РУБРИКИ

Шпора: Шпора по государственному регулированию экономики

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Шпора: Шпора по государственному регулированию экономики

Шпора: Шпора по государственному регулированию экономики

1,5. Экономика Украины: тенденции и перспективы развития.

2. Изменение роли и функции государства в развитии экономики

3. Социальная функция государства

4. Стратегическая функция государства

6. Защитная функция государства

7. Причины переосмысления роли государства в экономике

8. Общие функции государства в рыночной экономике

9. Взаимосвязи факторов государственного влияния на экономические процессы

10. Пути повышения эффективности государственного влияния на экономику

11. Теория меркантилизма.

12. Экономический либерализм.

13. Основные принципы деятельности государства в рыночной экономике.

14. Поддержание и защита конкуренции.

15. Регулирование денежного обращения.

16. Антиинфляционная политика государства.

17. Необходимость государственного регулирования экономики

18. Объекты и цели государственного регулирования экономики

19. Инструментарий государственного регулирования экономики

20. Экономические функции государства

21. Экономическая сущность и содержание предпринимательства

22. Экономическая сущность, функции и принципы

государственного регулирования предпринимательства.

23. Понятие, содержание и характеристика ГРЭ.

25. Роль и функции государственного сектора экономики.

26. Формы ГРЭ.

27. Методы государственного регулирования экономики.

31.Макроэкономическое регулирование

32. Государственное регулирование экономики во Франции.

33. Государственное регулирование экономики в Японии.

34. Государственное регулирование экономики США.

35. Понятие общегосударственного планирования.

36. Сущность и виды общегосударственного планирования.

39. Что такое стратегическое планирование?

40. Сущность прогнозирования.

42. Научно-техничекский прогноз.

43. Что предлагает демографический прогноз.

44. Сущность экономических прогнозов.

45. Социальные прогнозы.

46. Что такое прогнозы природных ресурсов?

47. Какие прогнозы предполагает макроэкономический уровень?

48. Какие прогнозы предполагает структурное прогнозирование?

49. Программирование как форма государственного регулирования экономики.

50. Прогнал и план

51. Система прогнозов

52. Методы прогнозирования

54. Государственное программирование

55. Виды программ

56. Технологическое программирование.

57. Роль и функции плана

37,58. Директивное планирование.

38,59. Индикативное планирование.

60. Система планов.

61. Прогнозирование и программирование в кризисных ситуациях

64. Что собой представляют показатели планов?

67. Что такое принцип пропорциональности и сбалансированности?

68. Что такое принцип приоритетности?

69. Что такое принцип согласования?

70. Основополагающие подходы и принципы прогнозирования.

71. Что такое принцип системности в прогнозировании?

72. Что такое принцип адекватности в прогнозировании?

73. Что такое принцип альтернативности в прогнозировании?

74. Что такое принцип целенаправленности в прогнозировании?

75. Этапы прогнозирования и их характеристика.

76. Информационная база прогнозирования.

79. Интуитивные методы прогнозирования.

80. Опережающие методы прогнозирования.

81. Сущность экспертных оценок в прогнозировании.

82. Метод написания сценария в прогнозировании.

83. Метод комиссий в прогнозировании.

84. Метод «дельфи».

85. Сущность и значение финансовой системы в руководстве народным хозяйством.

86. Бюджетное регулирование.

87. Кредитно-денежное регулирование.

88. Налоги в системе государственного регулирования экономики.

89. Цены в системе государственного регулирования экономики.

90. Понятие и состав экономического потенциала.

96. Содержание государственного регулирования трудового потенциала.

97. Планирование и прогнозирование демографического

развития и трудовых ресурсов.

98. Что такое сводный баланс трудовых ресурсов.

99. Что такое предварительный баланс трудовых ресурсов.

100. Регулирование занятости населения Украины.

101. Опыт государственного регулирования занятости населения за рубежом.

102. Природно-ресурсный потенциал как объект государственного регулирования.

103.Что мы понимает под природно-ресурсным потенциалом?

104. Краткая характеристика минерально-сырьевой базы Украины.

105. Особенности хозяйственного механизма природопользования.

106. Прогнозирование и планирование ресурсов.

107. Государственное регулирование научно-технического потенциала.

116. Прогнозирование и планирование промышленного производства.

117. Что является основным методом прогнозирования в производственной сфере.

118.Что такое баланс производственной мощности.

119. Государственное регулирование аграрного сектора экономики в Украине.

120. Социальные нормы и нормативы - основа

государственного регулирования социального развития.

121. Государственное регулирование оплаты труда.

122. Содержание государственного регулирования развития регионов.

123. Формы и методы государственного регулирования территориального развития.

124. Планирование и прогнозирование развития регионов.

