РУБРИКИ |
Билеты |
РЕКЛАМА |
|
БилетыБилетыВОПРОС1 Понятие МП. : оно делится на публичное и частное. В пр.системе существует 2 системы- пр. внутригосуд.( как совокупность отд. систем прав отд. гос-ва) и право международное. Объектом м. п. регулирования явл-ся общ. отн. , возникающие в рамках межд. сообщества г-в. МП- это совокупность и система норм, регулирующих межд. отн. МПП- как регулятор публичных межд. отн. , складывается в рамках межд. сообщества г-в. МЧП- составляет часть внутригосуд. права того или иного г-ва; частным называется потому, что регулирует частно-пр. или гр-пр. отн. физич. и юр. лиц; а термин «межд.» отражает то, что стороны этих отн. имеют различные гражданства или национ. принадлежность. Методы МП как публичной отрасли права предпологают соединения импер. и диспозит. методов пр. регулирования. МП существуют наравне как имп. так и диспоз. методы пр. регулированияи выделить какой-то преобладающий невозможно. Для заключения м. отн. требуется общая воля и результатами этой воли будет договор или соглашение между 2 суб. МП или несколькими.Особенности МП: лица участвующие в межд.отн. это акторы ; в правоотн. у суб. есть взаимные права и обязательства. Устав ООН говорит об уважении, к-е должно быть между г-ми как призаключении межд.договоров, так и при разрешении межд.конфликтов или споров, т.е. конфликты должны быть разрешены на основе принципов морали, справедливости, норм межд.вежливости…. ВОПРОС2 ИСТОРИЧ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ МП: Делится на периоды всей истории развития МП 4 периода: 1) МП древнего мира с 400 г.до н.э.- 476 г.н.э. Памятником МП того времени можно считать законы Ману, урегулирующие вопросы посольского мира.Интенсивная дипломатич. деят-ть древнегр. городов-г-в. 2) средневековье 476 г.-1648 г. Этот период затишье развитие МП, так как характерной чертой являлось «кулачное право», война справедл. Форма разрешения межд.споров, Развивалось заключение межд.торговых договоров. Межд.признание получили сборники, кодифицирующие нормы и обычаи морского права и послужившие принципом свободы открытых морей. 3)МП Нового времени, классическое МП 1648- 1887гг.В это время были заложены все основы МП. 4) Современное МП с 1887 г. ВОПРОС3 Источники МП: Источниками называются формы, в к-х выражены правила поведения суб.межд.отн. , и к-е сообщают этим правилам качество межд.-пр.нормы Специфика МП: 1. нормы устанавливаются по взаимному согласию суб.(именно эти нормы являются ист. межд-пр. норм) 2. суб. праву всегда противостоит суб. обязательство. Виды: *м.договор- это письм.соглашение между суб., урегулированное нормами общего МП; совокупность и система таких норм составляет отрасль МП, к-я называется право м.договоров;*м.обычай- это доказательство всеобщей практики, признанный в качестве пр.нормы, применяется в практике г-в, как опред.поведение в однотипных ситуациях, признанное как юр.обязательное ; *м.обыкновения- правила поведения г-в, к-му они следуют в своих взаимоотн., не признавая его юр.обязательным; *неформальный м.договор- это письм.соглашение между г-ми, текст к-го выработан в процессе их переговоров, но к-му они не придали юр.силы межд.договора; *акт обязательства- это одностороннее заявление г-ва в лице его компетентного органа о том, что оно берет на себя обязательство об опред.поведении в межд.госуд.отношениях, адресованное всем г-м и доведенная до их сведения в письм. или устной форме; *акт признания- акт действия(безд) г-ва, в к- м оно признает правомерной юридически значимую ситуацию, созданную действиями другого г-ва, поскольку о наличии такой ситуации ему известно или должно быть известно; *акт протеста- это заявление г-ва об отказе признать правомерной юридически значимую ситуацию, созданную поведением др.г-ва, т.е. квалифицировать ее в качестве противоправной; должен быть явно выражен и доведен до сведения г-ва, к-му адресован или до сведения др.г-в; *акт предписания- г-м участникам межд.организаций или органов; имеет обязательный хар-р, в силу четко установившейся практики данной организации или органов; *решения межд.арбитражей или судов- это юридически обязательные для строн рассматриваемого дела или межд.спора. ВОПРОС4 Субъекты МП: Для суб.межд.отн., г-в и различных объединений, характерна их неподчиненность внешней власти, т.е. самостоятельность и определенная независимость, в том числе взаимная независимость. Субъекты МП – это акторы или участники, стороны межд.правоотношений, наделенные нормами МП, суб.правами и суб.обязательствами. Суб.право одного субъекта межд.отн. всегда противостоит суб.обязательству другого суб. этих правоотношений. Венская Конвенция о праве межд.договоров 1969 г. в ст.3 впервые говорит о суб. межд.отношений, т.е. о г-х и межд.организациях. Г- ва- это осн.субъект МП, реальные участники межд.правоотношений. Суб.МП кже являются межд.институции, именуемые межд.органами( межд.суды, арбитражи) Особыми или спец.суб. являются народы, борющиеся за свою независимость; правительства в изгнании. Субъекты МП в своих взаимоотн. Обязываются взаимно соблюдать в своем внутр.порядке и праве опред.права физич. и юр.лиц, основные права и свободы всех находящихся на их территории индивидов, определ.права обществ.