РУБРИКИ

Шпора: Шпоры

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Шпора: Шпоры

Приостановление означает временное прекращение действия или исполнения

административного акта до решения вопроса по мотивам, вызвавшим его

приостановление.

ВОПРОС №25 действие административно-правовых актов во времени, в пространстве.

Административно-правовые нормы имеют определенные прост­ранственные и временные

границы, а также могут иметь силу в отно­шении различного круга лиц. При

проведении видовой клас­сификации этих норм условия действия их. в пространстве

и по кругу лиц были освещены. Так, действие их в пространстве предполагает

территорию, на которую распространяется их юридическая сила. Правда, в

некоторых случаях административно-правовые нормы мо­гут действовать в

межтерриториальном масштабе (например, отрасле­вые нормы транспортных

министерств и ведомств). Возможен их “вы­ход” и за государственные границы

Российской Федерации. Это имеет место тогда, когда нормы регламентируют

деятельность российских организаций (например, различного рода

представительств) и граж­дан, находящихся в зарубежных странах. Иногда

административно-правовые нормы действуют на территории нескольких государств в

со­ответствии с двухсторонними или многосторонними соглашениями. Расширение

подобной практики стало закономерным для взаимоотно­шений между суверенными

государствами — членами Союза Не­зависимых Государств (СНГ).

В пределах Российской Федерации административно-правовые нормы

распространяются также и на иностранных граждан.

Во времени административно-правовые нормы, как правило, не ограничены

определенными сроками действия. Это означает, что они действуют до их

официального изменения либо до их отмены. В ряде случаев возможно

установление определенных сроков их действия (например, может быть введен

мораторий на выборы глав краевой, об­ластной администрации, на определенный

срок устанавливается ре­жим чрезвычайного положения).

Законную силу административно-правовые нормы приобретают либо с момента

подписания нормативных актов, в которых они содер­жатся (например, указов

Президента или постановлений Правитель­ства Российской Федерации), либо в

срок, предусмотренный для вступления соответствующих норм в силу. Как

правило, это 10 дней после опубликования нормативного акта. Сроком вступления

их в силу может служить также момент" доведения административно-пра­вовых

норм до исполнителей.

В связи с распадом Советского Союза сложилась ситуация, когда в Российской

Федерации практически действуют некоторые админи­стративно-правовые нормы

бывшего СССР. В подобных случаях союз­ные нормы, не противоречащие

российскому законодательству, сохраняют свою силу впредь до момента

установления обновленных норм законодательными или иными органами Российской

Федерации.

Законы и другие правовые акты, содержащие административно правовые нормы и

действующие на территории Российской Феде­рации до вступления в силу новой

Конституции России, применяются в части, не противоречащей этой Конституции.

Принципиальное значение для действия административно- правовых норм как в

пространстве, так и во времени имеет следующее положение Конституции

Российской федерации 1993 гола: любые нормативные акты, затрагивающие права,

свободы и обязанности че­ловека и гражданина, не могут применяться (т.е.

действовать), если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

ВОПРОС №29 Убеждение и моральное стимулирование как методы

государственно-управленческой деятельности: понятие, сущность, виды, значение в

выполнении задач и функции государственного управления.

Убеждение в деятельности исполнительной власти.

Убеждение проявляется в использовании различных разъяснительных,

воспитательных, организационных мер для формирования воли подвластного или ее

преобразования. Оно направляется на то, чтобы подвластные сами исполняли

выраженную в правовых актах волю субъекта власти. Благодаря убеждению

достигается единство воли законодателя и граждан, руководителя и коллектива,

которое является необходимым условием единства действий.

Убеждение — это процесс последовательно осуществляемых действий, который

включает в себя такие элементы, как овладение вниманием, внушение,

воздействие на сознание, эмоции, разжигание интереса, возбуждение желания.

Граждане добровольно подчиняются юридическим нормам, если понимают цели и

задачи государства, одобряют их, сознательно, активно участвуют в их

осуществлении. Это означает, что с помощью мер убеждения государство добилось

желаемого воздействия на сознание и волю людей и у них появилось необходимое

понимание, сформировалась внутренняя убежденность в целесообразности

юридических предписаний.

В обеспечении добровольного исполнения большое значение имеет воспитание

правовой дисциплины, привычки соблюдать закон. Нередко само по себе знание

прав и обязанностей оказывается достаточным для того, чтобы тот или иной

гражданин был законопослушным, строго и неукоснительно следовал предписаниям

юридических норм.

Часть граждан исполняют правовые предписания потому, что знают об

отрицательных последствиях, которые могут наступить для них в случае

неподчинения. Устрашение тоже является одной из форм воспитания, хотя и самой

низкой. Угроза принуждения, устрашение могут способствовать воспитанию

привычки соблюдать закон.

В демократическом обществе убеждение — главный метод воздействия.

Во-первых, оно используется систематически, можно сказать, круглосуточно в

отношении всех граждан.

