РУБРИКИ

Лекция: Бюджетная система РФ

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Лекция: Бюджетная система РФ

хозяйства и рыбо­ловства — 19%, транспорта, дорожного хозяйства, связи — 40%.

Одним из главных направлений использования финансовых ресурсов должно быть

финансирование развития местной произ­водственной базы как основы для

получения в будущем собст­венных доходов.

Местным органам подведомственна подавляющая часть со­циально-культурных

учреждений и в первую очередь учрежде­ний народного образования и

здравоохранения. Поэтому в рас­ходах местных бюджетов значительно преобладают

расходы на социально-культурные мероприятия. Если в городских бюджетах они

составляют от 30 до 50% всех расходов, то в районных, по­селковых и сельских

бюджетах — от 60 до 80%.

Одной их актуальных проблем является улучшение благоуст­ройства наших городов

и сел. Этому должно способствовать бо­лее рациональное использование

выделяемых на эти цели бюд­жетных ассигнований. Необходимо ликвидировать

монополии действующих в городах служб, которые нередко создают види­мость

работы, занимаются приписками объемов выполненных работ, получая из городских

бюджетов не заработанные средст­ва. Целесообразно разбить городские

территории на участки и сдавать подряды на их обслуживание на конкурсной

основе ме­жду городскими специализированными организациями по

бла­гоустройству, жэковскими организациями. Конкурсность и со­стязательность

между ними не только будут содействовать эко­номии средств, но и повысят

качество работ по городскому благоустройству.

Тема 13. Понятие консолидированного бюджета

и его использование

В связи с упразднением государственного бюджета Российской Федерации в Закон

РСФСР от 10 октября 1991 г. № 1734-1 "Об основах бюджетного устройства и

бюджетного процесса в РСФСР" было включено понятие "консолидированный

бюджет". В ст. 8 этого Закона сказано, что единство бюджетной системы

обеспечивается не только единой правовой базой, единством бюджетной

классификации и документации, но и представлением необходимой статистической

и бюджетной информации для составления консолидированных бюджетов.

В современных условиях правовой основой консолидированного бюджета является

ст. 16 Бюджетного кодекса РФ.

Консолидированный бюджет — это свод бюджетов всех уровней

бюджетной системы на соответствующей территории (консолидированный бюджет

субъекта Федерации, консолидированный бюджет Российской Федерации).

Составление консолидированного бюджета Российской Федерации, а также

разработку его прогноза Бюджетный кодекс РФ возлагает на Министерство финансов

РФ (ст. 65 Бюджетного кодекса).

Консолидированные бюджеты Российской Федерации и субъектов Федерации не подлежат

утверждению. Они составляются и являются в первую очередь статистическим сводом

бюджетных показателей, характеризующих агрегированные показатели по

доходам и расходам бюджетов бюджетной системы.

Показатели консолидированных бюджетов используют:

• для анализа формирования доходов и использования расходов бюджетов страны и

регионов;

• при разработке прогнозов экономического и социального развития государства,

регионов, субъектов Федерации;

• при финансовом планировании, состоянии балансов при разработке планов

доходов и расходов бюджетов;

• при разработке нормативов отчислений от регулирующих налогов в бюджеты

субъектов Федерации;

• для определения степени централизации финансовых ресурсов, отражаемых в

федеральном бюджете государства.

Тема 14. Классификация налогов Российской Федерации

Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и налоговым

законодательством Российской Федерации.

В Налоговом кодексе РФ (ст. 8) дано понятие налога, а также сбора.

Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платеж,

взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на

праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления

денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и

(или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций

и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в

отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного

самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически

значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу

разрешений (лицензий).

Таким образом, сущность налога составляет изъятие государством в свою пользу

определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса.

Налоги выполняют в государстве следующие основные функции: 1)фискальную,

2) регулирующую, 3) социальную.

Фискальная функция налогов характерна для всех государств. При

помощи фискальной функции налогов формируются государственные финансовые

ресурсы и создаются материальные условия для деятельности государства.

Основная задача реализации фискальной функции — обеспечение доходной базы

бюджетов, привлечение средств в государственную казну.

Регулирующая функция налогов — проявляется в регулировании

финансовой деятельности предприятий отраслей народного хозяйства, доходов

бюджетов разных уровней.

Социальная функция налогов используется для регулирования изъятия

части доходов у населения, предоставления налоговых льгот отдельным категориям

населения.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ в России принята классификация налогов

по характерным признакам.

