РУБРИКИ

Шпора: Крутая шпора

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Шпора: Крутая шпора

или искусственно созданной среде обитания в целях сохранения ре­сурса и

генетического фонда объектов животного мира и в иных научных и воспитательных

целях, регулируются Федеральным законом «О животном мире», другими

федеральными законами и иными нормативными правовы­ми актами Российской

Федерации, а также законами и нормативными пра­вовыми актами субъектов РФ.

Отношения в области охраны и использования домашних животных, а также диких

животных, содержащихся в неволе, ре­гулируются другими нормативными актами.

Отношения в области охраны и использования среды обитания объектов животного

мира регулируются Фе­деральным законом «О животном мире» и иными принятыми в

соответствии с ним правовыми актами. Отношения в области охраны и

использования объ­ектов животного мира континентального шельфа и

исключительной эконо­мической зоны Российской Федерации регулируются

Федеральным законом «О животном мире» в той мере, в какой это допускается

федеральными зако­нами и нормами международного права.

В Федеральном законе «О животном мире» оговорено, что имущественные отношения

в области охраны и использования животного мира регулируются гражданским

законодательством, если иное не предусмотрено данным Феде­ральным законом и

иными правовыми актами Российской Федерации.

Каковы формы и виды собственности на объекты

животного мира?

Согласно ст. 4 Федерального закона «О животном мире» животный мир в пределах

территории Российской Федерации является государственной собст­венностью. На

континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российская

Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию в отношении

объектов животного мира в порядке, определяемом данным Федеральным законом и

другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормами

международного права.

Разграничение государственной собственности на животный мир на два ее вида -

федеральную собственность и собственность субъектов Россий-

I: ской Федерации — осуществляется в порядке, установленном федеральным

законом.

К федеральной собственности могут быть отнесены следующие объекты животного

мира:

- редкие, находящиеся под угрозой исчезновения, а также занесенные в Красную

книгу Российской Федерации;

- обитающие на особо охраняемых природных территориях федерально­го значения;

- населяющие территориальное море, континентальный шельф и исклю­чительную

экономическую зону Российской Федерации;

- подпадающие под действие международных договоров Российской Фе-;' дерации;

- отнесенные к особо охраняемым, ценным в хозяйственном отношении;

- естественно мигрирующие по территориям двух и более субъектов Рос­сийской

Федерации.

От имени Российской Федерации и ее субъектов права собственника осу­ществляют

органы государственной власти, указанные в Федеральном зако­не «О животном

мире», в пределах их компетенции, определенной соответ­ствующими статутными

актами.

Объекты животного мира, изъятые из среды обитания в установленном порядке,

могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах

собственности.

Каковы виды и способы пользования животным миром?

Согласно действующему законодательству, в частности ст. 34 Закона «О животном

мире», юридические и физические лица могут осуществлять следующие виды и

способы пользования животным миром.

1) охота;

2) рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских мле­копитающих;

3) добыча объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства;

4) использование полезных свойств жизнедеятельности животного ми­ра -

почвообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опы-*• лителей

растений, биофильтраторов и других;

; 5) изучение, исследование и иное использование животного мира в

науч­ных, культурно-просветительских, воспитательных, рекреационных, эсте-ч

тических целях без изъятия их из среды обитания;

6) извлечение полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира.

Законами и другими нормативно-правовыми актами Российской Феде-|'. рации и ее

субъектов могут быть предусмотрены и иные виды пользования | животным миром.

Кому принадлежит право пользования животным миром?

Животный мир на территории Российской Федерации предоставляется в пользование

российским и иностранным юридическим лицам, гражданам РФ, иностранным

гражданам и лицам без гражданства. Предоставление осу­ществляется в порядке,

установленном действующим законодательством (Федеральным законом «О животном

мире», гражданским, земельным, вод­ным и лесным законодательством РФ).

Приоритет в предоставлении живот­ного мира в пользование на конкретной

территории или акватории отдается российским юридическим лицам и гражданам

Российской Федерации.

Каковы основания и порядок прекращения пользования

животным миром?

Пользование животным миром прекращается (полностью или частично)

в случаях:

- отказа от пользования;

- истечения установленного срока пользования;

- нарушения законодательства Российской Федерации об охране окру­жающей

природной среды и условий пользования животным миром, огово­ренных в лицензии

на пользование им;

- возникновения необходимости в изъятии из пользования объектов жи­вотного

мира в целях их охраны;

- использования территории, акватории для государственных нужд, ис­ключающих

пользование животным миром;

- ликвидации предприятия, учреждения, организации - пользователей

животным миром.

Решение о прекращении пользования животным миром может быть об­жаловано в суд

в установленном порядке.

Какова структура экономического регулирования охраны и использования объектов

животного мира?

Экономическое регулирование охраны и использования животного мира

включает:

— учет и экономическую оценку объектов животного мира;

— экономически обоснованную систему платежей за пользование живот­ным миром;

— бюджетное финансирование мероприятий по охране и воспроизводст­ву объектов

животного мира;

— экономически обоснованную систему штрафов и исков за нарушение

законодательства Российской Федерации об охране и использовании живот­ного

мира;

— целенаправленное использование средств, полученных от реализации

конфискованных орудий незаконного добывания объектов животного мира, в том

числе транспортных средств и продукции, в порядке, предусмотренном за-

конодательством Российской Федерации, а также добровольных взносов граж­дан и

юридических лиц.

Какова система экономического стимулирования охраны, воспроизводства и

устойчивого использования объектов животного мира?

Экономическое стимулирование указанной деятельности включает:

- установление налоговых и иных льгот, предоставляемых юридическим лицам и

гражданам, обеспечивающим охрану, воспроизводство и устойчи­вое использование

объектов животного мира, а также охрану и улучшение состояния среды их

обитания;

- предоставление юридическим лицам льготных кредитов на выполне­ние работ по

охране и воспроизводству объектов животного мира;

- премирование должностных лиц и граждан, осуществляющих охрану животного

мира, за выявленные нарушения законодательства об охране и использовании

животного мира.

Действие системы экономического стимулирования в области охраны и

ис­пользования животного мира, говорится в статье 54 Федерального закона «О

животном мире», обеспечивается специальным законодательством Россий­ской

Федерации.

Каковы полномочия органов государственной власти Российской Федерации в

области охраны и использования животного мира?

К полномочиям указанных государственных органов относятся:

- определение государственной политики в области охраны и использо­вания

животного мира;

- установление единой инвестиционной политики в данной сфере;

- разработка и совершенствование федерального законодательства в данной сфере

и контроль за его соблюдением;

- координация деятельности органов государственной власти субъектов

Российской Федерации в области охраны и использования животного мира в

пределах территории Российской Федерации;

- организация и осуществление охраны, государственный контроль и

ре­гулирование использования объектов животного мира, отнесенных к

феде­ральной собственности, на территории Российской Федерации, объектов

животного мира, постоянно или временно населяющих континентальный шельф и

исключительную экономическую зону Российской Федерации, и среды их обитания;

- установление порядка предоставления лицензий на пользование жи­вотным миром;

- определение порядка ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее пределы

диких животных, их частей и полученной из них продукции;

~- осуществление мер по восстановлению объектов животного мира и среды их

обитания;

~ ведение Красной книги Российской Федерации;

- осуществление иных полномочий, предусмотренных действующим

за­конодательством (см. ст. 5 Федерального закона «О животном мире»).

