РУБРИКИ

Шпора: Шпора по государственному регулированию экономики

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Шпора: Шпора по государственному регулированию экономики

системе государственного регулировании; внутрифирменное планирование;

коммерческое прогнозирование.

На уровне государственного регулирования выделяют два основных вида

государственных подразделений - федеральное, а также штаты, и местные органы

власти.

Главные прогнозные разработки федерального правительства на макроуровне

сосредоточены в трех организациях: Совете экономических консультантов, Совете

Управляющий федеральной резервной системы (ФРС) и Административно-бюджетном

управлении (АБУ).

При разработке прогнозов широко используются методы экспертных оценок и

моделирования. Процедура прогнозирования предполагает постоянное

корректирование имеющихся прогнозов по мере поступления дополнительной

информации.

Система государственного регулирования состоит из многих звеньев:

1. Регулирующий механизм федерального правительства;

2. Механизм штатов и местных органов власти;

3.Государственный инструментарий экономического

регулирования (федеральный бюджет, налоговая система, механизм

кредитно-денежной политики);

4.Аппарат административно-правового регулирования

деятельности различных отраслей экономики.

Важнейшим инструментом государственного регулирования экономики США является

государственный (федеральный) бюджет.

Система государственных финансов США отражав! трехступенчатую организаций

государственной власти. Соответственно имеется и три уровня финансовой

структуры: федеральный бюджет, бюджеты, штатов и местных органов управления.

Федеральные расходы составляют примерно 60% общегосударственных расходов.

Около 40% государственных расходов осуществляется через бюджеты штатов и

местные органы власти. Государство наращивает расходы на НИОКР в области

новейших технологий, оказывает финансовую помощь ученым, инженерам.

Увеличение расходов на НИОКР - это только первый шаг в общей стратегии

развития экономики. Следующий шаг - содействие правительства в

распространении стране технических знаний и новой техники, делая острый упор

на малые предприятия, которых в США насчитывайся порядка 350 тысяч. Ученые

США утверждают, что целесообразно поддерживать организации, которые заняты

поиском новых идей, поскольку именно прорывы в технологии, новые изобретения

и открытия способны вызвать подъем в экономике.

Изменение действующей системы налогообложения в США направлено на

стимулирование влияния частных капиталов в сферу НИОКР и на переоснащение

промышленных предприятий.

В порядке помощи мелким фирмам только в виде поддержки 27 центров

распространения технологий тратится в общей сложности 50 млн. долларов в год.

Налоговая система США включает прямые и косвенные налоги.

В США развита кредитная система. Ее основным государственным компонентом

является Федеральная резервная система (ФРС), выполняющая функции

центрального банка США. ФРС осущствляет кредитно-денежную политику

государства, воздействуя на экономику через сферу кредита и денежного

обращения.

35. Понятие общегосударственного планирования.

Разрешение жизненно важных проблем развития общества, регионов, отраслей

экономики, институц-х единиц и обоснование способов реализации опред-х

стратегических и тактических целей осущ. с помощью общегос. план-я. Общегос.

план-е как сост. часть механизма ГРЭ широко используется в экономически

развитых странах с целью соц-экон. стабилизации, формир-я макропропорций и

обеспеч. динамичности развития экономики. В общем понятии план – это

совокупность обоснования целей и способов их достижения. Процесс разработки

плана наз. планированием. Особенность общегос. план-я сост. в том, что его

объектом явл. национальная экономика, а субъектом – гос-во. Кроме того,

следует учитывать временные ограничения планов, кот. обусловлены, во-первых,

ротацией гос. органов в соответствии с законом о выборах и, во-вторых,

календарным хар-ром планир-я (план. год, как и бюджетный, начин-ся 1 янв. и

заканчивается 31 дек.). Т.о. общегос. план-е – это особенный вид деят-ти гос-

ва по опред-ю стратег-х, тактич-х и операт-х целей план. периода, а также

способов достижения этих целей.

36. Сущность и виды общегосударственного планирования.

Разрешение жизненно важных проблем развития общества, регионов, отраслей

экономики, институц-х единиц и обоснование способов реализации опред-х

стратегических и тактических целей осущ. с помощью общегос. план-я. Общегос.

план-е как сост. часть механизма ГРЭ широко используется в экономически

развитых странах с целью соц-экон. стабилизации, формир-я макропропорций и

обеспеч. динамичности развития экономики. В общем понятии план – это

совокупность обоснования целей и способов их достижения. Процесс разработки

плана наз. планированием. Особенность общегос. план-я сост. в том, что его

объектом явл. национальная экономика, а субъектом – гос-во. Кроме того,

следует учитывать временные ограничения планов, кот. обусловлены, во-первых,

ротацией гос. органов в соответствии с законом о выборах и, во-вторых,

календарным хар-ром планир-я (план. год, как и бюджетный, начин-ся 1 янв. и

заканчивается 31 дек.). Т.о. общегос. план-е – это особенный вид деят-ти гос-

ва по опред-ю стратег-х, тактич-х и операт-х целей план. периода, а также

способов достижения этих целей. Централизованное директивное планирование,

имея определенные преимущества в критических ситуациях (в период войны и

подготовки к ней, восстановления разрушенного войной хозяйства), позволяя в

максимальной степени концентрировать ресурсы на важнейших стратегических

направлениях, в условиях нормального развития сковывает развитие экономики,

лишая предпринимателей и нижестоящие органы управления самостоятельности и

ответственности в выработке собственной стратегии, возможности ее обеспечения

ре­сурсами, гибкой реакции на быстро меняющиеся требования рынка.

