РУБРИКИ

Билеты: Экономика 90 вопросов

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Билеты: Экономика 90 вопросов

Билеты: Экономика 90 вопросов

1. Зарождение экономических знаний. Основные этапы развития

экономического учения

Донаучные элементы отрывочных экономических знаний встречаем в мифах,

легендах, религиозных верованиях. Первые научные проблемы встречаем также в

древности в рамках единой философской науки.

Еще до нашей эры Ксенофонт ввел понятие «экономика» – правила ведения

домашнего хозяйства.

Всю историю развития экономической науки можно разделить на 3 этапа:

1. Экономическое учение дорыночной эпохи. Этот период включает

экономические учения Древнего мира и средневековья. В это время экономическое

мысли выражали философы и религиозные деятели. Уровень систематизации знаний

не обеспечивал достаточных предпосылок для выделения экономической теории в

отдельную науку. Первая школа экономической науки – мер­кантилизм. Этот

период завершили меркантилисты.

2. Период с конца 17 века до 30-х гг. 20 века в этот период

сформировалась классическая экономическая наука, начало которой было положено

трудами Смита, а завершено трудами Милля. В экономической теории доминировал

принцип либерализма (полное невмешательство государства в экономику).

3. Современный этап.

1 этап. Экономическая мысль Древнего мира и средневековья.

Экономическая теория — одна из самых древних наук. Отдельные элементы

экономических знаний появились в древнем мире. Еще когда человек стал

задумываться над тем, как рационально использовать природные ресурсы. Однако

древние мыслители не соз­дали законченных систем экономических взглядов.

Сам термин «экономика» происходит от греческого «ведения домашнего

хозяйства». Отрывочные экономические воззрения встре­чаются с древних времен

у: Ксенофонта, Платона, Аристотеля.

В средние века экономические воззрения встречаются у: Фомы Аквинского, Кальвина

Первая школа экономической науки – меркантилизм. В то время широкое

распространение получает «венецианский счет», т.е. бух­галтерия, регулярно

сопоставляющая доходы и расходы. Все это способствовало развитию кредита и

банковского дела. Появилось много трактатов о деньгах. Постепенно возникла

школа меркантилистов (от слова купец), что явилось началом появления первых

систематизированных экономических воззрений. У. Петти (1623-1687) представить

первой школы экономической науки – мерканти­лизма. Источником богатства

меркантилисты считали торговлю. Был первым профессиональным экономистом.

Протестантская вера стала гарантией точного выполнения контрактов и

способствовала моральному оправданию проценту.

3атем появляются физиократы во главе с Ф. Кенэ, которые источником

общественного богатства признавали производство, причем только в сельском

хозяйстве. Физиократы – это французские экономисты второй половины 18 века.

Источник богатства – земля и труд, а не внешняя торговля. Наиболее выдающиеся

физиократы : Кенэ, Кантильон, Тюрго, Венсиан де Гурне (ему припи­сывают

выражение «пусть все идет так, как идет» – это первая историческая

формулировка принципа экономического либера­лизма.) Главная их заслуга -

первая попытка провести анализ общественного воспроизводства.

2 этап (конец 17в до 30-х гг. 20)

Накопление больших объемов экономических знаний приводит к их расчленению и

обособлению. Возникновение специальных ис­следований относится еще к началу

17 в. (зарождение капитализма и формирование национальных рынков).

Классическая наука возникла в связи с проникновением капитала в сферу

производства. Представители: Вильям Петти, Адам Смитт, Давид Рикардо. Они

обосновали то, что источником общественного богатства является все

общественное производство, предприняли попытку объ­яснить законы, управляющие

экономическими явлениями, выступали за ограничение вмешательства государства

в экономику, за свободу торговли.

Адам Смит (1723-1790) – родоначальник классической экономической науки. Он

отстаивал принцип естественной свободы, но в от­личие от физиократов считал

промышленный и торговый капитал производительным. Рост богатства достигается

развитием об­мена, разделением труда и накоплением капиталов в условиях

экономической свободы.

Рассуждения Платона часто называют социалистическими, т.к. он считал, что

правители и воины не должны иметь частной собственности, чтобы ничего не

отвлекало их от обязанностей и забот о благе общества, крестьяне и

ремесленники могут быть соб­ственниками, все имущество которых учтено и

излишек отбирается государством. Развитие этих идей нашло отражение в

марксист­ском экономическом учении, которое вышло на арену экон. теории с

середины 19в. как одна из вершин теорет. мысли того времени. В главном

своем произведении "Капитале" Марксом дано достаточно глубокое теорет.

отражение условий развития капитализма свободной конкуренции к. 18в. н. 19в.

Однако некоторые положения или устарели, или изначально были ошибочными.

3 этап

Современная экономическая теория характеризуется большим кол-вом направлений,

школ, течений. Основные: 1) Неоклассиче­ское; 2) кейнсианское; 3) монетаризм;

4) институционально-социологическое. Они различаются трактовкой роли рынка и

государ­ства, их соотношения и взаимодействия в экономическом развитии.

