РУБРИКИ |
Шпора: Крутая шпора |
РЕКЛАМА |
|
Шпора: Крутая шпора- обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы; - комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий; - обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы; - достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу; - независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими Своих полномочий в области экологической экспертизы; - научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы; - гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения; - ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы. Какие существуют виды экологической экспертизы? Законом «Об экологической экспертизе» предусмотрены два вида экологической экспертизы: государственная и общественная. Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится специально уполномоченными государственными органами в области экологической экспертизы в порядке, установленном действующим законодательством. Государственная экологическая экспертиза проводится на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации. Что является объектами государственной экологической экспертизы на федеральном уровне? Объектами обязательной экологической экспертизы на федеральном уровне являются: - проекты правовых актов Российской Федерации нормативного и ненормативного характера, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую природную среду, нормативно-технических и инструктивно- методических документов, утверждаемых органами государственной власти Российской Федерации, регламентирующих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать воздействие на окружающую природную среду, в том числе использование природных ресурсов и охрану природной среды; - материалы, подлежащие утверждению органами государственной власти Российской Федерации и предшествующие разработке прогнозов развития и размещения производительных сил на территории Российской Федерации, в том числе: 1) проекты комплексных и целевых федеральных социально-экономических, научно-технических и иных федеральных программ, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую природную среду; 2) проекты генеральных планов развития территорий свободных экономических зон и территории с особым режимом природопользования и ведения хозяйственной деятельности; 3) проекты схем развития отраслей народного хозяйства Российской Федерации, в том числе промышленности; 4) проекты генеральных схем расселения, природопользования и терри- Цториальной организации производительных сил Российской Федерации; 5) проекты схем расселения, природопользования и территориальной ор-Цганизации производительных сил крупных регионов и национально-госу-;>дарственных образований; 6) проекты межгосударственных инвестиционных программ, в которых ; участвует Российская Федерация, и федеральных инвестиционных программ; 7) проекты комплексных схем охраны природы Российской Федерации; — технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности Российской Федерации и другие проекты независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности, осуществление которых может оказать воздействие на окружающую природную среду в пределах территории двух и более субъектов Российской Федерации, в том числе материалы по созданию гражданами или юридическими лицами Российской Федерации с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц организаций, объем иностранных инвестиций в которых превышает пятьсот тысяч долларов; — технико-экономические обоснования и проекты хозяйственной деятельности, которая может оказывать воздействие на окружающую природную среду сопредельных государств, или для осуществления которой необходимо использование общих с сопредельными государствами природных объектов, или которая затрагивает интересы сопредельных государств, определенные Конвенцией об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте; — материалы по созданию организаций горнодобывающей и перерабатывающей промышленности, предусматривающие использование природных ресурсов, которые находятся в ведении Российской Федерации; — проекты международных договоров; — иные виды документации, обосновывающей хозяйственную и другую деятельность, которая способна оказывать прямое или косвенное воздейст-. вне на окружающую природную среду в пределах территорий двух или более субъектов Российской Федерации, и др. /Такие органы являются специально .уполномоченными государственными органами в области экологической экспертизы? Специально уполномоченными государственными органами в области ^экологической экспертизы являются федеральный специально на то упол-|Шомоченный государственный орган в области охраны окружающей природ-|,,Мой среды — Министерство природных ресурсов Российской Федерации и его территориальные органы, которые имеют исключительное право на прове-ение государственной экологической экспертизы и осуществляют соответ-ющие функции через свои подразделения, специализирующиеся на ор-Щшзации и проведении экологической экспертизы. Каковы полномочия, права и обязанности федерального специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы? К полномочиям названного органа относятся: - разработка порядка и регламента проведения государственной экологической экспертизы; - организация и проведение государственной экологической экспертизы соответствующих объектов, в том числе формирование экспертных комиссий; • - установление правил определения срока и условий действия положительного заключения государственной экологической экспертизы; - .