Во-вторых, оно обеспечивает добровольное выполнение норм, команд, а в

конечном итоге воспитывает убежденность, привычку законопослушания.

Демократический режим открывает значительные возможности для широкого

привлечения граждан к обсуждению и принятию правовых актов, к участию в делах

государства, которые, в свою очередь, раскрывают перед ними сложность и

трудность этого процесса, заставляют брать на себя ответственность за

целесообразность принимаемых решений. Сознательная дисциплина, высокая

организованность, чувство личной ответственности, обретаемые в процессе

непосредственной общественно-политической практики, являются действенными

средствами формирования убежденности, в основе которой лежит собственный опыт

людей.

В-третьих, научно-техническая революция, цели демократического общественного

устройства требуют, чтобы внешнее регулирование поведения людей постепенно

уступало место саморегулированию. Чем выше уровень техники, чем выше

насыщенность труда творческими элементами, тем менее эффективен внешний

контроль за людьми. Главными факторами успешной трудовой деятельности

личности все более становятся психическое состояние, акты сознания,

недоступные внешнему контролю. И решающее значение в успешной трудовой и иной

деятельности должно принадлежать внутреннему контролю самой личности за

своими действиями, осознанию ею социального значения их целей и последствий.

В деле воспитания саморегулирования, самоконтроля, чувства долга решающая

роль принадлежит разнообразным формам убеждения.

В-четвертых, созданная за последние десятилетия система средств массовой

информации позволяет государственному и муниципальному аппарату быстро

оповещать граждан о проводимых мероприятиях, разъяснять их смысл,

инструктировать, убеждать. Пресса, радио, кино, телевидение значительно

увеличили возможность воздействия на граждан, и их использование способствует

повышению роли убеждения в управлении делами общества.

В-пятых, убеждение обходится государству, стране намного дешевле, чем

принуждение.

Формы убеждения разнообразны. Среди них: обучение, пропаганда, агитация,

разъяснение, обмен опытом. Большое влияние на граждан оказывают инструктажи,

митинги, собрания, реклама, своевременное реагирование на обращения,

небюрократическое решение дел.

ВОПРОС №30 Административное принуждение как метод осуществления

исполнительной власти в России: понятие, сущность, классификация, роль в

повышении эффективности деятельности органов исполнительной власти.

Понятие и характеристика видов административного принуждения.

Адм. принужд. используется как средство обеспеч. и охраны

правопорядка в сфере гос. управл-я, выполняет карательную функцию. Адм.

принужд. как метод управл-я состоит в психич., материальном или физич.

воздействии на сознание и поведение людей.

Адм. принужд. присущи следующие признаки:

а) применяется на основе закона. Нормами права регулируется, какие меры,

при каких усл-ях, в каком порядке, кем могут применяться. четкая регламентация

принуд. мер необходима для соблюд-я принципов неприкосновенности личности,

жилища и личн. собственности граждан;

б) осущ-ся посредством юрисдикционных, правоприменительных актов;

в) персонифицировано, т.е. применяется только к конкретным субъектам

права, нарушившим адм.-правовые нормы;

г) внесудебн. порядок применения. Использование адм.-принуд. мер

отнесено к компетенции соотв. исполнит. органов (должн. лиц), кот. непосредств.

реализуют их без обращения в суд. Однако в соотв. с рос. зак-вом отд. меры адм.

принуждения используются нар. судами – это относится к случаям наложения

наиболее строгих адм. наказаний за соверш. адм. правонарушений.

д) прмен-ся в целях обеспеч. адм.-правовых норм, кот. формулируют общеобязат.

правила поведения в сфере гос. упр-я, не имеющие ведомственных границ

(правила безоп-сти дор. движения, обеспеч. санитарной безоп-сти).

Адм. принужд. применяют:

а) исп. органы, уполномоченные на осущ. правоохранительных функций в сфере

гос. упр-я (ОВД, контрольно-надзорные органы);

б) исполн. органы, кот. наделены спец. полномоч. по осущ-ю адм. власти;

По целевому назначению меры адм. принуждения подразеляются:

а) на адм.-принудит. меры. Меры адм. предупрежд. используются в целях

предупреждения правонарушения в сфере гос. упр-я, предотвращения

обстоятельств, угрожающих общ. безоп-сти.

б) адм.-пресекат. меры – способы и средства принудит. возд-вия,

применяемые в целях прекращения противоправного деяния и предотвращения

наступления общественно опасных последствий;

в) меры адм. отв-ти (адм. наказания). Адм. наказание – установленная

гос. мера отв-ти за соверш. адм. правонаруш-я, примен-ся в целях предупр-я

соверш-я новых правонаруш. как самим правонарушителем, так и др. лицами. Адм.

наказание не может иметь своей целью унижение чел. достоинства физ. лица,

совершившего адм. правонарушение, или причинение ему физ. страданий, а также

нанесение вреда деловой репутации юр. лица.

