РУБРИКИ |
Билеты: Ответы к ГОСАМ в МЭСИ |
РЕКЛАМА |
|
Билеты: Ответы к ГОСАМ в МЭСИвзаимодополняемых товаров производственного назначения и движение их цен; уровень технологий, применяемых при производстве одноименных товаров; налоги и субсидии; - качество ресурсов и факторов произ-ва; - конкуренция на рынках одноименных товаров, условия продажи, такие, как реклама, маркетинг и т.п. Все перечисленные факторы влияют на издержки произ-ва данного товара, что оказывает решающее влияние на изменения в предложении этого товара на рынке. Формироавние равновесной цены. Равновесная рыночная цена – это цена, при которой по каждому данному товару на рынке нет ни излишка, ни дефицита. Она устанавливается в результате уравновешивания спроса и предложения как денежный эквивалент строго определенного количества товара. Спрос и предложение уравновешиваются под влиянием конкурентной среды рынка, вследствие чего о цене говорят как о конкурентном рыночном равновесии. В любом случае на конкурентном рынке равновесная цена и соответствующее ей количество товара определяются рыночным спросом и предложением. Точка пересечения кривых спроса и предложения Е соответствует определенному уровню цены РЕ, отмеченной на оси ординат, и количеству, или объему товара QЕ, продаваемому по этой равновесной цене (отмечено на оси абсцисс). Как показано на рис. 5, любой избыток товара, т.е. товарный излишек (выше точки Е), толкает цену товаров вниз, к точке равновесия Е. Любой товарный дефицит (ниже точки Е), нехватка товаров на рынке будет толкать цену товаров вверх, к точке равновесия спроса и предложения Е. В конечном итоге установится равновесная цена РЕ, по которой будет продаваться Q E товаров на рынке. Рыночное равновесие – это всегда такое состояние рынка, при котором QD = QS. Любое отклонение от такого состояния приводит в движение силы, способные вернуть рынок в состояние равновесия: устранить дефицит (QD > QS) или излишек товаров на рынке (QD < QS). Уравновешивающую функцию выполняет цена, которая стимулирует рост предложения при дефиците товаров и разгружает рынок от излишков, сдерживая предложение. Если спрос растет, т.е. при неизменном предложении товаров происходит смещение всей кривой спроса вправо вверх, то устанавливается новый, более высокий уровень равновесной цены и новый, больший объем количества продаж товаров. И наоборот, снижение спроса, когда вся кривая спроса смещается влево вниз при неизменном предложении, ведет к установлению более низкого уровня равновесной цены и меньшего объема товарных продаж (рис. 6а). 1.Уменьшение спроса под влиянием неценовых факторов ведет к падению равновесной цены и объема предложения.
2.Увеличение спроса под влиянием неценовых факторов повышает равновесную цену и объем предложения.
3.Уменьшение предложения под влиянием неценовых факторов ведет к повышению равновесной цены и сокращению объема спроса.
4.Увеличение предложения под влиянием неценовых факторов ведет к падению равновесной цены и расширению объема спроса.
При изменяющемся предложении и неизменном спросе также будет устанавливаться иной уровень рыночного равновесия. Так, рост предложения, означающий смещение всей его кривой вправо, даст новую точку более низкой равновесной цены при возрастающем количестве продаж товара. Снижение предложения, т.е. смещение всей кривой влево, установит более высокую равновесную цену и меньшее количество продаж товара (рис. 6б). Эластичность спроса и предложения Термин «эластичность», пришедший в экономику из физики, используется для измерения соотношения взаимообуславливающихся переменных: цен и количества, или объема, проданных товаров. Наиболее удобной, унифицированной единицей измерения эластичности выступает процент. Процентное исчисление способно показать степень изменения любой экон-ой переменной, независимо от того, какими были исходные единицы измерения – в деньгах, в тоннах, метрах, штуках и т.д. Измерение ценовой эластичности спроса осуществляется для того, чтобы выяснить, на сколько процентов изменился объем продаж товаров вследствие 1%-ного изменения цены за единицу данных товаров. Методика такого измерения проста и представляет собой определение частного от деления процентного изменения величины спроса на 1% изменения цены. В практике могут иметь место, по меньшей мере, пять различных вариантов ценовой эластичности спроса:спрос эластичный, когда при незначительных повышениях цены объем продаж существенно возрастает; Ø спрос имеет единичную эластичность, когда 1%-ное изменение цены вызывает 1%-ное изменение продаж товаров;спрос неэластичен, если при весьма существенных снижениях цены объем продаж изменяется неэластично; Ø спрос бесконечно эластичен, когда имеет только одна цена, по которой потребители покупают товар (например, инсулин для больных диабетом);спрос совершенно неэластичен, когда потребители приобретают фиксированное количество товаров, независимо от его цены.