1) Неоклассическое исходит из коренного положения классической школы о рынке

и конкуренции, как о естественных условиях функционирования и развития

экономики. Рыночный механизм саморегулирования считается единственно

эффективным способом функционирования экономики. Государственное

вмешательство может привести к нарушению экономического равновесия, к

сниже­нию эффективности. Основывается на теориях предельной полезности и

производительности.

2) Кейнсианство возникло в 30-е годы, в связи с необходимостью вывода

буржуазной экономики из мирового кризиса 29-33 гг. Кейнс выпустил в 1936 г.

работу "Общая теория занятости, процента и денег".

Основные положения: рыночный механизм не способен полностью устранить кризисы

и безработицу, необходимо государственное регулирующее вмешательство, с

использованием налогов, субсидий, ссудного процента.

3) Монетаристские теории интенсивно развиваются. В центре их внимания -

антикризисные мероприятия: стимулирование экономи­ческой активности с

использованием финансово-кредитной системы, денежного обращения, инфляций для

повышения спроса и подстегивания производства.

4) Институционально-социологическое. Объектом исследования являются такие

общественные институты как корпорации, проф­союзы, государства. При этом в

центре внимания - общечеловеческие ценности. Выступают против чрезмерной

идеологизации об­щественной жизни, против милитаризации экономики, за

индикативное государственное планирование экономики, за гарантирован­ные

доходы, за расширение государственных социальных программ, за организацию

государством переквалификацию работников в связи с технологической

безработицей.

Характерной чертой является технологический детерминизм. Различаются теории:

индустриального, постиндустриального, техно­тронного, информационного

общества.

Экономическая теория состоит из политэкономии, макроэкономики,

микроэкономики, истории экономических учений.

Макро- и микроэкономика конкретизируют общетеоретические положения

политэкономии. Макроэкономика на уровне страны, мик­роэкономика на уровне

отдельных отраслей.

2. Производительные силы общества. Ресурсная (факторная)

эффективность и ее показатели

Производительные силы общества представляют собой целостный, динамичный

комплекс, в который входят:

а) средства производства (предмет труда и средства труда);

б) люди, приводящих их в движение;

в) технология,

г) инфраструктура и т.д.

а) Средства труда - это то, что человек помещает между собой и предметом

труда, и чем воздействует на предмет труда. Предмет труда - это то, на что

человек воздействует своим трудом и изменяет его. Средства труда:

производственные здания, сооружения, станки, машины, оборудование,

инструменты.

б) При этом ведущим элементом произв. сил является работник — человек с

известным опытом и навыками к труду.

в) Технология - совокупность способов воздействия человека на предмет труда с

исп-ем соотв. средств труда, а также различных режимов протекания произв.

процессов.

г) В структуру произв. сил входят также производственная и социальная

инфраструктуры. Инфраструктурой называют вспомога­тельные составные части,

обеспечивающие нормальное функционирование всей системы производительных сил.

Производствен­ную инфраструктуру образуют транспорт, связь, энергетика,

особое место занимает маркетинговая деятельность, научно- техниче­ская. К

социальной инфраструктуре относятся: образование, здравоохранение, жилищно-

коммунальное хоз-во, и т.д.

Производство всегда предполагает взаимодействие 3 основных факторов: рабочей

силы, предметов труда и средств труда. Соиз­мерение результатов производства

с используемыми затратами факторов производства (т.е. трудовыми и

материальными ресур­сами) характеризует ресурсную эффективность производства.

В общей форме — Эффективность = Результат производства: За­траты факторов

производства. Эффективность — важнейшая характеристика производства. Общество

всегда стремится опреде­лить оптимальный вариант экономического развития,

т.е. такой, при котором не только будут отсутствовать потери (прямые и

кос­венные), но и наилучшим образом использоваться факторы производства

(средства производства и рабочая сила).

Показатели эффективности. Для характеристики ресурсной (факторной)

эф­фективности применяется система показате­лей, таких как,

производительность труда, фондоемкость и материалоемкость. Производительность

труда выражается в количестве продук­ции, произведенных в единицу вре­мени,

или величиной времени, затрачиваемого на единицу продукции. Фондоемкость —

стои­мость основных про­изводственных фондов на единицу объема производства

продукции. Снижение фондоемкости означает рост эффек­тивности использования

основных про­изводственных фондов. Материалоемкость — один из важных

показателей эффек­тивности использования мате­риальных ресурсов — сырья,

материалов, топлива, энер­гии и т.д. Она определяется отношением стоимости

мате­риальных затрат к величине произведенной продукции. Обобщающими

показателями экономической эффек­тивно­сти являются норма прибыли и уровень

рентабель­ности. Прибыль в рыночных условиях — главная цель

предпринимательства и критерий эффективности произ­водства. Показателем

эффективности здесь выступает норма прибыли как отношение полученной прибыли

к затратам на производство. Рентабельность характеризует результативность

ис­пользования средств производства и трудовых ресурсов. Она определяется как

отношение полученной предприяти­ем прибыли к сумме основных и оборотных

фондов. В условиях перехода к рыночной экономике изменяют­ся содержание и

показатели эффективности производства. Поскольку осно­вой рыночной экономики

и предпринима­тельства является прибыль, в качестве первичного хозрас­четного

показателя экономиче­ской рентабельности высту­пает величина прибыли на

единицу затрат и ресурсов на единицу затрат. В новых условиях сохраняется и

общенациональный показатель эффективности: величина национального дохода,

валового национального продукта на единицу за­трат и ресурсов.

