РУБРИКИ

Билеты: Ответы к ГОСАМ в МЭСИ

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Билеты: Ответы к ГОСАМ в МЭСИ

центральный банк предоставляет кредит коммерческим банкам с целью дать им

возможность кредитовать предприятия, коммерческие фирмы, предпринимателей,

использовать денежные средства для закупки государственных ценных бумаг и в

иных целях. Термин "рефинансирование" означает получение денежных

средств кредитными учреждениями от Центрального банка. Центральный банк может

выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучитывать ценные бумаги,

находящиеся в их портфелях (как правило, векселя).

Учетная ставка – это процент, который финансовый институт должен

платить за то, чтобы занять резервные средства у своего регионального

Федерального Резервного банка. Когда эта ставка низкая, финансовые институты

могут без особых затрат выполнять свои обязательства по поддержанию нормативов

резервных требований, занимая деньги у ФРС. Реальные процентные ставки

(ставку рефинансирования и ставку по межбанковским кредитам). Расчет

производится по формуле, приведенной ниже

r = R-i / 1+i где i – темп прироста инфляции 1+i – рост инфляции.

Так как в исходных данных дан индекс потребительских цен (ИПЦ) в % к

предыдущему месяцу, то для расчета реальных процентных ставок надо рассчитать

ИПЦ в год (рост инфляции). Для этого рост инфляции делится на сто и возводится

в 12 степень. Основным назначением процентной ставки является регулирование

кредита (а через него – инфляции). Для заемщиков главную роль играет не

номинальная ставка процента, а его реальная величина, т.е. поправленная на

величину инфляции.

23.Налоговая система. Фу-ии Состав. Основные виды налогов налоги - основная

форма доходов гос-ва. За счет налоговых взносов формируются финансовые

ресурсы гос-ва, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах. Экон-ое

содержание налогов выражается, взаимоотношениями хоз-ых субъектов и

граждан, с одной стороны, и гос-а - с другой, по поводу формирования гос-ных

финансов. Налоги представляют собой обязательные сборы, взымае-

мые гос-ом с хоз-их субъектов и с граждан по ставке, установленной в

законодательном порядке. все физ-ие и юрид-ие лица должны уплачивать налоги,

пропорционально тем

выгодам, которые они получили от гос-ва. Сущ-ют также функции налогов. Ф-ия

налогов – это проявление его сущности в действии, способ выражения его

свойств. Ф-ия показывает, каким образом реализуется общественное назначение

данной экон-ой категории как инструмента стоимостного распределения и

перераспределения доходов гос-ва. Отсюда возникает главная распределительная

ф-ия налогов, отражающая

их сущность как особого централизованного звена распределенных отношений.

Первой и наиболее последовательно реализуемой ф-ией налогов выступает

фискальная (бюджетная) ф-ия. Посредством этой функции реализуется главное

общественное назначение налогов - формирование фин. ресурсов гос-ва.

Другая ф-ия налогов как экон-ой категории сос-

тоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых

поступлений и их сопоставления с потребностями гос-ва в фин. ресурсах.

Распределительная ф-ия налогов обладает рядом

свойств, характеризующих многогранность ее роли в воспроизводственном

процессе. Это прежде всего то, что изначально определи-

тельная ф-ия налогов носила чисто фискальный характер (наполнить

государственную казну), а со временем и социальный характер. В налоговой

системе появились стимулирующие и сдер-живающие подфункции, а также подф-ия

воспроизводственного наз-

начения. Стимулирующая подф-ия налогов реализуется через систему

льгот, исключений, преференций, увязываемых с льготообразующими признаками

объекта налог-жения. Она проявляется в изменении объекта обложения,

уменьшении налог-емой базы, понижении налоговой ставки. В

налоговой системе сущ-ют следующие виды льгот: - необлагаемый минимум

объекта; - изъятие из обложения определенных элементов объекта; -

освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков;

- понижение налоговых ставок;

- целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты, вычеты из налогового

оклада.

Подфункцию воспроизводственного назначения несут в себе плата за воду,

потребляемую пром. предп-иями, платежи за пользование природными ресурсами,

отчисления в дорожные

фонды, на воспроиз-во минерально-сырьевой базы и лесной доход. Виды налогов К

элементам налога относятся: - субъект налога (налогоплательщик) - лицо,

на которое законом возложена обязанность выплачивать налог; - носитель

налога - лицо, которое фактически уплачивает налог; - объект налога -

доход или имущество, с которого начисляется налог (заработная плата, ценные

бумаги, прибыль, недвижимое имущество, товары и др.); - источник

налога - доход налогоплательщика, за счет которого уплачивается налог;

- ставка налога - важный элемент налога, который определяет величину налога

на единицу обложения (денежная единица дохода,

единица земельной площади, единица измерения товара и т.д.); Налоги также

квалифицируются на: - прямые налоги - взымаются с субъекта налога

(подоходный налог с предп-ий, с населения, налоги в фонд соц. страх-ия, в

фонд медицинского страхования, в пенсионный фонд и др.);

- косвенные налоги - это налоги на определенные товары и услуги, они

взымаются через надбавку в цене и охватывают широкий

диапозон прод-ии (налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины).

