РУБРИКИ |
Билеты: Экономика 90 вопросов |
РЕКЛАМА |
|
Билеты: Экономика 90 вопросовзанял ведущую позицию в либерализме 80-90 гг. Это течение требует рационализации государственного социально-экономического регулирования На современном этапе развития экономической теории эти два альтернативных направления представлены в различных школах и направлениях: 1. В основу неоклассического направления положен принцип невмешательства государства в экономику. Сторонники этого направления считают, что рыночный механизм способен сам регулировать экономику, устанавливать равновесие между предложением и спросом, между производством и потреблением. Вмешательство государства может вызывать нарушение равновесия, снижение экономической эффективности. Поэтому неоклассики выступают за свободу частного предпринимательства, рыночных сил (представители А. Мельтцер, Ф. Кейган, А. Лаффер и др.). Маржиналисты “(Теория общего эк. равновесия”, неоконсерваторы) считают, что эк-ка развивается на основе саморегулирования, отражают идеи А.Смита, что управляющее начало – это рынок и конкуренция => гос. вмешательство в эк-ку не нужно, вмешательство в эк-ку мешает рацион. распределению ресурсов => увеличивается дефицит бюджета => инфляция. Вальрас считал, что эк-ка сама через рынок обеспечивает такие пропорции, которые создают общее эк. равновесие. Последние представители считают, что гос-во должно охранять ОС, концентрировать рын. информацию, регулировать сферу денежного обращения. 2. Неокейнсианство базируется на идеях известного английского экономиста Дж. М. Кейнса о необходимости воздействия государства на экономические процессы в целях приспособления экономических отношений к новым условиям. Опирается на то, что рыночная эк-ка не может саморегулироваться, без вмешательства гос-ва, не может быть равновесной при полной занятости, т.к. рын. эк-ка не обеспечивает эффективный спрос. Существует психологический з-н ликвидности (люди не полностью тратить доходы, часть сохраняют как сбережения => на потребление расходуется сумма = (доход – сбережения), на инвестиции в пр-во идет величина = (доход – сбережения), т.е. пр-во не полностью использует возможности, полной занятости. Результаты: рост безработицы, сокращение выпуска продукции, эк. кризисы. Выход из кризиса - вмешательство гос-ва в эк-ку. Гос-во может не только увеличить производство, но и уменьшать рост пр-ва, когда это надо для сохранения равновесия в экономике. Принимает меры: повышает на рынке налоги, ставку процента (дорогой кредит). Неокейнсианцы выступают за постоянное, систематическое вмешательство государства в экономику (представители Н. Калдор, Э. Эйхнер, Дж. Дэвис и др.). 3. Представители институционально-социологического направления (Дж. Голбрейт, Я. Тинберген) рассматривают экономику в качестве системы, в которой отношения между хозяйствующими агентами складываются под влиянием как экономических, так и социологических, политических и социально- психологических факторов. Объектом их исследования являются "институты", под которыми подразумеваются корпорации, профсоюзы, государство, а также различного рода правовые, морально-этические и психологические явления (например, обычаи, нормы поведения различных социальных групп, привычки, инстинкты и т.д.). 4. В последние годы экономисты все больше приходят к выводу о необходимости сочетания государственного регулирования и свободного стимулирования производства. Была выдвинута концепция неоклассического синтеза (Д.Р. Хакс, П. Самуэльсон и др.). Суть этой концепции состоит в сочетании государственного и рыночного регулирования экономики. Сочетание государственного производства и частного предпринимательства дает смешанную экономику. 5. Неолиберализм - направление в экономической науке и практике управления хозяйственной деятельностью, сторонники которого отстаивают принцип саморегулирования, свободного от излишней регламентации. Неолибералы следуют двум традиционным положениям. Во-первых, они исходят из того, что рынок как наиболее эффективная система хозяйства создает наилучшие условия для экономического роста; Во-вторых, отстаивают приоритетное значение свободы субъектов экономической деятельности. Государство должно обеспечить условия для конкуренции и осуществлять контроль там, где эти условия отсутствуют. 6. Монетаризм — экономическая теория (в рамках неолиберального направления), приписывающая денежной массе, находящейся в обращении, роль определяющего фактора в процессе формирований хозяйственной конъюнктуры и устанавливающая причинную связь между изменениями количества денег и величиной валового конечного продукта. Лидер этой школы профессор Чикагского университета М. Фридмен выступил с опровержением идей Дж. М. Кейнса и попытался доказать, что рыночному хозяйству присуща особая устойчивость, делающая ненужным вмешательство государства в хозяйственный процесс. 84. Макроэкономическая стабилизация в переходной экономике Перехода к рыночной экономике она не возможен без макроэкономической стабилизации. Под ней обычно понимается государственная политика по поддержанию объема производства и занятости на естественном уровне. Правительство должно по возможности нейтрализовать колебания совокупного спроса и предложения, не допускать глубокого спада экономики или перегрева (перепроизводства). Но все это относится к сложившейся рыночной экономике. В странах же с переходной экономикой под макроэкономической стабилизацией понимают, прежде всего, преодоление кредитно-денежной и налогово-бюджетной диспропорциональности. Самое яркое проявление этой диспропорции -–высокая инфляция (галопирующая или гиперинфляция) во всех без исключения странах с переходной экономикой наблюдалось сильнейшее расстройство финансовой системы, обесценивание национальной валюты и катастрофическое бегство от нее. Инфляция может проявляться не только в открытом виде, но и в подавленном (Россия). В последнем случае она проявляется в дефиците товаров, очередях и ухудшении качества. Вследствие этого актуальной является финансовая стабилизация. Что требует сбалансированного государственного бюджета в ходе макроэкономической стабилизации. Существуют различные сценарии макроэкономической стабилизации. Наиболее распространенные — ортодоксальный и гетеродоксальный (неортодоксальный). Ортодоксальный сценарий стабилизации — совокупность макроэкономических мероприятий, включающая ликвидацию (или сведение к минимуму) дефицита государственного бюджета, проведение жесткой кредитно-денежной политики и фиксирование номинальной денежной массы (как в России) или обменного курса валюты в качестве «якоря» для уровня цен. Если эти мероприятия проводят быстро и жестко, то они называются «шоковая терапия». Т.