РУБРИКИ

Билеты

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Билеты

предоставляются эффективные средства правовой защиты перед национальными

властями даже, если такое нарушение было совершено лицами, действовавшими в

официальном качестве (ст. 13).Согласно ст. 15 Конвенции во время войны или

иного чрезвычайного положения, угрожающего жизни нации, государство может

принимать. меры в отступление от своих обязательств по Конвенции только в

той степени, в какой это обусловлено чрезвычайностью обстоятельств при том,

что такие меры не являются несовместимыми с ее другими обязательствами по

международному праву.Для обеспечения соблюдения обязательств по Конвенции,

образуются Европейская комиссия по правам человека и Европейский суд по

правам человека (подробнее см. — § 10 гл. 16 настоящего пособия).При

ратификации Конвенции Россия сделала несколько оговорок. Согласно одной из

них «Российская Федерация в соответствии со статьей 25 Конвенции признает

компетенцию Европейской комиссии по правам человека получать заявления

(жалобы) от любого лица, неправительственной организации или группы лиц,

которые утверждают, что они являются жертвами нарушения Российской

Федерацией их прав, изложенных в Конвенции и указанных в Протоколах к ней,

в случаях, когда предполагаемое нарушение имело место. после вступления в

действие этих договорных актов в отношении Российской Федерации».Важное

место в системе обеспечения прав человека занимают пакты о правах человека.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и

Международный пакт о гражданских и политических правах были приняты в 1966

г. и ратифицированы СССР в 1973 г. К Международному пакту о гражданских и

политических правах 1966 г. имеются два Факультативных протокола Первый

Факультативный протокол ратифицирован СССР 5 шолг 1991 г., и на сегодняшний

день в нем участвуют около пятидесяти государств. Второй Факультативный

протокол (о запрете смертной казни) РФ пока не ратифицирован.В ст. 1 обоих

пактов закрепляется право народов на самоопреде. ление, в соответствие с

которым они свободно устанавливают свой политический статус и обеспечивают

свое экономическое и политическое развитие, свободно распоряжаются своими

естественными богатствами и ресурсами. Ни один народ не может быть лишен

принадлежащих ему средств существования.Устанавливается также принцип

равенства граждан независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии,

политических или иных убеждений, национального или социального

происхождения, имущественного положения, рождения или иного

обстоятельства.Следует подчеркнуть, что положения пактов различаются по

степени юридической обязательности. Если в соответствии со ст. 2 Пакта о

гражданских и политических правах государства-участники обязуются принять

все необходимые меры, в том числе законодательные, для осуществления прав

человека, указанных в этом международном договоре, то согласно ст. 2 Пакта

об экономических, социальных и культурных правах государства должны принять

в максимальных пределов имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить

постепенное осуществление прав и свобод, признаваемых в Пакте.На основании

норм Пакта об экономических, социальных и культурных правах государства

гарантировали индивиду: право на труд, включая право на место работы,

справедливые и благоприятные условия труда, право на отдых и т.д.; право на

участие в профсоюзах;право на социальное обеспечение и социальное

страхование; охрана семьи; право на образование и участие в культурной

жизни и другие Права.Международный пакт о гражданских и политических

правах, помимо таких общих прав человека, как право на свободу и личную

неприкосновенность; провозглашает право на гуманное обращение;право на

свободное передвижение и свободу выбора места жительства; равенство граждан

перед судом и презумпцию невиновности;право на защиту личной жизни; право

на свободное выражение мнений; право на мирные собрания и т.д.Во время

официально объявленного чрезвычайного положения в государстве, когда жизнь

нации находится под угрозой, государства могут принимать меры в отступление

от своих обязательств по Пакту о гражданских и политических правах в той

степени,в какой это требуется остротой положения, при условии, что такие

меры не явля-тся несовместимыми с другими обязательствами государств по меж-

ународному праву и не влекут за собой дискриминации исключительно на основе

расы, цвета кожи, пола, языка, религии ли социльного происхождения.Пакт

также установил перечень неотъемлемых прав и свободчеловека, отступать от

которых государство не вправе ни при каких обстоятельствах. К ним

относятся:право на жизнь;запрет пыток, жестокого бесчеловечного обращения

или наказания;запрет рабства и работорговли;запрет лишать человека свободы

только на том основании, что онне выполняет какие-либо договорные

обязательства;запрет придания уголовному закону обратной силы;право на

правосубъектность;право на свободу мысли, совести и религии. Эти

неотъемлемые права образуют минимальный стандарт правчеловека.В Пакте

регламентируются также порядок создания и деятельности Комитета по правам

человека (см. также § 10 настоящей главы).В соответствии с Международной

конвенцией о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1966 г.

