РУБРИКИ

Шпора: Крутая шпора

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Шпора: Крутая шпора

действующим законодательством?

Согласно статье 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные

ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных

формах собственности.

Таким образом, Конституция РФ, предусмат­ривая указанные формы собственности,

не приво­дит их исчерпывающего перечня, давая тем самым простор для

предпринимательской и иной не за­прещенной законом деятельности, в том числе

и в сфере формирования иных форм и видов собст­венности на землю и другие

природные ресурсы.

Земля и другие природные ресурсы являются основой жизни и деятельности

народов, прожива­ющих на соответствующей территории. Поэтому права на

использование данных ресурсов охраня­ются и гарантируются всей правовой

системой нашего государства. Особо важную роль земля иг­рает в

агропромышленном комплексе. Здесь она и главное средство производства, и

пространствен­ный базис всякой деятельности. С землей и други­ми природными

ресурсами сельское население наиболее тесно связано и в производстве и в

быту.

Реформирование социально-экономического строя начинается, как правило, с

преобразова­ния отношений собственности и коренного из­менения форм

собственности, в первую очередь на землю и другие природные ресурсы. Так,

зна-

менитым Декретом «О земле», который был назван «первым шагом революции

России», помещичья собственность на землю была отменена немедленно и без

всякого выкупа. Согласно Крестьянскому наказу о земле, составлявшему

не­отъемлемую часть Декрета «О земле», право частной собственности на землю

отменялось навсегда. Земля не могла быть ни продана, ни куплена, ни сдана в

аренду либо в залог, ни каким-либо другим способом отчуждена. С

реформиро­вания отношений собственности начались и преобразования в

современной России. Законом РСФСР от 23 ноября 1990 г. «О земельной реформе»

монопо­лия государства на землю на территории РСФСР была отменена и введены

две основные формы собственности на землю: государственная и частная. Эти

по­ложения данного Закона, ныне-утратившего силу, получили закрепление и

дальнейшее развитие в последующем законодательстве, в том числе и в

Консти­туции Российской Федерации.

Что понимается под государственной собственностью на землю и другие природные

ресурсы и каковы ее виды?

Государственной собственностью являются все земли и другие природ­ные

ресурсы, не состоящие в частной или муниципальной собственности. Она

выступает в виде федеральной собственности и собственности субъек­тов

Российской Федерации, что нашло прямое закрепление в действующем

законодательстве. Так, согласно статье 214 Гражданского кодекса РФ

госу­дарственной собственностью в Российской Федерации является имущество,

принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федераль­ная

собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам

Российской Федерации - республикам, краям, областям, горо­дам федерального

значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта

Российской Федерации). От имени Российской Федерации и субъектов РФ права

собственника осуществляют органы госу­дарственной власти в рамках их

компетенции, установленной актами, опре­деляющими их статус (ст. 125 ГК РФ).

Земля и другие природные ресурсы, находящиеся в государственной

собственности, закрепляются за государст­венными предприятиями и учреждениями

во владение, пользование и рас­поряжение в соответствии с действующим

законодательством.

Отнесение земли и других природных ресурсов к федеральной собствен­ности и к

собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке,

установленном соответствующим законодательством. Указом Президента Российской

Федерации от 16 декабря 1993 г. «О федеральных природных ресурсах» признано

целесообразным в соответствии с действую­щим законодательством осуществлять

разграничение государственной соб­ственности на природные ресурсы, определив

в составе земель, вод, лесов, недр, ресурсов животного и растительного мира

федеральные природные ре­сурсы исходя из принципа их общегосударственного

значения.

К федеральным природным ресурсам могут быть отнесены:

- земельные участки и другие природные объекты, предоставляемые для

обеспечения нужд обороны и безопасности страны, охраны государствен-

ных границ, а также осуществления других функций, отнесенных к ведению

федеральных органов государственной власти;

- земельные участки, занятые федеральными энергетическими, транс­портными и

космическими системами, объектами ядерной энергетики, связи,

метеорологической службы, историко-культурного и природного наследия, а также

другими объектами, находящимися в федеральной собственности;

- земельные участки, водные и иные природные объекты федеральных

государственных природных заповедников, национальных природных пар­ков,

государственных природных заказников, курортных и лечебно-оздоро­вительных

зон, других особо охраняемых природных территорий федераль­ного значения;

- виды растений и животных, занесенные в Красную книгу Российской Федерации;

- виды животных, ценные в хозяйственном отношении и отнесенные к особо

охраняемым, естественная миграция которых проходит по территории двух и более

субъектов Российской Федерации, а также животные, отнесен­ные к видам,

подпадающим под действие международных договоров;

- месторождения полезных ископаемых, имеющих общегосударствен­ное значение;

- водные объекты, расположенные на территории двух и более субъектов

Российской Федерации, а также пограничные и транспортные водные объекты;

- иные природные ресурсы по взаимной договоренности федеральных ор­ганов

государственной власти Российской Федерации и органов государствен­ной власти

республик в составе Российской Федерации, краев, областей, авто­номной

области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Муниципальная собственность на природные объекты

Согласно статье 215 ГК РФ муниципальной собственностью является имущество,

принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также

другим муниципальным образованиям. От имени му­ниципального образования права

собственности осуществляют органы ме­стного самоуправления в рамках их

компетенции, установленной актами, определяющими их статус.

