РУБРИКИ

Билеты: Ответы к ГОСАМ в МЭСИ

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Билеты: Ответы к ГОСАМ в МЭСИ

разных стран проводить определенную экон-ую политику. Различают 2 их части:

антиинфляционную стратегию, объединяющую цели и методы долговременного

характера, и антиинфляционную тактику.

Составляющие антиинфляционной стратегии:

Гашение антиинфляционных ожиданий. Правительство должно ставить перед собой

определенные антиинфляционные задачи, информировать об этом население, и

добиваться их выполнения. Здесь срабатывает эффект объявления: производители

и потребители убеждаются, что правительство способно выполнять свои обещания,

и изменяют свое экон-ое поведение;

Долгосрочная денежная политика. Связана с введением жестких лимитов на

ежегодные приросты денежной массы. Она должна сочетаться с

разгосударствлением экономики, с развитием рыночной инфраструктуры;

Сокращение бюджетного дефицита. Это возможно осуществить двумя путями:

увеличением налогов или уменьшением расходов гос-ва. Но необходимо иметь в

виду, что большие налоги могут подорвать стимулы к труду и инвестированию,

сократить поступления в бюджет. Кроме того, высокие налоговые ставки сами по

себе являются инфляционными факторами. В мире наблюдается общая тенденция к

снижению ставок налога на прибыль. Это дает импульс инвестициям, росту произ-

ва и занятости, а значит — и доходов, подлежащих налогообложению. Кроме

того, нужно пойти на снижение государственных расходов за счет структурной

перестройки произ-ва, демилитаризации и конверсии, формирование новых рынков

(информации, средств связи и т. д.). В случае, когда инфляционная обстановка

нетерпима, используется тактическое антиинфляционное напряжение.

Антиинфляционная тактика должна быть направлена на увеличение предложение

товаров без повышения спроса или на снижение спроса без падения предложения.

Важную роль здесь может сыграть повышение степени товарности народного

хозяйства. Этому содействует льготное налогообложение предп-ий, продающих

побочные продукты произ-ва, услуги, информацию, формирующие новые рынки.

Мощным фактором снижения инфляции является приватизация государственной

собственности, реализация государственных стратегических запасов,

материальных ресурсов предп-ий, массированный потребительский импорт.

Регулирование спроса предусматривает повышение норм сбережений, и уменьшение

уровня их ликвидности. Для этого значительно повышаются процентные ставки по

вкладам, по государственным облигациям, форсируется приватизация. Иногда даже

вводится временное замораживание вкладов. Когда полностью исчерпаны все

способы противодействия инфляции, может быть проведена денежная реформа

конфискационного типа.

5. Деньги и их функции. Спрос на деньги. Денежное предложение. Денежные

агрегаты Денежное обращение.

Деньги это то, что принимают в качестве уплаты за товары, услуги и долги.

Деньги – это средство обмена; люди принимают деньги в обмен на товары и

услуги, которые они предоставляют в ожидании, что смогут затем обменять

деньги на те товары и услуги, которые они хотят приобрести. Без такого

средства обмена люди должны обращаться к бартеру - непосредственному обмену

товаров и услуг на другие товары и услуги - очень неэффективному средству

осуществления обмена. При бартере необходимо найти партнёра, у которого есть

то, что вам надо, а он должен хотеть то, что вы предлагаете к обмену. Это

требует выискивания всех потенциальных партнёров по обмену, способных

удовлетворить потребности и пожелания друг друга в товарах и услугах, а затем

достижения согласия по условиям обмена. Таким образом бартер приводит к

высоким издержкам, связанным с поиском, и трансакционным издержкам. Другими

словами, при натуральном обмене людям приходится тратить много времени на

поиск, ведение переговоров и брать на себя другие значительные расходы в

торговой деят-ти.

Деньги служат также расчетной единицей или «мерой стоимости». Роль денег как

«единицы измерения» позволяет использовать установленные цены для сделок.

Функции денег, как расчетной единицы, позволяют измерять эко-ие величины

понятным для всех (почти) способом. Помимо того, что деньги служат средством

обмена и расчетной единицей, они ещё обеспечивают очень удобный способ

сбережения (средство сбережения) и удобный способ заимствования денег (средство

отсроченного платежа). Как «средство сбережения» деньги облегчают процесс

осуществления накопления из текущего дохода за счет гарантирования будущей

покупательной способности. Как «средство отсроченного платежа» деньги облегчают

заимствование (и предоставление ссуд), обеспечивая ту меру покупательной

способности, которую на настоящий момент времени заимствуют и дают взаймы.

Деньги уникальны по своей простоте, как средство платежа за товары и услуги:

они обладают самой высокой ликвидностью среди всех фин. средств.История

появления денег. В первоначальном периоде существования человеческого

общества господствовало натуральное хоз-во. Производимая продукция

предназначалась для собственного потребления. Постепенно происходила

специализация людей на изготовление определённых видов прод-ии. Излишки стали

использоваться для обмена на другую продукцию, необходимую данному

производителю. Хозяйствующие субъекты начали производить продукцию не только

для собственного потребления, но и для обмена на другие товары или для реал-ии.

