РУБРИКИ |
Билеты: Экономика 90 вопросов |
РЕКЛАМА |
|
Билеты: Экономика 90 вопросовэкономический цикл Особенность рыночной экономики, проявлявшаяся в склонности к повторению экономических явлений, была замечена экономистами еще в первой половине прошлого века. В стремлении к беспредельному расширению своего производства, к завоеванию возможно большего рынка, который в каждый данный момент имеет пределы, владельцы капиталистических предприятий периодически сталкивались с перепроизводством товаров. Сущность перепроизводства проявляется в перевесе предложения известного товара над спросом, когда цена товара понижается до того уровня, при котором, если не для всех, то, по крайней мере, для значительной части производителей не остается даже нормальной, не говоря уже об экономической прибыли. Пытаясь выявить причины перепроизводства, экономисты обратили внимание на периодичность таких явлений, как повышение или понижение спроса, увеличение объемов производства или его застой. Выявилась и определенная последовательность в чередовании указанных явлений. Фазы: Фаза депрессии, наступающая после кризиса, может иметь весьма продолжительный характер. Уровень производства сохраняется стабильным, но очень низким по отношению к состоянию перед началом кризиса. Сохраняется высокий уровень безработицы. Но падение цен приостанавливается, падает ссудный процент, стабилизируются товарные запасы. Фаза оживление, сопровождается незначительным повышением уровня производства, некоторым сокращением безработицы. Постепенно начинают повышаться цены, и расти ссудный процент. На товарном рынке растет спрос на новое промышленное оборудование. Наметившееся оживление охватывает все большее количество отраслей, втягивая в новый виток спирали новые капиталы. Подъем зачастую приобретает ажиотажный характер. Уровень производства превосходит достигнутый в предыдущем цикле. Лихорадочно растут цены. Безработица сокращается до минимальных размеров при одновременном существенном росте заработной платы. Резко возрастает спрос на продукцию отраслей, определяющих тенденции в движении научно-технического прогресса. В связи с расширением масштабов производства инвестиционных товаров значительно возрастает спрос на сырьевые ресурсы, и цены на них растут. На фазе подъема усиливаются диспропорции, заложенные на фазе оживления. Экономика подходит к следующему циклу. Таким образом, экономический цикл включает: кризис; депрессия; оживление; подъем. 1. Кризис характеризуется следующими чертами: падает производство; перепроизводство промышленного капитала во всех его функциональных формах (товарная; денежная; производительная); банкротство промышленных и торговых предприятий, прежде всего средних и мелких; рост безработицы; снижение жизненного уровня. 2. Депрессия характеризуется следующими чертами: повышается степень эксплуатации; самовозрастает капитал медленно и постепенно; производство расширяется, но очень незначительно; постепенно рассасываются товарные запасы; инвестиционный капитал приспосабливается к новым ценовым пропорциям и новой структурной перестройке. 3. Оживление характеризуется следующими чертами: более или менее устойчивым расширением производства; повышается загрузка производственного аппарата; быстро увеличиваются прибыли. 4. Подъем характеризуется тем, что исходным пунктом циклического подъема считается восстановление докризисного уровня производственной активности: расширяется спрос на рабочую силу; рассасывается безработица; растет заработная плата; повышается платежеспособный спрос на предметы потребления; расширяется рынок для отраслей первого подразделения. Таким образом, наблюдения показывают, что долговременный экономический рост не является равномерным, а постоянно прерывается периодами экономической нестабильности. Подъёмы и спады уровней экономической активности, следующие один за другим, принято называть деловым или экономическим циклом. Термин “цикл” употребляется в биологии и других науках для обозначения таких событий, которые постоянно повторяются, но не обязательно в одинаковой степени. Поэтому есть все основания полагать, что движения деловой жизни общества протекает в форме циклов, сущность которых заключается в наличии повторяющейся последовательности изменений. Деловой цикл предполагает движение трёх величин: объёма занятости, объёма продукции и уровня цен. В процессе непрерывного экономического роста экономическая система проходит четыре фазы, которые называются фазами делового цикла. Это пик (процветание), сжатие (рецессия), дно (депрессия), и расширение (восстановление). Зарождение теории циклов и кризисов моно отнести к началу 19 века. Эта проблема освещалась в работах К.Родбертуса и Т.