РУБРИКИ

Лекция: Бюджетная система РФ

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Лекция: Бюджетная система РФ

субсидий любыми средствами. Они необ­ходимы в тех населенных пунктах, где в

силу сложившихся ус­ловий и проводимой политики в области охраны окружающей

среды, наличия исторических памятников и других причин, экономический

потенциал не может быть расширен в таких размерах, чтобы обеспечить

территориальное формирование до­ходов. Местные же источники не в состоянии

обеспечить по­крытие необходимых расходов. Примером могут служить города и

поселки-курорты, города — исторические и архитектурные заповедники, научные

центры и др. Субвенции же следует выда­вать целевым назначением на

определенные мероприятия, на осуществление которых на местах не хватает

средств.

Помимо отчислений от государственных доходов и налогов, трансфертов, дотаций,

субсидий и субвенций, значительным ис­точником формирования доходной базы

территориальных бюд­жетов являются средства, полученные из других бюджетов.

В по­рядке взаимных расчетов часть средств передается из выше­стоящего бюджета в

нижестоящий.

В значительной степени этот вид доходов в последние деся­тилетия заменял

прямую дотацию. Из всех регулирующих дохо­дов этот источник наименее пригоден

для обеспечения террито­риальных бюджетов финансовыми ресурсами. Если

отчисления от государственных доходов и налогов, трансферты, дотации,

субвенции и субсидии заранее планируются в доходах этих бюд­жетов, то

средства, передаваемые им в процессе исполнения бюджета, ставят их в еще

большую зависимость от вышестоящих бюджетов.

Общую схему собственных и регулирующих доходов территориальных бюджетов можно

представить в следующем виде (рис. 2.2.).

Доходы территориальных бюджетов

Собственные доходы

Регулирующие доходы

Лекция: Бюджетная система РФ

Налоговые доходы, закрепленные за соответствующим бюджетомНеналоговые доходы соответствующего бюджета

Отчисления от федеральных и региональных налогов Средства из фондов финансовой поддержки регионов Дотации, субвенции, из вышестоящих бюджетов Средства, полученные из вышестоящего бюджета в порядке взаимных расчетов

Рис. 2.2. Общая схема собственных и регулирующих доходов территориальных

бюджетов.

Тема 8. Бюджетный федерализм — основа построения бюджетной системы Российской

Федерации

Согласно Конституции страны Россия является федеративным государством.

Субъектами Российской Федерации являются республики в составе Российской

Федерации, края, области, автономные округа, автономная область, города

Москва и Санкт-Петербург.

Согласно Конституции РФ должны быть разграничены предметы ведения и

полномочия между органами государственной власти Российской Федерации и

органами субъектов Федерации, в том числе в области бюджета.

Бюджетный федерализм — это разграничение полномочий между центральными

органами власти, властями субъектов Федерации и органами местного

самоуправления в формировании и исполнении бюджетов различных уровней.

Разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее

субъектами — основной принцип федерализма, предусмотренный в ст. 11

Конституции Российской Федерации, федеративных и иных (двусторонних)

договорах между Российской Федерацией и ее субъектами.

Правовой формой разграничения предметов ведения и полномочий между органами

государственной власти Российской Федерации и субъектов России является

заключенный между ними федеративный договор и иные (двусторонние) договоры. В

гл. 3 Конституции Российской Федерации перечислены все субъекты Российской

Федерации: 21 республика, 6 краев, 50 областей, в том числе одна автономная

область, 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), 10

автономных округов. Статус республики определяется Конституцией Российской

Федерации и конституцией республики, статус края, области, города

федерального значения, автономной области, автономного округа определяется

Конституцией Российской Федерации и уставом субъекта РФ.

Согласно ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся:

• федеральная государственная собственность и управление ею;

• установление основ федеральной политики и федеральные программы в области

государственного, экономического, экологического, социального, культурного и

национального развития Российской Федерации;

• установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное,

таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики,

федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

• федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы;

• федеральные фонды регионального развития;

• внешняя политика и международные отношения РФ, международные договоры РФ;

• внешнеэкономические отношения РФ;

• оборона и безопасность.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации

находятся (в соответствии со ст. 72 Конституции):

• вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и

другими природными ресурсами;

• разграничение государственной собственности;

• координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства

и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение;

• установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

• установление общих принципов организации системы органов государственной

власти и местного самоуправления;

• координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской

Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

Важную роль в бюджетной системе России играет местное самоуправление. В

соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление

обеспечивает самостоятельное решение вопросов местного значения, владение,

пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное

самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других

территориях с учетом исторических и иных местных традиций.