Для непосредственного обмена товара на товар нужна потребность продавца именно

в том товаре, который предлагается другой стороной. Следовательно, обмен

товарами может происходить при наличии нужных товаров у обеих сторон,

вступающих в сделку. Это условие существенно ограничивает возможности

товарообмена..Постепенно выделялись товары, обладавшие высокой ликвидностью

(способностью к реал-ии). Это был скот, меха, драгоценные камни, соль, зерно,

драгоценные металлы. Именно последние (главным образом золото) были выделены в

качестве общего эквивалента. Этому способствовали несколько качеств, присущих

золоту: редкость, однородность, делимость, длительность хранения,

портативность. Итак, товар, обладающий наибольшей ликвидностью становится

деньгами. По определению: деньгиэто абсолютно ликвидное

средство. Надо заметить, что деньги появились как результат экономических

отношений в хоз. жизни людей. То есть появление денег абсолютно объективно.

Деньги являются товаром, а товар предназначен для обмена. Никаких противоречий.

Слово «деньги» возникло потому, что древние римляне использовали Храм богини

Джуно Монета в качестве мастерской для чеканки монет. Со временем все места,

где изготавливались монеты, стали называть «монета». Английский вариант этого

слова «минт», французский - «моне»; от этого слова и произошло английское слово

«мани»- деньги. Монеты, как таковые, сущ-ют повсюду приблизительно уже в

течение 2500 лет, но, как известно, им предшествовали разные предметы,

используемые в качестве денег. В настенных рисунках Древнего Египта взвешивают

на весах золотые кольцаЕсть также свидетельства того, что тысячи лет назад в

примитивных обществах использовали камни. У бумажных денег были предшественники

в виде документов, обещающих платежи золотом, серебром или другими ценными

предметами. Известные истории первые находившиеся в обращении банкноты были

выпущены китайскими банкирами в восемнадцатом веке. (Банки и банкиры

существовали повсюду уже в течение многих веков до появления первых банкнот. На

ранней стадии банкноты поддерживались монетами, и именно благодаря этому их

стали воспринимать как деньги. К семнадцатому веку бумажные деньги были в

обращении в очень ограниченных количествах всего в нескольких странах.

Английский банк начал выпускать банкноты в 1964 году, т.е. в том году, когда

было образовано это учреждение.Функции денег, состав и особенности.

Функции денег рассматриваются как проявление их сущности, они стабильны и мало

подвержены изменениям. В большинстве случаев осуществляются лишь деньгами и

могут выполняться только при участии людей. Такой подход к ф-иям денег

означает, что деньги представляют инструмент экономических отношений в

обществе, и именно люди, используя возможности денег, могут определять цены

товаров, применять деньги в процессах реал-ии и платежей, а также использовать

их в качестве средства накопления. Итак, деньги являются средством

обращения; их можно использовать при покупке товаров и услуг. Как средство

обмена деньги помогают избежать трудностей бартера, и дают обществу возможность

пользоваться результатами географической специализации и разделения труда.

Деньги выступают также мерой стоимости. Удобно использовать денежную

единицу в качестве масштаба для соизмерения относительных стоимостей разных

благ и ресурсов. Выполнение деньгами функции меры стоимости заключается в

установлении цен. Следующая ф-ия денег - сбережение. Благодаря своей

высокой ликвидности деньги являются удобной формой хранения богатства. Широко

используются деньги как средство платежа. Такую функцию деньги

выполняют при предоставлении и погашении денежных ссуд, при денежных

взаимоотн-ях с финансовыми органами (налоговые платежи, получение средств от

фин. органов), а также при погашении задолженности по заработной плате и др..

Функцию средства платежа выполняют и наличные деньги, однако преобладающая

часть денежного оборота, в котором деньги выступают как средство платежа,

приходится на безналичные денежные расчёты между юридическими лицами. При

кажущемся сходстве денег как средства оборота и средства платежа имеются

некоторые различия. Так, например, при реал-ии товара на условиях немедленной

оплаты не возникают кредитные отношения. Обратную ситуацию мы можем наблюдать

при оплате долгов между участниками операций. Итак, основные функции

денег:-Мера стоимости;-Средство обращения;-Средство платежа;-Средство

накопления.Спрос н деньги. При рассмотрении связи между спросом на деньги и

ценами легко установить , что люди используют деньги для финанс-ия

своих

расходов . Взаимосвязь же спроса на деньги с уровнем процентной ставки

отражает тот факт, что люди предпочитают держать часть своих активов

именно в денежной, а не в какой-либо другой форме. Как прави ло,

обычный человек почти всегда имеет деньги в своем кармане или на

банковском счете.По мере сокращения этой суммы в процессе

расходования денег он пополняет их запас для следующего цикла расходов.

Он может депонировать на свой счет поступления жалования, пере-

вести средства от своего сберегательного счета, получить ссуду,

наконец просто попросить родителей просто прислать деньги.

