РУБРИКИ |
Билеты: Экономика 90 вопросов |
РЕКЛАМА |
|
Билеты: Экономика 90 вопросовпериоде. Это промежуточное сос тояние между плановой и рыночной экономикой. Об щая особенность Российской экономики существенно отличается от западной рыночной экономики; она не и меет аналогов в каких-либо других, даже бывших соц. странах. Состояние ее системы на момент начала перехода характеризовалось как экономический кризис, представляющий равновесия в экономике вслед ствие несоответствия спроса и слож Макроэкономическая проблема, которую необходимо было решить в течение переходного периода ойки на современной технико-технологической основе. В России имелась макроэкономическая несбалансированность: 1. неравномерность в развитии отдельных секторов и отраслей народного хозяйства. Это проявлялось прежде всего в гиперт определенных отраслей (ВПК, тяжелое машиностроение), доля которого в совокупном общ-ом продукте на конец 80х-составляла 68% - львиную долю инвестиций, сырья, материалов, квалиф. рабочей силы, тем самым еще более "обездоливая" другие отрасли. Создание невиданного п о своим масштабам ВПК, поглощ авшего ежегодно не менее 2/3 экономического потенциала страны, на содержание которого ежегодно тратилось 18-20 % нац. дохода. Это и обусловило отставание отраслей, не работавших в ВПК, что привело к замедлению темпов экономического роста, к де фициту, к импорту 2. )неравномерность в технико-технологической основе различных секторов и отраслей. Это выражалось в плохом материальном оснащении многих отраслей, в крайне запущенном состоян ии инфраструктуры (транспортное, складское хоз-во, энергетическая отрасль, информационная , коммунальная, социальная — отставали в плане технического оснащения и развития) 3. глубоко деформированной оказалась структура АПК, отражавшая общую несбалансированность нац. экономики Все это привело к следующим негативным тенденциям э к. развития России: неуклонное снижение темпов эк. развития; нарастание инфляционных процессов; увеличение скрытой безработицы при внешнем дефиците раб. силы; массовый износ осн. произ. фондов. Негативные тенденции вынудили правительство прибегнуть , к реформам. С 1985г. началась перестройка социалистической системы с целью ее совершенствования, что являлось о шибочным курсом реформирования. В начале 90х начался переход к рыночной экономике. Характерным для российской переходной экономики является непоследовательность реформ ввиду крайнего сопротивления консервативных сил и крайне ограниченных инвестиционных ресурсов. Особенностью переходной экономики и в том числе и российской является то, что ни один из механизмов координации хозяйственной деятельности не является доминирующим: централизованное планирование уже не действует, а механизм рыночного регулирования еще не работает в полной мере. Таким образом, переходная экономика неизбежно связана с неким системным вакуумом, который является источником нестабильности. Задачи переходной экономики заключается в перестройке всех институтов общества и становление рыночных механизмов. А в России где существовал преимущественно государственный сектор экономки, отсутствовали традиции, позволяющие выбирать наиболее рациональное поведение, эти задачи особенно трудны для реализации. Многие страны осуществляют переход постепенно, шаг за шагом. Вариант макроэкономической стабилизации для России был выбран в форме «шоковой терапии» — совокупность макроэкономических мероприятий, включающих ликвидацию бюджетного дефицита, проведение жесткой кредитно-денежной политики и фиксирование номинальной денежной массы но все это предполагалось при условии короткого временного отрезка, отпущенного для экономической стабилизации. Но реформы затянулись. Россия находится в состоянии кризиса и остается страной высокого инвестиционного риска, занимая 90 место среди 169 стран мира. Это кризис переходной экономики. Т.е. этот кризис является фазой цикла, и выход из кризисной ситуации предполагает одновременное решение проблем порождающих эти обстоятельства: преобразование форм собственности и становление рыночных структур, осу ществление структурной перестройки в сочетании с технико-технологическим обновлением всего действую щего производства. При этом "вытаскивать" нац. экономику и з кризиса придется всем потенциальным инвесторам, государст венным и частным, т.к. на зарубежные инвестиции все меньше надежд. 13. Экономическое содержание собственности. Теория прав собственности Причина возникновения собственности — разделение и кооперация труда, побуждающая людей обмениваться результатами деятельности и вступать в отношения присвоения и отчуждения собственности. Собственность- это присвоение, обретение чего-то в свою власть, в свою принадлежность. Собственность - совокупность отношений отдельных индивидов, групп людей и их ассоциаций к вещам, как к своим, и отношений между людьми по поводу принадлежности вещей. Следует различать понятие собственности в юридическом и экономическом смысле. Юридическое содержание собственности подразумевает: 1.Владение. 2.Пользование. 3.