РУБРИКИ

Шпора: Шпора по государственному регулированию экономики

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Шпора: Шпора по государственному регулированию экономики

производящих промышленную, сельскохозяйственную, строительную продукцию,

оказывающих различные услуги производственного и непроизводственного

назначения.

Более полное представление о составе экономического потенциала и содержании

указанных его составных частей студенты могут получить, познакомившись с

рекомендованной литературой.

Экономический потенциал может рассматриваться также как обобщенная

характеристика уровня развития экономики. В понятие экономического

потенциала, таким образом, входят экономические ресурсы и экономические

результаты.

Экономические ресурсы страны составляют все накопленные ею и располагающиеся

как на своей территории, так и за рубежом материальные ценности, научные,

интеллектуальные, информационные и трудовые ресурсы, включая

предпринимательские способности, а также природные ресурсы. Они

характеризуются общим объемом, структурой и качеством.

Экономичесике результаты отражаются в объеме, структуре, качестве и

техническом уровне производимых товаров и услуг. Обобщенной характеристикой

экономических результатов выступают ВВП, ВНП, национальный доход и их

структура. Кроме того, в качестве показателей экономических результатов могут

выступать физические объемы производства отдельных видов товаров,

признаваемых на данном историческом этапе важнейшими.

96. Содержание государственного регулирования трудового потенциала.

Государственное регулирование трудового потенциала представляет собой очень

сложный механизм, охватывающий все многообразие объекта регулирования

(демографический, экономический, социальный).

Во-первых, в условиях формирования рынка груда осуществляется переориентация

деятельности самого государства с функции монопольного работодателя на

функцию посредника в сфере труда.

Во вторых, рыночный механизм характеризует единство двух составляющих -

стихийных рыночных регуляторов спроса и предложения на рынке и регулирующего

воздействия государства на сферу обмена. Рынок и государственное

регулирование дополняют друг друга.

Система государственного регулирования рынка труда представляет собой

совокупность конкретных законодательно закрепленных правил взаимодействия

экономических агентов, которые базируются на рыночных отношениях.

Государственное регулирование трудового потенциала предполагает следующие

основные задачи:

• обеспечение научно обоснованного воспроизводства населения

в целом по стране, в отдельных областях и районах;

• достижение рациональной занятости населения, т.е.

создание условий, при которых удовлетворяется потребность людей в работе и

учебе;

• обеспечение отраслей и сфер хозяйства рабочей силой, количество и

качество которой соответствовало бы реальным потребностям;

• рациональное и эффективное использование трудового потенциала и

отдельных групп населения.

Система государственного регулирования складывается под влиянием различных

факторов: политических, социальных, экономических, правовых.

Государственное регулирование может быть успешным лишь в случае, когда оно

опирается на правильный политический подход. Другими словами, политическая

направленность должна отражать экономические требования общества и

реализовывать их в системе государственного регулирования.

Социальный аспект государственного регулирования предполагает

сбалансированность отношений между целями и задачами развития производства и

многогранными интересами работников.

Экономический аспект государственного регулирования трудового потенциала

обуславливает необходимость его регулирования как совокупности уже

работающего населения и лиц, обучающихся с отрывом от производства,

регулирования эффективности использования рабочей силы и ее профессионального

уровня, обеспечение отраслей народного хозяйства рабочей силой и т.д.

И, наконец, правовой аспект обеспечивает законодательное закрепление правовых

норм и гарантий трудящихся, форм собственности и других элементов новой

системы хозяйствования, гарантируя тем самым устойчивое функционирование всей

системы государственного регулирования в целом и трудового потенциала, в

частности.

Государственное регулирование трудового потенциала предполагает использование

прямых и косвенных методов регулирования. Прямые (административные) методы

непосредственно определяют состояние, образ действия и результаты

деятельности хозяйствующих субъектов и реализуются через создание фондов и

разработку специальных программ занятости, установление норма­тивных актов

тарифно-квалификационных систем и систем оплаты груда, форм договорных

отношений, индексирование заработной платы и т.д.

Косвенные (экономические) методы создают заинтересованность хозяйствующих

субъектов в действиях определенного рода и реализуются, прежде всего, через

средства налоговой и кредитной системы, через целеориентируюшие индикаторы.

В системе государственного регулирования трудового потенциала и рынка труда

можно выделить несколько направлений:

• прогнозирование и планирование демографического развития,

трудовых ресурсов и рынка труда;

• регулирование занятости населения;

• социальную защиту населения.

97. Планирование и прогнозирование

демографического развития и трудовых ресурсов.

Единый процесс распределения и использования трудовых ресурсов предполагает

совокупность трех стадий: анализа, прогноза, плановых расчетов.

На всех стадиях планирования и прогнозирования и во всех звеньях народною

хозяйства широко применяется метод экономического анализа.