Налоги в России разделены на три вида: 1) федеральные налоги

взымаются на всей территории России, при этом все суммы сборов должны

зачисляться в федеральный

бюджет РФ. К федеральным налогам относятся налог на добавленную стоимость,

акцизы на отдельные группы и виды товаров, налог на

доходы банков, налог на доходы от страховой деят-ти, налог от биржевой

деят-ти, налог на операции с ценными бумагами, таможенные пошлины и др.;

2) Республиканские налоги являются общеобязат-ми.

При этом сумма платежей равными долями зачисляется в бюджет республики,

края, автономного образования, а также в бюджет города и

района, на территории которого находится предприятие. К республи-

канским налогам относятся налог на имущество предп-ий, местный доход,

плата за воду, республиканские платежи за пользование природными ресурсами;

3) Местные налоги - общеобязательны только три, это налог на имущество

физических лиц, земельный, а также регистра-

ционный сбор с физических лиц, занимающихся предпр-ой деят-тью. Кроме того

к местным налогам относятся сбор на право торговли, целевые сборы, налог на

рекламу, лицензионный сбор на право торговли вино-водочными изделиями и

другие. Наиболее крупным доходным источником является налог на

добавленную стоимость (впервые введен во Франции в 1954 г.). Налог взымается

с разницы между отпускаемой ценой и издержками

производства до данной стадии движения товара, таким образом, в исчислении

продажной цены исключается так называемый "двойной счет". Добавленная

стоимость включает в себя заработную плату, амортизационные отчисления,

процент за кредит, прибыль, расходы на электроэнергию, рекламу, транспорт.

24.Экон-ий рост. Факторы экон-ого роста.Экон-ое развитие представляет собой

многофакторный процесс, отражающий как эволюцию

хоз-ого мех-ма, так и смену на этой основе

экон-их систем. Вместе с тем это противоречивый и трудноизмеряемый пр-сс,

кот. не может проис-ть рямолинейно, по восходящей линии. Само развитие проис-

ит неравномерно, ключает периоды роста и спада, колич-ые и кач-ые изм-ния в

экономике, полож-ые и отриц-ые тенденции.

Вероятно, экон-ое развитие должно

рассматриваться за средне-и долгосрочные периоды времени.

Экон-ая теория выделяет ряд циклов

экон-ого развития (роста), среди которых наибольшее значение имеют

длинноволновые циклы,

выражающие долговременные колебания экон-ой

активности с периодом около 50 лет и получившие название ╚циклы

Кондратьева╩ (по имени русского

экономиста Н. Кондратьева)нормальные, или так

называемые большие, пром-ые циклы с периодом от 8

до 12 лет и малые циклы, или ╚циклы Китчина╩ (по имени

открывшего их Америк-го экономиста), охватывающие 3≈4 года. Это тот

срок, который необходим для

массового обновления основных фондов. В первых Двухциклах отмечается четыре

фазы: спад, депрессия, оживление и подъем производства ≈ и две точки:

пик

подъема и пик спада.

Экон-ий рост опред-ся рядом факторов. В

экон-ой науке широкое распр-ние получила

теория трех факторов производства, родоначальником

которой был Ж.-Б. Сэй. Суть ее заключается в том, что в создании стоимости

продукта принимают участие труд, земля и капитал.Позднее трактовка произ-ных

факторов получила

более глубокое и расширительное толкование. К ним

обычно относят:

╥труд;╥землю;╥капитал;╥редпринимательскую

способность;╥ научно-технический прогресс.

Фактически это уже знакомые нам факторы произ-ва (произ-ые факторы), они же

экон-ие ресурсы, но называемые факторами роста в связи с тем,

что при рассмотрении экон-ого роста их

анализируют под несколько другим углом.Факторы экон-ого роста взаимосвязаны и

переплетены. Так, труд весьма производителен, если

работник использует современное оборуд-ие и материалы под руководством

способного предп-ля

в условиях хорошо работающего хоз-ого

механизма. Поэтому точно определить долю тогоили иного фактора экон-ого роста

достаточно сложно.

Более того, все эти крупные факторы являютсякомплексными, состоят из ряда

более мелких элементов,

вследствие чего факторы можно перегруппировывать.

Так, по внешне- и внутриэкон-им эле-там можно выделить вне-ие и вну-ие

факторы (например, капитал делится на поступающий в страну извне и на

мобилизуемый внутри страны, а последний можно разделить на используемый

внутри страны и на вывозимый

за ее пределы и т.д.)

Распространено и деление факторов в зависимости от

хар-ра роста (колич-ого или кач-ого) на

интенсивные и экстенсивные. К экстенсивным факторам

роста относятся:

╥ увеличение объема инвестиции при сохранении существующего уровня

технологии;- увел-ие числа занятых работников;╥ рост объемов

потребляемого сырья, материалов,

топлю и других элементов оборотного капитала.К нтенсивным факторам роста

относятся:╥ ускорение научно-технического прогресса (внедрение новой

техники, технологий, путем обновления основных фонде и т.д.);

╥повышение квалиф-ции раб-ов;╥ улучшение использ-ия основных и

оборотных фондов;╥ повышение эффек-ти хоз-ной деят-ти за счет лучшей ее

орган-ии.При преобладании экстенсивных факторов роста говорят

об экстенсивном типе развития экономики, при преобладании интенсивных

факторов роста ≈ об

интенсивном типе.

25. Вал-ый рынок. Валютное регул-ие и вал. Контроль. Особенности.

Вал-ый рынок харак-ся следующими чертами. Он не имеет опред-го

местоположения. Он глобален, т.e. позволяет всем операторам всех стран

производить обмен друг с другом в любую конвертируемую алюту.

