РУБРИКИ

Шпора: Крутая шпора

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Шпора: Крутая шпора

лимитируются определенной частью заработка, тогда как имущественная

ответственность по ГК РФ характеризуется возме­щением обычно в полном объеме,

включая упущенную выгоду.

Статьей 118 КЗоТ предусматривается, что при определении ущерба, при­чиненного

рабочими и служащими при исполнении ими трудовых обязанно­стей, учитывается

только прямой ущерб, а неполученные доходы (т.е. упу­щенная выгода) не

учитываются. Не допускается возложение на рабочего или служащего

ответственности за такой ущерб, который может быть отнесен к категории

нормального производственного риска. При этом на администра­цию предприятия,

учреждения, организации возлагается обязанность создать рабочим и служащим

условия, необходимые для нормальной работы и обес­печения полной сохранности

вверенного им имущества.

Рабочий или служащий, причинивший ущерб предприятию, учрежде­нию,

организации, может добровольно возместить его полностью или час­тично. С

согласия администрации он вправе передать для возмещения ущер­ба равноценное

имущество или исправить повреждение.

По действующему законодательству рабочие и служащие несут материаль­ную

ответственность в размере действительного ущерба, но не свыше среднего

месячного заработка. Случаи полного возмещения ущерба предусмотрены стать­ей

121 КЗоТ:

- когда ущерб причинен преступными действиями работника, установ­ленными

приговором суда;

- когда в соответствии с законодательством на работника возлагается полная

материальная ответственность;

- когда между работником и администрацией заключен договор о пол­ной

материальной ответственности за необеспечение сохранности имущест­ва и других

ценностей, переданных ему для хранения или других целей;

- когда ущерб причинен не при исполнении трудовых обязанностей;

- когда ущерб причинен работником, находившимся в нетрезвом состо­янии, и др.

Что понимается под гражданско-правовой ответственностью за экологические

правонарушения?

Гражданско-правовая ответственность за экологические правонаруше­ния - это

имущественная ответственность граждан и юридических лиц за вред, причиненный

окружающей природной среде, здоровью и имуществу граждан и иных субъектов

загрязнением окружающей среды, порчей, унич­тожением, повреждением,

нерациональным использованием природных ре­сурсов, разрушением естественных

экологических систем и другими эколо­гическими правонарушениями. Такая

ответственность устанавливается в соответствии в основном с нормами,

содержащимися в гражданском и эко­логическом законодательстве. Возмещению

вреда, причиненного экологи­ческим правонарушением, посвящен самостоятельный

раздел Закона «Об охране окружающей природной среды» (раздел XIV), в ст. 86

которого предусмотрено, что причинившие такой вред предприятия, учреждения,

ор­ганизации и граждане обязаны возместить его в полном объеме в

соответст­вии с действующим законодательством. Согласно гражданскому

законода­тельству имущественная ответственность за противоправное причинение

вреда состоит в полном возмещении нанесенного ущерба, включая упущен­ную

выгоду.

Возмещение вреда, причиненного окружающей природной среде в ре­зультате

экологического правонарушения, говорится в ст. 87 Закона «Об ох­ране

окружающей природной среды», производится добровольно либо по решению суда

или арбитражного суда в соответствии с утвержденными в ус­тановленном порядке

таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии - по

фактическим затратам на восстановление нару-'.. шейного состояния окружающей

природной среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Сумма ущерба, взыскиваемая по решению суда или арбитражного суда, возмещается

потерпевшей стороне (гражданину, предприятию, учреждению, организации) для

принятия мер по восстановлению потерь в окружающей природной среде либо

перечисля­ется в государственный экологический фонд, если природный объект,

кото­рому причинен вред, находится в общем пользовании. При наличии не-

скольких причинителей вреда взыскание производится в соответствии с до­лей

каждого в причинении вреда. С согласия сторон по решению суда или

арбитражного суда вред может быть возмещен в натуре путем возложения на

ответчика обязанности по восстановлению окружающей природной среды за счет

его сил и средств.

Особый порядок предусмотрен для имущественной ответственности за вред,

причиненный источником повышенной опасности. Статьей 1064 ГК РФ применительно

ко всякому вреду, причиненному личности или имуществу граждан, а также вреду,

причиненному имуществу юридического лица, опре­делено, что такой вред

подлежит возмещению в полном объеме лицом, его причинившим. Лицо, причинившее

вред, освобождается от ответственности, если докажет, что вред причинен не по

его вине. Однако законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при

отсутствии вины причинителя. Так, ст. 1079 ГК РФ устанавливает, что

юридические лица и граждане, деятель­ность которых связана с повышенной

опасностью для окружающих (исполь­зование транспортных средств, механизмов,

электрической энергии, взрывча­тых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.;

осуществление строительной и иной связанной с нею деятельности и др.),

обязаны возместить вред, если не докажут, что вред возник вследствие

непреодолимой силы или умысла потер­певшего. Владелец источника повышенной

опасности может быть освобож­ден от ответственности полностью или частично по

основаниям, предусмот­ренным ГК РФ (при грубой неосторожности потерпевшего, а

также с учетом имущественного положения гражданина — причинителя вреда), за

исключе­нием случаев, когда вред причинен действиями, совершенными умышленно.