разработка, пересмотр и утверждение нормативно-технических и инструктивно-методических документов, обеспечивающих реализацию Федерального закона «Об экологической экспертизе» в части проведения государственной экологической экспертизы; - научное и методологическое обеспечение государственной экологической экспертизы; - организация информационного обеспечения государственной экологической экспертизы и другие права и обязанности, предусмотренные статьей 7 Федерального закона «Об экологической экспертизе», и др. Каков порядок проведения государственной экологической экспертизы? Государственная экологическая экспертиза проводится при условии обязательного соответствия формы и содержания представленных заказчиком материалов требованиям Федерального закона «Об экологической экспертизе», установленному порядку проведения государственной экологической экспертизы и при наличии в составе представленных материалов: - документации, подлежащей государственной экологической экспертизе в объеме, который определен в установленном порядке, и содержащей материалы оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе; - положительных заключений и документов согласования органов федерального надзора и контроля с органами местного самоуправления, получаемых в установленном порядке; - заключений федеральных органов исполнительной власти по объекту в случае его рассмотрения указанными органами и заключений общественной экологической экспертизы в случае ее проведения; - материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления. Установлено также, что государственная экологическая экспертиза проводится при условии ее предварительной оплаты заказчиком документации, подлежащей государственной экологической экспертизе. Начало срока проведения государственной экологической экспертизы устанавливается не позд- ре чем через один месяц после ее оплаты и приемки комплекта необходимых териалов и документов. Срок проведения государственной экологической спертизы определяется в зависимости от сложности объекта. Однако он не кен превышать шести месяцев. Государственная экологическая экспертиза проводится экспертной ко-рииссией, образованной специально уполномоченным государственным орга-|дом в области экологической экспертизы. Результатом проведения государ-КСгвенной экологической экспертизы является ее заключение, отвечающее ^установленным требованиям. Повторное проведение государственной эколо-ргической экспертизы осуществляется на основании решения суда или арбитражного суда. Как осуществляется формирование I государственной экспертной комиссии? '§' Формирование экспертной комиссии, утверждение ее персонального cola: става, назначение руководителя и ответственного секретаря осуществляют-;;£ ся соответствующим специально уполномоченным государственным орга- #• ном в области экологической экспертизы. Формирование экспертной и! комиссии осуществляется при участии ее руководителя. £ Каков правовой статус эксперта I государственной экологической экспертизы? 4 Экспертом государственной экологической экспертизы является специа-.: лист, обладающий научными и практическими познаниями по рассматривае- • мому вопросу, привлеченный в установленном порядке к проведению госу- .•; дарственной экологической экспертизы. Экспертом государственной экологической экспертизы не может быть представитель заказчика докумен- s тации, подлежащей государственной экологической экспертизе, или разра-3 ботчика объекта государственной экологической экспертизы, гражданин, со-:;• стоящий с указанным заказчиком или с разработчиком в трудовых или иных :й договорных отношениях, а также представитель юридического лица, состоя-J щего с указанными заказчиком или с разработчиком в таких договорных от-УУ ношениях. Щ: Эксперт государственной экологической экспертизы имеет право: II — заявлять специально уполномоченному государственному органу о не-йобходимости представления заказчиком на государственную экологическую дополнительных материалов для всесторонней и объективной объектов государственной экологической экспертизы; :— формулировать особое мнение по объекту государственной экологиче->й экспертизы, которое прилагается к заключению государственной эко-тической экспертизы. Эксперт обязан: осуществлять всесторонний, полный, объективный и комплексный ана- представляемых на государственную экологическую экспертизу материалов [етом передовых достижений отечественной и зарубежной науки и техники, определять их соответствие нормативным правовым актам Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, нормативно-техническим документам и представлять заключение по таким материалам; - соблюдать требования законодательства Российской Федерации и ее субъектов об экологической экспертизе; - соблюдать установленные специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы порядок и сроки проведения государственной экологической экспертизы; - обеспечить объективность и обоснованность выводов своего заключения по объекту экологической экспертизы; - участвовать в подготовке материалов, обосновывающих учет