РУБРИКИ

Лекция: Бюджетная система РФ

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Лекция: Бюджетная система РФ

Лекция: Бюджетная система РФ

БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ

Курс лекций

Тема 1. Экономическая сущность и содержание бюджета. Бюджетное устройство

В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую

роль играет государственное регу­лирование, осуществляемое в рамках принятой на

каждом исто­рическом этапе политики. Одним из механизмов, позволяющих

государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая

система общества и входящий в ее состав — государственный бюджет.

Именно через государственный бюджет производится направленное воздействие на

образование и использование централизованных и децентрализованных фон­дов

денежных средств.

Бюджет — это форма образования и расходования фонда денежных средств,

предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и

местного самоуправления.

С помощью государственного бюджета государственные вла­сти получают

финансовые ресурсы для содержания государст­венного аппарата, армии,

осуществления социальных мероприя­тий, реализации экономических задач, т. е.

для выполнения го­сударством возложенных на него функций.

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает

органам власти реальную экономиче­скую возможность осуществления властных

полномочий. Бюд­жет отражает размеры необходимых государству финансовых

ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует

конкретные направления расходования средств, перераспределение национального

дохода и внутрен­него валового продукта, что позволяет ему выступать в

качестве эффективного регулятора экономики. В то же время бюджет правомерно

рассматривать как эконо­мическую категорию, которая выражает определенные

экономи­ческие отношения. Бюджет — категория свойственная различным

отношениям. Его возникновение и развитие связано с зарождением и

формированием государства. Государство использует бюджет в качестве одного из

основных инструментов обеспечения как непосредственно своей деятельности, так

и важнейшего элемента проведения экономической и социальной политики.

Как экономическая категория бюджетные отношения являются составной частью

финансовых отношений, следовательно, им присуща денежная форма и основные

функции финансов.

Бюджет выполняет следующие задачи:

• перераспределение ВВП;

• государственное регулирование и стимулирование экономики;

• финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществления социальной политики

государства;

• контроль за образованием и использованием централизованных фондов

денежных средств.

Распределительная функция бюджета проявляется через формирование и

использование централизованных фондов денежных средств по уровням

государственной и территориальной власти и управления. В развитых странах

через бюджеты разных уровней перераспределяется до 50% ВВП. С помощью бюджета

государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономи­ческие отношения,

направляя бюджетные средства на поддержку тли развитие отраслей, регионов.

Регулируя, таким образом, эко­номические отношения, государство способно

целенаправленно усиливать или сдерживать темпы производства, ускорять или

ослаблять рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру

спроса и потребления.

Перераспределение ВВП через бюджет имеет две взаимосвя­занные,

проистекающие одновременно и непрерывно стадии:

1) образование доходов бюджета,

2) использование бюджетных средств (расходы бюджета).

Доходы бюджета — денежные средства, поступающие в безвозмезд­ном и

безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в

распоряжение органов государственной вла­сти Российской Федерации, органов

государственной власти субъек­тов Российской Федерации и органов местного

самоуправления.

В процессе образования доходов бюджета происходит принуди­тельное изъятие в

пользу государства части ВВП, созданного в про­цессе общественного

воспроизводства. На этой основе возникают финансовые взаимоотношения

государства с налогоплательщиками.

Доходы бюджета могут носить налоговый и неналоговый ха­рактер.

Основным источником налоговых доходов являются вновь созданная стоимость и

доходы, полученные в результате ее пер­вичного распределения (прибыль,

заработная плата, добавленная стоимость, ссудный процент, рента, дивиденды и т.

д.), а также накопления.

Неналоговые доходы бюджетов образуются в результате либо экономической

деятельности самого государства, либо перераспреде­ления уже полученных

доходов по уровням бюджетной системы.

Структура бюджетных доходов подвижна и во многом опре­деляется конкретными

экономическими условиями. Например, в странах с высоким уровнем жизни основой

налоговых доходов являются доходы с физических лиц, а в странах с низким

уров­нем жизни — косвенные налоги и налоги с юридических лиц.

Расходы бюджета — денежные средства, направляемые на финансо­вое

обеспечение задач и функций государства и местного самоуправ­ления.

Через бюджетные расходы финансируются бюджетополучатели

организации производственной и непроизводственной сферы, являющиеся

получателями или распорядителями бюд­жетных средств. Таким образом, расходы

бюджета носят тран­зитный характер. В бюджете только определяются размеры

бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственные расходы осуществляют

бюджетополучатели. Кроме того, за счет расходов бюджета происходит

перераспределение бюджетных средств по уровням бюджетной системы через дотации,

субвенции, субси­дии и бюджетные ссуды. Расходы бюджета носят в основном

безвозвратный характер. На возвратной основе могут предостав­ляться только

бюджетные кредиты и бюджетные ссуды. Струк­тура бюджетных расходов ежегодно

устанавливается непосредст­венно в бюджетном плане и зависит, как и бюджетные

доходы, от экономической ситуации и общественных приоритетов.