3. Система производственных отношений

(организационно-экономические и социально-экономические отношения).

В системе общественных отношений экономика выделяет производственные

отношения, т.е. отношения по поводу производства. Производственные отношения

подразделяются на 2 блока: соц-экономические отношения и организационно-

экономические. Это обусловлено следующим. Сырьевые, трудовые ресурсы и

потребители естественно рассредоточены по территории страны. Соот­ветственно

этому и все общественное пр-во рассредоточено по многим предприятиям и

фирмам. В связи с этим различается два уровня производства: 1) пр-во как

процесс труда, протекающий непосредственно на предприятиях (микроуровень); 2)

пр-во как про­цесс данной страны, нации в целом (макроуровень).

На втором или на макроуровне между людьми складываются социально-

экономические отношения. Здесь люди выступают как хо­зяева, наемные рабочие

или организаторы пр-ва. На первом же или на микроуровне люди выступают как

непосредственные работ­ники. На нем между людьми складываются непосредственно

трудовые отношения или организационно-экономические.

В связи с этим в экон. литературе часто термином "произв. отношения"

обозначаются не только собственно производств. отноше­ния, но и базирующиеся

на их основе социально-экономические отношения. В таких случаях термин

"произв. отношения" наделя­ется широким смыслом. СЭО - это отношения между

людьми в обществе по поводу материальных благ и услуг, их распределения и

потребления между классами и социальными группами, между странами,

предприятиями или фирмами, внутри предприятий, между мелкими и крупными

собственниками и т.д.

В узком смысле слова произв. отношения - это отношения между людьми по поводу

их совместной трудовой деятельности, по поводу кооперации труда, его

профессионального разделения в рамках предприятия, т.е. на уровне

микроэкономики действуют организационно-экономические отношения. Эти

отношения носят разрозненный характер, они локальны. Они функционируют

непо­средственно на рабочих местах и только в самих трудовых процессах.

Объектами произв. отношений людей являются не произво­димые продукты, а лишь

процессы их создания, вопросы взаимодействия работников в технолог.

процессах, вопросы психологиче­ской совместимости работников и т.д.

Вся система производственных отношений рассматривается во взаимосвязи, в их

единстве, и определяется формами собственно­сти на средства производства.

Система производственных отношений должна соответствовать состоянию

производства, чтобы обеспечивать его развитие и эффективное функционирование.

Материальное производство является материальной основой произ­водственных

отношений. Производительные силы и производственные отношения образуют способ

производства. По Марксу спо­соб производства прошел 5 исторических этапов в

своем развитии, каждому из которых соответствовали свои производственные

отношения. Зарубежные экономисты периодизацию в развитии человеческого

общества строят на основе теории стадий экономи­ческого роста (Ростоу). Он

выделяет 5 стадий экономического роста:

- традиционное общество;

- переходное общество (стадия подготовки условий для сдвига);

- стадия сдвига и перехода к индустриальному обществу;

- послеиндустриальное общество;

- стадия массового потребления.

Каждому способу производства соответствуют свои производственные отношения —

организационно-экономические и социально-экономические.

4. Проблема выбора в экономике. Понятие экономической

эффективности (Паретто-эфективное состояние экономики.

Экономика - это сфера деятельности людей, в результате которой создается

богатство для удовлетворения разнообразных потреб­ностей, как их самих, так и

общества. Необходимость выбора в экономике обусловлена двумя объективными

причинами: потребно­стью и ограниченностью ресурсов. Общество всегда

стремится определить оптимальный вариант экономического развития, т.е.

такой, при котором не только будут отсутствовать потери (прямые и косвенные),

но и наилучшим образом использоваться факторы производства (средства

производства и рабочая сила). В любом обществе решается триединая проблема

(Самуэльсон): что произ­водить, как производить, для кого производить. Любое

общество располагает ограниченным количеством экономических ресурсов.

Потребности людей постоянно возрастают (ограничены кошельком). В этой связи

встает проблема рационального использования этих ресурсов. Необходимо решать

вопрос распределения жизненных благ в условиях ограниченных ресурсов.

Английский эконо­мист Лайнен Роббинс дал следующее определение: "Э - это

наука, которая изучает поведение человека с точки зрения отношений между его

целями и ограниченными средствами, допускающими альтернативное использование

(«проблема выбора)". Самуэльсон дал следующее определение—экономическая

теория изучает, как люди и общество выбирают способ использования дефицитных

ресурсов, которые могут иметь многоцелевые назначения, для того, чтобы

произвести разнообразные товары и распределить их сейчас или в будущем для

потребления различных индивидов или групп общества. Т.е. перед любым

обществом стоит выбор как использовать ограниченные ресурсы, что производить,

сколько и когда. В этом заключается «проблема выбора». Экономические цели

любой экономики в конечном итоге: экономический рост, полная занятость,

стабильный уровень цен, экономическая свобода, справедливое распределение

доходов, экономическая обеспеченность, торговый баланс. Но решать эти

проблемы можно по-раз­ному, можно добиваться целей любой ценой или с

оптимальными затратами. Насколько экономика эффективна зависит от того, как

она решает дилемму «безграничность потребностей –ограниченность ресурсов».

