций; объему налоговых поступлений в бюджет области и доле малого предпринимательства в общем объеме налоговых поступлений и др. Параметры для анализа результативности были выбраны исходя из имеющейся статистической информации и экспертных оценок, полученных при проведении выборочных исследований деятельности малых предприятий и материалов по развитию малого бизнеса экономических служб районов. Анализ оценок результативности малого предпринимательства в области по приведенным в таблице параметрам позволяет сказать, что несмотря на достигнутые относительные успехи области в развитии малого бизнеса за последние годы, уровень развития малого предпринимательства недостаточен с точки зрения требований рациональной структуры рыночной экономики. По степени удовлетворительности фактические значения почти всех параметров результативности малого предпринимательства в области признаны экспертами неудовлетворительными. Очень неудовлетворительными признаны следующие параметры: - объем выполненных работ в промышленности малыми предприятиями и его доля в общем объеме промышленного производства; - балансовая прибыль малых предприятий. Объем выполненных работ малыми предприятиями области в 1997 году (по данным статистического исследования) составил 865.8 млн. деноминированных рублей, что составляет более 10 процентов областного ВВП. По мнению экспертов, этот показатель должен быть значительно выше, так как в статистическом исследовании, проведенном по заказу экономического комитета области, участвовало всего лишь 1546 малых предприятий из 2300 действующих. Кроме того, наиболее быстрыми темпами в последние годы малое предпринимательство стало развиваться на основе индивидуально-трудовой деятельности (половина всех занятых в малом бизнесе отдают предпочтение именно этой форме) а статистических показателей (по объему производства, работ, услуг и т.д ) по этому роду деятельности на сегодняшний день нет. Но даже делая досчеты, учитывая не отчитавшиеся малые предприятия, удельный вес малого предпринимательства в экономике области остается относительно низким - 15-16 процентов ВВП (тогда как в развитых странах он достигает более 50 процентов). Наиболее динамично малые предприятия развиваются в сфере торговой деятельности. Так, например, из 198 малых предприятий, вновь созданных в 1997 году, 21.7 процента начали функционировать в сфере промышленности, 12.1 процента - в строительстве и почти 40.0 процентов - в торговле и общественном питании. Однако, несмотря на большое количество малых предприятий, занимающихся торговлей, удельный вес малого предпринимательства в торговле по данным статистической отчетности очень незначителен - 6.6 процентов. По мнению же экспертов, а также данных экономических служб районов, реально этот показатель составляет около 70 процентов. Проблема заключается прежде всего в том, что при существующей системе налогообложения малые торговые фирмы стремятся не показывать в полной мере размеры своей деятельности. Это приводит к постоянному искажению реальной картины и, как хорошо видно, существенному недобору налогов в бюджеты. Удельный вес малых промышленных предприятий в общем объеме производства по области менее 4 процентов, что значительно ниже, чем в среднем по России. Объясняется это следующим: в Новгородской области основной объем промышленного производства приходится на химическую отрасль (30.6 процента от общего объема промышленного производства), которая представлена, по существу, только двумя крупными предприятиями - химическим комбинатом и заводом стекловолокна. Доля других отраслей промышленности в общем объеме производства гораздо ниже: машиностроения и металлообработки - 11.3%, лесной и деревообрабатывающей - 11.0%, промышленности строительных материалов - 2.3%, легкой - 0.4%, пищевой - 17.8%. Промышленные малые предприятия сосредоточены именно в этих отраслях. Здесь развитие предпринимательства требует относительно меньших капитальных вложений, чем в химической или электронной промышленности. .