В зависимости от способа взимания налоги делят на

1) прямые, которые берут непосредственно с доходов или имущества

налогоплательщика (налог на прибыль, налог на имущество и т.п.), и

2) косвенные, которые не связаны с доходом и имуществом конкретного

налогоплательщика, а устанавливаются в виде надбавок к ценам на товары и

тарифам на услуги (акцизы, налог с продаж, налог на добавленную стоимость,

таможенные пошлины).

В зависимости от уровня органа власти, устанавливающего налоги, все налоги

разделены на три вида:

• федеральные налоги (на уровне России);

• региональные налоги (на уровне субъекта Федерации);

• местные (на уровне органа местного самоуправления).

Тема 15. Налог на добавленную стоимость

Налог на добавленную стоимость был предложен французским экономистом М. Лоре

и введен во Франции в 1958 г.

В 2000 г. НДС взимают в 43 странах, включая Россию. Он введен главным образом

в странах Европы и является одним из условий для вступления государства в

Европейский экономический союз. В США законодатели признали нецелесообразным

введение этого налога. В России НДС введен с началом рыночных реформ с 1

января 1992 г. по предложению Международного валютного фонда. До введения НДС

в Российской Федерации был налог с оборота.

В соответствии с Законом РФ "О внесении изменений и дополнений в налоговую

систему Российской Федерации" от 16 июля 1992 г. налог на добавленную

стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной

стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как

разница между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью

материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются (гл. 21 НК РФ):

- организации;

- индивидуальные предприниматели;

-лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров

через таможенную границу.

Все налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговом органе по месту

нахождения налогоплательщика.

Объектом налогообложения признаются следующие обороты (операции):

1) реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в

том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов

выполненных работ, оказание услуг);

2) передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ,

оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к

вычету при исчислении налога на доходы организаций, в том числе через

амортизационные отчисления.

3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

4) вывоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация

на территории Российской Федерации услуг по сдаче в аренду служебных и (или)

жилых помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в

Российской Федерации.

Не подлежат налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а

также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории

Федерации:

1) следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по

перечню, утвержденному Правительством РФ, в том числе: жизненно необходимых

лекарственных средств, в том числе внутриаптечного изготовления, бытовых

дезинфицирующих и дезодорирующих средств, товаров ветеринарного назначения,

тары и упаковки;

2) медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями, за исключением

косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг;

3) услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, предоставляемых

государственными и муниципальными учреждениями социальной защиты лицам,

необходимость ухода за которыми подтверждена соответствующими заключениями

органов здравоохранения и органов социальной защиты населения;

4) услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях, проведению занятий с

несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях;

5) продуктов питания, непосредственно произведенных студенческими и школьными

столовыми, столовыми медицинских организаций, детских дошкольных учреждений,

а также продуктов питания, произведенных организациями общественного питания

и реализуемых ими указанным столовым;

6) услуг по сохранению, комплектованию и использованию архивов, оказываемых

архивными учреждениями и организациями;

7) услуг по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего

пользования (за исключением такси);

8) ритуальных услуг, работ (услуг), а также реализация похоронных

принадлежностей;

9) почтовых марок (за исключением коллекционерных марок), маркированных

конвертов, лотерейных билетов лотерей, проводимых по решению Правительства

РФ;

10) услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде

всех форм собственности;

11) монет из драгоценных металлов (за исключением коллекционных монет),

являющихся валютой Российской Федерации или валютой иностранных государств;

12) долей в уставном (складочном) капитале организаций, паев в паевых фондах

кооперативов и паевых инвестиционных фондах;

13) услуг, оказываемых без взимания дополнительной платы, по ремонту и

техническому обслуживанию товаров и бытовых приборов в период гарантийного

срока их эксплуатации;

14) услуг в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными

организациями учебно-производственного (по направлениям основного и

дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного

процесса, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в

аренду помещений;

15) ремонтно-реставрационных, консервационных и восстановительных работ,

выполняемых при реставрации памятников истории и культуры, охраняемых

государством;

16) работ, выполняемых в период реализации целевых социально-экономических

программ (проектов) жилищного строительства для военнослужащих в рамках

реализации указанных программ (проектов);

17) услуг, указываемых уполномоченными на то органами, за которые взимается

государственная пошлина, все виды лицензионных, регистрационных и патентных

пошлин и сборов, а также пошлины и сборы, взимаемые государственными органами

и органами местного самоуправления;

18) товаров, помещенных под таможенный режим магазина беспошлинной торговли;

19) товаров (работ, услуг), за исключением подакцизных товаров и подакцизного

минерального сырья, реализуемых в рамках оказания безвозмездной помощи

(содействия) Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О

безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и

дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и

об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в

связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской

Федерации".

