РУБРИКИ |
Билеты |
РЕКЛАМА |
|
Билетыразличных правовых системах и международном праве в целом уже вполне четко сложились общепризнанные понятия, относящиеся к территории. В самом широком смысле слова под территорией понимается вся планета Земля с ее сухопутной и водной поверхностью, недрами и воздушным пространством - среда обитания и материальная база существования земной человеческой цивилизации, а также космическое пространство, окружающее Землю, Луна и другие небесные тела Значение общепланетарной территории как общего достояния всего человечества постоянно возрастает. С физической точки зрения ее отдельные составные части - водное и воздушное пространства - не признают юридических границ, устанавливаемых государствами, а сохранение этого общего достояния для грядущих поколений и экологического равновесия на планете, равно как и самой природы с ее фауной и флорой, является ныне важнейшей глобальной проблемой.В соответствии с существующим правовым режимом вся территория Земли подразделяется на следующие категории:1) территории государств - это территории, находящиеся в пределах государственных границ каждого отдельного государства, на которые распространяется полная и исключительная власть этих государств;2) территории с международным режимом - это территории, которые не входят в состав государственной территории: водные пространства за пределами исключительных экономических зон прибрежных государств; Международный район морского дна - морское дно и его недра за пределами исключительных экономических зон и континентального шельфа прибрежных государств; воздушное пространство за пределами государственных территорий; Антарктика; космическое пространство, Луна и другие небесные тела. На этой части территории, находящейся в общем пользовании государств, действуют общепризнанные "ринципы и нормы международного права (см. гл. III);3) территории со смешанным режимом - это территории, на которых действуют одновременно и нормы международного права и нормы "ационального законодательства прибрежных государств.Территории со смешанным режимом условно можно разделить на две 'туппы. Первая группа: прилежащие и исключительные экономические ^ны и континентальный шельф прибрежных государств, которые не '"одят в состав государственной территории прибрежных государств. -Юрая группа: международные реки, международные проливы, пере-Фываемые территориальными водами прибрежных государств, и международные каналы, входящие в состав территорий прибрежных государств;4) территории с особым международным режимом (своеобразная разновидность территорий) - это демилитаризованные и нейтрализованные зоны и зоны мира (в случае их установления). В состав этих территорий могут входить территории первой категории или территории' первых трех категорий одновременно: арх. Шпицберген, Аландские острова, Додеканезские острова, остров Пантеллерия, Панамский и Суэцкий каналы. Луна и другие небесные тела, а также иные территории. ВОПРОС17 Население и МП Под населением в международном праве и различных правовых системах понимается совокупность людей, проживающих на территории конкретного государства и подчиненных его юрисдикции. Население любого государства состоит из: граждан своего государства; иностранцев, включая иностранцев-дипломатов; лиц с двойным гражданством (бипатриды); лиц без гражданства (апатриды).Правовое положение населения, определяемое объемом его прав и обязанностей и возможностью их осуществления, в различных странах мира неодинаково. Оно определяется уровнем социально-экономического развития государства и политическим режимом, установленным в нем, а также национальными и культурными особенностями, историческими традициями и обычаями, религиозностью и веротерпимостью населения и другими факторами. Кроме того, в каждом государстве имеются и законодательно установленные различия в правовом положении собственных граждан, иностранцев, бипатридов и апатридов. Наибольшей полнотой прав и обязанностей во всех государствах обладают собственные граждане.Под гражданством понимается устойчивая правовая связь физического лица с определенным государством, которая выражается в наличии Установленных законом взаимных прав и обязанностей физического лица и государства по отношению друг к другу. Эти взаимные права и обязанности определяются национальным законодательством государства:конституцией и законами, которые, согласно одному из главных требований Венского итогового документа СБСЕ 1989 г., должны быть приведены в соответствие с действующими нормами международного права. Указанная правовая связь возникает, как правило, с рождением человека и сохраняется в течение всей его жизни (устойчивость во времени), независимо от места его нахождения или проживания (устойчивость в пространстве). Именно граждане обеспечивают преемственность государства и государственной власти от поколения к поколению. Таким образом, институт гражданства, органично связанный с государственностью, определяется не только национальным законодательством, но и международным правом.