РУБРИКИ

Диплом: Создание «Молодежной биржи труда» в г. Междуреченске

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Диплом: Создание «Молодежной биржи труда» в г. Междуреченске

Диплом: Создание «Молодежной биржи труда» в г. Междуреченске

СОДЕРЖАНИЕ

Введение..........................стр.3

Глава 1. Теоретические аспекты занятости и безработицы

1.1 Сущность занятости и безработицы...................стр.6

1.2 Причины безработицы в переходной экономике..............стр.20

1.3 Государственное регулирование занятости.................стр.30

Глава 2. Положение молодежи на рынке труда

2.1 Молодежь на рынке труда РФ.......................стр.48

2.2 Социально – экономическое положение Кемеровской области

и состояние рынка труда.........................стр.44

2.3 Особенности положения молодежи на региональном рынке труда.

Решение проблем безработицы молодежи в Кемеровской области........стр.51

Глава 3. Проект организации молодежной биржи труда в г. Междуреченске

3.1 Социально – экономическая ситуация в г. Междуреченске..........стр.65

3.2 Предпосылки организации молодежной биржи труда...........стр.70

3.3 Цель, функции и организационная структура биржи.............стр.75

3.4 Расчет затрат на создание и текущую деятельность биржи. Эффект от

создания молодежной биржи труда....................стр.81

Заключение.........................стр.86

Библиографический список...................стр.89

Приложения.........................стр.93

Введение

Данная дипломная работа посвящена изучению проблем в области занятости

населения и в частности среди молодежи. В работе предложены мероприятия по

повышению эффективности решений проблем занятости среди молодежи на примере

рынка труда города Междуреченска.

Причиной, по которой для изучения была выбрана именно эта тема, является то,

что в современных российских условиях молодое поколение в большинстве своем

оказалось без надежных социальных ориентиров из-за разрушения традиционных

форм социализации, основанной на социальной предопределенности жизненного

пути. В связи с этим молодежи трудно найти работу и занять достойное место в

жизни общества. Подобная ситуация наблюдается как по всей России, так и в

отдельных регионах, например, в Кемеровской области. Статистические данные за

последние годы по городам Кузбасса свидетельствуют о росте доли молодежи в

составе граждан, обратившихся в службу занятости за помощью в

трудоустройстве. Вместе с этим, растет доля выпускников высших учебных

заведений, которые по окончанию вуза не могут найти работу по специальности,

что свидетельствует об отсутствии связи между потребностями рынка труда и

программами по подготовке специалистов в учебных заведениях.

В связи с этим, повышение эффективности решения проблем в области

трудоустройства молодежи является в настоящее время актуальной темой для

социальной практики.

Цель дипломной работы – разработать проект создания Муниципального

учреждения «Молодежная биржа труда» г. Междуреченска.

Предпосылкой реализации данного проекта является принятие в 2000 г. целевой

региональной программы «Повышение конкурентоспособности молодежи Кузбасса на

рынке труда», одним из пунктов которой является расширение сферы деятельности

учреждений для организации трудоустройства молодежи по принципу «молодежных

бирж».

К настоящему моменту в некоторых городах региона уже действуют несколько

молодежных бирж труда, деятельность которых показала их эффективность в

решении вопросов занятости молодежи. В Междуреченске подобного

специализированного учреждения нет, при этом статистические данные по городу

свидетельствуют о росте доли молодежи в составе безработных.

Для достижения цели дипломной работы необходимо решить соответствующие ей

конкретные задачи:

- описать занятость и безработицу как социально – экономические

явления и определить степень вмешательства государства в регулировании рынка

труда;

- исследовать текущее состояние рынка труда в России и Кемеровской

области, выявить проблемы молодежи и принимаемые меры по их решению;

- разработать проект создания Молодежной биржи труда для города

Междуреченска в целях повышения эффективности решения проблем занятости среди

молодежи.

В первом разделе данной работы предстоит изучить безработицу и занятость как

социально – экономические явления. Для исследования будет использована

научная, нормативная и справочная литература.

Второй раздел данной дипломной работы посвящен анализу фактического состояния

рынка труда в России и конкретно в Кемеровской области. Проведение анализа

ситуации требует:

- описать состояние безработицы среди молодежи, основные причины ее

возникновения и возможные последствия усиления негативных тенденций ;

- изучить экономическое положение Кемеровской области и состояние

рынка труда, обращая особое внимание на молодежь;

- описать особенности положения молодежи на региональном рынке труда;

- изучить и оценить эффективность мероприятий, реализуемых в регионе

для помощи молодежи при трудоустройстве и профориентации.