Реализация товаров (работ, услуг), указанных в этом пункте, не подлежит

налогообложению (освобождаются от налогообложения) при представлении в

налоговые органы контракта (копии контракта) налогоплательщика с донором

безвозмездной помощи (содействия) или с получателем безвозмездной помощи

(содействия) на поставку товаров (оказание услуг), а также копии

удостоверения, выданного в установленном порядке и подтверждающего

принадлежность поставляемых товаров (оказываемых услуг) к гуманитарной или

технической помощи (содействию);

20) оказываемых учреждениями культуры и искусства услуг в сфере культуры и

искусства, к которым относятся:

• услуги по предоставлению напрокат аудио-, видео-носителей из фондов

учреждений культуры, музыкальных инструментов, костюмов, обуви, театрального

реквизита, бутафории, экспонатов и книг, услуг по изготовлению копий в

учебных целях и учебных пособий, фотокопированию, ксерокопированию, музейных

экспонатов и документов из фондов учреждений, услуги по звукозаписи

мероприятий, по изготовлению копий звукозаписей из фонотек указанных

учреждений;

• реализация входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных,

культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий,

экскурсионных билетов;

• реализация программ на спектакли и концерты;

21) работ (услуг) по производству кинематографической продукции, выполняемых

(оказываемых) организациями кинематографии;

22) работ (услуг) по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания

(лоцманская проводка, услуги судов портового флота, ремонтные и другие работы

и услуги).

Не подлежат также налогообложению (освобождаются от налогообложения)

следующие операции:

• реализация предметов религиозного назначения (с перечнем, утверждаемым

Правительством РФ);

• реализация товаров общественных организаций инвалидов по перечню,

утверждаемому Правительством РФ;

• банковские операции, выполняемые банками (привлечение денежных средств,

открытие и ведение банковских счетов, кассовое обслуживание организаций и

физических лиц, выдача банковских гарантий и т.п.);

• реализация изделий народных художественных промыслов признанного

художественного достоинства;

• оказание услуг по страхованию и перестрахованию страховыми организациями;

• страховые взносы, полученные уполномоченной страховой организацией;

• проведение лотерей;

• реализация необработанных алмазов добывающими предприятиями обрабатывающим

предприятиям;

• внутрисистемная реализация (передача для собственных нужд) организациями и

учреждениями уголовно-исполнительной системы произведенных ими товаров

(выполненных работ, оказанных услуг);

• передача товаров (выполненных работ, услуг) безвозмездно в рамках

благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным законом "О

благотворительной деятельности и благотворительных организациях";

• оказание услуг по предоставлению займа в денежной форме;

• выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет

средств бюджетной системы РФ, а также средств Российского фонда

фундаментальных исследований;

• реализация научной и учебной книжной продукции, а также редакционная,

издательская и полиграфическая деятельность по ее производству и реализации;

• реализация путевок (курсовок) в санаторно-курортные и оздоровительные

учреждения, учреждения отдыха на территории РФ;

• проведение работ (услуг) по тушению лесных пожаров;

• реализация продукции собственного производства организаций, занимающихся

производством сельскохозяйственной продукции, удельный вес доходов от

реализации которой в общей сумме их доходов составляет 70% и более;

• реализация продукции средств массовой информации, книжной продукции,

связанной с образованием, наукой и культурой; редакционных, издательских и

полиграфических работ и услуг по производству продукции средств массовой

информации и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой.

В соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. 165-ФЗ "О

внесении изменений в статью 26 Федерального закона "О введении в действие части

второй Налогового кодекса РФ..." освобождаются от налога на добавленную

стоимость операции от реализации товаров (работ, услуг), производимых и

реализуемых организациями, если среднесписочная численность инвалидов среди

работников таких организаций составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты

труда — не менее 25%.

Добавленная стоимость представляет собой ту часть стоимости товара

(работ, услуг), которую производитель товара добавляет к стоимости затрат

(сырья, материалов, работ и услуг третьих лиц, использованных в процессе

производства). В добавленную стоимость входят следующие компоненты:

• затраты на оплату производственного персонала (ЗП);

• отчисления в социальные фонды (ОСФ);

• амортизационные отчисления (АО);

• проценты за кредит, некоторые налоги и другие расходы (Р);

• прибыль (П).

Таким образом, стоимость товара (СТ) складывается из стоимости сырья,

материалов (ССМ) и других указанных компонентов, т.е.:

СТ = ССМ + ЗП + ОСФ + АО + Р + П.

Добавленную стоимость (ДС) можно теоретически определить двумя способами:

1) путем сложения компонентов, формирующих цену товара с суммой НДС;

2) путем вычитания из суммы отпускной цены товара (по цене реализации)

стоимости товара (по цене производства).

