РУБРИКИ |
Человек в психологической науке - (лекции) |
РЕКЛАМА |
|
Человек в психологической науке - (лекции)p>Как уже отмечалось выше, главный вопрос педагогической антропологии - это вопрос о сущности человека, путях, средствах и сфере ее станов ления. Такой важнейшей сферой несомненно является образование - всеоб щая форма человеческого способа жизни. Как и любая другая сфера об щественной жизни (экономика, политика, право, медицина, искусство и др. ), образование предполагает научное обоснование, т. е. рефлексию ус ловий, особенностей, устройства, закономерностей и тенденций функцио нирования и изменения основных компонентов образовательной сферы. Научное обеспечение образования реализуется комплексом дисциплин. К числу основных относятся философия, культурология, социология, этно графия, история, психология, физиология и др. Включаясь в исследование сферы образования, перечисленные дисциплины расширяют предметную об ласть своей науки проблемами образования. Возникают новые разделы или отрасли знания, например философия образования, социология образова ния, история образования.Главное место в новой системе антропологически ориентированных наук об образовании должно принадлежать психологии. В педагогической антро пологии эта мысль высказывалась неоднократно. Значение психологии сос тоит в том, что она дает педагогу знания о деятельности, сознании, личности человека, о закономерностях, стадиях, феноменологии его раз вития, о встрече поколений в образовательном процессе, о специфике пе дагогического руководства развитием детей, подростков, юношей. Психологическое образование педагога должно быть поэтому максималь но содержательным и профессионально ориентированным. Здесь психология является составной частью педагогической антропологии. Базу психологи ческого образования педагога должны составить учебные дисциплины пред лагаемого нами курса: "Введение в психологию субъективности", "Разви тие субъективности в онтогенезе", "Становление субъективности в обра зовании". В совокупности эти дисциплины и составляют курс "Основы пси хологической антропологии" - как системы общего психологического обра зования педагогов. Базовый компонент психологического образования в педвузе может быть дополнен психологическими дисциплинами по профилю специальности и по ступеням педагогического образования. "Основы психологической антропологии" могут стать обоснованием ди дактики и методики как технологии и техники обучения, воспитания и формирования сознания и способностей школьников. Технология в образо вании - это рефлексия и осознание общих принципов и способов работы педагога во всех процессах образования. Методика в образовании - это описание конкретных приемов, способов, техник педагогической деятель ности в отдельных образовательных процессах - то, что К. Д. Ушинский на зывал "собранием правил воспитательной деятельности". 1. Как вы думаете, почему знание о человеке не приобрело столь же об щего признания и уважения, как знание о природе и обществе? 2. Представьте себе, что создан институт комплексного человекознания. Какие специалисты могли бы работать в этом институте? Как бы они сот рудничали друг с другом? 3. Можно ли согласиться с утверждением, что "педагогика - это приклад ная психология"? Можете ли вы найти аргументы "за" и "против" такого утверждения? 4. Синонимичен ли ряд: антропологическая психология, психологическая антропология, психология человека? Есть ли специфические смысловые от тенки в каждом из понятий? Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М. ,1977. Гл. 1. Велик А. А. Психологическая антропология - поиски синтеза в науках о человеке // Сов. этнография. 1990. №6. Мир философии: Книга для чтения. М. , 1991. 4. 2. Раздел 5. "Человек и его место в мире". О человеческом в человеке. М. , 1991. Раздел 1. "Человек в системе сов ременного научного знания". Розин В. М. Психология и культурное развитие человека. М. , 1994. Гл. 1. _1. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М. , 1987. Пролог; Гл. III. Мысль. Ушинский К...Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // Пед. соч. : В 6 т. М. , 1990. Т. 5. Предисловие. Шелер М. Положение человека в Космосе // Проблема человека в западной философии. М. , 1988. Феноменология внутреннего мира человека. Внутренний мир человека в житейской психологии. Различия житейской и научной психологии Каждый человек вне изучения психологической науки имеет представле ние о человеческой психологии, владеет знаниями житейской психологии. В чем же отличие знаний житейской психологии от понятий научной психо логии? Почему педагогу необходима научная психология человека? Внутренний мир называют также субъективным, подчеркивая тем самым его принадлежность конкретному субъекту, так как воспринимает, мыслит, переживает всегда определенный человек. Существует еще одно обозначение внутреннего, субъективного мира че ловека - психологический мир. Все эти понятия в данном контексте яв ляются синонимами. В обыденной жизни для обозначения реальности внут реннего мира пользуются также понятием "душевная жизнь человека". Ду шевная жизнь человека или его внутренний (субъективный) мир - это спе цифическая область науки психологии. Для осознающего себя человека наличие внутренней жизни - первичная и самоочевидная реальность. Мысли о внешнем мире, переживание событий своей жизни, самоощущение, внутреннее чувство выступают для человека прямым и непосредственным доказательством его существования в мире. Например, знаменитое "Cogito erqo sum" французского философа Р. Декарта указывает, что мышление - единственный критерий достоверности собст венного существования. Мир явлений внутренней жизни человека чрезвычайно богат и многооб разен. В своем сознании человек хранит образы мира, в котором он жи вет, он имеет представление об окружающем, понимает и объясняет при родный и социальный миры. Иначе говоря, человек имеет мировоззрение, картину мира и образ самого себя (образ Я) в этом мире. Но образ мира у человека отличается от образа мира, созданного в естествознании и обществоведении. И не потому, что