организаций (профсоюзов, полит.партий) ВОПРОС5 Юр.обязательная сила МП: Основное соц.значение МП заключается в организации межд.отн., отвечающей соврем.уровню человеческой цивилизации. Собственно юр.ф-ми МП можно считать стабилизирующую, регулятивную и охранит.ф-и. Все принципы МП являются основопологающими для создания норм права, они носят универсальный х-р и обладают высшей юр.силой. Все остальные межд.-пр.нормы должны соответствовать положениям основных принципов.О ни являются критерием законности всех остальных межд.норм. ВОПРОС6 Отношение между МП и межд.политикой. ВОПРОС7 Понятие и виды межд.правоотн. Результатом реализации межд.- пр.норм являются межд.правоотн.- отн.,урегулированные этими нормами. Состав м.пр-отн. образуют суб., содержание и объекты.Суб. могут быть г- ва, нации, борющиеся за независимость, межд.организации, т.е. те субъекты чье поведение ргулируется нормами МП. Содержание образуют межд.суб.права и юр.обязанности участников.Суб.право- это возможное поведение, а преращение межд.правоотношений.(делятся на события- не связаны с волей и юр.обязанность должное. Право одного участника противостоит обязанности другого. Суб.права и юр.обязанности направлены на объект(территория, имущество, неимущ.блага, результаты деят-ти суб. и др.) Правоотн. невозможны без юр.фактов- это конкретные обст-ва, с к-ми МП связывает возникновение, изменение или действия-с волеизъявлением).* По времени существования:срочные и бессрочные; *по форме: правоотн. в собственном слове-права и обязанности зафиксированы четко и правоотн.состояния- носят обобщенный х-р(состояние гражданства); *по суб.составу:межгосуд. и немежгосуд. х-ра; *в зависимости от функц.назначения: регулятивные-возникающие на основе норм МП , устанавливающие правила поведения суб.,охранительные- возникают вследствии неправомерного поведения суб. и предназначены для восстановления нарушенных прав и наказания нарушителя; *материальные- устанавливают права и обязанности суб. правоотношений, процессуальные- возникают на базе проц.норм и фиксируют процедуру реализации прав и осуществления обязанностей, порядок рассмотрения споров и рассмотрения дел о правонарушениях., к-й носит название «Нормы о межд.отв-ти г-в», занимается комиссия МП при ООН. Нормы международного права - это юридически обязательные к исполнению правила поведения государств и других субъектов международного права, устанавливаемые самими ВОПРОС8 Понятие нормы МП. Это юридически обязательные правила поведения суб. межд.отн., охраняемые в случае необходимости принуждением к их соблюдению. Включают в себя гипотезу, диспозицию и санкцию.Различаются по своим суб. или адресатам, поэтому подразделяются на нормы общего межд. права, устанавливаемые межд.сообществом г-в и адресованные всем всем суб.МП и нормы локальные, адресованные двум или нескольким суб.МП. Основные принципы МП и их нормативное содержание изложены в Декларации о принципах МП. Была принята в 1970 г. Генер.Ассамблеей ООН. Она действует, исключений нет. В последние десятилетия 20 в. основываясь на Венской Конвенции 1969 г. «О праве межд.договоров», в МП начали выделяться императ.нормы, к-е носят х- р общеобязат.права.( ст. 53) Имп.норма- это норма, к-я принята и признается межд.сообществом г-в как норма, отклонение от к-й недопустимо и к-я может быть изменена только последующей нормой МП, носящей такой же х-р. В числе норм МП различают регулятивные и охранительные нормы. Охр.нормы МП собраны в единый документ субъектами международного права и выполняемые ими добровольно или при необходимости с помощью особого вида принуждения' Субъекты международного права в процессе международного сотрудничества осуществляют свои права и выполняют свои обязательства, установленные международно-правовыми нормами. Иными словами, международно-правовые нормы регулируют и регламентируют поведение субъектов международного права в процессе их международногообщения. Нормы международного права могут классифицироваться по различным основаниям и критериям:по форме объективирования - договорные и обычные международно-правовые нормы.Договорные международно-правовые нормы зафиксированы (закреплены) в самых разнообразных международных договорах, обычные международно-правовые нормы не зафиксированы (не закреплены) в каких-либо международных договорах, а существуют в виде неписаных правил поведения субъектов международного права, проявляющихся в их обычной практике ;по количеству участников - нормы, обязывающие двух субъектов международного права (в двусторонних договорах), и нормы, обязывающие трех и более субъектов международного права (в многосторонних договорах). по субъектно- территориальной сфере действия - универсальные илокальные.Универсальные нормы - это нормы, регулирующие такие отношения большинства субъектов международного права, объекты которых касаются, как правило, важнейших проблем современности, в решении которых заинтересовано практически все человечество.Локальные нормы - это нормы, регулирующие такие отношения, объекты которых касаются субъектов международного права, как правило, одного географического региона, или такие отношения, объекты которых касаются ограниченного круга субъектов международногоправа. по видам международно-правовых норм - нормы материального права и нормы процессуального права.