РУБРИКИ

Шпора: Шпора по государственному регулированию экономики

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Шпора: Шпора по государственному регулированию экономики

и распределению 25 млн. видов продукции, которые создают несколько миллионов

производителей, а покупают по своему выбору десятки миллионов покупателей.

Одновременно повышалась роль рынка и стоимостных показателей.

38,59. Индикативное планирование.

Индикативное планирование, получившее широкое распространение во многих

странах и позволяющее сочетать, преимущества плана и рынка, в основном лишено

указанных выше недостатков. Индикативный план имеет ряд основных достоинств:

• исходит из самостоятельности агентов рынка в выборе и

осуществлении собственной рыночной стратегии и тактики, обеспечении их

ресурсами, из ответственности за эффективность принимаемых

решений;

• дает возможность центральным, региональным и

муниципальным органам в пределах своей компетенции определять стратегические

задачи, обеспечивать их решение поступающими в

распоряжение этих органов ресурсами, а также осуществлять косвенное

воздействие на поведение агентов рынка с помощью законодательного

регулирования (включая антимонопольное регулирование, защиту

интересов потребителей), налоговых и таможенных платежей и

преференций;

• государство в большей мере концентрирует свои силы на

развитии внерыночного сектора (социокультурная сфера, экология, поддержание

правопорядка, оборона), меньше вмешивается в

деятельность агентов рыночного сектора;

• обобщающие показатели индикативного плана носят

ориентировочный характер, не являются строго обязательной

государственной директивой, освобождены от чрезмерной детализации, в

большей мере связаны с конечными результатами (кроме показателей финансового

плана — государственного бюджета, которые являются более конкретными и

обязательными).

При переходе от директивного к индикативному планированию в Украине, как и в

ряде др. пост-социалисгических стран, был допущен крен в сторону чрезмерного

уменьшения планового начала, государственного регулирования экономики,

развязывания рыночной стихии. Слово "план" было исключено из лексикона

законодательных и исполнительных органов. Однако постепенно этот крен стал

выправляться. Восстанавливается соотношение плана и рынка, адекватное

условиям современной социально-рыночной экономики.

Гуманизация планирования должна выражаться в приоритете социальных

индикаторов качества жизни, в гуманизации специалистов по планированию (что

требует переориентации в их подготовке). Исходным пунктом планов —

перспективных и текущих — должны стать ориентированы социокультурной

динамики, отражающие приоритеты уровня и качества жизни населения. Все

остальное — средства для достижения этой плановой цели.

60. Система планов.

В основе пирамиды планов в регулируемой рыночной экономике лежат текущие и

перспективные планы предприятий. Они отличаются от прежних

техпромфинпланов, во-первых, отсутствием жестких централизованных плановых

заданий, сковывавших инициативу, контрактно-конкурентной системой распределения

госзаказов; во-вторых, большей гибкостью и разнообразием в определении форм и

показателей планов, в основе которых лежат маркетинг-прогнозы и бизнес-планы по

инвестиционным проектам. Эти планы- гибко кор­ректируются, если изменилась

рыночная конъюнктура. Однако они обязательны для подразделений предприятия и

его работников и охватывают все стороны деятельности — от НИОКР и производства

до финансового плана.

Источниками финансирования региональных индикативных планов и финансовых

балансов регионов и муниципальных образовании являются часть налоговых

поступлений от предприятии, организаций, граждан и внебюджетные источники

(включая средства региональных и муниципальных займов), а также для большинства

регионов — поступления из федерального бюджета в порядке межрегионального

перераспределения. Объектом региональных и индикативных муниципальных планов

являются в основном социокультурная сфера и экология. Реализация региональных

планов зависит от поступления на­логовых и иных платежей и централизованных

дотаций. Региональные планы носят преимущественно текущий характер, хотя в

некоторых субъектах Украины начали составляться перспективные планы. Так, в

Крыму разработан стратегический план на долгосрочную перспективу.

Индикативные федеральные планы включают программу

социально-экономического развития на среднесрочную перспективу и бюджет — по

сути дела, индикативный финансовый баланс по территории страны на год.

Однако федеральные планы-прогнозы страдают неполнотой, недостаточно

обеспечиваются централизованными ресурсами (из-за неплатежей и не сбора

налогов показатели приходится постоянно корректировать) и выполняются в малой

степени, особенно в части поддержки инвестиций и инноваций социокультурной

сферы. Это существенно ослабляет действенность государственного регулирования

рыночной экономики, возможности реализации государственной стратегии

социально-экономического, научно-технического, экологи­ческого и

территориального развития, обесценивает принимаемые в большом количестве

программы.

В связи с этим предстоит значительно повысить роль индикативного

государственного планирования, принять законы по индикативному планированию и

программированию, восстановить практику разработки правительством и утверждения

законодательными органами годовых и индикативных пятилетних планов, как это

принято в большинстве развитых стран, повысить роль Минэкономики Украины как

головного прогнозно-планового органа. Аналогичные меры по подъему

прогнозно-плановой работы следует осуществить в областях и регионах Украины.