е. проведение их требует короткого промежутка времени для успешного проведения макроэкономической стабилизации. В данном случае имеется в виду теоретическая концепция, когда борьба с инфляцией продолжается 1-2 года, а не постепенно шаг за шагом в течение многих лет. Это объясняется тем, что растянутая борьба может сформировать устойчивые инфляционные ожидания. В качестве номинального «якоря» — это экономический показатель, который фиксируется на определенном уровне, может выступать денежная масса или обменный курс валют. Эти показатели удерживают на определенном уровне цены, не давая им сорваться в гиперинфляцию. Все страны переходной экономики страдали от подавленной инфляции, что порождало «денежный навес». Или избыточную массу денег. Макроэкономическая стабилизация требовала ликвидацию этого навеса, как источника инфляции. Это можно сделать по-разному: - Сокращением номинального предложения денег - Либерализацией цен - Увеличением реального объема производства - Снижением скорости обращения денег. Итак, ортодоксальный сценарий устраняет денежный навес, но дальше необходима жесткая финансовая политика. Необходимо свести до минимума дефицит государственного бюджета. Это возможно сделать с помощью реформы налоговой системы. Важнейший принцип реформирования ее должно быть следующее: - Нейтральность налоговой системы. Это означает конец произвольным освобождениям от налогов отдельных групп производителей или потребителей товаров - Налоговые ставки должны стимулировать производство, а не загонять его в подпольную экономику - Система исчисления должна быть технически простой - Налоги должны уплачиваться неукоснительно. Кроме того необходима жесткая кредитно-денежная политика, т.е. политика «дорогих денег» Другой сценарий стабилизации характерен деиндексацией заработной платы — мероприятие , помогающее преодолеть инфляцию. Гетеродоксальный сценарий — это жесткая кредитно-денежная политика и налогово-бюджетная политика в сочетании с регулированием цен и доходов. В сущности, он предполагает и сведение к минимуму бюджетного дефицита и ограничение предложения денег, и фиксацию обменного курса. — все что есть в ортодоксальном сценарии, но дополняется контролем за заработной платой и ценами, т.е. используется в качестве «якоря» зарплата. Важным условием успеха такого сценария является социальный договор между правительством, трудом и капиталом в области контроля над ценами и зарплатой.. необходимо доверие основных социальных групп по отношению к правительству и проводимой экономической политике. Ортодоксальный сценарий реализовывался в России, Казахстане, Украине. Неортодоксальный — в Латвии, Литве, Болгарии, Румынии, Словении. Макроэкономическая стабилизация считается достигнутой, когда достигнуты условия для возобновления устойчивого экономического роста. Для этого необходимо: инфляция не выше 4,5%; дефицит государственного бюджета менее 3% от ВНП; совокупный государственный долг не выше 60% от ВНП; колебания обменного курса до 15%. Макроэкономическая стабилизация в переходной экономике — это преодоление кредитно-денежной и бюджетно-налоговой разбалансированности, выражающейся в высокой инфляции, т.е. предусматривает снижение темпов инфляции до низкого предсказуемого уровня. 74. Общественный товар и его особенности. Политический товар Любое общество представляет собой социальное пространство, в котором имеется распределение власти, капитала и прибыли, т.е. распределение экономической, политической и административной власти и капитала. Кроме экономического капитала (в традиционном понимании) существует культурный капитал, социальный или общественный капитал, политический капитал. В качестве социального капитала можно рассматривать официальный социальный статус: например, статус дипломата или высокий административный пост, которые имеют свою ценность. Общественный капитал может выражаться в таких формах признания, как «известность», «популярность», т.е. носитель этого капитала обладает определенными специфическими качествами, представляющими ценность и которые могут выступать в качестве товара. В качестве политического капитала можно рассматривать положение в иерархии властных структур, или причастность к политическим партиям. Политический капитал — это капитал, основанный на признании. Оно может внешне проявляться в символах власти: королевский трон, корона, атрибуты президентской власти и т.д. Участие в выборах, вступление в партию можно рассматривать как частные случаи встречи спроса и предложения политического товара. Существует даже концепция «политического делового цикла». Ее сторонники полагают, что экономическое положение в стране существенным образом зависит от фазы «политического делового цикла» и влияет на популярность правящей партии. В качестве главных показателей, на которые реагирует население, выделяются темпы инфляции и безработица: чем ниже их уровень, тем при прочих равных условиях больше голосов будет подано на выборах за президента и правящую партию, т.е. их политический товар имеет спрос. В советском обществе ценностями (т.е. товаром) считались определенные должности в иерархии, а поскольку не все могли достичь их путем добросовестного труда, места добивались другим путем — путем вступления в партию, взяток и подкупов. Сложился бюрократический или административный рынок. За счет использования субъектом своего иерархического статуса он мог извлекать прибыль — так называемую административную ренту. Это было связано с административным регулированием. Стремление к получению административной ренты порождало торговлю административными правами и привилегиями, которые выступали в качестве товара. В советской экономике существовал по сути дела рынок такого товара, причем существовал вертикальный и горизонтальный рынок. Так осуществлялись торги по «вертикали», т.