РУБРИКИ

Шпора: Шпоры

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Шпора: Шпоры

Орг. исп. власти: а) осущ-ют организационно-распорядительную деят-ти; б)

наделены оперативной самостоятельностью; в) имеют постоянные штаты; г) образ-ся

вышестоящ. органами; д) подотчетны и подконтрольны вышестоящ. орг. исп. власти.

Адм.-правовой статус орг. исп. власти как статус коллект. субъекта

состоит из след. блоков:

целевого (включает нормы о целях, задачах, функциях, принципах деят-сти;

организационно-структурного (предусматривает правовые предписания,

регламентирующие: порядок образ-я, реорганизац. и ликвидации; структуру;

линейную и функциональную подчиненность);

компетенционного - совокупность властных полномочий и подведомственности

(компетенция в области планирования, контроля и т.д.).

Виды:

1. В соотв. с федеративным гос. устр-вом различают:

а) федеральные органы исп. власти;

б) органы исп. власти субъектов РФ.

2. В завис-сти от объема и хар-ра компетенции:

органы общей компетенции, кот. осущ-ют управление большинством отраслей

их сферы деят-сти;

органы спец. компетенции – кот. осущ. отраслевое, межотраслевое

(функциональное) или смешанное управление;

органы отраслевой компетенции – осущ. рук-во отдельными сферами или

отраслями управл-я.

органы внутриотраслевой компетенции – руководят в рамках отраслей

порученными участками работ (напр., территор. органы федеральных министерств);

органы межотраслевой (функциональной компетенции) – выполняют общие

специализированные функции для всех или большинства отраслей и сфер упр-я;

органы смешанной компетенции, т.е. органы, имеющие признаки как

отраслевой, так и межотраслевой сферы деят-сти.

3. В завис-стиот организац.-правовой формы.

Организац.-правовая форма – признак, по кот. органы исп. власти подраздел-ся

на: правительства, министерства, гос. комитеты, комитеты, службы, гл.

управления, управления, инспекции, агентства, департаменты, администрации,

мэрии, отделы и т.д.

4. По порядку разрешения подведомственных вопросов органы исп. власти

подраздел-ся:

а) на единоначальные – органы, в кот. решающая власть по всем вопросам

их компетенции принадлежит возглавляющему данный орган руководителю;

б) коллегиальные – организационно и юридич. объединен. группы лиц, кот.

принадлежит приоритет в принятии решений по всем вопросам компетенции данных

органов. В колл. органах решения принимаются большинством их членов в сочетании

с персональной отв-стью за их исполнение, за рук-во порученными участками

войны.

ВОПРОС №13 Общественные объединения как субъекты административного права

России: понятие, порядок и цели создания, правовой статус, прекращение

деятельности.

Общественные объединения и их административно-правовой статус.

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое,

некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся

на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе

объединения.

Основные черты общественных объединений:

1. являются видом некоммерческой организации, т.к. не преследуют цели

извлечения прибыли;

2. образуются как физическими, так и юридическими лицами;

3. формируются на добровольной основе, принуждения к вступлению

преследуются законом;

4. не наделены государственно-властными полномочиями, но могут их получить

от государственных органов и органов местного самоуправления;

5. действуют от своего имени.

Права общественных объединений:

1. свободно распространять информацию о своей деятельности;

2. участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов

местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренными ФЗ «Об

общественных объединениях» и другими законами;

3. проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования;

4. учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую

деятельность;

5. представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и

участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах

местного самоуправления и общественных объединениях;

6. осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об

общественных объединениях;

7. выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни,

вносить предложения в органы государственной власти;

8. участвовать в избирательных компаниях в соответствии с федеральными

законами и законами субъектов РФ о выборах;

9. выдвигать кандидатов (списки кандидатов) при проведении выборов в органы

государственной власти и органы ме6стного самоуправления (в случае

государственной регистрации общественного объединения как политического

общественного объединения).

