РУБРИКИ

Шпора: Шпоры

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Шпора: Шпоры

народной дружины «должно быть произведено в возможно короткий срок». Время

принудительного воздействия в одних случаях исчисляется часами или сутками, а

в других — днями или месяцами. Поэтому если гражданин подвергнут

исправительным работам на один месяц 1 февраля, то у него время отбывания

взыскания будет на три дня меньше, чем у гражданина, подвергнутого такому же

взысканию 1 июля.

Во-вторых, очень важно знать, с какого момента течет срок. Законодатель

связывает его начало с каким-нибудь юридическим фактом, чаще всего с

определенным действием. Например, совершение процессуальных действий

уполномоченными должностными лицами (составление протокола, вынесение

постановления и т. д.), лицами, привлекаемыми к ответственности (подача

жалобы, уплата штрафа и т. д.). В ряде случаев начало срока связывается с

какими-либо техническими обстоятельствами: получением протокола (ст. 257),

поступлением жалобы (ст. 271), вручением постановления нарушителю (ст. 258) и

т. д. А вот начало срока задержания лица, побывавшего в вытрезвителе,

начинается со времени вытрезвления, т. е. с события.

В тех случаях, когда время исчисляется днями и более продолжительными

отрезками времени, началом срока считаются 24 часа того дня, в котором

совершено действие, или, иными словами, — ноль часов следующих суток. Хотя по

общему правилу начальным моментом срока признаются 24 часа суток, когда было

совершено действие; время административного ареста, задержания рассчитывается

иначе. Административный арест начинается с того часа, когда виновный был

помещен под стражу.

Если лицо имеет право или обязано совершить определенное действие (например,

подать декларацию) к определенному сроку, а его последний день совпадает с

нерабочими днями, окончание срока автоматически переносится на первый рабочий

день.

В-третьих, установлены правила определения окончания сроков, различаются их

прекращение и пропуск (истечение). Известно, что сроки определяют время, в

которое должны быть совершены действия, а значит, их течение прекращается,

если действия произведены своевременно. И, наоборот, если действия в течение

названного времени совершены не были, значит, срок истек, пропущен. В порядке

исключения законодатель разрешает его восстановить. Так, в случае

несвоевременного обжалования постановления о наложении взыскания орган,

правомочный рассматривать жалобу, вправе восстановить срок, если признает,

что он пропущен по уважительным причинам (ст. 268 КоАП).

Моментом истечения срока по общему правилу является окончание суток, на

которые падает его последний день. Если, например, водитель был лишен прав на

один год, исполнение взыскания заканчивается по окончании суток,

предшествующих тому числу месяца, которое соответствует дате принятия

постановления о привлечении к административной ответственности. Во многих

случаях фактический момент истечения срока совпадает со временем окончания

работы учреждений в его последний день.

В-четвертых, нужно учесть существующие правила приостановления (незачета) и

зачета сроков. Остановить время невозможно. Приостановление означает, что тот

или иной отрезок времени при наличии названных законодателем обстоятельств в

срок не засчитывается. Так, подача жалобы на постановление о привлечении к

административной ответственности, принесение прокурором протеста,

предоставление отсрочки исполнения приостанавливают течение срока давности

исполнения постановлений до рассмотрения жалобы, протеста, окончания отсрочки

(ст. 282). В срок отбывания такого взыскания, как исправительные работы,

засчитывается время, в течение которого нарушитель не работал по уважительным

причинам и ему в соответствии с законом выплачивалась заработная плата (ст.

300). Время административного задержания засчитывается в срок

административного ареста, а время пребывания в вытрезвителе — нет. В общем

плане зачет означает, что законодатель обязывает или разрешает добавлять

какое-то время к отрезку времени, в течение которого фактически

осуществлялось деяние.

Среди большого разнообразия сроков следует различать общие и специальные.

Так, в ч. 1 ст. 257 КоАП установлен общий срок рассмотрения дел — 15 дней со

дня их получения. А в ч. 2 той же статьи названы специальные и более краткие

временные рамки рассмотрения ряда категорий дел. Точно так же существуют

общие и специальные сроки задержания, давности наложения взыскания.

Наибольшее значение имеет деление сроков по их юридическому значению на

процессуальные, давностные и принудительного воздействия. С помощью первых

закрепляются отрезки времени, в рамках которых уполномоченные должностные

лица и органы обязаны осуществить определенное процессуальное действие

(рассмотреть жалобу, довести постановление до сведения, направить

постановление для исполнения и т. д.). Процессуальными являются и сроки,

определяющие время, в течение которого лицо вправе обжаловать постановление,

обязано уплатить штраф. Они как опоздание на работу: их нарушение влечет для

виновного неблагоприятные последствия (на должностное лицо, допустившее

волокиту, может быть наложено дисциплинарное взыскание, в случае неуплаты

гражданином штрафа соответствующая сумма удерживается в принудительном

порядке и т. д.). Но такие нарушения производство по делу не прекращают.

Иное дело давностные сроки. Если они истекли, — «поезд ушел»: производство по

делу должно быть прекращено, а принятые акты утрачивают юридическое значение,

становятся недействительными. Законодательству об административной

ответственности известны три срока давности: привлечения к ответственности;

исполнения постановления; погашения наложенного взыскания (ст. 38, 39, 282

КоАП; ст. 247, 378 ТК).

Сроки принудительного воздействия определяют время осуществления отдельных

мер административного принуждения. Они закрепляются непосредственно законом

(задержание) или специальным постановлением, правоприменительным актом,

принятым на основе закона (лишение специального права, исправительные работы,

административный арест). Если время принудительного воздействия истекло,

должностное лицо обязано прекратить его. Задержанные и арестованные должны

быть освобождены из-под стражи, водителям должны быть возвращены права на

управление транспортными средствами.

