РУБРИКИ

Шпора: Шпоры

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Шпора: Шпоры

"- они носят ярко выраженный санкционый характер, чем отличаются от других

видов мер административного принуждения, которые этим качеством не обладают;

- воспитательное воздействие от их применения наиболее высоко, поскольку

достигается простым, быстрым и наглядным способом;

- взыскания могут применять не только органы государственного управления, но

и другие субъекты правоприменения;

- все административные взыскания налагаются на основе специального

индивидуального акта управления - постановления или решения;

- наложение административных взысканий осуществляется уполномоченными на то

органами милиции в определенном процессуальном порядке, при котором

учитывается характер совершенного правонарушения, личность нарушителя,

степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и

отягчающие ответственность;

- являются эффективным средством реализации института ответственность (под

которой понимается обязанность гражданина или должностного лица дать отчет о

своем неправомерном поведении в сфере государственного управления и понести

наказание в виде административного взыскания."*

"Под системой административных взысканий понимается перечень различных по

степени тяжести и правовым последствиям видов наказаний."*

В настоящее время применяются следующие административно-наказательные средства:

" 1. Меры морального воздействия. Они связаны с малозначительными

проступками, совершенными обычно людьми случайно и не имеющими каких-либо

стойких антиобщественных установок. К ним относятся предупреждение и

общественное порицание.

2. Меры личностного воздействия. Они состоят в ограничении субъективных прав

и вложении на нарушителя определенных претерпеваний."

В соответствии со ст. 24 КоАП РФ выделяют следующие виды административных

взысканий:

- предупреждение (ст. 26);

- штраф (ст. 27);

- возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или

непосредственным объектом административного правонарушения (ст. 28);

- конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным

объектом административного правонарушения (ст. 29);

- лишение специального права, предоставленному данному гражданину (права

управления транспортными средствами, права охоты (ст. 30);

- исправительные работы (ст. 31);

- административный арест (ст. 32);

- выдворение из пределов РФ иностранных граждан и лиц без гражданства за

совершение административных правонарушений (ст. ).

Итак административное взыскание - это "мера наказания, применяемая

уполномоченными на-то государственными органами (должностными лицами), а

предусмотренных законом случаях - народными судами ( народными судьями), а

также общественными организациями и их законными представителями к лицам,

виновным в совершении административного проступка."*

ВОПРОС №35 Дисциплинарная ответственность как вид юридической ответственности

по административному праву: понятие цели, основания, особенности, субъекты.

Дисциплинарная ответственность госслужащих.

Дисц. отв-ть хар-ся следующми признаками:

а) основанием ее наступл-я явл-ся дисциплинарный проступок;

б) за такой проступок предусмотрены дисц. взыскания;

в) дисц. взыскания примен-ся в порядке подчиненности уполномоченными органами

(должн. лицами);

г) пределы дисц. власти уполномоченных органов (должн. лиц) определяются правом.

Дисц. проступок образует противоправное, виновное наруш-е дисц., не

влекущее угол. отв-ти.

При наложении дисц. взыскания учитываются:

а) тяжесть соверш. проступка;

б) обст-ва, при которых он совершен;

в) исполнение обяз-тей на протяжении всей службы и поведение служащего.

2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение гос. служащим возложенных на него

обяз-тей (должн. проступок) органом или рук-лем, имеющим право назначатьгос.

служащего на гос. должность гос. службы, на гос. служащего могут налагаться

следующие дисциплинарные взыскания: а) замечание; б) выговор;

в) строгий выговор; г) предупреждение о неполном служебном соответствии; д)

увольнение.

Гос. служащий, допустивший должн. проступок, может быть временно (но не более

чем на месяц), до решения вопроса о его дисц. отв-ти, отстранен от исполнения

должн. обяз-тей с с охранением денежн. содержания. Отстранение гос. служащего

от исполнения должн. обязан. в этом случае производится распоряжением рук-ля.

Дисц. взыск. налаг-ся приказом компетентного органа или решением коллегии.

Приказ или решение о налож. дисц. взыскания объявляется виновному под

расписку и вступает в силу немедленно.

Гос. служащий вправе обжаловать наложенное на него дисц. взыскание в порядке,

установл. зак-вом.

Дисц. взыск. счит-ся снятым при налич. следующих условий:

а) истек годичный срок давности;

б) лицо не было повторно привлечено к дисц. отв-ти;

в) издан приказ о снятии дисц. взыскания.

ВОПРОС №37 Административная ответственность: законодательство о ней, понятие,

сущность основные черты, принципы, отличие от других видов юридической

ответственности.

Понятие и основания административной ответственности.

