РУБРИКИ

Диплом: Программа развития и поддержки малого предпринимательства в Новгородской области в конце 90-х годов

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Диплом: Программа развития и поддержки малого предпринимательства в Новгородской области в конце 90-х годов

федерального бюджета предусмотрено возмещение

разницы в процентных ставках по льготным кредитам, выданным крестьянским

хозяйствам, а также участие в становлении системы крестьянских банков и

страховых компаний.

Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 1994 г. № 1322 “ О мерах по

обеспечению участия малых негосударственных предприятий в реализации

государственных программ и выполнения заказов для государственных нужд”

государственным заказчикам положено при проведении конкурсных отборов по

размещению заказов на закупку и поставку товаров, выполнение работ (оказание

услуг) для государственных нужд создавать условия, обеспечивающие участие

малых предприятий в конкурсном отборе. Министерству внешних экономических

связей поручено рассматривать возможность привлечения малых негосударственных

предприятий к участию в конкурсных торгах на поставку товаров, выполнение

работ для федеральных государственных нужд.

Малым негосударственным предприятиям, участвующим в выполнении

государственных оборонных заказов, предоставляется право закупок продукции

общепромышленного применения в счет устанавливаемых Министерством экономики

РФ специальных квот обязательной продажи этой продукции.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 19 августа 1994 г. № 967

“ Об использовании механизма ускоренной амортизации и переоценки основных

фондов”, малым предприятиям предоставлено право в первый год их

функционирования наряду с использованием механизма ускоренной амортизации

списывать как амортизационные отчисления 50 % первоначальной стоимости машин

и оборудования со сроком службы свыше 3-х лет.

Следует обратить внимание на то, что поддержка предпринимательства является

задачей не только центральных, государственных органов, но и в не меньшей

степени задачей регионов, в которых в последнее время получили большую

самостоятельность.

Государственная поддержка предпринимательства на региональном уровне может

включать в себя:

· прямое финансовое субсидирование

· льготное кредитование и селективное гарантирование кредитов

· предоставление льгот по местному налогообложению

· передачу предприятиям госимущества, а также ноу-хау, технических

лицензий из подведомственного региону госсектора

· обеспечение на льготных условиях совместно с подведомственными

организациями госсектора проведения НИОКР

· участие государства в соучредительстве по организации новых

предприятий, ограниченное регулирование в ценообразовании

· формирование и регулирование рынка труда

· частичное обеспечение предприятий дефицитным сырьем и материалами

· предоставление выгодных региональных госзаказов

· упрощенную регистрацию и лицензирование деятельности, и в том числе , в

сфере внешнеэкономических операций

· юридический и экономический консалтинг

· содействие в подготовке кадров и развертывание государственной сети

подготовки специалистов для работы в условиях рыночной экономики

· обеспечение правовых льгот предпринимательской деятельности в свободных

экономических зонах, зонах свободного предпринимательства и т. д.

· содействие и координацию деятельности союзов и ассоциаций

предпринимательства

Деятельность малого предпринимательства должна быть ориентирована, главным

образом, на местный рынок, на решение региональных проблем.

Местные органы власти и управления располагают административными и

экономическими рычагами, а также средствами для регулирования

предпринимательской деятельности. Практически все органы государственной

власти на уровне республик, краев, областей и городов имеют подразделения по

экономическому развитию. Главная их цель - способствовать в конкретном

регионе развитию предпринимательства, росту производства перспективных

товаров и услуг, имеющих спрос, созданию рабочих мест. Региональные органы

государственной власти и управления должны определять направления поддержки

малого предпринимательства в регионах, а также комплекс необходимых

мероприятий, материально-технические и финансовые ресурсы для их реализации

за счет местных источников.

В ряде регионов России разработаны и осуществляются целевые программы

поддержки малого бизнеса при долевом участии средств местного бюджета.

Важным документом, направленным на стимулирование предпринимательства,

является Постановление Правительства РФ от 29 декабря 1994 г. “ О сети

региональных агентств поддержки малого бизнеса”.

Правительство выделило 1,5 млрд. рублей на создание сети региональных

агентств. Примерно столько же средств вложат регионы. Логическим завершением

обучения в создаваемых центрах будет разработка предпринимателями бизнес-

планов по выбранному направлению деятельности. Разработанные бизнес-планы

будут оцениваться с точки зрения перспектив их дальнейшего кредитования

крупными коммерческими банками, которые привлечены к учредительству центров.

Глава 3 .

Поддержка малого предпринимательства в Новгороде и

Новгородской области .

3.1. Характеристика текущей социально-экономической ситуации Новгорода и

Новгородской области. Краткие сведения о регионе . (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Город Новгород Великий – областной центр Новгородской области – расположен на

расстоянии 510 км. от Москвы и 180 км. от Санкт-Петербурга. Общая площадь

городских земель составляет 7738 га, из них застроенных – 4796 г. Численность

населения города – 240,8 тыс. человек, из них трудоспособного населения

–148,1 тыс., т.е. 63%. Существенное влияние на изменение численности

оказывает миграция, от 25 до 30% прибывающих в область переселенцев

приходится на Новгород.