Какова административная ответственность за экологические правонарушения?

Кодекс РСФСР об административных правонарушениях (ст. 24) предус­матривает за

совершение административных правонарушений следующие виды административных

взысканий:

предупреждение;

штраф;

возмездное .изъятие предмета, явившегося орудием совершения или

не­посредственным рбъектом административного правонарушения;

конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосред­ственным

объектом административного правонарушения;

лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права

управления транспортным средством, права охоты);

исправительные работы;

административный арест.

При этом предусмотрено (ст. 25 КоАП), что возмездное изъятие и конфис­кация

предметов, имеющих большое значение в сфере охраны окружающей природной

среды, особенно дикой фауны, могут применяться в качестве ос­новных и

дополнительных административных взысканий, тогда как другие ад­министративные

взыскания могут применяться только в качестве основных.

: • • За одно административное правонарушение может быть наложено ос-:

новное либо основное и дополнительное взыскание. При наложении

адми­нистративного взыскания учитываются характер совершенного

правонару­шения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное

положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

В Законе «Об охране окружающей природной среды» предусмотрены следующие виды

экологических правонарушений, влекущих администра­тивную ответственность:

несоблюдение стандартов, норм и иных нормативов качества окружаю­щей

природной среды;

невыполнение обязанностей по проведению государственной экологиче­ской

экспертизы, несоблюдение требований, содержащихся в заключении экологической

экспертизы, а также предоставление заведомо неправильных и необоснованных

экспертных заключений;

нарушение экологических требований при планировании, технико-эко­номическом

обосновании, проектировании, размещении, строительстве, ре­конструкции, вводе

в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооруже­ний, технологических линий

и иных объектов;

загрязнение окружающей природной среды и причинение вследствие этого вреда

здоровью человека, растительному и животному миру, имущест­ву граждан и

юридических лиц;

порча, повреждение природных объектов, в том числе памятников при­роды,

истощение и разрушение природно-заповедных комплексов и естест­венных

экологических систем;

нарушение установленного порядка или правил добывания, сбора, заго­товки,

продажи, скупки, приобретения, обмена, пересылки, ввоза и вывоза за границу

объектов растительного и животного мира, их продуктов, а так­же ботанических,

зоологических и минералогических коллекций;

невыполнение обязательных мер по восстановлению нарушенной окру­жающей

природной среды и воспроизводству природных ресурсов;

неподчинение предписаниям органов, осуществляющих государственный

экологический контроль;

нарушение экологических требований по обезвреживанию, переработке,

утилизации, складированию или захоронению производственных и бытовых отходов;

несоблюдение экологических требований при использовании в народ­ном хозяйстве

и захоронении радиоактивных материалов, химических и иных вредных веществ;

превышение установленных уровней радиационного воздействия и др.

Административным правонарушениям в области охраны окружающей природной среды

и ответственности за их совершение посвящена специаль­ная глава (гл. 7)

Кодекса об административных правонарушениях.

Какая существует уголовная ответственность за нарушения экологического

законодательства?

Уголовная ответственность за нарушения экологического законодатель­ства может

быть установлена только в случаях, прямо предусмотренных Уго­ловным кодексом

Российской Федерации. Новые законы, предусматриваю­щие уголовную

ответственность, подлежат включению в УК РФ.

Экологическим преступлением признается совершенное общественно опасное

деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания. Таковыми

являются:

- нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ;

- нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов;

- нарушение правил безопасности при обращении с микробиологичес­кими либо

другими биологическими агентами или токсинами;

- нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с

болезнями и вредителями растений;

- загрязнение вод;

- загрязнение морской среды;

- нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и

об исключительной экологической зоне Российской Федерации;

- порча земли;

- нарушение правил охраны и использования недр;

- незаконная добыча водных животных и растений;

- нарушение правил охраны рыбных запасов;

- незаконная охота;

- другие общественно опасные деяния, предусмотренные главой 26 «Экологические

преступления».