Междун. вал. рынок даст возможность выхода на национ-ые вал-ые рынки и на

междун. рынок

капиталов. Сделки на этом рынке совершаются в режиме

реального времени. Скорость сделки не соотвегствует скорости расчетов. Сделка

считается завершенной, когда

она включена во фронтофисе.Инфраструктуру вал. рынка

формируют междун. информационные сети. которыми владеют ком-кие

корпорации:∙ Рейтер∙ Телерейт∙

Блумберг Этот рынок никогда не закрывается (кроме

выходныхипраздников). Работает круглосут. Сущ-ет система дат валютиронания,

т.е. установление особых

дат, начиная с которых по сделке осуще-ся прохождение денежных средств. По

валютным операциям

дата валютирования может на два дня и более отступать

от даты самой сделки. В течение этих двух дней проводится учет и регистрация

заключенных сделок. Вал. рынки могут быть внутренними и

внешними. На внутреннем рынке сделки проводятся в

нац. валюте, т.е. CHF в Швейцарии и DEM в Германии. На международных рынках

средства обращаются

вне своей валютной зоны, т.е. USD в Лондоне или CHF в

Германии.Главные характ-ки вал. рынков:∙рынки хорошо организованы,

бладают развитой инфра-рой

и укоренившимися рыночными обычаями.∙ участники рынков

имеют высокий кредитный рейтинг, поэтому обычно залог

не требуется;∙ большая часть используемых на вал.

рынках инструментов высокостандартизованы что, правда, не исключает

возможности предоставления

особенных инстр-ов. Главными операторами ден.и вал. рынков являются

коммерческие банки. По некоторым

оценкам, на мировом валютном рынке активно оперируют

примерно 1600 банков. Банки ведут эти операции с

различными партнерами :а) с клиентами - небанками; б)

напрямую с другими коммерческими банками

(на ╚межбанковском рынке╩);в) через брокеров с банками

и небанками; г) с центральными банками.

Сущность и принципы вал. регулирование. Вал. регулирование - это ряд мер

определяющих политику

государства по вопросу регулирования вал. отношений, как на внутреннем, так и

на внешнем рынке. Под вал. регулированием понимают:∙ деят-ть гос-ых

органов по управлению

обращением вал.;∙ контроль за вал. Опер-ми;∙ воздействие на вал-

ый курс нац.

вал.;∙ограничение испол-ия иностранной вал.;∙ сово-сть закон-ых,

админ-вных, экон-их и орган-нных мероприятий, опред-их порядок проведения

операций с вал. ценностями. Механизм

воздействия на вал-ый курс и платежный баланс и есть

суть вал. регул-ия, кот. является

составной частью вал. политики. Вал.

регул-ие есть во всех странах мира и включает в

себя право гос.ва осуществлять те или иные регул-щие ф-ии в области вал.

политики. Например:- накапливать статистические данные об экспорте-импорте в

(из)страны;- регул-ать вывоз из

стран стратегического сырья;- регламентировать ввоз

или вывоз нац. Вал. из страны, покупку-

продажу ценных бумаг;- покупку недвижимости на (за)

террит-рии страны (резидентами и нерезидентами);- курс

вал. данной страны по отношению к прочим вал.;- регул-ть порядок проведения

операций с валютой

резидентами и нерезидентами (осуществление ими

платежей,инвестиций);- регламентировать порядок репатриации прибыли.Вал.

регул-ие

опред-ся проводимой гос. Вал. политикой и может носить как либеральный (в

странах с

открытой экономикой), так и ограничительный хар-ер.Либеральное вал. Регул-ие

ограничивается

регул-ем текущей конъюктуры вал. рынка,не затрагивая структурных основ

нормирования вал.

курса.Огранич. вал. регул-ние имеет целью целено-правленное воздействие на

формирование вал. курса и платежного баланса. Его законченной формой

выступают вал. ограничения, т.е. законод-ое или

админ-ое запрещение, лимитирование и

регламентирование операций резидентов и нерезидентов с

валютой и другими вал. ценностями. Формы вал. ограничении чрезвычайно

разнообразны: ограничение или

запрет на экспорт капитала, локирование счетов нерезидентов, множественность

вал. курсов и т.д. Инструменты и методы вал. Регул-ия образуют сложную

систему регул-ия, одним из составляющих

элем-ов кот. является вал-ый контроль.Вал.

контроль≈подразумевает соглас-ную систему мерпо обеспечению ыполнения

тех или иных мероприятий для

осущ-ния детального контроля за:∙ экспортно-импортными

опер-ми;∙ опер-ми с ценными бумагами на внешнем рынке;∙ деят-ти

нерезидентов;∙ прави обязан-ей резидентов;валютообмеными опер-ми,-

продажей части валютноой выручки участникам ВЭД.

Рос.гос-во было поставлено перед

необходимостью срочного создания системы вал.

контроля и предметное решение этой проблемы началось с

1993 года.Цель создаваемого в России механизма

вал. контроля:∙ обеспечение полного и

своевременного поступления валютной выручки в РФ в

интересах оздоровления фед.бюджета;∙укрепление фин.

дисциплины;

∙ развитие внутреннего вал. рынка;∙ форм-ание гос.

вал. резервов;∙ стабилизация платежного баланса;∙

регул-ние курса рубля.

26.Финансы:сущ-сть, ф-ии, роль в системе общественного воспроизводства.