По субъекту принуждения различают:

а) гос.-правовое принуждение;

б) общ.-правовое принуждение.

Меры административного предупреждения.

Меры адм. предупр. – способы и средства, направл. на предупр. и

предотвращ. правонаруш. и обстоятельств, угрожающих жизни и безоп-ти граждан

или нормальной деят-ти гос. органов, предпр. и организ. Основанием для

применения мер адм. предупрежд. может служить предполож-е о намерении лица

совершить адм. правонаруш. либо другое противоправное деяние. Адм.-предупредит.

меры носят профилактич. хар-р и представляют собой опред. ограничения и

запреты.

Наиболее распространенными явл-ся следующие меры адм. предупреждения:

а) контроль и надзорные проверки;

б) введение карантина; остановка движ. транспорта на отд. улицах (напр.,

авария); закрытие участков гос. границы;

в) проверка документов, контроль и досмотр вещей;

г) принудит. доставление физ. лиц для освидетельствования в мед. учрежд.;

д) санитарный осмотр грузов; е) техосмотр транс. средств и т.п.

Цели и основания применения мер административного принуждения.

Административное принуждение – метод государственного управления, основанный

на нормах административного права, совокупность средств психического,

физического и иного воздействия, применяемых уполномоченными субъектами в

установленном процессуальном порядке в целях обеспечения общественного

порядка и общественной безопасности.

Особенности административного принуждения:

· Основывается на нормах административного права;

· Применяется как физическими, так и юридическими лицами;

· Применяется в сфере общественных отношений урегулированных как нормами

административного права, так и нормами других отраслей права;

· Закрепляется как в законных, так и в подзаконных нормативных правовых актах;

· Применяется широким кругом уполномоченных субъектов;

· Система мер административного принуждения отличается разносторонним

характером (широкого спектра действия);

· Применяется чаще всего в административном (внесудебном) порядке;

· Порядок применения регламентируется административно-процессуальными

нормами, создающими упрощенную процедуру;

· Применяется как к лицам, совершившим правонарушения, так и к лицам, не

совершившим правонарушения (меры административного предупреждения;

· Законность применения обеспечивается системой гарантий;

· Применяется в целях обеспечения правового порядка и общественной

безопасности.

Виды государственного принуждения:

1. административное принуждение;

2. уголовное принуждение;

3. гражданско-правовое принуждение;

4. дисциплинарное принуждение.

Принуждение можно различать по отраслевому критерию, т. е. какой отраслью

законодательства установлены принудительные меры. Соответственно принято

различать принуждение по государственному, гражданскому, уголовному,

уголовно-процессуальному, трудовому, административному праву.

Нормы административного права закрепляют широкий круг мер принудительного

воздействия, применяемых исполнительной властью для обеспечения правопорядка.

Рассматриваемый вид принуждения охраняет не только административно-правовые

нормы, но и нормы гражданского, трудового, земельного и иных отраслей права,

реализацию которых призваны обеспечить органы исполнительной власти.

Следует различать меры административно-правового принуждения и принудительные

меры, установленные нормами административного права. Административное

законодательство закрепляет административные (1), дисциплинарные (2),

общественно-правовые (3) санкции. Так, им установлена дисциплинарная и

материальная ответственность военнослужащих, определены властные полномочия

общественных инспекторов. Административное принуждение полностью регулируется

нормами административного права, которыми, кроме того, регулируется

общественно-правовое и частично — дисциплинарное принуждение. Соответственно

можно различать дисциплинарное принуждение и дисциплинарную ответственность

по административному праву.

Цели административного принуждения:

1. предупреждение правонарушений и наступления иных вредных последствий;

2. пресечение правонарушений;

3. восстановление нарушенного состояния;

4. процессуальное обеспечение;

5. наказание (ответственность) правонарушителя.

Виды мер административного принуждения.

Виды мер административного принуждения. Порядок их применения:

1. По характеру и специфике правонарушения:

· Меры психического воздействия;

· Меры физического воздействия;

· Меры материального (имущественного) воздействия;

· Меры организационного воздействия.

2. По субъекту применения:

· Применяемые индивидуальными субъектами;

· Применяемые коллективными субъектами.

3. По нормативным основаниям:

· Основанные на законах;

· Основанные на подзаконных актах.

4. По порядку применения:

· Применяемые в административном (внесудебном) порядке;

· Применяемые в судебном порядке.

5. По фактическим основаниям:

· Основанные на правонарушениях;

· Основанные на иных фактах (аномалии с правовым содержанием).

6. По сфере воздействия:

· Внутриорганизационные меры;

· Внешневластные меры.

7. По способу обеспечения общественного порядка и целевому предназначению:

· Меры административного предупреждения;

· Меры административного пресечения;

· Меры административно-процессуального обеспечения;

· Административные правовосстановительные меры (меры защиты);

· Меры административного наказания.