Индикативное планирование, получившее широкое распространение во многих

странах и позволяющее сочетать преимущества плана и рынка, в основном лишено

указанных выше недостатков. Индикативный план имеет ряд основных достоинств:

исходит из самостоятельности агентов рынка в выборе и осуществлении

собственной рыночной стратегии и тактики, обеспечении их ресурсами, из

ответственности за эффективность принимаемых решений; дает возможность

центральным, региональным и муниципальным органам в пределах своей

компетенции определять стратегические задачи, обеспечивать их решение

поступающими в распоряжение этих органов ресурсами, а также осуществлять

косвенное воздействие на поведение агентов рынка с помощью законодательного

регулирования (включая антимонопольное регулирование, защиту интересов

потребителей), налоговых и таможенных платежей и преференций; государство в

большей мере концентрирует свои силы, на развитии внерыночного сектора

(социокультурная сфера, экология, поддержание правопорядка, оборона), меньше

вмешивается в деятельность агентов рыночного сектора; обобщающие показатели

индикативного плана носят ориентировочный характер, не являются строго

обязательной государственной директивой, освобождены от чрезмерной

детализации, в большей мере связаны с конечными результатами (кроме

показателей финансового плана — государственного бюджета, которые являются

более конкретными и обязательными).

39. Что такое стратегическое планирование?

Стратегическое планирование распространяет своё действие в нескольких

направлениях. Оно определяет деятельность объекта план-я в определённом

будущем, основное направление деятельности в настоящее время. Конкретное

направление деятельности по реализации какой-либо задачи. Стратегическое

планирование основывается на анализе всех других типов планов, и, в свою

очередь, способствует их более чёткой направленности. Сроки стратегических

планов рассчитаны на 20 и более лет. Стратег. план-е закл. в осн. в поред-и

главных целей деят-ти и ориентировано на опред-е намечаемых конечных рез-в с

учётом средств и способов достиж-я пост. целей и обеспечения необход.

ресурсами. При этом разрабат-ся также новые возможности план-го объекта.

Такое план-е имеет отдалённые последствия, влияет на функционирование всей

системы регулирования и основ-ся на огромных рес-сах.

40. Сущность прогнозирования.

Под прогнозом понимается научно-обоснованное суждение о возможных состояниях

объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках его осуществления.

Социально-экономическое прогнозирование – это процесс разработки

экономических и социальных прогнозов, основанный на научных методах познания

экономических и социальных явлениях и использования всей совокупности

методов, способов и средств экономической прогностики.

Прогнозирование имеет две стороны или плоскости конкретизации:

предсказательную (дескриптивную, описательную); предуказательную

(предписательную). Предсказание означает описание возможных или желательных

перспектив, состояний, решений проблем будущего. Предуказание означает

решение этих проблем, путем использования информации о будущем в

целенаправленной деятельности.

Таким образом, в прогнозировании различают два аспекта: теоретико-

познавательный и управленческий.

Экономическое прогнозирование имеет своим объектом процесс конкретного

расширенного воспроизводства во всем его многообразии. Предметом

экономического прогнозирования является познание возможных состояний

функционирующих экономических объектов в будущем, исследование

закономерностей и способов разработки экономических прогнозов.

В основе экономического прогнозирования лежит предположение о том, что

будущее состояние экономики в значительной мере предопределяется ее прошлым и

настоящим состояниями. Будущее несет в себе и элементы неопределенности. Это

объясняется следующими моментами:

- наличием не одного, а множества вариантов возможного развития;

- действие экономических законов в будущем зависит

не только от прошлого и настоящего состояний экономики, но и от

управленческих решений, которые еще только должны быть приняты и реализованы;

- неполнота степени познания экономических законов,

дефицит и недостаточная надежность информации.

Единство определенности (детерминированности) и неопределенности будущего –

решающая предпосылка экономического прогнозирования. Если бы будущее было

полностью определенным, то тогда бы не было потребности в прогнозировании.

При неопределенности будущего сама возможность экономического прогнозирования

исключается.

Важную роль в развитии экономического прогнозирования играет прикладная

научная дисциплина прогностика и ее составная часть – экономическая

прогностика.

Прогнозирование следует рассматривать в комплексе с более широким понятием –

предвидением, которое дает опережающее отображение действительности,

основанное на познании законов природы, общества и мышления. Различают три

формы научного предвидения: гипотезу, прогноз и план.