(ратифицирована СССР в 1969 г.) государства осудили расовую дискриминацию и

обязались проводить политику ликвидации всех форм расовой дискриминации.Под

расовой дискриминацией понимается любое различие, исключение, ограничение

или предпочтение, основанное на признаках расы, цвета кожи, родового,

национального или этнического происхождения, имеющие целью уничтожение или

умаление осуществления на равных началах прав человека и основных свобод.

Запрещаются всякая пропаганда и все организации, основанные на идеях

превосходства одной расы или группы лиц определенного цвета кожи или

этнического происхождения. Объявляются преступлением распространение идей,

основанных на расовом превосходстве или ненависти, все акты насилия,

предоставление помощи для проведениярасистской деятельности.Конвенция

против пыток и других жестоких, бесчеловечных илиУнижающих достоинство

видов обращения и наказания 1984 г. (ратифицирована СССР в 1987 г.)

запрещает пытки.Пытка это любое действие, которым лицу умышленно причинялся

сильная боль или страдание, физическое или нравственное, чтобы получить от

него или от третьего лица сведения или признания, наказать его за действие,

которое совершило оно или третье лицо иди в совершении которого оно

подозревается, а также запугать или принудить его или третье лицо, когда

такая боль или страдание причиняются государственным должностным или иным

лицом, выступающим в официальном качестве, или по их подстрекательству, или

с их ведома или молчаливого согласия (ст. 1). В это определение не

включаются боль или страдания, которые возникают в результате законных

санкций, неотделимы от них. Применение пытки объявляется преступлением, и

никакие обстоятельства (состояние войны, внутренняя нестабильность,

чрезвычайное положение) не могут служить оправданием применения

пыток.Государства-участники не должны высылать или выдавать какое-либо лицо

другому государству, если имеются основания полагать, что ему может

угрожать там применение пыток.

ВОПРОС22 Предмет и метод межд.-пр.регулирования:

ВОПРОС23 Система органов внешних сношений Среди различных органов

государства особое место занимают органы внешних сношений. Они действуют не

только на территории данного государства, но и за его пределами. Главная их

задача - установление и поддержание официальных отношений между

государствами и иными субъектами международного права, осуществление

дипломатическими средствами внешнеполитического курса страны.Органы внешних

сношений государства - это действующие на его территории и за ее пределами

органы, представляющие страну в ее официальных отношениях с другими

государствами и иными субъектами международного права.Государственные

органы внешних сношений по месту их нахождения и деятельности можно

разделить на две группы - внутригосударственные (центральные) и

зарубежные.В свою очередь, внутригосударственные органы внешних сношений

делятся на конституционные и специализированные. Образование первых

предусматривается конституцией государства, которая определяет объем их

полномочий. Создание вторых зависит от законодательства, практики и наличия

соответствующих международных договоров, на основании которых государство

осуществляет внешние сношения в какой-либо специальной

области.Конституционными органами внешних сношений являются парламент „

глава государства, правительство и его глава.

Парламент как общенациональный представительный орган власти решает обычно

вопросы войны и мира, территориальных изменений, "ификации международных

договоров, определяет расходы на внешнеполитические мероприятия. В ряде

стран правительство подотчетно парламенту в области внешней политики.В

Российской Федерации парламент - Федеральное Собрание - ре-щает вопросы

войны и мира, статуса и защиты государственной границу, ратифицирует и

денонсирует международные договоры России. Причем принятые Государственной

Думой федеральные законы по этим вопросам подлежат обязательному

рассмотрению в Совете Федерации(ст. 106 Конституции).Глава государства

осуществляет высшее представительство страны в

ее международных отношениях. Он официально назначает на должность и

освобождает от нее глав дипломатических представительств в других

государствах и при международных организациях, принимает верительные и

отзывные грамоты аккредитованных при нем послов и посланников других стран.

Глава государства, равно как глава правительства и глава

внешнеполитического ведомства, представляет свою страну по всем вопросам

внешних сношений ex officio (по должности). Три указанных лица пользуются

защитой международного права, иммунитетами и привилегиями.В Российской

Федерации Президент наделен Конституцией весьма широкими полномочиями в

области внешней политики и международных сношений. Он определяет основные

направления внешней политики, представляет страну в международных

отношениях, назначает и отзывает после консультаций с соответствующими

комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических

представителей Российской Федерации в иностранных государствах или при

международных организациях.Президент России осуществляет руководство

внешней политикой государства, ведет переговоры и подписывает международные

договоры, подписывает ратификационные грамоты, принимает верительные и

отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей (ст.

86 Конституции). Правительство и его глава практически осуществляют

внешнеполитический курс страны. Они вносят на утверждение главы государства

и парламента различные предложения по внешнеполитическим вопросам,

организуют выполнение международных договоров Российской Федерации.К

специализированным органам внешних сношений относятся такие органы,

деятельность которых специально сосредоточена на внешних сношениях. В

России такими органами являются прежде всего Министерство иностранных дел и

Министерство торговли. Внешнеполитическое ведомство - орган

непосредственного оперативного руководства в области внешних отношений. В

России, Великобритании, Франции и многих других странах оно называется

министерством иностранных дел, в США - государственным департаментом.

