РУБРИКИ

Шпора: Крутая шпора

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Шпора: Крутая шпора

- обязательности проведения государственной экологической экспертизы до

принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;

- комплексности оценки воздействия на ок­ружающую природную среду

хозяйственной и иной деятельности и его последствий;

- обязательности учета требований экологи­ческой безопасности при проведении

экологиче­ской экспертизы;

- достоверности и полноты информации, представляемой на экологиче­скую

экспертизу;

- независимости экспертов экологической экспертизы при осуществле­нии ими

Своих полномочий в области экологической экспертизы;

- научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической

экспертизы;

- гласности, участия общественных организаций (объединений), учета

общественного мнения;

- ответственности участников экологической экспертизы и заинтересован­ных лиц

за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

Какие существуют виды экологической экспертизы?

Законом «Об экологической экспертизе» предусмотрены два вида эколо­гической

экспертизы: государственная и общественная.

Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится специально

уполномоченными государственными органами в области эко­логической экспертизы

в порядке, установленном действующим законода­тельством. Государственная

экологическая экспертиза проводится на феде­ральном уровне и на уровне

субъектов Российской Федерации.

Что является объектами государственной экологической экспертизы на

федеральном уровне?

Объектами обязательной экологической экспертизы на федеральном уровне являются:

- проекты правовых актов Российской Федерации нормативного и не­нормативного

характера, реализация которых может привести к негативным воздействиям на

окружающую природную среду, нормативно-технических и инструктивно-

методических документов, утверждаемых органами госу­дарственной власти

Российской Федерации, регламентирующих хозяйст­венную и иную деятельность,

которая может оказать воздействие на окружа­ющую природную среду, в том числе

использование природных ресурсов и охрану природной среды;

- материалы, подлежащие утверждению органами государственной влас­ти

Российской Федерации и предшествующие разработке прогнозов разви­тия и

размещения производительных сил на территории Российской Федера­ции, в том

числе:

1) проекты комплексных и целевых федеральных социально-экономичес­ких,

научно-технических и иных федеральных программ, при реализации ко­торых может

быть оказано воздействие на окружающую природную среду;

2) проекты генеральных планов развития территорий свободных эконо­мических

зон и территории с особым режимом природопользования и веде­ния хозяйственной

деятельности;

3) проекты схем развития отраслей народного хозяйства Российской Фе­дерации,

в том числе промышленности;

4) проекты генеральных схем расселения, природопользования и терри-

Цториальной организации производительных сил Российской Федерации;

5) проекты схем расселения, природопользования и территориальной ор-Цганизации

производительных сил крупных регионов и национально-госу-;>дарственных

образований;

6) проекты межгосударственных инвестиционных программ, в которых ; участвует

Российская Федерация, и федеральных инвестиционных программ;

7) проекты комплексных схем охраны природы Российской Федерации;

— технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконст­рукции,

расширения, технического перевооружения, консервации и ликвида­ции

организаций и иных объектов хозяйственной деятельности Российской Федерации и

другие проекты независимо от их сметной стоимости, ведомствен­ной

принадлежности и форм собственности, осуществление которых может оказать

воздействие на окружающую природную среду в пределах территории двух и более

субъектов Российской Федерации, в том числе материалы по со­зданию гражданами

или юридическими лицами Российской Федерации с учас­тием иностранных граждан

или иностранных юридических лиц организаций, объем иностранных инвестиций в

которых превышает пятьсот тысяч долларов;

— технико-экономические обоснования и проекты хозяйственной дея­тельности,

которая может оказывать воздействие на окружающую природ­ную среду

сопредельных государств, или для осуществления которой необ­ходимо

использование общих с сопредельными государствами природных объектов, или

которая затрагивает интересы сопредельных государств, опре­деленные

Конвенцией об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном

контексте;

— материалы по созданию организаций горнодобывающей и перерабаты­вающей

промышленности, предусматривающие использование природных ресурсов, которые

находятся в ведении Российской Федерации;

— проекты международных договоров;

— иные виды документации, обосновывающей хозяйственную и другую деятельность,

которая способна оказывать прямое или косвенное воздейст-. вне на окружающую

природную среду в пределах территорий двух или более субъектов Российской

Федерации, и др.

/Такие органы являются специально .уполномоченными государственными органами

в области экологической экспертизы?

Специально уполномоченными государственными органами в области ^экологической

экспертизы являются федеральный специально на то упол-|Шомоченный

государственный орган в области охраны окружающей природ-|,,Мой среды —

Министерство природных ресурсов Российской Федерации и его территориальные

органы, которые имеют исключительное право на прове-ение государственной

экологической экспертизы и осуществляют соответ-ющие функции через свои

подразделения, специализирующиеся на ор-Щшзации и проведении экологической

экспертизы.