Распоряжение. В экономическом смысле собственность — это отношения между людьми, выражающие определенную форму присвоения благ. Эк-ое содержание с-ти проявилось в осн. функциях присвоения: 1)пользование — (это простейшая форма присвоения, использование полезного эффекта блага.),2) распоряжение (это опред-ие порядка использ-ия вещи), 3)владение (фактическое обладание вещью, право исключ-го контроля над ней. Означает наличие у субъектов реальной возможности использования и распоряжения вещью, включая право передачи ее др. субъектам) Соб-ть как эк-ая категория предполагает не только присвоение, но и отчуждение. Это обособление от результатов экономической деятельности. Процесс присвоения охватывает производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и влияет на все общественные отношения. Собственность является определяющим фактором во всех общественных отношениях и в производственных тоже. Отношения собственности берут свое начало в производстве. Производство - не только процесс создания жизненных благ, это также процесс их присвоения людьми, в соответствии с их участием в производстве В экономическом смысле собственность определяет: 1. Присвоение факторов производства. 2. Способ соединения работников со средствами производства (продажа(наём) рабочей силы). 3. Хозяйственное использование материальных средств: собственник (сам) сдает в аренду, лизинг (передает). 4. Экономический механизм реализации собственности - означает: получение дохода и его использование. Собственность как экономическое явление представляет собой совокупность несуществующих вне связи между собой таких элементов: 1) объекты собственности; 2) субъекты собственности; 3) отношения собственности. Объекты - присваиваемые, находящиеся в распоряжении людей вещи: факторы производства жизненных благ. Субъекты - это люди, их различные объединения и ассоциации, присваивающие, владеющие и распоряжающиеся объектами собственности. Отношения собственности - совокупность отношений между людьми по поводу принадлежности вещей и других объектов собственности. Производственное присвоение - это первичное и начало собственности, дальнейшее движение отношений собственности осуществляется в формах отчуждения и вторичного присвоения на стадиях распределения и обмена. Отношения собственности являются системобразующим фактором во всей системе экономических отношений, а потому и основой существующего строя. В связи с этим они законодательно закрепляются и защищаются государством. В результате экономические отношения собственности приобретают юридическую форму, а их субъекты наделяются правом собственности. В западной экономической теории понятие собственности связывается с организацией ресурсов по сравнению с потребностью в них. Собственность рассматривается как «пучок» прав по использованию ресурсов. Этот пучок включает след права: 1. право владения – исключ-ный контроль над благом 2. право использования – использ-ия полезных ископаемых свойств блага для себя 3. управления – принятие решений по использованию эк. благ 4. на доход – право обладать результатами благ 5. на потребление блага В рамках теории собственности выделяют две основных ее формы: - общественная собственность, которая характеризуется совместным присвоением средств и результатов производства. Такая форма собственности подразумевает согласованность экономических интересов всех участников. Конечно при этом возникают трения, противоречия и конфликты, но именно благодаря общему владению и распоряжению собственностью их можно в конечном счете преодолеть. Такое преодоление не означает подавление экономических интересов и целей отдельных участников или групп, а требует их учета и выработки решения наиболее полно согласующего все экономические интересы участников. - Частная собственность представляет собой такой вид присвоения средств и результатов производства, при котором экономические интересы собственника доминируют над интересами других и общества в целом. Теорема Коуза раскрыла экономический смысл прав собственности. Четкое их распределение среди хозяйствующих субъектов ведет к тому, что все результаты деятельности каждого субъекта касаются только его. 14. Экономическая власть и экономическая зависимость С понятием эк власти и зависимости тесно связано понятие собственности. Собственность- это присвоение, обретение чего-то в свою власть, в свою принадлежность. Процесс присвоения охватывает производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и влияет на все общественные отношения. Собственность является определяющим фактором во всех общественных отношениях. Экономическая власть находится у того, кто является собственником, особенно собственником средств производства. Соб-ть как эк- ая категория предполагает не только присвоение, но и отчуждение. Это отчуждение, обособление от результатов экономической деятельности. Отчуждение каких-то благ от определенного индивида влечет его экономическую зависимость. Отношения собственности берут свое начало в производстве. Производство - не только процесс создания жизненных благ, это также процесс их присвоения людьми, в соответствии с их участием в производстве. Производственное присвоение - это первичное начало собственности, дальнейшее движение отношений собственности осуществляется в формах отчуждения и вторичного присвоения на стадиях распределения и обмена. Стержневым в системе экономических отношений является собственность на средства производства. Она определяет тех у кого находиться экономическая власть в обществе и тех, кто находиться в экономической зависимости. От этого зависит: 1. Присвоение факторов производства. 