При первом способе:

ДС = СТ + НДС.

При втором способе:

ДС = СТо - СТ,

где СТо — стоимость товара по свободным отпускным ценам;

СТ — стоимость товара по цене производства.

Сумма налога на добавленную стоимость (НДС) составит:

НДС = ДС Лекция: Бюджетная система РФ ставка НДС, %.

С 1999 года по настоящее время применяются две ставки налога на

добавленную стоимость:

• 10% по продовольственным товарам (за исключением подакцизных) и товарам для

детей по перечню, утверждаемому Правительством РФ;

• 18% по остальным товарам (работам, услугам), включая подакцизные

продовольственные товары.

При реализации товаров (работ, услуг) по ценам и тарифам, которые уже включают в

себя НДС, взимаемый по ставкам 20 или 10%, применяются расчетные ставки

, соответственно, 16,67% и 9,09%.

Эти ставки являются расчетными производными от ставок налога на добавленную

стоимость и полученных следующим образом:

(20 Лекция: Бюджетная система РФ 120) Лекция: Бюджетная система РФ 100 = 16,67%,

(10 Лекция: Бюджетная система РФ 110) Лекция: Бюджетная система РФ 100 = 9,09%.

Расчетные ставки при уплате НДС до 2000 года применяли предприятия розничной

торговли, общественного питания и аукционы. С 2000 года они переведены на

общий порядок.

Сумма налога на добавленную стоимость зачисляется в доходы федерального,

регионального и местных бюджетов.

При этом 85% ставки НДС вносятся в федеральный бюджет, 15% — в региональный и

местный бюджеты.

Тема 16. Акцизы

Акцизы — это косвенные налоги. Введены в России в 1992 году. Объектом

налогообложения у акцизов является оборот по реализации подакцизных товаров в

производственной сфере. Включается налог в цену товара и, следовательно,

оплачивается покупателями товаров.

Государство использует акцизы для пополнения доходов бюджета и регулирования

спроса и предложения на отдельные товары.

Подакцизными товарами являются:

• спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;

• спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии и др.) с долей спирта более 9%;

• парфюмерно-косметическая продукция;

• товары бытовой химии в аэрозольной упаковке;

• алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия,

коньяки, вино);

• пиво;

• табачная продукция;

• ювелирные изделия;

• автомобили и мотоциклы;

• автомобильный бензин;

• дизельное топливо;

• моторные масла для дизельных и карбюраторных двигателей;

• нефть и газовый конденсат;

• природный газ.

С 1 февраля 1993 г. введены акцизы на импортные товары, грузовые автомобили.

Налогоплательщиками в бюджет акцизов являются юридические лица — организации

(предприятия), индивидуальные предприниматели, производящие продукцию.

Ставки акцизов по подакцизным товарам установлены двух видов:

1) в процентах к стоимости отдельных товаров по отпускным ценам;

2) в рублях за единицу отдельных товаров (специфические ставки).

Ставки акцизов пересматриваются и утверждаются Правительством Российской

Федерации.

Сумма акцизного налога по подакцизным товарам, на которые установлены ставки

в процентах, определяются предприятием, производящим товары, по формуле:

Лекция: Бюджетная система РФ

где Лекция: Бюджетная система РФ — сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет;

Лекция: Бюджетная система РФ Лекция: Бюджетная система РФ — объект обложения (отпускная цена без учета акциза);

Лекция: Бюджетная система РФ ставка акциза, в %.

Тема 17. Налог на прибыль организаций

Налог на прибыль предприятий и организаций был введен с 1 января 1992 г.

Законом РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" от 27 декабря 1991

г. № 2116-1.

Налог на прибыль поступает в федеральный бюджет и в бюджеты субъектов Федерации.

Это один из наиболее сложных налогов в налоговой системе, с часто меняющейся

законодательной базой. Его облагаемая база затрагивает все многочисленные

аспекты финансово-хозяйственной деятельности организаций и бюджетной системы.

Поскольку этот налог относится к федеральным налогам, его законодательное и

нормативное регулирование осуществляется федеральными органами

законодательной и исполнительной власти. Отдельные вопросы исчисления и

уплаты этого налога отнесены к компетенции законодательных и исполнительных

органов власти субъектов Федерации.

В 1991 г. в России были приняты два закона: Закон о налоге на доход и

Закон о налоге на прибыль предприятий и организаций. Впоследствии предпочтение

было отдано Закону о налоге на прибыль.

В последние годы идет реформирование налоговой системы России. Грядущие

реформы коснутся и второго по значению налога — налога на прибыль предприятий

и организаций.

Существенные изменения в налоги внесены Федеральным законом "О внесении

изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации

и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и

сборах..." от 6 августа 2001 г. № 110-ФЗ.

