РУБРИКИ

Билеты

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Билеты

исключением случаев совершения тяжких преступлений. Таким образом, они

могут быть заключены в тюрьму или подвергнуты другим формам ограничения

свободы лишь во исполнение судебных решений вступивших в законную силу.Все

должностные лица консульского учреждения, а также его служащие

освобождаются от судебной и административной юрисдикции государства

пребывания в отношении действий, совершаемых при выполнении консульских

функций. Что касается частных действий указанных лиц, то в этих случаях к

ним применяются соответствующие законы страны пребывания.Сотрудники

консульских учреждений могут быть вызваны в качестве свидетелей по судебным

и административным делам. Однако они не обязаны давать показания по тем

вопросам, которые связаны с их консульской деятельностью, или предоставлять

относящуюся к ней корреспонденцию.

Должностные лица консульств, а также члены их семей, кроме обслуживающего

персонала, освобождаются, как правило, на условиях взаимности от налогов и

пошлин, в том числе и таможенных сборов на предметы личного пользования.

Консульские иммунитета и привилегии в значительной степени зависят от

двусторонних консульских конвенций, в которых, как правило,

предусматривается взаимное расширение таких иммунитетов и привилегий. Кроме

того, во внутреннем законодательстве государств могут содержаться нормы, в

которых затрагивается правовой статус консульских учреждений и их

персонала.4Таким образом, иммунитеты и привилегии консульских должностных

лиц создают довольно прочные правовые гарантии для нормального выполнения

консулами возложенных на них обязанностей, что в конечном итоге

способствует развитию делового, взаимовыгодного сотрудничества между

государствами.

ВОПРОС35 Понятие межд.уголовного права: Важным условием прогресса

государств является успешная борьба с преступностью, которая относится к их

внутренней функции. Однако давно известны преступления, которые посягают не

только на государственный, но и на международный правопорядок. Поэтому

борьба с ними требует совместных усилий и особых форм международного

сотрудничества. В современных условиях такое сотрудничество диктуется рядом

факторов.Во-первых, это постоянный рост международной преступности. Широкое

распространение получили международный терроризм, преступления на воздушном

транспорте, незаконный оборот наркотиков, контрабанда оружием и др.; во-

вторых, изощренность способов совершения таких преступлений, что затрудняет

их раскрытие силами одного государства. Научно-технический прогресс

оказывает негативное влияние на сокрытие фальшивомонетничества,

террористических актов и других преступлений; в-третьих, появление

транснациональных преступных сообществ, для которых не существует границ.

Кроме устойчивой организации и дисциплины они имеют сеть филиалов в

различных странах, располагают значительными финансовыми и техническими

возможностями, устанавливают криминальные контакты с правоохранительными

органами, что позволяет нередко избегать уголовной ответственности.В

процессе сотрудничества государства решают задачи согласования вопросов

квалификации отдельных преступлений, координации мер по их пресечению и

предупреждению, определению юрисдикции, обеспечению неотвратимости

наказания, оказанию правовой помощи по уголовным делам и т.п.Эти отношения

регулируются международным уголовным правом (МУЛ), которое представляет

собой совокупность принципов и норм, регулирующих сотрудничество государств

по предупреждению преступности, оказанию правовой помощи по уголовным делам

и наказанию за преступления, предусмотренные международными договорами .

Как отрасль международного права оно стало формироваться в XIX в. и

совершенствоваться по мере обобщения опыта государств в борьбе против

рабства, фальшивомонетничества, наркопреступлений, нарушений законов и

обычаев войны и др. Круг его норм первоначально огра ничивался вопросами

подсудности, действием национальных норм угд. ловного права в пространстве

и недопустимости их распространения на территории других государств, выдачи

преступников и т.п.Началом кодификации МУП стало принятие в 1945 г. Устава

Международного военного трибунала, в котором международные преступления

были приведены в систему. В Уставе Токийского трибунала 1946 г., Уставе

Международного трибунала по Югославии 1993 г. и Уставе Международного

уголовного трибунала по Руанде 1994 г. эта система значительно

усовершенствована.В 1996 г. Комиссия международного права ООН приняла

третий посчету проект Кодекса преступлений против мира и безопасности

человечества. Он состоит из двух частей и 20 статей. Общие положения (ст. 1-

15) определяют сферу действия Кодекса, принцип личной ответственности

физических лиц, соучастие, ответственность государств, понятие преступного

приказа, а также вопросы уголовного процесса и назначения наказаний. В ст.

15-20 устанавливается международная уголовная ответственность за акты

агрессии, геноцида, преступления против человечества (убийства,

истребление, пытки, порабощение, преследование по политическим, расовым,

религиозным или этническим мотивам, депортация населения и другие

бесчеловечные деяния), преступления против персонала ООН и военные

преступления.В настоящее время насчитывается около 300 международных

договоров, регулирующих различные отношения рассматриваемого

сотрудничества. В их числе универсальные договоры, в которых наряду с

другими содержатся и нормы МУП, К примеру, в Конвенции ООН по морскому

праву установлена ответственность за перевозку рабов, пиратство,

транспортировку наркотиков, несанкционированное вещание из открытого моря и

т.п. Единая конвенция о наркотических средствах 1961 г. в основном

регулирует меры контроля за наркотиками. Однако и в ней есть нормы о борьбе

с незаконным оборотом этих средств. В этом же ряду стоят названные уставы

международных трибуналов, Конвенция о неприменимости сроков давности к

военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 г. и

др.Основной массив источников МУП составляют межгосударственные соглашения

о борьбе с отдельными видами преступлений, договоры о взаимной правовой

помощи по уголовным делам и выдаче преступников. В качестве правовой основы

в МУП могут служить национальные судебные прецеденты, приговоры

международных трибуналов, а также некоторые обычные нормы. Например,

широкое распространение получил международный обычай, согласно которому

ответственность лица за международное преступление наступает независимо от

того, является ли государство, гражданином которого он является, участником

конвенции по борьбе с данным преступлением. При этом презюмируется, что

преступность и наказуемость таких деяний признаны международным

сообществом, поэтому обязанность всех государств вести борьбу с ними

является императивной нормой.Специальные принципы МУП нашли свое выражение

во Всеобщей декларации прав человека. Пакте о гражданских и политических

правах 1966 г. и в других актах. Эти принципы известны: сотрудничество

государств в борьбе с преступностью; международная законность; равенство

перед законом и судом; гласность судебного разбирательства; независимость и

беспристрастность судов; презумпция невиновности; запрещение пыток;