Федеральным законом «Об общественных объединениях» могут быть предусмотрены

дополнительные права для конкретных видов общественных объединений.

Обязанности общественных объединений:

1. соблюдать законодательство РФ, общепризнанные принципы и нормы

международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы,

предусмотренные его уставом и иными учредительными документами;

2. ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или

обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом;

3. ежегодно информировать орган, регистрирующий общественные объединения, о

продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения

постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о

руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в

единый государственный реестр юридических лиц;

4. представлять по запросу органа, регистрирующего общественные

объединения, решения руководящих органов и должностных лиц общественного

объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в

объеме сведений, представляемых в налоговые органы;

5. допускать представителей органа, регистрирующего общественные

объединения, на проводимые общественным объединением мероприятия;

6. оказывать содействие представителям органа, регистрирующего общественные

объединения, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи

с достижением уставных целей и соблюдением законодательства РФ.

В соответствии с законом "Об общественных объединениях" 1995 г. под

общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое,

некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся

на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе

объединения.

· Всем общественным объединениям свойственны определенные

общие черты:

o образуются физическими и/или юридическими лицами на

добровольной основе;

o создаются без предварительного согласия органов

государственной власти;

o необязательность государственной регистрации: могут

регистрироваться и приобретать права юридического лица либо функционировать

без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица;

o участники общественного объединения имеют равные права и

несут равные обязанности;

o отношения с государством строят на принципе взаимного

невмешательства: не допускается вмешательство органов государственной власти

в деятельность общественных объединений, а самих объединений в деятельность

государственных органов, за исключением случаев, предусмотренных законом;

o действуют от своего имени;

o являются некоммерческими объединениями: не имеют

извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности и не распределяют

полученную прибыль между участниками.

· Общественные объединения различаются по членству, целям

деятельности, составу и форме руководства. Они могут создаваться в следующих

организационно-правовых формах:

o общественная организация - основанное на членстве

общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для

защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан;

o общественное движение - состоящее из участников и не

имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные,

политические и иные общественно-полезные цели, поддерживаемые его

участниками;

o общественный фонд - один из видов некоммерческих фондов,

который представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель

которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов,

иных, не запрещенных законом поступлений и использование данного имущества на

общественно полезные цели;

o общественное учреждение - не имеющее членства

общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида

услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям

указанного объединения;

o орган общественной самодеятельности - не имеющее

членства общественное объединение, целью которого является совместное решение

различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства,

работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного

круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией

программ органа общественной самодеятельности по месту его создания;

o союз (ассоциация). Общественные объединения независимо

от их организационно-правовой формы вправе создавать союзы (ассоциации)

общественных объединений на основе учредительных договоров и (или) уставов,

принятых союзами (ассоциациями), образуя новые общественные объединения.

В зависимости от территориальной сферы деятельности общественные объединения

подразделяются на общероссийские, межрегиональные, региональные и

местные.

Административная правосубъектность общественных объединений возникает с

момента их создания. Они считаются созданными с момента принятия съездом

(конференцией) или общим собранием решения об образовании общественного

объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и

контрольно-ревизионных органов. С этого момента они могут осуществлять свою

уставную деятельность, приобретать права и принимать обязанности публично-

правового характера. Права и обязанности в сфере хозяйственного оборота

общественное объединение приобретает лишь после его государственной

регистрации в органах юстиции.

· К основополагающим принципам правосубъектности

общественных объединений относятся:

o принцип международнопризнанной правосубъектности каждого

индивида и его право на свободу ассоциаций;

o добровольность (никто не может принуждаться к участию в

ассоциации, как и пребыванию в ней);

o негосударственный характер;

o законность организации и деятельности;

o некоммерческая цель;

o возможность ограничения права на ассоциацию в отдельных

случаях в порядке, установленном законом.

Административно-правовой статус общественных объединений включает комплекс

принадлежащих им прав и обязанностей, которые реализуются в их

взаимоотношениях с государственной администрацией.