Сущность финансов, закономерности их развития, сфера

охватываемых ими товарно-денежных отношений и роль в

процессе общественного воспроизводства определяются

экономическим строем общества, природой и функциями

государства.

Финансы ≈ историческая категория. Они появились

одновременно с возникновением государства при

расслоении общества на классы. Финансы представляют

собой экономические отношения, связанные с

формированием, распределением и использованием

централизованных и децентрализованных фондов денежных

средств в целях выполнения функций и задач государства

и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Распределительная функция финансов:

- Распределение нац-го дохода заключается в

создании так называемых основных, или первичных

доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные

доходы формируются при распределении нац-го

дохода среди участников материального производства.

Они делятся на две группы:

1) зарплата рабочих, служащих

2) доходы предп-ий сферы материального

производства. Однако первичные доходы еще не образуют

общественных денежных средств, достаточных для

развития, приоритетных отраслей народного хозяйства,

обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения

материальных и культурных потребностей населения.

Необходимо дальнейшее распределение или

перераспределение нац-го дохода.

- Перераспределение нац-го дохода связано с

межотраслевым и территориальным перераспределением

средств в интересах наиболее эффективного и

рационального испол-ия доходов и накоплений

предп-ий и организаций.

Финансы выполняют также контрольную функцию. Будучи

инструментом формирования и испол-ия денежных

доходов и фондов, они объективно отражают ход

распределительного процесса. Контрольная функция

проявляется в контроле за распределением валового

внутреннего продукта по соответствующим фондам и

расходованием их по целевому назначению,

В условиях перехода на рыночные отношения финансовый

контроль направлен на обеспечение динамичного развития

общественного и частного производства, ускорение

научно-технического прогресса, всемерное улучшение

качества работы во всех звеньях народного хозяйства.

Одна из важных задач фин. контроля ≈ проверка

точного соблюдения законодательства по финансовым

вопросам, своевременности и полноты выполнения

фин. обязательств перед бюджетной системой,

налоговой службой, банками, а также взаимных

обязательств предп-ий и организации по расчетам и

платежам

27.Роль денег в экон-ке. Денежная система понятие и Эл-ты. - деньги выступают

в качестве связующего звена между

товаропроизводителями;

- деньги являются капиталом, поскольку включены в

воспроиз-во общественного капитала;

- с их помощью происходит перераспределение

нац-го дохода;

- деньги включены в процесс интернационализации

экон-их и хозяйственных отношений между странами.

Денежная система √ форма организации денежного

обращения, закрепленная национальным

законодательством. Каждая страна имеет свою денежную

систему, формирование которой обусловлено традициями и

обычаями характерными для общественно-экон-их

взаимоотношений страны Функции денег

Деньги – это то, что деньги делают. Сущность денег выражается в тех функциях,

которые они выполняют в процессе товарного производства и обращения. Итак, в

современном мире деньги выполняют следующие функции:

- мера стоимости С помощью выбранной денежной единицы измеряется

относительная стоимость всех товаров и услуг. Единая денежная единица

значительно облегчает сравнение стоимостей различных товаров и установление

эквивалентных соотношений между ними.

А так как цены в рыночной экономике находятся в постоянном движении, то для

измерения стоимости блага приходится различать «номинальную» и «реальную»

цены.

Номинальная цена – это то количество денег, которое требуется для оплаты

данного блага по сложившейся на данный момент рыночной цене. Реальная цена –

это количество денег, которое потребовалось для оплаты того же блага по ценам

базового периода.

;

- средство обращения Самая привычная и понятная для нас функция денег – это

использование их для оплаты приобретаемых товаров и услуг. Иными словами,

деньги являются средством обращения, то есть товаром особого рода,

обладающим всеобщей покупательной способностью.

В процессе обращения товаров деньги обязательно должны быть налицо, ибо при

совершении купли-продажи товаров или услуг их цена должна быть обращена в

деньги. В этом процессе деньги выполняют функцию средства обращения

Использование денег как средства обращения приводит к снижению издержек

обращения. Денежный обмен требует гораздо меньших усилий и времени, чем

бартер. Снижая издержки обращения, он также стимулирует развитие

специализации и торговли и, таким образом, способствует общему росту

благосостоянию общества.

;

- средство накопления Если товаропроизводитель, продав свой товар, в течение

достаточно длительного времени не покупает другие товары, то деньги изъятые

из обращения начинают выполнять функцию средства накопления.

Деньги выполняют эту функцию потому, что они дают их владельцу возможность

приобретать товары и услуги в будущем. То есть деньги обеспечивают их

владельцу будущую покупательную способность денежное накопление – жизненно

необходимая для рыночной экономики функция денег, потому что без этого

невозможен экономический рост..;

- средство платежа Деньги выполняют данную функцию при продаже товаров с

отсрочкой платежа (в кредит), деньги при определении цен товаров

функционируют идеально, как мера стоимости, но не играют роль средства

обращения. Покупателями уплачиваются деньги за товары лишь при наступлении

срока платежа, В этом случае деньги в процессе обращения не противостоят

непосредственно товарам, а поступают в оборот лишь через известное время.

Данная функция отражает дальнейшее развитие произв-ых и торговых связей между

людьми. Функция денег в качестве средства платежа предполагает развитие роли

денег не только как покупательного средства, но и как покупательного

средства, но и как воплощение общественного богатства вообще, то есть

сокровища.

28.Основные фнансовые показ-ли деят-ти предп-ия.