Доля малого предпринимательства в этих отраслях более ощутима, превышает средний показатель по области: в легкой промышленности приходится 12.5 процентов всего объема производства этой отрасли, в производстве строительных материалов - 10.6 процентов, машиностроении и металлообработке - 8.9 процентов, пищевой - 7.6 процентов, лесной и деревообрабатывающей - 6.0 процентов полиграфической - 14.6 процентов. Более всего, как показывает статистическая отчетность, малое предпринимательство развито в отрасли пищевой промышленности. Всего в области действует около 200 предприятий по производству продуктов питания, из них 26 - крупные и средние предприятия, которые сосредоточены в городах области - Новгороде, Старой Руссе, Боровичах и Валдае. На этих предприятиях работает половина всех занятых в сфере производства продуктов питания, здесь же производится и основной объем мясных, молочных и др. продуктов. Почти 80 процентов всех колбасных изделий области производятся на трех предприятиях - ОАО “Новгородский мясной двор”, ОАО “Комбинат пищевых продуктов “Старорусский” и ООО “Боровичский мясокомбинат”, 70 процентов хлебобулочных изделий изготавливаются в области на трех предприятиях - ОАО “Новгородхлеб”, ОАО “Боровичский хлеб” и ОАО “Старорусский хлеб”. В остальных районах пищевая отрасль промышленности представлена мелкими фирмами с небольшой численностью работающих, небольшими предприятиями облпотребсоюза и цехами по переработке молока и мяса, минипекарнями при крестьянских хозяйствах и товариществах. В комплексных программах развития малого предпринимательства (первого и второго этапов) одним из приоритетных направлений развития малого предпринимательства было определено активное развитие малого бизнеса в производственной сфере и особенно в пищевой отрасли. Третья часть финансовой поддержки оказанной конкретным предприятиям за период 1993-1997 годов из областного бюджета была направлена на организацию хлебопекарного производства, развитие предприятий по выпуску продуктов питания прежде всего в районах области. Значение балансовой прибыли малых предприятий по степени результативности малого предпринимательства в области признано очень неудовлетворительным. В 1997 году удельный вес прибыли, полученной от деятельности малых предприятий, в общем объеме прибыли по области составил 1.7 процента. В предыдущих годах этот показатель был выше: в 1994 году - 18.1 %, в 1995 году - 6.2 %, в 1996 - 14.7 %. Такой разброс показателей характерен для всех регионов России. (в 1997 году прибыль от деятельности малых предприятий в целом по Российской Федерации уменьшилась в два раза, по сравнению с предыдущим годом). Объясняется он, во-первых, заметным оттоком субъектов малого предпринимательства - юридических лиц в сферу индивидуальной предпринимательской деятельности, что влечет за собой изменение общих показателей результативности малого предпринимательства, в т.ч. прибыли. Во- вторых, действующая фискальная система налогообложения деятельности МП буквально выталкивает их в теневую сферу, где находится множество способов сокрытия реальных доходов. В целом по области малые предприятия промышленности и строительства в отчетном году получили убыток от своей деятельности более 15.0 млн. деноминированных рублей. Только в торговле и общественном питании предприятиями малого бизнеса получена балансовая прибыль в объеме 36.7 млн. деноминированных рублей. Однако, несмотря на низкий процент прибыли малого предпринимательства в общем объеме по области, более половины всех малых предприятий (51.2% от общего числа) отчетном году получили прибыль в размере 146.0 млн. деноминированных рублей (в расчете на одно предприятие - 0.15 млн. рублей. Успешнее всего работают малые производственные предприятия пищевой промышленности: из 57 МП этой сферы, отчитавшихся перед органами статистики в 1997 году, более 30 получили прибыль в размере 54.4 млн. деноминированных рублей. Для характеристики структуры и потенциала малого предпринимательства были использованы следующие основные и дополнительные параметры: число зарегистрированных и реально действующих малых предприятий; число малых предприятий на 1 тысячу жителей (плотность); стоимость основных фондов; износ основных фондов; оборотные средства собственные и привлеченные; капитальные вложения; технологический потенциал предприятий; потенциал менеджмента; число новых предприятий, регистрируемых за год; темп роста (сокращения числа малых предприятий за год и др. (ПРИЛОЖЕНИЕ 3) На протяжении нескольких последних лет количество зарегистрированных и реально действующих малых предприятий на