Анализ состояния и использования трудовых ресурсов выступает исходным этапом

планирования. Задача анализа состоит в том, что бы основательно изучить

наличие трудовых ресурсов, степень их использования, возможности и источники

выполнения, а также комплекс причин воздействия на величину и состав трудовых

ресурсов.

Анализируется численность и структура трудовых ресурсов, источники их

формирования, распределение по сферам и отраслям народного хозяйства,

сбалансированность трудовых ресурсов и рабочих.

Источником для анализа состояния и использования трудовых ресурсов является

периодически проводимые переписи населения, отчетные данные текущей

статистики, данные единовременною учета численности рабочих и служащих.

Социально-экономические прогнозы оценивают возможные экономические

потребности общества в трудовых ресурсах, количество и качество рабочей силы,

г.е. обосновывает гипотезу изменения отраслевой структуры занятости и

профессионально-квалификационного состава.

Иными словами, при прогнозировании в качестве объекта выступают три

равнонаправленные, взаимосвязанные составляющие: трудовые ресурсы, занятость

и потребность в рабочей силы.

Демографические прогнозы дают оценку демографической ситуации на Украине с

учетом последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и включают следующие

показатели:

• численность и половозрастную структуру населения;

• естественное и механическое движение населения;

• среднюю продолжительность жизни;

• демографическую нагрузку на трудоспособное население;

• миграцию населения;

• численность и структуру семей.

Прогнозы демографической ситуации осуществляется методом передвижек возрастов

с учетом перспективных оценок рождаемости и смертности, тенденций миграции

населения.

При прогнозировании трудовых ресурсов, занятости населения, прогнозе рабочих

мест используются всевозможные методы: балансовый, корреляционно-

регрессионный, методы экстраполяции, написания сценария и другие.

Однако особенности переходного к рынку периода существенно сужают возможности

и масштабы применения перечисленных методов. Так, периоды медленного роста

численности безработных могут сменяться обвальным высвобождением занятого

населения. Или быстрое нарастание уровня безработицы может смениться ее

существенным замедлением.

Прогнозирование спроса на рабочую силу в зависимости от изменений экономической

культуры с помощью межотраслевых моделей затруднено в связи с тем, что

падение производства в различных отраслях, как правило, не

сопровождается пропорциональным вытеснением занятых. Регрессивные

процессы сказывается не столько на уровне безработицы, сколько на

производительности труда, что обесценивает применение этого подхода.

Применение методов экспертных оценок (метод написания сценария) дает

возможность определить ход дальнейших событий, но лишь на качественном

уровне.

Сводный баланс трудовых ресурсов дает развернутую характеристику численности,

состава трудовых ресурсов, их распределения по социальным формам хозяйства,

общественным группам населения, отраслям и формам собственности.

Прогнозы занятости наряду с регулированием рынка труда определяют разработку

прогнозов и программ перестройки сферы образования, подготовки,

переподготовки и повышения квалификации кадров, формировка эффективной

системы непрерывного образования, отвечающей требованиям современного научно-

технического прогресса и рыночной экономике.

98. Что такое сводный баланс трудовых ресурсов.

В условиях сегодняшнего дня прогнозы трудовых ресурсов строятся в основном на

перспективных расчетах балансов трудовых ресурсов и рабочих мест, ибо

балансовый метод сегодня является наиболее приемлемым.

При помощи балансов выявляются трудовые ресурсы, определяются оптимальные

пропорции распределения их по основным видам деятельности, сферам, отраслям

народного хозяйства и территориям страны.

Для этого используется целая система трудовых балансов - сводных и частных.

Сводный баланс трудовых ресурсов дает развернутую характеристику численности,

состава трудовых ресурсов, их распределения по социальным формам хозяйства,

общественным группам населения, отраслям и формам собственности.

При разработке среднего баланса трудовых ресурсов выделяются два этапа. На

первом этапе - еще до того, как станут, известны конкретные объемы

производства, проектировки по росту производительности труда, капитальные

вложения, масштабы выбытия трудоспособного населения на учебу,

разрабатывается предварительный баланс трудовых ресурсов. Он ориентирован

лишь на определение ресурсов груда, которыми будет располагать общество в

перспективе.

Показатели сводного баланса и рудовых ресурсов достаточно полно отражают

главные стороны занятости населения, поэтому баланс используется при прогнозе

занятости населения.

Частные балансовые расчеты (балансовый расчет распределения молодежи,

квалифицированных кадров и др.) позволяют представить процесс формирования и

использования той или другой составляющей трудовых ресурсов.

Прогнозы занятости наряду с регулированием рынка труда определяют разработку

прогнозов и программ перестройки сферы образования, подготовки,

переподготовки и повышения квалификации кадров, формировка эффективной

системы непрерывного образования, отвечающей требованиям современного научно-

технического прогресса и рыночной экономике.

99. Что такое предварительный баланс трудовых ресурсов.