Основные подходы к пониманию административной ответственности:

· Позитивная административная ответственность – это требование к будущей

активной, инициативной деятельности субъектов административного права.

· Традиционная (ретроспективная) административная ответственность – это

вид юридической ответственности, выражающийся в применении уполномоченными

органами и должными лицами административного взыскания к лицу, совершившему

правонарушение.

Особенности административной ответственности:

1. является разновидностью как мер юридической

ответственности, так и мер административного принуждения;

2. регулируется нормами административного права, которые в

совокупности образуют институт административного права;

3. нормативные основания административной ответственности

закрепляются как в законах, так и подзаконных актах;

4. фактическим основанием административной ответственности

является административное правонарушение;

5. субъектами административной ответственности могут быть

как физические, так и юридические лица (коллективные субъекты);

6. реализуется посредством применения мер административных

взысканий;

7. к административной ответственности привлекается широкий

круг уполномоченных субъектов (суд, органы исполнительной власти и их

должностные лица);

8. привлечение к административной ответственности не влечет

судимости и увольнения с работы (службы);

9. к административной ответственности чаще привлекают во

внесудебном (административном) порядке;

10. меры административной ответственности реализуются в

определенном процессуальном порядке (производство по делам об

административных правонарушениях).

Основания административной ответственности:

· нормативное основание административной ответственности

– система юридических норм, определяющих основания и порядок реализации

административной ответственности;

· фактическое основание административной ответственности

– совершение лицом деяния, содержащего признаки состава административного

правонарушения;

· процессуальное основание административной

ответственности – вынесение в установленном порядке уполномоченным субъектом

постановления (решения) о привлечении к административной ответственности.

Понятие и признаки административной ответственности.

Основные подходы к пониманию адм. ответственности:

а) Позитивная адм. ответственность – это требование к будущей активной,

инициативной деятельности субъектов адм. права.

б) Традиционная (ретроспективная) адм. ответственность – это вид

юридической ответственности, выражающийся в применении уполномоченными органами

и должными лицами адм. взыскания к лицу, совершившему правонарушение.

Особенности административной ответственности:

1) является разновидностью как мер юридической ответственности, так и мер

адм. принуждения;

2) регулируется нормами адм. права, которые в совокупности образуют институт

адм. права;

3) нормативные основания адм. ответственности закрепляются как в законах, так

и подзаконных актах;

4) фактическим основанием адм. ответственности является административное

правонарушение;

5) субъектами адм. ответственности могут быть как физические, так и

юридические лица (коллективные субъекты);

6) реализуется посредством применения мер административных взысканий;

7) к адм. ответственности привлекается широкий круг уполномоченных субъектов

(суд, органы исполнительной власти и их должностные лица);

8) привлечение к адм. ответственности не влечет судимости и увольнения с

работы (службы);

9) к адм. ответственности чаще привлекают во внесудебном (административном)

порядке;

10) меры адм. ответственности реализуются в определенном процессуальном

порядке (производство по делам об административных правонарушениях).

Основания административной ответственности:

· нормативное основание адм. ответственности – система

юридических норм, определяющих основания и порядок реализации адм.

ответственности;

· фактическое основание адм. ответственности – совершение

лицом деяния, содержащего признаки состава адм. правонарушения;

· процессуальное основание адм. ответственности –

вынесение в установленном порядке уполномоченным субъектом постановления

(решения) о привлечении к адм. ответственности.

ВОПРОС №38 Субъекты административной ответственности (физические лица).

Особенности такой ответственности несовершеннолетних, должностных лиц,

военнослужащих и приравненных к ним лиц, иностранных граждан и лиц без

гражданства)

Административная ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства.

Ин. граждане, лица без гражданства и ин. юридические лица, совершившие на

территории РФ адм. правонарушения, подлежат адм. ответственности на общих

основаниях.

Не подлежат адм. ответственности иностранные граждане, совершившие на

территории РФ адм. правонарушение, но пользующиеся иммунитетом от адм.

юрисдикции РФ в соответствии с федеральными законами и международными

договорами РФ. Иммунитет от адм. юрисдикции распространяется на глав

дипломатических представительств, членов дипломатического персонала, членов

их семей, глав консульских представительств и некоторых консульских

должностных лиц, а также членов государственных делегаций, осуществляющих

официальные визиты в Российскую Федерацию. Вопрос об адм. ответственности

вышеперечисленных лиц разрешается в соответствии с нормами международного

права.

Административная ответственность юр. лиц.

Юр. лица подлежат адм. ответственности за совершение правонарушений в

случаях, предусмотренных КоАП и законами субъектов РФ. Это означает, что

ответственность юр. лица наступает за деяния, образующие юридические составы

адм. правонарушения.