Внешнеполитическое ведомство непосредственно представляет и защищает

интересы и права государства в международном общении. Оно поддерживает

установленные между государствами дипломатические и консульские отношения,

осуществляет связи с международными организациями, контролирует

деятельность всех дипломатических, консульских и других официальных

представительств государства за границей, обрабатывает поступающую от

зарубежных представительств информацию, готовит визиты делегаций на высшем

и правительственном уровнях.Указом Президента России от 14 марта 1995 г.

утверждено Положение о Министерстве иностранных дел Российской Федерации.

Основными задачами МИД определены: реализация внешнеполитического курса

России; координация международных связей субъектов Российской Федерации,

обеспечение дипломатическими средствами защиты суверенитета, безопасности,

территориальной целостности, других интересов России на международной

арене; защита прав и интересов граждан и юридических лиц страны за рубежом;

обеспечение дипломатических и консульских отношений России с иностранными

государствами, сношений с международными организациями; координация

деятельности и контроль за работой других федеральных органов

исполнительной власти в целях обеспечения проведения единой политической

линии в отношениях с иностранными государствами и международными

организациями.12 марта 1996 г. Президент России подписал Указ "О

координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в

проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации".В 1999 г.

в субъектах Российской Федерации действовало свыше 30 представительств МИД

России. Правовой основой их деятельности являются Федеральный закон "О

координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской

Федерации" 1998 г. и Положение о представительствах МИД России на

территории Российской Федерации 1996 г. На представительства МИД России

возложено решение таких задач, как обеспечение взаимодействия министерства

с исполнительной властью субъектов Федерации, оказание им содействия в

осуществлении международных и внешнеэкономических связей, решение

консульско-визовых вопросов, оформление заграничных паспортов, ведение

информационно-справочной работы и др.Зарубежные органы внешних сношений

можно разделить на две группы - постоянные и временные. К постоянным

относятся дипломатические представительства государств (посольства и

миссии), консульские учреждения, торговые представительства и постоянные

представительствагосударствпримеждународныхорганизациях. К временным

зарубежным органам внешних сношений следует отнес-специальные миссии,

направляемые в другие государства для участия церемониальных мероприятиях,

ведения переговоров и т.д., делегации „ группы наблюдателей на

международных конференциях, делегации для участия в работе сессий

международных организаций и др.

ВОПРОС 24 Виды дипломатических представительств Существуют

два вида дипломатических представительств: посольства и миссии.

Существенных различий между посольствами и миссиями нет, большинство

государств, в том числе и Россия, предпочитают обмениваться

дипломатическими представительствами — посольствами. Посольство возглавляет

чрезвычайный и полномочный посоли, миссию — чрезвычайный и полномочный

посланник либо поверенный в делах.Дипл.предст-во – это орган одного г-ва,

находящийся на территории другого г-ва для осуществления офиц.отношений

между ними.Дипломатические отношения устанавливаются на основании

соглашения между соответствующими государствами (например, Совместное

заявление об установлении дипломатических отношений между РФ и ЮАР 1995 г.,

где стороны согласились установить полномасштабные дипломатические

отношения на уровне послов). Могут также открываться отделения

дипломатических представительств в различных городах. Так, в июне 1995 г.

Правительство РФ дало согласие на открытие в Екатеринбурге отделения

посольства Великобритании в РФ.Главы дипломатических представительств

подразделяются на три класса: чрезвычайные и полномочные послы,

аккредитуемые при главах государств; чрезвычайные и полномочные посланники,

аккрёдитуемые при главах государств; поверенные в делах, аккредитуемые при

министрах иностранных дел. От поверенного в делах следует отличать

временного поверенного в делах — лицо, временно исполняющего функции главы

представительства любого класса во время его отсутствия (отпуска, отзыва и

т.д.).Класс, к которому принадлежит глава представительства в конкретном

государстве, определяется соглашением между государствами об установлении

дипломатических отношений,Дипломатические представительства • выполняют

следующие функции:представительство своего государства в стране

пребывания;защита интересов аккредитующего государства и его граждан

встране пребывания;ведение переговоров с правительством страны

пребывания;выяснение всеми законными средствами условий и событий встране

пребывания;поощрение дружественных отношений между аккредитующим

госдарством и страной пребывания. Назначение главы представительства Перед

назначением главы представительства аккредитующее государство запрашивает у

компетентных властей страны пребывания агреман (согласие) на назначение

конкретного лица главой представительства в данном государстве. Отказ в

агремане или отсутствие ответа на запрос препятствуют назначению лица

главой представительства. Государство не обязано мотивировать свой отказ в

агремане.