территории области остается примерно на одном уровне - 7.0 - 7.5 тысяч зарегистрированных и более 2.0 тысяч реально действующих. Таким образом, развитие малых предприятий, значительно ускорившееся в 1992-1993 годах, под влиянием объективных факторов в настоящее время существенно замедлилось. В целом по области, при общей численности населения около 740 тысяч жителей, число зарегистрированных малых предприятий на данном этапе можно считать удовлетворительным. Однако для получения устойчивой налогооблагаемой базы необходимо существенно увеличить число действующих МП. По данным областной статистики и проведенных исследований в секторе малого предпринимательства занято около 23 процентов от общего числа работающих по области, (учитывая лиц, занимающихся индивидуально-трудовой деятельностью).10-13 процентов от общего числа занятых в экономике области работают на малых предприятиях, что соответствует уровню среднего показателя в целом по России. Важным для региона на ближайшую перспективу, по мнению экспертов, является достижение численности занятых в сфере малого предпринимательства около 135-150 тысяч человек, что позволит дать стабильную среднюю величину налоговых поступлений в бюджет около 40 процентов. По данным проведенного новгородским областным комитетом государственной статистики исследования малых предприятий за 1996 и 1997 год, в котором была использована информация о деятельности 64.4 % всех действующих малых предприятий области, объем капитальных вложений малых фирм всех видов деятельности зафиксирован в размере: 47.2 млн. деноминированных рублей - в 1996 году и 98.1 млн. рублей - в 1997 году, а с учетом досчета на число не отчитавшихся предприятий: в 1996 году - 73.3 млн. рублей и в 1997 году - 152.3 млн. рублей.
Общая характеристика среды МПЭксперты весьма строго охарактеризовали существующие в настоящий момент общие условия деятельности малых предприятий в области. И тот факт, что несмотря не отдельные положительные моменты в своем развитии, малое предпринимательство области находится еще в очень несовершенной внешней среде, еще и еще раз подтверждает необходимость усиления государственного внимания к становлению этого сектора экономики. В силу объективных причин малое предпринимательство пока не обрело той степени устойчивости, позволяющей в широком плане осуществлять межрегиональную и, особенно, международную деятельность. Уровень подготовки менеджеров, технологии управления хозяйствующими субъектами, экономическая и финансовая подготовка кадров и многое другое сегодня таковы, что существенно ограничивают возможности эффективного международного и межрегионального сотрудничества субъектов предпринимательства. Это не означает, что такая деятельность отсутствует вовсе. Многие малые предприятия достаточно успешно освоили правила и стандарты международного бизнеса и являются субъектами внешнеэкономических отношений области. Особенно со странами т.н. ближнего зарубежья, где предпринимательская культура пока совместима с российской. Но это капля в море, по сравнению с желаемыми параметрами такой работы. Потребность во внешнеэкономической деятельности МП для области крайне актуальна и требует специального инструментария для развития всех ее компонентов. В рамках программ зарубежной технической помощи предстоит большое количество различных мероприятий, направленных на повышение внешнеэкономической деятельности МП области на основе как минимум четырех крупных Международных программ, в которых участвует регион: программа “Региональные инвестиционные инициативы” (США), программа ЕС “ТАСИС”, программа ЕС “ЭКОС/УВЕРТЮРА, Российско-Итальянского проекта “Сеть Новгородских центров”. Ситуация с внутрироссийскими связями и контактами малых предприятий несколько более привлекательна. География деловых отношений Новгородских МП весьма обширна и продолжает расширяться. Однако неравномерность развития различной инфраструктуры по регионам России сдерживает этот процесс: трудности с получением достоверной маркетинговой информации, сведений о субъектах рынка, их состоятельности, о товаре и ценах и т.