ВОПРОС №58 Обжалование и опротестование постановления по делу об

административных правонарушениях.

Пересмотр постановлений по делам об административных нарушениях

Важной гарантией законности и обоснованности применения административных

взысканий является существование стадии пересмотра постановлений. Под

пересмотром понимается рассмотрение дел органами, на которые возложен

контроль за законностью постановлений. Такая стадия предусмотрена во всех

юрисдикционных производствах (процессах).

Пересмотр — это новое разбирательство дела субъектом, наделенным правом

отменить, изменить или составить ранее принятое постановление без изменений.

Пересмотр следует отличать от повторного рассмотрения дела, которое

производится в тех случаях, когда принятое ранее постановление отменено и

дело направлено на новое рассмотрение. В первом случае действует

постановление по делу, законность и обоснованность которого проверяется. Во

втором случае старое постановление отменено, и по делу необходимо принять

новое.

Стадия пересмотра является факультативной, необязательной. Лишь небольшое

количество дел рассматривается в порядке контроля, но уже сам факт

существования такой возможности имеет большое превентивное значение,

дисциплинирует тех, кому поручено применять административные взыскания.

Пересмотр постановлений как самостоятельная стадия, построенная на основе

сочетания свободы обжалования и опротестования постановлений с обязанностью

компетентных органов рассмотреть их, позволяет на основе единообразного

толкования и применения закона исправлять и устранять допущенные ошибки.

Гарантией соблюдения законности является также право вышестоящих органов

исполнительной власти, независимо от наличия жалобы, протеста прокурора,

отменять или изменять постановления. Таким правом наделен и председатель

вышестоящего суда.

Правом пересмотра наделены: вышестоящий орган (должностное лицо; суд; орган

(должностное лицо), принявший постановление. А процессуальными основаниями

для пересмотра могут быть:

— жалоба лица, в отношении которого вынесено постановление;

— жалоба потерпевшего;

— протест прокурора;

— усмотрение вышестоящего органа (председателя вышестоящего суда);

— усмотрение органа, принявшего постановление. Иными словами, стадия

пересмотра может начаться по жалобе гражданина и по инициативе органа,

осуществляющего надзор за законностью, а также автора постановления.

Существует два вида жалоб на постановления по делам об административных

проступках: общие и специальные. Специальная жалоба, или жалоба в порядке

производства по делам об административных нарушениях, подается и

рассматривается по правилам, закрепленным в ст. 266—273 КоАП, ст. 370—377 ТК.

На постановление народного судьи допускается подача только общей жалобы. Все

иные постановления могут быть обжалованы в общем порядке и в порядке

производства по делам об административных нарушениях.

Административное законодательство установило два канала, по которым деликвент

или потерпевший может подать специальную жалобу на принятое постановление:

а) вышестоящему органу;

б) в районный (городской) или арбитражный суд.

Иными словами, постановления субъектов исполнительной власти обжалуются либо

в административном, либо в судебном порядке. Законодательством четко

определены инстанции и различные варианты обжалования постановлений. Таких

вариантов несколько.

Первый вариант — альтернативный. Любое постановление коллегиального органа, а

также единоличное постановление должностного лица о наложении штрафа может

быть обжаловано гражданином в вышестоящий орган (должностному лицу) или в

суд. Какой канал обжалования избрать — административный или судебный, —

решает гражданин.

Второй вариант обжалования — последовательный, ступенчатый, т. е. закон

предоставляет право обжаловать постановление сначала в один орган, а затем в

другой. Последовательное (ступенчатое) обжалование заключается в следующем.

Жалоба на единоличное постановление должностного лица о наложении

административного взыскания (кроме штрафа) подается гражданином в вышестоящий

орган, вышестоящему должностному лицу, после получения ответа она может быть

подана в суд.

Таможенным кодексом предусмотрено последовательное обжалование организациями

постановлений таможенных органов. Третий вариант обжалования —

исключительный: жалоба подается в административном порядке, т. е. только в

вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.

Четвертый вариант обжалования касается постановлений судей. По общему правилу

они не подлежат обжалованию, но постановление о привлечении к

административной ответственности за малозначительное преступление, принятое

на основании ст. 50 УК РСФСР, в 7-дневный срок может быть обжаловано в

вышестоящий суд.

Специальная жалоба может быть подана в течение десяти дней (по ТК — двадцати

дней) со дня вынесения постановления. В случае пропуска этого срока по

уважительным причинам (болезнь, другие непредвиденные и чрезвычайные

обстоятельства) законодательством допускается его восстановление органом,

должностным лицом, правомочным пересматривать дела (ст. 268 КоАП). Если лицо

подало жалобу в установленный срок, то это является основанием

приостановления исполнения постановления о взыскании до ее рассмотрения.

Исключение составляют постановления о наложении таких взысканий, как

предупреждение, штраф, взимаемый на месте совершения проступка. Жалоба

подается в орган, вынесший постановление. Поступившая туда жалоба в течение

трех суток должна быть направлена вместе с делом в орган (должностному лицу),

который правомочен рассматривать ее и которому она адресована.

Протест прокурора на постановление субъекта исполнительной власти может быть

направлен в вышестоящий орган, а на постановление народного судьи — самому

судье или председателю вышестоящего суда.

Правомочный орган (должностное лицо) обязан рассмотреть поступившую жалобу

или протест в десятидневный срок со дня поступления, а таможенный орган — в

месячный срок. В соответствии со ст. 272 КоАП при рассмотрении жалобы или

протеста на постановление он должен проверить законность и обоснованность

вынесенного постановления, внимательно разобраться в существе жалобы,

выяснить вопрос о компетентности органа (должностного лица), принявшего

постановление, рассматривать данное дело и налагать взыскание, а затем

вынести обоснованное решение. Субъект пересмотра обязан проанализировать

нормативное, фактическое и процессуальное основания привлечения к

ответственности, в том числе сам факт совершения проступка, причем данным

лицом, его личности, доказательства по делу (объяснения свидетелей,

потерпевших, выводы эксперта, специалиста) и другие моменты. Кроме того, он

должен проверить соблюдение процессуальных и давностных сроков привлечения

лица к ответственности (возбуждения, административно­го расследования и

рассмотрения), правильность квалификации деяния, законность и обоснованность

взыскания.

