РУБРИКИ |
Человек в психологической науке - (лекции) |
РЕКЛАМА |
|
Человек в психологической науке - (лекции)p>Не всякая беседа педагога с учащимся может рассматриваться как оп рос. Беседа как метод имеет место в том случае, если педагог занимает исследовательскую позицию, когда ее проведение определяется целями изучения или оценки каких-либо явлений. Педагогическая практика пре доставляет большие возможности применения метода беседы для психологи ческого изучения школьников. К сожалению, многие педагоги не использу ют такую возможность и ограничивают свое общение со школьниками рамка ми урока, изучаемого предмета, вопросами дисциплины, поддержания по рядка и т. п.Метод анализа результатов деятельности исходит из общей предпосылки о связи внутренних психических процессов и внешних форм поведения и деятельности. Изучая объективные продукты деятельности, можно делать выводы о психологических особенностях ее субъекта или субъектов. Правомерность использования метода анализа продуктов деятельности не вызывает сомнений. О силе таланта и личности писателя мы судим на основе его произведений. Л. Н. Толстой писал, что он весь в своих творе ниях. В психолингвистике разработан вариант метода анализа продуктов деятельности - контент-анализ, позволяющий выявлять и оценивать специ фические характеристики литературных, научных, публицистических текс тов и на их основе определять психологические характеристики их авто ра. Метод контент-анализа широко использует математические модели ис следования текстовой информации с использованием ЭВМ. Специфической формой метода анализа результатов деятельности высту пает графология. Психологи установили, что характеристики почерка свя заны с определенными психологическими свойствами автора письма; ими были разработаны нормы и приемы психологического анализа почерка. Контент-анализ и графология представляют собой научно обоснованные, формализованные и стандартизованные формы метода анализа результатов деятельности. Пользование этими методами предполагает специальную под готовку исследователя, психологическую практику их использования. В педагогической деятельности используются менее строгие формы этого ме тода, основанные на качественном анализе продуктов ученической дея тельности: сочинений, поделок, рисунков и т. п. Математические методы в психологии используются как средство повы шения надежности, объективности, точности получаемых данных. Основное применение эти методы находят на этапе постановки гипотезы и ее обос нования, а также при обработке полученных в исследовании данных. Надо подчеркнуть, что математические методы используются в психологии не в качестве самостоятельных, а включаются как вспомогательные на опреде ленных этапах эксперимента или тестового обследования. Данные методы становятся необходимыми, когда в эксперименте иссле дователь работает одновременно с несколькими переменными, с набором гипотез, предполагающих вовлечение в исследование большого массива эм пирических данных. Ряд статистических методов был создан специально для проверки качества психологических тестов. Особые математические процедуры и формулы используются при обработке результатов тестового обследования. Проблема возможностей и границ использования математических методов в психологии вызывает споры среди психологов. Представители естествен нонаучного направления настаивают на необходимости превращения психо логии в точную науку, на широком использовании в ней количественных методов. Сторонники гуманитарной ориентации в психологии указывают на невозможность установить количественные границы такого феномена, как внутренний мир человека. Понятие точности познания применительно к че ловеку наполняется иным содержанием, нежели в естествознании и матема тике. Гуманитарная психология ориентируется на специфические методы познания человека. В предыдущем изложении мы стремились показать, что ориентация пси хологии на естественнонаучную парадигму познания приводит к тому, что человек в ней рассматривается не как целое, а как совокупность опреде ленных свойств, процессов, состояний, элементов и структур. Изучение человека при таком подходе состоит в абстрагировании какой-либо части и исследовании ее как самостоятельной и самоценной. Для этого в психо логии используются приемы исследования, заимствованные из арсеналов естествознания, объективные методы, и в первую очередь наблюдение и эксперимент. Такой подход к человеку не является вполне адекватным. Человек не только и не столько природное существо, сколько существо социальное и духовное. Он живет по законам общества, истории, морали. Способы и пу ти познания природного мира, выработанные в естествознании, не могут быть прямо и целиком перенесены в науки, изучающие человека и общест во, в котором он живет. Гуманитарные науки (или гуманитарная парадигма в науке) возникли в XIX в. , т. е. спустя два века после оформления естествознания. В предс тавлении исследователей уже были выработаны образцы научности - это математика, физика, химия, биология и другие науки. От гуманитарного знания требовались ориентация на естествознание, рассматриваемое как всеобщая форма научного знания, и на выработанные внутри него методы познания. Поэтому гуманитарные науки вынуждены были резко противопос тавиться естественным наукам. В психологии это проявилось в различении В. Дильтеем "объяснительной" и "описательной" психологии. В. Дильтей обосновал специфический предмет описательной (понимающей) психологии и доказал, что такая психология должна выработать собствен ные способы и методы познания. Предметом описательной психологии явля ется душевная жизнь человека в ее целостности и связи. Гуманитарная психология выявляет структуру душевной жизни как целого, а не суммиру ет его из отдельных частей. "Необходима и возможна психология, - писал В. Дильтей, - кладущая в основу своего развития описательный и аналити ческий метод", нацеленный на понимание связности и