Нормы материального права устанавливают права и обязанности субъектов международного права по конкретным правоотношениям (например, нормы, устанавливающие права и обязанности государств - участников Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г.), нормы процессуального права устанавливают порядок (процедуру) реализации самих материальных норм (например, порядок деятельности различных международных судебных органов, следственных и согласительных комиссий и др.). В определенной мере и сама эта классификация является условной,Можно привести и другую заслуживающую внимания классификацию:в зависимости от функционального назначения - регулятивные и охранительные (обеспечительные).Регулятивные нормы устанавливают конкретные права и обязанности субъектов международного права охранительные (обеспечительные) нормы призваны гарантировать реализацию самих регулятивных норм по характеру субъективных прав и обязанностей - обязывающие, запрещающие, управомочиваюшие нормы.Обязывающие нормы устанавливают обязательство государства совершить указанные в норме действия, например, оповестить другие государства о ядерной аварии или ядерном инциденте; запрещающие нормы обязывают государства воздерживаться от признанных противоправными действий (например, не производить бактериологическое и химическое оружие, не создавать в открытом море опасности столкновения судов при маневрировании вблизи военного корабля, осуществляющего подъем в воздух летательных аппаратов); управомочивающие нормы признают за многими (всеми) субъектами международного права возможность осуществлять какие-либо действия (например, признание права каждого государства на исследование и использование космического пространства в мирных целях, на осуществление свобод открытого моря. ВОПРОС9Принципы международного права носят универсальный характер и являются критериями законности всех остальных международных норм. Действия или договоры, нарушающие положения основных принципов, признаются недействительными и влекут международно-правовую ответственность.Принципы взаимосвязаны: нарушение одного положения влечет за собой несоблюдение других. Так, например, нарушение принципа территориальной целостности государства одновременно является нарушением принципов суверенного равенства государств, невмешательства во внутренние дела, неприменения силы и угрозы силой и т.д.Поскольку основные принципы международного права представляют собой международно-правовые нормы, они существуют в форме определенных источников международного права.II. В соответствии с принципом неприменения силы или угрозой силой все государства в международных отношениях обязаны воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности и политической независимости других государств или каким-либо иным образом, несовместимым с целями ООН. Государства на основе общепризнанных принципов и норм международного права должны добросовестно выполнять свои международные обязательства в отношении поддержания мира и безопасности. Угроза силой не должна применяться в качестве средства урегулирования споров между государствами. Агрессивные войны объявляются преступлениями против мира и человечества и влекут ответственность по международному праву. Запрещается также пропаганда войныТерритория государства не может быть объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения. Никакие территориальные приобретения, являющиеся результатом угрозы силой, не признаются законными. Государства также обязаны воздерживаться от репрессалий, связанных с применением вооруженных сил, от организации и поощрения иррегулярных сил или вооруженных банд, в том числе наемников, для вторжения на территорию другого государства. Государства обязаны воздерживаться от насильственных действий, лишающих народы права на самоопределение.III. Согласно принципу мирного разрешения международных споров государства обязаны решать свои международные споры с другими государствами мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость. Споры государств должны разрешаться на основе принципа суверенного равенства, в соответствии с принципом свободного выбора средств разрешения спора и с учетом других принципов.IV. На основе принципа невмешательства во внутренние дела государств каждое государство имеет право самостоятельно выбирать свою политическую, экономическую, социальную или культурную систему без вмешательства со стороны других государств. В этой ; связи государства:; не имеют рава прямо или косвенно вмешиваться во внутренние или внешние дела другого государства;не должны поощрять подрывную деятельность, направленную на ' изменение строя другого государства путем насилия; а также не должны вмешиваться во внутреннюю борьбу в другом государстве, воздерживаться от оказания помощи террористической или подрывной деятельности.V. Принцип территориальной целостности государств. Государства должны уважать территориальную целостность друг друга и воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава ООН. Государства обязаны также воздерживаться от превращения территории друг друга в объект оккупации или мер применения силы в нарушение