Общество вынуждено определит, какую комбина­ций каких продуктов и какой ценой

оно желает производить. Эффективное состояние экономики подразумевает, что

эти задачи ре­шаются исходя из «эффективного использования ограниченных

производственных ресурсов». Экономическая эффективность опре­деляется

насколько рационально используются ограниченные ресурсы.

Термин «Паретто-эфективное состояние экономики» или «оптимум Паретто» введен

итальянским экономистом Паретто. При изуче­нии проблемы выбора он использовал

для характеристики предпочтений (предельных полезностей ) между выбором и

нескольких благ понятие «кривых безразличия». Каждая точка таких кривых

соответствует некоторой комбинации двух благ, суммарная полез­ность которых

одинакова во всех точках. Это подвело его к понятию оптимума, который

обозначает равновесное состояние эконо­мики («Паретто-эфективное состояние

экономики» ) и характеризуется такими основными условиями:

- Взвешенные (по ценам) предельные полезности (предподчтения) равны

для всех товаров,

- Для каждого субъекта сумма его доходов равна сумме расходов,

- Количество всех благ до установления равновесии после этого — равно,

- Цены готовых товаров равны издержкам их производства,

- Запас производительных благ используется полностью.

Это равновесное состояние экономики длилось бы вечно, если бы не изменялись

условия, но они постоянно меняются. «Паретто-эфективное состояние экономики»

— это состояние экономики, при котором невозможно улучшить положение какого-

либо участ­ника обмена без того, чтобы не ухудшить положение другого. При

таком состоянии экономики дальнейшее улучшение возможно только путем глубоких

структурных перестроек.

5. Экономические категории и экономические законы. Экономическая

теория и экономическая политика

Всякая отрасль научных знаний осуществляет типизацию, классификацию множества

изучаемых явлений. Результатом этих обоб­щений в экон. науке являются экон.

категории. Экон. категория - научное собирательное понятие, абстрактно,

обобщенно характе­ризующее сущность многих однородных, аналогичных экон.

явлений.

Экономические законы - выражают внутренние, существенные, устойчивые,

повторяющиеся причинно-следственные связи и зави­симости экономических

отношений людей. Они возникают и действуют в результате производственной

деятельности людей. Дейст­вуют объективно (независимо от воли и сознания

людей). Законы независимы от воли и сознания людей, но не от их деятельности.

ЭЗ познаваемы. Их необходимо использовать в практике хозяйствования.

Необходимо различать: экономические законы, законы природы, юридические законы.

В обществе действует система ЭЗ. Они взаимосвязаны между собой. Различают

след. ЭЗ:

1. Всеобщие - законы, которые действуют на всех ступенях развития

человеческого общества, а) З. Возвышающихся потребно­стей; б) З общественного

разделения труда; в) З повышения производительности труда и др.

2. Общие ЭЗ - действуют при наличии общих социально-экономических

условий (товарно-денежные отношения): а) З стоимости; б) З спроса и

предложения; в) З денежного обращения и т.д.

3. Особые (специфические) ЭЗ - выражают внутреннюю природу каждого

общественного способа производства. Определяются собственностью на СП и

свойственные ей социально-экономические отношения.

Экономическая теория — это наука, изучающая ЭЗ и движение экономической

жизни - тенденции в развитии цен, производ­ства, безработицы и т.д.

Экономическая теория раскрывает сущность и содер­жание экономических

процессов в системе понятий, кате­горий и законов, принципов и методов

хозяйствования в обществе в целом. этим она выполняет познавательную функцию

(обеспечивает накопление научных знаний в области пр.-хоз. деятельности

людей, вооружает их знанием объективных законов. Кроме того экономическая

теория выполняет практическую функцию - обеспечить на основе теоретических

разработок экономиче­скую политику. На основе открываемых ею законов и ее

теоретических выводов органы госуправления, фирмы определяют свои программные

цели, экон. стратегию и тактику. Обосно­вание экономической политики должно

опираться на объективные экономи­ческие законы, закономерности и принципы.

Цели экономической политики в конечном итоге: экономический рост, полная

заня­тость, экономическая эффективность (максимальная отдача при минимуме

издержек), стабильный уровень цен, экономическая свобода, справедливое

распределение доходов, экономическая обеспеченность, торговый баланс.

6. Предмет и функции экономической теории. Взаимосвязь

экономической теории с другими экономическими науками

Предметом экономической теории является то, что она изучает. ЭТ изучает сферу

производства и распределения жизненных благ в условиях ограниченных ресурсов.