· Для осуществления своих уставных целей и задач эти

объединения имеют право:

o свободно распространять информацию о своей деятельности;

o участвовать в выработке решений в органах

государственной власти и органах местного самоуправления в порядке и объеме,

предусмотренном законодательством;

o проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и

пикетирование;

o учреждать средства массовой информации и осуществлять

издательскую деятельность;

o представлять и защищать свои права, законные интересы

своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной

власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;

o осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные

законами об общественных объединениях;

o выступать с инициативами по различным вопросам

общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти;

o участвовать в избирательных кампаниях (в случае

государственной регистрации общественного объединения и при наличии в уставе

данного общественного объединения положения об участии его в выборах).

Общественные объединения вправе осуществлять предпринимательскую

деятельность, если это соответствует их уставным целям и служит достижению

этих целей. Эта деятельность регулируется нормами частного права.

Общественные объединения могут создавать хозяйственные товарищества и иные

хозяйственные организации, приобретать имущество, предназначенное для ведения

предпринимательской деятельности. Доходы от этой деятельности не могут

перераспределяться между их участниками, а должны использоваться только для

достижения уставных целей.

· Во взаимоотношениях с органами исполнительной власти

общественные объединения, в частности, обязаны:

o ежегодно информировать орган, регистрирующий общественные

объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного

места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и

данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений,

включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц;

o представлять по запросу органа, регистрирующего

общественные объединения, решения руководящих органов и должностных лиц

общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей

деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы;

o допускать представителей органа, регистрирующего

общественные объединения, на проводимые общественным объединением

мероприятия.

· Рассматривая юридическую ответственность

общественных объединений, следует разграничивать:

o ответственность общественного объединения в целом;

o ответственность его должностных лиц;

o ответственность его членов.

Юридическая ответственность объединений наступает как за деяния, наносящие ущерб

интересам государства, так и за решения и действия, ущемляющие права и свободы

граждан. Она может быть как гражданско-правовой, так и публично-правовой.

Объединение несет гражданско-правовую ответственность, если его

должностные лица, действуя в рамках устава и полномочий, совершают гражданские

правонарушения (например невыполнение обязательств по сделке).

Публично-правовая ответственность наступает независимо от того,

зарегистрировано объединение или нет. Она имеет две основные формы: а)

приостановление деятельности объединения; б) его ликвидация и запрет

деятельности.

Административную ответственность общественные объединения несут как

юридические лица в соответствии с КоАП РФ и иными административно-правовыми

актами. При совершении общественным объединением деяний, наказуемых в

уголовном порядке, лица, входящие в их руководящие органы, должны нести

ответственность как руководители преступных сообществ, а их члены отвечают за

те преступные деяния, в подготовке или совершении которых они участвовали.

Вопрос о формах юридической ответственности общественных объединений решает

только суд по заявлениям прокурора, регистрирующего органа или иных

уполномоченных законом органов.

ВОПРОС №14 Гос. Служащие как субъекты административного права: понятие,

классификация, права, обязанности, правовые ограничения.

Обязанности и права государственного служащего.

Государственный служащий имеет право на:

1. ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по

занимаемой государственной должности государственной службы, критерии оценки

качества работы и условия продвижения по службе, а также на организационно-

технические условия, необходимые для исполнения им должностных обязанностей;

2. получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых

для исполнения должностных обязанностей;

3. посещение в установленном порядке для исполнения должностных

обязанностей предприятий, учреждений и организаций независимо от форм

собственности;

4. принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с должностными

обязанностями;

5. участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной

государственной должности государственной службы;

6. продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом

результатов и стажа работы, уровня квалификации;

7. ознакомление со всеми материалами своего личного дела, отзывами о своей

деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, приобщение к

личному делу своих объяснений;

8. переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации за счет

средств соответствующего бюджета;

9. пенсионное обеспечение с учетом стажа государственной службы;

10. проведение по его требованию служебного расследования для

опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;

11. объединение в профессиональные союзы (ассоциации) для

защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов;

12. внесение предложений по совершенствования государственной

службы в любые инстанции.

