РУБРИКИ

Лекция: Бюджетная система РФ

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Лекция: Бюджетная система РФ

физические лица, которые принимают имущество, переходящее в их собственность

в порядке наследования или дарения. Объектами налогообложения являются жилые

дома, квартиры, дачи, садовые домики в садоводческих товариществах,

автомобили, другие транспортные средства, предметы антиквариата и искусства,

ювелирные и другие предметы. Налогообложение различается в зависимости от

правового основания перехода имущества.

Льготное налогообложение установлено при переходе имущества по

наследству. При налогообложении имущества, переходящего в порядке наследования,

закон предусматривает три группы наследников: наследники первой очереди,

наследники второй очереди и другие наследники.

Ставки налога установлены в зависимости от принадлежности к той или иной

группе наследников, а также в зависимости от стоимости имущества, переходящего

по наследству.

Налогоплательщики при уплате налога на имущество, переходящее в порядке дарения,

разделены на две группы: дети, родители, другие физические лица.

От налога освобождены — на имущество, переходящее в порядке наследования

или дарения супругу: жилые дома, квартиры в ЖСК, если наследники (одаряемые)

проживают в этих домах (квартирах) совместно с дарителями на день открытия

наследства или оформления договора дарения.

Освобождены от налога жилые дома, переходящие в порядке наследования

инвалидам I и I I групп.

Ставки налога для нежилых помещений для такой же суммарной инвентаризационной

стоимости составляют соответственно 0,1, 0,3 и 0,5%.

Установлены также ставки налога на водно-воздушные транспортные средства,

находящиеся в собственности физических лиц.

Таким образом, в 2000—2001 гг. заметно повышена устойчивость доходной части

федерального бюджета, взаимоотношения государства и предприятий, а также между

бюджетами разных уровней по формированию налоговых доходов сейчас

устанавливаются на нормативной основе. Нормативный принцип может быть

использован в разных формах — посредством взимания платежей за ресурсы или

через налогообложение предприятий и организаций. Некоторые недостатки в

формировании доходной части бюджетов, характерные для периода рыночных реформ,

объясняются ослаблением хозрасчетных начал в деятельности предприятий

(организаций) и органов управления.

Была понижена ответственность за выполнение финансовых показателей и

обязательств перед бюджетом.

Можно предположить, что механизм формирования доходной части бюджетов

деформирован также в связи с заменой налога с оборота налогом на добавленную

стоимость.

Налог на НДС стимулирует такие негативные явления, как рост цен и инфляция.

Тема 21. Неналоговые доходы бюджета

Доходы бюджетов разных уровней формируются за счет налоговых и неналоговых

доходов, а также доходов целевых внебюджетных фондов. Объем поступлений

неналоговых доходов и их виды устанавливается в соответствующих бюджетах.

Состав неналоговых доходов определяется Бюджетным кодексом РФ и включает:

1. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или

муниципальной собственности в том числе:

• средства, получаемые в виде арендной платы либо иной платы за сдачу во

временное владение и пользование или во временное пользование имущества,

находящегося в государственной или муниципальной собственности;

• средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на

счетах в кредитных организациях;

• средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной

или муниципальной собственности, под залог, в доверительное управление;

• средства от возврата государственных кредитов, бюджетных кредитов и

бюджетных ссуд, в том числе средства, получаемые от продажи имущества и

другого обеспечения, переданного получателями бюджетных кредитов, бюджетных

ссуд и государственных и муниципальных гарантий соответствующим органам

исполнительной власти в качестве обеспечения обязательств по бюджетным

кредитам, бюджетным ссудам и государственным и муниципальным гарантиям;

• плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим

бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и

платной основах;

• доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах

хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим

Российской Федерации, субъектам Российской Федерации и муниципальным

образованиям;

• часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий,

остающаяся после уплаты налогов или иных обязательных платежей;

• другие доходы от использования имущества, находящегося в государственной

или муниципальной собственности.

2. Доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося

в государственной или муниципальной собственности, в том числе:

• средства от продажи уставного капитала организаций, находящихся в

государственной или муниципальной собственности;

• средства от продажи акций, находящихся в собственности государства;

• доходы от реализации государственных запасов и резервов;

• доходы от продажи государственных производственных и непроизводственных

фондов, земли и нематериальных активов;

• иные доходы.

3. Доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами

государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными

учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов

исполнительной власти. Органов исполнительной власти субъектов Российской

Федерации, органов местного самоуправления.

4. Средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой,

административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы,

конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда,

причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации,

муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия.

5. Доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов

других уровней бюджетной системы Российской Федерации.