Новгород – это около 6 тысяч крупных и малых предприятий, выпускающих сотни

различных видов продукции: от телевизоров и видеомагнитофонов до

разнообразной сельскохозяйственной продукции.

Анализируя финансово-хозяйственное положение промышленных предприятий

Новгорода, можно отметить, что с конца 1994 года наметилась и сохраняется в

настоящее время тенденция относительной стабилизации. Более чем вдвое по

сравнению с прошлым годом возросло число предприятий, обеспечивающих

физический прирост объемов производства. Это предприятия химической,

деревообрабатывающей, пищеперерабатывающей промышленности. При этом

предприятия государственной и федеральной собственности оказались наименее

приспособленными к работе в переходный период. Индекс физического объема на

предприятиях государственной формы собственности составил 32,7, федеральной –

21,0, областной – 64,7, частной - 82,9, смешанной – 101,3.

Ситуация на рынке труда складывается под влиянием спада производства и

характеризуется ростом числа лиц, нуждающихся в трудоустройстве, увеличением

скрытой безработицы на работающих предприятиях, снижением спроса на рабочую

силу. официальное число зарегистрированных безработных достигло четырех тысяч

человек. Уровень безработицы приближается к 3%. Ежемесячно около 40%

предприятий работают в сокращенном режиме или с частичной приостановкой

производства.

В настоящее время в городе осуществляют финансово-хозяйственную деятельность

2300 малых предприятий, в которых занято свыше 30 тыс. человек. Из них

действует 40,5% в сфере производства, 39,2% - в сфере торговли.

Территория Новгородской области 55,3 тыс. кв. километров (больше территории

таких государств, как Бельгия, Дания, Нидерланды, Швейцария, Швеция). области

расположена на Северо-Западе России, граничит с Псковской, Тверской,

Ленинградской и Вологодской областями. Климат территории умеренно-

континентальный с относительно теплой зимой и теплым летом. Численность

населения на начало 1997 года составляла 739,3 тыс. человек, из которых 525

тыс. (71%) проживает в городах, 214,3 тыс. (29%) – в сельской местности.

Плотность населения – 13человек на 1 кв. км. (против 8,7 чел./кв. км. в

среднем по России).

Особенность расположения Новгородской области состоит в том, что она

связывает транспортными магистралями два ведущих рынка России – мегаполисы

Санкт-Петербург и Москву.

Автоматическая телефонная связь обеспечивается со всеми регионами России и со

110 странами мира. Введены в эксплуатацию системы сотовой связи NMT-450,

GSM-900, AMPS . В Новгороде находятся два сервера-провайдера компьютерной

сети Интернет. Завершено создание областной системы автоматизированного

земельного кадастра с использованием передовых компьютерных технологий при

участии национальной земельной службы Швеции.

По экспертной оценке Всемирного банка область вошла в шестерку наиболее

привлекательных для иностранных инвесторов в России . 2). Этому способствует

наличие вторичного рынка земли, реализация на практике областного Закона «О

налоговых льготах предприятиям и организациям, расположенным на территории

Новгородской области», согласно которому любые предприятия, отечественные и

зарубежные, имеющие инновационные проекты, одобренные Администрацией области,

занимающиеся производительной деятельностью и зарегистрированнные на

террритории области, освобождаются до полной окупаемости всех вложенных

средств от уплаты всех налогов в областной и районный бюджеты; невысокий

уровень инвестиционного риска; частичное освобождение от налогов на

маркетинговые действия.

Основные сведения: большая часть населения – русские (96%), средний возраст –

37,4 лет. Треть трудовых ресурсов области занято в промышленности, 11% - в

сельском хозяйстве, 8.1% - в строительстве, 12.2% - в торговле и общественном

питании. Статус безработного на 01.01.99 имели около 14,5 тыс. человек, т.е.

3.5% трудоспособного населения.

Основной объем валовой продукции области - 87% - создается в отраслях

материального производства (промышленность – 48%, строительство -11%,

сельское хозяйство – 10%, торговля – 5%).

Основным видом транспорта в области является автомобильный, железнодорожный

транспорт занимает 2% в объеме перевозок пассажиров, и 39.5% - в общей

перевозке грузов.

Следует отметить, что, однако, территориальную неравномерность социально-

экономического развития региона. Это вызывается, в частности, сложившейся

неравномерностью размещения производств и их специализацией, различной

степенью развития инфраструктуры. Ряд агропромышленных районов области

(Батецкий, Маревский, Волотовский, Поддорский) особенно отстают в социально-

экономическом развитии. По существу, такие районы следует отнести к

депрессивным, их состояние характеризуется такими главными критериями:

1. Спад производства;

2. Низкий доход на душу населения;

3. Высокая безработица.

3.2. Исторические предпосылки возникновения и развития предпринимательства

в Новгороде и Новгородской области.