По получении агремана лицо назначается главой представительства. Главе

представительства выдается верительная грамота — документ, адресованный

властям страны пребывания, в котором просят верить (отсюда название —

«верительная грамота») тому, что данное лицо будет излагать от имени этого

государства. По прибытии в страну назначения глава представительства

вручает свои верительные грамоты главе государства или министру иностранных

дел (если глава представительства — поверенный в делах).В РФ главы

дипломатических представительств в иностранных государствах назначаются

Президентом РФ, а верительные грамоты подписывает министр иностранных дел

РФ.Персонал дипломатического представительства подразделяется на три

группы: дипломатический персонал, административно-технический персонал и

обслуживающий персонал.Дипломатический персонал образуют лица, имеющие

дипломатические ранги (специальные звания). К дипломатическому персоналу

относятся: послы и посланники, советники, торговые представители,

специальные атташе (военный, военно-морской, военно-воздушный), первые,

вторые, третьи секретари, атташе.В нашей стране установлены следующие

дипломатические ранги:чрезвычайный и полномочный посол; чрезвычайный и

полномочный посланник 1-го и 2-го класса; первый секретарь 1-го и 2-го

класса;второй секретарь 1-го и 2-го класса; третий секретарь; атташе.

Дипломатические ранги посла и посланника присваиваются Президентом,

остальные — министром иностранных дел. Сотрудники дипломатического

персонала представительств РФ состоят на службе вМИД РФ.Административно-

технический персонал — это лица, осуществляющие административно-техническое

обслуживание представительства (переводчики, референты и

т.д.).Обслуживающий персонал включает в себя лиц, выполняющих обязанности

по обслуживанию представительства (садовники, повара и т.д.).Члены

дипломатического персонала, как правило, являются гражданами

представляемого ими государства, члены административно-технического и

обслуживающего персонала могут быть гражданами страны пребывания

ВОПРОС 25Дипломатические пивилегии и иммунитеты:под прилегиями понимаются

особые права и преимущества, предоставляемые представительствам и их

сотрудникам. Иммунитета — это изъятия представительства и его сотрудников

из юрисдикции и принудительных действий со стороны государства

пребывания.Различают привилегии и иммунитета дипломатических

представительств и привилегии и иммунитета их сотрудников.Дипломатические

представительства пользуются следующими првилегиями и иммунитетами1)

Неприкосновенность помещений представительства: никто не может войти на

территорию представительства иначе, как с согласия главы представительства.

Под помещением представительства понимаются как здания и сооружения,

занимаемые представительством, так и земельные участки представительства.

Государство пребывания обязано принимать все меры для защиты помещений

представительства от вторжения извне и нанесения им ущерба.2) Помещения

представительства и находящееся в них имуц^ест-во, а также средства

передвижения представительства пользуется иммунитетом от обыска,

реквизиции, ареста и исполнительных действий.3) Представительство

освобождается от всех государственных,'.районных и муниципальных налогов,

сборов и пошлин, кроме сборов за конкретные виды обслуживания. Сборы,

взимаемые представительством при выполнении своих обязанностей (например,

за выдачу 'виз), освобождаются от всех налогов и пошлин страны пребывания.

Сотрудники дипломатического представительства пользуются определенными

привилегиями и иммунитетами. Иммунитет - это изъятие из-под

административной, уголовной и гражданской юрисдикции государства

пребывания. Привилегии - это льготы, преимущества, которые рядовым

иностранцам не предоставляются. Иммунитета и привилегии в полном объеме

предоставляются членам дипломатического персонала и членам их семей.

Иммунитеты и пивилегии предоставляются с целью создания мак-мально

благоприятных условий для осуществления функций диплома-ческого

представительства. В соответствии с Венской конвенцией 1961 г.

дипломатические иммунитета и привилегии подразделены на две категории:

иммунитета и привилегии дипломатического представительства и личные

привилегии и иммунитеты главы и сотрудников представительства.К первой

категории иммунитетов относится неприкосновенность помещений

представительства. Согласно Венской конвенции 1961 г., под "помещениями

представительства" понимаются здания или его части, используемые для целей

представительства, включая резиденцию главы представительства, кому бы ни

принадлежало право собственности на них, а также обслуживающий данное

здание или его части земельный участок, в том числе сад и автостоянка.