125. Что включается в планы регионов?

126. Важнейшие черты развития внешнеэкономической

деятельности и реформа управления ВЭД.

127. Меры государственного регулирования ВЭД.

128. Платежный баланс в регулировании ВЭД.

131. Антимонопольное (конъюнктурное) регулирование экономики.

132. Прогнозирование кризисов.

133. Антикризисные программы

135. Объекты государственного регулирования.

136. Цели государственного регулирования.

137. Механизм государственного регулирования ВЭД.

140. Основные направления и проблемы развития

экономических связей Украины со странами СНГ.

1,5. Экономика Украины: тенденции и перспективы развития.

Переход к рыночной экономике означает, что вступают в силу присущие ей

закономерности цикличной Динамики, включая периодические экономические

кризисы различной глубины и длительности — среднесрочные (примерно раз в

десятилетие), Долгосрочные (полувековые Кондратьевские) и сверхдолгосрочные

(валовые цивилизационные).

Перспективы развития украинской экономики.

В Украине разработаны методы экономического прогнозирования на кратко-,

средне- и долгосрочный период.

Первое направление (умеренный вариант) предусматривал оживление всех сфер

экономической деятельности.

Такие прогнозные показатели основываются на применении теории монетаризма,

согласно которой система свободного рынка обеспечивает высокую

макроэкономическую стабильность на базе конкуренции. Благоприятный сценарий -

если в результате обоснованной программы выхода из кризиса, энергичной и

эффективной экономической политики Правительства будут созданы и реализованы

предпосылки для инвестиционного бума и волны базисных инноваций(которыми

обычно сопровождается фаза оживления экономического цикла), темпы

экономического роста достигнут 6-7% в год, то докризисный уровень будет

превзойден к началу 10-х годов XXI столетия.

Социальные потери экономическою кризиса будут восстанавливаться в течение

более длительного времени, при неблагоприятном сценарии и к 2020 г. не будет,

достигнут докризисный уровень реальных располагаемых денежных доходов

населения.

Можно выделить следующие уклады и оценить перспективы их развития.

I. Частнокапиталистический уклад который включает крупные и средние

предприятия промышленности, строительства, торговли и других отраслей. По

существу, к нему относится и значительная часть предприятий смешанной формы

собственности, где государство практически не управляет принадлежащей ему

долей акций, а также совместные предприятия.

Монополистически-компрадорский капитал тесно связаны с теневой экономикой и

транснациональными корпорациями, перекачивает значительную часть

национального богатства за рубеж и активно использует коррумпированных

чиновников для обогащения за счет бюджетных источников.

Перспективы такие способы обогащения почти не имеют, поскольку самое ценное

из государственного имущества уже присвоено, бюджет предельно истощен,

реальные доходы большинства населения сведены к минимуму.

2. Мелкотоварный уклад наиболее многочислен

по числу предпринимателей и играет прогрессивную роль в

экономике, обеспечивая занятость и доходы миллионов семей и

насыщение

потребительского рынка. К этому укладу можно отнести:

• собственников малых предприятий (в 1996 г. насчитывалось 829

тыс.малых предприятий, из них 89% — в частной собственности, 11% —в

смешанной; на них занято более б млн. человек);

• крестьянские (фермерские) хозяйства (на начало 2000г. их было 35,9

тыс. сд.) В пользовании этих хозяйств находилось 11,62 тыс. га.

• часть хозяйств населения, производящих продукты не только для

себя, но и для поставки на рынок (в 1996 г. хозяйства населения производили

46% всей сельхозпродукции в стране);

челноки и мелкие торговцы (незарегистрированные как малые пред­приятия), на

которых приходится значительная доля оборота товаров.

3. Государственный сектор сохранил и сохранит в

перспективе значительную долю в экономике, особенно в оборонных отраслях, на

транспорте, в науке, образовании и культуре, в инфраструктуре.

4. Натурально-патриархальный уклад неожиданно возродился в значительных

масштабах в условиях кризиса для удовлетворения потребностей семей в

продовольствии: в личных хозяйствах населения произведено в 1996 г. 47%

продукции растениеводства и 44% продуктов животноводства, в услугах. Основная

рабочая сила здесь — пенсионеры, домохозяйки, безработные.

2. Изменение роли и функции государства в развитии экономики

В позднеиндустриальном обществе роль государства в экономике значительно

возросла по сравнению с предыдущими этапами развития индустриального

общества. Государство выступало как собственник значительной части

национальных ресурсов, непосредственно участвовало в экономическом обороте,

определяло стратегию развития и само реализовывало ее, брало на себя

возмещение текущих расходов и большей части инвестиций на содержание науки,

социальной сферы, определяло условия труда и его оплату.

