РУБРИКИ

Человек в психологической науке - (лекции)

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Человек в психологической науке - (лекции)

p>Статус (в сословном, кастовом или регламентированном обществе) это "врожденная социальность": стереотипы образа действий и мыслей, соответствующих статусу, предписываются детально и безоговорочно, и человек в них врастает всем своим существом. "Стать истинным дворяни ном", "стать истинным офицером" - значит "отлиться по форме" заранее заготовленного, предуготованного образа жизни (понятий, действий, чувств) и совпасть с ним, сделать его своей второй натурой. Сейчас в нашей культуре статусных общностей в чистом виде практически не су ществует, ибо разеферат докт. дисс. М. , 1994.

Слободчиков В. И. , Цукерман Г. А. Генезис рефлексивного сознания в млад шем школьном возрасте // Вопр. психологии. 1990. №3.

    Столин В. В. Самосознание личности. М. , 1984.
    Фрейд 3. Психология бессознательного. М. , 1989.

сные) отличаются от ситуативных своей тотальностью; они пронизывают все сферы человеческого существования и часто пожизненны. Второе отли чие внеситуативных общностей - их интегрированность (самотождествен ность): например, дворянин не может позволить себе одновременное сос тояние в дворянском статусе и вне его. Такое различение, обнаружение в себе не только сословного, полностью вписанного в статус, но и общече ловеческого начала сделало изгоем не одного дворянина (вспомним хотя бы царский указ о сумасшествии Чаадаева).

Позиция и статус определяют действия, которые человек не может не совершать. Потеря или смена их всегда сопряжены с глубоким личностным кризисом, потерей или преобразованием себя. Смена ситуативных связей и отношений не предполагает столь необратимых изменений всего образа жизни. И социальные, и тем более игровые роли - это то, что человек может (или вынужден) делать, но (в других жизненных ситуациях) может и не делать. Себя в роли (игровой или социальной) и вне роли человек всегда способен различать в самосознании, практически без всякой угро зы болезненного раздвоения личности.

Отличие общностей навязанных (статусных и социально-ролевых) от свободных (позиционных и игровых) ясно из самого названия: свободные отношения человек выбирает сам, в навязанные он попадает по воле слу чая, рождения, по выбору других людей, но не по собственной воле. Социально-ролевые общности достаточно подробно описаны в теории "социальных ролей", но описаны как общая характеристика любых челове ческих отношений, вне проводимого здесь противопоставления. Несамотождественность отличает социальную роль от статуса. Несво бодность выбора различает социальную и игровую роль. Практически любой человеческий конгломерат стихийно структурируется именно в систему со циальных ролей, подчеркивая и заостряя определенные индивидуально-ха рактерные черты собранных вместе людей, и по этим чертам (зачастую ма лосущественным) типологизирует людей, системой социальных ожиданий вы талкивая их в определенные социальные роли. Так, почти в каждом сти хийно живущем классе существуют и исполняются роли "лидера", "умника", "шута", "козла отпущения", "дурочки", "мальчика для битья", "красот ки", "недотроги", "аутсайдера" и пр.

Игровые общности иллюстрировать, пожалуй, нет нужды. На игровые от ношения взрослых можно без натяжки перенести основные характеристики детской ролевой игры: добровольность, условность атрибутики ролей, вы разительность и адресованность действий, двусмысленность (различение сюжетного и смыслового плана), богатство воображаемого плана, беско рыстие, полноту удовольствия от самого играния и возможность, закончив эту игру, потом играть в другую или вовсе не играть. Симптоматично, что именно игровая психотерапия, предлагая человеку сознательно и на меренно играть навязанную ему роль (например, роль "жертвы" или "обид чика"), способствует хотя бы частично временному освобождению человека от власти социальных обстоятельств, ожиданий, предписаний (если такая несвобода его тяготит).

Рассмотрев четыре основные единицы анализа, необходимо теперь при вести в соответствие с ними описанные выше типы общностей с характер ными видами связей внутри них. Так, общности с социал-органическими связями в наибольшей степени допускают статусные отношения - от отно сительно аморфных в нерегламентированных общинах до строго (жестко) иерархизированных в номенклатурных системах. Соответственно, в общно стях с социал-атомистическими, функциональными связями преобладают ро левые отношения; диапазон общностей с функциональными связями и роле выми отношениями может иметь своими пределами от роли иностранца в чу жой стране с незнанием языка до "театральной программки", где "все ро ли уже расписаны". В общностях соборного типа с гармоническими связями возможны прежде всего позиционные отношения, в наибольшей степени вы ражающие родовую сущность человека. В двух крайне вырожденных формах общности можно фиксировать: в "коммунитас" - всеобщую связанность с выпадением из всяких отношений; в "формальной структуре" - множествен ную относительность всего ко всему с разорванностью всех возможных связей.

Для нашей культуры с ее сверхценностью человеческой самостоятель ности, свободы самоопределения позиционные отношения являются более желанными, выше ценимыми, чем отношения статусные, социально-ролевые и игровые. Поэтому способность человека строить позиционные отношения стала (для нашей культуры) одной из тех вершин, целей психического развития, вектор к которой направляется (взрослыми, обществом) очень рано. С первых месяцев жизни достижения ребенка оцениваются именно тем, что он сделал "сам" - по собственной воле, а не под властью обстоятельства и ситуации.

    Социальная организованость - объединение
    с целевой детерминацией деятельности

Малая группа - форма социальной организованности. Характер связей и от ношений в организации. Социально-психологические явления в малой группе

Что такое социальная организованность? В каких формах она прояв ляется? Какие социально-психологические феномены выявляются в социаль ных организованностях?