Законом дополнен Налоговый кодекс главой 25 "Налог на прибыль организаций".

Согласно этому Закону:

Плательщиками налога на прибыль организаций признаются:

• российские организации;

• иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через

постоянные представительства и получающие доходы от источников в Российской

Федерации.

В настоящее время объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций

признается прибыль, полученная налогоплательщиком.

Прибылью в целях налогообложения признается:

1) для российских организаций — полученный доход, уменьшенный на величину

произведенных расходов;

2) для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через

постоянные представительства, — полученный через эти постоянные

представительства доход, уменьшенный на величину произведенных

представительствами расходов;

3) для иных иностранных организаций — доход, полученный от источников РФ.

Установлен следующий порядок определения доходов.

1. К доходам организаций относятся:

а) доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (доходы

от реализации);

б) внереализационные доходы.

При определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные в

соответствии с Налоговым кодексом РФ.

2. Доходы определяются на основании первичных документов и документов

налогового учета.

3. Доходы, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по

официальному курсу Центрального банка, установленному на дату признания этих

доходов.

Доходом от реализации (для целей налогообложения) признаются: 1)

выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства,

так и ранее приобретенных, 2) выручка от реализации имущества и имущественных

прав. Выручка от реализации ценных бумаг определяется с учетом положений,

изложенных в Налоговом кодексе.

Внереализационными доходами налогоплательщика признаются доходы:

1) от долевого участия в других организациях;

2) от операций купли-продажи иностранной валюты;

3) в виде штрафов, пеней и иных санкций за нарушение договорных обязательств,

а также сумм возмещения убытков или ущерба;

4) от сдачи имущества в аренду;

5) от предоставления в пользу прав на результаты интеллектуальной

деятельности (от предоставления в пользование промышленных образцов, патентов

и др.);

6) в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского вклада;

7) в виде сумм восстановленных резервов, расходы на формирование которых были

приняты в состав расходов;

8) в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг);

9) в виде дохода, распределяемого в пользу налогоплательщика при его участии

в простом товариществе;

10) в виде дохода прошлых лет, выявленного в отчетном периоде;

11) в виде положительной курсовой разницы, полученной от переоценки имущества;

12) в виде положительной разницы, полученной от переоценки имущества (за

исключением амортизируемого имущества, ценных бумаг), произведенной в целях

доведения стоимости имущества до текущей рыночной цены;

13) в виде стоимости полученных материалов при демонтаже или разборке при

ликвидации выводимых из эксплуатации основных фондов;

14) в виде использования не по целевому назначению имущества (в том числе

денежных средств), которые получены в рамках благотворительной деятельности;

15) в виде полученных целевых средств для формирования резервов;

16) в виде сумм, на которые в отчетном периоде произошло уменьшение уставного

(складочного) капитала организации;

17) в виде сумм кредиторской задолженности, списанных в связи с истечением

срока исковой давности;

18) в виде доходов, полученных от операций с финансовыми инструментами;

19) в виде стоимости излишков товарно-материальных ценностей, выявленных в

результате инвентаризации.

При определении налоговой базы не учитываются следующие доходы: 1)

имущество, полученное в виде взносов в уставный (складочный) капитал; 2)

имущество, полученное в качестве первоначального взноса участника договора о

совместной деятельности, средства, полученные в виде безвозмездной помощи; 3)

имущество, полученное бюджетными учреждениями по решению органов исполнительной

власти.

К расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся:

1) материальные расходы;

2) расходы на оплату труда;

3) суммы начисленной амортизации;

4) прочие расходы.

Организации системы потребительской кооперации, входящие в состав Союза

потребительских обществ Российской Федерации, вправе в расходы на

производство и реализацию товаров (работ, услуг) включать дополнительно

(кроме расходов, указанных в ст. 254—265, 268, 269 Налогового кодекса)

следующие расходы:

• отчисления на содержание потребительских обществ и их союзов;

• проценты, выплачиваемые за привлекаемые у пайщиков и других граждан заемные

средства, с учетом положений ст. 269 Налогового кодекса;

• отчисления в Фонд развития потребительской кооперации в размере до 6%

от выручки от реализации товаров (работ, услуг) за отчетный (налоговый) период.

Федеральным законом от 6 августа 2001 г. № 110-ФЗ установлены новые

пониженные ставки налога на прибыль организаций.

С 1 января 2002 года налоговая ставка установлена в размере 24%. Сумма

налога, исчисленная по налоговой ставке, зачисляется: 7,5% — в федеральный

бюджет; 16,5% — в бюджет субъекта Федерации, из них 6% — в местные бюджеты.