ограничение или запрещение смертной казни; гуманное обращение с лицами,

лишенными свободы, и т.п.В 1946 г. Генеральная Ассамблея ООН в специальной

резолюции подтвердила принципы международного права, признанные Уставом

Нюрнбергского трибунала, и его приговор в качестве общепризнанных. Среди

них можно назвать: запрещение агрессивных войн; неотвратимость уголовного

наказания за преступления против международного права; лицо не

освобождается от уголовной ответственности за международные преступления,

не наказуемые в государстве его гражданства;главы государств и правительств

и другие должностные лица не освобождаются от ответственности за деяния,

запрещенные МУП; неприменение сроков давности за международные преступления

и др.В 1973 г. Генеральной Ассамблеей ООН приняты Принципы международного

сотрудничества в отношении обнаружения, ареста, выдачи и наказания лиц,

виновных в военных преступлениях и в преступлениях против человечества. По

сравнению с национальным уголовным правом МУП имеет ряд особенностей. Во-

первых, предметом его регулирования является сотрудничество государств в

борьбе с международной преступностью. Во-вторых, МУП носит комплексный

характер, т.е. его источники включают нормы уголовного права, уголовного

процесса и уголовно-исполни-тельного права. При этом в основе лежит

предупреждение преступности поэтому МУП включает в себя международную

криминологию. В-третьих, его нормы, устанавливающие преступность и

наказуемость деяний в некоторых случаях имеют обратную силу. Это относится

к материальным нормам уставов международных трибуналов, которые не

противоречат ст. 15 Пакта о гражданских и политических правах: "Ничто... не

препятствует преданию суду и наказанию любого лица за деяние или упущение,

которое в момент совершения являлось уголовным преступлением согласно общим

принципам права, признанным международным сообществом". В-четвертых, его

субъектами являются не только физические, но и юридические лица и

государства. В этой связи в ст. 4 названного проекта Кодекса преступлений

подчеркнуто, что судебное преследование лица за преступление против мира и

безопасности человечества не освобождает от ответственности

государство.Кроме этого, МУП содержит договорные нормы, адресованные не

только государствам, но и отдельным физическим лицам путем установления

запретов и угрозы уголовного наказания. Примером могут служить ряд статей

Женевских конвенций о защите жертв войны 1949 г. и Дополнительных

протоколов к ним 1977 г. Здесь изложена и обязанность государств привлекать

к уголовной ответственности лиц, виновных в нарушении конвенционных

норм.Своеобразную интерпретацию имеют такие общепризнанные институты, как

соучастие в преступлении, подсудность уголовных дел и др. До настоящего

времени нормы МУП не кодифицированы. В этой связи в одной из резолюций

Генеральной Ассамблеи ООН подчеркивается необходимость сотрудничества

государств в области международного уголовного права, разработки

специальных курсов по МУП и завершении его кодификации'.

ВОПРОС 36 Межд.преступления и уголовные. Прест.межд.х-ра: Все

межд.правонарушения можно разделить на группы: межд.прест., уг.прест.межд.х-

ра и др.межд.преступления. Международное преступление - это особо опасное

международное правонарушение, посягающее на жизненно важные интересы

государств и наций, подрывающее основы их существования, грубо попирающее

важнейшие основные принципы международного права, представляющее угрозу

международному миру и безопасности и всему человечеству.В проекте статей об

ответственности государств, подготовленном Комиссией международного права

ООН, подчеркивается, что международно-правовое деяние, возникающее в

результате нарушения государством международного обязательства, столь

основополагающего для обеспечения жизненно важных интересов международного

сообщества, что его нарушение рассматривается как преступление перед

международным сообществом в целом, составляет международное преступление. К

числу таких международных преступлений относятся: агрессия, геноцид,

апартеид, колониализм, военные преступления, преступления против мира и

человечности.Поскольку такие преступления затрагивают практически все

международное сообщество, государства в соответствии с Уставом ООН вправе

принимать коллективные меры по их пресечению. Примерами этому могут служить

использование войск ООН в Корее (1950-1953 гг.) для пресечения агрессии

КНДР против Южной Кореи и использование многонациональных сил антииракской

коалиции согласно Резолюции Совета Безопасности ООН № 678 для подавления

Ирака силой и освобождения в феврале 1991 г. Кувейта, захваченного войсками

Ирака в августе 1990г.Уголовное преступление международного характера - это

деяние, имеющее международно-общественную опасность, посягающее на интересы

нескольких, многих или всех государств. К их числу, в частности, относятся

такие наиболее опасные, как международный терроризм, взятие заложников,

угон воздушных судов, незаконное производство и распространение

наркотических и психотропных веществ, нападения на дипломатические

представительства и дипломатов и др. Вполне понятно, что такие действия

совершаются не от имени государства и не должностными лицами государства,

однако государство во многих подобных случаях могло и должно было пресечь

такие преступные действия, не допустить их совершения при надлежащем

правопорядке и эффективной деятельности государственных органов. Вот почему

за некоторые уголовные преступления международного характера, совершенные

физическими лицами, государство может нести материальную или политическую

ответственность (возместить ущерб, принести извинения и др.).Другие

международные правонарушения (международные деликты) - это противоправные

действия, наносящие ущерб отдельному государству или офаниченному кругу

субъектов международного права. В этом случае отношения ответственности

возникают между государством-правонарушителем и государством,

непосредственно пострадавшим, а само правонарушение весьма малозначимо и не

затрагивает основ существования государств и наций, не относится к

правонарушениям первых двух групп.К таким правонарушениям относятся,

например, попустительство (бездействие) государственных органов, не

пресекающих противоправную деятельность против дипломатических

представительств зарубежных государств (битье стекол посольства, срыв

государственного флага иностранного государства и т.п.), нарушение торговых

обязательств и др. При отсутствии явного умысла или намерения нанести ущерб

противоправным действием правонарушение может и не повлечь за собой

международно-правовой ответственности в силу своей малозначимости. В

зависимости от степени международной опасности, объекта преступного

посягательства и других признаков уголовные преступления международного

характера подразделяют на следующие основные группы:1. Преступления против

стабильности международных отношений:международный терроризм, захват

заложников, преступления на воздушном транспорте, хищения ядерного

материала, наемничество, пропаганда войны и др.2. Преступления, наносящие

ущерб экономическому, социальному и культурному развитию государств:

