РУБРИКИ

Диплом: Создание «Молодежной биржи труда» в г. Междуреченске

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Диплом: Создание «Молодежной биржи труда» в г. Междуреченске

уровней сельской и городской безработицы сохраняется почти для всех

возрастных групп. Единственное исключение – самая младшая группа 15-19 лет,

для которой городская безработица оказывается на 10% выше, чем сельская.

Скорее всего это отражает тенденцию к участию сельской молодежи в

производстве товаров и услуг для реализации в семейном подсобном хозяйстве.

Без учета этого фактора уровни безработицы в городе и на селе практически

сравниваются и для данной возрастной группы.

В тоже время среди зарегистрированных безработных была чвно недопредставлена

молодежь в возрасте 16-24 лет. Скорее всего дело здесь в специфике

российского законодательства: среди молодых людей много учащихся и студентов,

занятых поисками временной работы, которые согласно Закону о занятости не

имеют право претендовать на получение официального статуса безработного. К

тому же материальные стимулы к регистрации должны быть слабее у лиц, не

имеющих опыта трудовой деятельности, так как по существующему

законодательству они могут рассчитывать лишь на минимальное пособие.

(Высказанные предложения хорошо согласуются с тем, что у лиц с незаконченным

высшим образованием и у лиц без опыта трудовой деятельности коэффициент

регистрации не дотягивал до единицы).

Распределение возрастных групп по уровню долговременной безработицы мало

отличалось от их распределения по общему уровню безработицы. Самая высокая

долговременная безработица бала характерна для молодежи (аналогичная ситуация

наблюдается в большинстве стран мира). Уровень долговременной безработицы у

молодых людей выше только потому, что они имеют более высокий общий уровень

безработицы. В то же время доля безработных с продолжительностью поиска свыше

года была среди молодежи в 1,5-2 раза меньше, чем среди остальных групп:

соответственно 29% против 46-62% (данные конца 2000 года). Средняя

продолжительность молодежной завершенной безработицы составляла менее 9

месяцев, тогда как в активном возрасте поиск длился около 15, в предпенсионном

растягивался на 17 месяцев, а в пенсионном превышал 2 года. Зато, как и

следовало ожидать, среди молодежи приток в безработицу происходил в несколько

раз активнее, чем среди лиц старшего возраста. Таким образом, молодежная

безработица имела по преимуществу краткосрочный характер, с высокими темпами

входа и выхода. [48]

Таким образом, ситуация на рынке труда молодёжи в настоящее время

характеризуется следующими факторами:

- общий рост числа молодёжи, обращающейся в службу занятости за

содействием в трудоустройстве;

- сокращение занятости одновременно с резким уменьшением реальной

заработной платы;

- рост числа молодёжи, впервые вышедшей на рынок труда и не имеющей

профессиональных навыков и опыта;

- увеличение численности молодёжи, остающейся вне поля зрения

государственных образовательных и социальных учреждений;

- рост уровня безработицы среди молодёжи;

- обострение конкуренции за рабочее место;

- коммерциализация системы средне специального и высшего образования

(в среднем каждый четвёртый студент обучается на договорной основе);

- падение престижа общего и профессионально-технического образования;

- увеличение числа молодёжи начинающей трудовую деятельность с низким

уровнем образования и не имеющей желания продолжать обучение;

- ориентация системы образования на «поточное» воспроизводство

специалистов без учёта требования рынка труда;

- неподготовленность кадров высшей, профессиональной и средней школы

к работе в новых экономических условиях;

- трудовая нестабильность молодёжи: призыв юношей в армию, декретные

отпуска и отпуска по уходу за ребёнком для девушек, продолжение учёбы и т.п.

Иными словами, молодому человеку достаточно сложно трудоустроится по

специальности, либо выбрать для обучения специальность, которая будет

востребована и хорошо оплачиваема.[49]

Анализ ситуации на рынке труда г. Кемерово показывает, что выпускнику высшего

учебного заведения довольно сложно найти работу. Именно поэтому многие

молодые специалисты, еще будучи студентами, вынуждены подрабатывать для того,

чтобы к окончанию вуза накопить практический опыт и определится с будущим

местом работы.