Контрольная функция бюджета действует одновременно с распределительной

и предполагает возможность и обязательность государственного контроля за

поступлением и использованием бюджетных средств.

Тема 2. Бюджетная система СССР

В первые месяцы после Октябрьской революции 1917 г. вследствие развала органов

государственного и местного управ­ления, саботажа чиновников и банков

поступление налогов в бюджетную систему практически прекратилось. Для

финансиро­вания неотложных нужд новые органы власти вынуждены были прибегнуть к

контрибуции с имущих слоев населения, главным образом, как писали в то время,

«с купцов и спекулянтов, на­жившихся за время войны и расходующих

непроизводительно свои капиталы»1. До ноября 1918 г. в 57 губерниях

в виде кон­трибуций было мобилизовано в бюджет 816,5 млн. руб.

Успешное существование нового строя напрямую зависело от состояния финансов в

стране. Уже 17 мая 1918 г. открылся Все­российский съезд представителей

финансовых отделов Советов, на котором глава правительства В.И. Ленин,

выступая с докла­дом, подчеркнул:

Мы должны, во что бы то ни стало добиться прочных финансовых преобразований,

но надо помнить, что всякие радикальные реформы наши обречены на неудачу,

если мы не будем иметь успеха в финан­совой политике.

Исходя из тяжелого экономического положения в стране было признано

необходимым перейти к строгой централизации в области финансов, с тем, чтобы

обеспечить поступление средств в бюджет и их эффективное использование. Это

положение стало основопола­гающим в формировании финансовой политики

Советского государ­ства на всех последующих этапах истории СССР.

Эти принципы были зафиксированы в июле 1918 г. в первой Конституции РСФСР, в

статье 79 которой были сформулирова­ны цели государственной финансовой

политики.

Финансовая политика РСФСР в настоящий переходный момент диктатуры трудящихся

способствует основной цели — экспроприации буржуазии и подготовления условий

для всеобщего равенства граждан республики в области производства и

распределения богатств. В этих целях она ставит себе задачей предоставить в

распоряжение органов советской власти все необходимые средства для

удовлетворения мест­ных и общегосударственных нужд Советской республики, не

останав­ливаясь перед вторжением вправо частной собственности.

Конституция 1918 г. установила федеративное устройство РСФСР и заложила

основы бюджетного устройства государства. Принцип централизации всех финансов

выразился в установле­нии единства государственного бюджета и всей финансовой

сис­темы Российской Федерации, включении государственных дохо­дов и расходов

в общегосударственный бюджет. Вместе с тем в Конституции предусматривалось

разделение государственного и территориальных бюджетов (бюджетов автономных

республик и областей), т. е. разделение государственных и территориальных

доходов и расходов. Государственные бюджеты Украинской Социалистической

Республики и Белорусской Социалистической Республики существовали отдельно.

Территориальные бюджеты формировались за счет: поступ­лений от налогов,

устанавливаемых губернскими, уездными, го­родскими, волостными Советами,

взимаемыми на местные нуж­ды; надбавок (в пределах 40%) к государственному

подоходному налогу; доходов от местных советских предприятий и имущест­ва;

ссуд и пособий из государственного бюджета.

С окончанием Гражданской войны, переходом к новой эко­номической политике

(нэпу) и восстановлению народного хозяй­ства в связи с необходимостью

стабилизации финансов, усиления хозрасчетных отношений, в том числе в местном

хозяйстве, и по­вышения экономической деятельности местных Советов в октяб­ре

1921 г. ВЦИК принял Постановление «О мерах по упорядоче­нию финансового

хозяйства», в соответствии с которым государ­ственный и территориальные

бюджеты были разъединены.

С образованием в 1922 г. Союза, Советских Социалистиче­ских Республик и

выходом в 1924 г. Конституции СССР были внесены изменения в бюджетную

систему. Образуется государственный бюджет СССР, в который вошли

государственные бюджеты социалистических республик, составляющих СССР, был

создан союзный бюджет, на который было возложено финансо­вое обеспечение

общесоюзных нужд и мероприятий, главным образом в области хозяйственного и

культурного строительства и оборонного значения.

При формировании доходной части всех бюджетов использо­вался принцип

подведомственности, в соответствии с которым предприятия и

хозяйственные организации были распределены между различными уровнями власти и

вносили отчисления от прибылей в соответствующий бюджет. Таким образом,

предпри­ятия союзного подчинения, т. е. находившиеся в ведении союз­ных

ведомств, вносили свои платежи из прибыли в союзный бюджет, а предприятия

(республиканского, областного, город­ского подчинения) — в соответствующие

бюджеты. В свою очередь из соответствующих бюджетов финансировались

предпри­ятия, организации и учреждения союзного, республиканского и местного

подчинения.