2. Способ соединения работников со средствами производства (продажа(наём) рабочей силы). 3. Хозяйственное использование материальных средств: собственник (сам) сдает в аренду, лизинг Собственность как экономическое явление представляет собой совокупность таких элементов: 1)объекты собственности; 2) субъекты собственности; 3) отношения собственности. Объекты - присваиваемые, находящиеся в распоряжении людей вещи: факторы производства, жизненные блага. Субъекты - это люди, их различные объединения и ассоциации, присваивающие, владеющие и распоряжающиеся объектами собственности. Отношения собственности - совокупность отношений между людьми по поводу принадлежности вещей и других объектов собственности. В эту совокупность входят и отношения между теми, у которых есть экономическая власть и теми, кто экономически от них зависит. Отношения собственности являются системобразующим фактором во всей системе экономических отношений, а потому и основой всей системы общества. В связи с этим они законодательно закрепляются и защищаются государством. В результате экономические отношения собственности приобретают юридическую форму, а их субъекты наделяются правом собственности. Юридическое закрепление прав на средства производства закрепляет экономическую власть собственника. Эк-ое содержание с-ти проявилось в осн. функциях присвоения: 1) пользование,2) распоряжение, 3) владение (1) — это простейшая форма присвоения, использование полезного эффекта блага. (2) — это опред-ие порядка использ-ия вещи. (3) — фактическое обладание вещью, право исключ-го контроля над ней. Означает наличие у субъектов реальной возможности использования и распоряжения вещью, включая право передачи ее др. субъектам. Владение полной мат-ой ответственностью за свои действия. В целом сис-ма отн-ий собственности характеризует эк. жизнь общества с точки зрения того: А) кто обладает реальной эк. властью Б) какую часть рабочего времени работник трудится на себя, а какую на другого члена общества В) кто и в чьих интересах происходит перераспределение результатов пр-ва 15. Место собственности в системе производственных отношений В системе производственнх отношений собственность играет ключевую роль. Теорема Коуза раскрыла экономический смысл прав собственности. Четкое их распределение среди хозяйствующих субъектов ведет к тому, что все результаты деятельности каждого субъекта касаются только его. Причина возникновения собственности — разделение и кооперация труда, побуждающая людей обмениваться результатами деятельности и вступать в отношения присвоения и отчуждения собственности. Стержневым в системе экономических отношений является собственность на средства производства. Она определяет всю социально-экономическую систему общества. В экономическом смысле собственность — это отношения между людьми, выражающие определенную форму присвоения благ. Хотя процесс присвоения охватывает производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и влияет на все общественные отношения, но важнейшей для общества является сфера производства. Собственность является прежде всего определяющим фактором в производственных отношениях. В экономическом смысле собственность представляет собой хозяйственные отношения между людьми, которые возникают в производстве. Роль собственности в производственных отношениях определяется рядом факторов: 1. Собственность — это основа всех общественных отношений. От характера форм собственности зависят формы распределения, обмена и потребления. 2. От собственности зависит положение различных групп и слоев в обществе, их доступ к средствам производства. 3. Формы собственности складываются в историческом процессе развития общества 4. Наряду с основными формами собственности в обществе существует и другие формы. Собственность- это присвоение, обретение чего-то в свою власть, в свою принадлежность. Соб-ть как эк-ая категория предполагает не только присвоение, но и отчуждение. Это обособление от результатов экономической деятельности. Процесс присвоения охватывает производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и влияет на все общественные отношения. Собственность является определяющим фактором во всех общественных отношениях и в производственных тоже. Отношения собственности берут свое начало в производстве. Производство - не только процесс создания жизненных благ, это также процесс их присвоения людьми, в соответствии с их участием в производстве. Производственное присвоение - это первичное и начало собственности, дальнейшее движение отношений собственности осуществляется в формах отчуждения и вторичного присвоения на стадиях распределения и обмена. В экономическом смысле собственность определяет: 1. Присвоение факторов производства. 