Каковы полномочия, права и обязанности федерального специально

уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы? К

полномочиям названного органа относятся:

- разработка порядка и регламента проведения государственной эколо­гической

экспертизы;

- организация и проведение государственной экологической эксперти­зы

соответствующих объектов, в том числе формирование экспертных ко­миссий; •

- установление правил определения срока и условий действия положи­тельного

заключения государственной экологической экспертизы;

- .разработка, пересмотр и утверждение нормативно-технических и

ин­структивно-методических документов, обеспечивающих реализацию

Феде­рального закона «Об экологической экспертизе» в части проведения

госу­дарственной экологической экспертизы;

- научное и методологическое обеспечение государственной экологиче­ской

экспертизы;

- организация информационного обеспечения государственной эколо­гической

экспертизы и другие права и обязанности, предусмотренные стать­ей 7

Федерального закона «Об экологической экспертизе», и др.

Каков порядок проведения государственной экологической экспертизы?

Государственная экологическая экспертиза проводится при условии

обя­зательного соответствия формы и содержания представленных заказчиком

материалов требованиям Федерального закона «Об экологической экспер­тизе»,

установленному порядку проведения государственной экологической экспертизы и

при наличии в составе представленных материалов:

- документации, подлежащей государственной экологической экспертизе в объеме,

который определен в установленном порядке, и содержащей материалы оценки

воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности,

которая подлежит государственной экологической экспертизе;

- положительных заключений и документов согласования органов феде­рального

надзора и контроля с органами местного самоуправления, получа­емых в

установленном порядке;

- заключений федеральных органов исполнительной власти по объекту в случае

его рассмотрения указанными органами и заключений обществен­ной экологической

экспертизы в случае ее проведения;

- материалов обсуждений объекта государственной экологической экс­пертизы с

гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных

органами местного самоуправления.

Установлено также, что государственная экологическая экспертиза прово­дится

при условии ее предварительной оплаты заказчиком документации, подлежащей

государственной экологической экспертизе. Начало срока прове­дения

государственной экологической экспертизы устанавливается не позд-

ре чем через один месяц после ее оплаты и приемки комплекта необходимых

териалов и документов. Срок проведения государственной экологической спертизы

определяется в зависимости от сложности объекта. Однако он не кен превышать

шести месяцев.

Государственная экологическая экспертиза проводится экспертной ко-рииссией,

образованной специально уполномоченным государственным орга-|дом в области

экологической экспертизы. Результатом проведения государ-КСгвенной

экологической экспертизы является ее заключение, отвечающее ^установленным

требованиям. Повторное проведение государственной эколо-ргической экспертизы

осуществляется на основании решения суда или арбит­ражного суда.

Как осуществляется формирование I государственной экспертной комиссии?

'§' Формирование экспертной комиссии, утверждение ее персонального co­la: става,

назначение руководителя и ответственного секретаря осуществляют-;;£ ся

соответствующим специально уполномоченным государственным орга-

#• ном в области экологической экспертизы. Формирование экспертной и!

комиссии осуществляется при участии ее руководителя.

£ Каков правовой статус эксперта

I государственной экологической экспертизы?

4 Экспертом государственной экологической экспертизы является специа-.: лист,

обладающий научными и практическими познаниями по рассматривае-

• мому вопросу, привлеченный в установленном порядке к проведению госу-

.•; дарственной экологической экспертизы. Экспертом государственной

экологической экспертизы не может быть представитель заказчика докумен-

s тации, подлежащей государственной экологической экспертизе, или разра-3

ботчика объекта государственной экологической экспертизы, гражданин, со-:;•

стоящий с указанным заказчиком или с разработчиком в трудовых или иных :й

договорных отношениях, а также представитель юридического лица, состоя-J щего

с указанными заказчиком или с разработчиком в таких договорных от-УУ

ношениях. Щ: Эксперт государственной экологической экспертизы имеет право:

II — заявлять специально уполномоченному государственному органу о

не-йобходимости представления заказчиком на государственную экологическую

дополнительных материалов для всесторонней и объективной объектов

государственной экологической экспертизы; :— формулировать особое мнение по

объекту государственной экологиче->й экспертизы, которое прилагается к

заключению государственной эко-тической экспертизы. Эксперт обязан:

осуществлять всесторонний, полный, объективный и комплексный ана-

представляемых на государственную экологическую экспертизу материалов [етом

передовых достижений отечественной и зарубежной науки и техники,

определять их соответствие нормативным правовым актам Российской Федера­ции в

области охраны окружающей природной среды, нормативным правовым актам

субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей при­родной среды,

нормативно-техническим документам и представлять заключе­ние по таким

материалам;

- соблюдать требования законодательства Российской Федерации и ее субъектов

об экологической экспертизе;

- соблюдать установленные специально уполномоченным государствен­ным органом

в области экологической экспертизы порядок и сроки прове­дения

государственной экологической экспертизы;

- обеспечить объективность и обоснованность выводов своего заключе­ния по

объекту экологической экспертизы;

- участвовать в подготовке материалов, обосновывающих учет при про­ведении

государственной экологической экспертизы заключения обществен­ной

экологический экспертизы, а также поступившие от органов местного

самоуправления, общественных организаций и граждан аргументированные

предложения по экологическим аспектам хозяйственной и иной деятельнос­ти,

являющейся объектом государственной экологической экспертизы;

- обеспечивать сохранность материалов и конфиденциальность сведе­ний,

представленных на государственную экологическую экспертизу.