    Малая группа - форма социальной организованности

Проблема групп, в которые объединяются люди в процессе своей жизне деятельности, составляет основную область исследований социальной пси хологии. Реальность социальных связей и отношений всегда дана как реальность связей и отношений в группе и между социальными группами. Выше мы различили два типа человеческих сообществ: "социальную струк туру" (организованность) и "коммунитас" (бытийную общность). Данное различение было воспроизведено в дифференциации групп на формальные и неформальные, на статусные и позиционные. Каждый тип общностей имеет свои социально-психологические особенности.

Основной формой социальной организованности выступает группа, а точнее малая группа. В социальной психологии группой называют общность людей, объединенных на основании общих признаков, относящихся к осу ществляемой ими совместной деятельности и общению.

Малую группу определяют как малочисленную по своему составу сово купность людей, члены которой объединены общей деятельностью и нахо дятся в устойчивом личном контакте друг с другом, что является основой для возникновения как эмоциональных отношений в группе (симпатии, ан типатии, безразличия), так и особых групповых ценностей и норм поведе ния.

Множество групп как социальную организованность можно первом приб лижении типологизировать следующим образом:

Группа с лидером - это группа, связи и отношения в которой не структурированы и недифференцированы; задаются и обеспечиваются они только лидером, прежде всего - его личным авторитетом, который он вы нужден постоянно подтверждать; в противном случае - неизбежна смена лидера.

Команда с командиром - здесь достаточно отчетливо структурированы и формализованы отношения между подчиненными и руководителем, права ко торого определены заранее; организация задана принципом единоначалия. Отряд с предводителем (вожатым) - наиболее развитая статусная груп па, с достаточно широким набором социальных ролей и у руководителя (появляются советники, помощники, заместители), и у подчиненных (в за висимости от сложности и расчлененности совместной деятельности). Коллектив с советом - хорошо структурированная и дифференцированная по связям и отношениям группа с коллегиальным принципом управления. Корпорация, партия с вождем - как правило, это объемная полиролевая система во главе либо с харизматическим лидером (Ленин, Сталин), либо с главным функционером-организатором; способ управления - на основе программы, вырабатываемой на конференциях, съездах.

Ассоциация с президентом - наиболее свободное объединение людей, имеющих помимо общих целей еще и совокупность разделяемых ценностей и устремлений; ассоциация сорганизована на принципах самоуправления. Можно сказать, что все типы социальной организованности людей де терминированы целевыми ориентирами. Организованность всегда ориентиро вана на дело; и дело есть цель. Именно совместная, групповая деятель ность является главным интегрирующим фактором; ее конкретный вид и ха рактер определяют тип социальной организованности и ее структуру. Как правило, реализация дела, достижение цели "рассыпают" конкретную орга низованность, которая и существует ровно столько, сколько продолжается сама совместная деятельность.

    Характер связей и отношений в организации

Малая группа прежде всего обладает теми признаками, которые опреде ляются ее существованием в определенной системе общественных отноше ний, характером конкретного вида социальной деятельности. В группу объединяются люди, имеющие свои индивидуально-психологические особен ности. Психолог Г. М. Андреева приводит достаточно лаконичную формули ровку, подчеркивающую этот момент: "Малая группа - это группа, в кото рой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов". Причем не просто любые контакты между людьми (ибо контакты есть всегда и в произвольном, случайном собрании людей), но контакты, в которых реализуются определенные общественные связи и отношения, ко торые опосредованы совместной деятельностью.

Следовательно, малая группа всегда есть единство общественных (про изводственных, деловых, служебных, деятельностных) н личных (психоло гических, эмоциональных, межличностных) связей и отношений. Именно на личие двоякого рода отношений и определяет специфические особенности конкретных социальных организованностей: преобладание отношений дело вых и эмоциональных, их своеобразная композиция образуют специфическую структуру взаимоотношений определенной группы. В советской психологии было принято положение о ведущем и определяющем значении отношений от ветственной зависимости (А. С. Макаренко), т. е. отношений, складывающих ся внутри конкретной деятельности и на ее основе. Наиболее последова тельно это положение было реализовано в концепции деятельностного опосредования межличностных отношений, разработанной А. В. Петровским. Процесс формирования группы и ее дальнейшего развития понимается здесь как процесс все большего сплачивания ее, и не на основе увеличе ния лишь эмоциональной ее привлекательности, а на основе все большего включения индивидов в процесс совместной деятельности. На наш взгляд, в данной концепции адекватно представлена психологическая реальность, связанная с развитием социальной организованности. Теоретические и экспериментальные разработки представителей данного направления иссле дований в социальной психологии были широко представлены и получили признание.

Подчеркнем, что речь идет лишь о социальной организованности. Изло жим самые общие представления о процессе развития организации и харак тере связей и отношений в ней.

Вступая в общение и взаимодействие внутри конкретной группы, люди обнаруживают свои отношения друг к другу, которые основываются на двоякого рода связях. В одном случае взаимодействие может базироваться на непосредственных отношениях между людьми: симпатии или антипатии, внушаемости или ее отсутствия, общительности или замкнутости. В груп пах, где отсутствуют или слабо выражены общие, принятые всеми членами группы цели, задачи и интересы, которые могли бы опосредствовать лич ные взаимоотношения, подобное непосредственное взаимодействие является преобладающим. В другом случае взаимоотношения между членами группы опосредствуются принятыми в ней целями совместной деятельности, строятся на основании распределения действий и характера ее реализа ции.

На этом основании группы классифицируются по уровню их развития и, соответственно, по характеру взаимоотношений в них. Ведущим критерием классификации является опосредствование групповых взаимоотношений со держанием совместной деятельности.