Существует несколько различных определений предмета экономической теории:

- Марксистское определение: «Экономическая теория изучает

экономические отношения производства, распределения, об­мена и потребления на

различных ступенях развития общества»

- Самуэльсон —экономической теории изучает, как люди и

общество выбирают способ использования дефицитных ресурсов, которые могут

иметь многоцелевые назначения, для того, чтобы произвести разнообразные

товары и распределить их сейчас или в будущем для потребления различных

индивидов или групп общества.

- Определение экономики в учебнике Макконнела и Брю: Во-

первых экономика - это исследование поведения человека в про­цессе

производства, распределения и потребления материальных благ и услуг в мире

редких ресурсов. Во-вторых экономика исследует эффективное использование

ограниченных производственных ресурсов или управление ими с целью достижения

максимального удовлетворения материальных потребностей человека.

- Английский экономист Лайнен Роббинс (1898-1984) дал

следующее определение предмета экономики, которое широко ис­пользуется в

западной литературе: "Э - это наука, которая изучает поведение человека с

точки зрения отношений между его целями и ограниченными средствами,

допускающими альтернативное использование (проблема выбора)".

Существуют несколько функций экономической теории:

- познавательная функция (обеспечивает накопление научных знаний в

области пр.-хоз. деятельности людей, а в целом - нара­щивание

интеллектуального потенциала общества, расширяет научный кругозор людей,

вооружает их знанием объективных законов экон. развития общества, силой

научного предвидения;

- методологическая, т.е. экономическая теория исследует общее (и

экономические отношения, и производительные силы) и яв­ляется

методологической базой для других наук, т.к. выявляет общие экономические

законы, которые являются исходной ме­тодологической посылкой для исследования

в других науках;

- прогностическая функция предполагает разработку научных прогнозов,

выявление перспектив общественного развития;

- практическая функция - обеспечить на основе теоретических

разработок экономическую политику. На основе открываемых ею законов и ее

теоретических выводов органы госуправления, фирмы определяют свои программные

цели, экон. стратегию и тактику.

В целом экономическая теория является методологической основой всех

экономических дисциплин.

Методологическая функция заключается в том, что экономическая теория

выступает в качестве теоретической основы конкрет­ных отраслевых наук. В

системе экономи­ческих наук она выступает фундаментальной методологи­ческой

наукой. В систему эконо­мических наук входят историко-экономические

(экономическая история, исто­рия экономических учений); специальные, или

функ­цио­нальные (прогнозирование развития экономики, экономи­ческая

статистика, экономика труда, бухгалтерский учет и анализ, фи­нансы, кредит и

денежное обращение); отрас­левые (экономика промышленности, экономика АПК,

эко­номика торговли, экономика строительства и т.д.).

Экономическая теория раскрывает сущность и содер­жание экономических

процессов в системе понятий, кате­горий и законов, принципов и методов

хозяйствования в обществе в целом безотносительно к отраслям и сферам

деятельности. Конкретные эконо­мические науки отражают отраслевые особенности

и отдельные функции экономичес­кого управления в отраслях и сферах

дея­тельности.

7. Методология экономического анализа. Формальная логика,

диалектика и функциональный анализ

Основные методы познания подразделяются на две группы: 1) эмпирические; 2)

теоретические. Эмпирические - состоят в сборе фактов, учете всех происходящих с

ними изменений, в их группировке, математико-статистической обработке.

Теоретические методы являются средством проникновения в глубинную сущность

исследуемых явлений, раскрытия законов их функционирования и развития.

Теоретические методы состоят главным образом в методах формальной логики,

абстрактных умозаключениях, в вы­движении и проверке гипотез, гипотетическом

моделировании экономических процессов. Широко используется метод

абстрагиро­вания: отвлечения от второстепенных, несущественных сторон

рассматриваемого явления с целью выделения первостепенных глубинных свойств,

раскрывающих его сущность. Посредством метода абстракции формируются

экономические законы и категории. Лучшим средством проверки выдвигаемых

гипотез, конструированных моделей являются эксперименты, т.е. воссоздание

соответ­ствующих процессов в лабораторных условиях. В экономике лабораторные

эксперименты невозможны, а экономические экспери­менты весьма ограничены.

Методология экономической теории базируется прежде всего на научных методах

исследования. К общенаучным методам относятся функциональный анализ.

При экономическом анализе исследуемый предмет, явление расчленяется на

со­ставные эле­менты, каждый из которых подвергается деталь­ному изучению,

выясняется его место и роль внутри целого. Результатом анализа являются

абстрактные определения, выражающие сущность экономических явлений.

Экономический анализ исследует взаимосвязи экономических яв­лений как они есть,

например рост цены на товар ведет к уменьшению спроса на него (при прочих

равных услови­ях). При экономическом анализе используют метод научной

абстракции. Он состоит в выделении наибо­лее существенных сторон изучаемого

явления и отвлечении от всего второстепенного, случайного. Экономи­ческие

процессы рассматриваются освобожден­ными от случайностей истори­ческого

развития, т.е. логически. Но с другой стороны экономические явления исследуются

в про­цессе развития. Это необходимо не только для выяснения происхождения

системы и ее элементов, но и для обосно­вания тенден­ций развития, его этапов.