ВОПРОС №31 Административно-предупредительные меры: назначение, виды, правовые

основы их использования.

Административно-предупредительные меры являются самостоятельным видом мер

принуждения, назначением которых является предупреждение правонарушений и

обеспечение общественной безопасности.

Административно-предупредительные меры имеют строго целевой профилактической

характер и направлены на предотвращение создания противоправных и иных,

представляющих общественную опасность, ситуаций. Основанием для применения

административно-предупредительных мер является не правонарушение, а

наступление особых установленных законодательством условий.

Админиистраттивно-предупредупредитальным мерам присущи следующие признакиим:

- Административно-предупредительные меры являются средством охраны

общественного порядкка и безопасности .

-Административно-предупредительные меры применяются с целью предупредить

возможность совершения правонарушения

-Как правило административно-предупредительные меры не связаны с совершением

административного правонарушения.

- Административно-предупредительные меры предшествуют применению иных мер.

К административно-предупредительным мерам относят:

-административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы;

- личный досмотр и досмотр вещей ;

- введения карантина;

- прекращения движения транспортных средств и пешеходов при возникновении

угрозы общественной безопасности;

- проверка документов и административный досмотр (при обеспечении паспортного

режима, у водителей автотранспортных средств, в погран-зоне и др.);

- уничтожение недоброкачественных продуктов питания;

- ограничение права водопользования и т.п.

Администратино-предупредительные меры выступают в виде административных

ограничений (например, введение карантина при эпидемиях и эпизоотиях и т.д.)

или в виде определенных административных действий в отношении той или иной

категории организаций и лиц (например досмотр).

В первую очередь хотелось бы рассмотреть особенности личного досмотра и

досмотра вещей . Он проводится уполномоченным на то должностным лицом ( ОВД,

таможни ,и т.д.) как правило в присутствии двух понятых и досматриваемого

одного и того же пола (исходя из морально – этических соображений), однако

закон разрешает досмотр и без досматриваемого “ в случаях не терпящих

отлагательства”. Акт досмотра необходимо в соответствии с законодательством

закрепить протоколом либо соответствующей записью .

Более подробно необходимо остановиться на такой предупредительной мере, как

надзор за лицами освободившихся из мест лишения свободы. Эта мера возложена

на Органы Внутренних Дел (ОВД) (в соответствии со ст. 11 Закона о Милиции), и

регламентируется Указом Президиума Верховного Суда СССР от 26.07.1966 года.

Контроль осуществляется с целью наблюдения за поведением ранее

привлекавшихся к уголовной ответственности лиц и оказания на них необходимого

воспитательного воздействия с целью предупреждения совершения ими новых

правонарушений .

Административный надзор может применятся отношении следующих лиц :

-особо опасных рецидивисты,

-судимых за тяжкие преступления ,

-судимых два и более раза либо условно досрочно освобождённых и вновь

совершивших преступление, если их поведение свидетельствуето намерении

совершать правонарушения и в дальнейшем,

-если после освобождения лицо систематически нарушает общественный порядок .

Сроки административного надзора могут быть установлены на срок от шести

месяцев до одного года , а при определённых условиях можгут быть продлены ОВД

с уведомления прокурора на срок шесть месяцев каждый раз .

Административный надзор связан с ограничением административного статуса

поднадзорных лиц и возложение на них определённых обязанностей:

- поднадзорные лица обязаны являться в органы внутренних дел в указанный срок

и время .

- уведомлять о перемени места жительства , работы и т.д.

При наличии опасности совершения лицом дальнейших правонарушений к нему могут

применяться и особые меры принуждения:

- запрещение ухода из дома в определённое время ,

- запрещение пребывания в определённых местах ,

- запрещение выезда по личным делам за пределы города,

- обязанность являться в органы внутренних дел .

Постановление об установлении административного надзора вручается

поднадзорному лицу под роспись.

Административный надзор может быть прекращен по следующим основаниям:

- по окончании срока,

- досрочно ,

- в случае погашения или снятия судимости.

О прекращении административного надзора выносится специальное постановление.

Меры административного предупреждения являются разновидностью

административно-принудительных средств воздействия. Их главной особенностью

является четко выраженный профилактический характер, что позволяет

использовать эти меры для предупреждения правонарушений, обеспечения

общественной безопасности в специфических условиях, когда интересам общества

создается известная угроза, в то же время, меры административного

предупреждения применяются при отсутствии правонарушений, в особых или

чрезвычайных обстоятельствах. Реальных правонарушений при этом нет, но они

могут появиться, если не будут применены меры административного

предупреждения, что позволяет им быть важнейшим средством профилактики

административных и иных правонарушений.

ВОПРОС №32 Административно-пресекательные меры: назначение, виды, субъекты

применения и правовые основы их использования.

Меры административного пресечения.

Адм.-пресекат. меры – способы и средства принудит. воздействия,

применяемые в целях прекращ. противоправного деяния и предотвращ. наступл-я

вредных последствий.