Каковы полномочия органов государственной власти субъектов РФ в области

охраны и использования животного мира?

Таковыми являются:

- принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ в области

использования и охраны животного мира в соответствии с Феде­ральным законом

«О животном мире»;

- участие в разработке и реализации федеральных программ по охране,

воспроизводству и устойчивому использованию объектов животного мира и

среды их обитания;

- установление территориальных правил, лимитов и нормативов в обла­сти

использования объектов животного мира в пределах своей компетенции;

- предоставление права пользования объектами животного мира, отно­сящимися к

собственности субъектов РФ;

- согласование интересов пользователей животным миром с интересами

пользователей другими природными ресурсами;

- организация охраны и воспроизводства объектов животного мира и

среды их обитания;

- учреждение и ведение Красной книги субъектов РФ;

- осуществление иных полномочий, предусмотренных действующим

за­конодательством (см. ст. 6 Федерального закона «О животном мире). Каковы

полномочия в области охраны и использования объектов животного мира у органов

местного самоуправления?

Органам местного самоуправления могут передаваться отдельные госу­дарственные

полномочия в области охраны и использования объектов жи­вотного мира в

соответствии с законодательством Российской Федерации и ее субъектов с

передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

Какое участие в охране и использовании животного мира принимают коренные

малочисленные народы и этнические общности?

Коренные малочисленные народы и этнические общности, если среда их обитания и

традиционный образ жизни связаны с животным миром, наряду с общими правами

граждан в данной области наделяются,-особыми правами. Они вправе применять

традиционные методы добывания объектов животно­го мира и продуктов их

жизнедеятельности, если таковые не ведут прямо или косвенно к снижению

биологического разнообразия, не сокращают числен-

J^X

;' ность и устойчивое воспроизводство объектов животного мира, не нарушают

среду их обитания и не представляют опасности для человека. Это право

представители коренных малочисленных народов и этнических общностей могут

осуществлять как индивидуально, так и коллективно, объединяясь в семейные,

родовые, территориально-хозяйственные общины, союзы охотни­ков, собирателей,

рыболовов и др. Коренные малочисленные народы и этни­ческие общности, а также

граждане, принадлежащие к этим группам населе­ния, и их объединения имеют

право на приоритетное пользование животным миром на территориях их

традиционного расселения и хозяйственной дея­тельности.

Право на приоритетное пользование животным миром включает:

— предоставление первоочередного выбора промысловых угодий гражда­нам,

принадлежащим к указанным группам населения, и их объединениям;

~ льготы в отношении сроков и районов добывания объектов животного мира,

полового, возрастного состава и количества добываемых объектов жи­вотного

мира, а также продуктов их жизнедеятельности;

— иные виды пользования животным миром, согласованные со специ­ально

уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию

использования объектов животного мира и среды их оби­тания.

Таким же правом обладают и иные граждане, постоянное проживающие на данной

территории и включенные на законных основаниях в одну из та­ких групп

населения.

Какое участие в охране и использовании животного мира принимают граждане и

юридические лица?

Граждане и юридические лица, включая общественные объединения и ре­лигиозные

организации, участвуют в охране и использовании животного мира, сохранении и

восстановлении среды его обитания в установленном законода­тельством

Российской Федерации порядке. В этой связи они наделяются сле­дующими

правами:

— получать от органов государственной власти соответствующую инфор­мацию,

если иное не установлено законодательством РФ;

— проводить общественную экологическую экспертизу;

— осуществлять общественный контроль;

— проводить мероприятия по охране животного мира и среды его обита-

- содействовать реализации соответствующих государственных про­грамм.

Участие международных общественных организаций в охране и исполь­зовании

объектов животного мира на территории Российской Федерации ^регламентируется

ее международными договорами.

Какие органы осуществляют государственное управление в области охраны и

использования животного мира?

Как предусмотрено статьей 11 Закона «О животном мире», государствен­ное

управление в области охраны и использования животного мира осуще­ствляют

Президент Российской Федерации, Правительство РФ, органы ис­полнительной

власти субъектов Российской Федерации и специально уполномоченные

государственные органы по охране, контролю и регулиро­ванию использования

объектов животного мира и среды их обитания. По­следние состоят из

федеральных государственных органов по охране, кон­тролю и регулированию

использования объектов животного мира и среды их обитания и их

территориальных (бассейновых) подразделений. Они образу­ют систему

государственных органов управления, обеспечивающую осуще­ствление комплексных

мер по охране, воспроизводству и устойчивому ис­пользованию объектов

животного мира и среды их обитания. Их полномочия и структура

определяются Правительством Российской Феде­рации на основе требований Закона

«О животном мире».

Важную роль в охране животного мира и регулировании его использова­ния играет

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, вы­полняющее наряду с

другими задачами и функциями разработку и реализа­цию мероприятий по охране

окружающей среды и природных ресурсов в отраслях сельского хозяйства, пищевой

и перерабатывающей промышлен­ности. Оно, в частности, осуществляет

государственное управление охотни­чьими хозяйствами, охрану и контроль за

охотничьими животными и веде­нием охотничьего хозяйства.

Значительна роль в охране и рациональном использовании животного мира

Министерства природных ресурсов Российской Федерации, одной из задач которого

является проведение единой научно-технической политики в области водного

хозяйства, использования, охраны и восстановления вод­ных ресурсов,

установления водоохранных зон и соблюдения хозяйственной деятельности в

пределах этих зон.

Большую роль в охране животного мира и рациональном его использова­нии играют

государственные комитеты Российской Федерации по рыболов­ству и охране

окружающей среды, на которые возложено осуществление го­сударственной

политики в области охраны и использования животного мира и окружающей

природной среды в целом.

Каковы основные принципы государственного управления в области охраны и

использования животного мира?

Основными принципами государственного управления в области охраны и

использования животного мира являются:

— обеспечение устойчивого существования и использования животного

мира;

- поддержка деятельности, направленной на охрану животного мира и

среды его обитания;

ЙчЙ

осуществление пользования животным миром способами, не допуска­ющими

жестокого обращения с животными, в соответствии с общими прин­ципами

гуманности;

недопустимость совмещения деятельности по государственному кон-\ тролю за

использованием животного мира и охраной его и среды обитания с деятельностью

по использования объектов животного мира;

— привлечение граждан и общественных объединений к решению задач в области

охраны, воспроизводства и устойчивого использования объектов животного мира;

— отделение права пользования животным миром от права пользования землей и

другими природными ресурсами;

— платность пользования животным миром;

I — приоритет международного права в области использования и охраны I

животного мира и среды его обитания.

*••

: Каковы цели ведения государственного учета

I и государственного кадастра объектов животного мира?

|i Государственный учет объектов животного мира и их использования, а ; также

государственный кадастр этих объектов ведутся в целях обеспечения

* охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления д среды

его обитания. Государственный учет и прогнозирование состояния ,• животного

мира осуществляют специально уполномоченные государствен-

1 ные органы по охране, контролю и регулированию использования объектов

"животного мира и среды их обитания.

v Что такое «государственный кадастр объектов животного мира»?