42. Научно-техничекский прогноз.

Научно-технические и инновационные прогнали определяют перспективы

развития науки, инноваций и гехнологий, определяющие уровень

конкурентоспособности отечественной продукции и экономики в целом, возможные

результаты освоения базисных и улучшающих инноваций, смену поколений техники,

развитие стандартизации и сертификации продукции. Обобщающими показателями в

этой сфере является доля в выпускаемой и вновь осваиваемой продукции

принципиально новых изделий и динамика технологической с тру туры (доля

различных технологических укладов в валовом выпуске или ВВП) по отраслям и в

целом, но народному хозяйству; последний показатель пока не рассчитывается.

43. Что предлагает демографический прогноз.

Демография – это наука о закономерностях воспроизводства населения в

общественно-исторической обусловленности этого процесса.

Демографический прогноз – это расчет ожидаемой численности и половозрастной

структуры населения мира, региона, страны или ее части на основе фактической

структуры и существующих или предлагаемых уровней рождаемости и смертности в

разных возрастах, а также тенденций миграции.

В демографическом прогнозе определяется также средняя продолжительность

предстоящей жизни, соотношение между браками и разводами, средний возраст

вступления в брак, распределение населения на находящееся в трудоспобном и

нетрудоспобном возрасте, устанавливаются сроки начала трудовой деятельности и

выхода на пенсию и т.д.

В составе базовых условий социально-экономического развития страны показатели

демографической ситуации имеет особое значение.

Рост численности населения оказывает непосредственное влияние на степень

освоения территории страны, ее регионов. Для России это особенно актуально,

так как хозяйственная освоенность значительной части ее территориии крайне

недостаточна. В результате большой объем природных ресурсов не используется,

что отрицательно влияет на темпы экономического и социального развития

страны.

Не меньшее влияние на характер социально-экономического развития оказывает

качество населения, которое проявляется как совокупность свойств отдельных

личностей. На уровне всей массы населения они трансформируются в качественные

характеристики его интеллектуальных, творческих и физических способностей.

Параметры качественного состояния населения определяют уровень эффективности

хозяйственно-трудовой деятельности, производительности труда. А динамика

эффективности труда влияет на социально-экономические результаты, численность

населения.

Огромное влияние на развитие экономики, социальной сферы оказывает возрастная

структура населения. С увеличением доли лиц трудоспособного возраста в общей

численности населения увеличиваются, при прочих равных условиях, темпы,

масштабы социально-экономического развития, и наоборот.

Это происходит потому, что влияние демографического фактора проявляется

прежде всего посредством реализации трудового потенциала населения, который

определяется численностью трудовых ресурсов, их составом, структурой –

профессиональной, квалификационной, образовательной и др. Формирование

трудового потенциала осуществляется в процессе воспроизводства населения.

Управление воспроизводством населения осуществляется посредством разработки и

реализации демографической политики, основу которой образуют демографические

прогнозы. Демографическая политика – это совокупность социальных,

экономических, юридических и других мероприятий, направленных на изменение

процесса воспроизводства населения. Например, меры поощрения деторождения

(пособия и др.) или его сдерживание. Демографическая политика тесно связана с

социальной политикой.

44. Сущность экономических прогнозов.

Экономические прогнозы дают представление о возможной динамике в

исследуемый период ВВП, инвестиций, производства в основных отраслях народного

хозяйства, сдвигах в структуре экономики, о динамике рыночной конъюнктуры,

издержек производства, цен и инфляции, финансово-кредитной сферы, основных

показателей эффективности (величины прибыли и уровня рентабельности)

государственною бюджета, о развитии системы экономическою управления и

институциональных изменениях. Определяются обобщающие показатели экономической

динамики — темны роста (падения) ВВП и ею уровень на душу населения, динамика

инвестиций, уровень инфляции, внутренний и внешний государственный долг.

Расчеты основных показателей производятся на основе системы национальных

счетов. При обосновании среднесрочных и долгосрочных протезов необходимо

учитывать смену фаз экономических циклов, необходимость изменения стратегии на

различных фазах. Определяется также территориальный разрез динамики — по

крупным экономическим районам и т.д.

45. Социальные прогнозы.

Социальные прогнозы характеризуют демографические процессы, происходящие

в прогнозируемом периоде (изменения численности и структуры населения,

рождаемость, смертность и естественный прирост, ожидаемая средняя

продолжительность жизни при рождении, миграция и т.п.), уровень и структуру

занятости, динамику доходов, уровня и качества жизни населения, заболеваемости,

развития здравоохранения, образования, культуры и искусства. При этом па

макроуровне определяются обобщающие показатели социокультурной динамики —

конечное потребление домашних хозяйств на душу населения, затраты па

социокулыурную сферу (науку, культуру, образование, здра­воохранение и

социальное обеспечение) на душу населения и в процентах к ВВП, средняя

ожидаемая продолжительность жизни при рождении. Эта группа прогнозов занимает

центральное место, поскольку она характеризует конечный результат

воспроизводства, социальную направленность на эффективность государственного

управления.