е. торги между вышестоящими и нижестоящими звеньями. Это было обусловлено командно-административными способами регулирования экономики. Торги по горизонтали осуществлялись между звеньями одного уровня. В условиях нормированного распределения ресурсов часто складывалась ситуация таких горизонтальных торгов или «серого рынка». Вертикальные и горизонтальные торги определялись тем положением, которое занимали партнеры в системе иерархии. Но если по определению общественный продукт— это конечный продукт (это товары и услуги), которые произведены в общественном производстве для конечного использования, для продажи потребителю. Он учитывается в основных показателях измерения объема национального производства. Для этого существует ряд показателей, среди которых важное место занимает показатель валового национального продукта (ВНП). То общественный и политический товар не учитывался и не отражался в официальных показателях. 85. Мировое хозяйство. Место России в мировом хоз. Единого понимания среди исследователей нет. Существуют 3 основных подхода к определению понятия мировой экономики или мирового хозяйства. 1. Мировое хозяйство - совокупность национальных хозяйств, истоки в австро-венгерской школе 19 в. Совокупность национальных хозяйств, связанных политическими и экономическими отношениями. 2. Мировая экономика - система международных экономических отношений. Единая связь между национальными хозяйствами. 3. Мировая экономика - экономическая система, самовоспроизводящаяся на уровне производительных сил, производственных отношений. Объединены экономические силы, производственные отношения, правовые нормы. Мировое хозяйство имеет свою специфику: составляет целостную систему; целостность мирового хоз-ния сочетается с национальными интересами стран; способствует развитию разных стран в едином целостном мире; мировые отношения строятся на основе конкуренции, кооперации, сотрудничества. Целостность мирового хоз-ва проявляется в зависимости экономик разных стран друг от друга. Только в целостной системе возможна циркуляция продуктов в планетарном масштабе. Целостность мирового хоз-ва хар. укреплением межгос. связей и общей заинтересованностью всех стран в решении глобальных проблем (экология, отсталые страны, прогресс и т.д.) Следует отметить сложность и иерархичность мирового хозяйства. Неравномерность в развитии. 1/3 покупательной способности у США, Японии и Германии при 9% населения. Порядок функционирования мирового хозяйства базируется на нормах частного и государственного права. Мировое хозяйство - историческая и политико-экономическая категория. Глобальное мировое хозяйство сложилось к н. 20 в. Мир поделен на сферы влияния, процесс формирования международных монополий. В н. 20 в. мировое хозяйство состояло из: колоний и метрополий. В современном мир. хоз-ве входят различные гос-ва с разными экономическими системами (неоднородность). Существовали различные представления мировой системы. Одна из них делит мир на три центра: мировые ядра, периферийные страны, полупериферийные страны. Существует зависимость в их развитии друг от друга и от центра. Мир. эк-ка включ. в себя разные интеграц. группировки с разной степенью интегрирования. (Между группировками сущ. сотрудничество, но и противоречие). Мир. хоз-во хар-ся 3 полюсами развития: США, ЕЭС, Япония. Между ними сотрудничество в обл. НТП, кооперирования пр-ва, но и противоречия (реализация, вывоз и использ. капитала, проблемы природ. ресурсов и т.д.) Вывод: современное мир. хоз-во несмотря на свое единство и заинтересованность всех стран противоречиво => наблюдается 2 тенденции: 1 — к интеграции, объединению ценностностей; 2 — центробежная (преобладание нац. интересов). Преобладающая тенденция (1) В последние десятилетия возникла теория, связанная с движением капитала, интернационализацией хозяйства развитых стран. Противостоит всем другим концепциям и исходит из взаимозависимости и партнерства всех стран. Мировое хоз-во — это прежде всего совокупность межгос. отношений. Международные экономические отношения (МЭО) - система хозяйственных связей между национальными экономиками отдельных стран, соответствующими субъектами хозяйствования. МЭО - особая сфера деятельности, основанная на международном разделении труда. МЭО находят практическое выражение в обмене между странами, представляющими их предприятиями, фирмами и организациями продукцией (товарами и услугами) международной торговле, научно-технических, производственных, инвестиционных, валютно-финансовых и кредитных, информационных интернациональных связях, перемещении между ними трудовых ресурсов. МЭО объективно вытекают из процесса разделения труда, международной специализации производства и науки, интернационализации хозяйственной жизни. Составные направления и формы МЭО охватывают ряд сфер мирохозяйственной деятельности: - международная торговля; - международная специализация производства и научно-технических работ; - обмен научно-техническими результатами; - информационные, валютно-финансовые и кредитные связи между странами; - движение капиталов и рабочей силы; - деятельность международных экономических организаций, хозяйственное сотрудничество в решении глобальных проблем. МЭО, являющиеся полем и результатом приложения труда, капитала, природных и других ресурсов представляют собой одну из сфер рыночного хозяйства со свойственными ему основными признаками. В этой сфере рыночные отношения предполагают: - множественность их объектов и субъектов; - определяющее воздействие спроса и предложения; - их взаимосвязь с ценами при необходимой гибкости и подвижности последних; - конкуренцию. Это дополняется свободой предпринимательства. Геополитическое положение России и ее роль в мировом хозяйстве значительно ослабли после распада СССР. СССР обладал сильными позициями благодаря не только уровню развития национальной экономики, но и участию в СЭВ (Совет экономической взаимопомощи) ее влиянию на страны Восточной Европы и многие страны в других регионах мира. Позиции России ослабли с появлением новых независимых государств дрейфующих в сторону Западной Европы. Россия лишилась половины морских портов, значительной части морского флота, железных и шоссейных дорог. Трубопроводы ее оказались на территории соседних государств. Значительно сократился экономический потенциал. К концу 90-х он составлял всего лишь четвертую часть экономического потенциала СССР (до распада составляла 60%) глубочайший экономически кризис сократил ВВП России вполовину. В мировом списке стран по величине ВВП на душу населения Россия занимает место в четвертом десятке стран. За годы реформ значительно сократился объем внешнеторгового оборота России. Особенно негативными являются тенденции возрастания доли сырья во внешнеторговом обороте. Как и любая страна, экспортирующая в основном сырье Россия в последние годы постоянно теряет в мировом обмене, т.