Вышестоящий орган (должностное лицо), суд, пересматривая постановление,

принимает одно из следующих решений:

1) оставляет постановление без изменения, а жалобу или протест без

удовлетворения;

2) отменяет постановление и направляет дело на новое рассмотрение. Если при

рассмотрении жалобы будет установлено, что постановление вынесено органом

(должностным лицом), который не был правомочен решать данное дело, то оно

отменяется и дело направляется на рассмотрение компетентного органа

(должностного лица);

3) отменяет постановление и прекращает дело об административном нарушении;

4) изменяет меру взыскания в пределах, предусмотренных санкцией

соответствующей статьи с тем, однако, чтобы взыскание не было усилено.

Следует подчеркнуть, что при пересмотре дела наложенное взыскание не может

быть усилено. Иными словами, на стадии пересмотра поворот к худшему законом

(ст. 273 КоАП РСФСР) не допускается. А ст. 373 ТК РФ разрешает вышестоящему

таможенному органу при пересмотре дела в связи с жалобой отменить

постановление и возбудить уголовное дело. Такое отступление от запрещения

поворота к худшему трудно признать обоснованным.

Копия решения по жалобе или протесту в течение трех дней высылается лицу, в

отношении которого оно вынесено, а также органу, принявшему постановление по

делу. Потерпевшему копия высылается по его просьбе. О результатах

рассмотрения протеста сообщается прокурору.

Орган (должностное лицо), пересмотревший постановление, при установлении

причин и условий, способствовавших совершению административных нарушений,

вправе вносить соответствующим организациям и должностным лицам предложения о

принятии мер по устранению этих причин и условий.

Отмена постановления с прекращением дела влечет за собой возврат взысканных

денежных сумм, конфискованных предметов, а также отмену других ограничений,

связанных с ранее принятым постановлением. При невозможности возврата

предмета возвращается его стоимость.

Пересмотр постановлений по делу об административных правонарушениях.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано:

1) лицом, в отнош. кот. ведется пр-во по делу;

2) потерпевшим;

3) зак. представителями физ. лица;

4) зак. представителями юр. лица;

5) защитником и представителем.

Постановление обжалуется:

1) вынесенное судьей - в вышестоящий суд;

2) вынесенное коллегиальным органом - в районный суд по месту нахождения

коллегиального органа;

3) вынесенное должностным лицом - в вышестоящий орган, вышестоящему

должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела;

4) вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта РФ, -

в районный суд по месту рассмотрения дела.

В случае, если жалоба на постановление по делу об административном

правонарушении поступила в суд и в вышестоящий орган, вышестоящему

должностному лицу, жалобу рассматривает суд.

Порядок подачи жалобы состоит в следующем:

1. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении

подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление

по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы

направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий

орган, вышестоящему должностному лицу.

2. Жалоба на постановление судьи о назначении адм. наказания в виде адм.

ареста подлежит направлению в вышестоящий суд в день получения жалобы. Можно

подать жалобу непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему

должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать.

4. Если рассмотрение жалобы не относится к компетенции судьи, должностного

лица, которым обжаловано постановление по делу об административном

правонарушении, жалоба направляется на рассмотрение по подведомственности в

течение трех суток.

5. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении

государственной пошлиной не облагается.

При подготовке к рассмотрению жалобы на постановление по делу об

административном правонарушении судья, должностное лицо:

1) выясняют, имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения

жалобы данными судьей, должностным лицом, а также обстоятельства, исключающие

производство по делу;

2) разрешают ходатайства, при необходимости назначают экспертизу, истребуют

дополнительные материалы, вызывают лиц, участие которых признано необходимым

при рассмотрении жалобы;

3) направляют жалобу со всеми материалами дела на рассмотрение по

подведомственности, если ее рассмотрение не относится к компетенции

соответствующих судьи, должностного лица.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит

рассмотрению в 10-дневный срок со дня ее поступления со всеми материалами

дела в суд, орган, должностному лицу, правомочным рассматривать жалобу.

Жалоба на постановление об административном аресте подлежит рассмотрению в

течение суток с момента подачи жалобы, если лицо, привлеченное к адм.

ответственности, отбывает административный арест.

Судья, должн. лицо рассматривают жалобу на постановление по делу единолично.

По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном

правонарушении выносится одно из следующих решений:

1) об оставлении пост-я без изменения, а жалобы без удовлетворения;

2) об изменении пост-я, если при этом не усиливается адм. наказание или иным

образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено

постановление;

3) об отмене пост-я и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы

одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего

Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было

вынесено постановление;

4) об отмене пост-я и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в

орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях

существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим

Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть

дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном

правонарушении, влекущем назначение более строгого адм. наказания, если

потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного адм. наказания;

5) об отмене пост-я и о направлении дела на рассмотрение по

подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что

постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным

лицом.

При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном

правонарушении выносится определение о передаче жалобы на рассмотрение по

подведомственности, если выяснено, что ее рассмотрение не относится к

компетенции данных судьи, должностного лица.

Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

оглашается немедленно после его вынесения.

Копия решения по жалобе на постановление по делу об административном

правонарушении в срок до трех суток после его вынесения вручается или

высылается физическому лицу или законному представителю юр. лица, в отношении

которых было вынесено постановление по делу, а также потерпевшему в случае

подачи им жалобы либо прокурору по его просьбе.

Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное

должностным лицом, и (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе

на это постановление могут быть обжалованы в суд по месту рассмотрения

жалобы, а затем в вышестоящий суд.

ВОПРОС №65, 66 законность, дисциплина и целесообразность деятельности органов

исполнительной власти: понятие, сущность и соотношение понятий.

37. Система гарантий законности.

Последовательная и строгая реализация законности предполагает наличие

соответствующей системы ее гарантий. Представляется обоснованным мнение, что

среди них следует различать общие условия (предпосылки) и специальные

юридические, организационно-правовые средства обеспечения режима законности.

Среди общих условий можно различать политические, экономические,

организационные, идеологические. Политическими предпосылками законности

являются режим демократии, гласности. А они, как показал опыт многих стран,

будут реальными только в условиях существования независимого от государства

гражданского общества, политического плюрализма, свободы печати, разделения

властей.

Только реальное разделение властей, существование не зависимых от правящей

партии, государства, средств массовой информации, партий, децентрализация

государственных структур могут стать подлинными гарантами режима

правозаконности.

К его экономическим предпосылкам можно отнести как достигнутый страной

уровень благосостояния, наличие у государства необходимых ресурсов, так и

фактическую гарантированность прав граждан, организаций, их экономическую

свободу, многоукладность экономики, существование рынков товаров, капиталов,

труда.

Огромное значение для существования правопорядка имеет правовая культура

должностных лиц и граждан, правосознание, основанное на признании абсолютной

ценности основных прав человека.

Велико значение хорошо осуществляемого убеждения, а также умело

организованного поощрения.

На состояние законности в управлении немалое влияние оказывают такие

организационные факторы, как организационная структура аппарата, квалификация

служащих, эффективность деятельности системы правовой подготовки кадров,

четкое и рациональное разделение полномочий и др. Уменьшение уровня

секретности, создание ведомственных центров информации и связей с

общественностью, совершенствование разрешительной системы, ликвидация

аппаратных излишеств и иные организационные мероприятия создают условия для

укрепления правопорядка в стране.

Специальные юридические средства обеспечения законности — контроль и

принуждение.

В системах социального управления контроль — важнейший вид обратной связи, по

каналам которой субъекты власти получают информацию о фактическом положении

дела, о выполнении решений. Он используется для повышения исполнительской

дисциплины, оценки работы, предотвращения нежелательных последствий,

оперативного регулирования процессов. Содержание контроля состоит из:

а) наблюдения за функционированием подконтрольных объектов, получения

объективной информации о выполнении ими правил и поручений, их состоянии.

Формы сбора информации — изучение данных учета, отчетов, проверки документов

на месте, инвентаризации, ревизии, получение объяснений и др.;

б) анализа собранной информации, выявление тенденций, причин, разработка

прогнозов;

в) принятия мер по предотвращению нарушений законности и дисциплины, вредных

последствий, ущерба, несчастных случаев, нецелесообразных действий и

расходов;

г) учета конкретных нарушений, выявление их причин и условий;

д) пресечения противоправной деятельности с целью недопущения вредных

последствий, новых нарушений;

е) выявления виновных, привлечения их к ответственности. В одних случаях

контролирующие органы вправе сами решить вопрос об ответственности виновных,

в других — обязаны ставить вопросы об этом перед компетентными органами.

В зависимости от объема контроля различают собственно контроль, в процессе

которого проверяется законность и целесообразность деятельности, и надзор,

который ограничивается только проверкой законности.

Контроль за аппаратом исполнительной власти осуществляется извне:

Президентом, законодательными органами, судами, прокуратурой, профсоюзными и

иными общественными формированиями. В самом аппарате существуют разные

организационно-правовые формы контроля, среди которых нужно различать

осуществление соответствующих полномочий субъектами линейной власти (органы

общей компетенции в отношении подведомственных им органов и

внутриведомственный контроль) и субъектами функциональной власти (финансовый

контроль и другие виды надведомственного контроля).

В настоящее время сложились четыре вида надзора за исполнительно-

распорядительной деятельностью: прокурорский, судебный, административный, в

определенной мере на нее распространяется и конституционный надзор. Усиление

судебной власти, правосудия прежде всего должно осуществляться путем

расширения судебного контроля за законностью управленческих действий,

дальнейшего развития административной юстиции.

По времени осуществления различаются контроль предварительный (например, при

лицензировании), текущий (в процессе деятельности) и последующий.

Побудительные мотивы правомерного поведения формируются как в результате

действия поощрительных стимулов, так и под влиянием возможностей применения

государственного принуждения. Все разновидности правовых санкций призваны

гарантировать исполнение закона, осуществлять общую и частную превенцию

правонарушений.

Основные виды принуждения — дисциплинарное, административное, гражданско-

правовое и уголовное — различаются основаниями и процедурами их применения.

Но все они широко используются для защиты законности в отношениях с

исполнительной властью, и при этом государственной администрации принадлежит

ведущая роль. Только в процессе исполнительно-распорядительной деятельности

используется дисциплинарное и административное, т. е. внесудебное,

принуждение, которое можно считать особым видом административной власти. Она

же инициирует, расследует, направляет в суды уголовные дела, обеспечивает

исполнение уголовных наказаний.

Принудительные меры применяются как к индивидуальным, так и к коллективным

субъектам права; как к тем, которые являются элементами государственного

аппарата, так и к тем, которые не включены в него.

ВОПРОС №67 Административный надзор как способ обеспечения законности:

понятие, правовые основы, виды надзора, органы осуществляющие их правовое

положение. Отличие от прокурорского надзора.

Общий административный надзор.

Административный надзор – вид деятельности специально уполномоченных органов

исполнительной власти и их должностных лиц по систематическому наблюдению за

точным и единообразным соблюдением, исполнением и применением юридическими и

физическими лицами правовых норм в сфере государственного управления.