46. Что такое прогнозы природных ресурсов?

При прогнозировании природных ресурсов выделяются три направления:

прогнозирование прироста добычи природных ресурсов в зависимости от масштабов

развития сферы материального производства; прогнозирование запасов

природных ресурсов, пригодных для хозяйственного освоения, с учетом их

качества; прогнозирование экологических последствий от хозяйственного

освоения новых месторождений и использования действующих источников.

При оценке изменений объема и качества отдельных видов природных ресурсов

учитываются особенности и значимость каждого ресурса: минерально-сырьевых,

лесных, водных, земельных ресурсов.

47. Какие прогнозы предполагает макроэкономический уровень?

Выделяются следующие группы прогнозов на макроуровне. Социальные прогнозы

характеризуют демографические процессы, происходящие в прогнозируемом периоде

(изменения численности и структуры населения, рождаемость, смертность и

естественный прирост, ожидаемая средняя продолжительность жизни при

'рождении, миграция и т.п.), уровень и структуру занятости, динамику доходов,

уровня и качества жизни населения, заболеваемости, развития здравоохранения,

образования, культуры и искусства. Эта группа прогнозов занимает центральное

место, поскольку она характеризует конечный результат воспроизводства,

социальную направленность и эффективность государственного управления.

Экономические прогнозы дают представление о возможной динамике в исследуемый

период ВВП, инвестиций, производства в основных отраслях народного хозяйства,

сдвигах в структуре экономики, о динамике рыночной конъюнктуры, издержек

производства, цен и инфляции, финансово-кредитной сферы, основных показателей

эффективности (величины прибыли и уровня рентабельности) государственного

бюджета, о развитии системы экономического управления и институциональных

изменениях. Научно-технические и инновационные прогнозы определяют

перспективы развития науки, инноваций и технологий, определяющие уровень

конкурентоспособности отечественной продукции и экономики в целом, возможные

результаты освоения базисных и улучшающих инноваций, смену поколений техники,

развитие стандартизации и сертификации продукции. Экологические прогнозы

включают предвидение динамики природных процессов, экологических

показателей, затраты на воспроизводство природных ресурсов, на

геолого­разведочные работы, лесное и водное хозяйство,

ирригацию, мелиорацию земель и т.п. Внешнеэкономические прогнозы

характеризуют предвидение динамики мирового хозяйства, конъюнктуры мирового

рынка, развитие внешнеэкономических связей (внешней торговли, ее товарной

структуры, распределение по группам стран, сальдо внешнеторгового оборота,

иностранный туризм, экспорт и импорт капитала, иностранные инвестиции и

развитие совместного предпринимательства и т.п.).

48. Какие прогнозы предполагает структурное прогнозирование?

По уровню управления прогнозы подразделяются на: индивидуальные

(разрабатываемые отдельными предприятиями, организациями, банками чаще

всего на краткосрочный период); региональные (на уровне муниципальных

объединений, крупных экономических районов); отраслевые (по отдельной отрасли

или межотраслевому комплексу – напр., тапливно-энергетическому,

агропромышленному); проблемные (по отдельной проблеме экономического,

научно-технического или экологического развития, например, по

обеспечению занятости, освоению и распространению нового поколения техники,

экологически чистой технологии); национальные (на уровне страны в

целом, федеральные экономические, социальные, научно-технические,

экологические и сводные); международные (по группе стран (например, СНГ) или

глобальные). Прогнозы разных уровней дополняют друг друга в предвидении

динамики сложной, иерархизированной структуры экономики.

49. Программирование как форма государственного регулирования экономики.

Государственное экономическое программирование представляет собой высшую

форму государственного регулирования экономики. Это обусловлено тем, что

социально-экономические программы, базируясь на экономических прогнозах,

используют весь комплекс элементов государственного регулирования экономики и

имеют целевую направленность. Экономические программы не только формулируют

цели развития, но и определяют материальные, финансовые средства реализации

этих целей. В большинстве стран, где применяется экономическое

программирование, подобные программы носят рекомендательный, индикативный

характер, но имеют строгую целевую направленность. Объектами целевых

экономических программ являются отрасли, регионы, социальная сфера и ее

элементы, направления научных исследований. Широко используется практика

разработки общенациональных пятилетних планов, имеющих целью обеспечение

экономического равновесия и стабильного развития, определяющих

рекомендательные ориентиры динамики национального дохода, объемов

производства, модернизации промышленности на основе достижений научно-

технического прогресса, развития инфраструктуры, жилищного строительства,

подготовки рабочей силы. Предусматриваются и меры, способствующие реализации

программных целей. Общенациональные экономические программы разрабатываются в

Японии, Нидерландах, Скандинавских странах. В особых случаях разрабатываются

чрезвычайные программы. Примерами могут служить программа структурной

перестройки в Восточной Германии после присоединения ее к ФРГ, программа

восстановления послевоенной экономики Южной Кореи. В течение последних 10 лет

в разных странах с рыночной экономикой появилась устойчивая тенденция

ориентации государства на решение долгосрочных целей научно-технического

прогресса, экономического роста, социальных проблем.