Гражданин, находящийся за пределами своей страны, сохраняет юридическую связь со своим государством: продолжает обладать всеми правами, которыми он наделен в своем государстве, и обязан выполнять свои гражданские обязательства перед ним. Государство же, в свою очередь, руководствуясь национальным законодательством и международным правом, защищает гражданина на своей территории, гарантирует ему возможность осуществлять свои права и предоставляет ему государственную (дипломатическую и иную) защиту при нахождении за границей. В особых случаях, оговоренных в международных договорах, человек имеет право обратиться за восстановлением и защитой своих нарушенных прав в международные организации."Российская Федерация, - говорится в п. 2 ст. 61 Конституции Рос^ сии 1993 г., - гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами". "Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты" (п. 3 ст. 46).Понятие "гражданство" шире понятия "подданство", которое использовалось в феодальную эпоху и эпоху становления капиталистического общества. Подданные в монархических странах имели весьма ограниченные политические права (или не имели их вовсе в колониальных странах), не участвовали в формировании и деятельности органов государственной власти и управления. Гражданство может быть получено по рождению (основной способ), путем натурализации, реинтеграции (восстановление в гражданстве), пожалования и на основе международного договора.Приобретение гражданства по рождению основано на:принципе "права крови", согласно которому гражданство ребенка определяется гражданством его родителей (или одного из них) и не зависит от места рождения ребенка (многие страны Европы и Азии);принципе "права почвы", согласно которому ребенок приобретает гражданство государства, на территории которого он родился, независимо от гражданства его родителей (многие страны Латинской Америки);сочетании обоих принципов (смешанный принцип), согласно которому гражданство получают дети собственных граждан, родившиеся на территории страны и за границей, а также дети иностранцев, родившиеся на территории страны, применяющей принцип "права почвы" (Англия, Индия, США, Франция и др.).В России основным способом приобретения гражданства по рождению является принцип "права крови". Вместе с тем согласно ст. 16 и 17 Закона "О гражданстве РСФСР" гражданство России получает ребенок, оба родителя которого неизвестны, ребенок, родившийся на территории России у родителей, состоящих в гражданстве других государств, если эти государства не предоставляют ему своего гражданства, а также Ребенок, родившийся на территории России от лиц без гражданства.Приобретение гражданства в порядке натурализации может быть осуществлено: по ходатайству лица, желающего переменить свое гражданство или не имеющего какого-либо гражданства вообще; при вступлении в брак с иностранцем; при усыновлении ребенка, имеющего гражданство другого государства или вообще не имеющего гражданства. Натурализация осуществляется либо постановлением высшего органа государственной власти (в России - постановлением Президента России), либо решением ведомства иностранных дел (Англия), либо решением судебного органа (Верховного суда в США). При этом предоставить гражданство или отказать в просьбе - суверенное право государства.Национальное законодательство большинства государств содержит определенные условия натурализации: срок проживания (ценз оседлости): в России - 5 или 3 года, для беженцев этот срок сокращается вдвое; во Франции и США - 5 лет; в Англии и Норвегии - 7 лет; в Испании - 10 лет и др.; знание языка данного государства (США, Эстония и др.); достижение определенного возраста (18 лет в России, США и др.); не выступать за насильственное изменение конституционного строя (Россия), не быть врагом существующего строя (США) и др.Реинтеграция - восстановление первоначального гражданства в упрощенном порядке. Реинтеграция применяется, как правило, к лицам, ранее эмигрировавшим из страны или утратившим гражданство в результате вступления в брак с иностранцем и возвращающимся в свою страну после смерти супруга или расторжения брака. Восстановление гражданства России предусмотрено ст. 30 Закона "О гражданстве РСФСР".Пожалование гражданства - предоставление гражданства лицу (за особые заслуги и с его согласия), являющемуся гражданином иностранного государства. Так, некоторым космонавтам СССР, летавшим в космос с гражданами некоторых бывших соцстран, присваивалось почетное гражданство этих стран. Почетное гражданство России присваивается согласно ст. 8 Закона "О гражданстве РСФСР".Приобретение гражданства на основе международных договоров имеет место: при объединении двух или более государств в одно или при распаде крупного государства; при заключении мирных договоров, соглашений по репатриации, специальных соглашений по территориальным вопросам, касающимся перехода части территории от одного госупарства другому (цессия), обмене отдельными участками территории, дродаже части территории.