РУБРИКИ

Шпора: Крутая шпора

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Шпора: Крутая шпора

геологической информации о недрах, полученной за счет государст­венных

средств;

- государственная экспертиза информации о разведанных запасах по­лезных

ископаемых, иных свойствах недр, определяющих их ценность или

опасность;

- определение совместно с субъектами Российской Федерации регио­нальных

перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространен­ным, а также

выделение участков недр федерального, регионального и мест­ного значения;

- составление государственного баланса запасов полезных ископаемых;

государственный учет участков недр, используемых для добычи полезных

ископаемых и строительства подземных сооружений, не связанных с добы­чей

полезных ископаемых; ведение государственного кадастра месторожде­ний и

проявлений полезных ископаемых; государственная регистрация ра­бот по

геологическому изучению недр;

- распоряжение недрами континентального шельфа Российской Федера­ции;

- введение ограничений на пользование недрами на отдельных участках для

обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей природ­ной среды;

- распоряжение совместно с субъектами РФ государственным фондом недр, кроме

участков, находящихся в исключительном ведении Российской

Федерации;

— координация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ,

связанных с пользованием недрами;

— иные полномочия, предусмотренные статьей 4 Закона РФ «О недрах».

Какие существуют виды пользования недрами?

Как предусмотрено статьей 6 Закона «О недрах», недра предоставляются

в пользование для:

- регионального геологического изучения, включающего региональные геолого-

геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологи­ческие

изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы,

направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по

прогнозированию землетрясений и исследование вулканической деятельности,

созданию мониторинга природной среды, контроль за режимом

; f

тодземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного наруше-' ния

целостности недр;

- геологического изучения, включающего поиски и оценку месторожде­ний

полезных ископаемых;

- разведки и добычи полезных ископаемых;

- строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей

полезных ископаемых;

- образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих на­учное,

культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значе­ние (научные

и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы,

пещеры и другие подземные полости);

- сбора минералогических, палеонтологических и других геологических

коллекционных материалов.

Что является основанием

для получения права пользования недрами?

Право пользования недрами может быть получено:

- на основании совместного решения федерального органа управления

государственным фондом недр или его территориального подразделения и органа

исполнительной власти субъекта РФ по результатам конкурса или аукциона;

~ на основании решения Правительства РФ по согласованию с органом

исполнительной власти субъекта РФ для целей захоронения радиоактивных отходов

и токсичных веществ в глубоких горизонтах, обеспечивающих их локализацию;

- на основании решений Правительства РФ по результатам конкурса или аукциона

для пользования недрами континентального шельфа РФ;

- в порядке переоформления действующих лицензий;

- в порядке, установленном органами представительной власти субъек­тов РФ для

пользования участками недр, содержащими месторождения об­щераспространенных

полезных ископаемых или имеющих местное значе­ние, используемыми для целей,

не связанных с добычей полезных ископаемых;

- на основании решений федерального органа управления государствен­ным фондом

недр или его территориального подразделения, согласованных с органами

исполнительной власти субъектов РФ, для целей геологического изучения недр.

Что является основанием

для прекращения права пользования недрами?

Основаниями для прекращения права пользования недрами являются:

- истечение установленного срока пользования;

- отказ владельца лицензии от права пользования недрами;

- возникновение определенного условия (если оно зафиксировано в ли-I цензии),

с наступлением которого прекращается право пользования недрами;

- переоформление лицензии с нарушением условий, установленных вышеуказанным

законом (пунктом 2 части 1 статьи 17').

Кроме того, предусмотрено, что право пользования недрами может быть досрочно

прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоста­вившими

лицензию, в случаях:

- возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, работающих

или проживающих в зоне ведения работ, связанных с пользова­нием недрами;

- нарушения пользователем недр существенных условий лицензии;

- систематического нарушения пользователем недр установленных пра­вил

пользования ими;

- возникновения чрезвычайных ситуаций (стихийные бедствия, воен­ные действия

и др.);

- если пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не

приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах;

- ликвидации предприятия или иного субъекта хозяйственной деятель­ности,

которому недра были предоставлены в пользование;

- по инициативе владельца лицензии.

Каковы основные права и обязанности пользователя недр?

Статья 22 Закона «О недрах» предусматривает следующие основные пра­ва

пользователя недр:

- использовать предоставленный ему участок недр для любой формы

предпринимательской или иной деятельности, соответствующей цели,

обо­значенной в лицензии;

— самостоятельно выбирать формы этой деятельности, не противореча­щие

действующему законодательству;

— использовать результаты своей деятельности, в том числе добытое

мине­ральное сырье, в соответствии с лицензией и действующим

законодательством;

— использовать отходы своего горнодобывающего и связанных с ним

пе­рерабатывающих производств, если иное не оговорено в лицензии;

— ограничивать застройку площадей залегания полезных ископаемых в границах

предоставленного ему горного отвода;

— производить без дополнительного разрешения геологическое изучение недр за

счет собственных средств в границах горного отвода, предоставлен­ного ему в

соответствии с лицензией;

— обращаться в органы, выдавшие лицензию, по поводу пересмотра ли­цензии при

возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых

лицензия была предоставлена.