фальшивомонетничество, легализация незаконных доходов, незаконный оборот

наркотиков, контрабанда, нелегальная эмиграция, нарушения правового режима

исключительной экономической зоны и континентального шельфа, хищения

культурных ценностей народов и др.3. Преступные посягательства на личные

права человека: рабство, работорговля, торговля женщинами и детьми,

эксплуатация проституции третьими лицами, распространение порнографии,

пытки, систематические и массовые нарушения прав человека и др.4.

Преступления, совершаемые в открытом море: пиратство, разрыв или

повреждение подводного кабеля или трубопровода, несанкционированное вещание

из открытого моря, столкновение морских судов, неоказание помощи на море,

загрязнение моря вредными веществами и др.5. Военные преступления

международного характера: применение отдельными лицами запрещенных средств

и методов ведения военных действий, насилие над населением в районе боевых

действий, незаконное ношение или злоупотребление знаками Красного Креста,

Красного Полумесяца, мародерство, дурное обращение с военнопленными,

небрежное исполнение обязанностей в отношении раненых и больных, совершение

действий, направленных во вред другим военнопленным, и др.Эта классификация

носит условный х-р.В Уголовный кодекс Российской Федерации включен раздел

XIII "Преступления против мира и безопасности человечества", содержащий

нормы об уголовной ответственности за планирование, подготовку или ведение

агрессивной войны; пропаганду войны; производство или распространение

оружия массового уничтожения; применение запрещенных средств и методов

ведения войны; наемничество; геноцид; экоцид; нападение на лиц или

учреждения, пользующиеся международной защитой, а также статьи,

предусматривающие ответственность за торговлю несовершеннолетними,

похищением человека, захват заложника, угон воздушного судна или водного

транспорта, пиратство, организацию или содержание притонов для занятия

проституцией, незаконное распространение порнографических материалов или

предметов и др. (ст. 246-247, 250,252).

ВОПРОС 39 Понятие межд.финансового права: Международное финансовое право -

совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих

межгосударственные валют-но-финансовые отношения. Из-за преобладания в

системе данных отношений валютных иногда эту подотрасль международного

экономического права именуют международным валютным правом .Валютно-

финансовые отношения всегда сопутствуют иным видам международного

экономического сотрудничества (торговому, промышленному, научно-

техническому, инвестиционному, таможенному, транспортному и т.д.). Но они

могут существовать и самостоятельно. Комплекс валютно-финансовых отношений

включает расчетные, кредитные отношения, отношения по финансовому

обеспечению коммерческих сделок, по совершенствованию валютного рынка, по

созданию и деятельности международных валютно-кредитных организаций.А.

Источники международного финансового права. Основное регулирование валютно-

финансовых отношений между государствами осуществляется двусторонними

договорами. Нормы, относящиеся к этой сфере, содержатся в общих договорах

по торговому или экономическому сотрудничеству. Так, правовой режим,

устанавливаемый торговыми договорами для всего комплекса торговых отношений

сторон, распространяются и на валютно-финансовую деятельность. Соглашения о

торгово-экономическом, промышленном и научно-техническом сотрудничестве

решают вопросы, связанные с финансированием совместных проектов, с

долгосрочным кредитованием при строительстве крупных объектов, с оплатой

импорта оборудования и т.д. Широкий круг валютно-финансовых вопросов

решается соглашениями о товарообороте и платежах (валюта расчетов, способы

расчетов и пр.). Однако это не исключает наличия специальных соглашений

валютно-финансового характера.

Клиринговые соглашения определяют порядок взаимных расчетов путем зачета

встречных требований и обязательств, возникающих во внешнеэкономической

сфере, без перевода иностранной валюты. Цель таких соглашений -

сбалансировать взаимные платежи. Поскольку курс валюты, в которой

происходят расчеты на специальных клиринговых счетах, колеблется, то в

соглашения включается валютная оговорка, позволяющая пересчитать наличность

на счетах при изменении курса валют. Иногда соглашения предусматривают

перевод в конкретной валюте остатков, образовавшихся на счетах после

взаимного зачета требований. Такие соглашения называют расчетно-

клцринговьши.Платежные соглашения регламентируют расчеты в согласованной

валюте и устанавливают механизм расчетов. Кредитные соглашения определяют

условия предоставления займа, его формы (кредит может быть предоставлен

золотом, валютой, товарами), его условия (сроки, процентное вознаграждение,

способы погашения и пр.).

Валютно-финансовые отношения стали чаще регулироваться многосторонними

договорами. В качестве примера можно сослаться на серию соглашений между

странами Западной Европы о порядке взаимных расчетов в евровалюте

(последнее из них - Маастрихтский договор 1992 г.). Другой пример -

Соглашение о создании платежного союза государств - участников СНГ 1994 г.