В завис-ти от целей, хар-ра, объекта возд-я адм.-пресекат. меры подразд-ся:

а) на меры, применяемые к нарушителю – физ. лицу (требование прекратить

противопр. действия и др.);

б) меры,применяемые к нарушителю – юр. лицу;

в) меры имущественного хар-ра (изъятие огнестр. оружия);

г) меры эпидемиологич. хар-ра;

д) меры финансово-кредитного хар-ра (налож ареста на банковские счета

организац.).

Меры административного пресечения используются как средство принудительного

прекращения правонарушений и предотвращения их вредных последствий. Эти меры

направлены на принудительное прекращение противоправного поведения,

недопущение, устранение его вредных последствий, на создание условий для

возможного привлечения виновных лиц к административной ответственности. По

своей цели меры административного пресечения отличаются от административных

взысканий и административно-предупредительных мер. Главная их цель состоит в

прекращении противоправного поведения, устранении противоправной ситуации,

принуждении правонарушителя вести себя правомерно, в рамках установленных

правил .

В отличие от административно-предупредительных мер меры пресечения

применяются в связи с совершенными правонарушениями к субъектам, их

совершившим. Эту точку зрения разделяет Севрюгин В.Е. который утверждает, что

“меры пресечения применяются только при наличии правонарушений, и как все

принудительные средства являются предусмотренной законом реакцией на

неправомерные действия. В одних случаях пресекается конкретное неправомерное

действие - поведение, образ действий. В других случаях основанием для

применения меры пресечения служит конкретный административный поступок

(например, мелкое хулиганство), в-третьих - систематические нарушения,

антиобщественный образ жизни (например, занятие проституцией или появление в

общественных местах в нетрезвом виде)”. Отдельные авторы считают, что меры

административного пресечения могут применяться как при наличии, так и при

отсутствии правонарушений. Во всех случаях они являются средством охраны

общественных отношений от уже совершенных или возможных посягательств на них.

Основное назначение мер пресечения в системе правоохранительных средств

состоит в принудительном прекращении противоправных действий. Прекращение

таковых действий путем применения мер пресечения сближает последние с

административно-предупредительными мерами.

Меры административного пресечения могут применяться как самостоятельно

(закрытие в связи с антисанитарным состоянием предприятия общественного

питания), так и в совокупности с административными взысканиями, при этом они

обеспечивают возможность взыскания и как правило им предшествуют (задержание

нарушителя общественного порядка с последующим наложением на него

административного штрафа).

Исходя из вышеизложенного можно выделить следующие особенности мер

административного пресечения:

- применяются для немедленного пресечения нарушения закона

- носят волевой и достаточно жёсткий характер

- носят как правило кратковременный характер (т. е. за пресечением к

правонарушителю будут применяться уже другие меры – например, воспитательного

характера)

- применяются различными исполнительными органами

Меры административного пресечения многообразны. Это, по мнению Севрюгина

В.Е., обусловлено тем, что “в различных условиях, в отношении различных

субъектов различные государственные органы должны применять наиболее

эффективные средства для прекращения антиобщественных действий.. Меры

административного пресечения используются не только для защиты интересов

общества, но и для защиты интересов, здоровья, жизни самого правонарушителя

(например, управление транспортным средством в нетрезвом состоянии и т.п.).”

В административно-правовой литературе существуют различные перечни мер

административного пресечения.

Так, к мерам административного пресечения можно отнести:

- Задержание (применяется как средство прекращения правонарушения (например,

поведение, оскорбляющее общественную нравственность) для доставления

нарушителя в милицию, установления личности и составления протокола (акта) о

правонарушении).

- Арест и изъятие имущества (применяются в отношении предметов, находящихся в

неправомерном владении (например, незаконных средств охоты, рыбной ловли).

- Приостановление работ (может быть применено в отношении предприятий,

допускающих такие нарушения установленного порядка деятельности, которые

угрожают здоровью и жизни людей (например, правил техники безопасности,

противопожарных и санитарных правил.) Особым случаем такого приостановления

является прекращение эксплуатации автомобилей, техническое состояние которых

создает угрозу безопасности движения.

- Временное отстранение от работы (используется как средство

административного пресечения в отношении лиц, состояние здоровья которых

угрожает окружающим, а также в отношении водителей средств транспорта,

находящихся в состоянии опьянения).

- Требования прекратить неправомерное поведение (может применяться

управомоченными на то органами управления в случае обнаружения такого

поведения (нарушений общественного порядка и др.) Такого рода требование

носит юридически обязательный характер, его невыполнение влечет за собой

надлежащую ответственность.

- Ликвидация результатов неправомерных действий (является средством

восстановления положения, существовавшего до таких действий). Примером может

служить снос самовольно возведенных строений.

- Принудительное лечение (может применяться в отношении лиц, больных

венерическими болезнями, СПИДом, психически больных, совершивших общественно

опасные деяния).