целостности внут реннего мира человека, дающий основу "для постижения отдельных форм душевной жизни, различий полов, национальных характеров, вообще глав ных типов целевой человеческой жизни, а также типов индивидуальнос тей". Таким образом, назначение методов описательной психологии, в отли чие от объяснительной, состоит не в построении причинно-следственных конструкций психического, а в понимании и постижении духовно-душевной жизни человека во всем многообразии ее проявлений и связей. Основной подход к психологии человека - это не объяснение ее в терминах причин ных зависимостей, а понимание ее целостности с последующим анализом и расчленением по законам самого этого целого. Объяснению в естествозна нии гуманитарная психология противопоставляет понимание. Понимание в гуманитарной психологии выступает как научный подход, как особый метод. Понимание - это и процесс, и результат познания. Процесс понимания может разворачиваться в различных формах или момен тах познания, приводящих в итоге к определенному толкованию явлений душевной жизни. В качестве конкретных форм понимания или методов опи сательной психологии выступают интроспекция, самоотчет, включенное наблюдение, эмпатическое слушание, идентификация, беседа как диалог, биографический метод, интуиция, интерпретация внутреннего мира другого человека, герменевтика. Предваряя описание конкретных методов понимания в гуманитарной пси хологии, отметим существующую здесь объективную трудность: в система тическом виде эти методы пока не изложены. В данном случае - это одна из первых попыток такого рода. Потому она не претендует на полноту и завершенность классификации метода. Различение понятий "описание" и "понимание" в контексте изложения связано с достаточно очевидным зна чением термина "описание" - словесным (знаковым) выражением понимаемо го, знаемого. Метод интроспекции, или самонаблюдения, исходит из фундаментальной особенности человеческой психики - ее рефлексивной природы, которая обнаруживается в непосредственной представленности субъекту его собст венных психических состояний. Интроспекция есть "всматривание" во внутренние процессы сознания, явления душевной жизни, психические пе реживания. В. Дильтей отмечал, что в основе психологии всегда лежит связь душевной жизни как непосредственно и первоначально данное и эта связь может быть постигнута внутренним восприятием. Так же, как и внешнее объективное восприятие, внутреннее восприятие происходит с по мощью логических процессов - различения, анализа, абстрагирования, синтеза, обобщения. Трудно или невозможно представить наши собственные психологические знания без метода самонаблюдения. С. Л. Рубинштейн отмечал, что "данные сознания фактически всегда используются в физических науках в каждом исследовании внешнего мира". Тем большее значение данные самонаблюде ния имеют для психологии как науки о внутреннем мире человека. Высоко оценивая самонаблюдение и субъективное познание, американ ский психолог К. Роджерс писал, что "один из важных путей познания идет через формирование внутренних гипотез, которые мы проверяем, обращаясь к внутреннему опыту", однако "этому типу познания уделяется мало вни мания, ибо он считается небезошибочным, не ведущим к широко признанным знаниям. Но, с моей точки зрения, это основной путь познания, это глу бокое организменное чувствование, на базе которого мы формируем и уточняем наши сознательные представления и концепции". Самонаблюдению открываются собственные переживания, чувства, мысли, отношения, образы, представления, желания, волевые процессы и т. п. Од нако требуется особая внутренняя работа по их осмыслению, истолкова нию, пониманию, расчленению. Не все люди одинаково способны к такого рода работе. Различия между людьми в этом отношении заключаются в уровне их самосознания и рефлексии. Самонаблюдение тесно связано с методом внешнего наблюдения. Показа ния самонаблюдения соотносятся человеком с внешним миром, с фактами собственного поведения, проверяются оценками других людей. Напомним отмеченную ранее особенность психического - внутренний субъективный мир есть объективная реальность. В самонаблюдении мы находим мысли, образы, переживания, связывающие нас с окружающей действительностью. Интроспекция не замыкает нас во внутреннем мире сознания, а, напротив, выводит нас на внешний - природный и социальный - мир. Метод самоотчета непосредственно вытекает из метода интроспекции. Самоотчет представляет собой словесный или письменный отчет о резуль татах самонаблюдений, описание человеком самого себя в относительной целостности психических проявлений. В этом отношении самоотчет стано вится доступным для анализа другими. Культурно оформленными видами самоотчета являются письма, автобиог рафии, исповеди, дневники. Важными достоинствами самоотчета как метода гуманитарной психологии является то, что в самоотчете представлена уникальность внутреннего мира человека в единстве переживания, понима ния, отношения, его отраженность в самосознании автора. В самоотчете человек предстает на определенном отрезке своей жизни, часто достаточ но значительном. В психологии отмечается, что самоотчету бывают свойственны ошибки, одна из которых - склонность автора представлять себя перед другими в возможно более выгодном свете. Однако такое стремление само по себе интересно с психологической точки зрения, так как показывает, что бо лее всего ценится автором самоотчета в его представлении перед други ми. Большинству же писем, автобиографий, дневников, исповедей свойст венно стремление обнажать самые интимные переживания и мысли их авто ров, описывать внутренние мотивы поступков в реальных жизненных ситуа циях. Замечательным примером здесь может служить "Исповедь" Л. Н. Толс того. Включенное наблюдение представляет собой специфическую форму наблю дения. В отличие от объективного наблюдения, при котором отстраненный наблюдатель исследует фрагменты внешнего поведения другого, включенное