Природные объекты, находящиеся в муниципальной собственности, за­крепляются

за муниципальными предприятиями и учреждениями во владе­ние, пользование и

распоряжение в соответствии с действующим законода­тельством.

Каким законодательством регулируется разграничение государственной

собственности на землю?

Федеральным законом от 17 июля 2001 г. «О разграничении государст­венной

собственности на землю» предусмотрено (ст. 1), что правовое регу­лирование

отношений в области разграничения государственной собствен­ности на землю

осуществляется в соответствии с Конституцией Российской -Федерации, настоящим

Федеральным законом, другими федеральными за-

конами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также

принимаемыми в соответствии с ними иными законами и иными нормативными

правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Право собственности на земельные участки у Российской Федера­ции, ее

субъектов и муниципальных образований возникает с момента госу­дарственной

регистрации права собственности на земельные участки. Осно­ванием для такой

регистрации являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении

перечней земельных участков, на которые соот­ветственно у Российской

Федерации, ее субъектов и муниципальных обра­зований возникает право

собственности на землю, а также вступившие в за­конную силу судебные решения

по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.

Основанием внесения земельных участков в перечень земель, на кото­рые у

Российской Федерации возникает право собственности, является включение таких

земельных участков в состав:

- земель лесного фонда, земель особо охраняемых природных террито­рий

федерального значения, земель водного фонда, занятых водными объ­ектами,

находящимися в федеральной собственности, земель обороны и бе­зопасности;

- земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов, земель

промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, ин­форматики и

космического обеспечения, энергетики и иного назначения; зе­мель водного

фонда, если на этих земельных участках располагается недвижи­мое имущество,

находящееся в федеральной собственности; эти земельные участки предоставлены

органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному

органу, а также государственному унитарному предпри­ятию, государственному

учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами

государственной власти Российской Федерации; на этих находящихся в

государственной собственности земельных участках распо­лагается

приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его при­ватизации в

собственности Российской Федерации; под поверхностью этих зе­мельные участков

находятся участки недр федерального значения;

- земель запаса, если на них располагается недвижимое имущество, на­ходящееся

в федеральной собственности, или приватизированное недвижи­мое имущество,

находившееся до его приватизации в собственности Россий­ской Федерации.

Настоящим Законом определены также основания - внесения земель­ных участков в

перечень земель, на которые возникает право собственности у субъектов

Российской Федерации и муниципальных образований (ст. 4 и 5 Закона).

Частная собственность на землю и другие природные ресурсы

Как предусмотрено статьей 213 ГК РФ, в собственности граждан и юри­дических

лиц может находиться любое имущество, за исключением отдель-

ных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принад­лежать

гражданам или юридическим лицам.

Право граждан и их объединений иметь землю в частной собственнос­ти

закреплено в Конституции Российской Федерации (ст. 36). Владение, пользование

и распоряжение землей и другими природными ресурсами осу­ществляется их

собственниками свободно, если это не наносит ущерба ок­ружающей среде и не

нарушает прав и законных интересов иных лиц. Уста­новлено также, что условия

и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Законодательство содержит также соответствующие нормативные положе­ния о

праве частной собственности на другие природные ресурсы, хотя и не всегда

достаточно четкие. Так, если в Законе РФ «О недрах» вопрос о праве

собственности на недра фактически был обойден, то в Федеральном законе от 3

марта 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации

«О недрах» он нашел вполне определенное решение. В ст. 1-2 «Собственность на

недра» установлено, что недра в пределах территории Рос­сийской Федерации,

включая подземное пространство и содержащиеся в не­драх полезные ископаемые,

энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.

Участки недр не могут быть предметом куп­ли-продажи, дарения, наследования,

вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Что же касается права

пользования недрами, то они могут отчуждать­ся или переходить от одного лица

к другому в той мере, в какой их оборот до­пускается федеральными законами.

Добытые же из недр полезные ископае­мые и иные ресурсы по условиям лицензии

могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности

субъектов Российской Феде­рации, муниципальной, частной и иных формах

собственности.

Таким образом, действующее законодательство, исходя из специфики данного

природного ресурса, признает право частной собственности лишь на добытые из

недр полезные ископаемые и иные ресурсы, а не на сами не­дра и содержащиеся в

них полезные ископаемые, энергетические и иные ре­сурсы, являющиеся

государственной собственностью.