Остановимся более подробно на административном задержании граждан (ст. 240-

242 КоАП РСФСР).

Общим основанием административного задержания служит административный

проступок. Помимо общей предпосылки - совршения проступка, для задержания

необходимо одно из следующих дополнительных условий:

-наличие серьезных оснований предполагать, что активные противоправные

действия будут продолжатся, что правонарушитель может причинить ущерб

общественным интересам, другим гражданам, себе;

-отсутствие возможности составить протокол о проступке и иные документы

непосредственно на месте (личность виновного не установлена, нужно провести

медицинское обследование и т.д.);

-отказ уплатить штраф на месте или расписаться в квитанционной книжке и

указать свой адрес, если отсутствуют свидетели, которые могут сообщить

необходимые данные о нарушителе.

“Административное задержание является мерой административно-процессуального

характера, применяемой в связи с совершением правонарушения и состоящей в

кратковременном ограничении свободы правонарушителя”. К основным нормативным

актам, регламентирующим задержание, относятся Закон от 18.апреля 1991 г. “О

милиции”, в котором сказано, что милиции предоставлено право задерживать лиц,

допустивших нарушения, влекущие административную ответственность.

В главе 19 КоАП РСФСР указываются случаи, при которых допускается

административное задержание лица в целях пресечения административных

правонарушений. “Административным правонарушением (проступком) признается

деяние, посягающее на государственный или общественный порядок,

собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления,

противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо

бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная

ответственность”

Административному задержанию не подлежат иностранные граждане, пользующиеся

дипломатической неприкосновенностью. Как правило административное задержание

не применяется к военнослужащим и сотрудникам органов внутренних дел, а также

к депутатам , судьям и прокурорам.

Следует отличать административное задержание от личного задержания лиц,

подозреваемых в совершении преступных действий.

Последнее производится в случаях прямо предусмотренных уголовным законом:

“Орган дознания вправе задерживать лицо, подозреваемое в совершении

преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения

свободы, только при наличии одного из следующих оснований:

- когда это лицо застигнуто непосредственно после его совершения;

- когда очевидцы, в том числе и потерпевшие, прямо укажут на данное лицо, как

на совершившее преступление;

- когда на подозреваемом или его одежде, при нем или в его жилище будут

обнаружены явные следы преступления”

“Задержание производится, если совершено правонарушение и имеется хотя бы

одно из названных выше дополнительных условий необходимых для:

- составления протоколов;

- обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела;

- обеспечения исполнения постановления по делу об административном

правонарушении.”*

Административное задержание по основаниям, целям и срокам разделяют на две

группы: задержание на общих основаниях и специальные виды задержания.

"Специальное задержание продолжается более длительный срок, чем общее,

поэтому оно может производится только в случае совершения лицом

определенного, прямо указанного в законе проступка (например, мелкого

хулиганства.)

К задержанию на общих основаниях обычно относят такое задержание, которое

производится работниками милиции на срок не более трех часов, а задержанных

содержат в дежурной комнате или ином служебном помещении.

Законодательство закрепляет несколько специальных видов административного

задержания среди них такие как :

- задержание лиц, находящихся в состоянии опьянения;

- задержание лиц, совершивших мелкое хулиганство;

- задержание лиц, уклоняющихся от явки в суд, рассматривающий дело о

совершенных ими проступках;

- задержание нарушителей пограничного режима.

В целом меры административного пресечения направлены на принудительное

прекращение противоправного поведения, при наличии правонарушения.

Нарушитель в процессе задержания может оказывать сопротивление, для чего

законодатель в определенных случаях разрешает применение специальных средств

в плоть до оружия. Поэтому более подробно остановимся на такой мере

пресечения, как непосредственное воздействие с применением специальных

средств.

Применение специальных средств регламентируется ст. 14 и огнестрельного

оружия ст. 15 Закона о Милиции . Милиционер имеет право применять следующие

специальные средства :

- резиновые палки

- наручники

- слезоточивый газ

- светозвуковые средства отвлекающего действия

- средства нарушения преград

- средства принудительной остановки транспорта

- специальные окрашивающие средства

В случаях :

- для отражения нападения на граждан и сотрудников милиции.

- для пресечения сопротивления .

- для задержания лица застигнутого на месте преступления, и других случаях.

Запрещено применять специальные средства в отношении женщин, а также лиц с

явными признаками инвалидности и несовершеннолетних при условии если эти

лица не оказывают сопротивление.

Применение к использованию огнестрельного оружия как меры пресечения.

Применения огнестрельного оружия - самая серьёзная мера пресечения которая

может повлечь причинение телесных повреждений смерть , поэтому установлены

дополнительные гарантии законности: сотрудник милиции обязан в каждом случае

применения оружия в течение 24 часов с момента его применения предоставить

рапорт начальнику ОВД по месту службы . Каждый раз в результате служебных

проверок проверяется правомерность применения оружия. Служебная проверка

назначается когда кому-либо причинён физический или имущественный вред, либо

поступила жалоба на соответствующие действия сотрудника милиции, либо по

факту применения огнестрельного оружия возбуждено уголовное дело . О всех

случаях смерти или ранения должен быть уведомлён прокурор .