при проведении государственной экологической экспертизы заключения общественной экологический экспертизы, а также поступившие от органов местного самоуправления, общественных организаций и граждан аргументированные предложения по экологическим аспектам хозяйственной и иной деятельности, являющейся объектом государственной экологической экспертизы; - обеспечивать сохранность материалов и конфиденциальность сведений, представленных на государственную экологическую экспертизу. Какие требования предъявляются к заключению государственной экологической экспертизы? Заключение государственной экологической экспертизы должно содержать обоснованные выводы о допустимости воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе, и о возможности реализации объекта государственной экологической экспертизы. Оно должно быть одобрено квалифицированным большинством списочного состава экспертной комиссии и соответствовать заданию на проведение экологической экспертизы, выдаваемому специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы. К заключению должны быть приложены особые обоснованные мнения ее экспертов, не согласных с принятым этой экспертной комиссией заключением. Заключение подписывается руководителем государственной экспертной комиссии, ее ответственным секретарем и всеми членами комиссии. Оно не может быть изменено без их согласия. Заключение, подготовленное экспертной комиссией, после его утверждения специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы приобретает статус заключения государственной экологической экспертизы. Положительное заключение государственной экологической экспертизы является обязательным условием финансирования и реализации объекта государственной экологической экспертизы. Такое заключение имеет юридическую силу в течение срока, определенного специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы, проводя- ям конкретную государственную экологическую экспертизу. Оно теряет эридическую силу в случае: ?>•• — доработки объекта государственной экологической экспертизы по за-ечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы; изменения условий природопользования специально уполномочен-|ным на то государственным органом в области охраны окружающей природ-дной среды; — реализации объекта государственной экологической экспертизы с от-: отуплениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и в случае внесения изменений в указанную документацию; — истечения срока действия положительного заключения государствен-; ной экологической экспертизы; — внесения изменений в проектную и иную документацию после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы. При наличии отрицательного заключения государственной экологической экспертизы реализация ее объекта запрещается. Несоблюдение требования обязательного проведения государственной экологической экспертизы проекта международного договора является основанием для признания его недействительным. В случае отрицательного заключения государственной экологической экспертизы заказчик вправе представить соответствующие материалы на повторную государственную экологическую экспертизу при условии их переработки с учетом замечаний, изложенных в отрицательном заключении. Заключения государственной экологической экспертизы могут быть оспорены в судебном порядке. Каков порядок проведения общественной экологической экспертизы? Общественная экологическая экспертиза проводится по инициативе граждан и общественных организаций, а также органов местного самоуправления общественными организациями, основным направлением деятельности которых является охрана окружающей природной среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в уста-|« ношенном законодательством Российской Федерации порядке. Такая экспертиза может проводиться в отношении тех же объектов, что |й государственная экологическая экспертиза, за исключением объектов, ^сведения о которых составляют государственную, коммерческую или же охраняемую законом тайну. Общественная экологическая экспертиза проводится до проведения го- рударственной экологической экспертизы или одновременно с ней и касает-тех же объектов, что и государственная экспертиза, за исключением ука-нных выше. Общественные организации, осуществляющие общественную "экологическую экспертизу в установленном законом порядке, имеют право: 7 - получать от заказчика документацию, подлежащую экологической экспертизе, в установленном законом объеме; - знакомиться с нормативно-технической документацией, устанавливающей требования к проведению государственной экологической экспертизы; - участвовать в качестве наблюдателей через своих представителей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы и участвовать в проводимом ими обсуждении заключений общественной . экологической экспертизы. Каковы условия проведения общественной экологической экспертизы? Общественная экологическая экспертиза проводится при условии государственной регистрации заявления общественных организаций о ее осуществлении. Орган местного самоуправления в семидневный срок со дня подачи заявления о проведении общественной экологической экспертизы обязан его зарегистрировать или отказать в регистрации. Заявление, в регистрации которого не было отказано в указанный срок, считается зарегистрированным со всеми вытекающими