международного права. никакая оккупация или приобретение территории таким образом не признаются законными J' VI. Принцип нерушимости границ. Государства рассматривают как нерушимые все границы друг друга и границы всех государств в Европе и должны воздерживаться от любых требований или действий, направленных на захват части или всей территории другого государства.VII. Принцип уважения прав человека. Уважение прав и свобод человека — составная часть всеобъемлющей системы международной безопасности. Государства обязаны уважать права человека и основные свободы для всех, без различия расы, пола, языка или религии. Уважение прав человека является существенным фактором мира, справедливости и демократии, необходимых для дружественных отношений и сотрудничества между ними. Государства обязаны поощрять эффективное осуществление гражданских, политических, экономических, социальных или культурных прав и свобод, которые вытекают из достоинства, присущего каждой личности, и являются существенными для ее свободного и полного развития.VIII. Принцип права на самоопределение народов и наций. Все народы вправе свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и свое экономическое, социальное и культурное развитие. Способами осуществления народом права на самоопределение являются: создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, установление любого иного политического статуса, свободно избранного народом. Государства обязаны воздерживаться от любых насильственных действий, лишающих народы права на самоопределение.Народы, осуществляющие самоопределение, вправе испрашивать и получать помощь в соответствии с целями ООН. При этом, однако, государства не должны поощрять действия, ведущие к расчленению или к нарушению территориальной целостности или политического единства тех государств, которые имеют правительства, представляющие весь народ без различия расы, вероисповедания или цвета кожи.IX. Принцип сотрудничества между государствами. Государства должны сотрудничать друг с другом в соответствии с целями и принципами ООН. Развивая сотрудничество, государства должны содей-. ствовать взаимопониманию и доверию, дружественным отношениям между собой, повышать благосостояние народов., X. В соответствии с принципом добросовестного выполнения международных обязательств государства обязаны добросовестно выполнять взятые на себя международные обязательства. При осуществлении своих суверенных прав, включая право устанавливать законы и административные правила, государства должны сообразовываться с их обязательствами по международному праву. ВОПРОС10 Соотношение межд. и внутригосуд. права: В практике международных отношений и внутреннем праве отдельных государств встречаются различные способы решения вопроса о формах взаимодействия международного и внутригосударственного законодательства. Можно выделить две монистические и одну дуалистическую концепции соотношения международного и внутригосударственного права.Монистические концепции исходят из примата какой-либо одной системы права (международного или внутригосударственного права) . Дуалистическая концепция рассматривает международное право и право внутригосударственное как самостоятельные, равнопорядко-вые правовые системы, которые, тем не менее, активно взаимодействуют в процессе нормотворчества и правоприменения.Отечественная международно-правовая доктрина и российское законодательство придерживаются в целом дуалистической концепции. Конституция РФ (ч. 4 ст. 15) устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» 1995 г. дополняет конституционное правило: «Положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. Для осуществления иных положений международных дого воров Российской Федерации принимаются соответствующие правовые акты» (п. 3 ст. 5). Возникает вопрос, что понимается под «правовой системой Российской Федерации»?Федеральное законодательство не раскрывает содержания данного понятия.В теории права термин «правовая система» означает:1) систему права с точки зрения ее организационного строения (совокупность принципов права, отраслей, подотраслей, институтов и норм);2) совокупность правовых норм какого-либо государства (национальные правовые системы) или международное право;3) социально-правовой феномен, состоящий из различных элементов, в числе которых называют: правовые нормы; результат их реализации (правоотношения); правовые учреждения и др.Большое внимание проблематике правовой системы РФ уделяется и в науке.По мнению Г.В. Игнатенко, понятие «правовая система» отличается от понятия «право», будучи более емкой, более насыщенной категорией, вмещающей в себя наряду с правом как совокупностью юридических норм, правоприменительный процесс и, очевидно, складывающийся на их основе правопорядок И.И. Лукашук, не рассматривая вопроса о правовой системе России специально, приходит к выводу, что ч. 4 ст. 15 Конституции «воспроизводит правило, известное другим государствам: международное право — часть права страны. В результате принятия Россией международной нормы содержащееся в ней правило включается в правовую систему страны, становится ее элементом и уже в этом качестве обретает способность регулировать отношения с участием физических и юридических лиц» С.