наблюдение предполагает реальное участие исследователя в эксперименте, групповой дискуссии и т. п. Исследователь выступает как равный участник совместного с испытуемым действия, проявляет свои переживания, заявля ет о собственных ценностях и установках. В такого рода наблюдении оп ределенная человеческая проблема изучается целостно. Она равно затра гивает как исследуемого, так и исследователя. Собственно, во включен ном наблюдении нет как такового жесткого разделения на исследователей и исследуемых. Каждый из участников групповой работы может занять по зицию исследователя как относительно другого, так и относительно себя. В психологии метод включенного наблюдения применяется в практике психотерапевтической работы. В педагогической практике метод включен ного наблюдения может органично использоваться педагогом при проведе нии совместной деятельности со школьниками. Эмпатическое слушание как метод гуманитарной психологии основан на способности человека понять собеседника в сопереживании ему - пережи вании исследователем тех же эмоциональных состояний, которые испытыва ет собеседник, через отождествление с ним. Эмпатическое слушание обос новал и использовал в своей психотерапевтической практике К. Роджерс. Как способ общения с собеседником и его познания, эмпатическое слу шание представляет собой определенную технику поведения субъекта-ис следователя (терапевта, педагога) и субъекта-исследуемого (пациента, клиента, ученика). Это близкая дистанция между сидящими друг против друга собеседниками, контакт глаз, полная поглощенность собеседником ("центрированность" на нем), эмоциональное сопереживание содержанию высказываемого и т. д. Подобное поведение терапевта (педагога) спо собствует установлению психологического контакта в беседе, максималь ной открытости и откровенности в общении. Поэтому использование данно го метода, по К. Роджерсу, "требует определенного мастерства, и эмпати ческое понимание заключается в проникновении в чужой мир, умении реле вантно войти в феноменологическое поле другого человека, внутрь его личного мира значений и увидеть, правильно ли мое понимание". Идентификация как метод понимания другого представляет собой спо собность человека мысленно поставить себя на место другого, как бы воплотиться в другом. В отличие от эмоционального сопереживания (эмпа тии), идентификация использует интеллектуальные, логические операции: сравнение, анализ, рассуждение и т. п. Диалогическая беседа в отличие от классического интервью строится на принципах равноправного и равнопозиционного общения, при котором партнер по общению не воспринимается как изучаемый объект, а его поз нание усматривается только через понимание. "Точные науки, - писал М. М. Бахтин, - это монологическая форма знания; интеллект созерцает вещь и высказывается о ней. Ему противостоит безгласная вещь, но субъект не может изучаться как вещь, не может стать безгласным, позна ние его может быть диалогичным". В диалоге активны оба собеседника: не только ведущий беседы имеет право и возможность задавать вопросы, но такими же правами обладает и его партнер. В беседе как диалоге иссле довательская задача не является преобладающей, она выступает наряду с коррекционной, педагогической и другими целями. Гуманитарное познание превращается в активный процесс диалогического общения и взаимодейст вия. Биографический метод как способ познания человека основан на изуче нии психологии человека в контексте его истории, через описание его биографии. Понимание внутреннего мира человека, развитой душевной жиз ни осуществляется посредством описания прошедших этапов жизни челове ка. Биографический метод может реализоваться в форме психологической реконструкции всего жизненного пути исторического деятеля, выдающейся личности и т. п. Достоинство метода заключается в надежности и обосно ванности выводов о психологических особенностях человека. Вместе с тем метод трудоемок и не может использоваться очень широко. Использование биографического метода сопряжено с применением ряда частных методик: опросников, интервью, тестов, автобиографий, свиде тельств очевидцев (близких людей, современников), с изучением продук тов деятельности и т. д. Интуиция определяется как знание, возникающее без осознания путей и условий его получения, в силу этого субъект имеет знания как результат "непосредственного усмотрения", внутреннего постижения. Описать спосо бы и пути интуитивного постижения другого человека не представляется возможным в силу самой природы интуиции. Однако в психологии установ лено, что интуитивное усмотрение, "целостное схватывание" ситуации становится возможным, если человек имеет большой опыт практической или познавательной деятельности в соответствующей области. Интуитивное схватывание, понимание внутреннего мира человека более развито у лю дей, профессионально работающих с людьми (врачей, педагогов, психоло гов и т. п. ). Интерпретация внутреннего мира другого человека основана на исполь зовании субъектом совокупности внутренних психологических средств, своего психологического опыта. Понимание чужой душевной жизни осущест вляется по механизму аналогии. "Внутреннее восприятие, - писал В. Диль тей, - мы восполняем постижением других. Мы постигаем то, что внутри их. Происходит это путем духовного процесса, соответствующего заключе нию по аналогии". При интерпретации внутреннего мира другого человек использует многообразные сведения о внешнем поведении наблюдаемого: поступках, действиях, мимике, жестах, эмоциональных проявлениях и т. п. Герменевтика - метод, общий наукам об обществе, культуре, человеке, - представляет собой искусство и теорию истолкования различного рода текстов - литературных, религиозных, исторических, научных и др. Ана логом герменевтики в объективной психологии является метод анализа продуктов деятельности. Существует широкое понимание герменевтики, включающее в себя понимание и толкование любых текстов. "Феномен понимания