“Сотрудники милиции имеют право применять огнестрельное оружие в следующих

случаях:

- для защиты граждан от нападения опасного для жизни и здоровья

- для отражения нападения на сотрудника милиции, а также для отражения

попытки завладеть его оружием

- для освобождения заложников

- для задержания лица застигнутого на месте совершения преступления

- для пресечения побега из-под стражи

- для остановки транспортного средства путём его повреждения если водитель

создаёт реальную опасность жизни и здоровью людей и отказывается

остановиться

- для защиты граждан от угрозы нападения опасных животных

- для предупреждения о намерениях применить оружие

Запрещено применять специальные средства в отношении женщин, а также лиц с

явными признаками инвалидности и несовершеннолетних при условии если эти

лица не оказывают сопротивление”.

ВОПРОС №33 Меры административно-процесуальног8о обеспечения: назначение,

виды, правовые основания применения, краткая характеристика каждой меры.

Доставление и привод.

1. Данная принудительная мера применяется к правонарушителю в целях

составления протокола об административном правонарушении, если отсутствует

возможность его составления на месте выявления правонарушения, а составление

протокола является обязательным. Например, при нарушении правил пользования

транспортными средствами, Правил дорожного движения, законодательства об

охране окружающей среды, при выявлении нарушений таможенных правил и др.

2. Доставление - это принудительное препровождение физического лица в

служебное помещение органа внутренних дел, помещение военной прокуратуры,

органа местного самоуправления или в иное служебное помещение. По своей

правовой природе доставление нарушителя является составной частью такой

процессуальной меры, как адм. задержание.

3. Комментируемая статья содержит перечень должностных лиц, уполномоченных

осуществлять доставление. Так, по делам об адм. правонарушениях,

подведомственных органам внутренних дел, доставление осуществляется

должностными лицами органов внутренних дел (милиции); при выявлении адм.

правонарушений на транспорте - должностными лицами органов, на которые

возложен надзор или контроль за соблюдением правил пользования транспортом;

при выявлении адм. правонарушений в области охраны окружающей природной

среды, лесного фонда, животного мира и рыбных запасов, правил охоты и

рыболовства - должностными лицами органов, на которые возложен надзор и

контроль за соблюдением законодательства в соответствующей сфере, и т.д.

4. Срок доставления не предусмотрен, однако закреплено, что доставление

должно быть осуществлено в возможно короткий срок.

5. О доставлении составляется протокол либо делается соответствующая запись в

протоколе об административном правонарушении или в протоколе об

административном задержании. Если лицо оказало неповиновение, сопротивление

или иное противодействие должностным лицам, а также в случае применения к

нему специальных средств (дубинка, наручники и т.д.), в протоколе о

доставлении это должно быть зафиксировано.

Привод как мера обеспечения производства по делу об административном

правонарушении состоит в принудительном доставлении физического лица, законного

представителя юр. лица, законного представителя несовершеннолетнего, в

отношении которых ведется производство по делу об административном

правонарушении, а также свидетеля с целью выполнения ими процессуальных

действий, которые нельзя выполнить заочно. Так, привод осуществляется в

отношении указанных лиц, если рассмотрение дела об административном

правонарушении отложено в связи с их неявкой без уважительных причин, а

отсутствие указанных лиц препятствует всестороннему, полному, объективному и

своевременному выяснению обстоятельств дела и его разрешению.

Адм. задержание.

Административное задержание - это кратковременное ограничение свободы

физического лица, которое может применяться только в исключительных случаях и

если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения

дела, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

Цель адм. задержания как меры обеспечения производства по делу об

административном правонарушении - установление личности правонарушителя,

составление протокола об административном правонарушении, когда его

составление является обязательным, но на месте составить протокол невозможно.

Основанием применения адм. задержания является только совершение лицом адм.

правонарушения.

Не подлежат адм. задержанию иностранные граждане, пользующиеся

дипломатическим иммунитетом и предъявившие в подтверждение этого

соответствующий документ (дипломатический паспорт, дипломатическую или

консульскую карточку и т.д.).

В связи с тем, что административное задержание представляет собой

кратковременное ограничение свободы, то признание, соблюдение и защита прав и

свобод человека и гражданина при применении данной меры - обязанность

государственных органов и должностных лиц. Это означает, что никто не может

быть подвергнут задержанию, кроме случаев, предусмотренных законом.

Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные КоАП,

о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном

задержании. Он может обжаловать административное задержание в вышестоящий

орган или прокурору. Лица, применившие данную меру, обязаны предоставить

задержанному возможность обратиться с жалобой как в устной, так и в

письменной форме.