В 1918 году предпринимательство было запрещено под страхом смертной казни. Из

российской жизни изъяли важнейший элемент экономического развития. За

несколько лет был ликвидрован слой мелких предпринимателей – профессиональных

организаторов российской экономики, который Россия вынашивала и рождала

столетиями. К 1920 году было физически истреблено и оказалось в вынужденной

эмиграции более 100.000 предпринимателей. В последние десятилетия. включая и

последние годы, предпринимательство рассматривалось в соответствии с

законодательством как уголовно наказуемое преступление. Потеря

предпринимательства слоя была непоправима для России. Она лишилась уникальных

тружеников, которые по своему культурному уровню, психологии, образу жизни

заметно отличались от западных предпринимателей. Очень важно подчеркнуть, что

наряду с крестьянством российские предприниматели в гораздо большей мере, чем

другие социальные группы. сохранили самобытные черты русского народа. несли в

себе ценности русского национального сознания и русской культуры.

Новгород Великий – один из древнейших русских городов, сыгравший выдающуюся

роль в создании древнерусского государства. Этому немало способствовало его

географическое положение. Город расположен на берегах многоводной реки

Волхов, вблизи ее истока – озера Ильмень, в северной части Великого водного

пути «из варяг в греки», связан с Волгой и Каспийским морем с одной стороны и

Западной Европой с другой стороны. Новгород вошел в историю как крупный

ремесленный и торговый центр не только Руси, но и всей Европы, и как северо-

западный форпост древнерусского государства.

Новгороду принадлежит одно из первых мест среди русских городов, являющихся

средоточием сокровищниц культуры и искусства. По наличию памятников и

монументальной живописи XI – XII веков Новгород не имеет себе равных среди

других городов. Наиболее значительными из них являются:

- архитектурный ансамбль Кремля с его достопримечательностью –

Софийским собором, одним из самых выдающихся памятников русского зодчества,

имеющим мировое значение и памятником «Тысячелетие России»;

- ансамбль Ярославова дворища с Никола-Дворищенским собором;

- ансамбль Юрьева, Антониева и Зверина монастырей, церкви Спаса-

Нередицы, церкви Никола-на-Липне, церкви Федора Стратилата, церкви Спас-на-

Ильине, городской земляной вал.

После принятия христианства в Х веке и объединения с Киевским княжеством,

Новгород в течение нескольких веков еще был вторым по величине и значению

городом древней Руси.

Поскольку Новгородская земля не была под игом татаро-монгольских

завоевателей, то сохранившиеся в ней традиции русского каменного зодчества

явились основой развития архитектуры и искусства образовавшегося после

освобождения Московского централизованного государства.

Господин Великий Новгород, ныне Новгород Великий, был одним из самых

характерных городов русского предпринимательства. Торговлей и

предпринимательством жила здесь большая часть населения, и предприниматель

был главной фигурой, вокруг которой складывались сказки и легенды.

Новгородский торговцы в XI – XII веках проникали в дальние, неизвестные ранее

страны, населенные неизвестными племенами. В “Повести временных лет” под 1096

годом приводится рассказ новгородца Гюраты Роговича о торговле новгородцев

Норвегией. Знаменитый Садко – реальный человек, Сотко Сытин, упоминавшийся в

летописи в 1167 году в качестве строителя церкви Бориса и Глеба в Новгороде.

Новгородские купцы вели свою торговлю и промысловую деятельность артелями или

компаниями, представлявшими из себя хорошо вооруженные отряды, так называемые

«ватаги». Артельных предприятий в Новгороде насчитывались десятки, в

зависимости от товаров, которыми они промышляли и местности, куда ходили

торговать. Были, например, поморские купцы, торговавшие на Балтийском и Белом

морях, низовские купцы, имевшие рынок сбыта в Суздале и т.п.

Самые основательные предприятия в Новгороде объединялись в торгово-

промышленную ассоциацию, именуемую тогда «Иваново-сто». На общем собрании

«Иваново-сто» купцы выбирали старосту, который руководил делами этой

организации, наблюдал за общественной кассой и оформлением деловых

документов.

Возникающие между предпринимателями и покупателями противоречия решались в

специальном торговом суде, председателем которой был тысяцкий. Купцы,

входящие в «Иваново-сто», обладали большими привилегиями. В случае финансовых

затруднений им предоставляли кредит, или даже безвозмездную помощь. При

опасных торговых операциях от «Иваново-сто» можно было получить вооруженный

отряд для охраны.

Большую взаимовыгодную торговлю новгородские купцы имели с Ганзейский

торговым союзом. Новгородцы скупали по всей России льняные ткани, выделанные

кожи, смолу, хмель, воск, строевой лес, мед, меха, хлеб. От ганзейцев купцы

получали вино, металлы, соль, сафьян, перчатки, крашеную пряжу и разные

предметы роскоши. Сильно развитые предприятия вкупе с народным

самоуправлением были главными условиями экономического процветания древнего

Новгорода, которое неоднократно отмечалось иностранными путешественниками и

купцами.

Анализируя характер великороссов, отмечая черты, которые могли бы

способствовать развитию предпринимательства, русский историк академик В.