Какие требования предъявляются к заключению государственной экологической

экспертизы?

Заключение государственной экологической экспертизы должно содер­жать

обоснованные выводы о допустимости воздействия на окружающую природную среду

хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит го­сударственной

экологической экспертизе, и о возможности реализации объ­екта государственной

экологической экспертизы. Оно должно быть одобре­но квалифицированным

большинством списочного состава экспертной комиссии и соответствовать заданию

на проведение экологической экспер­тизы, выдаваемому специально

уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы. К

заключению должны быть приложе­ны особые обоснованные мнения ее экспертов, не

согласных с принятым этой экспертной комиссией заключением.

Заключение подписывается руководителем государственной экспертной комиссии,

ее ответственным секретарем и всеми членами комиссии. Оно не может быть

изменено без их согласия. Заключение, подготовленное экс­пертной комиссией,

после его утверждения специально уполномоченным государственным органом в

области экологической экспертизы приобретает статус заключения

государственной экологической экспертизы.

Положительное заключение государственной экологической экспертизы является

обязательным условием финансирования и реализации объекта го­сударственной

экологической экспертизы. Такое заключение имеет юриди­ческую силу в течение

срока, определенного специально уполномоченным государственным органом в

области экологической экспертизы, проводя-

ям конкретную государственную экологическую экспертизу. Оно теряет

эридическую силу в случае:

?>•• — доработки объекта государственной экологической экспертизы по

за-ечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;

изменения условий природопользования специально уполномочен-|ным на то

государственным органом в области охраны окружающей природ-дной среды;

— реализации объекта государственной экологической экспертизы с от-:

отуплениями от документации, получившей положительное заключение

го­сударственной экологической экспертизы, и в случае внесения изменений в

указанную документацию;

— истечения срока действия положительного заключения государствен-; ной

экологической экспертизы;

— внесения изменений в проектную и иную документацию после по­лучения

положительного заключения государственной экологической экс­пертизы.

При наличии отрицательного заключения государственной экологической

экспертизы реализация ее объекта запрещается. Несоблюдение требования

обязательного проведения государственной экологической экспертизы проек­та

международного договора является основанием для признания его

недей­ствительным.

В случае отрицательного заключения государственной экологической экспертизы

заказчик вправе представить соответствующие материалы на по­вторную

государственную экологическую экспертизу при условии их пере­работки с учетом

замечаний, изложенных в отрицательном заключении.

Заключения государственной экологической экспертизы могут быть ос­порены в

судебном порядке.

Каков порядок проведения общественной экологической экспертизы?

Общественная экологическая экспертиза проводится по инициативе граж­дан и

общественных организаций, а также органов местного самоуправления

общественными организациями, основным направлением деятельности кото­рых

является охрана окружающей природной среды, в том числе организация и

проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в уста-|«

ношенном законодательством Российской Федерации порядке.

Такая экспертиза может проводиться в отношении тех же объектов, что |й

государственная экологическая экспертиза, за исключением объектов, ^сведения

о которых составляют государственную, коммерческую или же ох­раняемую законом

тайну.

Общественная экологическая экспертиза проводится до проведения го-

рударственной экологической экспертизы или одновременно с ней и касает-тех же

объектов, что и государственная экспертиза, за исключением ука-нных выше.

Общественные организации, осуществляющие общественную "экологи­ческую

экспертизу в установленном законом порядке, имеют право: 7

- получать от заказчика документацию, подлежащую экологической экспертизе, в

установленном законом объеме;

- знакомиться с нормативно-технической документацией, устанавлива­ющей

требования к проведению государственной экологической экспертизы;

- участвовать в качестве наблюдателей через своих представителей в

за­седаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы и

участвовать в проводимом ими обсуждении заключений общественной .

экологической экспертизы.

Каковы условия проведения общественной экологической экспертизы?

Общественная экологическая экспертиза проводится при условии госу­дарственной

регистрации заявления общественных организаций о ее осуще­ствлении. Орган

местного самоуправления в семидневный срок со дня пода­чи заявления о

проведении общественной экологической экспертизы обязан его зарегистрировать

или отказать в регистрации. Заявление, в регистрации которого не было

отказано в указанный срок, считается зарегистрирован­ным со всеми вытекающими

последствиями.

