РУБРИКИ

Билеты: Экономика 90 вопросов

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Билеты: Экономика 90 вопросов

средняя норма прибыли; К - авансированный капитал. Образование средней нормы

прибыли означает пере­распределение совокупной прибыли между предпринима­телями

различных отраслей по принципу: равновеликая прибыль на равновеликий

авансированный капитал, вло­женный в эти отрасли. Кроме того, важным элементом

предпринимательства являются инновации. Каждый товар имеет жизненный цикл:

исследования и разработки товара, внедрение, рост, зрелость, спада. Можно

продлить жизненный цикл товара - производить новые его модификации. Но можно

одновременно производить несколько товаров так, чтобы их жизненные циклы

пересекались в наивысших точках, что позволит сохранять высокую и устойчивую

прибыль. Для разработки новых товаров используются новейшие достижения науки и

техники - нововведения или инновации. Внешние причины нововведений - НТП,

изменение потребности людей, насыщение рынка товарами, угроза проигрыша в

конкурентной борьбе. Внутренние причины нововведений - стремление

предпринимателя увеличить сбыт товара, расширить свой рынок, уменьшить

зависимость от реализации только одного товара, создать предприятие-новатор.

Нововведения должны быть непрерывными и последовательными: в то время, когда

одна новинка находится в производстве и массово продается, ей на смену должны

уже создаваться другие. Фирмы, занимающиеся инновационными разработками, часто

размещают исследовательские центры вблизи университетов, научных центров.

Лидеры в использовании инноваций - Япония и США. Не последнюю роль играет и

маркетинг. Маркетинг в широком смысле - это концепция развития бизнеса,

ориентированная на приоритет потребителя, т.е. концепция приоритетности

рыночного спроса. Маркетинг- непрерывный, всесторонний анализ, способ

генерирования идей и решений. Маркетинговые исследования направлены на поиск

наиболее эффективного сочетания традиционной, новой и новейшей продукции. Они

служат основанием для принятия решения об освоении нового товара. Маркетинг

включает в себя: - изучение рынка и анализ потребностей покупателей; -

проектирование товара, соответствующего избранному сегменту рынка; -

приспособление производства под выявление требования рынка под возможности

производства; - определение оптимальной цены, отражающей характер товара и

спроса на него; - выбор путей и методов сбыта продукции, характер рекламы.

Максимизация прибыли может быть связана с монопольным положением, но в

условиях рыночной конкуренции она чаще связывается с эффективностью. Прибыль

обычно определяют как разность между пол­ной выручкой и полными издержками.

Определение полной выручки не составляет трудности (это произведение

количества произведенной продукции на це­ну единицы товара). Но что следует

включать в полные издержки? С точки зрения бухгалтера, в издержки должны

вклю­чаться денежные расходы, которые фирма несет на приоб­ретение машин,

оборудования, сырья, материалов, на вы­плату заработной платы работникам и

т.д. Фирма выплачивает эти деньги внешним по отношению к ней хозяйствующим

субъектам, она покупает необходимые ре­сурсы на рынке. Поэтому эти затраты

называются внешними издержками. Внешние, или бухгалтерские издержки, включают

в себя только явные денежные затраты. В этой связи бухгалтерская прибыль

представляет собой разность между полной выручкой и внешними (бухгалтерскими

издержками). Эконо­мическая прибыль возникает в том случае, если общая

выручка превышает все издержки — и внешние, и внутрен­ние, включая в

последние и нормальную прибыль на капитал в размере процента. Итак, нулевая

экономическая прибыль является следстви­ем свободной конкуренция в чистом

виде. Но в реальной действительности свободная конку­ренция, полное

равновесие рынка, статичная экономика существовать не могут. Всегда имеются

определенная сте­пень несовершенства конкуренции (монополизация рын­ка),

рыночное неравновесие, неоптимальное поведение индивидуумов. Ожидание прибыли

стимулирует наиболее эффективное распределение и использование ресурсов,

снижение затрат, технические нововведения, освоение новых с целью

максимизации прибыли. Американский экономист Дж.Кларк считал, что концепция

предельного продукта позволяет решить задачу минимизации издержек, т.е.