Это отнюдь не противоречит основам функционирования рыночной экономики (которая

не является всеохватывающей), а будет способствовать повышению ее эффективности

и усилению регулирующей роли государства. Реализация этих мер потребует

возобновления подготовки и повышения квалификации специалистов и госслужащих,

профессионально занимающихся этим сложнейшим видом деятельности.

61. Прогнозирование и программирование в кризисных ситуациях

Переход от централизованно-плановой к рыночной экономике означает окончательный

крах иллюзий, что экономические кризисы — это болезнь, присущая только

капитализму, и что можно перейти к бескризисному равномерно-прямолинейному

развитию, планомерно преодолевая при этом противоречия. Экономические циклы и

предшествующие им кризисные фазы неизбежно присущи современной экономике для

всех иерархических уровней — от предприятий до национальной и мировой

экономики. Отсюда принципиально иной курс а государства, и

предпринимателей, и ученых: нужно не игнорировать и отрицать кризисы, пытаться

избегать их (что делает их более глубокими длительными, увеличивает потери и

страдания), а понять их сущность, научиться их предвидеть и ставить правильный

диагноз, разрабатывать и умело осуществлять антикризисные программы,

позволяющие пройти кризисную фазу возможно быстрее и с меньшими потерями.

Признание закономерности кризисов как неизбежных фаз циклов открывает дорогу

для предвидения кризисов — сроков их наступления, длительности, глубины,

характера, правильной диагностики самой болезненной фазы в цикличной динамике

систем.

Примерная блок-схема прогнозирования кризисов включает следующие основные этапы.

1.Обоснованное определение объекта, целей и задач прогноза

кризиса. Прогноз разрабатывается не для того, чтобы избежать кризиса, —

это попытка с негодными средствами, она может лишь усугубить

кризисные потрясения и потери, когда он все равно наступит. Цель прогноза

кризиса — предвидеть возможные сроки его наступления в ритме цикличной

динамики системы, определить его содержание,

оценить, какие элементы системы устарели и подлежат замене, а какие — еще

слабые и требуют поддержки как элементы будущей системы.

2.Диагноз кризиса — исследование закономерностей и тенденций цикличной

динамики данного объекта (им может быть мировая, национальная

или региональная экономика, технологические и

социальные системы и т.д.) в ретроспективе, изучение прошлых и

прогноз будущих кризисных фаз в ритме цикличной динамики, анализ и прогноз

структурных сдвигов, выявление внешних связей в данной динамике и

взаимодействия циклов в смежных сферах. На основе лих исследований

формируется база знаний о циклах и кризисах, строятся модели цикличной

динамики данного объекта и его взаимосвязей.

3.Разработка антикризисных мер: изучение путей выхода из подобных

кризисов в прошлом и в других странах, обоснование системы мер по выходу из

данного кризиса и расчет вариантов, прогнозирование

последствий их осуществления и гибкая корректировка, если они

оказались недостаточными или существенно изменилась конъюнктура (кризисный

мониторинг).

64. Что собой представляют показатели планов?

Разработка макроэкон. плнов невозможна без использ-я системы показ-й. В

макроэкон. план-и показатель – это мера план. задания, кот. обеспеч-т его

колич. или кач-ю определённость. Показатели планов должны отвечать след.

требованиям: должны быть пригодными для агрегирования и деагрегирования;

должны быть чётка опред-ми, измеренными, сравненными с показ-ми гос.

статистики; система показателей должна быть адаптивной, способной отображать

все изменения состояния объекта планирования; директивные показатели должны

быть адресными, т.е. содержать указания относительно конкретных исполнителей

план. заданий; индикат-е показатели должны информировать субъектов рынка о

намерениях гос-ва. Показатели планов классифиц-ся по таким группам:

натуральные и стоимостные; количественные и качественные; объёмные и сетевые;

абсолютные и относит-е; обязательные, расчетные и информац-е. Натур-е

показатели хар-т вещественные аспект воспр-ва. Они дают возможность

установить прямое соответствие м/у объёмом пр-ва в конкретно-вещественной

форме и объёмом потребности в прод-и. Стоимостные подаются в денежных

единицах. С их помощью измеряются совок. рез-ты воспр-ва. Колич. показатели

хар-т прямые непосред-е рез-ты деят-ти. Они м/б объёмными, т.е. отображать

объёмы пр-ва или потребления, и сетевыми, т.е. характеризовать развития сети

объектов разных сфер. Качественные хар-т потребит. стоимость прод-и, условия

развития пр-ва, эффективность, степень использ-я разных видов ресурсов.

Абсолютные отображ-т колич. хар-ку процессов и явления. Относительные

динамику и стр-ру соотв. параметров. Обязат-е являются директивными,

расчётные предназн. для обоснования осн. параметров плана, информационные -

индикативные.

67. Что такое принцип пропорциональности и сбалансированности?