Власти государства пребывания не могут вступать в эти помещения без

согласия главы представительства.Запрещение вступать в помещения

представительства без согласия его главы носит абсолютный характер. Из

этого правила нет никаких исключений. Оно должно соблюдаться даже в случае

пожара в дипломатическом представительстве или захвата последнего

террористами. Кстати, на практике при чрезвычайных обстоятельствах главы

дипломатических представительств нередко дают согласие местным властям на

вступление в помещения представительства.На государстве пребывания лежит

специальная обязанность принимать все надлежащие меры для защиты помещений

представительства от всякого вторжения или нанесения ущерба и для

предотвращения всякого нарушения спокойствия представительства или

оскорбления его достоинства. Помещения представительства, предметы их

обстановки и другое находящееся в них имуществ»о, а также средства

передвижения пользуются иммунитетом от обыска-, реквизиции, ареста и других

исполнительных действий (ст. 22 Венской конвенции).Вместе с тем

неприкосновенность помещения дипломатического представительства не дает

шрава использовать его в качестве убежища аля лиц, которые преследуютгся

властями государства пребывания. Лишь в практике латиноамериканских

государств право убежища в представительствах общепризнанно. В ст. 24

Венской конвенции 1961 г. установлено, что архивы ч док\/. менты

представительства неприкосновенны в любое время и независимо от их

местонахождения. Это касается и периода разрыва дип. ломатических отношений

и времени вооруженного конфликта между двумя государствами.Помещения

представительства обладают фискальным иммунитетом т.е. они, как

собственные, так и арендованные, освобождаются от всех государственных,

районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин, кроме тех, которые

являются платой за конкретные виды обслуживания.Официальная корреспонденция

дипломатического представительства неприкосновенна. Помимо обычных

дипломатических курьеров иммунитетом пользуются и временные (ad hoc)

дипломатические курьеры, однако этот иммунитет сохраняется только до

момента доставки ими дипломатической почты по назначению.Венская конвенция

1961 г. предоставляет представительствам несколько привилегий. Первая из

них относится к таможенным привилегиям. В соответствии со ст. 36

государство пребывания, как принято его законами и правилами, разрешает

ввозить и освобождает от всех таможенных пошлин предметы, предназначенные

для официального пользования представительства.Второй привилегией

дипломатического представительства является его право пользоваться флагом и

эмблемой аккредитующего государства на помещениях представительства,

включая резиденцию главы представительства, а также на его средствах

передвижения (ст. 29).К числу привилегий дипломатического представительства

следует отнести и свободу сношений со своей страной, ее дипломатическими и

консульскими представительствами в других государствах. В этих целях

государство может пользоваться всеми подходящими средствами, включая

использование дипломатических курьеров или шифрованных депеш.Кроме

перечисленных, некоторые привилегии предоставляются дипломатическим

представительствам на основе международной вежливости, а также в силу

сложившихся в дипломатической практике обыкновений. Так, дипломатическое

представительство имеет право на внеочередную и гарантированную отправку и

получение различной корреспонденции.Ко второй категории иммунитетов и

привилегий относятся личные иммунитеты и привилегии. Первым среди

иммунитетов Венская конвенция 1961 г. называет неприкосновенность личности

главы дипломатического представительства и членов дипломатического

персонала (далее -дипломатов). Они не могут быть арестованы или задержаны в

какой бы то ни было форме. Государство пребывания должно относиться к ним с

должным уважением и принимать все надлежащие меры для предупреяения каких-

либо посягательств на их личность, свободу и достоинство-Неприкосновенны

резиденция дипломата, а также все его бумаги,лпреспонденция, имущество, а

также средства его передвижения. Следовательно, запрещается задерживать

средства передвижения или производить в них обыск. Вместе с тем дипломат,

находящийся за рулем автомобиля и нарушивший правила дорожного движения,

может быть остановлен, и ему может быть указано на нарушение

правил.Дипломаты пользуются иммунитетом от юрисдикции государства

пребывания. Если в следственные и судебные органы этого государства

поступают требования о производстве следствия и суда в отношении

дипломатов, то такие дела должны быть признаны неподсудными. Иммунитет от

уголовной юрисдикции обеспечивается дипломату для осуществления функций

дипломатического представительства. Поэтому только правительство страны

дипломата может отказаться от иммунитета. Дипломаты пользуются также

иммунитетом от гражданской юрисдикции, кроме случаев относительно: 1)