максимизации прибыли. Правило: самый низкий уровень издержек фирмы будет

манипулировать факторами до тех пор, пока не выровняет предельные физические

продукты на последний истраченный на тот или иной фактор производства

Факторы повышения доходности предприятия — это, прежде всего снижение издержек

производства, т.е. затраты на производство продукции. В современной концепции

издержек предельные издержки необходимы для определения объема производства,

приносящего максимальную прибыль. Прибыль предприятия будет возрастать, если

доход от последней проданной единицы товара превышает предельные издержки этой

единицы, тогда наиболее прибыльным будет производство и реализация такого

объема продукции, когда имеется равенство дополнительного дохода и предельных

издержек. Существуют альтернативные затраты, по которым можно сделать выбор

между теми или иными экономическими решениями. Здесь большое значение принимает

фактор предпринимательства. Переменные издержки меняются в прямой зависимости

от объема производства. Они связаны с затратами на покупку сырья и рабочей

силы. Динамика переменных издержек (VС) неравномерна: начиная с нуля, по мере

роста производства они первоначально растут очень быстро; затем, по мере

дальнейшего увеличения объемов производства, начинает складываться фактор

экономии на массовом производстве, и рост переменных издержек становится уже

более медленным, чем увеличение продукции. В дальнейшем, однако, когда вступает

в действие закон убывающей производительности, переменные издержки снова

начинают обгонять рост производства. По этому необходимо выбрать оптимальный

вариант. Кроме того, большое значение имеют средние издержки (равные валовым

издержкам, деленным на произведенное количество товара). Хозяйственный план

предприятия должен стремится их минимизировать. Кривая средних издержек обычно

имеет U-образную форму Сначала средние издержки весьма высокие. Это связано с

тем, что большие постоянные издержки распределяются на незначительный объем

продукции. По мере роста производства постоянные издержки распределяются на

незначительный объем продукции. По мере роста производства постоянные издержки

приходятся на все большее число единиц продукции, и средние издержки быстро

падают, доходя до минимума. По мере роста объема производства основное влияние

на величину средних издержек начинают оказывать не постоянные, а переменные

издержки. Поэтому (вследствие закона убывающей доходности) важны предельные

издержки, т.е. дополнительные издержки, связанные с производством

дополнительной единицы продукта наиболее дешевым способом. Предельные издержки

получаются как разность между издержками производства п единиц и издержками

производства n-1 единиц: МС=ТСn-ТСп-1. Кривая предельных издержек не

зависит от постоянных издержек, потому что постоянные издержки существуют

независимо от того, производится ли дополнительная единица продукции.

72. Сущность, формы и системы заработной платы. Номинальная и реальная

заработная плата

Сущность заработной платы разные школы трактуют по-разному:

— Классическая школа: Смит, Рикардо считали, что зарплата является

платой за труд работника, при таком понимании зарплаты не могли объяснить,

откуда берется прибыль у предпринимателя: или нарушается закон стоимости, или

(если труд оплачивается полностью) у предпринимателя не будет никаких

доходов.

— Марксистская школа: Маркс предложил понимать под зарплатой денежное

выражение стоимости рабочей силы. Продается не труд рабочего, а его способность

к труду. Труд - процесс взаимодействия средств производства и рабочей силы.

Раб. сила оплачивается полностью, но затем рабочий создает новую большую

стоимость => часть этой новой стоимости является источником доходов всех

групп предпринимателей (v,v+m).

Зарплата является превращенной формой стоимости раб силы ( внешне кажется не тем

чем явл. на самом деле). Внешне выступает как плата за труд. Но практически

величина зарплаты может отклоняться от величины стоимости раб силы (в

зависимости от спроса и предложения на раб. силу). Т.к. обычно предложение

больше спроса => в результате зарплата чаще отклоняется вниз от ст-ти раб

силы. При определении величины зарплаты учитывают факторы — квалификация,

навыки, производительность, условия работы и т.д.

Формы зарплаты:

- повременная (критерий - рабочее время);

- сдельная (поштучный критерий - кол-во продукции);

- новая форма (критерий - способности человека, его квалификация,

опыт, знание процесса, умение управления).

Имеет несколько систем оплаты: простая и премиальная (еще ее называют

прогрессивной, аккордной, причем бывает индивидуальная и коллективная).

Определяются принципы организации зарплаты:

- учитывается связь зарплаты с производительностью труда, рост

зарплаты должен отставать от производительности. Производительность растет

из-за: новой техники; организации труда; квалификации самого работника. Надо,

чтобы рост зарплаты покрывал все затраты пр-ва. Отставание должно быть таким,

чтобы соотношение между ростом производимости труда и ростом зарплаты должно

быть оптимальной (при 1% росте производительности труда рост зарплаты должен

быть 0.63-0.7%).

- дифференциация зарплаты в зависимости от качества и кол-ва труда

(за более сложную работу высокая зарплата).

- учитываются условия труда (сущ. доплата за опред. Условия,

например за вредные условия).

- учитывается квалификация работников.

Функции зарплаты:

- Возмещение затрат раб силы и воспроизводство раб силы (получая

зарплату восстанав. свою способн. к труду и может участвовать в процессе

воспроизводства).

- Распределение произведенного продукта.

- Экономическое стимулирование затрат труда рабочего.

Различается номинальная и реальная заработная плата. Номинальная - зарплата в

денежном выражении, получ. наемным работником. Реальная – это то кол-во благ

и услуг, которые работник может купить на свою номин. зарплату. Она растет и

увеличиваться от различных факторов, и зависит от номинальной зарплаты,

величины налогов, уровня цен на товары: величина реальной заработной платы

рассчитывается как индекс, равный частному от деления индекса розничных цен,

на индекс номинальной зарплаты

Билеты: Экономика 90 вопросов

Доходы наемного работника складываются из доходов: прямых (зарплата);

косвенных; компенсаций (выплаты, которые вносит предприниматель в фонд соц.

страхования, пенсионный для того, чтобы наем. работник получал оплату

больничных, пенсию и т.д.)

Жизненный уровень (условия жизнедеятельности человека и степень

удовлетворения его потребностей) характеризуется системой показателей, куда

входят:

1. реальные доходы трудящихся зависят от нац. дохода и от степени

дифференц.(неравномерности распределения);

2. потребление продовольственных и непродовольственных товаров.;

3. степень развития соц. обеспечения;

4. возможность получить медицинскую помощь;

5. уровень культуры; и т.д.