В соответствии с Федеральным законом от 31 июля 1998 г. № 148-ФЗ "О едином

налоге на вмененный доход" законодательные (представительные) органы

государственной власти субъектов Федерации пользуются правом вводить единый

налог на вмененный доход (характеристика единого налога на вмененный доход

дана ниже).

Ставки налога на прибыль предприятий и организаций с 1 апреля 1999 г. для

части налога зачисляют в федеральный бюджет, установлена ставка 11% (прежде

была 13%).

Ставки налога, зачисляемого в бюджеты субъектов Федерации, устанавливают

законодательные (представительные) органы субъектов Федерации в размере не

выше 19% (до 1 апреля 1999 г. — была 22%), а для бирж, брокерских контор,

банков, страховых компаний — по ставке не выше 27% (до 1 апреля 1999 г. —

была 30%).

Ставки налога на прибыль предприятий и организаций и распределение налогового

дохода по бюджетам бюджетной системы устанавливается Федеральным законом о

федеральном бюджете на соответствующий год.

Тема 18. Государственная пошлина

Закон о государственной пошлине был принят в РФ 31 декабря 1995 г. № 226-ФЗ с

изменениями, внесенными Законом РФ от 7 августа 2001 г. № 112-ФЗ "О внесении

изменений в Закон РФ "О государственной пошлине".

Под государственной пошлиной понимается установленный законом

обязательный и действующий на всей территории Российской Федерации платеж,

взимаемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов

уполномоченными на то органами или должностными лицами.

Плательщиками государственной пошлины являются граждане и лица без

гражданства, юридические лица, обращающиеся за совершением юридически значимых

действий или выдачей документов.

Государственная пошлина взимается:

• с исковых и иных заявлений и жалоб, подаваемых в суды общей юрисдикции,

арбитражные суды и Конституционный Суд РФ;

• за совершение нотариальных действий нотариусами государственных

нотариальных контор или уполномоченными государственных нотариальных контор,

или уполномоченными на то должностными лицами органов исполнительной власти,

органов местного самоуправления и консульских учреждений РФ за

государственную регистрацию актов гражданского состояния;

• за выдачу документов указанными судами, учреждениями и органами;

• за рассмотрение и выдачу документов, связанных с приобретением гражданства

РФ или выходом из гражданства РФ.

Статья 5 Закона предусматривает льготы по уплате госпошлины.

1. От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах

общей юрисдикции, арбитражных судах, органах, совершающих нотариальные

действия, а также за выдачу заграничного паспорта или продление срока его

действия освобождаются Герои Советского Союза, Герои РФ, участники и инвалиды

Великой Отечественной войны, лица, подвергшиеся воздействию радиации (на

Чернобыльской АЭС и др.).

От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей

юрисдикции, освобождаются:

1) истцы — по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и

иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений;

2) истцы — по искам о взыскании алиментов;

3) истцы — по спорам об авторстве, авторы — по спорам, вытекающим из

авторского права, из права на изобретение, а также из других прав на

интеллектуальную собственность;

4) истцы — по искам о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным

повреждением здоровья, а также со смертью кормильца;

5) органы социального страхования — по искам о взыскании с причинителя вреда

сумм пособий, выплаченных потерпевшему или членам его семьи;

6) истцы — по искам о возмещении материального ущерба, причиненного

преступлением;

7) органы внутренних дел, выступающие в качестве истцов;

8) налоговые, финансовые, таможенные органы и органы по валютному и

экспортному контролю, выступающие в качестве истцов и ответчиков, по искам о

взыскании налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей в бюджет и

возврате их из бюджета;

9) граждане — с кассационных жалоб по уголовным делам, в которых оспаривается

правильность взыскания материального ущерба, причиненного преступлением;

10) прокурор — по искам, подаваемым в интересах юридических лиц и граждан;

11) потребители — по искам, связанным с нарушением их прав;

12) ветераны Отечественной войны, ветераны военной службы, ветераны

внутренних дел, прокуроры, ветераны труда, обращающиеся за защитой своих

прав, установленных Федеральным законом "О ветеранах".

2. От уплаты государственной пошлины в органах, совершающих нотариальные

действия, освобождаются:

1) органы государственной власти, органы местного самоуправления,

обращающиеся за совершением нотариальных действий в защиту государственных и

общественных интересов;

2) инвалиды I и II групп — на 50% по всем видам нотариальных действий;

3) граждане — за освидетельствование верности копий документов, подлинности

подписи на документах, за удостоверение доверенностей на получение пенсий и

пособий, а также по делам опеки и усыновления (удочерения);

4) граждане — за удостоверение завещаний и договоров дарения имущества в

пользу государства;

5) общественные организации инвалидов по всем нотариальным действиям;

6) граждане — за выдачу свидетельств о праве на наследство жилого дома,

квартиры, если эти лица проживали совместно с наследователем на день смерти

наследодателя и продолжают проживать в этом доме, в этой квартире;

7) финансовые и налоговые органы — за выдачу им свидетельств о праве

государства на наследство.