и правильного истолкования понятого - писал Х. -Г. Гадамер, - является не только специальной методологической проб лемой наук о духе. С давних пор существовала также и теологическая и юридическая герменевтика, которая не столько носила научно-теоретичес кий характер, сколько соответствовала и способствовала практическим действиям научно-образованных судьи или священника". Более того, в ка честве "текста" может выступать вся совокупность человеческого опыта в целом. С этих позиций правомерно говорить о педагогической или психологи ческой герменевтике как искусстве и теории истолковывать и понимать педагогический или психологический опыт. Этот опыт может быть предс тавлен как в различного рода текстах так и в других продуктах мате риальной и духовной культуры. В психологии это могут быть рассказы, автобиографии, рисунки, действия, поведение и т. п. Что отличает методы практической психологии от других групп методов? Методы практической психологии: исследование или практика ? Практическая психология в наиболее распространенном ее понимании представляет собой психологическое обеспечение различных социальных сфер - здравоохранения, образования, производства, спорта, права и др. Так понимаемая практическая психология представлена совокупностью от раслей психологии, получивших свое наименование в соответствии с той сферой, в которую они включены: медицинская, педагогическая, инженер ная (труда), спортивная, юридическая и т. д. психология. Эти отрасли психологии называются прикладными. Таким образом, одно из определений практической психологии - это понимание ее как прикладной дисциплины. Особенностью прикладных отраслей психологии является их ориентация на академическую исследовательскую психологию естественнонаучного ти па. Каждая из прикладных отраслей психологии представляет собой науч но-психологическое обеспечение и обслуживание соответствующей практи ческой сферы. Прикладные отрасли психологии заимствуют у академической психологии объективно-научные методы: наблюдение, эксперимент, тесты, опрос и т. д. Другое понимание практической психологии связано с трактовкой ее как особой психологической практики. Психология здесь не включается в существующие сферы практической деятельности, а создает особую сферу психологических услуг. Иначе говоря, психология формирует свою собст венную психологическую практику. Практическая психология как психологическая практика ориентирована не на исследование психики, сознания, а на работу с психикой, с созна нием; на способы воздействия психолога на сознание другого человека, на систему его представлений о мире других, самом себе; на его цен ностные ориентации, на формы общения, характер взаимоотношений. В пси хологической практике по сути непригодны те методы, которые исполь зуются в академической психологии. Здесь нужны методы не исследования психической реальности, а практической работы с этой реальностью. Та кие методы в практике непосредственной работы с человеческой субъек тивностью были найдены, апробированы и описаны. Еще одной особенностью психологической практики, отмеченной ранее, является то, что человек в ней предстает целостно, в единстве своих специфических процессов, качеств, способностей. Поэтому психолог-прак тик вынужден использовать совокупность различных методов, сложившихся в разных школах и направлениях психотерапевтической практики. Во вступительной статье к книге известного американского психотера певта К. Рудестама "Групповая психотерапия" Л. А. Петровская пишет: "Если же обратиться к ситуации оказания психологической помощи, то здесь че ловек предстает перед психологом целостно, в единстве своего поведе ния, когниций, мотивации и т. д. Это предъявляет особые требования к психологической компетентности практика. Он порой не может ограничить ся строгими рамками одного подхода. И дело отнюдь не в методологичес кой беспринципности. Психолог здесь объективно нуждается в задейство вании комплекса подходов и средств. Возможный выход - в обращении ко всему накопленному, но достаточно разрозненному потенциалу". Психологическая практика по своим задачам, методам, формам предс тавляет собой многообразные виды практик. Основными среди них являются психотерапия, психологическая консультация, психокоррекция, психотре нинг, разрешение социальных конфликтов и др. Психологическая практика включает в себя работу с людьми, имеющими психические отклонения или проблемы, с педагогически запущенными школьниками; она ориентирована на работу с представителями коммуникативных профессий, людьми различ ных возрастов. Невозможно описать все методы и методики, использующие ся в психологической практике; их арсенал непрерывно пополняется. Мы приведем обобщенную характеристику наиболее известных методов психоло гической практики. Укажем, что освоение методов практической психоло гии предполагает особые формы обучения и подготовки. Основной формой психологической практики является психотерапия, воспринимаемая нередко как вся эта практика. Различают клиническую и личностно ориентированную психотерапию. Клиническая психотерапия - это комплексное лечебное психологическое воздействие на человека при психических, нервных, психосоматических, наркологических заболеваниях. Личностно ориентированная психотерапия ставит задачу содействия па циенту в изменении его отношений к социальному окружению и собственной личности. Жесткого разделения методов клинической и личностно ориенти рованной психотерапии не существует; одни и те же методы могут с успе хом использоваться и здесь, и там. Основой многих форм психотерапии, а также самой психологической практики стал психоанализ, разработанный З. Фрейдом. Напомним, что пси хоанализ как способ работы с психологической реальностью у З. Фрейда применялся в форме психологического анализа свободных ассоциаций, сно видений, ошибочных действий, невротических симптомов. Однако наиболее старым методом психотерапии, с которого З. Фрейд на