Существует большое число государственных структур, занимающихся

административным надзором. Среди них есть специализированные ведомства. Это:

1) Государственный таможенный комитет РФ;

2) Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора РФ;

3) Комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации;

4) Федеральный горный и промышленный надзор России;

5) Федеральный надзор по ядерной и радиационной безопасности;

6) Государственная налоговая служба РФ;

7) Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью.

Особенности административного надзора:

1. является особой разновидностью государственного контроля;

2.осуществляется специально уполномоченными органами исполнительной власти и

их должностными лицами;

3.деятельность по надзору осуществляется систематически;

4.цель – обеспечение правопорядка и общественной безопасности в сфере

государственного управления;

5.между субъектами и объектами надзора отсутствует организационная

соподчиненность;

6.осуществляется в отношении органов исполнительной власти, местного

самоуправления, учреждений, организаций, предприятий, общественных

объединений и их должностных лиц и граждан;

7.осуществляется при помощи определенных методов;

8.оценка объекта дается только с позиции законности.

Методы осуществления административного надзора:

· постоянное наблюдение;

· периодические проверки;

· обследование поднадзорного объекта;

· истребование и анализ документов;

· изучение обращений граждан и юридических лиц, публикаций в СМИ о

нарушениях законности в сфере государственного управления.

Полномочия органов, осуществляющих административный надзор:

1.получение информации;

2.применение мер административного предупреждения;

3.применение мер административного пресечения;

4.привлечение к административной ответственности;

5.регистрация и учет;

6.выдача разрешений (лицензий);

7.нормотворчество.

Президентский контроль за органами исполнительной власти.

Президент Российской федерации в соответствии с Конституцией РФ обладает

большими полномочиями по контролю за исполнительными органами.

Соответствующие права ему предоставлены как главе государства, гаранту

Конституции. И хотя прямо Основной закон не говорит о президентском контроле,

такая возможность неразрывно связана с его правом принимать решения об

отставке Правительства (ст. 117), отменять его акты (ст. 115),

приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов

Федерации (ст. 85) и другими полномочиями, предоставленными ему Конституцией

РФ.

Контроль за деятельностью исполнительной власти в стране Президент России

осуществляет непосредственно, но главным образом через свою Администрацию. Он

реализует контрольные полномочия при подготовке вопросов об отставке

Правительства, освобождении от должности отдельных федеральных министров,

руководителей иных центральных федеральных органов исполнительной власти,

назначенных им военачальников, дипломатических представителей в иностранных

государствах, глав администраций и других должностных лиц.

На Администрацию Президента возложено обеспечение контроля Президента за

деятельностью органов исполнительной власти. Многие структурные подразделения

Администрации вправе контролировать определенные направления работы публичной

администрации. Например, Аналитический центр Администрации Президента РФ по

специальным президентским программам обязан контролировать выполнение

федеральных государственных программ и разрабатывать предложения по их

корректировке.

На другое структурное подразделение Администрации — Главное управление

Президента РФ по вопросам конституционных гарантийных прав граждан —

возложено осуществление контроля за своевременным и полным рассмотрением

обращений граждан, направленных в федеральные органы государственной власти и

органы государственной власти субъектов Федерации. Ему поручены также анализ

и обобщение вопросов, которые ставят граждане в письмах и на личном приеме, и

на основе этого оперативное и периодическое информирование Президента о

количестве и характере обращений граждан. Управление готовит предложения по

устранению причин, порождающих обоснованные жалобы.

Основными функциями Главного управления являются: — контроль и проверка

исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами

исполнительной власти субъектов Российской Федерации, их должностными лицами,

а также организациями федеральных законов, указов и распоряжений Президента;

— контроль и проверка исполнения поручений Президента и Руководителя

Администрации Президента;

— подготовка на основе проведенных проверок информации для Президента

Российской Федерации о предупреждении нарушений и совершенствовании

деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов

исполнительной власти субъектов Федерации.

Подводя итоги, можно выделить основные особенности президентского контроля:

1) он охватывает все сферы деятельности федеральной исполнительной власти;

2) он состоит в проверке выполнения положений Конституции РФ, федеральных

законов, актов Президента и Правительства России;

3) он осуществляется структурными подразделениями и должностными лицами,

находящимися в системе Администрации Президента;

4) его результаты могут быть использованы Президентом Российской Федерации

для принятия мер воздействия, предусмотренных Конституцией РФ, привлечения

виновных к дисциплинарной ответственности, поощрения отличившихся;

5) субъекты, осуществляющие контроль, вправе доложить Президенту об

обнаруженных недостатках, а сами могут вносить представления, делать

предписания. Они не могут вмешиваться в деятельность проверяемых организаций,

применять какие-либо принудительные меры, наказывать виновных. Они

обеспечивают Президента необходимой информацией, а он решает, какие следует

принять меры.

Контроль органов законодательной власти за органами исполнительной власти

Федеральное Собрание РФ вправе контролировать федеральные исполнительные

органы, а законодательные органы субъектов Федерации — исполнительные органы

соответствующих республик, краев, областей, округов, городов. Контрольные

полномочия законодательных органов закреплены соответствующими конституциями.

Конституция РФ предоставила Федеральному Собранию Российской Федерации

довольно ограниченные возможности для контроля за федеральными органами

исполнительной власти. Главным образом они принадлежат Государственной Думе,

которая дает согласие Президенту на назначение Председателя Правительства.

Отрицательную оценку деятельности Правительства Государственная Дума вправе

выразить в постановлении о недоверии ему.

В основном Государственная Дума может влиять на исполнительную власть с

помощью бюджета. Она дает оценку проекту федерального бюджета, выносимому на

ее рассмотрение Правительством, которое обязано ежегодно представлять

Государственной Думе отчеты об исполнении федерального бюджета за прошедший

год.