Фин. сост-ие предп-ия характеризуется

составом и размещением средств, структурой их

источников, скоростью оборота капитала, способностью предп-ия погашать свои

обязательства в срок и в

полном объеме, а также другими факторами. Оценка

фин. состояния предп-ия ≈ операция

неоднозначная. Вместе с тем достоверная и объективная

оценка фин. состояния предп-ия нужна многим пользователям. Чтобы получить

ее на основе первичных документов, данных текущего учета, показ-лей бизнес-

плана, баланса и других фин. отчетов, необходимы определенные показатели,

правила и методика их оценки.

Система показ-лей.

Теория и практика для целей оценки фин.

состояния предп-ия в основном выделяет четыре

уровня показ-лей.

Уровень 1. Рентаб-ть.

Уровень 2. Рыночная устойчивость. Уровень 3. Ликвидность баланса.

Уровень4. Платежеспособность.

Уровень1. Рентаб-ть. Показатели этого уровня с разных позиций отражают

эффективность хоз-ой

деят-ти предп-ия. Все они базируются на

многогранном понятии рентаб-ти. Рентаб-ть подразделяется на 1) Общая

рентаб-ть капитала(пред-ет собой отношение

балансовой прибыли к средней за отчетный период

величине всего имущества предп-ия. 2)

Экономическая рентаб-ть по чистой прибыли пред-

ет собой отношение чистой прибыли к средней за

отчетный период величине всего имущества пред-

ия.3)Фин. рентаб-ть по чистой прибыли

представляет собой отношение чистой прибыли к

средней за отчетный период величине собственного

капитала.4)Обшая рентаб-ть к производ-ым

фондам √ это отношение балансовой прибыли к

средней за отчетный период величине основных

произ-ых фондов, нематериальных активов и запасов5)

Балансовая прибыль на 1 руб. оборота √ это

отношение балансовой прибыли к выручке от

реал-ии в ценах пред-ия.6) Чистая прибыль

на 1 руб. оборота.-это отношение чистой прибыли

к выручке от реализаци в ценах предп-ия.7)

Капиталоотдача это отношение выручки от

реал-ии в ценах пред-ия к средней за

отчетный период величине всего имущества пред-ия.

8) Оборачиваемость запасов √отношение выручки от

реал-ии в ценах предпри-ия к средней за

отчетный период величине запасов. 9)

Оборачиваемость дебеторской задолженость отношение

выручки от реал-ии в ценах пред-ия к

средней за отчетный период виличине дебетор.

задолжености. Уровень 2. Кооф-нт финансовый

устойчивости. 1) Индекс иммобилизованных активов

опр-ся на начало и конец года отчетного

преиода как отношение величины иммобил-го

капитала к величине собственного капитала.2) Коэф-

нт автономии опр-ся на начало и на конец

отчетного периода как отношение величины

собственного капитала к величине всего имущества

предп-ия.3)Коэф-нт обечпеченности запасов

собственными оборотными средствами опр-ся на

начало и на конец отчетного периода как

отношение величине собственного оборотного

капитала к величине запасов. 4)Коэф-нт покрытия

процентов опр-ся на начало и на конец

отчетного периода как отношение суммы величин

чистой прибыли пред-ия и платой по процентам к

величине оплаты процентов. 5)Размер дивидентов на

1 акцию. Опр-ся на конец отчетного периода

как отношение величины чистой прибыли без

дивидентов на привилегированные акции к

количеству обыкновенных акций. Уровень 3. Оценка

ликвидности.1) Текущий коф-нт ликвидности опр-ся

на начало и на конец отчетного периода как

отношение величины оборотного капитла к величине

краткосрочных обязательств, т.е. к краткосрочным

кредитам и запасам и кред. задолж-ти.2)

Критический коф-нт ликвидности опр-ся на начало

и на конец отчетного периода как отношение

сумм величины дебеторской задол-ти и денежных ср-

в, в том числе краткосрочных цен. Бумаг, к

величине кратк-ых обязательств, т.е. к

краткосрочным кредитам и займам и кред. задолж-

ти.3)Коф-нт абсолютной ликвидности опр-ся на

начало и на коней отчетного периода как

отношение величины ден. Ср-в, в том числе

краткср-ых цен. Бумаг, к величине кратк.

обязательств. Уровень 4. Платежеспособностьначает

возможность погашения им в срок и п полном объеме

своих долговых обязательств. В зависимости оттого,

какие обязательства предп-ия принимаются в расчет,

различают краткосрочную и долгосрочную

платежеспособность. Платежеспособность предп-ия ≈

важнейший показатель, характеризующий финансовое

положение предп-ия. Оценка платежеспособности

производится по данным баланса на основе расчета

следующих показ-лей:величина собственного оборотного

капитала;соотношение оборотного капитала и

краткосрочных обязательств (коэф.ы ликвидности ≈

определяющие квоту оборотных средств, т.е. оптимальный

размер оборотных средств);соот-ие заемного и

собственного капитала;коэф. долгосрочного

привлечения заемных средств;

коэф. обеспеченности процентов по

кредитам;коэф. платежной готовности

(платежеспособности) и др

29.Внебюдж. фонды в системе гос. Финансов. Структура, ф-ии источники

формирования. Важным звеном фин. системы являются внеб-ные фонды

государства - совокупность фин. ресурсов, находящихся в распоряжении

центральных или региональных местных органов самоуправления и имеющих целевое

назначение. Порядок их образования и испол-ия регламентируется финансовым

порядком.

