РУБРИКИ

Шпора: Крутая шпора

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Шпора: Крутая шпора

водных объектов определяется Правительством Российской Феде­рации.

Государственный контроль призван обеспечить соблюдение:

- порядка использования и охраны водных объектов;

- лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения);

- стандартов, нормативов и правил в области использования и охраны водных

объектов;

- режима использования территорий водоохранных зон;

- иных требований водного законодательства Российской Федерации.

В чем состоит нормирование в области использования и охраны водных объектов?

Нормирование в области использования и охраны водных объектов за­ключается в

установлении лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения), в

разработке и принятии стандартов, нормативов и правил в области использования

и охраны водных объектов.

Для каких целей могут быть использованы водные объекты?

Водные объекты могут быть использованы для следующих целей: питье­вого и

хозяйственно-бытового водоснабжения; здравоохранения; промыш­ленности и

энергетики; сельского хозяйства; лесного хозяйства; гидроэнер­гетики;

рекреации; транспорта; строительства; пожарной безопасности; рыбного

хозяйства; охотничьего хозяйства; лесосплава; добычи полезных ископаемых,

торфа, сапровеля; для иных целей.

Особенности использования водных объектов для определенных целей

устанавливаются федеральными законами в соответствии с водным

законо­дательством.

Что понимается под общим

и специальным водопользованием?

Общим водопользованием считается использование водных объектов без применения

сооружений, технических средств и устройств. Оно может осу­ществляться

гражданами и юридическими лицами без получения лицензии на водопользование

как на водных объектах общего пользования, так и на водных объектах, не

состоящих в общем пользовании, в порядке, предусмо­тренном Водным кодексом

РФ.

Специальным водопользованием считается использование водных объек­тов с

применением сооружений, технических средств и устройств. Оно осу­ществляется

гражданами и юридическими лицами только при наличии ли­цензии на

водопользование, за исключением случаев использования водных объектов для

плавания на маломерных плавательных средствах и для разо­вых посадок

(взлетов) воздушных судов.

Что такое особое пользование водными объектами?

Как предусмотрено статьей 87 Водного кодекса РФ, для обеспечения нужд

обороны, федеральных энергетических систем, федерального транс­порта, а также

для иных государственных и муниципальных нужд водные объекты, находящиеся в

федеральной собственности, могут предоставляться в особое пользование по

решению Правительства РФ. По решению органов исполнительной власти субъектов

РФ могут предоставляться в особое поль­зование для государственных и

муниципальных нужд водные объекты, находящиеся в собственности субъектов РФ.

В решении о предоставлении водного объекта в особое пользование должны быть

указаны цель и основ­ные условия его использования.

Водным кодексом Российской Федерации определены: порядок осуще­ствления

общего водопользования; ограничение, приостановление или за­прещение

использования водных объектов; лимиты водопользования (водо-потребления и

водоотведения); права и обязанности водопользователей при использовании

водных объектов и др.

Каковы общие требования к охране водных объектов?

Общие требования к охране водных объектов установлены статьей 94 Водного

кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что органы государственной

власти Российской Федерации и ее субъектов в соответст­вии с

законодательством РФ принимают совместимые с принципом устой­чивого развития

меры по сохранению водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения

и истощения, а также по ликвидации последствий указанных явлений. Граждане и

юридические лица обязаны осуществлять производственно-технологические,

мелиоративные, агротехнические, гид-

ротехнические, санитарные и другие мероприятия, обеспечивающие охрану воднъ!х

объектов.

Особо урегулирована в Водном кодексе РФ охрана водных объектов от

загрязнения; засорения; загрязнения и засорения из источников, находя­щихся

на суше; загрязнения и засорения, вызываемых деятельностью на дне водных

объектов; загрязнения ядохимикатами; загрязнения радиоактивны­ми и токсичными

веществами (материалами).

Самостоятельные статьи ВК РФ посвящены охране ледяного покрова водных

объектов, ледников, снежников от загрязнения и засорения (ст. 101); охране

водосборных площадей водных объектов (ст. 102).

Особые требования по охране водных объектов предъявляются при раз­мещении,

проектировании, строительстве, реконструкции и вводе в эксплу­атацию

хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов. Так,

статьей 105 ВК РФ предусмотрено запрещение ввода в экс­плуатацию:

- хозяйственных и других объектов, в том числе фильтрующих накопи­телей,

захоронение отходов, городских и других свалок, не оборудованных

устройствами, очистными сооружениями, предотвращающими загрязнение,

засорение, истощение водных объектов и вредное воздействие вод;

- животноводческих ферм и других производственных комплексов, не имеющих

очистных сооружений и санитарно-защитных зон;

- оросительных, обводнительных и осушительных систем, водохрани­лищ, плотин,

каналов и других гидротехнических сооружений до проведе­ния мероприятий,

предотвращающих вредное воздействие вод;

- водозаборных сооружений, связанных с использованием подземных вод, без

оборудования их водорегулирующими устройствами, водоучитыва-ющими приборами;

- водозаборных и иных гидротехнических сооружений без установления зон

санитарной охраны и создания пунктов наблюдения за показателями со­стояния

водных объектов;

- сооружений и устройств для транспортирования и хранения нефтяных,

химических и других продуктов без оборудования их средствами для

предот­вращения загрязнения водных объектов и контрольно-измерительной

аппа­ратурой для обнаружения утечки указанных продуктов.