При территориальных изменениях возможны:оптация - добровольный выбор гражданства путем подачи индивидуальных заявлений, когда оптант будет жить на территории государства, которому передается территория его проживания. Если оптант желает сохранить гражданство государства, передающего территорию, то он должен быть переселен в государство своего гражданства в установленные договором сроки с сохранением своих имущественных прав и компенсацией за оставляемую недвижимость трансферт - автоматическое изменение гражданства, когда вместе с переходом территории автоматически изменяется гражданство независимо от согласия или несогласия населения переходящей территории. фактически трансферт был осуществлен при объединении ГДР с ФРГ.Утрата гражданства (экспатриация) может иметь место: при выходе из гражданства по добровольному заявлению лица; при натурализации; при лишении гражданства. Несмотря на то что международное право запрещает лишать гражданства, высшее руководство КПСС часто прибегало к лишению гражданства и высылке за границу лиц, осмелившихся критиковать существовавший политический режим в СССР. Согласно Конституции России 1993 г. "гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его" (ст. 6), он "не может быть выслан за пределы Российской Федерации"(ст. 61).Двойное гражданство - пребывание лица одновременно в гражданстве двух или более государств (Россия, ФРГ, Израиль и др.). Такое положение может возникнуть при натурализации или при рождении ребенка на территории государства, применяющего принцип "права почвы", у родителей, являющихся гражданами государства, применяющего принцип"права крови", а также в силу закона.Согласно ст. 62 Конституции России гражданин России может иметь гражданство иностранного государства в соответствии с федеральным законом или международным договором России. При этом наличие у россиянина гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором России. Не исключено, что двойное гражданство может создать для человека дополнительные трудности: обязанность нести воинскую службу сразу в двух государствах, платить налоги двум государствам и др. С точки зрения национального права для государства второе гражданство его гражданина не имеет значения, ибо зачастую применяется принцип "эффективного гражданства": лицо с двойным гражданством признается гражданином того государства, на территории которого оно постоянно проживает, имеет жилье, работу, имущество и пользуется всеми правами человека. Здесь же, как правило, это лицо несет и воинскую службу.Безгражданство - положение лица, которое не состоит в гражданстве никакого государства. Такие лица не имеют устойчивой правовой связи ни с одним государством и не могут рассчитывать на дипломатическую защиту какого- либо государства. Безгражданство может возникнуть в случаях: когда лицо вышло из гражданства своего государства и еще не приобрело гражданства другого государства; при вступлении женщины в брак с иностранцем, государство которого не предоставляет женщине автоматически гражданства мужа, а сама женщина имеет гражданство страны, руководствующейся принципом "жена следует гражданствумужа".Согласно Конвенции 1961 г. государство предоставляет свое гражданство лицу, рожденному на его территории, которое иначе не имело бы гражданства (ст. 1), в том числе найденышу (ст. 2). Государство не должно лишать никакое лицо или группу лиц их гражданства по расовым, этническим, религиозным или политическим основаниям (ст. 9). Апатриды могут обращаться с требованиями о помощи к Верховному комиссару ООН по делам беженцев (ст. 11). В России апатриды пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором России (ст. 62 Конституции 1993 г.). ВОПРОС18 Статус беженца в МП: Согласно Конвенции о статусе беженцев 1951 г. (ратифицирована Россией в 1992 г.), беженцем является лицо, которое опасается стать жертвой преследований по признаку расы, религии, гражданству, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, находится вне страны своего гражданства и не может или не желает пользоваться защитой этой страны вследствие таких опасений или, не имея гражданства, находится вне страны своего обычного места жительства в результате подобных событий, не может вернуться в нее. Кроме того, беженцами считаются также лица, признаваемые таковыми конвенциями о беженцах 1926,1928,1933,1938, 1939 гг. (конвенция 1951 г. заменила их между теми же участниками), а также Уставом Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, утвержденном Генеральной Ассамблеей ООН в 1950 г.В качестве беженцев не рассматриваются лица, виновные в совершении:преступления против мира, военного преступления или преступления против человечности;тяжкого преступления неполитического характера вне страны,давшей им убежище;деяний, противоречащих целям и принципам ООН.Конвенция запрещает высылку беженцев или их принудительноевозвращение в страну, из которой они прибыли.Государства выдают беженцам удостоверения личности и обязуются облегчать натурализацию беженцев. Беженцы обязаны подчиняться законодательству страны своего места нахождения. Государства не должны применять дискриминационных мер к беженцам по признаку расы, религии или страны происхождения и обязуются предоставлять беженцам положение, которым вообще пользуются иностранцы (если только Конвенция не предоставляет более благоприятного положения).J | Беженцы, согласно Конвенции, имеют право на имущество, авторские и промышленные права, право на ассоциации, право на обращение в суд, право заниматься предпринимательством и работать по найму и другие права.