Экономическая теория должна показать явление в развитии, движении. Общим

мировоззренческим мето­дом является матери­алистическая диалектика — единый для

всех наук метод. Диалектический метод, во-первых, исходит из того, что в

природе и обществе все явления и отношения не являются раз и навсегда данными,

вечно и неизменно существующи­ми - они находятся в процессе развития и

изменения. Применительно к экономической теории это означает, что мы должны

рассматривать экономические категории и законы, процессы и явления не как

застывшие, неподвиж­ные, вечные, а как изменяющиеся, развиваю­щиеся.

Необ­ходимо строго выяснить, как, почему и в силу каких причин возникают

экономические явления, в чем состоит их разви­тие, как и почему они исчезают.

Во-вторых, диалектический метод исходит из того, что и в природе, и в обществе

развитие идет от простого к слож­ному, от низшего к высшему. Применительно к

экономической теории это процесс перехода от наиболее простых экономических

отношений к все более сложным. Переход от простого к сложному есть переход к

новому качеству. И в то же время сложное отношение, являясь качественно новым,

содержит и черты, которые имели место в предшествующем простом отношении.

В-третьих, диалектический метод исходит из того, что движущая сила развития

есть внутренние противоречия того или иного явле­ния. В экономической теории

движущими силами экономического прогресса считаются противоречия между

производством и по­треблением, между различными вида­ми интересов и т.д.

Каждое экономическое явление имеет количественную и качественную стороны,

находящиеся в тесной связи и взаимозависимости. Качественная сторона выражает

сущ­ность явления. Она является ведущей, определяющей ко­личественные

величины, меру дан­ного отношения. Коли­чественный анализ экономических

явлений предполагает широкое использование в экономической теории

статисти­ческих данных, методов математики, экономико-математи­ческого

моделирования и вычислительной техники.

Однако математический и статистический анализ только тогда вскрывает реальные

отношения, когда он тесно связан с качествен­ным содержанием анализируемого

предмета. Для чего необходим функциональный анализ. Экономические

явления исследуются системно. Систем­ный подход предполагает трактовку

экономического объекта как системы и в то же время как элемента еще бо­лее

сложной системы. Экономические явления исследуются по составу и структуре, в

определенной субординации, с выделением причины и следствия, корреляционной

зависимости.

8. Сущность экономической системы и ее основные элементы.

Классификация экономических систем.

Система – это органически целое образование, состоящее из ряда образующих его

частей, закономерно и прочно связанных между собой причинно- следственными

связями и зависимостями. В окружающем мире взаимодействуют две системы:

природа и обще­ство. Экон. система - связующее звено между природной и

общественной системами. Под экон. системой понимается реальная, национальная

экономика, т.е. экономика отдельной страны с ее внутриотраслевой структурой,

фирмами, предприятиями, семей­ными хоз-вами. Все произв.-хоз. ячейки, все

отрасли н/х прочно, устойчиво связаны между собой разделением труда и

обменом.

Основные составные части экономической системы:

1. производительные силы общества, представленные личными, вещественными,

социальными факторами;

2. технико-экономические отношения;

3. социально-экономические отношения;

4. хозяйственный механизм.

Производительные силы и технико-экономические отношения образуют

технологический способ пр-ва. А технологический способ пр-ва вместе с соц.-

экон. отношениями образует социальный или общественный способ пр-ва.

Хозяйственный механизм - совокуп­ность технико-экон., соц.-экон. отношений,

юридических отношений в области хозяйства и гражданского права и экон.

политики.

Социально-экономические системы - это способ организации общественного

производства.

Экономические системы обычно классифицируются как капиталистические,

социалистические и смешанные. Однако их можно классифицировать также по

методу распределения и контроля над ресурсами – рыночная экономика или

командная эконо­мика, и по типу собственности – частная собственность или

общественная собственность. В последние полтора-два столетия в мире

действовали различные типы экономической системы: две рыночные системы, в

которых доминирует рыночное хозяйство, – рыночная экономика свободной

конкуренции (чистый капитализм) и современная рыночная экономика (современный

капитализм) и две нерыночные системы – традиционная и командно-

административная экономики. В рамках той или иной экономической системы

существуют многообразные модели экономического развития отдельных стран и

регионов.

Современные системы:

1.Традиционная экономика - базируется на ручном труде (слаборазвитые страны);

2.Командно-административная система (была в СССР, Куба)

а) государственный тип собственность на средства производства;

б) всеобщая значительная роль государства);

3.Рыночная экономика:

а) частная собственность на средства производства;

б) роль государства минимальная.

Она базируется на цены, спрос, предложение, конкуренцию.

В чисто рыночной экономике проблемы что производить, как, и для кого

производить, регулирование распределения ресурсов осу­ществляются на основе

взаимодействия производителей и потребителей, продавцов и покупателей в

соответствии со спросом и предложением.

4.Смешанная экономика:

а) собственность - государственная и частная;

б) государство ограниченные рамки (автопилот), регулирующая роль государства.