Юридические лица подлежат адм. ответственности и за нарушения

законодательства субъектов РФ в случаях, если правонарушение предусмотрено

законом соответствующего субъекта РФ.

Признание юр. лица субъектом адм. ответственности на уровне единого закона

означает, что в случае привлечения юр. лица к адм. ответственности на него

распространяются в равной мере общие задачи, принципы законодательства об

адм. правонарушениях, правила назначения адм. наказаний, процессуальный

порядок возбуждения, рассмотрения, вынесения решения о привлечении к

ответственности и его исполнения.

Ответственность юридических лиц наступает только за те правонарушения, в

отношении которых установлена его вина Это означает, что юр. лицо, в

отношении которого ведется производство по делу об административном

правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет установлена

вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица,

рассмотревших дело. При этом юр. лицо, привлекаемое к адм. ответственности,

не обязано доказывать свою невиновность.

За совершение адм. правонарушений юридическим лицом могут устанавливаться и

применяться следующие административные наказания: предупреждение;

административный штраф; возмездное изъятие орудия совершения или предмета

адм. правонарушения; конфискация орудия совершения или предмета адм.

правонарушения.

Вид и размер адм. наказания налагается на юр. лицо с учетом характера

правонарушения, имущественного и финансового положения юр. лица,

обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность (см. комментарий к

ст.4.1).

Назначение адм. наказания юр. лицу не освобождает от адм. ответственности за

данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к

адм. ответственности физического лица не освобождает от адм. ответственности

за данное правонарушение юр. лицо.

Административная ответственность должностных лиц.

Адм. ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им адм.

правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих

служебных обязанностей.

Впервые в законодательстве об адм. ответственности закрепляется понятие должн.

лица. В отличие от понятия должн. лица, закрепленного в УК, КоАП

дает более широкое его определение. Под должностным лицом, согласно Кодексу,

следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными

полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т.е. наделенное, в

установленном законом порядке, распорядительными полномочиями в отношении лиц,

не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее

организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в

государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и

муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и

воинских формированиях РФ. К должностным лицам КоАП относит также руководителей

и других работников иных организаций, выполняющих

организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, а

также лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юр.

лица.

К административно-распорядительным функциям относятся такие, как: руководство

коллективом, расстановка и подбор кадров, поддержание дисциплины, применение

мер поощрения и дисциплинарной ответственности к подчиненным, а к

административно-хозяйственным - полномочия по управлению и распоряжению

имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских

счетах организаций и учреждений, и иные действия.

Впервые в законодательстве об адм. ответственности закрепляется понятие должн.

лица. В отличие от понятия должн. лица, закрепленного в УК, КоАП

дает более широкое его определение. Под должностным лицом, согласно Кодексу,

следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными

полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т.е. наделенное, в

установленном законом порядке, распорядительными полномочиями в отношении лиц,

не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее

организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в

государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и

муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и

воинских формированиях РФ. К должностным лицам КоАП относит также руководителей

и других работников иных организаций, выполняющих

организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, а

также лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юр.

лица.

К административно-распорядительным функциям относятся такие, как: руководство

коллективом, расстановка и подбор кадров, поддержание дисциплины, применение

мер поощрения и дисциплинарной ответственности к подчиненным, а к

административно-хозяйственным - полномочия по управлению и распоряжению

имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских

счетах организаций и учреждений, и иные действия.

Адм. ответственность должностных лиц предусмотрена в большинстве составов

адм. правонарушений, содержащихся в Особенной части КоАП.

ВОПРОС №43 Административное правонарушение как основание административной

ответственности: понятие, признаки, элементы юридического состава и их

характеристика.

Адм. правонарушение: понятие, виды.

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ адм. правонаруш. признается

противоправное, виновное действие (бездействие) физ. или юр. лица, за кото.

КоАПом или законами субъектов РФ об адм. правонаруш-ях установленная адм.

отв-ть.

В характеристике признаков адм. правонаруш. ключевыми явл-ся понятия

действие и бездействие, кот. образуют такое противоправное понятие,

как деяние.

Действие (применительно к адм. правонаруш.) – активная форма повед.

правонарушителя, непосредственно связанная с невыполнением обязанностей и зак.

требований, нарушением запрета (вождение пьяного за рубем).

Бездействие (применительно к адм. правонаруш.) – пассивная форма повед.

правонарушителя, непоср. связанная с невыполнением обязанностей и зак.

требований (не приобрел лицензию).

Признаки адм. правонаруш-я:

Антиобщественность. По соц. значимости деяние, причиняющее вред зак.

интересам граждан, общества и гос-ва, явл-ся антиобщественным;

Противоправность – закл-ся в соверш. деяния, нарушающего нормы адм. и

иных отраслей права (труд., земельного и пр.), кот. охраняются мерами адм.