На паритетных началах Государственная Дума и Совет Федерации формируют

Счетную Палату. Она должна выполнять следующие задачи:

— осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных

статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по

объемам, структуре и целевому назначению;

— определение эффективности и целесообразности расходов государственных

средств и использования федеральной собственности;

— оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального

бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

— финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных

правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих

расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на

формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных

внебюджетных фондов;

— анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального

бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений,

направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного

процесса в целом;

— контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального

бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном Банке

Российской Федерации, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных

учреждениях Российской Федерации;

— регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе

информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых

контрольных мероприятий.

Государственная Дума оказывает влияние на финансовую деятельность, назначая и

освобождая от должности Председателя Центрального Банка РФ.

Еще одна форма парламентского контроля за правительственными учреждениями —

деятельность назначаемого Государственной Думой Уполномоченного по правам

человека, который проверяет реализацию конституционных норм о правах и

свободах личности.

Статья 103 Конституции РФ предусматривает, что Уполномоченный по правам

человека действует в соответствии с федеральным конституционным законом.

Указом Президента РФ от 4 августа 1994 г. с целью обеспечения его работы

установлено, что до принятия такого закона органы государственной власти и

местного самоуправления:

— представляют по запросам Уполномоченного по правам человека информацию,

необходимую для осуществления его полномочий;

— дают ответы на его обращения в связи с нарушениями прав конкретных лиц;

— направляют ему все принимаемые акты, содержащие нормы, относящиеся к сфере

прав и свобод человека и гражданина.

Плодотворная, как свидетельствует опыт многих парламентов, но пока не

использованная в Федеральном Собрании форма парламентского контроля —

депутатский запрос. Депутат, группа депутатов Совета Федерации или

Государственной Думы вправе обращаться с запросом к Правительству,

Генеральному прокурору, председателю Центрального Банка, руководителям

федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов

государственной власти субъектов Российской Федерации и органов

самоуправления по кругу вопросов, входящих в компетенцию этих органов.

Запрос вносится на заседании соответствующей палаты в письменной форме.

Адресат обязан дать ответ на него в устной (на заседании соответствующей

палаты) или письменной форме не позднее чем через 15 дней со дня его

получения или в иной, установленный палатой, срок. Запрос, внесенный в

письменной форме, и письменный ответ на него оглашаются председательствующим

на заседании палаты или доводятся до сведения депутатов данной палаты иным

путем.

Депутаты Государственной Думы кроме того вправе на ее заседании обращаться с

вопросом к любому члену Правительства. Вопрос в письменной форме

заблаговременно передается депутатом, группой депутатов в соответствующий

орган палаты, что является основанием для приглашения на заседание Думы члена

Правительства.

Если член Правительства не имеет возможности прибыть на заседание

Государственной Думы, он в обязательном порядке дает письменный ответ на

предварительно заданный вопрос. В этом случае ответ доводится до сведения

депутатов председательствующим на заседании палаты.

Конституции и Уставы субъектов федерации тоже содержат положения о

парламентском контроле за исполнительной властью. Они закрепили такие формы

воздействия, как необходимость получения согласия законодательного органа на

назначение главы правительства, отчеты об исполнении бюджета. Многие субъекты

Федерации предоставили своим представительным органам более широкие

контрольные полномочия, чем их имеет Федеральное Собрание Российской

Федерации. В ряде республик конституции закрепляют подотчетность правительств

представительным органам, в частности, такую форму контроля, как депутатский

запрос к правительству, его главе, отдельным министрам и руководителям других

органов.

Судебный надзор за законностью осуществления административной власти.

Вопрос о необходимости и преимуществах судебного контроля за государственной

администрацией — один из важнейших в административном праве. Административная

юстиция — только один из каналов судебного надзора за исполнительной властью.

Существуют и другие его формы:

а) рассмотрение жалоб организаций;

б) рассмотрение требований и протестов органов государственной власти о

признании незаконными административных актов;

в) проверка судами (судьями) при рассмотрении уголовных, гражданских,

административных дел законности административных актов, имеющих значение для

разрешения дел;

г) проверка судами при рассмотрении уголовных дел качества предварительного

расследования;

д) рассмотрение дел о преступлениях субъектов исполнительной власти.

С точки зрения порядка обращения в суд можно различать:

1) исключительно судебный (вопрос о законности решается только судом);

2) альтернативный (с жалобой, протестом, требованием можно обратиться в

вышестоящий государственный орган или в суд);

3) последовательный или ступенчатый (вначале заинтересованный субъект вправе

обратиться в вышестоящий исполнительный орган, иногда вплоть до центрального,

а при несогласии с его решением вправе обратиться в суд);

4) исключительно административный (дело не подведомственно суду).

Судебный надзор за исполнительной властью может осуществляться по жалобам

(искам) граждан и организаций, по требованиям государственных органов, по

протестам прокуроров, а также по инициативе самих судов. Он может быть прямым

или косвенным.

Прямым считается контроль, когда суд рассматривает гражданское дело по жалобе

(требованию, протесту) о незаконности правоприменительного акта в

соответствии с нормами ГПК, АПК. По существу это дела о законности властных

действий, выяснение этого — главная цель правосудия, и решение суда

посвящается оценке законности правового акта.

А косвенный контроль осуществляется при рассмотрении иных гражданских дел, а

также всех уголовных и административных дел. В этих случаях вопрос о

законности встает, если это влияет на решение главного вопроса, связанного с

рассматриваемым судом делом (о наличии преступления, виновности подсудимого,

взыскании ущерба и т. д.), и он рассматривается попутно. Специального решения

о законности акта исполнительной власти суд (судья) не принимает. Установив

несоответствие административного акта юридическим нормам, суд (судья) либо

выносит частное определение (ст. 321 УПК, 225 ГПК), либо возвращает дело на

доследование, либо кладет этот факт в основу принимаемого приговора (решение,

постановления).