Государство в рыночной экономике не может ограничиться функцией её

регулирования. Оно должно создавать условия для социального партнерства, для

развития той (и весьма значительной) части экономики, которая не

функционирует по законам рынка. Речь идет прежде всего о социокультурной

сфере — о развитии науки, культуры, образования, демографических процессах,

обеспечении эффективной занятости, охране здоровья, окружающей среды,

поддержке материнства и детства, стариков и т.п. Необходимо осуществлять

регулирование экономической стратификации и социальной мобильности, не

допуская чрезмерного разрыва между богатством и бедностью.

Социальная функция социалистического государства была достаточно сильно

развита, и его опыт был перенят многими зарубежными государствами и нашел

выражение в концепциях "государства всеобщего благосостояния" и "социально-

рыночной экономики". Однако в переходной экономике эта функция в значительной

степени свернута: резко сократились ассигнования на отрасли социокультурной

сферы, уменьшился реальный размер пенсий и обесценены сбережения партнеров,

уменьшилось фактическое конечное потребление домашних хозяйств, превзошла

критические пределы дифференциация доходов богатых и бедных слоев населения,

значительная его часть оказалась в состоянии нищеты.

Третья важнейшая функция государства в экономике — стратегическая,

заключающаяся в обеспечении своевременной и эффективной трансформации

экономики в быстро меняющемся мире. Особое значение эта функция приобретает в

переходные эпохи, в условиях кризисов, когда усиливаются хаотичность движения

противоречия экономических и социальных интересов, быстро меняется

экономическая ситуация.

Защитная функция государства в рыночной экономике осуществляется в нескольких

направлениях.

Во-первых, защита собственности — государственной, частной, личной —- от

посягательств воров, мошенников, строителей спекулятивных финансовых пирамид

и т.п. Без правовых гарантий невозможно обеспечить эффективную эксплуатацию

любой формы собственности, чтобы она приносила доход не за счет ущерба другим

членам общества. Это предусматривает создание благополучного климата,

реальную защиту интересов владельцев интеллектуальной собственное! и

инвесторов, рискующих долгосрочным вложением своих средств в основной

капитал.

Во-вторых, охрана интересов участников экономической деятельности, и прежде

всего потребителей, создание равных условий для конкуренции, антимонопольное

регулирование, защита от рэкета, коррупции и других посягательств на

свободную экономическую деятельность.

В-третьих, государство в рыночной экономике играет важнейшую роль в

регулировании трудовых отношений, защите интересов наемных работников,

разрешении трудовых конфликтов, чтобы они наносили меньше вреда экономике,

развитию социального партнерства.

В-четвертых, активная поддержка отечественных производителей и потребителей в

случае экспансии зарубежного капитала, использование в известных пределах

протекционистских мер для поддержки экспорта и ограничения попыток

транснациональных корпораций подчинить себе отдельные сектора экономики или

сегменты внутреннего рынка.

В-пятых, государство должно выработать четкую доктрин* экономической

безопасности и последовательно проводить ее в жизнь, hi допуская чрезмерного

нарастания внешнего долга и зависимости or иностранных государств и

международных финансовых организации, ограждая экономику от тяжелых

последствий мировых финансовых кризисов, не допуская превращения Украины в

источник дешевого сырья и рынок сбыта готовой продукции для развитых и

соседних стран, проводить дальновидную стратегию реинтеграции бывших стран

СЭВ и восстановления утраченных позиций на мировом рынке.

3. Социальная функция государства

Известная формула В.И.Ленина о том, что государство есть машина в руках

господствующего класса для подавления эксплуатируемых классов, является

односторонней и не отражает всей истины. Государство возникло как инструмент

упорядочения общественных отношений в условиях сложившегося общества с

противоречивыми интересами разных социальных слоев. Выражая волю

господствующих слоев, государство вместе с тем отражает интересы всего

"общества, всех его слоев, находит приемлемый для большинства населения

консенсус между этими слоями, способы разрешения неизбежно возникающих между

ними противоречий. Когда- то или иное государство оказывается не в состоянии

выполнять эту важнейшую функцию, оно терпит крах, сметается в результате

политической революции или внешнего завоевания.

Государство в рыночной экономике не может ограничиться функцией её

регулирования. Оно должно создавать условия для социального партнерства, для

развития той (и весьма значительной) части экономики, которая не

функционирует по законам рынка. Речь идет прежде всего о социокультурной

сфере — о развитии науки, культуры, образования, демографических процессах,

обеспечении эффективной занятости, охране здоровья, окружающей среды,

поддержке материнства и детства, стариков и т.п. Необходимо осуществлять

регулирование экономической стратификации и социальной мобильности, не

допуская чрезмерного разрыва между богатством и бедностью.