Государственный служащий вправе обратиться в соответствующие государственные

органы или в суд для разрешения споров, связанных с государственной службой,

в том числе по вопросам проведения квалификационных экзаменов и аттестации,

их результатов, содержания выданных характеристик, приема на государственную

службу, ее прохождения, реализации прав государственного служащего, перевода

на другую государственную должность государственной службы, дисциплинарной

ответственности государственного служащего, несоблюдения гарантий правовой и

социальной защиты государственного служащего, увольнения с государственной

службы.

Государственный служащий обязан:

· обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюдение Конституции

РФ, реализацию федеральных законов и законов субъектов РФ, в том числе

регулирующих сферу его полномочий;

· добросовестно исполнять должностные обязанности;

· обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан;

· исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке

подчиненности руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий,

за исключением незаконных;

· в пределах своих должностных обязанностей своевременно рассматривать

обращения граждан и общественных объединений, а также предприятий, учреждений

и организаций, государственных органов и органов местного самоуправления и

принимать по ним решения в порядке, установленном федеральными законами и

законами субъектов РФ;

· соблюдать установленные в государственном органе правила внутреннего

трудового распорядка, должностные инструкции, порядок работы со служебной

информацией;

· поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения своих

должностных обязанностей;

· хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не

разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных

обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство

граждан.

Административно-правовой статус государственных служащих

Служащий - это лицо, связанное с аппаратом (органом) управления отношениями

службы, т.е. лицо, предоставляющее за вознаграждение (жалование) свои личные

профессиональные или технические услуги для осуществления управленческим

аппаратом возложенных на него функций. Отношения службы связаны с

определенным видом социальной деятельности - управленческой деятельностью,

которая осуществляется как в государственной, так и негосударственной сфере

(муниципальная служба, служба в платном аппарате коммерческих и

некоммерческих организаций).

Государственная служба - это профессиональная деятельность по обеспечению

исполнения полномочий государственных органов. Она включает федеральную

государственную службу, находящуюся в ведении РФ, и государственную службу

субъектов Федерации, находящуюся в их ведении. Административная

правосубъектность государственного служащего возникает с момента замещения

(занятия) им определенной должности. Статус должности определяет объем

правосубъектности служащего, его социально-правовое положение. Должность

- первичная социально-организационная структурная единица государственного

органа или учреждения, определяющая служебное место и роль замещающего ее лица,

комплекс его прав и обязанностей, а также требования к профессиональной

подготовке.

· Государственные должности в соответствии с Законом "Об

основах государственной службы РФ" 1995 г. подразделяются на три вида:

o государственные должности категории

"А" (политико-судебные) - должности, устанавливаемые для непосредственного

исполнения полномочий определенного государственного органа (должности

Президента РФ, Председателя Правительства РФ, председателей палат Федерального

собрания РФ, руководителей органов законодательной и исполнительной власти

субъектов Федерации, депутатов, министров, судей и др.);

o государственные должности категории

"Б" - должности, учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения

полномочий лиц, замещающих должности категории "А" (должности помощников

(советников) Президента, Председателя Правительства, Председателя

Государственной думы, министра и т.д., руководителя администрации Президента

РФ, руководителей Аппаратов Правительства, Федерального собрания, Верховного

суда и т.д.);

o государственные должности категории

"В" - это должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и

обеспечения их полномочий (должности начальников управлений и отделов в

Администрации Президента РФ, Аппарате Правительства и т.д., заместителей

министров, начальников департаментов, управлений отделов федеральных органов

исполнительной власти, других сотрудников этих органов и т.д.).