При разработке среднего баланса трудовых ресурсов выделяются два этапа. На

первом этапе - еще до того, как станут, известны конкретные объемы

производства, проектировки по росту производительности труда, капитальные

вложения, масштабы выбытия трудоспособного населения на учебу,

разрабатывается предварительный баланс трудовых ресурсов. Он ориентирован

лишь на определение ресурсов груда, которыми будет располагать общество в

перспективе.

Показатели сводного баланса i рудовых ресурсов достаточно полно отражают

главные стороны занятости населения, поэтому баланс используется при прогнозе

занятости населения.

Частные балансовые расчеты (балансовый расчет распределения молодежи,

квалифицированных кадров и др.) позволяют представить процесс формирования и

использования той или другой составляющей трудовых ресурсов.

Прогнозы занятости наряду с регулированием рынка труда определяют разработку

прогнозов и программ перестройки сферы образования, подготовки,

переподготовки и повышения квалификации кадров, формировка эффективной

системы непрерывного образования, отвечающей требованиям современного научно-

технического прогресса и рыночной экономике.

100. Регулирование занятости населения Украины.

По мере перехода Украины к рыночной экономике уходит в прошлое «полная

занятость», оборотной стороной которой были мизерная заработная плата, низкая

производительность труда, экстенсивный характер экономического развития

Впервые за многие годы мы столкнулись с реальной безработицей В обстановке

тотального кризиса и предстоящей структурной перестройки нависает угроза ее

дальнейшего роста.

В этих условиях приоритетной задачей становится выработка и осуществление

нового содержания государственного регулирования занятости, которая является

одной из жизненных основных потребностей населения и одновременно

обеспечивает формирование главной производительной силы общества.

Важнейшими принципами государственного регулирования занятости выступают:

• равные стартовые возможности для всех граждан страны в

реализации права на труд и свободного выбора сферы приложения своего труда;

• обеспечение рациональной занятости;

• обеспечение трудовой мобильности;

• единонаправленность и координация политики занятости с

экономической и социальной политикой государства, профсоюзов и работодателей

с органами государственною регулирования;

• сочетание мероприятий местных органов власти в области занятости

с централизованными мероприятиями;

• межреспубликанское и международное сотрудничество в решении

проблем занятости.

Меры государственного воздействия, направленные на разрешение проблем

занятости населения, многообразны и разноаспективны. К ним можно отнести и

расширение сфер занятости, сохранение рабочих мест, ввод новых рабочих мест,

выплату пособий по безработице и т.д. Всю их совокупность можно разделить на

две группы: активные и пассивные. Активные методы направлены на разрешение

проблемы безработицы и повышения уровня занятости. К ним относятся: создание

рабочих мест, общественные работы, субсидирование, льготное налогообложение,

кредитование, льготы по обеспечению материальными ресурсами, гарантированный

сбыт продукции, гибкие режимы рабочего времени и т.д., т.е. меры,

направленные на увеличение спроса на рабочую силу.

К пассивным мерам государственного регулирования относятся ассигнования на

выплату пособий по безработице, частному возмещению безработных их потерь в

доходах. Пассивные сферы государственного регулирования предусматривают

создание системы социального страхования.

Система страхования по безработице является основным источником оказания

материальной помощи безработным в более чем 80% развитых с г ран с рыночной

экономикой. Страховые пособия по безработице предоставляются в соответствии с

международным законодательством.

Уровень безработицы - категория динамическая. Количественная его оценка в

различные периоды времени может меняться. Фактически уровень безработицы

отражает реальную картину на рынке труда и позволяет определить меры

воздействия на занятость населения.

По данным службы занятости уровень безработицы на Украине на конец декабря

1994 г. составил 2,1% от общего количества экономически активного населения.

На одно вакантное место претендовало свыше 19 безработных.

На уровень безработицы влияют две группы однонаправленных факторов. К

первой следует отнести начинающиеся сдвиги в структуре нашей экономики, которые

инициируют перемещение рабочей силы, что объективно приводит к временной

нетрудоспособности населения при смене профессии и места работы и,

следовательно, более высокой оценке уровня безработицы.

Другую группу факторов составляют снижение уровня реальных доходов

значительной части населения и огромный рост цен, которые привели к резкой

девальвации денежных накоплений, перекрыв тем самым возможность

безболезненного «ожидания» лицам, не занятыми трудовой деятельностью, момента

трудоустройства.

Но государственное регулирование занятости не ограничивается только

сокращением безработицы и смягчением ее последствий. Оно предполагает и

решение таких проблем, как развитие человеческих ресурсов; повышение гибкости

рабочей силы, увеличение производительности, трудя и эффективности экономики

в целом.

101. Опыт государственного регулирования занятости населения за рубежом.

Регулирование занятости на предприятиях во многом определяется государством.

Например, в ФРГ регулирование занятости на предприятиях предусматривается

законодательными нормами, в соответствии с которыми увольнение должно быть

экономически и социально оправдано. Теряющие работу должны заранее

уведомляться (рабочие - за 1-3 месяца, служащие - 3-5 месяцев).