Реальные доходы включают доходы на акции (наем. раб имеют акции и получают на

них дивиденды), участие работников в прибыли (часть прибыли распределяется

между работниками), работа по совместительству, работа на дому и др.

73. Прожиточный минимум, минимальная заработная плата и проблема бедности

Жизненный уровень (условия жизнедеятельности человека и степень

удовлетворения его потребностей) характеризуется системой показателей, куда

входят:

1. реальные доходы трудящихся зависят от нац. дохода и от степени

дифференц.(неравномерности распределения);

2. потребление продовольственных и непродовольственных товаров.;

3. степень развития соц. обеспечения;

4. возможность получить медицинскую помощь;

5. уровень культуры; и т.д.

Уровень доходов членов общества является важнейшим показателем их

благосостояния, так как определяет воз­можности материальной и духовной жизни

индивидуума: отдыха, получения образования, поддержания здоровья,

удовлетворения насущных потребностей. К числу употребляемых показателей уровня

жизни относят - денежные доходы населения, в расчете на 1 чел или семью.

Важно чтобы месячный доход превышал прожиточный ми

нимум (потребительская ко

рзина). Потребительская корзина составляется на основе набора минимально

необходимых потребительских товаров, услуг, расходов (продукты питания, одежда

и обувь, мебель, предметы хозяйственного обихода, квартплата и бытовые услуги,

транспорт, уплата налогов и т.д.). Прожиточный минимум существенно зависит от

цен, поэтому в условиях инфляции он непрерывно

меняется. Люди, которые употребляют ниже

предусмотренного прож. минимума живут за чертой

бедности. С экономической точки зрения бедность характеризуется, прежде всего,

уровнем расходов на потребление, которые остаются весьма низкими. Обычно для

этих целей устанавливается минимум материальной обеспеченности, который

называют прожиточным минимумом. В разных странах этот минимум различен, но все

группы населения живущие ниже этой черты бедности считаются бедняками. Для

расчета прожиточного минимума рассматривается так называемая потребительская

корзина, куда входит набор самых необходимых товаров и услуг, необходимых для

поддержания жизнедеятельности. Стоимость потребительской корзины может меняться

в зависимости от инфляции. Поэтому ее величина периодически пересматривается.

Поэтому среди факторов, оказывающих непосредственное влияние на уровень жизни

населения, кроме размеров самой заработной платы, выступает динамика розничных

цен, степень насыщенно­сти потребительского рынка товарами и др. Номинальные

денежные доходы населения формируются из различных источников, основными из

которых явля­ются: факторные доходы; денежные поступления по линии

государственных программ помощи в виде выплат и льгот поступления из финансовой

системы (из банков, через сберкассы, из страховых учреждений и т.п.) и др.

Социальная политика государства — одно из направле­ний его деятельности по

регулированию социально-эконо­мических условий жизни общества. Суть социальной

по­литики государства заключается в поддержании отноше­ний как между

социальными группами, слоями общества, так и внутри них, обеспечении условий

для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создании социальных

гарантий в формировании экономических сти­мулов для участия в общественном

производстве. При этом надо отметить, что социальная политика государства,

вы­ступающая как составная часть мероприятий, проводимых государством в целях

регулирования условий обществен­ного производства в целом, тесно увязана с

общеэкономи­ческой ситуацией в стране. Государством устанавливается минимум

заработной платы (83р), но в связи с трудной экономической ситуацией эта

минимальная заработная плата не соответствует прожиточному минимуму и остается

чисто номинальной величиной, от которой отталкиваются при исчислении ставок

зарплаты бюджетников, величины налогов и т.д. Проблема бедности пока не

разрешена.

Мальтус рассматривал проблему бедности в своих работах в связи с увеличением

народонаселения. Он считал, что экономический рост ограничен опасностью более

быстрого роста народонаселения, опережающего рост предметов потребления – в

этом заключается проблема. Он повторял, что не является противником роста

населения, он противник нищеты. Для борьбы с нищетой между населением и

продовольствием было установлено экономическое равновесие. Поскольку

народонаселение растет быстрее производства предметов потребления, необходимо

чтобы размножение задерживалось. В примитивных обществах это происходит через

болезни, голод и войны. В современном обществе – через заработную плату.

Чрезмерный рост населения уменьшает зарплату и тем самым ограничивает рост

населения в следующем периоде. Напротив, рост зарплаты приводит к росту

населения и тем самым к бедности в следующий период. Экономически значение

имеет не номинальная (денежная), а реальная зарплата, определяемая ценой

потребляемой пищи. Поэтому бедность нельзя преодолеть раздачей денег, поэтому

он был против государственных субсидий и частной благотворительности., они

могут только ограничить главный ограничитель роста населения – необходимость

самому заботиться о себе и полностью отвечать за свою непредусмотрительность.