Мальтуса. В наше время, преобладающее место заняла идея взгляда на цикл как на единый процесс, последовательно проходящий через фазы кризисов и подъёмов, а не просто как на случайную последовательность кризисов, прерывающих время от времени ход воспроизводства. Предметом исследования является весь цикл, а не отдельные его фазы. В настоящее время обнаружено 1380 типов экономического цикла. Выделяются различные виды циклов. Циклы, исходя из времени их протекания, можно разделить на три группы, и, соответственно, можно определить три вида экономических цикла: 1. Краткосрочные циклы (“Цикл запасов”) - длится 2-3 года. Их принято называть циклами Китчина, который считал продолжительность цикла равной трем годам и четырем месяцам. Митчелл, один из основателей эконометрики, написавший ряд серьезных исследований по экономическим циклам, считал, что причину циклов следует искать внутри экономической системы, особенно в сфере денежного обращения. Экономисты, использовавшее методику Митчелла, пришли к выводу, что для США характерен 40-месячный экономический цикл. 2. Среднесрочные циклы (“Цикл строительства”) - длится 10-20 лет. Они называются циклами Жугляра, по имени французского экономиста, который рассматривал экономический цикл как закономерное явление, причины которого кроются в сфере денежного обращения, точнее, кредита. Повторение всех экономических процессов, вызванных банковской деятельностью, происходит каждые десять лет. Продолжительность цикла Жугляра совпадает с продолжительностью циклов, или цикла Кузнеца. Основную причину, которых некоторые экономисты видели в сроках физического износа основных производственных фондов (длительность цикла 15-20 лет) и связаны с периодическим обновлением жилищ и производственных сооружений. 3. “Длинные волны” - длятся 40-60 лет. Кондратьев открыл концепцию длинных волн общественного воспроизводства. Эта концепция утверждает, что общественное воспроизводство развивается циклически. Циклы бывают: - большие (40-55 лет) - состоят из двух фаз или двух волн (повышательной; понижательной;) - малые (8-10 лет). Экономической основой длинных волн является так называемый технологический цикл, который характеризуется тем, что в течение приблизительно двух десятилетий перед началом повышательной фазы наблюдается оживление в сфере технических изобретений, а затем в годы хозяйственного подъема их широкое применение. В экономической теории сущ-ют и другие виды циклов: А)Хансен (классическая теория) различает: - большие циклы (12-13 лет), причины их - инвестиции в основной капитал - накопление капитала - перенакопление - кризис; - малые циклы (2-9 лет), причина - инвестиции в веществ. ср-ва пр-ва (сырье, топливо); - строительные (13-16 лет). Б)Рассматриваются длинные волны (Джеванс) - динамика цен изменяется циклически. Смысл: эк-кое развитие происходит в результате чередования длительных циклов, длительный цикл - длинная волна (20-25 лет), затем понижательная и повышательная фазы. Современный цикл развития характеризуется тем, что кроме обычных циклических кризисов общего перепроизводства существуют так называемые структурные кризисы, которые не укладываются в рамки одного воспроизводственного цикла. Структурный кризис поражает спрос на продукцию, который растет медленнее, чем экономика в целом, а иногда и абсолютно сокращается. К таким отраслям относятся: черная и цветная металлургия; угольная промышленность. К структурным кризисам относятся: энергетический кризис; сырьевой кризис. Несмотря на значительный разброс взглядов и различную расстановку акцентов при выработке антициклической политики, в целом можно сказать, что все концепции регулирования циклов тяготеют к одному из двух направлений регулирования: неокейнсиаискому или неконсервативному, развившемуся на базе классической школы. Первое ориентируется на регулирование совокупного спроса, второе—на регулирование совокупного предложения. Существует и общее понимание того, какова должна был» в целом линия поведения государства, направленная на преодоление циклических колебаний. В фазе спада все мероприятия государства должны быть направлены на стимулирование деловой активности. Современное государство располагает целым набором экономических инструментов, способных сдержать “перегрев” экономики или придать ускоряющие импульсы на фазе депрессии. В этих целях гибко используется налоговая система: повышая или понижая ставки налога на прибыль (на добавленную стоимость) деловую активность в определенных сферах деятельности. Используя систему льгот, можно осуществлять перенаправленное воздействие на конкретные группы предприятий. В тех же целях используется кредитная политика - понижая или повышая учетную ставку процента, можно повышать интерес к дополнительным вложениям капитала или сводить их на нет. Большой вклад в развитие производства и сглаживание цикличности вносит бюджетная политика государства. Так, финансирование за счет бюджета крупных программ развития (например, производственной инфраструктуры) создает общие предпосылки для развития бизнеса в необходимых обществу сферах деятельности. Выдвинуто множество причин циклических колебаний экономической системы от состояния равновесия: от денежно-кредитной экспансии и теории нововведений до теории, связывающей перепады деловой активности с солнечными пятнами; существует чисто монетарное объяснение экономических циклов, где рассматривается цикл, как чисто денежное явление; существует концепция, где основная причина цикличности — психологические факторы. 