Определены и обязанности пользователя недр. Таковыми являются:

— соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в

ус­тановленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения

ра­бот, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке

ми­нерального сырья;

— соблюдение требований технических проектов, планов и схем разви-|тия горных

работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания И выборочной

отработки полезных ископаемых;

— ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в про­цессе всех

видов пользования недрами и обеспечение ее сохранности;

— предоставление геологической информации в федеральный и соответ­ствующие

территориальные фонды геологической информации;

— безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами; t -

приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных I при

пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего ис-|

пользования; | - другие обязанности, предусмотренные Законом «О

недрах».

Какова система платежей при пользовании недрами?

; При пользовании недрами производятся следующие виды платежей:

• - сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензии;

* - платежи за пользование недрами;

— отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы; : — акцизы;

— иные платежи, предусмотренные законодательством (плата за землю, акваторию,

геологическую информацию о недрах).

Взимание платежей, не предусмотренных законодательством, не допус­кается.

I Какова ответственность за нарушение законодательства о недрах?

I Лица, виновные в нарушении законодательства о недрах, несут дисцип-\

линарную, материальную, гражданско-правовую, административную или ? уголовную

ответственность в соответствии с действующим законодатель-

V СТВОМ.

я- В статье 49 Закона РФ «О недрах», посвященной ответственности за его

на-|" рушение, предусмотрено, что сделки, связанные с пользованием недрами,

за-I ключенные с нарушением данного Закона, являются недействительными. Ли-|

ца, виновные в их совершении, а также в предоставлении лицензий на 1

пользование недрами по основаниям, не предусмотренным этим Законом;

на­рушении установленного законодательством порядка пользования недрами;

са­мовольном пользовании недрами; выборочной (внепроектной) отработке

мес­торождений, приводящей к необоснованным потерям запасов полезных

ископаемых, и в других нарушениях рационального использования недр,

при­водящих к порче месторождения, несут уголовную ответственность в

соответст­вии с законодательством Российской Федерации и ее субъектов.

Какое порядок разрешения споров по вопросам пользования недрами?

Споры по указанным вопросам, согласно статье 50 Закона «О недрах»,

разрешаются органами государственной власти, судом или арбитражным су­дом в

соответствии с их полномочиями и в порядке, установленном законо­дательством.

Рассмотрению в суде или арбитражном суде подлежат:

- финансовые, имущественные и иные споры, связанные с пользовани­ем недрами;

- обжалование решений органов государственной власти, противореча­щих данному

Закону, в том числе об отказе в предоставлении лицензии на пользование

недрами или о досрочном прекращении права пользования не­драми;

- обжалование противоречащих данному Закону действий и решении

должностных лиц и органов;

- обжалование противоречащих законодательству стандартов (норм, правил) по

технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, охраной недр и

окружающей природной среды.

;Тема 17

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ЛЕСОВ И РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА ВНЕ

ЛЕСОВ

Что образует понятия «лес», «лесной фонд», «лесные земли», «нелесные земли»?

Лес — это одна из основных составных час­тей растительного мира. По

действующему зако­нодательству лесами считается всякая лесная растительность,

за исключением древесно-кус-тарниковой, расположенной на землях

сельско­хозяйственного назначения, транспорта, посе­лений и т.п.

Лесными землями считаются земли, покрытые лесной растительностью и не

покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари,

погибшие древостой, редины, пустыри и др.).

Нелесные земли составляют земли, предназ­наченные для нужд лесного хозяйства

(земли, за­нятые просеками, дорогами, сельскохозяйствен­ными угодьями и др.),

а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда (зем­ли, занятые

болотами, каменистыми россыпями, и другие неудобные для использования земли).

Лесным фондом являются все леса, за исклю­чением лесов, расположенных на

землях, отведенных под нужды обороны, и землях насе­ленных пунктов, а также

земли этого фонда, не покрытые лесной растительностью, - лесные земли и

нелесные.

К лесному фонду и к лесам, не входящим в него (леса на землях оборо­ны и

городские леса), не относится древесно-кустарниковая растительность,

расположенная на:

- землях сельскохозяйственного назначения, в том числе предоставлен­ных для

садоводства и личного подсобного хозяйства;

- землях транспорта (на полосах отводов железнодорожных магистралей и

автомобильных дорог);

- землях населенных пунктов, в том числе предоставленных для дачно­го,

жилищного и иного строительства (за исключением городских лесов);

- землях водного фонда (на полосах отвода каналов);

- землях иных категорий.

Что такое лесное законодательство и каковы его цели и задачи?

Лесное законодательство состоит из Лесного кодекса Российской Феде­рации,

других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской

Федерации, а также законов и иных нормативных правовых ак­тов субъектов РФ.