у данного индивида он несравнимо менее полон, менее адекватен и расчленен. Человеческие образы, представления и мысли, по выражению психолога А. Н. Леонтьева, пристрастны, они пронизаны эмоциями, чувствами, переживаниями. В выра жении "субъективный мир человека" имеется еще один оттенок: человечес кое восприятие внешнего мира - это живое, эмоционально окрашенное вос приятие, которое зависит от имеющихся у субъекта желаний, настроений, нередко приводящих к искажению истинной картины мира. Невозможно пред ставить себе человека, лишенного чувств и переживаний. Наш внутренний опыт учит, что предметы, не вызывающие эмоционального отклика в нашей душе, оставляют нас равнодушными, воспринимаются как внешний фон. В психиатрии описано состояние пациентов, образно названное "эмо циональной тупостью". Оно проявляется в том, что больные не испытывают никаких желаний и чувств. Когда больные представлены сами себе, то они бездеятельны, безразличны, безвольны: не предпринимают по собственной инициативе никаких действий, в том числе по удовлетворению своих орга нических потребностей. Именно наличие высших чувств - стыда, раскаяния, совести, любви и т. д. - отличает человека от животного. Интересно, что пристрастность разума человека стала непреодолимой преградой на пути создания искус ственного интеллекта, воспроизводящего мышление человека. "Умные" ма шины могут многое: быстро считать, перебирать множество вариантов и находить оптимальные, реализовать сложнейшие программы, но они неспо собны чувствовать и переживать. Но разум и чувства не исчерпывают всего внутреннего мира человека. Человек мыслит и действует ради чего-то; одно и то же событие может глубоко затронуть его чувства, а может оставить равнодушным. Есть еще один пласт нашей душевной жизни, который объясняет сложность челове ческого поведения, - это область человеческих желаний, стремлений, на мерений, интересов, потребностей. Мы всегда чего-то хотим и к чему-то стремимся. Потребности, интересы, идеалы составляют движущие силы че ловеческого поведения, активность его устремлений. Внутренняя жизнь человека осознанна. Человек отдает себе отчет о своих мыслях, чувствах, целях, поступках. В сознательном волевом пове дении он осуществляет власть над собой, подчиняет одни мотивы другим, ставит должное выше желаемого. В сознании человека представлены другие люди, он сам, его место в сообществе. Но человек сталкивается и с такими действиями, о которых он не мо жет дать себе ясного отчета, движущие причины которых не представлены в его самосознании. Психологический мир человека включает в себя и бессознательные явления. К их числу относятся влечения, автоматизмы, привычки, интуиция. Каждый из нас в той или иной мере задумывался над действиями, побудительная причина которых нам недостаточно ясна. Все отмеченные выше явления составляют психологическое содержание жизни человека. Каждый из психических процессов вносит свой вклад в богатство внутреннего мира, определяет специфику проявлений человечес кой субъективности. Психологический мир отдельного человека уникален и неповторим, он дан ему в непосредственном опыте переживаний. Внутренняя жизнь есть то, что пережито человеком, что составляет его личный субъективный опыт. Но, может быть, психологический мир замкнут в себе, является лишь совокупностью явлений сознания, не видимых другим? Тогда опытом чего является внутренняя жизнь человека? Откуда он возникает? Как складывается человеческая субъективность? Пронизанность обыденной жизни человека множеством психологических связей и отношений с другими людьми представляет собой основу для воз никновения так называемой житейской психологии. Житейскую психологию называют также донаучной, подчеркивая тем самым, что она предшествует психологии как науке. Тем не менее обе они существуют одновременно. Носителями житейской психологии являются конкретные люди; каждый из нас своего рода житейский психолог. Конечно же, все люди различаются в плане психологической зоркости и житейской мудрости. Одни весьма про ницательны, способны по едва уловимым нюансам (выражению глаз, лица, позе) проникнуть в настроение, состояние, намерения человека. Другие не отличаются такими способностями, менее чувствительны к внутреннему состоянию собеседника; их психологический опыт не столь богат. Замече но, что нет жесткой зависимости между психологической прозорливостью и возрастом человека: есть дети, хорошо ориентирующиеся в субъективных свойствах сверстников, родителей, педагогов, и есть взрослые, плохо понимающие внутренние состояния других людей. Основу житейской психологии составляют совместная деятельность, об щение, реальные взаимоотношения людей. Источником житейской психологии всегда являются те люди, с которыми мы непосредственно соприкасаемся. Необходимость согласовывать свои действия с действиями другого, пони мать не только значение слов речи, но и контекст высказывания, "прочи тывать" в поведении и внешнем облике другого его намерения и настрое ния побуждает человека выделять и фиксировать многогранные проявления внутренней жизни. Первоначально знания житейской психологии существуют неотрывно от деятельности и поведения человека, конкретное психологическое знание как бы вплетено в живую ткань действия и поступка. В последующем и способы практического действия, и субъективные состояния получают свое отражение, начинают существовать в человеческой речи, фиксируются в языке. В языковых значениях происходит объективация внутреннего мира человека. В слове субъективные переживания как бы отделяются от их но сителя и становятся доступными анализу и осмыслению. С данной особен ностью житейской психологии мы сталкиваемся ежедневно. Наш язык содер жит большое количество слов, обозначающих психические факты и явления. Многие из этих слов составляют понятийный строй научной психологии. Конечно, содержание терминов житейской психологии и психологической науки существенно расходится. Но тем не менее человек, начинающий ос ваивать науку психологию, имеет, как правило, свое, сложившееся в жиз ненном опыте представление о психологии, свой