50. Прогнал и план

Прогнозы не являются самоцелью, они служат необходимых, этапом для

обоснования среднесрочной и долгосрочной стратегии разработки

перспективных планов. Н.Д. Кондратьев подчеркивав

неразрывную связь прогноза и плана: "Планы будущего [нпвитн

хозяйства имеют теснейшую связь с предвидением этого будущего. Но если это

так, то очевидно, что методы построения планов должны быть ц

достаточной мере согласованы с возможностями такого предвидения Кондратьев

отмечал, ч го показатели плана должны строиться на основе предвидения:

"Перспективы плана являются не только директивой, но

одновременно и предвидением... И можно твердо сказать: план не только

предвидение: он одновременно и программа действий; но план oт всякого

предвидения ничто..

Н.Д. Кондратьев показал пример органического сочетания предвидения

и индикативного планирования при разработке пятилетнею

плана развития сельскою хозяйства СССР (пятилетка Кондратьева). Однако этот

подход и разработанный на его основе план были отвергнуты, и длительное время

перспективные планы строились без прогнозов, ч го было одной из причин их

невыполнения, многих стратегических ошибок. Лишь с 60-х годов

начала возрождаться советская школа npoгнозирования. Каждое пятилетие

разрабатывались долгосрочные прогнозы — Комплексная программа

научно- технического прогресса и его социально-экономических последеibj

Генеральная схема развития и размещения производительных с

СССР, многочисленные научно-1ехнические, демографически

экономические, отраслевые, территориальные и >kojh>i

ическ прогнозы. Но они строились на экстралоляционной мегодологии

игнорировали основы теории предвидения Кондратьева и рухнули при кругом

повороте цикличной динамики в начале 90-х годов, Взята на вооружение другая

теоретическая крайность — прогноз без плана, что является признаком капитуляции

государства перед рыночной стихией, некомпетентности высших эшелонов

управления в значительно усложнившейся кризисной ситуации,

требующей применения нестандартной стратегии, неординарных

решительных действий. Это стало одним из факторов углубления

кризиса. Государственным служащим любого ранга, менеджерам всех

уровней необходимо овладевать наукой и искусством прогнозирования,

программирования и индикативного планирования, опираясь на теории

предвидения будущего и государственного регулирования

социально-экономического развития и учитывая реальные тенденции

цикличной динамики общества.

51. Система прогнозов

Реализация функций

социально-экономического и территориального прогнозирования осуществляется

через систему прогнозов, которые можно классифицировать по четырем

основаниям: объект прогноза, его горизонт, характер и уровень управления.

По объекту выделяются следующие группы прогнозов на макроуровне.

Социальные прогнозы характеризуют демографические процессы, происходящие

в прогнозируемом периоде (изменения численности и структуры населения,

рождаемость, смертность и естественный прирост, ожидаемая средняя

продолжительность жизни при рождении, миграция и т.п.), уровень и структуру

занятости, динамику доходов, уровня и качества жизни населения, заболеваемости,

развития здравоохранения, образования, культуры и искусства. При этом па

макроуровне определяются обобщающие показатели социокультурной динамики —

конечное потребление домашних хозяйств на душу населения, затраты па

социокультурную сферу (науку, культуру, образование, здра­воохранение и

социальное обеспечение) на душу населения и в процентах к ВВП, средняя

ожидаемая продолжительность жизни при рождении. Эта группа прогнозов занимает

центральное место, поскольку она характеризует конечный результат

воспроизводства, социальную направленность и эффективность государственною

управления.

Экономические прогнозы дают представление о возможной динамике в

исследуемый период ВВП, инвестиций, производства в основных отраслях народного

хозяйства, сдвигах в структуре экономики, о динамике рыночной конъюнктуры,

издержек производства, цен и инфляции, финансово-кредитной сферы, основных

показателей эффективности (величины прибыли и уровня рентабельности)

государственною бюджета, о развитии системы экономическою управления и

институциональных изменениях.

Научно-технические и инновационные прогнали определяют перспективы

развития науки, инноваций и технологий, определяющие уровень

конкурентоспособности отечественной продукции и экономики в целом, возможные

результаты освоения базисных и улучшающих инноваций, смену поколений техники,

развитие стандартизации и сертификации продукции. Обобщающими показателями в

этой сфере является доля в выпускаемой и вновь осваиваемой продукции

принципиально новых изделий и динамика технологической с тру туры (доля

различных технологических укладов в валовом выпуске или ВВП) по отраслям и в

целом, но народному хозяйству; последний показатель пока не рассчитывается.