2. Способ соединения работников со средствами производства (продажа(наём) рабочей силы). 3. Хозяйственное использование материальных средств: собственник (сам) сдает в аренду, лизинг (передает). 4. Экономический механизм реализации собственности - означает: получение дохода и его использование. В западной экономической теории понятие собственности связывается с организацией ресурсов по сравнению с потребностью в них. Собственность рассматривается как «пучок» прав по использованию ресурсов. Этот пучок включает след права: 1. право владения – исключ-ный контроль над благом 2. право использования – использ-ия полезных ископаемых свойств блага для себя 3. управления – принятие решений по использованию эк. благ 4. на доход – право обладать результатами благ 5. на потребление блага 16. Проблема трансакционных издержек в современной экономической науке Трансакционные издержки — издержки, возникающие при ведении переговоров и контроле за выполнением соглашений при обмене. Этот термин возник после выхода в свет работ Р. Коуза, в которых он анализировал теоретические конструкции социалистической экономики и показал, что в них отсутствуют все основные виды этих издержек: - отсутствуют издержки по поиску контрагента обменных сделок, т.к. поставщики директивным методом прикрепляются к потребителю - отсутствуют издержки по сбору информации о качестве и альтернативной стоимости благ, т.к. Центр обладает всей полнотой информации обо всех ограниченных ресурсах общества и вся информация поступает в неискаженном виде, Центр ее перерабатывает и спускает вниз в виде плановых заданий (так предполагается теоретически) - отсутствуют издержки, связанные с нарушением условий контрактов и контролем за исполнением контрактов, т.к. никто не имеет право нарушать плановые задания Но здесь речь шла о теоретических моделях (идеальных). Проблема трансакционных издержек существует в реальной экономике в любой хозяйственной системе рыночной или плановой. Термин трансакционные издержки обозначает издержки по сбору полной и достоверной информации. Чем хуже информирован производитель или потребитель, тем хуже будет результат их деятельности. Производитель будет производить не ту продукцию, потребитель будет приобретать не тот товар. Отсутствие трансакционных издержек — это не что иное как идеальная модель рынка совершенной конкуренции. Так же можно предположить что они равны нулю в идеально функционирующей централизованной системе: вся информация немедленно и без искажения поступает в Центр, где ее тут же обрабатывают и учитывают в планах распространения материальных средств. Однако в реальности не существует ни идеального рынка с совершенной конкуренцией, ни идеальной централизованной системы. На практике идеальная модель социалистической экономики с нулевыми трансакционными издержками оборачивается всевозрастающими издержками, т.к. необходим огромный бюрократический аппарат по планированию и контролю. Кроме того социалистическая модель экономики неизбежно порождает дефицит. В реальной экономике величина трансакционных издержек больше там, где существует дефицит каких-то ресурсов. Например производитель намерен купить оборудование, но если существует дефицит такого оборудования, то он вынужден: затрачивать время и деньги на поиск, ждать очереди на его поставку, пытаться завоевать благосклонность поставщика; либо менять планы и приобретать аналогичное оборудование, но худшего качества и за большую цену. Все это ведет к увеличению трансакционных издержек. Ожидание процесса приобретения товара стимулирует увеличение денежных запасов, что влечет негативные явления. Конечно, рыночная система тоже сталкивается с трансакционными издержками. Но децентрализованная система, свободный доступ всех к полной информации о товарах и ценах помогает снижать эти издержки. Коуз в своей работе «Природа фирмы» исследовад связь между размерами фирмы и трансакционными издержками. Все фирмы действуют в рамках рыночной экономики, где преобладают горизонтальные связи и нет ни приказов из единого центра, ни централизованного планирования. Тем не менее любой фирма имеет вертикальную структуру управления, действующую на основе прямых приказов. Возникает вопрос, почему часть экономической деятельности фирмы протекает в рамках централизованного управления (внутри фирмы), а вторая часть — в условиях рынка, где роль приказов исполняют свободно устанавливаемые цены? Почему экономика не может существовать в виде «сплошного» рынка? Ответ Коуза прост: сплошной рынок требует чрезмерно высоких трансакционных издержек (затрат на заключение сделок). Механизм прямого директивного управления позволяет экономить трансакционные издержки, поэтому фирмы вытесняют рынок. Тогда возникает вопрос почему вся экономика не может функционировать как одна гигантская фирма? Коуз отвечает на это так — координация экономической деятельности с помощью приказов из одного центра также сопряжено с трансакционными издержками, которые возрастают в геометрической прогрессии с увеличением размера фирмы. Тем самым возникает проблема оптимальных размеров фирмы. Оптимум определяется границей, где издержки рыночной кооперации равны издержкам централизованного контроля. До этой границы выгодна централизация, после — рынок. Оптимум зависит также от структуры отрасли, применяемых технологий и характера конкуренции. 