Третий раздел посвящен разработке проекта по созданию Молодежной биржи труда

в городе Междуреченске. Для разработки проекта необходимо:

- изучить рынок труда и экономическую ситуацию в Междуреченске;

- выявить предпосылки для создания Молодежной биржи труда;

- описать цели, функции, организационную структуру и схему

взаимодействия с заинтересованными сторонами Молодежной биржи труда;

- рассчитать ориентировочные затраты на создание и осуществление

текущей деятельности биржи;

- описать мероприятия по содействию в трудоустройстве различных

категорий молодежи (включая лиц подросткового возраста) и обосновать их

влияние на повышение эффективности решения проблем занятости среди молодежи.

Объектом исследования в дипломной работе является деятельность государства в

решении проблем трудоустройства молодежи, предметом исследования является

влияние реализации проекта, предполагающего создание Молодежной биржи труда,

на повышение эффективности решения проблем занятости в молодежной среде.

Глава 1. Теоретические аспекты занятости и безработицы

1.1 Сущность занятости и безработицы

Занятость является одной из существенных характеристик экономики страны.

Уровень занятости представляет собой важнейший макроэкономический показатель.

Но занятость не чисто экономическое явление. Она обусловлена демографическими

процессами, выступает частью социальной политики, т.е. имеет демографическое

и социальное содержание.

Как экономическая категория, занятость представляет собой совокупность

отношений по поводу участия населения в трудовой деятельности, выражающая

меру его включения в труд, степень удовлетворения общественных и личных

потребностей, интересов в оплачиваемых рабочих местах, в получении дохода. С

этих позиций занятость выступает как важнейшая характеристика рынка труда.

В законе «О занятости населения в Российской Федерации» занятость определяется ,

как общественно полезная деятельность граждан, связанная с удовлетворением

личных и общественных потребностей и приносящая, как правило, заработок

(трудовой доход). Эта характеристика занятости выражает ее социально –

экономическое содержание.[1]

Обычно занятость населения базируется на основе разрабатываемой концепции,

предусматривающей изменения в ее формировании в различные периоды. В России

принят Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991г. «О занятости населения

в Российской Федерации» с последующими дополнениями и изменениями, в котором

сформулированы основные принципы занятости и связанные с ней отношения в

условиях рынка.

Первый принцип – обеспечение свободы в труде и занятости, запрещение

принудительного, обязательного труда. Человеку принадлежит приоритетное право

выбора: участвовать или не участвовать в общественном труде.

Второй принцип – создание государством условий для обеспечения права на труд, на

защиту от безработицы, на помощь в трудоустройстве и материальную поддержку при

безработице в соответствии с Конституцией РФ.

[2]

Третьим принципом выступает комплексный подход к решению проблем занятости,

который состоит в координации усилий органов власти всех уровней,

взаимодействии механизмов государственного регулирования и рыночного

саморегулирования, использовании финансовых возможностей бюджетов, внебюджетных

фондов, средств предприятий, общественных объединений и граждан, достижении

экономической и социальной эффективности государственных программ

стимулирования занятости.[3]

Закон закрепил основные принципы государственной политики в области

содействия занятости; обеспечение равных возможностей всем гражданам России

независимо от национальности, пола, возраста, социального положения,

политических убеждений и отношения к религии в реализации права на

добровольный труд и свободный выбор занятости; развитие трудовых ресурсов;

предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года)

безработицы; поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан,

содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;

обеспечение социальной защиты в области занятости, создание специальных мер

для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, т.е. помощь особо

нуждающимся в трудоустройстве; сочетание местных мер с централизованными в

области занятости; поощрение работодателей, создающих новые рабочие места и

другие принципы.

В соответствии со ст.2 Закона РФ о занятости, занятыми считаются следующие

граждане:

- работающие по трудовому договору, имеющие иную оплачиваемую работу

(службу), включая временные, сезонные работы

- самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том числе

индивидуально – трудовой деятельностью (включая фермеров, писателей и др.),

предприниматели, а также члены производственных кооперативов;

- избранные, утвержденные или назначенные на оплачиваемую должность;

- военнослужащие любых родов войск, служащие в органах внутренних дел;

- трудоспособные учащиеся любых учебных заведений очной формы,

включая обучение по направлению службы занятости;

- временно отсутствующие на работе (отпуск, болезнь, и т.п.)

- выполняющие работы по гражданско – правовым договорам (договорам

подряда).[4]

По роду деятельности всех занятых можно разбить на три большие группы:

- Занятые в экономике оплачиваемой деятельностью.

- Военнослужащие Российской армии. Они, как правило, занимаются

деятельностью, не приносящей прямого денежного дохода. По мере перехода на

контрактную форму службу военнослужащие будут приближаться по статусу к

занятым в экономике.