Экологические прогноз включают предвидение динамики природных процессов

(изменение температуры, выпадение и распределение осадков и т.п.),

экологических показателей (уровень загрязнения окружающей среды, строительство

очистных сооружений, объем рекультивации земель, развитие мониторинга природной

среды), затраты на воспроизводство природных ресурсов (на полого-разведочные

работы, лесное и водное хозяйство, ирригацию, мелиорацию земель и т.п.).

Обобщающий показатель — затраты на воспроизводство природных ресурсов и охрану

окружающей среды на душу населения в сопоставимых ценах и в процентах к ВВП.

Внешнеэкономические прогнозы характеризуют предвидение динамики мировою

хозяйства, конъюнктуры мирового рынка, развитие внешнеэкономических связей

(внешней торговли, ее товарной

структуры, распределение по группам стран, сальдо внешнеторгового оборота,

иностранный туризм, экспорт и импорт капитала, иностранные инвестиции и

развитие совместного предпринимательства и т.п.). Обобщающими показателями

являются сальдо экспорта и импорта товаров и услуг, объем и доля в ВВП затрат

по обслуживанию внешнего долга.

52. Методы прогнозирования

При обосновании прогнозов используют разнообразный набор инструментов — от

простой экстраполяции на будущее сложившихся тенденций до построения сложных

экономико-математических и эвристических моделей.

Экстраполяционный метод состоит в изучении тенденций динамики

исследуемого объекта в ретроспективе (желательно более длительной, чем

прогнозный период) и продлении этих 1енденций на перспективу. Этот метод

достаточно надежен для краткосрочных пр01нозов в пределах одной фазы цикла.

Однако широкое ею использование для среднесрочного и долгосрочного

npoгнозирования динамики сложных объектов опасно, поскольку он не учитывает

возможных перегибов траектории движения при переходе к очередной фазе цикла или

новому циклу как в исследуемой, так и в смежных сферах. Экстраполяционный метод

опирается обычно на данные статистики.

Экономико-математические модели, используемые в предвидении будущего, носят

разнообразный характер. Одни из них формализуют Экстраполяционный подход

(например, метод парной или множественной корреляции, выясняющий зависимость

в динамике двух или нескольких показателей, метод производственных функций,

позволяющий оценить вклад в экономическую динамику основных факторов

производства). Другие, более сложные модели межотраслевых связей дают

возможность исследовать динамику структуры экономики (межотраслевой баланс,

многопродуктовые модели). Третья группа моделей помогает выявить кривые

цикличных колебаний экономических показателей по разным фазам цикла.

Широкое применение в практике прогнозирования получил динамический

межотраслевой баланс (МОБ), который, позволяв выявить взаимосвязи в структуре

производства и распределения продукции и оценить влияние основных факторов на

структурные сдвиги. Детальную разработку теории и методологии построения и

использования в анализе, прогнозировании и межстрановых сопоставлениях МОБ

дал лауреат Нобелевской премии В. В. Леонтьев. МОБ строится на базе системы

национальных счетов и бывает разной размерности (от нескольких десятков до

нескольких сот отраслей).

Дальнейшим развитием МОБ является многомерная воспроизводственно-цикличная

макромодель, которая дает возможность анализировать и прогнозировать динамику

структуры экономики в шест разрезах (воспроизводственная, отраслевая,

технологическая, стоимостная, институциональная, внешнеэкономическая), а

также учитывать воздействие циклов на основные показатели. На основе

макромодели проведены экспериментальные прогнозные расчеты по динамике

структуры экономики в развитых странах.

Оптимизационные модели применяются в прогнозировании для выбора наиболее

эффективного из возможных вариантов; в наибольшей мере они подходят для

обоснования норма i явных прогнозов при достаточно полной статистической базе.

Основоположником оптимизационных методов является лауреат Нобелевской премии Л.

В. Канторович.

Эвристическое моделирование применяется для анализа и Пронина

экономической динамики на основе логических умозаключений, использования

методов индукции и дедукции, если нет достаточно достоверных статистических или

прогнозных данных о динамике объекта. В этом случае часто строятся модели на

основе экспертных оценок.

Сценарный метод прогнозирования состоит в построении нескольких

альтернативных сценариев возможного развития событий в зависимости от разного

сочетания определяющих их факторов. Обычно рассчитывают оптимистический,

пессимистический и умеренный (промежуточный) сценарии, оцениваются их

последствия.

54. Государственное программирование

На основе прогнозов осуществляется выбор стратегии, позволяющей реализовать

наиболее выгодную и возможных траекторий будущего развития, и определяется

перечень стратегических приоритетов государственного воздействия на

социально-экономическую динамик. Реализация выбранной стратегии и

при­оритетов осуществляется на основе программ — набора взаимосвязанных

мероприятий, обеспеченных ресурсами позволяющих реализовать

намеченные цели в возможно короткие сроки с относительно меньшими затратами.