Государственные органы управления лесным хозяйством вправе издавать акты,

содержащие нормы лесного права, в случаях и преде­лах, установленных

законодательством Российской Федерации.

Цели и задачи лесного законодательства состоят в обеспечении рацио­нального и

некстощительного использования лесов, их охране, защите и воспроизводстве

исходя из принципов устойчивого управления лесами, со­хранения биологического

разнообразия лесных экосистем, повышения эко­логического и ресурсного

потенциала лесов, удовлетворения потребностей общества в лесных ресурсах на

основе научно обоснованного многоцелево­го лесогюльзования.

Каковы права собственности и другие права на лесной фонд и на леса, не

входящие в него?

Лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в фе­деральной

собственности. В соответствии с федеральными законами допус­кается передача

части лесного фонда в собственность субъектов Российской Федерации. Формы

собственности на леса, расположенные на землях город­ских поселений,

устанавливаются федеральным законом.

Древесно-кустарниковая растительность на земельных участках, находя­щихся в

собственности граждан или юридических лиц, является их собст­венностью, если

иное не установлено федеральным законом. Владение, пользование и распоряжение

такой растительностью осуществляется собст­венником в соответствии с

требованиями лесного законодательства Россий­ской Федерации и

законодательства РФ о растительном мире. Древесно-ку­старниковая

растительность, появившаяся в результате хозяйственной деятельности или

естественным образом на земельном участке после пере­дачи его в собственность

гражданину или юридическому лицу, является его

^собственностью, которой он владеет, пользуется и распоряжается по своему

|усмотрению.

Is '

Что представляет собой лесной сервитут?

Лесной сервитут - это право ограниченного пользования лесным фон­дом и

лесами, не входящими в него, в случаях и порядке, установленных У лесным

законодательством.

Согласно статье 21 ЛК РФ граждане имеют право свободно пребывать в лесном

фонде и в не входящих в него лесах, если иное не предусмотрено

за­конодательством РФ (публичный лесной сервитут). Такие права граждан и

юридических лиц могут быть ограничены в пользу иных заинтересован­ных лиц на

основании договоров, актов государственных органов и органов местного

самоуправления, а также судебных решений (частный лесной сер­витут).

Каковы права пользования участками лесного фонда?

Участки лесного фонда могут быть предоставлены гражданам и юриди­ческим лицам

в пользование на следующих правах пользования: аренды, безвозмездного

пользования, концессии и краткосрочного пользования.

Каковы основания возникновения права пользования участками лесного фонда и

участками лесов, не входящими в него?

Основаниями возникновения права пользования участками лесного фонда и

участками лесов, не входящими в него, по действующему законода­тельству (ст.

23 ЛК РФ) являются:

-- акты государственных органов;

- договоры;

- судебные решения;

- иные основания, допускаемые Лесным кодексом РФ. Права пользования участками

лесного фонда (за исключением публично­го лесного сервитута) возникают с

момента государственной регистрации до-| говора аренды участка лесного фонда,

договора безвозмездного пользования учасгком и договора концессии; подписания

протокола о результатах лесно­го аукциона; получения лесорубочного билета,

ордера или лесного билета.

Каковы основания прекращения прав пользования участками лесного фонда и

участками лесов, не входящими в него?

Права пользования участками лесного фонда и участками лесов, не вхо­дящими в

него, прекращаются:

- при отказе лесопользователя от них;

- по истечении срока пользования;

- при прекращении деятельности юридического лица - лесопользователя;

- в иных случаях, предусмотренных Лесным кодексом и законодательст­вом

Российской Федерации.

Принудительное прекращение права пользования участком лесного фон­да и

участком леса, не входящим в него, может быть только случаях:

- систематического (более двух раз) нарушения лесопользователем лес­ного

законодательства РФ;

- аварий, стихийных бедствий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный

характер;

- систематического или более трех месяцев в течение года невнесения

лесопользователем платежей за пользование лесным фондом;

- нарушения лесопользователем установленных правил пользования участ­ком

лесного фонда и участком не входящего в лесной фонд леса, или условий,

предусмотренных лесорубочным билетом, ордером, лесным билетом;

- невыполнения лесопользователем лесовосстановительных и противопо­жарных

работ, а также несоблюдения правил пожарной безопасности в лесах;

- изъятия участка лесного фонда и участка не входящего в лесной фонд леса для

государственных нужд.

/Такое порядок прекращения прав пользования участками лесного фонда и не

входящими в него участками леса?

Указанные права прекращаются в результате расторжения договора аренды участка

лесного фонда, договора безвозмездного пользования тако­вым, договора

концессии, аннулирования лесорубочного билета, ордера, лесного билета. При

отказе лесопользователя от прав пользования участком лесного фонда такое

право прекращается на основании письменного заявле­ния лесопользователя.

Принудительное прекращение прав пользования участками лесного фонда

осуществляется территориальными органами федерального органа управления

лесным хозяйством с уведомлением об этом в письменной фор­ме лесопользователя

и органа исполнительной власти субъекта Российской

Федерации.