Что же касается вод, то, как установлено Водным кодексом Российской

Федерации, водные объекты являются государственной собственностью. Ча­стная

же собственность, как и муниципальная, допускается только на обо­собленные

водные объекты. Обособленные водные объекты могут принад­лежать на праве

собственности муниципальным образованиям, гражданам и юридическим лицам в

соответствии с гражданским законодательством.

Достаточно подробно урегулированы вопросы права собственности на лес­ной фонд

и на леса, не входящие в него. Им посвящен специальный раздел (раз-Дел II)

Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года. Статьей 30 Кодекса

установлено, что право собственности граждан и юридических лиц на древес-но-

кустарниковую растительность, расположенную на земельном участке,

на­ходящемся в собственности фажданина или юридического лица, принадлежит

ему, если иное не установлено федеральным законом. Владение, пользование и |

распоряжение указанной древесно-кустарниковой растительностью осуществ-

ляется собственником в соответствии с требованиями лесного законодательст­ва

и законодательства Российской Федерации о растительном мире. Частная

собственность может быть индивидуальной и общей.

Согласно статье 244 ГК РФ имущество, находящееся в собственности двух или

нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Имуще­ство,

находящееся в общей собственности с определением долей, является до­левой

собственностью, без определения долей - совместной собственностью.

Каковы гарантии и в чем заключается защита права собственности и других прав

на природные ресурсы?

Действующее законодательство содержит определенные гарантии и

пре­дусматривает защиту права собственности и иных прав на природные

ресур­сы. Так, статьей 9 Конституции РФ установлено, что земля и другие

природ­ные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как

основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей

территории. Иными словами, право собственности и другие права на землю и иные

природные ресурсы поставлены под охрану государства и всей нашей правовой

системы. В статье 8 Конституции РФ предусмотрена равная защи­та частной,

государственной, муниципальной и иных форм собственности, что является важной

конституционной гарантией прав и законных интере­сов собственников,

владельцев и пользователей земли и других природных ресурсов, их равной

правовой защиты, чего ранее не было и не могло быть в силу монополии

государственной собственности на землю и иные природ­ные ресурсы.

Важным средством правовой защиты и гарантией соблюдения прав и ин­тересов

собственников, владельцев и пользователей земли и других природ­ных ресурсов

служит наличие перечня оснований прекращения их прав. Так, согласно

земельному законодательству к таковым относятся:

— добровольный отказ от земельного участка или части его;

— прекращение деятельности предприятия, учреждения, организации,

крестьянского (фермерского) хозяйства;

— использование земли не по целевому назначению;

— систематическая неуплата земельного налога в течение установленного законом

срока, а также арендной платы в сроки, установленные арендным договором;

— неиспользование земельного участка, предоставленного для

сельско­хозяйственного производства, в течение установленного законом срока,

за исключением случаев, вызванных стихийными бедствиями, периода

мелио­ративного строительства;

— изъятие (выкуп) земель для государственных, общественных и иных нужд;

— нерациональное использование, выразившееся для земель

сельскохо­зяйственного назначения в уровне фактической урожайности в течение

по­следних пяти лет более чем на 20 процентов ниже нормального уровня,

ус­тановленного по кадастровой оценке земель;

— изменение состава сельскохозяйственных угодий путем перевода более ценных

сельскохозяйственных угодий в менее ценные;

- использование земельного участка способами, приводящими к сниже­нию

плодородия почв, ухудшению экологической обстановки и др.

Кроме того, установлено, что изъятие особо ценных для данного региона

продуктивных земель, в том числе опытных полей (участков) научно-

исследо­вательских учреждений и учебных заведений, а также земель природно-

запо-ведного фонда, историко-культурного назначения и других особо охраняемых

территорий, не допускается. Перечень таких земель устанавливается субъек­тами

Российской Федерации. Определенные гарантии соблюдения прав и за­конных

интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей содержит и установленный

действующим законодательством порядок предоставления зе­мель для

несельскохозяйственных нужд. Статьей 27 ЗК РСФСР предусмотре­но, что для

строительства промышленных предприятий и для иных несельско­хозяйственных

нужд предоставляются по согласованию с собственником земли, землевладельцем,

землепользователем земельные участки несельско­хозяйственного назначения или

иные не пригодные для сельского хозяйства участки либо сельскохозяйственные

угодья худшего качества по кадастровой оценке.

Изъятие земель пригородных и зеленых зон, земель, занятых лесами пер­вой

группы, для государственных и общественных нужд допускается только в

исключительных случаях, установленных Земельным кодексом РСФСР.

Статья 55 ЗК РСФСР специально посвящена гарантиям прав собственников

земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов.