Надзор за законностью административной деятельности осуществляют все

имеющиеся в России суды: общие, военные, арбитражные, конституционные

(уставные).

В арбитражных судах созданы специальные коллегии, рассматривающие споры

организаций и предпринимателей с властными структурами.

Одним из главных направлений деятельности Конституционного суда РФ в период

перехода к рыночной экономике является защита прав граждан и юридических лиц

как собственников, свободных предпринимателей, равноправных участников

договорных отношений. Он рассмотрел ряд индивидуальных жалоб граждан и

признал неконституционной правоприменительную практику относительно

увольнений граждан с работы по возрасту; установления ограничительного срока

обжалования незаконных увольнений с работы, считая его ограничением права на

судебную и иную защиту; выселение из незаконно занятых жилых помещений с

санкции прокурора без права судебного обжалования такой санкции и др.

Право на судебную жалобу (иск) теоретически всегда существует, но реально им

пользуются далеко не все, поскольку для его реализации мало знать, что есть

такое право, нужно знать, как его можно осуществить, иметь определенные

финансовые средства, не испытывать опасений по поводу возможных

неблагоприятных последствий. Если к тому же учесть, что суды рассматривают

дела очень часто с нарушением процессуальных сроков, а исполнение решений

организовано не лучшим образом, то становится более понятным, почему

граждане, организации в нашей стране скупо используют право на судебную

защиту от незаконных действий исполнительной власти. И это позволяет более

трезво оценить возможности судебной защиты прав граждан, роль судов в

обеспечении законности.

ВОПРОСЫ № 99, 100, 101, 102 Исполнение постановлений

Исполнение постановлений

Исполнение постановлений — завершающая стадия производства. Ее сущность

заключается в практической реализации административного взыскания,

назначенного деликвенту. В процессе исполнения постановления лицо,

совершившее административный проступок, претерпевает соответствующие лишения

и ограничения личного, морального или материального характера.

В соответствии со ст. 278 КоАП постановление подлежит исполнению с момента

его вынесения. Постановления являются административными актами и вступают в

силу немедленно.

Исполнением постановлений заняты различные органы. При этом они осуществляют

двоякую по характеру деятельность: по обращению постановлений к исполнению и

по фактическому приведению их в исполнение. Первую из них, согласно ст. 278

КоАП, осуществляют юрисдикционные органы, т. е. те, которые выносят

постановления о наложении административных взысканий. Вторую, в соответствии

со ст. 279 КоАП, осуществляют специально уполномоченные на то органы

государства в порядке, установленном законодательством. Вместе они образуют

единую стадию исполнения постановлений, но являются разными ее этапами.

На первом этапе — обращения постановлений к исполнению — прежде всего

юрисдикционный орган должен своевременно направить вынесенное постановление

органуисполнителю. В содержание этой деятельности входят также осуществление

контроля за правильным исполнением постановлений и разрешение всех связанных

с ним вопросов, прекращение исполнения постановлений по основаниям,

предусмотренным ст. 281 КоАП.

Деятельность государственных органов по приведению в исполнение направленных

им постановлений имеет своей целью непосредственную реализацию

административных взысканий. Она производится посредством действий, которые

причиняют наказанному соответствующие лишения и правоограничения в

установленных постановлением пределах.

В производствах по некоторым нарушениям юрисдикционный орган, вынесший

постановление, уполномочен сам привести его в исполнение. Так, за управление

транспортными средствами водителями в состоянии опьянения виновные могут быть

лишены прав на срок до трех лет органами ГАИ. Эти же органы и исполняют

вынесенные ими постановления. Таможенные, налоговые органы тоже в основном

сами исполняют свои постановления.

В ст. 282 КоАП установлено, что не подлежит исполнению постановление о

наложении административного взыскания, если оно не было обращено к исполнению

в течение трех месяцев со дня вынесения. В этот срок не включается время, на

которое исполнение приостанавливается в связи с отсрочкой, связанное с

принесением протеста или подачей жалобы. Нужно подчеркнуть: постановление

должно быть обращено к исполнению в трехмесячный срок со дня вынесения.

Позднее начинать исполнительное производство нельзя, это было бы нарушением

законности. Но если исполнение начато до окончания срока давности, его можно

продолжать столько, сколько необходимо. Закон не устанавливает предельного

срока исполнительного производства, он может быть много больше трех месяцев.

Установленный ст. 282 КоАП срок исполнительской давности является общим. А в

ст. 378 ТК закреплен специальный срок давности исполнения постановлений:

постановление таможенного органа о наложении взыскания, если оно не было

обращено к исполнению в течение шести месяцев со дня вынесения, исполнению не

подлежит. Еще один специальный срок назван ст. 298 КоАП: водительское

удостоверение не подлежит изъятию, если срок, на который водитель лишен права

управления транспортными средствами, истек. Особенность этого специального

срока заключается в том, что он различен в конкретных делах. В каждом

конкретном случае он равен названному в постановлении сроку лишения

водительских прав конкретного лица. Значит, со дня, следующего за днем

вынесения постановления, течет срок обращения его к исполнению. Он может быть

прерван фактическим изъятием удостоверения. Но если истекло время, равное

сроку лишения прав, водительское удостоверение уже изымать нельзя, поскольку

срок давности окончился.

Статья 280 КоАП предусматривает отсрочку исполнения таких постановлений,

которыми наложены административные взыскания в виде штрафа, ареста и

исправительных работ. Отсрочка, как и жалоба и протест, также

приостанавливает исполнение данных постановлений; время отсрочки исключается

из трехмесячного давностного срока. Предоставить отсрочку до одного месяца

имеет право тот орган (должностное лицо), который вынес постановление.