Мальтус выступал против уравнивания доходов, бедный человек не должен

посягать на частную собственность богатого, т.к. она необходима для

производства потребительских товаров и тем самым для улучшения его же

положения. Рост нищеты в результате превышения роста народонаселения над

ростом производства предметов потребления социально опасен, т.к. вызывает

мятеж. Поскольку, по мнению Мальтуса, социальное равенство не возможно, а

разделение общества на очень богатых и очень бедных – нежелательно, то основу

здорового роста населения (т.е. роста населения без бедности) составляет рост

производства и среднего класса. Средний класс составляет основу общества, но

в обществе должны существовать также (относительно немногочисленные) богатые

и бедные. «Высшие и низшие слои неизбежны и полезны. Если отнять у человека

надежду на возвышение и опасение понижения, то не было бы того усердия,

которое побуждает каждого человека к улучшению своего положения и которое

представляется главным двигателем общественного благосостояния».

75. Экономические функции государства. Формы и методы государственного

регулирования в смешанной экономике

Экономические функции, которые выполняет государство, со временем изменяются.

В годы I Мировой войны гос-во распределяло продукт, производственные ресурсы,

заботилось об обеспечении армии. После войны организует денежно-финансовую

систему, начинает заниматься перераспределением продукта и дифференциацией

доходов. В годы II мировой войны - управление производством в военных

отраслях. Во второй половине ХХ века функции гос-ва меняются. Государство

управляет государственным сектором производства, оказывает регулирующее

воздействие на рынок, поддерживает мелкий и средний бизнес, определяет

законы, регулирует цены и ценообразование. Гос-во становится хозяйствующим

субъектом - вкладывает определенные деньги из госбюджета в развитие

экономики. . В распространенной сегодня смешанной экономике деятельность

государства представляет собой сложное сочетание различных функций:

распределительных, защитных, регулирующих, стабилизирующих, координирующих и

контролирующих.

1.Распределительная ф-ция заключается в перераспределении части доходов в

пользу малоимущих слоев населения и на расширение производства. Виды

распределения доходов:

- Функциональное — распределение связано с использованием части

первичных дохода (от производства) на расширение производства. Эти

распределение первичное.

- Персональное — распределение связано с использованием части

первичных дохода (от производства) на перераспределение в пользу отдельных

индивидуумов, соц. групп и классов.

Перераспределение осуществляется через госбюджет несколькими путями:

- За счет налогов, которые уменьшают дифференциацию доходов (с

больших доходов налоги взимаются по более высокой ставке);

- Часть населения, имеющая небольшие доходы получает выплаты

(пособия, стипендии, льготы);

- Оплата за счет первичных доходов различных услуг

непроизводственной сферы (он дает возможность получать доходы работникам).

Итак, гос-во стремится распределительной функцией уменьшить разницу доходов

различных слоев населения. Зарубежные экономисты считают, что сглаживание

дифф-ции доходов не всегда дает нужный эффект. Повышение налога на прибыль

=> заинтересованность падает => падает пр-во продукции.

2.Аллокационная функция. Сущность: государственное перераспределение

производственных ресурсов в интересах более прогрессивных отраслей пр-ва.

Сначала, когда только разворачивают новое производство, нет доступа к

достаточному кол-ву ресурсов, гос-во распределят туда => повышается

эффективность пр-ва.

Далее, гос-во распределяет ресурсы, если пр-во какого-то продукта

недостаточно. Также роль гос-ва связано с военным пр-вом.

3.Формирование конкурентной среды и оказание помощи для этого мелкому и

среднему бизнесу. Эта функция гос-во особенно важна. Гос-во - сила, которая

уравновешивает силу монополий и ограничивает их деятельность с помощью

антимонопольного законодательства (в любой стране), усиливаются возможности для

конкуренции. Антимонопольное законодательство служит этим целям. Запрещается

нефинансовым компаниям покупать больше 5% акций какой-нибудь компании, любой

компании запрещается покупать больше 10% акций в конкурирующих компаниях, члены

правления не имеют права занимать место в конкурирующих компаниях, запрещен

холдинг. Поддержка гос-ва малому и среднему бизнесу выражается в: налоговых

льготах; льготном кредите; оказание тех. помощи.

4.Регулирование внешнеэкономической деятельности. Осуществляется через

все формы внешнеэкономических связей гос-ва. Прежде всего, гос-во стремится,

чтобы валюта была конвертируемой и устойчивой. Гос-во накапливает резервную

валюту и использует, стремиться к тому, чтобы торговый и платежный баланс были

активными. Помощь корпорациям в завоевании внешнего рынка (протекционализм),

для этого выделяется специальная форма кредита, гарантия кредита иностранным

покупателям и т.д.

Государственное регулирование экономики (ГРЭ) в условиях смешанной экономики

представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и

контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными

учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и

приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся

условиям. Формы воздействия гос-ва на эк. процесс — к ним относятся

правовое законодательство, госконтроль над биржами, аудиторская деятельность:

1. Правовое законодательство. Формирование законов регулирующих

функционирование предприятий различных форм собственности, их взаимоотношения

и отношения с государством. Включает в себя антимоноп. Законодательство,

налоговое и т.д. Определяет право наследования, присвоения других

предприятий. Говорят — государство «устанавливает правила игры»

2. Контроль над биржами. Контроль над всеми видами бирж, определение

условий формирования бирж, осущ-е биржевых процессов, взаимоотношение бирж

между собой, формирование курса ценных бумаг.