- Учащиеся с отрывом от производства.

По способу вовлечения в трудовую деятельность занятых в экономике можно

разделить на три подгруппы:

- наемные работники. К ним относятся занятые на основе продажи своей

рабочей силы;

- работодатели. К ним относятся предприниматели, бизнесмены, члены

производственных кооперативов, реализующие свои предпринимательские

способности;

- самозанятые. К ним относятся лица, работающие за свой счет, члены

производственных кооперативов, не использующих наемную рабочую силу на

постоянной основе.

В соответствии с Международным классификатором статуса занятости (МКСЗ – 93)

выделяются шесть групп занятого населения:

1 наемные работники;

2 работодатели;

3 лица, работающие за свой счет;

4 члены производственных кооперативов;

5 помогающие члены семьи;

6 работники, не классифицируемые по статусу.

В зависимости от целей анализа можно использовать разные классификации.[5]

Практическая потребность в учете населения вызывает необходимость выделения

видов занятости. Так, различают полную, продуктивную и свободно – избранную

занятость. Общепринятой целью политики в области занятости (что зафиксировано

в документах МОТ и в Законе РФ «О занятости населения в Российской

Федерации») считается содействие полной, продуктивной и свободно – избранной

занятости людей.

Полная занятость – это обеспеченность профессиональным трудом, который

приносит доход личности и достойное существование ему и его семье.

Основной смысл продуктивной занятости в общих чертах сводится к следующему.

Общественно приемлемой может считаться не любая работа, а только та, что

отвечает двум важнейшим требованиям. Во-первых, занятость должна приносить

трудящимся доход, обеспечивающий достойные человека условия жизни. Отсюда

вытекает прямая связь политики занятости с политикой доходов,

антиинфляционными действиями и т.п. Во-вторых, продуктивная занятость

противопоставляется занятости формальной. Частный случай последней –

содержание излишних работников или создание формальных рабочих мест во

избежание безработицы.

Свободно избранная занятость предполагает, что право распоряжаться

собственной способностью к труду принадлежит исключительно владельцу рабочей

силы, т.е. самому работнику.

Приведенные выше виды занятости отражают состояние количественной и

качественной сбалансированности между потребностью населения в работе и

рабочими местами, при которой создаются благоприятные условия для социально –

экономического прогресса общества.

Количественно занятость характеризуется уровнем занятости, который может

рассчитываться двумя способами:

1. Доля занятых в общей численности населения (Уз1):

Уз1 = Ч з : Ч н (1)

2. Доля занятых в экономически активном населении (Уз2):

Уз2 = Ч з : (Ч з + Чб) (2)

В международной статистике исходным показателем для анализа занятости

является уровень экономической активности населения, т.е. доля численности

экономически активного населения в общей численности населения:

Уэа = (Чз + Чб) : Чн (3)

Где Чз – численность занятых;

Чн – общая численность населения;

Чб – численность безработных.

Отношения занятости обусловливаются экономическими, демографическими и

социальными процессами. Экономическое содержание занятости выражается в

возможности для работника своим трудом обеспечить себе достойное существование

и способствовать росту эффективности общественного производства, социальное - в

формировании и развитии личности. Демографическое содержание занятости отражает

взаимосвязь занятости с половозрастными характеристиками населения, его

структурой и др.[6]

В экономической теории и практике разработана система показателей, которая

отражает эффективность занятости. Обычно применяются пять групп показателей.

Первая группа – это пропорции распределения ресурсов труда общества по

характеру их участия в общественно полезной деятельности. Вторая группа –

уровень занятости трудоспособного населения в общественном хозяйстве. Третья

группа – структура распределения работающих по отраслям народного хозяйства.

Четвертая группа – это профессионально – квалификационная структура работающих.

[7]

Пятая группа – это показатели, связанные с пропорциями распределения трудовых

ресурсов общества по сферам общественно полезной деятельности.

[8]

Характеристики занятости, в том числе закономерности в распределении по видам

занятости, отраслям народного хозяйства, профессионально – квалификационным

группам различаются у людей по полу и возрасту.

Половозрастные группы населения, объединенные по характеру их участия в

общественно полезной трудовой деятельности, принято называть социально –

демографическими группами населения. Практика показала, что с целью учета

особенностей занятости населения по полу и возрасту целесообразно выделять

следующие социально – демографические группы: мужчины, женщины, молодежь

(трудоактивное население 16-29 лет), лица средних возрастов (30-49 лет), лица

предпенсионного возраста (трудоспособное население старше 50 лет), лица

пенсионного возраста.[9]

Многообразие социально – экономических процессов, протекающих в рамках рынка

труда, порождает существование различных форм занятости.

Среди различных форм занятости вторичная занятость занимает особое место.