17. Исторические формы собственности. Современная классификация собственности Существуют две основные исторические формы собственности — общественная и частная: - общественная собственность, которая характеризуется совместным присвоением средств и результатов производства. Такая форма собственности подразумевает согласованность экономических интересов всех участников. Конечно при этом возникают трения, противоречия и конфликты, но именно благодаря общему владению и распоряжению собственностью их можно в конечном счете преодолеть. Такое преодоление не означает подавление экономических интересов и целей отдельных участников или групп, а требует их учета и выработки решения наиболее полно согласующего все экономические интересы участников. - Частная собственность представляет собой такой вид присвоения средств и результатов производства, при котором экономические интересы собственника доминируют над интересами других и общества в целом. В рамках теории собственности выделяют две основных ее формы, но они имеют множество видов и типов в различных сочетаниях. С развитием общества формы собственности меняются, они становятся более разнообразными. С развитием орудий труда, технологий изменяются и формы их использования, связанные с теми или иными видами собственности. Ручные орудия труда - частная собственность, индивидуальное использование. Машинное производство - крупная частная собственность. К общественной собственности сначала относилась собственность общины, затем артели, сейчас — государственная собственность. Функционированию собственности присуще многообразие ее форм. Собственность как экономическое явление представляет собой совокупность несуществующих вне связи между собой таких элементов: 1) объекты собственности; 2) субъекты собственности; 3) отношения собственности. По объектам собственности различают: - собственность на факторы производства, в том числе на средства производства, рабочую силу. - собственность на предметы потребления; - интеллектуальную собственность. По субъектам различаются такие ее социальные формы: 1) индивидуальная; 2) коллективная; На основе индивидуальной и коллективной (в том числе и государственной собственности) путем объединения имущества возникают и функционируют различные смешанные формы собственности, в том числе с участием иностранных граждан и юридических лиц. Сегодня широко распространены смешанные формы — государственно-частная в различных долевых соотношениях. Кроме того различают собственность федеральную, собственность субъектов федерации, муниципальную собственность, собственность общественных и политических организаций и т.д. в рыночной экономике господствующей является частная собственность, а в централизованно-командной — государственная. Но тем не менее государственная собственность - имеет место практически во всех странах, как и коллективная собственность. В рамках каждой эк. сис-мы есть основные и специфические формы собственности, переход от одной формы со-ти к другой может идти эволюционным и революционным путем. В современных условиях в постсоциалистических странах создаются условия для более интенсивного развития частной собственности и индивидуальных форм производственно- хозяйственной деятельности, особенно в с/х (фермерство), в мелкой розничной торговле, сфере услуг. Но наряду с ней существенную роль играет и коллективная собственность. Существуют различные виды: коллективные предприятия, кооперативы, акционерные общества и др. хозяйственные объединения, обладающие статусом юридического лица. Она возникает на основе или путем добровольного объединения денежных средств, имущества граждан и др. юридических лиц в целях создания кооперативов, акционерных обществ и т. д. Объектами коллективной собственности профсоюзов, благотворительных и др. общественных фондов является имущество культурно- бытового, просветительского назначения, необходимое для осуществления деятельности, предусмотренной уставом. Объектами собственности политических партий и организаций являются здания, денежные средства, сооружения, необходимые исключительно для выполнения уставных функций. Объектами собственности религиозных организаций являются культовые сооружения, предметы религиозных обрядов и др., необходимые для осуществления деятельности. 18. Роль государственной собственности на современном этапе Государственная собственность является коллективной формой собственности. Если во времена СССР государственная собственность на средства производства преобладала, то в настоящее время она не превышает 10%. В состав госсобственности входят важнейшие объекты производственной и социальной инфраструктуры. Эти объекты составляют национальное богатство страны (природные объекты, ресурсы земельные и минеральные, ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и т.