Ю. Марочкин включает в правовую систему «правовые нормы, действующие в стране (право РФ, а также нормы международного права и иностранного права с санкции государства); правовую деятельность (деятельность всех органов, учреждений и иных субъектов по созданию и/или реализации действующих в стране правовых норм) и правовые идеи, представления, теории, взгляды, доктрины (правосознание в широком смысле)»Каково действительное содержание положений ч. 4 ст. 15 Конституции о правовой системе РФ?1. О соотношении понятий «правовая система РФ» и «право РФ».Предположим, мы признаем тождественность содержания указанных терминов. В этом случае положение ч. 4 ст. 15 Конституции рф означает, что международные нормы и прежде всего международные договоры РФ необходимо рассматривать как часть внутреннего права России. На первый взгляд, такое понимание конституционной нормы не вызывает возражений. Однако международное право — это самостоятельная система права, не совпадающая с правом какого-либо государства. Самостоятельными системами права являются также системы права всех государств. Международное и российское и право отличаются друг от друга по кругу субъектов, по источникам, по способу образования правовых норм, способу обеспечения их исполнения и другим характеристикам. Следует также учитывать и тот факт, что формы права одной правовой системы не могут быть одновременно и формами права другой системы1. Очевидно, что понятия «правовая система РФ» и «право РФ» отождествлять нельзя.2. О включении в правовую систему, помимо правовых норм, правосознания, правоотношений, правоприменительного процесса и т.д.На мой взгляд, термин «система» предполагает объединение в едином феномене однопорядковых явлений. Применительно к термину «правовая система» речь должна идти об однотипных составляющих — норм объективного права, действующих в конкретном государстве. Таким образом, более правильно понимать «правовую систему РФ» как совокупность применяемых в РФ правовых норм. В этом случае отпадают какие-либо сомнения в точном толковании конституционной нормы.Формулировку ч. 4 ст. 15 Конституции необходимо также рассматривать как общую санкцию нашего государства на включение норм международного права в систему действующих в России норм, на непосредственное применение международного права в сфере реализации российского законодательства. Однако прямое применение в России международных норм вовсе не означает их включения в состав норм российского права: нормы международного права не «трансформируются» в право РФ, а действуют «самостоятельно». Необходимо учитывать и тот факт, что в России могут применяться (и применяются) не только международно-правовые нормы, но и нормы права иностранных государств (см., например, п. 5 ст. 11 Ар-батражного процессуального кодекса РФ 1995 г.: «Арбитражный суд в соответствии с законом или международным договором Российской Федерации применяет нормы права других государств»). Поэтому частью правовой системы РФ будут и те нормы иностранного права, действие которых во внутренних отношениях допускается нашим государством. Подытоживая сказанное, можно дать следующее определение правовой системы РФ. Она представляет собой совокупность применяемых в нашей стране правовых норм (норм права РФ, международного и иностранного права). Несомненно, что ныне государства как основные действующие лиц международном сообществе, утверждая концепцию примата междуц'родного права, отнюдь не стремятся подчинить внутригосударственну сферу международному праву, с тем чтобы вернуться к теории междуи родно-правового монизма , а заявляют о принципиально новой роли цл» ждународного права в условиях взаимозависимого, во многом целостного мира в процессе регулирования межгосударственных отношений, ядро», которых сегодня, несмотря ни на что, являются преимущественно воен но-политические и экономические аспекты на основе признания обще. человеческих ценностей. Главной функцией международного права, on. ределяющей его сегодняшнее предназначение, выступает решение проблемы безопасности человечества и устранение угрозы ядерной или обычных войн. Рассматриваемая концепция означает незыблемость принципа соблюдения международных обязательств, преимущественное значение норм международного права как гарантии мира, стабильности развития многопланового взаимовыгодного сотрудничества. Следование этому принципу не означает признания слияния в единое целое международного и национального права. ВОПРОС11 Толкование норм МП: Это уяснение смысла нормы. Бывает офиц. и неофиц., субъектами толкования являются участники договора( осн.уч-ки, к-е участвовали в переговорах о заключении договора). Согласно В.Конвенции о межд.договорах 1969 г. и В.Конвеции о договорах между г-ми и межд.органами или межд.организациями 1986 г., договор должен толковаться добросовестно, в соотв. с обычным значением, к-е следует придавать терминам договора в их контексте, а также в свете целей и объекта договора. ВОПРОС12 Межд.правосубъектность г-в: Государства являются основными субъектами международного права; международная правосубъектность присуща государствам в силу самого факта их существования. Государства имеют аппарат власти иуправления, обладают территорией, населением и, самоеглавное, суверенитетом.