В зависимости от содержания совместной деятельности, т. е. от целей, задач, принципов, значимости групповой деятельности, А. П. Петровский предлагает следующую иерархию уровней развития групп и соответственно их виды: 1) диффузная, 2) просоциальная ассоциация, 3) коллектив, 4) асоциальная ассоциация, 5) корпорация.

Диффузная группа - общность, межличностные отношения в которой не опосредствуются содержанием совместной деятельности, ее целями и цен ностями. В ряде случаев совместная деятельность в диффузной группе вообще отсутствует. Случайное собрание людей в очереди, в автобусе, на вечеринке, где присутствующие едва знакомы друг с другом; больные, на ходящиеся в одной палате; только что возникшая компания - примеры диф фузных групп.

Просоциальная ассоциация - группа, где межличностные отношения опосредствуются личностно значимым для каждого содержанием совместной деятельности. Учебная группа, достигшая определенного уровня сплочен ности; производственная бригада, где личный успех и заработок каждого зависят от общих усилий; спортивная команда в условиях соревнования; артисты, репетирующие спектакль, - примеры просоциальных ассоциаций. Совместная деятельность здесь приобретает для членов группы все бо лее значимый и осознанный характер и становится основой дальнейшего развития группы. Этот уровень группового развития характеризуется бо лее четкой мотивацией внутригрупповых предпочтений, основанной не только на опыте общения, но и на результатах совместной деятельности каждого члена группы. Положение личности в такой группе определяется степенью ее участия и вкладом в совместную деятельность.

Коллектив - группа, где межличностные отношения опосредствуются личностно значимым и общественно ценным содержанием групповой деятель ности. Взаимоотношения людей в коллективе опосредствованы содержанием совместной деятельности, но сама эта деятельность выступает для членов коллектива как проекция целей, задач и принципов общества. Коллектив понимается как высший уровень развития социальной группы, т. е. интере сы организации являются для членов группы преобладающими.

Асоциальная ассоциация - общность, где взаимоотношения людей не опосредствуются общим содержанием совместной деятельности. Если такое опосредствование и есть, то асоциальный характер деятельности лишает ее общественной значимости и направляет ее по пути реализации узкой личной выгоды каждого из членов группы. Примеры такого рода групп диссидентская компания, хулиганская шайка и т. п.

Корпорация - это группа, в которой межличностные отношения опос редствуются личностно значимым для ее членов, но асоциальным по своим установкам содержанием групповой деятельности. Это максимально струк турированное социально-психологическое объединение, замкнутое в себе, противопоставляющее себя другим общностям. Организованная и активно действующая мафия, адвокатская коллегия - примеры корпораций. Отметим, что данная классификация групп по уровню их развития не охватывает всех видов социальных организаций. Например, в ней нет мес та семье, компании, команде, секте и др. Здесь требуются дополнитель ные исследования и описания.

    Социально-психологические явления в малой группе

В книге "СоциальмЯ-

Рецепторы, проводящие нервные пути и соответствующие участки в коре головного мозга, назваются анализаторами. Для возникновения ощущения необходима работа всего анализатора в целом, следовательно, нельзя сказать, что зрительные ощущения возникают в глазу. Только анализ нервного импульса, поступающего от глаза в соответствующие участки ко ры головного мозга (затылочная часть), приводит к возникновению зри тельного ощущения.

Деятельность анализаторов условно-рефлекторна. Сформированный в ко ре головного мозга нервный импульс по центробежным (эфферентным (от лат. "efferentis" - выносящий) нервным путям, поступая на двигательные или секреторные механизмы, приводит к той или иной ответной реакции, вызывает соответствующую настройку чувствительности рецептора. Мозг, получая обратный сигнал о деятельности рецептора, непрерывно регулиру ет его работу.

Органы чувств неразрывно связаны с органами движения. Например, в процессе зрительных ощущений глаз совершает непрерывные движения, как бы ощупывая предмет. Неподвижный глаз практически слеп.

Таким образом, процесс ощущений - это не одноактное пассивное отра жение того или иного свойства, а активный процесс, сложнейшая деятель ность анализаторов, имеющая определенную структуру. Деятельность раз личных анализаторов взаимосвязана. Совокупность всех анализаторов на зывается сенсорной сферой психики человека.

Ощущения не только несут информацию об отдельных свойствах явлений и предметов, но и выполняют активирующую мозг функцию. (Известны слу чаи, когда у больного оставался действующим лишь один орган чувств глаз, и, когда больной закрывал этот глаз, единственный канал, связы вающий его с окружающим миром, он немедленно засыпал. )

    Классификация ощущений

В зависимости от расположения рецепторов все ощущения делятся на три группы.

К первой группе относятся ощущения, которые связаны с рецепторами, находящимися на поверхности тела: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и кожные ощущения. Это экстерорецептивные ощущения. Ко второй группе относятся интерорецептивные ощущения, связанные с рецепторами, находящимися во внутренних органах.

К третьей группе относятся кинестезические (двигательные) и стати ческие ощущения, рецепторы которых находятся в мышцах, связках и сухо жилиях - проприорецептивные ощущения (от лат. "proprio" - собствен ный).

В зависимости от модальности анализатора различаются следующие виды ощущений: зрительные, слуховые, кожные, обонятельные, вкусовые, кинес тезические, статические, вибрационные, органические и болевые. Разли чаются также контактные и дистантные ощущения.

    Общие психофизиологические закономерности ощущений

Работа каждого анализатора имеет свои специфические закономерности. Наряду с этим все виды ощущений подчинены общим психофизиологическим закономерностям.