Так как проблема трудоустройства выпускников вузов сегодня является

достаточно острой и актуальной, социологический центр Кемеровского

государственного университета (КемГУ) на протяжении двух лет проводит

социологические исследования по данной проблеме. Целью исследований является

изучение проблем трудоустройства выпускников КемГУ.

Данное исследование позволило сделать следующие основные выводы:

1. 36% (здесь и далее, от числа опрошенных) старшекурсников КемГУ

подрабатывает уже сейчас (но лишь 16% работают по специальности).чаще всего

студенты находят себе место работы через родственников, знакомых (65,4%).

Посредством рассылки резюме или обращения в службы занятости трудоустроилось

только 1,9% и 1,4% студентов соответственно.

2. 50% студентов подрабатывают, чтобы быть независимыми от родителей, 41%

- чтобы приобрести опыт по специальности, 19% ответивших студентов совмещают

работу с учебой, потому что только так они смогут трудоустроится в будущем.

3. высокая заработная плата, интересная работа, возможность сделать

карьеру, возможность интеллектуального роста являются доминирующими

критериями при выборе работы.

4. только 66% от числа опрошенных считают, что выбранная ими

специальность будет востребована на рынке труда в ближайшее будущее. 70%

студентов ответили, что они не имеют гарантий трудоустройства после окончания

вуза, 51% студентов считают себя не совсем готовыми к трудовой деятельности и

всего лишь 29% опрошенных имеют полное представление о своей будущей работе.

Основываясь на вышеизложенных фактах, можно выделить две главные группы

проблем, с которыми сталкивается рынок труда молодых специалистов:

1. низкая конкурентоспособность выпускников по сравнению с другими

возрастными группами (отсутствие жизненного и профессионального опыта,

зачастую расплывчатое представление студентов о будущей профессии,

недостаточная информированность о внутреннем устройстве различных

организаций, недостаточная информированность о ситуации на рынке труда и

возможных способах поиска работы, нередко завышенная самооценка студента и

т.д.).

2. отсутствие детального и систематического изучения и анализа регионального

и федерального рынка труда и координации в подготовке кадров. Вследствие этого

значительная часть выпускников (например, 30% выпускников кемеровских вузов)

работает не по специальности, снижая тем самым уровень своей первоначальной

квалификации. Ряд проблем создает также и то, что почти в каждом вузе России

готовят юристов, экономистов, менеджеров и крайне мало специалистов технических

специальностей. Вузы зачастую дают лишь общие (теоретические) представления о

будущей профессии и многие выпускники, устраиваясь на работу, начинают учиться

заново. [50]

В связи с необходимостью решения проблем безработицы среди молодёжи

Кемеровской области была разработана целевая региональная программа

«Повышение конкурентоспособности молодёжи Кузбасса на рынке труда на 2002 –

2003 годы».

Ниже приведены основные цели, задачи и принципы принятой в Кемеровской

области программы поддержки молодёжи.

Цели программы:

- создание условий для повышения конкурентоспособности молодёжи на

рынке труда, содействие адаптации молодёжи в условиях новых экономических

отношений;

- разработка мероприятий, направленных на поддержку молодёжи области

и смягчение последствий структурной перестройки экономики;

- расширение сферы приложения сил различных категорий молодёжи.

Задачи программы:

- социальная и психологическая поддержка молодёжи в условиях

структурной перестройки экономики области;

- разработка новых технологий социальной поддержки молодёжи в

процессе реструктуризации экономики области;

- обеспечение социальной защиты молодёжи в сфере занятости, а так же

в других сферах, особенно таких категорий как инвалиды, «трудные» подростки,

лица из многодетных и малообеспеченных семей;

- поддержка молодёжи в стремлении к самозанятости и самообеспечению;

- оперативное информационное обеспечение основных направлений

молодёжной практики.