Перечень государственных должностей дается в Реестре государственных должностей

РФ, утверждаемом Президентом. К государственным служащим относятся лица,

замещающие государственные должности категорий "Б" и "В", которые называются

государственные должности государственной службы. Эти лица образуют разряд

государственных служащих, которых в зарубежных странах принято называть

чиновниками. Их следует отличать от лиц, находящихся на службе у государства и

действующих на основе договора (контракта) - работников государственных

учреждений и предприятий (преподаватели, почтовые служащие и т.д.). Лица,

замещающие должности категории "А" - первые лица в государственном аппарате -

не относятся к разряду государственных служащих - чиновников, поскольку

замещают важнейшие политико-судебные должности.

· Государственные должности государственной службы, т.е.

должности государственных служащих, подразделяются в иерархическом порядке на

пять групп:

o высшие государственные должности государственной службы

(5-я группа);

o главные государственные должности (4-я группа);

o ведущие государственные должности (3-я группа);

o старшие государственные должности (2-я группа);

o младшие государственные должности (1-я группа).

Должность - это пост государственного служащего, которому соответствует его

определенный квалификационный разряд (классный чин или ранг).

Квалификационный разряд (чин или класс) отличается от должности "титулом",

дающим его обладателю право занимать одну из должностей, соответствующую

этому рангу. В свою очередь, квалификационный разряд (чин) государственному

служащему присваивается при замещении им должности определенной группы.

· Федерации государственным служащим могут быть присвоены

следующие квалификационные разряды (классные чины):

o действительный государственный советник РФ 1, 2 и 3-го

класса - государственным служащим, замещающим высшие государственные

должности государственной службы;

o государственный советник РФ 1, 2 и 3-го класса -

государственным служащим, замещающим главные государственные должности

государственной службы;

o советник Российской Федерации 1, 2 и 3-го класса -

государственным служащим, замещающим ведущие государственные должности

государственной службы;

o советник государственной службы 1, 2 и 3-го класса -

государственным служащим, замещающим старшие государственные должности

государственной службы;

o референт государственной службы 1, 2 и 3-го класса -

государственным служащим, замещающим младшие государственные должности

государственной службы.

Для отдельных видов государственной службы могут устанавливаться свои

квалификационные разряды, воинские звания, дипломатические ранги.

Административно-правовой статус государственных служащих включает их права,

обязанности, ограничения, налагаемые в связи с прохождением службы, и

ответственность.

· Он характеризуется рядом специфических особенностей:

o права и обязанности государственных служащих

устанавливаются, как правило, в пределах компетенции органов, в которых они

состоят на службе;

o деятельность государственных служащих носит официальный

характер и подчинена осуществлению задач и функций, возложенных на

соответствующий орган;

o властные полномочия государственных служащих основаны на

правовых нормах и характеризуются императивностью и неотчуждаемостью, т.е. не

могут передаваться ими для осуществления какому-либо другому лицу без наличия

соответствующего правового предписания;

o осуществление служебных прав и обязанностей

гарантируется законодательством;

o законные предписания и требования государственных

служащих обязательны для всех, кому они адресованы.

Права и обязанности государственных служащих подразделяются на общегражданские и

служебные. Общегражданские права и обязанности государственных

служащих идентичны правам и обязанностям других граждан, однако они могут быть

ограничены законом в интересах нормального функционирования государственной

службы. Служебные права делятся на общие для всех государственных

служащих и специальные, обладание которыми зависит от замещения

конкретной должности.

· К общим служебным правам государственных служащих

относятся, в частности, такие права:

o знакомиться с документами, определяющими их права и

обязанности по занимаемой государственной должности государственной службы,

критериями оценки качества работы и условиями продвижения по службе, а также

с организационно-техническими условиями, необходимыми для исполнения ими

должностных обязанностей;

o получать в установленном порядке информацию и материалы,

необходимые для исполнения должностных обязанностей;

o посещать в установленном порядке для исполнения

должностных обязанностей предприятия, учреждения и организации, независимо от

форм собственности;

o принимать решения или участвовать в их подготовке в

соответствии с должностными обязанностями;

o на продвижение по службе, увеличение денежного

содержания с учетом результатов и стажа работы, уровня квалификации;

o на объединение в профессиональные союзы (ассоциации) для

защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов;

o на внесение предложений по совершенствованию

государственной службы в любые инстанции и др.