образ человека. Содержание житейской психологии находит свое воплощение в народных обрядах, традициях, поверьях, в устном народном творчестве, в сказках, пословицах, поговорках, притчах, песнях и т. п. Например, обряд инициации, связанный с изменением социального ста туса (посвящение в рыцари в средневековье, конфирмация как приобщение к церкви у католиков и протестантов, посвящение в сан, коронация и т. д. ) или с изменением возрастной группы (переход подростка в полно правную взрослую жизнь в первобытных культурах), основан и на тонком знании человеческой психологии. Предметы и ритуалы, включенные в ини циацию, выполняют психологическую функцию введения человека в новую жизнь, фиксируют в его сознании значимость нового положения, помогают овладеть новой социальной ролью. Используемый А. С. Макаренко при пере воспитании колонистов ритуал публичного сжигания старой одежды как бы символизировал для беспризорника безвозвратность прошлого, торжествен ность момента начала нового этапа жизни, рождения новой личности. Богатый психологический опыт накоплен в сказках. Во многих из них действуют одни и те же герои: Иванушка-дурачок, Прекрасная царевна, Баба Яга, Кащей Бессмертный - в волшебных сказках; Медведь, Волк, Ли са, Заяц - в сказках о животных. За сказочными персонажами угадываются определенные психологические типы и характеры людей, встречающиеся в жизни. Такие пословицы, как "Семь раз отмерь - один раз отрежь", "Повторе ние - мать учения, но враг творчества", "Что ни человек, то и я", "Чистота духовная паче телесной", выражают совершенно определенные факты психологии человека. Психолог М. С. Роговин отмечает, что в письменных источниках донауч ная или житейская психология прямо отражена в двух жанрах - в характе рологических сочинениях (трактат Теофраста "Этические характеры", ра бота Аристотеля "Риторика" и др. ) и в жанре моральных афоризмов (М. Монтень, Ф. Ларошфуко, Ж. Лабрюйер, Г. Лихтенберг и другие). И, конеч но же, жизненная психология пронизывает все виды искусства. Для многих людей произведения живописи, художественные произведения, театральные постановки являются основным способом позмания внутреннего мира чело века. Существование житейской психологии ставит вопрос о ее взаимоотноше ниях с научной психологией. Этот вопрос, помимо академического интере са, имеет и практический смысл. Если объективно наша жизнь пронизана психологическими связями и отношениями, если существует в специфичес ких формах житейская психология, а мы являемся ее живыми носителями, то вполне возможно допустить, что психологами мы становимся (или не становимся), усваивая психологические уроки обыденной жизни. Ведь на зываем же мы психологом человека, который владеет искусством понимать другого человека, способногэ) - у холерика, слизи (флегмы) - у флегматика и черной желчи (мелайна холэ) - у меланхолика. Слово "темперамент" про исходит от латинского "tempero" - смешанный в надлежащем соотношении. Наряду с совокупностью свойств нервной деятельности, обусловливающих тот или иной темперамент, можно выделить следующие психические особен ности, которые в различных комбинациях входят в соответствующий темпе рамент. 1. Скорость и интенсивность психических процессов, психическая ак тивность. 2. Преимущественная подчиненность поведения внешним впечатлениям экстраверсия или преимущественная его подчиненность внутреннему миру человека, его чувствам, представлениям - интроверсия. 3. Приспособляемость, пластичность, адаптированность к внешним из меняющимся условиям, подвижность стереотипов. (Пониженная приспособ ляемость, негибкость - ригидность). 4. Чувствительность, сензитивность, эмоциональная возбудимость и сила эмоций, эмоциональная устойчивость. Сангвинический темперамент. И. П. Павлов дает следующую характеристи ку особенностей сангвинического темперамента. "Сай, ______A¦Ёp____R_WЁWRs-qTQTА_'ДД_____рчА_gА_БАчЖ___ЗрчА___ЗчЖ'Б! hыИ)xx¬_++kиыИ*+KCB¬йx)xkkиыИ))jш _8лИ)xx¬_+ы¬xл¬ыk+йH(лйшxщй)kj)KИ"лищ(_)йH8и*лиыИ))jш__BлixЛ_+лH8xи+kик8¬{L8j¬•ъъ(¦ы _(¬ъ·ы ЛЛИЛГBИ__$h+hшк+j*И+¬къ9ш)x¬{L*щhълкH+°*8kы¬kиjvщk+¬x¬; И*И*)ы)k{v¦j+8x{L8°KCBкыик; ы_)к)ыj _+ыи¦·)kkkкH*ллxи*¬лk¬x¬; И8H+к¬8щи; ¦j+*_*vй; +* CBлk¬x¬; ЛИ%°ш¬xии_8h+hшк+j*и_*щhълИ(лйыj*и; ¬И*_(z°x¬+И8k)k{v¬¬{TИ$L8h+hTCBик+j*избира тельное вычленение одноплановых сторон объекта и рефлексивность контроль над течением мыслительного процесса (рассуждение человека с самим собой), самоотчет мышления перед самим собой. При анализе разви вающихся событий возникает особая разновидность аналитического мышле ния - антиципация - предвосхищение возможного наступления новых собы тий, предвидение возможных результатов определенных действий. Способ ность представить возможные варианты развития событий, возможные пути решения проблемы - дивергентность мышления. Обобщенность мышления. Мышление осуществляется с целью познания тех или иных существенных свойств объекта, с целью получения знания. Су щественное свойство является всегда общим для данной группы однородных предметов (но не всякое общее свойство является существенным). К реше нию отдельной конкретной задачи мы применяем обобщенные знания, общие правила. В процессе мышления единичное всегда рассматривается как конкретное выражение общего. Мышление осуществляется совокупностью различных операций: сравне ния, обобщения, абстракции, конкретизации, классификации и системати зации. Сравнение - установление сходства и различия между предметами. Поз нание объектов окружающего мира начинается прежде всего путем их срав нения, сопоставления их друг с другом (первичный синтез). Для сравне мия об¦ектов мР________Ю_____Ю__? _________Ю________Ю_______Ю_Ю____ГЯрр____? __Ю__? _______Ю____Ю___Ю_? ?____Q¦\A_@A++о опыта. В зависимости от прошлого опыта, знаний, профессиональной направ ленности человек не только избирательно выделяет те или иные предметы, но и избирательно воспринимает различные их стороны. 