Не допускается ввод в эксплуатацию объектов орошения сточными вода­ми без

создания пунктов наблюдения за показателями состояния водных объектов.

Каковы особенности охраны подземных водных объектов?

Статьей 107 ВК РФ предусмотрено, что граждане и юридические лица,

деятельность которых может оказать вредное влияние на состояние подзем­ных

водных объектов, обязаны принимать меры, предотвращающие загряз­нение,

засорение и истощение водных объектов и вредное воздействие вод. На

водосборных площадях подземных водных объектов, которые использу­ются или

могут быть использованы для питьевого и хозяйственно-бытового

водоснабжения, не допускается размещение захоронений отходов, свалок,

кладбищ, скотомогильников и других объектов, влияющих на состояние подземных

вод. Запрещено орошение сточными водами, если оно влияет или может повлиять

на состояние водных подземных объектов.

Имеются и некоторые другие особенности охраны подземных водных объектов,

предусмотренные Водным кодексом Российской Федерации.

Что такое водоохранные зоны?

Согласно статье 111 ВК РФ для поддержания водных объектов в состоя­нии,

соответствующем экологическим требованиям, для предотвращения загрязнения,

засорения и истощения поверхностных вод, а также сохране­ния среды обитания

объектов животного и растительного мира устанавлива­ются водоохранные зоны.

Таковой является территория, примыкающая к ак­ватории водного объекта, на

который устанавливается специальный режим использования и охраны природных

ресурсов и осуществления иной хозяй­ственной деятельности.

В пределах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, в

которых запрещается распашка земель, рубка и корчевка леса, размещение

животноводческих ферм и лагерей, а также другая деятель­ность, за исключением

случаев, предусмотренных Водным кодексом РФ. Так, допускается размещение

объектов водоснабжения, рекреации, рыбного и охотничьего хозяйства, а также

водозаборных, портовых и гидротехничес­ких сооружений при наличии лицензии на

водопользование.

Какова правовая охрана водных объектов, используемых для питьевого

водоснабжения?

Обеспечение населения питьевой водой является для многих регионов Российской

Федерации одной из приоритетных проблем. Решение ее необ­ходимо как для

сохранения здоровья, так и для улучшения условий деятель­ности и повышения

уровня жизни населения.

Проблемы улучшения водоснабжения населения и качества питьевой во­ды,

говорится в Концепции Федеральной целевой программы обеспечения населения

России питьевой водой, утвержденной Постановлением Прави­тельства

Россййской'Федерации от 6 марта 1998 г. № 2921, имеют общегосу­дарственное

значение и требуют комплексного решения. Главными целями данной программы

.являются:

улучшение обеспечения населения питьевой водой нормативного каче­ства и в

достаточном количестве;

улучшение на этой основе состояния здоровья населения и оздоровление

социально-экологической обстановки в Российской Федерации.

восстановление, охрана и рациональное использование источников пи­тьевого

водоснабжения.

Для достижения указанных целей необходимо решение задач по предот­вращению

загрязнения источников питьевого водоснабжения, обеспечению их соответствия

санитарно-гигиеническим требованиям, повышению эф­фективности и надежности

функционирования систем водообеспечения за счет реализации водоохранных,

технических и санитарных мероприятий, совершенствования технологий обработки

воды на водоочистных станциях, развития систем водозабора, транспортировки

воды и водоотведения, а так­же развития нормативно-правовой базы и создания

хозяйственного меха­низма водопользования, стимулирующего экономию питьевой

воды.

Достижение этих целей поделено на три этапа. На первом этапе (1999-2000 годы)

намечается осуществление следующих мероприятий:

- экономия питьевой воды;

- улучшение качества питьевой воды в регионах и городах с наибольшим

несоответствием состава используемой воды требованиям гигиенических

нормативов;

- расширение использования подземных вод в городах и регионах, где

поверхностные воды сильно загрязнены;

- восстановление и реконструкция в сельских населенных пунктах сис­тем

водоснабжения, находящихся в нерабочем состоянии либо подающих воду не

питьевого качества;

- улучшение состояния и обеспечения соблюдения режимов зон сани­тарной охраны

и водоохранных зон источников питьевого водоснабжения.

На втором этапе (2001-2005 годы) намечено расширить работы по

восста­новлению, реконструкции и строительству систем водоснабжения городов и

населенных пунктов, а также по охране и улучшению состояния водных объ­ектов

- источников питьевого водоснабжения.

На третьем этапе (2006-2010 годы) предусматривается завершить наибо­лее

капиталоемкие мероприятия, которые позволят обеспечить коренное улучшение

водоснабжения населения.