Государственный кадастр объектов животного мира - это реестр сведений > о

географическом распространении объектов животного мира, их численнос-;,, ти, а

также среде их обитания, хозяйственном использовании и других необхо-f димых

данных.

I Что собой представляет государственный мониторинг объектов животного мира?

* Государственный мониторинг объектов животного мира - это система регу-

|;лярных наблюдений за распространением, численностью, физическим состоя­нием

объектов животного мира, структурой, качеством и площадью среды их обитания.

Он проводится в целях своевременного выявления происходящих в состоянии

объектов животного мира изменений, их оценки, предупреждения устранения

последствий неблагоприятных явлений для сохранения биологи­ческого

разнообразия, обеспечения устойчивого состояния объектов животно-мира и

научно обоснованного их использования.

Каковы задачи государственного контроля в области охраны, воспроизводства и

использования объектов животного мира и среды их обитания?

Задачей государственного контроля в указанной области является обеспе­чение

соблюдения всеми юридическими лицами и гражданами требований

за­конодательства Российской Федерации и ее субъектов об охране и

использо­вании объектов животного мира. Порядок осуществления

государственного контроля определяется Правительством Российской Федерации.

Каковы виды ответственности

за нарушение законодательства об охране

и использовании животного мира?

Статьей 55 Федерального закона «О животном мире» предусмотрены три вида

ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об охране

и использовании животного мира: административная, граждан­ско-правовая и

уголовная ответственность, Однако должностные лица, рабо­чие и служащие,

нарушающие законодательство об охране и использовании животного мира, могут

нести также дисциплинарную и материальную ответст­венность в порядке и

размерах, предусмотренных трудовым законодательст­вом Российской Федерации.

Закон «О животном мире» (ст. 55) устанавливает, что юридическую

от­ветственность влекут следующие виды нарушений законодательства Россий­ской

Федерации об охране и использовании животного мира:

- нарушение порядка осуществления пользования животным миром, а также

незаконный ввоз в Российскую Федерацию животных или растений, признанных

наносящими ущерб объектам животного мира, занесенным в

Красную книгу;

- нарушение правил транспортировки, хранения и применения средств защиты

растений и других препаратов, причинивших ущерб животному миру;

- уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения объек­тов

животного мира или совершение иных действий, которые могут привес­ти к

гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания ука­занных

объектов животного мира;

- нарушение правил охоты и рыболовства, а также правил осуществле­ния других

видов пользования животным миром;

- нарушение правил китобойного промысла;

- ввоз в Российскую Федерацию и вывоз за ее пределы объектов живот­ного мира,

их продуктов и частей без соответствующего разрешения;

- нарушение требований по предотвращению гибели объектов животного мира в

процессе хозяйственной деятельности и при эксплуатации транспорт­ных средств;

- нарушение режима охраны объектов животного мира в государствен­ных

природных заповедниках и заказниках, заповедных зонах националь-

ных парков и на других особо охраняемых природных территориях, аквато­риях;

~ уничтожение или повреждение аншлагов и других знаков, установлен­ных

пользователями животным миром или специально уполномоченными государственными

органами по охране, контролю и регулированию исполь­зования объектов

животного мира и среды их обитания, а также зданий и других сооружений,

принадлежащих указанным пользователям и органам;

— нарушение установленного порядка предоставления лицензий на пользование

животным миром и разрешений на изъятие объектов животно­го мира из среды их

обитания;

- сокрытие или искажение информации о состоянии и численности объ­ектов

животного мира, имеющей большое значение для безопасности насе­ления и

домашних животных, для устойчивого использования объектов жи­вотного мира, их

воспроизводства и качества среды их обитания.

Предусмотрено также, что незаконно добытые объекты животного мира, их части и

выработанная из них продукция, а также орудия незаконного до­бывания объектов

животного мира, в том числе транспортные средства, под­лежат безвозмездному

изъятию или конфискации в порядке, установленном законодательством Российской

Федерации.

В целях недопущения возможных противоречий и несогласованности норм права о

тех или иных видах юридической ответственности представля­ется целесообразным

предусматривать их не в отдельных законодательных актах, посвященных тем или

иным объектам природы, а в специальных за­конах (кодексах), регулирующих те

или иные виды ответственности за нару­шение действующего законодательства.

Тема 19

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ

ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ И ОБЪЕКТОВ

Что понимается в действующем законодательстве под особо охраняемыми

природными территориями?

Особо охраняемые природные территории -

это участки земли, водной поверхности и воз­душного пространства над ними,

где располага­ются природные комплексы и объекты, имеющие особое

природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и

оздоровительное значение, изъятые полностью или частично из хозяйственного

использования, для которых ус­тановлен особый режим правовой охраны.

Что представляет собой законодательство об особо охраняемых природных

территориях?

Законодательство РОССИЙСКОЙ Федерации об особо охраняемых природных

территориях, осно­вывающееся на соответствующих положениях Конституции

Российской Федерации, состоит из Федерального закона от 14 марта 1995 г. №

33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», принимаемых в соответствии

с ним других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации,

а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской

Федерации.

На какие категории и виды подразделяются особо охраняемые природные территории?

С учетом особенностей режима охраны при­родных территорий и статуса

находящихся на

них природоохранных учреждений различаются следующие виды этих тер­риторий:

- государственные природные заповедники, в том числе биосферные;

- национальные парки;

- природные парки;

- государственные природные заказники;

- памятники природы;

- дендрологические парки и ботанические сады;

- лечебно-оздоровительные местности и курорты.

/Гаков правовой режим

государственных природных заповедников?

На территории государственного природного заповедника полностью изымаются из

хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты —

земля, воды, недра, растительный и животный мир, имеющие природоохранное,

научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной

среды, типичные или редкие ланд­шафты, места сохранения генетического фонда

растительного и животного мира. Такие заповедники являются природоохранными,

научно-исследова­тельскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение

естест­венного хода природных процессов, генетического фонда растительного и

животного мира, отдельных видов растений и животных, типичных и уни­кальных

экологических систем.

Земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на тер­ритории

государственного заповедника, предоставляются в пользование на правах,

предусмотренных федеральными законами. Имущество государст­венных природных

заповедников является федеральной собственностью. Здания, сооружения,

историко-культурные и другие объекты закрепляются за государственным

природным заповедником на праве оперативного уп­равления. Запрещено изъятие

или иное прекращение прав на земельные участки и другие природные ресурсы,

которые включены в государственные природные заповедники. Природные ресурсы и

недвижимое имущество го­сударственных природных заповедников по действующему

законодательст­ву полностью изъяты из оборота. Они не могут отчуждаться или

переходить от одного лица к другому какими-либо иными способами.

Положение о государственном заповеднике, его статус утверждаются ор­ганом,

уполномоченным на то Правительством Российской Федерации.

^Каковы задачи государственных природных заповедников действующему

законодательству?

Согласно статье 7 Федерального закона «Об особо охраняемых природ-[X

территориях» на государственные природные заповедники возлагаются [едующие

задачи:

- осуществление охраны природных территорий в целях сохранения

би­ологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии

охра­няемых природных комплексов и объектов;

- организация и проведение научных исследований;

- осуществление экологического мониторинга в рамках общегосударст­венной

системы мониторинга окружающей природной среды;

- экологическое просвещение;

- участие в государственной экологической экспертизе проектов и схем

размещения хозяйственных и иных объектов;

- содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области ох­раны

окружающей природной среды. Каков порядок образования государственных.