Вопрос №34 Административные наказания как мера административного принуждения:

понятие, целевое назначение, система, кем устанавливается и кем применяется.

Характеристика административных наказаний.

АН – установл-я. гос. мера отв-ти за сорвеш-е адм. правонаруш.

примен-ся в целях предупрежд-я совершения новых правонаруш. как самим

правонарушителем, так и другими лицами. АН не может иметь своей целью унижение

чел. дост-ства физ. лица, совершившего адм. правонаруш., или причинение ему

физ. страд., а также нанесение вреда деловой репутации юр. лица.

Виды АН:

предупреждение; адм. штраф;

возмездное изъятие орудия соверш-я или предмета адм. правонаруш-я;

конфискация орудия совершения или предмета адм. правонаруш-я;

лишение спец. права, предоставленного физ. лицу; адм. арест;

адм. выдворение за пределы РФ иностр. гражданина или лица без гражд.;

дисквалификация.

В отношении юр. лица могут применяться следующие адм. наказания:

предупреждение; адм. штраф;

возмездное изъятие орудия соверш-я или предмета адм. правонаруш-я;

конфискация орудия совершения или предмета адм. правонаруш-я.

Предупреждение, адм. штраф, лишение спец. права, предоставленного физ. лицу,

адм. арест и дисквалификация могут устанавливаться и применяться только в

кач-ве основных адм. наказаний.

За одно адм. правонарушение может быть назначено основное либо основное и

доп. адм. наказание из наказаний, указанных в санкции применяемой статьи

Особенной части КоАП РФ или закона субъекта РФ об адм. отв-ти.

Меры взыскания.

Меры административного взыскания представляют собой вид административной

ответственности, применяющийся за совершение определенного рода

правонарушений. “Административное взыскание причиняет ему (лицу, совершившему

правонарушение) определенные страдания, лишения. Однако кара не является

самоцелью, она – необходимое средство воспитания, предупреждения

правонарушений”. Административные взыскания занимают особое место в системе

мер административного принуждения. Их особенность состоит в следующем:

- они носят ярко выраженный санкционый характер, чем отличаются от других

видов мер административного принуждения, которые этим качеством не обладают;

- воспитательное воздействие от их применения наиболее высоко, поскольку

достигается простым, быстрым и наглядным способом;

- взыскания могут применять не только органы государственного управления, но

и другие субъекты правоприменения;

- все административные взыскания налагаются на основе специального

индивидуального акта управления - постановления или решения;

- наложение административных взысканий осуществляется уполномоченными на то

органами и должностными лицами в определенном процессуальном порядке, при

котором учитывается характер совершенного правонарушения, личность

нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства,

смягчающие и отягчающие ответственность;

- являются эффективным средством реализации института ответственности (под

которой понимается обязанность гражданина или должностного лица дать отчет о

своем неправомерном поведении в сфере государственного управления и понести

наказание в виде административного взыскания).

Под системой административных взысканий следует понимать указанный в

законодательстве перечень различных по степени тяжести и правовым

последствиям видов наказаний:

1. Меры морального воздействия. Они связаны с малозначительными проступками,

совершенными обычно людьми случайно и не имеющими каких-либо стойких

антиобщественных установок. К ним относятся предупреждение .

2. Меры личностного воздействия. Они состоят в ограничении субъективных прав

и вложении на нарушителя определенных претерпеваний.

В соответствии со ст. 24 КоАП РФ выделяют следующие виды административных

взысканий:

- предупреждение (ст. 26);

- штраф (ст. 27);

- возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или

непосредственным объектом административного правонарушения (ст. 28);

- конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным

объектом административного правонарушения (ст. 29);

- лишение специального права, предоставленному данному гражданину (права

управления транспортными средствами, права охоты (ст. 30);

- исправительные работы (ст. 31);

- административный арест (ст. 32);

- выдворение из пределов РФ иностранных граждан и лиц без гражданства за

совершение административных правонарушений (ст.32.1 ).

Итак, административное взыскание - это "мера наказания, применяемая

уполномоченными на-то государственными органами (должностными лицами), а

предусмотренных законом случаях - народными судами ( народными судьями), а

также общественными организациями и их законными представителями к лицам,

виновным в совершении административного проступка."

Следует также учитывать, что законодателем также закреплены и общие правила

(принципы) административных взысканий. Глава 4 КоАП содержит следующие

принципы:

- законность

- целесообразность

- своевременность, оперативность воздействия

- сложение взысканий, налагаемых за совокупность нарушений.

Меры административного взыскания представляют собой вид юридической

(административной) ответственности, применяется за совершение определенных

правонарушений. "Административное взыскание является мерой ответственности и

применяется в целях воспитания лица, совершившего административное

правонарушение, в духе ... общежития, а также предупреждения новых

правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами."*

Административное взыскание занимает особое место в системе мер

административного принуждения. Их особенность состоит в следующем:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


© 2007
Использовании материалов
запрещено.