О современном состоянии и качестве питьевой воды и питьевого водо­снабжения

обстоятельно говорится в Постановлении Государственной Ду­мы Федерального

Собрания РФ от 2 июля 2000 г. «О проблемах питьевой во­ды и питьевого

водоснабжения в Российской Федерации»1. В 1991 г. износ сооружений, устройств

и трубопроводов питьевого водоснабжения состав­лял 30%, а в настоящее время

он составляет уже более 65%. То есть, делает­ся вывод, с каждым годом износ

указанных сооружений !й устройств увели­чивается, затраты на их эксплуатацию

по сравнению с 1991 г. возросли уже в два раза. Восстановление и развитие

централизованной системы водоснаб­жения, констатируется в постановлении,

стало неразрешимой задачей. В ря­де регионов городские и сельские поселения,

объекты обороны и иного спе­циального назначения обеспечиваются питьевой

водой без ее очистки и контроля качества в соответствии с гигиеническими

нормативами и государ­ственными стандартами (питьевая вода доставляется

транспортными средст-

СЗРФ. 1998. № 11. Ст. 294.

' СЗ РФ. 2000. № 29. Ст. 3051.

вами или забор воды осуществляется из поверхностных водоемов).

Неблаго­приятное положение с развитием питьевого водоснабжения создает угрозу

национальной безопасности Российской Федерации. Объем финансирова­ния в

данной области за счет средств федерального бюджета недостаточен, а органы

исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправ­ления не имеют

средств, необходимых для финансирования питьевого водо­снабжения. Еще более

неблагоприятная ситуация сложилась с определени­ем и применением тарифов в

области питьевого водоснабжения. Стоимость одного кубометра питьевой воды

различается в десятки раз.

Принятый Государственной Думой 1 декабря 1999 г. Федеральный закон «О

питьевой воде и питьевом водоснабжении», хотя и разрешит многие пра­вовые

вопросы в данной области, не решит проблему бесперебойного обес­печения

питьевой водой населения, соответствия ее качества гигиеническим нормативам и

государственным стандартам, а также снижения тарифов в об­ласти питьевого

водоснабжения. В этой связи Государственная Дума реко­мендовала Правительству

РФ разработать в 2000 году современную концеп­цию государственной политики в

области питьевого водоснабжения, государственного надзора и контроля за

выполнением единых гигиеничес­ких нормативов и нормативных требований к

питьевой воде, источникам питьевого водоснабжения и его состоянием.

Что понимается

под особо охраняемыми водными объектами?

Особо охраняемыми водными объектами являются природные водные экосистемы,

имеющие особое природоохранное, научное, эстетическое, ре­креационное и

оздоровительное значение. Такие объекты изымаются (пол­ностью или частично,

постоянно или временно) из хозяйственной деятель­ности на основании решений

соответствующих органов исполнительной власти по представлению специально

уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной

водного фонда и специально уполномоченных государственных органов в области

охраны окружающей природной среды. Эти объекты могут быть отнесены к особо

охраняемым водным объектам федерального, территориального (регионального) и

мест­ного значения.

Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов Рос­сийской

Федерации могут быть установлены следующие категории особо охраняемых водных

объектов:

участки внутренних морских вод и территориального моря РФ;

водно-болотные угодья;

водотоки и водоемы, отнесенные к уникальным природным ландшафтам;

зоны охраны истока или устья водных объектов;

места нереста ценных видов рыб;

иные категории водных объектов, рассматриваемых в неразрывной свя­зи с

лесами, животным миром и другими природными ресурсами, подлежа­щими особой

охране.

Особо охраняемыми водными объектами международного значения явля­ются

трансфаничные (пофаничные) водные объекты, участки внутренних морских вод и

территориального моря Российской Федерации, водно-болот­ные угодья,

определяемые в порядке, устанавливаемом Правительством РФ в соответствии с

международными договорами и законодательством Россий­ской Федерации.

Какова система платежей за пользование водными объектами и их охрану?

Платежи, связанные с пользованием водными объектами, включают:

1) плату за пользование водными объектами (водный налог);

2) плату, направляемую на восстановление и охрану водных объектов, которая

взимается за:

- изъятие воды из водных объектов в пределах установленного лимита;

— сверхлимитное изъятие воды;

- использование водных объектов без изъятия воды в соответствии с ус­ловиями

лицензии на водопользование;

— сброс сточных вод нормативного качества в водные объекты в преде­лах

установленных лимитов.

Каков порядок разрешения споров по водопользованию и охране водных объектов?

Споры по вопросам использования и охраны водных объектов разреша­ются в

судах, арбитражных или третейских судах в соответствии с их

подве­домственностью, определенной законодательством Российской Федерации.

Защита прав пользования водными объектами в административном по­рядке может

осуществляться лишь в случаях, предусмотренных федераль­ным законом. Решения,

принятые в административном порядке, могут быть обжалованы в суд.

Тема 15

ПРАВОВАЯ ОХРАНА АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА

Что понимается

в российском законодательстве

под атмосферным воздухом?