6. Иные неналоговые доходы.

Неналоговые доходы бюджетов разных уровней имеют существенные отличия от

налоговых поступлений. Порядок их установления, исчисления и взимания

регламентируется комплексом нормативных документов. Например, порядок

перечисления средств, получаемых в порядке приватизации государственного или

муниципального имущества, определяется законодательством Российской Федерации

о приватизации, а взимание отдельных санкций — Гражданским и Уголовным

кодексами Российской Федерации. Неналоговые доходы могут носить обязательный

и необязательный характер, взиматься на добровольной и принудительной основе.

У них не определены конкретные ставки, сроки уплаты, льготы и другие чисто

налоговые элементы.

Тема 22. Основы планирования бюджетных расходов

Финансируемые за счет бюджетных средств учреждения называются бюджетными.

Основные методы планирования бюджетных расходов:

• программно-целевой,

• нормативный.

Программно-целевой метод бюджетного планирования заключается в системном

планировании выделений бюджетных средств в соответствии с утвержденными

целевыми программами, составляемыми для осуществления экономических и

социальных задач. Этот метод планирования финансовых ресурсов способствует

соблюдению единого подхода к формированию и рациональному распределению фондов

финансовых ресурсов по конкретным программа и проектам, и их концентрации и

целевому использованию, улучшению контроля. Все это повышает уровень

эффективности освоения средств.

Объем средств, выделяемых для осуществления мероприятий и проектов, определяется

на основе сметного порядка планирования и финансирования. В основе

расчетов смет бюджетных учреждений лежат объемные показатели деятельности

(число коек, число учащихся, число групп, классов и т. д.), время

функционирования учреждений и финансовые нормы. При планировании мероприятий по

социальной защите населения (пенсии, пособия и др.) учитываются численность

получателей этих средств и установленные нормы выплат.

Нормативный метод планирования расходов и выплат используется в основном

при планировании средств на финансирование бюджетных мероприятий и составлении

смет бюджетных учреждений. Нормы устанавливаются законодательными или

подзаконными актами.

Такими нормами могут быть:

• денежное выражение натуральных показателей удовлетворения социальных

потребностей (например, нормы расходов на питание населения в бюджетных

учреждениях, обеспечение их медикаментами, мягким инвентарем и др.);

• нормы индивидуальных выплат (например, ставка заработной платы, размеры

пособий, стипендий и т. д.);

• нормы, в основе которых лежат средние статистические величины расходов за

ряд лет, а также материально-финансовые возможности общества в конкретном

периоде (например, нормы на содержание помещений, учебных расходов и т. д.).

Нормы могут быть обязательными (устанавливаются

правительством или территориальными органами власти) или факультативными

(устанавливаются ведомствами).

Бюджетные нормы могут быть простыми (для отдельных видов

расходов) и укрупненными (для совокупности расходов или для

учреждения в целом).

На основе натуральных показателей (численность обслуживаемых лиц, площадь

помещения и т. д.) и финансовых норм составляются бюджетные сметы расходов

, которые могут быть следующими:

индивидуальными — составляются для отдельного учреждения или

отдельного мероприятия;

общими — составляются для группы однотипных учреждений или мероприятий;

на централизованные мероприятия — разрабатываются ведомствами для

финансирования мероприятий, осуществляемых в централизованном порядке (закупка

оборудования, строительство, ремонт и т. д.);

сводными - объединяют и индивидуальные сметы, и сметы на

централизованные мероприятия, т. е. это сметы в целом по ведомству.

В смете бюджетного учреждения отражаются:

1) реквизиты учреждения (его наименование, бюджет, из которого производится

финансирование, подпись лица, утвердившего смету, печать учреждения и т. д.);

2) свод расходов (фонд зарплаты, материальные затраты, фонд производственного

и социального развития, фонд материального поощрения, другие фонды);

3) свод доходов (финансирование из бюджета, дополнительные платные услуги

населению, оказание услуг по договорам с организациями, прочие поступления);

4) производственные показатели учреждения;

5) расчеты и обоснования расходов и доходов.

Утвержденные сметы бюджетных учреждений являются их финансовыми планами на

определенный период времени.

Составление смет бюджетных учреждений позволяет решать следующие задачи:

• обеспечение бюджетных учреждений государственным финансированием;

• анализ предполагаемых проектов расходов и отчетов об использовании средств;

• контроль за эффективным и экономным расходованием средств.

В соответствии с бюджетными правами, предоставленными исполнительным органам

власти, они вправе при составлении смет расходов подведомственных бюджетных

учреждений увеличивать в пределах имеющихся бюджетных средств нормы расходов

на содержание этих учреждений.