Основанием ее предоставления служат обстоятельства, наличие которых делает

невозможным немедленное его исполнение. Так, Ц. был подвергнут

административному аресту на 15 суток и помещен в изолятор временного

содержания. На следующий день произошел несчастный случай в его семье. Судья,

руководствуясь ст. 280 КоАП, отсрочил на один месяц исполнение своего

постановления, которым подверг Ц. административному аресту.

Производство по исполнению постановления о наложении штрафа регулируется ст.

285—288 КоАП. Они предусматривают два варианта исполнения постановлений. В

кодексе один из них называется добровольным, а другой — принудительным.

Согласно ст. 285 КоАП штраф должен быть уплачен нарушителем не позднее

пятнадцати дней со дня вручения ему постановления, а в случае его обжалования

или опротестования — не позднее пятнадцати дней со дня уведомления об

оставлении жалобы или протеста без удовлетворения. Сумма штрафа вносится в

учреждение банка, если иное не предусмотрено законодательством. Квитанция об

уплате представляется органу (должностному лицу), наложившему штраф.

В случае неуплаты штрафа в установленный срок орган, вынесший постановление,

обязан направить его для удержания суммы штрафа из заработной платы или иного

заработка, пенсии или стипендии в соответствии с правилами, установленными

ГПК РСФСР. Бухгалтерия организации, в которую постановление направлено для

исполнения, обязана удержать соответствующую сумму штрафа (удерживая не более

20 % заработной платы ежемесячно), после чего возвратить постановление с

отметкой об исполнении органу (должностному лицу), наложившему штраф.

Если нарушитель не работает либо взыскание штрафа из заработной платы или

иного заработка, пенсии или стипендии невозможно, постановление должно быть

направлено судебному исполнителю по месту жительства оштрафованного для

обращения взыскания на его имущество или на долю в общей собственности.

Судебный исполнитель предлагает нарушителю уплатить штраф, а в случае отказа

от уплаты описывает, а затем реализует имущество на сумму, необходимую для

взыскания штрафа. Взыскание не может быть обращено на имущество, на которое в

соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено

взыскание по исполнительным документам. Если необходимое имущество

отсутствует, судебный исполнитель должен составить акт о несостоятельности

оштрафованного и вместе с постановлением направить его органу (должностному

лицу), наложившему штраф.

В соответствии со ст. 31 КоАП исправительные работы отбываются по месту

постоянной работы нарушителя. Контроль за правильным исполнением наказания

осуществляют судья, вынесший постановление, а также инспекция исправительных

работ, входящая в систему органов внутренних дел.

Постановление об исправительных работах направляется на исполнение не позднее

чем на следующий день после его вынесения. Бухгалтерия предприятия на

основании постановления удерживает из заработной платы нарушителя часть

заработка, определенную постановлением, но не свыше 20 процентов, в течение

всего срока наказания.

Судья в постановлении определяет календарный срок исправительных работ (1

месяц, 2 месяца). Виновный должен отработать все рабочие дни, приходящиеся на

данный срок. Если число отработанных дней меньше числа рабочих дней,

приходящихся на установленный календарный срок, и отсутствуют основания для

зачета неотработанных дней, то исправительные работы продолжаются до полной

отработки нарушителем положенного числа рабочих дней.

Надо иметь в виду, что в срок отбывания исправительных работ засчитывается

время, в течение которого нарушитель не работал по причинам, считающимся в

соответствии с законодательством уважительными, и ему за это время

выплачивалась заработная плата (призыв на военные сборы, вызов в качестве

свидетеля на судебное заседание и т. п.). В этот срок засчитывается и время

болезни, время, предоставленное для ухода за больным, время, проведенное в

отпуске по беременности и родам. Этот перечень, приведенный в ст. 300 КоАП,

является исчерпывающим. Период болезни, вызванный опьянением или действиями,

связанными с опьянением, в срок отбывания исправительных работ не

засчитывается.

В соответствии со ст. 301 КоАП на администрацию предприятия, организации,

учреждения по месту отбывания нарушителем исправительных работ возлагается:

правильное и своевременное производство удержаний из заработка нарушителя в

доход государства, своевременный перевод удержанных сумм в установленном

порядке; трудовое воспитание нарушителя; уведомление органов, ведающих

исполнением исправительных работ, об уклонении нарушителя от отбывания

данного наказания.

В случаях, если исправительные работы назначены за совершение мелкого

хулиганства и виновный уклоняется от их отбывания, судья вправе своим

постановлением заменить неотбытый срок исправительных работ штрафом до

половины минимального размера оплаты труда или административным арес­том из

расчета один день ареста за три дня исправительных работ, но не более чем на

пятнадцать суток (ст. 302 КоАП).

Постановление об административном аресте выносится судьей и приводится в

исполнение немедленно органами внутренних дел. Лица, подвергнутые такому

взысканию, содержатся под стражей в местах, определяемых органами внутренних

дел, отдельно от других задержанных или содержащихся под стражей по иным

основаниям. Арестованные перед исполнением постановления подвергаются личному

досмотру; у них изымаются вещи и предметы, запрещенные в местах содержания

под стражей. Арестованные могут использоваться на физических работах без

оплаты труда.

На этапе окончания исполнения постановление о наложении штрафа с отметкой об

исполнении возвращается органу, вынесшему постановление. Конфискованное

имущество должно быть реализовано, изъятые у водителей документы по истечению

срока лишения водительских прав возвращаются. После реального исполнения или

в случае, если невозможно выполнить постановление (несостоятельность лица,

отсутствие вещей, подлежащих конфискации, окончание срока давности и т. п.),

исполнение должно быть прекращено, дело возвращено органу, вынесшему

постановление. Окончание исполнения означает и окончание производства по

делу. Административное дело становится архивным делом.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


© 2007
Использовании материалов
запрещено.