79. Экономический рост, сущность и факторы Экономический рост — это один из показателей функционирования национальной экономики Экономический рост означает увеличение и качественное совершенствование общественного производства. Его целью является увеличение материальных благ и культурных ценностей. В условиях экономического роста создается стабильная социально-экономическая обстановка в обществе, растет международный авторитет. Отсутствие экономического роста, а тем более спад производства влечет за собой массу негативных явлений, что ведет к дестабилизации обстановки в стране. Экономический рост бывает двух типов: экстенсивный и интенсивный. При экстенсивном типе экономический рост достигается количественным увеличением факторов производства при сохранении прежней технологии производства. При интенсивном типе экономический рост достигается путем качественного совершенствования факторов производства. На практике эти 2 типа в чистом виде не встречаются, а сочетаются друг с другом в определенной комбинации. Поэтому рассматривают преимущественно экстенсивный или преимущественно интенсивный тип развития. В развитых странах преобладает интенсивный путь экономического роста. НТП и НТР обуславливают необходимость и возможность перехода к новому типу экономического роста. Современный тип экономического роста - это развитие интенсификации производства на основе НТР. Показатели современного типа экономического роста: - повышение качества продукции; - повышение производительности труда; - ресурсосбережения, т.е. уменьшение удельного расхода ресурсов на единицу полезного эффекта; - динамика фондоотдачи; - снижение текущих затрат живого и овеществленного труда на единицу продукции; - интегрированный показатель нового типа экономического роста - рост эффективности общественного производства. Измерение экономического роста происходит двумя взаимно связанными способами. Первый из них характеризует уровень увеличения общего объема реального ВНП, ВВП или национального дохода за определенный период (обычно год) в % и =(ВНП за прошлый год) / (ВНП за этот год) х 100%. Это дает преставление о темпах экономического развития страны в целом. Но этот показатель не дает представления о том, как такой рост отразился на жизненном уровне. Для этого используется другой способ измерения — определение уровня увеличения ВНП, ВВП или национального дохода на душу населения. Он показывает рост дохода страны с учетом числа их потребителей. Основными факторами экономического роста являются: 1. Природные ресурсы. Обладание достаточными земельными, минеральными, водными, лесными и другими ресурсами благоприятствуют хозяйственному развитию страны. Однако наличие их еще не гарантирует высокого экономического роста. Примером является Япония, не обладающая богатыми ресурсами. 2. Трудовые ресурсы. Речь идет о рабочей силе, имеющей соответствующую профессиональную подготовку. 3. Основной капитал. Надо не только своевременно обновлять изношенную часть средств труда, что является непременным условием простого воспроизводства, но и систематически увеличивать инвестиции, тем самым повышая фондовооруженность и фондоотдачу. 4. Рациональная структура экономики. Она должна учитывать новейшие достижения науки и техники и определять стратегию приоритетных направлений. В ней следует рационально сочетать прогрессивное использование всех факторов производства учетом эффективного распределения ресурсов между отраслями и сферами общественного производства. 5. Экономическая политика государства. С помощью экономических методов можно: - притормозить и стабилизировать инфляцию; - ускорить продвижение к новому качеству экономического роста; - найти удовлетворительные решения других крупных народнохозяйственных проблем; - сохранить природные ресурсы; - поддержать оптимальные темпы производства товаров и услуг. 80. Измерение результата экономической активности (ВНП и его производные Экономическая теория и статистика для измерения объема национального производства используют ряд показателей, среди которых важное место занимает показатель валового национального продукта (ВНП). ВНП определяется как рыночная стоимость всей произведенной конечной продукции и услуг в экономике за год. При этом учитывается годовой объем конечных товаров и услуг, созданных гражданами данной страны, как в рамках национальной территории, так и за рубежом. Другое определение ВНП представляет сумму доходов предприятий, организаций и населения в материальном и нематериальном производстве Валовой национальный продукт учитывает и амортизационные отчисления, которые образуются в результате включения части стоимости используемых инвестиционных то варов (станки, машины и т.п.) в готовую продукцию. Для правильного расчета ВНП необходимо учесть все продукты и услуги, произведенные в данном году, всего один раз. Это позволит избежать двойного счета и завышения стоимости ВНП, поскольку многие продукты продаются несколько раз, прежде чем они будут переработаны и войдут в конечный продукт. Исключить двойной счет позволяет показатель добавленной стоимости, который представляет разницу между продажами фирм и покупками фирмами материалов, инструментов, топлива, энергии и услуг у других предприятий. Иными словами, добавленная стоимость — это рыночная цена продукции фирмы, за вычетом стоимости потребленных сырья и материалов, купленных у поставщиков. Суммируя добавленные стоимости, произведенные всеми предприятиями, можно определить ВНП, который представляет рыночную стоимость всех выпущенных товаров и услуг. Валовой национальный продукт вычисляется в текущих рыночных ценах, что представляет номинальное его значение. Для получения истинной величины этого показателя необходимо очистить цены от влияния инфляции, взвесить их, т.е. применить индекс цен, что дает реальное значение валового национального продукта. Метод расчета ВНП по расходам. ВНП определяется как сумма благ и услуг в распоряжении общества в определенный период времени. Величина ВНП — это денежная оценка конечных продуктов и услуг, произведенных за год. Иными словами, необходимо суммировать все расходы на приобретение (потребление) конечного продукта. В показатель ВНП входят: 1. Потребительские расходы населения (С). 