Вторичную занятость можно определить как дополнительную (вторичную) форму

использования рабочей силы уже вовлеченного в трудовую деятельность

работника. В подавляющем большинстве случаев вторичная занятость приносит

трудящемуся дополнительный доход.

В большинстве случаев вторичная занятость остается за рамками государственной

политики в области регулирования рынка труда. Однако те или иные меры

воздействия на сферу социально – трудовых отношений со стороны государства

могут привести к увеличению или сокращению масштабов вторичной занятости.

Существование вторичной занятости соответствует изменившимся условиям

экономической жизни общества.[10]

Следующий вид занятости самостоятельная занятость. Понятие «самостоятельно

обеспечивающий себя работой» в развитых странах и «самостоятельно занятых» в

российском законодательстве различны. Если первое охватывает весьма широкий

круг лиц – от крупных предпринимателей до кустарей – ремесленников, то второе

сводится в основном к мелкому или, точнее, мельчайшему бизнесу в его

европейской трактовке. В российских программах занятости речь идет о

возможной самостоятельной занятости в индивидуальном пошиве одежды, обуви,

изготовлении мебели, авторемонтных мастерских и т.п.

Таким образом, наше понятие «самозанятые» примерно совпадает с понятием

«мелкое предпринимательство» в промышленно развитых странах.

В зарубежной литературе можно встретить и еще одно значение понятия

самозанятости – в узком смысле слова. Это альтернатива безработице. Для

регионов с высокой концентрацией безработицы в ряде стран, например, во

Франции, перспективным, хотя и дорогостоящим путем борьбы с безработицей

считается замена для желающих пособия по безработице субсидиями на создание

предприятий. В Германии разновидностью понимаемой таким образом самостоятельной

занятости являются группы самопомощи, пользующиеся поддержкой местных органов

власти и неправительственных организаций. В российских условиях такая

альтернатива безработице оказалась слишком дорогой, и поэтому службы занятости

прибегают к ней очень редко.[11]

Еще один , вид занятости – неформальная занятость.

Неформальная занятость существовала в СССР в дореформенный период. В условиях

перехода к рынку ее роль возросла, появились новые виды неформальной

занятости.

К неформальной занятости в России относится официально незарегистрированная

экономическая деятельность, занятые которой не платят налогов.

Международная организация труда (МОТ) рассматривает неформальную занятость как

деятельность мелких хозяйственных единиц, производящих и распределяющих товары

и услуги и состоящих главным образом из независимых, самостоятельно занятых

производителей. В них используется труд членов семьи и наемных работников. В

России сфера неформальной занятости шире.

[12]

Существует много разновидностей неформальной занятости. Основными из них

являются:

- отраслевые – в сфере образования, медицины, оказания различных услуг;

- организационные – индивидуально занятые; работники и владельцы

мелких незарегистрированных производственных единиц; официально не

оформленные работники в зарегистрированных организациях; официально

оформленные работники, осуществляющие неучтенную деятельность на своем

рабочем месте;

- разновидности, различаемые по роли неформальной занятости в доходах. К

этим группам относятся лица, получающие только неформальные доходы; лица, для

которых неформальные доходы основные; лица, совмещающие работу в «формальном» и

«неформальном» секторах.[13]

Все виды неформальной занятости имеют общую черту – нестабильность, связанную

с ограничением доступа к рынку капитала, учреждениями профессиональной

подготовки, системе социального обеспечения, лишением правовой защиты.

В развитых и развивающихся странах имеются различные формы незарегистрированного

труда. Неформальная занятость присутствует в развитых странах в значительно в

меньших масштабах и в иных формах, чем в развивающихся. В развитых странах доля

«неформального» сектора составляет 5-10% ВВП, а в развивающихся – до 35%. В

России она достигает 40%. Это связано, с одной стороны, со стремлением избежать

налогообложения доходов и бюрократических процедур, с другой стороны, с низким

уровнем заработной платы по официальному месту работы и систематическими

задержками ее выплаты.[14]

Гибкий рынок труда требует разнообразных форм трудоустройства и использования

рабочей силы. В результате формируются новые подходы к занятости,

выражающиеся в концепции глобальной занятости. Она исходит из потребности в

трудовой деятельности всего трудоспособного населения, предполагает

нормирование совокупного объема работ и и распределение его между всеми

желающими получить работу. При этом минимальная заработная плата перестает

быть точкой отсчета в построении систем вознаграждения и уступает место

гарантированному минимальному доходу, который уже не может регулироваться

условиями работы по найму. Именно в рамках концепции глобальной занятости

происходит массовая индивидуализация форм, режимов и условий занятости, самой

структуры трудового пути человека. Гибкость наемного работника на рынке

труда, его профессиональная, квалификационная и социальная мобильность,

умение найти свое место в изменяющейся сфере социально – трудовых отношений

безусловно повышают уровень конкурентоспособности и гарантируют занятость

даже в условиях экономических кризисов.