За совершение указанных общественно опасных деяний У К РФ установ­лены те или

иные виды уголовной ответственности:

- нарушение правил охраны окружающей среды при проектирова­нии, размещении,

строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации про­мышленных,

сельскохозяйственных, научных и иных объектов лицами, от­ветственными за

соблюдение этих правил, если это повлекло существенное изменение

радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель

животных либо иные тяжкие последствия, - наказывается лишением свободы на

срок до пяти лет с лишением права занимать опреде­ленные должности или

заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового

(ст. 246);

- загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод,

источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природ­ных свойств,

если эти деяния повлекли причинение существенного вреда животному или

растительному миру, рыбным запасам, лесному или сель­скому хозяйству, -

наказываются штрафом в размере от ста до двухсот ми­нимальных размеров оплаты

труда или в размере заработной платы или ино-

unm nn IIRVY месяцев, либо лишением

„„ „„ „„„„„„

права занимать определенные должности или заниматься определенной де-''•'

ятельностью на срок до пяти лет, либо исправительными работами на срок до

одного года, либо арестом на срок до трех месяцев (ч. 1 ст. 250 УК РФ);

- те же действия, повлекшие причинение вреда здоровью человека или массовую

гибель животных, а равно совершенные на территории заповедни­ка или заказника

либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвы­чайной экологической

ситуации, •- наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных

размеров оплаты труда или в размере зара­ботной платы или иного дохода

осужденного за период от двух до пяти ме­сяцев, либо исправительными работами

на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет

(ч. 2 ст. 250);

- те же действия, повлекшие по неосторожности смерть человека, -

нака­зываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет (ч. 3 ст. 250 УК

РФ).

Изучая данную тему, следует иметь в виду, что в новом Уголовном ко­дексе

Российской Федерации предусмотрен ряд общественно опасных дей­ствий, так или

иначе касающихся охраны окружающей природной среды, содержащихся в других

главах У К.

Так, в статье 215 У К предусмотрена уголовная ответственность за нару­шение

правил безопасности при размещении, проектировании, строитель­стве и

эксплуатации объектов атомной энергетики, если это могло повлечь смерть

человека или радиоактивное заражение окружающей среды. Такие действия

наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минималь­ных размеров

оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохо­да осужденного за

период от двух до пяти месяцев, либо ограничением сво­боды на срок до трех

лет, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать

определенные должности или заниматься опреде­ленной деятельностью на срок до

трех лет или без такового.

Те же действия, повлекшие по неосторожности смерть человека, радио­активное

заражение окружающей среды или иные тяжкие последствия, на­казываются

лишением свободы на срок от четырех до десяти лет с лишени­ем права занимать

определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до

трех лет или без такового.

Статьей 237 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за сокры­тие или

искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создаю­щих опасность

для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, совершенные лицом,

обязанным обеспечивать население такой информаци­ей. Такие действия

наказываются штрафом в размере от пятисот до семисот минимальных размеров

оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за

период от пяти до семи месяцев, либо лише­нием свободы на срок до двух лет с

лишением права занимать определен­ные должности или заниматься определенной

деятельностью на срок до трех лет или без такового. Те же действия,

совершенные лицом, занимающим го­сударственную должность Российской Федерации

или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой

органа местного самоуправления либо если в результате таких действий причинен

вред здо-

ровью человека или наступили иные тяжкие последствия, наказываются штрафом в

размере от семисот до одной тысячи минимальных размеров оп­латы труда или в

размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи

месяцев до одного года либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением

права занимать определенные должности или зани­маться определенной

деятельностью на срок до трех лет или без такового.

В статье 243 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за уничто­жение

или повреждение памятников истории, культуры, природных ком­плексов или

объектов, взятых под охрану государства, а также предметов или документов,

имеющих историческую или культурную ценность. Такие действия наказываются

штрафом в размере от двухсот до пятисот минималь­ных размеров оплаты труда

или в размере заработной платы или иного дохо­да осужденного за период от

двух до пяти месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет. Те же

действия, совершенные в отношении особо цен­ных объектов или памятников

общероссийского значения, наказываются штрафом в размере от семисот до одной

тысячи минимальных размеров оп­латы труда или в размере заработной платы или

иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года либо

лишением свободы на срок до пяти лет.

В У К РФ 1996 года введен и такой состав преступных действий, как эко­цид,

т.е. массовое уничтожение растительного или животного мира, отравле­ние

атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных

вызвать экологическую катастрофу. Такие дейстпия наказывают­ся лишением

свободы на срок от двенадцати до двадцати лет.

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

Тема 13

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬ

Каковы особенности земли как природного объекта и ее экологической роли?

Земля является особо важным природным объектом, обладающим своей спецификой и

оказывающим влияние и на другие природные объекты. Она и пространственный

базис всякой деятельности, и главное средство производства в сельском и

лесном хозяйстве. Она обладает та­кими уникальными свойствами, как

ограничен­ность, неперемещаемость, незаменимость и др. Для земли как особо

ценного природного объек­та характерна и такая особенность, как способ­ность

при рациональном ее использовании не только восстанавливать свою

производительную силу, но и увеличивать ее. Такое главнейшее свойство земли,

особенно земли сельскохозяйст­венного назначения, как плодородие, при

уме­лом, научно обоснованном ее использовании не уменьшается, а, наоборот,

всемерно возрастает, что позволяет обеспечивать растущее население

продовольствием, а промышленность — сельско­хозяйственным сырьем.