Предприниматели информируют рабочие советы о предполагаемых изменениях,

которые могут нанести ущерб работникам. Во многих отраслях промышленности

заключаются специальные соглашения о мерах защиты трудящихся при

реорганизации производства. При перемещении работника на другое место ему на

определенный период гарантируется сохранение заработной платы. В соглашениях

оговариваются недопустимость увольнений по экономическим причинам после

достижения работником определенно! о возраста и стажа работы на предприятии.

В Великобритании государственное регулирование также осуществляется через

систему законодательных норм и актов. Так, в соответствии с законом о

выплатах при сокращении излишней рабочей силы увольняемым рабочим, имеющим

трудовой стаж не менее двух лет, устанавливается единовременное пособие в

размере от полунедельной до полугодичной платы за каждый год трудового стажа.

При крупных увольнениях по закону о занятости требуется предварительное

уведомление (от 30 до 60 дней) и консультации с профсоюзами.

В США регулирование занятости, осуществляется при минимальном вмешательстве

государства. Здесь большая роль принадлежит коллективным договорам и

профсоюзам. Чаще всего при

увольнении работающим предоставляется возможность получить

дополнительнуюобщеобразовательную и профессиональную специальную

подготовку, иногда предусматривается выплата выходного пособия.

Регулирование занятости в Японии отражает особенности экономической структуры

и системы трудовых отношений. Японские компании регулируют занятость, прежде

всего за счет сокращения (или прекращения) найма работников и естественной

убыли. Значительно большую роль, чем в других странах, играют

перераспределение рабочих внутри компаний, передача «излишних» рабочих мест

филиалам и субподрядчикам. Это обусловлено тем, что японские рабочие обычно

овладевают несколькими специальностями.

Государственное регулирование занятости в разных странах имеет i много общих

черт. К ним следует отнести:

субсидирование занятости в частном секторе экономике;

• использование общественных работ;

• использование селективных мер, направленных на

улучшение положения тех, кто в большей мере страдает от безработицы;

• разработку программ занятости особенно для

молодежи, профессионально-технической подготовки и переподготовки;

• меры по ограничению предложения рабочей силы: сдерживание

притока иностранных рабочих, стимулирование досрочного выхода на пенсию,

субсидирование государственного перевода рабочих на

укороченную рабочую неделю.

В современных условиях в любой стране меры государственного регулирования

занятости должны быть увязаны с решением общих проблем: развитием более

производительной экономики, активизации и развитием человеческих ресурсов.

Они должны быть нацелены на расширение предложения труда, улучшение его

качества, повышение эффективности труда.

Для этого необходимы:

• мобилизация всех человеческих возможностей;

• расширение участия населения в экономической жизни в любых, в

т.ч. и нестандартных формах (частная, временная занятость

населения, паломничество);

• повышение общеобразовательной и квалификационной подготовки;

усиление мобильности рабочей силы;

расширение использования мер активного характера регулирования занятости,

направленных на «расширение» армии нетрудоустроенных (увеличение рабочих

мест).

102. Природно-ресурсный потенциал как объект государственного регулирования.

Природа оказывает большое влияние на развитие производительных сил. Вся

производственная деятельность человека может быть представлена как процесс

преобразования природы в формы, приемлемые для использования человеком. С

точки зрения потребностей общества элементы окружающей среды подразделяется на

две группы: непосредственно участвующие в материальном производстве и

непроизводственной деятельности (природные ресурсы) и остальные (обычно

относимые к природным условиям).

Природные условия - это элементы природы, которые не используют ся

непосредственно в процессе производства, не оказывают влияние на

производственную деятельность людей. Особенно сильна зависимость от природных

условий сельского хозяйства, добывающей, промышленности, отдельных видов

транспорта.

Природные ресурсы - это элементы природы, которые при данном уровне развитие

производительных сил используются или могут быть использованы в производстве,

составляя его сырьевую и энергетическую базу.

Такое разграничение элементов природы в значительной мере условно, поскольку

одни и те же из них могут выступить и как условия, и как ресурсы (почвы,

воды, растительный покров, климат и т.п.). Кроме того, по мере развития

научно-технического прогресса все больше природных условий становятся

природными ресурсами, вовлекаемыми человеком в процесс производства (энергия

ветра, приливов, солнца и т.д.).

По принадлежности к определенным компонентам природы выделяют группы и виды

природных ресурсов: биологические, земельные, водные, минеральные,

климатические и др. В связи с проблемой ограниченности запасов природных

ресурсов возрастает «качение классификации их по признаку исчерпаемости:

исчерпаемые (в т.ч. возобновляемые - биологические, земельные, водные и

невозобновляемые - минеральные) и неисчерпаемые (климатические, энергия

бегущей воды,).