Внеб-ные фонды - один из методов перераспределения нац-го дохода органов

власти в пользу определенных социальных групп населения. Государство

мобилизует в фонды часть доходов населения для финанс-ия своих мероприятий.

Внеб-ные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными

средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг

населения. Они помогают решать стоящие перед экономикой задачи обеспечения

подъема производства, преодоления временной стагнации и неустойчивости

кризисных явлений Внеб-ные фонды имеют ряд особенностей и преимуществ:

у органов государственной власти появляются дополнительные средства для

вмешательства в хозяйственную жизнь и фин. поддержке предп-ва, особенно в

условиях нестабильной экономики;

строго целевое использование средств этих фондов обеспечивает более

эффективный контроль, так как их автономность от бюджета и предназначение

(решение новых важных задач) требует особого внимания со стороны государства;

возможность испол-ия для покрытия бюджетного дефицита при определенных

условиях - наличии активного сальдо.

В зависимости от целевого назначения внеб-ные фонды делятся на экономические

и социальные, в соответствии с уровнем управления - на

государственные и региональные. С помощью внебюджетных фондов

возможно:

влиять на процесс производства путем финанс-ия, субсидирования, кредитования

отечественных предп-ий;

обеспечить природоохранные мероприятия, финансируя их за счет специально

определенных источников и штрафов за загрязнение окружающей среды;

оказывать социальные услуги населению путем выплаты пособий, пенсий,

субсидирования и финанс-ия социальной инфраструктуры в целом;

предоставлять займы, в том числе зарубежным партнерам, включая иностранные

государства.

Внеб-ные фонды по основным направлениям своей деят-ти освобождены от уплаты

налогов, государственных и таможенных пошлин. Внеб-ные фонды находятся в

собственности государства, но являются автономными. Они имеют, как правило,

строго целевое назначение.

К доходам внебюджетных фондов относятся:

специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда;

отчисления от прибыли предп-ий, учреждений, организаций;

средства бюджета;

прибыль от коммерческой деят-ти, осуществляемой фондом как юридическим лицом;

займы, полученные фондом у ЦБ РФ или коммерческих банков.

ВРФ с 1992 г. Начало действовать более двух десятков внебюджетных социальных

и экономических фондов, в том числе

социальные: ПФР (ПФР), Фонд соц. страх-ия (ФСС), Государственный фонд

занятости населения РФ (ГФЗН), фонды обязательного медицинского страхования

(ФОМС), Фонд обязательной социальной поддержки населения и др.;

экономические - Федеральный и территориальные дорожные фонды , Фонд

воспроизводства минерально-сырьевой базы РФ, фонды фин. регулирования и др.

30. Фин. анализ на предп-ии:задачи, основные объекты и направления.

Фин. деятельность охватывает процессы

формирования, движения и обеспечения сохранности

имущества предп-ия, контроля за его использованием. Фин. сост-ие является

результатом

взаимодействия всех элементов системы фин. отношений предп-ия и поэтому опр-ся

совокупностью произв-нно-хоз-ных факторов.

Основными задачами анализа фин. состояния

предп-ия являются:

- оценка динамики состава и структуры активов,

их состояния и движения;

- оценка динамики состава и структуры источников

собственного и заемного капитала, их состояния и

движения; - анализ абсолютных и относительных показ-лей фин. устойчивости

предп-ия и оценка изменения

ее уровня;

- анализ платежеспособности предп-ия и

ликвидности активов его баланса. Фин. сост-ие может быть устойчивым,

неустойчивым и кризисным. Способность предп-ия

своевременно производить платежи, финансировать свою

деятельность на расширенной основе свидетельствует о

его хорошем финансовом состоянии. Главная цель анализа - своевременно выявлять и

устранять недостатки в фин. деят-ти и

находить резервы улучшения фин. состояния

предп-ия и его платежеспособности.

Основными источниками информации для анализа

фин. состояния предп-ия служат отчетный

бухгалтерский баланс (форма ╧1), отчет о прибылях и

убытках (форма ╧2) и другие формы отчетности, данные

первичного и аналитического бухгалтерского учета,

которые расшифровывают и детализируют отдельные статьи баланса. Прибыль и

убыток характеризуют финансовый результат

деят-ти предп-ия и могут быть определены

только в системе бухгалтерского учета. С точки зрения бухгалтерского учета

прибыль отражает финансовый результат от хоз-ой деят-ти, полученный

предприятием за отчетный период (в случае превышения доходов над расходами).

Прибыль относиться к числу

важнейших показ-лей оценки работы предп-ий и

определения эффект-ти деят-ти. Движение любых ТМЦ, трудовых и материальных

ресурсов

сопровождается бразованием и расходованием денежных

средств, поэтому фин. сост-ие хозяйствующего субъекта отражает все стороны

его произв-нно-торговой деят-ти. Харак-ку фин.состояния Балабанов И.Т.

предлагает провести по следующей схеме:

╥ анализ доходности (рентабельности); ╥ анализ фин. устойчивости;

╥анализ кредитоспособности;

╥ анализ испол-ия капитала; ╥ анализ уровня самофинанс-ия;

╥ анализ валютной самоокупаемости. Анализ доходности хозяйствующего

субъекта характеризуется абсолютными и относительными показ-ми. Абсолютный

показатель доходности - это

сумма прибыли, или доходов.

Относительный показатель - уровень рентабельности.