Б. Международные финансовые организации являются важным звеном механизма

осуществления межгосударственного сотрудничества. Как и в других

подотраслях международного экономического права, в регулировании

международных финансовых отношений возрастающую роль играют уставы этих

организаций, заключаемые в их рамках соглашения, а также такие неправовые

акты, как резолюции организаций.Международный валютный фонд (МВФ) занимает

центральное положение в системе международных валютно-финансовых

организаций. Он создан в 1945 г. на основе договоров, принятых Конференцией

Объединенных Наций по валютно-финансовым вопросам (Бреттон-Вудсские

соглашения). Штаб-квартира находится в Вашингтоне. С 1947 г. имеет статус

специализированного учреждения ООН. Членами Фонда являются почти все

государства, включая Россию и другие страны СНГГлавная цель МВФ состоит в

том, чтобы координировать валютно-финансовую политику государств и

предоставлять займы для поддержа-дия их платежных балансов и валютных

курсов. Кроме того, МВФ содействует международному сотрудничеству в

валютной области и росту мировой торговли; принимает меры для поддержания

стабильности ва-jnoT и упорядочения валютных отношений между государствами;

участвует в создании многосторонней системы расчетов, свободных от валютных

ограничений, в частности на трансферт валюты.Право голоса каждой страны -

члена МВФ в его высшем органе -Совете управляющих - зависит от ее доли в

уставном капитале. При вступлении в Фонд государство подписывается на

определенную долю его капитала. Она зависит от места страны в мировом

хозяйстве и утверждается Советом управляющих. Выделенная государству квота

определяет количество принадлежащих ему голосов, а также размер займов, на

которые оно может рассчитывать. Размер не может превышать 450%

квоты.Всемирный банк представляет сложное международное образование,

связанное с ООН. В его систему входят четыре автономных учреждения,

подчиненных президенту Всемирного банка: Международный банк реконструкции и

развития (МБРР), Международная финансовая корпорация (МФК), Международная

ассоциация развития (MAP), Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций

(МАГИ). Общая цель этих учреждений: содействие экономическому и социальному

развитию менее развитых членов ООН путем оказания финансовой и

консультативной помощи и содействия в подготовке кадров. В рамках этой

общей цели каждое учреждение осуществляет свои цели.МБРР учрежден в 1945 г.

в Бреттон-Вудсе одновременно с МВФ. Его участниками являются подавляющее

большинство государств, включая Россию и другие страны СНГ. Его главной

целью является содействие реконструкции и развитию государств-членов путем

капиталовложений на производственные цели и поощрений частных и иностранных

инвестиций. Так же как и в МВФ, в Банке государство-член обладает

количеством голосов, пропорциональным его доле в уставном капитале.

Спецификой МФК и MAP является то, что они содействуют развитию беднейших

развивающихся стран. Например, МФК предоставляет таким странам

беспроцентные займы.В. Унификация норм, регулирующих финансовые отношения.

Так же как и в международной торговле, в международных валютно-финансовых

отношениях следует различать отношения межгосударственные, которые

регулируются международным экономическим правом, и отношения между частными

лицами (прежде всего с участием банков и иных кредитно-финансовых

организаций), которые регулируются национальным правом. И тем не менее

международное право имеет существенное зачение и для регулирования

отношений частного характера: оно вы ступает в качестве инструмента

унификации и тем самым формирования национальных норм, предназначенных для

регулирования валютно-фи. нансовых отношений физических и юридических

лиц.Наиболее важную роль в этой области играют Женевские конвенции об

унификации права, относящегося к векселям (1930 г.) и Женевские конвенции

об унификации права, относящегося к чекам (1931 г.).' Конвенции получили

большое распространение, но тем не менее универсальными не стали. В них не

участвуют страны англо-американского права. В результате в экономических

связях действуют две системы векселей и чеков - женевская и англо-

американская.В целях устранения подобного положения в 1988 г. была принята

Конвенция ООН о международных переводных векселях и международных простых

векселях (проект был подготовлен ЮНСИТРАЛ). К сожалению, Конвенции не

удалось примирить противоречия и она пока не вступила в силу.Прямое

отношение к финансовым отношениям имеют и уже упоминавшиеся в разделе о

торговом праве Оттавские конвенции 1988 г. о международном финансовом

лизинге и о международном факторинге. Обе они посвящены коммерческому

финансированию, т.е. финансовому обеспечению частноправовых

контрактов.Международные денежные расчеты издавна осуществляются в

соответствии с правилами, складывающимися в банковской практике. Унификация

таких правил осуществляется на неправительственном уровне, главным образом

в рамках Международной торговой палаты. Подготовленные ею своды правил

являются, по существу, единственными актами, регламентирующими

международные денежные расчеты, и это несмотря на то, что юридической силой

они не обладают. Главную роль в механизме их реализации играют банки.

Национальные ассоциации банков и отдельные банки уведомляют МТП о принятии

соответствующих правил и их применении, либо их применение оговаривается в

корреспондентских соглашениях, заключаемых банками разных стран. Наиболее

широкое применение получили Унифицированные правила и обычаи для

документарных аккредитивов (последняя редакция 1993 г.). Унифицированные

правила по инкассо (последняя редакция 1995 г.), Унифицированные правила

для гарантий по требованию 1992 г.. Унифицированные правила по договорным

гарантиям 1978 г.

ВОПРОС 42 Понятие межд.морского права: Международное морское право -

совокупность общепризнанных специальных принципов и норм, регламентирующих

правовой режим морских пространств и разнообразную деятельность в них

субъектов международного права.Важнейшими из общепризнанных для этой

древнейшей отрасли права принципами являются принципы суверенного равенства

государств, неприменения силы или угрозы силой, невмешательства во

внутренние дела, нерушимости границ и др. Специальными принципами являются

следующие принципы: свободы открытого моря, исключительной юрисдикции

государства флага, полного иммунитета военных кораблей от иностранной

юрисдикции, защиты и сохранения морской среды, ответственности государств

за деятельность в Мировом океане и дрВ течение столетий правовой основой

деятельности государств в морских пространствах были международные обычаи,

затем появились Родосский кодекс, византийская Базилика, Кодекс Ганзы и

другие, имели место притязания феодальных властителей на неограниченный

суверенитет над морем как на собственную территорию. Венеция приписывала

себе суверенные права на Адриатическое море, Генуя и Пиза - на Лигурийское,

Турция - на Черное море. Папские буллы 1493 и 1506 гг. разделили Атлантику

между Испанией и Португалией по линии, проходящей в 370 милях к западу от

Островов Зеленого Мыса; в конце XVIII в. развитие капитализма привело к

повсеместному утверждению принципа свободы открытого моря.На конфессах в

Вене (1815 г.) и Париже (1856 г.) и конференциях конца XIX - начала XX вв.