Кроме того, природные ресурсы квалифицируются по характеру и направлениям

использования в производстве (промышленные ресурсы, энергетические,

топливные, строительного сырья и др.) и непроизводственной сфере

(рекреационные, заповедные, ландшафтно-курортные, оздоровительные и др.).

Использование природных ресурсов, сознательное изменение природных условий

(мелиорация, регулирование рек и т.п.) всегда выступали в деятельности людей

важнейшим средством решения социально-экономических задач. Более того,

природные ресурсы - это естественная база развития экономики страны, поэтому

весьма существенной является экономическая оценка всего комплекса природных

ресурсов.

Под природно-ресурсным потенциалом понимают совокупность природных ресурсов

региона, которые используются или могут быть использованы в хозяйстве с

учетом тенденций научно-технического прогресса. Величина природно-ресурсного

потенциала может быть определена как сумма потенциалов отдельных видов

природных ресурсов (минеральных, водных, лесных и т.п.). Важнейшими из них

являются: численность имеющихся в регионе природных ресурсов (чем больше ряд

естественных ресурсов, вовлеченных и подлежащих использованию в процессе

производства, тем больше величина природно-ресурсного потенциала), их

количественные и качественные характеристики (величина запасов, содержание

полезного вещества, мощность пластов и т.д.), комплексность использования

каждого вида природных ресурсов.

103.Что мы понимает под природно-ресурсным потенциалом?

Под природно-ресурсным потенциалом понимают совокупность природных ресурсов

региона, которые используются или могут быть использованы в хозяйстве с

учетом тенденций научно-технического прогресса. Величина природно-ресурсного

потенциала может быть определена как сумма потенциалов отдельных видов

природных ресурсов (минеральных, водных, лесных и т.п.). Важнейшими из них

являются: численность имеющихся в регионе природных ресурсов (чем больше ряд

естественных ресурсов, вовлеченных и подлежащих использованию в процессе

производства, тем больше величина природно-ресурсного потенциала), их

количественные и качественные характеристики (величина запасов, содержание

полезного вещества, мощность пластов и т.д.), комплексность использования

каждого вида природных ресурсов.

В литературе встречаются три возможных направления соизмеримости качественно

различных природных ресурсов: с помощью бальной системы, стоимостных

показателей и абсолютных энергетических показателей. Наибольшую значимость

приобретает стоимостная (денежная), или собственно экономическая оценка

природно-ресурсного потенциала. Осуществить экономическую оценку разных видов

природных ресурсов на единой методологической основе весьма сложно, поэтому

величину природно-ресурсного потенциала территории количественно

характеризуют чаще всего натурально-вещественными показателями

(объемами запасов, площадями, производительностью и т.п.).

Важное значение в достижении большей сырьевой независимости Украины

приобретает политика ресурсосбережения. Совершенствование технологий,

снижение материально- и энергоемкости производства позволяют снизить

потребление сырьевых и топливно-энергетических ресурсов на 20-25%.

Следует заметить, что природопользование не является ординарной сферой

экономики и не вписывается в полной мере в систему рыночных отношений,

поэтому в условиях перехода к рынку рационализация использования природных

ресурсов должна бьпъ гарантирована рамками государственного регулирования,

эффективность которого определяется совершенством хозяйственного, механизма

природопользования.

104. Краткая характеристика минерально-сырьевой базы Украины.

Краткая характеристика минерально-сырьевой базы Украины. Минерально-сырьевые

ресурсы (топливо, руда, нерудные материалы) включают широкий круг прир

веществ мин. происхождения, гл особенностью которых явл. невовоз,

неравномерность и ограниченность терр распределения. Топливные представлены в

Украине каменным и бурым углём, нефтью, горючими газами, топливом. Залежи

каменного угля сосредоточены в Донецком и Львовско-Волынском бассейнах.

Месторождения бурого угля залегают на Правобережье. Они образуют

Днепропетровский буроугольный бассейн. В Украине выделяют три нефтегазоносных

бассейна: Прикарпатский, Днепровско-Донецкий и Причерноморский. Украина

богата железными, марганцевыми, ртутными, титановыми и др. рудами.

Месторождения железных руд сосред. в четырёх районах: Криворожском,

Кременчугском, Белозёрском и Керченском. Марганцевая руда в Украине

сосредоточена в Никопольском марганцерудном бассейне – одном из крупнейших в

мире. В Украине много нерудных полезных ископаемых. Месторождения самородной

серы сосредоточены в Прикарпатье. Основные месторождения каменной соли

разведаны в Донбассе и Закарпатье. Калийные соли залегают в Прикарпатье.

Много ценных солей содержат води озера Сиваш. Значит. залежи нерудного сырья

для металлург. пром-ти находятся в Донецкой области (флюсовые известняки и

доломиты) и АРК. Месторождения огнеупорных глин расположены в Донецкой и

Запорожской областях. Большие месторождения стекольных песков открыты в

Харьковской, Донецкой, Львовской областях. В недрах страны много минеральных

вод с лечебными свойствами – Трускавец, Миргород. На их использовании

базируется развитие рекреационного комплекса Украины. Потребность в полезных

ископаемых возрастает, поэтому нефть, прир. газ, сырьё для пр-ва мин.