чинал свою психотерапевтическую практику, является гипноз, или внуше ние. Гипноз - это временное состояние сознания, характеризующееся су жением его объема и направленностью на содержание внушения. Гипноз позволяет воздействовать на сознание индивида с целью достижения пси хотерапевтического эффекта. Как метод работы с пациентами гипноз ис пользуется в различных по своей ориентации школах психотерапии. Наибольшую популярность в современной психотерапии завоевали груп повые формы терапии и коррекции. Существует различное наименование та ких групп: "групповая терапия", "психокоррекционные группы", "группы встреч", "тренинг-группы" и др. Психокоррекционными группами называют небольшие временные объедине ния людей, обычно имеющие руководителя, общую цель межличностного ис следования, личностного научения и роста. Потенциальное преимущество групповой терапии перед индивидуальной состоит в возможности получения обратной связи и поддержки от людей, имеющих общие проблемы или пере живания с конкретными участниками группы. В процессе группового взаи модействия происходит принятие ценностей и потребностей других. В группе человек чувствует себя принятым и принимающим, пользующим ся доверием и доверяющим, окруженным заботой и заботящимся, получающим помощь и помогающим. Реакции членов группы друг на друга облегчают разрешение межличностных конфликтов вне группы. В поддерживающей и контролируемой обстановке человек может обучаться новым умениям, экс периментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров. Наблюдая происходящие в группе взаимодействия, участники могут идентифицировать себя с другими и использовать установившуюся эмоцио нальную связь при оценке собственных чувств и поведения. Значимая об ратная связь оказывает влияние на оценку личностью своих установок и поведения, на формирование представления о себе. Группа может облег чить процесс самосознания и самооценки. Осознание самого себя начина ется, как только человек узнает свои сильные и слабые стороны, которые лучше проявляются при групповой работе. Т-группы (группы тренинга) основаны К. Левиным. Он исходил из убеж дения, что большинство эффективных изменений в установках личности происходит под воздействием других. Чтобы выработать новые формы пове дения, люди должны учиться видеть себя такими, какими их видят другие. Эти группы ориентированы на: а) развитие умений для более эффективной организационной (управленческой) деятельности; б) обучение участников межличностному поведению и изучение процессов, происходящих в малых группах, сознанию вклада каждого участника в групповой процесс; в) вы явление жизненных ценностей и развитие личности (группа сензитивнос ти). В Т-группах выражена ориентация на применение научно-психологи ческих знаний и объективных методов. Группы встреч ориентированы на личностный рост участников, на их самовыражение и самораскрытие. Один из лидеров движения групп встреч У. Шутц так определяет ключевое понятие: "Встреча есть способ установ ления отношений между людьми, основанный на открытости и честности, осознании самого себя и своего физического "Я", ответственности, вни мания к чувствам, ориентации на принцип "здесь и теперь". Группы встреч реализуют на практике основные положения гуманистической психо логии. Выдающимся теоретиком и практиком движения групп встреч являет ся К. Роджерс. Он разработал "клиент-центрированную психотерапию", или недирективную терапию. Терапия или консультирование, центрированные на клиенте, имеют дело главным образом с наблюдающимися в данный момент ситуативными конфликтами в группе. Терапевт рассматривается не столько как специалист, лечащий клиента, сколько в качестве равного партнера. Методики и упражнения, используемые терапевтом, приводят участников встречи к эмоциональному познанию собственной жизни, к самоосознанию, способствуют их психологическому развитию. Гештальттерапия была создана Ф. Перлзом. В отличие от Т-групп и групп встреч, которые вовлекают в работу всех членов группы и поощряют взаимодействие между ними, гештальттерапия по способу работы представ ляет собой договорное общение группового лидера и отдельного участни ка. Один из участников группы добровольно соглашается стать пациентом и работать с терапевтом. Остальные члены группы без комментариев наб людают за терапевтическим процессом, взаимодействием терапевта и кли ента. Каждый член группы, наблюдая за поведением работающего пациента, начинает лучше понимать себя и собственные проблемы. Предполагается, что наблюдение само по себе способствует изменению личности. Психодрама - это терапевтический групповой процесс, в котором ис пользуется метод драматической импровизации для изучения внутреннего мира. Психодрама отражает актуальные проблемы клиента, которые стано вятся содержанием разыгрываемых сцен. Психодрама основывается на пред положении, что изучение чувств, формирование новых отношений и моделей поведения более эффективно при использовании действий, реально прибли женных к жизни по сравнению со словесным обсуждением проблем. Основа телем психодрамы является Я. Морено. В качестве основного метода в пси ходраме используется ролевая игра. Исполняя роли в психодраме, индивид творчески работает над личностными проблемами и конфликтами. В отличие от театра в психодраме участник исполняет роль в импровизированном представлении и активно экспериментирует с теми значимыми для него ро лями, которые он играет в реальной жизни. Группы телесной терапии ориентируют на знакомство участников с собственным телом, на расширение сферы сознания индивидуума глубинными телесными ощущениями, на исследование того, как потребности, желания и чувства кодируются в разных телесных состояниях, на обучение разреше нию конфликтов в этой области. Ключевым понятием телесной терапии яв ляется понятие энергии: тело здесь воспринимается через протекающие в нем энергетические процессы. Для участников группы оптимальное отноше ние к