последствиями. Каковы основания отказа в государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы? В государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы может быть отказано в случае, если: - общественная экологическая экспертиза ранее была дважды проведена в отношении объекта общественной экологической экспертизы; - общественная экологическая экспертиза проводилась в отношении объекта, сведения о котором составляют государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну; - порядок государственной регистрации общественной организации не соответствует установленному законом; - устав общественной организации, организующей и проводящей общественную экологическую экспертизу, не соответствует установленным требованиям; - не выполнены требования к содержанию заявления о проведении общественной и экологической экспертизы. Указанный перечень оснований отказа в государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы предусмотрен статьей 24 Федерального закона «Об экологической экспертизе» и является исчерпывающим. Следовательно, по иным основаниям не может быть отказано в государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы. 1 каких условиях заключение общественной экологической мертизы приобретает юридическую силу? Заключение общественной экологической экспертизы приобретает юри-ческую силу после его утверждения специально уполномоченным государ-венным органом в области экологической экспертизы. В этих случаях на ру-эводителя и членов экспертной комиссии общественной экологической кепертизы распространяются установленные законом формы ответственнос-[ за допущенные правонарушения. <а/сов порядок финансирования экологической экспертизы? Финансирование государственной экологической экспертизы, в том числе повторного проведения, ведется за счет средств заказчика документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, в полном соответст-яи со сметой расходов и порядком проведения такой экспертизы, определяемыми осуществляющим экологическую экспертизу специально уполномоченным государственным органом. Финансирование общественной экологической экспертизы происходит |за счет собственных средств общественных организаций (объединений), об-щественных экологических и других фондов, целевых добровольных денеж-|ных взносов граждан и организаций, а также за счет средств, выделяемых на |основании решений соответствующих органов местного самоуправления. Какие существуют виды нарушений jзаконодательства РФ об экологической экспертизе? Федеральным законом «Об экологической экспертизе» предусмотрены рследующие виды нарушений законодательства заказчиком документации, под-I лежащей экологической экспертизе, и другими заинтересованными лицами: - непредставление документации на экологическую экспертизу; - фальсификация материалов, сведений и данных, представляемых на экологическую экспертизу, а также сведений о результатах ее проведения; принуждение эксперта экологической экспертизы к подготовке заве-|;домо ложного заключения; - создание препятствий организации и проведению экологической экс-«Пертизы; уклонение от представления специально уполномоченным государственным органам в области экологической экспертизы и общественным ор-анизациям, организующим и проводящим экологическую экспертизу, не-бходимых материалов, сведений и данных; - реализация объекта экологической экспертизы без положительного за-очения государственной экологической экспертизы; - осуществление хозяйственной и иной деятельности, не соответствую-[ той документации, которая получила положительное заключение госу-гвенной экологической экспертизы. К нарушениям законодательства РФ об экологической экспертизе руко-ями специально уполномоченных государственных органов и руково- дителями экспертных комиссий государственной экологической экспертизы относятся: - нарушение установленных Федеральным законом «Об экологической экспертизе» правил и порядка проведения государственной экологической экспертизы; - нарушение правил формирования и организации деятельности экспертных комиссий государственной экологической экспертизы; - неисполнение установленных указанным Законом для специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы обязанностей; - нарушение установленного порядка расходования перечисленных заказчиком документации средств на проведение государственной экологической экспертизы; - несоответствие оплаты выполненных работ их объему и качеству; - необоснованность материалов по учету выводов общественной экологической экспертизы и поступивших от органов местного самоуправления общественных организаций, граждан аргументированных предложений по экологическим аспектам хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе. Нарушениями законодательства РФ в области экологической экспертизы со стороны руководителей экспертной комиссии и ее экспертов является: - нарушение требований законодательства РФ об экологической экспертизе и законодательства субъектов Российской Федерации об экологической экспертизе, а также законодательства Российской Федерации об охране окружающей природной среды, стандартов и иных нормативно-технических документов; - необоснованность выводов заключения экологической экспертизы; - фальсификация таких выводов; - сокрытие от специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы или от общественной организации (объединения), организующих проведение экологической экспертизы, сведений, исключающих возможность быть экспертом государственной экологической экспертизы. Среди нарушений законодательства РФ об экологической экспертизе должностными лицами государственных органов исполнительной власти и органов федерального надзора и контроля, а также органов местного самоуправления указываются: - фальсификация сведений и данных о результатах проведения экологической экспертизы; - выдача разрешений на специальное природопользование или неосуществление иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую природную среду, без положительного заключения государственной экологической экспертизы; - организация или проведение экологической экспертизы неправомочны-на то органами, организациями и общественными организациями (объе-<ениями); - прямое или косвенное вмешательство в работу специально уполномочен->1х государственных органов в области экологической экспертизы, эксперт-•IX комиссий и экспертов экологической экспертизы в целях оказания влия-|мя на ход и результаты проведения государственной или общественной логической экспертизы; - незаконный отказ от государственной регистрации заявлений о прове-ении общественной экологической экспертизы. , Нарушениями законодательства РФ об экологической экспертизе со эроны банковских организаций, их должностных лиц, иных юридических рщц, а также граждан считается финансирование и кредитование объекта Экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы. ||fc. Указанный перечень нарушений законодательства об экологической «'экспертизе, предусмотренный Федеральным законом «Об экологической ^экспертизе», не является исчерпывающим. Законодательством Российской |рфедерации, равно как и законодательством субъектов Российской Федера-*Цции, могут быть установлены иные виды нарушений законодательства об и Экологической экспертизе. Какие виды юридической ответственности за нарушение ^законодательства об экологической экспертизе предусмотрены Федеральным законом |?<Юб экологической экспертизе»? Й> Федеральным законом «Об экологической экспертизе» предусмотрены Цчетыре вида юридической ответственности за нарушения законодательства ;5; Об экологической экспертизе: /р/ уголовная ответственность лиц, виновных в совершении нарушения ^законодательства РФ об экологической экспертизе или в нарушении, по-щдаекшем за собой тяжкие прямые или косвенные экологические и иные по-.УЦеледствия, в соответствии с УК РФ; ''"*'' административная ответственность лиц, виновных в совершении на-ушений, которые указаны в статье 30 Федерального закона (перечисленные лше нарушения), если эти нарушения не влекут за собой уголовную ответ-гвенность; материальная ответственность должностных лиц, экспертов экологиче-эй экспертизы, консультантов и иных работников, по вине которых органы Дологической экспертизы и заказчик документации, подлежащей экологиче-эй экспертизе, понесли расходы в связи с возмещением вреда, причиненно-> неправомерными действиями в области экологической экспертизы; гражданско-правовая ответственность. Граждане и юридические лица, которых были нарушены экологической экспертизой, заказчиками до-лентации, подлежащей экологической экспертизе, и иными заинтересо- ванными лицами в результате неисполнения последними законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе, могут требовать возмещения им убытков в установленном гражданским законодательством Российской Федерации порядке. Моральный вред, причиненный гражданину неправомерными действиями в области экологической экспертизы, также подлежит компенсации причинителем вреда в порядке, предусмотренном гражданским законодательством РФ. В данном Законе ничего не сказано о дисциплинарной ответственности рабочих и служащих за нарушения законодательства об экологической экспертизе. Представляется, что такая ответственность рабочих и служащих, виновных в совершении указанных правонарушений, также может иметь место при соблюдении требований, предусмотренных законодательством о труде. ю 10 [ОНОМИКО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ [РИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ Каковы задачи экономического механизма охраны окружающей природной среды? Действующим законодательством, в частности статьей 15 Закона «Об охране окружающей природной среды», определены следующие задачи экономического механизма охраны окружающей природной среды: - планирование и финансирование природо-охранительных мероприятий; - установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов; - установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия; - предоставление предприятиям, учреждениям и организациям, а также гражданам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей природной среды; - возмещение вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека. Государственные природоохранительные органы РФ совместно с органами государственной статистики и с природопользователями ведут количественный и качественный учет природных ресурсов и вторичного сырья, определяют их социально-экономическую оценку. На государственные природоохранительные органы возлагается ведение государственного земельного, водного, лесного кадастров, государственных кадастров