РУБРИКИ |
Человек в психологической науке - (лекции) |
РЕКЛАМА |
|
Человек в психологической науке - (лекции)p>Проблема целостности обсуждалась в связи с попытками целостного постижения феномена человека в философии, науке, искусстве и религии и др. Субъективность человека, его внутренний мир, человеческая индиви дуальность анализируются с помощью понятий в психологической науке и изобразительными средствами - в искусстве.Американский психолог Г. Олпорт вынес эту проблему в заголовок статьи "Личность: проблема науки или искусства? ". Он пишет, что лич ность - это "прежде всего реальная, существующая, конкретная часть психической жизни, существующая в формах строго единичных и индиви дуальных", и как таковая может быть предметом искусства (литературы) и науки (психологии). Основной урок, который литераторы могут преподать психологам, по мысли Г. Олпорта, состоит в том, что личность в изображении писателя психолога предстает в целостности характера, в непротиворечивости мо тивационных тенденций - имеющая внутреннюю логику развития. Психология как раз "терпит неудачу в раскрытии или исследовании той целостности и последовательности характеров, которые в действительности существуют". Другое преимущество литературы перед психологией - ее интерес к ин дивидуальности. Психология же стремится иметь дело с общими, универ сальными законами, в которых индивидуальность, как правило, не учиты вается. В то же время человеческая психология существует только в кон кретной, индивидуальной форме. И если психология не включит индиви дуальность в предмет своего изучения, не научится понимать конкретную личность в ее целостности, то выявленные закономерности так и останут ся абстрактно-всеобщими, одинаково приложимыми ко всем людям и ни к кому в отдельности. В то же время Г. Олпорт подчеркивает и достоинства психологии как науки, ее определенные преимущества перед литературой. Научный метод имеет строгий, доказательный характер, ему чужда пристрастность в ис толковании фактов психической жизни. Психология строже в употреблении терминов, точнее в установлении причинно-следственных зависимостей, ее данные более надежны, выводы - проверяемы. Свою работу Г. Олпорт закан чивает выводом о том, что и литература, и психология имеют свои дос тоинства, необходимые для комплексного изучения человека. Вывод Г. Олпорта примечателен тем, что он не отрицает возможности научного познания личности как живой индивидуальности, а лишь фиксиру ет непродуктивность такого познания с помощью традиционных психологи ческих методов. По сути дела, речь должна идти о поиске особого пред мета психологического познания и других методов психологии. Полнота представленности человеческой личности в психологии возможна лишь в рамках целостного подхода к человеку. В этом отношении интересен анализ М. М. Бахтиным проблемы героя в творчестве Ф. М. Достоевского: "Герой интересует Достоевского, - пишет он, - не как явление действительности, обладающее определенными и твердыми социально-типическими и индивидуально-характерологическими признаками, не как определенный облик, слагающийся из черт односмыс ленных и объективных, в своей совокупности отвечающих на вопрос "кто он? ". Нет, герой интересует Достоевского как особая точка зрения на мир и на себя самого, как смысловая и оценивающая позиция человека по отношению к самому себе и по отношению к окружающей действительности. Достоевскому важно не то, чем его герой является в мире, а прежде все го то, чем является для героя мир и чем является он сам для себя само го". Художественной доминантой для Ф. М. Достоевского было самосознание изображаемого им человека. В этом М. М. Бахтин видит радикально новую, целостную авторскую позицию Ф. М. Достоевского, которая дает ему возмож ность открытия "нового, целостного аспекта человека" или "человека в человеке". Самосознание не позволяет "превращать живого человека в безгласный объект заочного завершающего познания. В человеке всегда есть что-то, что только сам он может открыть в свободном акте самосоз нания и слова, что не поддается овнешняющему заочному определению". "По художественной мысли Достоевского, - продолжает М. М. Бахтин, подлинная жизнь личности совершается как бы в точке этого несовпадения человека с самим собой, в точке выхода его за пределы всего, что он есть как вещное бытие, которое можно подсмотреть, определить и предс казать помимо его воли, "заочно". М. М. Бахтин называет и метод целост ного постижения человека - диалог: "Подлинная жизнь личности доступна только диалогическому проникновению в нее, которому она сама ответно и свободно раскрывает себя". История психологии дает нам много примеров рационально-частичного познания человеческой психологии, не открывающего нам человека, а зак рывающего его от нас. Экспериментальная психологическая наука с самого начала исключила реальность душевной жизни в качестве предмета исследования, определив областью своих интересов психику и ее различные проявления. В. Вундт видел предмет психологии в изучении способов работы сознания. Сознание оставалось замкнутым в самом себе, а процессы, протекающие в нем, не предполагали никакого участия субъекта. В психологии В. Вундта нет субъекта и личности; нет деятельности и поведения; из описания исчезла собственно психическая реальность человека. Неудивительно, что такая психология, по меткому замечанию ее критиков, могла интересовать толь ко тех, кто ею непосредственно занимался. Это направление достаточно быстро прекратило свое существование. __O__K_ _Й_O_ЁLrЧU+QLT_Qu+¦U+_qW___ЕsёW_p+pёPQUўTё_RTРVЧЖ____'А_Д_АД_gр'З_________gА__Д_Д_____ gШ__Д_Д__Жg°8_gА_Д_____'А_Д_АД__чА__Д_____БчЗ__АЖ__А_`_Д_А__Ж___'А____Д__Д чЗ_Д_ 88__А_БД_чБЗ_____А'БД'А__Д_____БчЗ_______Ж___'АБЗчД_______рgШ____Д__Д'°8___А_gЗЗЗ__ЗЖ_БЖ_Ж_З_'З'Ж__А_Ж_ЗА_`__ЗЖ_ЗЖ_Д_____'Ж____чД_Д__А чА_Аg°8__`чД__gАА___gЗ___чБЗ____Д___А_gБчА_А_____А__ЗА__А_`x8gччЬ__АД__Ж_А'А_А_____А______чА__Д__А_А_Д_чЗ_______чЖgЗ___Д__БчД_____ 