Принципы программы:

- правовая обоснованность разрабатываемых и реализуемых мероприятий;

- бесплатный характер услуг, предоставляемых молодым людям;

- дифференцированный подход в реализации молодёжной практики, исходя

из специфики проблем молодёжи в городах и сельских районах.

Основой региональной молодёжной политики является осуществление

государственной политики, реализуемой на территории региона на основе

общероссийских целей и принципов этой политики и исходя из региональных

особенностей. Региональная политика призвана содействовать молодым гражданам

в возрасте от 14 до 29 лет в осуществлении ими своих прав и свобод, жизненном

самоопределении, самовыражении и самоорганизации.

Основные направления молодёжной политики в Кузбассе следующие:

- создание сети социальных служб для молодёжи;

- социальная защита и поддержка молодёжи;

- занятость молодёжи;

- жильё для молодёжи;

- поддержка детских и молодёжных объединений;

- развитие молодёжного отдыха;

- поддержка одарённой молодёжи.[51]

В соответствии с темой данной дипломной работы наибольший интерес представляет

направление молодёжной политики, связанное с обеспечение занятости этой

категории граждан. По этому направлению программа повышения

конкурентоспособности молодёжи на рынке труда в Кузбассе предполагает

мероприятия:

- расширение сферы деятельности учреждений для организации

трудоустройства молодёжи по принципу «молодёжных бирж»;

- расширение «Молодёжной практики»;

- поддержка предпринимательских инициатив среди молодёжи;

- создание системы информационного обеспечения основных направлений

молодёжной политики.[52]

Проблема конкурентоспособности молодежи на рынке труда весьма актуальна.

Ужесточаются требования, предъявляемые работодателями, растут притязания

выпускников. В этих условиях неизбежно встает вопрос о возрождении и

модернизации вузовской системы трудоустройства выпускников.

Одновременно с корректировкой учебного процесса в соответствии с требованиями

регионального рынка труда выпускников необходимо обучать приемам грамотного

построения профессиональной карьеры, самостоятельного поиска рабочего места.

Особого внимания заслуживает вопрос об укреплении контактов работодателей с

государственными и частными посредниками, действующими на рынке труда.

Не менее важное значение имеет координация деятельности вузов, связанной с

трудоустройством выпускников, а также анализ и распространение позитивного

опыта работы высшей школы на рынке труда. Представляется настоятельно

необходимым в кратчайшие сроки отработать механизм проведения системной оценки

функционирования вузов и ввести в практику постоянное информирование о ее

результатах всех субъектов рынка труда и рынка образовательных услуг.

[53]

Большую пользу могли бы принести «полновесные» стажировки, пройденные в

процессе обучения. Проблема на сегодняшний день заключается в том, что

организовать полноценную практику крайне сложно, так как предприятие должно

не только давать студентам возможность изучить его профиль деятельности и

организационную структуру, но и привлекать их к непосредственному участию в

производстве. Однако многие предприятия отказываются принимать на практику

студентов, а если берут, то только для того, чтобы показать производство, но

не дать ощутить его.

Значительную роль в развитии необходимых для дальнейшей работы деловых

качеств у выпускников могли бы сыграть дополнительные практикумы (например,

«Технология продаж», «Искусство делового общения»и т.д.), проводимые

специалистами в данных областях.

Интересным является подход к решению данной проблемы вузов Америки и Западной

Европы. На базе университетов западных стран действуют специальные центры по

содействию студентам и выпускникам в трудоустройстве и развитии карьеры.

Основными задачами таких центров в России должны стать: мониторинг рынка

труда, анализ и прогноз социально – экономической ситуации, предоставление

рекомендаций учебным заведением на основе изучения спроса экономики в

специалистах, налаживание связей с работодателями, содействие в нахождении

работы и/или учебных стажировок студентам вуза. В то же время студенты,

например, социологического, экономического, филологического факультетов могут

сами стать участниками центров, собирая и анализируя информацию о рынке труда

и т.д., тем самым, получая опыт работы.