С землей как природным объектом органиче­ски связаны и другие компоненты

окружающей природной среды - недра, воды, леса, животный и растительный мир,

немыслимые вне земли и

без земли. Все это свидетельствует об исключительной важности земли как

особого экологического объекта, и о том, что отношения по поводу его

ис­пользования нуждаются в особом правовом регулировании и изучении.

При изучении данной темы следует также иметь в виду, что в норматив­ных

актах, в литературе и хозяйственной практике различают такие органи­чески

связанные понятия, как «земля» и «почва». Если понятие «земля» ох­ватывает ее

как целостный природный объект, то термин «почва» означает лишь ее

поверхностный слой. Оба этих понятия земли имеют определенное правовое

значение в качестве самостоятельных объектов правового регули­рования. Так,

говоря о таком важнейшем свойстве земли, как плодородие, имеют в виду именно

ее поверхностный слой - почву, а не землю в целом, и тем более не ее недра.

Именно исходя из особой значимости охраны почв и повышения их плодородия,

разработана и утверждена особая программа «Повышение плодородия почв России»

(«Плодородие») на 1992-1995 годы и на период до 2000 года, государственным

заказчиком которой является Ми­нистерство сельского хозяйства и

продовольствия Российской Федерации.

Каковы цели и задачи охраны земель?

Охрана земель, представляющая собой систему правовых, организаци­онных,

экономических и других мероприятий, направленных на их рацио­нальное

использование, предотвращение необоснованных изъятий земель из

сельскохозяйственного оборота, защиту от вредных воздействий, а также на

восстановление продуктивности земель, на воспроизводство и повыше­ние

плодородия почв, имеет цели:

- предотвратить деградацию и нарушение земель, другие неблагоприят­ные

последствия хозяйственной деятельности путем стимулирования при­родоохранных

технологий производства, введения компенсационных вы­плат собственникам

земли, землевладельцам, землепользователям и арендаторам за ухудшение

качества их земель, если это вызвано хозяйствен­ной деятельностью других

собственников земли, землевладельцев, земле­пользователей и арендаторов

независимо от состояния земель и экологичес­кой обстановки в целом;

- обеспечить улучшение и восстановление земель, подвергшихся дегра­дации или

нарушению;

- создать механизм учета и проверки экологического состояния земель, а также

обеспечить собственников земли, земледельцев, землепользователей и

арендаторов экологическими нормативами режимов оптимального ис­пользования

земельных участков.

Каково содержание охраны земель?

Охрана земель включает:

- рациональную организацию территории;

- восстановление и повышение плодородия почв, а также других полез­ных

свойств земли;

- защиту земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления,

забо­лачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения

от­ходами производства, химическими и радиоактивными веществами, от дру­гих

процессов разрушения;

- защиту от заражения сельскохозяйственных угодий и других земель

ка­рантинными вредителями и болезнями растений, зарастания сорняками,

ку­старниками и мелколесьем, от других процессов, ухудшающих культуртех-

ническое состояние земель;

- рекультивацию нарушенных земель, восстановление их плодородия и других

полезных свойств земли и своевременное вовлечение в хозяйствен­ный оборот;

- снятие, использование и сохранение плодородного слоя почвы при проведении

работ, связанных с нарушением земель.

При невозможности в ближайшее время восстановить плодородие почв

деградированных сельскохозяйственных угодий, земель, загрязненных

хи­мическими и радиоактивными веществами свыше нормы допустимой

кон­центрации, а также зараженных карантинными вредителями и болезнями

растений, осуществляется консервация земель в порядке, устанавливаемом |

Правительством Российской Федерации.

| Что такое мелиорация земель и каковы ее типы?

|j Как предусмотрено ст. 2 Федерального закона от 10 января 1996 г. «О ме-

|; лиорации земель», мелиорация земель - это коренное улучшение их путем

| проведения гидротехнических, культуртехнических, химических, противо-

| эрозионных, агролесомелиоративных, агротехнических и других мелиора-

| тивных мероприятий.

| В зависимости от характера мелиоративных мероприятий различают сле-

f • дующие типы мелиорации земель:

I гидромелиорация;

I агролесомелиорация;

1 культуртехническая мелиорация;

J: химическая мелиорация.

| При этом, как предусмотрено Законом, в составе отдельных типов мели-

| орации земель устанавливаются отдельные их виды.