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21 апре­ля 1999 г. «Об атмосферном

воздухе», атмосферный воздух - это жизненно важный компонент окружа­ющей

природной среды, представляющий собой смесь газов атмосферы, находящуюся за

пределами жилых, производственных и иных помещений. Следовательно, воздух,

находящийся в пределах жилых, производственных и иных помещений, не относится

к данной категории, со всеми вытекаю­щими отсюда правовыми и иными

последствиями.

Атмосферный воздух как компонент окружаю­щей природной среды играет

первостепенную роль в жизни каждого человека, становлении и разви­тии

биосферы, растительного и животного мира. Все это обусловливает жизненно

важное значение правовых, санитарно-гигиенических и иных мер охраны

атмосферного воздуха от загрязнений, фи­зических и иных вредных воздействий

на него.

Каков состав законодательства Российской Федерации в области охраны

атмосферного воздуха?

Законодательство Российской Федерации по охране атмосферного воздуха

основывается на Конституции РФ и состоит из Федерального за­кона «Об охране

атмосферного воздуха» и при­нимаемых в соответствии с ним других феде-

ральных законов и иных нормативных правовых актов Федерации, а также законов

и иных нормативных правовых актов субъектов РФ. При этом сле­дует иметь в

виду, что законодательство субъектов Российской Федерации в данной области

вправе предусматривать введение дополнительных эконо­мических требований к

охране атмосферного воздуха.

Особо оговорено в вышеуказанном Законе (ст. 2), что имущественные отношения,

возникающие при осуществлении деятельности по охране атмо­сферного воздуха,

регулируются гражданским законодательством.

Каковы основные принципы государственного управления в области охраны

атмосферного воздуха?

Таковыми являются:

- приоритет охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущих поколений;

- обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха

человека;

- недопущение необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для

окружающей природной среды;

- обязательность государственного регулирования выбросов вредных

(загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воз­действий

на него;

- гласность, полнота и достоверность информации о состоянии атмо­сферного

воздуха, его загрязнении;

- научная обоснованность, системность и комплексность подхода к ох­ране

атмосферного воздуха и охране окружающей природной среды в целом;

- обязательность соблюдения требований законодательства Российской Федерации

в области охраны атмосферного воздуха, ответственность за его нарушение.

Каковы полномочия органов государственной власти РФ в области охраны

атмосферного воздуха?

Таковыми являются:

- формирование и проведение единой государственной политики в об­ласти охраны

атмосферного воздуха на территории Федерации;

- установление порядка разработки и утверждения гигиенических и

эко­логических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно

допусти­мых (критических) нагрузок на экологические системы, предельно

допусти­мых уровней физического воздействия на атмосферный воздух и других

экологических нормативов в целях охраны атмосферного воздуха;

- формирование единой нормативно-методической базы в области охра­ны

атмосферного воздуха;

- составление и обеспечение реализации федеральных целевых про­грамм охраны

атмосферного воздуха;

- установление порядка государственного учета выбросов вредных

(за­грязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических

воздей­ствий на него;

- установление порядка разработки технических нормативов выбросов,

утверждение нормативов таких выбросов, а также перечня объектов (кадас­тров),

в отношении которых они разрабатываются;

- установление порядка определения и взимания платы за загрязнение

ат­мосферного воздуха, а также порядка возмещения вреда, причиненного

здоро­вью граждан и окружающей природной среде загрязнением атмосферного

воз­духа и вредными физическими воздействиями на него, и др. (см. ст. 5

Закона).

Какими полномочиями обладают органы государственной власти субъектов РФ в

области охраны атмосферного воздуха?

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации

отнесено:

- проведение политики Российской Федерации в области охраны атмо­сферного

воздуха на соответствующей территории;

- принятие нормативных правовых актов субъектов РФ в данной области;

- участие в разработке предложений об определении величины умень­шения

выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и сроков, в

которые будет осуществлено такое уменьшение, в соответствии с федеральными

целевыми программами и международными обязательствами РФ в данной области;

- разработка и реализация региональных целевых программ охраны ат­мосферного

воздуха;

- участие в пределах своей компетенции в организации и осуществлении

государственного контроля за охраной атмосферного воздуха;

- проведение мероприятий по защите населения при чрезвычайных си­туациях,

представляющих угрозу для жизни и здоровья людей в результате загрязнения

атмосферного воздуха, и др.

Каковы полномочия в области охраны атмосферного воздуха у органов местного

самоуправления?

Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными госу­дарственными

полномочиями в области охраны атмосферного воздуха в по­рядке, установленном

законодательством Российской Федерации.

Что понимается под нормированием качества

атмосферного воздуха

и вредных физических воздействий на него?

В целях определения критериев безопасности или безвредности воздейст­вия

химических, физических и биологических факторов на людей, растения и

животных, особо охраняемые природные территории и объекты, а также в це­лях

оценки состояния атмосферного воздуха устанавливаются гигиенические

и экологические нормативы качества атмосферного воздуха и предельно

до­пустимые уровни (ПДУ) физического воздействия на него.

Что такое нормативы выбросов и каковы их виды?

Норматив выброса - это норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества в

атмосферу, определенный в установленном порядке.