природных заповедников?

Государственный природный заповедник учреждается постановлением Правительства

РФ при условии согласия субъектов Российской Федерации на отнесение его

территории к объектам федеральной собственности. Такое постановление

принимается по представлению органов государственной власти субъектов РФ и

специально уполномоченного на то государственно­го органа РФ в области охраны

окружающей природной среды.

Какое режим особой охраны государственных природных заповедников?

На территории государственного заповедника запрещается любая дея­тельность,

противоречащая задачам, стоящим перед ним, и режиму особой охраны его

территории, установленному в положении о данном государст­венном природном

заповеднике. Вместе с тем на территориях государствен­ных природных

заповедников допускается деятельность, направленная на:

— сохранение в естественном состоянии природных комплексов, восста­новление и

предотвращение изменений природных комплексов и их компо­нентов в результате

антропогенного воздействия;

— поддержание условий, обеспечивающих санитарную и противопожар­ную

безопасность;

— предотвращение условий, способных вызвать стихийные бедствия, уг­рожающие

жизни людей и населенным пунктам;

— осуществление экологического мониторинга;

— ведение эколого-просветительской работы;

— осуществление контрольно-надзорных функций.

Кроме того, в Федеральном законе «Об особо охраняемых территориях» особо

оговорено, что в государственных природных заповедниках могут вы­деляться

участки, на которых исключается всякое вмешательство человека в природные

процессы. Размеры таких участков определяются исходя из не­обходимости

сохранения всего природного комплекса в естественном состо­янии.

Какие государственные природные заповедники имеют статус государственных

природных биосферных заповедников?

Статус природных биосферных заповедников имеют государственные природные

заповедники, входящие в международную систему биосферных резерватов,

осуществляющих глобальный экологический мониторинг. К территориям таких

заповедников могут быть присоединены территории биосферных полигонов, в том

числе с дифференцированным режимом осо­бой охраны и функционирования.

Каковы особенности правового положения государственных природных заповедников?

По действующему законодательству государственные природные запо­ведники

являются некоммерческими организациями, финансируемыми за счет средств

федерального бюджета. Они вправе распоряжаться в установ­ленном порядке

следующими средствами:

- от научной, природоохранной, рекламно-издательской и иной деятель­ности, не

противоречащей задачам государственных природных заповедников;

- полученными в счет возмещения ущерба, причиненного природным комплексам и

объектам, расположенным на территориях государственных природных

заповедников;

- от реализации конфискованных в установленном порядке орудий охо­ты,

рыболовства и продукции незаконного природопользования;

- в порядке безвозмездной помощи и благотворительных взносов.

Штрафы, налагаемые в административном порядке за экологические

правонарушения, взысканные по постановлениям должностных лиц госу­дарственных

природных заповедников, поступают в самостоятельное распо­ряжение

государственных природных заповедников и учитываются на от­дельном балансе.

Государственные природные заповедники пользуются определенными льготами по

налогообложению. Они вправе иметь свою символику - флаги, вымпелы, эмблемы и

т.п.

Каков правовой режим национальных парков?

Согласно статье 12 Федерального закона «Об особо охраняемых природных

территориях» национальные природные парки являются природоохранными, эколого-

просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, тер­ритории

(акватории) которых включают в себя природные комплексы и объек­ты, имеющие

особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, ,и которые

предназначены для использования в природоохранных, просвети­тельских, научных

и культурных целях и для регулируемого туризма. ;.'" Историко-культурные

объекты, поставленные на государственную охра-:ну, передаются в пользование

национальным паркам только по согласова-*нию с государственным органом охраны

памятников истории и культуры.

В отдельных случаях в границах национальных парков могут находиться земельные

участки иных пользователей, а также собственников. Националь­ные парки имеют

исключительное право приобретения указанных земель за счет средств

федерального бюджета и иных незапрещенных источников.

Национальные парки относятся исключительно к объектам федеральной

собственности. Здания, сооружения, историко-культурные и другие объек­ты

недвижимости закрепляются за национальными парками на праве опера­тивного

управления.

Национальный парк функционирует на основании положения, утверж­денного

государственным органом, в ведении которого он находится, по со­гласованию со

специально уполномоченным на то государственным орга­ном Российской Федерации

в области охраны окружающей природной среды. Каковы основные задачи

национальных парков?

На национальные парки возложены следующие основные задачи: сохранение

природных комплексов, уникальных и эталонных природ­ных участков и объектов;

сохранение историко-культурных объектов; экологическое просвещение населения;

создание условий для регулируемого туризма и отдыха; разработка и внедрение

научных методов охраны природы и экологиче­ского просвещения;

осуществление экологического мониторинга;

восстановление нарушенных природных и историко-культурных ком­плексов и

объектов. Каков порядок образования национальных парков?

Национальные парки учреждаются постановлением Правительства Рос­сийской

Федерации при условии согласия субъектов Российской Федерации на отнесение

соответствующих территорий субъектов РФ к объектам феде­ральной

собственности, принимаемым на основании представления органов государственной

власти субъектов РФ и специально уполномоченного на то государственного

органа Российской Федерации в области охраны окружа­ющей природной среды.

Так, Постановлением Правительства РФ от 9 янва­ря 1994 г. было принято

предложение администрации Орловской области, согласованное с Федеральной

службой лесного хозяйства России и другими заинтересованными министерствами и

ведомствами Российской Федера­ции, о создании на территории Орловской области

национального природ­ного парка «Орловское полесье» Федеральной службы

лесного хозяйства России общей площадью 77 745 гектаров.

в чем заключается режим особой охраны территорий национальных парков?

На территориях национальных парков устанавливается дифференциро­ванный режим

особой охраны с учетом их природных, историко-культур­ных и иных

особенностей. Исходя из этого, на территориях национальных парков могут быть

выделены различные функциональные зоны, в том числе:

заповедная, в пределах которой запрещены любая хозяйственная дея­тельность и

рекреационное использование территории;

особо охраняемая, в пределах которой обеспечиваются условия для со­хранения

природных комплексов и объектов и допускается строго регулиру­емое посещение;

познавательного туризма, предназначенная для организации экологиче­ского

просвещения и ознакомления с достопримечательными объектами на­ционального

парка;

рекреационная, предназначенная для отдыха;

охраны историко-культурных объектов, в пределах которой обеспечива­ются

условия для их сохранения;

обслуживания посетителей, предназначенная для размещения мест ноч­лега,

палаточных лагерей и иных объектов туристского сервиса, культурно­го,

бытового и информационного обслуживания посетителей;

хозяйственного назначения, в пределах которой осуществляется хозяйст­венная

деятельность, необходимая для обеспечения функционирования на­ционального

парка.

На территориях национальных парков запрещена любая деятельность, которая

может нанести ущерб природным комплексам, объектам раститель­ного и животного

мира, культурно-историческим объектам, в том числе:

- разведка и разработка полезных ископаемых;

- деятельность, влекущая нарушение почвенного покрова и геологичес­ких

обнажений;

- строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропе­редачи и

других коммуникаций;

- рубка главного пользования, проходные рубки, заготовка живицы, промысловые

охота и рыболовство и др.