Социальная функция социалистического государства была достаточно сильно

развита, и его опыт был перенят многими зарубежными государствами и нашел

выражение в концепциях "государства всеобщего благосостояния" и "социально-

рыночной экономики". Однако в переходной экономике эта функция в значительной

степени свернута: резко сократились ассигнования на отрасли социокультурной

сферы, уменьшился реальный размер пенсий и обесценены сбережения партнеров,

уменьшилось фактическое конечное потребление домашних хозяйств, превзошла

критические пределы дифференциация доходов богатых и бедных слоев населения,

значительная его часть оказалась в состоянии нищеты. На новом этапе реформ

ради обеспечения доходов бюджета и погашения внутренних и внешних долгов эта

тенденция продолжает усиливаться. Неэффективное исполнение государством своей

социальной функции ведет к разрушительным социальным конфликтам и взрывам.

Ориентиры социокультурной динамики, эффективное .выполнение социальной

функции должны стать первым приоритетом государства, которое создано народом

и содержится за его счет, прежде всего для поддержания и развития

жизнеспособности и благосостояния народа.

4. Стратегическая функция государства

Одна из важнейших функций государства в экономике — стратегическая,

заключающаяся в обеспечении своевременной и эффективной трансформации

экономики в быстро меняющемся мире. Особое значение эта функция приобретает в

переходные эпохи, в условиях кризисов, когда усиливаются хаотичность движения

противоречия экономических и социальных интересов, быстро меняется

1еоэкономическая ситуация. Для выполнения этой функции государство должно

концентрировать интеллектуальные силы, развивать прогнозирование,

разрабатывать и выполнять экономические, социальные, научно-технические,

экологические программы, выделять на стратегические цели крупные ресурсы,

отрывая их от текущих нужд, осуществлять подготовку стратегически мыслящих

менеджеров и государственных служащих и поддерживать их.

Социалистическое государство было сильно стратегической направленностью,

способностью и возможностью концентрировать ресурсы на выбранных

стратегических направлениях. Это позволило в сравнительно короткие сроки

осуществить индустриализацию страны, выстоять и победить в Великой

Отечественной войне против военно-промышленной машины почти всей Европы,

сравнительно быстро восстановить разрушенное, уйти вперед в некоторых научно-

технических и военно-технических областях. Опыт перспективного планирования и

целевого программирования позаимствовали у СССР многие зарубежные страны —

как развитые (например, Франция), так и развивающиеся (например, Индия,

Республика Корея). Другое дело, что программные цели не всегда определялись

обоснованно и многие программы провалились, развитие военно-промышленного

комплекса и тяжелой промышленности осуществлялось за счет подрыва сельского

хозяйства и низкого уровня жизни населения, а в 70-90-е годы стратегическая

функция государства оказалась чрезмерно ослабленной (несмотря на принятие

множества не связанных друг с другом, не обеспеченных ресурсами и не

выполняемых программ).

Без восстановления стратегической функции государства, реабилитации

программно-целевого метода, стратегического управления, воспитания поколения

стратегически мыслящих менеджеров и государственных служащих невозможно

решить коренные проблемы реформирования экономики, перехода от кризиса к

оживлению, сохранения локальной цивилизации.

Особенно возрастает и усиливается значение стратегической функции государства

в условиях экономических кризисов — как среднесрочных, так и долгосрочных.

Обязанность государства — опираясь на интеллектуальные силы, на мировой опыт,

заранее предвидеть наступление кризиса, поставить правильный его диагноз,

разработать и осуществить антикризисную программу, позволяющую пройти эту

критическую фазу с наименьшими потерями и в короткие сроки, поддерживать

базисные инновации, обеспечивающие повышение конкурентоспособности

отечественной продукции и расширение спроса "а внутреннем и внешнем рынках,

поддерживать занятость и, покупательную способность населения. Украинское

государство оказалось не готовым к кризису, не в состоянии поставить

правильный диагноз обвального кризиса, разработать и реализовать действенную

и реалистичную программу выхода из кризиса.

Стратегической ошибкой было то, что в условиях обвального кризиса в 1992 г.

был принят курс на уход государства из экономики, свертывание государственных

заказов, развязывание рыночной стихии, что привело к галопирующей инфляции,

гигантскому перераспределению собственности в интересах теневого капитала,

падению, по официальным данным, примерно вдвое уровня жизни народа за один

год, разрушению высокотехнологичного военно-про­мышленного комплекса. Попытки

восстановить деформированную, полуразрушенную экономику монетаристскими

методами, финансовыми спекуляциями, внешними и внутренними заимствованиями

успеха не принесли. Более того, извлекая с помощью налогов и финансовых

пирамид неоправданно большую долю доходов предприятий и населения и бездарно

растрачивая их на содержание разбухшего государственного аппарата, подкормку

коммерческих банков, государство само стало одним из сильных факторов

углубления кризиса.