88______'А__Д_____БчАgЗ_______Ж___А__чА_____А_рgефа, объемности предмета главную роль играет би нокулярное зрение. При восприятии предметов их изображение падает на несовпадающие (диспаратные) точки сетчатки; при этом не происходит полного слияния изображения в сетчатках обоих глаз, и в результате этого возникает стереоскопический эффект. Для восприятия рельефа и удаленности предметов существенное значе ние имеют линейная и воздушная перспективы. При значительном удалении предметы кажутся меньше. Для изображения удаления двух параллельных линий художник рисует их сходящимися у линии горизонта. Линейная пер спектива усиливается ослаблением разницы между светом и тенью, выпаде нием отдельных мелких деталей. Воздушная перспектива состоит в некото ром изменении цвета предметов под влиянием голубоватого оттенка слоя воздуха. Пространственное перемещение предметов, их движение воспринимается в зависимости от их удаленности и скорости движения. Человек не восп ринимает очень медленные движения и судит о них лишь по косвенным признакам (например, движение минутной стрелки часов воспринимается в результате сопоставления ее различных положений). Не замечаются также и чрезмерно большие скорости движения. Чем дальше удалены предметы, тем скорость их движения кажется меньшей. При восприятии движения про исходит перемещение изображения по сетчатке глаз. Восприятие движения зависит также от движения глаз и головы. Эффект движения объекта может возникнуть и при условии, если через небольшие промежутки времени воспринимаются различные фазы предмета стробоскопический эффект (например, при восприятии фильма, когда в се кунду сменяются 24 кадра с неподвижными изображениями). Способность правильно оценивать пространственные отношения назы вается глазомером. Различают статический и динамический глазомер. Статический глазомер - определение размеров неподвижных предметов, их удаленности и расстояний между ними неподвижным наблюдателем. Динамический глазомер - способность человека определить соотношение движущихся предметов, их скорость и расстояние между ними. Динамичес кий глазомер имеет значение при оценке показаний свидетелей, потерпев ших и обвиняемых о направлении и скорости движения объектов в момент происшествия. Способность видеть самые мелкие предметы называется остротой зрения или разрешающей способностью глаза. Острота зрения определяется мини мальным промежутком между двумя точками, которые с данной дистанции еще различаются глазом как раздельные. Люди с нормальным зрением раз личают на расстоянии 100 м объекты величиной в 3 см. В этом случае уг ловой размер различаемых объектов равен одной угловой минуте. Это и является единицей остроты зрения. Острота зрения зависит от предвари тельной ознакомленности с объектом, от ожидания его в поле зрения, цветовой окраски объекта, контраста между объектом и фоном, продолжи тельности действия зрительного стимула. Острота зрения повышается с увеличением освещенности объекта и снижается с возрастанием угловой скорости объекта, при вибрации тела. Иллюзии зрительного восприятия. При восприятии пространственного взаиморасположения объектов в некоторых случаях возникают иллюзии зри тельного восприятия. Они вызываются физическими, физиологическими и психологическими причинами. Кажущийся излом ложки в стакане чая - это пример физической иллюзии. Если надавить на глазное яблоко сбоку, то видимый предмет раздваивается - это пример физиологической иллюзии. Психологические иллюзии зрения могут быть сгруппированы в зависи мости от различных причин, которыми они вызываются. Закономерности восприятия, в том числе и иллюзии, следует учитывать в следственной практике. Например, при просмотре фотографии с изображением отпечатка следа преступника может возникнуть иллюзия - выступы могут показаться углуб лениями. У людей выработан стереотип: обычно неосознанно предполагает ся, что освещение изображаемого объекта (на фотографии, рисунке) про исходило с противоположной от наблюдателя стороны (а не из-за спины). Поэтому в необходимых случаях следует на фотографиях указывать распо ложение источника света. Восприятие времени - отражение длительности, скорости и последова тельности явлений. Физиологическим механизмом восприятия времени является определенное состояние нервных клеток. При длительном действии раздражителей усили вается возбуждение нервных клеток (за счет суммирования последователь ных воздействий). Восприятие времени, как и любое психическое отраже ние, является субъективным образом объективной реальности. Длитель ность небольших промежутков времени обычно несколько преувеличивается, а большие интервалы времени несколько уменьшаются. Быстрый темп также ведет к преувеличению интервала времени, а медленный - к преуменьше нию. Период времени, связанный с интересными, значительными событиями, кажется более коротким (а при воспоминании, наоборот, более длитель ным). При положительных эмоциях время недооценивается, а при отрица тельных - переоценивается. Преуменьшение времени всегда является ре зультатом доминирования возбуждения над торможением. Преувеличение времени связано с преобладанием торможения, которое вознякает от одно образных, малозначимых раздражителей. Восприятие времени связано с различными циклическими явлениями при роды (смена дня и ночи, времен года и др. ) и в организме человека (об мен веществ, газообмен и др. ). Для получения достоверных показаний свидетеля следователь должен учитывать психологический процесс формирования показаний. Первоначаль ной стадией формирования этих показаний является восприятие свидетелем тех или иных событий. Воспринимая предметы и явления, человек осмысли вает и оценивает эти явления, проявляет к ним определенные отношения. При допросе свидетеля следователь должен отчленить объективные фак ты от субъективных наслоений. Необходимо выяснить условия, в которых происходило восприятие происшествия (освещенность, продолжительность, удаленность, метеорологические условия и т. д. ). При этом следует учи тывать, что люди часто не способны точно оценить количество восприни мавшихся предметов, расстояние между ними, их пространственное соотно шение и размеры. Людям свойственно заполнять пробелы чувственного восприятия элемен тами, которые в действительности не были объектами чувственного восп риятия. Для пространственных восприятий характерна переоценка малых расстояний и недооценка больших. Расстояния на воде, как правло, недо оцениваются. Ярко окрашенные предметы, а также предметы хорошо осве щенные кажутся более близко расположенными. Многие ошибки в оценке размеров предметов связаны с контрастом восприятия. В следственной практике очень важно правильно установить время со вершения расследуемого события, его длительность и последовательность, темп действий участников события и др. Нередко свидетели дают непра вильные показания о промежутках времени. Эти ошибки объясняются выше рассмотренными закономерностями. Неправильные показания относительно промежутка времени не следует оценивать как умышленную ложность пока заний. При этом необходимо выяснить содержание деятельности свидетеля во время наблюдаемого события, его психическое состояние и др. В свидетельских показаниях существенное значение имеют особенности восприятия человека человеком. В зависимости от того, какое значение люди придают различным осо бенностям личности, они по-разному относятся друг к другу, испытывают различные чувства и при даче свидетельских показаний выдвигают на пе редний план те или иные индивидуальные стороны другого человека. При производстве такого следственного действия, как предъявление для опознания, необходимо, чтобы опознание осуществлялось по специфи ческим признакам. Норма уголовного процесса требует, чтобы предъявляе мое для опознания лицо входило в состав не менее трех человек. Это со действует избежанию ложного узнавания по общим признакам (например, по росту, цвету волос, одежды и т. д. ). Предъявление для опознания группы лиц из трех человек содействует нивелированию общих признаков и нап равляет процесс узнавания на выявление индивидуальных особенностей. При предъявлении для опознания необходимо учитывать ряд объективных и субъективных условий. К объективным условиям относятся физические условия первоначального восприятия того или иного объекта (освещение, ракурс, расстояние и т. п. ). К субъективным факторам опознания относится психическое состояние человека в момент наблюдения объекта и в момент его опознания (испуг, отвращение, нервозность и т. д. ), а также психические свойства человека (развитость того или иного вида памяти, восприятия, способности к со отнесениям, группировке признаков). При опознании лица следует учиты вать различную вероятность узнавания отдельных элементов лица. Вероят ность различия элементов лица при малых экспозициях следующая: волосы, глаза, брови. губы, уши, нос. лоб. Вероятность опорной роли элементов лица при опознании следующая: волосы, глаза, лоб, губы, нос, уши. При предъявлении для опознания следователь должен проявлять крайнюю осторожность в словесных воздействиях на опознающего, помня, что пер вая сигнальная система (непосредственное впечатление человека) зависит от второй сигнальной системы (слова). Для квалифицированного ведения допроса следователю необходимы неко торые сведения о восприятии речи человека. С физической точки зрения речь - это комбинация звуков, изменяющих ся по частоте и интенсивности. Гласные звуки интенсивнее, согласные менее различимы. Чем больше звуков в слове, тем оно отчетливее. Макси мальная понятность речи возникает при интенсивности речи в 40 дБ. При интенсивности речи в 10 дБ звуки не воспринимаются в виде связных слов. Для удовлетворительной передачи речевых сообщений в условиях шума звуковая интенсивность речи должна на 6 дБ превышать уровень шума. Особенно сильно речь заглушается шумами низкой частоты. Человек разли чает один голос среди двух или трех одновременно звучащих голосов. При совместном звучании четырех и более голосов речь отдельного человека не может быть выделена. В тех случаях, когда следователь осматривает вещественные доказа тельства, место происшествия, производит допрос и очную ставку или следственный эксперимент, его восприятие осуществляется в форме наблю дения. Наблюдение - длительное, планомерное восприятие с целью решения познавательного вопроса. Результативность наблюдения зависит от четкости поставленной цели, последовательности и систематичности, от предварительных знаний о наб людаемом объекте. Опытные следователи имеют привычную систему наблюдения и обладают большой наблюдательностью - умением подмечать малозаметные детали. Знание типичных способов преступления, типичных следов от них, приемов маскировки преступления и т. п. - все это определенным образом органи зует процесс наблюдения. В наблюдении восприятие особенно тесно смы кается с мышлением. Важнейшим приемом наблюдения является сравнение, сопоставление. Направленность наблюдения следователя определяется задачей выявить отношение объекта наблюдения к расследуемому преступлению. Основное внимание следователя привлекают факты, имеющие значение доказательст ва. Наблюдение является основным методом изучения обстановки места про исшествия. При этом следователь устанавливает расположение и границы места происшествия, устанавливает объекты, находящиеся на месте проис шествия и их особенности, фиксирует их положение и взаиморасположение, выявляет отклонения от обычного их пространственного расположения. Воспринимая отдельные явления, следователь стремится установить их причинно-следственные отношения, выявить такие их особенности, которые могут быть использованы для идентификации личности преступника. Наблюдательность является первостепенным условием успешного прове дения обыска. Практика показывает, что опытные следователи обращают внимание на малейшие признаки