д.). Государственная собственность обеспечивает: - функционирование федеральных органов власти и управление. Это имущество обеспечивающее деятельность Федерального Собрания, Президентских структур, Правительства и др. создаваемых ими государственных органов. - решение общероссийских задач. Имущество вооруженных сил, органов безопасности, пограничных и внутренних дел, оборонные объекты и т.д. - экономическое и социальное развитие отраслей обеспечивающих жизнедеятельность экономики России. Единая энергетическая система страны, система транспорта общего пользования, связи и информации общегосударственного значения, средства государственного бюджета и казны, имущество основной сети высших и средних специальных учебных заведений, имущество государственных предприятий и т.д. В сфере управления государственной собственностью от имени государства действуют федеральные органы, органы субъектов федерации, и органы, созданные ими с целью управления имуществом. Собственность функционирует и реализуется в процессах: 1) владения или фактического обладания ее субъектами; 2) пользования или извлечения из объектов полезных свойств; 3) распоряжения или определения судьбы ее объектов. Часть имущества из федеральной собственности передается в собственность субъектов федерации. Это как правило крупнейшие предприятия, занимающие доминирующее положение на уровне этого субъекта. За годы реформ около 80% сельхозугодий перешли в собственность частных лиц и коллективов. Была приватизирована и значительная часть остальной государственной собственности. К особенностям приватизации следует отнести то, что значительная часть акций приватизированных предприятий сохранены в государственной собственности. Наличие в собственности этих пакетов акций дает государству возможность использования различных форм регулирования и государственного контроля за значительным сектором экономики. Государство обладает правом собственности в отношение такого специфического объекта, как государственная казна, т.е. все централизованно управляемые доходы государства и иные средства приобретаемые от имени государства. Государство выступает кредитором и должником в случаях принятия государственных обязательств. Государство осуществляет инвестирование отдельных отраслей и территорий, но тяжелое экономическое положение страны не позволяет в полной мере обеспечить необходимое инвестирование 19. Социалистическое обобществление производства и деформация отношения собственности В соответствии с марксистским подходом собственность занимает основное место в способе производства. И смена способов пр-ва осуществляется в соответствии со сменой господствующих форм собственности. Частная собственность – зло, ведет к эксплуатации, необходимо заменить ее общей. Идеальная модель социализма предполагала: - все права собственности принадлежат государству, это так называемая общенародная собственность, частная собственность ликвидируется. - производство управляется из единого Центра, который решает Что, Как и Для кого производить, - рыночный механизм как децентрализованная система уничтожается - доля каждого участника процесса производства определяется на основе трудовых затрат. Такой порядок по мнению теоретиков уничтожает социальную несправедливость и эксплуатацию, устраняет все дефекты рынка. Результатом обобществления производства должно явиться Реализация такого подхода на практике привела к тотальному огосударствлению собственности и обобществлению производства. В сфере государственного административного управления находились не только основная масса госпредприятий, но (фактически) и колхозы и потребительские кооперации и т.п. Исходя из социалистической теории, обобществление собственности и производства должно было привести к росту эффективности производства, производительности труда, в целом общественного богатства, повышение степени удовлетворения производственных и личных потребностей людей. Важными факторами успешной реализации собственности является прямая и непосредственная заинтересованность каждого субъекта собственности за результаты его хозяйствования. В условиях административно-командной экономики в бывших социалистических странах существовала деформированная общегосударственная собственность. В результате произошло отчуждение непосредственных работников от средств производства, что привело к низкой производительности труда, экономическому застою. На практике идеальная модель социалистической экономики с нулевыми трансакционными издержками оборачивается всевозрастающими издержками, т.