Во многих вузах, в т.ч. и кузбасских, несколько лет назад начали

формироваться отделы, занимающиеся прогнозированием спроса на специалистов

определенного профиля. Очень важно продолжать развивать это направление, т.к.

мониторинг рынка труда позволяет определить новые и актуальные курсы и

специальности, которые должны быть открыты в вузах и в дальнейшем будут

пользоваться спросом.

Старания только учебного заведения не могут решить всех проблем. Поэтому

необходимо активное взаимодействие федеральных, региональных органов власти,

вузов, работодателей и, конечно же, самих студентов.

Пока эффективного решения трудоустройства молодых специалистов не найдено,

выпускникам остается одно: уже на старших курсах вырабатывать стратегию своего

дальнейшего трудового поведения, мобилизовывать все свои способности и

потенциал для получения практического опыта. А «выпускник» с годовым стажем, по

мнению многих работодателей, представляет собой интересный вариант.

[54]

В сентябре 2002 года согласно распоряжению министерства образования был

создан Центр высшего образования, который сочетает в себе всю работу со

студентами и с вузами. Его задача заключалось в том, чтобы помочь студентам

4-5 курсов определится с окончательным выбором места работы либо подыскать ее

на будущее. По содействию Центра ежегодно проводятся ярмарки молодых

специалистов. Помимо ярмарок, в ближайшее время совместно с Кемеровским

областным центром профессиональной ориентации молодежи и психологической

поддержки населения на базе КемГУ будут проводится консультации для тех

студентов и выпускников, которые решили в дальнейшем работать не по

специальности и которые не знают, где и как пройти переобучение. Стоит

отметить, что не смотря на все предложения, выпускники должны понимать: что в

первую очередь все зависит от них самих, а функция Центра, скорее всего,

ориентирующая, направляющая и посредническая.

Посетили экономический факультет на «Ярмарке молодых специалистов»

работодатели из семи организаций города Кемерово: ООО «Дио – Софт», ООО

«ЦТВС «Кузбасстехноспорт», Управление МНС РФ по Кемеровской области, ООО «15

дюймов», «Кемеровское кадровое агентство», МУ «Молодежная биржа труда»,

Кемеровский региональный филиал КБ «Сибирское О.В.К.». самыми популярными и

востребованными вакансиями оказались менеджеры по продажам. Причем сейчас

наблюдается очень интересная тенденция. Как ни странно, но большинство

организаций отдают приоритет студентам без опыта работы. По словам самих же

работодателей, сейчас гораздо выгоднее взять человека без опыта, но с хорошим

потенциалом и обучить самостоятельно, подготовив себе верного и лояльного

сотрудника. К тому же наличие экономического образования совсем не

обязательно, а вот возраст ограничен: не старше 25-26 лет. Некоторые

работодатели сделали акцент на презентабельной внешности и коммуникабельности

выпускников. Кстати, на встрече молодым людям было предложено много вакансий.

А те студенты, которые так и не определились с выбором места работы, могут

обратится в МУ «Молодежная биржа труда».

Опять же, наметевшеяся тенденция к лучшему, ограничивается возрастом.[55]

Так же в Кемеровской области действует Закон «Об общих принципах

осуществления государственной молодежной политики в Кемеровской области».

Настоящий Закон закрепляет гарантии правовой и социальной защищенности

молодежи и определяет общие цели, порядок, принципы, формы поддержки молодежи

и осуществление молодежной политики органами государственной власти, органами

местного самоуправления Кемеровской области совместно с молодежными и

детскими общественными объединениями, учреждениями и организациями,

работающими с детьми и молодежью; устанавливает основные направления

реализации государственной молодежной политики.