Порядок прекращения прав пользования участками лесов, не входящи­ми в лесной

фонд, определяется законодательством Российской Федерации.

В чем заключаются полномочия Российской Федерации в области использования,

охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов?

К полномочиям Российской Федерации в указанной сфере относятся:

- определение основных направлений государственной политики в об­ласти

ведения лесного хозяйства;

- разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов

Российской Федерации, контроль за их соблюдением;

- владение, пользование и распоряжение лесным фондом;

- проведение единой инвестиционной политики в области использова­ния, охраны,

защиты лесного фонда и воспроизводства лесов;

- разработка, утверждение и реализация федеральных государственных программ

использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводст­ва лесов;

- организация и определение порядка деятельности федерального орга­на

управления лесным хозяйством и его территориальных органов;

- установление порядка разделения лесного фонда по группам лесов и

разграничения лесов первой группы по категориям защитности, перевода ле­сов

из одной группы в другие, а лесов первой группы из одной категории

за­щитности в другую;

- установление норм и правил пользования лесным фондом;

- определение и утверждение расчетной лесосеки;

- установление видов платежей за пользование лесным фондом, а также

минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню;

- определение порядка предоставления участков лесного фонда в поль­зование;

- организация и координация научно-исследовательских и опытно-

кон­структорских работ по ведению лесного хозяйства;

- заключение и организация выполнения международных договоров Российской

Федерации в области использования, охраны, защиты лесного фонда и

воспроизводства лесов;

- другие полномочия, предусмотренные лесным законодательством РФ (см. ст. 46

Л К РФ).

Какими полномочиями в области использования, охраны, защиты лесного фонда и

воспроизводства лесов обладают субъекты РФ?

К полномочиям субъектов Российской Федерации в данной области отно­сится:

- разработка, утверждение и реализация территориальных (региональ­ных)

государственных программ использования, охраны, защиты лесного фонда и

воспроизводства лесов;

- разработка законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ;

- участие в осуществлении прав владения, пользования и распоряжения лесным

фондом на территориях соответствующих субъектов Российской Фе­дерации;

- участие в разработке и реализации федеральных государственных про­грамм

использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов;

- принятие решений о предоставление участков лесного фонда в аренду,

безвозмездное пользование и краткосрочное пользование в соответствии с Лесным

кодексом РФ;

- установление границ участков лесного фонда с особым режимом веде­ния

лесного хозяйства и лесопользования на территориях традиционного 1 проживания

коренных малочисленных народов и этнических общностей;

- иные полномочия, предусмотренные статьей 47 ЛК РФ.

Каковы полномочия органов местного самоуправления?

Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государст­венными

полномочиями в области использования, охраны, защиты лесного фонда и

воспроизводства лесов в соответствии с законодательством Россий­ской

Федерации.

Каковы основные принципы государственного управления в области использования,

охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов?

Таковыми, согласно ст. 50 Л К. РФ, являются:

— устойчивое развитие (сбалансированное развитие экономики и улуч­шение

состояния окружающей природной среды);

— рациональное, непрерывное, неистощимое использование лесного фонда в

интересах Российской Федерации и ее субъектов;

— несовместимость реализации функций государственного управления в данной

области с осуществлением рубок главного пользования и переработ­ки полученной

при этом древесины.

Какова система исполнительной власти в данной области?

Федеральными органами исполнительной власти, к ведению которых относится

государственное управление в данной области, являются Прави­тельство

Российской Федерации, осуществляющее такое управление непо­средственно или

через уполномоченные им органы исполнительной власти, Министерство природных

ресурсов РФ.

Государственное управление в области использования, охраны, защи­ты лесного

фонда и воспроизводства лесов на территориях субъектов Россий­ской Федерации

осуществляют соответственно органы исполнительной влас­ти республик, краев,

областей, городов федерального значения, автономной области, автономных

округов либо непосредственно, либо через территори­альные органы федерального

органа управления лесным хозяйством, если это предусмотрено соответствующим

соглашением между федеральными органа­ми исполнительной власти и органами

исполнительной власти субъектов РФ.

Каковы по действующему законодательству группы лесов и категории защитности

лесов первой группы?

В соответствии с экономическим, экологическим и социальным значе­нием,

местоположением и выполняемыми функциями лесной фонд делится на три группы

лесов - первую, вторую, третью, а леса первой группы - на категории

защитное™.

К лесам первой группы относятся леса, основным назначением которых является

выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных,

иных функций, а также леса особо охраняемых территорий.