3. Аудиторская деятельность. С целью контроля за выполнением

предприятиями законов

Методами называются способы воздействия гос-ва на эк. процесс:

- Прямые оказывают непосредственное воздействие на какой-то рынок,

отрасль и т.д.

- Косвенные оказывают глобальное воздействие на всю эк-ку. Связанны

с непосредственным финансированием регионов, отраслей, через бюджетную,

налоговую и кредитно-денежную систему. Через бюджетно-налоговую гос-во

оказывает воздействие на эк-ку, дифференцируя ставки налогов, отменяя и вводя

новые налоги, применяя, устанавливая, отменяя льготы. Повышение налогов

означает уменьшение возможностей пр-ва и наоборот.

Среди косвенных методов различают следующие:

А).Фискальная политикой — это политика по регулированию с помощью налогов

и расходов госбюджета. Рассматривают 2 вида:

- Дискретная - применение гос-вом решения по разработке спец.

программ, контроль за их выполнением.

- Внутренние стабилизаторы. Без применения каких-то решений

стабилизаторы сами оказывают регулирующее воздействие на эк-ку. Например, если

доходы растут => налоги растут => падает пр-во => падают доходы =>

падает сумма налоговых поступлений (все это автоматически). Или: чем более

полная занятость, тем больше поступления от зарплаты, тем больше отчислений в

фонд безработных.

Б).Кредитно-денежное регулирование заключается в изменении ставки %

ссудного капитала, регулировании денежного обращения. Если гос-во хочет

расширить пр-во, то кредит дешевеет. Государство контролирует эмиссию денег,

т.к. денежная масса в обращении должна увеличиваться темпами на 25% меньше, чем

расширение производства.

Методы прямого регулирования пр-ва.

1. прямая поддержка дотациями;

2. поведение макроструктурных сдвигов через разработку и финансирование

НТП;

3. финансирование эк. программ;

4. финансирование соц. сферы;

5. введение стандартов, за невыполнение - санкции;

6. госзаказы на конкурентной основе.

Формы гос. регулирования эк-ки. Под формами нужно понимать основные

направления гос. воздействия на эк-ку:

1. Стимулирование НТП и НИОКР и формирование прогрессивных структур эк-

ки. Формирование и развитие новых прогрессивных отраслей зависит от

государственного финансирования НТП и НИОКР, Это требует больших затрат, от

60-70% затрат берет на себя гос-во, гос-во проводит координацию научно-

исследовательских работ, поддержку отраслей.

2. Регулирование инвестиционного процесса и обеспечение эк. роста. За

счет средств госбюджета в госсекторе, субсидий для развития частного сектора,

за счет удешевления кредита и льгот.

3. Экономическое программирование и индикативное регулирование эк-ки.

Развивается во всех странах Зап. Европы, есть только в США. Суть в том, что

разрабатываются программы развития эк-ки на определенный период времени,

определяются: направления; цели разв.; источники финансирования. Программы

обязательны для госсектора эк-ки. Он не охватывает развитие малого и среднего

бизнеса. Виды эк. программ: конъюнктурные (характерны для развивающихся

стран); частично структурные (на 3 года); стратегические (на длительный

период).

4. Гос. воздействие на занятость. Обеспечение максимальной занятости

населения, создание новых рабочих мест, стимулирование их создания в частном

секторе.

5. Гос. помощь (в том числе и с/х). Оказание помощи проведения тех или

иных научные разработок, предоставление льгот с/х и т.д. Гос-во дает

специальные дотации для поддержания гарантированных цен на с/х продукцию.

Эффективность гос. регулирования эк-ки.

Гос. регулирование эк-ки оказывает воздействие на развитие процессов в

национальной экономике, ускоряя экономический рост, снижая последствия

кризиса и безработицы, уменьшая темпы инфляции, что способствует стабилизации

цен, повышение уровня жизни населения. Государственное регулирование

эффективно, когда эффект от различных форм и методов гос. регулирования выше

затрат на это регулирование. Если эффект меньше, отдельные направления гос.

регулирования свертываются. Ограниченность гос. регулирования заключается в

том, что гос. рег. эк-ки не обеспечивает планомерного характера эк-ки и не

может преодолеть циклический хар-р общественного воспроизводства.

76. Повышение роли экономической политики государства в переходной экономике

В процессе перехода от командно-административной системы экономики к рыночной

происходит трансформация в сфере экономической политики государства:

командные методы и диктат государства постепенно заменяются функциями

государственного регулирования, которые соответствуют смешанной экономике. В

распространенной сегодня смешанной экономике деятельность государства

представляет собой сложное сочетание различных функций: защитных,

регулирующих, стабилизирующих, координирующих и контролирующих. Вместе с тем

происходит повышение роли экономической политики государства, что обусловлено

рядом объективных причин, присущих любой переходной экономике. Это связано,

прежде всего, с необходимость макроэкономической стабилизации.