Совершенствованию бюджетного планирования и финансового обеспечения бюджетных

учреждений должен содействовать переход к формированию региональных и местных

бюджетов на основе минимальных государственных социальных стандартов,

социальных и финансовых норм.

Такой порядок формирования бюджетов территорий обусловлен Законом РФ «Об

основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных

фондов представительных и исполнительных органов государственной власти

республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных

округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного

самоуправления» 1993 г. (ст. 7) и Законом РФ «Об общих принципах организации

местного самоуправления в Российской Федерации» 1995 г. (ст. 37), Бюджетным

кодексом 1998 г. (ст. 65).

Согласно этим актам Правительством России должны быть разработаны и

утверждены Советом Федерации и Государственной Думой минимальные

государственные социальные и финансовые нормы в целом по Российской

Федерации. На основе этих норм субъекты Российской Федерации разрабатывают и

утверждают территориальные нормы с учетом особенностей развития отдельных

территорий. Доведенные до местных органов власти нормы являются основой для

составления смет бюджетных учреждений и составления на их основе минимального

бюджета территории. Тем самым бюджеты территорий будут обеспечиваться

минимальным объемом финансовых ресурсов, а составление бюджетов будет

основано на объективной нормативной основе.

Тема 23. Бюджетные расходы на фундаментальные научные исследования и

содействие научно-техническому прогрессу

Наука — сфера деятельности, функция которой — выработка и теоретическая

систематизация объективных знаний о действительности, включает как деятельность

по получению нового знания, так и ее результат — сумму знаний и эффект.

Непосредственные цели науки — описание, объяснение и

предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее

изучения на основе открываемых ею законов.

Система наук условно делится на 1) естественные, 2) общественные и 3)

технические.

В ходе развития наука превратилась в производительную силу, оказывает влияние

на все сферы общества. В условиях развития научно-технической революции

сложилась система "Наука — техника — производство", в которой науке

принадлежит ведущая роль.

В сумму расходов на фундаментальные исследования и содействие

научно-техническому прогрессу включены:

1) проведение фундаментальных исследований;

2) разработка перспективных технологий, разработка приоритетных направлений

научно-технического прогресса;

3) выполнение НИОКР.

Предусмотрено также проведение научно-исследовательских и опытно-

конструкторских работ в рамках федеральных целевых программ: "Развитие новых

направлений элементной базы информационных технологий", "Развитие новых

направлений биотехнологии и обеспечение биологической безопасности", "Вакцины

нового поколения и медицинские диагностические системы будущего",

"Модернизация транспортной системы России" (до 2010 г.); Федеральная

программа "Жилище", "Исследования Арктики и Антарктики", другие НИОКР.

Финансируется из бюджета государственная поддержка академий наук:

• Российской академии наук;

• Российской академии сельскохозяйственных наук;

• Российской академии медицинских наук;

• Российской академии образования;

• Российской академии архитектуры и строительства;

• Российской академии художеств;

• поддержка отделений академий наук.

Тема 24. Бюджетные расходы на поддержку

отраслей промышленности, энергетики, строительства

Промышленность, энергетика и строительство — ведущие и крупные отрасли

экономики промышленно развитой страны.

Промышленное производство и энергетика составляют сердцевину любой экономики.

В процессе производства с использованием энергетики создается экономический

продукт путем преобразования экономических ресурсов. Без производства не

может быть производственного потребления средств производства и услуг.

После Октябрьской революции промышленность в России в 1918—1920 гг. была

национализирована. Так была восстановлена историческая справедливость: что

создано трудом народа, стало принадлежать народу. В результате национализации

предприятий промышленности, транспорта, связи, банков было сосредоточено

производство на государственных предприятиях и созданы условия для бурного

развития общественного производства.

Энергетика — область экономики страны, охватывающая энергетические

ресурсы, выработку, преобразование, передачу и использование различных видов

энергии. Важнейшая часть энергетики — электроэнергетика. Все пред-

приятия страны в той или иной мере используют электрическую энергию. На

использовании электрической энергии работают машины, оборудование,

технологические линии в производственных цехах производственных предприятий.

Развитие промышленности, как и других отраслей народного хозяйства, определяется

темпами и масштабами капитального строительства, которое осуществляет

воспроизводство (увеличение) и совершенствование основных фондов на

базе капитальных вложений.

Основные фонды — важнейшая часть материально-технической базы

промышленности и других отраслей экономики. Они являются важнейшим условием

повышения производительности труда в промышленности, увеличения выпуска

продукции и повышения ее качества.