6. Защитная функция государства

Защитная функция государства в рыночной экономике осуществляется в нескольких

направлениях.

Во-первых, защита собственности — государственной, частной, личной —- от

посягательств воров, мошенников, строителей спекулятивных финансовых пирамид

и т.п. Без правовых гарантий невозможно обеспечить эффективную эксплуатацию

любой формы собственности, чтобы она приносила доход не за счет ущерба другим

членам общества. Это предусматривает создание благополучного климата,

реальную защиту интересов владельцев интеллектуальной собственное! и

инвесторов, рискующих долгосрочным вложением своих средств в основной

капитал.

Во-вторых, охрана интересов участников экономической деятельности, и прежде

всего потребителей, создание равных условий для конкуренции, антимонопольное

регулирование, защита от рэкета, коррупции и других посягательств на

свободную экономическую деятельность.

В-третьих, государство в рыночной экономике играет важнейшую роль в

регулировании трудовых отношений, защите интересов наемных работников,

разрешении трудовых конфликтов, чтобы они наносили меньше вреда экономике,

развитию социального партнерства.

В-четвертых, активная поддержка отечественных производителей и потребителей в

случае экспансии зарубежного капитала, использование в известных пределах

протекционистских мер для поддержки экспорта и ограничения попыток

транснациональных корпораций подчинить себе отдельные сектора экономики или

сегменты внутреннего рынка.

В-пятых, государство должно выработать четкую доктрин* экономической

безопасности и последовательно проводить ее в жизнь, hi допуская чрезмерного

нарастания внешнего долга и зависимости or иностранных государств и

международных финансовых организации, ограждая экономику от тяжелых

последствий мировых финансовых кризисов, не допуская превращения Украины в

источник дешевого сырья и рынок сбыта готовой продукции для развитых и

соседних стран, проводить дальновидную стратегию реинтеграции бывших стран

СЭВ и восстановления утраченных позиций на мировом рынке.

Хотя защитная функция государства зафиксирована в Конституции Украины и ряде

законов, однако выполняется она неудовлетворительно, что сдерживает выход из

кризиса, реализацию преимуществ регулируемой рыночной экономики. Со стороны

государства нет реальной защиты собственности, интересов потребителей и

наемных работников наблюдается разгул экономической преступности,

взяточничество рэкета. Практически не соблюдаются права наемных работников,

которые подвергаются все более беззастенчивой

эксплуатации. Месяцами не выплачивалась заработная плата, что является

вопиющим нарушением прав человека. Иностранные монополии и транснациональные

компании при поддержке местного

компрадорского капитала практически бесконтрольно хозяйничают в ряде секторов

экономики, переводя за рубеж свои доходы в размере, многократно превышающем

внешние поступления. В стране все более

отчетливо проступают

черты экономики

зависимого, полуколониального типа. Задача новою поколения государственных

служащих состоите том, чтобы осознать и в полной мере осуществить защитную

функцию государства, значительно усилить его роль в обеспечении внутренних и

внешних условий для нормального функционирования и устойчивого развития

украинской экономики.

7. Причины переосмысления роли государства в экономике

Современная экономика (в координатах, привычных западному миру) есть

высокоорганизованная, инновационно-предпринимательская экономика, впитавшая

многовековой опыт рыночной свободы, конкуренции и демократического порядка. В

ней весьма респектабельное место отводится государственному влиянию.

Специфические условия украинских реформ внесли большую противоречивость в

вопрос оценки обществом роли и функций государства в современной экономике. В

научной среде выделялись и продолжают существовать в этой части два

диаметрально различных подхода. Первый предполагает, что чем больше экономика

носит рыночный характер, тем меньше государственным институтам нужно

вмешиваться в экономическую жизнь и тем слабее должен быть государственный

сектор экономики. Другой подход базируется на мнении, чью роль

государственного регулирования должна быть преобла­дающей всади: и на этапах

становления рыночных взаимодействий, и там, где уже сложились самые

высокоразвитые механизмы рынка.

Период разгосударствления определил весь контекст первого этапа реформ в

Украине. Господствующей в политической элите стала точка зрения, что

саморегулирующие начала рынка приведут хозяйственную систему страны в желаемое

состояние, адекватное мировым тенденциям. Однако и пи да уже, хотя крайне

робко, звучали предупреждения, чью эффективною рынка без мощных регулирующих

начал государства не бывает и что наиболее ответственной роль государства

должна быть именно в переходное время.

В последующем функцию государственного регулирования экономики перестали

отвергать и осуждать. Стало утверждаться понимание, что развитая рыночная

экономика предполагает и развитое, квалифицированное государственное

регулирование. В Послании Президента Украины правительству в апреле 2000 г.