К концу 2004 года на территории Кемеровской области действуют 8 молодёжных

бирж труда в городах Анжеро-Судженск, Берёзовский, Белово, Кемерово, Ленинск-

Кузнецк, Новокузнецк, Юрга, Крапивинский район. Через существующие молодёжные

биржи за год проходит более 10 тысяч молодых людей, 40% из которых

направляются на постоянные или временные рабочие места, более 15% получает

услуги по профессиональной ориентации. С 2000 по 2004 годы за содействием в

трудоустройстве в молодёжные биржи обратилось 28 тысяч человек, из них

трудоустроено на постоянные и временные рабочие места 10,5 тысяч человек,

услуги по профессиональной ориентации получили 4,2 тысячи человек.

Молодёжные биржи труда выполняют большую работу по снижению напряженности

проблем занятости молодёжи и подростков. Основными задачами подобных бирж

являются:

- повышение конкурентоспособности молодёжи на рынке труда;

- содействие в трудоустройстве на постоянную работу;

- организация трудоустройства несовершеннолетних граждан на временную

работу;

- организация профориентационных услуг и психологической поддержки

молодёжи;

- организация постоянной и временной занятости приоритетом для

молодёжи и подростков, остро нуждающихся в социальной защите;

- создание новых рабочих мест для молодёжи;

- содействие занятости выпускникам учебных заведений;

- организация временной студенческой занятости.

В результате своей деятельности молодёжные биржи сталкиваются со следующими

проблемами:

- недостаточная оснащённость оборудованием и оргтехникой;

- отсутствие финансирования мероприятий, осуществляемых молодёжными

биржами труда из средств областного бюджета;

- нехватка квалифицированных специалистов по причине низкой

заработной платы работников молодёжных бирж труда.

Из вышесказанного следуют выводы:

- в последнее время перед молодёжью региона всё острее встают

проблемы занятости;

- создание молодёжных бирж труда позволяет реально решать проблемы

занятости молодёжи и подобные организации необходимо создавать и поддерживать

во всех крупных городах.

Молодёжные биржи труда существуют, как было сказано выше не во всех городах

Кузбасса. В качестве одного из способов решения проблем занятости социально

незащищённой категории населения – молодёжи в данной дипломной работе будет

предложен проект создания молодёжной биржи труда в одном из городов области –

Междуреченске, где подобное учреждение отсутствует.

Глава 3. Проект организации молодежной биржи труда в Междуреченске.

3.1 Социально – экономическая ситуация в Междуреченске.

Город Междуреченск располагается на юго-востоке Кемеровской области, его

население составляет около 107 тысяч человек. Промышленность города

представлена в основном предприятиями, добывающими каменный уголь: шахтами и

разрезами.

В течение 2003 года сохранились положительные тенденции развития

промышленности города. Рост промышленного производства за отчётный период

составил 103%. Объём промышленной продукции по городу насчитывал 7,1 млрд.

рублей, в том числе по крупным и средним предприятиям – 6,8 млрд. рублей

В целом по городу добыча угля за 2003 год увеличилась на 1,1% и составила

21898,8 тысяч тонн, из них 58% угля добыто открытым способом. Наряду с

добычей угля растёт выпуск продуктов обогащения угля – концентрата, его

производство возросло в 2003 году на 1,4%.

На 2% увеличился объём производства на предприятиях электроэнергетики.

Стабилизировалась работа предприятий машиностроения и металлообработки, по

этой отрасли рост объёма промышленной продукции в 2003 год по сравнению с

2002 годом составил 1,3%. По пищевой промышленности объём производства возрос

на 3,5%..

В таблице 3 представлена доля отраслей промышленности по крупным и средним

предприятиям Междуреченска за 2003 год.

Таблица 3

Структура и состав промышленного производства за 2003 год

Объём Удельный
Показательпроизводства,вес, %
млн. руб.
Всего

6803,2

100,00

в том числе по отраслям:
- электроэнергетика

452,2

6,65

- топливная

6128,9

90,09

- машиностроение и металлообработка

105,3

1,55

- лесная и деревообрабатывающая

15,4

0,23

- пищевая

99,9

1,47

- полиграфическая

1,5

0,02

Как видно из таблицы 3, основной удельный вес по объёму промышленного

производства занимает топливная промышленность.