вещных исков по частному недвижимому имуществу, которое находится на

территории государства пребывания; 2) исков о наследовании, когда дипломат

выступает как частное лицо; 3) исков, которые относятся к любой

деятельности, осуществляемой дипломатом в государстве пребывания за

пределами своих официальных функций. Иногда бывает так, что дипломат сам

возбуждает иск в суде государства пребывания. В этом случае он отказывается

от неподсудности по данному делу, и на него не распространяется судебный

иммунитет в отношении встречных исков, связанных с возбужденным им

делом.Дипломаты не обязаны давать показания в качестве свидетелей, но могут

это делать, если сами того пожелают. Они пользуются иммунитетом и от

административной юрисдикции, их нельзя оштрафовать или подвергнуть какому-

либо иному административному взысканию.Если случился автомобильный

инцидент, в котором виноват дипломат, и в результате этого инцидента

причинен значительный материальный ущерб, то и в этом случае нельзя против

дипломата возбудить Дело о взыскании убытков в суде. В подобных случаях все

претензии к Дипломату можно предъявлять через министерство иностранных дел,

которое может направить претензию в соответствующее посольство с просьбой

принять меры к возмещению причиненного ущерба.Личный багаж дипломатов не

досматривается, если нет серьезных оснований предполагать, что он содержит

предметы, ввоз или вывоз которых запрещен законом Дипломаты пользуются

дипломатическими привилегиями, т.е. они ос, побеждаются от всех налогов,

сборов и пошлин - личных и имущее, венных, государственных, районных и

муниципальных, - кроме косвен, ных налогов, налогов на наследство и

некоторых сборов. Они освобод;. даются от всех трудовых, государственных и

военвых повинностей.Дипломаты пользуются таможенными привилегиями.

Государство пребывания разрешает дипломатам ввозить предметы,

предназначенные для нужд представительства и личного пользования, а также

для пользования членов их семей, без взимания таможенных пошлин, налогов и

сборов.Дипломатическими иммунитетами и привилегиями пользуются также все

члены семьи дипломата, если они не являются гражданами государства

пребывания. Статус административно-технического персонала приравнен к

дипломатическому статусу, кроме гражданской и административной юрисдикции,

а также некоторых таможенных льгот. Что касается членов обслуживающего

персонала, то они пользуются иммунитетом в отношении действий, совершаемых

ими при исполнении их обязанностей, и освобождаются от налогов, сборов и

пошлин на заработок, получаемый ими по службе.

ВОПРОС 26 Дипломат.права межд.организаций: Осуществляя многостороннюю

дипломатию, государства поддерживают официальные отношения не только между

собой, но и с международными организациями. В этих целях государства-члены

учреждают постоянные представительства при международных организациях, а

также направляют делегации для участия в работе сессий этих организаций или

их органов.Правовой статус постоянных представительств при международных

организациях, миссий постоянных наблюдателей при них, делегаций государств

в органах международных организаций и на международных конференциях,

делегаций наблюдателей в органах международных организаций и на

международных конференциях определен Венской конвенцией о представительстве

государств в их отношениях с международными организациями универсального

характера 1975 г.Каждое из государств - членов Организации Объединенных

Наций имеет свое представительство при ней. Это представительство выполняет

следующие функции: Представляет свое государство; поддерживает связи своего

государства с ООН; информирует его о деятельности ООН; обеспечивает участие

в ООН своего государства; ведет от имени своего государства переговоры с

ООН; защищает в ООН интересы своего Государства.для того чтобы успешно

выполнять названные функции, представи-ьства государств при ООН и других

международных организациях т ттьзуются дипломатическими иммунитетами и

привилегиями. В их чис-• неприкосновенность помещений представительства,

освобождение их л обложения налогами, свобода сношений для всех официальных

целей, Личные иммунитета и привилегии идентичны тем, которые имеют

дипломаты.Государства, не являющиеся членами ООН или других международных

организаций, направляют туда своих наблюдателей. Они могут быть постоянными

либо периодически направляемыми на заседания тех или иных органов

международных организаций или на международные конференции. В 1946 г.

Швейцария как нечлен ООН учредила миссию постоянных наблюдателей при этой

организации, в 1956 г. так же поступило государство Монако. Статус

наблюдателя при ООН получили в 1974 г. Организация освобождения Палестины,

в 1994 г. - Содружество Независимых Государств.Делегации наблюдателей во

всем, что касается их назначения, состава, иммунитетов и привилегий,

приравниваются к делегациям государств - членов международных организаций и

участников международных конференций.Что касается привилегий и иммунитетов

представителей государств - членов специализированных учреждений ООН, то

они мало чем отличаются от иммунитетов и привилегий представителей

государств в ООН.

ВОПРОС 27 Организация консульских учреждений: Наряду с дипломатическими

отношениями государства издавна устанавливают и консульские отношения.

Институт консульства сложился много веков назад, он был вызван

потребностями Деятельность дипломатических представительств связана прежде

всего политическими аспектами международных отношений. Консульские

учреждения как особые органы внешних сношений за рубежом соз-ются

государствами для поддержания и развития экономических, праовых и иных

производных от них связей. Согласие, данное на установление дипломатических

отношений между государствами, означает, если иное не оговорено, и согласие

на установление консульских отношений. А вот разрыв дипломатических

отношений не влечет за собой разрыва консульских отношений.В отличие от

дипломатического представительства, которое ведает всем, что касается прав

и интересов аккредитующего государства на всей территории государства

пребывания, консульство имеет специальную компетенцию только в пределах

отведенного ему консульского округа. Отсюда и еще одна особенность

консульств - поддерживать отношения только с властями своего консульского

округа.Следует отметить, что термины "консульские учреждения" и

"консульские представительства", которые употребляются в теории и на

практике, в принципе правомерны и почти равнозначны. Небольшое отличие

состоит лишь в том, что консульские учреждения в целом можно подразделить

на консульские отделы дипломатических представительств и существующие

отдельно консульские учреждения.Правовой основой деятельности консульских

учреждений являются международные соглашения, внутригосударственное

законодательство и в отдельных случаях - международный обычай.