были выделены специальные разделы, посвященные задачам наведения порядка в

государственных финансах и в регулировании экономики.

Нужно обратить внимание на два принципиальных элемента стратегии участия

государства в процессе развития своих стран. Первый из них — приведение

функций государства соответствие с его потенциалом. Иначе говоря, речь

идет о том, чтобы соразмерять желания с возможностями. Многие государства

пытаются делать слишком многое, располагая ограниченными ресурсами, что часто

приносит больше вреда, чем пользы. Там, где государство располагает скудными

возможностями, формы и направления государственного вмешательства должны

особенно тщательно анализироваться.

Серьезный водораздел в этом плане между развитыми и развивающимися странами

можно ощутить по различиям в уровне ассигнований, направляемых на

общегосударственные нужды. В целом в промышленно развитых странах

государственные расходы достигают сейчас почти половины ВВП, а в

развивающихся странах — примерно четверти.

Второй элемент стратегии связан с укреплением потенциала государства путем

активизации общественных институтов. Это подразумевает разработку

эффективных норм и ограничений, которые позволили бы сдерживать произвол

властей, бороться с засильем коррупции. Важной частью работы является развитие

разнообразных форм общественного контроля, который должен

распространяться и на предпринимательский корпус и на функционирование

государственного и муниципального управления.

8. Общие функции государства в рыночной экономике

Вполне очевидно, что содержание и интенсивность функций государства зависят от

конкретно-исторического положения страны. Они имеют значительную специфику для

этапа активных реформ в Украине. Ключевая функция государства при этом состоит

в создании условии для формирования и развития высокоэффективного

рыночного хозяйства, при этом должны тщательно учитываться многоукладный

характер экономики, сильные тенденции смешения теневой экономики с экономикой

легальной, проникновения теневых отношений в механизмы государственного

управления. Более сильными здесь остаются традиции ожидания защитных функций

государства. К такой защите и опеке были приучены не только массы населения, но

и целые отрасли народного хозяйства, особенно стратегически весомые и социально

значимые.

Вместе с тем существует достаточно устойчивый спектр функций в управлении

экономикой и обществом, которые могут реализоваться в любом современном

рыночном хозяйстве только на уровне политики государства как целого. Основные

из них:

1. Правовое обеспечение экономической деятельности. Одна из важных функций

государства в этой области — поддержка права собственности.

2. Организация денежного обращения.

3.Производств так называемых общественных товаров и услуг (которые призваны

удовлетворять коллективные потребности). Это, например, продукция

оборонного назначения, дороги, коммуникации,

иная инфраструктура. К этому классу задач можно также отнести

поддержку государством науки, образования, культуры.

4.Минимизация трансакционных издержек. Под

трансакционными издержками, напомним, понимают издержки

эксплуатации экономической системы.

5.Антимонопольное регулирование и развитие конкуренции; поддержка

малого и среднего бизнеса.

6. Оптимизация влияния экстерналий. В экономике возникают так

называемые внешние эффекты (externalities), которые не выражаются в

денежной форме, и рынок на них должным образом не реагирует. Речь

обычно идет о минимизации внешних эффектов отрицательного

свойства, например загрязнения окружающей среды. Положительные же внешние

эффекты государством могут активно стимулироваться.

Например, это может касаться случаев распространения результатов (благ) от

тех или иных целевых благотворительных программ не только на тех, для кого

они предназначаются, но и на общество в целом.

7. Перераспределение доходов в обществе (в том

числе для обеспечения его стабильности, устойчивости).

В частности, должно быть обеспечено рациональное соотношение личных доходов

предпринимателей и людей, зарабатывающих себе на жизнь трудом по найму. При

слишком большой разнице в доходах между этими категориями людей в обществе

могут возникать острые социальные противоречия. Опыт даже тех

капиталистических стран, в которых рыночные отношения наиболее развиты,

свидетельствует, что не более 5% населения способны быть предпринимателями.

8. Поддержка оптимального уровня занятости;

минимизация безработицы и издержек от нее.

9. Проведение региональной экономической и

социальной политики, отвечающей коренным интересам страны в

целом и населения ее территорий.

10. Реализация национальных интересов в мировой экономике,

поддержка международной конкурентоспособности отечественной

экономики.

9. Взаимосвязи факторов государственного влияния на экономические процессы

Современный государственный служащий должен хорошо понимать действие факторов

и механизмов, определяющих концептуальный выбор того или иного типа

экономической политики государства на конкретном этапе жизни страны. Ему

нужно иметь четкое представление' о рациональном сочетании инструментов

государственного регулирования экономики. Важно свободно ориентироваться в

вопросах финансовой и денежной политики, обоснования инвестиционных решений и

др.