необычности обстановки. (Так, один из следователей нашел тайник с драгоценностями, обратив внимание на нео бычное местонахождение зонтика, который висел в спальне около крова ти). Свежая штукатурка, окраска, заново прибитые доски, подклейка све жих обоев, сдвинутые в гнездах винты, новые шляпки недавно вбитых гвоздей, неестественные утолщения в предметах и т. п. - все это не должно ускользнуть от наблюдательного следователя. Во время одного из обысков следователь обратил внимание на такой, казалось бы, малозна чительный факт. В саду подозреваемого на одном из деревьев листья были менее свежими, чем на других деревьях. Обыск показал, что дерево было недавно пересажено на то место, где был устроен тайник. В ряде случаев следователь использует инструментальные средства наблюдения, которые позволяют расширить площадь наблюдения, выявить невидимое, измей_ __РV¦P-ўRRгLwЧ_Е___Gp+Pёў_pЄRЁqРV¦P-ўRRLФpO&ставляет поведение проходящих по делу лиц (подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидет возникший в нем нервный импульс по центростремительным (афферентным; от лат. "afferentis" - приносящий) нервным путям попада ет в соответствующие участки мозга. Рецепторы, проводящие нервные пути и соответствующие участки в коре головного мозга, назваются анализаторами. Для возникновения ощущения необходима работа всего анализатора в целом, следовательно, нельзя сказать, что зрительные ощущения возникают в глазу. Только анализ нервного импульса, поступающего от глаза в соответствующие участки ко ры головного мозга (затылочная часть), приводит к возникновению зри тельного ощущения. Деятельность анализаторов условно-рефлекторна. Сформированный в ко ре головного мозга нервный импульс по центробежным (эфферентным (от лат. "efferentis" - выносящий) нервным путям, поступая на двигательные или секреторные механизмы, приводит к той или иной ответной реакции, вызывает соответствующую настройку чувствительности рецептора. Мозг, получая обратный сигнал о деятельности рецептора, непрерывно регулиру ет его работу. Органы чувств неразрывно связаны с органами движения. Например, в процессе зрительных ощущений глаз совершает непрерывные движения, как бы ощупывая предмет. Неподвижный глаз практически слеп. Таким образом, процесс ощущений - это не одноактное пассивное отра жение того или иного свойства, а активный процесс, сложнейшая деятель ность анализаторов, имеющая определенную структуру. Деятельность раз личных анализаторов взаимосвязана. Совокупность всех анализаторов на зывается сенсорной сферой психики человека. Ощущения не только несут информацию об отдельных свойствах явлений и предметов, но и выполняют активирующую мозг функцию. (Известны слу чаи, когда у больного оставался действующим лишь один орган чувств глаз, и, когда больной закрывал этот глаз, единственный канал, связы вающий его с окружающим миром, он немедленно засыпал. ) В зависимости от расположения рецепторов все ощущения делятся на три группы. К первой группе относятся ощущения, которые связаны с рецепторами, находящимися на поверхности тела: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и кожные ощущения. Это экстерорецептивные ощущения. Ко второй группе относятся интерорецептивные ощущения, связанные с рецепторами, находящимися во внутренних органах. К третьей группе относятся кинестезические (двигательные) и стати ческие ощущения, рецепторы которых находятся в мышцах, связках и сухо жилиях - проприорецептивные ощущения (от лат. "proprio" - собствен ный). В зависимости от модальности анализатора различаются следующие виды ощущений: зрительные, слуховые, кожные, обонятельные, вкусовые, кинес тезические, статические, вибрационные, органические и болевые. Разли чаются также контактные и дистантные ощущения. Работа каждого анализатора имеет свои специфические закономерности. Наряду с этим все виды ощущений подчинены общим психофизиологическим закономерностям. Для возникновения какого-либо ощущения раздражитель должен иметь определенную величину интенсивности. Минимальная величина раздражения, которая вызывает едва заметное ощущение, называется абсолютным нижним порогом ощущения. Способность ощущать эти самые слабые раздражения на зывается абсолютной чувствительностью. Она всегда выражается в абсо лютных числах. Например, для возникновения ощущения давления достаточ но воздействия 2 мг на 1 кв. мм поверхности кожи. Верхний основные закономерности непроизвольной и произвольной па мяти. 4. Какую мнемическую помощь может оказать следователь допрашиваемому лицу? 4. Какие особенности зрительных восприятии необходимо учитывать при оценке показаний? Наряду с абсолютной чувствительностью следует различать относитель ную чувствительность - чувствительность к различению интенсивности од ного воздействия от другого. Относительная чувствительность характери зуется порогом различения. Порог различения, или дифференциальный порог, - едва ощущаемое ми нимальное различие в силе двух однотипных раздражителей. Порог различения - это относительная величина (дробь), которая по казывает, какую часть первоначальной силы раздражителя надо прибавить (или убавить), чтобы получить едва заметное ощущение изменения в силе данных раздражителей. Так, если взять груз в 1 кг и затем прибавить еще 10 г, то этой прибавки никто ощутить не сможет; чтобы почувствовать увеличение при бавки веса необходимо добавить 1/30 часть первоначального веса, т. е. 33 г. Таким образом, относительный порог различения силы тяжести равен 1/30 части силы первоначального раздражителя. Относительный порог различения яркости света равен 1/100; силы зву ка - 1/10; вкусовых воздействий - 1/5. Эти закономерности открыты Бу гером и Вебером (закон Бугера-Вебера). Закон Бугера-Вебера относится только к средней зоне интенсивности раздражителей. Иначе говоря, относительные пороги теряют значение при очень слабых и очень сильных раздражителях. Это было установлено Фех нером. Фехнер установил также, что