недр, животного мира, особо охраняемых природных территорий и объектов. порядок планирования и финансирования мероприятий по охране окружающей природной среды? Планирование мероприятий по охране окружающей природной среды и природопользованию осуществляется в рамках составления программ, прогнозов социально-экономического развития на основе государственной экологической программы, с учетом природоресурсного потенциала отдельных регионов. Финансирование мероприятий по охране окружающей природной среды производится за счет: - федерального бюджета, бюджета субъектов Российской Федерации и местных бюджетов; - средств предприятий, учреждений и организаций; - федерального, республиканских, краевых, областных, местных экологических фондов; - фондов экологического страхования; - кредитов банков; - добровольных взносов населения, иностранных юридических лиц и граждан, а также других источников. Платность природопользования и ее виды Платность природопользования подразумевает взимание платы за природные ресурсы, за загрязнение окружающей природной среды и за другие виды воздействия. Плата за природные ресурсы взимается: - за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов; - за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов; - на воспроизводство и охрану природных ресурсов. Плата за загрязнение окружающей природной среды взимается: - за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнений в пределах установленных лимитов; - за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнений сверх установленных лимитов. Внесение платы за использование природных ресурсов не освобождает природопользователей от выполнения мероприятий по охране окружающей природной среды и возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением. tip такое экологические фонды и для чего они создаются? Экологические фонды создаются для решения неотложных природо-_ранных задач, восстановления потерь в окружающей природной среде, вмпенсации причиненного вреда и других природоохранных задач. Они Ьедставляют собой единую систему внебюджетных государственных эколо-рческих фондов, объединяющую федеральный экологический фонд, рее-^ликанские, краевые, областные и местные фонды. |а счет каких источников образуются экологические фонды? Экологические фонды образуются за счет средств, поступающих от пред-риятий, учреждений, организаций, граждан, а также иностранных юриди-ских и физических лиц, в том числе: It - платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую при-Ьдную среду, размещение отходов и другие виды загрязнений; - сумм, полученных по искам о возмещении вреда, и штрафов за эколо-Ические правонарушения; - средств от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, бытой с их помощью продукции; - полученных в виде дивидендов, процентов по вкладам, банковским де-|(озитам, от долевого использования собственных средств фонда в деятель-•сти предприятий и иных юридических лиц; - инвалютных поступлений от иностранных юридических и физических лиц. чем состоит экономическое стимулирование | рхраны окружающей природной среды? Экономическое стимулирование рационального природопользования и [раны окружающей природной среды осуществляется путем: - установления налоговых и иных льгот, предоставляемых государствен-M и другим предприятиям, учреждениям и организациям при внедрении оотходных и безотходных технологий и производств, использовании >ричных ресурсов, осуществлении другой деятельности, обеспечивающей ;родоохранительный эффект; .— освобождения от налогообложения экологических фондов; - передачи части средств экологических фондов на договорных услови-под процентные займы предприятиям, учреждениям, организациям и щнам для реализации мер по гарантированному снижению выбросов и юов загрязняющих веществ; установления повышенных норм амортизации основных производст-;ных природоохранительных фондов; '••— применения поощрительных цен и надбавок на экологически чистую -дукцию; - введения специального налогообложения экологически вредной про-[ии, а также продукции, выпускаемой с применением экологически :ных технологий; - применения льготного кредитования предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, эффективно осуществляющих охрану окружающей природной среды. Приведенный перечень мер экономического стимулирования рационального природопользования и охраны окружающей природной среды, предусмотренных Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды» (ст. 24), не является исчерпывающим. Законодательством Российской Федерации и ее субъектов могут быть установлены и другие виды экономического стимулирования охраны окружающей природной среды. Что понимается под лимитами на природопользование? Лимиты на природопользование - это система экологических ограничений по территориям, представляющая собой установленные предприятиям-при- родопользователям на определенный срок объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов, предельных выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещения отходов производства. Такие лимиты устанавливаются специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды исходя из необходимости поэтапного достижения нормативных объемов использования природных ресурсов, предельно допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и