Что же определяет величину той суммы денег, которую люду

предпочитают держать не руках ? Частично это зависит от планов

потратить какое-то количество денег,но не только в них. Эта вели-

чина также зависит от тех издержек или выгод, которые влечет за

собой многократное и частое получение небольших сумм наличных де-

нег. Вполне возможно потратить за месяц 1000$, ни разу не имея при

себе сумму больше 50$. Каким образом ? Например, вы инвестируете

все ваши средства в акции или облигации, получая, таким образом,

проценты или дивиденды. Если вам вдруг захочется что-либо купить,

в любой момент времени вы оперативно избавляетесь от части ваших

облигаций или акций,получая взамен деньги, необходимые для оплаты

покупки. Получается, что в среднем вы держите практически нулевые

денежные остатки, за исключением короткого промежутка времени не-

посредственно перед оплатой товара. Однако практически никто, за

исключением крупных корпораций, не может позволить себе реализо-

вать такую стратегию, поскольку обыкновенные люди просто не имеют

достаточно времени, чтобы осуществить все необходимые перемещения

своих средств с чековых счетов и обратно. Таким образом, уровень

денежных остатков является результатом подсчета всех издержек и

выгод подобного рода.

Денежное обращение. Движение денег при выполнении ими своих функций

представляет собой денежное обращение. ( или так:Движение

денег, обслуживающих реализацию товаров, работ и услуг, называют денежным

обращением.)

Денежное обращение осуществляется в наличной и безналичной формах.

Налично- денежное обращение — движение наличных денег в сфере

обращения и выполнение ими 2-х функций: средства платежа и средства обращения.

Наличные деньги используются: для оплаты товаров, работ, услуг; для расчетов,

не связанных с движением товаров и услуг( расчетов по выплате заработной платы,

премий, пособий, стипендий, пенсий, по выплате страховых возмещений по

договорам страхования, при оплате ценных бумаг и выплате дохода по ним, по

платежам населения, на хозяйственные нужды, на оплату командировок, на

представительские расходы, на закупку сельхозпрод-ии и т.д). Налично-денежное

движение осуществляется с помощью различных видов денег: банкнот, металлических

монет, других кредитных инструментов (векселей, чеков, кредитных карточек). В

России предпринимаются попытки ограничить налично-денежное обращение, т.к. оно

позволяет уходить от контроля гос-ва за деятельностью юридических и физических

лиц.

Безналичное обращение - движение стоимости без участия наличных

денег. Доля безналичных расчетов в России раньше составляла около 80 %,

сегодня- . Высокий уровень безналичных расчетов в любой стране говорит о

правильной, грамотной организации всего денежного оборота.

Между наличным и безналичным обращением существует тесная взаимосвязь: деньги

постоянно переходят из одной сферы обращения в другую, они образуют общий

денежный оборот, в котором действуют единые деньги.

В зависимости от экон-ого содержания различают две группы безналичного

обращения: по товарным операциям, т.е. безналичные расчеты за товары и

услуги; по финансовым обязательствам, т.е. платежи в бюджет и во

внеб-ные фонды, погашение банковских ссуд, уплата процентов за кредит, расчеты

со страховыми компаниями. Значение безналичных расчетов состоит в том, что они

ускоряют оборачиваемость средств, сокращают абсолютную величину наличных денег

в обороте, сокращаются издержки на печатание и доставку наличных денег.

Обязательным открытием расчетного или текущего счета в учреждении банка;

платежи производятся с согласия покупателя или по поручению плательщика;

основанием для перечисления средств являются финансовые платежные документы

(платежные поручения, расчетные чеки, договора); при нарушении условий В

России в соответствии с правилами Банка России определено, что расчеты предп-

ий по своим обязательствам, а также между юридическими и физическими лицами

за товарно-материальные ценности производятся в безналичном порядке через

учреждения банка.

2.2 Закон денежного обращения. Денежная масса и скорость обращения денег

Закон денежного обращения устанавливает количество денег, нужное для

выполнения ими функций средства обращения и средства платежа.

Количество денег, потребное для выполнения деньгами функции средства

обращения при металлическом обращении, опр-ся по формуле:

Количество денег, необходимое для сумма товарных цен

выполнения ими функции средства =

--------------------------------------------------

обращения скорость

обращения денег

KDo = å NiЦi // Vд

С появлением кредитных денег закон, определяющий количество денег в обращении

приобретает следующий вид:

Билеты: Ответы к ГОСАМ в МЭСИ

Денежная масса - это совокупность покупательных, платежных и накопленных

средств, обслуживающая эко-ие связи и принадлежащая физическим и юридическим

лицам, а также государству.

Состав и структура денежной массы:

В фин. статистике России для анализа происходящих изменений используют

денежные агрегаты M0, M1, M2, M3

.

Агрегат M0 — наличные деньги в обращении.

Агрегат M1 — агрегат M0 + средства предп-ий на

различных счетах в банках, вклады населения до востребования, средства

страховых компаний.

Агрегат M2 — агрегат M1 + срочные депозиты

населения в сберегательных банках, в том числе компенсации.

Агрегат M3 — агрегат M2 + сертификаты и

облигации государственного зай- ма.

Равновесие наступает при M2>M1, укрепляется при M2+M3>M1.