э Гидромелиорация земель состоит в проведении комплекса мелиоратив-

): ных мероприятий, обеспечивающих коренное улучшение заболоченных, из-

•v лишне увлажненных, засушливых, эродированных, смытых и других земель,

| состояние которых зависит от воздействия воды.

| Агролесомелиорация земель - это комплекс мелиоративных мероприя-

; . тий, направленных на коренное улучшение земель посредством использова-

">. ния почвозащитных, водорегулирующих и иных свойств лесных насажде-

У ний. К этому типу мелиорации относятся такие ее виды: противоэрозийная,

f полезащитная, пастбищезащитная.

| Культуртехническая мелиорация земель определяется в Законе как про-

•<| ведение комплекса «мелиоративных мероприятий по коренному улучшению

земель», что едва ли можно признать удачным, поскольку это может быть

от­несено и к любому другому типу мелиорации. Более показательно в этой связи

подразделение данного типа мелиорации на отдельные ее виды. Тако­выми

признаются Законом расчистка мелиорируемых земель от древесной и травянистой

растительности, кочек, пней, мха; расчистка таких земель от камней и иных

предметов; мелиоративная обработка солонцов, рыхление, пескование,

глинование, землевание, плантаж и первичная обработка поч­вы; проведение иных

культуртехнических работ.

Под химической мелиорацией земель понимается проведение комплекса

мелиоративных мероприятий по улучшению химических и физических свойств почв.

Такая мелиорация включает в себя известкование почв, фос-форитование и

гипсование их.

Каковы полномочия Российской Федерации и ее субъектов в области мелиорации

земель? К. полномочиям Российской Федерации отнесено:

- определение государственной политики в данной области;

- разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных пра­вовых

актов в области мелиорации земель и контроль за их соблюдением;

- владение, пользование, распоряжение и управление отнесенными к федеральной

собственности государственными мелиоративными системами и отдельно

расположенными гидротехническими сооружениями;

- финансирование мелиорации земель, обеспечиваемой отнесенными к федеральной

собственности государственными мелиоративными системами и отдельно

расположенными гидротехническими сооружениями;

- создание в установленном порядке специально уполномоченных госу­дарственных

органов в области мелиорации земель;

- утверждение и реализация федеральных программ в данной области;

- утверждение стандартов, норм и правил в области мелиорации земель и

контроль за их выполнением;

~ установление для субъектов РФ лимитов забора воды из каналов,

во­дохранилищ, с помощью которых осуществляется межрегиональное водора-

спределение;

- разрешение споров между субъектами РФ об использовании отнесен­ных к

федеральной собственности государственных мелиоративных систем, и отдельно

расположенных гидротехнических сооружений;

- проведение единой научно-технической политики в области мелиора­ции земель;

- иные полномочия, определенные Конституцией РФ и федеральными законами.

К полномочиям субъектов РФ отнесено:

- владение, пользование, распоряжение и управление отнесенными к их

собственности государственными мелиоративными системами и отдельно

расположенными гидротехническими сооружениями;

- разработка и принятие в соответствии с федеральными законами зако­нов и

иных нормативных правовых актов в данной области;

- финансирование мелиорации земель, обеспечиваемой отнесенными к

собственности субъектов РФ государственными мелиоративными система­ми и

отдельно стоящими гидротехническими сооружениями;

- разработка, утверждение и реализация региональных (территориаль­ных)

программ в области мелиорации земель и контроль за их выполнением;

- установление для граждан и юридических лиц лимитов забора воды из

государственных мелиоративных систем и отнесенных к государственной

собственности отдельно стоящих гидротехнических сооружений в пределах лимита

водопотребления, выделенных субъектам Российской Федерации;

- иные полномочия, не отнесенные к ведению Российской Федерации.

Каковы полномочия органов местного самоуправления в области мелиорации земель?

Органы местного самоуправления могут осуществлять в данной области следующие

полномочия:

- владение, пользование и распоряжение мелиоративными системами и отдельно

расположенными гидротехническими сооружениями, находящи­мися в муниципальной

собственности;

- обеспечение защиты окружающей природной среды при проведении мелиорации

земель на соответствующей территории;

- участие в экспертизе проектов мелиоративных систем и отдельно

рас­положенных гидротехнических сооружений;

- координация и регулирование в пределах своей компетенции деятель­ности

граждан и юридических лиц в области мелиорации земель.

Какими нормативными актами регулируются отношения по обеспечению плодородия

земель сельскохозяйственного назначения?

Основополагающим нормативным актом в данной области является Феде­ральный

закон от 16 июля 1998 г. «О государственном регулировании обеспе­чения

плодородия земель сельскохозяйственного назначения». Им определе­ны

полномочия органов государственной власти Российской Федерации и ее

субъектов, органов местного самоуправления, а также права и обязанности

собственников, владельцев, пользователей, в том числе арендаторов земель­ных

участков, в области обеспечения плодородия этой важнейшей категории земель,

составляющей одно из основных богатств страны.

Какими нормативными актами регулируются отношения по применению химических

веществ в сельском хозяйстве?

Применение в сельскохозяйственном производстве различного рода хи­мических

веществ - пестицидов, гербицидов и других агрохимикатов, нару­шение

установленных норм и правил представляет серьезную опасность для ппиполной

соеды и здоровья населения. Этим и обусловлено

принятие в 1997 году специального Федерального закона «О безопасном

применении пестицидов и агрохимикатов».