Принцип пропорциональности и сбалансированности заключается в

согласованности показателей объема производства с общественной потребностью в

продукции; денежных доходов населения, предпр, орг ведомств с их расходами;

наличия ресурсов и общественной потребности в них, а также др показателей,

которые образуют многообразие экономики.

68. Что такое принцип приоритетности?

Принцип правильного определения приоритетов в планах развития экономики,

отрасли и региона. Рост производства на совр этапе эк и соц развития Укр в

значительной мере зависит от структурных изменений в экономике, ускоренного

развития отраслей, которые обеспечивают техническое переоснащение народного

хоз-ва, создание прогрессивных видов продукции. Поэтому в планах необходимо

определить правильное избрание приоритетов в развитии отраслей и регионов для

обеспечения прогрессивных изменений, повышения эффективности кап вложений и

всего общ производства, решения соц и экол проблем и ресурсосбережения.

69. Что такое принцип согласования?

Принцип согласования общественных, кол-ых и личных интересов. Соц-эк развитие

Укр зависит от того, насколько общегос-ые интересы совпадают с интересами

трудового кол-ва и отдельного работника , касаемо конечных результатов труда.

В планах необходимо использовать всю систему интересов как двигающую силу

развития произв отношений, роста экономики, повышения ее эффективности.

70. Основополагающие подходы и принципы прогнозирования.

Социально-экономическое прогнозирование основывается на ряде принципов.

Рассмотрим важнейшие из них.

Принцип системности прогнозирования означает, что народное хозяйство

рассматривается, с одной стороны как единый объект, а с другой – как

совокупность относительно самостоятельных объектов или направлений

прогнозирования. Системный подход предполагает построение прогнозов на основе

системы методов и моделей, характеризующейся определенной субординацией и

последовательностью, что позволяет разрабатывать согласованный и

непротиворечивый прогноз экономического развития по каждому объекту народного

хозяйства. Однако, в условиях переходной экономики построить целостную систему

моделей социально-экономического прогнозирования, очень сложно. В связи с чем

необходима унификация блочных моделей, использование вычислительных способов

решения, создание информационного банка данных.

Принцип единства политики и экономики означает, что при рассмотрении

вопросов развития экономики, составлении прогнозов и программ следует исходить

из совокупности экономических интересов всех субъектов хозяйствования и в то же

время по некоторым направлениям прогнозирования необходимо, в первую очередь,

учитывать общегосударственные вопросы (устойчивость финансовой системы,

обеспечение целостности страны, ее обороноспособности и т.д.).

Принцип научной обоснованности означает, что в экономическом

прогнозировании всех уровней необходим всесторонний учет требований объективных

экономических и других законов развития общества, использование научного

инструментария, достижений отечественного и зарубежного опыта формирования

прогнозов.

Принцип адекватности (соответствия) прогноза объективным закономерностям

характеризует не только процесс выявления, но и оценку устойчивых тенденций и

взаимосвязей в развитии народного хозяйства и создания теоретического аналога

реальных экономических процессов с их полной и точной имитацией.

Принцип вариантности прогнозирования связан с возможностью развития

народного хозяйства и его отдельных звеньев по разным траекториям, при разных

взаимосвязях и структурных соотношениях. Источниками возникновения различных

вариантов развития народного хозяйства служат возможные качественные сдвиги в

условиях воспроизводства при переходе от экстенсивных методов его расширения к

интенсиным, при создании новых условий хозяйствования.

Принцип целенаправленности предполагает активный характер

прогнозирования, поскольку содержание прогноза не сводится только к

предвидению, а включает и цели, которые предстоит достигнуть в экономике путем

активных действий органов государственной власти и управления.

71. Что такое принцип системности в прогнозировании?

Принцип системности означает, что экономика рассматривается как единый объект

прогнозирования и, одновременно, как совокупность относительно сам

направлений (блоков) прогнозирования.В общем система имеет такие признаки:

Система состоит из подсистем (элементов), Каждая подсистема имеет все

признаки системы, Каждая подсистема в свою очередь состоит из др подсистем

низшего уровня, Все подсистемы взаимосвязаны. Принцип системности

предполагает исп-е «блочного» метода построения прогноза экономики как

системы. Т.е. объединив эти блоки, возможно получить представление об эк

системе в целом.

72. Что такое принцип адекватности в прогнозировании?

Принцип адекватности прогнозов объективным зак-м хар-ет не только процесс

выявления, а и оценку стойких тенденций и взаимосвязей в развитии экономики

и создания теоретического аналога реальных эк процессов с полной и точной

имитацией таких. Адекватность означает макс приближение теор модели к зак-м и

тенденциям развития. При этом под теор моделью понимают модель, которая

практически реализуется и явл формой научного отражения действительности.

73. Что такое принцип альтернативности в прогнозировании?

Принцип альтернативности прогнозирования вытекает из возможности развития

экономики и соц-эк процессов в разных направлениях ( траекториях), в разных

взаимосвязях и структурных взаимоотношениях. Альтернативность исходит из

предположения, что существует несколько вариантов развития экономики.