Переход денег из безналичного оборота в наличный вызывает нехватку наличных

денег в стране; ведет к возникновению теневой экономики; способствует

уклонению предп-ий от уплаты налогов; свидетельствует о снижении возможности

гос-ва влиять на реальные хозяйственные процессы.

На денежную массу влияют два фактора: количество денег в обращении и скорость их

оборота. Количество денег в обращении опр-ся государством, исходя их

потребностей товарного оборота и дефицита Федерального бюджета. На скорость

обращения денег влияют длительность технологических процессов (тяжелая

пром-ть или легкая), структура платежного оборота (соотношение наличных и

безналичных денег), уровень развития кредитных операций и взаиморасчетов,

уровень процентных ставок за кредит, использование электронных технологий в

банковском деле.

Скорость движения денег в кругообороте стоимости общественного продукта

опр-ся как отношение

валового нац-го продукта или нац-го дохода к денежной массе (агрегаты М1 или М2)

Оборачиваемость денег в платежном обороте опр-ся отношением:

Суммы денег на банковских счетах к среднегодовой величине денежной

массы в обращении

6. Государственный бюджет и бюджетное устройство страны. Структуры

бюджета:бюджетный процесс и его основные этапы. Понятие бюджетного дефицита,

его причины и методы противодействия.

Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы

и принципы ее построения.

Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:

· первый уровень - федеральный бюджет РФ и бюджеты государственных

внебюджетных фондов;

· второй уровень - бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов - 21

республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов

автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты

Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных

внебюджетных фондов;

· третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных,

поселковых и сельских бюджетов).

Как видно, бюджетное устройство РФ опр-ся ее государственным устройством - в

унитарных гос-вах бюджетная система имеет два уровня - государственный

бюджет и местные бюджеты (однако и в унитарных, и в федеративных

гос-вах бюджеты нижестоящих уровней (нижестоящих государственных и

административно-территориальных единиц) не входят в бюджеты вышестоящих

уровней). Бюджетное законодательство РФ содержит понятие «консолидированный

бюджет» - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей

территории (ст. 6 БК РФ). Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют

бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории

муниципальных образований. Консолидированный бюджет РФ – это федеральный бюджет

и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированные бюджеты позволяют

получить полное представление о всех доходах и расходах региона или Федерации в

целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.

Через бюджет перераспределяются доходы между административными территориями

(субъектами Федерации).

Бюджетные доходы, сокращая долю денежных средств, остающихся в распоряжении

хоз-их субъектов, сдерживают экон-ую активность определенных отраслей. И

наоборот, бюджетное финансирование, субсидирование предоставляют дополнительные

возможности для развития приоритетных отраслей в соответствии с потребностями

общества. 1.2. Принципы бюджетной системы

Бюджетным кодексом РФ (Глава 5) законодательно закреплены следующие принципы

бюджетной системы РФ:

§ единства бюджетной системы РФ;

§ разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

§ самостоятельности бюджетов;

§ полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных

внебюджетных фондов;

§ сбалансированности бюджета;

§ эффект-ти и экономности испол-ия бюджетных средств;

§ общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

§ гласности;

§ достоверности бюджета;

§ адресности и целевого характера бюджетных средств.

1.3. Бюджетная классификация, доходы и расходы, сбалансированность бюджетов

Для составления и исполнения бюджетов и обеспечения сопоставимости показ-лей

бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ используется бюджетная

классификация РФ. Бюджетная классификация является группировкой доходов и

расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы и источников финанс-ия

дефицитов этих бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных

кодов. Бюджетная классификация дает возможность экон-ого и статистического

анализа доходов и расходов бюджетов РФ, обеспечивает адресность выделения фин.

ресурсов.

Согласно Бюджетному Кодексу РФ (Глава 4) бюджетная классификация включает:

-классификацию доходов бюджетов РФ;

§ функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;

§ экон-ую классификации расходов бюджетов РФ;

§ классификацию источников внутреннего финанс-ия дефицитов бюджетов РФ;

§ классификацию источников внешнего финанс-ия дефицита федерального бюджета;

§ классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ,

муниципальных образований;

§ классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных

внешних активов РФ;

§ ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

Бюджетная классификация подразделяет объекты классификации на группы, подгруппы,

статьи и подстатьи. Так, в бюджетной классификации выделяются следующие

основные виды налоговых доходов:

1) налоги на прибыль, доход, прирост капитала;

2) налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы;

3) налоги на совокупный доход;

4) налоги на имущество;

5) платежи за пользование природными ресурсами;

6) налоги на внешнюю торговлю и внешнеэко-ие операции. Из неналоговых

же доходов основными являются следующие виды:

1) доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной

собственности, или от деят-ти;

2) доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и

муниципальной собственности;

3) доходы от реал-ии государственных запасов;

4) доходы от продажи земли и нематериальных активов;

5) поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;

6) административные платежи и сборы;

7) штрафные санкции, возмещение ущерба;

8) доходы от внешнеэкон-ой деят-ти.

Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и

безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение

органов государственной власти соответствующего уровня. Расходы бюджета

- денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций

гос-ва и местного самоуправления.