Следовательно, доходы союзного бюджета формировались за счет общесоюзных

государственных доходов, главным из кото­рых были отчисления от прибылей

предприятий союзного под­чинения и общегосударственные налоги и доходы,

например, доходы от внешнеэкономической деятельности.

Следует отметить, что местные бюджеты (бюджеты автоном­ных республик,

краевые, областные, городские, районные, а с 1929—1930 гг. — сельские

бюджеты) не включались в состав бюджетов союзных республик и в

государственный бюджет СССР.

Большую роль в развитии народного хозяйства и бюджетной системы СССР сыграла

налоговая реформа 1930 —1932 гг. Она зало­жила основы налоговой системы,

главные элементы которой суще­ствуют и в настоящее время. В ходе реформы было

унифицировано 86 действовавших ранее платежей в бюджет, устранена

многократ­ность обложения налогоплательщиков, укреплен финансовый кон­троль

за хозяйственной деятельностью предприятий. Около 60 налогов и сборов были

объединены в основные платежи — налог с оборота, отчисления от прибыли

государственных предприятий и подоходный налог для кооперативных предприятий.

В ходе налоговой реформы был введен принципиально новый метод формирования

доходов территориальных бюджетов. В соот­ветствии с Постановлением ЦИК и

СНК «О республиканских и местных бюджетах» от 21 декабря 1931 г.» в

территориальные бюджеты стала передаваться часть государственных доходов —

налога с оборота, поступлений от реализации государственных займов и др.

Передача этих средств осуществлялась в порядке бюджетного регулирования в виде

процентных отчислений от общегосударственных налогов и доходов, ставших

регулирую­щими источниками для сбалансирования территориальных бюд­жетов.

Общность источников доходов стала важным фактором усиления связи между всеми

бюджетами, входящими в бюджетную систему СССР. В дальнейшем этот принцип стал

распро­страняться на другие общегосударственные источники. Он ис­пользуется и в

ныне действующей бюджетной системе России.

Окончательное формирование бюджетной системы СССР связано с Конституцией 1936

г. Усиление централизованного начала в управлении народным хозяйством и

финансами госу­дарства нашло отражение в статье 14 Конституции СССР, где было

зафиксировано, что к ведению союзных органов власти относилось не только

утверждение государственного бюджета СССР и отчета о его исполнении, но и

установление налогов, поступающих в союзный бюджет, бюджеты союзных республик

и местные бюджеты.

Тенденция к централизации выразилась и в Постановлении СНК СССР от 10 июля

1938 г., в соответствии с которым в го­сударственный бюджет СССР были

включены местные бюдже­ты. В 1938 г. в государственный бюджет СССР также был

вклю­чен бюджет государственного социального страхования.

Таким образом, вплоть до 1991 г. бюджетная система страны имела следующую

схему построения:

В зависимости от степени централизации распределение финансовых ресурсов

между бюджетами менялось, что можно проследить по следующим данным:

Тема 3. Функции государственного бюджета

Экономическая сущность бюджета находит свое выражение в его функциях.

Государственному бюджету, как и всей системе финансов, присущи две функции —

распределительная (перераспределительная) и контрольная.

С помощью распределительной функции бюджета происходит распределение

средств на производственную и непроизводственную сферы, межтерриториальное и

межотраслевое распределение финансовых ресурсов, формируются фонды специального

целевого назначения, происходят концентрация денежных средств в руках

государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных

потребностей.

Межотраслевое и территориальное распределение национального дохода

осуществляется в соответствии с потребностями экономического и социального

развития регионов и отраслей.

Непроизводственная сфера не участвует в создании национального дохода, но

является активным его потребителем. Из бюджета работникам этих отраслей

выделяются средства на заработную плату, техническое оснащение и содержание

учреждений непроизводственной сферы (здравоохранение, просвещение и др.).

Через расходы и налоги государственный бюджет выступает важным инструментом

распределения (регулирования) и стимулирования экономики и инвестиций,

повышения эффективности производства. Через бюджет оказывается

государственная поддержка отдельным отраслям хозяйства — авиастроению,

космическим программам, атомной промышленности, энергомашиностроению,

угольной промышленности и некоторым другим. Такая поддержка зачастую связана

с реализацией высокоэффективных и быстроокупаемых проектов. Для регулирования

экономики используются налоги.