· Среди общих обязанностей государственных служащих можно

выделить такие обязанности, как:

o обеспечивать поддержание конституционного строя и

соблюдение Конституции Российской Федерации, реализацию федеральных законов и

законов субъектов РФ;

o обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных

интересов граждан;

o исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в

порядке подчиненности руководителей, отданные в пределах их должностных

полномочий, за исключением незаконных;

o в пределах своих должностных обязанностей своевременно

рассматривать обращения граждан и общественных объединений, а также

предприятий, учреждений и организаций, государственных органов и органов

местного самоуправления и принимать по ним обоснованные решения на основе и в

порядке, установленном законодательством;

o соблюдать установленные в государственном органе правила

внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, порядок работы со

служебной информацией;

o хранить государственную и иную охраняемую законом тайну,

а также не разглашать ставшие им известными в связи с исполнением должностных

обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство

граждан и др.

· Возлагая на государственных служащих определенные

обязанности, законодательство предусматривает определенные ограничения,

связанные с государственной службой. Государственный служащий не вправе:

o заниматься другой оплачиваемой работой, кроме

педагогической, научной и иной творческой;

o быть депутатом законодательных (представительных)

органов или органов местного самоуправления;

o заниматься предпринимательской деятельностью лично или

через доверенных лиц;

o состоять членом органа управления коммерческой организации;

o быть поверенным по делам третьих лиц в государственном

органе, в котором он работает;

o использовать в неслужебных целях материально-

технические, финансовые, информационные средства и др.;

o получать гонорары за выступления и публикации,

вознаграждения от физических и юридических лиц;

o принимать участие в забастовках и т.д.

За неисполнение своих обязанностей, несоблюдение ограничений и правонарушения

государственные служащие несут дисциплинарную, административную, материальную и

уголовную ответственность. Дисциплинарная ответственность налагается за

совершение дисциплинарных проступков, связанных с нарушением служебной

дисциплины. В зависимости от тяжести дисциплинарного проступка служащему могут

быть объявлены: замечания, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном

служебном соответствии, увольнение. Государственный служащий, допустивший

должностной проступок, может быть временно (но не более чем на месяц), до

решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнения

должностных обязанностей с сохранением денежного содержания. Данное отстранение

производится распоряжением того руководителя, который назначил его на эту

должность. Дисциплинарное взыскание объявляется в приказе (распоряжении)

руководителя, наложившего взыскание, и сообщается наказанному под расписку.

Отказ последнего от расписки не влияет на действенность объявленного взыскания.

Материальная ответственность государственных служащих состоит в обязанности

служащего, причинившего материальный ущерб государству (органу, учреждению),

физическому или юридическому лицу, возместить ущерб в порядке и размерах,

предусмотренных законодательством.

· Условиями для наступления материальной ответственности

являются:

o наличие реального ущерба;

o наличие непосредственной причинной связи между

проступком и наступившими вредными последствиями (ущербом);

o вина правонарушителя в причинении ущерба;

o виновные действия государственного служащего не должны

являться преступлением.

Материальная ответственность может быть ограниченной и полной. При

ограниченной материальной ответственности гocyдарственные служащие, по вине

которых причинен ущерб, несут ее в размере прямого ущерба, но не свыше своего

среднего месячного заработка. Полная материальная ответственность

государственных служащих означает, что причиненный ущерб возмещается в полном

размере.

· Данный вид материальной ответственности наступает в

случаях:

o когда между служащими и органом, учреждением,

предприятием заключен письменный договор о принятии на себя служащим полной

материальной ответственности за необеспечение сохранности имущества;

o если имущество было получено служащим под отчет по

разовой доверенности;

o если ущерб причинен действиями, которые содержат

признаки преступления;

o при условии умышленной порчи материалов, изделий и

других предметов, выданных служащему в пользование не при исполнении

служебных обязанностей.