Классическое определение безработицы сформулировано в 1983 году Международной

Организацией Труда (МОТ), оно базируется на трёх критериях, которые должны

удовлетворяться одновременно:

- человек находится без работы, т.е. не работает за плату

по найму или на собственном предприятии;

- человек сейчас готов приступить к работе, т.е. готов

начать работать за плату по найму или на собственном предприятии в течение

отчётного периода;

- человек ищет работу, т.е. предпринимает конкретные шаги с

целью найти оплачиваемую работу [15]

Существует также другое определение безработицы. Безработица –

социально-экономическая ситуация, при которой часть активного, трудоспособного

населения не может найти работу (доходное место), которую эти люди способны

выполнить, и становится относительно избыточной (резервной армией труда).

[16] Безработица обусловлена превышением количества людей, желающих найти

работу, над количеством имеющихся рабочих мест, соответствующих профилю и

квалификации претендентов на эти места.

Такой подход к определению безработицы сложился не сразу. Международные

стандарты в области определения и измерения количества безработного населения

претерпевали ряд измерений.

В конце XIX века безработица представляла собой серьёзную социальную проблему

для большинства индустриальных стран Европы, так как в то время отсутствовал

социальный механизм борьбы с последствиями безработицы. В этой связи в начале

XX века была проделана большая работа по разработке и внедрению в социальную

практику различных систем страхования на случай потери работы. С целью оценки

эффективности этих систем страхования в различных странах предпринимались

уточнения представлений о безработице, её уровне и продолжительности. В 30-е

годы XX века на фоне экономического кризиса акцент переместился с безработицы

как важной социальной проблемы на создание рабочих мест как главную

экономическую задачу. Это привело к формированию концепции рабочей силы и

совместному измерению трудовой занятости и безработицы.

[17]

С течением времени социальные и экономические проблемы, стоявшие перед

западными индустриальными странами, не утратили своей значимости, тем не

менее, основная цель анализа и учёта безработицы в этих странах в настоящее

время заключается в получении всеохватывающего показателя функционирования

экономики и ситуации на рынке труда. Показатель безработицы стал одним из

базисных показателей макроэкономического анализа. Высокий уровень безработицы

в стране означает, что возможности трудоустройства ограничены, и многие люди

не имеют работы, т.е. экономика в целом не функционирует должным образом.

Уровень безработицы определяется на конкретную дату по следующей формуле

УБ = ЧБ : РС х 100%, (4)

где УБ – уровень безработицы, в процентах;

ЧБ – численность безработных, человек;

РС – рабочая сила, человек.

В соответствии с методологией МОТ к численности безработных необходимо

относить не имеющих работу людей, но активно её ищущих и готовых немедленно

приступить к работе.

Динамика уровня безработицы характеризует способность экономики обеспечивать

рабочую силу страны работой в меняющихся условиях.

[18]

Рабочая сила – это экономически активное население, а именно часть населения,

обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг.

Численность экономически активного населения включает занятых и безработных,

как зарегистрированных, так и не зарегистрированных в органах службы занятости;

измеряется по отношению к определённому периоду. Согласно МОТ к

экономически активному населению относятся следующие категории:

- лица наёмного труда (рабочие и служащие);

- самостоятельные работники;

- неоплачиваемые члены семей;

- сезонные и случайные работники;

- лица, временно неработающие по объективным причинам;

- учащиеся, совмещающие учёбу с работой на режимах неполного рабочего

времен, ученики и лица, проходящие профессиональную подготовку на

производстве и получающие стипендию или заработную плату.

Экономически активное население подразделяется на занятых, частично занятых и

безработных.[19]

Частичная или неполная занятость занятость неполное рабочее время

либо по желанию работника, либо по экономическим причинам, когда сокращается

длительность рабочего времени с согласия или без согласия работников. Лица,

работающие неполный рабочий день по собственной воле, не включаются в категорию

частично занятых.[20]

Население, не входящее в состав рабочей силы относится к экономически

неактивному населению, сюда входят следующие категории:

- учащиеся и студенты, слушатели и курсанты, посещающие дневные

учебные заведения (включая дневные аспирантуры и докторантуры);

- пенсионеры, получающие пенсии по старости, на льготных условиях, по

потере кормильца, по инвалидности (I, II, III группы);

- лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми и

больными родственниками;

- лица, прекратившие поиск работы, отчаявшись и исчерпав все

возможности её получения, но которые могут и готовы работать;

- лица, которым нет необходимости работать, или ищущие работу, но не

готовые приступить к ней немедленно (например, студенты, ищущие работу, чтобы

приступить к ней после окончания учебного заведения).