6. Константность восприятия. Одни и те же предметы воспринимаются нами в различных изменяющихся условиях: при различной освещенности, с разных точек зрения, с разного расстояния. Однако объективные качества предмета воспринимаются нами в неизменном виде. Константность восприятия - независимость отражения объективных ка честв предметов (величины, формы, цвета) от временных условий. Изобра жение величины предмета на сетчатке глаза при восприятии его с близко го расстояния и с далекого расстояния будет разным. Однако это интерп ретируется нами как удаленность или приближенность предмета, а не как изменение его величины. При восприятии прямоугольного предмета (папки, листа бумаги) с разных точек зрения на сетчатке глаза могут отобра зиться и квадрат, и ромб, и даже прямая линия. Однако во всех случаях мы сохраняем за этим предметом присущую ему форму. Белый лист бумаги вне зависимости от его освещенности будет воспри ниматься как белый лист, так же, как кусок антрацита будет восприни маться с присущим ему цветовым качеством вне зависимости от условий освещения. Константность восприятия не наследственное качество, оно формирует ся в опыте, в процессе обучения. В некоторых непривычных условиях она может быть нарушена. Возникает аконстантность. Так, если мы смотрим вниз с большой высоты, то привычные для нас предметы могут восприни маться несколько искаженно (например, люди, автомобили кажутся нам не естественно уменьшенными). Пилоты сверхзвуковых самолетов на первых порах очень быстрое при ближение предмета интерпретируют как его увеличение в размерах. Благодаря константности восприятия мы узнаем предметы в разных ус ловиях и успешно ориентируемся среди них. Восприятие пространства. Восприятие пространства состоит из вос приятия величины, формы, объема, удаленности, местоположения предметов и их движения. Восприятие величины и формы предметов осуществляется в результате сочетания в опыте человека зрительных, осязательных и кинестезических (мускульно-двигательных) ощущений. Восприятие объемности и удаленности предметов осуществляется за счет бинокулярного зрения (зрения двумя глазами). Восприятие предмета зависит не только от величины его изображения на сетчатке глаза, но и от силы напряжения глазных мышц, которая изменяется в зависимости от удаленности предмета. При рассматривании близких предметов увеличи вается кривизна хрусталика, при рассматривании далеких предметов хрус талик становится плоским. Это изменение кривизны хрусталика в зависи мости от удаленности рассматриваемых предметов называется аккомодаци ей. Но аккомодация дает информацию об отдаленности предметов лишь в пределах до 6 м. Если же предметы удалены на большее расстояние, то информаци и их виды. 4. Дайте краткую характеристику отдельных видов эмоций и чувств. 5. В каких случаях и почему сильное душевное волнение может быть смягчающим обстоятельством при определении меры наказания за преступ ление? Это имеет особое значение в тех случаях, когда предметы удалены более чем на 450 м (предельное расстояние, о котором поступает информация в результате взаиморасположения зрительных осей). Для восприятия рельефа, объемности предмета главную роль играет би нокулярное зрение. При восприятии предметов их изображение падает на несовпадающие (диспаратные) точки сетчатки; при этом не происходит полного слияния изображения в сетчатках обоих глаз, и в результате этого возникает стереоскопический эффект. Для восприятия рельефа и удаленности предметов существенное значе ние имеют линейная и воздушная перспективы. При значительном удалении предметы кажутся меньше. Для изображения удаления двух параллельных линий художник рисует их сходящимися у линии горизонта. Линейная пер спектива усиливается ослаблением разницы между светом и тенью, выпаде нием отдельных мелких деталей. Воздушная перспектива состоит в некото ром изменении цвета предметов под влиянием голубоватого оттенка слоя воздуха. Пространственное перемещение предметов, их движение воспринимается в зависимости от их удаленности и скорости движения. Человек не восп ринимает очень медленные движения и судит о них лишь по косвенным признакам (например, движение минутной стрелки часов воспринимается в результате сопоставления ее различных положений). Не замечаются также и чрезмерно большие скорости движения. Чем дальше удалены предметы, тем скорость их движения кажется меньшей. При восприятии движения про исходит перемещение изображения по сетчатке глаз. Восприятие движения зависит также от движения глаз и головы. Эффект движения объекта может возникнуть и при условии, если через небольшие промежутки времени воспринимаются различные фазы предмета стробоскопический эффект (например, при восприятии фильма, когда в се кунду сменяются 24 кадра с неподвижными изображениями). Способность правильно оценивать пространственные отношения назы вается глазомером. Различают статический и динамический глазомер. Статический глазомер - определение размеров неподвижных предметов, их удаленности и расстояний между ними неподвижным наблюдателем. Динамический глазомер - способность человека определить соотношение движущихся предметов, их скорость и расстояние между ними. Динамичес кий глазомер имеет значение при оценке показаний свидетелей, потерпев ших и обвиняемых о направлении и скорости движения объектов в момент происшествия. Способность видеть самые мелкие предметы называется остротой зрения или разрешающей способностью глаза. Острота зрения определяется мини мальным промежутком между двумя точками, которые с данной дистанции еще различаются глазом как раздельные. Люди с нормальным зрением раз личают на расстоянии 100 м объекты величиной в 3 см. В этом случае уг ловой размер различаемых объектов равен одной угловой минуте. Это и является единицей остроты зрения. Острота зрения зависит от предвари тельной ознакомленности с объектом, от ожидания его в поле зрения, цветовой окраски объекта, контраста между объектом и фоном, продолжи тельности действия зрительного стимула. Острота зрения повышается с увеличением освещенности объекта и снижается с возрастанием угловой скорости объекта, при вибрации тела. Иллюзии зрительного восприятия. При восприятии пространственного взаиморасположения объектов в некоторых случаях возникают