Законом «Об охране окружающей природной среды» (ст. 51) предусмотре­но, что

предприятия, учреждения, организации, должностные лица и гражда­не обязаны

соблюдать правила производства, хранения, транспортировки и применения

химических веществ, используемых в сельском хозяйстве в каче­стве средств

защиты растений, стимуляторов роста, минеральных удобрений, в иных отраслях

народного хозяйства, выполнять установленные нормативы их использования,

принимать меры к предупреждению вредных последствий их применения для

здоровья человека, окружающей природной среды.

Госсанэпиднадзор Минздрава России совместно с Минсельхозпродом России

периодически утверждает список химических препаратов, разрешен­ных для

применения в сельском хозяйстве, и предельно допустимые нормы содержания

остаточных химических веществ в продуктах питания. Приме­нение новых

химических веществ, способных оказать прямое или косвенное влияние на

здоровье человека, допускается только с разрешения Госсан-эпиднадзора

Минздрава России. Запрещается применение токсичных хими­ческих препаратов, не

подвергающихся распаду, активно воздействующих на организм человека и

окружающую природную среду. Правила охраны ок­ружающей природной среды в

интересах охраны здоровья человека от эко­логически вредного воздействия

химических веществ, применяемых в на­родном хозяйстве, утверждаются

специально уполномоченными на то государственными органами Российской

Федерации в области охраны окру­жающей природной среды, санэпидемнадзора.

Федеральным законом от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологи-ческом

благополучии населения» предусмотрено, что в почвах городских и сельских

поселений, сельскохозяйственных угодий содержание опасных для человека

химических и биологических веществ, биологических и микроби­ологических

организмов, а также уровень радиационного фона не должен превышать предельно

допустимые концентрации (уровни), установленные санитарными правилами.

Что такое консервация земель и каковы ее цели?

Под консервацией земель понимается выведение их из хозяйственного оборота в

целях сохранения и восстановления плодородия почв, улучшения природной среды

и здоровья человека. Земли, выведенные из хозяйственно­го оборота в

результате их консервации, сохраняются за собственниками земли,

землевладельцами и землепользователями (при создании ими необ­ходимых условий

для восстановления деградированных сельскохозяйствен­ных угодий) либо

переводятся в земельный запас.

В зависимости от способа восстановления деградированных сельскохо­зяйственных

угодий и степени загрязнения земель вместо консервации мо­жет вводиться

специальный режим их использования или осуществляться изменение целевого

назначения земель.

IКакие земли подлежат консервации?

Консервации подлежат сельскохозяйственные угодья с сильноэродиро­ванными,

сильнозасоленными, сильнозаболоченными (в результате подтоп-ления или

нарушения экологических требований) почвами, подверженные в большой степени

опустыниванию, имеющие просадки поверхности вследст­вие добычи полезных

ископаемых, оленьи пастбища с сильно нарушенным почвенно-растительным

покровом в случаях, когда использование по целе­вому назначению земель с

указанными признаками деградации приводит к дальнейшему развитию негативных

процессов, ухудшению состояния почв и экологической обстановки, а также

земли, загрязненные токсичными про­мышленными отходами свыше предельно

допустимых уровней.

Какое порядок выявления деградированных сельскохозяйственных угодий и

загрязненных земель?

Выявление таких угодий и земель производится путем обследований, проведенных

по утвержденным методикам предприятиями, организациями, а также гражданами,

получившими лицензии на эти обследования. В ходе таких обследований

устанавливается местоположение и площадь земель, со­став угодий, их

качественное состояние на момент выявления деградации и загрязнения, динамика

их развития за последние 5-10 лет, причины этих негативных процессов. По

результатам обследований изготовляются карты, картограммы, таблицы по видам и

степени деградации и загрязнения зе­мель, заключения по дальнейшему

использованию таких земель (введение специального режима использования,

изменение целевого назначения, ре­комендуемый срок консервации и др.).

Решения о дальнейшем использовании деградированных сельскохозяй- , ственных

угодий и загрязненных земель принимаются местной администра­цией, в ведении

которой находятся эти земли, или по ее поручению соответ­ствующими

исполнительными и распорядительными органами.

Каковы цели и виды экологического стимулирования рационального использования

и охраны земель?

Экологическое стимулирование рационального использования и охраны земель

имеет целью повышение заинтересованности собственников земли,

; землевладельцев, землепользователей и арендаторов в сохранении и воспро-

; изводстве плодородия почв, защите земель от негативных последствий про-

• изводственной деятельности.

Экономическое стимулирование рационального использования и охра­ны земель

осуществляется путем:

; - выделения средств республиканского или местного бюджетов для

вос­становления земель, нарушенных не по вине лиц, использующих эти земли;

J - освобождения от платы за земельные участки, находящиеся в стадии

: сельскохозяйственного освоения, в период, предусмотренный проектом

|: производства работ;

- частичной компенсации из средств бюджета снижения дохода в ре­зультате

временной консервации земель;

- поощрения граждан, ведущих крестьянское (фермерское) хозяйство,

сельскохозяйственных производственных кооперативов и других формирова­ний,

лесхозов и иных предприятий, а также их руководителей и специалистов за

улучшение качества земель, повышение плодородия почв, продуктивности земель

лесного фонда;

- установления повышенных цен на экологически чистую продукцию.