к. необходим огромный бюрократический аппарат по планированию и контролю. Кроме того социалистическая модель экономики неизбежно порождает дефицит. На практике, право использования и распоряжения собственностью принадлежало даже не большинству народа, а лишь немногим представителям административно-командной системы. Поэтому присвоение результатов производства, потребление и распределение общественного богатства находилось в руках административной элиты. Все это поставило на повестку дня вопрос о возрождении в каждом гражданине действительного субъекта собственности на средства производства, их действительного хозяина, а следовательно возрождение частной, индивидуальной и коллективной собственности. Только на этой основе может быть приведен в эффективное функционирование механизм экономической заинтересованности и высокой ответственности каждого труженика - собственника за результаты производства. Основным направлением этого является приватизация преобладающей части государственной собственности, передача ее в частную собственность граждан и их коллективов. 20. Разгосударствление и приватизация. Основные методы приватизации и ее закономерности Термины "Приватизация и разгосударствление" в начале 90-х превратился в ключевую экономическую категорию при решении проблем вывода из кризиса экономики посттоталитарных стран. Одним из главных путей создания рыночной экономики явл. разгосударствление и приватизация госсобственности. Разгосударствление означает переход от преимущественно государственно- дерективного регулирования производства к его рыночному регулированию. Т.е. представляет собой выведение из сферы гос. адм.-ком. управления не только основной массы госпредприятий на основе приватизации, а также огосударствленных, находящихся в сфере этого управления колхозов и потребительской кооперации Приватизация — это составная часть разгосударствления собственности, предполагает передачу в собственность частным или акционерным компаниям (частным собственникам или трудовым коллективам) госпредприятий и др. имущества. В постсоциал. странах госсектору принадлежало около 90% экономики. Рядом с приватизацией идет создание новых коммерческих пр-ий, структур в том числе с участием иностранного капитала, фермерс. хоз. Приватизация приводит к господству в экономике индивидуальных и коллективных форм частной собственности. В результате разгосударствления и приватизации возникают новые субъекты собственности на средства пр-ва, экономически самостоят. товаропроизводители. Приватизацию осуществляет фонд государственного имущества России, субъектов федерации и органы приватизации адм.-тер. единиц. Основными способами приватизации явл.: 1. Продажа акций, предварительно преобразованных в открытые акцион. общества госпредприятия. 2. Продажа пр-ий на аукционе или по коммерческому конкурсу. 3. Продажа пр-ий не по коммерческому конкурсу, т.е. по лучшему из предложенных условий дальнейшей эксплуатации пр-ия. 4. Выкуп госпредприятия арендатором. 5. Выкуп малых, средних пр-ий обществами покупателей, создаваемых работниками пр-ий. Основные источники средств для приватизации: 1. Личные сбережения граждан. 2. Приватизационные имущественные сертификаты. 3. Собственные средства негосуд. юридических лиц. 4. Заемные ср-ва. 5. Иностранные инвестиции Независимо от метода приватизация: - закрепляет производственно-хозяйственные ресурсы за конкретными собственниками, которые являются субъектами хозяйствования. - экономически соединяют работников со средствами производства с целью производительного функционирования. - возбуждает экономический интерес субъектов собственности, их заинтересованности в высоких результатах производственно- хозяйственной деятельности. - обеспечивает права и свободы каждой личности, экономическую самостоятельность всех хозяйствующих субъектов. По существу в России не зависимо от выбранной модели приватизации по форме проводилась номенклатурная, демократическая и малая приватизация. При номенклатурной приватизации в руках гос-ва концентрировалась большая часть акций, а за конкретными госструктурами (фондами госимущества) закреплялась возможность почти бесконтрольного использования этих акций для создания холдингов или продажи их третьи лицом. Все это создавало благоприятные условия для сращивания номенклатуры на уровне предприятий (а она зачастую получала существенные привилегии в приобретении акций) с государственной и финансовой номенклатурой. Малая приватизация, где основная часть предприятий должна была продаваться по конкурсу или на аукционе, образуя в основном товарищества с ограниченной ответственностью или АО закрытого типа. Здесь капитал госпредприятий не продается, а распределяется искусственным образом по условным, крайне заниженным ценам. Заниженная цена действительно облегчает участие в процессе приватизации для тех кто в состоянии скупить акции и паи пред-ий. Демократическая приватизация (народная). На практике она была осуществлена в незначительных масштабах и лишь фрагментально она предполагала приобретение каждым гражданином определенной доли госсобственности при помощи ваучера, которые создавал равные стартовые возможности в разгосударствлении, приобретении госсобственности для всех членов общества. Эта модель также предполагала более широкие возможности для приобретения предприятий на аукционах, поддержку частного бизнеса. Однако в процессе ваучеризации в России присвоение бывших госсредств производства осуществлялось в основном теми, у кого на руках были ликвидные ресурсы (иностранные теневые капиталы, новые коммерч. структуры, бывшие госструктуры). Итак, перераспределение прав собственности приводит к постепенному сосредоточению производства в руках частного капитала, в значительной степени представленного не независимыми частными предпринимателями, а банками и другими финансовыми институтами. 