ответственности;

Виновность. Зак-во рассматривает противоправное деяние, соверш. лицом, в

ка-ве адм. правонаруш-я только в том случае, если имеет место вина лица, т.е.

содеянное было осущ-влено умышленно или по неосторожности.

Наказуемость деяния. Адм. правонарушением признается только то деяние, за

кот. зак-вом предусмотрена адм. отв-ть.

Понятие состава административного правонарушения.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие

(бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или

законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена

административная ответственность.

Состав административного правонарушения – совокупность объективных и

субъективных признаков, описанных в правовой норме, необходимых и достаточных

для признания совершенного деяния в качестве конкретного административного

правонарушения.

Элементы состава административного правонарушения:

1. объект административного правонарушения;

2. объективная сторона административного правонарушения;

3. субъект административного правонарушения;

4. субъективная сторона административного правонарушения.

Значение состава административного правонарушения состоит в том, сто он

является основанием для административной ответственности. При отсутствии в

деянии состава административного правонарушения дело об административном

правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению.

Виды составов административных правонарушений:

1. По степени общественной опасности:

· Основной;

· С отягчающими обстоятельствами

(квалифицированный);

· С особо отягчающими обстоятельствами (особо

квалифицированный)

2. По способу описания признаков состава:

· Простой (состоит из одного деяния, одного последствия,

имеет один объект и одну форму вины);

· Сложный (содержит описание некоторых правонарушений,

нескольких объектов, нескольких форм вины)

3. В зависимости от особенной законодательной конструкции, связанной с

определением момента окончания правонарушения:

· Материальный (считается оконченным с момента наступления

установленных у законе последствий);

· Формальный (считается оконченным с момента совершения

деяния и не требует наступления конкретных последствий).

ВОПРОС №45 Субъекты административно-юрисдикционной деятельности и

подведомственность делоб административных правонарушениях.

Подведомственность дел об административных нарушениях

В производстве по делам об административных нарушениях участвует огромное

число различных органов, их представителей, которые наделены властными

полномочиями и вправе совершать действия, определяющие движение дел. Такое

положение объясняется, во-первых, разнообразием и спецификой многочисленных

отраслей исполнительно-распорядительной деятельности и существующих в них

отношений, и чтобы квалифицированно заниматься делами об административных

нарушениях, нужно обладать специальными знаниями, быть компетентным в данной

области. А во-вторых, множественность субъектов властных полномочий создает

условия для оперативного и экономного производства, поскольку чаще всего его

ведут органы, должностные лица, представители общественности, которые

систематически осуществляют контроль за соблюдением соответствующих правил.

Для научной организации исследуемой юрисдикционной деятельности имеет большое

значение четкое определение того, какой субъект власти какими делами ведает,

кто какие дела оформляет, рассматривает, исполняет. Правильное решение

вопросов подведомственности — необходимое условие квалифицированного,

оперативного разрешения дел об административных деликтах. Подведомственность

неразрывно связана с компетенцией. В то же время подведомственность — это

определенная, регулируемая правом связь двух сторон правоотношения: той,

которая ведает, решает, и той, которая подведомственна, зависима. Ведать

делами — значит решать вопросы в отношении определенных индивидуальных и

коллективных субъектов права. Для лидирующих субъектов подведомственность —

это компонент их компетенции, который связывает их полномочия с определенными

объектами властного воздействия, определяет их предметные, территориальные

границы. А для другой стороны властного правоотношения подведомственность

означает ее правовую зависимость от того, кто ведает делами.

Необходимо различать подведомственность организаций как их постоянную,

линейную подчиненность и подведомственность дел как обязанность подчиняться

по определенным вопросам, делам. Подведомственность дел может быть основана

на линейной и функциональной власти (подчиненности). Так, подведомственность

дел о дисциплинарных проступках базируется на линейной власти руководителя и

соответственно линейной подчиненности работника, студента, военнослужащего, а

подведомственность дел об административных нарушениях (как и все

административное принуждение) является проявлением функциональной власти

(подчиненности).

В производстве по делам об административных нарушениях очень часто одни

органы (должностные лица) вправе расследовать дела, другие — рассматривать их

и принимать постановления, третьи — рассматривать жалобы на постановления.

Для административного процесса актуален вопрос о постадийной

подведомственности дел (кто дело расследует, кто принимает постановление и

т.д.) и даже подведомственности при совершении отдельных действий (кто

предоставляет отсрочку исполнения постановления, составляет протокол и т.

п.).

При определении подведомственности дел о проступках нужно помнить

существование разных уровней подведомственности и порядок последовательного

их выявления.