к. существует устойчивая мировая тенденция к падению цен на сырьевые товары (за исключением нефти цены на которую начали расти в этом году). Выручка от продажи сырья значительно меньше выручки от готовой продукции из этого же сырья. Доля машиностроительной продукции в российском экспорте составляет 6-8%. В составе импорта России преобладают: машины, оборудование для добывающей промышленности, продовольствие. Таким образом структура внешнеторгового оборота России все больше приобретает черты присущие периферийной экономике. Доля России на мировых рынках экспорта ничтожно мала — 1,3%; импорта — 0,8%. Сегодня международные экономические отношения России можно представить в виде 4 колец. Первое кольцо Россия — страны ближнего зарубежья, т.е. республики бывшего СССР. Распад привел к ослаблению хозяйственных связей, доля этих стран в общем объеме российского товарооборота составляет около 25%. Ведущее место занимают Украина, Казахстан, Белоруссия. Второе кольцо: Россия – страны бывшие участники СЭВ (Совет экономической взаимопомощи). После распада СЭВ резко сократились экономические связи со странами Восточной и Центральной Европы, доля составляет около 10% . третье кольцо: Россия — промышленно развитые страны. В экономическом сотрудничестве с этой группой стран Россия отдает явное предпочтение Европейскому Союзу (ЕС). На долю европейских стран сейчас приходится около 40% всего российского внешнеэкономического оборота. Наиболее активные экономические партнеры России — Германия (9%), Италия (4%), Великобритания и Нидерланды (по 3%) в настоящее время Россия занимает важное место в поставках нефти и газа в европейские страны. В российском импорте из этих стран основное место занимают машины и оборудование, а также продовольствие. Доля США в общем объеме внешнеторгового оборота России составляет 5%, Япония — 3%. Четвертое кольцо: Россия — страны периферийной экономики. В этой сфере наблюдается упадок из-за стратегических просчетов внешнеэкономической политики. Хотя до распада СССР эти страны Азии и Африки были рынком сбыта промышленной продукции (оружие, энергетическое оборудование, машины, строительные материалы. Потеряв эти рынки сейчас с трудом Россия пытается их вернуть. 86. Международная торговля. Принципы организации. Современная международная торговая политика Международная торговля растет и развивается в связи с выгодностью и целесообразностью международного разделения труда (МРТ). МРТ - это сосредоточение производства определенных продуктов в экономике отдельных стран с целью последующей выгодной продажи на мировом рынке и удовлетворения тем самым потребностей других стран, в которых существует спрос на этот продукт. В основе международной торговли лежит принцип сравнительных преимуществ. Наличие особых условий (выгодное географическое положение, наличие редких природных ресурсов, квалификация специалистов, высокий уровень технического оснащения хозяйства и производительности труда) дает стране определенные преимущества при производстве некоторых товаров и услуг. Различия в относительной эффективности при производстве разных товаров в отдельных странах, позволяют извлекать выгоды от специализации производства определенных видов товаров. Торгуя между собой, страны имеют возможность получить посредством импорта те товары, которые не производятся в стране, приобретать их при более низких денежных расходах, чем если бы страна самостоятельно производила данный вид продукции. Есть ряд стран, которые торгуют сырьем и несложными видами продукции (к таким в основном относятся развивающиеся страны), что тормозит их экономическое развитие. Однако и такие страны не лишены возможности в условиях МРТ выйти на передовые рубежи, о чем свидетельствует опыт Тайваня Гонконга, Южной Кореи. Промышленно развитые страны находятся в лучшем положении в области производства капиталоемких и высокотехнологических товаров. Изменение отраслевой структуры, технологии, технический прогресс приводят к росту эффективности производства товаров в различных странах. В последние десятилетия произошли существенные изменения в географической и отраслевой структуре экспорта. В экспорте все больше увеличивается доля услуг и продукции обрабатывающей промышленности. В географической структуре экспорта увеличивается доля взаимного экспорта продукции промышленно развитых стран при одновременном снижении доли развивающихся стран. Внутренние цены не всегда способны служить мерилом эквивалентности обмена при купле-продаже на мировом рынке. Мировой рынок, балансируя спрос и предложение, формирует свои цены, обычно в наиболее признанной, твердо конвертируемой валюте. В основе формирования мировых цен лежит интернациональная стоимость. Мировые цены регулируются, с одной стороны, условиями производства в странах, в которых производится основная масса товаров, поставляемых на мировой рынок, а с другой стороны, спросом и предложением товаров на этом рынке. В современных условиях отдельная страна практически не в состоянии производить всю необходимую ей продукцию на высоком техническом уровне, требуемого качества. Во многих странах 20-30 процентов производимой продукции идет на экспорт. В отдельных странах, имеющих недостаточные ресурсы, этот показатель может достигать еще большей величины. Например, в Голландии, Бельгии 60-70 процентов продукции экспортируется. Мировой экспорт вырос более чем вдвое, увеличившись с 2 триллионов долларов в 1980 году до более чем 4 триллионов долларов в 1994 году. Это означает увеличение объема экспорта на 69% за восьмидесятые годы и 23% - рост за первую половину девяностых годов. Очень близки к этим цифрам и показатели импорта. За годы реформ значительно сократился объем внешнеторгового оборота России. Особенно негативными являются тенденции возрастания доли сырья во внешнеторговом обороте. Как и любая страна, экспортирующая в основном сырье Россия в последние годы постоянно теряет в мировом обмене, т.