Официально признаются безработными лица, относящиеся к группе безработных

ищущих работу, и именно им нужна поддержка государства.

На рисунке 1 схематически представлены категории населения по отношению к

занятости

Диплом: Создание «Молодежной биржи труда» в г. Междуреченске

Рисунок 1 – Категории населения по отношению к занятости

1.2 Причины и формы безработицы

Безработица – неотъемлемая черта рыночной экономики, её причинами могут быть:

- структурные сдвиги в экономике, выражающиеся в том, что

внедрение новых технологий и оборудования приводит к сокращению излишней

рабочей силы;

- экономический спад или депрессия, вынуждающие

работодателей снижать потребность во всех ресурсах, в том числе и трудовых;

- политика правительства и профсоюзов в области оплаты

труда: повышение минимального размера заработной платы увеличивает издержки

производства и тем самым снижает спрос на рабочую силу (это относится к

классической модели рынка труда);

- сезонные изменения в уровне производства в отдельных

отраслях экономики;

- изменение в демографической структуре населения, рост

численности населения в трудоспособном возрасте увеличивает вероятность

безработицы.[21]

Исходя из причин безработицы, можно сформулировать классификацию её основных

видов. Для конкретного государства характер и типы безработицы зависят в первую

очередь от социально-культурной, экономической и личностной подсистемы

общества. В классификации безработицы можно выделить три основных блока:

вынужденная, естественная и маргинальная.

[22] Далее рассмотрим подробно каждый блок.

Вынужденная безработица обуславливается (навязывается, диктуется)

происходящими изменениями в социально-культурной жизни общества, приводящими

как минимум к сокращению рабочих мест. Таким образом, этот тип безработицы

демонстрирует реакцию рынка труда на динамику экономической конъюнктуры и

инвестиционных процессов, и главным мотивом здесь выступает внешнее по

отношению к индивиду воздействие. Вынужденная безработица существует в трёх

видах: циклической, структурной и технологической.

Циклическая безработица связана с экономическими циклами: бум – спад –

депрессия – подъём. Она возникает на фазе спада и депрессии, вызывается общим

снижением уровня экономической конъюнктуры. Масштаб такой безработицы – весь

народнохозяйственный комплекс.

Структурная безработица проявляется в результате высвобождения рабочей

силы, вызванного структурными изменениями в национальной экономике. Структурная

реконструкция национальной экономики неизбежно сопровождается перемещением

инвестиций, производства и занятости из одних отраслей в другие, отсюда

неизбежное сокращение численности рабочей силы в одних отраслях и наращивание в

других. Масштаб структурной безработицы – отрасль.

Технологическая безработица вызывается изменениями структуры производства

в масштабе одного предприятия (фирмы). Инновации, технологические изменения

приводят к перераспределению или сокращению рабочей силы на данном предприятии.

Естественная безработица характеризуется более высоким удельным весом

«личностного» момента в её возникновении. Мотивация индивида на трудовую

занятость определяется рациональным выбором, сравнением социальных издержек и

выгод от той или иной формы занятости. Блок, объединяющий виды естественной

безработицы, связан с наиболее экономически ориентированными типами социального

поведения индивидов. Естественная безработица существует также в трёх формах:

фрикционной, институциональной и добровольной.

Фрикционная безработица характеризует процесс миграции рабочей силы в

поисках более доходных и комфортных рабочих мест. В условиях, когда отсутствует

принуждение к труду, всегда будут люди, находящиеся в состоянии перехода с

одной работы на другую. Этот переход занимает определённое время, так как

система распространения информации о претендентах на рабочие места является

несовершенной, географическое перемещение рабочих не может происходить

моментально, из-за различий рабочих мест по сложности и по оплате безработный

иногда может отказаться от первого предложенного рабочего места. Процессы

поиска наиболее подходящей работы способствуют повышению эффективности

использования трудовых ресурсов, более рациональному их распределению.

Институциональная безработица неизбежно проявляется в тех случаях, когда

рынок труда испытывает воздействие различных посреднических структур, включая

службу занятости населения (СЗН). Институциональную безработицу определяет

соотнесение человеком выгод от статуса безработного (помощь, пособия) и потерь

от отсутствия работы, приносящей доход. Главная особенность этого вида

безработицы – поддержка со стороны социума в поиске работы.