Предусмотрены два вида таких нормативов:

- технические нормативы выбросов;

- предельно допустимые выбросы (ПДВ).

Технические нормативы выбросов устанавливаются специально уполно­моченным

федеральным органом исполнительной власти в области охраны атмосферного

воздуха или другим специально уполномоченным Правитель­ством РФ федеральным

органом исполнительной власти по согласованию со специально уполномоченным

органом исполнительной власти в области ох­раны атмосферного воздуха для

стационарных источников выбросов вред­ных (загрязняющих) веществ в

атмосферный воздух отдельных видов, а так­же для являющихся источником

загрязнения атмосферного воздуха транспортных и иных передвижных средств и

установок всех видов.

Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными ор­ганами

специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в

области охраны атмосферного воздуха для конкретного источника выбросов

вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их сово­купности (по

организации в целом).

В случае невозможности соблюдения юридическими лицами, имеющими такие

источники выбросов, предельно допустимых выбросов территориаль­ные органы

специально уполномоченного органа могут устанавливать для таких источников

временно согласованные объемы выбросов (по согласова­нию с территориальными

органами других федеральных органов исполни­тельной власти).

Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной влас­ти в области

охраны атмосферного воздуха совместно с другими федераль­ными органами

исполнительной власти осуществляет организацию регист­рационных испытаний

вредных веществ и потенциально опасных веществ и их государственную

регистрацию в соответствии с полйж^нием, утвержден­ным постановлением

Правительства РФ.

В каком порядке осуществляется выброс вредных веществ в атмосферный воздух?

Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу стационарным ис­точником

допускается на основании разрешения, выданного территориаль­ным органом

специально уполномоченного федерального органа исполни­тельной власти в

области охраны атмосферного воздуха. В таком разрешении устанавливаются

предельно допустимые выбросы и другие условия, обеспечи­вающие охрану

атмосферного воздуха.

Порядок выдачи разрешений на выбросы вредных веществ в атмосфер­ный воздух

при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств определяется

специально уполномоченным федеральным органом исполни­тельной власти в

области охраны атмосферного воздуха.

В целях предупреждения вредного воздействия на окружающую природ­ную среду,

здоровье человека, его генетический фонд установлено, что стан­дарты на новую

технику, новые технологии, материалы, вещества и другую продукцию, которые

могут оказать такое воздействие, должны содержать требования охраны

атмосферного воздуха. Запрещается внедрение новой техники, технологий,

материалов, веществ и другой продукции, а также применение технологического

оборудования и других технических средств, если они не отвечают установленным

законодательством требованиям охра­ны атмосферного воздуха. Производство и

использование топлива на терри­тории Российской Федерации допускается только

при наличии сертифика­тов, подтверждающих соответствие требованиям охраны

атмосферного воздуха. Запрещен также выброс в атмосферный воздух веществ,

степень опасности которых для жизни и здоровья человека и для окружающей

при­родной среды не установлена.

Что такое «трансграничное загрязнение атмосферного воздуха»?

Таковым считается загрязнение атмосферного воздуха в результате пере­носа

вредных (загрязняющих) веществ, источник которых расположен на территории

иностранного государства.

В целях уменьшения такого загрязнения источниками выбросов вредных веществ,

расположенными на территории Российской Федерации, РФ обес­печивает

проведение мероприятий по уменьшению таких выбросов, а также осуществляет

иные меры в соответствии с ее международными обязательст­вами в области

охраны атмосферного воздуха.

Какие иные виды физического воздействия на атмосферу регулируются действующим

законодательством?

Законом «Об охране окружающей природной среды» (ст. 28) предусмот­рено, что

нормативы предельно допустимых уровней (ПДУ) шума, вибраций, магнитных полей

и иных вредных физических воздействий устанавливаются на уровне,

обеспечивающем сохранение здоровья и трудоспособности людей, охрану

растительного и животного мира, благоприятную для жизни окружа­ющую природную

среду. Такие нормативы утверждаются специально упол­номоченными на то

государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей

природной среды, санитарно-эпидемиологиче-ского надзора.

Что такое озоновый слой Земли и каковы меры его правовой охраны?

Озоновый слой Земли —' это верхний слой атмосферы, расположенный на высоте 7-

8 км (на полюсах) и 17-18 км (на экваторе). Это тончайший слой атмосферы,

всего около 3 мм, выполняющий, однако, важнейшую роль в обеспечении

жизнедеятельности на нашей планете. Он защищает ее от ультрафиолетового

излучения, пагубно влияющего на все живое на Земле. Большое значение озоновый

слой имеет и для поддержания температурного баланса на Земле. Борьба с

глобальным потеплением, происходящим в на­стоящее время в результате

антропогенной деятельности, - насущная зада­ча всех стран, особенно

промышленно развитых, в том числе и России.

Озоновый слой является, согласно действующему законодательству, од­ним из

важных природных объектов, подлежащих правовой охране. Он на­зван в Законе

«Об охране окружающей природной среды» (ст. 4) в числе природных объектов,

подлежащих охране от загрязнения, повреждения, ис­тощения, разрушения.