Государственное программирование возникло впервые в бывшем СССР. Первой

перспективной программой (которая одновременно, выполняла роль

перспективного индикативного плана) был ГОЭЛРО государственный план

электрификации. В дальнейшем шла разработка программ оборонного,

промышленного, территориальною характера, они включались в пятилетие

планы. С 70-х годов получили распространение целевые программы —

народнохозяйственные (энергетическая, продовольственная и др.),

научно-технические, экологические, в рамках СЭВ и др. Однако идея

программирования была во многом дискредитирована из-за

множественности слабо обеспеченных ресурсами программ, отсутствия

действенного механизма их реализации (кроме программ в сфере обороны). С

середины 90-х годов опять возобладал количественный подход к

программированию, составляются, но практически не выполняются множество

программ федерального уровня, что снижает эффективность управления.

В чем преимущество программ и в каких случаях к ним необходимо прибегать?

Во-первых, программы являются наиболее эффективным способом реализации

стратегии социально-экономического, научно-технического, экологическою,

регионального развития, обеспечиваю) концентрацию ресурсов (а они всегда

ограничены) на наиболее перспективных и эффективных направлениях развития,

помогают преодолевать неизбежно возникающие кризисы и противоречии,

обеспечить выход экономики на новый, более высокий уровень.

Во-вторых, программы служат действенным способом соединения саморегулирования

рыночной экономики, самостоятельности в принятии решений предпринимателями с

государственной поддержкой в решении стратегических проблем освоения базисных

инноваций, решении крупных социальных и экологических проблем. Программы не

могут и не должны охватывать всю экономику, подвергая ее жестком}

государственному регулированию. Их действие распространяется лишь на ноле

стратегического прорыва и только на время прорыва, а в остальном и дальше

вступают в силу обычные рыночные методы регулирования на конкурентных

началах.

В-третьих, программирование обеспечивает дополнительный (системный)

эффект от концентрации лучших ресурсов порыва (с последующим его

расширением), согласования и взаимодействия сопряженных программ, что

проявляется в гибкости и конкурентоспособности. В силу

указанных преимуществ программирование получило широкое распространение в

деятельности большинства государств, крупных предприятий и транснациональных

корпораций, оно стало важнейшим инструментом стратегического управления.

55. Виды программ

Классифицировать программы можно по разным критериям — по объектам,

характеру, срокам действия, территориальным масштабам. По объектам

программирования можно выделить:

• сводные макропрограммы, определяющие перспективы и стратегию

социально-экономического и территориального развития страны, крупных

экономических районов по основным показателям;

• государственные программы по отдельным направлениям

деятельности (государеi венная инвестиционная программа, программа конверсии,

космическая программа и т.д.);

• экоономические целевые программы но отдельным проблемам —

социальные, научно-технические, инновационные, экологические,

региональные, отраслевые и т.п. Некоторым особо важным программам придается

статус президентских;

• отраслевые и проблемные программы, принимаемые

министерствами и ведомствами в пределах их компетенции или в составе

государственных программ;

• peгиональные целевые программы, принимаемые

законодательными исполнительными органами областей или

муниципальными органами (например, в крупных городах);

• межгосударственные программы в рамках СНГ;

( • международные программы, в

которых Украина принимает участие в качестве инициатора или одного из

исполнителей;

• целевые программы, разрабатываемые и

реализуемые государственными и негосударственными предприятиями, холдингами,

банками и т.д. во исполнение программ более высоко! о уровня.

4.Структуризация программы, определение подпрограмм, блоков проектов и

отдельных проектов. Проект — это основной кирпичик, из которого строится

программа. Он должен обеспечить определенный

программный результат. При этом определяется набор первоочередных проектов,

их выполнение распределяется по годам реализации программы с

учетом значимости для конечного результата имеющихся

ресурсов.

5.Оценка ресурсов (прежде всего на НИОКР и инвестиций),

необходимых для выполнения проектов, подпрограмм и программы в целом,

возможных источников финансирования и условий их

поступления (собственные средства, кредиты, выпуск акций, бюджетная поддержка

и т.п.). Недостаток ресурсов может потребовать уточнения состава проектов,

мероприятий и целей программы.

6.Маркетинговые исследования, определение возможного объема выпуска,

цен и эффективности программных продуктов, сроков окупаемости

проектов, подсистем и программы в целом. Заведомо

убыточные проекты и программы исключаются. Может возникнуть ситуация,

когда по результатам расчетов придется решать вопрос, стоит ли браться за

неэффективную программу.

7. Создание целевых оргструктур для выполнения программы, подготовка

кадров. Обычно создается целевая оргструктура для реализации программ

(консорциум, холдинг, финансово-промышленная группа.). По каждой подпрограмме,

а также по каждому проекту определяются заказчик, научный руководитель

(генеральный конеiрук гор) и директор. Целесообразно организовать обучение

менеджеров проектов, подпрограмм, программы.

56. Технологическое программирование.

Необходимо в корне менять подход к программированию, опираясь на научно

обоснованную методологию и обобщение прогрессивного зарубежного опыта

разработки и реализации целевых программ. Можно выделить следующие основные

этапы разрабо1ки целевых программ.