Леса первой группы подразделяются на следующие категории защитности:

- запретные полосы лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и других |,

водных объектов;

- запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промыс­ловых рыб;

- противоэрозийные леса;

- защитные полосы лесов вдоль железнодорожных магистралей, автомо­бильных

дорог федерального, республиканского и областного значения;

- государственные защитные лесные полосы;

- ленточные боры;

- леса на пустынных, полупустынных, степных, лесостепных и малолес­ных горных

территориях, имеющие важное значение для защиты окружаю­щей природной среды;

- леса зеленых зон поселений и хозяйственных объектов;

- леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источников во­доснабжения;

- леса первой, второй и третьей зон округов санитарной (горносанитар-ной)

охраны курортов;

- особо ценные лесные массивы;

- леса, имеющие научное или историческое значение;

- памятники природы;

- орехово-промысловые зоны;

- лесоплодовые насаждения;

- притундровые леса;

- леса государственных природных заповедников;

- леса национальных парков;

- леса природных парков;

- заповедные лесные участки.

К лесам второй группы относятся леса в регионах с высокой плотностью

населения и развитой сетью наземных транспортных путей, леса, выполня­ющие

водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровитель­ные и иные

функции, имеющие ограниченное эксплуатационное значение, а также леса в

регионах с недостаточными лесные ресурсами, для сохране­ния которых требуется

ограничение режима лесопользования.

К лесам третьей группы относятся леса многолесных регионов, имеющие

преимущественно эксплуатационное значение. Однако и здесь при заготов­ке

древесины должно обеспечиваться сохранение экологических функций этих лесов.

Леса этой группы разделяются на освоенные и резервные. Крите­рии отнесения

лесов этой группы к резервным определяются федеральным органом управления

лесным хозяйством.

Какое порядок перевода лесных земель в нелесные для использования их в целях,

не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом?

Порядок такого перевода лесных земель в нелесные определен статьей 63 ЛК РФ.

Перевод лесных земель в нелесные в указанных случаях и их изъя­тие

осуществляется:

- в лесах первой группы - Правительством РФ по представлению орга­на

государственной власти субъекта Российской Федерации, согласованно­му с

федеральным органом управления лесным хозяйством;

- в лесах второй и третьей групп - органом государственной власти субъекта РФ

по представлению соответствующего территориального органа федерального органа

управления лесным хозяйством.

При таких переводах лесных земель в нелесные с граждан и юридичес­ких лиц, в

интересах которых осуществляется такой перевод или изъятие, взимается плата,

размер которой устанавливается органом государственной власти субъекта

Российской Федерации на основании кадастровой оценки переводимого или

изымаемого участка лесного фонда. Эта плата направля­ется лесхозу

федерального органа управления лесным хозяйством и расходу­ется на возмещение

потерь лесного хозяйства.

Иной порядок установлен для перевода лесных земель в нелесные для

ис­пользования их в целях, связанных с ведением лесного хозяйства и

пользова­нием лесным фондом. Перевод в этих случаях осуществляется

соответствую­щим лесхозом федерального органа управления лесным хозяйством с

разрешения территориального органа федерального органа управления лес­ным

хозяйством в субъекте РФ. В таком разрешении должно быть указано место

нахождения участка лесного фонда, его площадь, цель и срок, на кото­рый

осуществляется перевод, перечень разрешенных к выполнению работ на данном

участке, мероприятия по рекультивации этого участка после истече­ния срока

перевода. Какое порядок ведения государственного учета

лесного фонда?

Порядок ведения государственного учета лесного фонда определяется

за­конодательством Российской Федерации. Перечень показателей этого учета, а

также формы соответствующих документов определяет федеральный орган

управления лесным хозяйством. Данные государственного учета лесного фонда

используются при ведении государственного лесного кадастра.

Что такое «государственный лесной кадастр»?

Государственный лесной кадастр - это систематизированный свод эко­логических,

экономических и иных количественных и качественных харак­теристик лесного

фонда.

Ведение государственного лесного кадастра осуществляют федеральный орган

управления лесным хозяйством и его территориальные органы. Пере-Ьчёнь

показателей государственного лесного кадастра и методика экономиче-* ской

оценки лесов определяются федеральным органом управления лесным

с ХОЗЯЙСТВОМ.

Что такое «лесоустройство»?

Лесоустройство - это система мероприятий по обеспечению рациональ­ного

использования лесного фонда, повышению эффективности ведения лесного

хозяйства и осуществлению единой научно-технической политики в лесном

хозяйстве.

При лесоустройстве осуществляются:

- определение в установленном порядке границ участков лесного фонда и

внутрихозяйственная организация территорий лесного фонда, лесхозов

федерального органа управления лесным хозяйством, национальных парков

федерального органа управления лесным хозяйством, государственных при­родных

заповедников, лесхозов образовательных учреждений высшего про­фессионального

образования;

- выполнение топографо-геодезических работ и специальное картогра­фирование

лесного фонда;

- инвентаризация лесного фонда с определением породного и возраст­ного

состава лесов, их состояния, качественных и количественных характе­ристик

лесных ресурсов;

- выявление реликтовой лесной растительности и особо защитных участ­ков лесов;

- выявление участков лесного фонда, нуждающихся в проведении рубок главного

пользования, рубок промежуточного пользования, мероприятий по восстановлению

лесов и лесоразведению, мелиорации, охране и защите ле­сов и других

лесохозяйственных мероприятий, а также определение поряд­ка их проведения.