Статья 56 Закона специально посвящена охране озонового слоя Земли. В ней

предусмотрены следующие мероприятия по охране окружающей при­родной среды от

экологически опасных изменений озонового слоя Земли:

— организация наблюдения, учета и контроля изменения состояния кли­мата,

озонового слоя под влиянием хозяйственной деятельности и иных процессов;

- установление и соблюдение нормативов предельно допустимых выбро­сов вредных

веществ, воздействующих на состояние климата и озонового слоя;

- регулирование производства и использования в быту химических ве­ществ,

разрушающих озоновый слой;

— применение мер ответственности за нарушение указанных требований.

Обязанность по охране озонового слоя Земли предусматривается не толь­ко

российским законодательством, но и международными соглашениями. Одним из

важнейших среди них является Монреальский протокол 1987 года, в соответствии

с которым устанавливается контроль за производством и ис­пользованием фреонов

и хлор- и фторуглеводородов, пагубно влияющих на состояние озонового слоя. -

''• *••'••'

В соответствии с международными соглашениями, говорится в ст. 56 За­кона «Об

охране окружающей природной среды», министерства и ведомст­ва, предприятия,

учреждения, организации обязаны сократить и в последу­ющем полностью

прекратить производство и использование химических веществ, вредно

воздействующих на озоновый слой. Список химических ве­ществ и отходов

производства, оказывающих вредное воздействие на состо­яние озонового слоя

Земли, устанавливается специально уполномоченными на то государственными

органами Российской Федерации в области охраны | окружающей природной среды и

сообщается всем министерствам, ведомст-Цвам, предприятиям и организациям.

Нарушение установленного порядка ^Производства или использования химических

веществ, вредно воздействую-

щих на озоновый слой, влечет за собой приостановление либо прекращение

деятельности предприятий, учреждений, организаций или отдельных цехов,

агрегатов, технологических процессов, оборудования по предписанию спе­циально

уполномоченных на то государственных органов Российской Феде­рации в области

охраны окружающей природной среды.

В целях обеспечения выполнения обязательств Российской Федерации по Венской

конвенции об охране озонового слоя 1985 года и Монреальско­му протоколу по

веществам, разрушающим озоновый слой, 1987 года Поста­новлением Правительства

РФ от 5 мая 1999 г. «Об усилении мер государст­венного регулирования

производства и потребления озоноразрушающих веществ в Российской Федерации»

установлено, что с 1 августа 1999 года производство на территории России

озоноразрушающих веществ, указанных в специальных списках, осуществляется по

квотам, определяемым Государ­ственным комитетом РФ по охране окружающей среды

совместно с Мини­стерством экономики РФ исходя из расчетных ставок, сроков и

других тре­бований Монреальского протокола. Кроме того, запрещено с 1 июля

2000 г. создание на территории Российской Федерации новых мощностей по

произ­водству озоноразрушающих веществ, а также предложено заинтересован­ным

федеральным органам исполнительной власти в двухмесячный срок разработать с

учетом действующих нормативных правовых актов в этой об­ласти комплекс мер по

поэтапному сокращению производства и потребле­ния озоноразрушающих веществ в

Российской Федерации в 1999-2000 го­дах, предусмотрев организацию системы

сбора, хранения, регенерации и утилизации озоноразрушающих веществ,

производство и потребление кото­рых регулируется в соответствии с

Монреальским протоколом.

Загрязнение атмосферного воздуха автомототранспортом

Большую опасность для атмосферного воздуха и окружающей природой среды

представляет автомототранспорт. Идущая быстрыми темпами автомо­билизация

страны, возрастание числа автомотосредств как в общественном, так и в личном

пользовании приносит существенный вред состоянию атмо­сферного воздуха,

особенно в крупных городских поселениях. Поэтому од­ной из важных задач

природоохранных прокуратур, экологической мили­ции, органов, Государственной

инспекции по безопасности дорожного движения является строгий контроль за

соответствием содержания за­грязняющих веществе выбросах автомототранспортных

средств установ­ленным нормативам.

Какие органы осуществляют государственный контроль за охраной атмосферного

воздуха и каковы их полномочия?

Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха, согласно

действующему законодательству, осуществляют Министерство природных ресурсов

Российской Федерации и его территориальные органы. Согласно Положению о

государственном контроле за охраной атмосферного воздуха, утвержденного

Постановлением Правительства Российской Федерации от

15 января 2001 г. № 311, он направлен на обеспечение соблюдения юридиче­скими

и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации в

области охраны атмосферного воздуха в целях улучшения его качества и

предотвращения вредного воздействия на здоровье человека и ок-. ружающую

природную среду.

Право осуществления государственного контроля за охраной атмосфер­ного

воздуха имеют должностные лица Министерства природных ресурсов Российской

Федерации и его территориальных органов - государственные инспектора по

охране природы.