Рыночная экономика + плановая экономика. Рыночный механизм регулирования с

государственным регулированием.

В большинстве стран смешанная экономика.

5.Социальная экономика. Защита человека, сближение жизненного уровня,

снижение дифференциации в доходах.

Модели рыночной экономики: 1. Предпринимательская модель (США), 2. Социальная

(Шведская модель), 3. Японская модель - при­оритет общенациональных

интересов.

9. Сравнительный анализ основных типов экономик

Авторов учебника «Экономикс» выделяют такие экономические системы: чистый,

капитализм, командная экономика, традиционная, смешанная.

1. Чистый капитализм – существовал в 18 веке и прекратил свое

существование в конце 19 – начале 20 века. Однако многие эле­менты вошли в

современную рыночную систему. Черты системы:

- частная собственность на экономические ресурсы

- свобода предпринимательства

- рыночный механизм регулирования на уровне макроэкономики

- наличие множества продавцов и покупателей каждого продукта.

При капитализме каждый свободен в использовании экономических ресурсов. И сам

решает каким бизнесом заниматься, какой то­вар выносить на рынок, что

производить. В чистой капиталистической экономике роль государства

ограничена. Движущей силой выступает стремление к личной выгоде как со

стороны продавцов, так и со стороны потребителей. Поведение каждого субъекта

обуславливается личной выгодой, но удовлетворяя свои потребности общества

т.к. он производит продукцию необходимую обще­ству. Способ координации всех

экономических процессов – рынок.

2. Командная экономика – основана на государственной собственности

практически на все экономические ресурсы. Монополизация и бюрократизация

экономики. Централизованное планирование. Особенности хозяйственного механизма:

- непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра

- государство полностью контролирует распределение и производство

продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные отношения между

субъектами хозяйствования

- использование административно-распорядительных методов.

3. Традиционная экономика– для слаборазвитых стран. Этот тип

экономической системы базируется на отсталой технологии, широ­кое

распространение ручного труда, многоукладность экономики, основанной на

традициях. Особое значение имеют иностранные инвестиции.

4. Смешанная. Основой экономической системы являются командная и чистый

капитализм. Ей присущи черты обеих экономик. В большинстве стран смешанная

экономика.

Смешанная экономика имеет следующие признаки:

а) собственность - государственная и частная;

б) регулирующая роль государства имеет ограниченные рамки

По сути — это рыночная экономика + плановая экономика. Рыночный механизм

регулирования с государственным регулированием. Т.к. ей присущи черты обеих

экономик. Она основана на частной и государственной собственности,

характеризуется вмешательст­вом государства в экономику только когда рынки не

справляются с размещением ресурсов или др. проблемами. Государство вы­полняет

следующие функции:

- определяет приоритеты развития системы, цели,

- выделяет ресурсы для достижения этих целей

- законодательная и правовая. Государство создает правовую базу для

эффективного функционирования экономики, обеспе­чивает защиту прав

собственника,

- регулирует отношения между производителями и потребителями

- экономической стабилизации, формирование рыночной инфраструктуры.

5. Во многих странах Запада давно приблизились к идее

социально-ориентированной или социально-регулируемой рыночной эко­номике.

Поэтому в литературе выделяются: «управляемое рыночное хозяйство», социальное

рыночное хозяйство», "рыночный со­циализм". Основные черты такой современной

экономической системы: социальная ориентация, высокая эффективность,

совре­менные технологии, использование научных разработок на всех уровнях

хозяйствования, совершенствование отношений собствен­ности и ее развитие,

экономическая свобода, развитая система хозяйственного законодательства,

достижение макроэкономиче­ского равновесия

активная роль государства, позитивное воздействие рынка.

В каждой экономической системе существуют свои национальные модели

организации хозяйства. Т.к. страны отличаются историей, уровнем

экономического развития, социальными и др. условиями. Так в коммунистической

экономике существуют советская и ки­тайская модели. В современной

капиталистической экономике существуют различные модели: американская,

японская, шведская. Модели рыночной экономики:

1. Предпринимательская модель (например, — американская построена на

системе всемерного поощрения предпринимательской деятельности, обогащения

наиболее активной части населения),

2. Социальная (Шведская модель отличается сильной социальной политикой,

направленной на сохранение имущественного не­равенства за счет

перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев

населения,

3. Японская модель - приоритет общенациональных интересов. Японская

характеризуется отставанием уровня жизни населения от развития

производственных сил.

10. Смешанная экономика, ее основные модели

Основой экономической системы смешанной экономики являются командная

эко­номика и чистый капитализм. Ей присущи черты обеих экономик. В

большинстве стран смешанная экономика.