На крупных и средних предприятиях Междуреченска в 2003 году было занято 40,5

тысяч человек, из них 49% трудилось в промышленности. В таблице 4

представлена информация о численности занятых граждан в экономике

Междуреченска в 2003 году в сравнении с 2002 годом.

Согласно таблице 4, снижение численности работников наблюдается в

промышленности, транспорте, строительстве, торговле и общественном питании,

жилищно-коммунальном хозяйстве и финансах.

[56]

Таблица 4

Численность граждан занятых в экономике

ПоказательГодыТемп
20022003роста, %
Всего на крупных и средних предприятиях, чел.

40713

40446

99,34

в том числе по основным отраслям:
- промышленность

20010

19790

98,90

- транспорт

3003

2882

95,97

- строительство

1976

1918

97,06

- торговля и общепит

522

512

98,08

- ЖКХ

3641

3496

96,02

- здравоохранение, физкультура, соцобеспечение

3122

3178

101,79

- образование

4316

4455

103,22

- культура и искусство

955

963

100,84

- финансы, кредит, страхование

376

349

92,82

- управление

606

630

103,96

По таблице 4 можно проследить тенденцию к повышению численности граждан

занятых в экономике.

Регулируемый рынок труда тесно связан с социально-экономическими процессами.

Показатели, характеризующие рынок труда в Междуреченске за три года, по

данным Центра занятости, представлены в таблице 5.

Таблица 5

Показатели рынка труда города Междуреченска

ПоказательГоды
200120022003
Обратилось в службу занятости, всего человек92431065113103
из них:
- поставлено на учёт309435774049
- трудоустроено138819671891
- признано безработными269121442457
- направлено на профобучение43166254
- принимало участие в общественных работах98195169
- оформлено на досрочную пенсию657
- назначено пособие по безработице269121312451
Уровень безработицы, %1,81,31,5

Как видно из таблицы 5, уровень безработицы в 2003 году по сравнению с 2002

годом возрос и составил 1,5%. В 2003 году масштабы высвобождения работников

составили 0,7%, тогда как в 2002 году эта величина равнялась 1,6%.

Сократилось так же количество занятых неполный рабочий день по инициативе

администрации на предприятиях города. Существенно снизился уровень скрытой

безработицы, если в 2002 году численность граждан, работающих неполное

рабочее время, составляла 7,7% к среднесписочной численности, то за 2003 год

этот показатель составил 0,4%.

В 2003 году возрос масштаб выбытия работников с учитываемого круга

предприятий на 11,2%. Основной причиной выбытия остаётся добровольный уход с

предприятий – 74,5%. Выбытие работников практически полностью, а именно на

97,8%, компенсировалось приёмом новых кадров.

Особенность 2003 года – устойчивый рост спроса на рабочую силу, однако

процент трудоустройства в 2003 году снизился по сравнению с прошлым годом с

53,5% до 46,7%. Это связано с низкой заработной платой по предлагаемым

вакансиям, временным характером работ, несоответствием профессионально-

квалификационного состава незанятых граждан, завышенными требованиями

работодателей по подбору работников.

Информация о динамике состава безработных на рынке труда города Междуреченска

в течение 2001 – 2003 годов представлена в приложении Г, на основе этой

информации в таблице 6 представлена динамика структуры безработных.