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной

собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет,

устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного

порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Органы местного

самоуправления в соответствии со ст. 132 Конституции Российской Федерации

могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей

необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

Одним из недостатков в реализации федерализма наблюдается несоответствие

законов и решений субъектов РФ нормам федерального законодательства,

несоблюдение федеральных законов в ряде регионов. В целях укрепления

исполнительной вертикали, повышения эффективности деятельности федеральных

органов государственной власти и улучшения контроля за исполнением

федеральных законов в России создано 7 федеральных округов. Каждый из них

возглавляет полномочный представитель Президента Российской Федерации.

Согласно Указу Президента полномочный представитель федерального округа

выполняет следующие функции:

• обеспечивает координацию деятельности федеральных органов исполнительной

власти в федеральном округе;

• организует взаимодействие федеральных органов исполнительной власти с

органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами

местного самоуправления, общественными и религиозными объединениями;

• разрабатывает совместно с межрегиональными экономическими ассоциациями

программы социально-экономического развития территорий в пределах

федерального округа;

• организует контроль за исполнением федеральных законов, указов и

распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ за

реализацией федеральных программ в федеральном округе;

• согласовывает проекты решений федеральных органов государственной власти,

затрагивающих интересы федерального округа или субъекта РФ, находящегося в

пределах этого округа; принимает участие в работе органов государственной

власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, находящихся в пределах

федерального округа; вносит Президенту РФ предложения о приостановлении

действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ, находящихся в

пределах федерального округа, в случае противоречия этих актов Конституции

РФ, федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушениям прав

и свобод человека и гражданства РФ.

Бюджетный федерализм реализуется главным образом в ходе бюджетного процесса,

при формировании бюджетных доходов и расходовании бюджетных средств.

Бюджетный федерализм основывается на следующих основных принципах:

1) законодательном разграничении полномочий между органами власти всех

уровней по формированию доходов и расходов бюджетов;

2) обеспечении органов власти соответствующего уровня необходимыми

финансовыми ресурсами для выполнения ими возложенных на них функций;

3) обеспечении вертикального и горизонтального выравнивания доходов всех

звеньев бюджетной системы;

4) самостоятельности и равноправии каждого бюджета, входящего в бюджетную

систему. Этот принцип предполагает самостоятельность бюджетного процесса, в

том числе в определении использования бюджетных средств, подконтрольности

исполнения бюджета соответствующим представительным органом власти;

5) организации межбюджетных отношений в рамках бюджетной системы РФ.

В основе межбюджетных отношений лежат следующие положения:

• распределение и закрепление расходов бюджетов по определенным уровням

бюджетной системы — закрепление расходов за федеральным бюджетом, за бюджетами

субъектов Федерации, исключительно за местными бюджетами;

• разграничение (закрепление на постоянной основе и распределение по

временным нормативам) регулирующих доходов по уровням бюджетной системы РФ;

• равенство бюджетных прав субъектов Российской Федерации, равенство

бюджетных прав муниципальных образований;

• выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов

Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом;

• равенство местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов

Российской Федерации.

Тема 9. Бюджетная классификация

9.1. Понятие бюджетной классификации и ее состав

Бюджетные доходы и расходы разнообразны. Для составления отчетов об

исполнении бюджетов и обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех

уровней бюджетной системы Российской Федерации используется единая бюджетная

классификация Российской Федерации, утвержденная Федеральным законом от 15

августа 1996 г. № 115-ФЗ "О бюджетной классификации РФ" и Законом РФ от 8

августа 2001 г. "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О

бюджетной классификации Российской Федерации" № 127-ФЗ.

Бюджетная классификация Российской Федерации — это группировка доходов и

расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников

финансирования дефицитов бюджетов. Она обеспечивает сопоставимость показателей

бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Состав бюджетной классификации РФ можно объяснить так: бюджетная

классификация включает в свой состав:

1. Классификацию доходов бюджетов Российской Федерации.

2. Функциональную классификацию расходов бюджетов Российской Федерации.