Помимо собственных, в бюджетах 2-го и 3-го уровней выделяют так называемые

регулирующие доходы – федеральные или региональные налоги и платежи, по

которым устанавливаются процентные нормативы отчислений в бюджеты субъектов или

местные бюджеты на финансовый год или на долговременной основе (не менее чем на

3 года) по разным видам таких доходов (в отличие от закрепленных доходов

, полностью поступающих в соответствующий бюджет).

Расходы бюджетов в зависимости от их экон-ого содержания подразделяются

на текущие расходы (обеспечение текущих потребностей) и капитальные

(инвестиционные нужды и прирост запасов). Формы расходов бюджетов:

· ассигнования на содержание бюджетных учреждений;

· оплата по государственным (муниципальным) контрактам;

· трансферты населению;

· ассигнования на осуществление полномочий, передаваемых на другие

уровни власти и на компенсацию дополнительных расходов, возникающих из-за

решений вышестоящих органов власти;

· бюджетные кредиты юридическим лицам;

· субвенции и субсидии юридическим и физическим лицам;

· инвестиции в уставные капиталы юридических лиц;

· бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других

уровней, внебюджетным фондам;

· кредиты иностранным гос-вам;

· средства на обслуживание и погашение долговых обязательств.

При этом под дотацией понимаются средства, предоставляемые бюджету

другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе В любом бюджете доходы и

расходы должны быть сбалансированы. Дефецит бюджета. При дефиците бюджета

- превышении расходов над доходами - должны быть указаны источники финанс-ия

дефицита (перечень источников финанс-ия различен для разных уровней бюджетной

системы РФ). Законодательством РФ установлены предельные размеры дефицита

бюджета. Например, размер дефицита федерального бюджета не может превышать

суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание

государственного долга РФ Для покрытия дефицита бюджета используются гос-ые

заимствования - займы, привлекаемые от физических и юридических лиц,

иностранных государств, международных фин. организаций, по которым возникают

долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими

заемщиками, выраженные в иностранной (внешние) или российской валюте

(внутренние заимствования).

Основной прирост доходов бюджета предпола­гается получить за счет

значительного сокращения количества налоговых льгот и совершенствования

бюджетных процедур, а также за счет повышения собираемости таможенных

платежей и доходов от произ-ва и продажи алкоголя, усиления значимос­ти в

доходах бюджета налогов с физических лиц.

Понятие бюджетного дефицита, его причины и методы противодействия. Бюджетный

дефицит - превышение расходов бюджета над его доходами - это финансовое

явление, с которым в те или иные периоды своей истории неизбежно сталкивались

все гос-ва мира. Бесспорно, бюджетный дефицит - нежелательное для гос-ва

явление: его финансирование на основе денежной эмиссии гарантированно ведет к

инфляции, с помощью неэмиссионных средств - к росту государственного долга.

Он может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных

вложений в развитие экономики, и тогда дефицит не является отражением

кризисного течения общественных процессов, а скорее становится следствием

стремления гос-ва обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного

воспроиз-ва. Дефицит бюджета может возникнуть и в результате чрезвычайных

обстоятельств - войн, стихийных бедствий, катаклизмов - когда обычных

резервов становится недостаточно и приходится прибегать к источникам особого

рода. В таких случаях бюджетный дефицит, естественно, нежелательное, но

неизбежное явление. Наконец, существует и третья, наиболее опасная и

тревожная форма бюджетного дефицита, когда он является отражением кризисных

явлений в экономике, ее развала, неспособности правительства держать под

контролем финансовую ситуацию в стране. Следует отметить, что гос-ые бюджеты

западных стран с развитой рыночной экономикой продолжают оставаться

хронически дефицитными. Однако в условиях относительно устойчивого экон-ого

положения, динамично развивающейся экономики с устойчивыми и эффективными

международными связями бюджетные дефициты (конечно, в допустимых границах) не

рассматривается как крайне отрицательные финансовые показ-ли. В долг жили и

продолжают жить многие экономически развитые гос-ва, хотя справедливо было бы

отметить наметившуюся в последнее время тенденцию к сокращению бюджетного

дефицита экономически развитых стран. Нормальным считается дефицит бюджета,

приблизительно соответствующий уровню инфляции в стране. Такой дефицит

бюджета обычно покрывается низкопроцентными или беспроцентными кредитами

Центробанка. Международные стандарты предполагают возможный дефицит бюджета

на уровне 2 - 3 % ВНП. Такой или больший дефицит государственного бюджета

финансируется за счет эмиссии государственных ценных бумаг, доходность

которых обычно ниже, чем средняя доходность на финансовом рынке, поскольку, в

отличии от других видов доходов, доходы по государственным ценным бумагам не

облагаются налогом. С позиций же интересов гос-ва наиболее эффективным

источником финанс-ия внутреннего долга являются внешние займы и кредиты, так

как они не отвлекают финансовые ресурсы из внутреннего денежно-кредитного

оборота.