Капитальное строительство осуществляется путем:

а) создания новых промышленных предприятий и сооружений;

б) реконструкции, расширения и совершенствования действующих предприятий. Кроме

того, с помощью капитального строительства осуществляется реновация (-

обновление, процесс возмещения выбывающих в результате износа основных фондов

новыми – необходимое условие простого воспроизводства) изношенных основных

фондов.

В бюджетные расходы на промышленность, энергетику и строительство включены

расходы на:

• государственную поддержку угольной промышленности;

• научно-техническое и проектное обеспечение предприятий промышленности;

• мероприятия по созданию безопасных условий работы в угольной отрасли;

• конверсию оборонной промышленности;

• государственную поддержку отраслей промышленности;

• государственную поддержку народных художественных промыслов;

• реализацию программы "Использование спутниковых навигационных систем для

геодезического обеспечения территории России";

• государственные капитальные вложения на безвозвратной основе;

• государственную поддержку строительства;

• Федеральную программу "Модернизация транспортной системы России" (до 2010 г.);

• Подпрограмму "Гражданская авиация";

• Подпрограмму "Морской транспорт";

• Программу "Безопасность дорожного движения";

• Федеральную целевую программу "Развитие органов Федерального казначейства

на 2000 — 2004 годы";

• Федеральную целевую программу "Жилище" на 2002—2010 годы" и др.

Тема 25. Бюджетные расходы на поддержку сельского хозяйства

Сельское хозяйство — одна из главных отраслей материального производства.

Его назначение — возделывание сельскохозяйственных культур и разведение

сельскохозяйственных животных для получения продукции растениеводства и

животноводства. Сельское хозяйство включает также различные виды первичной

переработки растительных продуктов и животного сырья.

Сельскохозяйственное производство имеет характерные особенности, которые

отчетливо выражаются в сезонном характере сельскохозяйственного производства и

особенностях использования природных ресурсов, а также зависимость от

природно-климатических условий. В силу этой специфики сельскохозяйственного

производства оно нуждается в поддержке.

Средств, выделенных из бюджетной системы на поддержку сельского хозяйства,

явно недостаточно. В зарубежных странах на поддержку сельского хозяйства

выделяются средства из бюджета в несколько раз больше по сравнению с тем, что

выделяется в Российской Федерации.

В Российской Федерации сельское хозяйство имеет многоукладный характер:

имеются государственные предприятия, кооперативные (колхозы), фермерские

(частные) хозяйства, акционерные общества.

Отдача от земель, на которых находятся акционерные хозяйства и крестьянские

(фермерские) хозяйства, очень низкая. У них очень плохая инвестиционная

деятельность.

Задача заключается в том, чтобы найти пути эффективного использования

бюджетных средств и улучшить весь производственный процесс в сельском

хозяйстве, поднять у работников сельского хозяйства интерес к труду и

самоуправлению.

Наиболее характерные преимущества производственного кооператива заключаются в

следующем:

1. Прибыль производственного кооператива распределяется между его членами не

пропорционально их паям, а в соответствии с их трудовым вкладом. Поэтому

производственный кооператив охарактеризован в Гражданском кодексе РФ как

артель.

2. Законодательством не ограничивается число членов производственного

кооператива, что дает физическим лицам возможность организовать

производственные кооперативы необходимого размера.

3. Равные права всех членов в управлении производственным кооперативом

(поскольку каждый из них имеет только один голос) повышает заинтересованность

кооперативов в успешной деятельности своей организации, стимулирует их личную

инициативу.

Одно из преимуществ состоит далее в том, что производственные кооперативы не

обязаны отдавать кредиторам высоколиквидное имущество — зерно, мясо и другое

имущество, отнесенное к неделимым фондам.

В производственном кооперативе каждый член имеет один голос. Члены

кооператива избирают правление и председателя. В акционерном же обществе

голосуют акции. Кто сумел в свое время приобрести больше акций (честным и

нечестным путем), тот и имеет вес при решении вопросов на собрании. Другие же

члены акционерного общества с одной—двумя акциями практически не имеют

решающего значения.

Высшим органом управления производственного кооператива является собрание его

членов. В кооперативе с числом членов более пятидесяти может быть создан

наблюдательный совет для контроля за деятельностью исполнительных органов

кооператива. Исполнительным органом кооператива является правление и (или)

его председатель.

Они осуществляют текущее руководство деятельностью кооператива и подотчетны

общему собранию.

Член кооператива вправе по своему усмотрению выйти из него. В этом случае ему

выплачивается стоимость пая или выдано имущество, соответствующее его паю, а

также осуществлены другие выплаты, предусмотренные уставом. Члены кооператива

вправе передать свой пай или его часть другому члену кооператива.