Макроэкономическая стабилизация в переходной экономике — это преодоление

кредитно-денежной и бюджетно-налоговой разбалансированности, выражающейся в

высокой инфляции, т.е. предусматривает снижение темпов инфляции до низкого

предсказуемого уровня. Макроэкономическая стабилизация в переходной экономике

предполагает осуществление активной экономической и социальной политики

государства. В связи с чем, возрастает роль этой политики. Особенностью и

основной чертой переходной экономики является то, что ни один из механизмов

координации хозяйственной деятельности не является доминирующим:

централизованное планирова­ние уже не действует, а механизм рыночного

регулирования еще не работает в полной мере. Таким образом, переходная

экономика неизбежно связана с неким системным вакуумом, который является

источником нестабильности. Т.е. для нее характерным явля­ется нестабильность.

Задачи государственной политики заключается в разработке и проведении

стабилизирующей экономической политики, перестройке всех институтов общества

и становление рыночных механизмов. Различаются и методы и способы

либерализации экономики, разгосударствления и приватизации, степень влияния

государства на протекающие процессы и т.д. Закономерностью является то, что в

переход­ной экономике любого типа командно-административные функции

постепенно сужаются по мере приближения к цели. Но в течение какого-то

времени эти функции существуют одновременно с функциями рынка (как в

многоукладной экономике). Но на начальном этапе преобразований преобладают

административные методы, т.к. отсутствует правовая база для рыночных

преобразований. За­дачи: необходимо пересмотреть законы: о собственности,

предприятиях, приватизации, земельных отношениях, ценовой либера­лизации,

антимонопольное законодательство, формирование рынка труда и т.д. Для всех

переходных экономик приходится решать проблему макроэкономической

стабилизации экономики.

Для Российской экономики государственная экономическая политика тем более

играет решающую роль по нескольким причинам:

1. т.к. еще на момент начала пере­хода состояние ее системы

характеризовалось как экономический кризис, представляющий собой резкое

нарушение равновесия в экономике вследствие несоответствия спроса и

сложившегося предложения. В Рос­сии имелась макроэкономическая

несбалансированность: глубоко деформированной оказалась структура экономики,

неравномерность в развитии отдельных секторов и отраслей народного хозяйства,

неравномерность в технико-технологической основе различных секторов и

отраслей. Все это привело к следующим негативным тенденциям эк. развития

России: неуклонное снижение темпов эк. развития; нарастание инфляционных

процессов; увеличение скрытой безработицы при внешнем дефиците раб. силы;

массовый износ осн. произ. фон­дов

2. Задачи переходной экономики заключается в перестройке всех

институтов общества и ста­новление рыночных механизмов. А в России, где

существовал преимущественно государственный сектор экономки, отсутствовали

традиции, позволяющие выбирать наиболее рациональное поведение, эти задачи

особенно трудны для реализации.

3. Это кризис переход­ной экономики. Т.е. этот кризис является фазой

цикла, и выход из кризисной ситуации предполагает одновременное решение

про­блем порождающих эти обстоятельства: преобразование форм собственности и

становление рыночных структур, осуществление структурной перестройки в

сочетании с технико-технологическим обновлением всего действующего

производства. При этом "вытас­кивать" нац. экономику из кризиса невозможно

без активной активизации государственной экономической и социальной политики.

Основными целями экономической государственной политики являются:

1. Стабилизация экономики и экономический рост. Под стабилизацией

понимается относительно полную занятость ресурсов и относительно стабильный

уровень цен. Главное задача государства здесь скоординировать уровень

производства и объем расходов (чем выше уровень производства, тем выше расходы

ресурсов).

2. Максимальная занятость населения. Это избавляет от потерь ,

связанных с недоиспользованием трудовых ресурсов и сокращением расходов на

пособия по безработице. Кроме того, это необходимо для социальной стабилизации.

3. Относительная стабильность цен. Это важнейший показатель

антиинфляционной политики государства.

4. Внешнеэкономическое равновесие. Баланс внешнеэкономических

связей оказывает положительное влияние на решение внутригосударственных

социально-экономических проблем

Практическая реализация этих целей ведется по двум направлениям. Первое —

непосредственное управление государственным сектором. Второе — косвенное

регулирование объектами и субъектами экономики. Непосредственное

государственное регулирование (полностью или частично) применяется к таким

общественно важным сферам и объектам как: оборона, энергетика, полезные

ископаемые, водные ресурсы, образование, здравоохранение и т.д. К наиболее

распространенным косвенным методам относятся: законодательное регулирование,

в том числе антимонопольное, перераспределение доходов с целью социальной

защиты отдельных слоев населения, кредитно-денежная и финансово-фискальная

политика.