Положением определены функции и компетенция Министерства при­родных ресурсов

РФ и его территориальных органов при осуществлении ими государственного

контроля в данной области. Так, согласно пункту 4 Положения они обеспечивают

контроль за:

- соблюдением стандартов, нормативов, правил и иных требований ох­раны

атмосферного воздуха (в том числе проведение производственного контроля за

охраной атмосферного воздуха), а также установленных норма­тивов выброса

вредных веществ в атмосферный воздух и временно согласо­ванных выбросов,

предельно допустимых нормативов вредных физических воздействий на атмосферный

воздух и других условий, установленных соот­ветствующими разрешениями;

- выполнением программ и мероприятий по охране атмосферного воз­духа;

- осуществлением мер в соответствии с международными обязательства­ми

Российской Федерации;

- выполнением заключений государственной экологической экспертизы;

- проведением инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) ве­ществ в

атмосферный воздух и разработкой предельно допустимых выбросов и предельно

допустимых нормативов вредных физических воздействий на атмосферный воздух;

- внедрением малоотходных и безотходных технологий в целях сниже­ния уровня

загрязнения атмосферного воздуха;

- наличием предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха сооружений,

оборудования, предназначенных для очистки и контроля вы­бросов вредных

веществ в атмосферный воздух, а также за соблюдением ус­тановленных правил их

эксплуатации;

- выполнением предписаний государственных инспекторов по охране природы,

осуществляющих государственный контроль за охраной атмо­сферного воздуха, об

устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации в

области охраны атмосферного воздуха;

- соответствием новых технологий, техники, материалов, веществ и дру­гой

продукции, а также технологического оборудования и других техничес­ких

средств установленным требованиям охраны атмосферного воздуха и др.

' СЗ РФ. 2001. №4. Ст. 293.

Министерство природных ресурсов РФ и его территориальные органы

взаимодействуют с другими заинтересованными федеральными органами

исполнительной власти и их территориальными органами, органами

испол­нительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного

са­моуправления, общественными и другими организациями и гражданами.

Указанным Положением (п. 6) определены конкретные органы, во взаимо­действии

с которыми Министерство природных ресурсов РФ и его террито­риальные органы

осуществляют государственный контроль за охраной атмо­сферного воздуха.

Таковыми являются:

- Министерство здравоохранения Российской Федерации - по вопросам соблюдения

нормативов качества атмосферного воздуха, требований его ох­раны от

загрязнения при строительстве, вводе в эксплуатацию новых и ре­конструируемых

предприятий, сооружений и других объектов, влияющих на качество атмосферного

воздуха; нормативов вредных физических воздейст­вий; выполнения федеральных

целевых программ и программ субъектов Российской Федерации по охране

атмосферного воздуха;

- Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу ок­ружающей

среды - по вопросам использования данных о фоновом уровне загрязнения

атмосферного воздуха и прогноза изменения его качества при установлении

предельно допустимых и временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих)

веществ в атмосферный воздух; проведения на­блюдения за загрязнением

атмосферного воздуха в ходе производственного контроля за охраной

атмосферного воздуха; обеспечения информирования государственных органов

надзора и контроля об аварийных выбросах, вы­звавших загрязнение атмосферного

воздуха, которое может угрожать или уг­рожает жизни и здоровью людей либо

нанесло вред их здоровью или окру­жающей природной среде; регулирования

выбросов вредных веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных

метеорологических усло­вий; контроля за действиями, направленными на

изменение состояния ат­мосферного воздуха и атмосферных явлений.

Взаимодействие Министерства природных ресурсов Российской Федера­ции с

Министерством здравоохранения РФ, Федеральной службой по гид­рометеорологии и

мониторингу окружающей среды и другими федеральны­ми органами исполнительной

власти осуществляется на основании соглашений, заключенных между ними.

Определены Положением о государственном контроле за охраной атмосферного

воздуха и права государственных инспекторов по охране при­роды,

осуществляющих государственный контроль за охраной атмосферно­го воздуха.

Они, в частности, имеют право:

- беспрепятственно при предъявлении служебного удостоверения уста­новленного

образца посещать объекты хозяйственной и иной деятельности (независимо от их

ведомственной принадлежности и организационно-пра­вовой формы), на которых

имеются источники выбросов вредных (загрязня­ющих) веществ в атмосферный

воздух и источники вредных физических воздействий на атмосферный воздух, в

установленном для их посещения по-

; рядке, знакомиться с документами, данными лабораторных анализов, ины-; ми

материалами, необходимыми для осуществления государственного кон-'•'•• троля

за охраной атмосферного воздуха;

- проверять соблюдение нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в

атмосферный воздух;

- определять размеры вреда, причиненного окружающей природной среде в

результате загрязнения атмосферного воздуха;

- вносить предложения о проведении экологического аудита объектов

хозяйственной и иной деятельности;

- проводить измерения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в ат­мосферный

воздух стационарными и передвижными источниками, в том числе автомобильным

транспортом;

- привлекать в установленном порядке научно-исследовательские, про-ектно-

изыскательские и другие организации для проведения соответствую­щих работ,

анализов, выполнения измерений и выдачи заключений;

- направлять в правоохранительные органы материалы о нарушениях

за­конодательства РФ в области охраны атмосферного воздуха для решения

во­просов о привлечении к ответственности лиц, виновных в указанных

нару­шениях;

- давать предписания, обязательные для физических и юридических лиц, об

устранении нарушений законодательства Российской Федерации в области охраны

атмосферного воздуха;

- привлекать к административной ответственности граждан, юридичес-' ких и

должностных лиц, виновных в нарушении законодательства РФ в об-I ласти охраны

атмосферного воздуха;

I. - предъявлять иски физическим и юридическим лицам в соответствии с I

действующим законодательством и др. (подробнее о правах государственных !