Для возникновения какого-либо ощущения раздражитель должен иметь определенную величину интенсивности. Минимальная величина раздражения, которая вызывает едва заметное ощущение, называется абсолютным нижним порогом ощущения. Способность ощущать эти самые слабые раздражения на зывается абсолютной чувствительностью. Она всегда выражается в абсо лютных числах. Например, для возникновения ощущения давления достаточ но воздействия 2 мг на 1 кв. мм поверхности кожи.

Верхний основные закономерности непроизвольной и произвольной па мяти.

    3. Что влияет на реконструкцию воспроизводимого материала?

4. Какую мнемическую помощь может оказать следователь допрашиваемому лицу?

    ьной нормы.

4. Какие особенности зрительных восприятии необходимо учитывать при оценке показаний?

    5. Перечислите условия успешного наблюдения.
    вызывает боль.

Наряду с абсолютной чувствительностью следует различать относитель ную чувствительность - чувствительность к различению интенсивности од ного воздействия от другого. Относительная чувствительность характери зуется порогом различения.

Порог различения, или дифференциальный порог, - едва ощущаемое ми нимальное различие в силе двух однотипных раздражителей.

Порог различения - это относительная величина (дробь), которая по казывает, какую часть первоначальной силы раздражителя надо прибавить (или убавить), чтобы получить едва заметное ощущение изменения в силе данных раздражителей.

Так, если взять груз в 1 кг и затем прибавить еще 10 г, то этой прибавки никто ощутить не сможет; чтобы почувствовать увеличение при бавки веса необходимо добавить 1/30 часть первоначального веса, т. е. 33 г. Таким образом, относительный порог различения силы тяжести равен 1/30 части силы первоначального раздражителя.

Относительный порог различения яркости света равен 1/100; силы зву ка - 1/10; вкусовых воздействий - 1/5. Эти закономерности открыты Бу гером и Вебером (закон Бугера-Вебера).

Закон Бугера-Вебера относится только к средней зоне интенсивности раздражителей. Иначе говоря, относительные пороги теряют значение при очень слабых и очень сильных раздражителях. Это было установлено Фех нером.

Фехнер установил также, что если интенсивность раздражителя увели чивать в геометрической прогрессии, то ощущение будет увеличиваться лишь в арифметической прогрессии. (Закон Фехнера).

Нижние и верхние абсолютные пороги ощущений (абсолютная чувстви тельность) характеризуют пределы человеческой чувствительности. Но чувствительность каждого человека изменяется в зависимости от различ ных условий.

Так, входя в плохо освещенное помещение, мы вначале не различаем предметы, но постепенно под влиянием данных условий чувствительность анализатора повышается.

Находясь в накуренном помещении или в помещении с какими-либо запа хами, мы через некоторое время перестаем замечать эти запахи (понижа ется чувствительность анализатора).

Когда из плохо освещенного пространства мы попадаем в ярко освещен ное, то чувствительность зрительного анализатора понижается. Изменение чувствительности анализатора в результате его приспособ ления к действующим раздражителям называется адаптацией.

Разные анализаторы имеют различную скорость и различный диапазон адаптации. К одним раздражителям адаптация происходит более быстро, к другим - медленнее. Более быстро адаптируются обонятельные и тактиль ные анализаторы. Полная адаптация к запаху йода наступает через одну минуту. Через три секунды ощущение давления отражает только 1/5 силы раздражителя (поиск очков, сдвинутых на лоб, - один из примеров так тильной адаптации). Еще медленнее адаптируются слуховой, вкусовой и зрительный анализаторы. Для полной адаптации к темноте необходимо 45 мин. После этого периода зрительная чувствительность увеличивается в 200 000 раз (самый высокий диапазон адаптации).

Явление адаптации имеет целесообразное биологическое значение. Оно содействует отражению слабых раздражителей и предохраняет анализаторы от чрезмерного воздействия сильных раздражителей.

Чувствительность зависит не только от воздействия внешних раздражи телей, но и от внутренних состояний.

Повышение чувствительности анализаторов под влиянием внутренних (психических) факторов называется сенсибилизацией. Так, например, сла бые вкусовые ощущения повышают зрительную чувствительность. Это объяс няется взаимосвязью данных анализаторов, их системной работой. Сенсибилизация, обострение чувствительности, может быть вызвано не только взаимодействием ощущений, но и физиологическими факторами, вве дением в организм тех или иных веществ. Например, для повышения зри тельной чувствительности существенное значение имеет витамин А. Чувствительность повышается, если человек ожидает тот или иной сла бый раздражитель, когда перед ним выдвигается специальная задача раз личения раздражителей. Чувствительность отдельного человека совер шенствуется в результате упражнения. Так, дегустаторы, специально уп ражняя вкусовую и обонятельную чувст общей психологии: В 2 т. М. , 1989. Селье Г. Стресс без дистресса. М. , 1993.

Середа Г. К. Что такое память? // Психол. журнал. 1985. Т. 6. №6, Смирнов А. А. Проблемы психологии памяти. М. 1966.

    Теплов Б. М. Избранные труды: В 2 т. М. 1985. T. I.
    Тихомиров O. K. Психология мышления. М. 1984.

Хрестоматия по вниманию / Под ред. А. Н. Леонтьева, А А Пузырея, В. Я. Романова. М. , 1967.

    Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. М. 1994.
    ЧЕЛОВЕК КАК ЛИЧНОСТЬ, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ И УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ
    (духовное бытие человека)
    Понятие духовного бытия человека

Принцип духовности в человеческой реальности. Ступени духовного роста человека

Что понимается под духовностью в философии и психологии? Что имеет ся в виду, когда говорят: "душевный человек"? "духовный человек"? Ка кие ступени проходит человек в своем духовном развитии ?