Тема 19. Таможенная пошлина и сборы

Таможенная пошлина — косвенный налог, взимаемый государственными

органами, таможенными службами с импортируемых, провозимых через

Государственную границу товаров по ставкам таможенного тарифа. Таможенные сборы

— дополнительные сборы, взимаемые сверх таможенных тарифов.

Таможенный тариф — совокупность ставок таможенных пошлин,

применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской

Федерации при ввозе товаров на таможенную территорию РФ и при вывозе товаров с

этой территории.

Основной целью применения таможенного тарифа являются:

1) регулирование товарной структуры импорта;

2) поддержание рационального соотношения экспорта и импорта, валютных доходов

и расходов;

3) защита отечественной экономики от неблагоприятного воздействия

иностранного производства и конкуренции;

4) создание условий для интеграции Российской Федерации в мировую экономику.

Таможенный тариф — это инструмент торговой политики и государственного

регулирования внутреннего рынка товаров при его взаимодействии с мировым

рынком. Основным документом, регулирующим вопросы таможенного дела, является

Таможенный кодекс (1993 г.), который определяет экономические, правовые и

организационные вопросы таможенной деятельности.

По экономическому содержанию таможенные пошлины делят на:

• ввозные (импортные);

• вывозные (экспортные);

• транзитные таможенные пошлины (используются для покрытия издержек по

контролю за транзитом иностранных грузов).

Законом РФ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О таможенном

тарифе" и часть первую Налогового кодекса РФ" от 26 декабря 2001 года № 190-

ФЗ внесены изменения в отдельные статьи Закона РФ "О таможенном тарифе" (от

21 мая 1993 г № 5003-1). Так, ставки вывозных таможенных пошлин на нефть

теперь устанавливаются в следующем порядке.

Правительство РФ осуществляет мониторинг цен на нефть сырую марки "Юралс" на

мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) в целях

определения средней цены за период мониторинга.

Периодом мониторинга цен на нефть на мировых рынках нефтяного сырья являются

каждые два календарных месяца начиная с 1 ноября 2001 года. Календарный год

включает 6 периодов мониторинга.

Ставки вывозных таможенных пошлин устанавливаются на срок 2 календарных месяца.

Новая ставка вывозной таможенной пошлины на нефть сырую устанавливается

Правительством РФ с учетом средней цены нефти марки "Юралс" на мировых рынках

нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) за последний период

мониторинга и вводится за окончанием периода мониторинга.

Решения Правительства РФ об изменении ставки вывозной таможенной пошлины на

нефть должны быть опубликованы не позднее чем за 10 дней до введения их в

действие.

Ставки вывозной таможенной пошлины на нефть, устанавливаемые Правительством

РФ, не должны превышать размер предельной ставки пошлины, рассчитанной по

следующей схеме:

• при сложившейся за период мониторинга средней цене нефти сырой марки

"Юралс" на мировых рынках нефтяного сырья до 109,5 долларов США за 1 тонну

(включительно) — в размере 0%;

• при превышении сложившейся за период мониторинга средней цены нефти сырой

марки "Юрлас" на мировых рынках нефтяного сырья уровня 109,5 доллара США за 1

тонну, но не более 182,5 доллара США за 1 тонну (включительно) — в размере,

не превышающем 35% от разницы между сложившейся за период мониторинга средней

ценой нефти в долларах США за 1 тонну и 109,5 доллара США;

• при превышении сложившейся за период мониторинга средней цены нефти на

мировых рынках уровня 182,5 доллара США за 1 тонну — в размере, не

превышающем суммы 25,53 доллара США и 40% от разницы между сложившейся за

период мониторинга средней ценой нефти в долларах США за 1 тонну и 182,5

доллара США. Если цена установлена за баррель нефти, то ее, как правило,

пересчитывают в тонны.

Таможенные пошлины по всем видам товаров и тарифов поступают в федеральный

бюджет Российской Федерации.

От уплаты таможенной пошлины и сборов освобождены прокуратура, органы

государственной власти, налоговые, финансовые, таможенные органы и органы по

валютному контролю.