В гл. 16 КоАП, ст. 290, 297, 449 и др. ТК РФ, в иных актах решается вопрос о

видовой подведомственности проступков. Она закрепляется юридическими нормами,

в которых сказано, какой вид государственных органов занимается такими

делами. Постановления по этим делам выносят, жалобы рассматривают,

постановления исполняют органы исполнительной власти, суды (судьи, судебные

исполнители), а также арбитражные суды. Видовая подведомственность

закрепляется чаще всего однозначно (дела рассматривает ОВД, дела

рассматривает судья), иногда — альтернативно (гражданин вправе обжаловать

постановление таможенного органа в вышестоящий таможенный орган или в суд, а

значит, жалобу вправе рассматривать либо первый, либо второй орган

государственной власти).

Решив вопрос о видовой, нужно разобраться с территориальной

подведомственностью. То есть, нужно выяснить, какой конкретно орган

исполнительной власти данного вида, какой суд (судья) должен заниматься

делом. Эти правила установлены ст. 297, 358, 370 ТК; ст. 256 КоАП и

некоторыми иными нормами. По общему правилу дело расследуется,

рассматривается по месту совершения нарушения. Дело о нарушении таможенных

правил рассматривается таможенным органом, должностное лицо которого

занималось расследованием. А в какой суд может обратиться с жалобой

гражданин? По общему правилу — по месту жительства гражданина. Но в ч. 2 ст.

370 ТК так определена территориальная подведомственность: суд по месту

нахождения таможенного органа, наложившего взыскание.

Следующий уровень подведомственности — должностная. Правила должностной

подведомственности определяют, кто в государственном органе должен заниматься

делом. В системе ОВД такая подведомственность регламентирована частично ст. 203

КоАП. Право рассматривать дела о нарушении таможенных правил ст. 359 ТК

предоставлено начальникам таможенных органов и их заместителям.

ВОПРОС №46 Административный процесс: понятие сущность, признаки в широком и

узком понятии. Отличие от уголовного, гражданского и арбитражного процессов.

Административный процесс.

Юридический процесс - урегулированная правовыми нормами

совокупность последовательных действий, совершаемых для достижения

определенного результата; порядок осуществления деятельности следственных, адм.

и судебных органов.

Административный процесс – совокупность

административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность органов и

должностных лиц государственного управления по реализации возложенных на них

задач и функций.

Признаки административного процесса:

1) вид юр. процесса, соотносятся как часть и целое;

2) представляет собой разновидность властной деятельности субъектов

государственного управления;

3) обеспечивает условия для реализации материальных норм адм. права;

4) целью процесса является достижение определенных юридических результатов и

разрешения управленческих дел;

5) результаты адм. процесса (как промежуточные, так и окончательные)

закрепляются в официальных актах (документах);

6) регламентируется административно-процессуальными нормами, которые в

совокупности образуют самостоятельный институт адм. права;

7) обладает определенным строением (структурой).

ВОПРОС №47 Принципы административного процесса. Их правовая характеристика.

Основные принципы административного процесса.

Принципы административного процесса – основополагающие идеи, общие начала,

лежащие в основе административного процесса и раскрывающие его сущность.

· Принцип законности – реализация материальных

административно-процессуальных норм должна строиться в точном соответствии с

административно-процессуальными нормами;

· Принцип процессуального равенства означает равенство

сторон независимо от пола, рассы, национальности, языка, происхождения,

имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к

религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, других

обстоятельств, во-первых, перед законом; во-вторых, наделение каждой стороны

определенным объемом взаимообусловленных прав, обязанностей и

ответственности;

· Принцип материальной истины – решение, принятое в

рамках административного процесса, должно основываться на тщательном изучении

всех условий и обстоятельств управленческого дела, а также состязательности в

ходе его рассмотрения;

· Принцип доступности выражается в беспрепятственной

возможности каждой из сторон участвовать во всех стадиях процесса в

соответствии с имеющим процессуальным статусом;

· Принцип гласности – административный процесс строится

на публичных началах, дающих возможность гражданам получить информацию о его

ходе и принятых решениях, исключение составляет информация, отнесенная к

государственной тайне, а также сведения об интимных сторонах жизни участников

процесса;

· Принцип национального языка – процесс ведется на

государственном языке Российской Федерации или языке республики – субъекта

РФ, автономной области, автономного округа или большинства населения данной

местности. Участники процесса, не владеющие языком, на котором он

отправляется, обеспечиваются услугами переводчика;

· Принцип быстроты (оперативности) – административный

процесс должен отправляться в возможно короткие сроки в рамках, определенных

законом;

· Принцип экономичности (малозатратности) –

административный процесс должен быть организован таким образом, чтобы свести

к минимуму затраты по его отправлению;

· Принцип ответственности органов государственного

управления и их должностных лиц за ненадлежащее исполнение процесса – органы

государственного управления и должностные лица несут установленную законом

ответственность за нарушение административно-процессуальных норм, проявленный

при этом бюрократизм и волокиту.