    Принцип духовности в человеческой реальности

Различение в составе человеческого существа трех реалий - тела, ду ши, духа - принадлежит религиозной (христианской) антропологии. Именно религиозная точка зрения на человека по преимуществу демонстрирует и настаивает на необходимости и способности целостного видения челове ческой природы - в единстве его телесной, душевной и духовной форм жизни.

Не так обстоит дело в современной психологии. Долгое время психоло гическая наука пыталась изучать психическое как таковое, замкнутое в самом себе, как особый объект, имеющий вполне определенное и неизмен ное строение. В разных научных школах при излучении психического де лался акцент либо на его качество, либо на функции, либо на структуру, либо на предметное содержание, либо на все это вместе. Но всегда пси хическое рассматривалось все-таки как таковое, в своих достаточно жестких границах.

Постепенно область поиска и исследований природы психического все более расширялась: предметом изучения становились многообразные явле ния, возникающие на стыках "души" и "тела"; появились и стали интен сивно развиваться новые науки и целые отрасли психологии: психофизика, психофизиология, нейропсихология, психосоматика и др. Произошел прорыв за пределы замкнутого, феноменального мира психического как такового. Казалось бы, вполне оправдан интерес психологии и к другому полюсу человеческой реальности - к формам его духовного бытия. Только в этом интервале (телесное существование - духовное бытие) можно было выявить и саму природу и жизненный статус психического. Однако и по сей день собственно научная психология (в своей исследовательской, теоретичес кой части) лишь приглядывается, осторожно примеривается к духовной ипостаси человека, само существование которой в отечественной психоло гии из идеологических соображений вообще отрицалось. А если и допуска лось, то лишь в виде продуктов культуры, форм искусства, норм общежи тия и др. Психология искусства, психология религии были скорее "психо логической археологией", которая по вещественным останкам пыталась восстановить духовное творчество коллективных субъектов, но не духов ную ипостась конкретного человека.

Надо сказать, что и в западной психологии - при всей ее казалось бы идеологической раскрепощенности - духовная реальность как особая реальность человеческого бытия также исключалась из научного рассмот рения, за исключением, может быть, специального анализа ценностных ориентаций индивида в социуме. И хотя существовала традиция относить психологию к наукам о духе, но собственно психологии духовности так и не было построено. Духовность человека, сам его индивидуальный (субъективный) дух шел, можно сказать, по "ведомству" идеалистической философии, религии, художественного творчества и т. п.

Сегодня ситуация постепенно меняется. Психология человека начинает интенсивно осваивать наследие (и мировое, и отечественное) религиозной философии, духовного опыта исповедников веры, подвижников духа; расши рять опыт работы с субъективным миром человека, его сознанием, а глав ное - строить новый взгляд, "стереоскопическое или голографическое" видение человеческой реальности в ее субъективной проекции. В отечественной психологии работами Б. С. Братуся, В. П. Зинченко, Б. В. Ничипорова, Ф. Е. Василюка и другими, предпринимаются попытки зало жить основы подлинно духовной психологии как особой формы рационально го знания о становлении субъективного духа человека в пределах его ин дивидуальной жизни. В определенном смысле и наша попытка построить специальный курс психологии человека может рассматриваться под этим углом зрения - как выход на полноту и целостность психологической (субъективной) реальности человека. С житейской (светской) точки зре ния различие душевной и духовной жизни в их качественном своеобразии отражается уже на уровне языка. Когда мы говорим "душевный человек", то тем самым указываем на присущие ему качества сердечности, открытос ти, способности сопереживать другому, способности понимать и учитывать другого в его самоценности. Говоря о духовности человека, мы имеем в виду прежде всего его нравственный строй, способность руководствовать ся в своем поведении высшими ценностями социальной, общественной жиз ни, следование идеалам истины, добра и красоты.

В философско-психологической литературе духовное начало человека связывают с общественным и творчески-созидательным характером его жиз недеятельности, с включенностью человека в мир культуры. Именно поэто му ограниченным является только узко психологический взгляд на челове ка, где он предстает прежде всего как отдельность и выделенность из рода, со стороны своих индивидно-своеобразных свойств и качеств, как внутренняя взаимосвязь множества психологических способностей и меха низмов. В действительности же внутренний мир человека имеет многооб разные связи и отношения со всем миром человеческой культуры; и именно здесь он обретает свой смысл и духовное измерение.

Последователь и ученик В. Дильтея, создатель психологии как науки о духе, Э. Шпрангер писал, что "субъект с его переживаниями и образами вплетен в грандиозную систему мира духа, исторического и общественного по своему характеру". Как духовное существо человек не может рассмат риваться в положении "уединения, подобного находящемуся на острове", он должен мыслиться во взаимосвязи с обществом, с культурой, с истори ей. Реально человеческая душа вплетена в межчеловеческие, общественные связи, пронизана общими ценностями жизни. "Эти ценности, - отмечал Э. Шпрангер, - возникшие в исторической жизни, которые по своему смыслу и значению выходят за пределы индивидуальной жизни, мы называем духом, духовной жизнью или объективной культурой". Духовная жизнь человека всегда обращена к другому, к обществу, к роду человеческому. Человек духовен в той мере, в какой он действует согласно высшим нравственным ценностям человеческого сообщества, способен поступать в соответствии с ними. Нравственность есть одно из измерений духовности человека. Духовность человека проявляется в его потребности и способности познавать мир, самого себя и свое место в мире, в стремлении создавать новые формы общественной жизни в соответствии с познанными законами человеческой природы. Духовные искания человека фиксируются в продук тах его художественно-эстетической деятельности - произведениях лите ратуры, изобразительного искусства, музыки, драматургии.