При распределении финансовых средств через бюджет важное значение имеет

социальная направленность бюджетных средств. В социальной политике основными

приоритетами являются поддержка наименее защищенных слоев населения

(пенсионеров, инвалидов, студентов, малообеспеченных семей), а также

поддержка учреждений здравоохранения, образования и культуры, решение

жилищной проблемы.

Контрольная функция государственного бюджета осуществляется в процессе

формирования доходов бюджета и финансирования отраслей народного хозяйства. В

условиях становления рыночных отношений значение бюджетного контроля в процессе

мобилизации ресурсов и их использования усиливается.

Функции государственного бюджета проявляются в процессе формирования доходов

и расходов на основе использования бюджетного механизма, который является

реальным воплощением бюджетной политики и отражает конкретную нацеленность

бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.

Таким образом, основными функциями государственного бюджета, как

основного финансового плана государства, являются:

1) перераспределение национального дохода и ВВП, которое влияет на

государственное регулирование и стимулирование экономики, финансовое

обеспечение социальной политики;

2) контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных

средств.

Через государственный бюджет перераспределяется около 50% валового

внутреннего продукта. Бюджет широко используется для межотраслевого и

территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований

наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики и

культуры регионов РФ. В современных условиях наиболее приоритетными выступают

агропромышленный, топливно-энергетический, военно-промышленный комплексы и

транспорт.

Бюджет способствует формированию рациональной структуры общественного

производства, улучшению пропорций, более эффективному использованию бюджетных

средств. В процессе бюджетного планирования устанавливается наиболее

целесообразное соотношение между централизованными и нецентрализованными

фондами денежных средств.

Через государственный бюджет перераспределяется, как известно, не весь чистый

доход, создаваемый на предприятиях различных форм собственности сферы

материального производства.

В процессе бюджетного планирования устанавливается наиболее целесообразное,

оптимальное соотношение между централизованными и нецентрализованными фондами

денежных средств, определяются размеры финансовых ресурсов, концентрируемых в

предприятиях, и степень участия предприятий в формировании доходов бюджетной

системы.

Бюджет с помощью налогов выступает важным инструментом распределения и вместе

с тем стимулирования экономики и повышения эффективности производства.

В отношения с государственным бюджетом вступают почти все участники

общественного производства. Объектом бюджетного перераспределения является

чистый доход, однако это не исключает возможности перераспределения через

бюджет и части стоимости необходимого продукта.

Контрольная функция бюджета позволяет через формирование и использование

фонда денежных средств государства "сигнализировать" о том, как поступают в

доходы бюджета финансовые ресурсы (налоги и другие ресурсы) от разных субъектов

хозяйствования. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных

ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и

расходных назначений. Бюджетный контроль преследует в основном три цели: 1)

мобилизацию денежных средств для централизованного фонда государства; 2)

соблюдение режима экономии при расходовании финансовых ресурсов; 3) повышение

эффективности расходования бюджетных средств.

Контрольная функция бюджета выражается и в том, что, будучи связанным с

народным хозяйством, бюджет показывает ход процессов, возникающие там

тенденции.

Поступление средств в бюджет и их использование показывают как успех, так и

недостатки в сферах производства и обращения. Это позволяет вовремя

предупредить появление диспропорций. С помощью бюджета осуществляется

контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов.

Тема 4. Принципы построения бюджетной системы Российской Федерации

Бюджетная система Российской Федерации основывается на ряде принципов.

Перечень принципов бюджетной системы РФ установлен гл. 5 Бюджетного кодекса

Российской Федерации.

Основными принципами бюджетной системы Российской Федерации являются:

1. Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации. Этот принцип

означает единство правовой базы, единство денежной системы, применение единых

форм бюджетной документации.

2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы

Российской Федерации. Принцип этот состоит в закреплении (полностью или

частично) соответствующих видов налоговых доходов за определенным уровнем

бюджета.

3. Самостоятельность бюджетов. Принцип самостоятельности бюджетов означает:

а) право законодательных (представительных) органов государственной власти и

органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный

процесс,

б) наличие собственных источников доходов оборотов каждого уровня бюджетной

системы, определяемых в соответствии с законодательством России;

в) законодательное закрепление регулирующих доходов, полномочий по

формированию доходов соответствующих бюджетов в соответствии с бюджетным и

налоговым законодательством;

г) право органов государственной власти и органов местного самоуправления

самостоятельно определять направления расходования средств бюджетов,

определять источники покрытия дефицитов бюджетов.

4. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов

государственных внебюджетных фондов.

Этот принцип означает, что все доходы и расходы бюджетов и иные поступления,

определенные налоговым и бюджетным законодательством РФ, подлежат отражению в

бюджетах в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы

подлежат финансированию за счет бюджетных средств, аккумулированных в

бюджетной системе России.

Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных

платежей учитываются по доходам бюджетов, бюджетов государственных

внебюджетных фондов, за исключением отсрочек и рассрочек по уплате налогов и

иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего финансового

года.

5. Принцип сбалансированности бюджетов. Сбалансированность бюджетов

означает, что объем предусмотренных расходов должен соответствовать суммарному

объему доходов бюджета и источников финансирования его дефицита. При

составлении бюджета органы власти должны исходить из необходимости минимизации

размера дефицита бюджета.

6. Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств.

Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает,

что при составлении бюджетов и использовании бюджетных средств уполномоченные

органы и получатели средств должны исходить из необходимости достижения

заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или

достижения наилучшего результата с определенного объема бюджетных средств.

7. Принцип гласности.

Принцип гласности означает опубликование в открытой печати утвержденных

бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе

исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению органов

государственной власти и органов местного самоуправления, открытость для

общества процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов.

Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.

8. Принцип достоверности бюджета.

Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогнозов

социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность

расчета доходов и расходов бюджета.

9. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что

бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных

средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

В соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в

Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 5 августа 2000 г. № 116-ФЗ доходы

бюджета и поступления из источников финансирования его дефицита не могут быть

увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых

бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае

централизации средств — из бюджетов других уровней бюджетной системы

Российской Федерации.

Действия должностных лиц, приводящие к нарушению адресности предусмотренных

бюджетом средств, к расходованию их на цели, не обозначенные в бюджете,

являются нарушением бюджетного законодательства РФ.

Тема 5. Бюджетное право

Бюджетное устройство страны, функционирование бюджетной сис­темы, компетенции

органов власти всех уровней в области бюджета регламентируются

законодательством о бюджетных правах.

Бюджетное право - это совокупность юридических норм, регули­рующих

бюджетное устройство страны и бюджетный процесс, то есть порядок формирования и

исполнения всех бюджетов, входящих в бюджетную систему государства, а также

компетенцию всех органов власти в бюджетной сфере.

Процесс формирования и исполнения бюджетов осуществля­ется в соответствии с

бюджетными правоотношениями, т. е. уре­гулированными нормами права

общественными отношениями, к которым относятся отношения, возникающие между

субъектами бюджетных правоотношений в ходе составления, рассмотрения,

утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы, контроля за

их исполнением, осуществления государ­ственных и муниципальных заимствований,

регулирования госу­дарственного и муниципального долга.

Конституция страны — основополагающий акт бюджетного права.

В Конституции Российской Федерации 1993 г. заложены ос­новы бюджетных прав

федеральных, региональных и местных органов власти, которые сформулированы с

учетом федератив­ного устройства государства.

В соответствии со ст. 5 Конституции РФ федеративное устрой­ство

Российской Федерации основано на государственной целост­ности и разграничении

предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской

Федерации и орга­нами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Предметы ведения в области бюджета очерчены в ст. 71 Конституции РФ, где

зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находятся федеральный

бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития.

В ст. 72 Конституции РФ записано, что установление общих принципов

налогообложения в Российской Федерации находит­ся в совместном ведении

Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В ст. 1 «Протокола к

Договору о раз­граничении предметов ведения и полномочий между федераль­ными

органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев,

областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации»

зафиксировано, что к со­вместному ведению относится и установление общих

принципов бюджетной системы Российской Федерации.

В ст. 75 Конституции РФ отмечено, что система налогов, взимаемых в

федеральный бюджет, и общие принципы налого­обложения в Российской Федерации

устанавливаются федераль­ными законами.

В развитие основных положений в области бюджетного пра­ва, зафиксированных в

Конституции РФ, издаются специальные законодательные акты. В их числе

следует отметить:

• Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в

РСФСР» от 10 октября 1991 г. № 1734-1;

• Закон РФ «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и

использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных

органов государственной власти республик в составе РФ, автономной области,

автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга,

органов местного самоуправления» от 15 апреля 1993 г. №4807;

• Федеральный закон «О финансовых основах местного са­моуправления» от 25

сентября 1997 г. №126-ФЗ;

• Бюджетный кодекс РФ от 31 июня 1998 г. № 145-ФЗ.

В этих актах определены бюджетные права представительных и исполнительных

органов власти всех уровней, обеспечивающие им создание финансовой базы для

выполнения возложенных на них функций по управлению страной и

соответствующими территориями, проведению внутренней и внешней политики,

управлению экономическими и социальными процессами.

Наиболее важным и емким из законодательных актов, из­данных в 90-е годы в

области бюджетного права, является Бюд­жетный кодекс РФ, в котором

установлены общие принципы бюджетного законодательства, правовые основы

функциониро­вания бюджетной системы Российской Федерации, правовые положения

субъектов бюджетных правоотношений, порядок ре­гулирования межбюджетных

отношений, а также определены основы бюджетного процесса в Российской

Федерации. Бюд­жетный кодекс законодательно зафиксировал компетенцию и

полномочия органов власти всех уровней в бюджетной сфере.