Тема 20. Местные налоги, их характеристика и роль в формировании доходов бюджета

Местные налоги и сборы имеют своей задачей создание стабильных источников

доходов местных бюджетов. Местные налоги поступают, как правило, в местные

бюджеты полностью (за незначительным исключением). С этой целью в Бюджетном

кодексе Российской Федерации предусмотрен ряд местных налогов, отнесенных к

категории собственных налоговых доходов. Налоговый кодекс Российской

Федерации (ст. 15) к местным относит следующие налоги: земельный налог; налог

на имущество физических лиц; налог на рекламу; налог на наследование или

дарение; местные лицензионные сборы.

Приведем характеристику отдельных местных налогов и их роль в формировании

доходов бюджетов в соответствии с законодательством.

Земельный налог

Закон РФ "О плате за землю" был принят 11 октября 1991 г. № 1738-1.

Инструкция Государственной налоговой службы РФ утверждена 17 апреля 1995 г. №

39 "По применению Закона РФ "О плате за землю". Земельный кодекс Российской

Федерации принят 25 октября 2001 года.

В соответствии с Законом РФ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую

Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства РФ о налогах и

сборах" в 2002 году вводится единый сельскохозяйственный налог. Единый

сельскохозяйственный налог заменяет собой ряд старых налогов, по НДС, акцизы,

налог на имущество, лицензионные сборы и таможенные пошлины сохраняются.

Плата за землю — это особый вид налога, включающий:

• арендную плату;

• нормативную цену земли.

Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов,

облагаются ежегодным земельным налогом. Размер земельного налога не зависит

от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, земледельцев и

землепользователей.

Земельный налог устанавливается в виде стабильных платежей за единицу

земельной площади в расчете на год.

За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Для покупки и выкупа

земельных участков устанавливается нормативная цена земли.

Плательщиками земельного налога являются организации независимо от их

организационно-правовых форм и форм собственности.

Объектом обложения земельного налога являются земельные участки, части

земельных участков, земельные доли (при общей долевой собственности на

земельный участок), предоставленные юридическим лицом и гражданам в

собственность, владение или пользование (аренду).

Земельный налог взимается в расчете на год с облагаемой налогом земельной

площади. В облагаемую налогом площадь включаются земельные участки, занятые

строениями и сооружениями, участки, необходимые для их содержания, а также

санитарно-защитные зоны объектов, технические и другие зоны. Основанием для

установления и взимания налога и арендной платы за землю является документ,

удостоверяющий право собственности, владения или пользования (аренды) земельным

участком.

Земельный налог различается по землям сельскохозяйственного и

несельскохозяйственного назначения.

Ставки земельного налога и арендной платы установлены Законом РФ от 11

октября 1991 г. № 1738-1 "О плате за землю". Сейчас они применяются с учетом

постановления Правительства РФ "Об индексации ставок земельного налога".

Юридические лица ежегодно до 1 июля представляют в государственные налоговые

инспекции по месту нахождения облагаемых объектов расчеты причитающихся с них

платежей налога в текущем году по установленной форме.

Исчисление земельного налога гражданам производится государственными

налоговыми инспекциями, которые ежегодно до 1 августа вручают им платежные

извещения об уплате налога.

Плательщики уплачивают земельный налог в 2 срока: не позднее 15 сентября и 15

ноября.

Размер и сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются договором.

Порядок определения нормативной цены земли установлен постановлением

Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. № 1204 "О порядке определения

нормативной цены земли".

Федеральным законом от 14 декабря 2001 г. № 163-ФЗ "Об индексации ставок

земельного налога" установлено, что ставки земельного налога и арендной

платы, действующие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий

земель с коэффициентом 2.

По Закону от 27 декабря 2000 г. № 150-ФЗ перечисляют земельный налог на

счета, открытые в органах казначейства с последующим их распределением между

уровнями бюджетной системы РФ в размерах:

• в Федеральный бюджет — 30%;

• в бюджеты субъектов Федерации (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга) —

20%;

• в бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга — 70%;

• в бюджеты городов и поселков и иных муниципальных образований — 30%.

Налог на имущество физических лиц

Налог на имущество физических лиц установлен Законом РФ от 9 декабря 1991 г.

"О налоге на имущество физических лиц".

Плательщиками налога являются физические лица, имеющие в собственности

объекты налогообложения — жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения,

помещения и сооружения, моторные лодки, вертолеты, самолеты и другие

транспортные средства (за исключением автомобилей, мотоциклов и других машин),

находящиеся на праве собственности у физического лица.

Ставки налога устанавливаются органами власти субъекта Федерации.

От налога на имущество освобождаются Герои Советского Союза, Герои России,

участники Отечественной войны, инвалиды I и II группы, пенсионеры. Налог

зачисляется полностью в местный бюджет.

Налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения, выплачивают

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2007
Использовании материалов
запрещено.