Резкое увеличение дефицита государственного бюджета привело к нарастанию

инфляционных процессов, поскольку для покрытия дефицита правительство

систематически использовало денежно-кредитную эмиссию

Однако подавление инфляции было достигнуто лишь за счет превращения

бюджетного дефицита в государственную задолженность. Увеличение заимствований

приводит к росту расходов на обслуживание и погашение государственного долга

и уменьшению государственных расходов по другим направлениям. Повышение

налогового бремени увеличивает масштабы уклонения от уплаты налогов, сокращая

тем самым налоговые поступления. Таким образом, проблема бюджетного дефицита

и вытекающая из нее проблема государственного долга чрезвычайно важны для

сегодняшней России. Что же можно сделать, и можно ли вообще как-то изменить

такое положение?

В настоящее время сложилось две основные теории по преодолению бюджетного

кризиса и кризиса государственной задолженности. Первая из них основывается

на нехватке в экономике наличных денежных средств. В качестве действенного

метода преодоления кризиса называется эмиссия, печать новых денег.

Другая же точка зрения, напрочь отрицает возможность эмиссии как средства

преодоления бюджетного дефицита.. Это и стимулирование бюджетных поступлений,

и сокращение государственных расходов Это, несомненно, и привлечение в страну

иностранного капитала.

В конечном итоге важно отметить следующее: даже при том, что бюджетный

дефицит и государственный долг - сами по себе не являются катастрофичными

явлениями, их увеличение может вести к серьезным негативным последствиям не

только экон-ого, но и чисто политического характера. Ведь доверие народа к

бюджетной системе, к бюджетному устройству страны определяет доверие

правительству, доверие проводимым реформам. Это доверие невозможно в условиях

несбалансированного бюджета - главного фин. документа страны, в условиях

растущего внутреннего и внешнего долга. И это должно, наконец, привлечь

пристальное внимание правительства, и проявиться в конкретных результатах.

7. Экон-ий цикл и экон-ий кризис. Цикличность как форма движения рыночной

экономики.

Экон-ий цикл — это движение экономики от одного макроэкон-ого равновесия к

другому в масштабах нац. экономики. По Марксу, экон-ий цикл — это движение

экономики от одного кризиса к другому, является способом самоуправления

экономикой. Если теория экон-ого роста исследует факторы и условия роста в

долговременном периоде, то теория цикла — причины колебаний экон-ой

активности во времени.

Теория экономических циклов наряду с теорией экон-ого роста относит­ся к

теориям экон-ой динамики, которая объясняет движение народного хозяйства.

Экономистами же ортодоксального направ­ления идея цикличности отвергалась как

противоречащая закону Сэя, согласно которому спрос всегда равен предложению.

К. Маркс был одним из первых экономистов, который начал уделять этой проблеме

пристальное внимание. Он выделял четыре фазы, последовательно сменяющие друг

друга: кризис, депрессия, оживление и подъем (рис. 3). На данном

рисунке отрезок 1 иллюстрирует фазу кризиса, отрезок //—

фазу деп­рессии, III— фазу оживления и IV— фазу подъема. Следует

отметить, что марксистская экон-ая наука исследовала практически исключительно

данный вид цикла, относясь ко всем остальным с предубеждением как к порождениям

враждебной буржуазной политэкономии.

внп

Билеты: Ответы к ГОСАМ в МЭСИ

Рис. 3.

Экон-ий цикл проникает всюду, но он в разной степени влияет на отдельные

сферы экономики. Обычно от спада больше всего страдают те отрасли пром-ти,

которые выпускают средства произ-ва и потребительские товары длительного

пользования. Особенно уязвимо строительная пром-ть. Отрасли пром-ти,

выпускающие потребительские товары кратковременного пользования, обычно

меньше реагируют на цикл.

Развитие рыночной эко­номики происходит волнообразно, или циклично.

В разные годы произ-во может возрастать большими или меньшими темпа­ми, а в

ряде случаев (например, сейчас в России) развитие эко­номики может иметь

отрицательный знак, что означает падение произ-ва. Поэтому динамику развития

рыночной экономики точнее отражает волнообразная линия (рис. 4), где каждая

волна хар-ет целый цикл этого развития.

Билеты: Ответы к ГОСАМ в МЭСИ

На графике по горизонтальной оси откладывается время (t), по вертикали —

объем произ-ва (Q).

Рис. 4. График колебательной экон-ой динамики

Если брать более короткие промежутки времени, то динамика развития рыночной

экономики с учетом различных периодов (100, 50, 8—10 лет) может быть

представлена другим, более точным графиком рис. 5).

Билеты: Ответы к ГОСАМ в МЭСИ

Рис. 5. Динамика развития экономики в различные периоды

В экон-ой литературе такой ход развития называется общим термином “эко-ие

флюктуации”. Слово “флюк­туация” латинского происхождения, в переводе

означает “коле­бание”.

Таким образом, цикличность — это форма движения нац. экономикой мирового

хозяйства в целом, предполагаю­щая смену революционных и эволюционных стадий

развития эко­номики, экон-ого прогресса.

Цикличное развитие экономики сопровождается высоким уров­нем экон-ой активности

в течение длительного времени, а затем спадом этой активности до уровня ниже

допустимого. Периодическая повторяемость экономических спадов ведет к

об­нищанию, голоду, страданиям, самоубийствам людей, что не мо­жет не

беспокоить развитое цивилизованное общество. Поэтому проблема цикличности

всегда привлекала внимание ученых-экономистов и сегодня остается одной из

центральных проблем экон-ой теории.