иллюзии зри тельного восприятия. Они вызываются физическими, физиологическими и психологическими причинами. Кажущийся излом ложки в стакане чая - это пример физической иллюзии. Если надавить на глазное яблоко сбоку, то видимый предмет раздваивается - это пример физиологической иллюзии. Психологические иллюзии зрения могут быть сгруппированы в зависи мости от различных причин, которыми они вызываются. Закономерности восприятия, в том числе и иллюзии, следует учитывать в следственной практике. Например, при просмотре фотографии с изображением отпечатка следа преступника может возникнуть иллюзия - выступы могут показаться углуб лениями. У людей выработан стереотип: обычно неосознанно предполагает ся, что освещение изображаемого объекта (на фотографии, рисунке) про исходило с противоположной от наблюдателя стороны (а не из-за спины). Поэтому в необходимых случаях следует на фотографиях указывать распо ложение источника света. Восприятие времени - отражение длительности, скорости и последова тельности явлений. Физиологическим механизмом восприятия времени является определенное состояние нервных клеток. При длительном действии раздражителей усили вается возбуждение нервных клеток (за счет суммирования последователь ных воздействий). Восприятие времени, как и любое психическое отраже ние, является субъективным образом объективной реальности. Длитель ность небольших промежутков времени обычно несколько преувеличивается, а большие интервалы времени несколько уменьшаются. Быстрый темп также ведет к преувеличению интервала времени, а медленный - к преуменьше нию. Период времени, связанный с интересными, значительными событиями, кажется более коротким (а при воспоминании, наоборот, более длитель ным). При положительных эмоциях время недооценивается, а при отрица тельных - переоценивается. Преуменьшение времени всегда является ре зультатом доминирования возбуждения над торможением. Преувеличение времени связано с преобладанием торможения, которое вознякает от одно образных, малозначимых раздражителей. Восприятие времени связано с различными циклическими явлениями при роды (смена дня и ночи, времен года и др. ) и в организме человека (об мен веществ, газообмен и др. ). Для получения достоверных показаний свидетеля следователь должен учитывать психологический процесс формирования показаний. Первоначаль ной стадией формирования этих показаний является восприятие свидетелем тех или иных событий. Воспринимая предметы и явления, человек осмысли вает и оценивает эти явления, проявляет к ним определенные отношения. При допросе свидетеля следователь должен отчленить объективные фак ты от субъективных наслоений. Необходимо выяснить условия, в которых происходило восприятие происшествия (освещенность, продолжительность, удаленность, метеорологические условия и т. д. ). При этом следует учи тывать, что люди часто не способны точно оценить количество восприни мавшихся предметов, расстояние между ними, их пространственное соотно шение и размеры. Людям свойственно заполнять пробелы чувственного восприятия элемен тами, которые в действительности не были объектами чувственного восп риятия. Для пространственных восприятий характерна переоценка малых расстояний и недооценка больших. Расстояния на воде, как правло, недо оцениваются. Ярко окрашенные предметы, а также предметы хорошо осве щенные кажутся более близко расположенными. Многие ошибки в оценке размеров предметов связаны с контрастом восприятия. В следственной практике очень важно правильно установить время со вершения расследуемого события, его длительность и последовательность, темп действий участников события и др. Нередко свидетели дают непра вильные показания о промежутках времени. Эти ошибки объясняются выше рассмотренными закономерностями. Неправильные показания относительно промежутка времени не следует оценивать как умышленную ложность пока заний. При этом необходимо выяснить содержание деятельности свидетеля во время наблюдаемого события, его психическое состояние и др. В свидетельских показаниях существенное значение имеют особенности восприятия человека человеком. В зависимости от того, какое значение люди придают различным осо бенностям личности, они по-разному относятся друг к другу, испытывают различные чувства и при даче свидетельских показаний выдвигают на пе редний план те или иные индивидуальные стороны другого человека. При производстве такого следственного действия, как предъявление для опознания, необходимо, чтобы опознание осуществлялось по специфи ческим признакам. Норма уголовного процесса требует, чтобы предъявляе мое для опознания лицо входило в состав не менее трех человек. Это со действует избежанию ложного узнавания по общим признакам (например, по росту, цвету волос, одежды и т. д. ). Предъявление для опознания группы лиц из трех человек содействует нивелированию общих признаков и нап равляет процесс узнавания на выявление индивидуальных особенностей. При предъявлении для опознания необходимо учитывать ряд объективных и субъективных условий. К объективным условиям относятся физические условия первоначального восприятия того или иного объекта (освещение, ракурс, расстояние и т. п. ). К субъективным факторам опознания относится психическое состояние человека в момент наблюдения объекта и в момент его опознания (испуг, отвращение, нервозность и т. д. ), а также психические свойства человека (развитость того или иного вида памяти, восприятия, способности к со отнесениям, группировке признаков). При опознании лица следует учиты вать различную вероятность узнавания отдельных элементов лица. Вероят ность различия элементов лица при малых экспозициях следующая: волосы, глаза, брови. губы, уши, нос. лоб. Вероятность опорной роли элементов лица при опознании следующая: волосы, глаза, лоб, губы, нос, уши. При предъявлении для опознания следователь должен проявлять крайнюю осторожность в словесных воздействиях на опознающего, помня, что пер вая сигнальная система (непосредственное впечатление человека) зависит от второй сигнальной системы (слова). Для квалифицированного ведения допроса