74. Что такое принцип целенаправленности в прогнозировании?

Согласно с ним содержательное описание объекта осуществляется под углом

зрения поставленных перед исследованием заданий. Формирование целей и задач,

как начальный этап любого исследования, решает проблему неопределенности.

Целенапр-ость придает прог-ю активный характер, делает возможным обоснование

перехода к тенденциям, которые соответствуют стратегическим эк целям.

75. Этапы прогнозирования и их характеристика.

Одним из наиболее важных этапов прогнозирования является подготовка предложений

и разработка конкретных средств ГР и влияния на экономику. Ретроспекцией

называется этап прогнозирования, на котором исследуется история развития объекта

прогнозирования для получения его систематического описания. На этой стадии

осущ-ся сбор сохранение и обработка информации, определение источников необх

для прог-я, оптимизация состава источников. Диагноз представляет собой

такой этап прогнозирования, на котором исследуется систематизированное описание

объекта с целью выявления тенденций его развития и выбор моделей и методов

прогнозирования. На этой стадии осущ-ся анализ объекта прогнозирования, который

лежит в основе прогнозной модели. Проспекция представляет собой этап

прогнозирования, на котором по данным диагноза разрабатываются прогнозы

объекта, осуществляется оценка вероятности или точности обоснованности

прогноза, а также реализация цели прогноза. На этой стадии выясняется, какая

информация отсутствует, уточняется ранее полученная, вносятся коррективы в

модель.

76. Информационная база прогнозирования.

Информация- совокупность данных, которые хар-ют деятельность предпр. Выделяют

3 основных источника прогнозной информации: Накопленный опыт, осн на знании

закономерностей развития исследуемых явлений, процессов, действий.

Экстраполяция существующих тенденций(изучение предыдущего опыта и перенесение

его на будущее). Строительство моделей объектов относительно ожидаемых или

намеченных условий. Необходимо учитывать наличие как внутренних, так и

внешних источников информации. Внешние источники подр-ся на:

Специализированные- бюллетени агентств по маркетинговым исследованиям,

Вторичные- источники опубликованной информации (балансы банков), Оригинальные

источники ( полезные исследования с позиции потребителя). Внутренние

источники включают: Исследование внутр данных отделом анализа, Исследование

информации, которая поступает от функцион отделов предпр.

79. Интуитивные методы прогнозирования.

Интуитивные (экспертные) методы базируются на использовании экспертной

информации. Ими пользуются тогда, когда нет четких тенденций развития объекта,

когда прогнозируются процессы, которые не имеют исторических аналогов, когда др

методы не действуют. Интуитивные методы прогнозирования используются в тех

случаях, когда невозможно учесть влияние многих факторов из-за значительной

сложности объекта прогнозирования. В этом случае используются оценки экспертов.

При этом различают индивидуальные и коллективные экспертные

оценки. В состав индивидуальных экспертных оценок входят: метод «интервью», при

котором осуществляется непосредственный контакт эксперта со специалистом по

схеме «вопрос – ответ»; аналитический метод, при котором осуществляется

логический анализ какой-либо прогнозируемой ситуации, составляются

аналитические докладные записки; метод написания сценария, который основан на

определении логики процесса или явления во времени при различных условиях.

Методы коллективных экспертных оценок включают в себя метод «комиссий»,

«коллективной генерации идей» («мозговая атака»), метод «Дельфи», матричный

метод. Эта группа методов основана на том, что при коллективном мышлении,

во-первых, выше точность результата во-вторых, при обработке индивидуальных

независимых оценок, выносимых экспертами, по меньшей мере могут возникнуть

продуктивные идеи. Эти методы основаны на том, что при кол мышлении более

высокая точность результата и выше продуктивность. Сущность кол эксп оценки

закл в след: Создаются раб группы, которые назначает экспертов (от 10 до 150

чел). Перед тем как опрашивать экспертов необходимо уточнить осн направления

развития объекта, а также создать матрицу, отр осн цель. Разработка вопросов

для экспертов. Проведение опроса. Обработка материалов.

80. Опережающие методы прогнозирования.

Опережающие методы прогнозирования основаны на определенных принципах

специальной обработки научно-технической информации, учитывающих ее свойство

опережать прогресс науки и техники. К ним относятся методы исследования

динамики научно-технической информации, использующие построение динамических

рядов на базе различных видов такой информации, анализа и прогнозирования на

этой основе развития соответствующего объекта (например, метод огибающих). К

опережающим методам можно отнести также методы исследования и оценки уровня

техники, основанные на использовании специальных методов анализа

количественной и качественной научно-технической информации для определения

характеристик уровня качества существующей и проектируемой техники.

81. Сущность экспертных оценок в прогнозировании.