Эластичность предложения Понятие эластичности предложения товаров хар-ет относительные изменения цен товаров и их количества, предлагаемого к продаже. Интенсивность этих изменений также различна, и на практике могут иметь место следующие ситуации: - эластичного предложения; - предложения единичной эластичности;неэластичного предложения.Ценовая эластичности предложения выступает как прямая линейная зависимость между экономическими переменными, показывающими процентное изменение цены и вызываемое им то или иное процентное изменение объема предлагаемых к продаже товаров. Эти зависимости обуславливаются положением кривых эластичности предложения, изображенных на рис. 8. При единичной эластичности предложения 1% увеличения цены товаров вызывает 1% увеличения их предложения для продажи на рынке. В этом случае имеет место равновеликое изменение цен и количества предлагаемых товаров, коэф. которого равен единице. В случае эластичного предложения, 1% увеличения цены способен вызвать увеличение количества предлагаемых к продаже товаров, значительно превышающее 1%. Коэф. эластичности здесь больше единицы. При эластичном предложении увеличение цены не оказывает какого-либо влияния на увеличение количества предлагаемых к продаже товаров
19. Доходы и прибыль. Виды прибыли. Экон-ая и бух-ая прибыль. Макс-ция прибыли Прибыль - это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предп-ями любой формы собственности. Как экон-ая категория она хар-ет финансовый результат предп-кой деят-ти предп-я. Прибыль является показ-ем, наиболее полно отражающим эффективность произ-ва, объем и качество произведенной прод-ии, состояние ппроиз-ти труда, уровень себестоимости. Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию произ-ва при любой форме собственности.Прибыль - один из основных фин. показ-лей плана и оценки хоз. деят-ти предп-ий. За счет прибыли осуществляются финансирование мероприятий по научно-техн-му и социально-экон-му развитию предп-ий, увеличение фонда оплаты труда их работников. Итогом хоз. деят-ти предп-я выступает его доход. Доход – определенная денежная сумма, получаемая предп-ем в результате произ-ва и реал-ии благ или услуг за определенный период времени. В категории дохода отражается экон-ая результативность деят-ти предп-я, его хоз. политики, выбора стратегических и тактических решений. Динамика дохода, его величина свидетельствует о степени эффект-ти деят-ти предп-я, общественном признании производимой им прод-ии, наконец, о месте и роли пред-ия на соответствующем рынке. Как правило, валовой доход предп-я состоит из выручки от реал-ии прод-ии и нереализационных доходов. Выручка от реал-ии прод-ии – это денежные средства, которые поступили на счет предп-я от реал-ии прод-ии. Внереализационные доходы – это денежные средства, получение которых не связано с непосредственной деятельностью фирмы: проценты по вкладам, дивиденды, полученные штрафы, пени, доходы от вал. операций и операции с ценными бумагами и т.д. От величины дохода в значительной степени зависит и прибыль предп-я. Нынешняя экон-ая теория трактует прибыль как доход от испол-ия факторов произ-ва – труда, земли, капитала и предп-ва. В количественном отношении прибыль представляет собой разность между общей выручкой и издержками, но если сущ-ют два подхода к определению и измерению издержек, то и содержание понятия «прибыль» следует рассматривать в двух аспектах – бухгалтерском и экономическом. Бух-ая прибыль есть разница между общей выручкой и внешними издержками. Напомним, что к последним относят явные, фактические издержки: заработную плату, затраты на топливо, энергию, вспомогательные материалы, проценты по ссудам, арендную плату, амортизацию и т.д. В экон-ой теории и практике совокупность постоянных и переменных издержек относят к хозяйственным издержкам. Совокупные хозяйственные издержки вместе с нормальной прибылью составляют эко-ие затраты (издержки). Разность между общей выручкой и экономическими издержками образует экон-ую, или чистую, прибыль. Чем объяснить существование экон-ой прибыли? Если она есть некий излишек над нормальной прибылью, значит, ее существование связано с определенными воздействиями на хозяйственную сферу, что придает динамизм экономике. Значит, экон-ая прибыль возможна только в динамичной экономике. В силу сказанного возможно утверждение, что существование экон-ой прибыли есть результат предп-кой деят-ти предп-я, его умения оптимально скоординировать испо-ые факторы произ-ва, найти им наилучшее применение. Сущность чистой прибыли можно объяснить и новаторством предп-ля, прим-м им инновационных решений в хоз-ных делах. В конечном итоге суть и первого, и второго объяснения природы чистой прибыли связана с риском предп-ля, его готовностью нести всю полноту ответственности за принимаемые эко-ие решения. Поэтому порой саму прибыль определяют как плату за риск. В отдельных случаях ее можно рассматривать как результат естественной или искусственной монополии. Виды прибыли. На счете прибылей и убытков финансовые результаты деят-ти предп-я отражаются в двух формах:как результаты (прибыль или убыток) от реал-ии прод-ии, работ, услуг, материалов и иного имущества, с предварительным выявлением их на отдельных счетах реал-ии; как результаты, не связанные непосредственно с процессом реал-ии, так называемые внереализационные доходы (прибыли) и потери (убытки). Внереализационные доходы и потери прямо отражаются по кредиту и дебету счета Прибылей и убытков без предварительной записи на каких-либо других счетах. Основными