Особое внимание Конвенция уделяет социальному обеспечениюи правительственной помощи беженцам. Государства не облагают беженцев налогами, кроме тех, которые могут взиматься с собственных граждан.Государства — участники Конвенции сотрудничают с ООН в области обеспечения прав беженцев. Верховному комиссару ООН по делам беженцев поручено наблюдение за выполнением международных конвенций по делам беженцев.В 1993 г. главы государств Азербайджана, Армении, Белоруссии, ' Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, принимая во внимание критическую ситуацию, сложившуюся в связи с ростом числа переселенцев и беженцев на территории бывшего Союза ССР, подписали Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам.В соответствии с Соглашением (ст. 1) беженцем признается лицо, которое, не являясь гражданином страны, предоставившей убежище, было вынуждено покинуть место своего постоянного жительства на территории другой страны — участницы Соглашения вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, политических убеждений, а также принадлежности к определенной социальной группе в связи с вооруженными и межнациональными конфликтами. Беженцем не может признаваться лицо, совершившее преступление против мира, человечности или другое умышленное уголовное преступление. ВОПРОС19 Право межд.договоров: Международные договоры образуют правовую основу межгосударственных отношений, являясь средством поддержания всеобщего мира и безопасности, развития международного сотрудничества в соответствии с целями и принципами Устава ООН. Международным договорам принадлежит важная роль в защите основных прав и свобод человека, в обеспечении законных интересов государств и других субъектов международного права.Право договоров представляет собой отрасль международного права, включающую в себя нормы о создании, действии и прекращении международных договоров.Нужно сказать, что право договоров — одна из самых кодифицированных отраслей международного права. На специально созванных международных конференциях были разработаны Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. и Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г. Эти и другие документы регламентируют порядок заключения, исполнения и прекращения действия международных договоров.Понятие международного договораМеждународный договор представляет собой международноесоглашение, заключенное между государствами и/или другими субъектами международного права в письменной или устной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном или нескольких документах, а также независимо от его конкретного наименования. Международные договоры могут иметь самое различное наименование (пакт, конвенция, протокол, соглашение и т.д.); юридическая сила договора не зависит от его наименования.Субъекты права международных договоровВсе субъекты международного права обладают правоспособностью заключать международные договоры. Однако такая правоспособность ограничена основными принципами международного права и другими императивными нормами. Кроме того, следует учитывать, что если основные (суверенные) субъекты вправе заключать договоры практически по любому вопросу, могущему быть предметом международно-правового регулирования; то правоспособность производных субъектов международного права ограничена их учредительными документами, в частности, уставами международных организаций.Международные договоры не создают прав и обязательств или прав для третьих государств без их на то согласия. Однако государства, не участвующие в договоре, могут применять его положения в качестве обычных норм международного права.Сторонами в договорах могут быть как государства, так и международные организации. Иногда заключаются договоры с участием лиц, не являющихся субъектами международного права (например, межправительственное соглашение, в котором, помимо государств, участвует крупное предприятие). Такие договоры являются международно-правовыми в части отношений между субъектами международного права, в части, касающейся отношений между государством и предприятием; правила, зафиксированные в договоре, носят частноправовой характер.Виды. международных договоровВ зависимости от субъекта, заключающего договор, различают три вида международных договоров: межгосударственные (заключаемые от имени государства), межправительственные (от имени правительства) и межведомственные договоры (от имени ведомств — органов исполнительной власти).Форма договоровМеждународные договоры могут заключаться как в письменной, так и в устной форме. Как уже говорилось, Венские конвенции о праве договоров 1969 г. и 1986 г. регламентируют порядок заключения, исполнения и прекращения только письменных договоров. В отношении устных договоров нормы международного права не кодифицированы и представлены международными обычаями.Структура договоровМеждународные договоры, как правило, состоят из преамбулы (в ней обычно указываются цели и мотивы заключения данного договора), содержание договора(статьи договора, определяющие предмет договора, права иобязанности сторон), заключит.