если интенсивность раздражителя увели чивать в геометрической прогрессии, то ощущение будет увеличиваться лишь в арифметической прогрессии. (Закон Фехнера). Нижние и верхние абсолютные пороги ощущений (абсолютная чувстви тельность) характеризуют пределы человеческой чувствительности. Но чувствительность каждого человека изменяется в зависимости от различ ных условий. Так, входя в плохо освещенное помещение, мы вначале не различаем предметы, но постепенно под влиянием данных условий чувствительность анализатора повышается. Находясь в накуренном помещении или в помещении с какими-либо запа хами, мы через некоторое время перестаем замечать эти запахи (понижа ется чувствительность анализатора). Когда из плохо освещенного пространства мы попадаем в ярко освещен ное, то чувствительность зрительного анализатора понижается. Изменение чувствительности анализатора в результате его приспособ ления к действующим раздражителям называется адаптацией. Разные анализаторы имеют различную скорость и различный диапазон адаптации. К одним раздражителям адаптация происходит более быстро, к другим - медленнее. Более быстро адаптируются обонятельные и тактиль ные анализаторы. Полная адаптация к запаху йода наступает через одну минуту. Через три секунды ощущение давления отражает только 1/5 силы раздражителя (поиск очков, сдвинутых на лоб, - один из примеров так тильной адаптации). Еще медленнее адаптируются слуховой, вкусовой и зрительный анализаторы. Для полной адаптации к темноте необходимо 45 мин. После этого периода зрительная чувствительность увеличивается в 200 000 раз (самый высокий диапазон адаптации). Явление адаптации имеет целесообразное биологическое значение. Оно содействует отражению слабых раздражителей и предохраняет анализаторы от чрезмерного воздействия сильных раздражителей. Чувствительность зависит не только от воздействия внешних раздражи телей, но и от внутренних состояний. Повышение чувствительности анализаторов под влиянием внутренних (психических) факторов называется сенсибилизацией. Так, например, сла бые вкусовые ощущения повышают зрительную чувствительность. Это объяс няется взаимосвязью данных анализаторов, их системной работой. Сенсибилизация, обострение чувствительности, может быть вызвано не только взаимодействием ощущений, но и физиологическими факторами, вве дением в организм тех или иных веществ. Например, для повышения зри тельной чувствительности существенное значение имеет витамин А. Чувствительность повышается, если человек ожидает тот или иной сла бый раздражитель, когда перед ним выдвигается специальная задача раз личения раздражителей. Чувствительность отдельного человека совер шенствуется в результате упражнения. Так, дегустаторы, специально уп ражняя вкусовую и обонятельную чувствительность, различают разнообраз ные сорта вин, чая и могут даже определить, когда и где изготовлен продукт. У людей, лишенных какого-либо вида чувствительности, осуществляется компенсация (возмещение) этого недостатка за счет повышения чувстви тельности других органов (например, повышение слуховой и обонятельной чувствительности у слепых). Взаимодействие ощущений в одних случаях приводит к сенсибилизации, к повышению чувствительности, а в других случаях - к ее понижению, т. е. к десенсибилизации. Сильное возбуждение одних анализаторов всегда понижает чувствительность других анализаторов. Так, повышенный уровень шума в "громких цехах" понижает зрительную чувствительность. Одним из проявлений взаимодействия ощущений является контраст ощу щений. Контраст ощущений - это повышение чувствительности к одним свойст вам под влиянием других, противоположных свойств действительности. Например, одна и та же фигура серого цвета на белом фоне кажется тем ной, а на черном - светлой. Иногда ощущения одного вида могут вызвать добавочные ощущения. Нап ример, звуки могут вызвать цветовые ощущения, желтый цвет - ощущение кислого. Это явление называется синестезией. Зрительные ощущения - ощущения цвета и света (перепадов яркости). Для зрительных ощущений необходимо воздействие электромагнитных волн на зрительный рецептор - сетчатку глаза. Ощущаемые человеком цвета делятся на хроматические (от греч. "chro ma" - цвет) и ахроматические - бесцветные (черный, белый и промежуточ ные оттенки серого цвета). В центральной части сетчатки преобладают нервные клетки - колбочки, чувствительные к различным зонам светового спектра. Световые (электро магнитные) лучи разной длины вызывают разные цветовые ощущения. Глаз чувствителен к участку электромагнитного спектра от 300 до 700 нм (нанометров). Длина волны 680 нм дает ощущение красного; 580 - жел того; 520 - зеленого; 430 - синего; 390 - фиолетового цветов. Смешение всех воспринимаемых электромагнитных волн дает ощущение белого цвета. Центральная нервная система человека обладает способностью классифици ровать распределение световой энергии, попадающей в глаз. Цвет - это психическое явление, а не свойство электромагнитной энергии, это ощу щение человека, вызываемое различной энергией. Существует трехкомпонентная теория цветного зрения, согласно кото рой все многообразие цветовых ощущений возникает у нас в результате работы лишь трех цветовоспринимающих рецепторов - красного, зеленого и синего (колбочки делятся на группы этих трех цветов). В зависимости от степени возбуждения трех вышеуказанных цветорецепторов возникают раз личные цветовые ощущения. Если все три цветорецептора возбуждены в одинаковой мере, то возникает ощущение белого цвета. К различным участкам спектра наш глаз имеет неодниковую чувстви тельность. Чувствительность к синему цвету значительно меньше, чем к зеленому и желтому цветам. Глаз наиболее чувствителен к световым лучам с длиной волны 555 565 нм. Чувствительность зрительного анализатора в условиях сумерек переме щается в сторону более коротких ноли - 50O нм (синий цвет). Эти лучи начинают казаться более светлыми (явление Пуркине). Ближе к краю