показ-лями прибыли являются: · общая прибыль (убыток) отчетного периода - балансовая прибыль (убыток); · прибыль (убыток) от реал-ии прод-ии (работ, услуг); прибыль от фин. деят-ти; прибыль (убыток) от прочих внереализационных операций; налогооблагаемая прибыль; чистая прибыль. Балансовая прибыль (убыток) представляет собой сумму прибыли (убытка) от реал-ии прод-ии, фин. деят-ти и доходов от прочих внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Прибыль (убыток) от реал-ии прод-ии (работ, услуг) опр-ся как разница между выручкой от реал-ии прод-ии в действующих ценах без НДС, спецналога и акцизов и затратами на ее произ-во и реализацию. Прибыль (убыток) от фин. деят-ти и от прочих внереализационных операций опр-ся как результат по операциям, отражаемым на счетах 47 «Реализация и прочее выбытие основных средств» и 48 «Реализация прочих активов», а также как разница между общей суммой полученных и уплаченных: · штрафов, пени и неустоек и других экономических санкций; процентов, полученных по суммам средств, числящихся на счетах предп-я; курсовых разниц по валютным счетам и по операциям в иностранной валюте; прибылей и убытков прошлых лет, выявленных в отчетном году; убытков от стихийных бедствий; потерь от списания долгов и дебиторской задолженности; · поступлений долгов, ранее списанных как безнадежные; · прочих доходов, потерь и расходов, относимых в соответствии с действующим законодательством на счет прибылей и убытков. При этом суммы, внесенные в бюджет в виде санкций в соответствии с законодательством РФ, в состав расходов от внереализационных операций не включаются, а относятся на уменьшение чистой прибыли, т.е. прибыли, остающейся в распоряжении предп-я после уплаты налога на прибыль. Налогооблагаемая прибыль опр-ся специальным расчетом. Она равна балансовой прибыли, уменьшенной на сумму: · отчислений в резервный и другие аналогичные фонды, создание которых предусмотрено законодательством (до достижения размеров этих фондов не более 25% уставного фонда, но не свыше 50% прибыли, подлежащей налогообложению); рентных платежей в бюджет;;доходов по ценным бумагам и от долевого участия в деят-ти других предп-ий; доходов от казино, видеосалонов и пр.; · прибыли от страховой деят-ти; прибыли от отдельных банковских операций и сделок; курсовой разницы, образовавшейся в результате изменения курса рубля по отношению к котируемым Центральным банком РФ иностранным валютам; прибыли от произ-ва и реал-ии производственной сельскохоз. и охотохоз. прод-ии. Чистая прибыль предп-я, т.е. прибыль, остающаяся в его распоряжении, опр-ся как разность между балансовой прибылью и суммой налогов на прибыль, рентных платежей, налога на экспорт и импорт. Чистая прибыль направляется на производственное развитие, социальное развитие, материальное поощрение работников, создание резервного фонда, уплате в бюджет экономических санкций, связанных с нарушением предп-ем действующего закон-ва, на благотворительные и другие цели. Неотъемлемым признаком рыночной экономики является появление консол-ая прибыли. Консол-ая прибыль - это прибыль, сводная по бух-кой отчетности о деят-ти и фин. результатах материнских и дочерних предп-ий. Консол-ая бух-ая отчетность представляет собой объединение отчетности двух и более хоз-их субъектов, находящихся в определенных юридических и финансово-хоз-ных взаимоотн-ях. Необходимость консолидации опр-ся экон-ой целесообразностью. Прибыль от реал-ии прод-ии (товаров, работ. услуг) представляет собой разницу между выручкой от реал-ии прод-ии без НДС, спецналога, акцизов, экспортных тарифов, и затратами на произ-во и реализацию, включаемыми в себестоимость прод-ии. Доход. Финансовый результат опр-ся как доходы (убытки) за минусом расходов по внереализационным операциям. Перечень внереализационных прибылей (убытков) предп-я разнороден и довольно обширен. Значительный удельный вес могут составлять доходы от долгосрочных и краткосрочных фин. вложений и доходы от сдачи имущества в аренду (они учитываются в составе внереализационных прибылей, если сдача имущества в аренду не является основной деятельностью предп-я). Финансовые вложения означают такое размещение собственных средств предп-я в деятельность других предп-ий, которое дает возможность получить доходы. Под долгосрочными финансовыми вложениями понимаются затраты средств в уставный капитал других предп-ий (товариществ, акционерных обществ, совместных, дочерних предп-ий), приобретению акций и других ценных бумаг, предоставление средств взаймы на срок более года. К формам краткосрочных фин. вложений относятся приобретение краткосрочных казначейских обязательств, облигаций и других ценных бумаг, предоставление средств взаймы на срок менее года. Доходы от долевого участия в уставном капитале другого предп-я представляют часть его чистой прибыли, которая поступает учредителю в заранее оговоренном размере или в виде дивидендов по акциям, пакетом которых владеет учредитель. Доходами от ценных бумаг являются проценты по облигациям, краткосрочным казначейским обязательствам, дивиденды по акциям. Предп-е имеет право на получение дохода по ценным бумагам акционерных обществ, если они приобретены не позднее чем за 30 дней до официально объявленной даты их выплаты. По государственным ценным бумагам право и порядок получения доходов определяются условиями их выпуска и размещения. По средствам, предоставляемым взаймы, предп-е получает доходы по условиям договора между кредитором и ссудозаемщиком. Доходы от сдачи имущества в аренду формируются