Духовность относится к родовым определениям человеческого способа жизни. Дух есть то, что связывает отдельного индивида, субъекта психи ческой деятельности, личность человека со всем человеческим родом во всей развертке его культурного и исторического бытия. Духовность при дает смысл жизни отдельному человеку, в нем человек ищет и находит от веты й_¦

    _____@¦_____¦__O__
    _
    +¦____
    _¦_

_¦____ чение в жизмЗГЮ___Ярр__++AI]Bг\X_Ю_гп$Ю__Ш__Ю_Ю_? _________ГЮ_? ?_____Ю_Ю еЗоб азное и$т. дД +АЦi'-u_mu)__ ___E__/_ I___5__ __q___-H

_К¦¦М¬К-а$? _@_иЙq_ДБHHHшJйjЛCB¬к(лkйK_*и*И*8xл¬*9щxjлйH(йш*++й)jxxитема? Как функционирует нервная система? Есть ли специализация отделов мозга в реализации пси хических функций? Что такое функциональный орган субъективности?

Человек как индивид - это психосоматическая или душевно-телесная реальность. Телесность есть один из способов бытия человека, его субъективности. Задача этого раздела - дать общее представление о ма териальной основе психического, сформировать понимание психического как особого высшего функционального органа (функциональной системы), приобретает все

большую отрицательность, "небытие". Определяющая рефлексия осуществля ется в форме понятия, которое выступает и как форма данности некоторой объектности, и как средство его мысленного воспроизведения. Первый мо мент позволяет человеку осознавать независимое от него существование объекта; второй есть акт его (объдА_ГЮ__Ю_РТ_Р__ДЮ_____? _Ж_БЮL_____Д ф__LRТqPUWTРpLqq¦sTT_p+SVC_(щ мм_Y_

0_@H@__O[ALATE\vIP@ZA>AOY

Но неформальная группа может возникать и сама по себе, не внутри определенной формальной группы, а вне ее, как самостоятельная. Иногда в рамках таких групп (скажем, в группе туристов, отправившихся в по ход), несмотря на их неформальный характер, возникает совместная дея тельность, и тогда они приобретают некоторые черты формальных групп: в них выделяют определенные, хотя и кратковременные, позиции и роли. Психологические исследования показывают, что в реальной действи тельности очень трудно вычленить формальные и строго неформальные группы. Особенно это свойственно неформальным группам, которые возни кали в рамках формальных. Поэтому в психологии рассматривается струк тура формальных и неформальных отношений, когда различаются не группы, а тип и характер отношений внутри них.

Различаются также между собой группы членства и референтные группы. Различение было введено американским психологом Г. Хайменом, который при исследовании студенческой группы установил, что часть ее членов разделяют нормы поведения, принятые не в этой группе, а в какой-то иной, на которую они ориентируются. Такие группы, в которые человек не включен реально, но нормы которой он принимает, Г. Хаймен назвал рефе рентными.

Как отмечает социальный психолог Г. М. Андреева, в настоящее время встречается двоякое употребление термина "референтная группа": иногда - как группа, противостоящая группе членства, иногда - как группа, возникающая внутри группы членства.

Встречается и более расширенное толкование референтной группы, при ко тором она может включать в себя индивидов, реально не входящих в одну группу. Например, для подростка референтную группу могут составить отец, близкий друг, кумир, литературный герой и т. п.

    Единицы анализа форм организации
    человеческих общностей

Какими понятиями можно описать человеческую общность? Как на основе единиц анализа можно строить типологию общностей?

Конституирующими категориями любой человеческой общности являются понятия "связи" и "отношения". В современных гуманитарных науках "от ношение" считается одним из основных логико-философских понятий, отра жающих способ (род) бытия соотносимых субъектов. Понятие об отношении возникает как результат сравнения двух членов отношения по выбранному (или заданному) основанию. В свою очередь, "связь" - это вырожденное отношение, при котором изменение одних явлений есть причина изменений других; связь - это взаимозависимость (а не противопоставленность) яв лений, далее неразличимых в пределах самой связи. В человеческих сооб ществах выделяют многообразные связи и отношения: деятельностные, со циальные, психологические, субъективные, личные, духовные; функцио нально-ролевые, эмоционально-оценочные, личностно-смысловые и др. В развивающихся системах происходит постоянное преобразование свя зей и отношений, их взаимопревращение друг в друга. Кардинальное пре образование сложившихся связей и отношений данной системы приводит к возникновению системы нового типа (или нового уровня).

Любые связи и отношения, в которых оказываются люди, могут быть охарактеризованы через: а) места, распределенные между участниками не которой общности; б) характер, образ, способ действий, адресованных другим участникам отношений и связывающих их; в) картину мира, образ себя, других людей, всей ситуации взаимодействия, которая открывается с этого места в результате таких действий. Единство места, действия и субъективной картины мира и есть та интегративная единица психологи ческого анализа, в которой органически взаимосвязаны социальные, дея тельностные, субъективные характеристики общности.

Чтобы не действовать с системой связей и отношений эмпирически, многообразие человеческих общностей необходимо типологизировать. В ос нову предлагаемой типологии положены две фундаментальные характеристи ки связей и отношений: 1) ситуативность-внеситуативность, 2) свободный или навязанный характер. По этим основаниям может быть построена типо логия общностей и соответствующие каждому типу общности единицы анали за.

В рамках данной типологии можно получить следующие определения: по зиция - единица анализа свободного человеческого сообщества, свободно ассоциированных людей; статус - единица анализа связей и отношений в жестко и тотально регламентируемом социуме; социальная роль - единица анализа связей и отношений, навязываемых людям частной ситуацией взаи модействия; игровая роль - единица анализа свободных, но временных общностей.