Безбородов выделяет особо:

1. Чувство меры, которое уравновешивает все разнообразные душевные

порывы, движения, увлечения всяких других чувств и страстей, соразмеряет

важность различных целей и силу наличных способов их достижения;

2. Практический расчет – умение сосредотачиваться на важнейших и

ближайших целях жизни, и пожертвовать в момент действия всеми более

отдаленными, менее необходимыми и менее достижимыми, хотя бы и самыми

возвышенными целями;

3. Самообладание среди разнородных и противоположных потребностей жизни и

стремлениями к их удовлетворению;

4. Трезвость характера, не позволяющая увлекаться всплесками чувств и

страстей, удаляющих от решения поставленной задачи, от начатого предприятия;

5. Сила воли, непрерывно поддерживающая бодрость духа, не позволяющая

поддаваться излишнему самообольщению при успехе, и чрезмерному унынию при

неудаче, всегда дающая рассудку господство над порывами чувств.

Именно эти черты стали фундаментом для развития русского предпринимательства,

и определяли его успех на протяжении более тысячи лет.

3.3. Становление системы поддержки и развития малого предпринимательства

Новгородская схема развития предприятий с акционерной формой собственности

малого бизнеса привлекла внимание экспертов Международного банка

реконструкции и развития. На международный конкурс, организованный этим

банком, областная администрация представила проект «Новгородский бизнес-

парк».

Администрация Новгородской области в течение ряда лет системно реализует

стратегию, направленную на стабилизацию и дальнейший рост экономики области,

развитие малого предпринимательства. Эффективным инструментом воздействия на

кризисные ситуации власти региона считают становление сферы малого бизнеса.

Все органы государственного и муниципального управления области ориентированы

на создание благоприятных условий для инвестиционной деятельности, развития

предпринимательства, поиск инновационных моделей эффективного управления,

продвижение территории к международным стандартам организации социально-

экономических процессов.

Несмотря на множество объективно существующих проблем, в 1997 году начался

рост производства: в машиностроении –10 %, в производстве товаров народного

потребления – 16%. В 1998 году позитивные тенденции сохранились.

В качестве первого шага в Новгородской области была предпринята организация

АО «Новгородский бизнес-парк», учредителями которого стали администрация

области, ведущие ВУЗы города, кредитно-банковские структуры, страховые

общества, фермерские хозяйства. Правительство РФ выделило 250 млн. рублей на

первоначальное развитие. Существенная черта – организация начала объединять

науку и большой капитал. «Под одной крышей» стало возможно разместить 70

отдельных фирм и проектных групп. Инновационных фонд «Новгородский бизнес-

парк» сконцентрировал как доходы от собственной деятельности, так и взносы

российских и зарубежных инвесторов, а на первых порах -и федеральные

субсидии. Далее развитие Новгородской области происходило в направлении

реформирования малого и среднего предпринимательства, затрагивая как

федеральное законодательство, так и законодательство субъектов Российской

Федерации. В 1997 году разработана концепция и модель форсированного развития

депрессивных территорий области. Особенность разработанной модели состоит в

том, что она предусматривает возможность быстрого решения комплексных

социально-экономических проблем различных муниципальных образований: районов,

городов и т.п. Достижение столь быстрого преодоления кризисных ситуаций в

муниципальных образованиях предполагается осуществить прежде всего за счет

регулируемого развития малого и среднего фермерского бизнеса. Ключевые

положения предполагаемой модели следующие:

- маркетинговая система организации производственно-хозяйственного

комплекса административных территорий, позволяющая обеспечить управляемость

экономико-социальных ситуаций;

- особая система внешнего управления всеми элементами социально-

экономической структуры территории, обеспечивающая гарантированное достижение

поставленных целей и задач (комплексное трастовое инкубирование

административных территорий в целом);

- широкое целенаправленное использование финансовых лизинговых

схем при формировании производственно-социальных комплексов нового поколения,

ориентированных на преодоление депрессивности, и дальнейшее ускоренное

развитие административной территории области.

Малое предпринимательство – объективный фактор развития муниципальных

образований в современных условиях. Эффективность малого бизнеса проявилась

при реализации федеральных целевых программ государственной поддержки малого

предпринимательства, а также региональной программы. Именно малый бизнес

способен изменить условия в решении конкретных социально-экономических задач,

прежде всего на уровне местного самоуправления. Проведенные среди

предпринимателей исследования показали объективную картину распределения

факторов влияния на условия функционирования малого предприятия:

1. 62.2% - создать устойчивую законодательную базу предпринимательства;

2. 52.4% - разработать дифференцированную систему налоговых льгот;

3. 45.8% - сократить бухгалтерскую отчетность;

4. 43.2% - разработать механизм для усиления заинтересованности

муниципальных органов власти в развитии малого предпринимательства;

5. 34.6% - ускорить процесс приватизации государственного и

муниципального имущества;

6. 24.8% - демонополизировать структуры экономики;

7. 21.4%- организовать школы, курсы по подготовке и переквалификации

специалистов для работы в новых рыночных условиях;

8. 21% - создать информационную систему о рынке товаров и труда;

9. 18.2% - искать способы привлечения иностранных технологий;

10. 14% - организовать работу бирж, торговых домов, снажбенческо-

посреднических фирм;

11. 11.9% - увеличивать привлекательность для иностранных инвестиций;

12. 9.8% - отпустить цены.