п. - типичная для межрегиональных контактов проблема. Частично Торгово-промышленные палаты регионов пытаются улучшить ситуацию, оказывая информационные услуги такого характера. Определенные надежды вызывает получающая все большее распространение система ММЦ - Межрегиональных маркетинговых центров, направленная на решение затронутых здесь проблем МП. Такой центр создается и в Новгородской области. Его поддержка является одним из мероприятий настоящей программы. Пока не в полной мере, но у МП появилась возможность получать гарантии для иностранных инвесторов и инвесторов из других регионов России. Эту возможность им предоставляет 24 статья областного закона о бюджете области, которой создан специальный Гарантийный фонд. 10% его объема целевым назначением предназначены для МП области. С улучшением бюджетной ситуации объемы бюджетных финансовых ресурсов, направляемых на цели гарантирования рисков МП и банков будут соответственно возрастать. При содействии Администрации области были созданы: 1. АО “Новгородский бизнес-парк”. Одна из первых в России комплексных структур негосударственной поддержки малого предпринимательства. Осуществляет свою деятельность как холдинговая структура, контролируя деятельность нескольких организаций, осуществляющих функции поддержки МП области. От консультаций по азам бизнеса, до разработки бизнес-планов и программ регионального уровня - таков диапазон бизнес-парка. 2. ОАО “Новгородский технопарк”. Вначале было структурным подразделением бизнес-парка, выделившись в 1994 году в самостоятельную структуру традиционного профиля, входящую в холдинг “Бизнес-парк”. Размещено непосредственно в университете и ведет активную работу с университетскими и иными структурами инновационного характера. 3. ОАО “Новгородская лизинговая компания”. Создана в 1995 году и занимает важное место в сфере финансовой поддержки МП региона. Единственная в области имеет лицензию Минэкономики Российской Федерации на осуществление лизинговой деятельности. 4. Учебно-деловой центр Морозовского проекта (г.Боровичи). Действует с 1994 года. Обслуживает несколько районов области и второй по величине город. Спектр услуг сопоставим с бизнес-парком. Играет большую роль в становлении МП в регионе. 5. Новгородская Торгово-промышленная палата. Образована в 1994 году. Является одной из основных структур развития предпринимательства в области. Обладает широкими правами и возможностями, находясь в системе Торгово-промышленных палат России. Осуществляет большую пропагандистскую, методическую, экспертную деятельность, защищает интересы бизнеса во всех инстанциях, организует международное и межрегиональное сотрудничество новгородских предпринимателей. 6. Учебно-деловой центр предпринимательства и малого бизнеса (г.Новгород). Работает с 1995 года как многопрофильное негосударственное некоммерческое образовательное учреждение. Создано при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID). Взаимодействует с британским фондом “Ноу- хау”. Подготовило и переподготовило несколько сотен предпринимателей области. 7. Муниципальное научно-образовательное учреждение “Диалог”. Год создания 1993. Многопрофильное некоммерческое образовательное учреждение универсального характера. Обладает возможностью вести подготовку кадров для рыночной экономики от государственных и муниципальных служащих до предпринимателей любого уровня. Взаимодействует практически со всеми ключевыми интеллектуальными центрами России. 8. Агентство развития малого и среднего бизнеса. Создано в 1996 году в рамках Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства. 9. Межрегиональный маркетинговый центр. Образован в 1998 году по инициативе Московского фонда поддержки малого предпринимательства как составная часть межрегиональной системы маркетинговых центров. В настоящее время разворачивает свою деятельность. Требуется финансовая и организационная поддержка Администрации области. Кроме этого, в области действует большое число различных учебных заведений системы народного образования, открывших при себе специальные негосударственные учебные центры или курсы, где за небольшую плату есть возможность усовершенствовать знания по финансово-экономическим, юридическим и другим направлениям работы МП. Эти структуры постоянно организуют изучение налоговых документов, правил торговли, постановлений Правительства, региональных нормативных документов и т.