Позиция (позиционные общности) есть наиболее целостная, интегратив ная характеристика всего образа жизни человека, достигшего полной са моопределенности, самотождественности, ставшего в подлинном смысле слова субъектом собственной жизнедеятельности. Про такого человека и говорят: "Он нашел свое место в жизни" (т. е. свободно самоопределился во всей совокупности человеческих отношений, в культуре, в истории). Такое "место" определяет во всей полноте и мировоззрение, и принципы, и поступки человека.

Но "построить позицию" невозможно раз и навсегда, обретение "места в жизни" - событие не одноразовое. Свободный и ответственный выбор места, образа действия и мыслей, определяющих позицию, совершается в каждой точке существования, ставящей человека перед проблемой выбора. "На том стою и не могу иначе! " - в этом афоризме Лютера сформулированы предельно заостренные, полностью и без остатка сфокусированные в пози цию отношения человека и мира. Ясно, что речь идет об отношении, кото рое должно постоянно воссоздаваться, строиться, поддерживаться, выве ряться, доопределяться.

Статус (в сословном, кастовом или регламентированном обществе) это "врожденная социальность": стереотипы образа действий и мыслей, соответствующих статусу, предписываются детально и безоговорочно, и человек в них врастает всем своим существом. "Стать истинным дворяни ном", "стать истинным офицером" - значит "отлиться по форме" заранее заготовленного, предуготованного образа жизни (понятий, действий, чувств) и совпасть с ним, сделать его своей второй натурой. Сейчас в нашей культуре статусных общностей в чистом виде практически не су ществует, ибо разеферат докт. дисс. М. , 1994.

Слободчиков В. И. , Цукерман Г. А. Генезис рефлексивного сознания в млад шем школьном возрасте // Вопр. психологии. 1990. №3.

    Столин В. В. Самосознание личности. М. , 1984.
    Фрейд 3. Психология бессознательного. М. , 1989.

сные) отличаются от ситуативных своей тотальностью; они пронизывают все сферы человеческого существования и часто пожизненны. Второе отли чие внеситуативных общностей - их интегрированность (самотождествен ность): например, дворянин не может позволить себе одновременное сос тояние в дворянском статусе и вне его. Такое различение, обнаружение в себе не только сословного, полностью вписанного в статус, но и общече ловеческого начала сделало изгоем не одного дворянина (вспомним хотя бы царский указ о сумасшествии Чаадаева).

Позиция и статус определяют действия, которые человек не может не совершать. Потеря или смена их всегда сопряжены с глубоким личностным кризисом, потерей или преобразованием себя. Смена ситуативных связей и отношений не предполагает столь необратимых изменений всего образа жизни. И социальные, и тем более игровые роли - это то, что человек может (или вынужден) делать, но (в других жизненных ситуациях) может и не делать. Себя в роли (игровой или социальной) и вне роли человек всегда способен различать в самосознании, практически без всякой угро зы болезненного раздвоения личности.

Отличие общностей навязанных (статусных и социально-ролевых) от свободных (позиционных и игровых) ясно из самого названия: свободные отношения человек выбирает сам, в навязанные он попадает по воле слу чая, рождения, по выбору других людей, но не по собственной воле. Социально-ролевые общности достаточно подробно описаны в теории "социальных ролей", но описаны как общая характеристика любых челове ческих отношений, вне проводимого здесь противопоставления. Несамотождественность отличает социальную роль от статуса. Несво бодность выбора различает социальную и игровую роль. Практически любой человеческий конгломерат стихийно структурируется именно в систему со циальных ролей, подчеркивая и заостряя определенные индивидуально-ха рактерные черты собранных вместе людей, и по этим чертам (зачастую ма лосущественным) типологизирует людей, системой социальных ожиданий вы талкивая их в определенные социальные роли. Так, почти в каждом сти хийно живущем классе существуют и исполняются роли "лидера", "умника", "шута", "козла отпущения", "дурочки", "мальчика для битья", "красот ки", "недотроги", "аутсайдера" и пр.

Игровые общности иллюстрировать, пожалуй, нет нужды. На игровые от ношения взрослых можно без натяжки перенести основные характеристики детской ролевой игры: добровольность, условность атрибутики ролей, вы разительность и адресованность действий, двусмысленность (различение сюжетного и смыслового плана), богатство воображаемого плана, беско рыстие, полноту удовольствия от самого играния и возможность, закончив эту игру, потом играть в другую или вовсе не играть. Симптоматично, что именно игровая психотерапия, предлагая человеку сознательно и на меренно играть навязанную ему роль (например, роль "жертвы" или "обид чика"), способствует хотя бы частично временному освобождению человека от власти социальных обстоятельств, ожиданий, предписаний (если такая несвобода его тяготит).

Рассмотрев четыре основные единицы анализа, необходимо теперь при вести в соответствие с ними описанные выше типы общностей с характер ными видами связей внутри них. Так, общности с социал-органическими связями в наибольшей степени допускают статусные отношения - от отно сительно аморфных в нерегламентированных общинах до строго (жестко) иерархизированных в номенклатурных системах. Соответственно, в общно стях с социал-атомистическими, функциональными связями преобладают ро левые отношения; диапазон общностей с функциональными связями и роле выми отношениями может иметь своими пределами от роли иностранца в чу жой стране с незнанием языка до "театральной программки", где "все ро ли уже расписаны". В общностях соборного типа с гармоническими связями возможны прежде всего позиционные отношения, в наибольшей степени вы ражающие родовую сущность человека. В двух крайне вырожденных формах общности можно фиксировать: в "коммунитас" - всеобщую связанность с выпадением из всяких отношений; в "формальной структуре" - множествен ную относительность всего ко всему с разорванностью всех возможных связей.