Многосторонним соглашением, регламентирующим консульскую службу государств,

стала Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г. Россия заключила

консульские конвенции более чем с 70 государствами. Кроме того, почти все

государства имеют свои консульские уставы и иные нормативные акты,

специально регулирующие вопросы консульской службы. Указом Президента

России от 5 ноября 1998 г. утверждено Положение о Консульском учреждении

Российской Федерации.Впервые Консульский устав в России был принят в 1893

г. Он действовал до 1917 г. В Советском Союзе Консульский устав принимался

Дважды: в 1926 г. и в 1976 г. Последний действует и в настоящее время. В

мировой практике общепринято установление следующих консульских

учреждений: а) генеральных консульств; б) консульств; в) вице-консульств г)

консульских агентств. Их возглавляют соответственип генеральные консулы,

консулы, вице-консулы и консульские агенты Обычно под термином "консул" как

собирательным понимают любого из перечисленных глав консульских учреждений,

а также заведующего консульским отделом дипломатического

представительства.Консулы бывают штатные и нештатные (почетные). Нештатные

отличие от штатных не состоят на государственной службе. Ими могут быть как

собственные граждане, так и иностранцы. Нештатные консулы не получают

регулярной заработной платы за выполнение консульских функций. Но им

разрешено заниматься коммерческой деятельностью. Россия все шире использует

институт нештатных консулов. В 1999 г. в 14 странах мира действовало 24

почетных консула Российской Федерации.13 октября 1998 г. утверждено

Положение о почетном консуле Российской Федерации. Документ определяет

задачи и организацию деятельности почетного консула России, его функции в

отношении граждан и юридических лиц, морских и воздушных судов,

автомобильного и железнодорожного транспорта, судов речного флота

Российской Федерации, по санитарной, фитосанитарной и ветеринарной охране,

по сохранности консульской корреспонденции и отчетности почетного

консула.Персонал консульского учреждения делится на три категории:а)