ВОПРОС №52 Производство по делам о административных правонарушениях: понятие,

правовые основы, задачи, обстоятельства, исключающие производство по делу.

Понятие и особенности производства по делам об административных

правонарушениях.

Производство по делам об административных правонарушениях

совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них

деятельность уполномоченных органов и должностных лиц по применению мер адм.

наказания.

Рассматриваемое производство теснейшим образом связано с гражданским

судопроизводством, особенно на стадии пересмотра и при исполнении

имущественных взысканий. Если гражданин подает в суд жалобу на постановление

о привлечении его к адм. ответственности, то суд рассматривает ее в

соответствии с нормами ГПК. Это уже не административный, а гражданский

процесс, а точнее, составная часть последнего — производство по делам,

возникающим из административно-правовых отношений. Если суд отказывает в

удовлетворении жалобы или снижает размер штрафа, дело вновь возвращается в

русло адм. процесса и дальнейшая деятельность производится на основе норм

адм. права.

В зависимости от объема и сложности процессуальной деятельности можно

различать упрощенное (ускоренное) производство (например, когда штраф

налагается прямо на месте нарушения), обычное и особое (усложненное).

Производство представляет собой разновидность исполнительно-распорядительной

деятельности, в котором действуют ее общие принципы: законности, демократизма

(гласности, участия общественности), оперативности. Производство

осуществляется и на основе общих норм и принципов адм. права. Выявление

объективной истины по делу – важнейшая задача производства. Данный принцип

обязывает должностных лиц, расследующих и рассматривающих дела, исследовать

все обстоятельства и их взаимные связи в том виде, в каком они существовали в

действительности, и на этой основе исключить односторонний, предвзятый подход

к выбору решения.

Право на защиту реализуется предоставлением лицу, привлекаемому к

ответственности, необходимых правовых возможностей для доказывания своей

невиновности, обстоятельств, смягчающих его вину, исключающих производство.

Одной из важнейших основ права на защиту является презумпция

добропорядочности гражданина и ее юридический вариант — презумпция

невиновности. Она заключается в том, что индивидуальный субъект, привлекаемый

к адм. ответственности, считается невиновным до тех пор, пока иное не будет

доказано и зафиксировано в установленном законом порядке. Отсюда следует

также, что бремя доказывания лежит на обвинителе. Привлекаемый к

ответственности не обязан доказывать свою невиновность, хотя и имеет на это

право. Из презумпции невиновности вытекает важное положение: всякое сомнение

толкуется в пользу лица, привлекаемого к ответственности. Оно относится к

случаям, когда сомнения не были устранены в ходе разрешения дела. Указанное

обстоятельство является одним из оснований вынесения оправдательных

постановлений.

Иначе обстоит дело при решении вопроса об ответственности коллективных

субъектов и иных субъектов предпринимательства. Они привлекаются в

ответственности независимо от наличия вины, презумпция невиновности на них не

распространяется. Бремя доказывания действия непреодолимой силы, как

обстоятельства, освобождающего от ответственности, лежит на них. А если

законом установлена ответственность организации за виновные действия, она

обязана доказывать отсутствие вины; здесь действует презумпция виновности в

совершении противоправных действий. В ст. 401 ГК установлено: отсутствие вины

доказывается лицом, нарушившим обязательство. Это — презумпция виновности в

гражданско-правовых отношениях.

ВОПРОС №53 стадии производства по делам об административных правонарушениях,

их правовая характеристика.

Система стадий и этапов производства по делам об административных нарушениях

Деятельность участников административного процесса развивается во времени как

последовательный ряд связанных между собой процессуальных действий по

реализации прав и взаимных обязанностей. Процесс проходит несколько сменяющих

друг друга фаз развития или стадий.

Под стадией следует понимать такую сравнительно самостоятельную часть

производства, которая, наряду с его общими задачами, имеет свойственные

только ей задачи, документы и другие особенности. Так, стадии отличаются друг

от друга и кругом участников производства. На каждой стадии совершаются

определенные действия, которые являются частными по отношению к общей цели

производства. Решение задач каждой стадии оформляется специальным

процессуальным документом, который как бы подводит итог деятельности. После

принятия такого акта начинается новая стадия. Стадии органично связаны между

собой: последующая, как правило, начинается лишь поле того, как закончена

предыдущая, на новой стадии проверяется то, что было сделано раньше.