Первое, что нужно при jtom заметить, — это ключевая роль фигуры

npouiKodiime.iH. Именно предприятия, фирмы выступают источником формирования

национального дохода, образующего исходную массу совокупного спроса

(поступающую в "кольцевую трубу" распределения). Далее, видно, что основной

фигурант текущего спроса — это потребитель. Именно он предъявляет

производителю (через продавцов) основную часть совокупного спроса, направляя из

полученной массы доходов (DI) наибольшую их часть на текущее потребление

(С). Но потребитель одновременно является первоисточником последующих возможных

инвестиционных потоков. Именно здесь, как видно из схемы, дается старт

сбережениям.

Далее, нужно оценить значимость момента распределения дохода (DI) на

потребление и сбережения с точки зрения обеспечения макропропорций и всей

экономической динамики в стране.

Одна из точек острейших противоречий в макроэкономической системе Украине

расположена, как уже упоминалось, на стыке, соединяющем финансовые институты

и инвестиции. Инвестиции, как демонстрирует схема совокупного спроса, — один

из важнейших компонентов общего спроса в макросистеме.

Нужно обратить внимание на значимость еще двух крупных факторов, обозначенных на

схеме совокупного спроса. Это — фактор правительственных закупок (G)

как огромной силы стабилизатор в системе совокупного спроса. Его влияние было

явно занижено в ходе реформ. Значительным компенсатором несовершенств рыночного

саморегулирования в руках правительства также выступает механизм

трансфертов, которые позволяют обеспечивать более равномерное распределение

ресурсов между различными слоями населения и даже между поколениями людей.

Схема циркуляционного течения дает, разумеется, не вполне исчерпывающую

модель взаимодействия факторов макроре1улированин. Но и она, как видим,

достаточно сложна и указывает на многие ключевые точки возможных противоречий

и кризисов в случае неумелой политики.

10. Пути повышения эффективности государственного влияния на экономику

При отработке механизмов государственного регулирования экономики на

современном этапе необходимо учитывать ряд тенденций и принципов.

1.Определяющим фактором является эффективность государства. Эффективное

государство жизненно необходимо для предоставления товаров и

услуг, я также для создания правил институтов, позволяющих рынкам

процветать, а людям — вести более здоровую и обеспеченную жизнь.

2.Возрастающее влияние государства перемещающая акцент с

количественного аспекта государственного влияния на аспект

качественный. Внимание переместилось с размера государства как

такового и объема его вмешательства на его результативность и

степень отражения нужд населения.

3.Государство находится в центре экономического и социального развития страны,

но не в качестве непосредственною источники pocтa, a как партнер,

катализатор и помощник. Особенно обращается внимание

на потенциал государства, определяемый как способность эффективно проводить и

пропагандировать коллективные мероприятия.

4.Стремясь более чутко реагировать на нужды населения,

государство должно расширять его (населения) участие в управлении,

предоставлять больше власти местным органам.

5.Для повышения эффективности своей работы государственные институты

должны функционировать в условиях большей конкуренции.

6. Улучшение деятельности государственных институтов зависит от

совершенствования систем оплаты и стимулирования государственных служащих

При конкретизации в Украине приведенных тезисов, отражающих большой опыт

разных стран мира по участию различных институтов в рыночных отношениях

сообразно потенциалу конкретных государств, целесообразно учесть ряд

обстоятельств.

Во-первых, в нашей стране за короткое время проведены радикальные

преобразования, имеющие уникальный масштаб.

Вывод о необходимости более сильной роли государства при проведении

современных украинских реформ напрашивается сам собой. Однако формы

реализации этой роли могут быть различными.

Во-вторых, следует с большей четкостью, чем это было до сих пор, сформулировать

главные цели экономической политики и стратегии, расположив и проранжировав

их в пространстве и во времени. Эти цели должны быть выражены в понятных

большинству людей 1ерминах, фиксирующих ступени их уровня жизни.

В-третьих, одна из важных задач государственного управления — отработать

механизмы постоянного соответствия содержания экономических преобразований

интересам народа. Только посредством этого можно обеспечить включение в число

активных участников реформ не только элиты, но и подавляющего большинства

народа. Из мировой практики реформ известно, что преобразования не оказываются

привлекательными, если вытравите не ставят задачу сполна компенсировать потери

проигравшим.

В-четвертых, государства, рассчитывающие на достаточно весомое место в

мировой политике и экономике, должны активно участвовать в разнообразных меже

урановых акциях по поддержанию равновесия в мировом экономическом

пространстве. С большой долей уверенности можно утверждать, что общемировые

проблемы глобального плана в будущем, по мере вступления в режим рыночного

потребительского общества все большего числа ранее отсталых народов, станут

серьезно обостряться.