Метод “комиссий” состоит в определении согласованности мнений экспертов

по перспективным направлениям развития объекта прогнозирования,

сформулированным ранее отдельными специалистами. При этом имеется ввиду, что

развитие данного объекта не может быть определено другими методами. Содержание

данного метода следующее:

- создание рабочих групп, обеспечивающих подготовку и проведение

опроса, обработку материалов и анализ результатов экспертной оценки;

- уточнение основных направлений развития объекта, определение

генеральной цели, подцелей и средств их достижения;

- разработка вопросов для экспертов, обеспечение однозначности

понимания экспертами определенных вопросов, а также независимости их

суждений;

- назначение группы экспертов для разработки прогноза;

- проведение опроса и обработка материалов;

- определение окончательной оценки опроса, которая выводится либо как

среднее суждение, либо как среднее арифметическое, либо как среднее

взвешенное значение оценки.

Метод “Дельфи” состоит в организации систематического сбора экспертных

оценок, их математико-статистический обработки и последовательной корректировки

экспертами своих оценок на основе результатов каждого цикла обработки. Его

основные особенности: анонимность экспертов; многотуровая процедура опроса

экспертов посредством их анкетирования; обеспечение экспертов информацией,

включая и обмен ею между экспертами, после каждого тура опроса при сохранении

анонимности оценок; обоснование ответов экспертов по запросу организаторов.

Метод предназначен для получения относительно надежной информации в ситуациях

ее острой недостаточности, например, в задачах долгосрочного

научно-технического комплексного прогнозирования.

Метод “коллективной генерации идей” целесообразен для определения

возможных вариантов развития объекта прогнозирования и получения продуктивных

результатов за короткий срок путем вовлечения всех экспертов в активный

творческий процесс. Сущность этого метода состоит в мобилизации творческого

потенциала экспертов во время “мозговой атаки” и генерация идей с последующим

деструированием (разрушением, критикой) этих идей и формулированием контридей.

82. Метод написания сценария в прогнозировании.

Сценарный метод прогнозирования состоит в построении нескольких

альтернативных сценариев возможного развития событий в зависимости от разного

сочетания определяющих их факторов. Обычно рассчитывают оптимистический,

пессимистический и умеренный (промежуточный) сценарии, оцениваются их

последствия. Специфическим методом прогнозирования является сценарный прогноз

– это своего рода метод описания логически последовательного процесса,

события исходя из сложившийся ситуации. Описание сценариев ведется с учетом

временных оценок. Основное назначение сценария – определение генеральной цели

развития прогнозируемого объекта, явления и формулирование критериев для

оценки верхних уровней «дерева целей». Сценарии обычно разрабатываются на

основе данных предварительного прогноза и исходных материалов по развитию

прогнозного объекта. К исходным материалам следует отнести технико-

экономические характеристики и показатели основных процессов производственной

и научной базы для решения поставленной цели. Сценарий – это картина,

отображающая последовательное детальное решение задачи, выявление возможных

препятствий, обнаружение серьезных недостатков, с тем чтобы предрешить вопрос

о возможном прекращении начатых или завершении проводимых работ по

прогнозируемому объекту. Сценарий, по которому должен составляться прогноз

развития объекта или процессов, должен содержать в себе вопросы развития не

только науки и техники, но и экономики, внешней и внутренней политики.

Поэтому сценарии должны разрабатываться высококвалифицированными

специалистами соответствующего профиля прогнозируемого объекта. Сценарий по

своей описательности является аккумулятором исходной информации, на основе

которой должна строиться вся работа по развитию прогнозируемого объекта.

Поэтому сценарий в готовом виде должен быть подвергнут тщательному анализу.

83. Метод комиссий в прогнозировании.

Метод “комиссий” состоит в определении согласованности мнений экспертов

по перспективным направлениям развития объекта прогнозирования,

сформулированным ранее отдельными специалистами. При этом имеется ввиду, что

развитие данного объекта не может быть определено другими методами. Содержание

данного метода следующее:

- создание рабочих групп, обеспечивающих подготовку и проведение опроса,

обработку материалов и анализ результатов экспертной оценки;

- уточнение основных направлений развития объекта, определение

генеральной цели, подцелей и средств их достижения;

- разработка вопросов для экспертов, обеспечение однозначности понимания

экспертами определенных вопросов, а также независимости их суждений;

- назначение группы экспертов для разработки прогноза;

- проведение опроса и обработка материалов;

- определение окончательной оценки опроса, которая выводится либо как

среднее суждение, либо как среднее арифметическое, либо как среднее

взвешенное значение оценки.

84. Метод «дельфи».

Метод «Дельфи» – один из наиболее распространенны методов экспертной оценки

будущего, т. е. экспертного прогнозирования. Этот метод служит для

определения и оценки вероятности наступления тех или иных событий. Метод

«Дельфи» построен на следующем принципе: в неточных науках – мнения экспертов

и субъективные суждения в силу необходимости должны заменить точные законы

причинности, отражаемые естественными науками. Метод «Дельфи» позволяет

обобщать мнения отдельных экспертов в согласованное групповое мнение. Метод

«Дельфи» характеризуется тремя особенностями, которые отличают его от обычных

методов группового взаимодействия экспертов. К таким особенностям относятся:

а) анонимность экспертов; б) использование результатов предыдущего тура

опроса; В) статистическая характеристика группового ответа. Анонимность

заключается в том, что в ходе проведения процедуры экспертной оценки

прогнозируемого явления, объекта участники экспертной группы неизвестны друг

другу. При этом взаимодействие членов группы при заполнении анкет полностью

устраняется. В результате такой постановки автор ответа может изменить свое

мнение без публичного объявления об этом. Статистическая характеристика

группового ответа предполагает обработку полученных результатов с помощью

следующих методов измерения: ранжирование, парное сравнение, последовательное

сравнение и непосредственная оценка.