Что такое природные парки?

Природными парками являются природоохранные рекреационные уч­реждения,

находящиеся в ведении субъектов Российской Федерации, терри­тории которых

включают природные комплексы и объекты, имеющие зна­чительную экологическую и

эстетическую ценность. Они предназначены для использования в природоохранных,

просветительских и рекреационных целях.

Какое порядок образования природных парков?

Решение об образовании природных парков принимают органы государ­ственной

власти субъектов Российской Федерации по представлению спе­циально

уполномоченных на то государственных органов Российской Феде­рации в области

охраны окружающей природной среды по согласованию с органами местного

самоуправления. Каковы особенности правового положения природных парков?

Природные парки, хотя и являются юридическими лицами, не имеют в качестве

цели своей деятельности извлечение прибыли, то есть являются не­коммерческими

организациями. Они вправе распоряжаться средствами, по­лученными:

- в счет возмещения ущерба, причиненного в результате деятельности

физических и юридических лиц;

- в результате рекреационной, рекламно-издательской и иной деятель­ности, не

противоречащей задачам природных парков;

- в порядке безвозмездной помощи физических и юридических лиц, в том числе

иностранных граждан и международных организаций.

На территориях природных парков могут быть выделены природоохран­ные,

рекреационные, агрохозяйственные и иные функциональные зоны, включая зоны

охраны историко-культурных комплексов и объектов.

Что такое государственные природные заказники?

Под государственными природными заказниками понимаются террито­рии

(акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстанов­ления

природных комплексов или их компонентов и поддержания экологи­ческого

баланса.

Они могут быть федерального или регионального значения, а также:

комплексными (ландшафтными), предназначенными для сохранения и восстановления

природных комплексов (природных ландшафтов);

биологическими (ботаническими и зоологическими), предназначенными для

сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в

том числе ценных в хозяйственном, научном и культурном от­ношении видов;

палеонтологическими, предназначенными для сохранения ископаемых

объектов;

гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими), пред­назначенными

для сохранения и восстановления ценных водных объектов и

экологических систем;

геологическими, предназначенными для сохранения ценных объектов и

комплексов неживой природы.

Государственные природные заказники федерального значения образуются решением

Правительства Российской Федерации на основании представления органов

исполнительной власти субъектов РФ и специально уполномоченного

1ЙГЙ1

на то государственного органа РФ в области охраны окружающей природной среды.

Государственные природные заказники регионального значения учреж­даются

органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию

с органами местного самоуправления.

Что понимается под памятниками природы?

Согласно статье 25 Федерального закона «Об особо охраняемых природ­ных

территориях», памятники природы - это уникальные, невосполнимые, ценные в

экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные

комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.

Памятники природы могут быть федерального и регионального значения. Природные

объекты объявляются памятниками федерального значения, а за­нятые ими

территории - особо охраняемыми природными территориями феде­рального

значения, Правительством Российской Федерации по представлению органов

государственной власти субъектов Российской Федерации. Природные объекты и

комплексы объявляются памятниками регионального значения соот­ветствующими

органами государственной власти субъектов РФ. Органы госу­дарственной власти

Российской Федерации и ее субъектов утверждают грани­цы и определяют режим

особой охраны находящихся в их ведении памятников природы. При этом

территории, занятые ими, могут быть изъяты у собственни­ков, владельцев и

пользователей этих участков.

Дендрологические парки и ботанические сады

Дендрологические парки и ботанические сады являются природоохран­ными

учреждениями. В их задачи входит создание специальных коллек­ций растений в

целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также

осуществление научной, учебной и просветительной деятель­ности. Территории

дендрологических парков и ботанических садов предназ­начаются только для

выполнения их прямых задач. Земельные участки пере­даются им в бессрочное

(постоянное) пользование. Находящиеся на балансе дендрологических парков и

ботанических садов здания, сооружения и поме­щения приватизации не подлежат.

Лечебно-оздоровительные местности и курорты

Согласно статье 31 Федерального закона «Об особо охраняемых природных

территориях» территории (акватории), пригодные для организации лечения и

профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие природ­ными

лечебными ресурсами (минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер,

лечебный климат, пляжи, части акваторий и внутренних морей, другие природные

объекты и условия), могут быть отнесены к лечебно-оздоровитель­ным

местностям. Такие местности выделяются в целях их рационального

ис­пользования и охраны их лечебных и оздоровительных свойств. Отнесение

тер­риторий к лечебно-оздоровительным местностям осуществляется в порядке,

устанавливаемом федеральным законом о природных лечебных ресурсах, ле­чебно-

оздоровительных местностях и курортах.

Курортами признаются уже освоенные и используемые в лечебно-профи­лактических

целях территории, обладающие природными лечебными ресурса­ми, а также

располагающие необходимыми для их эксплуатации зданиями и

сооружениями.

В границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов запрещает­ся

деятельность, которая может привести к ухудшению качества и истоще­нию

природных ресурсов и объектов, обладающих лечебными свойствами.

Что такое государственный кадастр особо охраняемых природных территорий?

Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий -

это официальный документ, содержащий регулярно обновляемые сведения о всех

особо охраняемых природных территориях федерального, региональ­ного и

местного значения.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1996

г. «О порядке ведения государственного кадастра особо ох­раняемых природных

территорий» кадастр ведется по единым для Российской Федерации правилам с

использованием унифицированных форм хранения информации и соблюдением

принципа совместимости с государственными кадастрами природных ресурсов.

Кадастр ведется:

— по особо охраняемым природным территориям федерального значе­ния,

являющимся федеральной собственностью, - федеральными органами исполнительной

власти и организациями, в ведении и управлении которых находятся природные

территории;

— по особо охраняемым территориям регионального значения, являю­щимся

собственностью субъектов Российской Федерации, - органами ис­полнительной

власти субъекта РФ;

— по особо охраняемым природным территориям местного значения, яв­ляющимся

собственностью муниципальных образований, - органами мест­ного

самоуправления.

Тема 20

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБРАЩЕНИЯ С ОПАСНЫМИ, РАДИОАКТИВНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ И

ТВЕРДЫМИ ОТХОДАМИ

Что понимается

под экологической безопасностью?

Экологическая безопасность - это состояние защищенности окружающей природной

среды от вредного воздействия на нее хозяйственной и иной деятельности.

Что такое

радиационная безопасность населения?

Радиационная безопасность населения, со­гласно статье 1 Федерального закона

«О радиа­ционной безопасности населения», - это состо­яние защищенности

настоящего и будущих поколений людей от вредного для их здоровья воздействия

ионизирующего излучения.

/Такое состав законодательства об обращении с опасными и радиоактивными

веществами?

Законодательство об обращении с опасными и радиоактивными веществами состоит

из феде­ральных законов, регулирующих обращение с опасными и радиоактивными

веществами, и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также

законов и иных норматив­ных правовых актов субъектов Российской Феде­рации.