3. Экономическую классификацию расходов бюджетов Российской Федерации.

4. Ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

5. Классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов

Российской Федерации.

6. Классификацию внешнего финансирования дефицита федерального бюджета.

7. Классификацию видов государственных внутренних долгов Российской Федерации

субъектов Российской Федерации, унитарных образований.

8. Классификацию видов государственного внешнего долга Российской Федерации и

государственных внешних активов Российской Федерации.

Бюджетная классификация построена таким образом, группировка показателей дает

представление о доходах, расходах бюджета, внутреннем и внешнем долге и др.

Бюджетная классификация, обязательная для всех учреждений и организаций страны.

Бюджетная классификация Российской Федерации в части классификации доходов

бюджетов РФ, функциональной классификации расходов бюджетов РФ, экономической

классификации расходов бюджетов РФ, классификации источников финансирования

дефицитов бюджетов РФ является единой для бюджетов всех уровней бюджетной

системы России.

Классификация видов расходов бюджета образует уровень функциональной

классификации расходов бюджета РФ и детализирует направления финансирования

расходов бюджета по целевым статьям.

Экономическая классификация расходов бюджетов РФ является группировкой

расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ по их экономическому

содержанию — текущие экономические расходы, капитальные расходы, предоставление

кредитов, выплата процентов, капитальные вложения в основной капитал, закупки

товаров, субсидии.

Классификация источников финансирования дефицита бюджета является

группировкой заемных средств, привлекаемых Россией, субъектами РФ и органами

местного самоуправления для покрытия дефицитов бюджетов.

Ведомственная классификация расходов федерального бюджета является

группировкой расходов, отражающей распределение бюджетных средств по

распорядителям средств бюджета. Этот перечень утверждается законом о

федеральном бюджете на очередной финансовый год, в том числе затраты на

содержание государственных комитетов, министерств, ведомств, т.е. выделение

средств адресно.

Законодательство РФ устанавливает пределы применения бюджетной классификации

и ее различных частей.

Так, классификация доходов бюджетов РФ, функциональная, экономическая

классификация расходов, классификация источников внутреннего финансирования

дефицитов бюджетов, классификация видов государственных внутренних долгов РФ

и субъектов Федерации являются едиными и используются при составлении,

утверждении и исполнении бюджетов всех уровней, а также при составлении

консолидированных бюджетов всех уровней.

При этом законодательные (представительные) органы субъектов Федерации и

органы местного самоуправления вправе при утверждении соответствующих

бюджетов производить дальнейшую детализацию бюджетной классификации, не

нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации РФ.

Федеральный закон "О бюджетной классификации Российской Федерации"

устанавливает пределы применения бюджетной классификации и ее отдельных

частей.

Законодательные (представительные) органы субъектов Федерации и органы

местного самоуправления вправе производить дальнейшую детализацию своих

бюджетов, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной

классификации РФ.

9.2. Классификация доходов бюджета

Рассмотрим отдельные классификационные группировки бюджета.

Классификация доходов бюджетов является группировкой доходов бюджетов

всех уровней бюджетной системы и основывается на законодательных актах

Российской Федерации, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех

уровней бюджетной системы.

В составе доходов бюджетов выделяются следующие основные группы:

• налоговые доходы;

• неналоговые доходы;

• безвозмездные перечисления;

• доходы целевых бюджетных фондов.

Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды

доходов по источникам и способам получения, в том числе налоговые доходы по

видам налогов, неналоговые доходы по видам доходов. Налоги делятся также на

прямые и косвенные.

Наряду с налоговыми и неналоговыми доходами в бюджетах учитываются доходы от

использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной

собственности. Учитываются и зачисляются, в бюджеты также средства,

получаемые в процессе приватизации государственного и муниципального

имущества.

Зачисляются в доход бюджетов штрафы, как правило, в местные бюджеты, суммы

конфискаций, в принудительном порядке изымаемые в доход бюджетов в

соответствии с законодательством и решениями судов.

Налоговые доходы подразделяются на собственные и регулирующие.

Собственные доходы бюджетов — доходы, закрепленные законодательно

на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами.

Финансовая помощь бюджетам не относится к собственным доходам бюджета.

Регулирующие доходы бюджетов — виды доходов, получаемые бюджетами

в форме отчислений от собственных доходов бюджетов других уровней бюджетной

системы в соответствии с установленными на определенный срок нормативами

отчислений.