Для нашей культуры с ее сверхценностью человеческой самостоятель ности, свободы самоопределения позиционные отношения являются более желанными, выше ценимыми, чем отношения статусные, социально-ролевые и игровые. Поэтому способность человека строить позиционные отношения стала (для нашей культуры) одной из тех вершин, целей психического развития, вектор к которой направляется (взрослыми, обществом) очень рано. С первых месяцев жизни достижения ребенка оцениваются именно тем, что он сделал "сам" - по собственной воле, а не под властью обстоятельства и ситуации.

    Социальная организованость - объединение
    с целевой детерминацией деятельности

Малая группа - форма социальной организованности. Характер связей и от ношений в организации. Социально-психологические явления в малой группе

Что такое социальная организованность? В каких формах она прояв ляется? Какие социально-психологические феномены выявляются в социаль ных организованностях?

    Малая группа - форма социальной организованности

Проблема групп, в которые объединяются люди в процессе своей жизне деятельности, составляет основную область исследований социальной пси хологии. Реальность социальных связей и отношений всегда дана как реальность связей и отношений в группе и между социальными группами. Выше мы различили два типа человеческих сообществ: "социальную струк туру" (организованность) и "коммунитас" (бытийную общность). Данное различение было воспроизведено в дифференциации групп на формальные и неформальные, на статусные и позиционные. Каждый тип общностей имеет свои социально-психологические особенности.

Основной формой социальной организованности выступает группа, а точнее малая группа. В социальной психологии группой называют общность людей, объединенных на основании общих признаков, относящихся к осу ществляемой ими совместной деятельности и общению.

Малую группу определяют как малочисленную по своему составу сово купность людей, члены которой объединены общей деятельностью и нахо дятся в устойчивом личном контакте друг с другом, что является основой для возникновения как эмоциональных отношений в группе (симпатии, ан типатии, безразличия), так и особых групповых ценностей и норм поведе ния.

Множество групп как социальную организованность можно первом приб лижении типологизировать следующим образом:

Группа с лидером - это группа, связи и отношения в которой не структурированы и недифференцированы; задаются и обеспечиваются они только лидером, прежде всего - его личным авторитетом, который он вы нужден постоянно подтверждать; в противном случае - неизбежна смена лидера.

Команда с командиром - здесь достаточно отчетливо структурированы и формализованы отношения между подчиненными и руководителем, права ко торого определены заранее; организация задана принципом единоначалия. Отряд с предводителем (вожатым) - наиболее развитая статусная груп па, с достаточно широким набором социальных ролей и у руководителя (появляются советники, помощники, заместители), и у подчиненных (в за висимости от сложности и расчлененности совместной деятельности). Коллектив с советом - хорошо структурированная и дифференцированная по связям и отношениям группа с коллегиальным принципом управления. Корпорация, партия с вождем - как правило, это объемная полиролевая система во главе либо с харизматическим лидером (Ленин, Сталин), либо с главным функционером-организатором; способ управления - на основе программы, вырабатываемой на конференциях, съездах.

Ассоциация с президентом - наиболее свободное объединение людей, имеющих помимо общих целей еще и совокупность разделяемых ценностей и устремлений; ассоциация сорганизована на принципах самоуправления. Можно сказать, что все типы социальной организованности людей де терминированы целевыми ориентирами. Организованность всегда ориентиро вана на дело; и дело есть цель. Именно совместная, групповая деятель ность является главным интегрирующим фактором; ее конкретный вид и ха рактер определяют тип социальной организованности и ее структуру. Как правило, реализация дела, достижение цели "рассыпают" конкретную орга низованность, которая и существует ровно столько, сколько продолжается сама совместная деятельность.

    Характер связей и отношений в организации

Малая группа прежде всего обладает теми признаками, которые опреде ляются ее существованием в определенной системе общественных отноше ний, характером конкретного вида социальной деятельности. В группу объединяются люди, имеющие свои индивидуально-психологические особен ности. Психолог Г. М. Андреева приводит достаточно лаконичную формули ровку, подчеркивающую этот момент: "Малая группа - это группа, в кото рой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов". Причем не просто любые контакты между людьми (ибо контакты есть всегда и в произвольном, случайном собрании людей), но контакты, в которых реализуются определенные общественные связи и отношения, ко торые опосредованы совместной деятельностью.

Следовательно, малая группа всегда есть единство общественных (про изводственных, деловых, служебных, деятельностных) н личных (психоло гических, эмоциональных, межличностных) связей и отношений. Именно на личие двоякого рода отношений и определяет специфические особенности конкретных социальных организованностей: преобладание отношений дело вых и эмоциональных, их своеобразная композиция образуют специфическую структуру взаимоотношений определенной группы. В советской психологии было принято положение о ведущем и определяющем значении отношений от ветственной зависимости (А. С. Макаренко), т. е. отношений, складывающих ся внутри конкретной деятельности и на ее основе. Наиболее последова тельно это положение было реализовано в концепции деятельностного опосредования межличностных отношений, разработанной А. В. Петровским. Процесс формирования группы и ее дальнейшего развития понимается здесь как процесс все большего сплачивания ее, и не на основе увеличе ния лишь эмоциональной ее привлекательности, а на основе все большего включения индивидов в процесс совместной деятельности. На наш взгляд, в данной концепции адекватно представлена психологическая реальность, связанная с развитием социальной организованности. Теоретические и экспериментальные разработки представителей данного направления иссле дований в социальной психологии были широко представлены и получили признание.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


© 2007
Использовании материалов
запрещено.