В экономической теории существует два альтернативных мнения на роль

экономической политики государства. Одно основано на прин­ципе

невмешательства государства в экономику. Сторонни­ки этого направления

считают, что рыночный механизм способен сам регулировать экономику,

устанавливать рав­новесие между предложением и спросом, между производ­ством

и потреблением. Вмешательство государства может вызывать нарушение

равновесия, снижение экономической эффективности. Другое базируется на идеях

известного анг­лийского экономиста Дж. М. Кейнса о необходимости воз­действия

государства на экономические процессы в целях приспособления экономических

отношений к новым усло­виям. Неокейнсианцы выступают за постоянное,

система­тическое вмешательство государства в экономику. Они утверждают, что

рыночная эк-ка не может саморегулироваться, без вмешательства гос-ва. Выход

из кризиса - вмешательство гос-ва в эк-ку. Кейнсианцы основным средством

стабилизации экономики считают фискальную политику, поскольку государственные

расходы на товары и услуги непосредственно влияют на изменение уровня

производства, налоги прямо влияют на доходы, которые в свою очередь влияют на

уровень производства. Монетаристы, напротив, полагают, что фискальная

политика не может служить надежным способом стабилизации экономики. Они

считают, что увеличение расходов государства приводит к дефициту бюджета,

увеличению спроса на деньги, в результате чего увеличивается процентная

ставка, что ведет к уменьшению спроса на деньги для инвестиций, в результате

— снижается уровень производства. Монетаристы считают главным условием

макроэкономической стабилизации — проведение правильной денежно-кредитной

политики. В последние годы экономисты все больше приходят к выводу о

необходимости сочетания государственного регули­рования и свободного

стимулирования производства.

Гос. регулирование эк-ки оказывает воздействие на развитие процессов в

национальной экономике, ускоряя экономический рост, снижая последствия

кризиса и безработицы, уменьшая темпы инфляции, что способствует стабилизации

цен, повышение уровня жизни населения. Но при этом возникает вопрос

эффективность гос. регулирования эк-ки Государственное регулирование

эффективно, когда эффект от различных форм и методов гос. регулирования выше

затрат на это регулирование. Если эффект меньше, отдельные направления гос.

регулирования свертываются.

77. Макроэкономическая нестабильность: цикличность развития рыночной

экономики. Виды экономических циклов

Особенность рыночной экономики, проявлявшаяся в склонности к повторению

экономических явлений, была замечена экономистами еще в первой половине

прошлого века. В стремлении к беспредельному расширению своего производства, к

завоеванию возможно большего рынка, который в каждый данный момент имеет

пределы, владель­цы капиталистических предприятий периодически сталки­вались с

перепроизводством товаров. Сущность перепро­изводства проявляется в перевесе

предложения известного товара над спросом, когда цена товара понижается до того

уровня, при котором, если не для всех, то, по крайней мере, для значительной

части производителей не остается даже нормальной, не говоря уже об

экономической прибыли. Пытаясь выявить причины перепроизводства, экономи­сты

обратили внимание на периодичность таких явлений, как повышение или понижение

спроса, увеличение объе­мов производства или его застой. Выявилась и

определенная последовательность в чередовании указанных явлений и

макроэкономической нестабильности. Фазы: Фаза депрессии, наступающая

после кризиса, может иметь весьма продолжительный характер. Уровень

произ­водства сохраняется стабильным, но очень низким по отношению к состоянию

перед началом кризиса. Сохраня­ется высокий уровень безработицы. Но падение цен

при­останавливается, падает ссудный процент, стабилизируют­ся товарные запасы.

Фаза оживление—сопровождается незначи­тельным повышением уровня

производства, некоторым сокращением безработицы. Постепенно начинают

повы­шаться цены, и расти ссудный процент. На товарном рынке растет спрос на

новое промышленное оборудование. Наметившееся оживление охватывает все большее

коли­чество отраслей, втягивая в новый виток спирали новые капиталы. Подъем

зачастую приобретает ажиотажный ха­рактер. Уровень производства превосходит

достигнутый в предыдущем цикле. Лихорадочно растут цены. Безработица

сокращается до минимальных размеров при одновремен­ном существенном росте

заработной платы. Резко возрастает спрос на продукцию отраслей, опреде­ляющих

тенденции в движении научно-технического про­гресса. В связи с расширением

масштабов производства инвестиционных товаров значительно возрастает спрос на

сырьевые ресурсы, и цены на них растут. На фазе подъема усиливаются

диспропорции, заложенные на фазе оживле­ния. Экономика подходит к следующему

циклу. Таким образом, наблюдения показывают, что долговременный экономический

рост не является равномерным, а постоянно прерывается периодами экономической

нестабильности. Подъёмы и спады уровней экономической активности, следующие

один за другим, принято называть деловым или экономическим циклом. Термин

“цикл” употребляется в биологии и других науках для обозначения таких событий,

которые постоянно повторяются, но не обязательно в одинаковой степени. Поэтому

есть все основания полагать, что движения деловой жизни общества протекает в

форме циклов, сущность которых заключается в наличии повторяющейся

последовательности изменений. Деловой цикл предполагает движение трёх величин:

объёма занятости, объёма продукции и уровня цен. В процессе непрерывного

экономического роста экономическая система проходит четыре фазы, которые

называются фазами делового цикла. Это пик (процветание), сжатие (рецессия), дно

(депрессия), и расширение (восстановление). Зарождение теории циклов и кризисов

моно отнести к началу 19 века. Эта проблема освещалась в работах К.Родбертуса и

Т.Мальтуса. В наше время, преобладающее место заняла идея взгляда на цикл как

на единый процесс, последовательно проходящий через фазы кризисов и подъёмов, а

не просто как на случайную последовательность кризисов, прерывающих время от

времени ход воспроизводства. Предметом исследования является весь цикл, а не

отдельные его фазы.