часть( постановления о порядке вступления договора в силу, сроке действия и его прекращения)..Вступление договора в силуДоговор вступает в силу в порядке и с даты, предусмотренных в самом договоре или согласованных между участвующими в переговорах государствами. При отсутствии такой договоренности договор вступает в силу, как только будет выражено согласие всех участников переговоров на обязательность для них договора. Договор также может вступать в силу в момент обмена ратификационными грамотами, документами о присоединении, сдачи на хранение установленного числа ратификационных грамот или через определенный срок после этого.Временное применение договора Если об этом договорились участвующие в договоре государства, договор может временно действовать и до вступления его в силу. Договор или его часть могут применяться до вступления его в силу, если это предусмотрено самим договором, или об этом договорились участвующие в переговорах государства. Обратное действие договораПо общему правилу, договоры не имеют обратной силы и обязательны для каждого участника в отношении всей его территории, если не оговорено иное.Соблюдение и применение договораКаждый действующий договор обязателен для участников. Участники должны добросовестно выполнять принятые на себя по договору обязательства и не могут ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения ими договора (ст. 27 Венской конвенции 1969 г.)Толкование договораДоговор должен толковаться добросовестно в соответствии с обычным значением, придаваемым терминам, в свете объекта и целей договора. Различают официальное толкование (дается участниками договора, специальными органами, например. Международным Судом ООН), неофициальное (доктринальное) и внутригосударственное толкование (дается уполномоченным на то государственным органом для внутригосударственных целей). Основные принципы толкования — добросовестность, единство, эффективность, максимальное использование разноязычных текстов и др.Прекращение и приостановление действия договоров Различают прекращение и приостановление действия договора. Прекращение действия означает утрату договором с определенной даты юридической силы. Приостановление — это временное прекращение действия договора. Можно выделить внутренние и внешние основания прекращения действия договоров. Ко внутренним основаниям (т.е. предусмотренным в самом договоре) относятся: истечение срока действия договора; исполнение договора; денонсация договора; наступление предусмотренных в договоре событий или условий (например, сокращение числа участников договора, в результате которого оно становится меньше числа, установленного договором). Внешние основания прекращения договоров (условия, не предусмотренные договором): согласие на прекращение договора его участников; аннулирование договора; существенное нарушение условий договора одним или несколькими участниками; прекращение существования субъекта договора; возникновение новой императивной нормы международного права; коренное изменение обстоятельств; война.Денонсация — это правомерный односторонний отказ государства от договора. Правовые отношения, возникшие до момента денонсации, признаются законными. Право государства на денонсацию может быть предусмотрено в самом договоре либо быть «подразумеваемым» (т.е. вытекать из общей правосубъектности государств). Денонсация договора, как правило, осуществляется в том же порядке и теми же органами, что и согласие на его обязательность (ратификация).Основания и последствия недействительности договоровВ международном праве действует презумпция действительности договоров. Однако при определенных обстоятельствах договоры могут быть признаны недействительными, не имеющими юридической силы. В зависимости от последствий различают абсолютную и относительную недействительность договоров. Абсолютная недействительность (недействительность договора с самого начала) влечет устранение всего совершенного по договору. Основаниями абсолютной недействительности могут быть: обманные действия другого государства; подкуп представителя государства; принуждение представителя государства; принуждение государства в результате угрозы силой или ее применения в нарушение принципов Устава ООН.Договоры также являются ничтожными, если в момент заключения они противоречат императивной норме общего международного права (т.е. норме, которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой не допустимо и которая может быть изменена только последующей нормой, носящей такой же характер). При относительной недействительности (недействительности с момента оспаривания) договора действия, совершенные добросовестно до ссылки на недействительность, не считаются незаконными лишь по причине недействительности договора.Основаниями относительной недействительности являются: нарушение нормы внутреннего права (государство не вправе ссылаться на то обстоятельство, что его согласие на обязательность договора было выражено в нарушение положений его внутреннего права, если только данное нарушение не было явным и не касалось нормы его внутреннего права особо важного значения); превышение представителем государства правомочий на выражение согласия на обязательность договора; ошибка, которая касается факта или ситуации, существовавших при заключении договора, если они представляли существенную основу для согласия на обязательность. Возникновение новой императивной нормы международного права также влечет недействительность противоречащих ей договоров или отдельных положений. Вопрос 20 Межд.