Каковы задачи государственного контроля за использованием и охраной земель?

Задачами государственного контроля за использованием и охраной земель

являются обеспечение соблюдения всеми государственными и общественны­ми

органами, государственными, кооперативными предприятиями, учрежде­ниями,

организациями, а также гражданами требований действующего зако­нодательства в

целях эффективного использования и охраны земель.

Какие органы осуществляют государственный контроль за использованием и

охраной земель?

Государственный контроль за использованием и охраной земель осуще­ствляется

органами государственной власти, Федеральной службой земель­ного кадастра и

ее органами на местах и другими государственными орга­нами.

Как осуществляется государственный контроль за использованием и охраной земель?

Порядок осуществления государственного контроля за использованием и охраной

земель определяется Положением, утвержденным Постановлением Совета Министров

- Правительства РФ от 23 декабря 1993 г. Этот порядок является обязательным

для исполнения всеми физическими, должностными и юридическими лицами.

Положением о порядке осуществления государственного контроля за

ис­пользованием и охраной земель в Российской Федерации определены функ­ции

органов, осуществляющих государственный контроль; права и обязанно­сти

должностных лиц органов, осуществляющих государственный контроль за

использованием и охраной земель; порядок наложения штрафов за нару­шения

земельного законодательства.

Тема 14

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ВОД

Какова роль вод в удовлетворении экономических, социальных, физиологических,

экологических и иных потребностей человеческого общества?

Воды - важнейший компонент окружающей природной среды. Они являются

возобновляе­мым, ограниченным и весьма уязвимым природ­ным ресурсом, играющим

первостепенную роль в обеспечении становления и нормального разви­тия

человеческого общества, удовлетворении его экономических, социальных,

экологических и иных потребностей. Они охраняются как основа жизни и

деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

в каком значении употребляются

в законодательстве термины

«вода» и «воды»?

Под «водой» понимается химическое соеди­нение водорода и кислорода,

существующее в жидком, твердом и газообразном состояниях, а под «водами» -

вся вода, находящаяся в водных объектах, которыми является «сосредоточение

вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы,

объем и черты водного режима» (ст. 1 Водного кодекса РФ).

Что понимается под водным законодательством?

Водное законодательство Российской Феде­рации состоит из Водного кодекса РФ и

прини-

маемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых

актов Российской Федерации, а также законов и иных норматив­ных правовых

актов субъектов Российской Федерации. Законы и иные нор­мативные правовые

акты субъектов РФ не могут противоречить Водному кодексу РФ и принимаемым в

соответствии с ним федеральным законам.

Каковы цели водного законодательства РФ?

Водное законодательство Российской Федерации регулирует водные от­ношения в

целях обеспечения прав граждан на чистую воду и благоприят­ную водную среду;

для поддержания оптимальных условий водопользова­ния, качества поверхностных

и подземных вод, отвечающего санитарным и экологическим требованиям; защиты

водных объектов от загрязнения, засо­рения и истощения; предотвращения или

ликвидации вредного воздействия вод, а также сохранения биологического

разнообразия водных экосистем.

Каковы полномочия Российской Федерации

в области использования и охраны водных объектов?

К полномочиям Российской Федерации в данной области, согласно ст. 65 Водного

кодекса Российской Федерации, относятся:

- определение государственной политики в области использования и ох­раны

водных объектов;

- владение, пользование и распоряжение водными объектами, отнесен­ными к

федеральной собственности, и управление'водным фондом;

- разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов

РФ, контроль за их соблюдением;

- проведение единой инвестиционной политики в области использова­ния и охраны

водных объектов;

- разработка, утверждение и реализация государственных федеральных программ

по использованию, восстановлению и охране водных объектов, а также

федеральных государственных программ по предупреждению и лик­видации

последствий вредного воздействия вод;

- разработка, согласование, государственная экспертиза, утверждение и

реализация федеральных, в том числе бассейновых, схем комплексного

ис­пользования и охраны водных ресурсов;

- проведение единой научно-технической политики, разработка и ут­верждение

единой нормативно-методической базы, организация и финан­сирование

фундаментальных и прикладных научных исследований в облас­ти использования и

охраны водных объектов;

- установление порядка ведения и ведение государственного монито­ринга водных

объектов, государственного водного кадастра, а также поряд­ка осуществления и

осуществление государственного учета поверхностных и подземных вод;

- установление порядка использования водных объектов;

- установление порядка выдачи, оформления, регистрации и выдача ли­цензии на

водопользование и распорядительной лицензии;

- определение принципов экономического регулирования использова­ния,

восстановления и охраны водных объектов; ' .- другие полномочия,

предусмотренные водным законодательством.