Таблица 6

Структуры безработных граждан

В процентах

ПоказательГоды
200120022003
- женщины

51,07

56,30

53,74

- молодёжь

9,73

2,32

12,69

- работавшие по рабочей профессии

60,86

46,77

44,92

- работавшие на должности служащего

17,52

12,44

10,22

- ранее не работавшие

21,62

40,79

44,85

- имеющие перерыв в работе более года

9,73

2,32

12,69

- освобождённые из заключения

1,45

1,06

1,14

- уволенные из армии

1,26

1,12

0,79

- беженцы и переселенцы

0,32

0,08

0,32

- пенсионеры

6,43

4,05

2,67

- высвобождённые работники

18,81

9,64

5,21

Согласно таблице 6 можно сделать следующие выводы о структуре безработных в

Междуреченске:

- по половому признаку более 50% безработных – женщины;

- доля молодёжи среди безработных резко возросла в 2003

году по сравнению с 2002 годом: с 2,23% до 12,69%;

- по профессиональной принадлежности основную массу среди

безработных в 2003 году составляли граждане, работавшие на рабочей профессии

– 44,92%, либо ранее не работавшие – 44,85%, работавшие на должности

служащего составляли 10,22%;

- следует также отметить стабильное снижение доли

высвобожденных работников среди безработных с 18,81% до 5,21%.

[57]

3.2. Предпосылки организации молодёжной биржи труда

Значительное число молодых людей пополняет ряды безработных на рынке труда

Междуреченска в последнее время, и осуществление целенаправленной работы с

молодёжью – одно из приоритетных направлений деятельности центра занятости

населения. На рисунке 6 показана динамика удельного веса молодёжи в составе

граждан, обратившихся за содействием в трудоустройстве.

Диплом: Создание «Молодежной биржи труда» в г. Междуреченске

Рисунок 6

Согласно рисунку 6, доля молодёжи в составе граждан, обратившихся за помощью

в трудоустройстве по городу Междуреченску, в 2003 году значительно возросла

по сравнению с 2002 и 2001 годом, и составила 44,28%.

Кроме того, чаще стали обращаться учащиеся, желающие работать в свободное от

учёбы время, если в 2001 году обратилось 289 подростков, в 2002 году – 589

подростков, то в 2003 году – уже 906 несовершеннолетних граждан.

Кроме роста доли молодёжи среди безработных можно выделить так же следующие

тенденции:

- увеличение продолжительности молодёжной безработицы;

- безработица среди молодёжи сосредотачивается в группе от 18

до 22 лет;

- ухудшается образовательный и профессионально-

квалификационный состав безработной молодёжи;

- возрос поток обращающихся в службу занятости выпускников

учебных заведений;

- обострилась проблема трудоустройства молодых специалистов;

- сохраняется ориентация молодёжи на получение престижных

профессий, в результате чего формируется такая структура молодых

специалистов, которая значительно оторвана от потребностей рынка труда.

Процесс трудоустройства молодёжи очень сложен, усложняющими факторами являются:

- низкая конкурентоспособность молодёжи на рынке труда;

- отсутствие профессионального опыта и недостаточная

квалификация;

- подготовка учреждениями профессионального образования

выпускников по профессиям, невостребованным на рынке труда.

С целью оказания содействия занятости молодёжи центр занятости

взаимодействует с отделом по делам молодёжи администрации Междуреченска,

центром социальной защиты населения, комитетом образования и другими

заинтересованными структурами.

В результате сотрудничества с различными заинтересованными структурами, при

содействии центра занятости, в 2003 году были достигнуты следующие

показатели:

- нашли работу 697 молодых людей или 36,9% от общего числа трудоустроенных;

- трудоустроено на общественные работы 35 человек или 29,7% от общей

численности участников программы;

- трудоустроено на временную занятость 902 несовершеннолетних;

- трудоустроено в рамках «Молодёжной практики» 3 выпускника учебных заведений;

- трудоустроено на работу молодёжи в возрасте до 18 лет, впервые ищущие

работу на квотируемые рабочие места 56 человек;

- направлено на профобучение 168 человек, что составляет 66,1% от общего

числа обучающихся;

- получили профориентационные услуги 209 человек.

Специфика профориентационной работы с молодёжью в возрасте от 16 до 29 лет

заключается в информировании о потребностях города и региона в определённых

специалистах, об учебных заведениях, а так же профконсультирование.