сетчатки расположены нервные окончания в виде палочек, приспособленные к отражению переадов яркости цвета - это инструмент сумеречного зрения. В сетчатке каждого глаза насчитывается около 130 млн. палочек и 7 млн. колбочек. В условиях достаточно яркого освещения в работу включаются колбоч ки, аппарат палочек выключается. При слабой освещенности в работу включаются только палочки. (Вот почему при сумеречном освещении мы не различаем хроматические цвета, т. е. цветовую окраску предметов. ) Зрительный анализатор имеет исключительно высокую чувствительность. Для возникновения едва заметного светового ощущения достаточно нес кольких квантов световой энергии. Корковой частью зрительного анализатора является 17-е поле затылоч ной области коры головного мозга, которая построена по экранному прин ципу, т. е. разные точки сетчатки имеют проекцию в разных точках коры. Здесь же имеются нервные клетки, объединяющие зрительные возбуждения. Для зрительных возбуждений характерна некоторая инертность. Это яв ляется причиной возникновения последовательных образов - сохранения следа светового раздражения после прекращения воздействия светового раздражителя. (Вот почему мы не замечаем перерывов между кадрами кино фильма. Они оказываются заполненными следами от предшествующего кад ра. ) Люди с ослабленным аппаратом колбочек плохо различают хроматические цвета (этот недостаток, описанный английским физиком Дальтоном, назы вается дальтонизмом). Ослабление работы аппарата палочек затрудняет видение предметов в сумеречном освещении (этот недостаток называется куриной слепотой). Резкая смена освещенности понижает зрительную чувствительность. На больших расстояниях лучше всего воспринимаются черные объекты на жел том фоне. Цветовая однотипность, как и резкие цветовые контрасты, утомляет зрение. Наиболее благоприятно гармоничное сочетание цветов. Для рабочей обстановки предпочтительна мягкость тонов, небольшая цветовая насыщен ность. При различении объектов цветовое их сходство может привести к зат руднению их дифференцирования. Предметы одного цвета могут быть оши бочно отнесены к однородной группе объектов. Для наилучшего цветового различения оптимальны объекты с угловой величиной 1-3 град. Слуховые ощущения. Звуковые волны, действующие на слуховой рецеп тор, представляют собой сгущения и разряжения воздуха в результате ко лебания издающих звуки предметов. Эти колебания концентрируются наруж ным ухом и через слуховой проход воздействуют на барабанную перепонку. Колебания барабанной перепонки передаются через систему косточек среднего уха (наковальню, молоточек и стремечко) во внутреннее ухо, в котором находится улитка (спиральное костное образование). Улитка за полнена жидкостью. В результате периодических колебаний воздуха возни кают колебательные движения жидкости в улитке. Эти колебания и воздей ствуют на слуховой рецептор - орган Корти. Основной частью этого орга на является мембрана, состоящая из 24 тыс. волокон. Длина этих волокон возрастает от основания улитки к вершине. Предполагается, что эти во локна отвечают на внешние звуковые воздействия по принципу резонанса. Резонирующее колебание того или иного волокна трансформируется в нерв ный импульс, который соответствующим образом интерпретируется в височ ной области коры головного мозга. Слуховые ощущения отражают высоту, силу и тембр звука. Высота звука определяется числом колебаний источ ника звука в 1 с. (1 колебание в секунду измеряется в Гц). Орган слуха чувствителен к звукам в пределах от 20 до 20 тыс. колебаний в секунду. Но наибольшая слуховая чувствительность лежит в пределах 2000 - 3000 Гц (это высота звука, соответствующая крику испуганной женщины). За верхним порогом звуковой чувствительостение в психологию развития. М. , 1994. Гл. II. (т. е. различается до 20 промежуточных ступеней между звуками, издавае мыми двумя соседними клавишами рояля). Интенсивость слухового ощущения - громкость - зависит от интенсивности звука, т. е. от амплитуды коле бания источника звука и от высоты звука. Порог слухового ощущения отдельного человека значительно изменяется в зависимости от различных обстоятельств на протяжении небольшого про межутка времени (в пределах 5 дБ). С возрастом происходит понижение чувствительности к звукам высокой частоты. Кожные ощущения. Кожные ощущения подразделяются на тактильные (ощу щение прикосновения и давления), ощущение боли, ощущение тепла и ощу щение холода. Тактильные рецепторы наиболее многочисленны на кончиках пальцев и языка. Если на спине две точки прикосновения воспринимаются раздельно лишь на расстоянии 5 см, то на кончике пальцев и языка они восприни маются как раздельные на расстоянии 1 мм. В коре головного мозга наиболее широко представлены рецепторы паль цев рук (это связано со значением рук в труде человека). Температурные ощущения возникают от раздражения терморецепторов ко жи. Существуют отдельные рецепторы для ощущения тепла и холода. По по верхности тела эти рецепторы располагаются неравномерно, в одних мес тах больше, в других меньше. Например, к холоду и боли наиболее чувст вительна кожа спины и шеи, а к горячему - кончики пальцев и языка. Различные участки кожного покрова имеют разную температуру. Болевые ощущения вызываются механическими, температурными и хими ческими воздействиями, которые достигают интенсивности, способной к разрушению организма. Болевые ощущения в значительной мере связаны с подкорковыми центрами, которые регулируются корой головного мозга. Они поддаются в некоторой степени торможению через вторую сигнальную сис тему. Присущая данному участку кожи температура является физиологическим нулем. Ощущение тепла или холода возникает в зависимости от соотноше ния температуры воздействия с постоянной температурой данного участка кожи. Обонятельные ощущения. Обонятельные ощущения возникают в результате раздражения частицами пахучих веществ, находящихся в воздухе, слизис той оболочки носовой полости. где