11. Теория меркантилизма.

Сущность теории меркантелизма заключается в тождественности понятий «капитал»

и «деньги». Одностороння трактовка функции денег привела к тому, что

меркантелисты считали основным источником капитала сферу обращения.

Поскольку, по мнению меркантелистов, в результате внутригосударственного

обращения денег их количество не увеличивается, а происходит только

перераспределения капитала, основное внимание они уделяли международной

торговле. Главной задачей государства, таким образом, становилось поддержание

положительного сальдо внешнеторгового баланса. Эта цель предполагала активное

вмешательство государства в экономику и воздействие на нее административными

и экономическими рычагами.

В период становления капитализма, зарождения мануфактуры, углубления ОРТ,

расширения внешних и внутренних рынков, интенсификации денежного обращения

появляется новое экономическое учение – меркантилизм. Сущность учения

меркантилистов сводится к определению источника происхождения богатства( и в

этом их заслуга, т.к. они первыми заговорили об этом). Но трактовали они этот

вопрос неправильно, ибо источник богатства выводили из сферы обращения, а

само богатство отождествляли с деньгами. Отсюда и название данного учения,

ибо «меркантильный» в переводе означает «денежный». Мер-ты были

представителями торговцев и представляли их интересы. Различают ранний и

поздний мер-м. В основе раннего лежала система денежного баланса, увеличение

денежного богатства чисто законодательным путем. Так, англичанин У.Стаффорд

(1554-!612) в своем памфлете «Краткое изложение некоторых обычных жалоб

различных наших соотечественников» отмечал, что решение многих экономических

проблем основано на запрещении вывоза драг металлов, ограничении импорта,

поощрении хоз деятельности, связанной с притоком в страну денег. В основе

позднего мер-ма лежала система активного торгового баланса, т.е. продавать

больше, а покупать меньше.

12. Экономический либерализм.

Неолиберализм- направление в эк науке и практике управления хоз

деятельностью, сторонники которого отстаивают принцип саморегулирования

экономики, свободной от излишней регламентации. Современные представители эк

либ-ма следуют 2 традиционным положениям: Они исходят из того, что рынок как

наиболее эффективная форма хоз-я создает наилучшие условия для эк роста. Они

отстаивают приоритетное значение свободы субъектов эк деятельности. Гос-во

должно обеспечивать условия для конкуренции и осуществлять контроль там, где

это необходимо. К неолиб-му обычно относят 3 школы: чикагскую (М.Фридмен);

лондонскую (Хайек); фрайбургскую ( Ойкен, Эрхард). Современных либералов

объединяет общность методологии, а не концептуальные положения. Представители

современного неолиберализма оказывают немалое влияние на экономическую

политику. Теоретические постулаты неолибералов были использованы при

формировании эк курсов, названных «рейганомикой», «тэтчеризмом». В них

делался упор на ограничение гос участия в эк жизни, создание макс

благоприятных условий для развития конкуренции- важнейшего регулирующего

механизма. Сторонники эк либерализма ведут речь не об отказе от ГРЭ, а о его

совершенствовании. К сожалению, отечественные либералы, в том числе

обладающие властными полномочиями, проявили себя как плохие подражатели и

неудачливые реформаторы.

13. Основные принципы деятельности государства в рыночной экономике.

Обеспечение сочетания гибкости политики и устойчивости стратегии

— одно из самых необходимых требований к деят прав-ва, а это во многом зависит

от pаботы госаппарата. Хорошее гос-во умеет вовремя отпускать bожжи для

раскрепощения предпр энергии, в то же время знает когда требуются доп его

усилия для сдерживания теряющих узы социального контроля. При отработке

механизмов ГРЭ на совр этапе необх учитывать ряд тенденций и принципов. 1.

Определяющим фактором является эффективное гос-во. Оно жизненно необх

для предост-я Т и У, а также для создания здоровой и обесп жизни. 2.

Возрастающее влияние гос-ва перемещает акцент с кол аспекта на

кач. Внимание переместилось с размера гос-ва и объема его

вмешательства на его pезультативность и степень отражения нужд

населения. 3. Гос-во находится в центре эк и соц развития страны, но не в

качестве непосредственного источника pоста, а как партнер, катализатор и

помощник. 4. Стремясь более чутко реагировать на нужды населения, гос-во

должно расширять, его (населения) участие в упр, предоставлять больше власти

местным органам. 5. Для повышения эффективности своей работы гос институты

должны функц в усл большей конкуренции. 6. Улучшение деятельности

госинститутов зависит от соверш-я систем оплаты и стимулирования

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


© 2007
Использовании материалов
запрещено.