Смешанная экономика имеет следующие признаки:

а) собственность - государственная и частная;

б) регулирующая роль государства имеет ограниченные рамки

По сути — это рыночная экономика + плановая экономика. Рыночный механизм

регулирования с государственным регулированием. Т.к. ей присущи черты обеих

экономик. Она основана на частной и государственной собственности,

характеризуется вмешательст­вом государства в экономику только когда рынки не

справляются с размещением ресурсов или др. проблемами. Государство вы­полняет

следующие функции:

- определяет приоритеты развития системы, цели,

- выделяет ресурсы для достижения этих целей

- законодательная и правовая. Государство создает правовую базу для

эффективного функционирования экономики, обеспе­чивает защиту прав

собственника,

- регулирует отношения между производителями и потребителями

- экономической стабилизации, формирование рыночной инфраструктуры.

Во многих странах Запада давно приблизились к идее социально-ориентированной

или социально-регулируемой рыночной эконо­мике. Поэтому в литературе

выделяются: «управляемое рыночное хозяйство», социальное рыночное хозяйство»,

"рыночный со­циализм". Основные черты такой современной экономической системы:

социальная ориентация, высокая эффективность, совре­менные технологии,

использование научных разработок на всех уровнях хозяйствования,

совершенствование отношений собствен­ности и ее развитие, экономическая

свобода, развитая система хозяйственного законодательства, достижение

макроэкономиче­ского равновесия, активная роль государства, позитивное

воздействие рынка.

В каждой экономической системе существуют свои национальные модели

организации хозяйства. Т.к. страны отличаются историей, уровнем

экономического развития, социальными и др. условиями. Так в коммунистической

экономике существуют советская и ки­тайская модели. В современной

капиталистической экономике существуют различные модели: американская,

японская, шведская. Модели рыночной экономики:

1. Предпринимательская модель (например, — американская построена на

системе всемерного поощрения предпринимательской деятельности, обогащения

наиболее активной части населения),

2. Социальная (Шведская модель отличается сильной социальной политикой,

направленной на сохранение имущественного не­равенства за счет

перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев

населения,

3. Японская модель - приоритет общенациональных интересов. Японская

характеризуется отставанием уровня жизни населения от развития

производственных сил

11. Переходная экономика: основные черты, сущность и задачи.

Разновидности переходной экономики

Сущность переходной экономики — это переход от одной системы координат к

другой, принципиально отличной. Это процесс пере­хода от командно-

административной к рыночной экономике. Особенностью и основной чертой

переходной экономики является то, что ни один из механизмов координации

хозяйственной деятельности не является доминирующим: централизованное

планирова­ние уже не действует, а механизм рыночного регулирования еще не

работает в полной мере. Таким образом, переходная экономика неизбежно связана

с неким системным вакуумом, который является источником нестабильности. Т.е.

для нее характерным явля­ется нестабильность. Задачи переходной экономики

заключается в перестройке всех институтов общества и становление рыночных

механизмов. Существуют различные пути перехода: постепенное врастание рынка в

плановую экономику (эволюционный) или уско­ренный переход (революционный).

Переход может осуществляться путем постепенной трансформации командно-

административ­ной системы в рыночную, инициатором и исполнителем которой

выступает государство. Или процесс этот происходит в результате революции и

роль государства сведена к минимуму. Различаются и методы и способы

либерализации экономики, разгосударство­вания и приватизации, степень влияния

государства на протекающие процессы и т.д. Закономерностью является то, что в

переход­ной экономике любого типа командно-административные функции

постепенно сужаются по мере приближения к цели. Но в течение какого-то

времени эти функции существуют одновременно с функциями рынка (как в

многоукладной экономике). Но на начальном этапе преобразований преобладают

административные методы, т.к. отсутствует правовая база для рыночных

преобразований. За­дачи : необходимо пересмотреть законы: о собственности,

предприятиях, приватизации, земельных отношениях, ценовой либера­лизации,

антимонопольное законодательство, формирование рынка труда и т.д. Для всех

переходных экономик приходится решать проблему макроэкономической

стабилизации экономики, под этим понимается прежде всего подавление инфляции,

для чего есть два варианта. Первый предусматривает:

- сокращение номинального предложения денег,

- либерализация цен,

- увеличение реального объема производства,

- снижение скорости обращения денег.

Второй — жесткая кредитно-денежная и налоговая политика в сочетании с

регулированием цен и доходов.

В каждой переходной экономике существуют свои национальные особенности (т.к.

страны отличаются историей, уровнем экономи­ческого развития, социальными и

др. условиями). Разновидности переходных экономик обусловлены различием в

исходном состоя­нии экономики и общества. Переход в тех странах, где

существовал не только государственный сектор экономки, но и частный,

су­ществовали традиции, позволяющие выбирать наиболее рациональное поведение,

отличается большей устойчивостью и меньшей нестабильностью. Как правило, чем

больше реальной демократии в экономической и политической системе допускала

модель ко­мандной экономики в прошлом, тем быстрее идет трансформация

экономики. Кроме того влияет макроэкономическая несбаланси­рованность

(дефицит бюджета, высокая инфляция), неравномерность в развитии отдельных

секторов экономики (например, это может выражаться в гипертрофированном

развитии определенных отраслей (ВПК, тяжелое машиностроение).

12. Особенности и проблемы переходной экономики России

Современная российская

экономика находится сейчас в переходном

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


© 2007
Использовании материалов
запрещено.