удобрений, цветные металлы Украина ввозит из соседних гос-в.

105. Особенности хозяйственного механизма природопользования.

Хозяйственный механизм природопользования - молодой в отрасли экономики,

объединяющий все виды воздействия общества на среду - стал складываться на

рубеже 60-70 годов нашего столетия и находится в стадии формирования. Он

представляет собой совокупность форм и методов организации и регулирования

природопользования, обеспечивающих достижение конечных целей в этой сфере.

Хозяйственный механизм природопользования включает организацию управления

охраной окружающей среды и использования природных ресурсов, планирования и

прогнозирования природоохранной деятельности, финансирования и кредитования

природоохранных мероприятий, экономическое стимулирование рационального

природопользования, контроль и учет в природопользовании, экологического

нормирование и т.п. Структура хозмеханизма природопользования сложна, но в

ней можно выделить два основных;

• регулирование, охватывающее государственное управление

и природоохранное законодательство, а также планирование и

прогнозирование;

• экономическое стимулирование (платежи, налоги,

штрафы, финансово-кредитные рычаги и т.п.).

В процессе формирования рыночных отношений хозяйственный механизм

природопользования должен претерпеть коренные изменения. Однако, рыночные

рычаги, которые мы стремимся освоить, автоматически не создадут более

благоприятных условий для природопользования, чем жесткое адми нистративное

принуждение.

Управление природопользованием и охраной окружающей среды это деятельность

государства по организации рационального использования и

воспроизводства природных ресурсов, охраны и защиты окружающей

среды. Этот процесс охватывает следующие функции:

• нормотворчество и законодательную инициативу в области охраны

окружающей среды и природопользования;

• учет природных объектов и ведение природных кадастров;

• осуществление мониторинга окружающей среды;

• экологический контроль и экспертизу;

• планирование и прогнозирование природопользования и охраны

окружающей среды;

• разрешение споров о праве пользования природными ресурсами;

• применение санкций за нарушение экологического законодательства

и т.п.

Важнейшим звеном механизма управления являются его организационные ресурсы -

система органов управления природопользованием. Организационное

управление природопользованием осуществляется посредством отраслевого и

территориального принципов.

Отраслевой принцип управления состоит в осуществлении государственного

контроля за состоянием природных ресурсов и принятии мер по их охране и

рациональному использованию со стороны отраслевых министерств и ведомств.

Территориальный принцип управления обеспечивает подход к проблемам

Природопользования на уровне региона.

При появлении экономических возможностей методы позитивной мотивации. В

экономическом стимулировании природопользования могут быть расширены с учетом

таких мер, применяемых в мировой практике, как:

• совершенствование ценообразования;

• освобождение на некоторый срок от обязательных платежей

в бюджет;

• компенсационные выплаты предприятиям при

улучшении природоохранных показателей;

• предоставление беспроцентных займов на разработку, внедрение и

приобретение экотехники и экотехнологий;

• специальное страхование от убытков при сокращении объемов

производства вследствие природоохранной деятельности и др.

106. Прогнозирование и планирование ресурсов.

При прогнозировании направления:

• прогнозирование прироста добычи природных

ресурсов в зависимости от масштабов развития сферы

материального производства;

• прогнозирование запасов природных ресурсов, пригодных

для хозяйственного освоения, с учетом их качества;

• прогнозирование экологических последствий от

хозяйственного освоения новых месторождений и использования

действующих источников.

При оценке изменений объема и качества отдельных видов природных ресурсов

учитываются особенности и значимость каждого ресурса: минерально-сырьевых,

лесных, водных, земельных ресурсов.

Минерально-сырьевые ресурсы (топливо, руда, нерудные материалы) включают

широкий круг природных веществ минерального происхождения, главной

особенностью которых являются

невозобновляемость,

неравномерность и

ограниченность территориального распределения.

Прогноз должен включать хозяйственную оценку каждого месторождения. В связи с

этим запасы ископаемых подразделяются на балансные запасы, использование

которых экономически целесообразно и которые должны отвечать кондициям,

установленным для учета запасов в недрах; и забалансовые, использование

которых по технико-экономическим параметрам нецелесообразно, но в будущем они

могут бьпъ объектом промышленного освоения.

Все минерально-сырьевые ресурсы разбиваются на определенные группы.

При классификации ресурсов пользуются рядом оценочных показателей: таких, как

общие запасы, качество полезного ископаемого, годовая производительность

будущего добывающего производства, горно-геологические условия и

экономическая оценка ресурсов.

При экономической оценке отдельного месторождения полезных ископаемых

учитываются возможности отнесения месторождения к балансовым запасам и

ранжируется очередность их вовлечения в хозяйственный оборот природных

ресурсов, так например, важной особенностью прогнозирования

лесных ресурсов являются их многоцелевое использование и

возобновляемость.