2. Валовые частные инвестиции в национальную экономику (Ig). 3. Государственные закупки товаров и услуг (G). 4. Чистый экспорт (Хn), который представляет разность между экспортом и импортом данной страны. Таким образом, перечисленные здесь расходы составляют ВНП и показывают рыночную стоимость годового производства. С + Ig + G + Хn = BHП Метод расчета ВНП но доходам. ВНП, с другой стороны, составляет сумму доходов отдельных лиц и предприятий, (заработная плата, процент, прибыль и рента) g определяется в общем как сумма вознаграждений владельцев факторов производства. В этот показатель также включены косвенные налоги на предприятия, амортизация, доходы от ВВП (валовой внутренний продукт) как и ВНП, отражает результаты деятельности в двух сферах народного хозяйства: материального производства и услуг. Оба определяются как стоимость всего объема конечного производства товаров и услуг в экономике за один год (квартал, месяц). Эти показатели подсчитываются в ценах как текущих (действующих), так и постоянных (ценах какого-либо базового года). Различия между ВНП и ВВП: - ВВП подсчитывается по так называемому территориальному признаку. Это совокупная стоимость продукции сферы материального производства и сферы услуг независимо от национальной принадлежности предприятий, расположенных на территории данной страны; - ВНП - это совокупная стоимость всего объема продукции и услуг в обеих сферах национальной экономики независимо от местонахождения национальных предприятий (в своей стране или за рубежом). Таким образом, ВНП отличается от ВВП на сумму так называемых факторных доходов (доходы наемных рабочих, рентный доход, ссудный %, прибыль предприятий) от использования ресурсов данной страны за рубежом за минусом аналогичных вывезенных из страны доходов иностранцев. Обычно, чтобы рассчитать ВНП, к показателю ВВП добавляют разность между прибылями и доходами, полученными предприятиями и физическими лицами данной страны за рубежом, с одной стороны и прибылями и доходами, полученными иностранными инвесторами и иностранными работниками в данной стране, с другой стороны. Эта разность для ведущих стран Запада - +- 1% от ВВП. В нашей стране ВНП и ВВП -начался с 1988г. Произведенная продукция включает промежуточный и конечный продукт (двойной учет). Промежуточный продукт - та часть ВОП (валовой общественный продукт), который используется на протяжении года на текущие материальные затраты (сырье, материалы, топливо, энергия, п/фабрикаты и т.д.), т.е. такие предметы труда, которые не выходят из производственного цикла. Конечный продукт - это товары и услуги, которые покупаются потребителями для конечного использования, а не для перепродажи. Методы подсчета: Каждая страна решает по расчетам и методам СНС. ВВП может быть определен одним из трех методов, путем суммирования: - добавленной стоимости по всем отраслям, национальной экономики (ВВП по производству, отраслям); - всех расходов на покупку общего объема произведенной в данном году продукции (ВВП по расходам); - всех доходов, полученных в стране от производства продукции в данном году (ВВП по доходам). На основе ВВП можно определить другие важные показатели: чистый национальный продукт (ЧНП) и национальный доход (НД). ЧНП представляет собой ВНП за вычетом амортизации. НД рассчитывается путем вычета из ЧНП косвенных налогов. ВНП рассчитывается путем суммирования продукции (благи и услуги), приносящие доход, затем из этой величины вычитаем текущие материальные затраты и вычитаем разницу между импортом и экспортом. ВНПр=ВНПн/Упц, где ВНПн - номинальный (в текущих ценах), ВНПр - реальный (в фиксированных ценах), Упц - индекс цен. Национальный доход (НД) - это вновь созданная за год стоимость, характеризующая, что прибавило производство в данном году к благосостоянию общества. При его подсчете не включается сумма амортизации, косвенных налогов, государственных субсидий. НД - это чистый «Заработный доход» общества (з/плата, доходы населения, прибыль). Различают произведенный и использованный НД. Произведенный НД - это весь объем вновь созданной стоимости товаров и услуг. Использованный НД - это произведенный НД за минусом потерь (от стихийных потерь, ущерба и т.д.) и внешнеторгового сальдо. Фонд потребления - это часть НД, обеспечивающая удовлетворение материальных и культурных потребностей людей и потребностей общества в целом (на образование, оборону и т.д.). Фонд накопления - это часть НД, обеспечивающая развитие производства. В развитых странах ФП - 90% от НД; ФН - 10%. В 90 гг. Россия ФП - 80% ФП>ФН. 81. Сущность, причины, виды и социально-экономические последствия инфляции. Измерение инфляции. Антиинфляционная политика С лат. Инфляция – вздутие (т.е. вздувается денежная масса и цены). Инфляция — это переполнение денежного обращения избыточным количеством денег, покупательная способность которых падает. Формы проявления инфляции: рост цен на товары и услуги, что приводит к обесцениванию денег, снижению их покупательной способности. 2. понижение курса национальной денежной единицы по отношению к иностранным. 