Производство состоит из четырех частей (стадий):

1) административное расследование;

2) рассмотрение дела;

3) пересмотр постановления;

4) исполнение постановления.

На первой стадии выявляются факт и обстоятельства совершения проступка,

данные о виновном и составляется протокол. На второй — компетентный орган

рассматривает дело и принимает постановление. На третьей— факультативной —

стадии постановление пересматривается по жалобе гражданина, протесту

прокурора, она заканчивается принятием решения об отмене, изменении или

оставлении постановления в силе. На четвертой — реализуется принятое

постановление.

В связи с существованием наряду с общим ускоренного (упрощенного)

производства по некоторым категориям дел стадии производства в отдельных

случаях недостаточно четко выражены или даже сливаются. Так, при взыскании

штрафа на месте соединяются расследование, рассмотрение дела и даже

исполнение постановления.

На каждой стадии существуют этапы — группы взаимосвязанных действий.

Схематически система стадий и этапов производства по делам об

административных правонарушениях может быть представлена так:

I. Административное расследование:

А) возбуждение дела; Б) установление фактических обстоятельств; В)

процессуальное оформление результатов расследования; Г) направление

материалов для рассмотрения по подведомственности.

II. Рассмотрение дела:

А) подготовка дела к рассмотрению и слушанию; Б) анализ собранных материалов,

обстоятельств дела; В) принятие постановления; Г) доведение постановления до

сведения.

III. Пересмотр постановления:

А) обжалование, опротестование постановления; Б) проверка законности

постановления; В) вынесение решения; Г) реализация решения.

IV. Исполнение постановления:

А)ьобращение постановления к исполнению; Б) фактическое исполнение; В)

окончание исполнения (дела).

Логика трех первых стадий такова: 1 этап — формальные моменты процедуры

(возбуждение стадии); 2 этап — сбор и анализ информации; 3 этап — проделанная

работа фиксируется в документе (протоколе, постановлении, решении); 4 этап —

материалам дается ход.

На стадии исполнения информация не собирается, а исполняется принятый акт.

ВОПРОС №54 Доказательства в производстве по делам об административных

правонарушениях: понятие, значение, виды и их характеристика, оценка.

Доказательства в производстве по делам об административных нарушениях.

Доказательства по делу об административном правонарушении – любые фактические

данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве

которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события

административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к

административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие

значение для правильного разрешения дела.

Источники доказательств:

А) протокол об административном правонарушении; Б) иные протоколы,

предусмотренные КоАП РФ; В) объяснение лица, в отношении которого ведется

производство по делу об административном правонарушении; Г) показания

потерпевшего; Д) показания свидетелей; Е) заключения эксперта; Ж) иные

документы; З) показания специальных технических средств;

И) вещественные доказательства.

Протокол об административном правонарушении должен содержать: дату и место

составления; должность, фамилию и инициалы лица, составившего протокол;

сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном

правонарушении (ФИО); адрес места жительства, ФИО, адреса места жительства

свидетелей и потерпевших; место, время совершения и события административного

правонарушения; статью КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающую

ответственность за данное административное правонарушение; объяснение

физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении

которых возбуждено дело; запись о разъяснении лицу, в отношении которого

составлен протокол об административном правонарушении, его прав и

обязанностей; иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Экспертиза – исследование, назначаемое судьей, органом, должностным лицом, в

производстве которых находится дело об административном правонарушении, на

основании определения в случаях необходимости специальных познаний в науке,

технике, искусстве или ремесле.

Под вещественными доказательствами по делу об административном правонарушении

понимаются орудия совершения или предметы административного правонарушения, в

том числе орудия совершения или предметы административного правонарушения,

сохранившие на себе его следы.

Документы признаются доказательствами, если сведения , изложенные или

удостоверенные в низ организациями, их объединениями, должностными лицами и

гражданами, имеют значение для производства по делу об административном

правонарушении.

ВОПРОС №55 лица участвующие в производстве по делам об административных

правонарушениях их краткая характеристика.

Участники производства по делам об административных нарушениях

Производство по делам об административных правонарушениях складывается из

действий ряда органов и лиц. Важную роль в этой деятельности играют

государственные и общественные органы, их должностные лица, которые

уполномочены принимать предусмотренные законом меры по выявлению и

предупреждению административных проступков, применению и исполнению

взысканий. В производстве действуют и другие участники: одни защищают свои

интересы, другие привлекаются лишь при производстве отдельных процессуальных

действий, содействуют производству. Всех субъектов производства можно

разделить на несколько групп.

1. Компетентные органы и должностные лица, наделенные правим принимать

властные акты, составлять правовые документы, определяющие движение и судьбу

дела (лидирующие субъекты).