Возмещение ущерба может производиться в административном или судебном

порядке. Если служащий дал свое согласие, то удержание из его заработка

осуществляется по распоряжению руководителя органа, учреждения или

предприятия. В случае отсутствия согласия служащего возмещение ущерба

производится по иску органа, учреждения или предприятия в судебном порядке.

Административная ответственность государственных служащих наступает в

соответствии со ст. 2.4. и 2.5. КоАП РФ за совершение ими административного

правонарушения, связанного со служебной деятельностью.

Уголовную ответственность государственные служащие несут за совершение

должностных преступлений, предусмотренных УК РФ.

Государственный служащий имеет право на:

1. ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по

занимаемой государственной должности государственной службы, критерии оценки

качества работы и условия продвижения по службе, а также на организационно-

технические условия, необходимые для исполнения им должностных обязанностей;

2. получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для

исполнения должностных обязанностей;

3. посещение в установленном порядке для исполнения должностных обязанностей

предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности;

4. принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с должностными

обязанностями;

5. участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной

государственной должности государственной службы;

6. продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом

результатов и стажа работы, уровня квалификации;

7. ознакомление со всеми материалами своего личного дела, отзывами о своей

деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, приобщение к

личному делу своих объяснений;

8. переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации за счет средств

соответствующего бюджета;

9. пенсионное обеспечение с учетом стажа государственной службы;

10. проведение по его требованию служебного расследования для опровержения

сведений, порочащих его честь и достоинство;

11. объединение в профессиональные союзы (ассоциации) для защиты своих прав,

социально-экономических и профессиональных интересов;

12. внесение предложений по совершенствования государственной службы в любые

инстанции.

Государственный служащий обязан:

· обеспечивать поддержку конституционного строя и

соблюдение Конституции РФ, реализацию федеральных законов и законов субъектов

РФ, в том числе регулирующих сферу его полномочий;

· добросовестно исполнять должностные обязанности;

· обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных

интересов граждан;

· исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих

в порядке подчиненности руководителей, отданные в пределах их должностных

полномочий, за исключением незаконных;

· в пределах своих должностных обязанностей своевременно

рассматривать обращения граждан и общественных объединений, а также

предприятий, учреждений и организаций, государственных органов и органов

местного самоуправления и принимать по ним решения в порядке, установленном

федеральными законами и законами субъектов РФ;

· соблюдать установленные в государственном органе

правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, порядок

работы со служебной информацией;

· поддерживать уровень квалификации, достаточный для

исполнения своих должностных обязанностей;

· хранить государственную и иную охраняемую законом

тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением

должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и

достоинство граждан.

3. Государственный служащий не вправе:

1) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической,

научной и иной творческой деятельности;

2) быть депутатом законодательного (представительного) органа РФ,

законодательных (представительных) органов субъектов РФ, органов местного

самоуправления;

3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

4) состоять членом органа управления коммерческой организацией, если иное не

предусмотрено Федеральным законом или если в порядке, установленном

Федеральным законом и законами субъектов РФ, ему не поручено участвовать в

управлении этой организацией;

5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном

органе, в котором он состоит на государственной службе либо который

непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен ему;

6) использовать в неслужебных целях средства материально-технического,

финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество и

служебную информацию;

7) получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного

служащего;

8) получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное

вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных

расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением должностных

обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию;

9) принимать без разрешения Президента РФ награды, почетные и специальные

звания иностранных государств, международных и иностранных организаций;

10) выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и

юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в

соответствии с международными договорами РФ или на взаимной основе по

договоренности федеральных органов государственной власти и органов

государственной власти субъектов РФ с государственными органами иностранных

государств, международными и иностранными организациями;

11) принимать участие в забастовках;

12) использовать свое служебное положение в интересах политических партий,

общественных, в том числе религиозных, объединений для пропаганды отношения к

ним. В государственных органах не могут образовываться структуры политических

партий, религиозных, общественных объединений, за исключением

профессиональных союзов.