3. увеличение цены золота, выраженной в национальной денежной единице. Существует три основных направления в теории инфляции: 1. Кейнсианская теория (теории инфляции спроса) утверждает, что она вызвана избыточным спросом, и исходит из анализа расходов и доходов со стороны государства. Кейнс считал, что увеличение спроса со стороны государства и предпринимателей ведет к росту производства и занятости, тогда как увеличение спроса населения — ведет к инфляции. Поэтому необходимо стимулировать инвестиции в производство, но ограничивать заработную плату. На основе этой теории инфляции спроса возникла «кривая Филипса» — график зависимости между ростом цен и занятостью. По которой с помощью инфляции можно преодолеть спад производства и увеличить занятость (инфляция не должна превышать 5%). Однако экономические кризисы 70-80-х гг. опровергли эти выводы из кривых Филипса. Они выявили новый феномен — стагфляцию — инфляция, при которой возможен не только рост цен, но и сокращение производства и занятости. 2. Теория инфляции (теория инфляции издержек), связывающая рост цен с увеличением издержек производства. Когда растут материальные и трудовые издержки производства, но при этом снижается производительность труда, рост заработной платы приводит к раскручиванию «инфляционной спирали». Приверженцы этой теории — Торн, Самуэлссон. 3. Монетаристская теория инфляции. Фридмен рассматривал инфляцию как денежный феномен, т.е. как результат избыточных денег в обращении. Инфляция возникает за счет чрезмерной эмиссии денег, используемой для покрытия бюджетного дефицита. Монетаристы считают, что деньги играют активную роль, т.е. денежная масса порождает спрос. Отсюда вывод — поскольку инфляция вызывает подъем производства, ее следует поддерживать в умеренных размерах. Согласно правилу Фридмена, увеличение денежной массы М2 необходимо проводить систематически, но постепенно, исходя из роста ВНП и скорости обращения денег. Оптимальная величина прироста денежной массы (при 3% росте ВНП в год) составляет 4% Инфляция связана с «заболеванием» денег, но причины инфляции очень глубинные. Внешними причинами инфляции могут явиться: рост цен на мировом рынке на топливо и благородные металлы, неблагоприятная конъюнктура на зерновом рынке в условиях значительного импорта зерновых и т.д. Внутренними причинами могут быть: деформация народнохозяйственной структуры, дефицит бюджета, эмиссия и увеличение скорости обращения денег, ошибочный курс экономической политики гос-ва. С теоретической точки зрения инфляцию можно определить как дисбаланс между спросом и предложением, поэтому можно выделить типы инфляции: 1)."инфляция покупателей" (инфляция спроса) Избыточный спрос приводит к взлету цен. 2)."инфляция продавцов" (инфляция предложения, инфляция издержек. В этом случае механизм инфляции начинает раскручиваться в силу того, что растут издержки (в силу повышения заработков, удорожания сырья и топлива и др.). В реальном мире ситуация гораздо сложнее, и разделить два вида инфляцию весьма сложно. Инфляцию можно подразделить на: скрытая – предполагает ухудшение качества продукции, услуг, но цена остается на прежнем уровне; открытая – резкий рост цен. По темпам инфляции различают: - Ползучая– постепенное обесценение дензнаков, для которой характерны относительно невысокие темпы роста цен, примерно от 5% до 10% в год. Такого рода инфляция присуща большинству стран с развитой рыночной экономикой. И она не представляется чем-то необычным. Средний уровень инфляции по странам Европейского сообщества составил за последние годы около 3 - 3.5%. - Галопирующая – резкое, быстрое, скачкообразный рост цен и обесценение денежных знаков. Галопирующая инфляция в отличие от ползучей становится трудноуправляемой. Темп ее роста 10-15% - Гиперинфляция - ежегодный темп прироста цен свыше 50%. Особенность гиперинфляции в том, что она оказывается практически неуправляемой; обычные функциональные взаимосвязи и привычные рычаги управления ценами не действуют. На полную мощность работает печатный станок, развивается невероятная спекуляция. Производство дезорганизуется. Чтобы остановить или притормозить гиперинфляцию, приходится прибегать к чрезвычайным мерам. Но однозначных методов борьбы с гиперинфляцией нет. Измеряется инфляция с помощью показателя среднегодового прироста цен в процентах — темп инфляции. Темп инфляции за год находится как частное от деления среднего значения цен в этом году на значение в предыдущем году и умноженное на 100%. Кроме того, в результате инфляции население как бы платит инфляционный налог — потери реальных доходов, рассчитывающиеся по формуле: t = (С х p) + D х (i - p), где С - наличность, D - депозиты, i - номинальная ставка процента, p -темп инфляции. Инфляция - кризисное состояние денежной системы, обусловленное диспропорциональностью развития общественного производства, проявляющееся, прежде всего в общем и неравномерном росте цен на товары и услуги, что ведет к перераспределению национального дохода в пользу определенных социальных групп. Социально-экономические последствия инфляции охватывают все аспекты: темпы и пропорции эк. роста, денежно-кредитный, финансовый и валютный механизм, и т.д. 1. Ухудшается экономическое положение: - снижается объем производства, поскольку колебание и рост цен делают неуверенными перспективы его развития; - перелив капитала из производства в торговлю и посреднические операции, где быстрее его оборот, больше прибыль и легче уклоняться от налогообложения; - рост спекуляции в результате резкого изменения цен; - уменьшение кредитных операций; - обесценивание финансовых ресурсов государства. 