Обратимся к анализу фаз экон-ого цикла за ряд лет. Эко-ие циклы (волны) —

это периодические колеба­ния деловой активности в обществе.

Цикл представляет собой интервал времени в развитии рыноч­ной экономики, в

течение которого происходит увеличение объ­ема произ-ва товаров и услуг, а

затем сокращение, спад, деп­рессия, оживление и, наконец, снова его рост. В

настоящее время широко используют терминологию, выработанную На­циональным

бюро экономических исследований США (NВЕК.), согласно кото­рой цикл

включает следующие четыре фазы: вершина (пик, бум), сжатие (рецес­сия, спад),

дно (депрессия), оживление (расширение).

Некоторые современные экономисты выделяют только две фазы: рецессию и подъем.

Билеты: Ответы к ГОСАМ в МЭСИ

Рис. 6. Модель экон-ого цикла

На пике наблюдается максимальная занятость, и произ-во работает

на полную мощность. Уровень цен и норма процента достаточно высокие. Однако

рост произ-ва выходит за рамки платежеспособного спроса, и рост деловой

активности падает. Тем самым цикл постепенно переходит в фазу спада, или

кризиса. Кризис является наиболее яркой фазой экон-ого цикла.

Кризис — спад произ-ва. Его экон-ая ф-ия сводится к насильственному и

временному установлению пропорциональности между звеньями экономики (произ-вом

и потреблением, произ-вом и обращением). Это главная фаза экон-ого цикла. В нем

заключены основные черты цикла. Без кризиса не было бы цикла. Периодическое

повторение кризиса придает рыночной экономике циклический характер.

Различают два вида кризисов: кризис перепроиз-ва и кризис недопроиз-ва. Для

рыночной экономики наиболее характерен кризис перепроиз-ва. Он проявляется в

следующем: из-за перепроиз-ва товары не находят сбыта, растут запасы

нереализованной прод-ии, наблюдается массовое банкротство промышленных и

торговых фирм. Растет спрос на денежный (ссудный) капитал, а предложение его

резко сокращается, и повышается норма ссудного процента. Банки прекращают

выдачу вкладов, они терпят крах, падает курс акций и других ценных бумаг.

Растет безработица. Кризисы, происходящие в сельском хозяйстве, называют

агарными кризисами. Они не являются следствием развития кризиса в пром-ти.

Аграрные кризисы являются особой формой экономических кризисов. Их

особенность проявляется:

· в перепроизводстве или недопроизводстве сельскохоз. прод-ии;

· в разорении мелких и средних сельскохоз-ных товаропроизводителей

(фермеров);

· в концентрации и централизации капитала и произ-ва;

· в продолжительности, т. е. носит затяжной характер. Они растягиваются на

десятилетия, в течение которых в пром-ти происходит несколько кризисов.

После кризиса наступает фаза депрессии — застоя в экономике.

Хар-ется тем, что произ-во и занятость достигают с самого низкого уровня — «дна

экономики». Произ-во топчется на месте, происходит постепенное рассасывание

товаров. Часть товаров уничтожается, а часть реализуется по заниженным ценам.

Устаревшее оборудование ликвидируется, тем самым приостанавливается падение

цен. Сохраняется высокий уровень безработицы. Затем экономика постепенно из

состояния депрессии переходит в фазу оживления.

Оживление — это постепенное повышение уровня ссудного процента.

Рабочая сила постепенно втягивается в произ-во, уровень безработицы

сокращается, товары рассасываются. Предпр-ли увеличивают спрос на новое

оборудование, сырье. Решающим фактором перехода от депрессии к оживлению

является обновление основного капитала.

Фаза оживления переходит в фазу подъема — быстрого роста

произ-ва, торговли, прибыли, курса акции и ценных бумаг, цен и занятости.

Уровень произ-ва превосходит его уровень в докризисном периоде, выходит за

рамки платежеспособного спроса, и экономика переходит в состояние пика. Рынок

переполняется нереализованными товарами, и начинается новый промышленный цикл.

Также отметим, что индикатором фаз цикла выступает показатель темпа экон-ого

роста, который выражается в процентах и рассчитывается по формуле:

Билеты: Ответы к ГОСАМ в МЭСИ

Билеты: Ответы к ГОСАМ в МЭСИ — реальный ВВП текущего года,

Билеты: Ответы к ГОСАМ в МЭСИ — реальный ВВП прошлого года.

Если величина индикатора положительна, то это означает, что экономика находится

в фазе подъема, если она отрицательна — в фазе спада. Показатель рассчитывается

за 1 год и хар-ет темп текущего экон-ого развития.Билеты: Ответы к ГОСАМ в МЭСИ

Для харак-ки экон-ой конъюнктуры используется ряд статис­тических показ-лей

(ВНП, уровень безработицы, личные доходы, продукция пром-ти и т. п.). В

зависимости от того, как изменяется значение эконо­мических параметров в ходе

цикла, они делятся на проциклические, контрцик­лические и ациклические.