(Гаагские конференции мира 1899 и 1907 гг.. Лондонская морская конференция

1908-1909 гг.) морские державы рассматривали отдельные вопросы морского

права исключительно в целях обеспечения свободы действий для своих военных

флотов (отмена каперства, свобода военного мореплавания на Черном море, на

Дунае, в Суэцком канале и др.), соглашаясь лишь на частичную регламентацию

деятельности военных флотов во время морской войны (права и обязанности

нейтральных держав во время морской войны, ограничение права захвата на

море, ограничение использования минного opy^iW и др.), добиваясь

ограничения морской правоспособности побежденных государств (запрещение

иметь военный флот, подводные лодки, раздел флотов побежденных государств и

др.). Кроме того, заключались договоры по отдельным вопросам морского

права.Большой вклад в кодификацию норм международного морского права «несли

I, II и III конференции ООН по морскому праву, международные

межправительственные организации ИМО, ЮНЕСКО, ЮНЕП и др.На I конференции

ООН в 1958 г. были приняты четыре конвенции:"О территориальном море и

прилежащей зоне", "Об открытом море", "О континентальном шельфе", "О

рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря" (Россия не участвует в

этой конвенции); на П конференции в 1960 г., закончившейся безрезультатно,

обсуждались вопросы щирины территориального моря; III конференция ООН (1973-

1982 гг.) завершилась принятием Конвенции ООН по морскому праву (вступила в

силу 16 ноября 1994 г., Россия ратифицировала Конвенцию 26 февраля 1997

г.); 28 июля 1994 г. было принято Соглашение об осуществлении части XI

Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. (Соглашение подлежит толкованию и

применению вместе с частью XI Конвенции ООН по морском праву 1982 г. как

единый документ); 4 декабря 1995 г. принято Соглашение об осуществлении

положений Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., которые касаются

сохранения трансграничных рыбных запасов и запасов далеко мигрирующих рыб и

управлении ими. .В качестве других источников можно назвать многочисленные

конвенции, касающиеся предотвращения загрязнения морской среды, оказания

помощи и спасания на море, регулирования безопасности судоходства,

прокладки подводных телеграфных кабелей, Антарктики, Суэцкого и Панамского

каналов. Черноморских и Балтийских проливов и др.

ВОПРОС43 Межд.космическое право: Международное космическое право

представляет собой систему основных принципов международного права,

специальных принципов и норм, определяющих основы космического

сотрудничества государств и правовой режим космического пространства,

естественных и искусственных небесных тел, космонавтов.Практическое

освоение космоса и сопутствующее этому становление новой отрасли

международного космического права связывается с запуском 4 октября 1957 г.

первого советского искусственного спутника Земли. В разработке правовых

основ космического сотрудничества большую роль играют ООН, ее главные

органы, специализированные учреждения. Так, Генеральная Ассамблея ООН имеет

Комитет по использованию космического пространства в мирных целях с

юридическим (правовым) и научно-техническим подкомитетами, Комитет

экспертов ООН по применению космической техники. Специализированные

учреждения МСЭ, ВМО, ИКАО, ЮНЕСКО, ЮНИДО, МАГАТЭ, ФАО участвуют в различных

программах по космосу. ЮНЕСКО имеет свои программы дистанционного

зондирования для археологических исследований, ФАО участвует в программах

обнаружения плантаций наркотиков, специальный Центр при ней обеспечивает

раннее предупреждение о чрезвычайных ситуациях по продовольственной

безопасности в мировом масштабеИсточниками юридических норм отрасли

являются договоры и обычаи, касающиеся космического пространства и

деятельности в нем субъектов международного права.Особое место среди

источников отрасли занимает Договор о принципах деятельности государств по

исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и

другие небесные тела, от 27 января 1967 г. (далее - Договор 1967 г.),

закрепивший специальные принципы новой отрасли, определивший ее

особенности, связанные со спецификой объекта регулирования, кругом

субъектов, допускаемых к космической деятельности, в подходе к проблеме

ответственности.Договор 1967 г. определил взаимосвязь деятельности в

космосе с другими глобальными проблемами, в первую очередь - с сохранением

мира, разоружением, обеспечением экологической безопасности.| Договор

1967 г. является блестящим примером кодификации и про-|грессивного развития

международного космического права. Его положе-' ния создали правовую базу

для целого ряда институтов отрасли, полу-> чивших дальнейшую регламентацию

в последующих конкретизирующих ; источниках. К ним относятся: Соглашение о

спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов,

запущенных в космическое пространство от 22 апреля 1968 г. (далее -

Соглашение 1968), дополнившее ст. V Договора 1967 г.; Конвенция о

международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами

от 29 марта 1972 г. (далее - Конвенция 1972 г.), конкретизировавшая ст. VI

и УЦ Договора 1967 г.; Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в

космическое пространство от 14 января 1975 г. (далее - Конвенция 1975 г.)

развивающая ст. VIII Договора 1967 г. и Соглашение о деятельности

государств на Луне и других небесных телах от 18 декабря 1979 г (далее -

Соглашение 1979 г.).Условно к источникам отрасли можно отнести отдельные

положения договоров, затрагивающих в той или иной мере космическую

деятельность: например, Московский договор о запрещении испытаний ядерного

оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой 1963 г. Конвенция

о запрещении использования природной среды в военных или любых иных

враждебных целях 1977 г.. Конвенция об оперативном оповещении о ядерной

аварии 1986 г., уставы международных космических организаций,

многосторонние и двусторонние договоры.Для молодой отрасли характерно

наличие обычных норм; до сих пор регулируются обычным правом вход и выход

космических объектов через суверенное воздушное пространство иностранных

государств при запуске, переход на другую орбиту или при посадке,

определение верхней границы государственного суверенитета и, таким образом,

нижней границы космического пространства.Целый ряд отношений государств в

области космического сотрудничества регулируется морально-политическими

нормами, принимаемыми прежде всего в рамках международных организаций: в

1982 г. Генеральная Ассамблея ООН своей резолюцией одобрила "Принципы

использования государствами искусственных спутников Земли (ИСЗ) для

международного непосредственного телевизионного вещания"; в 1992 г. принята

без голосования резолюция "Принципы использования ядерных источников

энергии в космическом пространстве"; разрабатывается проект резолюции о

принципах, касающихся международного сотрудничества в мирных целях.