из получаемой арендной платы, которую арендатор платит арендодателю. В состав внереализационных прибылей (убытков) также входит сальдо полученных и уплаченных штрафов, пени, неустоек и других видов санкций (кроме санкций, уплачиваемых в бюджет и ряд внебюджетных фондов в соответствии с законодательством); другие доходы и расходы (убытки, потери). К таким доходам относятся: прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году (например, суммы, поступившие от поставщиков по перерасчетам за услуги и материальные ценности, полученные и израсходованные в прошлом году; суммы, полученные от покупателей, заказчиков по перерасчетам за реализованную в прошлом году продукцию и др.); доходы от дооценки товаров; поступление сумм в счет погашения дебиторской задолженности, списанной в прошлые годы в убыток; положительные курсовые разницы по валютным счетам и операциям в иностранной валюте; проценты, полученные по денежным средствам, числящимся на счетах предп-я. Макс-ция прибыли. Монополия - это ситуация на рынке, которая хар-ется множеством покупателей и лишь одним продавцом. Самое главное преимущество монополиста - это возможность регулирования цены на свою продукцию. Можно сказать, что сущность монопольной (да вообще любой) прибыли состоит в ее максимизации. Ведь "сама по себе возможность обеспечения прибыли - необходимое, но недостаточное условие развития монополии. Неотъемлемой чертой монополии была и есть жажда получения максимального прироста стоимости на весь авнсиросанный капитал. Поэтому капиталы направляются туда, где выше норма прибыли". Максимальная прибыль является не только смыслом существования монополии, но и необходимым условием ее развития и выживания. Максимальная прибыль необходима для осуществления инвестиций, расширения произ-ва, успешного ведения конкурентной борьбы, поддержания высокого темпа самовозрастанмия капитала. Поэтому макс- ция прибыли есть необходимое условие развития монополий. Теперь нужно рассмотреть механизм самой максимизации прибыли. При экономическом подходе прибыль является разницей между выручкой от реал-ии и издержками. И фирма стремится максимизировать эту разницу. Это правило верно и для условий свободной кокуренции, и для монополии. Произ-во каждой дополнительной единицы прод-ии одновременно увеличивает общие издержки на величину MC и повышает общую выручку на величину предельной выручки MR. С каждой дополнительно произведенной единицей прод-ии предельная выручка понижается, а предельные издержки повышаются. Настанет момент, когда предельные издержки будут превышать предельную выручку и общая прибыль будет отрицательной. Общая прибыль будет повышаться, пока предельная выручка будет больше предельных издержек. Следовательно, первое условие максимальной прибыли гласит: предельная выручка равна предельным издержкам или MC=MR (рис. 1).
рисунок 1 В условиях монополии, как мы уже говорили, цена не является заданной величиной, она лишь зависит от кривой спроса. Ясно, что чем больше прод-ии произведено, тем меньше цена реал-ии. Кривая спроса (D) и средней выручки (AR) имеют отрицательный наклон. Предельная выручка будет все время ниже средней. В условиях монополии кривые средней и предельной выручки не совпадают (MR<AR). Монополист максимизирует прибыль при MR=MC, но предельная выручка меньше цены в отличие от фирмы в свободной конкуренции (рис. 2). Определим объем произ-ва, который обеспечивает фирме-монополисту максимиальную прибыль. Предельный доход и предельные издержки совпадают при выпуске объема Q*. С помощью кривой спроса мы можем определить цену Р*, которая соответствует данному количеству прод-ии Q*. Покажем, что Q* - объем произ-ва, максимизирующий прибыль. Предположим, монополист производит меньшее количество прод-ии - Q1 и соответственно получает более высокую цену Р1. Как показывает рис.2, в таком случае предельный доход монополиста превышает предельные издержки, и если бы он производил большее количество прод-ии, чем Q1, он получил бы добавочную прибыль (МR - МС), т.е. увеличил бы свою совокупную прибыль. Фактически монополист может увеличивать объем произ-ва, повышая свою совокупную прибыль вплоть до объема произ-ва Q*, при котором дополнительная прибыль, получаемая от выпуска еще одной единицы прод-ии, равна нулю. Поэтому меньшее количество прод-ии Q1 не максимизирует прибыль, хотя и позволяет монополисту установить более высокую цену. При объеме произ-ва Q 1 вместо Q* совокупная прибыль монополиста будет меньше на величину, равную заштрихованной площади между кривой МR и кривой МС, между Q 1 и Q*. Рисунок 2. На рис.2 больший объем произ-ва Q2 также не является максимизирующим прибыль. При данном объеме предельные издержки превышают предельный доход, и если бы монополист производил меньшее количество, чем Q2, он увеличил бы совокупную прибыль (на МС - МR). Монополист мог бы увеличить прибыль еще больше, сокращая объем произ-ва до Q*. Увеличение прибыли за счет снижения объема произ-ва Q* вместо Q2 дано площадью ниже кривой МС и выше кривой МR, между Q* и Q2 . Итак, фирма выбирает объем прод-ии Q* (рис.3). Пусть при объеме Q * средние совокупные издержки (ATC) равняются ATC* . Прибыль фирмы в расчете на единицу прод-ии равняться цене P* минус издержки, или средние удельные издержки ATC* . Следовательно, фирма-монополист с лихвой покроет свои издержки, выбрав объем Q* . Общая величина ее прибыли равняется величине прибыли в расчете на единицу прод-ии (P* - ATC* ), умноженной на общий объем выпуска (заштрихованная площадь на рис. 3).