следователю необходимы неко торые сведения о восприятии речи человека. С физической точки зрения речь - это комбинация звуков, изменяющих ся по частоте и интенсивности. Гласные звуки интенсивнее, согласные менее различимы. Чем больше звуков в слове, тем оно отчетливее. Макси мальная понятность речи возникает при интенсивности речи в 40 дБ. При интенсивности речи в 10 дБ звуки не воспринимаются в виде связных слов. Для удовлетворительной передачи речевых сообщений в условиях шума звуковая интенсивность речи должна на 6 дБ превышать уровень шума. Особенно сильно речь заглушается шумами низкой частоты. Человек разли чает один голос среди двух или трех одновременно звучащих голосов. При совместном звучании четырех и более голосов речь отдельного человека не может быть выделена. В тех случаях, когда следователь осматривает вещественные доказа тельства, место происшествия, производит допрос и очную ставку или следственный эксперимент, его восприятие осуществляется в форме наблю дения. Наблюдение - длительное, планомерное восприятие с целью решения познавательного вопроса. Результативность наблюдения зависит от четкости поставленной цели, последовательности и систематичности, от предварительных знаний о наб людаемом объекте. Опытные следователи имеют привычную систему наблюдения и обладают большой наблюдательностью - умением подмечать малозаметные детали. Знание типичных способов преступления, типичных следов от них, приемов маскировки преступления и т. п. - все это определенным образом органи зует процесс наблюдения. В наблюдении восприятие особенно тесно смы кается с мышлением. Важнейшим приемом наблюдения является сравнение, сопоставление. Направленность наблюдения следователя определяется задачей выявить отношение объекта наблюдения к расследуемому преступлению. Основное внимание следователя привлекают факты, имеющие значение доказательст ва. Наблюдение является основным методом изучения обстановки места про исшествия. При этом следователь устанавливает расположение и границы места происшествия, устанавливает объекты, находящиеся на месте проис шествия и их особенности, фиксирует их положение и взаиморасположение, выявляет отклонения от обычного их пространственного расположения. Воспринимая отдельные явления, следователь стремится установить их причинно-следственные отношения, выявить такие их особенности, которые могут быть использованы для идентификации личности преступника. Наблюдательность является первостепенным условием успешного прове дения обыска. Практика показывает, что опытные следователи обращают внимание на малейшие признаки необычности обстановки. (Так, один из следователей нашел тайник с драгоценностями, обратив внимание на нео бычное местонахождение зонтика, который висел в спальне около крова ти). Свежая штукатурка, окраска, заново прибитые доски, подклейка све жих обоев, сдвинутые в гнездах винты, новые шляпки недавно вбитых гвоздей, неестественные утолщения в предметах и т. п. - все это не должно ускользнуть от наблюдательного следователя. Во время одного из обысков следователь обратил внимание на такой, казалось бы, малозна чительный факт. В саду подозреваемого на одном из деревьев листья были менее свежими, чем на других деревьях. Обыск показал, что дерево было недавно пересажено на то место, где был устроен тайник. В ряде случаев следователь использует инструментальные средства наблюдения, которые позволяют расширить площадь наблюдения, выявить невидимое, измей_ __РV¦P-ўRRгLwЧ_Е___Gp+Pёў_pЄRЁqРV¦P-ўRRLФpO&ставляет поведение проходящих по делу лиц (подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидет возникший в нем нервный импульс по центростремительным (афферентным; от лат. "afferentis" - приносящий) нервным путям попада ет в соответствующие участки мозга. Рецепторы, проводящие нервные пути и соответствующие участки в коре головного мозга, назваются анализаторами. Для возникновения ощущения необходима работа всего анализатора в целом, следовательно, нельзя сказать, что зрительные ощущения возникают в глазу. Только анализ нервного импульса, поступающего от глаза в соответствующие участки ко ры головного мозга (затылочная часть), приводит к возникновению зри тельного ощущения. Деятельность анализаторов условно-рефлекторна. Сформированный в ко ре головного мозга нервный импульс по центробежным (эфферентным (от лат. "efferentis" - выносящий) нервным путям, поступая на двигательные или секреторные механизмы, приводит к той или иной ответной реакции, вызывает соответствующую настройку чувствительности рецептора. Мозг, получая обратный сигнал о деятельности рецептора, непрерывно регулиру ет его работу. Органы чувств неразрывно связаны с органами движения. Например, в процессе зрительных ощущений глаз совершает непрерывные движения, как бы ощупывая предмет. Неподвижный глаз практически слеп. Таким образом, процесс ощущений - это не одноактное пассивное отра жение того или иного свойства, а активный процесс, сложнейшая деятель ность анализаторов, имеющая определенную структуру. Деятельность раз личных анализаторов взаимосвязана. Совокупность всех анализаторов на зывается сенсорной сферой психики человека. Ощущения не только несут информацию об отдельных свойствах явлений и предметов, но и выполняют активирующую мозг функцию. (Известны слу чаи, когда у больного оставался действующим лишь один орган чувств глаз, и, когда больной закрывал этот глаз, единственный канал, связы вающий его с окружающим миром, он немедленно засыпал. ) В зависимости от расположения рецепторов все ощущения делятся на три группы. К первой группе относятся ощущения, которые связаны с рецепторами, находящимися на поверхности тела: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и кожные ощущения. Это экстерорецептивные ощущения. Ко второй группе относятся интерорецептивные ощущения, связанные с рецепторами, находящимися во внутренних органах. К третьей группе относятся кинестезические (двигательные) и стати ческие ощущения, рецепторы которых находятся в мышцах, связках и сухо жилиях - проприорецептивные ощущения (от лат. "proprio" - собствен