организации: Отдельную группу субъектов международного права образуют международные организации. Речь идет о международных межправительственных организациях, т.е. организациях, созданных первичными субъектами международного права.Неправительственные международные организации, такие, как Всемирная федерация профсоюзов, и др., учреждаются, как правило, юридическими и физическими лицами (группами лиц) и являются общественными объединениями «с иностранным элементом». Уставы этих организаций в отличие от уставов межгосударственных организаций не являются международными договорами. Правда, неправительственные организации могут иметь консультативный международно-правовой статус в межправительственных организациях, например, в ООН и ее специализированных учреждениях. Так, Межпарламентский союз имеет статус первой категории в Экономическом и Социальном Совете ООН. Однако неправительственные организации не вправе создавать нормы международного права и, следовательно, не могут, в отличие от межправительственных организаций, обладать всеми элементами международной правосубъектности. Международные межправительственные организации не обладают суверенитетом, не имеют собственного населения, своей, территории, иных атрибутов государства. Они создаются суверенными субъектами на договорной основе в соответствии с международным правом и наделяются определенной компетенцией, зафиксированной в учредительных документах (прежде всего в уставе). В отношении учредительных документов международных организаций действует Венская конвенция о праве международных договоров 1969 гВ уставе организации определяются цели ее образования, предусматривается создание определенной организационной структуры (действующих органов), устанавливается их компетенция. Наличие постоянных органов организации обеспечивает автономность ее воли; международные организации участвуют в международном общении от своего собственного имени, а не от имени государств-членов. Иными словами, организация обладает своей собственной (правда, несуверенной) волей, отличной от воли государств-участников. При этом правосубъектность организации носит функциональный характер, т.е. она ограничена уставными целями и задачами. Кроме того, все международные организации обязаны выполнять основные принципы международного права, а деятельность региональныхмеждународных организаций должна быть совместима с целями и принципами ООН.Основные права международных организаций следующие:право участвовать в создании международно-правовых норм;право органов организации пользоваться определенными властными полномочиями, в том числе право на принятие решений, обязательных для исполнения;право пользоваться привилегиями и иммунитетами, предоставленными как организации, так и ее сотрудникам;право рассматривать споры между участниками, а в некоторых случаях и с не участвующими в данной организации государствами.Сегодня сфера взаимодействия государств на международной арене постоянно расширяется; все новые отношения становятся предметом международно-правового регулирования. Одной из организационно-правовых форм межгосударственного сотрудничества являются международные организации. Международные организации как правовой феномен возникли сравнительно недавно, в конце XIX — начале XX вв., когда потребности международного общения обусловили необходимость создания постоянно действующих межгосударственных структур. Так, в 1874 г. был создан Всемирный почтовый союз, в 1919 г. — Международная организация труда и т.д. Первой международной организацией с ярко выраженной политической направленностью была Лига Наций, учрежденная в 1919 г. в соответствии с положениями Версальской системы и формально просуществовавшая до 1946 г.После Второй мировой войны были учреждены сотни международных организаций, обеспечивающих организационную основу межгосударственного взаимодействия в различных сферах международных отношений. В их числе ООН, ЮНЕСКО, ЛАГ, НАТО, ОВД и др. И поскольку, как уже говорилось, юридически создание любой международной организации оформляется заключением международного договора, в международном праве сформировался достаточно большой массив норм, регулирующих порядок образования и деятельности международных организаций. Качество и объем международно-правовой регламентации позволяют сделать вывод о существовании в самостоятельной отрасли международного права — права международных организаций.ГПраво международных организаций состоит из двух групп международных норм, образующих: во-первых, «внутреннее право» организации (нормы, регулирующие структуру организации, компетенцию ее органов и порядок работы, статус персонала, другие правоотношения); и, во- вторых, «внешнее право» организации (нормы воров организации с государствами и другими международными организациями)Нормы права международных организаций — преимущественно договорные нормы, а само право организаций — одна из наиболее кодифицированных отраслей международного права. Источниками этой отрасли являются учредительные документы международных организаций, Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г. Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г., соглашения о привилегиях и имму-нитетах международных организаций и др.Поскольку специфика международной правосубъектности организаций уже рассматривалась (см. гл. 5), отметим, что международные организации, являясь производными субъектами международного права, обладают самостоятельной волей, отличной от простой совокупности воль участвующих в организации государств. Некоторые организации (ООН, ЛАГ, МАГАТЭ и др.) правомочны принимать обязательные для всех ее членов решения и обладают правом применения мер принудительного характера, в том числе и в отношении государств, нарушающих положения их уставов. Однако воля международных организаций, в отличие от воли государств, несуве-ренна.€"Таким образом, право международных организаций образует совокупность норм, регулирующих правовое положение, деятельность организации, взаимодействие с другими субъектами международногоправа, участие в международных отношениях. ВОПРОС 21 Права человека как отрасль права: Права человека и международное право - самостоятельная отрасль международного права - совокупность общепризнанных и специальных принципов и норм, регламентирующих права и свободы человека, его обязанности перед своим государством и обязанности государства перед своим гражданином, а также регулирующих сотрудничество государств в сфере защиты прав и свобод человека.Важнейшими из общепризнанных принципов для этой отрасли права являются: принцип суверенного равенства государств, невмешательство во внутренние дела, принцип равноправия и самоопределения народов, принцип сотрудничества государств, принцип добросовестного выполнения государствами своих международных обязательств. К числу специальных принципов относятся: запрещение всех видов и форм дискриминации; равенство перед законом; защита государством своих собственных граждан независимо от места их нахождения или проживания; специальная защита прав женщин и детей; ответственность государства и его органов за нарушение прав и свобод человека и др.Принцип уважения прав и свобод человека, зафиксированный в Уставе ООН, был детализирован и закреплен в виде конкретных международно-правовых норм в договорах и соглашениях, таких, как Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г., Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г., Конвенция о политических правах женщин 1953 г., Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1966 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Дополнительные протоколы I и II 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г.,, Конвенция о правах ребенка 1989 г. и др.Объем урегулированных международными нормами отношений и качество их регламентации свидетельствуют о том, что в современном международном праве сформировалась новая отрасль, отражающая результаты сотрудничества государств в гуманитарной сфере — международное гуманитарное право. Нормы этой отрасли зафиксированы в различных источниках международного права, отличающихся по своей юридической силе, сфере действия, составу участников, характеру регулирования прав и свобод человека и т.д. В отечественной и зарубежной литературе по вопросу о содержании международного гуманитарного права («права человека», «международная защита прав человека», «международное право прав человека» и т.п.) и месте этой отрасли в системе международного права имеются две основные точки зрения.Согласно одной из них, отрасль «права человека» регламентирует Международное сотрудничество в области прав человека в мирное время, а нормы, регулирующие защиту прав человека в условиях вооруженных конфликтов, образуют подотрасль другой отрасли — «права вооруженных конфликтов» («законов и обычаев войны»).Другие ученые рассматривают гуманитарное право в более широком контексте, включая в него вопросы обеспечения и защиты прав человека как в военное, так и в мирное время. Эта точка зрения представляется более обоснованной.Предмет регулирования у «гуманитарного права в мирное время» и «гуманитарного права в период вооруженных конфликтов» в общем един — осуществление, обеспечение и защита прав человека. Вооруженный конфликт приводит в действие, «включает» целую систему международных норм о защите человеческой личности. Эти нормы устанавливают особый режим регулирования общественных отношений в период вооруженных конфликтов. Во время вооруженных конфликтов появляются новые группы участников правоотношений ~ комбатанты, гражданское население, раненые и больные и другие лица, права которых подлежат особой защите. Таким образом, отдельные категории индивидов наделяются специальными правами и защитой, предусмотренными нормами, т.е. физические лица приобретают специальные правовые статусы. Поэтому можно говорить о том, что «право вооруженных конфликтов» состоит главным образом из норм, имеющих «главную прописку» в других отраслях международного права.