Каковы полномочия по использованию и охране водных объектов у субъектов

Российской Федерации?

К полномочиям субъектов Российской Федерации в области использова­ния и

охраны водных объектов отнесено:

- владение, пользование, распоряжение и управление водными объекта­ми,

находящимися в собственности субъектов РФ;

- разработка и принятие законов, иных нормативных правовых актов,

регулирующих водные отношения в пределах территории субъекта РФ;

- участие в разработке, согласовании, государственной экспертизе и

ре­ализации схем комплексного использования и охраны водных ресурсов на

территории субъекта РФ;

- разработка, утверждение и реализация территориальных государственных

программ по использованию, восстановлению и охране водных объектов;

- осуществление государственного контроля за использованием и охра­ной водных

объектов;

- установление лимитов водопользования;

- проведение государственной экспертизы предпроектной и проектной

документации на строительство и реконструкцию хозяйственных и других

объектов, влияющих на состояние водных объектов на территории субъекта

Российской Федерации;

- установление режимов наполнения и сработки водохранилищ, пропус­ка паводков

на водных объектах, являющихся собственностью субъекта РФ;

- установление дифференцированных размеров платы, связанной с пользованием

водными объектами;

- ограничение, приостановление и запрещение использования водных объектов,

находящихся в собственности субъекта РФ, и др.

Каковы полномочия в области использования и охраны водных объектов у органов

местного самоуправления?

Органам местного самоуправления могут передаваться отдельные госу­дарственные

полномочия в области использования и охраны водных объек­тов в соответствии с

законодательством Российской Федерации, а также не­обходимые для их

реализации материальные и финансовые средства. Реализация переданных

полномочий подконтрольна государству.

Каковы основные принципы государственного управления в области использования

и охраны водных объектов?

Государственное управление использованием и охраной водных объек­тов

основывается на следующих принципах:

- устойчивое развитие (сбалансированное развитие экономики и улуч-'„ шение

состояния окружающей природной среды);

- сочетание рационального использования и охраны всего бассейна вод­ного

объекта и его части в границах Территорий отдельных субъектов Россий­ской

Федерации (сочетание бассейнового и административно-территориаль­ного

принципов);

- разграничение функций управления в области использования и охра­ны водных

объектов и функций их хозяйственного использования.

Какова система органов исполнительной власти Российской Федерации в области

использования и охраны водных объектов?

Государственное управление в области использования и охраны водных объектов

осуществляют Правительство Российской Федерации и специально уполномоченный

государственный орган управления использованием и ох­раной водного фонда (ст.

71 ВК РФ). Важные функции по рациональному использованию и охране водных

ресурсов возложены на Министерство при­родных ресурсов Российской Федерации.

Система органов исполнительной власти, осуществляющих государственное

управление в области использова­ния и охраны водных объектов на территории

соответствующих субъектов Российской Федерации, устанавливается самими

субъектами в соответствии с основами конституционного строя РФ, общими

принципами организации исполнительных органов государственной власти и Водным

кодексом Рос­сийской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти

субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в

области использования и охраны водных объектов, образуют единую систему

органов исполнительной власти Российской Федерации, обеспечивающих реализацию

государственной политики в области исполь­зования и охраны водных объектов.

Каковы основные функции специально уполномоченного государственного органа

управления использованием и охраной водного фонда?

Основными функциями специально уполномоченного государственного органа

управления использованием и охраной водного фонда являются:

- планирование рационального использования водных объектов, вклю­чая

установление лимитов водопользования;

- ведение государственного мониторинга водных объектов, государст­венного

водного кадастра и осуществление государственного учета поверх­ностных и

подземных вод;

- проведение государственной экспертизы предпроектной и проектной

документации на строительство и реконструкцию хозяйственных и других

объектов, влияющих на состояние вод;

- осуществление государственного контроля за использованием и охра­ной водных

объектов и соблюдением режима использования территорий их водоохранных зон;

- осуществление лицензирования в области использования и охраны ' водных

объектов;

- подготовка, заключение и реализация бассейновых соглашений о

вос­становлении и охране водных объектов;

- осуществление иных функций, направленных на рациональное ис­пользование,

восстановление и охрану водных объектов.

Какие органы осуществляют государственный контроль за использованием и

охраной водных объектов и каковы их задачи?

Государственный контроль за использованием и охраной водных объек­тов

осуществляется государственными органами исполнительной власти субъектов

Российской Федерации, специально уполномоченным государст­венным органом

управления использованием и охраной водного фонда (та­ковым в настоящее время

является Министерство природных ресурсов Рос­сийской Федерации), специально

уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей

природной среды, другими органа­ми исполнительной власти в пределах их

компетенции.

Порядок осуществления государственного контроля за использованием и охраной

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


© 2007
Использовании материалов
запрещено.