Тема 6. Бюджетные права органов государственной власти РФ.

Бюджетные компетенции и полномочия федеральных орга­нов государственной

власти закреплены в Конституции РФ и вышеперечисленных законодательных актах.

К ведению Российской Федерации в области регулирования бюджетных

правоотношений относятся:

• установление общих принципов организации и функцио­нирования бюджетной

системы Российской Федерации;

• разграничение налогов и других доходов между уровнями бюджетной системы,

а также распределение в порядке межбюджетного регулирования доходов

федерального бюджета между бюджетами разных уровней бюджетной системы

Российской Федерации;

• разграничение полномочий по осуществлению расходов между бюджетами разных

уровней бюджетной системы Российской Федерации;

• определение основ составления и рассмотрения проектов бюджетов всех

уровней бюджетной системы Российской Федерации, утверждение отчетов об их

исполнении и осуществление контроля за их исполнением;

• определение основ формирования доходов, осуществле­ния расходов из бюджетов

всех уровней бюджетной сис­темы Российской Федерации;

• определение основ осуществления государственных и му­ниципальных

заимствований, а также основ управления государственным и муниципальным

долгом;

• установление порядка составления и рассмотрения про­екта федерального

бюджета, утверждения и исполнения федерального бюджета, осуществления

контроля за его исполнением, составления отчетности об исполнении и

утверждения отчетов об исполнении федерального бюд­жета и бюджетов

государственных внебюджетных фондов;

• составление и рассмотрение проекта федерального бюд­жета, утверждение и

исполнение федерального бюджета, осуществление контроля за его исполнением и

утвержде­ние отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов

государственных внебюджетных фондов;

• установление федеральными законами порядка осуществле­ния заимствований

Российской Федерации, субъектами Российской Федерации и органами местного

самоуправления, управления долгом Российской Федерации, субъектов Российской

Федерации и органов местного самоуправления;

• осуществление государственных заимствований Российской Федерации и

предоставление кредитов иностранным государствам, а также управление

государственным долгом Российской Федерации;

• установление порядка формирования доходов федерального бюджета и бюджетов

государственных внебюджетных фондов;

• осуществление расходов федерального бюджета и бюджетов государственных

внебюджетных фондов;

• установление порядка и условий предоставления финан­совой помощи и

бюджетных ссуд из федерального бюд­жета бюджетам субъектов Российской

Федерации и мест­ным бюджетам;

• предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из федерального бюджета

бюджетам субъектов Россий­ской Федерации и местным бюджетам;

• установление порядка и условий предоставления бюджет­ных кредитов;

• установление минимальных государственных социальных стандартов, норм и

нормативов финансовых затрат на единицу предоставленных государственных или

муници­пальных услуг;

• утверждение бюджетной классификации Российской Фе­дерации;

• установление единых форм бюджетной документации и отчетности для бюджетов

всех уровней бюджетной систе­мы Российской Федерации;

• формирование, обеспечение погашения и обслуживание внешнего долга,

определение перечня и порядка осуще­ствления государственных внешних

заимствований;

• определение перечня и порядка формирования государствен­ных внебюджетных

фондов, управление их деятельностью;

• установление оснований и порядка привлечения к ответ­ственности за

нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

Бюджетным кодексом РФ регламентируются также полномо­чия федеральных органов

власти в сфере формирования бюджет­ных доходов и средств целевых бюджетных

фондов.

Установлено, что новые виды доходов, их отмена или изме­нение возможны только

путем внесения соответствующих изме­нений в налоговое законодательство

Российской Федерации. Федеральные органы законодательной власти могут также

уста­навливать новые виды неналоговых доходов, отменять или из­менять

действующие после представления федеральными орга­нами исполнительной власти

своего заключения и только путем внесения изменений в Бюджетный кодекс.

К ведению федеральных органов относится разграничение бюджетных доходов и

расходов между федеральным и региональ­ными бюджетами.

Разграничение налогов и сборов между бюджетами регламен­тируется:

Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 июля

1991 г. №146-ФЗ (гл.2, ст.13—15),

• Бюджетным кодексом РФ от 31 июля 1998 г. №145-ФЗ, (раздел II, гл.7—9).

Расходы разделяются на ассигнования, финансируемые исклю­чительно из

федерального, региональных и местных бюджетов, и на расходы, совместно

финансируемые из бюджетов федерального, региональных и местных.