Нормативные отчисления определяются законом о бюджете того уровня бюджетной

системы, который передает собственные доходы, либо законом о бюджете того

уровня, который распределяет доходы бюджета другого уровня.

Установлены базовые нормативы отчислений в бюджеты субъектов Российской

Федерации от таких налогов, как:

• налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), производимые

(выполняемые, оказываемые) на территории РФ;

• налога на прибыль предприятий (организаций);

• подоходного налога с физических лиц;

• акцизов на спирт, водку и ликероводочные изделия, вырабатываемые на

территории РФ;

• акцизов на товары, вырабатываемые на территории РФ;

• других федеральных налогов, подлежащих распределению между бюджетами разных

уровней.

9.3. Функциональная классификация расходов бюджета

Функциональная классификация расходов бюджетов РФ является группировкой

расходов бюджетов и отражает направление бюджетных средств на выполнение

основных функций государства, в том числе на финансирование реализации

нормативных правовых актов, принятых организациями государственной власти РФ и

органами государственной власти субъектов РФ, на финансирование осуществления

отдельных государственных полномочий, передаваемых на иные уровни власти.

Отдельно выделяются расходы на содержание Президента РФ и полномочных

представителей Президента РФ, Совета Федерации, Правительства РФ, Прокуратуры,

судов, фундаментальных исследований.

Первым уровнем функциональной классификации расходов бюджетов РФ являются

разделы, определяющие расходование бюджетных средств: на государственное и

местное управление, средств на выполнение функций государства, государственное

управление и др. Функциональная классификация расходов бюджетов включает

следующие разделы:

• государственное управление и местное самоуправление;

• судебная власть;

• международная деятельность;

• национальная оборона;

• правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства;

• фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

• промышленность, энергетика и строительство;

• сельское хозяйство и рыболовство;

• охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология,

картография и геодезия;

• транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика;

• развитие рыночной инфраструктуры;

• жилищно-коммунальное хозяйство;

• предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных

бедствий;

• образование;

• культура, искусство и кинематография;

• средства массовой информации;

• здравоохранение и физическая культура;

• социальная политика;

• обслуживание государственного долга;

• пополнение государственных запасов и резервов;

• финансовая помощь бюджетам других уровней;

• утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных

договоров;

• мобилизационная подготовка экономики;

• исследование и использование космического пространства;

• прочие расходы;

• целевые бюджетные фонды.

В классификации расходов выделяются прочие расходы (резервные фонды

Президента РФ, Правительства РФ, расходы на проведение выборов и референдумов,

государственная поддержка завоза жильцов в районы Крайнего Севера).

Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации и

органы местного самоуправления могут делать дальнейшую детализацию объектов

бюджетной классификации РФ в части целевых статей и видов расходов, не

нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации РФ.

Классификация целевых статей расходов федерального бюджета образует третий

уровень функциональной классификации расходов бюджетов и отражает

финансирование расходов федерального бюджета по конкретным направлениям

деятельности распорядителей средств.

9.4. Экономическая и ведомственная классификация расходов бюджета

Экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации

является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы

Российской Федерации по их экономическому содержанию. Классификация включает

следующие разделы: 1)текущие расходы; 2)капитальные расходы; 3) капитальный

ремонт; 4) приобретение земли; 5) предоставление кредитов.

В свою очередь подразделы включают виды расходов, подразделяемые на статьи

затрат.

Ведомственная классификация расходов федерального бюджета,

бюджетов других уровней является группировкой расходов, отражающей

распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств бюджетов, по

разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной

классификации расходов бюджетов РФ, предметным статьям и элементам расходов

экономической классификации расходов бюджетов РФ. Перечень главных

распорядителей средств федерального бюджета утверждается федеральным законом;

перечень распорядителей средств бюджетов Федерации и средств местных бюджетов

утверждается соответственно органом исполнительной власти субъекта Федерации и

органом местного самоуправления.

Тема 10. Структура доходов и расходов федерального

бюджета

Федеральный бюджет — ведущее звено бюджетной системы Российской

Федерации, в котором объединены основные финансовые категории (налоги,

государственный кредит, государственные расходы).

Федеральный бюджет является основным финансовым планом государства на

финансовый год, имеющий силу закона после его утверждения Федеральным

Собранием (Парламентом) Российской Федерации.