Суверенитет — это юридическое выражение самостоятельностигосударства, верховенства и неограниченности его власти внутри страны, а также независимости и равноправия во взаимоотношениях с другими государствами. Суверенитет государства имеет международно-правовой и внутренний аспектыМеждународно- правовой аспект суверенитета означает, что международное право рассматривает в качестве своего субъекта и участника международных отношений не государственные органы или отдельные должностные лица, а государство в целом. Все международно-правовые значимые действия, совершенные уполномоченными на то должностными лицами государства, считаются совершенными от имени этого государстваВнутренний аспект суверенитета предполагает территориальноеверховенство и политическую независимость государственной властивнутри страны и за рубежом.Основу международно-правового статуса государства составляют права (право на суверенное равенство, право на самооборону, право на участие в создании международно-правовых норм, право на участие в международных организациях) и международно-правовые обязанности государств (уважение суверенитета других государств, соблюдение принципов международного права). В Декларации о принципах международного права 1970 г. говорится, что каждое го- 4* сударство обязано уважать правосубъектность других государств и соблюдать принципы международного права (невмешательство во внутренние дела, добросовестное выполнение принятых на себя обязательств, разрешение международных споров мирными средствами и др.). Из суверенитета вытекает также, что ни одна обязанность не может быть возложена на государство без его на то согласия. ВОПРОС13 Институт признания в МП: Признание в межд.практике представляет собой правило сложившееся в качестве обычая, к-м г-во руководствуется при установлении отн. с вновь возникающими субъектами МП. В большинстве случаев признание выражается в том, что г-во или группа г-в напрвляют главе г-ва или правительству, возникшего г-ва, спец.дипломат.док-т, содержащий заявление о желании установить с ними(ними) и их народом нормальных отношений, основанных на принципах МП. Этот док-т сопровождается предложением на взаимной основе учредить дипломат.представительства. Признание может быть фактич. или юридич. Де-факто: имеем место в таких случаях, когда у признающего г-ва нет уверенности в прочности признаваемого нового образования, либо когда последнее само считает себя временным. Эта форма допускает признаваемого актора к участию в дипломат.конвенции в многосторонних договорах и межд.организациях, и как правило не сопровождается заключением дипломатич.отношений. Де-юро: офиц., выражается в офиц.актах; принятии межд.норм межд.госуд.организ-ми. Кроме этих 2-х форм признания практикуется признания AD HOK- временное, разовое, используемое для осуществления какого-либо конкретного, отдельно взятого мероприятия. Отдельным видом является признание правительств. Признание правительства происходит, как правило, одновременно с признанием нового государства. Однако возможно признание правительства без признания государства, например, в случае прихода правительства к власти в уже признанном государстве неконституционным путем (гражданские войны, перевороты и т.п.). Основной критерий для признания нового правительства — это его эффективность, т.е. действительное фактическое обладание государственной властью на соответствующей территории и независимое ее осуществление. В этом случае правительство признается единственным представителем данного государства в международных отношениях.Особым видом признания правительств является признание эмигрантских правительств или правительств в изгнании. Практика их признания была широко распространена во время Второй мировой войны. Однако эмигрантское правительство часто теряет связь с соответствующей территорией и населением и поэтому перестает представлять данное государство в международных отношениях. В настоящее время признание правительств в изгнании используется достаточно редко.В середине XX в. получил широкое распространение и такой вид признания, как признание органов сопротивления и национально-освободительных движений. Это признание не было ни признанием государства, ни признанием правительства. Органы сопротивления создавались внутри уже признанных государств, а их полномочия отличались от традиционных полномочий правительств. Как правило, признание органов сопротивления предшествовало признанию правительства и имело задачей представить борющийся за освобождение народ в международных отношениях, обеспечить ему международную защиту и возможность получения помощи.В современных условиях наблюдается стремление отдельных лидеров национально-сепаратистских движений получить статус органов сопротивления и соответственно права и преимущества, вытекающие из этого. ВОПРОС14 Институт правопреемства в МП: Под межд.правопреемством г-в понимается переход прав и обяз-й от одного субъекта МП к другому вследствии возникновения или прекращения существования г-ва, либо изменения его территор.владений. *Теория универсального правопреемства: это полный переход к новому субъекту прав предшественника в отношении территорий, населения, полит.