Бюджетным кодексом РФ определяется порядок формирова­ния и распределения

целевых бюджетных фондов (ст. 54). Доходы федеральных целевых бюджетных

фондов обособленно учиты­ваются в доходах федерального бюджета по ставкам,

установ­ленным налоговым законодательством Российской Федерации, и

распределяются между федеральными целевыми бюджетными фондами и

территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным

федеральным законом о феде­ральном бюджете на очередной финансовый год.

Органы государственной власти субъектов Российской Феде­рации наделены

бюджетными правами в соответствии с:

• Законом РФ «Об основах бюджетных прав...» от 15 апреля 1993 г. №4807-1;

• Законом РФ «О субвенциях республикам в составе РФ, краям, областям,

автономной области, автономным ок­ругом, городам Москве и Санкт-Петербургу»

от 15 июля 1992 г. №3303-1;

• Бюджетным кодексом РФ.

Субъекты Российской Федерации вправе издавать свои зако­нодательные акты,

регламентирующие бюджетные правоотно­шения на подведомственной территории.

В области регулирования бюджетных правоотношений к ве­дению субъектов

Российской Федерации относятся:

• установление порядка составления и рассмотрения про­ектов бюджетов

субъектов Российской Федерации, ут­верждения и исполнения региональных

бюджетов, осу­ществления контроля за их исполнением и утверждения отчетов об

исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации;

• составление и рассмотрение проектов бюджетов Россий­ской Федерации и

консолидированных бюджетов субъек­тов Российской Федерации, утверждение и

исполнение бюджетов субъектов Российской Федерации, осуществле­ние контроля

за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении бюджетов субъектов

Российской Федера­ции и бюджетов территориальных государственных внебюджетных

фондов;

• распределение доходов от региональных налогов и сбо­ров, иных доходов

субъектов Российской Федерации ме­жду бюджетом субъекта Российской Федерации

и мест­ными бюджетами;

• определение порядка направления в бюджет субъекта Российской Федерации

доходов от использования собст­венности субъекта Российской Федерации,

доходов от налогов и сборов субъекта Российской Федерации, иных доходов

бюджета субъекта Российской Федерации;

• разграничение полномочий по осуществлению расходов между бюджетом субъекта

Российской Федерации поряд­ка и условий предоставления финансовой помощи

бюд­жетам субъектов Российской Федерации;

• определение порядка и условий предоставления финан­совой помощи и бюджетных

ссуд из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам;

• предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из бюджета субъекта

Российской Федерации местным бюджетам;

• установление порядка и условий предоставления бюджет­ных кредитов;

• определение перечня и порядка осуществления государ­ственных внутренних

заимствований субъектов Россий­ской Федерации;

• осуществление государственных внутренних и внешних за­имствований субъекта

Российской Федерации и управление государственным долгом субъекта Российской

Федерации.

Представительные органы субъектов Российской Федерации вправе вводить

региональные налоги и сборы, устанавливать размеры ставок по ним и вводить

налоговые льготы в пределах прав, предоставленных налоговым законодательством

Россий­ской Федерации.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Феде­рации могут

предоставлять налоговые кредиты, отсрочки и рас­срочки по уплате налогов и

иных обязательных платежей в бюджеты субъектов Российской Федерации в

пределах лимитов предоставления налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по

уплате налогов и иных обязательных платежей, определенных законами субъектов

Российской Федерации о бюджете.

Тема 7. Межбюджетные отношения

Все бюджеты, входящие в бюджетную систему страны, взаи­мосвязаны в рамках

межбюджетных отношений.

Межбюджетные отношения — это отношения между органами государственной

власти Российской Федерации, органами государствен­ной власти субъектов

Российской Федерации и органами местного самоуправления, связанные с

формированием и исполнением соот­ветствующих бюджетов.

Межбюджетные отношения основываются на следующих принципах:

• распределения и закрепления расходов бюджетов по оп­ределенным уровням

бюджетной системы Российской Федерации;

• разграничения (закрепления на постоянной основе и распределения по

временным нормативам) регулирующих доходов по уровням бюджетной системы

Российской Фе­дерации;

• равенства бюджетных прав субъектов Российской Феде­рации, равенства

бюджетных прав муниципальных обра­зований;

• выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспе­ченности субъектов

Российской Федерации, муници­пальных образований;

• равенства всех бюджетов Российской Федерации во взаи­моотношениях с

федеральным бюджетом, равенства ме­стных бюджетов во взаимоотношениях с

бюджетами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с этими принципами отдельные виды бюд­жетных расходов могут

передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ и из бюджетов

субъектов РФ — в мест­ные бюджеты.