В настоящее время обнаружено 1380 типов экономического цикла. Выделяются

различные виды циклов. Циклы, исходя из времени их протекания, можно

разделить на три группы, и, соответственно, можно определить три вида

экономических цикла:

1. Краткосрочные циклы (“Цикл запасов”) - длится 2-3 года. Их принято

называть циклами Китчина, который считал продолжительность цикла равной трем

годам и четырем месяцам. Митчелл, один из основателей эконометрики,

напи­савший ряд серьезных исследований по экономическим циклам, считал, что

причину циклов следует искать внутри экономической системы, особенно в сфере

денежного обращения. Экономисты, использовавшее методику Митчелла, пришли к

выводу, что для США характерен 40-месячный экономи­ческий цикл.

2. Среднесрочные циклы (“Цикл строительства”) - длится 10-20 лет. Они

называются циклами Жугляра, по имени французского эконо­миста, который

рассматривал экономический цикл как закономерное явление, причины которого

кроются в сфере денежного обращения, точнее, кредита. Повторение всех

экономических про­цессов, вызванных банковской деятельностью, происходит

каждые десять лет. Продолжительность цикла Жугляра совпадает с

продол­жительностью циклов, или цикла Кузнеца. Основную причину, которых

неко­торые экономисты видели в сроках физического износа основных

производственных фондов (дли­тельность цикла 15-20 лет) и связаны с

периодическим об­новлением жилищ и производствен­ных сооружений.

3. “Длинные волны” - длятся 40-60 лет. Кондратьев открыл концепцию

длинных волн общественного воспроизводства. Эта концепция утверждает, что

общественное воспроизводство развивается циклически. Циклы бывают:

- большие (40-55 лет) - состоят из двух фаз или двух волн

(повышательной; понижательной)

- малые (8-10 лет).

Экономической основой длинных волн является так называемый технологический

цикл, который характеризуется тем, что в течение приблизительно двух

десятилетий перед началом повышательной фазы наблюдается оживление в сфере

технических изобретений, а затем в годы хозяйственного подъема их широкое

применение.

В экономической теории сущ-ют и другие виды циклов:

1. Хансен (классическая теория) различает:

- большие циклы (12-13 лет), причины их -

инвестиции в основной капитал - накопление капитала - перенакопление - кризис;

- малые циклы (2-9 лет), причина - инвестиции в

веществ. ср-ва пр-ва (сырье, топливо);

- строительные (13-16 лет).

2. Рассматриваются длинные волны (Джеванс) - динамика цен изменяется

циклически. Смысл: эк-кое развитие происходит в результате чередования

длительных циклов, длительный цикл - длинная волна (20-25 лет), затем

понижательная и повышательная фазы.

Каждая из теорий смотрит вглубь, каждая из них пытается найти причины

постоянного отклонения экономической системы от состояния равновесия.

Выдвинуто множество причин циклических колебаний от денежно-кредитной

экспансии и теории нововведений до теории, связывающей перепады деловой

активности с солнечными пятнами. Существует чисто монетарное объяснение

экономических циклов где рассматривается цикл, как чисто денежное явление.

Так, согласно данной теории, процесс сжатия или рецессии происходит следующим

образом. Сокращение количества денег влечёт за собой неизбежное сокращение

спроса. Производители, изготовившие продукцию в расчёте на обычный спрос,

сталкиваются с тем, что они не могут реализовать эту продукцию по

предполагаемым ценам. Начнётся скопление товарных запасов, возникнут убытки,

производство сократиться, распространится безработица и неизбежно начнётся

процесс снижения заработной платы и других доходов, т.е. идет процесс

сокращения деловой активности. Фаза подъёма торгово-промышленного цикла

является копией движения вниз по спирали депрессии, но спираль в данном

случае будет иметь повышательный характер. Оживление деловой активности

вызывается расширением кредита и длится до тех пор, пока это расширение

продолжается. Причиной расширения кредита является то, что банки облегчают

условия предоставления ссуд своим клиентам.

Другая версия объяснения экономических колебаний сводит дело к техническим

новшествам и совершенствованием, к вовлечению в эксплуатацию новых ресурсов

и освоению новых территорий. Эпохи повышенной экономической активности

представляют собой периоды, на протяжении которых развитие техники и открытие

новых ресурсов создают благоприятную основу для роста, и, в первую очередь,

для роста инвестиций. Множество нововведений, появляющихся в период

процветания, является как раз тем самым фактором, который нарушает равновесие

и настолько изменяет условия промышленной жизни, что после этого неизбежно

наступает период перестройки цен, стоимостей и производства. По мнению

Шумпетера “нововведениям свойственно нахлынуть приливной волной и затем

отступить. Экономический цикл сводится к отливу и приливу нововведений и к

тем последствиям, которые отсюда вытекают.”

Каждое экономическое явление имеет свой психологический аспект, поэтому

существует концепция, где основная причина цикличности — психологические

факторы. Оптимизм и пессимизм рассматриваются в этих теориях в качестве

факторов, имеющих тенденцию вызывать или усиливать рост или падение вложений.

Существуют теории, в которых психологические факторы выдвигаются в качестве

дополнительных к другим экономическим факторам.

78. Экономические циклы, сущность, фазы и их основные характеристики,

модификации современного экономического цикла. Воздействие государства на

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


© 2007
Использовании материалов
запрещено.