2. Субъекты, имеющие личный интерес в деле: лицо, привлекаемое к

ответственности, потерпевший и их законные представители (родители,

усыновители, опекуны, попечители, руководители, адвокаты). В отличие от

субъектов первой группы, никто из представителей данной группы не пользуется

властными полномочиями.

3. Лица и органы, содействующие осуществлению производства: свидетели,

эксперты, специалисты, переводчики, понятые. Одни из них (свидетели,

эксперты) сообщают данные полномочному органу или должностному лицу, другие

(переводчики, понятые) нужны для закрепления доказательств либо обеспечения

необходимых условий административного производства.

Важные новеллы не только для таможенного, но и всего административного права

содержит глава 42 (ст. 316—319) и ст. 451 ТК РФ, закрепляющие правила отводов

отдельных субъектов.

Должностное лицо таможенного органа не может вести производство, если:

— оно ранее участвовало в нем в качестве свидетеля, эксперта, специалиста,

законного представителя лица, привлекаемого к ответственности;

— оно является родственником лица, привлекаемого к ответственности, а также

свидетеля, эксперта, ревизора, специалиста, которые ранее участвовали в

производстве;

— если имеются другие обстоятельства, дающие основания полагать, что оно

лично заинтересовано в исходе дела.

Эксперт, ревизор, специалист не могут участвовать в производстве, если они

являются родственниками лица, привлекаемого к ответственности, его адвоката

или представителя, должностного лица, ведущего производство, если имеются

иные обстоятельства, дающие основание думать об их личной заинтересованности

в исходе дела, а также если обнаружилась их некомпетентность.

В ч. 2 ст. 451 ТК РФ сказано, что должностное лицо, судья не могут вести

производство по делу о посягательстве на нормальную деятельность таможенных

органов, а эксперт, ревизор, специалист не могут участвовать в производстве,

если одно из этих лиц является потерпевшим или его родственником.

Таким образом, наличие обстоятельств, позволяющих считать, что должностное

лицо, ведущее дело, эксперт, ревизор, специалист лично заинтересованы в

результатах дела, что они могут быть необъективными в своих выводах,

исключает возможность их участия в производстве в таком качестве (лидирующего

субъекта, эксперта, ревизора). Статьей 317 ТК РФ также предусмотрены

обстоятельства, при которых в деле не должен участвовать конкретный адвокат

или представитель лица.

В названных выше случаях должностное лицо таможенного органа обязано заявить

самоотвод. Лицо, привлекаемое к ответственности, его адвокат или

представитель вправе заявить отвод должностному лицу таможенного органа,

ведущему дело, эксперту, ревизору, специалисту.

Вопрос о возможности участия в деле эксперта, ревизора, специалиста,

адвоката, представителя лица, привлекаемого к ответственности, решает

должностное лицо, ведущее дело.

ВОПРОС №56 порядок рассмотрения и разрешения дела об административных

правонарушениях, сроки рассмотрения.

Сроки в производстве по делам об административных нарушениях

Производство, как и всякая деятельность, осуществляется во времени, всегда

имеет определенные временные рамки. Важным его принципом является

оперативность: дела должны решаться быстро, в возможно более сжатые сроки.

Для чего нужна оперативность? Во-первых, быстрая реакция на нарушения,

своевременное применение мер воздействия имеет большое воспитательное

значение как для самих нарушителей, так и для окружающих. Запоздалое

наложение взыскания за деяния, социальное значение которых за давностью

осознается не так отчетливо, менее эффективно. Во-вторых, по каждому делу

необходимо выявить объективную истину, сравнительная простота большинства дел

об административных нарушениях позволяет сделать это быстро. А со временем

собирать доказательства будет труднее, некоторые из них могут быть утрачены.

В-третьих, недопустима продолжительная неопределенность в существовании

возможности наложения административного взыскания на лицо.

Оперативность производства обеспечивается законодательным закреплением сроков

совершения процессуальных действий. Как правило, они небольшие.

Юридический срок — это определенный нормативным актом отрезок времени,

исчисляемый по заранее установленным правилам. Время не зависит от воли

людей. Но законодатель не только закрепляет размеры сроков, но и

устанавливает правила их подсчета, ставит их исчисление в зависимость от тех

или иных фактов.

Во-первых, нужно знать размер срока. В большинстве случаев нормами права

определены отрезки времени, в течение которых действия должны быть

произведены (3 часа, 10 дней, 2 месяца и т. д.). Хотя и редко, но в

нормативных актах встречаются и неопределенные сроки. Например, в ст. 238

КоАП сказано, что доставление правонарушителя в милицию, штаб добровольной

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


© 2007
Использовании материалов
запрещено.