По экономическому содержанию федеральный бюджет представляет собой форму

образования и использования Централизованного фонда денежных средств

Российской Федерации.

Доходы федерального бюджета

Доходы федерального бюджета — это денежные средства, поступающие в

безвозмездном порядке в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством

Российской Федерации в распоряжение федеральных органов государственной власти

РФ.

В доходы федерального бюджета зачисляются:

• собственные налоговые доходы федерального бюджета, за исключением налоговых

доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней

бюджетной системы Российской Федерации;

• собственные неналоговые доходы;

• остаток средств на конец предыдущего года;

• доходы от бюджетных фондов;

• прочие доходы.

К налоговым доходам федерального бюджета относятся:

• федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются

налоговым законодательством Российской Федерации, а пропорции их

распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных

уровней бюджетной системы Российской Федерации ут­верждаются федеральным

законом о федеральном бюдже­те на очередной финансовый год;

• таможенные пошлины, таможенные сборы и иные тамо­женные платежи;

• государственная пошлина в соответствии с законодатель­ством Российской

Федерации;

К неналоговым доходам федерального бюджета относятся:

• доходы от использования имущества, находящегося в го­сударственной

собственности, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями,

находящимися в ведении» органов государственной власти Российской Федерации;

• доходы от продажи имущества, находящегося в государ­ственной собственности,

— в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами и

другими нормативными правовыми актами органов государствен­ной власти

Российской Федерации;

• часть прибыли унитарных предприятий, созданных Рос­сийской Федерацией,

остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, — в размерах,

устанавли­ваемых Правительством Российской Федерации;

• прибыль Банка России — по нормативам, установленным федеральными законами;

• доходы от внешнеэкономической деятельности;

• доходы от реализации государственных запасов и резервов.

Расходы федерального бюджета

Расходы федерального бюджета — это денежные средства, направляемые из

федерального бюджета на финансовое обеспечение задач и функций государства.

Практически расходы федерального бюджета — это денежные средства,

направляемые из федерального бюджета на финансирование затрат

общегосударственного характера, предусмотренных в Законе о федеральном бюджете

на соответствующий финансовый год. Они выражают экономические отношения,

связанные с распределением и перераспределением национального дохода,

используемого на общегосударственные цели.

Расходы федерального бюджета классифицируют:

1) по экономической роли в процессе воспроизводства — на затраты, связанные с

финансированием материального производства и содержанием непроизводственной

сферы;

2) по функциональному назначению — на затраты на содержание аппарата

управления, финансирование народного хозяйства, социально-культурных

мероприятий, обороны страны, правоохранительную деятельность, фундаментальные

исследования и др.

В составе расходов бюджета в зависимости от их экономического содержания

выделяют текущие расходы и капитальные расходы.

Капитальные расходы бюджета — часть расходов бюджета, обеспечивающая

инновационную и инвестиционную деятельность. Сюда включаются статьи расходов,

предназначенных для инвестиций (капитальных вложений) на воспроизводство

основных фондов, их капитальный ремонт.

Текущие расходы бюджета — часть расходов бюджета, обеспечивающая текущее

функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений,

состоящих на бюджетном финансировании из федерального бюджета, оказание

государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в

форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее финансирование.

В соответствии с действующим в Российской Федерации законодательством

исключительно из федерального бюджета финансируются следующие виды

расходов:

• обеспечение деятельности Президента Российской Феде­рации, Федерального

Собрания Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации,

Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, феде­ральных органов

исполнительной власти и их территори­альных органов;

• функционирование федеральной судебной системы;

• осуществление международной деятельности в общефеде­ральных интересах

(финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений

с между­народными финансовыми организациями, международ­ного культурного,

научного и информационного сотруд­ничества федеральных органов исполнительной

власти, взносы Российской Федерации в международные органи­зации, другие

расходы в области международного сотруд­ничества);

• национальная оборона и обеспечение безопасности госу­дарства,

осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;

• фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

государственная поддержка железнодорожного, воздуш­ного и морского транспорта;

• государственная поддержка атомной энергетики;

• ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и сти­хийных бедствий

федерального масштаба;

• исследование и использование космического пространства;

• содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в

ведении органов государственной власти Российской Федерации;

формирование федеральной собственности;

• обслуживание и погашение государственного долга Рос­сийской Федерации;

• компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату

государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих

финансирова­нию в соответствии с законодательством Российской Фе­дерации за

счет средств федерального бюджета;

• пополнение государственных запасов драгоценных метал­лов и драгоценных

камней, государственного материаль­ного резерва;

• проведение выборов и референдумов Российской Федерации;

• федеральная инвестиционная программа;

• обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти,

приведших к увеличению бюд­жетных расходов или уменьшению бюджетных доходов

бюджетов других уровней;

• обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий,

передаваемых на другие уровни власти;

• финансовая поддержка субъектов Российской Федерации;

• официальный статистический учет и др.