п., внося свой ощутимый вклад в общую эффективность работы инфраструктуры поддержки МП. Несмотря на направленность данного параграфа на рассмотрение негосударственной инфраструктуры поддержки МП, следует отдельно охарактеризовать роль двух государственных инфраструктурных организации области - Новгородского государственного фонда поддержки малого предпринимательства и Информационно-аналитического центра Администрации области, чья деятельность напрямую ориентирована на поддержку МП. Новгородский государственный фонд поддержки малого предпринимательства. Создан в 1997 году. Является основным финансовым инструментом области по реализации региональной программы развития и поддержки малого предпринимательства, проектов развития малого бизнеса. Ведет большую консультационную работу с субъектами малого предпринимательства. Оказывает организационную и методическую поддержку органам местного самоуправления. Информационно-аналитический центр Администрации области. Возник в 1995 году в рамках реализации мероприятий Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства. Способен обеспечить заинтересованных лиц обширной и достоверной информацией о региональной ситуации, маркетингового характера, бизнес - консультированием. Представленный выше далеко не полный список инфраструктурных организаций области в целом представляет довольно мощное интеллектуальное образование, играющее важную роль в развитии МП и рыночных отношений в целом. Важно, что в области не существует проблемы доступности инфраструктуры или иной методической, организационной поддержки в сфере малого бизнеса. Довлеет лишь финансовая проблема. Инфраструктура поддержки бизнеса, ее развитие и укрепление. не должны выходить из списка региональных приоритетов. Это обязывает власть учитывать в региональных программах меры поддержки, стимулирующие деятельность и развитие бизнес - инфраструктуры. В настоящей программе эти принципы сохранены. Настоящая программа поддержки МП ориентирована на то, чтобы изменить условия (внешнюю среду) малого бизнеса и за счет этого инициировать процессы изменений в его структуре, потенциале и, в конечном итоге, - результативности. В данном подразделе программы сформулирован комплекс логически связанных положений, определяющих результаты, на достижение которых ориентирована программа (целевые ориентиры программы); основные направления поддержки МП и принципиальные способы действий, посредством которых предполагается получить желаемые результаты; приоритеты распределения ресурсов и усилий по основным направлениям поддержки. Иначе говоря, здесь представлена стратегия программы, как общий ее замысел, задающий правила выбора конкретных мер поддержки МП и их интеграции в единое целое. Исходя из приведенных в предыдущих разделах оценок результативности, структуры и потенциала, а также общих условий МП возникает объективный вывод о том, что сфера малого предпринимательства области развита пока не в той степени, которая необходима для более эффективного решения социально- экономических проблем региона. В этом случае, когда сектор МП развит слабо, основная задача состоит в том, чтобы создать условия для его экстенсивного роста. Однако доминирующая ориентация на рост не исключает решения задач поддержки развития действующих предприятий как на уровне отраслей, так и на уровне территорий. Поэтому настоящая программа ориентируется не только на поддержку роста МП, но и на их развитие в определенном соотношении, на сочетание общей и специальной поддержки, предусматривающих как прямые, так и косвенные меры поддержки в оптимальном сочетании. С учетом возможностей и потребностей региона, выявленных в процессе проблемно-ориентированного анализа, стратегия данной программы ориентирована на улучшение следующих параметров результативности малого предпринимательства: 1. Числа созданных рабочих мест; 2. Балансовой прибыли МП; 3. Объема товаров и услуг, реализованных населению; Повышение результативности малого предпринимательства по этим направления предполагается обеспечить за счет: 1. Увеличения числа реально действующих субъектов малого предпринимательства (малых предприятий, индивидуальных предпринимателей); 2. Увеличения капитальных вложений на производственные нужды: 3. Укрепления потенциала менеджмента. Основное приращение результативности по данным параметрам ожидается получить: · в пищевой промышленности ( переработка сельхозпродукции); |
|
© 2007 |
|