Каковы основания отказа в государственной регистрации заявления о проведении

общественной экологической экспертизы?

В государственной регистрации заявления о проведении общественной

экологической экспертизы может быть отказано в случае, если:

- общественная экологическая экспертиза ранее была дважды проведе­на в

отношении объекта общественной экологической экспертизы;

- общественная экологическая экспертиза проводилась в отношении объекта,

сведения о котором составляют государственную, коммерческую или иную

охраняемую законом тайну;

- порядок государственной регистрации общественной организации не

соответствует установленному законом;

- устав общественной организации, организующей и проводящей обще­ственную

экологическую экспертизу, не соответствует установленным тре­бованиям;

- не выполнены требования к содержанию заявления о проведении об­щественной и

экологической экспертизы.

Указанный перечень оснований отказа в государственной регистрации заявления о

проведении общественной экологической экспертизы предус­мотрен статьей 24

Федерального закона «Об экологической экспертизе» и является исчерпывающим.

Следовательно, по иным основаниям не может быть отказано в государственной

регистрации заявления о проведении об­щественной экологической экспертизы.

1 каких условиях заключение общественной экологической мертизы приобретает

юридическую силу?

Заключение общественной экологической экспертизы приобретает юри-ческую силу

после его утверждения специально уполномоченным государ-венным органом в

области экологической экспертизы. В этих случаях на ру-эводителя и членов

экспертной комиссии общественной экологической кепертизы распространяются

установленные законом формы ответственнос-[ за допущенные правонарушения.

<а/сов порядок финансирования экологической экспертизы?

Финансирование государственной экологической экспертизы, в том числе

повторного проведения, ведется за счет средств заказчика документации,

подлежащей государственной экологической экспертизе, в полном соответст-яи со

сметой расходов и порядком проведения такой экспертизы, определяе­мыми

осуществляющим экологическую экспертизу специально уполномочен­ным

государственным органом.

Финансирование общественной экологической экспертизы происходит |за счет

собственных средств общественных организаций (объединений), об-щественных

экологических и других фондов, целевых добровольных денеж-|ных взносов

граждан и организаций, а также за счет средств, выделяемых на |основании

решений соответствующих органов местного самоуправления.

Какие существуют виды нарушений jзаконодательства РФ об экологической

экспертизе?

Федеральным законом «Об экологической экспертизе» предусмотрены рследующие

виды нарушений законодательства заказчиком документации, под-I лежащей

экологической экспертизе, и другими заинтересованными лицами:

- непредставление документации на экологическую экспертизу;

- фальсификация материалов, сведений и данных, представляемых на

экологическую экспертизу, а также сведений о результатах ее проведения;

принуждение эксперта экологической экспертизы к подготовке заве-|;домо

ложного заключения;

- создание препятствий организации и проведению экологической экс-«Пертизы;

уклонение от представления специально уполномоченным государст­венным органам

в области экологической экспертизы и общественным ор-анизациям, организующим

и проводящим экологическую экспертизу, не-бходимых материалов, сведений и

данных;

- реализация объекта экологической экспертизы без положительного за-очения

государственной экологической экспертизы;

- осуществление хозяйственной и иной деятельности, не соответствую-[ той

документации, которая получила положительное заключение госу-гвенной

экологической экспертизы.

К нарушениям законодательства РФ об экологической экспертизе руко-ями

специально уполномоченных государственных органов и руково-

дителями экспертных комиссий государственной экологической экспертизы

относятся:

- нарушение установленных Федеральным законом «Об экологической экспертизе»

правил и порядка проведения государственной экологической экспертизы;

- нарушение правил формирования и организации деятельности экс­пертных

комиссий государственной экологической экспертизы;

- неисполнение установленных указанным Законом для специально уполномоченного

государственного органа в области экологической экс­пертизы обязанностей;

- нарушение установленного порядка расходования перечисленных за­казчиком

документации средств на проведение государственной экологичес­кой экспертизы;

- несоответствие оплаты выполненных работ их объему и качеству;

- необоснованность материалов по учету выводов общественной эколо­гической

экспертизы и поступивших от органов местного самоуправления общественных

организаций, граждан аргументированных предложений по экологическим аспектам

хозяйственной и иной деятельности, которая под­лежит государственной

экологической экспертизе.

Нарушениями законодательства РФ в области экологической эксперти­зы со

стороны руководителей экспертной комиссии и ее экспертов является:

- нарушение требований законодательства РФ об экологической экспер­тизе и

законодательства субъектов Российской Федерации об экологической экспертизе,

а также законодательства Российской Федерации об охране ок­ружающей природной

среды, стандартов и иных нормативно-технических документов;

- необоснованность выводов заключения экологической экспертизы;

- фальсификация таких выводов;

- сокрытие от специально уполномоченного государственного органа в области

экологической экспертизы или от общественной организации (объ­единения),

организующих проведение экологической экспертизы, сведе­ний, исключающих

возможность быть экспертом государственной экологи­ческой экспертизы.