ный). В зависимости от модальности анализатора различаются следующие виды ощущений: зрительные, слуховые, кожные, обонятельные, вкусовые, кинес тезические, статические, вибрационные, органические и болевые. Разли чаются также контактные и дистантные ощущения. Работа каждого анализатора имеет свои специфические закономерности. Наряду с этим все виды ощущений подчинены общим психофизиологическим закономерностям. Для возникновения какого-либо ощущения раздражитель должен иметь определенную величину интенсивности. Минимальная величина раздражения, которая вызывает едва заметное ощущение, называется абсолютным нижним порогом ощущения. Способность ощущать эти самые слабые раздражения на зывается абсолютной чувствительностью. Она всегда выражается в абсо лютных числах. Например, для возникновения ощущения давления достаточ но воздействия 2 мг на 1 кв. мм поверхности кожи. Верхний основные закономерности непроизвольной и произвольной па мяти. 4. Какую мнемическую помощь может оказать следователь допрашиваемому лицу? 4. Какие особенности зрительных восприятии необходимо учитывать при оценке показаний? Наряду с абсолютной чувствительностью следует различать относитель ную чувствительность - чувствительность к различению интенсивности од ного воздействия от другого. Относительная чувствительность характери зуется порогом различения. Порог различения, или дифференциальный порог, - едва ощущаемое ми нимальное различие в силе двух однотипных раздражителей. Порог различения - это относительная величина (дробь), которая по казывает, какую часть первоначальной силы раздражителя надо прибавить (или убавить), чтобы получить едва заметное ощущение изменения в силе данных раздражителей. Так, если взять груз в 1 кг и затем прибавить еще 10 г, то этой прибавки никто ощутить не сможет; чтобы почувствовать увеличение при бавки веса необходимо добавить 1/30 часть первоначального веса, т. е. 33 г. Таким образом, относительный порог различения силы тяжести равен 1/30 части силы первоначального раздражителя. Относительный порог различения яркости света равен 1/100; силы зву ка - 1/10; вкусовых воздействий - 1/5. Эти закономерности открыты Бу гером и Вебером (закон Бугера-Вебера). Закон Бугера-Вебера относится только к средней зоне интенсивности раздражителей. Иначе говоря, относительные пороги теряют значение при очень слабых и очень сильных раздражителях. Это было установлено Фех нером. Фехнер установил также, что если интенсивность раздражителя увели чивать в геометрической прогрессии, то ощущение будет увеличиваться лишь в арифметической прогрессии. (Закон Фехнера). Нижние и верхние абсолютные пороги ощущений (абсолютная чувстви тельность) характеризуют пределы человеческой чувствительности. Но чувствительность каждого человека изменяется в зависимости от различ ных условий. Так, входя в плохо освещенное помещение, мы вначале не различаем предметы, но постепенно под влиянием данных условий чувствительность анализатора повышается. Находясь в накуренном помещении или в помещении с какими-либо запа хами, мы через некоторое время перестаем замечать эти запахи (понижа ется чувствительность анализатора). Когда из плохо освещенного пространства мы попадаем в ярко освещен ное, то чувствительность зрительного анализатора понижается. Изменение чувствительности анализатора в результате его приспособ ления к действующим раздражителям называется адаптацией. Разные анализаторы имеют различную скорость и различный диапазон адаптации. К одним раздражителям адаптация происходит более быстро, к другим - медленнее. Более быстро адаптируются обонятельные и тактиль ные анализаторы. Полная адаптация к запаху йода наступает через одну минуту. Через три секунды ощущение давления отражает только 1/5 силы раздражителя (поиск очков, сдвинутых на лоб, - один из примеров так тильной адаптации). Еще медленнее адаптируются слуховой, вкусовой и зрительный анализаторы. Для полной адаптации к темноте необходимо 45 мин. После этого периода зрительная чувствительность увеличивается в 200 000 раз (самый высокий диапазон адаптации). Явление адаптации имеет целесообразное биологическое значение. Оно содействует отражению слабых раздражителей и предохраняет анализаторы от чрезмерного воздействия сильных раздражителей. Чувствительность зависит не только от воздействия внешних раздражи телей, но и от внутренних состояний. Повышение чувствительности анализаторов под влиянием внутренних (психических) факторов называется сенсибилизацией. Так, например, сла бые вкусовые ощущения повышают зрительную чувствительность. Это объяс няется взаимосвязью данных анализаторов, их системной работой. Сенсибилизация, обострение чувствительности, может быть вызвано не только взаимодействием ощущений, но и физиологическими факторами, вве дением в организм тех или иных веществ. Например, для повышения зри тельной чувствительности существенное значение имеет витамин А. Чувствительность повышается, если человек ожидает тот или иной сла бый раздражитель, когда перед ним выдвигается специальная задача раз личения раздражителей. Чувствительность отдельного человека совер шенствуется в результате упражнения. Так, дегустаторы, специально уп ражняя вкусовую и обонятельную чувствительность, различают разнообраз ные сорта вин, чая и могут даже определить, когда и где изготовлен продукт. У людей, лишенных какого-либо вида чувствительности, осуществляется компенсация (возмещение) этого недостатка за счет повышения чувстви тельности других органов (например, повышение слуховой и обонятельной чувствительности у слепых). Взаимодействие ощущений в одних случаях приводит к сенсибилизации, к повышению чувствительности, а в других случаях - к ее понижению, т. е. к десенсибилизации. Сильное возбуждение одних анализаторов всегда понижает чувствительность других анализаторов. Так, повышенный уровень шума в "громких цехах" понижает зрительную чувствительность. Одним из проявлений взаимодействия ощущений является контраст ощу щений. Контраст ощущений - это повышение чувствительности к одним свойст вам под влиянием других, противоположных