Потребности в естественных условиях жизни — наличие воды, воздуха, тепла

в продуктах материального происхождения — пище, одежде, обуви, жилище.

Большинство членов общества испытывают потребности прежде всего в продуктах

первой необходимости.

Первая жизненная потребность человека — это потребность в пище, затем — в

одежде и жилище. В естественных условиях без пищи и воды человек может жить

лишь несколько дней.

Сельское хозяйство удовлетворяет потребности человека в жизненно важном и

необходимом — продуктах питания.

С помощью ассигнований средств из бюджета и организационных мероприятий

необходимо добиться прекращения спада сельскохозяйственного производства и

его стабильного развития.

Тема 26. Бюджетные расходы на поддержку и развитие транспорта дорожное

хозяйство и информатику

Транспорт — отрасль материального производства, осуществляющая

перевозки грузов и людей, а также транспортно-экспедиционное обслуживание.

Различают наземный, подземный, водный и воздушный транспорт. К наземным

видам транспорта относятся: железнодорожный, автомобильный и

трубопроводный, к подземному — метрополитен, к водным — морской

и речной, к воздушному — авиационный.

По назначению транспорт подразделяется на транспорт общего пользования,

обслуживающий сферу обращения (грузовые перевозки) и перевозки населения;

транспорт не общего пользования (внутрипроизводственного перемещения сырья,

материалов, полуфабрикатов, готовых изделий и др.), а также транспорт личного

пользования. По характеру выполняемых работ он делится на

пассажирский и грузовой. Продукция транспорта — перемещение,

перевозка грузов и людей. Транспорт общего пользования является основой

экономических связей в стране.

Транспорт связывает воедино все отрасли народного хозяйства, удовлетворяет

потребности людей в перевозках, а производства — в перевозках сырья,

материалов и продукции.

Роль транспорта в экономике государства состоит в том, что он

заканчивает процесс создания продукции, доставляя ее потребителю. Известно, что

производство продукции только тогда закончено, когда она доставлена

потребителю. Эту заключительную стадию производства и осуществляет транспорт

общего пользования.

Все виды транспорта в той или иной мере играют важную роль в экономике, в

последние годы особенно быстро развивается трубопроводный транспорт

(нефтепроводный, газопроводный), имеющий более низкую себестоимость

транспортировки нефти и газа по магистральным трубопроводам, чем на других

видах транспорта. Развитие транспорта зависит в значительной степени от

финансирования, в том числе от бюджетного финансирования.

Тема 27. Бюджетные расходы на образование

Образование — процесс, в результате которого достигается усвоение

систематизированных знаний, умений и навыков. Образование — необходимое условие

подготовки человека к жизни и труду, получение специальности. Основной путь

получения образования — обучение в учебных образовательных учреждениях, где оно

тесно связано с воспитанием.

Наука об образовании вкладывает в образование также самообразование, участие

в общественно-трудовой деятельности. Уровень общего и специального

(профессионального) образования обусловливается требованиями производства,

общественными отношениями, состоянием науки, техники и культуры.

Основные принципы государственной политики в области образования

сформулированы в Федеральном законе "Об образовании" от 13 января 1996 г. №

12-ФЗ и в Федеральном законе "О высшем и послевузовском профессиональном

образовании" от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ.

Под образованием в Законе "Об образовании" понимается целенаправленный

процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства,

сопровождающийся констатацией гражданином (обучающимся) установленных

государством образовательных уровней (образовательных цензов), которые

удостоверяются соответствующими документами.

Гражданам Российской Федерации Конституцией РФ гарантируется возможность

получения образования без ограничений. Конституция РФ гарантирует гражданам

бесплатность общего и среднего профессионального образования в

государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на

предприятиях, на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в

государственном или муниципальном учреждении и на предприятии.

В соответствии с Федеральным законом "Об образовании" от 13 января 1996 г. №

12-ФЗ установлены образовательные цензы общего образования: основное общее

образование (лица, получившие документ об окончании 9-го класса

общеобразовательного учреждения), среднее (полное) общее образование (лица,

получившие документ об окончании 11 (12) класса).

Среднее профессиональное образование может быть получено в

образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних

специальных учебных заведениях), высшее профессиональное образование

в общеобразовательных учреждениях высшего профессионального образования (высших

учебных заведениях).

Реализация конституционных прав граждан на образование должна быть обеспечена

путем создания условий для получения образования, достигаемых, прежде всего

финансированием образовательных учебных учреждений.