Среди нарушений законодательства РФ об экологической экспертизе должностными

лицами государственных органов исполнительной власти и ор­ганов федерального

надзора и контроля, а также органов местного самоуправ­ления указываются:

- фальсификация сведений и данных о результатах проведения экологи­ческой

экспертизы;

- выдача разрешений на специальное природопользование или неосуще­ствление

иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на

окружающую природную среду, без положительного заклю­чения государственной

экологической экспертизы;

- организация или проведение экологической экспертизы неправомочны-на то

органами, организациями и общественными организациями (объе-<ениями);

- прямое или косвенное вмешательство в работу специально уполномочен->1х

государственных органов в области экологической экспертизы, эксперт-•IX

комиссий и экспертов экологической экспертизы в целях оказания влия-|мя на ход

и результаты проведения государственной или общественной

логической экспертизы;

- незаконный отказ от государственной регистрации заявлений о прове-ении

общественной экологической экспертизы.

, Нарушениями законодательства РФ об экологической экспертизе со эроны

банковских организаций, их должностных лиц, иных юридических рщц, а также

граждан считается финансирование и кредитование объекта Экологической

экспертизы без положительного заключения государствен­ной экологической

экспертизы. ||fc. Указанный перечень нарушений законодательства об

экологической «'экспертизе, предусмотренный Федеральным законом «Об

экологической ^экспертизе», не является исчерпывающим. Законодательством

Российской |рфедерации, равно как и законодательством субъектов Российской

Федера-*Цции, могут быть установлены иные виды нарушений законодательства об

и Экологической экспертизе.

Какие виды юридической ответственности за нарушение ^законодательства об

экологической экспертизе

предусмотрены Федеральным законом |?<Юб экологической экспертизе»?

Й> Федеральным законом «Об экологической экспертизе» предусмотрены Цчетыре

вида юридической ответственности за нарушения законодательства ;5; Об

экологической экспертизе:

/р/ уголовная ответственность лиц, виновных в совершении нарушения

^законодательства РФ об экологической экспертизе или в нарушении, по-щдаекшем

за собой тяжкие прямые или косвенные экологические и иные по-.УЦеледствия, в

соответствии с УК РФ;

''"*'' административная ответственность лиц, виновных в совершении на-ушений,

которые указаны в статье 30 Федерального закона (перечисленные лше

нарушения), если эти нарушения не влекут за собой уголовную ответ-гвенность;

материальная ответственность должностных лиц, экспертов экологиче-эй экспертизы,

консультантов и иных работников, по вине которых органы Дологической экспертизы

и заказчик документации, подлежащей экологиче-эй экспертизе, понесли расходы в

связи с возмещением вреда, причиненно-> неправомерными действиями в области

экологической экспертизы; гражданско-правовая ответственность. Граждане и

юридические лица, которых были нарушены экологической экспертизой, заказчиками

до-лентации, подлежащей экологической экспертизе, и иными заинтересо-

ванными лицами в результате неисполнения последними законодательства

Российской Федерации об экологической экспертизе, могут требовать возме­щения

им убытков в установленном гражданским законодательством Россий­ской

Федерации порядке. Моральный вред, причиненный гражданину непра­вомерными

действиями в области экологической экспертизы, также подлежит компенсации

причинителем вреда в порядке, предусмотренном гражданским законодательством

РФ.

В данном Законе ничего не сказано о дисциплинарной ответственности ра­бочих и

служащих за нарушения законодательства об экологической эксперти­зе.

Представляется, что такая ответственность рабочих и служащих, виновных в

совершении указанных правонарушений, также может иметь место при соблю­дении

требований, предусмотренных законодательством о труде.

ю 10

[ОНОМИКО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ [РИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Каковы задачи экономического механизма охраны окружающей природной среды?

Действующим законодательством, в частности статьей 15 Закона «Об охране

окружающей при­родной среды», определены следующие задачи экономического

механизма охраны окружающей природной среды:

- планирование и финансирование природо-охранительных мероприятий;

- установление лимитов использования при­родных ресурсов, выбросов и сбросов

загрязняю­щих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов;

- установление нормативов платы и размеров платежей за использование

природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окру­жающую

природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия;

- предоставление предприятиям, учреждени­ям и организациям, а также гражданам

налого­вых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и

ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществлении

других эффективных мер по охране окружающей природной среды;

- возмещение вреда, причиненного окружа­ющей природной среде и здоровью

человека.

Государственные природоохранительные органы РФ совместно с органами

государственной статистики и с природопользователями ведут количествен­ный и

качественный учет природных ресурсов и вторичного сырья, определя­ют их

социально-экономическую оценку. На государственные природоохра­нительные

органы возлагается ведение государственного земельного, водного, лесного

кадастров, государственных кадастров недр, животного мира, особо охраняемых

природных территорий и объектов.