Важнейшими среди них являются Феде­ральные законы от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ

«О радиационной безопасности населения», от 3 апреля 1996 г. № 29-ФЗ «О

финансировании

— осуществлением органами государственной власти Российской Феде­рации,

органами государственной власти субъектов РФ, органами местного

самоуправления, общественными объединениями, другими юридическими лицами и

гражданами мероприятий по соблюдению правил, норм и норма­тивов в области

радиационной безопасности;

— информированием населения о состоянии радиационной безопаснос­ти и мерах по

ее обеспечению;

— обучение населения в области обеспечения радиационной безопасности. Для

планирования и осуществления мероприятий по обеспечению ради­ационной

безопасности разрабатываются федеральные и региональные (территориальные)

программы. Федеральные программы в области обеспе­чения радиационной

безопасности разрабатываются и реализуются феде­ральными органами

исполнительной власти с участием органов исполни­тельной власти субъектов

Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской

Федерации.

Так, Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 г. № 815 утверж­дена

Программа развития атомной энергетики Российской Федерации на 1998—2005 годы

и на период до 2010 года, уточняющая подпрограммы, вхо­дящие в состав

Федеральной целевой программы «Топливо и энергия». Ос-новными целями

Программы являются надежное и конкурентоспособное снабжение потребителей

тепловой и электрической энергией, обеспечение безопасной эксплуатации

действующих АЭС, создание АЭС нового поколе­ния повышенной безопасности,

надежное обеспечение атомных станций ядерным топливом, подготовка к созданию

замкнутого цикла сжигания дол-гоживущих радиоактивных продуктов отработанного

топлива, разработка ка­чественно новых перспективных энергоблоков на

принципах естественной безопасности и создание условий для перехода к

крупномасштабному разви­тия атомной энергетики. Достижение основных целей

Программы позволит обеспечить снижение техногенного воздействия на окружающую

природную среду, экономию органического топлива, развитие научно-технического

по­тенциала страны, сохранение имеющихся и создание новых рабочих мест,

расширение экспортных возможностей страны и международной коопера­ции в

области атомной энергии. Программой предусматривается, в частно­сти,

совершенствование обращения с радиоактивными отходами на АЭС и площадках

исследовательских реакторов. Что такое «отходы» и каковы меры охраны от них

окружающей природной среды?

Под отходами производства и потребления, согласно Федеральному за­кону от 24

июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», понимаются

остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов,

образовавшиеся в процессе производства или потребления, а также товары

(продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Помимо этого в Законе особо выделяются опасные отходы, под которы­ми

понимаются отходы, содержащие вредные вещества, обладающие опас-

ными свойствами - токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой

радиацией или способностью возбуждать инфекционные болезни, либо которые

могут представлять непосредственную опасность для окружа­ющей природной среды

и здоровья человека самостоятельно или при вступ­лении в контакт с другими

веществами (ст. 1).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1997 г. № 155

утверждены Правила предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых

отходов, согласно которым под твердыми и жидкими бы­товыми отходами

понимаются отходы, образующиеся в результате жизне­деятельности населения

(приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых

помещений), крупногабаритные предметы домаш­него обихода и др.

Режим работы муниципальных организаций, оказывающих услуги по вывозу бытовых

отходов, устанавливается по решению органов местного са­моуправления. Заказ

на услуги по вывозу бытовых отходов оформляется в письменной форме путем

составления соответствующего документа - дого­вора, квитанции, талона и т.п.

Качество предоставляемых услуг по вывозу бытовых отходов должно

соответствовать условиям договора, а при отсутст­вии таковых - обычно

предъявляемым к такого рода услугам требованиям.

Сложившаяся в Российской Федерации ситуация в области образования,

использования, обезвреживания, хранения и захоронения отходов, говорит­ся в

Федеральной целевой программе «Отходы» (принятой Постановлением Правительства

РФ от 13 сентября 1996 г.), ведет к опасному загрязнению ок­ружающей среды,

нерациональному использованию природных ресурсов, значительному

экономическому ущербу и представляет реальную угрозу здоровью современных и

будущих поколений страны. Ежегодно в России образуется около 7 млрд тонн

отходов, из которых используется лишь 2 млрд тонн, или 26,6%. Для сравнения

отметим, что в США из отработанного ме­талла стали производить 55%

соответствующей продукции. На международ­ной конференции, прошедшей в 1992

году в Рио-де-Жанейро, был сделан глобальный вывод: человечество не может

развиваться так, как оно развива­лось раньше, иначе планета будет превращена

в загрязненную пустыню, а человек как вид погибнет.

Так, основными целями Федеральной целевой программы «Отходы» явля­ются

создание нормативной и технологической базы для реализации единой

государственной политики в сфере обращения с отходами на всех уровнях

управления, обеспечение стабилизации, а в дальнейшем сокращения и лик­видации

загрязнения окружающей среды отходами, экономия природных ре­сурсов за счет

максимального вовлечения отходов в хозяйственной оборот.

К числу задач, подлежащих решению для достижения указанных целей, относятся:

— организация и обеспечение научно-исследовательских и опытно-

кон­структорских разработок, направленных на создание перспективных ресур-

сосберегающих и малоотходных технологий, эффективных средств и мето-Цдов

переработки и обезвреживания отходов;

- создание системы управления обращения с отходами, построенной на основе

организационно-управленческих, правовых, нормативных, эконо­мических,

информационных и контрольных регуляторов;

- реализация пилотных проектов по переработке и обезвреживанию от­дельных

видов отходов для последующего тиражирования как начальный этап

крупномасштабного решения проблемы накопленных в стране отходов (а их уже в

1996 году было 80 млрд тонн) и технического перевооружения производства на

основе ресурсосберегающих и малоотходных технологий.

По каждому мероприятию были определены этапы реализации, предус­матривающие

предпроектную проработку, разработку технологической до­кументации,

выполнение проектов и др. В Программе также были выделены первоочередные меры

по оздоровлению окружающей среды и повышению эффективности использования

отходов.

Перечень отходов, являющихся объектами пилотных проектов, включа­ет

ртутьсодержащие отходы, мышьяксодержащие отходы, отходы гальвани­ческого

производства, отходы хроматного производства, шламы и пыли ме­таллообработки,

фосфогипс, золошлаковые отходы, нефтефелиновые хвосты, отходы углеобогащения,

древесные отходы, отходы целлюлозно-бу­мажной промышленности, отходы

сельскохозяйственного производства, ме­дицинские отходы, твердые бытовые

отходы, отходы добычи и переработки

горнорудного сырья.

Финансирование Программы обеспечивается за счет средств федераль­ного

бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюд­жетов,

Федерального экологического фонда, средств предприятий и привле­ченных ими

средств.

Государственным заказчиком Программы является Государственный ко­митет

Российской Федерации по охране окружающей среды, который в слу­чае

необходимости в установленном порядке может передавать осуществле­ние части

функций государственного заказчика органам исполнительной власти субъектов

Российской Федерации, на территории которых реализуют­ся мероприятия

Программы.

Кому принадлежит право собственности на отходы?

Согласно статье 4 Федерального закона, право собственности на отходы

принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изде­лий или

продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых

эти отходы образовались. Право собственности на отходы может быть приобретено

другим лицом на основании договора купли-продажи, ме­ны, дарения или иной

сделки об отчуждении отходов.

Каковы полномочия Российской Федерации в области обращения с отходами?

К полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами относятся:

- разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов

РФ в области обращения с отходами;

- проведение в Российской Федерации единой государственной полити­ки в

области обращения с отходами;

- осуществление надзора за исполнением законодательства Российской Федерации

в области обращения с отходами;

- организация и осуществление государственного контроля и надзора в данной

области;

- разработка, утверждение и реализация федеральных программ и др.