к. существует устойчивая мировая тенденция к падению цен на сырьевые товары (за исключением нефти цены на которую начали расти в этом году). Выручка от продажи сырья значительно меньше выручки от готовой продукции из этого же сырья. Доля машиностроительной продукции в российском экспорте составляет 6-8%. В составе импорта России преобладают: машины, оборудование для добывающей промышленности, продовольствие. Таким образом структура внешнеторгового оборота России все больше приобретает черты присущие периферийной экономике. Доля России на мировых рынках экспорта ничтожно мала — 1,3%; импорта — 0,8%. Современная международная торговая политика характеризуется тем, что в товарном обмене очевидна тенденция роста доли готовых изделий, на которые приходится более 70% мировой торговли. Оставшаяся доля делится приблизительно поровну между сельскохозяйственным экспортом и добывающими отраслями. Для сравнения можно сказать, что в середине этого столетия на долю сырьевых товаров приходится около двух третей экспорта. Услуги составляют почти четверть международного торгового обмена. Внешнеторговые связи нуждаются в регулировании со стороны государства. Основной целью современной международной торговой политики является обеспечение экономических интересов страны. В современных условиях любое государство тем или иным образом регулирует, стимулирует или ограничивает международную торговлю. Государственное регулирование - это совокупность используемых государственными органами и службами форм, методов и инструментов воздействия на экономические отношения между странами в соответствии с государственными и национальными интересами, целями, задачами. Регулирующее воздействие государства осуществляется посредством принятия законов и иных государственных актов, постановлений и решений правительства. Известны два основных направления политики правительства - протекционизм (направлена на защиту собственной промышленности, сельского хозяйства от иностранной конкуренции) и фритредерство (политика свободной торговли). В международной торговле используют такие инструменты и способы воздействия, как таможенные тарифы (систематизированный перечень пошлин, которыми облагают некоторые товары), налоги, ограничительные условия, межгосударственные договоры и соглашения, мероприятия по стимулированию экспорта и импорта. Таможенные пошлины - это налоги, взимаемые государством за провоз через границу страны товаров, имущества, ценностей. Нетарифные ограничения представляют устанавливаемые прямые административные нормы, определяющие количество и номенклатуру товаров, разрешенных к вывозу или ввозу. Существует несколько видов количественных ограничений: контингентирование (ограничение экспорта и импорта определенным количеством или суммой на определенный период времени), квотирование (ограничение количества экспорта или импорта определенного наименования), лицензирование (запрет на свободный ввоз или вывоз без наличия лицензии). Комплексная система форсирования сбыта товаров на мировом рынке включает экономическое стимулирование экспорта, административные меры по воздействию на вывоз, а также использование средств морального поощрения экспортеров (кредитные и финансовые инструменты). Продажа товаров на рынках других стран по более низким ценам, чем на внутреннем рынке, называется демпингом, при этом товары часто реализуются по цене ниже издержек производства. Демпинговая политика осуждается и страна проводящая ее подвергается экономическим санкциям. Существует международная экономические организация, регулирующая международные торговые отношения — Всемирная торговая организация (ВТО). Она определяет правила международной торговли. Принципы: недискриминация в торговле, уравнивание в правах импортного и отечественного производителя; использование не количественных ограничений, а тарифных средств защиты национальных рынков; взаимность в предоставлении торгово-политических уступок и разрешение торговых споров методом переговоров и консультаций которая Кроме того имеет широкий спектр прав, среди них — надзор за соблюдением торговых соглашений. Цель организации — либерализация мировой торговли путем сокращения импортных пошлин и устранения нетарифных барьеров и ограничений в торговле. Россия подавала заявку на вступление, но пока не член. Это ведет к некоторой дискриминации со стороны западных партнеров. Вступление России в ВТО повлечет за собой резкое снижение уровень импортных пошлин и отмену всех импортных квот. Для сохранения протекционистской политики необходимо будет выработать меры по защите отечественного производителя, которые не всегда конкурентоспособны по сравнению с импортерами. В качестве защиты могут использоваться антидемпинговые меры и компенсационные пошлины, введение квот в тех отраслях, которым грозит свертывание национального производства. 87. Платежный баланс страны и его отличие от торгового, расчетного и кредитного баланса Финансовое положение страны на международном рынке обычно оценивают по ее платежному балансу за год. Баланс является важным показателем и инструментом, позволяющим предвидеть степень возможного участия страны в мировой торговле, в международных экономических связях, установить ее платежеспособность. Платежный баланс - это документ, таблица соответствия внешних доходов и расходов, в которой зафиксированы все платежи сделанные страной за рубежом и все поступления из-за рубежа. Общий платежный баланс включает: 1 — баланс по текущим операциям (расчетный баланс) и 2 —баланс движения капитала (кредитный баланс). В свою очередь баланс по текущим операциям складывается из: 1 — торгового баланса и 2 —баланса услуг. Торговый баланс — это соотношение между суммой цен товаров, вывезенных данной страной (экспорт) и ввезенных (импорт).