2. Государственный служащий обязан передавать в доверительное управление под

гарантию государства на время прохождения государственной службы находящиеся

в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих

организаций в порядке, установленном Федеральным законом.

ВОПРОС №15 Государственная служба в России как правовой институт

административного права: понятие, правовые основы прохождения службы.

Понятие и принципы государственной службы

Служба – вид общественно-полезной деятельности по отправлению определенных

полномочий.

Государственная служба – профессиональная деятельность по обеспечению

исполнения полномочий государственных органов.

Виды службы:

· Государственная (федеральная, служба в субъектах РФ, в милитаризованных

органах);

· Гражданская (муниципальная, служба в государственных организациях и

учреждениях, в аппаратах политических партий, общественных объединений,

некоммерческих организациях, на частных предприятиях и др.).

Принципы государственной службы:

1) верховенство Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативными

правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными

служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав;

2) приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного

действия: обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и

защищать права и свободы человека и гражданина;

3) единство системы государственной власти, разграничения предметов ведения

между Российской Федерацией и субъектами РФ;

4) разделение законодательной, исполнительной и судебной власти;

5) равный доступ граждан к государственной службе в соответствии со

способностями и профессиональной подготовкой;

6) обязательной для государственных служащих решений, принятых вышестоящими

государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в

соответствии с законодательством РФ;

7) единство основных требований, предъявляемых к государственной службе;

8) профессионализм и компетентность государственных служащих;

9) гласность в осуществлении государственной службы;

10) ответственность государственных служащих за

подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее

исполнение своих должностных обязанностей,

11) внепартийность государственной службы;

12) отделение религиозных объединений от государства;

13) стабильность кадров государственных служащих в

государственных органах.

Категории государственных должностей:

· государственные должности категории «А» (политико-судебные);

· государственные должности категории «Б» (патронатные);

· государственные должности категории «В» (административные).

Вопрос №18 Административно-правовые формы осуществления исполнительной власти

(государственного управления): понятие, содержание, классификация и

характеристика каждой из групп.

Понятие сущность и виды административно-правовых форм государственного

управления.

Процесс государственного управления имеет своим содержанием деятельность

субъектов административного права, которая осуществляется посредством

определенных административно-правовых форм, процедур и методов.

Административно-правовая форма - это юридическое выражение конкретных

действий и решений органов государственной администрации и иных субъектов

административного права в процессе осуществления исполнительной и

распорядительной деятельности. Она представляет собой юридически значимые

способы реализации субъектами административного права своих полномочий, прав и

обязанностей, отражающих особенности их правового статуса.

Для реализации своих властных полномочий в процессе государственного

управления органы исполнительной власти используют такие основные

административно-правовые формы, как:

o издание административно-правовых актов (правовых актов

управления);

o заключение договоров (например, административных

договоров, международных соглашений);

o совершение иных юридически значимых действий, вызывающих

определенные правовые последствия (составление отчетов, регистрация фактов,

выдача справки о месте работы, составление административных протоколов и

т.д.).

Наряду с этими правовыми формами осуществления исполнительной власти

выделяются также неправовые формы в виде организационных действий и

материально-технических операций (информирование, инструктирование,

проведение совещаний, консультаций и т.д.).

В процессе государственного управления основной правовой формой реализации

правомочий субъектов административного права, не входящих в систему

исполнительной власти, являются различного рода обращения. Обращения

являются одним из оснований для возникновения административно-правовых

отношений. Обращение - это изложенное в письменной или устной форме заявление,

предложение, ходатайство или жалоба.

Обращения могут быть трех основных видов. Во-первых, это обращения граждан и

юридических лиц в государственные или муниципальные органы по поводу

реализации прав и свобод, закрепленных Конституцией РФ и действующим

законодательством. Посредством таких обращений субъекты административного

права используют предоставленные им права в обычных, неконфликтных ситуациях.

Основной формой таких обращений являются заявления и ходатайства (например,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


© 2007
Использовании материалов
запрещено.