Кроме того, средства федерального бюджета используются для финансирования

мероприятий регионального и местного значе­ния, включаемых в целевые

региональные и местные программы.

По согласованию с региональными и местными органами власти совместно за счет

средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации

и средств местных бюджетов финансируются следующие виды расходов:

• государственная поддержка отраслей промышленности, строительства и

строительной индустрии, сельского хо­зяйства, автомобильного и речного

транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;

• обеспечение правоохранительной деятельности;

обеспечение противопожарной безопасности;

научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-

изыскательские работы, обеспечивающие науч­но-технический прогресс;

• обеспечение социальной защиты населения;

• обеспечение охраны окружающей природной среды, ох­раны и воспроизводства

природных ресурсов, обеспече­ние гидрометеорологической деятельности;

• обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных

ситуаций и стихийных бедствий межре­гионального масштаба;

• развитие рыночной инфраструктуры;

• обеспечение развития федеративных и национальных от­ношений;

• обеспечение деятельности избирательных комиссий субъ­ектов Российской

Федерации в соответствии с законода­тельством Российской Федерации;

• обеспечение деятельности средств массовой информации;

• финансовая помощь другим бюджетам;

• прочие расходы, находящиеся в совместном ведении Рос­сийской Федерации,

субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Тема 11. Региональные бюджеты

Региональные бюджеты — центральное звено территориальных бюд­жетов. Они

предназначены для финансового обеспечения задач, воз­ложенных на

государственные органы управления субъекта Россий­ской Федерации.

В современных условиях все в большей степени региональ­ные органы власти

призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие

производственной и не­производственной сфер на подведомственных территориях.

Зна­чительно возрастает их координационная функция в экономиче­ском и

социальном развитии территорий.

В последнее десятилетие наблюдается регионализация эконо­мических и

социальных процессов. Все в большей мере функ­ции регулирования этих процессов

переходят от центральных уровней государственной власти к региональным. Поэтому

роль региональных бюджетов усиливается, а сфера их использования расширяется.

Через региональные бюджеты государство активно проводит экономическую

политику. На основе предоставления регио­нальным органам власти средств для

увеличения их бюджетов осуществляется финансирование промышленности,

сельского хозяйства, строительства и содержания дорог, охраны окружаю­щей

среды. При этом круг финансируемых мероприятий расши­ряется.

С помощью региональных бюджетов государство осуществ­ляет выравнивание уровней

экономического и социального раз­вития территорий, которые в результате

исторических, геогра­фических, военных и других условий отстали в своем

экономи­ческом и социальном развитии от других районов страны. Для преодоления

такой отсталости разрабатываются региональные программы, финансируемые

из региональных бюджетов.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ доходы регио­нальных

бюджетов формируются за счет собственных и регули­рующих доходов.

Собственные доходы включают следующие региональные налоги и сборы:

• налог на имущество предприятий;

• налог на недвижимость;

• дорожный налог;

• транспортный налог;

• налог с продаж;

• налог на игорный бизнес;

• региональные лицензионные сборы.

К собственным доходам относятся также доходы от исполь­зования имущества,

находящегося в собственности субъектов РФ, и доходы от платных услуг,

оказываемых бюджетными уч­реждениями, находящимися в ведении органов

государственной власти субъектов РФ.

Регулирующие доходы включают отчисления от федеральных налогов и сборов,

распределенных к зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по

нормативам, определен­ным федеральным законом о федеральном бюджете на

очеред­ной финансовый год, а также дотаций, субвенций, субсидий и трансфертов,

полученных за счет средств федерального бюджета.