Тема 21

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ

ЭКОЛОГИЧЕСКИ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ

ТЕРРИТОРИЙ

Экологически неблагополучными признаются территории, где в результате

хозяйственной или иной деятельности произошли устойчивые отри­цательные

изменения окружающей среды.

Закон «Об охране окружающей природной среды» называет два вида экологически

неблаго­получных территорий: зоны чрезвычайной эко­логической ситуации и зоны

экологического бедствия.

Участки территории Российской Федерации, где в результате хозяйственной и

иной деятель­ности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей

природной среде, уг­рожающие здоровью населения, состоянию ес­тественных

экологических систем, генетических фондов растений и животных, объявляются

зо­нами чрезвычайной экологической ситуации по представлению специально

уполномоченных на то государственных органов Российской Феде­рации в области

охраны окружающей природ­ной среды на основании государственной

эко­логической экспертизы.

В зоне чрезвычайной экологической ситуа­ции прекращается деятельность,

отрицательно влияющая на окружающую природную среду, приостанавливается

работа предприятий, учреж­дений, организаций, цехов, агрегатов,

оборудо­вания, оказывающих неблагоприятное влияние на здоровье человека, его

генетический фонд и окружающую природную среду в целом, ограни-

чиваются отдельные виды природопользования, принимаются оперативные меры по

восстановлению и воспроизводству природных ресурсов.

Зонами экологического бедствия объявляются участки территории Рос­сийской

Федерации, где в результате хозяйственной и иной деятельности про­изошли

глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие

существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природ­ного равновесия,

разрушение естественных экологических систем, деграда­цию флоры и фауны.

В зоне экологического бедствия, которые объявляются в таком же поряд­ке, что

и зоны чрезвычайной экологической ситуации, прекращается дея­тельность

хозяйственных объектов, кроме связанных с обслуживанием про­живающего на

территории зоны населения, запрещается реконструкция, строительство новых

хозяйственных объектов, существенно ограничивают­ся все виды

природопользования, принимаются оперативные меры по вос­становлению и

воспроизводству природных ресурсов и оздоровлению окру­жающей природной

среды.

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и

территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

вводит более общее понятие - чрезвычайная ситуация, под которой понима­ется

обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате ава­рии,

опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедст­вия,

которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб

здоровью людей или окружающей природной среде, значительные ма­териальные

потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Указан­ный Закон имеет

цели: предупреждение возникновения и развития чрезвы­чайных ситуаций;

снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций; ликвидация

чрезвычайных ситуаций. Данным Законом определены полномочия органов

государственной власти в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных

ситуаций, задачи единой государственной службы предупреждения и ликвидации

чрезвычайных ситуаций, объединяющей орга­ны управления, силы и средства

федеральных органов исполнительной влас­ти, органов исполнительной власти

субъектов РФ, органов местного само­управления, организаций, в полномочия

которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от

чрезвычайных ситуаций.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1996 г. №

1094 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и тех­ногенного

характера» утверждено Положение о классификации чрезвычай-[ ных ситуаций

природного и техногенного характера, согласно которому чрез-; вычайные

ситуации классифицируются в зависимости от количества людей, !• пострадавших

в этих ситуациях, людей, у которых оказались нарушены усло-|вия

жизнедеятельности, от размера материального ущерба, а также границы |;зон

распространения поражающих факторов чрезвычайных ситуаций. В этой Цсвязи

чрезвычайные ситуации подразделяются на локальные, местные, тер­риториальные,

региональные, федеральные и трансграничные.

Так, к федеральной относится чрезвычайная ситуация, в результате кото­рой

пострадало свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельнос­ти свыше

1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 млн ми­нимальных

размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона

чрезвычайной ситуации выходит за пределы более чем двух субъектов Российской

Федерации. К трансграничным относится чрезвычайная ситуация, поражающие

факторы которой выходят за пределы Российской Фе­дерации, либо чрезвычайная

ситуация, которая произошла за рубежом и затра­гивает территорию Российской

Федерации.

В заключение следует отметить, что в настоящее время не только осозна­на

важность экологических проблем (это произошло еще в начале XX века), но

предпринимаются в глобальном масштабе практические шаги по предот­вращению

надвигающейся экологической катастрофы, по перестройке эко­номики на

принципиально иной основе: на принципах экологической безо­пасности,

сбережения природных ресурсов, использования неисчерпаемых энергетических

ресурсов. Среди таких шагов, например, резолюция Бра­зильской конференции о

биологическом разнообразии, подписанная и Рос­сийской Федерацией, переход к

новому типу земледелия - ландшафтному, что предусмотрено Федеральной целевой

программой стабилизации и раз­вития агропромышленного производства

Российской Федерации на 1996-2000 годы, переход к экономике нового типа,

предусматривающей включение вторичного использования сырья и возобновляемых

источников энергии. Такая экономика уже начинает складываться. Так, по всему

ми­ру применение ветроэнергетики увеличивается на 25% в год. В настоящее

время аэродинамические турбины производят достаточное количество энер­гии для

обеспечения электричеством 2,5 млн домов. Переход к экономике, учитывающей

проблемы экосистемы, является огромным вкладом в дело за­щиты окружающей

среды.

СПЕЦИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Тема 22

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ

МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Значение и необходимость международной охраны окружающей природной среды

Одной из существенных особенностей охраны природы является то, что нередко те

или иные про­блемы, возникающие в данной сфере, невозможно решить в рамках

одного государства. К таким проблемам относятся охрана озонового слоя

атмо­сферы, защита трансграничных водных объектов, мигрирующих животных и др.

Для их решения тре­буются согласованные действия не одного, а не­скольких

государств, как правило определенных, а иногда и всего мирового сообщества.

Осознание необходимости согласованных действий всего ми­рового сообщества в

области охраны окружающей природной среды - характерная черта современ­ности.

Успешное решение глобальных экологичес­ких проблем — непременное условие

существова­ния и развития нашей цивилизации.

Каковы принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей

природной среды?

Принципы международного сотрудничества в области охраны природной среды

сформулирова-

ны и нормативно закреплены в Законе РФ «Об охране окружающей природ­ной

среды» (ст. 92). Таковыми являются:

1) каждый человек имеет право на жизнь в наиболее благоприятных

эко­логических условиях;

2) каждое государство имеет право на использование окружающей природ­ной

среды и природных ресурсов для целей развития и обеспечения нужд сво­их

граждан;

3) экологическое благополучие одного государства не может обеспечи­ваться за

счет других государств или без учета их интересов;

4) хозяйственная деятельность, осуществляемая на территории государ­ства, не

должна наносить ущерб окружающей природной среде как в преде­лах, так и за

пределами его юрисдикции;

5) недопустимы любые виды хозяйственной и, иной деятельности, эколо­гические

последствия которой непредсказуемы;

6) должен быть установлен контроль на глобальном, региональном, на­циональном

уровнях за состоянием и изменениями окружающей природной среды и природных

ресурсов на основе международно признанных критери­ев и параметров;

7) должен быть обеспечен свободный и беспрепятственный международ­ный обмен

научно-технической информацией по проблемам окружающей природной среды и

передовых природооберегающих технологий;

8) государства должны оказывать друг другу помощь в чрезвычайных

экологических ситуациях;

9) все споры, связанные с проблемами окружающей природной среды, должны

разрешаться только мирными средствами.