85. Сущность и значение финансовой системы в руководстве народным хозяйством.

Составной частью регулирования экономического и социального развития общества

является финансовая система. Использование материальных и трудовых ресурсов в

процессе воспроизводства различного рода благ, как правило, сопровождается

движением денежных средств.

Вся совокупность экономических отношений, проявляющаяся в процессе

образования, распределения и использования денежных средств в качестве

финансовых ресурсов в народном хозяйстве, представляет

собой финансовую систему. При этом под финансовыми ресурсами понимаются

доходы всех звеньев народного хозяйства, начиная от предприятия (организации,

учреждения), кончая общегосударственными органами. В широком смысле слова к

финансо­вым ресурсам относятся также кредитные ресурсы банков.

Вся совокупность финансовых ресурсов подразделяется на централизованные

(общегосударственные) и нецентрализованные (финансовые ресурсы предприятий,

организаций, учреждений, фирм).

Значение финансовой системы заключается прежде всею в том, что она является

одним из важнейших экономических инструментов распределения и

перераспределения ВВП в народном хозяйстве.

Собственно финансовая система (финансы в узком смысле слова) осуществляет

изъятие, распределение и перераспределение денежных средств безвозвратно и

безвозмездно. Кредитная система - это временное перераспределение средств,

т.е. возвратное и не безвозмездное, а за плату (за определенный ссудный

процент).

Все распределительные и перераспределительные процессы, осуществляемые с

помощью финансов и кредита, призваны обеспечить функционирование и развитие

различных отраслей народною хозяйства.

Значение финансово-кредитной системы определяется не только тем, ч го она

осуществляет прямое распределение и перераспределение финансовых, среде в

между различными звеньями народного хозяйства. Немаловажную роль она играет в

качестве экономического рычага, косвенно воздействующего на экономическое и

социальное развитие различных звеньев народного хозяйства.

Финансово-кредитная система наиболее активно воздействует на социально-

экономические процессы и явления через посредство таких ее элементов, как

бюджет, налоги, кредит, цены, амортизационные отчисления.

Но финансово-кредитная система может быть эффективной лишь при условии, что

она адекватна общей системе социально-экономических отношений в стране. Если

социально-экономические отношения в стране становятся тормозом в развитии

народного хозяйства, они должны коренным образом изменяться.

86. Бюджетное регулирование.

Бюджетное регулирование является центральным звеном в системе финансовою

регулирования экономики. К его важнейшим регуляторам относятся:

бюджетом источниками

• уровень централизации средств в бюджете;

• дефицит бюджета;

• соотношение между государственными внебюджетными фондами;

• структура государственного бюджета по поступления и

направлениям использования.

С помощью бюджета государство сосредотачивает в своих руках, распределяет и

перераспределяет между отраслями, секторами народного хозяйства и

административно-территориальными единицами необходимые финансовые ресурсы,

которые требуются для осуществления централизованного руководства

(регулирования). Причем, изъятие и распределение денежных средств в народном

хозяйстве должны и могут осуществляться через бюджет таким образом, чтобы

побудить предприятия и организации к рациональному использованию

материальных, трудовых, природных ресурсов, находящихся в их владении.

По сути, государственный бюджет - это годовой план государственных расходов и

источников их финансового покрытия. Проект бюджета ежегодно обсуждается и

принимается законодательным органом страны, и по завершении года

исполнительная власть отчитывается об исполнении бюджета.

В бюджетных расходах стран с рыночной экономикой первое место занимают

социальные статьи.

В затратах на хозяйственные нужды выделяются субсидии сельскому хозяйству.

Наиболее сложной проблемой, как в зарубежных странах, так и у нас, в Украине,

является проблема сбалансированности бюджета, т.е. достижения равенства

доходной и расходной частей. Превышение доходов над расходами можно

рассматривать как наиболее благоприятное исполнение бюджета. Однако, на

практике, как правило, имеет место обратная ситуация - превышение расходов

над доходами, ч го ведет к образованию бюджетного дефицита.

Для решения этой проблемы используются различные средства государственные

займы (внутренние, внешние), дополнительная эмиссия денег.

Однако и та и другая форма решения проблем сбалансированности

государственного бюджета имеет свои негативные последствия для экономики

страны..

В результате эмиссии, которая является особо опасной для страны, развивается

неконтролируемая инфляции, снижается инвестиционная активность, падает

уровень жизни населения. Государственные займы менее опасны, но и они в

какой-то мере подрывают сами основы рыночной экономики.