2. Возникает социальная напряженность: - снижаются реальные доход ы (количество товаров и услуг, которые можно купить на сумму номинального дохода). - перераспределение национального дохода в ущерб наименее обеспеченных слоев; - особенно страдают от инфляции люди, живущие на фиксированные доходы: пенсии, зарплата госслужащих, пособия. Для их защиты необходима система индексации пособий; люди, живущие на нефиксированные доходы, могут и выиграть от инфляции; - обесценивание сбережений. - непредвиденная инфляция приносит выгоду дебиторам за счет кредиторов. Получатель ссуды берет в долг «дорогие» рубли, а возвращает - «дешевые». последствия инфляции в сфере распределения были бы не такими тяжелыми, если бы люди могли предвидеть инфляцию и имели бы возможность корректировать свои номинальные доходы. Государственная антиинфляционная политика: Антиинфляционная политика: Это комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией. В ответ на взаимодействие факторов инфляции спроса и инфляции издержек оформились две основные линии антиинфляционной политики – дефляционная политика (или регулирование спроса) и политика доходов. Дефляционная политика – это методы ограничения денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизмы путем снижения государственных расходов, повышения процентной ставки за кредит, усиления налогового пресса, ограничения денежной массы и т.п. Особенность действия дефляционной политики заключается в том, что она, как правило, вызывает замедление экономического роста и даже кризисные явления. Политика доходов предполагает параллельный контроль над ценами и заработной платой путем полного их замораживания или установления пределов их роста. По социальным мотивам этот вид антиинфляционной политики применяется редко Варианты антиинфляционной политики выбирались в зависимости от приоритетов. Если ставилась цель сдерживания экономического роста, то проводилась дефляционная политика, если целью было стимулирование экономического роста, то предпочтение отдавалось политике доходов. В случае, когда ставилась цель обуздать инфляцию любой ценой, то параллельно использовались оба метода антиинфляционной политики. 82. Безработица, ее причины, виды и последствия. Государственная политика занятости Безработица - социально-экономическое явление, при котором часть активного населения не может приложить свою рабочую силу. Безработным в Российской Федерации признаются граждане, которые не имеют работы и заработка зарегистрированы в службе занятости в целях подходящей работы и готовы приступить к ней. Уровень безработицы определяется отношением численности безработных к численности экономически активного населения в процентах. Экономически активное население (рабочая сила)— часть населения трудоспособного возраста. Порождается безработица в условиях рыночной экономики под действием конкуренции на рынке труда, усиливается в период экономических кризисов и последующего резкого сокращения спроса на рабочую силу. Основной контингент безработных в России - люди пожилого возраста, женщины, молодежь. Различают три вида безработицы: фрикционную, структурную, циклическую. Фрикционная безработица существовала всегда, так как связана с переменой места работы, и граждане в поисках лучшей работы идут на это добровольно. Структурная безработица связана с изменением структуры производства и, как результат, несовпадением предложения рабочей силы и спроса на нее. Циклическая безработица возникает в определенные моменты в жизни общества: во время спада производства, депрессии и т.д., когда спрос на рабочую силу очень низок. Безработица принимает самые разнообразные формы: временную, сезонную (например, связанную с пищевой промышленностью и с/х), региональную (например, высокая безработица в связи с отсутствием рабочих мест для мужчин), молодежную, скрытая (официально не признанная, искусственно создаваемая занятость — сокращенный рабочий день или неделя, вынужденный отпуск) и т.д. Ожидается, что к 2000г. проблемы безработицы еще более обострятся, поэтому государство, стремясь не допустить или минимизировать безработицу, должно активно выполнять социально-защитные, регулирующие функции. Причины безработицы в России: - структурная перестройка экономики, диспропорции ее развития; - закрытие неконкурентоспособных, убыточных и потерпевших банкротство предприятий; - высвобождение работников в результате внесения прогрессивных методов хозяйствования (аренда, кооперация и т.д.) и приватизация предприятия; - внедрение в производство новой техники и технологии; - структурная перестройка предприятий, отсутствие работы по специальности; - ликвидация экологически вредных производств под влиянием общественного мнения. Уровень безработицы минимален в странах политически стабильных, экономически развитых, с отлаженной системой социальной защиты. Важным для ликвидации безработицы, специфическим для состояния в России является снятие административных, правовых и экономических ограничений, препятствующей свободной продаже рабочей силы, а именно: отмена института прописки, развитие рынка жилья, преодоление монополизма государственной собственности, развитие механизма государственного регулирования занятости населения, открытых дверей и т.д. Особенности безработицы на современном этапе: - Большой удел. вес в ней квалифицир. рабочих, в том числе и управляющих. - Большой уд. вес молодежи - Длительность ее превышает период, в течение которого выплачивается пособие. - Главная причина - это НТР. Меры по сокращению безработицы следующие: - Трудоустройство непосредственно на предприятии путем создания новых рабочих мест (расширение или создание подразделений, переквалификация на др. специальности и т.