Изъ­ятие и выкуп для государственных и общественных нужд земельных участков у

граждан может производиться после выделения по их желанию местной

адми­нистрацией равноценного земельного участка, строительства на новом месте

предприятиями, учреждениями и организациями, для которых отводится зе­мельный

участок, жилых, производственных и иных построек взамен изымае­мых и

возмещения в полном объеме всех других убытков, включая упущенную выгоду.

Изъятие для государственных и общественных нужд земельных участ­ков колхозов,

совхозов, сельскохозяйственных, научно-исследовательских уч­реждений и

учебных заведений, других государственных, кооперативных, об­щественных,

сельскохозяйственных и лесохозяйственных предприятий может производиться при

условии строительства по их желанию жилых, производст­венных и иных построек

взамен изымаемых и возмещения в полном объеме всех других убытков, включая

упущенную выгоду.

Следует также иметь в виду, что новый Уголовный кодекс Российской Федерации

предусматривает уголовную ответственность за такие преступле­ния, как порча

земли, нарушение правил охраны и использования недр и др.

Тема 6

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Что понимается под правом природопользования и каковы его виды?

Прежде всего, необходимо различать понятия «природопользование» и «право

природопользо­вания». Природопользование как фактическое ис­пользование

человеком тех или иных природных объектов, полезных свойств окружающей

природ­ной среды было всегда, независимо от форм орга­низации человеческого

общества и этапов его раз­вития, поскольку человек как часть природы вне

природы и той или иной формы ее использования немыслим. Право же

природопользования воз­никло лишь на определенном этапе развития

че­ловеческого общества вместе с возникновением государства и такого

регулятора общественных от­ношений, как право. Если под природопользова­нием

понимается фактическое использование тех или иных свойств окружающей

природной среды и ее объектов, то право природопользования — это такое их

использование, которое урегулировано нормами права.

Право природопользования - это один из фун­даментальных институтов

экологического права и природоресурсных отраслей права - земельного, горного,

водного, лесного и др. Оно определяет сам характер правового регулирования

использо­вания природных ресурсов и других природных объектов, их охрану и

воспроизводство. Таковым оно было и раньше, до отмены монополии госу­дарства

на землю (1990 г.). Не утратило оно своего значения важнейшего юридического

института и правомочия субъектов права и в настоящее время.

В правовой литературе различают право природопользования как юриди­ческий

институт и как правомочие того или иного субъекта права. Как право­вой

институт природопользование представляет собой систему норм права,

оп­ределяющих характер и порядок использования природных богатств. Как

правомочие природопользование есть субъективное право того или иного

уча­стника правоотношения по использованию тех или иных природных объектов.

Право природопользования может быть классифицировано по различ­ным критериям:

основаниям возникновения и прекращения, субъектам, объектам и др. Особый

интерес представляет классификация права природо­пользования по его объектам,

поскольку она охватывает обширный круг об­щественных отношений, имеющих

значение не только в экологическом, но и в земельном, горном, водном, лесном

и иных природоресурсных отраслях права. По данному основанию различают право

землепользования, недро-пользования, водопользования, лесопользования и др.

Важное значение имеет и классификация права природопользования по характеру и

основаниям его возникновения. По данному критерию различа­ют право общего и

специального природопользования.

Что понимается

под общим и специальным природопользованием?

Право общего природопользования признается за всеми субъектами (пото­му оно и

именуется общим). Для его осуществления не требуется какого-либо особого

разрешения. Оно считается как бы естественным правом каждого субъекта права,

каждого гражданина и принадлежит ему в силу его естествен­ных потребностей в

использовании тех или иных свойств и качеств окружаю­щей природной среды.

Такое право возникает не на основе каких-либо специ­альных разрешений, а в

силу самого закона или иных нормативных правовых актов. Так, в Гражданском

кодексе РФ (ст. 262) предусмотрено, что граждане имеют право свободно, без

каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных

участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности,

использовать находящиеся на них природные объекты в пределах, допускаемых

законом и иными правовыми актами, а так­же собственником соответствующих

земельных участков. Аналогичные нормы содержатся в Водном кодексе РФ (ст.

27), Лесном кодексе (ст. 21) и др.

Что же касается специального природопользования, то оно осуществляется

гражданами и другими субъектами права лишь на основе специальных разреше­ний

(лицензий) соответствующих органов. Лицензирование природопользова­ния

является одним из эффективнейших способов государственного регулиро­вания

природопользования. В Законе «Об охране окружающей природной среды» (ст. 18)

предусмотрена выдача лицензий на комплексное природополь­зование, под которым

понимается пользование природными комплексами в определенных территориальных

границах. Лицензии на комплексное природо-; пользование выдаются специально

уполномоченными на то государственными „.органами Российской Федерации в

области охраны окружающей природной -среды с указанием: видов, объемов и

лимитов хозяйственной деятельности по ^Использованию природных ресурсов;

экологических требований, при которых опускается их использование и

последствий несоблюдения этих требований.

Тема 7

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЕЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Что такое экологическая безопасность и каковы ее виды?