телу означает развитие спонтанного течения энергии, охватывающе го весь организм. Энергетический запас у людей различен: некоторые лю ди, особенно депрессивные и замкнутые, обладают небольшим уровнем энергии. Телесная терапия направлена на повышение их энергетического уровня. Невротики расходуют большую часть своей энергии на включение механизмов психологической защиты, направленных на то, чтобы избавить ся от травмирующих мыслей, чувств, внешних событий. Определенные дыха тельные упражнения для поощрения течения энергии могут помочь снизить повышенную эмоциональную возбудимость. Телесные терапевты утверждают, что свободно текущая естественная жизненная энергии является основой функционирования здоровой личности. В группах танцевальной терапии танец служит коммуникацией посредст вом движения. Назначение танцевальной терапии многопланово: использо вание возможностей тела для повышения физического и эмоционального здоровья, повышение самооценки путем развития более положительного об раза тела, совершенствование посредством группового опыта социальных умений, в первую очередь коммуникативных, терапевтическое освобождение сдерживаемых чувств, приобретение опыта групповой работы. Танцевальный терапевт создает в группе благоприятную эмоциональную среду для иссле дования себя и других и работает над отражением спонтанных движений членов группы и расширением репертуара движений. Терапевт применяет специальные упражнения на расслабление, дыхание, размещение, управле ние и движение в пространстве. Фундаментальным для танцевальной тера пии являются взаимоотношения между телом и разумом, спонтанными движе ниями и сознанием, а также убежденность в том, что движение отражает личность. Терапия искусством как метод основывается на предположении, что внутренние переживания, трудности, конфликты человека имеют представи тельство на образном, символическом уровне и могут получить выражение в изобразительном искусстве: рисовании, лепке, аппликации и т. п. Тера пия искусством незаменима для пациентов, у которых затруднено словес ное выражение мыслей и чувств в общении с терапевтом, она может слу жить способом освобождения от конфликтов и сильных переживаний, средством развития внимания к чувствам, усиления ощущения собственной личностной ценности и повышения художественной компетентности. Группы тренинга умений основываются на поведенческой терапии и нап равлены на обучение приспособительным умениям, полезным при столкнове ниях со сложными жизненными ситуациями. Терапевты имеют дело непосред ственно с поведенческими проблемами и не касаются внутренних, психоло гических причин неуспешного поведения. Целью групп тренинга умений яв ляется развитие такого поведения, которое рассматривается как жела тельное либо членом группы, либо обществом в целом. Группы стараются помочь участникам выработать и развить важнейшие эмоциональные и меж личностные умения. К видам умений, которым обучают в группах, относятся: управление тревогой, планирование карьеры, принятие решений, родительские функ ции, коммуникативные умения и тренинг уверенности в себе. Особое место в психотерапии занимает логотерапия, созданная авст рийским психологом и терапевтом В. Франклом. Его терапия основана на убеждении, что фундаментальной потребностью человека является потреб ность в смысле жизни. Поиск смысла жизни, реализация смысла жизни яв ляется признаком подлинно человеческого бытия. Отсутствие смысла жизни порождает у человека состояние, которое В. Франкл называет экзистен циальным вакуумом. В таком состоянии человек ощущает бесцельность своего существования, скуку, испытывает тяжелые переживания. Логотера пия есть терапия смыслом жизни. Логотерапевт не может сообщить челове ку его смысл жизни. Каждый человек должен сам найти, отыскать его. Ло готерапия ставит целью расширение возможностей клиентов видеть спектр смыслов, которые может содержать в себе любая ситуация. Основной ме тод, которым пользуется логотерапевт, - метод диалога. С его помощью он побуждает пациента к открытию уникального личного смысла жизни. 1. Задачей физики является построение физической картины мира, биоло гии - биологической и т. д. Следовательно, психология как наука должна быть нацелена на построение психологической картины мира. Что, на ваш взгляд, включает в себя понятие "психологическая картина мира"? Как может быть вписан в эту картину человек? 2. Должна ли психология при исследовании человеческой субъективности стремиться к точности, доказательности, объективности получаемых зна ний? Как бы вы пояснили словосочетание "точность психологического ис следования"? 3. И. П. Павлов писал о методе так: "Метод - самая первая, основная вещь. От метода, от способа действия зависит вся серьезность исследо вания. Все дело в хорошем методе. При хорошем методе и не очень та лантливый человек может сделать много. А при плохом методе и гениаль ный человек будет работать впустую и не получит ценных, точных данных. Только ли относительно исследовательских методов справедливо данное высказывание? Противостоят ли друг другу методы объяснительной, описательной и практической психологии? Возможно ли их взаимодополнение? Определите области, сферы их преимущественного использования. 4. Какие психологические методы могут наиболее широко использоваться педагогом в школе и в каких целях? Василюк Ф. Е. От психологической практики к психотехнической тео рии // Моск. психотер. журнал. 1992. №1. Выготский Л. С. По поводу статьи К. Коффки "Самонаблюдение и метод пси хологии". Вместо предисловия: Инструментальный метод и психоло гии // Собр. соч. : В 6 т. М. , 1982. T. I. С. 98-108. Гуманитарное знание. Сущность и функции // Под ред. Г. А. Подкорытова. СПб. , 1991. Дильтей В. "Понимающая психология" // Хрестоматия по истории психоло гии. М. , 1980. Естественно-научное и социогуманитарное знание: методологиче ские аспекты шаимодействия. Л... 1990. Забродин 10. М... Похилько В. И. Теоретические истоки и назначение репер туарных личностных методик. Предисловие к кн. Ф. Франселла, Д. Баннис тер. Новый метод исследования личности. М. 1987. С. 5-26. Кольев А. Ф. Психологическое консультирование: опыт диалогической ин терпретации // Вопр. психологии. 