нормативных объемов размещения отходов производства с учетом экологической обстановки в регионе. Что такое экологическое страхование? Законом «Об охране окружающей природной среды» (ст. 23) предусматривается осуществление добровольного и обязательного экологического страхования предприятий, учреждений, организаций, а также граждан, объектов их собственности, доходов на случай экологического и стихийного бедствия, аварий и катастроф. Как предусмотрено Основными направлениями развития национальной системы страхования в Российской Федерации в 1998-2000 годах, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 1 октября 1998 г. № 1139, страхование предоставляет гарантии восстановления нарушенных имущественных интересов в случае непредвиденных природных, техногенных и иных явлений, оказывает позитивное влияние на укрепление финансов государства. Оно не только освобождает бюджет от расходов на возмещение убытков при наступлении страховых случаев, но и является одним из наиболее стабильных источников долгосрочных инвестиций. В нерыночной системе хозяйствования, отмечается в данном нормативом акте, возмещение ущерба в основном осуществлялось государством, которое из бюджета выделяло средства на восстановление разрушенных предприятий, жилья, ликвидацию последствий стихийных бедствий и другие аналогичные цели, а система страхования играла вспомогательную роль. Для современной же России ускоренное j развитие страхования как механизма защиты имущественных интересов лиц 'становится особенно значимым. В связи с этим особенно важным является создание в Российской Федерации эффективной системы страховой защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц, обеспечивающей: - реальную компенсацию убытков (ущерба, вреда), причиняемых в результате непредвиденных природных явлений, техногенных аварий и катастроф и негативных социальных обстоятельств, за счет резервов страховых организаций при снижении нагрузки на бюджет; - формирование необходимой для экономического роста надежной и устойчивой хозяйственной среды; - максимальное использование страхования как источника инвестици-, онных ресурсов. Что представляют собой договоры на комплексное природопользование? Согласно статье 18 Закона «Об охране окружающей природной среды» договор на комплексное природопользование заключается между природо-пользователем и исполнительным органом власти края, области, автономной области, автономного округа, района, города на основе заключения экологической экспертизы на предполагаемую хозяйственную или иную деятельность и лицензии (разрешения) на комплексное природопользование. Таким договором предусматриваются условия и порядок использования природных ресурсов, права и обязанности природопользователя, размеры платежей за пользование природными ресурсами, ответственность сторон и ! возмещение вреда, порядок разрешения споров. Каков порядок выдачи лицензий на комплексное природопользование? Лицензии на такое природопользование выдаются природопользователю i специально уполномоченным на то государственным органом Российской Фе-I дерации в области охраны окружающей природной среды с указанием видов, ^объемов и лимитов хозяйственной деятельности по использованию природных I ресурсов; экологических требований, при которых допускается использование рприродных ресурсов; последствий несоблюдения этих требований. Тема 11 ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ Что такое экологический контроль и каковы его виды? Экологический контроль - это определенный вид деятельности государственных и общественных органов по наблюдению за состоянием окружающей природной среды, ее изменениями под влиянием хозяйственной и иной деятельности, проверке выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению природы, соблюдению требований природоохранного законодательства и нормативов качества окружающей природной среды. Различаются следующие виды экологического контроля: государственный, производственный, общественный. Какие органы осуществляют государственный экологический контроль и каковы их полномочия? Государственный экологический контроль осуществляется государственными органами общей компетенции, а также специально уполномоченными органами Российскбй Федерации и ее субъектов. Важнейшими их них являются: Министерство природных ресурсов РФ, Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и их органы на местах. Должностные лица органов государственного экологического контроля имеют право в установленном порядке: - посещать предприятия, учреждения, организации, независимо от форм собственности и подчинения, включая воинские части, специальные объекты и службы Вооруженных Сил, органов внутренних дел и государственной безопасности, знакомиться с документами, результатами анализов, иными материалами, необходимыми для выполнения их служебных обязанностей; - проверять работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств их контроля, соблюдение нормативов качества окружающей природной среды, природоохранного законодательства, выполнение планов и мероприятий по охране окружающей природной среды; - выдавать разрешения на право выброса, сброса, размещения вредных веществ; - устанавливать, по согласованию с органами санитарно-эпидемиологи-ческого надзора нормативы выбросов, сбросов вредных веществ стационарными источниками загрязнения окружающей природной среды; - назначать государственную экологическую экспертизу, обеспечивать контроль за выполнением ее заключения; - требовать устранения выявленных недостатков, давать в пределах предоставленных прав указания или заключения по размещению, проектированию, строительству, реконструкции, вводу в эксплуатацию, эксплуатации объектов; - привлекать в установленном порядке к административной ответственности виновных лиц, направлять материалы о привлечении их к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности, предъявлять в суд или арбитражный суд иски о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде или здоровью человека нарушениями природоохранитель-ного законодательства; - принимать решения об ограничении, приостановлении, прекращении работы предприятий, сооружений, иных объектов и любой деятельности, причиняющей вред окружающей природной среде и несущей потенциальную опасность для здоровья человека. Решения указанных органов обязательны для исполнения. Они могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд. Как осуществляется производственный экологический контроль? Производственный экологический контроль осуществляется экологической службой предприятия, учреждения, организации. Он имеет задачей проверку выполнения планов и мероприятий по охране природы и оздоров-• лению окружающей среды, рациональному использованию и воспроизвод-ству природных ресурсов, соблюдения нормативов качества окружающей ' природной среды, выполнения требований природоохранительного законо-|дательства. Порядок организации производственного экологического кон-Цтроля регулируется положениями, утверждаемыми самими предприятиями, учреждениями и организациями на основании Закона «Об охране окружающей природной среды». Как осуществляется общественный экологический контроль? Общественный экологический контроль осуществляется профессиональными союзами Российской Федерации и иными общественными организациями, трудовыми коллективами, гражданами. Его задача - проверка выполнения требований природоохранительного законодательства министерствами и ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от их формы собственности и подчиненности, должностными лицами и гражданами. Порядок проведения общественного экологического контроля регулируется Законом «Об охране окружающей природной среды», законодательством о профессиональных союзах Российской Федерации и других общественных организациях. Тема 12 ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ Что такое экологическое правонарушение? Под экологическим правонарушением понимается виновное противоправное деяние, нарушающее природоохранительное законодательство и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека. Каковы существуют виды юридической ответственности за экологическое правонарушение ? Должностные лица и граждане, совершившие экологическое правонарушение, несут дисциплинарную, материальную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность. Предприятия, организации и учреждения за совершенные экологические правонарушения несут административную и гражданско-правовую ответственность. в чем состоит дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения? Должностные лица и другие работники предприятий, учреждений, организаций в соответствии с положениями, уставами, правилами внутреннего распорядка и другими нормативными актами несут дисциплинарную ответственность. Статьей 136 КЗоТ предусмотрены следующие меры дисциплинарных взысканий за те или иные нарушения трудовой дисциплины: замечание, выговор, строгий выговор, увольнение. Законода- тельством о дисциплинарной ответственности могут быть установлены для отдельных категорий работников и другие дисциплинарные взыскания. Законом «Об охране окружающей природной среды» (п. 2 ст. 82) установлено, что руководители предприятий, учреждений, организаций и иные виновные работники могут быть полностью или частично лишены премий или иных средств поощрения за невыполнение планов и мероприятий по охране природы, нарушение нормативов качества окружающей природной среды или природоохранительного законодательства. Что понимается под материальной ответственностью за экологические правонарушения? Материальная ответственность за экологические правонарушения — это определенная трудовым, а не гражданским законодательством имущественная ответственность должностных лиц и иных работников, по вине которых предприятие, учреждение, организация понесли расходы, связанные с возмещением причиненного экологическим правонарушением вреда. Эта ответственность носит регрессивный характер и имеет целью возмещение предприятиям, учреждениям и организациям понесенных имущественных потерь по вине неправомерных действий их работников. Трудовое законодательство подробно регламентирует порядок и условия материальной ответственности рабочих и служащих. Они, согласно статье 118 КЗоТ, несут такую ответственность лишь при условии, что причиненный ими ущерб произошел при исполнении ими своих трудовых обязанностей и по их вине. Другой особенностью этой ответственности, отличающей ее от имущественной ответственности по гражданскому законодательству, является то, что она носит, как правило, ограниченный характер. Ее размеры чаще всего |
|
© 2007 |
|