Отмечается также наличие этических норм. Они упоминаются в рабочем

документе "Вопросы правового режима аэрокосмических объектов", внесенном

Россией в юридический (правовой) подкомитет Комитета Генеральной Ассамблеи

ООН по космосу в 1994 г. Так, установилась практика при пролете

космического объекта над территорией иностранного государства на высоте

менее 100 км делать уведомления о таком пролете.Объектом отрасли

международного космического права являются отношения государств, других

субъектов международного права, связанные с деятельностью в космосе:

установление режимов отдельных видов космического пространства,

естественных и искусственных небесных тел; определение круга субъектов

космической деятельности; вопросы контроля и ответственности. Предметами

конкретных отношений, опре" деляемых договорами и обычаями, являются

действия, воздержание от действий, космос в целом и его части, например,

космическое пространство, небесные тела, их ресурсы и др.Субъектами отрасли

международного космического права являются прежде всего государства.

Поскольку космос является достоянием всего человечества, потенциально

субъектами отрасли являются государства независимо от их участия в

практическом исследовании и использовании космоса или даже их участия в

договорах отрасли. Так, в преамбуле и ст. I Договора 1967 г. отмечается

общая заинтересованность всего человечества в космическом сотрудничестве на

благо и в интересах всех стран. Тем не менее по особенностям правового

статуса в рамках отрасли различают государство регистрации космического

объекта, запускающее государство, государство, участвующее в запуске, в том

числе участвующее в проектировании, конструировании, изготовлении или

оснащении объекта, государство-эксплуатант, государство, с территории или

установки которого запускается космический объектМеждународные

межгосударственные (межправительственные) организации могут быть

участниками правоотношений и субъектами отрасли только тогда, когда

большинство их государств-членов являются сторонами Договора 1967 г. и

других универсальных отраслевых договоров. Такое ограничение справедливо и

обусловлено повышенной опасностью космической деятельности, а также

необходимостью распространения на все ее виды и формы ведущих норм отрасли,

закрепленных в базовых документах, поскольку сами международные организации

к участию в договорах по космосу не приглашались.В остальном их

деятельность определяется уставными документами, предоставляющими им

достаточно широкие полномочия: они могут иметь собственные спутники,

заключать соглашения с государствами о запуске, выводе их на орбиту и

управлении ими, приобретать, арендовать или отчуждать имущество, связанное

с космической деятельностью,нести ответственность за ее

последствия.Наиболее активно участвуют в освоении космоса международные

организации системы ООН, организации, созданные строго на региональной

основе (например. Европейское космическое агентство - ЕКА, Арабская

организация спутниковой связи - АРАБСАТ) или многосторонней основе

(Международная организация спутниковой связи — ИНТЕЛСАТ, Международная

организация морской подвижной спутниковой связи - ИНМАРСАТ и др.). На

основе межгосударственных соглашений создаются неправительственные

организации, объединяющие национальные юридические лица для коммерческой

деятельности в космосе (например, европейский концерн "Арианспейс" и др.);

однако и здесь необходимым условием допуска их к космической деятельности

является контроль и ответственность государств - участников Договора 1967 г

ВОПРОС 44 Межд.экономическое право: Международное экономическое право -

отрасль международного права, принципы и нормы которой регулируют

межгосударственные экономические отношения.Современные международные

экономические отношения представляют собой высокоразвитую сложную систему,

объединяющую разнородные по содержанию (по объекту) и по субъектам, но

тесно взаимодействующие между собой виды общественных отношений.

Беспрецедентный рост значения международных экономических отношений для

каждой страны объясняется объективными причинами. Тенденция к

интернационализации общественной жизни достигла глобального масштаба,

охватив все страны и все основные сферы жизни общества, включая

экономическую.Глобализация экономики - важный фактор ее развития. Но она

порождает и немало проблем. Главная состоит в том, что далеко не все

государства могут в полной мере воспользоваться благами этого процесса.

Прежде всего это развивающиеся страны, в какой-то степени и страны с

переходной экономикой. Трудности возникают и у России: недостаток опыта

управления рыночной экономикой приводит, с одной стороны, к не всегда

оправданному освоению российского рынка иностранными товарами, а с другой -

к неспособности продвижения российских товаров, услуг, капиталов на

иностранные рынки.Развивающиеся страны, опираясь на свое большинство в ООН,

пытались изменить ситуацию и создать "новый экономический порядок",

основанный на равных возможностях участия в мирохозяйственных связях. Так,

в 1974 г. были приняты Декларация об установлении нового международного

экономического порядка и Хартия экономических прав и обязанностей

государств (и до и после этого принимались многочислен-чые резолюции в этой

же области). Названные документы имели двойственные последствия. С одной

стороны, в них сформулированы бесспор-"ые основополагающие положения,

являющиеся общими принципами ^ждународного экономического права, но, с

другой, - они содержат божество односторонних положений, предусматривающих

специальные права и преференции развивающимся странам и не учитывающих

интересы промышленно развитых стран. В результате эти положения не приданы

мировым сообществом и остались ни к чему не обязывающими деккларациями. Все

это подтверждает, что международное экономическое право сп собно стать

эффективным инструментом управления международным экономическими связями

при обязательном соблюдении двух условий:учет законных интересов всех

государств и учет реально сложившегося положения вещей.Существенной

специфической чертой международных экономических отношений является

объединение в единую систему различных по субъектной структуре отношений,

обусловливающих применение различных методов и средств правовой

регламентации. Существуют два уровня отношений: во-первых, отношения между

государствами и иными субъектами международного права (в частности, между

государствами и международными организациями) универсального,

регионального, локального характера; во-вторых, отношения между физическими

и юридическими лицами разных государств (сюда относятся и так называемые

диагональные отношения - между государством и физическими или юридическими

лицами, принадлежащими иностранному государству)Международное экономическое

право регулирует лишь отношения первого уровня - межгосударственные

экономические отношения. Государства устанавливают правовые основы для

осуществления международных экономических связей, их общий режим. Основная

масса международных экономических связей осуществляется на втором уровне:

физическими и юридическими лицами, поэтому регулирование этих отношений

имеет первостепенное значение. Они регулируются национальным правом каждого

государства. Особая роль принадлежит такой отрасли национального права, как

международное частное право. При этом нормы международного экономического

права играют все возрастающую роль в регулировании деятельности физических

и юридических лиц, но не прямо, а опосредованно через государство.