инспекторов по охране природы в данной области см: пункт 7 Положения о I

государственном контроле за охраной атмосферного воздуха).

I;

Какова ответственность за нарушение требований нормативов предельно

допустимых концентраций и выбросов вредных веществ в окружающую природную

среду?

Законом «Об охране окружающей природной среды» (ст. 25) предусмотре­но, что

при нарушении требований нормативов качества окружающей природ­ной среды

выброс, сброс веществ или иные виды воздействия на окружающую природную среду

могут быть офаничены, приостановлены или прекращены по предписанию

уполномоченных на то государственных органов Российской Фе-Шерации в области

охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидеми-,алогического надзора.

Виновные в этом физические и юридические лица несут {Установленную законом

юридическую ответственность.

Тема 16

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ НЕДР

Что понимается в действующем законодательстве под недрами?

Согласно Закону Российской Федерации от 21.02.92 № 2395-1 «О недрах» (в

редакции Фе­деральных законов от 25.12.92, от 26.06.92, от 03.03.95, от

02.01.2000) недрами является часть земной коры, расположенная ниже почвенного

слоя, а при его отсутствии — ниже земной по­верхности и дна водоемов и

водотоков, прости­рающаяся до глубин, доступных для геологичес­кого изучения

и освоения.

Какое состав законодательства РФ о недрах?

Законодательство Российской Федерации о недрах, основывающееся на Конституции

РФ, состоит из Закона РФ «О недрах» (с последую­щими изменениями и

дополнениями) и прини­маемых в соответствии с ним федеральных за­конов и иных

нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов

субъектов Российской Федерации.

Органы местного самоуправления вправе осуществлять регулирование отношений

недро-пользования в пределах предоставленных им действующим законодательством

полномочий.

Как решаются вопросы собственности

на недра в действующем законодательстве?

Недра в пределах территории Российской Федерации, включая подземное

пространство и

содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ре­сурсы,

являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и

распоряжения недрами находятся в совместном ведении Рос­сийской Федерации и

ее субъектов.

Особо оговорено в Законе «О недрах», что участки недр не могут быть предметом

купли-продажи, дарения, наследования, вклада, залога или от­чуждения в иной

форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного

лица к другому в той мере, в какой их оборот допуска­ется федеральными

законами. Добытые же из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям

лицензии могут находиться в федеральной госу­дарственной собственности,

собственности субъектов Российской Федера­ции, муниципальной, частной и иных

формах собственности.

Что понимается под государственным фондом недр?

Государственный фонд недр - это используемые участки, представляю­щие собой

геометризованные блоки недр, и неиспользуемые части недр в пределах

территории Российской Федерации и ее континентального шель­фа. Владение,

пользование и распоряжение этими недрами осуществляется совместно Российской

Федерацией и ее субъектами, как гласит Закон, в ин­тересах народов,

прожинающих на соответствующих территориях, и всех на­родов Российской

Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти

субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий ут­верждают

государственные программы геологического изучения недр, вос­производства

минерально-сырьевой базы и рационального использования недр, по представлению

федерального органа управления государственным фондом недр и под контролем

органов представительной власти решают во­просы недропользования, охраны недр

и окружающей природной среды.

Что относится к участкам недр федерального значения?

Отдельные участки недр, в том числе содержащие месторождения полез­ных

ископаемых, обеспечивающие государственные потребности Россий­ской Федерации

стратегическими и дефицитными видами ресурсов недр, на­личие которых влияет

на национальную безопасность Российской Федерации, основы ее суверенитета, а

также выполнение обязательств по международным договорам Российской

Федерации, могут получить статус объектов федерального значения на основании

совместных решений феде­ральных органов государственной власти и органов

государственной власти ее субъектов. Часть месторождений федерального

значения включается в фе­деральный фонд резервных месторождений.

Какова компетенция органов государственной власти РФ в регулировании

отношений недропользования?

К компетенции органов государственной власти РФ в сфере регулирова­ния

отношений недропользования относятся:

- разработка и совершенствование законодательства РФ о недрах;

.- определение и реализация федеральной политики недропользования,

определение стратегии использования, темпов воспроизводства, дальнейше­го

расширения и качественного улучшения минерально-сырьевой базы пу­тем

разработки и реализации федеральных программ;

- установление общего порядка пользования недрами и их охраны, раз­работка

соответствующих стандартов (норм, правил), в том числе классифи­кации запасов

и прогнозных ресурсов полезных ископаемых;

- создание и ведение единой системы федерального и территориальных фондов

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


© 2007
Использовании материалов
запрещено.