орган-й и связанных с этим обязанностей. *Теория частичного пр.преемства: сохранение г-м-предшественником таких договорных обязательств и прав, к-е не предпологают сохранения суверинитета, договаривающейся стороны на отторгнутой территории, а г-во преемник не наследует таких прав и обяз-й ни при передаче территорий, ни при отделении г-ва преемника. *Теория правопреемственности: юр.лицо г-ва аннулируется при изменении гос.строя, а новое юр.лицо г-ва принимает на себя права и обязанности предшественника как будто они были его собственными. *Теория неправопреемственности: обязанности г-ва преемника не передаются новому актору, права же переходят к лицу, стоящему во главе г-ва. *Теория «чистого листа»: новое г-во не связано межд.договорами г-ва предшественника. * Теория …………….. Вопросы правопреемства возникают при распаде г-ва, или вхождения части г-ва в состав другого. При соц.революциях и отделении каких- либо колониальных территорий от метрополии и образовании новых незаисимых г- в. ВОПРОС15 Ответственность в МП: в самом общем виде отв.- это притерпевание неблагопр.последствий правонарушителем, в случае совершения им правонарушения. Межд.отв.- неблагопр.юр.последствия для суб.МП, нарушившего своим поведением возложенные на него межд.обязательства, т.е. совершившего межд.противопр.деяние. В настоящее время( с 1969 г.) кодификацией норм о межд.отв-ти занимается Комиссия МП ООН. Ею разрабатывается проект статей об отв-ти г-в. Межд.отв-ть наступает впоследствии совершения актов агрессии, геноцида, экоцида, апартеида, нарушения законов и обычаев войны, а также отказ предоставить независимость колониальным народам. Институт отв-ти рассматривает в качестве средства обеспечения соблюдения межд.пр.норм и возмещения причиненного ущерба, как самой действенной, нижеперечисленные средства: полит.санкции; экономич.санкции(матер.). Полит.: всевозможные реторсии, репрессалии, сатисфакции+ санкции экономич. или военного х-ра. Экономич.- одностороняя или двухст.реституция. Межд.отв-ть может выражаться в обязанности нарушителя возместить причин.ущерб другому субъекту МП, либо их юр. или физ.лицам, а также в возможности применения в отношении нарушителя, в соответствии с МП, принудит.мер, вплоть до установления экономич.санкций и использования вооруж.силы( эмбарго). Отв-ть может выражаться также в применении к виновным лицам мер уг.отв-ти( конкретные лица- главы г-в, главы правительств, военноначальники) Под межд.правонарушением понимается д.(безд) субъекта МП, вследствии к-го оказываются нарушенными предписания МП, обязательства данного субъекта, приченен матер. или нематер.ущерб одному или нескольким субъектам МП, или всему международному сообществу.Непременным условием возникновения отв-ти является наличие причинно-следств.связи между противопр.поведением конкретного суб. и виновным результатом. В качестве виновных могут выступать: госуд.орг., должностные лица г-ва от имени и по уполномочию г- ва. Отв-ть г-ва может наступать за принятие норм.актов, не соотв-х положениям МП, а таже положением межд.договоров или межд.обычаев. По степени соц.опасности межд.правонарушения делятся на 3 вида: *межд.преступления, т.е. особо опасные межд.прест., объектом посягательств являются жизненноважные интересы г-в( деяния, подрывающие основу существ. Дрю г-в, к-е нарушают принципы МП, создающие угрозу миру и безопасности человечеству); агрессивная война; захват территорий; создание банд- формирований; *уг.преступления межд.х-ра- терроризм, взятие заложников, угон возд.судов, незаконное призводство и распространение наркотиков и психотропных в-в, прест.акции против лиц, пользующихся межд.защитой; *прочие межд.правонарушения или деликты, т.е. противоправные деяния, наносящие ущерб отдельно взятому субъекту МП или огранич.кругу таковых, не затрагивающие основ их существования(попустительство властей в отношении акций, направленных против дип.представителей иностр.г-в), нарушение торг.обязательств. В соотв. с положением проекта статей о межд.отв-ти г-в, отв-ть может быть исключена в случае: 1. Взаимного соглашения г-в- контрагентов, если это соглашение не противоречит МП. 2. Если причинение ущерба вызвано противопр.действиями др.г-ва и с точки зрения МП является правомерным по отн. к г-ву- правонарушителю. 3. Действия непреодолимой силы или неподдающиеся контролю непредвид.обст-тв или иных событий, если оба указанных фактора не позволили г-ву действовать в соотв. со своими обязат- ми, либо осознать, что его поведение не согласуется с таковыми. 4. Если суб.правоотн. связанного с правонаруш-м не смог избежать такового, не подвергнув угрозе жизнь, введенных ему людей. 5. Если нарушение г-м своих обязат-тв крайней необходимостью обусловлено, совершение вследствии исключит.обст-тв при неизбежности опасности, угрожающей жизненноважным интересам самого г-ва или невозможности устранить таковую иными средствами, при чем г-во невправе ссылаться на кр.необх-ть, если это прямо или косвенно запрещено договором, в соотв. с к-м оно действовало, а также если это г-во само способствовало развитию этой ситуации, какая воспрепятствовала выполнению им межд.обязательств. 