Государство воздействует нормами международного экономического права на

частноправовые отношения через закрепленный в национальном праве механизм

(например, в России - это п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, ст.

7 Гражданского кодекса Российской Федерации и аналогичные нормы в других

законодательных актах).Сказанное свидетельствует о глубоком взаимодействии

двух систем права (международного и национального) в регулировании

международных экономических отношений. Это породило концепцию

международного хозяйственного права, объединяющую международно-правовые и

национально-правовые нормы, регулирующие международные хозяйственные

отношения', и более широкую концепцию транснационального права, включающего

все нормы, регулирующие отношения, выходящие за пределы границ государства,

в единую систему права'. 3 Какой бы ни была тесной связь в процессе

регулирования международных экономических отношений норм международного и

националь-'го права, они относятся к самостоятельным системам права,

основанным на своих собственных субъектах. Объединение норм, входящих в

пазные системы права, возможно лишь в каких-либо конкретных целях, например

при написании учебного курса. Бесспорно, имеет практическую ценность

совместное изложение всех норм независимо от их при-поды, которые во

взаимодействии регулируют весь комплекс международных экономических

отношений.Сложность объекта регулирования международного экономического

права состоит в том, что он охватывает многообразные, различающиеся по

своему содержанию виды отношений, связанных с различными аспектами

хозяйственных отношений. К ним относятся торговые, транспортные,

таможенные, финансовые, инвестиционные и другие отношения. Каждый из них

имеет свое специфическое предметное содержание, порождающее необходимость

специального правового регулирования, в результате чего сформировались

подотрасли международного экономического права: международное торговое

право, международное транспортное право, международное таможенное право,

международное финансовое право, международное инвестиционное право,

международное технологическое право.Каждая подотрасль представляет собой

систему международно-правовых норм, регулирующих межгосударственное

сотрудничество в конкретной сфере экономических отношений. Все они

объединяются в единую отрасль международного права - международное

экономическое право - общим объектом регулирования, общими целями и

принципами. Кроме того, целый ряд институтов международного экономического

права являются элементами других отраслей международного права: права

международных организаций, права договоров, права мирного разрешения

споров.

ВОПРОС 45 Межд.экологическое право:

Международное экологическое право - это совокупность принципов и норм,

направленных на обеспечение рационального использования природных ресурсов

и защиту окружающей среды от загрязнения.Негативное воздействие на

окружающую среду оказывают следующие факторы: а) нерациональное, порой

хищническое потребление, а нередко и уничтожение отдельных компонентов

природы; б) загрязнение окружающей среды; в) гонка вооружения, вооруженные

конфликты и локальные войны.Вследствие нерационального хозяйствования

бесследно исчезли сотни видов крупных млекопитающих, птиц и других видов

животных, более тысячи животных находятся под угрозой вымирания. Примерно

одна треть сухопутной территории находится под угрозой превращения в

пустыню. Например, по сравнению с 1950 г. расходы лесоматериалов в мире

увеличились более чем в 2 раза, бумаги - в 6, воды - в 3, зерна - почти в 3

раза, а использование каменного угля в качестве топлива увеличилось в 4

раза. Также в 4 раза увеличилось производство стали. За последние 50 лет

мир потерял почти половину своего лесного массива. Чрезмерное рыболовство

привело к тому, что популяция рыб находится на грани катастрофы. Эрозия

почвы стала серьезной проблемой во многих странах мира. В США, Европе,

Китае, Индии, на Ближнем Востоке и в Африке сокращаются запасы воды.

Нехватка воды означает и нехватку продуктов питания. Ученые видят решение

проблемы охраны окружающей среды в создании экономики нового типа. В

частности, она включает вторичное использование сырья и возобновляемых

источников энергии, а также стабильный уровень населения.Второй фактор

негативного влияния на окружающую среду -антропогенное загрязнение ее в

результате деятельности человека. Проблемой века называют загрязнение

природы в результате выпадения кислотных дождей. Сброс в водные системы

жидких отходов уменьшает ресурсы чистой пресной воды, ведет к

биологическому обеднению всех водных ресурсов.Однако наивысшую угрозу для

человечества и для биосферы представляет ядерное оружие, радиоактивное

заражение окружающей среды.Природа и ее объекты (воздух, моря, леса,

животные, космос и т.д.) Ц являются общим достоянием человечества. В охране

и рациональном Ц использовании их заинтересовано все мировое сообщество.

Защита природы и рациональное использование ее ресурсов - глобальная

проблема современности. Основными условиями решения этой проблемы являют

ся: сохранение мира во всем мире и разоружение, доверие и взаимопонимание

между государствами; проведение всеми государствами единой политики по

отношению к природе и принятие на своей территории всех мер по ее охране, и

прежде всего развитие природоохранительного законодательства; активное

участие всех государств во всех акциях по международной защите окружающей

природы, осуществляемой в рамках Организации Объединенных Наций и на

региональной основе; разработка и принятие международных договоров по

охране конкретных компонентов природы и единого договора по охране

окружающей среды - основного источника международного экологического

права.Наиболее важной проблемой современности является убеждение государств

в необходимости вернуться к многостороннему сотрудничеству. В этой связи

принцип 7 Декларации Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию 1992 г.