Рисунок 3. Из всего вышесказанного ясно, что гипотеза нулевой прибыли ( P=MR=MC ) для отрасли с совершенной конкуренцией неприменима для монополиста, который может получать положительную чистую прибыль(монопольную сверхприбыль) благодаря имеющимся барьерам для входа в отрасль новых фирм. Ведь при этом цена больше предельного дохода, а так как MR=MC, то цена больше и предельных издержек, что обеспечивает монополии большую прибыль. Итак, подведем итог: "Цель монополии - получение максимально возможного дохода посредством контроля над ценой или объемом произ-ва на рынке. Средством достижения цели является монопольная цена, которая обеспечивает прибыль сверх нормальной." 20. Основные макр-ие показатели в рыночной экономике. Макр-ка - это изучение экономики в целом как совокупности экономических явлений и их показ-лей.Она позволяет понять структуру производства в стране, уровень производства, природу экономических колебаний, сущность экон-ого роста, инфляции и безработицы. Экон-ая теория также как и хозяйственная практика, использует различные измерения общественного продукта. Эти различия обусловлены следующими обстоятельствами: во-первых, различиями в теоретических подходах к характеристике общественного производства, во вторых, различной методикой статистических расчетов, в третьих – различные стадии движения общественного продукта требуют соответствующих макроэкономических показ-лей,которые, не могут быть одинаковыми. Экон-ая теория и статистика для измерения объема нац-го производства используют ряд показ-лей, среди которых важное место занимает показатель валового нац-го продукта (ВНП). ВНП опр-ся как рыночная стоимость всей произведенной конечной прод-ии и услуг в экономике за год. Другое определение ВНП представляет сумму доходов предп-ий, организаций и населения в материальном и нематериальном производстве. Это один из обобщающих статистических показ-лей, использующийся в системе национальных счетов. В системе национальных счетов ВНП рассчитывается теми же методами, что и валовой внутренний продукт. Валовой внутренний продукт является модификацией валового нац-го продукта (ВВП). Он представляет сумму добавленной стоимости всех производителей товаров и услуг, называемых резидентами. Резиденты - это граждане, проживающие на территории данной страны кроме иностранцев проживших в стране меньше года. Если к показателю ВВП добавить разность между поступлениями от факторов производства(факторными доходами) из-зи границы и факторными доходами, полученнымизарубежными инвесторами в данной стране, то мы получим показатель ВНП. Разница между показ-лями ВНП и ВПП незначительная она колеблется в пределах от - 1% от ВВП до 1% от ВВП. Валовой национальный продукт вычисляется в текущих раночных ценах, что представляет номинальное его значение. Для получения истинной величины этого показ-ля неоходимо очистить цены от влияния инфляции, применить индекс цен,что даст реальное значение валового нац-го продукта. Отношение номинального ВНП к реальному ВНП показывает увеличениеВНП за счет роста цен и называется ВНП-дефлятором. Экономисты предлагают два метода его измерения. Первый метод – это метод по расходам. Величина ВНП опр-ся как денежная оценка конесных продуктов и услуг произведенных за год. Иными словами необходимо суммировать все расходы на приобретение(потребление) конечного продукта. В показатель ВНП входят: 1.)Потребительские доходы населения. (C) 2.)Валовые частные инвестиции в национальную экономику. (Ig) 3.)Гос-ые закупки товаров и услуг. (G) 4.)Чистый экспорт (Xn), который представляет разность между экспортом и импортом данной страны.Таким образом, перечисленные здесь расходы составляют ВНП и показывают рыночную стоимость годового произ-во. C+Ig+G+Xn = ВНП Второй метод – это метод расчета ВНП по доходам.ВНП, с другой стороны, составляет сумму доходов отдельных лиц и предп-ий (заработная плата, процент,прибыль) и опр-ся в общем как сумма вознаграждений владельцев факторов производства. В этот показатель также включены косвенные налоги на предп-ия, амортизация, доходы от собственности. ВНП также может определяться, как сумма доходов отраслей народного хозяйства. Оба метода считаются равноценными и дают одинаковый результат ВНП. Подход к расчету ВНП может состоять из двух согласованных подходов. ВНП рассчитанный по доходам распределяется на заработную плату наемных работников, рентные платежи, процент, дивиденды, доходы индивидуальных собственников,налоги на прибыль корпораций, нераспределенные доходы корпораций,косвенные налоги на бизнес, аморт-ные отчисления. ВНП рассчитанный по расходам, включает 4 части – инвестиции частного предп-ва, гос-ые закупки товаров и услуг, потребительские расходы населения и чистый экспорт (экспорт минус импорт). ВНП и ВВП являются не единственными показ-лями национальных счетов, которые отражают движение совокупных величин. В экон-ой и статистике широко используются взаимосвязанные показатели национальных счетов, которые рассчитываются на основе ВНП. К ним относятся чистый национальный продукт, национальный доход, личный доход и располагаемый доход. Чистый