Какие виды лесопользований определены в действующем законодательстве?

Лесным кодексом РФ (ст. 80) предусмотрены следующие виды лесо­пользований:

- заготовка древесины;

- заготовка живицы;

- заготовка второстепенных лесных ресурсов (пней, коры, бересты, пих­товых,

сосновых, еловых лап, новогодних елок и др.);

- побочное лесопользование (сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и

пасек, заготовка древесных соков, сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов,

грибов, лекарственных растений, технического сырья, мха, лесной подстилки,

опавших листьев, камыша и другие виды побочного лесопользо-вания, перечень

которых утверждается федеральным органом управления лесным хозяйством);

tSSil ..____________:______ ВПЯ

- пользование участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства;

- пользование участками лесного фонда для научно-исследовательских

целей;

- пользование участками лесного фонда для культурно-оздоровитель­ных,

туристических и спортивных целей.

Каковы правила отпуска древесины на корню?

Постановлением Правительства РФ от 2 июня 1998 г. утверждены Пра­вила отпуска

древесины на корню в лесах Российской Федерации, которы­ми установлен порядок

отвода лесосек, заготовки древесины, живицы, а так­же размеры неустоек за

нарушение лесохозяйственных требований на всей территории лесного фонда

Российской Федерации при проведении рубок главного пользования, подсочки

древостоев, рубок промежуточного пользо­вания, прочих рубок леса.

Рубки главного пользования проводятся в перестойных и спелых древо-стоях, за

исключением некоторых категорий защитное™ лесов первой груп­пы и отдельных

особо защитных участков леса, выделяемых в установленном порядке в лесах всех

групп, на которых проведение рубок главного пользова­ния запрещается. При

проведении рубок главного пользования отпуск древе­сины на корню производится

в первую очередь за счет назначения в рубку древостоев, в которых требуется

рубка по их состоянию (поврежденных по­жарами, ветром, снегом, насекомыми,

выбросами вредных веществ, другими неблагоприятными воздействиями), недорубов

прошлых лет, вышедших из подсочки древостоев, перестойных насаждений.

Разработка лесосек или де­лянок производится лесопользователем по

технологическим картам, согласо­ванным с лесхозом, без которых лесорубочные

билеты не выдаются.

Каковы правила пребывания граждан в лесах?

Граждане имеют право бесплатно находиться на территории лесного фонда и

лесов, не входящих в него, собирать для собственных нужд дикора­стущие плоды,

ягоды, орехи, грибы, другие пищевые лесные ресурсы, лекар­ственные растения и

техническое сырье, участвовать в культурно-оздорови­тельных, туристических и

спортивных мероприятиях, охотиться, если иное не предусмотрено

законодательством Российской Федерации.

Особое значение для охраны лесов имеет добросовестное выполнение

лесопользователями их обязанностей по охране лесов от пожаров, причиня­ющих

огромный, нередко невосполнимый ущерб лесному хозяйству. Так, пожары лесов в

России в 1998 году были квалифицированы ООН как эколо­гическое бедствие

мирового масштаба. В 1999 году леса и торфяники горели в 42 регионах страны,

что по своим масштабам и причиненному ущербу пре­взошло печальные показатели

1998 года. В этой связи представляется осо­бенно важным и актуальным

утверждение Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 января

1999 г. № 35 Федеральной целевой про­граммы «Охрана лесов от пожаров на

1999—2005 годы».

Целью этой программы является повышение эффективности противопо-. жарной

охраны лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов путем осуществления

комплекса организационно-технических мер, совершенство­вания экономической и

правовой базы, улучшения научно-технического обеспечения охраны лесов. Для

достижения этой цели, подчеркивается в Программе, необходимо обеспечить

решение задач предупреждения возник­новения и распространения лесных пожаров,

своевременного обнаружения и ликвидации их в начальной стадии развития,

улучшения научно-техниче­ского оснащения противопожарной охраны лесов,

разработки и внедрения новых технологий и технологических средств обнаружения

и тушения лес­ных пожаров. Специфичность решаемой проблемы в современных

социаль­но-экономических условиях вызывает необходимость, говорится в

Про­грамме, решить ряд вопросов, ранее не стоявших перед службой охраны лесов

от пожаров, а именно:

— создание собственного парка воздушных судов и организация их рабо­ты

(снабжение горюче-смазочными материалами, содержание аэродромных служб,

ремонт авиатехники и т.д.);

— создание и совершенствование нормативно-правовой базы в области охраны

лесов от пожаров, стимулирование деятельности юридических и фи­зических лиц,

привлекаемых на борьбу с пожарами.