1. Выбор объекта

программы. Это важнейшая стадия, предшествующая

разработке программы и во многом предопределяющая ее успех.

Нужно исходить из нескольких критериев

при выборе объекта: он должен представлять стратегический приоритет,

обеспечивать перелом траектории движения данного объекта;

программа не должна носить слишком широкий характер, охватывая

план развития целой отрасли.

Желательно, чтобы формировались пакеты целевых программ, дополняющих друг

друга и усиливающих программный эффект.

2. Построение "дерева целей". По

каждой отобранной программе определяются генеральная цель, конкретизирующие ее

цели первого, второго, а если потребуется, то и третьего уровней. Нужен строгий

экономико-логический анализ, чтобы совокупность целей нижестоящего уровня

обеспечивала достижение целей более высокого уровня. Цели следует

формулировать максимально конкретно, избе! а п.

формулировок типа "повысить уровень", "расширить" и т.д.,

выполнение которых невозможно проверить.

57. Роль и функции плана

Сущность плана заключается в целенаправленном распределении «ресурсов

(трудовых, материальных, финансовых) между различными видами деятельности и

распределении полученных продуктов. В таком понимании план возник за много

тысячелетий до рынка: вожак «первобытной общины для охоты на мамонта или

другою крупкою животною распределял членов племени по разным операциям и

оставлял часть добычи для членов общины, не принимавших участия в охоте. С

развитием общественного разделения труда усложнились функции плана, и возник

рыночный обмен продуктами труда обособ­ленных производителей. Появилась

необходимость в плане при выполнении определенных работ под контролем

государства или за его пределами (при проведении ирригационных работ,

строительстве пирамид в Египте, дворцов в Ниневии, сооружении статуй и храмов

в Акрополе и Афинах, при строительстве Колизея в Древнем Риме и т.п.).

В современной экономике план неразрывно связан с прогнозом и рынком и

выполняет следующие важнейшие функции:

• обеспечение пропорциональности в развитии воспроизводства, распределении

ресурсов между различными отраслями, территориями, видами деятельное! и,

стадиями воспроизводства, распределении и перераспределении

произведенного продукта и полученного дохода.

"Железный закон строго определенных пропорций" (по выражению. К Маркса) в

прямой и полной форме осуществляется на предприятии любой формы

собственности и в ограниченной, преимущественно косвенной форме, с

помощью рыночных механизмов — на макроуровне

(текущее планирование);

• концентрация ресурсов для осуществления назревших

структурных сдвиеов, освоения базовых инноваций, развития

транспор1ной и иной инфраструктуры, реакции на чрезвычайные

ситуации и т.п. (стратегическое планирование);

• аккумуляция части доходов участников рынка с помощью налогов

для финансирования бюджетной сферы, социальных, оборонных,

экономических программ и проектов, выплаты пенсий и пособий, содержания

армии и органов правопорядка (социальное, экологическое, оборонное

планирование).

37,58. Директивное планирование.

Первые народнохозяйственные планы в СССР носили преимуще­ственно индикативный

характер. Однако с конца 20-х годов, с переходом к централизованной системе

управления, ограничению и вытеснению рыночного механизма,

народнохозяйственные планы все больше обретали централизованно-

бюрократический характер. Первый пятилетний план разрабатывался с

привлечением лучших научных сил страны в двух вариантах и

включал элементы рыночного регулирования (развернутый финансовый план,

прогноз динамики цен). Однако в ходе его выполнения произошла ломка

заложенных в него пропорций в результате насильственной коллективизации и

сокращения производства в легкой и пищевой промышленности, скачка цен. Затем

1-е пятилетние и годовые планы разрабатывались жестко централизованно и не

выполнялись по многим показателям, в результате чего усиливались

диспропорции.

Централизованное директивное планирование, имея определенные преимущества

в критических ситуациях (в период войны и подготовки к ней, восстановления

разрушенною войной хозяйства), позволяя в

максимальной степени концентрировать ресурсы на важнейших фактических

направлениях, в условиях нормального развития сковывает развитие экономики,

лишая предпринимателей и

нижестоящие органы управления самостоятельности и ответственности в выработке

собственной стратегии, возможности ее обеспечения ре­сурсами, гибкой реакции

на быстро меняющиеся требования рынка.

Кроме того, централизованный план и концентрация ресурсов в распоряжении

партийно-государственной верхушки открывают простор для волюнтаризма и

произвола бюрократического аппарата,

безответственности чиновников.

Правда, нужно отметить, что жесткость централизованного планирования в 60-80-

е годы в связи с проведением экономических реформ, расширением

самостоятельности предприятий, союзных республик, местных органов,

нарастанием теневой экономики постепенно ослабевала. Плановые задания

систематически корректировались и довольно часто не выполнялись, так как

невозмож­но предусмотреть в централизованных планах задания, но производству

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


© 2007
Использовании материалов
запрещено.