д.); - Организация общественных работ (благоустройство территорий, лесных массивов и городских улиц, работа на овощных базах, по уборке сел./хоз. продукции); - Поощрение частного предпринимательства и стимулирование самозанятости населения, развитие малого бизнеса (товарищества, кооперативы, фермерские хозяйства); - Переподготовка и профессиональная подготовка по дефицитным специальностям и профессиям - Использование гибких форм занятости (надомный труд, неполный рабочий день, неделя); - Широкая информация населения о возможности трудоустройства, проведение ярмарок вакансий, дней Каждая страна заинтересована в полной занятости. Если материальн. ресурсов не достает, то часть трудовых ресурсов не занято в эк-ке, что влечет безработицу => при централизованном управлении эк-кой всегда кол-во дополнит мест учитывалось в зависимости от прироста населения, => обеспечивалась полная занятость, то она относительна (около 7% лишних рабочих по предприятиям на 3 млн. свободных мест). Предприятия строились там, где не было недостатка в раб. силе. За рубежом полная занятость - занятость, при естественном % безработицы. Потери трудовых ресурсов невосполнимы, т.к. они связаны с потерей потенциальн. объема ВНП. Если безработица увелич на 1%, страна недополучает 69 млрд. $ => каждая страна старается сократить число незанятого населения. В Законе РФ «О занятости населения в РФ» определена политика госуд-ва в области занятости населения, права граждан в области занятости, а также вопросы регулирования, организации занятости и создания государственной службы занятости населения. Закон определяет организационные, правовые и соц.-экономические гарантии реализации прав человека на получение работы в условиях рыночной экономики, равноправия форм собственности. Он создает условия, обеспечивающие занятость населения с учетом норм Конституции России и международного права. В международную организацию труда наша страна вступила в 1954г. МОТ осуществляет Всемирную программу занятости, в соответствии с которой оказывает странам мира практическую помощь в выборе политики, призванной привести к созданию большего числа мест в промышленности, в сел/хоз., на общественных работах и в других секторах, а также в выборе технологий и программ подготовки, которые будут полностью использовать трудовые ресурсы в целях экономического и социального прогресса. Для содействия занятости населения, удовлетворения потребности граждан в работе, предотвращения безработицы и социальной защиты от ее последствий на республиканском и местном уровнях разработана Государственная программа содействия занятости. Государственные республиканская и региональная программы занятости предусматривают: - Увеличение числа рабочих мест, повышение экономической заинтересованности предприятий, учреждений в продуктивных и гибких формах занятости населения; - Меры содействия занятости населения в сельской местности; - Обеспечение занятости нуждающихся в социальной защите граждан пенсионного возраста; - Совершенствование системы воспроизводства рабочей силы в увязке с развитием рабочих мест, подготовкой и переподготовкой, повышением квалификации, профессиональной переориентацией населения, повышением эффективности использования трудовых ресурсов; - Создание условий для направления высвобождаемых работников в первую очередь в развивающиеся отрасли народного хозяйства; - Совершенствование организац-й структуры госуд-й службы занятости, формирование ее материальной, кадровой, информац-й, статистич-й, финансовой и научно-методической базы; - Содействие добровольному перенаселению граждан с выделением соответствующих материальных и финансовых средств. Государственная политика в области занятости населения направлена также на поощрение работодателей, создающих новые рабочие места, на координацию деятельности государственных органов занятости, профессиональных союзов, ассоциаций предпринимателей в разработке, реализации и контроле за выполнением мер по обеспечению занятости населения, международное сотрудничество в решении проблем занятости населения. Для реализации политики занятости населения в РФ созданы служба занятости. В республиках в составе РФ также созданы службы занятости населения: в краях, областях, автономных округах, городах. Существуют и коммерческие бюро, агентства, оказывающие платные услуги в трудоустройстве граждан за рубежом, допускается только по лицензиям. Лицензии выдаются при наличии сертификата, полученного от Федеральной госуд-й службы занятости. В обязанности службы занятости входят: анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу; информация о состоянии рынка труда; учет свободных мест, регистрация безработных; выплата пособий и т.д. 83. Государственное регулирование в различных макроэкономических школах Во все времена не существовало единого рецепта успешного функционирования экономики и единого мнения по поводу государственного регулирования среди представителей различных школ. В процессе развития экономической теории сформировались два принципиально разные подходы к проблеме государственного регулирования в экономике. 1.