свойств действительности. Например, одна и та же фигура серого цвета на белом фоне кажется тем ной, а на черном - светлой. Иногда ощущения одного вида могут вызвать добавочные ощущения. Нап ример, звуки могут вызвать цветовые ощущения, желтый цвет - ощущение кислого. Это явление называется синестезией. Зрительные ощущения - ощущения цвета и света (перепадов яркости). Для зрительных ощущений необходимо воздействие электромагнитных волн на зрительный рецептор - сетчатку глаза. Ощущаемые человеком цвета делятся на хроматические (от греч. "chro ma" - цвет) и ахроматические - бесцветные (черный, белый и промежуточ ные оттенки серого цвета). В центральной части сетчатки преобладают нервные клетки - колбочки, чувствительные к различным зонам светового спектра. Световые (электро магнитные) лучи разной длины вызывают разные цветовые ощущения. Глаз чувствителен к участку электромагнитного спектра от 300 до 700 нм (нанометров). Длина волны 680 нм дает ощущение красного; 580 - жел того; 520 - зеленого; 430 - синего; 390 - фиолетового цветов. Смешение всех воспринимаемых электромагнитных волн дает ощущение белого цвета. Центральная нервная система человека обладает способностью классифици ровать распределение световой энергии, попадающей в глаз. Цвет - это психическое явление, а не свойство электромагнитной энергии, это ощу щение человека, вызываемое различной энергией. Существует трехкомпонентная теория цветного зрения, согласно кото рой все многообразие цветовых ощущений возникает у нас в результате работы лишь трех цветовоспринимающих рецепторов - красного, зеленого и синего (колбочки делятся на группы этих трех цветов). В зависимости от степени возбуждения трех вышеуказанных цветорецепторов возникают раз личные цветовые ощущения. Если все три цветорецептора возбуждены в одинаковой мере, то возникает ощущение белого цвета. К различным участкам спектра наш глаз имеет неодниковую чувстви тельность. Чувствительность к синему цвету значительно меньше, чем к зеленому и желтому цветам. Глаз наиболее чувствителен к световым лучам с длиной волны 555 565 нм. Чувствительность зрительного анализатора в условиях сумерек переме щается в сторону более коротких ноли - 50O нм (синий цвет). Эти лучи начинают казаться более светлыми (явление Пуркине). Ближе к краю сетчатки расположены нервные окончания в виде палочек, приспособленные к отражению переадов яркости цвета - это инструмент сумеречного зрения. В сетчатке каждого глаза насчитывается около 130 млн. палочек и 7 млн. колбочек. В условиях достаточно яркого освещения в работу включаются колбоч ки, аппарат палочек выключается. При слабой освещенности в работу включаются только палочки. (Вот почему при сумеречном освещении мы не различаем хроматические цвета, т. е. цветовую окраску предметов. ) Зрительный анализатор имеет исключительно высокую чувствительность. Для возникновения едва заметного светового ощущения достаточно нес кольких квантов световой энергии. Корковой частью зрительного анализатора является 17-е поле затылоч ной области коры головного мозга, которая построена по экранному прин ципу, т. е. разные точки сетчатки имеют проекцию в разных точках коры. Здесь же имеются нервные клетки, объединяющие зрительные возбуждения. Для зрительных возбуждений характерна некоторая инертность. Это яв ляется причиной возникновения последовательных образов - сохранения следа светового раздражения после прекращения воздействия светового раздражителя. (Вот почему мы не замечаем перерывов между кадрами кино фильма. Они оказываются заполненными следами от предшествующего кад ра. ) Люди с ослабленным аппаратом колбочек плохо различают хроматические цвета (этот недостаток, описанный английским физиком Дальтоном, назы вается дальтонизмом). Ослабление работы аппарата палочек затрудняет видение предметов в сумеречном освещении (этот недостаток называется куриной слепотой). Резкая смена освещенности понижает зрительную чувствительность. На больших расстояниях лучше всего воспринимаются черные объекты на жел том фоне. Цветовая однотипность, как и резкие цветовые контрасты, утомляет зрение. Наиболее благоприятно гармоничное сочетание цветов. Для рабочей обстановки предпочтительна мягкость тонов, небольшая цветовая насыщен ность. При различении объектов цветовое их сходство может привести к зат руднению их дифференцирования. Предметы одного цвета могут быть оши бочно отнесены к однородной группе объектов. Для наилучшего цветового различения оптимальны объекты с угловой величиной 1-3 град. Слуховые ощущения. Звуковые волны, действующие на слуховой рецеп тор, представляют собой сгущения и разряжения воздуха в результате ко лебания издающих звуки предметов. Эти колебания концентрируются наруж ным ухом и через слуховой проход воздействуют на барабанную перепонку. Колебания барабанной перепонки передаются через систему косточек среднего уха (наковальню, молоточек и стремечко) во внутреннее ухо, в котором находится улитка (спиральное костное образование). Улитка за полнена жидкостью. В результате периодических колебаний воздуха возни кают колебательные движения жидкости в улитке. Эти колебания и воздей ствуют на слуховой рецептор - орган Корти. Основной частью этого орга на является мембрана, состоящая из 24 тыс. волокон. Длина этих волокон возрастает от основания улитки к вершине. Предполагается, что эти во локна отвечают на внешние звуковые воздействия по принципу резонанса. Резонирующее колебание того или иного волокна трансформируется в нерв ный импульс, который соответствующим образом интерпретируется в височ ной области коры головного мозга. Слуховые ощущения отражают высоту, силу и тембр звука. Высота звука определяется числом колебаний источ ника звука в 1 с. (1 колебание в секунду измеряется в Гц). Орган слуха чувствителен к звукам в пределах от 20 до 20 тыс. колебаний в секунду. Но наибольшая слуховая чувствительность лежит в пределах 2000 - 3000 Гц (это высота звука, соответствующая крику испуганной женщины). За верхним порогом звуковой чувствительости (т. е. свыше 20 000 Гц), расположены ультразвуки. |
|
© 2007 |
|