находятся обонятельные клетки. Кор ковые центры обонятельного анализаторароцессе восприятия и понимания человека человеком важную роль играют установки, приводящие к возникновению различных социально-пси хологических эффектов. Более всего исследованы три из них: эффект ореола, эффект новизны (или первичности), эффект стереотипизации. Эффект ореола заключается в том, что информация, получаемая о ка ком-то человеке, "прочитывается" определенным образом, она наклады вается на то представление о нем, которое было создано заранее. Ранее выработанное представление выполняет роль ореола, мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия. Эффект ореола ярко проявляется при формировании первого впечатления о человеке: об щее благоприятное впечатление о нем приводит к позитивным оценкам и его неизвестных качеств. И наоборот, общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок. В психологии было установлено, что эффект ореола наиболее явно про является тогда, когда воспринимающий имеет минимальную информацию об объекте восприятия, а также когда суждения касаются моральных качеств. С этим эффектом тесно связаны и эффекты первичности и новизны. Оба они касаются значимости определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем. Эффект первичности проявляется в том, что при восприятии незнакомого человека преобладает та информация о нем, которая предъявлялась раньше. Напротив, в ситуа циях восприятия знакомого человека действует эффект новизны, который заключается в том, что последняя, т. е. более новая, информация оказы вается наиболее значимой. В более широком плане все эти эффекты можно рассматривать как про явления особого процесса, сопровождающего восприятие человека челове ком, - явления стереотипизации. Стереотип - это некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются в общении как средством "сокращения" процесса узнавания. Стереотипы в общении имеют специфические происхождение и смысл. Как правило, они возникают в условиях ограниченного прошлого опыта, при стремлении строить выводы на основе ограниченной информации. Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга может привес ти к двум различным следствиям. В первом случае, это приводит к опре деленному упрощению процесса познания другого человека. В этом случае стереотип не обязательно несет на себе оценочную нагрузку: в восприя тии другого человека не происходит "сдвига" в cтopoну егo эмоциональ ного принятия или непринятия. Остается просто упрощенный подход, кото рый, хотя и не способствует точности построения образа другого, зас тавляет заменить его часто штампом, но тем не менее в определенном смысле необходим, поскольку помогает сокращать процесс познания. Во втором случае стереотипизация приводит к возникновению предубеж дения. Если суждение строится на основе прошлого опыта, а опыт этот был негативным, всякое новое восприятие представителя той же самой группы окрашивается неприязнью. Предубеждения особенно отрицательно проявляются в жизни, когда мо гут нанести серьезный вред взаимоотношению людей между собой. Особенно распространенными являются этнические стереотипы, когда на основе ог раниченной информации об отдельных представителях каких-либо этничес ких групп строятся предвзятые выводы относительно всей группы. Общение включает в себя определенные способы воздействия индивидов друг на друга; основные из них - это заражение, внушение, подражание. Заражение - это бессознательная, невольная подверженность индивида определенным психическим состояниям. Заражение выступает как форма спонтанно проявляющегося внутреннего механизма поведения человека. Ме ханизм социально-психологического заражения сводится к эффекту много кратного взаимного усиления эмоциональных воздействий общающихся между собой людей. Особой ситуацией, в которой усиливается воздействие через зараже ние, является ситуация паники. Паника возникает в массе людей как оп ределенное эмоциональное состояние. Непосредственной причиной паники является появление какого-либо известия, способного вызвать своеобраз ный шок. Внушение есть целенаправленное, неаргументированное воздействие од ного человека на другого или на группу. При внушении осуществляется воздействие на другого, основанное на некритическом восприятии сообще ния или информации. В отличие от заражения, которое носит, как правило, невербальный характер (танцы, игры, музыка, эмоции и т. п. ), внушение носит, напро тив, вербальный характер, т. е. осуществляется посредством речевого со общения. С особой силой внушение действует на лиц впечатлительных и вместе с тем не обладающих достаточно развитой способностью к самос тоятельному логическому мышлению, не имеющих твердых жизненных принци пов и убеждений, неуверенных в себе. Подражание как способ воздействия проявляется в следовании какому либо примеру, образцу посредством его воспроизведения. Особое значение подражание имеет в процессе психического развития человека. 1. Философ Э. В. Ильенков утверждает, что "личность и возникает тогда, когда индивид начинает самостоятельно, как субъект, осуществлять внеш нюю деятельность по нормам и эталонам, заданным ему извне - той куль турой, в лоне которой он просыпается к человеческой жизни, к челове ческой деятельности". Как категория "деятельность" связывает между собой понятия "инди вид", "субъект", "личность", с одной стороны, и понятия "норма", "эта лон", "культура" - с другой? 2. Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский пишет: "Корень всех трудностей и неудач на уроках в подавляющем большинстве случаев кроется в забве нии учителем того, что урок - это совместный труд детей и педагога, что успех этого труда определяется в первую очередь теми взаимоотноше ниями, которые складываются между преподавателями и учащимися". Можно ли полагать, что в структуру взаимоотношений школьников в классе входят связи и отношения школьников и педагогов? 