Целью новгородской модели ускоренного развития местного самоуправления

является превращение малого бизнеса в главный из факторов развития

муниципального образования, (особенно это касается депрессивных районов), при

решении социально-экономических проблем.

«Законодательные основы предпринимательской деятельности установил

Гражданский Кодекс Российской Федерации. Его вторая часть, вступившая в силу

1 марта 1996 года, устанавливает механизм защиты экономических прав

предпринимателей, формы договоров, нормы ответственности партнеров по ним

(обязательное право), правила сдачи в аренду и доверительное управление любым

имуществом (без последующего перехода в собственность), гарантии возврата

банковских вкладов путем их обязательного страхования и т.д.

Можно считать, что на этом завершается первоначальный этап развития

предпринимательства в современной России (1987-1992 гг.) и начинается его

цивилизованный период».*

В Новгороде законодательная база по поддержке и развитию малого

предпринимательства удивительно многобразна и динамична. Более того, главы

администраций находят необходимым сами разъяснять смысл нормативных актов

предпринимателям. Так, например, 26 октября 1998 года мэр Великого Новгорода

А. В. Корсунов провел вторую встречу с предпринимателями города. Первая

состоялась месяц назад. На ней подверглись критике недавние постановления

правительства РФ о внесении изменений в правила торговли с применением

контрольно-кассовых машин (ККМ). 19 октября администрация области приняла

постановление, которое разрешает до 1.01.99 года торговать без кассовых

аппаратов с открытых прилавков промышленными и продовольственными товарами,

сельхозпродукцией из личных подсобных хозяйств и от фермеров, в киосках -

мороженым, безалкогольными напитками в розлив и табачными изделиями,

изготовленными в РФ. Участники совещания получили разъяснения о правомерности

действий работников центра стандартизации и метрологии и милиции в сфере

бизнеса, узнали о готовности юристов союза предпринимателей "Профессиональный

альянс" давать бесплатно юридические консультации.

В настоящее время обилие законодательных актов Новгорода и Новгородской

области не позволяет рассмотреть подробно весь спектр творчества

законодательных органов. И, тем не менее, остановимся на некоторых из них:

Концепции социально-экономического развития города Новгорода на 1998 год

(поддержка предпринимательства), и Программе содействия занятости населения

г. Новгорода на 1997 год.

Программа содействия занятости населения г. Новгорода

на 1997 год составлена на основе анализа состояния и развития рынка труда и

прогноза поступления средств в фонд занятости. Она предусматривает

продолжение работы по расширению спектра и повышению качества услуг,

оказываемых службой занятости населению, повышение внимания к безработным

гражданам, особо нуждающимся в социальной защите, совершенствование

информационной деятельности. Среди активных мер по реализации политики

занятости в Программе намечено обеспечение материальной поддержки безработных

граждан через выплату пособий по безработице и материальной помощи, а также

предоставление досрочных пенсий. Финансирование Программы предполагается

осуществлять в основном за счет Государственного фонда занятости населения по

Новгородской области, а также дотаций из централизованных на федеральном

уровне средств фонда. Реализация настоящей Программы должна оказывать

положительное воздействие на сдерживание роста безработицы в городе,

смягчение ее последствий для граждан, длительное время находящихся в поиске

работы. Городскому центру занятости населения: Совместно с комитетами

экономики и финансов, по социальным вопросам Администрации города в 1

полугодии разработать и внести на утверждение Администрации города Программу

создания новых рабочих мест в г. Новгороде до 2000 года. Городскому центру

занятости населения в течение года: Проводить консультации с безработными с

целью выявления лиц, желающих организовать собственное дело или приступить к

индивидуальной трудовой деятельности. Проводить тестирование всех граждан для

выявления способностей к предпринимательству и самозанятости. Обеспечить

приоритетное направление на производство товаров и услуг В организации

собственного дела .Обучить в Учебно-деловом центре при ОАО Новгородский

бизнес-парк; основам предпринимательства не менее 30 безработных и заключить

с ними договоры на индивидуальную трудовую деятельность. Совместно с ОАО

Новгородский бизнес-парк; провести ярмарку предпринимателей и граждан,

занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью. Также предполагается

содействовать профориентации и переобучению граждан.

Концепция социально-экономического развития города Новгорода на 1998 год.

Поддержка предпринимательства предусматривает:

- формирование комплексной разветвленной системы содействия развитию малого

предпринимательства;

- совершенствование законодательной базы. Привлечение предпринимательских

кругов к обсуждению и принятию областного закона "Об основах государственной

поддержки малого и среднего предпринимательства в Новгородской области";

- определение приоритетности в предоставлении налоговых льгот малым

предприятиям, осуществляющим производственную деятельность и вкладывающим

собственные и привлеченные средства в реализацию конкретных инвестиционных

проектов, предприятиям, осуществляющим социально значимую деятельность для

жителей города;

- активизация деятельности созданных в предыдущие годы инфраструктурных

образований («Новгородский бизнес-парк», «Новгородский государственный фонд

поддержки малого предпринимательства», «Новгородская лизинговая компания»).