107. Государственное регулирование научно-технического потенциала.

Содержание научно-технической политики проявляется, прежде всего, в

совокупности целей и задач. Для современных украинских условий их можно

сгруппировать в три блока.

Первый блок представляет совокупность целей и задач, связанных с

сохранением и развитием научно-технологического потенциала Украины, с

сохранением и умножением традиций научных, исследовательских и

инженерно-конструкторских школ, с их возможностью обеспечения смены

технологических укладов в основных сферах жизнедеятельности людей, обеспечения

технологической безопасности Украины.

Второй блок объединяет цели и задачи, гарантирующие максимальное и

наиболее эффективное использование существующего научно-технологического

потенциала для формирования системных преобразующих факторов-инноваций,

включающих как новые технические, так и новые технологические комплексы,

способствующие созданию единого технологического пространства в Украине и СНГ и

создающие научно-производственную базу для воспроизводства конку­рентоспособной

на мировых рынках продукции, а также для создания безопасной экологической

ситуации в стране и реанимации природной среды.

В третьем блоке объединяются задачи по созданию целостной совокупности

условий, позволяющих решать проблемы и достигать цели первых двух блоков на

непрерывной воспроизводственной основе. В их составе решение проблем

обеспечения инновационной и инвестиционной активности хозяйственных систем всех

уровней и прежде всего предприятий, объединений, корпораций, а также создания

всех предпосылок для наиболее полного и эффективного использования

научно-технологического потенциала Украины, решение комплекса приоритетных

социальных задач.

В обобщенном виде все перечисленные выше цели и задачи научно-технической

политики можно представить в виде интегрированной цели поэтапного перевода

экономического развития Украины, на инновационный тип, который характеризуется

производством преимущественно новой и постоянно обновляемой продукции, в том

числе факторов-инноваций в виде новых техники, технологий, материалов, новой

организации и мотивации труда, а также наличием внутрихозяйственной системы

всех основных институциональных исходных условий для воспроизводства

инновационности на постоянной основе.

116. Прогнозирование и планирование промышленного производства.

Важнейшими формами государственного регулирования промышленного производства

являются прогнозирование и планирование.

Прогнозирование промышленности позволяет определить основные направления ее

развития с выделением основных аспектов деятельности: развитие технической

базы производства, организационно-технический уровень производства,

потребность в продукции и степень ее удовлетворения, потребность в ресурсах,

изменение структуры, темпов, объемов производства.

Важнейшим принципом прогнозирования развития отрасли является принцип

системности, который позволяет рассматривать отрасль как составную часть

общественного производства, его подсистему.

В качестве важнейших факторов, определяющих отрасль как подсистему,

выступает, с одной стороны, потребность в продукции отрасли, с другой стороны

- потребность самой отрасли в необходимых ресурсах.

Источниками информации при прогнозировании являются первичные статистические

данные об экономическом и научно-техническом состоянии.

Основными объектами прогнозирования промышленности являются: потребность в

продукции отрасли и производственных ресурсов.

Прогнозирование потребности в продукции отрасли основывается на

двух факторах: тенденциях развития отраслей-потребителей; технических и

производственных возможностях отраслей поставщиков.

Потребность в промышленной продукции определяется как для производственно! о,

так и непроизводственного назначения по трем основным направлениям:

потребность в предметах труда, орудиях труда я товарах народного потребления.

В производственной сфере основным методом прогнозирования потребностей в

промышленной продукции является нормативный метод.

Основой прогнозирования самих перспективных нормативов является определение

формирующих их факторов: НТП, структуры производства, как в отраслях-

потребителях, так и вотраслях-производителях и др.

При прогнозировании потребности в производственных ресурсах используются

различные методы: балансовый, нормативный методы, основанные на использовании

коэффициентов ресурсоемкое (материалоемкости, фондоемкости, трудоемкости).

В современных условиях при разработке планов-прогнозов развития промышленного

производства наибольшее распространение получил балансовый метод, который

позволяет определить соотношение между потребностями в промышленной продукции

и возможностями отрасли-производителя, степень их увязки, проследить

межотраслевые связи.

На основе проведенных расчетов определяются объемы производства промышленной

продукции в целом и ее важнейших видов.

Особую значимость при разработке планов-прогнозов имеют материальные балансы

- балансы важнейших видов сырья и материалов, топлива, электроэнергии,

оборудования, балансы производственных мощностей.

Основой определения возможного выпуска промышленной продукции является баланс

производственной мощности.

Баланс производственной мощности - это система показателей, характеризующих

величину мощности, факторы ее изменения и уровень использования. Исчисляются

балансы производственных мощностей в натуральном выражении.

117. Что является основным методом прогнозирования в производственной сфере.

В производственной сфере основным методом прогнозирования потребностей в

промышленной продукции является нормативный метод.