В то же время и гуманитарное право в свою очередь является довольно сложным нормативным комплексом. Его составляют, с одной стороны, нормы, институты, принципы собственно гуманитарного права (права человека, институт гражданства и др.), с другой — нормы и институты других отраслей, затрагивающих отдельные аспекты правового статуса индивида (институт консульской защиты граждан за рубежом, правовое положение членов экипажа воздушных и морских судов и др.).Таким образом, гуманитарное право образуют две подотрасли (гуманитарное право в мирное время и гуманитарное право в период вооруженных конфликтов), а также межотраслевые институты и нормы (институт консульской защиты граждан, нормы об ответственности индивидов за преступления международного характера и т.д.)Нормы гуманитарного права — преимущественно договорные нормы. Однако определенную роль играет международно-правовой обычай. Значительна роль обычая в гуманитарном праве в период вооруженных конфликтов, которое часто еще называют «законами и обычаями войны».Кроме того, в юридической литературе (прежде всего западной) высказывается мысль, что Всеобщая декларация прав человека 1948 г. в силу обычая приобрела статус юридически обязательного документа. Но международный документ обладает той силой и степенью юридической обязательности, которую ему придали принимавшие его субъекты. Декларация принималась Генеральной Ассамблеей ООН как документ рекомендательного характера, устанавливающий международно-правовые стандарты в области прав человека, к которым необходимо стремиться государствам. Поэтому говорить, что Декларация прав человека достигла статуса обычной нормы, не совсем правильно. Другое дело, что положения Декларации могут подтверждать наличие международных норм, текстуально с ними совпадать, отражая содержание уже существующих норм.Помимо договоров и обычаев, нормы гуманитарного права зафиксированы и в некоторых документах международных конференций и совещаний, в частности, в документах СБСЕ (Заключительный акт 1975 г., Итоговый документ Венской встречи 1989 г., Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ 1990 г., Парижская хартия для новой Европы 1990 г.и др.).Обобщая изложенное, международное гуманитарное право можно определить как совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих вопросы обеспечения и защиты прав и свобод человека как в мирное время, так и в период вооруженных конфликтов, регламентирующих сотрудничество государств в гуманитарной сфере, правовое положение всех категорий индивидов, а также устанавливающих ответственность за нарушение прав и свобод человека.Основа защиты общих прав человека была заложена принятием Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г. Этот день ежегодно отмечается как День защиты прав человека.Всеобщая декларация прав человека закрепляет: равенство людей — все люди рождаются свободными и равными в правах; недискриминацию по признаку пола, расы, цвета кожи, пола, языка, религии и другим признакам; право каждого на жизнь, свободу и личную неприкосновенность; запрет рабства и работорговли; запрет пыток'дли жестокого обращения; право каждого на правосубъект-ность; равенство всех перед законом; право на обращение в суд;запрет произвольных арестов; презумпцию невиновности и запрет обратной силы уголовного закона; право на свободу передвижений и выбор места жительства; право на гражданство; право на вступление в брак; право владеть имуществом; право на свободу убеждений;право на мирные собрания; право на участие в управлении общественными и государственными делами; право на труд и другие права и свободы человека.Всеобщая декларация прав человека дала толчок к разработке и заключению многочисленных конвенций по правам человека. Так, в 1948 г. была принята Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, в 1949 г. — Женевские конвенции о защите прав человека в период вооруженных конфликтов, в 1950 г. — • Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод, в 1966 г. — пакты о правах человека и др.Одно из центральных мест в системе обеспечения и защите прав человека занимает Конвенция Совета Европы о защите прав человека и основных свобод 1950 г.Конвенция с изменениями подписана Россией в феврале 1996 г. и в 1998 г. ратифицирована с изменениями и дополнениями (внесены Протоколами к ней № 2, 3, 5, 8). Ратифицированы и Протоколы Конвенции № 1,4,7,9,10,11. Конвенция вступила в силу для России 5 мая 1998 г.Государства — участники Конвенции обязались обеспечить каждому лицу, находящемуся под их юрисдикцией, права и свободы, указанные в Конвенции.В Конвенции зафиксированы право на жизнь (ст. 2), свобода от пыток (ст. 3), запрет рабства и принудительного труда (ст. 4), право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 5), право на справедливое публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом (ст. 6), право на уважение частной и семейной жизни, жилища и корреспонденции (ст. 8), право на свободу мысли, совести и религии (ст. 9), право на свободу выражения своего' мнения (ст. 10), свободу мирных собраний и ассоциаций (ст. 11) и другие права и свободы. Каждому, чьи права и свободы, изложенные в Конвенции, нарушены, |
|
© 2007 |
|