гласит: государства сотрудничают в духе глобального партнерства в целях

сохранения, защиты и восстановления чистоты и целостности экосистемы

Земли.Международные экологические проблемы должны решаться на общих

принципах и правилах сотрудничества между суверенными государствами,

подкрепляемых силой убеждения и переговорами. Региональные проблемы,

имеющие потенциальные политические последствия, могут возникнуть, когда

соседние страны совместно пользуются общими ресурсами, например,

международными реками или региональными морями. Существуют также глобальные

экологические ресурсы, такие, как атмосфера и океаны, которые должны стать

объектом многосторонних действий. В тех случаях, когда речь идет о

ресурсах, принадлежащих одной стране, но представляющих ценность для

международного сообщества, например о естественных средах обитания и редких

видах животного и растительного мира, конкретные государства имеют право

рассчитывать на международное сотрудничество в интересах сохранения общего

наследия.Все основные принципы международного права являются регуляторами

правоотношений в сфере охраны и рационального использования окружающей

человека среды. Вместе с тем международно-правовая охрана окружающей среды

имеет свои специфические принципы .1. Окружающая среда - общая забота

человечества. Смысл этого принципа заключается в том, что международное

сообщество на всех уровнях может и должно совместно и в отдельности

охранять окружающую среду. Этот принцип не является новым, он применяется в

различных отраслях международного права (защита прав человека,

международное трудовое право, международное гуманитарное право и т.д2.

Окружающая природная среда вне государственных границ является общим

достоянием человечества. Природные ресурсы за пределами действия

национальной юрисдикции являются общим достоянием, и сохранение их есть

задача всех государств и народов; окружающая среда не подлежит

национальному присвоению путем провозглашения на нее суверенитета,

использования, оккупации или любыми другими средствами3. Свобода

исследования и использования окружающей среды и ее компонентов. Все

государства и международные межправительственные организации вправе без

какой-либо дискриминации осуществлять правомерную мирную научную

деятельность в окружающей среде| 4. Рациональное использование окружающей

среды. Эксплуатация |природных ресурсов должна осуществляться на

максимально экономном |и устойчивом уровне. Государства обязаны

осуществлять эффективные Мероприятия по воспроизводству и возобновлению

природных ресурсов .

5. Содействие международному сотрудничеству в исследовании и использовании

окружающей среды. Международные проблемы, связанные с сохранением

окружающей среды, следует решать в духе сотруд. ничества всех стран, на

основе равноправия и взаимной выгоды, в целях предотвращения, уменьшения и

устранения отрицательного воздействия на окружающую среду и воспроизводство

природных ресурсов. 6. Взаимозависимость охраны окружающей среды, мира,

развития, обеспечения прав человека и фундаментальных свобод. Еще на первой

Конференции ООН по правам человека 1968 г. международное сообщество

признало взаимозависимость мира и прав человека. Позже Генеральная

Ассамблея в своей резолюции 37/199 от 18 декабря 1982 г. также

провозгласила взаимозависимость мира, развития и прав человека. В первом

Принципе Стокгольмской декларации 1972 г. провозглашается связь между

правами человека и окружающей средой. Данный принцип закреплен также во

Всеобщей декларации прав человека 1948 г. (ст. 3) и Международном пакте о

гражданских и политических правах 1966 г. (ст. 6)7. Предосторожный подход к

окружающей среде. Недостаток научных результатов не может являться причиной

для отсрочки принятия существенных мер по недопущению нанесения ущерба

окружающей среде. 8. Право на развитие. Этот принцип предусматривает,

чтобы право на развитие было тесно связано с охраной окружающей среды. Он

четко | изложен в Принципе 3 Декларации РИО-92: право на развитие должно

соблюдаться таким образом, чтобы адекватно удовлетворялись потребности

нынешнего и будущих поколений в области развития и окружающей среды. Данный

принцип отражен также в Декларации ООН по праву развития 1986 г. и Венской

декларации и программе действия, принятых на Всемирной конференции ООН по

правам человека 1993 г.9. Предотвращение вреда. В соответствии с данным

принципом все государства должны идентифицировать и оценивать вещества,

технологии, производство и категории активности, которые влияют или могут

влиять существенным образом на окружающую среду. Они обязаны систематически

исследовать, регулировать или управлять ими в целях предотвращения

нанесения вреда окружающей среде или его существенного уменьшения. 10.

Предотвращение загрязнения окружающей среды. Государства должны

предпринять, индивидуально или коллективно, все меры, необходимые для

предотвращения, уменьшения и контроля за загрязнением любых компонентов

окружающей среды, в частности, от радиоактивных токсичных и других вредных

веществ. Для этих целей государства обязаны использовать применяемые на

практике меры11. Ответственность государств. Согласно этого принципа любое

государство несет политическую или материальную ответственность в рамках

своих обязательств, предусмотренных договорными или другими нормами

международного права в области охраны окружающей среды. Помимо политической

и материальной ответственности государства несут гражданско-правовую

ответственность за причинение вреда окружающей среде ее физическими или

юридическими лицами или лицами, действующими под его юрисдикцией или

контролем. 12. Отказ от иммунитета от юрисдикции международных или

иностранных судебных органов. Любой иммунитет от судебного разбирательства

в соответствии с национальным законодательством или международным правом

неприменим в отношении обязательств, возникающих в силу положений ряда

международных конвенций в области охраны окружающей среды. Иными словами,

государства не могут ссылаться на иммунитет в отношении судебного

разбирательства деликтов, подпадающих под действие соответствующих норм

международного экологического права. Источники международного

экологического права. Для эффективной согласованной природоохранительной

деятельности государств необходима правовая регламентация. В настоящее

время имеется около 500 „ международных соглашений по различным аспектам

охраны окружающей среды. Они могут быть: многосторонними; универсально-

глобаль-j ными и региональными; регулирующими общие вопросы защиты

окру|жающей среды либо отдельных объектов Мирового океана, атмосферы i

Земли и околоземного космического пространства и т.д.; Анализ договорной

практики по охране окружающей среды свидетельствует, что наиболее активно

развиваются договорные отношения на ^двусторонней и региональной основе,

направленные на регламентацию I, охраны отдельных природных объектов в

определенных районах. Пока д еще не выработана универсальная

кодификационная конвенция, которая ^охватывала бы все аспекты охраны

окружающей среды. ООН поручила Программе ООН по окружающей среде (ЮНЕП)

кодифицировать международно-правовые нормы и в перспективе разработать

универсальную ; конвенцию в области охраны окружающей среды.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2007
Использовании материалов
запрещено.