В 2003 году для молодёжи проводилась профессиональная, психологическая и

психофизиологическая диагностика, где рассматривались основные факторы,

влияющие на выбор профессии относительно каждого клиента, ориентация на

самопознание и самооценку своих способностей, особенностей, личностных

качеств и возможности их применения в профессиональной деятельности. Для

молодых специалистов, недавно окончивших учебные заведения, проводились

индивидуальные консультации, в ходе которых объяснялось, как подготовится к

собеседованию с работодателем, правильно составить резюме и т.п.

В 2003 году по сравнению с 2002 годом, число консультаций полученных

молодёжью возросло на 28,9%.

Согласно прогнозам специалистов междуреченского центра занятости в будущем

значительное количество молодых людей в возрасте от 16 до 29 лет пополнят ряды

безработных, примерно, 47% от числа обратившихся.

Междуреченским центром занятости разработана программа содействия занятости

населения на 2001 – 2005 годы, в которой разработаны несколько приоритетных

направлений в будущей деятельности центра занятости.

Одним из приоритетных направлений программы содействия занятости населения

города Междуреченска на 2001 – 2005 годы является «обеспечение адресной

поддержки отдельных категорий граждан, испытывающих сложности в

трудоустройстве (молодёжь, женщины, имеющие несовершеннолетних детей,

инвалиды, граждане предпенсионного возраста и т.п.)

Согласно принятой программе, проблемы занятости молодёжи предполагается

решать с учётом не только текущих потребностей в рабочей силе, но и

перспективных задач.

К числу первоочередных задач, подлежащих решению в ближайшие годы, относятся:

- создание условий для трудоустройства молодёжи, впервые

вступающей в трудовую жизнь;

- сокращение периода поиска работы для безработной молодёжи.

Программой содействия занятости определены следующие направления действий в

решении указанных задач:

- постепенный переход к гарантированному трудоустройству

молодёжи, завершающей профессиональное обучение (дальнейшее субсидирование

занятости молодёжи по полученной профессии после завершения обучения в целях

адаптации к реальному спросу на рабочую силу);

- разработка организационных и экономических мер,

обеспечивающих приоритет молодёжи в приёме после завершения образования на

предприятиях всех форм собственности;

- активное содействие молодёжи в организации собственного

дела (эффективное организационное и информационное обеспечение,

предоставление профессионально-ориентационных услуг, приоритетное

кредитование бизнеса и т.п.);

- опережающее профессиональное обучение молодёжи,

находящейся под риском увольнения.

Кроме того, предусмотрено продолжение реализации программы «Молодёжная

практика», целью которой является трудоустройство выпускников учебных

заведений, зарегистрированных в качестве безработных более 3 месяцев на

временные рабочие места, что позволит приобрести профессиональные знания,

умения и навыки и повысить конкурентоспособность молодёжи на рынке труда.

Однако в настоящее время в Междуреченске отсутствуют специализированные

учреждения, которые бы занимались трудоустройством молодёжи, а проблемами

городского рынка труда занимается служба занятости населения. Это

обстоятельство снижает эффективность мероприятий по трудоустройству молодёжи.

Служба занятости работает со всеми категориями безработного населения, но

односторонняя помощь со стороны органов трудоустройства не решит саму задачу

привлечения молодёжи к труду. Специализированные учреждения для организации

трудоустройства молодёжи по типу молодёжных бирж труда способствует более

эффективной и планомерной работе в этом направлении.

Опыт создания молодёжных бирж труда уже имеется в некоторых городах

Кемеровской области. На основе изучения деятельности этих учреждений, далее

будет разработан и обоснован проект создания молодёжной биржи труда в

Междуреченске.

3.3. Цель, функции и организационная структура биржи

Центр по трудоустройству молодёжи будет являться юридическим лицом, полное

наименование которого – муниципальное учреждение «Молодёжная биржа труда».

Учредителем молодёжной биржи должна выступать администрация Междуреченска.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2007
Использовании материалов
запрещено.