национальный продукт представляет собой более совершенный показатель по сравнению с ВНП, поскольку в нем не учитываются аморт-ные отчисления. С помощью показ-ля чистого нац-го продукта (ЧНП) можно измерить годовой обьем производства который экономика (предп-ия, государство, иностранные граждане) в состоянии потребить, не сокращая производственные возможности будущих периодов. Чистый национальный продукт = ВНП – амортизация. Национальный доход. Для определения показ-ля общего объема заработной платы, процента, прибыли и ренты, то есть платежей, полученных при производстве ВНП в данном году, необходимо вычесть из чистого нац-го продукта косвенные налоги на предпринимателей. Смысл этого подсчета в том, чтогосударство, взимая косвенные налоги с предп-ий, ничего не вкладывает в призводство и поэтомуего нельзя рассматривать как поставщикаэконмических ресурсов. Вот, мы получили показатель НД (нац-го дохода). С точки зрения собственников ресурсов, национальный доход является измерителем их доходов от участия в производстве за текущий период. Предп-ия рассматривают национальный доход как показатель, отражающий уровень цен на факторы призводства или ресурсы. Национальный доход меньше, чем валовой национальный продукт (ВНП) на величину косвенных налогов и амортизационных отчислений от стоимости основного капитала. Личный доход представляет собой полученный доход в отличие от НД который является заработанным доходом. Часть заработанного дохода – взносы на социальное страхование, налоги на прибыль предп-ий и их перераспределение – не поступает в распоряжение населения. Но трансфертные платежи. Которые не являются результатом хоз-ой деят-ти работника представляею часть дохода. Таким образом, личный доход как фактически полученный доход, можно вычислить путем вычитания из нац-го дохода взносов на социальное страхование, налогов на прибыль предп-ий, нераспределенных прибылей и добавления суммы всех трансфертных платежей. Располагаемый доход находится в личном распоряжении членов общества. Его величина может быть получена путем вычитания индивидуальных налогов (подоходного, на личное имущество, на наследство) из личного дохода. Показатель ВНП дает возможность в денежном выражении измерить объем годового производства страны Вместе с этим считается, что ВНП не полностью отражает реальное экон-ое положение страны. В ВНП не учитываются некоторые секторы теневой экономики, домашняя работа,которая увеличивает благосостояние но имеет нерыночный характер Макр-ие исследования начались еще в 30-х годах 20- го века. В 1929-1933 гг. разразился экон-ий кризис получивший впоследствии название “Великая депрессия” и ставший трагедией для многих людей. Именно он заставил политиков и ученых задуматься о причинах экономических колебаний и сущностью экон-ого роста. Однако первой проблемой с которой столкнулись ученые –было отсутствие агрегированных данных, которыми оперирует современная макр-ка. Агрегирование – это процесс статиcтического соединения множества индивидуальных микроэкономических рынков один всеобъемлющий рынок с целью определения валового производства и совокупного уровня цен. И тогда Конгресс США поручил выдающемуся экономинсту С.Кузнецу,который впоследствии получил Нобелевскую премию, создать инструментарий для измерения совокупного нац-го производства. Для измерения нац-го дохода была создана система национальных счетов. СНС позволяет в наглядной форме представить ВНП (ВВП) на всех стадиях его движения, т.е. производства, распределения, перераспределения, конечного испол-ия .СНС отражает идею общего экон-ого равновесия в стране,когда наблюдается соответствие ( равенство ) наличных ресурсов и их испол-ия . Для лучшего понимания СНС необходимо показать классификацию субьектов рыночного хозяйства(номенклатуру агентов)и классификацию рыночных операций (номенклатуру операций) между субъектами рыночной экономики. В целом при обозначении хоз-ых агентов принята следующая классификация:1.)Нефинансовые предп-ия, или производственные фирмы. 2.)Домашние хозяйства. 3.)Гос-ые административные отношения. 4.)Заграница (хозяйственные агенты за пределами границ данной страны) Номенклатура операций подразделяется на: 1.) Операции с товарами и услугами ( операции по производству, инвестициям,потреблению, импорту и т.д). 2.) Оперции распределения ( заработная плата, дивиденды, выплата на социальное страхование и т.д.). 3.)Финансовые операции ( изменение активов и пассивов, касающихся денег,операции с ценными бумагами, валютой, кредитные операции и т.д.). СНС представлена в форме таблицы, сопоставляющей ресурсы и их использование. Ее важная характеристика – принцип двойной записи. Это означает, что каждая операция имеет плательщика и получателя, и поэтому записана один раз как ресурсы и один раз – как использование. В СНС, помимо материально-фин. баланса, включаются и балансы труда (трудовых ресурсов). В целом СНС представляет собой два уровня: сводные счета (отражает движение ВВП, НД, финанс-ия капиталовложений, операции с другими странами) и детализированные счета ( показывают межотраслевые связи, движение доходов,их распределение и конечное потребление ). Использование балансов системы национальных счетов необходимо для проведения эффективной макроэкон-ой политики гос-ва, экон-ого прогнозирования, а также для международных сопоставлений нац-го дохода. 