21. Преобразование собственности в переходной экономике России. Этапы и последствия российской приватизации В условиях административно-командной экономики России существовала деформированная общегосударственная собственность. В результате произошло отчуждение непосредственных работников от средств производства, что привело к низкой производительности труда, экономическому застою. Это поставило на повестку дня вопрос о возрождении частной, индивидуальной и коллективной собственности, формирование, возрождение эффективного собственника, привлечение в производство инвестиций. Основным направлением этого является приватизация преобладающей части государственной собственности, передача ее в частную собственность граждан и их коллективов. Первый этап приватизации. Он проходил с 1992 года до 1994 г. — безвозмездное выделение половины государственной собственности частным лицам в виде ваучеров. Ваучеры были не именные. Программа приватизации определяла объекты приватизации, туда не входили недра, земельные и водные ресурсы, железные дороги, трубопроводы и автомагистрали, объекты особого национального достояния. К объектам немедленной приватизации относились : торговля, сфера услуг, коммунальное хозяйство, жилье, мелкие и средние предприятия, муниципальный транспорт. Программа предусматривала 4 способа приватизации: аукцион, коммерческий конкурс, акционирование, аренда с правом выкупа. В первый этап было вовлечено все население, но отдачу от него получили немногие. Особенностью было то, что не вовлекалась в приватизацию земля. Для ускорения процесса приватизации было решено проводить ее при оценке основного капитала по остаточной стоимости без учета инфляции (за бесценок). Но ваучерная приватизация не обеспечила решение главной задачи — передача собственности в руки собственника, обеспечившего повышение эффективности производства, и обеспечение инвестиций. Второй, денежный этап приватизации начался с 1994 года, он должен был обеспечить переход собственности, приобретенной во время первого этапа, в руки реального ответственного собственника через покупку пакетов акций. Этот этап должен был обеспечить выполнение 3 стратегических задач: 1. сформировать инвесторов, владеющих значительными пакетами акций, чтобы повысить их интерес в долгосрочных инвестициях. 2. Обеспечить приватизируемые предприятия наличными средствами для их структурной перестройки. 3. Способствовать выполнению фискальных задач (пополнение доходов государства). Но тем не менее стратегические задачи не были выполнены. Новые собственники с одной стороны не имеют такого капитала, чтобы обеспечить инвестирование, с другой стороны — не хотят, т.к. многие из них конфликтуют с руководителями предприятий (оставшихся с прошлых времен), которые не смогли приспособиться к новым условиям, часть директоров продолжали разворовывать имущество, прокручивать день на счетах дочерних компаний и т.д. Большинство инвесторов отказываются вкладывать в предприятия деньги пока не смениться руководство. В 1997 году в государственной собственности осталось лишь 9,3%, в муниципальной — 7,3%, в собственности общественных организаций — 5,2%, в частной —69% всех предприятий. По существу в России были выбраны 3 мод оменклатурная, демократическая, малая). При первом варианте предполагали переход к акционерной форме собственности, при которой в руках гос-ва кон центрировалась большая часть акций, а за конкретными госструктурами (фондами госимущества) закреплялась возможность почти бесконтрольного использования этих акций для создания холдингов или продажи их третьи лицом. Все это создавало благоприятные условия для сращивания номенклатуры на уровне предприятий (а она зачастую получала сущ ественные привилегии в приобретении акций) с государственной и финансовой номенклатурой ("номенклатурная приватизация"). В большинстве случаев приватизация оказалась всего лишь формой для создания их корпоративную систему отношений собственности, когда госбюджет, банки и администрация пр-ий фактически стали безраздельными хозяевами бывшей госсобственности. Трудовой коллектив если и получал в свои руки определенную долю акций, то они либо являлись "безголосыми" либо прикрыва ли бесправие трудового коллектива, ибо за формой коллективного владения акциями не скрывалось реального экономического содержания - коллективного присвоения и распоряжения средствами производства. М алая приватизация, где основная часть предприятий должна была продаваться по конкурсу или на аукционе, образуя в основном товарищ ества с ограниченной ответственностью или АО закрытого типа. Здесь капитал госпредприятий не продается, а распределяется искус ственным образом по условным, крайне заниженным ценам. Заниженная цена действительно облегчает участие в процессе приватизации для тех кто в состоянии скупить акции и паи пред-ий. Демократическая |
|
© 2007 |
|