Добровольная безработица - это самостоятельный вид незанятости, речь

идёт о том случае, когда человеку, с его точки зрения или с точки зрения его

семьи, выгоднее сидеть дома, т.е. не работать по найму и не заниматься

предпринимательством, приносящим доход. Добровольная безработица объясняется

высоким доходом семьи, главная особенность этого вида безработицы – наличие

поддержки, но не со стороны общества, а со стороны семьи или других индивидов и

отсутствие поиска работы.[23]

Маргинальная безработица является в чём-то уже другим социальным

явлением, не собственно безработицей, а, например, иждивенчеством. К блоку

маргинальной безработицы относится застойная, региональная, сезонная и скрытая

формы безработицы.

Застойная безработица «охватывает ту часть трудоспособного населения,

которая потеряла работу, утратила право на получение пособия по безработице,

отчаялась найти рабочие места, уже приспособилась жить на социальных подачках

общества и утратила всякий интерес к активной трудовой деятельности

[24]». У относящихся к этой группе людей происходит такая перестройка

личности, когда можно говорить уже о потере трудоспособности в нравственном

плане. Социальное воздействие на эту группу должно заключаться не в том, чтобы

через СЗН способствовать их социально-психологической адаптации, а в комплексе

реабилитационных мер, осуществляемых другими структурами.

Региональная безработица связана с целым комплексом факторов

исторического, демографического, культурно-национального,

социально-психологического характера. Каждый этнос, длительно проживающий в

определённой природно-географической среде, вырабатывает адекватные условиям

проживания способы хозяйствования и свои традиционные формы жизнедеятельности.

Традиционные, доиндустриальные общества не знали безработицы, которая является

продуктом индустриализации и урбанизации, поэтому о региональной безработице

можно говорить лишь в той мере, в какой на данной территории развиты

индустриальные формы хозяйствования.

Сезонная безработица по форме проявления схожа с циклической, однако её

изменение можно прогнозировать, поскольку в различной степени, но тем не менее

ощутимо, этот вид безработицы зависит от географической среды проживания

населения и от его социальных и культурных особенностей. Например, сезонные

колебания занятости на сельскохозяйственных работах, в строительных работах,

изменение спроса на рабочих в некоторых отраслях промышленности.

Скрытая безработица занимает особое место в классификации. Это

объясняется трудностями идентификации данного явления в процессе общественного

производства, хотя его определение не представляет особой сложности. Для

скрытой безработицы характерна неполная занятость в течение установленного

рабочего времени: рабочего дня, рабочей недели, календарного месяца. Скрытая

безработица может быть как вынужденной, так и по собственному желанию

работника. Проблема, которую рождает данный вид безработицы, заключается в

недоиспользовании трудового потенциала в масштабах общества.

Факторы, оказывающие влияния на формирование каждого блока видов безработицы,

следующие:

- вынужденная безработица – экономический фактор;

- естественная безработица – личностный фактор;

- маргинальная безработица – социально-культурный фактор.

[25]

Пространство занятости можно схематически представить в социально-личностной

системе координат как области трёх кругов, отображающих вынужденную,

естественную и маргинальную безработицу.

Диплом: Создание «Молодежной биржи труда» в г. Междуреченске

Степень ответственности общества

Степень ответственности личности

Рисунок 2 – Типология безработицы и структурирующие факторы

Согласно рисунку 2, общество (в лице государства) несёт наибольшую

ответственность за вынужденную безработицу, связанную с экономическими

факторами, и должно помогать безработным этой группы и в поиске работы, и

пособиями по безработице. Ответственность общества и личности уравновешенны в

случае естественной безработицы, здесь безработным оказывается помощь в

основном при поиске работы. В случае же маргинальной безработицы

ответственность в основном ложится на личность, помощи в поиске работы не

требуется, так как безработные этой группы не ищут работу, не следует так же

выделять пособия по безработице, так как это будет поощрять иждивенчество в

обществе.[26]

На основе приведённой классификации безработицы можно переосмыслить понятие

полной занятости. При административно-командных условиях хозяйствования под

полной занятостью понимается всеобщая, поголовная, тотальная занятость, т.е.

происходит принуждение к труду каждого человека, что в итоге может привести к

нерациональной сверхзанятости. Так произошло в бывшем Советском Союзе.

[27]

В условиях рыночной экономики под полной занятостью понимается эффективный

уровень занятости, т.е. когда существует естественный уровень безработицы.

Естественный уровень безработицы связан с переливанием рабочей силы в поисках

наиболее подходящих рабочих мест. В связи с этим, при упоминании о борьбе с

безработицей и проблемах, связанных с ней, надо понимать вынужденную и

маргинальную безработицу.[28]

Среди множества проблем, встающих перед любой страной в условиях её перехода

к рыночной экономике, одной из самых острых является угроза массовой

безработицы. Пример переходной экономики – экономика России 90-х годов, когда

происходил переход от административно-командной системы хозяйствования к

рыночной. В этих условиях для России приобрели исключительную актуальность

меры по возможному предотвращению обвального размаха безработицы и смягчению

её социальных последствий.