Оказывать содействие Новгородскому региональному агентству поддержки малого

предпринимательства в развитии новых элементов услуг предпринимателям в

маркетинговой, консалтинговой, информационной, аналитической деятельности;

- содействие развитию малых предприятий, занимающихся производственной

деятельностью: привлечение внебюджетных источников финансирования, в первую

очередь банковского капитала и частных отечественных и иностранных

инвестиций; развитие микрокредитования при разработке бизнес-планов;

проведение взаимозачетов; предоставление информации по имеющимся свободным

производственным площадям; составление бизнес карты города; проведение

выставок, конкурсов. Например, городской смотр «За высокую культуру торгового

обслуживания покупателей и образцовое содержание предприятий торговли и

общественного питания». Цель смотра (Положение Администрации Новгорода от

30.03.98 N 54)- повышение культуры торгового обслуживания покупателей,

поддержания санитарного порядка в предприятиях торговли и общественного

питания, содержания их в образцовом состоянии. Участники городского смотра -

коллективы предприятий торговли и общественного питания Новгорода всех форм

собственности.;

- развитие и совершенствование форм образования для кадров малого

предпринимательства в области менеджмента, маркетинга на основе

муниципального научно-образовательного учреждения "Диалог", Новгородского

государственного университета им. Ярослава Мудрого, Новгородского учебно-

делового центра предпринимательства и малого бизнеса и других учебных центров

города. Совместно с корпорацией "Карана" в рамках программы "Партнерство во

имя свободы. Новгород Великий" осуществлять обучение специалистов по

менеджменту в сфере бизнеса и финансов;

- содействие развитию женского бизнеса, создание дополнительных рабочих мест

для женщин. Проведение конкурса "Женщина - предприниматель 1998", что даст

возможность активнее вовлекать женщин в бизнес;

- содействие кооперированию малых, средних и крупных предприятий в союзы,

ассоциации, торговые палаты и другие объединения способствующие их развитию;

- обеспечение поддержки внешнеэкономической деятельности предпринимателей в

организации деловых контактов с иностранными и отечественными инвесторами для

привлечения иностранных инвестиций в рамках основных направлений программы по

созданию имиджа Новгорода, например, Постановление городской администрации от

21.02.95 N 27 « О предоставлении льгот предприятиям с иностранными

инвестициями», где в частности сказано: «В целях привлечения иностранных

инвестиций в экономику города и в соответствии с пунктом 1 Закона Российской

Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и на основании

постановления Новгородской областной Думы от 28.12.94 N115-ОД "О предоставлении

льгот предприятиям с иностранными инвестициями" постановляю:... [эти

предприятия] освобождаются от уплаты в городской бюджет налога на прибыль,

налога на имущество предприятий до полной окупаемости»

*

Кроме этих актов, следует упомянуть и о Положении о центре информационной

поддержки предпринимателей от 13.07.94 № 106, который создается при

Администрации города в рамках работы Совета экономического развития города и

не является отдельным структурным подразделением Администрации. Работа в

Центре выполняется специалистами комитета по экономике и отдела АСУ в течение

рабочего времени наряду с основными функциональными обязанностями. Центр

призван оказывать предпринимателям и предприятиям малого бизнеса помощь в

получении доступа к информационным компьютерным сетям. Информация

предоставляется на платной основе по тарифам, утвержденным Администрацией

города. Средства, полученные за предоставляемую информацию, зачисляются на

счет сумм по поручениям Администрации 000142050 в коммерческом банке

"Славянбанк" и расходуются согласно Положению о спецсчете (от 22.11.93 N 141)

для поддержки развития предпринимательства и малого бизнеса и на техническое

оснащение Центра. Центр создается и ликвидируется Администрацией города.

Информационное обслуживание включает в себя: подключение к абонентской сети;

выдачу заказанной информации на дискете или в распечатке на бумаге; передачу

информации в сети Релком и Фринет; размещение информации в периодической

печати Санкт-Петербурга через сеть Фринет.

Таблица 1 Распределение ответов респондентов о наиболее ценных видах

информации среди тех, кто основной проблемой считает сбыт продукции (число

респондентов, давших положительный ответ - 113 человек, т.е. 56,2% )

Виды информации

Человек

%

О внутренних рынках сбыта

8272,6%
О поставщиках3833,6%
О зарубежных рынках сбыта2623,0%
О партнерах для совместного производства2925,7%
Об источниках и условиях кредитования3228,3%
О новых технологиях3026,5%
О новых методах управления и организации производства1715,0%
О хозяйственном законодательстве5548,7%
Другое65,3%
Нет ответа00%

Что касается инвестиционной инициативы, то в Новгородской области, крайне

привлекательной с точки зрения зарубежных и отечественных инвесторов,

разработана оптимальная программа, направленная на развитие этой сферы

предпринимательской деятельности: программа «Региональные инвестиционные

инициативы». «Для успешного развития предпринимательства в России важное

значение приобретает реализация его инвестиционной функции.»

*

Оживление инвестиционной деятельности – это основное условие для выхода

России из нынешнего кризиса и создания предпосылок для устойчивого

экономического роста.