консульские должностные лица, состоящие на консульской службе и выполняющие

консульские функции; б) консульские служащие, выполняющие административно-

техническую работу; в) обслуживающий персонал.Основные задачи и функции

консульских учреждений можно представить на примере консульских учреждений

России. Ими, в частности, являются:защита в государстве пребывания прав и

интересов Российской Федерации, ее граждан и юридических лиц;содействие

развитию торговых, экономических, культурных и научных связей между РФи

государством пребывания, дружественных отношений между ними;выяснение всеми

законными путями условий и событий в торговой, экономической, культурной и

научной жизни государства пребывания, информирование о них МИД России,

дипломатического представитель„ российской Федерации в государстве

пребывания и внесение в условленном порядке предложений по развитию

отношений Р ф с государством пребывания;распространение в консульском

округе официальной информации о внешней и внутренней политике РФ ее

социально-экономической, культурной и духовной жизни; поддержание и

развитие контактов с компетентными органами в пре-пелах консульского

округа, а также с общественными объединениями, поедставителями деловых,

научных и культурных кругов, средствами массовой информации;оказание помощи

и содействия гражданам РФи российским юр лицам;осуществление паспортно-

визового обслуживания в соответствии с законодательством РФ;осуществление в

пределах своей компетенции нотариальных действий, государственной

регистрации актов гражданского состояния, функций по вопросам гражданства,

установления опеки и попечительства,легализации документов, функций в

отношении наследства;представительство или обеспечение надлежащего

представительства граждан РФ в судебных и иных учреждениях государства

пребывания, если в связи с отсутствием или по другим причинам такие

граждане не в состоянии своевременно осуществить защиту своих прав и

интересов;осуществление соответствующих функций в отношении находящихся в

пределах консульского округа на территории государства пребывания морских и

речных судов под Государственным флагом РФ, военных кораблей и военно-

вспомогательных судов Р Ф, воздушных судов, зарегистрированных или учтенных

в РФ, и их экипажей, оказание помощи таким судам и кораблям и их

экипажам;осуществление в пределах своей компетенции функций по вопросам

правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам.При выполнении

функций консульские учреждения должны руководствоваться международным

правом, правом своего государства, а также соблюдать законодательство

страны пребывания.Порядок назначения консулов. В соответствии со ст. 10

Венской конвенции 1963 г. главы консульских учреждений назначаются

представляемым государством и допускаются к выполнению своих функций

Государством пребывания. Формальности в назначении и допущении консулов

определяются законом, правилами и обычаями представляемого Государства и

страны пребывания.В том государстве, которое представляет консул, он должен

получить документ, который носит название консульский патент. Этот документ

подписывается либо главой государства, либо главой внешнеполитического

ведомства в зависимости от того порядка, который принят в данном

государстве. Консульский патент направляется по дипломатическим каналам

властям государства, куда собирается прибыть консул для получения

экзекватуры - согласия на исполнение консулом его обязанностей.Получив

консульский патент, власти государства будущего пребывания консула решают

вопрос о возможности допущения его к исполнению служебных обязанностей в

определенном консульском округе. Консульские экзекватуры выдаются как в

виде отдельного документа, так и в виде надписи на самом консульском

патенте. Обычно экзекватуру выдают внешнеполитические ведомства, однако это

определяется внутренним законодательством каждого государства.Естественно,

принимающее государство может и отказать в выдаче экзекватуры, причем не

мотивируя причин отказа. Однако на практике часто бывает так, что консул

еще до получения экзекватуры временно выполняет консульские функции, о чем

государства договариваются заранее. Такая практика находит отражение в

консульских конвенциях.Консул считается приступившим к исполнению своих

обязанностей с момента выдачи экзекватуры. Как раз в этом и состоит

правовое значение данного документа.Как в дипломатическом праве есть

понятие "дипломатический корпус", так и в консульском праве имеется понятие

"консульский корпус". Под ним понимается совокупность всех консулов,

которые находятся в определенном консульском округе данной страны.

Поскольку в одном государстве может быть несколько консульских округов,

постольку в нем может быть и несколько консульских корпусов. Иногда под

консульским корпусом понимают совокупность всех консульских представителей

данной страны за рубежом.Если же речь вести о консульском корпусе в широком

смысле, то надо говорить о всех лицах, работающих в иностранных

консульствах и получивших от страны пребывания консульские карточки,

которые подтверждают их служебное положение и необходимость положенных им

привилегий и иммунитетов. В число членов консульского корпуса в широком

смысле обычно включают и членов семей консульских работников. Наряду с

дипломатами консулы при национальных торжествах приглашаются на прием к

высшему представителю местной власти. Деканом (дуайеном) консульского

корпуса считается старший по рангу и ранее получивший экзекватуру

консульский представитель.Прекращение функций консула. Деятельность консула

прекращается в следующих случаях: отзыва его назначившим государством;

объявления persona non grata; выхода территории расположения консульского

округа из-под суверенитета государства пребывания; закрытия консульского

учреждения; вооруженного конфликта между государством, которое направило

консула, и государством, которое приняло его.Консульские отделы при

дипломатических представительствах возглавляются заведующими, которые

признаются в качестве консула. Однако им не выдаются консульские патенты и

экзекватура, и действуют дни как часть дипломатического персонала.

ВОПРОС 28

ВОПРОС 29Консульские иммунитеты и привилегии: Консульские иммунитеты и

привилегии - это совокупность особых прав, преимуществ и льгот, которые

предоставляются иностранным консульским учреждениям и их официальному

персоналу в объеме, определяемом договорами и обычными нормами

международного права и законодательством государства пребывания.С тех пор,

как существует институт консульства, консулы всегда пользовались особым

статусом. Их иммунитеты и привилегии постепенно расширялись. Тем не менее

они не смогли сравняться с имму-нитетами и привилегиями дипломатов.

Основное отличие состоит в том, что консульские иммунитеты и привилегии

носят функциональный характер. Это значит, что они предоставляются консулам

не во всех случаях, а только тогда, когда они совершают действия в рамках

своих официальных служебных обязанностей. Это отражено в Венской конвенции

1963 г. В то же время в практике ряда государств прослеживается тенденция к

приближению, а то и к полному совпадению иммунитетов и привилегий

консульств и их должностных лиц с дипломатическими иммунитетами и

привилегиями.Консульские иммунитеты и привилегии можно подразделить на:)

иммунитеты и привилегии консульских учреждений;б) личные иммунитеты и

привилегии консульских должностных лиц

и служащих.К иммунитетом и привилегиям консульских учреждений

относятся:неприкосновенность консульских помещений, за исключением случаев

пожара или другого стихийного бедствия;неприкосновенность служебных

архивов, переписки, имущества и средств передвижения, которые принадлежат

консульству;освобождение от обыска, реквизиции и других исполнительных

действий;освобождение от всех налогов и таможенных пошлин;свобода сношений

с правительством, дипломатическими представительствами и консульствами

своего государства;право вывешивать флаг и укреплять герб на здании

консульства и на автомобилях главы консульского представительства.К личным

иммунитетом и привилегиям консульских должностных лиц относят прежде всего

личную неприкосновенность, т.е. свободу от

ареста или предварительного заключения до вынесения судебного приговора, за

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2007
Использовании материалов
запрещено.