Первый обстоятельно изложил Адам Смит в своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов». Согласно его трактовке, рыночная система способна к саморегуляции, в ее основе — личный интерес, связанный со стремлением к прибыли. Он выступает как главный побудительный мотив экономического развития. Лучший вариант для государства — это придерживаться принципа невмешательства государства. Эта идея была развита последователями Смита — Рикардо, Миллем, Маршаллом и получила название «экономического либерализма». На ранней стадии развития либерализма считалось, что самым главным условием процветания государства является невмешательство его в экономику. Суть идеологии либеральной экономической политики сформулировал в свое время Адам Смит: «Для того чтобы поднять государство с самой низкой ступени варварства до высшей ступени благосостояния, нужны лишь мир, легкие налоги и терпимость в управлении, все остальное сделает естественный ход вещей». С этой же точки зрения исходил традиционный либерализма 18-19 веков, его идеология во многом основывалась на смешанной экономике с весомым государственным участием. Либеральная экономическая политика второй половины 20 века исходит из необходимости минимизировать государственное участие, ориентироваться не на смешанную экономику, а на экономику, основанную на частной собственности. Либерализм – это, прежде всего экономическая свобода. Экономическая свобода означает свободу предпринимательства, освобождение от любых феодальных, корпоративно-цеховых и административно-командных ограничений. Это свобода, прежде всего от государственного диктата. Государственный диктат может осуществляться по-разному, и фискальная его форма (повышение налогового бремени и бюджетного перераспределения для финансирования государственных обязательств) наиболее безобидная. Но есть формы государственного диктата гораздо более опасные для экономической свободы. Это различные формы государственной монополии (на внешнюю торговлю, валютные операции, собственность и др.). Также на лицензирование и регламентацию различных видов деятельности, искажение основных рыночных критериев и параметров (цены, курс валюты, критерии эффективности и др.). Важно обратить внимание на терпимость в управлении. То есть государство должно быть нейтрально относительно бизнеса и иных форм частной жизни, если только одна форма частной жизни не начинает подавлять другую. В этом случае государство должно вмешиваться для обеспечения равенства правил игры для всех. Смит в своих работах показал, что во главу угла надо поставить индивидуальные интересы, т.е. «естественное стремление каждого человека к улучшению своего положения». Рост общественного богатства и приоритет общественных ценностей установится тогда сам собой (рыночная саморегуляция экономики). Неолиберальная концепция базируется на принципе саморегулирования рыночной экономики, свободного от излишней регламентации государства. Неолибералы следуют двум традиционным положениям. Во-первых, они исходят из того, что рынок как наиболее эффективная система хозяйства создает наилучшие условия для экономического роста; во-вторых, отстаивают приоритетное значение свободы субъектов экономической деятельности. Государство должно обеспечить условия для конкуренции и осуществлять контроль там, где эти условия отсутствуют. Неолиберальная экономическая концепция начала формироваться в 30-е годы одновременно с кейнсианством. В рамках неолиберального экономического направления существовало несколько центров в Германии, США, Англии: Фрейбурская школа, ярким представителем которой является Л. Эрхард; Чикагская школа (или монетарная школа) - М. Фридман; Лондонская школа - Ф. Хайек. [10, с.293] 2.Однако после депрессии 30-х годов в США и Западной Европе такие взгляды находят все меньшее количество сторонников. В эти годы и возникает новая концепция - кейнсианство. Теоретически обосновал необходимость государственного регулирования рыночной экономики английский экономист Джон Кейнс. Он считает экономику и рынок несаморегулирующимися системами. Поэтому его теории опираются на вмешательство государства, которое регулирует возникающие во время деловых циклов спады и подъемы, прежде всего с помощью фискальной политики Теория Кейнса «указывает на жизненную необходимость создания централизованного контроля в вопросах, которые ныне в основном представлены частной инициативе... Государство должно будет оказывать свое руководящее влияние на склонность к потреблению частично путем соответствующей системы налогов, частично фиксированием нормы процента и, возможно, другими способами». Либералам взгляды Кейнса не близки, но со временем и взгляды либералов тоже изменялись. От первоначального отрицания государственного регулирования и вмешательства в экономику либералы, а затем и неолибералы начали переходить к признанию допустимости, даже необходимости вмешательства государства в социально-экономическую сферу. Но неолибералы в отличие от кейнсианцев признают государственное регулирование не в форме госзаказов, регулирования цен, государственного инвестирования и т.д., а в форме мягкого регулирования экономических процессов. Они поддерживают вмешательство правительства в экономику в целях содействия экономической стабильности, сдерживания инфляции, уменьшения безработицы, поддержки национального курса валюты, но они отдают предпочтение избирательному и прагматичному вмешательству. Неолибералы пришли к выводу, что стихийные рыночные силы не всегда в состоянии сами по себе обеспечить нормальный процесс воспроизводства, и наступает необходимость стабилизирующего вмешательства извне. Неолиберализм |
|
© 2007 |
|