21.Объективная необходимосьт госуд-го воздействия на экон-ку в рыночных условиях.Методы и инстр-ты гос-го рег-ния экон-ки. Экономика страны — это сотни миллионов различных компонентов (включая людей, машины, оборудование, сырье, материалы, инструменты и др.), находящихся в постоянном взаимодействии. Синхронность работы гигантской экон-ой системы, ее динамическая устойчивость обеспечиваются хозяйственным механизмом, преследующим общие целевые задачи, но при условии достаточной свободы действия этого механизма в нижних звеньях явственной структуры. Важна регулирующая роль гос-ва в организации внешнеэкон-ой деят-ти производителей прод-ии, так как в данной области, помимо экономических, действуют межгосударственные правила Рынок и современные рыночные самоуправляемые структуры нуждаются в поддержке гос-ва. Роль государственных органов заключается главным образом, во-первых, в контроле соблюдения законов субъектами экономики и, во-вторых, подготовке недостающих законов и нормативов. Главная задача хозяйственного закон-ва и государственных органов, обеспечивающих его исполнение, — недопущение крупных сбоев в экономике и ее зашита от хоз-ых злоупотреблений. Государственные органы управления ставят перед хозяйственными структурами задачи общественного значения, а также вводят отдельные ограничения на их действия, способные нанести ущерб экономике страны или отдельным лицам. Наряду с этим государство определяет основные направления, развивает программы развития экономики и добивается безусловного выполнения этих программ. Практически во всех странах фундаментальные (поисковые) исследования, определяющие основные направления развития современной науки, техники и производства, в основном финансируются из государственного бюджета. Практика и многочисленные исследования показывают, что экон-ое процветание страны и благосостояние ее народа зависят не от абстрактных экономических условий, а от конкретной экон-ой и политической стратегии государственного руководства. Важнейшая экон-ая задача государственных органов - обеспечить условия разработки и реал-ии государственной инвестиционной и научно-технической политики в стране, способствующей техническому перевооружению производства и повышению конкурентоспособности отечественной прод-ии на мировых рынках. Один из путей решения этой задачи - создание крупных инновационно-технологических центров и инновационно-промышленных комплексов. Государственное регулирование экономики направлено на развитие предп-ва и создание конкурентной среды с целью максимального повышения эффект-ти производства в соответствии с интересами гос-ва и потребностями населения. Создание бюджетов развития в рамках крупных объединений, отдельных отраслей и регионов с участием государственного капитала – одна из целевых программ российского правительства. Государство должно установить порядок, при котором предпр-ли, действуя в условиях рынка, вынуждены и заинтересованы делать именно то, что выгодно не только им самим, но и обществу в целом. Речь идет о таком порядке, который учитывал бы общие потребности и закономерности рынка в реальных социально-экономических условиях страны. При этом самостоятельность субъектов рынка сочеталась бы с интересами общества. Таким образом, государство превращается в главный координирующий центр всей хоз-ой системы, обеспечивающий нормальную продуктивную работу входящих в систему субъектов. Координация работ, информационное и научное обеспечение товаропроизводителей, регулирование налогов и процедуры банкротства, государственные субсидии, поручительство перед инвесторами, прямое участие в инвест-ых проектах, государственные заказы и форма их оплаты, контроль условий труда и оплаты наемного персонала - это основные рычаги, при помощи которых государство участвует в управлении экономикой страны и ее основными объектами – предп-иями-товаропроизводителями. В активном участии государственных органов в управлении экономикой нуждаются, прежде всего, сами товаропроизводители – предп-ия. По их мнению, должны разрабатываться государственные, отраслевые и продуктивные (по ряду видов прод-ии) программы, определяющие приоритеты, по которым предп-ия могли бы сверять и ориентировать свою деятельность, учитывая внутреннюю и мировую экон-ую конъюнктуру. Власти должны оперативно вносить изменения в законодательство, регулирующее социально-экономические отношения в стране и отношения с зарубежными партнерами. При этом основные функциональные задачи государственного плана сводятся к следующему: а) предвидеть перспективу, в соответствии с которой национальная экономика должна и может развиваться; б) определять ключевые экономические высоты и оптимальные сроки их достижения; в) поддерживать и финансировать приоритетные экономические и научно- технические программы; г) организовать систему среднего и долгосрочного управления экономическим