Что составляет понятие и каковы источники международного права охраны

окружающей природной среды? Международное право охраны окружающей природной

среды ~ это сис­тема таких норм права, содержащихся в международных

договорах, согла­шениях, конвенциях, решениях международных организаций,

которые ре­гулируют использование и охрану природных объектов и направлены на

обеспечение благоприятной окружающей среды.

Предметом международного права охраны окружающей природной сре­ды являются

экологические отношения по поводу таких природных объек­тов, использование и

охрана которых требует согласованных действий со­предельных государств или

всего мирового сообщества, - мировой океан, воздушный бассейн, космос,

Антарктида, мигрирующие животные и др.

Источниками международного права охраны окружающей природной среды являются

международные договоры, соглашения, конвенции, резолю­ции и решения

международных организаций, конференций и др.

Нормативно-правовые акты, являющиеся источниками международного права охраны

окружающей среды, могут быть классифицированы по различ­ным основаниям, но

особый интерес представляет классификация их по природным объектам, отношения

по поводу использования и охраны

которых они регулируют. По этому основанию могут быть выделены между­народные

договоры, соглашения и конвенции, касающиеся природных ком­плексов отдельных

регионов - Антарктики, Арктики, Африки и др.; исполь­зования и охраны флоры и

фауны; воды; атмосферного воздуха; озонового слоя и др.

Многие международные соглашения и конвенции ранее были подписаны СССР, и

вытекающие из них права и обязательства в области международной охраны и

использования природных объектов в настоящее время возлагают­ся на Российскую

Федерацию как правопреемника Советского Союза. Мно­гие международные

соглашения и конвенции подписаны самой Российской Федерацией. Например,

Конвенция о биологическом разнообразии, подпи­санная в городе Рио-де-Жанейро

13 июня 1992 г. (см. Федеральный закон от 17 февраля 1995 г. «О ратификации

Конвенции о биологическом разнооб­разии»), имеющая важное значение для охраны

и использования животного и растительного мира.

Действующим российским законодательством установлен приоритет норм

международного права над внутренним законодательством. Это предусмотре­но

статьей 15 Конституции, согласно которой общепризнанные принципы и нормы

международного права и международные договоры Российской Феде­рации являются

составной частью нашей правовой системы, и если междуна­родным договором

установлены иные правила, чем предусмотренные зако­ном, то применяются

правила международного договора. Аналогичное положение содержится и в Законе

«Об охране окружающей природной среды» |; 1991 года, статья 93 которого прямо

посвящена этому вопросу. 5 Так, под международно-правовую охрану был

поставлен шестой конти­нент - Антарктида. Договором об Антарктике было

предусмотрено, что в интересах всего человечества Антарктика должна и впредь

всегда использо­ваться исключительно в мирных целях и не должна стать ареной

или пред­метом международных разногласий. Были, в частности, запрещены любые

мероприятия военного характера, такие как создание военных баз и укреп­лений,

проведение военных маневров, а также испытания любых видов ору­жия. Была

провозглашена свобода научных исследований и сотрудничество. В этих целях

производится обмен информацией относительно планов науч-»ных работ в

Антарктике с тем, чтобы обеспечить максимальную экономию ^средств и

эффективность работ, осуществляется обмен научным персоналом 'между

экспедициями и станциями, обмен данными и результатами научных [аблюдений и

свободный доступ к ним. Любые ядерные взрывы в Антарк-" :е и удаление в этом

районе радиоактивных материалов запрещаются.

Были заключены Конвенция по охране фауны и флоры Африки, Кон-иция по защите

природы и сохранению флоры и фауны западного полу­ария и др.

Значительные меры приняты по международно-правовой охране и регули->ванию

использования запасов дикой фауны. Еще в 1902 году была заключена [еждународная

конвенция по охране птиц, полезных в сельском хозяйстве, в "~>рой

признавалась своевременность проведения соответствующих совмест-

ных мероприятий в этой области. Птицы, полезные в сельском хозяйстве, в

осо­бенности насекомоядные, говорилось в статье 1, находятся под полной

охра­ной. Это означает, что птиц, перечисленных в особом Списке, запрещается

до­бывать в любое время года и любыми средствами, а также разорять их гнезда,

истреблять яйца и выводки.

Большое число различного рода международных соглашений и конвен­ций было

принято относительно охраны и использования водных и лесных ресурсов, а также

других природных объектов.

Значительная роль в международно-правовой охране окружающей при­родной среды

принадлежит решениям, принимаемым теми или иными меж­дународными

организациями, и в первую очередь Организацией Объединен­ных Наций. Таковы

принятые Стокгольмской конференцией ООН по окружающей природной среде 1972

года Декларация принципов и План ме­роприятий, включающий 109 пунктов, в

которых затрагиваются организаци­онные, экономические, политические вопросы

охраны окружающей природ­ной среды и взаимоотношения государств и

международных организаций в

данной сфере.

На Конференции ООН по окружающей среде и развитию, проходившей 3—14 июня 1992

года в г. Рио-де-Жанейро, были подведены итоги двадцати­летней деятельности

по охране окружающей природной среды. На ней была принята Декларация, в

которой сформулированы основные принципы охра­ны окружающей природной среды,

а также документ «Повестка дня -XXI век», содержащий обширную программу

действий по охране природы в нынешнем столетии.

СОДЕРЖАНИЕ

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Тема 1. Экологическое право как отрасль права,

наука и учебная дисциплина ...................................3

Тема 2. Источники экологического права ................................9

Тема 3. Экологические правоотношения ................................14

Тема 4. Экологические права граждан ..................................18

Тема 5. Право собственности на природные ресурсы .....................23

Тема 6. Правовые основы регулирования природопользования

и охраны окружающей среды ..................................30

Тема 7. Экологическая безопасность

и правовые основы ее обеспечения .............................32

Тема 8. Правовые основы государственного регулирования

природопользования и охраны окружающей среды .................35

Тема 9. Экологическая экспертиза ....................................41

Тема 10. Экономико-правовой механизм

природопользования и охраны окружающей среды ...............53

Тема 11. Экологический контроль .....................................58

Тема 12. Юридическая ответственность

за экологические правонарушения .............................61

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

Тема 13. Правовое регулирование использования и охраны земель ........69

Тема 14. Правовое регулирование использования и охраны вод ...........77 5

Тема 15. Правовая охрана атмосферного воздуха ......................88

Тема 16. Правовое регулирование использования и охраны недр ..........98

Тема 17. Правовое регулирование использования

и охраны лесов и растительного мира вне лесов ...............105

Тема 18. Правовое регулирование использования

и охраны животного мира ..................................119

Тема 19. Правовой режим особо охраняемых

природных территорий и объектов .......................... .130

Тема 20. Правовое регулирование обращения

с опасными, радиоактивными веществами

и твердыми отходами .....................................139 Ц

Тема 21. Правовой режим

экологически неблагополучных территорий ....................146

СПЕЦИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Тема 22. Основные черты международной

правовой охраны окружающей среды ........................149

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


© 2007
Использовании материалов
запрещено.