6. Если нанесение ущерба обусловлено действиями совершенного г-м в целях самообороны, в соотв. со ст.51 устава ООН от агрессии совершенной потерпевшему ущерб г-ву. ВОПРОС16 Территория и МП: Под территорией в международном праве понимается пространство с определенным правовым режимом — часть земного шара (сухопутная, водная территории, недра, воздушное пространство), а также космическое пространство и небесные тела. Правовой статус территорий определяется нормами внутригосударственного законодательства и международного права.По правовому режиму территории подразделяются на государственные, территории со смешанным режимом и территории с международным режимом.Государственные территории являются материальной базой существования соответствующего государства и находятся под его суверенитетом. Основу правового статуса государственных территорий составляют нормы национального права.Территории со смешанным режимом (континентальный шельф и экономическая зона) не входят в состав государственных территорий, однако прибрежные государства в этих пространствах имеют определенные суверенные права, зафиксированные национальным законодательством и международными договорами.Территории с международным режимом (открытое море за пределами территориальных вод, международный район морского дна, некоторые международные проливы, реки и каналы, Антарктика, космическое пространство и небесные тела) не принадлежат какому-либо государству в отдельности и находятся в общем пользовании сех ^ан. Правовой режим этих территорий определяется главным образом международными договорами.Государственная территория — это часть земного шара, находя-венн под ^^Р^итетом соответствующего государства. Государственую территорию образуют: сухопутная территория (вся суша, •воженная в пределах границ данного государства, острова); водная территория (все водоемы, расположенные на сухопутной те ритории и части вод морей и океанов, примыкающие к берегаи\ воздушная территория (все воздушное пространство, расположен»''над сухопутной и водной территориями); недра (под сухопутной е водной территориями). Условной государственной территорией принято считать моп-ские, воздушные, космические корабли, находящиеся вне пределов государственной территории, а также трубопроводы, другие сооружения и оборудование в пределах международной территории (буро. вые установки, искусственные острова и т.п.).Правовой режим государственных территорий определяется прежде всего национальным законодательством каждого государства; международные договоры затрагивают отдельные аспекты правового статуса внутренних вод и территориального моря, устанавливают договорное прохождение государственной границы, определяют вопросы пограничного режима и т.д.В пределах государственной территории государство осуществляет свое территориальное верховенство и национальную юрисдикцию. Государству принадлежит исключительное право владения, пользования и распоряжения соответствующей территорией и находящимися на ней ресурсами.Современное международное право запрещает насильственное изменение государственной территории. Территория государства неприкосновенна и не может быть объектом военной оккупации или других насильственных действий. Не признаются никакие территориальные приобретения или иные выгоды, полученные в результате применения силы или угрозы силой.Территория государства может изменяться в результате:разделения существующего государства, выхода части террито„рии из состава государства, объединения двух или нескольких госу дарств;национально-освободительной борьбы и реализации права на самоопределение;обмена государственными территориями по соглашению сторон(так, по Соглашению 1954 г. СССР и Иран обменялись участками своей территории);применения мер ответственности за агрессию (например, оттор"жение Пруссии от Германии в 1945 г. и передача Восточной Пру^— Польше и СССР);цессии — уступки права на территорию (в настоящее время используется).Пределы территориального верховенства государства обознач ны государственными границами.Государственная граница — это линия и проходящая тк\ этойвертикальная поверхность, определяющая государственную л питорию, пространственный предел государственного суверенитета.Прохождение границы устанавливается:на суше — по характерным точкам, линиям рельефа или ориентирам; , на море — по внешнему пределу территориальных вод (границы территориальных вод между противолежащими или смежными государствами определяются по соглашению между ними);на реках — по середине главного фарватера либо (в некоторых случаях) по их середине.Государственные границы устанавливаются в договорном порядке. При этом вначале решается вопрос о делимитации, т.е. о юридической принадлежности определенной территории. Делимитация предполагает определение в договорном порядке общего направления прохождения государственной границы с обозначением ее на карте. Решив вопрос о принадлежности того или иного участка территории и установив его границы на карте, государства осуществляют демаркацию — проведение линии границы на местности с одновременным обозначением ее пограничными знаками. Государственная граница на суше обозначается ясно видимыми пограничными знаками — столбами, пирамидами и т.п., на воде — створами, вехами и т.д. В |
|
© 2007 |
|