Указанная программа предусматривает постепенное наращивание средств для

поэтапного решения проблем, стоящих перед лесопожарными службами. Для

рационального использования выделяемых ассигнований она определяет приоритеты

в финансировании соответствующих мероприя­тий. Так, 1999 году и первую

очередь намечено осуществить финансирова­ние следующих программных

направлений:

— обеспечение оперативного обнаружения и тушения лесных пожаров силами

наземной и авиационной охраны лесов;

— материально-техническое обеспечение лесопожарных служб;

— содержание сил и средств пожаротушения;

— проведение работ по профилактике лесных пожаров;

— создание интегрированной системы мониторинга лесных пожаров. Лесной кодекс

Российской Федерации (ст. 94) предусматривает, что ле-сопользователи обязаны

разрабатывать и утверждать по согласованию с лес­хозами федерального органа

управления лесным хозяйством планы проти­вопожарных мероприятий, а также

проводить их в установленные сроки. Лесхозы федерального органа управления

лесным хозяйством должны ока­зывать содействие лесопользователям при

разработке ими планов противо­пожарных мероприятий, перечень и требования к

составлению которых оп-

: ределяются этим органом.

' Граждане и юридические лица в местах проведения на территории

лес­ного фонда работ, культурно-массовых и других мероприятий обязаны иметь

средства пожаротушения в соответствии с нормами, утвержденными федеральным

органом управления лесным хозяйством и Министерством

внутренних дел РФ, а в пожароопасный период содержать указанные сред­ства в

готовности, обеспечивающей их немедленное использование.

Кто осуществляет государственный пожарный надзор в лесном фонде и в не

входящих в лесной фонд лесах?

Такой надзор осуществляется должностными лицами государственной лесной охраны

в целях контроля за соблюдением гражданами и юридичес­кими лицами требований

и правил пожарной безопасности в указанных ле­сах, а также в целях пресечения

их нарушений. Лесопользователи и иные граждане и юридические лица, ведущие

работы на участках лесного фонда и землях, граничащих с ним, а также лица,

ответственные за проведение куль­турно-массовых и других мероприятий в таких

лесах, за нарушение требова­ний и правил пожарной безопасности несут

уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с

законодательством Российской Федерации.

Что такое мониторинг лесов?

Согласно ст. 69 Лесного кодекса РФ мониторинг лесов - это система

на­блюдений, оценки, прогноза состояния и динамики лесного фонда в целях

государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного

фонда и воспроизводства лесов и повышения их экологических функций. Порядок

осуществления мониторинга лесов устанавливается фе­деральным органом

управления лесным хозяйством совместно со специаль­но уполномоченным

государственным органом в области охраны окружаю­щей природной среды.

Основными целями мониторинга лесов в России на период до 2000 года

являются:

~ разработка единых организационно-методических подходов;

- разработка и создание действующей сети обработки и обмена инфор­мацией на

уровне региона - федеральный центр;

- отработка методов и средств для всех уровней ведения мониторинга на примере

ряда модельных объектов;

- разработка и начало реализации плана внедрения мониторинга лесов

на всей территории России.

Какие органы осуществляют государственный контроль

за состоянием, использованием, охраной,

защитой лесного фонда и воспроизводством лесов?

Государственный контроль по указанным направлениям осуществляется органами

исполнительной власти субъектов Российской Федерации, феде­ральным органом

управления лесным хозяйством и его территориальными органами, специально

уполномоченными государственными органами в об­ласти охраны окружающей

природной среды, другими органами исполни­тельной власти в пределах их

компетенции.

Положением о Федеральной службе лесного хозяйства России, утверж­денным

Постановлением Правительства РФ от 10 февраля 1998 г. № 173, оп­ределены

структура и компетенция Федеральной службы лесного хозяйства, являющейся

федеральным органом исполнительной власти, который осуще­ствляет

исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие функции в области

использования, охраны, защиты лесного фонда, воспро­изводства лесов и ведения

лесного хозяйства. Она является федеральным ор­ганом управления лесным

хозяйством и специально уполномоченным госу­дарственным органом в следующих

областях государственного управления:

- использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов;

- охраны окружающей природной среды;

- охраны, контроля и регулирования использования объектов животно­го мира и

среды их обитания.

Федеральная служба лесного хозяйства России осуществляет возложен­ные на нее

полномочия непосредственно и через свои территориальные ор­ганы. Последние

включают в себя органы управления лесным хозяйством этой Службы в субъектах

Российской Федерации и лесхозы Федеральной службы лесного хозяйства, в том

числе лесхозы-техникумы, опытные и дру­гие специализированные лесхозы.

Как осуществляется охрана и защита лесов?

Леса подлежат охране от пожаров, незаконных рубок, нарушений уста­новленного

порядка лесопользования и других действий, причиняющих вред лесному хозяйству

и не входящим в него лесам, а также защите от вре­дителей и болезней леса.

Правительство РФ, органы государственной власти субъектов РФ, феде­ральный

орган управления лесным хозяйством и его территориальные орга­ны обеспечивают

осуществление мероприятий по охране и защите лесов, борьбе с вредителями и

болезнями леса и лесными пожарами.