Рентабельность представляет собой доходность, или

прибыльность производственно-торгового процесса. Ее

величина измеряется уровнем рентабельности. Уровень

рентабельности хоз-их субъектов, связанных с

произ-вом прод-ии (товаров, работ, услуг),

опр-ся процентным отношением прибыли от

реал-ии прод-ии к себестоимости прод-ии.

В процессе анализа изучают динамику изменения объема

чистой прибыли, уровня рентабельности и факторы, их

определяющие. Финансово устойчивым считается такое предприятие, которое за

счет собственных средств покрывает средства, вложенные в активы (основные

фонды, НМА,

оборотные средства), не допускает неоправданной

дебиторской и кредиторской задолженности и

расплачивается в срок по своим обязательствам. Главным в фин. Деят-ти,

считает И.Т.Балабанов,

являются правильная организация и использование

оборотных средств. Поэтому в процессе анализа

фин. состояния вопросам рационального испол-ия оборотных средств уделяет

основное внимание.

Характеристика фин. устойчивости включает в себя

анализ:╥ состава и размещения активов хозяйствующего субъекта;

╥ динамики и структуры источников фин.

ресурсов; ╥ наличия собственных оборотных средств; ╥ кредиторской

задолженности; ╥ наличия и структуры оборотных средств; ╥

дебиторской задолженности; ╥ платежеспособности. Под

кредитоспособностью хозяйствующего субъекта

понимается наличие у него предпосылок для получения

кредита и способность возвратить его в срок.

Кредитоспособность заемщика характеризуется его

аккуратностью при расчетах по ранее полученным

кредитам, его текущим финансовым состоянием и

перспективами изменения, способностью при

необходимости мобилизовать денежные средства из

различных источников.

При анализе кредитоспособности используется целый ряд

показ-лей. Наиболее важными из них являются, норма прибыли на вложенный

капитал и ликвидность. Норма прибыли на вложенный капитал опр-ся отношением

суммы прибыли к общей сумме пассива по балансу.

Ликвидность хозяйствующего субъекта - это способность

его быстро погашать свою зад-сть.Она опред-ся соотношением величины

задолженности и

ликвидных средств.

Вложение капитала должно быть эффективным. Под

эффективностью испол-ия капитала понимается

величина прибыли, приходящаяся на 1 (один) рубль вложенного капитала.

Эффективность капитала -

комплексное понятие, включающее в себя использование оборотных средств,

основных фондов и НМА. Поэтому

анализ эффект-ти капитала проводится по отдельным частям.

1.Эффективность испол-ия оборотных средств

характеризуются, прежде всего, их оборачиваемостью.

Под оборачиваемостью средств понимается

продолжит-сть прохождения средствами отдельных

стадий производства и обращения. Оборачиваемость

оборотных средств исчисляется продолж-стью

одного оборота в днях или количеством оборотов за

отчетный период.

2. Эффективность испол-ия капитала в целом.

Капитал в целом представляет собой сумму оборотных

средств, основных фондов и НМА. Эффективность

испол-ия капитала лучше всего измеряется его

рентабельностью. Уровень рентабельности капитала

измеряется процентным отношением балансовой прибыли к величине капитала.

Самофинансирование означает финансирование за счет собственных источников:

мортизационных отчислений и

прибыли. Эффективность самофинанс-ия и его

уровень зависят от удельного веса собственных

источников. Однако хозяйствующий субъект не всегда может полностью

обеспечить себя собственными финансовыми ресурсами и

поэтому широко использует заемные и привлеченные

денежные средства, как элемент, дополняющий

самофинанс-ия.

Принцип валютной самоокупаемости заключается в превышении поступлений валюты

над его расходами.

Соблюдение этого принципа означает, что хозяйствующий

субъект не ╚проедает╩ свой валютный фонд, а постоянно

накапливает его.

Одними из важнейших коэф-тов отчетности,

использующимися в финансовом управлении, являются:

╥ коэф.ы ликвидности (коэф. текущей

ликвидности, срочной ликвидности и чистый оборотный

капитал);

╥ коэф.ы деловой активности или

эффект-ти испол-ия ресурсов (оборачиваемость

активов, оборачиваемость дебиторской задолженности,

оборачиваемость материально - произв-ых запасов

и длительность операционного цикла);

╥ коэф.ы рентабельности (рентабельность

всех активов предп-ия, рентабельность реал-ии,

рентабельность собственного капитала);

╥ коэф.ы структуры капитала (коэф.

собственности, коэф. фин. зависимости,

коэф. защищенности кредиторов);

╥ коэф.ы рыночной активности (прибыль на

одну акцию, балансовая стоимость одной акции,

соотношение рыночной цены акции и ее балансовой

стоимости, доходность акции и доля выплаченных

дивидендов).

31.Ликвидность предп-ия и ее оценка. Управление фин-ми обязятельствами

Анализ ликвидности баланса предп-ия. Оценка платежеспособности

осуществляется на основе характеристики ликвидности текущих активов, т.е.

времени, необходимого для превращения их в денежную наличность. Понятия

платежеспособности и ликвидности очень близки, но второе более емкое. От

степени ликвидности баланса зависит платежеспособность. Кроме того, ликвидность

характеризует не только текущее состояние расчетов, но и перспективу.

Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу,

сгруппированных по степени убывающей ликвидности, с краткосрочными

обязательствами по пассиву, которые группируются по степени срочности

погашения.