порядок планирования и финансирования мероприятий по охране окружающей

природной среды?

Планирование мероприятий по охране окружающей природной среды и

природопользованию осуществляется в рамках составления программ, про­гнозов

социально-экономического развития на основе государственной эко­логической

программы, с учетом природоресурсного потенциала отдельных регионов.

Финансирование мероприятий по охране окружающей природной среды производится

за счет:

- федерального бюджета, бюджета субъектов Российской Федерации и местных

бюджетов;

- средств предприятий, учреждений и организаций;

- федерального, республиканских, краевых, областных, местных эколо­гических

фондов;

- фондов экологического страхования;

- кредитов банков;

- добровольных взносов населения, иностранных юридических лиц и граждан, а

также других источников.

Платность природопользования и ее виды

Платность природопользования подразумевает взимание платы за при­родные

ресурсы, за загрязнение окружающей природной среды и за другие виды

воздействия.

Плата за природные ресурсы взимается:

- за право пользования природными ресурсами в пределах установлен­ных лимитов;

- за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;

- на воспроизводство и охрану природных ресурсов.

Плата за загрязнение окружающей природной среды взимается:

- за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и дру­гие виды

загрязнений в пределах установленных лимитов;

- за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и дру­гие виды

загрязнений сверх установленных лимитов.

Внесение платы за использование природных ресурсов не освобождает

природопользователей от выполнения мероприятий по охране окружающей природной

среды и возмещения вреда, причиненного экологическим право­нарушением.

tip такое экологические фонды и для чего они создаются?

Экологические фонды создаются для решения неотложных природо-_ранных задач,

восстановления потерь в окружающей природной среде, вмпенсации причиненного

вреда и других природоохранных задач. Они Ьедставляют собой единую систему

внебюджетных государственных эколо-рческих фондов, объединяющую федеральный

экологический фонд, рее-^ликанские, краевые, областные и местные фонды.

|а счет каких источников образуются экологические фонды?

Экологические фонды образуются за счет средств, поступающих от пред-риятий,

учреждений, организаций, граждан, а также иностранных юриди-ских и физических

лиц, в том числе:

It - платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую при-Ьдную

среду, размещение отходов и другие виды загрязнений;

- сумм, полученных по искам о возмещении вреда, и штрафов за эколо-Ические

правонарушения;

- средств от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, бытой с их

помощью продукции;

- полученных в виде дивидендов, процентов по вкладам, банковским де-|(озитам,

от долевого использования собственных средств фонда в деятель-•сти

предприятий и иных юридических лиц;

- инвалютных поступлений от иностранных юридических и физических лиц.

чем состоит экономическое стимулирование | рхраны окружающей природной среды?

Экономическое стимулирование рационального природопользования и [раны

окружающей природной среды осуществляется путем:

- установления налоговых и иных льгот, предоставляемых государствен-M и другим

предприятиям, учреждениям и организациям при внедрении оотходных и безотходных

технологий и производств, использовании >ричных ресурсов, осуществлении

другой деятельности, обеспечивающей ;родоохранительный эффект; .— освобождения

от налогообложения экологических фондов;

- передачи части средств экологических фондов на договорных услови-под

процентные займы предприятиям, учреждениям, организациям и щнам для

реализации мер по гарантированному снижению выбросов и юов загрязняющих

веществ;

установления повышенных норм амортизации основных производст-;ных

природоохранительных фондов; '••— применения поощрительных цен и надбавок на

экологически чистую

-дукцию;

- введения специального налогообложения экологически вредной про-[ии, а также

продукции, выпускаемой с применением экологически :ных технологий;

- применения льготного кредитования предприятий, учреждений, орга­низаций

независимо от форм собственности, эффективно осуществляющих охрану окружающей

природной среды.

Приведенный перечень мер экономического стимулирования рацио­нального

природопользования и охраны окружающей природной среды, предусмотренных

Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды» (ст. 24), не является

исчерпывающим. Законодательством Россий­ской Федерации и ее субъектов могут

быть установлены и другие виды эко­номического стимулирования охраны

окружающей природной среды.

Что понимается под лимитами на природопользование?

Лимиты на природопользование - это система экологических ограничений по

территориям, представляющая собой установленные предприятиям-при-

родопользователям на определенный срок объемы предельного использова­ния

(изъятия) природных ресурсов, предельных выбросов и сбросов загрязня­ющих

веществ в окружающую природную среду и размещения отходов производства.

Такие лимиты устанавливаются специально уполномоченными государ­ственными

органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды

исходя из необходимости поэтапного достижения норма­тивных объемов

использования природных ресурсов, предельно допустимых выбросов и сбросов

загрязняющих веществ в окружающую природную сре­ду и нормативных объемов

размещения отходов производства с учетом эко­логической обстановки в регионе.

Что такое экологическое страхование?

Законом «Об охране окружающей природной среды» (ст. 23) предусматри­вается

осуществление добровольного и обязательного экологического страхо­вания

предприятий, учреждений, организаций, а также граждан, объектов их

собственности, доходов на случай экологического и стихийного бедствия,

ава­рий и катастроф.

Как предусмотрено Основными направлениями развития национальной системы

страхования в Российской Федерации в 1998-2000 годах, утвержден­ными

Постановлением Правительства РФ от 1 октября 1998 г. № 1139, стра­хование

предоставляет гарантии восстановления нарушенных имуществен­ных интересов в

случае непредвиденных природных, техногенных и иных явлений, оказывает

позитивное влияние на укрепление финансов государ­ства. Оно не только

освобождает бюджет от расходов на возмещение убытков при наступлении

страховых случаев, но и является одним из наиболее ста­бильных источников

долгосрочных инвестиций. В нерыночной системе хо­зяйствования, отмечается в

данном нормативом акте, возмещение ущерба в основном осуществлялось

государством, которое из бюджета выделяло сред­ства на восстановление

разрушенных предприятий, жилья, ликвидацию по­следствий стихийных бедствий и

другие аналогичные цели, а система страхо­вания играла вспомогательную роль.

Для современной же России ускоренное

j развитие страхования как механизма защиты имущественных интересов лиц

'становится особенно значимым.

В связи с этим особенно важным является создание в Российской Феде­рации

эффективной системы страховой защиты имущественных интересов граждан и

юридических лиц, обеспечивающей:

- реальную компенсацию убытков (ущерба, вреда), причиняемых в ре­зультате

непредвиденных природных явлений, техногенных аварий и ката­строф и

негативных социальных обстоятельств, за счет резервов страховых организаций

при снижении нагрузки на бюджет;

- формирование необходимой для экономического роста надежной и ус­тойчивой

хозяйственной среды;

- максимальное использование страхования как источника инвестици-, онных

ресурсов.

Что представляют собой договоры на комплексное природопользование?

Согласно статье 18 Закона «Об охране окружающей природной среды» договор на

комплексное природопользование заключается между природо-пользователем и

исполнительным органом власти края, области, автоном­ной области, автономного

округа, района, города на основе заключения эко­логической экспертизы на

предполагаемую хозяйственную или иную деятельность и лицензии (разрешения) на

комплексное природопользова­ние. Таким договором предусматриваются условия и

порядок использования природных ресурсов, права и обязанности

природопользователя, размеры платежей за пользование природными ресурсами,

ответственность сторон и ! возмещение вреда, порядок разрешения споров.

Каков порядок выдачи лицензий

на комплексное природопользование?

Лицензии на такое природопользование выдаются природопользователю i

специально уполномоченным на то государственным органом Российской Фе-I

дерации в области охраны окружающей природной среды с указанием видов,

^объемов и лимитов хозяйственной деятельности по использованию природных I

ресурсов; экологических требований, при которых допускается использование

рприродных ресурсов; последствий несоблюдения этих требований.

Тема 11

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

Что такое экологический контроль и каковы его виды?

Экологический контроль - это определенный вид деятельности государственных и

обществен­ных органов по наблюдению за состоянием окру­жающей природной

среды, ее изменениями под влиянием хозяйственной и иной деятельности,

проверке выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному

использованию природных ресурсов, оздоровлению природы, со­блюдению

требований природоохранного зако­нодательства и нормативов качества

окружающей природной среды.

Различаются следующие виды экологическо­го контроля: государственный,

производствен­ный, общественный.

Какие органы осуществляют государственный экологический контроль и каковы их

полномочия?

Государственный экологический контроль осуществляется государственными

органами об­щей компетенции, а также специально уполномо­ченными органами

Российскбй Федерации и ее субъектов. Важнейшими их них являются:

Мини­стерство природных ресурсов РФ, Федеральная служба России по

гидрометеорологии и монито­рингу окружающей среды и их органы на местах.

Должностные лица органов государственного экологического контроля имеют право

в уста­новленном порядке:

- посещать предприятия, учреждения, организации, независимо от форм

собственности и подчинения, включая воинские части, специальные объек­ты и

службы Вооруженных Сил, органов внутренних дел и государствен­ной

безопасности, знакомиться с документами, результатами анализов, иными

материалами, необходимыми для выполнения их служебных обязан­ностей;

- проверять работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств,

средств их контроля, соблюдение нормативов качества окружаю­щей природной

среды, природоохранного законодательства, выполнение планов и мероприятий по

охране окружающей природной среды;

- выдавать разрешения на право выброса, сброса, размещения вредных веществ;

- устанавливать, по согласованию с органами санитарно-эпидемиологи-ческого

надзора нормативы выбросов, сбросов вредных веществ стационар­ными

источниками загрязнения окружающей природной среды;