Понятие экологической безопасности прочно и, очевидно, навсегда вошло и в

научный оборот, и в повседневную практику, хотя и не получило еще

достаточного законодательного закрепления.

Основной закон нашей страны - Конституция Российской Федерации — в статье 72

предусматри­вает, что вопросы природопользования, охраны окружающей среды и

обеспечения экологической безопасности относятся к совместному ведению

Российской Федерации и ее субъектов.

Экологическая безопасность — это один из видов безопасности вообще. Согласно

ста­тье 1 Закона Российской Федерации «О безопас­ности» безопасность - это

состояние защищен­ности важных интересов общества и государства от внутренних

и внешних угроз. Исходя из этой общей дефиниции экологическую безопасность

можно определить как состояние защищенности человека, общества, государства и

окружающей среды от негативного природного и техногенно-го воздействия,

обеспечиваемое организацион­но-правовыми, экономическими, научно-

техни­ческими и иными средствами и способами.

Каковы основные принципы обеспечения экологической безопасности?

Основными принципами обеспечения эколо­гической безопасности, то есть

руководящими

1»даеями, лежащими в основе этой деятельности, которые нашли то или иное

ряражение и закрепление в нормативных правовых актах, являются:

• презумпция экологической опасности всякой производственно-хозяй-|.ственной

деятельности;

обязательность экологической экспертизы производственно-хозяйст-fiBCHHoft и

иной деятельности, представляющей или могущей представлять |н экологическую

опасность;

- осуществление такой деятельности возможно лишь при наличии поло-|:

жительного заключения экологической экспертизы; | - - обязательное

лицензирование производственно-хозяйственной дея-

•.• тельности, представляющей экологическую опасность;

;;; - запрещение, приостановление или ограничение всякой экологически

• опасной деятельности;

- государственный и общественный надзор и контроль за обеспечением А.

экологической безопасности.

, Названные принципы обеспечения экологической безопасности, сфор-,:

мулированные в самой общей форме, могут быть уточнены и конкретизиро-

• ваны применительно к тем или иным видам производственно-хозяйствен­ной и

иной деятельности.

: г Учитывая огромный объем разнообразных отношений, охватываемых институтом

экологической безопасности, они могут быть конкретизированы ,и

классифицированы по тем или иным основаниям: по объектам экологиче­ской

безопасности; средствам, оказывающим негативное влияние на окру­жающую

природную среду; территориям, на которых проводятся те или иные меры по

обеспечению экологической безопасности, и др.

В Законе «Об охране окружающей природной среды» экологически неблагополучные

ситуации по степени опасности для окружающей природ­ной среды, здоровья

населения, состояния естественных экологических сис­тем, генетических фондов

растений и животных подразделяются на два вида: чрезвычайные экологические

ситуации и зоны экологического бедствия. Первыми объявляются участки

территории России, где в результате хозяйст­венной и иной деятельности

происходят устойчивые отрицательные измене­ния в окружающей природной среде,

угрожающие здоровью населения, со­стоянию естественных экологических систем,

генетических фондов растений

:,И животных. Ко вторым относятся участки территории страны, где в резуль-

•:. tare хозяйственной и иной деятельности произошли глубокие необратимые

•^изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой существен-|: ное

ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, раз­рушение

естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны. >;.:.jA,

Представляется возможным использовать деление чрезвычайных экологи-Ч^Ческих

ситуаций на указанные виды по степени их опасности для окружаю-|Щей природной

среды, для здоровья человека и для территории и в целях й}?ссификации

экологической безопасности, подразделив ее на: глобальную, **™"тывающую всю

нашу планету; национальную, касающуюся экологической пасности отдельно взятого

государства; региональную, применительно к

тем или иным регионам государств; местную, касающуюся отдельных мест­ностей;

индивидуальную, когда речь идет об экологической безопасности ин­дивидуума;

человека, гражданина, его жилища, гарантиях и защите его эколо­гических прав

и законных интересов в данной области.

Каковы объекты и субъекты экологических правоотношений по обеспечению

экологической безопасности?

Основными объектами экологической безопасности являются: человек, его

объединения и общество в целом; государство; окружающая природная среда и ее

составляющие - отдельные природные объекты, экосистемы, осо­бо охраняемые

природные территории и др.

Как предусмотрено Российской Конституцией (ст. 2), человек, его права и

свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и зашита прав и

свобод гражданина - обязанность государства. Под охрану государства и права в

данной сфере поставлено прежде всего здоровье человека, а также его

имуще­ство и законные интересы, что нашло отражение в ряде нормативных

правовых актов. Так, в Федеральном законе от 30 марта 1999 г. «О санитарно-

эпидемио-логическом благополучии населения» такое состояние население, а

следова­тельно, и человека определено как состояние его здоровья, среды

обитания, при котором отсутствует вредное воздействие ее факторов на человека

и обеспечи­ваются благоприятные условия его жизнедеятельности (статья 1

Закона).