Наиболее мобильной частью ликвидных средств являются деньги и краткосрочные

финансовые вложения. Ко второй группе относятся готовая продукция,

отгруженные товары и дебиторская задолженность. Ликвидность этой группы

текущих активов зависит от своевременности отгрузки прод-ии, оформления

банковских документов, скорости платежного документооборота в банках, от

спроса на продукцию, ее конкурентоспособности, платежеспособности

покупателей, форм расчетов и др.

Значительно больший срок понадобится для превращения произв-ых запасов и

незавершенного производства в готовую продукцию, а затем в денежную

наличность. Поэтому они отнесены к третьей группе.

Соответственно на три группы разбиваются и платежные обязательства предп-ия:

1) задолженность, сроки оплаты которой уже наступили; 2) задолженность,

которую следует погасить в ближайшее время; 3) долгосрочная задолженность.

Для оценки перспективной платежеспособности рассчитывают следующие показатели

ликвидности: абсолютный, промежуточный и общий.

Абсолютный показатель ликвидности опр-ся отношением ликвидных средств

первой группы ко всей сумме краткосрочных долгов предп-ия (III раздел пассива

баланса). Его значение признается достаточным, если он выше 0,25. Если

предприятие в текущий момент может на 25% погасить все свои долги, то его

платежеспособность считается нормальной. Отношение ликвидных средств первых

двух групп к общей сумме краткосрочных долгов предп-ия представляет собой

промежуточный коэф. ликвидности. Удовлетворяет обычно соотношение 1:1.

Однако, он может оказаться недостаточным, если большую долю ликвидных средств

составляет дебиторская задолженность, часть которой трудно своевременно

взыскать. В таких случаях требуется соотношение 1,5:1.

Общий коэф. ликвидности рассчитывается отношением всей суммы текущих

активов, включая запасы и незавершенное произ-во (III раздел актива), к общей

сумме краткосрочных обязательств (III раздел пассива). Удовлетворяет обычно

коэф. 1,5 - 2,0.

Банки и прочие инвесторы отдают предпочтение промежуточному коэф.у ликвидности.

Однако, на основании только этих показ-лей нельзя безошибочно оценить

финансовое состояние предп-ия, так как данный процесс очень сложный, и дать

ему полную характеристику 2-3 показ-лями нельзя. Коэф.ы ликвидности –

показатели относительные и на протяжении некоторого времени не изменяются,

если пропорционально возрастают числитель и знаменатель дроби. Само же

финансовое положение за это время может существенно измениться, например,

уменьшится прибыль, уровень рентабельности, коэф. оборачиваемости и др.

Поэтому для более полной и объективной оценки ликвидности можно использовать

следующую факторную модель:

Клик. =( Текущие активы/ Балансовая прибыль)*( Балансовая прибыль/

Краткосрочные долги ) = Х1 * Х2 где Х1 –

показатель, характеризующий стоимость текущих активов, приходящихся на 1 рубль

дохода; Х2 – показатель, свидетельствует о способности предп-ия

погашать свои долги за счет результатов своей деят-ти. Он характеризует

устойчивость финансов. Чем выше его величина, тем лучше финансовое состояние

предп-ия.

32.Затраты предп-ия: классиф-ия, принципы, основные подходы. характер,

состав и структура затрат зависят от:

организационно-правовой формы хоз-вования,

отраслевой принадлежности, места, занимаемого

хозяйствующим субъектом на рынке товаров и капитала,

инвестиционной, финансовой и учетной политики, а также

установленных законодательно правил и принципов

поведения хоз-их субъектов в налоговой,

кредитной, страховой и фондовой сферах.

Исходя из экономического содержания все денежные

расходы можно разделить на три группы: расходы,

связанные с извлечением прибыли, расходы, не связанные

с извлечением прибыли, принудительные расходы.

1. Расходы, связанные с извлечением прибыли, включают

затраты на обслуживание производственного процесса,

затраты на реализацию прод-ии, произ-во работ,

оказание услуг, инвестиции.

2. К расходам, не связанным с извлечением прибыли,

относятся расходы потребительского характера, а также

на благотворительные и гуманитарные цели. Сюда можно

отнести поощрительные выплаты работникам предп-ия,

отчисления в негосударственные страховые и пенсионные

фонды, на развитие социально-культурной сферы и

политику. Затраты этого типа могут опосредованно

влиять на доходность компании, формируя ее имидж.

Налаженная рекламная и маркетинговая служба позволяет

широко использовать репутацию фирмы для привлечения

покупателей, инвесторов, рабочей силы.

3. К принудительным расходам относятся налоги и

налоговые платежи, отчисления в государственные

внеб-ные фонды, расходы по обязательному

страхованию, созданию резервов, штрафные санкции.

Расходы, связанные непосредственно с извлечением

прибыли, состоят из материальных затрат, затрат на

оплату труда, накладных расходов, инвестиций.

Материальные затраты включают в себя оплату сырья и

материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий,

топлива и энергии всех видов, расходы на тару и тарные

материалы, запасные части, затраты, связанные с

приобретением МБП, средства, переданные сторонним

организациям за услуги производственного характера, и

др. Как правило, данные расходы занимают наибольший

удельный вес в расходах предп-ия. Их структура во

многом опр-ся отраслевой принадлежностью.

Формирование этой группы затрат напрямую связано с

величиной прибыли, от их уровня зависит устойчивость

положения предп-ия на рынке, конкурентоспособность

его прод-ии.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


© 2007
Использовании материалов
запрещено.