- назначать государственную экологическую экспертизу, обеспечивать контроль

за выполнением ее заключения;

- требовать устранения выявленных недостатков, давать в пределах

пре­доставленных прав указания или заключения по размещению, проектирова­нию,

строительству, реконструкции, вводу в эксплуатацию, эксплуатации объектов;

- привлекать в установленном порядке к административной ответствен­ности

виновных лиц, направлять материалы о привлечении их к дисципли­нарной,

административной или уголовной ответственности, предъявлять в суд или

арбитражный суд иски о возмещении вреда, причиненного окружающей природной

среде или здоровью человека нарушениями природоохранитель-ного

законодательства;

- принимать решения об ограничении, приостановлении, прекращении работы

предприятий, сооружений, иных объектов и любой деятельности, причиняющей вред

окружающей природной среде и несущей потенциаль­ную опасность для здоровья

человека.

Решения указанных органов обязательны для исполнения. Они могут быть

обжалованы в суд или арбитражный суд.

Как осуществляется производственный экологический контроль?

Производственный экологический контроль осуществляется экологиче­ской службой

предприятия, учреждения, организации. Он имеет задачей проверку выполнения

планов и мероприятий по охране природы и оздоров-• лению окружающей среды,

рациональному использованию и воспроизвод-ству природных ресурсов, соблюдения

нормативов качества окружающей ' природной среды, выполнения требований

природоохранительного законо-|дательства. Порядок организации

производственного экологического кон-Цтроля регулируется положениями,

утверждаемыми самими предприятиями,

учреждениями и организациями на основании Закона «Об охране окружаю­щей

природной среды».

Как осуществляется

общественный экологический контроль?

Общественный экологический контроль осуществляется профессиональ­ными союзами

Российской Федерации и иными общественными организаци­ями, трудовыми

коллективами, гражданами. Его задача - проверка выполне­ния требований

природоохранительного законодательства министерствами и ведомствами,

предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от их формы

собственности и подчиненности, должностными лицами и гражда­нами. Порядок

проведения общественного экологического контроля регулиру­ется Законом «Об

охране окружающей природной среды», законодательством о профессиональных

союзах Российской Федерации и других общественных организациях.

Тема 12

ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

ЗА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Что такое экологическое правонарушение?

Под экологическим правонарушением пони­мается виновное противоправное деяние,

нару­шающее природоохранительное законодательст­во и причиняющее вред

окружающей природной среде и здоровью человека.

Каковы существуют виды юридической ответственности за экологическое

правонарушение ?

Должностные лица и граждане, совершившие экологическое правонарушение, несут

дисципли­нарную, материальную, гражданско-правовую, административную,

уголовную ответственность.

Предприятия, организации и учреждения за совершенные экологические

правонарушения не­сут административную и гражданско-правовую ответственность.

в чем состоит

дисциплинарная ответственность

за экологические правонарушения?

Должностные лица и другие работники пред­приятий, учреждений, организаций в

соответст­вии с положениями, уставами, правилами внут­реннего распорядка и

другими нормативными актами несут дисциплинарную ответственность. Статьей 136

КЗоТ предусмотрены следующие меры дисциплинарных взысканий за те или иные

нарушения трудовой дисциплины: замечание, выговор, строгий выговор,

увольнение. Законода-

тельством о дисциплинарной ответственности могут быть установлены для

отдельных категорий работников и другие дисциплинарные взыскания. За­коном

«Об охране окружающей природной среды» (п. 2 ст. 82) установлено, что

руководители предприятий, учреждений, организаций и иные виновные работники

могут быть полностью или частично лишены премий или иных средств поощрения за

невыполнение планов и мероприятий по охране при­роды, нарушение нормативов

качества окружающей природной среды или природоохранительного

законодательства.

Что понимается под материальной ответственностью за экологические

правонарушения?

Материальная ответственность за экологические правонарушения — это

определенная трудовым, а не гражданским законодательством имуществен­ная

ответственность должностных лиц и иных работников, по вине которых

предприятие, учреждение, организация понесли расходы, связанные с

воз­мещением причиненного экологическим правонарушением вреда.

Эта ответственность носит регрессивный характер и имеет целью возме­щение

предприятиям, учреждениям и организациям понесенных имущест­венных потерь по

вине неправомерных действий их работников.

Трудовое законодательство подробно регламентирует порядок и условия

материальной ответственности рабочих и служащих. Они, согласно ста­тье 118

КЗоТ, несут такую ответственность лишь при условии, что причи­ненный ими

ущерб произошел при исполнении ими своих трудовых обязан­ностей и по их вине.

Другой особенностью этой ответственности, отличающей ее от имущественной

ответственности по гражданскому зако­нодательству, является то, что она

носит, как правило, ограниченный харак­тер. Ее размеры чаще всего

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


© 2007
Использовании материалов
запрещено.