Таким образом, платежный баланс можно характеризовать, как внешне экономический или валютный бюджет страны, исчисленный в соответствии с ее реальными доходами и расходами, обусловленными внешнеэкон. связями. Платежный баланс составляется за определенный период (чаще всего годовой и полугод.) В него включаются все статьи, характеризующие поступление и расходование денежных средств по линии внешэкономических связей, имеющих место в течение года, а именно: экспорт и импорт товаров и услуг; займы, предоставленные другим странам или полученные от них; движение золотовалютных резервов; расходы туристов; проценты и дивиденды, полученные из-за границы или переведенные в другие страны; доходы от фрахта и т.д. Разница между тем сколько страна платит и тем сколько она получает за этот период называется сальдо платежного баланса по текущим операциям. Платежный баланс состоит из трех разделов: текущие операции, движение капиталов и движение золотовалютных резервов. Составной частью раздела "текущие операции" является торговый баланс, определяемый в виде разницы между стоимостью экспорта и импорта товаров и услуг. Экспортируя товары, страна получает валютную выручку, а импортируя, затрачивает денежные средства на закупку. Торговля услугами включает оплату загран. перевозок, туризм, куплю и продажу патентов и лицензий, международное страхование. По каждой из указанных позиций страна может иметь доходы и расходы в зависимости от того, продает она или закупает услуги. Помимо торгового баланса в раздел текущих операций включаются иностранные денежные переводы, движение доходов на собственность за границей, т.е. %, прибыль, дивиденды. Движение капиталов представляет собой отдельный раздел платежного баланса, состоящий из переводов финансовых средств для инвестирования в предприятия, покупки акций за границей. Еще одна важная статья пл. Б. страны - оплата % по иностранным займам и кредитам. Кредит представляет собой движение ссудного капитала, осуществляемое на началах срочности, возвратности и платности Если страна берет валюту в долг от других государств, то она обязана платить %. тогда как страна предоставляющая кредит, наоборот, получает эти % в виде дохода. Россия вынуждена уплачивать ежегодно % за валютные кредиты в сумме 10-15 млрд. долларов, что ложится тяжелым бременем на ее платежный баланс. Плат Б страны называют активным, когда сумма полученных средств от других стран больше, чем сумма выплат. В противном случае платежный баланс будет пассивным. Центральные банки различных стран имеют определенное кол-во иностранной валюты, которые используются для выравнивания несбалансированности платежного баланса. В платежном балансе отражены также изменение золотовалютных резервов. Итак платежный баланс имеет следующие разделы: счет торгового баланса; счет баланса услуг; трансфертные платежи; счет движения капиталов; счет золотовалютных резервов. 88. Методы балансирования платежного баланса Регулирование платежного баланса страной-членом МВФ базируется на рекомендациях монетаристов. Международный валютный фонд (МВФ) — организация содействующая развитию международной торговли и валютному сотрудничеству посредством регулирования валютных курсов, поддержания стабильности валютных паритетов. Предоставляет кредиты при валютных затруднениях. Количество членов — 160 стран. Россия — крупный должник МВФ. Рекомендации МВФ даются на основе монетаристкой теории. Монетаризм рассматривает дефицит платежного баланса как результат избыточной денежной эмиссии. Основным методом балансирования платежного баланса считается сокращение объема государственного кредитования (особенно социально ориентированных программ). Другим методом является пополнение торгового баланса. Для этого проводят регулирование внешней торговли, воздействуя на экспорт и импорт. Экспортируя товары, страна получает валютную выручку, а импортируя, затрачивает денежные средства на закупку. Существует несколько видов количественных ограничений: контингентирование (ограничение экспорта и импорта определенным количеством или суммой на определенный период времени), квотирование (ограничение количества экспорта или импорта определенного наименования), лицензирование (запрет на свободный ввоз или вывоз без наличия лицензии). Комплексная система форсирования сбыта товаров на мировом рынке включает экономическое стимулирование экспорта, административные меры по воздействию на вывоз, а также использование средств морального поощрения экспортеров (кредитные и финансовые инструменты). Система регулирования экспорта включает экспортные пошлины и квоты на экспорт стратегически важных сырьевых товаров (нефть, газ и т.д.). По постановлению правительства часть валютной выручки экспортеры обязаны продавать Центробанку. Снижение пошлин, сокращение ограничений на экспорт и снятие обязанности продавать валюту улучшают условия экспорта. Система регулирования импорта включает в себя меры по установлению таможенных пошлин на ввозимый товар, налоговое регулирование (например введение на импорт НДС — налог на добавленную стоимость). Кроме того отмена всех необоснованных льгот на импорт позволит пополнить торговый баланс. Вступление России в ВТО повлечет за собой резкое снижение уровень импортных пошлин и отмену всех импортных квот. Всемирная торговая организация (ВТО) — определяет правила международной торговли. Принципы: недискриминация в торговле, уравнивание в правах импортного и отечественного производителя; использование не количественных ограничений, а тарифных средств защиты национальных рынков; взаимность в предоставлении торгово-политических уступок и разрешение торговых споров методом переговоров и консультаций которая. Цель организации — либерализация мировой торговли путем сокращения импортных пошлин и устранения нетарифных барьеров и ограничений в торговле. Россия подавала заявку на вступление, но пока не член. Это ведет к некоторой дискриминации со стороны западных партнеров. Для сохранения протекционистской политики России необходимо будет выработать меры по защите отечественного производителя, которые не всегда конкурентоспособны по сравнению с импортерами. В качестве защиты могут использоваться антидемпинговые меры и компенсационные пошлины, введение квот в тех отраслях, которым грозит свертывание национального производства. Кроме того для пополнения бюджета необходимы эффективные меры по борьбе с контрабандой. Внешнеторговый баланс России сводился в годы реформ с положительным сальдо, но величина его не постоянна. Кроме того структура внешней торговли ухудшилась, преобладает экспорт сырья. Как и любая страна, экспортирующая в основном сырье Россия в последние годы постоянно теряет в мировом обмене, т.