Администрацией города Новгорода в течение 1994-1997 годов принимались меры по

оказанию содействия в развитии малого бизнеса, привлечении инвестиций в эту

сферу хозяйственной деятельности. Определены основные принципы поддержки

предпринимательства. На малый бизнес, вкладывающий собственные и привлеченные

средства в развитие производства, распространяются все налоговые льготы,

определенные местным законодательством. Только в 1997 году предоставлены

налоговые освобождения малому и среднему бизнесу, осуществляющему

инвестиционные проекты на сумму 5711 млн. руб. Естественно, что для

нормального ведения бизнеса необходимо создать условия, позволяющие

предпринимателю нормально работать. Основной упор делается на развитие

инфраструктуры по поддержке предпринимательства. В городе созданы и все

активнее начинают помогать малому бизнесу: «Новгородский бизнес-парк»,

«Новгородский государственный фонд поддержки предпринимательства», лизинговая

компания, региональное агентство поддержки малого предпринимательства,

учебно-деловой центр предпринимательства. Все эти структуры оказывают

предпринимателям широкий спектр услуг по развитию производства, привлечению

инвестиций, финансированию проектов. Так за последние три года через эти

структуры малые предприятия получили льготные кредиты и ссуды на сумму около

четырех миллиардов рублей. Администрация содействует развитию малых

предприятий в привлечении внебюджетных источников финансирования , в первую

очередь банковского капитала. Им предоставляются налоговые льготы в части

прибыли, полученной от кредитования одобренных Администрацией инвестиционных

проектов, оказывается помощь при разработке бизнес-планов, в распространении

информации, поиске партнеров по совместному ведению бизнеса, проведении

выставок, конкурсов, встреч, как с отечественными, так и иностранными

инвесторами. Существенный толчок в развитии структур поддерживающих малый

бизнес оказала программа «Новгород Великий - Партнерство во имя свободы» В

рамках этой программы удалось значительно расширить и удешевить спектр

финансовых услуг малому бизнесу, с основными из них можно познакомиться в

этом материале. Справочник, выпущенный Управлением по промышленной политике и

внешнеэкономическим связям Администрации города Новгорода, с помощью

Программы США - Россия «Новгород Великий - Партнерство во имя свободы»,

станет хорошим попутчиком в бизнесе и информационным мостом между

предпринимателями и структурами поддержки малого предпринимательства.

Налоговое бремя для малых предприятий также снижено. С декабря 1994 года

действует областной Закон «О налоговых льготах предприятиям и организациям,

расположенным на территории Новгородской области», согласно которому

предприятия с иностранными инвестициями, занимающиеся производственной

деятельностью и зарегистрированные на территории области, освобождаются до

полной окупаемости вложенных средств от уплаты налогов в областной бюджет, по

которым право льготирования принадлежит субъектам Федерации. Методика расчета

периода полной окупаемости проектов подготовлена всемирно известной

консалтинговой фирмой «Артур Андерсен». Кроме того эти предприятия независимо

от суммы привлеченных инвестиций освобождаются от уплаты части налогов в

территориальный дорожный фонд. В свою очередь, многие районы и города области

предоставляют предприятиям с иностранными инвестициями дополнительные льготы

по местным налогам. 1 января 1997 года в четырех районах (ранее планировалось

в двух!) области созданы зоны экономического благоприятствования с особым

налоговым режимом (Постановление Администрации Новгородской области «О зонах

экономического благоприятствования» от 27.12.96.). Все коммерческие

организации (за исключением занимающихся торговлей) освобождаются от уплаты

всех налогов, по которым право льготирования принадлежит областной Думе

(налоги на прибыль и имущество, сбор на нужды образовательных учреждений,

плата за недра, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы,

земельный и транспортные налоги, лесной доход, плата за воду), а налог на

прибыль, уплачиваемый ими в федеральный бюджет, возмещается

налогоплательщикам из областного бюджета. Таким образом предприятия,

вкладывающие собственные и привлеченные средства в реализацию проектов на

территории Новгородской области и освобождаемые от уплаты в среднем до 30% от

общей суммы налогов, имеют гораздо больше налоговых льгот, чем аналогичные

предприятия в Калининградской области (свободная экономическая зона

«Янтарь»). Законодательные и исполнительные органы области гарантируют

иностранным инвесторам неухудшение областных законодательных условий

деятельности их предприятий существовавших на момент принятия решения об

инвестировании. Гарантии могут быть пересмотрены только в случае их

несоответствия последующим изменениям законодательства Российской Федерации.

Администрацией Новгорода и Новгородской области также предусмотрена помощь

малому бизнесу в сфере маркетинга. Это ознаменовалось, в первую очередь,

созданием Межрегионального маркетингового центра с участием советника мэра

Москвы по малому предпринимательству, председателя общественного совета по

малому предпринимательству при правительстве и мэре Москвы, президента

Российской Ассоциации развития малого предпринимательства Александра Иоффе и

вице-президента Московского фонда поддержки малого предпринимательства,

руководителя проекта системы ММЦ Елены Емельяновой. 5 августа в областной

администрации состоялись официальные переговоры по созданию ММЦ и подписание

соответствующих документов.