В расходы на образование включены расходы на:

• дошкольное образование;

• общее образование;

• начальное профессиональное образование;

• среднее профессиональное образование;

• переподготовку и повышение квалификации;

• высшее профессиональное образование;

• прочие расходы в области образования.

Основные задачи в области финансирования учреждений образования:

1) увеличить размеры бюджетных средств на финансирование образования, сделав

его приоритетным;

2) усовершенствовать структуру расходов внутри отрасли "Образование",

увеличив долю расходов на школьное и высшее образование по опыту зарубежных

промышленно развитых стран.

Вложения в отрасль "Образование" не пропадают бесцельно. Они дают

эффективность как в производственной, так и в непроизводственной сфере.

При определении эффективности вложений в отрасль "Образование" учитывается

повышение производительности труда благодаря вовлечению в производство более

квалифицированных рабочих и управленческих кадров. В непроизводственной сфере

повышается качество услуг благодаря вовлечению в отрасль обучаемых,

образованных кадров.

С развитием образования повышается культурный уровень общества, коренной

переворот в духовном развитии страны.

Тема 28. Расходы бюджета на поддержку отраслей культуры искусства,

кинематографии и средств массовой информации

Культура — исторически определенный уровень развития общества,

творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации

жизни и деятельности людей, создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Культура включает в себя результаты познания произведений искусства, нормы

морали и права.

Культура меняется с переходом от одной формации к другой, при этом

наследуется все ценное в культуре прошлого. После социалистической революции

в России утверждалась культура социалистическая по содержанию, многообразная

по национальным формам и интернациональная по своему духу и характеру.

Функции культуры в современных условиях состоят в обогащении человека

духовными и научными ценностями.

Комплекс "Культура" как отрасль представляет собой совокупность учреждений и

организаций, решающих задачи обогащения человека духовными и научными

ценностями.

Правовая база сохранения и развития отечественной культуры — Закон РФ "Основы

законодательства Российской Федерации о культуре" от 9 октября 1992 г. №

3612-1.

С культурой тесно связано искусство и кинематография.

Искусство — художественное творчество в целом: литература, архитектура,

скульптура, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, театр, кино и

другие разновидности человеческой деятельности, а также живопись.

Живопись — вид изобразительного искусства, произведения которого

создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность. Живопись —

важное средство художественного отражения и истолкования действительности,

воздействия на мысли и чувства зрителей. Идейный замысел произведений живописи

конкретизируется в теме и сюжете и воплощается с помощью композиции, рисунка и

цвета.

В литературе последних лет искусство рассматривается как форма общественного

сознания, освоения мира, как органическое единство созидания, познания,

оценки и человеческого общения, как высокая степень умения, мастерства в

любой сфере деятельности.

Кинематография — отрасль культуры и промышленности, осуществляющая

производство фильмов и показ их зрителю, один из массовых видов искусства,

важное средство политической и научной пропаганды. Правовой базой поддержки

кинематографии является Закон РФ "О государственной поддержке кинематографии

Российской Федерации" от 22 августа 1996 г. № 126-ФЗ.

Средства массовой информации — систематическое распространение сообщений

через печать, радио, телевидение, кино с целью утверждения духовных ценностей

общества и оказания воздействия на оценки, мнения и поведение людей,

распространение культуры, рекламы. Учреждения культуры и искусства не могут

быть обеспечены только рынком, они поддерживаются обществом.

Тема 29. Расходы бюджета на здравоохранение и физическую культуру

Здравоохранение — система мероприятий по охране здоровья,

предупреждению и лечению болезней и продлению жизни человека. В России по

Конституции РФ (ст. 41) каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и

медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных

учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств

соответствующего бюджета и страховых взносов.

Кроме этого в России финансируются федеральные программы охраны и укрепления

здоровья населения, поощряется развитие физической культуры и спорта.

Эффективность вложения средств в здравоохранение в обществе определяется тем,

что здравоохранение увеличивает фонд фактически отработанного времени в

смежных отраслях экономики вследствие снижения заболеваемости и продления

работоспособности человека.

Основным фактором роста социально-экономических результатов от

здравоохранения являются строительство новых и расширение действующих

учреждений здравоохранения и улучшение медицинского обслуживания.

Тема 30. Расходы бюджета на социальную политику

Социальная политика — сфера деятельности государства, связанная с

решением проблем, относящихся к жизни людей и их отношениям в обществе.

Социальная политика направлена на реализацию социальных функций государства.

В Конституции Российской Федерации провозглашено: каждому гарантируется

социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери

кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст.

39). На обеспечение социальной политики государство направляет средства за

счет: средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, местных

бюджетов муниципальных образований, а также государственных внебюджетных

фондов.