В Законе «Об охране окружающей природной среды» также уделено оп­ределенное

внимание охране природных объектов, которые подразделяются на две группы:

объекты, подлежащие охране от загрязнения, порчи, повреж­дения, истощения,

разрушения на территории Российской Федерации и ре­спублик в ее составе и

особо охраняемые объекты. К первой группе отнесе­ны: земля, ее недра,

поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная

растительность, животный мир, микроорганизмы, гене­тический фонд, природные

естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы, ландшафты. Во

вторую группу объектов входят: государст­венные природные заповедники,

природные заказники, национальные при­родные парки, памятники природы,

редкие, находящиеся под угрозой ис­чезновения виды растений, животных и места

их обитания.

Говоря о гражданах, их общественных и иных организациях и государст­ве как

объектах правоотношений по обеспечению экологической безопасно­сти, следует

добавить, что они в то же время являются важнейшими субъек­тами указанных

правоотношений, то есть носителями прав и обязанностей в соответствующих

сферах обеспечения экологической безопасности. Необ­ходимо также иметь в

виду, что такая «двойственность» свойственна не толь­ко гражданам, их

объединениям и государству, но и таким формированиям, как государственные

природные заповедники, национальные парки, заказ­ники и т.п., которые также

представляют собой и объекты правоотношений по экологической безопасности, и

субъекты этих отношений. Что же касает­ся таких природных объектов, как

земля, ее недра, воды, леса, животный мир, атмосферный воздух, то они, как и

окружающая природная среда в це­лом, не обладая правосубъектностью, выступают

только в качестве объектов соответствующих правоотношений.

ЙГема 8

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ

ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Понятие государственного регулирования

природопользования

и охраны окружающей среды

Под государственным регулированием в сфе­ре природопользования и охраны

окружающей среды понимается организаторская деятельность по обеспечению

рационального природопользо­вания и охраны окружающей среды.

При изучении данной темы следует обратить внимание на то, что, несмотря на

усиление в со­временный период экономических методов уп­равления, роль

административно-правового ме­ханизма в охране природной среды остается

значительной и во многом определяющей. Необ­ходимо также иметь в виду особую

специфику организации управления в сфере использования и охраны природных

ресурсов и окружающей природной среды в целом, выражаюигуюся в комплексном

подходе к их использованию и ох­ране, в разделении хозяйственно-

организатор­ских и контрольно-надзорных полномочий.

Каковы основные функции государственного регулирования природопользования и

охраны окружающей среды?

Основными функциями государственного регулирования в области

природопользования и охраны окружающей природной среды являются:

- нормотворческая деятельность по рациональному использованию и охране

окружающей природной среды;

- организационная деятельность в данной сфере, в том числе планиро­вание,

финансирование, лицензирование;

- мониторинг окружающей природной среды, контроль и надзор за со­блюдением

природоохранительного законодательства.

Каковы основные методы государственного регулирования природопользования и

охраны окружающей природной среды? Основные методы государственного

регулирования природопользования и охраны окружающей природной среды,

определяющими в настоящее вре­мя его характер и основное содержание, —

административные и экономиче­ские методы. Если для первых характерными

являются отношения власти и подчинения, то для вторых - экономическое

стимулирование их деятельно­сти по рациональному использованию и охране

природных ресурсов и окру­жающей природной среды в целом.

Для периода перехода к рыночной экономике типично резкое усиление

экономических методов в регулировании общественных отношений вообще, в том

числе и в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды.

Однако ни о какой замене, и тем более исключении административных методов в

данной сфере отношений не может быть и речи. Напротив, несмо­тря на широкое

распространение разнообразных экономических методов в данной сфере отношений,

административно-правовое регулирование и адми­нистративные методы охраны и

обеспечения рационального использования природных ресурсов сохраняют свое

значение. Применяются такие методы управления, как предписания, запреты и

дозволения. Большое место в дея­тельности природоохранных органов занимает

выдача соответствующих разрешений на использование природных ресурсов

(лицензирование), согласование тех или иных видов деятельности,

рекомендации по рациональному использованию и охране окружающей природной

среды.

Какова система органов исполнительной власти

в сфере природопользования и охраны окружающей среды?

Обеспечение рационального природопользования и охраны окружаю­щей природной

среды - задача всего государственного механизма, всех го­сударственных

органов. Вместе с тем в системе госорганов выделяются спе­циально

уполномоченные органы, главной функцией которых является обеспечение

рационального использования и охраны природных ресурсов и окружающей

природной среды в целом.