Анализ рынка продукции предприятий и выбор стратегии ценнобразования

составляют основу маркетинговой политики розничной торговли. Однако характер

принимаемых решений существенно зависит от внешней среды. Важнейшие ее

особенности на сегодня – это инфляция, снижение уровня жизни населения и

ненасыщенность товарного рынка.

Межрегиональный маркетинговый центр в Новгороде будет 25-м по счету, созданный в

рамках Московского проекта по созданию единого информационного поля для

предпринимателей. Аналогичные центры созданы в Новосибирске, Краснодаре,

Ставрополе, Екатеринбурге и других городах страны «В 21 регионе страны

создается сеть агентств поддержки малого бизнеса, формируя общероссийскую

инфраструктуру для малого производства. При активном участии Комиссии

Европейского Союза намечаются поставки новых технологий, обучение персонала,

реализация пилотных проектов, в ходе которых будущие бизнесмены могли бы

оценить перспективы своего дела».*

Развертывание деятельности этих центров включает как решение чисто

организационных вопросов, так и накопление информации, налаживание

взаимодействия регионов со столицей и между собой, маркетинговую проработку

по товарным группам и конкретным проектам, создание совместных проектов, в

том числе и связанных с инвестированием.

C 1992 года в области активно создаются структуры для поддержки развития предпринимательства всех видов.

Одним из первых в России, в августе 1997 года, создано Агентство развития и привлечения инвестиций. Основными задачами его являются поиск и сопровождение инвесторов, решивших вкладывать средства в экономику России; их полное информационное обеспечение; прединвестиционная подготовка предприятий и ориентация инвестора на капитальные вложения именно в Новгородскую область.

Аудиторская фирма «Новгородаудит» оказывает клиентам весь спектр аудиторских и консультационных услуг и осуществляет свою деятельность на основе российских и международных стандартов.

Новгородская торгово-промышленная палата (ТПП), учрежденная в апреле 1994 года и входящая в систему территориальных палат Российской Федерации, имеет доступ к Единой информационной системе ТПП России и оказывает своим клиентам информационные, рекламные, экспертные, консультационные услуги. Членами Палаты являются более 60 предприятий Новгородской области, в том числе и предприятия с иностранными инвестициями.

Акционерные общества «Новгородский бизнес-парк», «Новгородский технопарк», «Новгородская лизинговая компания», а также Учебно-деловой центр предпринимательства и малого бизнеса стали первичными звеньями взаимодействия с развивающейся предпринимательской средой и удовлетворения ее потребностей.

Для обучения новгородских предпринимателей широко используется опыт западных стран с развитой рыночной экономикой. В рамках «Новгородского учебно-делового центра» создана с британской стороной (Фонд «Ноу-Хау») «Международная школа бизнеса».

Три года действовала «RASBA» («Российско-американская школа делового администрирования») на базе Портлендского университета (США).

В области действует один из старейших и стабильно развивающихся в системе Госстандарта России территориальный Центр стандартизации и метрологии (ЦСМ). Центр сотрудничает со Швейцарским союзом электротехников по сертификации за рубежом (SEV).

Реализуется областная программа информатизации. При Администрации области создан информационно-аналитический центр.

Ведется работа с банками и страховыми компаниями Новгородской области по организации страхования рисков реализации инвестиционных проектов. Привлекаются к этому процессу банки, страховые организации и коммерческие структуры крупных промышленно-финансовых центров России, международные и зарубежные финансовые и страховые институты.

Высокое качество услуг обеспечивается сотрудничеством с ведущими консалтинговыми фирмами мира «Артур Андерсен», «Куперс и Лайбранд», «Карана», «Прайс Уотерхаус».

В Великом Новгороде работает Западно-Российский Венчурный Фонд Европейского Банка Реконструкции и Развития под управлением итальянской компании «Софитек».

3.4. Целевая сбалансированная маркетинговая бизнес-программа. Комплексная

программа «Малый бизнес»

Данная бизнес-программа определяет формы, методы и механизмы целостного

формирования пути социально-экономического развития муниципальных образований

депрессивных районов.

Отличительными признаками программы от используемых регионами являются:

1. Расчет оптимального числа новых экономических структур, организованных

в зоне экономического благоприятствования и формирующих достаточную

налогооблагаемую базу для формирования бездотационного муниципального

бюджета.

2. Расчетное определение ценного продукта (ликвидности), экономически

обоснованного для производства на данной территории с учетом перспективы

деятельности соответствующего предприятия.

3. Расчетное определение связей, рынка сбыта, результатов деятельности

каждого субъекта хозяйствования в зоне экономического благоприятствования.

4. Системный подход муниципальных органов власти и самоуправления по

организации поддерживающих мероприятий и вовлечения новых финансовых,

материальных и трудовых ресурсов.

5. Определение условий для развития транспортной инфраструктуры и иного

обеспечения.

6. Определение параметров возвратных финансовых и иных ресурсов.

Обычные программы, разработанные для муниципальных образований носили в

большой степени директивный характер. приход на территорию района крупного

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2007
Использовании материалов
запрещено.