Лесопользователи обязаны разрабатывать и утверждать по согласованию с

лесхозами федерального органа управления лесным хозяйством планы

противопожарных мероприятий, а также проводить их в установленные сро-жи.

Перечень противопожарных мероприятий и требования к планам этих мероприятий

определяются федеральным органом управления лесным хо­зяйством.

Граждане и юридические лица в местах проведения на территории лес­ного фонда

работ, культурно-массовых и других мероприятий обязаны иметь средства

пожаротушения в соответствии с утвержденными нормами, а также содержать

указанные средства в пожароопасный период в готовности, обеспечивающей их

немедленное использование.

Особо урегулирована Лесным кодексом РФ защита лесного фонда и не входящих в

него лесов от вредителей и болезней леса. Такая защита обеспечи­вается

систематическим слежением за состоянием лесного фонда и не входя­щих в лесной

фонд лесов, своевременным выявлением очагов вредителей и

I

болезней леса, мерами по профилактике возникновения таких очагов, их

ло­кализации и ликвидации.

Защита лесов от болезней и вредителей включает следующие мероприятия: ~

текущие, экспедиционные, аэровизуальные и другие обследования;

- общий, рекогносцировочный и детальный надзор за развитием вреди­телей и

болезнями леса;

- разработка авиационных и наземных мер по борьбе с вредителями и

болезнями леса;

- организация работ по профилактике болезней леса и ликвидации оча­гов

вредителей и болезней леса;

- государственный контроль за осуществлением перечисленных меро­приятий.

Какова ответственность

за нарушение лесного законодательства?

Лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут установ­ленную

законом дисциплинарную, материальную, гражданско-правовую, административную и

уголовную ответственность.

Лесным кодексом РФ (ст. 110) установлено, что штрафы за администра­тивные

правонарушения налагаются должностными лицами федерального' органа управления

лесным хозяйством и его территориальных органов в пределах установленных для

них законодательством Российской Федерации полномочий. Лицо, привлеченное к

уголовной или административной от­ветственности за самовольный захват

участков лесного фонда и не входящих в него лесов, обязано освободить

указанные участки в установленные сроки. Новым Уголовным кодексом Российской

Федерации предусмотрено, что незаконная порубка, а равно повреждение до

степени прекращения роста деревьев, кустарников и лиан в лесах первой группы

либо особо защитных участков лесов всех групп, а также деревьев, кустарников,

лиан, не входя­щих в лесной фонд или запрещенных к порубке, если эти деяния

соверше­ны в значительном размере, наказываются штрафом в размере от

пятидеся­ти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной

платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо ли­шением

права занимать определенные должности или заниматься опреде­ленной

деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок от

шести месяцев до одного года, либо арестом на срок до трех ме­сяцев. Однако,

если эти деяния в отношении лесов всех групп, а также на­саждений, не

входящих в лесной фонд, совершены неоднократно, или же совершены лицом с

использованием служебного положения, или в крупном размере, они наказываются

более строго (см. ч. 2 ст. 260 УК).

Самостоятельная статья УК РФ посвящена ответственности за уничто­жение или

повреждение лесов (ст. 261).

Тема 18

ПРАВОВОЕ

РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

И ОХРАНЫ ЖИВОТНОГО МИРА

Что понимается в действующем законодательстве под животным миром?

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.04.95 № 52-ФЗ «О животном мире»,

животный мир — это совокупность живых организмов всех видов диких животных,

постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и

находящих­ся в состоянии естественной свободы, а также от­носящихся к

природным ресурсам континенталь­ного шельфа и исключительной экономической

зоны Российской Федерации.

Такое определение животного мира носит, на наш взгляд, весьма ограниченный

характер, по-сколько касается лишь дикой фауны и имеет тер­риториальные

границы. Между тем животный мир широком смысле слова - это все живые

организмы животного происхождения, а не только дикая фау­на. Следовательно,

строго научное определение животного мира охватывает все разновидности

жи­вотного мира, включая домашних животных, кото­рые в научной литературе

нередко выводятся за пределы указанного понятия и рассматриваются как

товарно-материальные ценности — объекты права собственности. С приведенным в

начале темы определением животного мира можно согла­ситься лишь в'рамках

строго заданных целей, пре­дусмотренных указанным Законом.

Что понимается nod законодательством об использовании и охране животного мира?

Законодательство об охране и использовании животного мира и среды его

обитания, основывающееся на положениях Конституции РФ, федеральных законов об

охране окружающей природной среды, состоит из Федерального закона «О животном

мире», принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых

актов Российской Федерации и субъектов Рос­сийской Федерации об охране и

использовании животного мира.

Законодательство РФ об охране и использовании животного мира регули­рует

отношения в области охраны и использования объектов животного ми­ра,

обитающих в условиях естественной свободы. Отношения в области охра­ны и

использования объектов животного мира, содержащихся в полувольных условиях

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


© 2007
Использовании материалов
запрещено.