Правовой основой социальной политики является Федеральный закон "О социальном

обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" от 2 августа 1995 г. №

122-ФЗ и ряд других законов и законодательных актов.

В расходы бюджетов включаются следующие виды затрат:

• содержание учреждений социального обеспечения и службы занятости;

• содержание домов-интернатов для престарелых и инвалидов;

• содержание учреждений по обучению инвалидов;

• социальная помощь;

• возмещение вреда инвалидам вследствие Чернобыльской и других радиационных

катастроф;

• программы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

• средства, передаваемые Пенсионному фонду РФ на выплату пенсий и пособий

военнослужащим в соответствии с законодательством РФ;

• выплаты пособий и пенсий другим категориям граждан;

• компенсационные выплаты женщинам, имеющим детей в возрасте до 3-х лет,

уволенным в связи с ликвидацией предприятий, учреждений и организаций;

• финансирование кампаний и мероприятий по организации оздоровления детей и

подростков;

• субсидии из федерального бюджета на выплату базовой части трудовой пенсии

за счет средств единого социального налога;

• пенсии военнослужащим и членам их семей;

• выплаты пособий и компенсаций военнослужащим и членам их семей;

• расходы на обеспечение инвалидов транспортными средствами;

• расходы на санаторно-курортное лечение ветеранов и инвалидов;

• расходы на оплату проезда ветеранов и инвалидов;

• оплата на установки телефона ветеранам и инвалидам;

• прочие расходы социального характера.

Тема 31. Расходы на государственное управление и местное самоуправление

Согласно Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации

разделена на 1) законодательную, 2) исполнительную и 3) судебную.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной

власти Федерации и ее субъектов осуществляется Конституцией, федеративным и

иными договорами. Конституция признает и гарантирует местное самоуправление.

Законодательная власть на федеральном уровне представлена Федеральным

Собранием (Парламентом), состоящим из двух палат — Государственной Думы (450

депутатов) и Совета Федерации (по 2 представителя от каждого субъекта

Федерации, всего 178 членов). Основная функция Федерального Собрания —

принятие федеральных законов.

Проект закона поступает сперва в Государственную Думу, где он обсуждается,

при необходимости корректируется и принимается путем голосования простым

большинством депутатов. Затем закон из Думы поступает в Свет Федерации для

рассмотрения. Одобренный Советом Федерации проект Закона направляется на

подпись Президенту РФ.

Исполнительную власть в Российской Федерации представляют Президент

Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.

Правительство — это председатель Правительства, его заместители, федеральные

министры, они обеспечивают исполнение федеральных законов, проведение единой

финансовой и бюджетной политики, осуществляют руководство отраслями экономики.

Президент готовит ежегодное бюджетное послание, Правительство ежегодно

разрабатывает проект бюджета на финансовый год и в соответствии с бюджетным

процессом представляет его Государственной Думе.

Система органов исполнительной власти субъектов Федерации (республик, краев,

областей, автономных округов) устанавливается субъектами РФ самостоятельно в

соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими

принципами организации представительных и исполнительных органов

государственной власти, установленными Федеральным законом (ст. 77

Конституции РФ).

Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации

обеспечивают в соответствии с Конституцией РФ осуществление полномочий

федеральной государственной исполнительной власти на всей территории с

Российской Федерации.

В Конституции РФ установлены перечни предметов и полномочий, отнесенных к

ведению Федерации и к совместному ведению Федерации и его субъектов. Вне этих

пределов за субъектами Федерации признается вся полнота государственной

власти. Но централизация исполнительной власти не ослабевает применительно к

власти федеральных полномочий.

Содержание (финансирование) государственных органов управления и местного

самоуправления вызывает необходимые затраты. В Законе "Об основах бюджетных

прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов

представительных и исполнительных органов власти в РФ, автономной области,

автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга,

органов местного самоуправления" от 15 апреля 1993 г. № 4807-1 установлено,

что ассигнования на содержание органов управления ежегодно утверждаются в

составе расходов соответствующего бюджета.

Объемы расходов на содержание аппарата управления определяются на основании

утвержденного штатного расписания и сметы расходов с учетом инфляции.

Финансирование расходов из федерального бюджета осуществляется через

Федеральное казначейство Министерства финансов РФ.

Тема 32. Расходы бюджетной системы на судебную власть, правоохранительную

деятельность и обеспечение безопасности государства

Правоохранительные органы и органы обеспечения безопасности государства

это система органов государственной власти, призванных защищать жизнь,

конституционные права и свободы граждан, а также собственность граждан и

государства от противоправных посягательств.