к. существует устойчивая мировая тенденция к падению цен на сырьевые товары (за исключением нефти цены на которую начали расти в этом году). В результате приходится компенсировать потери за счет роста объемов экспорта сырья. Следует отметить дефицит баланса услуг, который не компенсируется торговым балансом. Торговля услугами включает оплату загран. перевозок, туризм, куплю и продажу патентов и лицензий, международное страхование. По каждой из указанных позиций страна может иметь доходы и расходы в зависимости от того, продает она или закупает услуги. Следующий метод пополнения торгового баланса — улучшение баланса движения капитала. Пока эта проблема в России не решена. Важная статья платежного баланса страны - оплата % по иностранным займам и кредитам. Кредит представляет собой движение ссудного капитала, осуществляемое на началах срочности, возвратности и платности Если страна берет валюту в долг от других государств, то она обязана платить %. тогда как страна предоставляющая кредит, наоборот, получает эти % в виде дохода. Россия вынуждена уплачивать ежегодно % за валютные кредиты в сумме 10-15 млрд. долларов, что ложится тяжелым бременем на ее платежный баланс. Состояние платежного баланса страны связан с динамикой обменного курса национальной валюты и величиной золотовалютных резервов. Курс национальной валюты влияет на экспорт и импорт: для экспортера низкий курс лучше чем высокий, для импортера — наоборот. Таким образом сводный платежный баланс России сводится с отрицательным сальдо. Отрицательное сальдо платежного баланса все годы реформ покрывалось за счет международных заимствований, за счет кредитов МВФ, Всемирного банка и переноса задолженности на бедующий период. Существуют международные экономические организации, которые дают кредиты для покрытия дефицита бюджета: 1. Международный валютный фонд (МВФ) — организация содействующая развитию международной торговли и валютному сотрудничеству. Предоставляет кредиты при валютных затруднениях. Россия — крупный должник МВФ. Количество членов — 160 стран. Рекомендации даются на основе монетаристкой теории. 2. Международный банк реконструкции и развития (Всемирный банк) — межправительственная финансовая организация предоставляющая долгосрочные займы. 89. Валютная система и валютный курс Валюта – это денежная единица данной страны (национальная валюта), также это денежные знаки иностранных государств (или иные платежные средства), используемые в международных расчетах (иностранная валюта). Валютные отношения – это экономические отношения, связанные с функционированием национальных валют, денежным обслуживанием товарообмена между разными странами, использованием валюты как платежного средства и кредита. Валютная система — это совокупность форм организации валютных отношений. Валютные отношения так или иначе сопровождают торговлю, вывоз капитала, научно-техн. обмен, миграцию рабочей силы, туризм, культурные связи, предоставление экономической помощи, кредитование. Валютные отн.-я можно характеризовать как денежную сторону внешэкономич. связи. Характер валютных отношений зависит от конвертируемости валюты страны. Национальные валюты, которые свободно обмениваются на другие национальные валюты, называются конвертируемыми, соответственно — не способные к такому обмену — неконвертируемыми. Свободно конвертируемая валюта - национальная валюта, которая свободно и неограниченно обменивается на другие иностранные валюты. Частично конвертируемая валюта - нац. в., которая обменивается не на все, а на некоторые иностранные в., используется как платежное средство не по всем операциям. Неконвертируемая (замкнутая) в. - нац. в., которая функционирует только в пределах одной страны и не обменивается на иностранную в. Качество в. определяется не только ее конвертируемостью, но и хорошо ли данная в. выполняет свою функцию средства международных расчетов. Т.е. какова ее роль в валютной системе, какое она занимает в данной системе место. Функцию резервной в., т.е. валюты используемой для обслуживания международных расчетов по внешнеторговым операциям, иностранным инвестициям и при определении мировых цен, выполняют в настоящее время: доллар США, фунт стерлингов Великобр., марка Германии, швейцарский франк и японская иена - именно эти валюты являются наиболее конвертируемыми валютами мира. Основой международной валютной системы являются национальные валюты. Куда также входят национальные и коллективные резервные валютные единицы, международные ликвидные активы, валютные паритеты и курсы, условия взаимной обратимости валют, международные расчеты и валютные ограничения, валютные рынки и мировые рынки золота и т.д. Исторически международная валютная система сложилась к концу XIX века, когда в большинстве развитых стран получила распространение твердая золотая валюта, применяемая и для обслуживания международных расчетов и платежей. Был введен золотой стандарт. С началом первой мировой войны эта система прекратила свое существование и возобновилась лишь в 1922 г после Генуэзской конференции, где было достигнуто соглашение о золотодевизном стандарте, когда основным инструментом регулирования международных расчетов становятся заместители золота (девизы), в качестве которых выступают некоторые национальные и коллективные валюты. В 30-е годы все развитые страны отошли от золотого стандарта. В 1944 г. на Бретгон-Вудской конференции страны пришли к соглашению о золотодолларовом стандарте и взаимной конвертируемости валют. Эта договоренность действовала до середины 70-х годов, когда международный валютный кризис подорвал связь валют с золотом, а всеобщее распространение получили плавающие валютные курсы. Новый валютный порядок был закреплен соглашениями на конференции на Ямайке. Обновленный Устав МВФ не предполагал более привязки валюты к золоту, что исключает установления соотношения валют на базе золотого паритета. Была установлена так называемая ямайская валютная система с плавающим валютным курсом. Нынешняя мировая валютная система характеризуется доминирующей ролью доллара (доминирует в мировых валютных резервах, в международных торговых расчетах). Но идет процесс движения к многовалютному устройству. В 1999г появилась европейская денежная единица — евро (пока только безналичная), которая должна стать одной из основных мировых валют. Важным элементом международной валютной системы является национальные валютный рынок - официальные центры, где совершается купля-продажа иностранных валют на национальную по курсу, складывающемуся на основе спроса и предложения С институциональной точки зрения валютный рынок - это совокупность банков, брокерских фирм, корпораций, особенно ТНК. По мере развития национ. рынков и их взаимосвязей сложился единый мировой валютный рынок для ведущих валют в мировых финансовых центрах. С функциональной точки зрения валютные рынки обеспечивают: взаимосвязь мировых валютных, кредитных и финансовых рынков; регулирование валютных курсов; своевременное осуществление международных расчетов; проведение валютной политики, направленной на государственное регулирование экономики; страхование валютных и кредитных рисков; получение спекулятивной прибыли их участниками в виде разницы курсов валют. Современная валютная система харак-ся следующими основными особенностями. 1. Усилилась интернационализация валютных рынков на базе широкого использования электронных средств связи и осуществления операций и расчетов по ним. 2. Операции совершаются непрерывно в течение суток попеременно во всех частях света. 3. Техника валютных операций унифицирована, расчеты осуществляются по корреспондентским счетам банков. 4. Широкое развитие валютных операций с целью страхования валютных и кредитных рисков. 5. Нестабильность курсов валют. Валютный курс - это цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных ед-цах другой. Валютные курсы могут иметь разные режимы: плавающие и фиксированные. Ранее фиксированные валютные курсы предполагают осуществление обмена одной валюты на другую на основе золотого паритета. Золотой паритет определяется равенством золотого содержания валют. Фактически в.