Если задолженность государства накапливается, она уже превращается в

государственный долг.

Наиболее тяжелыми для страны являются краткосрочные долги, требующие

соответствующих выплат с высокими процентами.

Особую ответственность государство несет за внешний долг. Его невыплата может

существенно подорвать возможность получения новых займов.

87. Кредитно-денежное регулирование.

Традиционным и важнейшим инструментом косвенного регулирования является

кредитно-денежное регулирование, где в качестве основных регуляторов в

большинстве стран мира используются:

• процентная учетная ставка;

• нормы обязательных резервов или резервные требования к

коммерческим банкам;

• регуляторы банковской деятельности;

• выпуск государственных ценных бумаг.

Для регулирования обменного курса национальной валюты широко применяются

валютные интервенции центрального банка на рынке. Эффект от применения

перечисленных рычагов неоднозначен и взаимозависим. Поэтому воздействие на

один из таких важнейших макроэкономических показателей, как процентная

ставка, объем денежной массы, валютный курс, может иметь противоположное

(часто нежелательное) влияние на другие показатели.

Финансовый механизм выполняет в экономике роль регулятора макроэкономических

пропорций и включает механизм централизовано устанавливаемых финансовых

нормативов (ставки налогов, учетная ставка национального банка и его

резервные требования к коммерческим банкам, платежи за ресурсы).

Налоговой системе любого государства в той и или иной мере свойственны

три основные функции. Во-первых, получаемые госбюджетом через налоговые

поступления средства служат источником финансирования для содержания

государственного аппарата и выполнения важнейших правительственных программ.

Во-вторых, система налогообложения широко применяется в целях

перераспре­деления национального дохода между отельными слоями общества,

сферами деятельности, территориями. В-третьих, налоги используются для

государственного вмешательства в экономику с целью регулирования темпов

экономического роста.

Манипулируя налоговыми ставками и льготами, правительство имеет возможность

воздействовать на объем и структуру потребительского спроса. Налоговое

перераспределение национального дохода оказывает заметное воздействие на

положение различных слоев общества.

К важнейшим задачам, решению которых призвана способствовать налоговая

система, следует отнести: замедление темпов инфляции, прекращение

экономического спада, достижение устойчивого быстрого роста производства,

сокращение дефицита государственного бюджета, приватизацию государственной

собственности, развитие предпринимательства, в первую очередь бизнеса, в том

числе фермерства, рациональное использование производственных ресурсов,

привлечение иностранного капитала в отечественную экономику.

88. Налоги в системе государственного регулирования экономики.

Налоговой системе любого государства в той и или иной мере свойственны

три основные функции. Во-первых, получаемые госбюджетом через налоговые

поступления средства служат источником финансирования для содержания

государственного аппарата и выполнения важнейших правительственных программ.

Во-вторых, система налогообложения широко применяется в целях

перераспре­деления национального дохода между отельными слоями общества,

сферами деятельности, территориями. В-третьих, налоги используются для

государственного вмешательства в экономику с целью регулирования темпов

экономического роста.

Манипулируя налоговыми ставками и льготами, правительство имеет возможность

воздействовать на объем и структуру потребительского спроса. Налоговое

перераспределение национального дохода оказывает заметное воздействие на

положение различных слоев общества.

Национальная система налогов должна в максимальной степени учитывать

тенденции ее формирования и развития в мире, строиться на исходных принципах,

создавать благоприятные условия для привлечения капитала иностранного и

экспорта отечественного. Суть налоговых реформ в большинстве западных стран

заключается в снижении ставок налогов и упрощении методов их начисления,

сокращения налоговых льгот расширении базы налогообложения.

Это призвано способствовать притоку инвестиций в промышленность, сферу услуг,

торговлю.

Необходимость создания и совершенствования налогового законодательства

продиктована рядом особенностей современной ситуации. Среди них становление

рыночных отношений и снижению и без того невысокого жизненного уровня

населения; глубокий кризис экономики; непрекращающееся воздействие

последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на Украину; сокращение армии,

ликвидация ядерного оружия на территории Украины, конверсия оборонных

средств.

К важнейшим задачам, решению которых призвана способствовать налоговая

система, следует отнести: замедление темпов инфляции, прекращение

экономического спада, достижение устойчивого быстрого роста производства,

сокращение дефицита государственного бюджета, приватизацию государственной

собственности, развитие предпринимательства, в первую очередь бизнеса, в том

числе фермерства, рациональное использование производственных ресурсов,

привлечение иностранного капитала в отечественную экономику.

В зависимости от способа уплаты, налоги можно подразделить на прямые и

косвенные. К прямым налогам относятся такие, которые уплачиваются

непосредственно из прибыли (дохода) или из заработной платы работающих

(например, налоги на прибыль, недвижимость, подоходный налог с граждан).

Косвенные налоги включаются в основном в себестоимость продукции и их

фактическими плательщиками являются покупатели (например, налог на

добавленную стоимость, акцизы, плата за землю).