В основе процесса распределения расходов и доходов между звеньями бюджетной

системы заложен принцип равенства бюджетов субъектов РФ во взаимоотношениях

с федеральным бюджетом и местных бюджетов с региональными бюджетами, который

предполагает использование единой методики расчета нормативов финансовых затрат

на предоставление государствен­ных и муниципальных услуг, нормативов расчета

финансовой помощи территориальным бюджетам, а также единый порядок уплаты

федеральных и региональных налогов.

Бюджетным кодексом РФ (ст.48) установлено, что при рас­пределении налоговых

доходов по уровням бюджетной системы налоговые доходы бюджетов субъектов РФ

должны составлять не менее 50% от суммы доходов консолидированного бюджета

РФ.

Во второй половине 90-х годов примерное распределение средств между

отдельными звеньями бюджетной системы в Российской Фе­дерации

характеризовалось следующими данными (табл. 2.1).

Таблица 2.1. Распределение средств между звеньями бюджетной системы РФ (%)

Консолидированный бюджет РФ100
Федеральный бюджет РФ45-55

Консолидированные бюджеты субъектов РФ

из них

55-45
Бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты)20-25

Местные бюджеты

в том числе

25-20
Городские бюджеты16-20
Районные бюджеты7,5-8
Поселковые бюджеты0,5-0,7
Сельские бюджеты1-1,3

Для обеспечения расходов территориальных бюджетов

(республиканских, республик в составе Российской Федерации,

краевых, областных, окружных, местных) они должны иметь соответствующие доходы.

Доходы территориальных бюджетов состоят из собственных и регулирующих.

Собственные доходы бюджетов — виды доходов, закрепленные на постоянной

основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством

Российской Федерации.

Это налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, бюджетами

государственных внебюджетных фондов законодательством Российской Федерации, и

неналоговые дохо­ды, определенные нормативными актами, а также безвозмездные

перечисления.

Собственные доходы составляют меньшую часть доходов территориальных бюджетов.

Для финансового обеспечения вы­полнения возложенных на региональные и местные

органы вла­сти функций, экономического и социального развития террито­рий,

сбалансированности территориальных бюджетов им из бюджетов вышестоящего

уровня в порядке бюджетного регули­рования передаются регулирующие доходы.

Регулирующие доходы бюджетов — это федеральные и региональные налоги и

иные платежи, по которым устанавливаются нормативы от­числений (в процентах) в

бюджеты субъектов Российской Федерации или местные бюджеты на очередной

финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на три года) по

разным видам таких доходов.

В соответствии со ст. 48 Бюджетного кодекса РФ нормативы отчислений

определяются законом о бюджете того уровня бюд­жетной системы Российской

Федерации, который передает регулирующие доходы.

К регулирующим доходам территориальных бюджетов относятся также

трансферты средства, поступающие из федерального и региональных

фондов финансовой поддержки регионов, размер которых рассчитывается по

установленным правительст­вом методике и формуле.

Кроме отчислений от федеральных и региональных налогов, средств, поступающих

из фондов финансовой поддержки для сбалансирования территориальных бюджетов,

используются дотации, субвенции и субсидии.

Дотация — это средства, предоставляемые бюджету другого уровня

бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих

расходов.

Субвенция это средства, предоставляемые бюджету другого

уровня бюджетной системы или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной

основах для осуществления целевых расходов.

В соответствии со ст. 78 Бюджетного кодекса в случае нецелевого использования

субвенций и субсидий и нарушения сроков их использования сумма их может быть

востребована органами власти, выдавшим эти средства.

Субсидия это бюджетные средства, передаваемые бюджету

другого уровня, юридическому или физическому лицам на усло­виях долевого

финансирования целевых расходов.

Нужно отметить, что дотация, субвенция и субсидия как ме­тоды наделения

финансовыми ресурсами территориальных бюд­жетов несовершенны. Эти источники

бюджетов лишены стиму­лирующих свойств, они создают у местных администраций

иж­дивенческое настроение. Такая практика передачи средств не способствует

развитию хозяйственной инициативы местных ад­министраций, снижает их

воздействие на экономические про­цессы на территории и уменьшает на этой

основе возможности перевыполнения доходной части их бюджетов, ослабляет

финан­совый контроль.

Тем не менее, отмечая все негативные стороны дотаций, суб­венций и субсидий,

полностью исключить их как методы наде­ления территориальных бюджетов

необходимыми средствами нельзя. При формальном подходе к решению проблемы

ликви­дации дотации этих бюджетов и передаче им в больших разме­рах

отчислений от неустойчивых источников доходов их поло­жение может быть

ухудшено. Это приведет к постоянным кассо­вым разрывам и необходимости

многократного обращения за ссудами из вышестоящих бюджетов. В целом это

осложнит фи­нансирование плановых мероприятий.

Поэтому не везде и не всегда следует стремиться к замене дотаций, субвенций и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2007
Использовании материалов
запрещено.