Как предусмотрено Конституцией Российской Федерации (ст. 72),

при­родопользование, охрана окружающей среды, обеспечение экологической

безопасности, особая охрана определенных природных территорий, охрана

памятников истории и культуры находятся в совместном ведении Россий­ской

Федерации и ее субъектов - республик, краев, областей, автономных

образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Наиболее общей классификацией органов государственной власти в сфе-|ре

природопользования и охраны окружающей среды является деление их i-да органы-

общей и специальной компетенции. К первым на федеральном |уровне относятся

Президент Российской Федерации, Федеральное Собра-| ние, Правительство РФ; ко

вторым - министерства Российской Федерации, государственные комитеты РФ,

федеральные службы России, российские агентства, федеральные надзоры России.

Значительным изменениям за последние годы подверглась как система, так и

функции органов специальной компетенции. Так, в соответствии с "Указом

Президента Российской Федерации от 14 августа 1996 г. «О системе федеральных

органов исполнительной власти» были упразднены Министер­ство охраны

окружающей среды и природных ресурсов, Комитет Россий­ской Федерации по

водному хозяйству и Комитет Российской Федерации по геологии и использованию

недр и на их базе были образованы Министерст­во природных ресурсов Российской

Федерации и Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей

среды и природных ресур­сов. Было установлено также, что территориальные

органы федеральных ор­ганов исполнительной власти создаются федеральными

органами исполни­тельной власти с разрешения Правительства Российской

Федерации для осуществления полномочий указанных органов в регионах.

Создание, реор-' ганизация и ликвидация указанных территориальных органов,

назначение на должность и освобождение от должности их руководителей

осуществля­ется соответствующим федеральным органом исполнительной власти

после консультаций с органами исполнительной власти субъектов Российской Фе-

.дерации. Содержание территориальных подразделений федеральных орга­нов

исполнительной власти осуществляется за счет средств федерального бюджета,

предусматриваемых на государственное управление, кроме терри­ториальных

органов федеральных органов исполнительной власти, финан­сируемых по другим

статьям бюджета.

Совершенствование системы органов исполнительной власти в области

использования и охраны окружающей природной среды продолжается и по сей день.

Так, Указом Президента Российской Федерации от 17 мая 2000 г. «О структуре

федеральных органов исполнительной власти» были упраздне­ны: Государственный

комитет Российской Федерации по земельной поли­тике, Государственный комитет

Российской Федерации по охране окружа­ющей среды, Федеральная служба лесного

хозяйства России. Образована федеральная служба земельного кадастра России,

которой была передана '"еть функций упраздненного Государственного комитета

Российской Фе-:рации по земельной политике. Министерству природных ресурсов

Рос-мйской Федерации были переданы функции упраздненных Государствен-i

комитета Российской Федерации по охране окружающей среды и ;ральной службы

лесного хозяйства России. В связи со значительным [прением функций указанного

министерства была существенно измене-Есгруктура его органов. На основании

Постановления Правительства Рос-""тской Федерации от 6 июля 2000 г. № 495

«Вопросы Министерства при-

родных ресурсов Российской Федерации» в ведение данного министерства были

переданы по состоянию на 1 апреля 2000 г. организации, находившие­ся в

ведении упраздненных Государственного комитета Российской Федера­ции по

охране окружающей среды и Федеральной службы лесного хозяйст­ва России/Кроме

того, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от

14 сентября 2000 г. «О внесении дополнений в Постановление Правительства

Российской Федерации от 6 июля 2000 г. № 495» было принято предложение

Министерства природных ресурсов Рос­сийской Федерации о формировании в

министерстве и его территориальных органах на основе подразделений,

осуществлявших специальные функции управления в сфере природопользования и

охраны окружающей природной среды, соответствующих блоков: государственной

водной службы, государ­ственной лесной службы и государственной службы охраны

окружающей природной среды под руководством первых заместителей министра.

Были также внесены существенные изменения в нормативные акты, оп­ределяющие

правовой статус данного министерства. Так, Постановлением от 22 сентября 2000

г. № 726 было утверждено Положение о Министерстве природных ресурсов РФ, в

котором довольно подробно определены право­мочия последнего в области

управления рациональным использованием и охраной лесов, а также в области

охраны окружающей природной среды, чем в значительной мере, если не

полностью, были сняты возражения, свя­занные с упразднением указанных

органов. Так, в области использования и охраны лесного фонда и ведения

лесного хозяйства в Положении предусмо­трено, что Министерство природных

ресурсов РФ, в частности, организует и обеспечивает рациональное,

многоцелевое, непрерывное и неистощимое лесопользование, воспроизводство,

охрану и защиту лесов, проведение мер по лесному семеноводству, рациональное

использование земель лесного фонда, сохранение и усиление средообразующих,

защитных, водоохранных, рекреационных и иных полезных свойств лесов.