Проциклические параметры в фазе подъема увеличи­ваются, а в фазе спада —

уменьшаются (загрузка произв-ых мощностей, агрегаты денежной массы, общий

уровень цен, прибыли корпораций).

Контрциклическими переменными называются показ-ли, значение кото­рых во

время спада увеличивается, а во время подъема — уменьшается (уровень

безработицы, число банкротств, запасы готовой прод-ии). Ациклическими

называются параметры, динамика которых не совпадает с фазами экон-ого цикла

(например, объем экспорта).

Существует более 1380 типов цикличности. Современная экономика в основном

оперирует четырьмя из них:

· краткосрочным;

· среднесрочным;

· длинноволновым;

· столетним.

Циклы Жуглара. (бизнес-цикл», «промышленный цикл», «средний цикл»,

«большой цикл») Раньше всего экон-ая наука выделила цикл 7-12 лет, который

впоследствии получил имя Жуглара. Циклы Китчина (циклы запасов). Китчин

(1926 г.) сосредоточил свое внима­ние на исследовании коротких волн длиной от 2

до 4 лет на основе изучения фин. счетов и продажных цен.

Циклы Кузнеца. В 1930-е годы в США появились исследования так

называе­мого «строительного цикла».

Циклы Кондратьева. Первые попытки в области создания теории длинных волн

были предприняты на заре XX в. С точки зрения структуры экономики различают

также аграрные и другие отраслевые кризисы, которые охватывают не всю экон-ую

систему, а лишь отдельные отрасли: сельское хоз-во, энергетику, тяжелую пром-ть

и т. п. Структурные кризисы могут проявляться как в виде относительного

недопроиз-ва, так и относительного перепроиз-ва, сопровождать общий

промышленный цикл или не совпадать с ним.

8. Платежный баланс, его структура и макроэкон-ое значение. Платежный баланс

– это соотношение фактических платежей, произведенных данной страной за

границей, и поступлений, полученных ею из-за границы, за определенный период

времени.

Различают платежный баланс за определенный период (год, месяц, квартал) и

платежный баланс на определенную дату. Платежный баланс за определенный

период представляет собой соотношение платежей и поступлений за данный

отрезок времени и позволяет выявить изменения в международных экономических

отношениях страны, состояние и развитие ее экономики. Платежный баланс на

дату не фиксируется в форме публикуемых статистических показ-лей, но он

отражает изменения со дня на день соотношений платежей и поступлений, которые

подлежат исполнению на определенную дату.

Платежный баланс активен, если вал. поступления превышают платежи, и

пассивен, если платежи превышают поступления.

платежный баланс охватывает все операции, которые связаны с юридическим

переходом права собственности на товары, услуги и иные ценности от резидентов

к нерезидентам, а также передачей денег, фин. и иных активов из одной страны

в другую.

Согласно принятым в международной практике принципам деловой бухгалтерии всякое

увеличение активов или уменьшение обязательств (пассивов) отражается

в дебете, а уменьшение активов или увеличение пассивов

– в кредите баланса. Дебетовая сторона платежного баланса соответствует

понятию «платежи», «расходы», и относимые на нее цифры сопровождаются знаком

«минус» (-).экспорт товаров, например, всегда отражается в кредитовой

(доходной) части платежного баланса, поскольку в этом случае уменьшению

товарных ресурсов страны (активов) должно сопутствовать – как результат продажи

– эквивалентное поступление денег. Наоборот, импорт товаров всегда фиксируется

в дебетовой (расходной) части платежного баланса, так как при этом происходит

увеличение ресурсов (активов) страны, а это требует траты определенной суммы

денег. По характеру операций публикуемые платежные балансы включают два

основных раздела:

I«Платежный баланс по текущим операциям»:

а) платежи и поступления по внешнеторговым операциям, или торговый баланс;

б) баланс услуг (международные перевозки, фрахт, страхование и пр.) и

некоммерческих операций (расчеты по патентам технической помощи), доходы и

платежи по инвестициям;

II«Баланс движения капиталов (краткосрочные и долгосрочные

операции) и кредитов».

За балансом движения капиталов и кредитов следует статья «Ошибки и пропуски»,

которая показывает неучтенное движение краткосрочного капитала.

Платежный баланс имеет прямую и обратную связь с воспроиз-вом. С одной стороны,

он складывается под влиянием процессов, происходящих в воспроизводстве, а с

другой - воздействует на него, так как влияет на курсовые соотношения валют,

золото - вал. резервы, валютное положение, внешнюю задолженность, направление

экон-ой, в том числе валютной, политики, состояние мировой валютной системы.

Платежный баланс дает представление об участии страны в мировом хозяйстве,

масштабах, структуре и характере ее внешнеэкономических связей. В платежном

балансе отражаются : a. Структурные диспозиции экономики, определяющие разные

возможности экспорта и потребности импорта товаров, капиталов и услуг;б.

Изменения в соотношении рыночного и государственного регулирования экономики;в.

Конъюнктурные факторы (степень международной конкуренции, инфляции, изменения

вал. курса и др.). На состояние платежного баланса влияет ряд

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


© 2007
Использовании материалов
запрещено.