Основой прогнозирования самих перспективных нормативов является определение

формирующих их факторов: НТП, структуры производства, как в отраслях-

потребителях, так и в отраслях-производителях и др.

Непроизводственные потребности основываются на перспективных нормах

потребления, тенденциях изменения структуры потребления, зависимости

потребления от уровня доходов населения, цен и других факторов.

Кроме нормативного метода, при прогнозировании потребностей в промышленной

продукции используются и другие методы: методы моделирования, методы

экстраполяции (скользящего среднего, цепи Маркова и др.).

При прогнозировании потребности в производственных ресурсах используются

различные методы: балансовый, нормативный методы, основанные на использовании

коэффициентов ресурсоемкое (материалоемкости, фондоемкости, трудоемкости).

В современных условиях при разработке планов-прогнозов развития промышленного

производства наибольшее распространение получил балансовый метод, который

позволяет определить соотношение между потребностями в промышленной продукции

и возможностями отрасли-производителя, степень их увязки, проследить

межотраслевые связи.

На основе проведенных расчетов определяются объемы производства промышленной

продукции в целом и ее важнейших видов.

Особую значимость при разработке планов-прогнозов имеют материальные балансы

- балансы важнейших видов сырья и материалов, топлива, электроэнергии,

оборудования, балансы производственных мощностей.

Основой определения возможного выпуска промышленной продукции является баланс

производственной мощности.

Баланс производственной мощности - это система показателей, характеризующих

величину мощности, факторы ее изменения и уровень использования. Исчисляются

балансы производственных мощностей в натуральном выражении.

Для увязки производства машин, оборудования и потребностей в них

разрабатываются балансы машин и оборудования. По отдельным видам машин и

оборудования балансы разрабатываются в натуральном выражении, а сводные

балансы оборудования - в стоимостное выражении по стоимости конечного

продукта отраслей машиностроения.

Основой формирования планов-прогнозов развитии промышленного

производства являются принципы пропорциональности и сбалансированности,

повышения эффективности производства, приоритетности.

Поэтому наряду с увязкой потребностей и ресурсов устанавливаются

межотраслевые пропорции, обеспечивается первоочередное распределение ресурсов

в приоритетные отрасли.

Планы-прогнозы используются как форма государственного регулирования

экономики в условиях переходного к рынку.

118.Что такое баланс производственной мощности.

Особую значимость при разработке планов-прогнозов имеют материальные балансы

- балансы важнейших видов сырья и материалов, топлива, электроэнергии,

оборудования, балансы производственных мощностей.

Основой определения возможного выпуска промышленной продукции является баланс

производственной мощности.

Баланс производственной мощности - это система показателей, характеризующих

величину мощности, факторы ее изменения и уровень использования. Исчисляются

балансы производственных мощностей в натуральном выражении.

для увязки производства машин, оборудования и потребностей & них

разрабатываются балансы машин и оборудования. По отдельным видам машин и

оборудования балансы разрабатываются в натуральном выражении, а сводные балансы

оборудования - в стоимостном выражении по стоимости конечного продукта отраслей

машиностроения.

Основой формирования планов-прогнозов развитии промышленного

производства являются принципы пропорциональности и сбалансированности,

повышения эффективности, производства, приоритетности.

Поэтому наряду с увязкой потребностей и ресурсов устанавливаются

межотраслевые пропорции, обеспечивается первоочередное распределение ресурсов

в приоритетные отрасли.

Планы-прогнозы используются как форма государственного регулирования

экономики в условиях переходного к рынку периода. В них находят свое

отражение основные параметры развития промышленного производства.

119. Государственное регулирование аграрного сектора экономики в Украине.

Важнейшей составляющей планирования и прогнозирования являются поставки

сельскохозяйственной продукции для государственных нужд.

Планирование и

прогнозирование поставок сельскохозяйственной продукции для государственных

нужд осуществляются с учетом особенностей сельскохозяйственного производства:

общественного производства.

Закупки (поставки) определяются следующим образом, рассчитывается потребность

в сельскохозяйственной продукции. Она включает использование сельхозпродукции

для продовольственных целей населения, переработки, поставок на экспорт,

создания государственных резервов, запасов и др. Выделяется часть, которая

будет покрыта за счет государственных ресурсов и часть, которая поступит из

подсобного и личного хозяйства населения, колхозного рынка, через закупки

потребкооперации и другие каналы.

Потребности, для переработки сельскохозяйственной продукции в пищевой и

легкой отраслях промышленности рассчитываются на основании укрупненных

расчетов по проектному объему производства данных отраслей и норм расхода

сельскохозяйственного сырья на единицу продукции.

Экспортные поставки определяются на основе заключенных международных договоров.

Государственные резервы и запасы определяются на основе нормативов, которые

устанавливаются по отдельным видам продукции в процентах к потребности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


© 2007
Использовании материалов
запрещено.