В области охраны окружающей природной среды Министерство природ­ных ресурсов

Российской Федерации:

- обеспечивает совместно с другими федеральными органами исполни­тельной

власти разработку природоохранных и экологических требований для учета их в

государственных стандартах, ведомственных инструктивно-методических и

нормативно-технических документов;

- разрабатывает, согласовывает и утверждает по согласованию с

соответ­ствующими федеральными органами исполнительной власти в. пределах

своей компетенции нормативные правовые акты и инструктивно-методиче­ские

документы по проведению экологической паспортизации производств, опасных

отходов, хозяйственных и иных объектов и территорий;

- участвует в организации системы всеобщего непрерывного экологиче­ского

воспитания и образования, ведет работу по пропаганде знаний в обла­сти охраны

окружающей природной среды и сохранения экологического разнообразия и др.

Что же касается функций упраздненного Государственного комитета 'Российской

Федерации по земельной политике, то в соответствии с назван-; ным Указом

Президента Российской Федерации они были переданы вновь /образованной

Федеральной службе земельного кадастра России и Минис-/терству имущественных

отношений Российской Федерации.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 18 июля 2000 г.

№ 537 «Вопросы Федеральной службы земельного кадаст­ра России» указанная

служба является федеральным органом исполнитель­ной власти по

государственному управлению земельными ресурсами, осуще-'• ствляющим

специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и др.)

функции по ведению государственного земельного ка­дастра и государственного

учета расположенных на земельных участках и прочно связанных с ними объектов

недвижимого имущества, по землеуст­ройству, государственной кадастровой

оценке земель, мониторингу земель и государственному контролю за

использованием и охраной земель. Таким об­разом, Федеральной службе

земельного кадастра России также были переда­ны территориальные органы

упраздненного Госкомзема.

Частично функции Государственного комитета Российской Федерации по земельной

политике были переданы Министерству имущественных отно­шений Российской

Федерации, которое согласно Постановлению Прави­тельства Российской Федерации

от 18 июля 2000 г. № 536 «Вопросы Ми­нистерства имущественных отношений

Российской Федерации» является федеральным органом исполнительной власти,

осуществляющим следую­щие функции:

- проведение единой государственной политики в области Имуществен­ных и

земельных отношений;

- приватизацию, управление и распоряжение государственным имуще­ством и

земельными ресурсами в пределах своей компетенции;

- регулирование деятельности на рынке недвижимости и оценочной де­ятельности;

- координацию в случаях, установленных законодательством Россий­ской

Федерации, деятельности в области имущественных и земельных отно­шений,

которую ведут иные федеральные органы исполнительной власти и органы

исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Значительную роль в охране окружающей природной среды играет Министерство

сельского хозяйства Российской Федерации и его органы на местах. Как

предусмотрено положением сданном министерстве, утвержден­ным постановлением

Правительства от 29 ноября 2000 г. № 901, Министер­ство сельского хозяйства и

его территориальные органы являются специаль­но уполномоченными

государственными органами в области мелиорации ^земель; охраны, контроля и

регулирования использования объектов живот­ного мира, отнесенных к объектам

охоты, и среды их обитания, а также ох-•"""1Ы окружающей природной среды в

этой сфере деятельности; обеспече-плодородия земель сельскохозяйственного

назначения; безопасного [ения с пестицидами и агрохимикатами; использования,

охраны и за-

щиты участков лесного фонда и воспроизводства лесов, ранее находивших­ся во

владении сельскохозяйственных организаций и переданных им в без­возмездное

пользование.

Указом Президента Российской Федерации от 19 сентября 1997 г. было

ут­верждено Положение о Межведомственной комиссии Совета Безопасности

Российской Федерации по экологической безопасности, созданной в целях

ре­ализации возложенных на Совет Безопасности задач в области обеспечения

экологической безопасности Российской Федерации. К ее функциям, в част­ности,

относятся оценка внутренних и внешних экологических угроз жизнен­но важным

интересам личности, общества и государства; оценка существую­щих и

прогнозирование потенциальных источников экологической опасности; подготовка

предложений Совету Безопасности по решению экологических проблем, связанных с

защитой здоровья населения, с обеспечением экологи­ческой безопасности в

промышленности, на транспорте, в сельском хозяйстве и других отраслях

экономики, с уничтожением химического, ядерного и дру­гих видов оружия в

соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также с

ликвидацией зон экологического бедствия или неблаго­получия на территории

Российской Федерации и др.

Тема 9

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Что понимается

под экологической экспертизой?

Согласно статье 1 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об

экологической экспертизе», экологическая экспертиза - это ус­тановление

соответствия намечаемой хозяйствен­ной и иной деятельности экологическим

требова­ниям и определение допустимости реализации объекта экологической

экспертизы в целях преду­преждения возможных неблагоприятных воздей­ствий

этой деятельности на окружающую природ­ную среду и связанных с ними

социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической

экспертизы.

Каковы принципы экологической экспертизы?

Экологическая экспертиза согласно действу­ющему законодательству основывается

на следу­ющих принципах:

- презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой

хозяйственной и иной деятельности;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


© 2007
Использовании материалов
запрещено.