1990. №3. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. , 1975. Гл. 1. Ольшанский В. Б. Практическая психология для учителей. М. , 1994. Розин В. М. Психология и культурное развитие человека. М. , 1994. Гл. 1. __3-4. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. М. , 1990. Соколова Е. Т. К проблеме психотерапии пограничных личностных расст ройств // Вопр. психологии. 1995. №2. Степин B. C. Научная рациональность в гуманистическом измерении // О человеческом в человеке. М. , 1991. Шпрангер Э. Два вида психологии // Хрестоматия по истории психологии. М. , 1980. Эткинд А. М. Психология практическая и академическая: расхождения ког нитивных структур внутри профессионального сознания // Вопр. психоло гии. 1987. №6. Описание психологической многомерности человека, различных образов человеческой субъективности предполагает предварительное выяснение вопроса о способе жизни (бытия, существования) человека, об условиях и предпосылках становления его внутреннего мира. Зафиксируем первое достаточно очевидное, но фундаментальное основа ние онтологии человека: ребенок рождается и живет в системе реально практических, хотя и разнородных связей с другими людьми (первоначаль но - с матерью, затем - с близкими, впоследствии - с дальними). Усили вая эту мысль, можно постулировать: нигде и никогда мы не можем уви деть человека до и вне его связи с другими - он всегда существует и развивается в сообществе и через сообщество. Случаи его социальной изолированности и обособленности подтверждают это правило - в своем крайнем выражении они просто гибельны для человека. Другое, эмпирически легко обнаруживаемое обстоятельство, состоит в том, что человек есть существо сознательное и деятельное. Сознательная деятельность есть форма бытия и способ существования человека. С. Л. Ру бинштейн писал: "Наличие сознания и действия есть фундаментальная ха рактеристика человеческого существования в мире". Но человек живет также и общественной жизнью, значит, человеческая деятельность - это совместная деятельность, в ходе которой люди всту пают в общение и взаимодействие друг с другом. Совместный характер де ятельности вынуждает индивидов обмениваться информацией, согласовывать индивидуальные цели и планы действий, подчинять их общим задачам, до биваться взаимопонимания. Совместность (общение и взаимодействие с другими), деятельность, сознание составляют онтологические основания человеческого способа жизни. Эти основания взаимополагают друг друга, но не сводимы одно к другому, каждое из них имеет специфическое содержание. Деятельность с самого начала предполагает сознание в качестве своего необходимого мо мента (например, постановка цели), а сознание, в свою очередь, предпо лагает в качестве своей предпосылки социальную связь (в частности, сознание немыслимо без языка, а язык - изначально социальное явление). Таким образом, все три стороны целостной человеческой реальности (субъективности) или способа бытия человека (общность, деятельность, сознание) являются здесь одновременно и следствиями, и предпосылками. На ранних этапах как фило-, так и онтогенеза этот способ нерасчленен: здесь все во всем. А потому и психологический анализ должен изн чайьно быть ориентирован на целостность человеческого способа бытия или типа жизнедеятельности. Многомерность категории "деятельность". Философское определение деятельности. Деятельностный подход в психологии Однозначно ли понятие деятельности? В чем специфика философского и психологического изучения деятельности? хранению и использованию информации. Когнитивная психология ввела в арсенал психологической науки такие термины, как информация, перера ботка, кодирование, подпрограмма, когнитивная карта и др. Однако пред лагаемые ею объяснительные модели когнитивных процессов далеки от ре альной жизни человека. "Изучение процессов переработки информации, пишет теоретик когнитивной психологии У. Найссер, - становится все бо лее распространенным и престижным, однако оно пока еще не связано с такой теорией человеческой природы, которая могла бы найти себе приме нение за пределами лаборатории". Когнитивная психология фактически сводит сложный мир человека к его упрощенным моделям. Характерной в этом отношении является точка зрения одного из основоположников когнитивного направления в психологии Г. Саймона, согласно которой "человек в качестве поведенческой системы так же прост, как и муравей. Кажущаяся сложность его развертывающегося во времени поведения отражает в основном сложность окружающей среды". Советская психология представляла собой развитую, сложно расчленен ную систему научных представлений о психическом. Охватить единой фор мулой советскую психологию невозможно: внутри ее существуют свои нап равления и научные школы, она дифференцирована в многочисленных струк турных отраслях. Различия в научных школах касаются принципиальных вопросов предмета и метода психологии, воззрений на ее фундаментальные проблемы и подходы к их решению. Советская психология имела единую философско-методологическую и ми ровоззренческую основу - марксизм. Начиная с 20-х гг. она строилась как марксистская, материалистическая психология. Видный представитель советской психологии А. Н. Леонтьев писал: "Методологическому плюрализму советские психологи противопоставили единую марксистско-ленинскую ме тодологию, позволяющую проникнуть в действительную природу психики, сознания человека". Существо марксистского подхода к пониманию психо логии человека сводилось к утверждению общественно-исторической и со циальной сущности человека и к обоснованию деятельностного способа его существования. Одним из первых проблему общественно-исторической обусловленности психики