развитием, таким образом, реализуя на практике принятые народнохозяйственные решения; д) устанавливать приоритетные внутренние и внешние социальные, экономические и политические пели, определять средства и способы их достижения, координировать их взаимодействие; е) создать и развивать систему переподготовки и обучения хоз-ых руководителей и специалистов в области хозяйственного управления. На государство возлагаются следующие основные задачи: а) Создание правовой основы. Государство принимает и разрабатывает законы, определяющие право собственности, регулирующие предпр-льскую деятельность, обеспечивающие качество прод-ии. б) Обеспечение надлежащего правопорядка в стране и ее нац. безопасности. Государство должно обеспечить права и безопасность каждого гражданина, общества в целом и всех субъектов рыночной экономики. в) Стабилизация экономики. Стабилизация – это устойчивое развитие экономики. Для обеспечения стабилизации экономики государство обязано использовать все имеющиеся в его распоряжении рычаги и методы, путем проведения соответствующей фискальной, финансово-кредитной, научно-технической и инвестиционной политики. г) Обеспечение социальной защиты и социальных гарантий. Государство обязано проводить активную социальную политику, суть которой заключается в обеспечении гарантии всем работающим минимума заработной платы, пенсии по старости и инвалидности, пособий по безработице, помощи малоимущим, а также в осуществлении индексации фиксированных доходов в связи с инфляцией. Государство, проводя эту политику, обеспечивает минимальный прожиточный уровень для всех граждан своей страны и не допускает социальной напряженности в обществе. д) Защита конкуренции. Конкуренция – один из главных регуляторов рыночного хозяйства. Она является основой прогресса во всех сферах экономики, заставляя производителей товаров и услуг внедрять все новое и передовое, улучшать качество прод-ии и снижать издержки на ее произ-во. Государство всей своей мощью должно стоять на защите конкуренции. е) Разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного закон-ва, то есть правовой основы предп-ва, налогообложения, банковской системы. Для выполнения этих функций государство использует все имеющиеся в его распоряжении рычаги и ресурсы. Инструменты. Одним и из важнейших инструментов государственного регулирования экономики является государственный бюджет, который ежегодно разрабатывается правительством и утверждается парламентом. В бюджете предусматриваются источники формирования доходных статей, включая поступления от коммерческих организаций, общая годовая сумма доходов и расходов по отдельным статьям. экономических и административных методов экономические и административные методы имеют некоторое сходство, они существенно отличаются друг от друга. В частности, административные приемы заметно сужают свободу экон-ого выбора, а порой вообще сводят ее к нулю. Такое случается там, где администрирование экономически не обосновано, запредельно, обретает черты тотальности, перерождается в командно-распределительную систему. В этих условиях государственный контроль становится всеобъемлющим, охватывая размеры производства, его структуру, цены, потребительные качества прод-ии, издержки, заработную плату, прибыль и ее распределение, связи с поставщиками и потребителями, словом весь хозяйственный процесс. Экономические методы нисколько не ограничивают свободу выбора, а иной раз даже расширяют ее. Появляется стимул, на который субъект может либо отреагировать, либо не обращать ни малейшего внимания, в любом случае оставляя за собой право на свободное принятие рыночного решения. В последние годы, произошло обвальное разрушение системы административного управления экономикой. Преимущественно административного регулирования – побочные эффекты рыночных процессов. И в этой сфере экономические регуляторы недостаточны, а иногда вообще неэффективны. Необходимы жесткие стандарты хоз- ой деят-ти, гарантирующие населению экологическую безопасность. Косвенные методы государственного регулирования экономики. Примером либерального косвенного государственного регулирования рынка могут быть, прежде всего, Германия и Великобритания, Большую роль при этом играют такие структуры, как торгово-промышленные палаты (ТПП) — бесприбыльные организации, которые осуществляют функцию связи государственного регулирования с частной инициативой. Торгово-промышленные палаты не получают финанс-ия, как и в Германии, из государственного бюджета за услуги, которые оказываются местным фирмам. Членство в ТПП добровольное. Фирма самостоятельно принимает решение о вхождении в ТПП в зависимости от того, окупаются ли ее затраты на услуги, которые ей оказывают. 22.Процентная ставка ее роль, виды. Номинальная и реальная процентная ставка. Процентная ставка - относительная величина дохода за фиксированный отрезок времени т. е. Отношение дохода к сумме долга за единицу времени. Виды: По базам начисления - простая ставка % -сложная ставка % По принципу расчетов - простая ставка % - учетная ставка % Ставка рефинансирования – это процентная ставка, по которой |
|
© 2007 |
|