Оценивая структуру налоговых поступлений, следует отметить, что прямые налоги

оказывают более активное воздействие на интересы производителей или отдельных

граждан, так как являются вычетом из их доходов. Близки к ним по действию и

таки косвенные налоги как плата за землю, налоги за пользование природными

ресурсами, лесной Доход. С другой стороны, такие косвенные налоги, как налог

на Добавленную стоимость и акцизы, предназначены в первую очередь для

формирования финансовых ресурсов государства. Они расширяют базу

налогообложения, так как их бремя переносится практически на всех ко­ночных

потребителей. Воздействие указанных налогов на интересы граждан происходит

через складывающиеся уровни цен на товары, которые облагаются налогами на

добавленную стоимость или акцизами.

89. Цены в системе государственного регулирования экономики.

Переход экономики к рыночным отношениям потребовал создания хозяйственного

механизма, адекватного современным требованиям развития демократического

общества- В рыночной экономике все имеет цену: каждый товар и каждая услуга.

Рыночные равновесные цены становятся важнейшим регулятором общественного

производства. Равновесной ценой при этом считается цена такого уровня, при

которой предложение соответствует спросу. Теоретически и практически товарный

дефицит вызывает рост цен, а товарный избыток - их падение.

В рыночных условиях цена обслуживает все уровни функционирования экономики.

На микроуровне она регулирует хозяйственную деятельность предприятий.

Экономика любого предприятия начинается и заканчивается ценами. Цены могут

привести предприятие к экономическому краху, и напротив, создать условия для

мощного подъема, процветания.

На макроуровне цены формируют структуру экономики, способствуют

совершенствованию ее важнейших пропорций (между фондами возмещения,

потребления и накопления, отраслями народного хозяйства, производственной и

'непроизводственной сферами и т.д.).

Цены активно используются государством для регулирования ряда экономических

процессов (стимулирования конкуренции, ограничение монополизма), проведения

социальной политики (путем регулирования и контроля цен социально значимых

товаров, услуг).

Цены формируются под влиянием различных факторов. В условиях рынка решающее

воздействие на цены оказывает фактор спроса и предложения. Важным фактором,

влияющем на цену; является конкуренция. Преодоление высокой степени

монополизма в отечественном производстве и создание конкурентной среды одно

из основных условий формирования рынка на Украине и стабилизации цен.

Одним из факторов формирования цен выступает их государственное

регулирование. Опыт многих стран с рыночной экономикой показывает, что

практически все государства в той или иной степени вмешиваются в рыночное

равновесие и процессы ценообразования. Степень такого вмешательства зависит

от уровня развития экономики, переживаемых ею трудностей. Если регулирование

цен достаточно жесткое, то другие факторы оказывают на цены второстепенное

воздействие.

Государственное регулирование цен может осуществляться прямыми и косвенными

способами. К косвенному регулированию относятся меры, воздействующие на

спрос, предложение, конкуренцию и другие факторы, определяющие цены. В их

числе принятие антимонопольного законодательства, сокращение бюджетного

дефицита, разгосударствление и приватизация, стимулирование малого

предпринимательства, взвешенная налоговая политика и др.

Прямое регулирование цен, которое в большей мере используется государствами в

сложных экономических ситуациях, кризисные периоды, осуществляется с помощью

мер административного воздействия. Среди них замораживание цен на жизненно

важные товары, установление верхних или нижних пределов цен, ограничение

отдельных элементов цены и др.

На уровень и динамику цен оказывает влияние и ряд других факторов, в

частности, качество, полезность продукции.

Немаловажное влияние на цены и такого фактора, как внешнеэкономический.

Рассмотренные факторы, а также состояние денежного обращения, финансово-

кредитная политика, сбалансированность государственного бюджета могут

представлять собой причины инфляции, выражающиеся в росте цен.

В условиях высоких ее темпов государственная антиинфляционная политика

предполагает комплекс мер, воздействующих на эти факторы, а через них на

динамику цен.

Действующая ныне система цен включает целый ряд их видов и разновидностей.

Можно выделить свободные (договорные) и регулируемые цены.

К регулируемым относятся цены, которые устанавливаются и контролируются

центральными органами управления и исполнительными местными и

распорядительными органами.

90. Понятие и состав экономического потенциала.

Экономический потенциал страны – совокупная способность экономики страны, ее

отраслей, предприятий, хозяйств осуществлять производственно-экономическую

деятельность, выпускать продукцию, товары, услуги, удовлетворять запросы

населения, общественные потребности, обеспечивать развитие производства и

потребления.

Экономический потенциал страны может быть представлен в виде комплекса

взаимоувязанных потенциалов: научно-технического, промышленно-

производственного, аграрно-промышленного, инвестиционного и социального

развития и др. Каждый из указанных потенциалов может быть определен

сововкупностью отраслей народного хозяйства, предприятий, учреждений,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


© 2007
Использовании материалов
запрещено.