к. колеблется вокруг золотого паритета в зависимости от спроса и предложения. Плавающий в.к. предполагает обмен одной в. на другую в зависимости от спроса и предложения. Существует теория покупательной способности, выявляющая основы определения обменного курса валюты, разработанная еще в 20-е гг. Она утверждает, что номинальный обменный курс зависит в данный момент прежде всего от изменения соотношения внутренних цен. Валютный курс определяется: - покупательской способностью каждой из валют, которая зависит от спроса и предложения товара; - их качественных признаков; - спроса и предложения национальной валюты на валютном рынке; - о6еспеченности валюты национальным богатством страны; - устойчивости валюты; - доверием к ней. На практике в чистом виде режимы фиксированного и плавающего курса не встречаются. В современных условиях эти два режима сблизились, существуют фиксированные или плавающие, но регулируемые курсы валют. Государство может: по результатам торгов объявлять официальный курс и поддерживать его своим золотовалютным резервом на этом уровне; или влияет на него в процессе торгов: устанавливать не фиксированный курс, а коридор — т.е. минимум и максимум, ограничивать колебания курса. Понижение официального курса валюты называют девальвацией, повышение — ревальвацией. Помимо номинального курса существует и реальный валютный курс, который определяется относительно цен товаров из разных стран в одной валюте. Котировку валют осуществляют государственные или крупные коммерческие банки. Торговля иностранными валютами ведется на валютных 6иржах (одна из крупнейших — Лондонская биржа). 6 янв.1992 основана. Но с середины 92 официально единый курс рубля стал устанавливаться Центробанком по результатам торгов на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ), которая до сих пор является основной валютной биржей. ММВБ (не государственная организация, хотя ЦБР является учредителем и проводит активную политику на валютном рынке, влияя на курс рубля. (метод поддержания). 90. Основные черты валютного режима России Валютный режим России устанавливается законодательством России и нормативными документами Центрального банка России и правительства. Они определяют порядок функционирования иностранных валют внутри страны, порядок валютного обслуживания экспортно-импортных операций и т.д. В условиях командно- административной системы России (до января 1992г) валютный курс рубля был фиксирован, а российские граждане не могли свободно покупать и обменивать иностранную валюту, наказание за валютные операции предусматривалось уголовным кодексом. В настоящее время гражданам России и юридическим лицам разрешается в рамках законодательства покупать и продавать, ввозить и вывозить волюту, открывать валютные счета. Для работы с валютой коммерческие банки должны получать у Центробанка валютную лицензию. Совершение незаконных сделок с валютой карается по закону штрафом или 5-летним сроком заключения. Запрещается покупать и продавать товары и услуги за валюту, единственное средство для наличных расчетов в России является рубль. Особенностью современного состояния дел является децентрализованный характер совершения валютных операций (подавляющая масса сделок совершается непосредственно между банками с использованием электронной техники, телекса и телефона). Характер валютного режима влияет на внешнеэкономические операции российских предприятий на мировых рынках, которые в свою очередь зависят от конвертируемости и курса рубля. Различают конвертируемые (которые свободно обмениваются на другие национальные валюты) и неконвертируемые национальные валюты, (которая функционирует только в пределах одной страны и не обменивается на иностранную). Валютный курс - это цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных ед-цах другой. Валютные курсы могут иметь разные режимы: плавающие и фиксированные. На практике в чистом виде режимы фиксированного и плавающего курса не встречаются. В современных условиях эти два режима сблизились, существуют фиксированные или плавающие, но регулируемые курсы валют. Государство может: по результатам торгов объявлять официальный курс и поддерживать его своим золотовалютным резервом на этом уровне; или влияет на него в процессе торгов: устанавливать не фиксированный курс, а коридор — т.е. минимум и максимум, ограничивать колебания курса. Понижение официального курса валюты называют девальвацией, повышение — ревальвацией. С 1992 г правительство и Центробанк России перешли к системе плавающего валютного курса рубля. Сначала курс рубля устанавливался Центробанком централизованно. При этом существовали: дополнительный специальный коммерческий курс рубля для экспортеров, которые были обязаны продавать часть валютной выручки государству; специальный курс для предприятий, покупающих у государства валюту. Но с середины 92 официально единый курс рубля стал устанавливаться Центробанком по результатам торгов на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ), которая до сих пор является основной валютной биржей. Граждане России смогли приобретать иностранную валюту на рубли в обменных пунктах. Российский рубль прошел путь от неконвертируемой волюты к разряду валют с внутренней конвертируемостью. Для окончательного решения проблемы конвертируемости необходима стабилизация денежного обращения внутри страны, приведение внутренних цен в соответствие с мировыми, преодоление дефицита внешнего платежного баланса, отсутствие дефицита товаров на внутреннем рынке, ограничение инфляции. Динамика номинального обменного курса рубля (определяемого в России как определенное количество рублей, обмениваемое за 1 доллар) в решающей степени складывалась под влиянием инфляции. Но кроме того на валютный курс влияют: спрос и предложение валюты на валютном рынке; устойчивость валюты; доверие к рублю. Поэтому за каждым инфляционным всплеском и ростом инфляционных ожиданий доверие к рублю падало и падал обменный курс. Так в «черный вторник» 94г произошел обвал курса рубля почти на 1000 пунктов. Это во многом было обусловлено резким ростом заемных средств и отстранением Центробанка от активных шагов по противодействию обесцениванию рубля. В 95 г правительство РФ ввело фиксированный курс рубля в форме валютного коридора. Это — максимальные пределы колебания курса рубля по отношению к доллару. Но удержание рубля в рамках этого коридора в условиях не прекращающейся инфляции — дело трудное. В августе 98г произошел обвал рубля. В итоге многие экономисты считают, что: - привязка курса рубля к объему золотовалютного резерва Центробанка оказалась порочной (в США реальная обеспеченность доллара не превышает 5%); - произошла долларизация экономики России, расчеты между предприятиями проводятся в долларах, долларовая масса в два раза превышает рублевую массу. В настоящее время курс рубля — плавающий, устанавливается официально Центробанком по результатам электронных торгов. Крупнейшим рынком валюты является ММВБ (не государственная организация, хотя ЦБР является учредителем). ЦБ проводит активную политику на валютном рынке, влияя на курс рубля методом поддержания (покупая и продавая валюту). |
|
© 2007 |
|