Основные направления использования средств региональных бюджетов:

• обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и

исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

• обслуживание и погашение государственного долга субъ­ектов Российской

Федерации;

• проведение выборов и референдумов субъектов Россий­ской Федерации;

• обеспечение реализации региональных целевых программ;

• формирование государственной собственности субъектов Российской Федерации;

• осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов

Российской Федерации;

содержание и развитие предприятий, учреждений и орга­низаций, находящихся в

ведении органов государствен­ной власти субъектов Российской Федерации;

• обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов Российской

Федерации;

• оказание финансовой помощи местным бюджетам;

• обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий,

передаваемых на муниципальный уровень;

• компенсация дополнительных расходов, возникших в ре­зультате решений,

принятых органами государственной власти субъектов Российской Федерации,

приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюд­жетных доходов

местных бюджетов.

Тема 12. Местные бюджеты

Местное самоуправление — обязательный компонент демокра­тического

государственного строя. Оно осуществляется самим на­селением через свободно

избранные им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных на

местные представи­тельные и исполнительные органы, они наделяются

определен­ными имущественными и финансово-бюджетными правами.

Финансовой базой местных органов власти являются их бюджеты. Бюджетные и

имущественные права, предоставленные этим органам, дают им возможность

составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться

передан­ными в их ведение предприятиями и получать от них доходы.

Местные бюджеты — один из главных каналов доведения до населе­ния

конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления

распределяются между отдельными группами на­селения. Из этих бюджетов в

известной мере финансируется и разви­тие отраслей производственной сферы, в

первую очередь местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем

продук­ции и услуги которых также являются важным компонентом обеспечения

жизнедеятельности населения.

Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в

их назначении. Они выполняют следующие функции:

• формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением

деятельности местных органов власти;

• распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;

• контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций

и учреждений, подведомственных этим органам власти.

Важное значение имеют местные бюджеты в осуществлении общегосударственных

экономических и социальных задач — в первую очередь в распределении

государственных средств на со­держание и развитие социальной инфраструктуры

общества. Эти средства проходят через систему местных бюджетов, включаю­щих

более 29 тысяч городских, районных, поселковых и сель­ских бюджетов.

Осуществление государством социальной поли­тики требует больших материальных и

финансовых ресурсов.

В основе распределения общегосударственных денежных ре­сурсов между звеньями

бюджетной системы заложены принци­пы самостоятельности местных бюджетов, их

государственной финансовой поддержки. Исходя из этих принципов доходы

ме­стных бюджетов формируются за счет собственных и регули­рующих источников

доходов.

Собственные доходы не являются основными источниками формирования

местных бюджетов. В состав собственных доходов местных бюджетов входят:

Местные налоги и сборы:

• земельный налог;

• налог на имущество физических лиц;

• налог на рекламу;

• налог на наследство или дарение;

• местные лицензионные сборы.

В свою очередь, земельный налог включает:

1) земельный на­лог и арендную плату за земли сельскохозяйственного

назначе­ния, включая сельскохозяйственные угодья в составе лесного фонда;

2) земельный налог и арендную плату за земли несель­скохозяйственного,

назначения;

3) доходы от централизации средств земельного налога и арендной платы за

земли сельскохозяйственного назначения, земли городов и других населенных

пунктов;

4) возмещение потерь сельскохозяйственного произ­водства, связанных с

изъятием сельскохозяйственных угодий.

Доходы от приватизации (собственности, принадлежащей муниципальным

образованиям), в том числе:

• доходы от приватизации объектов государственной и му­ниципальной

собственности;

• доходы от продажи земли;

• доходы от продажи квартир гражданам.

Средства обязательного медицинского страхования, средства внебюджетных и

отраслевых фондов.

Местные органы власти заинтересованы в собственных ис­точниках доходов. Они

позволяют шире проявлять хозяйствен­ную инициативу, добиваться увеличения

платежей в бюджет.

Постоянно увеличивающиеся расходы местных бюджетов при недостаточном

росте объема собственных доходов вызывали необходимость наделения средствами

этих бюджетов. Это осу­ществлялось главным образом за счет регулирующих

источни­ков, т. е. средств, поступивших из источников вышестоящих бюджетов.

В число главных регулирующих доходов местных бюджетов входят отчисления:

• от налога на добавленную стоимость;

от акцизов;

от налога на прибыль (доход) предприятий;

• от подоходного налога с физических лиц.