3. Если "личность начинается, реализуется и осуществляет себя в реаль ных поступках", то каковы возможности школы в становлении личности? 4. По данным ЮНЕСКО, в развитых странах около 80% всей информации, по лучаемой детьми 12-15 лет, черпается ими не в школе, а в процессе вне учебного общения. Какие педагогические выводы можно сделать на основе этого факта? 5. Почему первое впечатление школьников об учителе является столь важ ным фактором их взаимодействия в учебной работе. 6. Психолог Т. В. Драгунова так характеризует подростковый возраст: "У подростка очень ярко проявляется, с одной стороны, стремление к обще нию и совместной деятельности со сверстниками, желание жить коллектив ной жизнью, иметь близких товарищей, друга.... Переживание одиночества тяжко и невыносимо для подростка.... Достоинства понравившегося сверст ника часто заставляют подростка увидеть и осознать отсутствие у себя тех качеств, которые ему импонируют и ценятся товарищами. Появляется желание быть такими же и даже лучше. Товарищ становится образцом для подростка". В чем, на ваш взгляд, своеобразие взаимосвязи деятельности, общнос ти и сознания подростка? Можно ли приведенную характеристику использо вать применительно к начальному периоду студенческой жизни? Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М. , 1968. Бодалев А. А. Личность и общение, М. , 1983. Бодалев А. А. О взаимосвязи общения и отношения // Вопр. психологии. 1994. №1. Виноградова М. Д. , Первин И. Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. М. , 1977. Гордеева Н. Д. , Зинченко В. П. Функциональная структура действия. М. , 1982. Давыдов В. В. Понятие деятельности и психики в трудах А. Н. Леонтье ва // Проблемы развивающего обучения. М. , 1986. С. 217-224. Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М. , 1987. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М. , 1987. Мудрик А. В. Общение как фактор воспитания школьников. М. , 1984. Общение и оптимизация совместной деятельности // Под ред. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М. , 1982. Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. М. , 1971. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. М. , 1989. Т. 2. Слободчиков В. И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека // Вопр. психологии. 1991. №2. Фейгенберг Е. И. , Асмолов А. Г. Культурно-историческая концепция и воз можности использования невербальной коммуникации в восстановительном воспитании личности // Вопр. психологии. 1994. №6. Изложение психологии межличностных отношений представляет опреде ленные методические трудности, вызванные тем что теоретико-психологи ческие представления о человеческих сообществах находятся в определен ной зависимости от идеологических, мировоззренческих и философско-со циологических установок и положений, которых придерживаются исследова тели. Советская психология ориентировалась на марксистско-ленинское учение об обществе и личности и выполняла, по сути, идеологический за каз на обоснование преимуществ социальных объединений людей (коллекти вов) при социализме. Многие социально-психологические исследования, проведенные в со ветской психологии, требуют перепроверки и реинтерпретации. В связи с этим возникает вопрос о целесообразности описательно-констатирующего представления такого материала и о правомерности изложения его с кри тических позиций. Решение вопроса в конструктивном описании отечест венных философско-психологических исследований, имеющих теоретическое и практическое значение для психолого-педагогической науки и для педа гогической практики. Это прежде всего представления Г. С. Батищева о ти пах и формах социальных объединений и В. И. Слободчикова о социальных организованностях и со-бытийных общностях. В зарубежной социальной психологии и социологии накоплен огромный теоретический и фактический материал по социальным объединениям. Не вдаваясь в анализ многочисленных социально-психологических теорий и концепций зарубежной психологии, мы изложим лишь общепризнанные психо логические разработки о социальной (прежде всего - малой) группе и групповой динамике. Эти данные также важны для описания социального бытия человека, для понимания и объяснения социально-психологических феноменов, возникающих в педагогической практике. В соответствии с этим определяется и перечень обсуждаемых вопросов, которые посвящены описанию возможных типов и форм социальных сооб ществ, структуры и механизмов развития двух принципиально различных типов объединений людей - социальной организованности и событийной общности. Конечно, этими вопросами не исчерпывается предметная область со циальной психологии. Но в наши задачи не входит систематическое изло жение социально-психологических учений и фактологии. Эта задача может быть решена в рамках отдельного курса - социальной психологии. В контексте курса важно дать общее представление о социальной жизни человека и выявить состав категорий и понятий, характеризующих со циально-психологическую реальность. Возможно ли при многообразии социальных объединений выделить типич ные и на каком основании? Становление субъективности человека прямо связано с историческими формами социальных объединений, принципами их организации, динамикой их изменения и развития. Проблема состоит в необходимости признания сущностного и родового характера связей и отношений между людьми, без которых немыслимо никакое общество и, соответственно, субъективное бы тие человека. В социальных науках принята к рассмотрению оппозиция между понятием "социальная структура" (в дальнейшем - "структура") и понятием "нест руктурированная общность" (коммунитас - по терминологии В. Тэрнера). Наиболее проработано понятие структуры, которая определяется отчетли вой расстановкой социальных позиций, статусов, ролей. Структура всегда возникает в естественном течении событий, когда группы людей (или от дельные индивиды) с теми или иными нуждами и возможностями взаимо действуют друг с другом. |
|
© 2007 |
|