Правоохранительную деятельность в Российской Федерации осуществляет судебная

система, прокуратура, специальные органы государственной безопасности

(Федеральная служба безопасности РФ), органы Министерства внутренних дел РФ,

органы Министерства юстиции, органы налоговой полиции, таможенные органы.

В Российской Федерации правосудие осуществляется только судом. Судебная

система РФ установлена Конституцией Российской Федерации и федеральным

конституционным законом. Система судов состоит из трех частей:

1) Конституционный Суд РФ, 2) суды обеих юрисдикции, 3) арбитражные суды.

Высшие инстанции судов имеют следующие функции. Конституционный Суд

Российской Федерации по запросам органов власти разрешает дела о

соответствии Конституции Российской Федерации принятых законов, постановлений,

уставов субъектов РФ и др.

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по

гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей

юрисдикции.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным

органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых

арбитражными судами, осуществляет надзор за деятельностью арбитражных судов.

Прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную

систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному

прокурору Российской Федерации. Генеральный прокурор РФ назначается на

должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению

Президента РФ. Прокуроры субъектов РФ назначаются Генеральным прокурором РФ.

Прокуратура РФ — орган, осуществляющий высший надзор за точным и

единообразным исполнением законов всеми министерствами, ведомствами,

организациями, должностными лицами и гражданами. На прокуратуру РФ возложено

также привлечение к уголовной ответственности

за совершение преступления.

Органы Министерства юстиции РФ, Министерства внутренних дел РФ и Федеральной

службы безопасности выполняют функции по обеспечению безопасности государства

в пределах своих функций, установленных законодательством.

В ст. 124 Конституции Российской Федерации записано: "Финансирование судов

производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность

полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным

законом".

Рост инфляции вызывает повышение заработной платы специалистов, работающих в

этой сфере, а также увеличение численности работающих, в связи с Законом РФ

"О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе

судей в Российской Федерации" от 15 декабря 2001 г. № 169-ФЗ.

Тема 33. Понятие и правовые основы

образования внебюджетных фондов

Государственный внебюджетный фонд — это фонд денежных средств, образуемый

вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации и предназначенный для

реализации конституционных прав граждан и удовлетворения некоторых потребностей

социального и экономического характера.

Внебюджетные фонды — одна из форм перераспределения и использования

национального дохода государства на определенные социальные и экономические

цели.

Необходимость образования государственных внебюджетных фондов заключается в

следующем: создание государственных внебюджетных фондов необходимо

государству, прежде всего, для более эффективного использования финансовых

ресурсов, а также для успешного решения социальной политики.

В Бюджетном кодексе Российской Федерации нашли отражение общие принципы,

правовой статус и назначение государственных внебюджетных фондов, суть

которых состоит в следующем: государственные внебюджетные фонды образуются на

основании соответствующих актов органов государственной власти. Внебюджетные

фонды имеют обособленные бюджеты и источники формирования доходов.

Бюджетным кодексом Российской Федерации установлено, что вне федерального

бюджета образуются государственные фонды денежных средств, управляемые

органами государственной власти Российской Федерации и предназначенные для

реализации конституционных прав граждан на:

• социальное обеспечение по возрасту;

• социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца,

рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных

законодательством Российской Федерации о социальном обеспечении;

• социальное обеспечение в случае безработицы;

• охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.

Средства государственных внебюджетных фондов находятся в государственной

собственности.

Средства государственных внебюджетных фондов не входят в состав бюджетов всех

уровней бюджетной системы РФ и не подлежат изъятию на цели, не

предусмотренные законодательством.

Доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет:

• обязательных платежей, установленных законодательством РФ;

• добровольных взносов физических и юридических лиц;

• других доходов, предусмотренных законодательством РФ.

Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов составляются органами

управления этих фондов, представляются на рассмотрение органу исполнительной

власти (Правительству РФ) и представляются в Федеральное Собрание на

утверждение. Утверждаются бюджеты государственных внебюджетных фондов в форме

законов одновременно с принятием Федерального закона о федеральном бюджете на

очередной финансовый год.

Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется

Федеральным казначейством РФ.

В Бюджетном кодексе Российской Федерации определен состав государственных

внебюджетных фондов России.

Установлено, что государственными внебюджетными фондами РФ являются:

• Пенсионный фонд Российской Федерации;

• Фонд социального страхования Российской Федерации;

• Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

• Государственный фонд занятости населения Российской Федерации.

Все эти фонды называются внебюджетными социальными фондами, потому что они

созданы в целях эффективной реализации социальных программ РФ. Они образуют

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2007
Использовании материалов
запрещено.