Однако, прежде всего, следует сказать о характере кризиса, порождающего

безработицу в российских условиях. Это не циклический кризис, известный из

экономики состоявшегося капитализма и как бы сам по себе выводящий её по

истечению времени к фазе подъёма, в которой существует естественная и

ограниченная структурная безработица. В России массовая безработица

порождается трансформационным экономическим кризисом. Он отражает глубокие

противоречия условий перехода от командной экономики к рыночной и носит не

циклический, а главным образом структурный характер.

Отсюда следует, что выход из этого кризиса может быть следствием глубоких

структурных преобразований в народном хозяйстве. Однако по отношению к сфере

занятости обязательно должно сохраняться регулирующее участие государства.

[29]

Успех реформ в России в решающей мере зависит от того, сумеет ли народное

хозяйство страны вписаться в систему международного разделения труда. Если

страна не согласна с перспективой стать сырьевым придатком развитых государств,

её обрабатывающая промышленность должна производить конкурентоспособную

продукцию, как на мировых рынках, так и на своём собственном рынке. Иначе

говоря, путь к подлинной экономической стабилизации и, в частности, к

предотвращению условий появления массовой безработицы лежит через повышение

производительности труда, снижение трудоёмкости и зарплатоёмкости, оптимизацию

численности персонала. [30]

Среди конкретных причин, обуславливающих сокращение занятости трудоспособного

населения, можно отметить перечисленные ниже причины.

Первая причина коренится в том, что характерной чертой советской

экономики являлась чрезмерная численность производственного персонала

предприятий (в том числе вспомогательного и управленческого). В литературе уже

давно отмечался тот факт, что на советских предприятиях в сравнении с

аналогичными по профилю и объёму производства в западных странах было занято в

два-три раза больше работников. Наличие избыточного персонала тормозило

внедрение новой техники и трудосберегающих технологий, препятствовало росту

производительности труда. С одной стороны, необходимость оплачивать избыточных

работников неоправданно завышала издержки производства с вытекающим отсюда

ослаблением конкурентоспособности производимых товаров. Наличие чрезмерного

количества рабочих мест означало искусственный дефицит рабочей силы, а он

подрывал дисциплину труда. Можно сказать, что в советский период существовала

устойчивая и весьма массовая скрытая безработица. Директора государственных

предприятий нередко и по сей день склонны мириться с наличием избыточного

персонала. Иное дело – частные собственники, которые берут под контроль

предприятия в результате их приватизации: они стремятся иметь оптимальное

количество работников. Таким образом, эта причина безработицы состоит в том,

что сам факт перехода к частной собственности и рыночным принципам

хозяйствования означает выталкивание в ряды безработных значительных масс

людей, которые были безработными и раньше, но в форме не открытой, как сейчас,

а скрытой.

Вторая причина. Переход к рыночным критериям оценки хозяйствования

предприятий обнаруживает несостоятельность многих из них, поскольку они не

могут приспособиться к реальному спросу по видам продукции, её ассортименту,

качеству, цене. Такие предприятия едва ли реально приватизировать обычным

способом, их нужно предварительно санировать, а затем уже целиком продавать

физическим или юридическим лицам, согласным и способным расплатиться с долгами

и осуществить производственные инвестиции. Очевидно, что новые собственники

рискнут стать таковыми, лишь имея полную свободу освобождения от груза

ненужного персонала, а это – ещё один канал, пополняющий ряды безработных.

Третья причина. Многие госпредприятия восприняли либерализацию цен как

возможность их бесконтрольного повышения с тем, чтобы не только покрыть свои

чрезмерные издержки, но и значительно увеличить доход (прибыль и зарплату). На

первых порах это удавалось. Однако, такое положение не может сохраняться долго.

Вскоре бесконтрольный рост цен обернулся бумерангом многократного удорожания

сырья, энергоносителей, комплектующих, и в конечном счёте – кризисом неплатежей

по всем технологическим цепочкам. Он поразил не только потенциальных банкротов,

но и многие предприятия, продукция которых нужна обществу, даже остро

необходима, но не может быть оплачена её потребителями. Этот кризис – ещё один

фактор, питающий безработицу.

Чётвёртая причина. Рыночные реформы ведут к успеху, если сопровождаются

глубокой структурной перестройкой. Такая перестройка охватывает не только

микроэкономику (реструктуризацию конкретных предприятий), но и макроэкономику:

ведёт к концентрации ресурсов на развитии только тех отраслей, которые имеют

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2007
Использовании материалов
запрещено.