Нормативы отчислений регулирующих доходов утверждаются вышестоящими

территориальными органами власти в зависимо­сти от общей суммы расходов

местного бюджета и объема его собственных доходов.

По объему и экономическому значению ведущее положение в доходах местных

бюджетов занимают отчисления от регули­рующих налогов. Их роль заключается не

только в обеспечении финансовыми ресурсами местных органов власти, но и в

повы­шении их заинтересованности в мобилизации средств в вышестоящий бюджет, в

повышении эффективности производства на подведомственной им территории.

Существующая система регулирования местных бюджетов имеет ряд достоинств. Она

позволяет обеспечить необходимыми средствами местные бюджеты независимо от

производительно­сти местных источников, создает предпосылки к выравниванию

уровней развития отдельных территориальных единиц, стимули­рует местные

органы власти к выполнению планов мобилизации федеральных и региональных

налогов.

В то же время используемый метод регулирования местных бюджетов

имеет недостатки. Основной из них — наличие эле­ментов субъективности при

формировании регулирующих дохо­дов местных бюджетов, что выражается в не всегда

объективном установлении величины нормативов отчислений от регулирующих налогов

и выборе их состава. Этот недостаток будет устра­нен с введением в практику

бюджетного планирования государ­ственных минимальных социальных и

финансовых норм. Речь идет о том, чтобы разработать и утвердить

нормы минимальной обес­печенности каждого жителя набором социальных благ, в том

числе по народному образованию, здравоохранению, жилищно-коммунальному

обслуживанию и т. д.

Эти нормы должны быть дифференцированы по отдельным регионам страны с учетом

климатических, исторических, этни­ческих особенностей и уровня обеспеченности

населения этими услугами.

Рост местных бюджетов непосредственно связан с процессом урбанизации,

следовательно, расширением социальной инфраструктуры. В общем объеме местных

бюджетов постоянно увеличивается удельный вес городских и поселковых

бюджетов.

Расходная часть местных бюджетов наиболее ярко отражает последствия

экономических и социальных процессов в стране. Главные стороны деятельности

местных органов власти — разработка и осуществление планов экономического и

социального развития на подведомственной им территории. Увеличение числа

поселений, особенно в новых районах освоения, осуществле­ние мероприятий по

развитию жилищно-коммунального хозяйства и улучшению благоустройства населенных

мест, влекут расширение расходов местных бюджетов. Возрастание расходов связано

с новым строительством и с повышением уровня затрат на содержание объектов

жилищно-коммунального и культурно-бытового назначения.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ исключительно из местных бюджетов

финансируются следующие функциональ­ные виды расходов:

• содержание органов местного самоуправления;

• формирование муниципальной собственности и управле­ние ею;

организация, содержание и развитие учреждений образо­вания, здравоохранения,

культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других

учреж­дений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов

местного самоуправления;

• содержание муниципальных органов охраны обществен­ного порядка;

• организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального

хозяйства;

• муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;

• благоустройство и озеленение территорий муниципаль­ных образований;

• организация утилизации и переработки бытовых отходов (за исключением

радиоактивных);

• содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов;

• организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся

в муниципальной собственно­сти или в ведении органов местного самоуправления;

• обеспечение противопожарной безопасности;

• охрана окружающей природной среды на территориях муниципальных образований;

• реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления;

• обслуживание и погашение муниципального долга;

• целевое дотирование населения;

• содержание муниципальных архивов;

• проведение муниципальных выборов и местных референ­думов.

Главным направлением использования средств местных бюджетов являются

расходы, связанные с жизнеобеспечением человека. Это расходы на

социально-культурные мероприятия, составляющие более половины всех расходов, и

на жилищно-коммунальное хозяйство — примерно треть всех расходов. Сле­дует

отметить, что в расходах консолидированного бюджета Российской Федерации на

жилищно-коммунальное хозяйство средства местных бюджетов составляют 70%, на

образование — 67% (на дошкольное воспитание — 83%, начальное и общее среднее

образование — 87%), на здравоохранение и физическую культуру — 55%, социальную

политику — 49%, культуру и искусство — 45%.

Роль местных бюджетов в финансировании отраслей народ­ного хозяйства

скромнее. Тем не менее, в общебюджетных рас­ходах на промышленность,

энергетику и строительство средства местных бюджетов составляют 8%, сельского

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2007
Использовании материалов
запрещено.