человека стал разрабатывать Л. С. Выготский. Он создал культур но-историческую концепцию развития человека, ввел в психологию понятие о высших психических функциях (понятийное мышление, логическая память, произвольное внимание и др. ) как о специфически человеческих формах психики и сформулировал закон их развития: "Каждая высшая психическая функция проявляется в процессе развития поведения дважды: сначала как функция коллективного поведения, как форма сотрудничества или взаимо действия, как средство социального приспособления, т. е. как категория интерпсихологическая, а затем вторично как способ индивидуального по ведения ребенка, как средство личного приспособления, как внутренний процесс поведения, т. е. как категория интрапсихологическая". Иначе го воря, индивидуальные психологические способности первоначально сущест вуют вовне, в социальной форме и лишь затем индивид осваивает их, "пе реносит" внутрь. Механизм формирования индивидуальных способностей интериоризация. Учение об общественно-историческом происхождении человеческой пси хики противостояло натуралистическим и социологизаторским концепциям человека в психологии. В натуралистических теориях взаимоотношения че ловека и общества рассматриваются по аналогии с животным миром как приспособление индивида к условиям своего существования. Социологиза торские концепции полагают социальное устройство в качестве главной детерминанты и объяснительного принципа развития человека, который формируется по меркам этого социума. Еще один аспект общественно-исторического подхода к изучению психи ки человека представлен постановкой проблемы сознания и деятельности. Важный вклад в анализ этой проблемы внес С. Л. Рубинштейн. "Основной за кон исторического развития психики человека, - писал он, - заключается в том, что человек развивается, трудясь: изменяя природу, он изменяет ся сам; порождая в своей деятельности практической и теоретической предметное бытие очеловеченной природы, культуры, человек вместе с тем изменяет, формирует, развивает свою собственную психическую природу". С. Л. Рубинштейн сформулировал принцип единства сознания и деятельности, ставший основополагающим для советской психологии. Но наиболее важные философско-психологические проблемы человека рассматриваются С. Л. Ру бинштейном в его фундаментальном труде "Человек и мир". Наиболее полно категория деятельности в психологии разработана А. Н. Леонтьевым. Категорию деятельности он считал исходной и важнейшей для построения целостной системы психологии и полагал, что введение ее в психологию "меняет весь понятийный строй психологического знания". А. Н. Леонтьев понимал деятельность как содержательный процесс, в кото ром субъект осуществляет преобразующие действия с предметным миром; посредством деятельности человек включается в систему общественных связей и отношений. Психологическое развитие человека - по А. Н. Леон тьеву - это процесс развития его деятельности, сознания, личности. Общепсихологические представления о социальной и деятельностной природе человека были реализованы в возрастной и педагогической психо логии. Известный психолог В. В. Давыдов пишет: "Диалектико-материалисти ческое понимание процессов исторического и онтогенетического развития деятельности, психики и личности человека, сложившиеся в советской фи лософии и психологии, является основой психолого-педагогической теории развивающего обучения и воспитания подрастающих поколений". Централь ным для этой теории является положение о том, что "всеобщими формами психического развития детей выступают их обучение и воспитание, в ко торых выражается сотрудничество взрослых и детей, направленное на присвоение ими богатств материальной и духовной культуры, выработанных человечеством". В целом для советской возрастной и педагогической психологии харак терным является утверждение о решающей роли обучения и воспитания в становлении человеческой личности, о безграничной возможности развития человека в благоприятных социальных условиях. В педагогической практи ке эта оптимистическая позиция проявилась в единообразных учебных программах обучения и воспитания, которые должны были осваивать все без исключения учащиеся, в одни и те же сроки. И хотя наличие индиви дуальных различий среди школьников (в том числе и трудно воспитуемых) не отрицалось, в педагогическом процессе они не учитывались. Анализ представлений о человеке в основных направлениях и научных школах психологии позволяет сделать определенные выводы. 1. Исторически развитие психологии как самостоятельной науки было связано с поиском своего предмета исследования, в качестве которого в разное время становились разные абстрактно выраженные стороны психоло гии человека: сознание и его проявления, поведение, бессознательная психика, целостные психические структуры, личность и индивидуальность, деятельность и т. д. 2. Эти отдельные проекции целостной психологии человека уже в ка честве базовых категорий объяснительных принципов природы психического оформлялись в отдельные научные школы и направления. 3. Каждая научная школа на основе своей категории и одностороннего представления о природе психического строила собственное представление о человеке, на основе которого создавались различные практики и психо техники. 4. Односторонность и неполнота представлений о психологии человека во многих научных школах ограничивали возможность решения разнообраз ных жизненно важных проблем реальных людей. Критика рационально-частичных представлений о психологии человека. Психотерапия и целостность человеческой реальности В чем достоинство художественного описания человеческой психологии? В чем причина того, что психология человека в основных научных школах и направлениях предстает как частная его проекция? Возможно ли целост ное представление внутреннего мира человека в психологической науке? Почему психотерапевт и антропотехник нуждаются в целостном взгляде на человека? |
|
© 2007 |
|