РУБРИКИ

Шпора: Шпора по государственному регулированию экономики

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Шпора: Шпора по государственному регулированию экономики

Объем закупок (поставок) определяется как разница между суммой

народнохозяйственной потребности и остатками на начало года, поступлениями по

импорту и разбронированным резервам. Целесообразно устанавливать оптимальные

соотношения между объемом поставок и импортом продукции.

Большая часть потребностей в сельскохозяйственной продукции покрывается за

счет производства.

В коне 80-х, начале 90-х годов стал утверждаться государственный заказ на

поставку государству сельскохозяйственной продукции.

Центральное место отводится планированию и прогнозированию объема

сельскохозяйственной продукции. Разработка планов-прогнозов осуществляется по

отраслям растениеводства и животноводства.

При разработке планов-прогнозов по производству продукции растениеводства

особая значимость придается определению размера посевных площадей и

урожайности. Посевные площади определяются на

основе баланса земельных угодий, а уровень урожайности сельскохозяйственных

культур определяется исходя из среднегодовой фактической урожайности в

предыдущем периоде и намечаемых мероприятий по ее увеличению.

Планирование и прогнозирование производства продукции животноводства должно

осуществляться с учетом более эффективной специализации и интенсификации

отрасли, внедрения прогрессивных технологий содержания и кормления скота и

птицы.

Объем производства продукции животноводства зависит от поголовья скота и

его продуктивности.

Основными факторами, определяющими уровень продуктивности скота, являются:

уровень кормления, структура рациона (состав кормов по видам), породность

скота, условия содержания, система воспроизводства стада.

При разработке плана-прогноза на макроуровне производятся балансовые расчеты

движения поголовья скота и продукции выращивания.

Важное значение для производства продукции животноводства имеет наличие

кормовой базы. Поэтому увязка отраслей животноводства с отраслями

растениеводства необходима. Разрабатывается план на: кормопроизводства.

Расчет потребности в кормах ведется на календарный год, покрытие этой

потребности предусматривается из урожаев двух лет (планируемого и

предшествующего).

После расчета потребности в кормах определяются источники их покрытия и

увязывается кормовой баланс в натуральном выражении, кормовых единицах и по

переваримому протеину.

Планирование и прогнозирование развития материально-технической базы АПК

осуществляется по нескольким направлениям: комплексная механизация

сельскохозяйственных процессов, электрификация, химизация, мелиорация и

развитие перерабатывающей промышленности.

120. Социальные нормы и нормативы - основа

государственного регулирования социального развития.

В системе государственного регулирования используются множество показателей,

с помощью которых можно охарактеризовать уровень жизни народа и определить

основные направления социального развития. Всю совокупность показателей можно

представить через следующие группы:

• обобщающие показатели (валовой национальный продукт, фонд

потребления, фонд личного потребления в расчете на душу

населения, валовой национальный продукт на душу населения и

другие);

• доходы населения (реальные общие доходы, совокупные доходы

населения, средний размер реальной заработной платы, пенсии, пособия,

стипендии и т.п.);

• потребление и расходы населения (общий объем

потребления населения материальных благ и услуг, денежные расходы населения,

покупательная способность средней заработной платы, пенсии);

• денежные сбережения населения и накопленное имущество, жилище.

Основой выработки мер государственного воздействия на развитие социальной

сферы и повышение уровня жизни народа являются социальные нормы и нормативы,

характеризующие удовлетворение потребностей людей с учетом индекса стоимости

жизни, рациональных норм потребления товаров и услуг.

Социальные нормы и нормативы должны представлять собой научно обоснованные

размеры разумного удовлетворения потребностей людей и определять

перспективную модель уровня и образа жизни населения в долгосрочной

перспективе.

Особое место в системе норм и нормативов занимает

минимальный потребительский бюджет.

Минимальный потребительский бюджет - это систематический показатель, который

аккумулирует в себе основные характеристики уровня жизни населения и

определяет ту величину доходов, которая позволяет удовлетворять потребности

населения в питании на уровне минимальных физиологических нор.

Минимальный потребительский бюджет определяет ту величину индивидуального

дохода, которая позволяет удовлетворить потребности семьи в товарах и услугах

на уровне минимально допустимых с научной i очки зрения норм.

В практике существуют два метода разработки минимального потребительского

бюджета (МПБ) - это статистический и нормативный. Статистический метод для

определения потребительских расходов населения пользуется данными

обследования бюджетов семей. В большей мере используется второй метод -

нормативный.

При формировании минимального потребительского бюджета и для прогнозных

расчетов рационального потребительского бюджета используется «потребительская

корзинка» (она составлена в расчете на одну семью из 4-х человек).

Принципиальное значение для определения «потребительской корзины» имеет выбор

цен на товары и услуги. Он должны отражать реальные условия жизни лиц данной

категории, т.е. характеризовать фактические цены покупок и возможности

приобретения дешевых товаров.

Прожиточный минимум определяется в каждом суверенном государстве в

зависимости от среднего уровня жизни населения.

Денежная величина прожиточного минимума определяется как стоимость набора

товаров и услуг, признанного минимально необходимым для удовлетворения

потребностей в питании на уровне физиологических минимальных норм

потребления. В основе расчета минимального потребительского бюджета лежат

нормы потребления, однако они имеют и самостоятельное значение.

Норма потребления - это экономический показатель, характеризующий уровень

потребления населением продуктов питания и непродовольственных товаров.

Физиологические нормы потребления продуктов питания на душу населения научно

разрабатываются как эталон потребления на длительный период по различным

социально-демографическим группам населения. Разрабатываются они в

соответствии с энергозатратами и физиологическими требованиями организма

человека.

Нормы потребления населением продуктов питания и непродовольственных товаров

используются для характеристики уровня жизни народа и при прогнозировании

объема их производства.

Нормы и нормативы лежат также в основе прогнозирования развития социальной

инфраструктуры, особенно в части, финансируемой из средств государственного

бюджета.

121. Государственное регулирование оплаты труда.

Фонд оплаты труда представляет собой сумму средств, предназначенных для

распределения между рабочими и служащими в зависимости от количества и

качества труда.

Через фонд заработной платы распределяется определенная часть национального

дохода.

Современные тенденции формирования оплаты труда характеризуются:

• отрывом от конечных народнохозяйственных результатов;

• деформацией в оплате труда различных

профессионально- квалифицированных групп работников;

• необоснованными различиями в межотраслевой дифференциации

заработной платы;

• усиление зависимости от роста цен.

Система регулирования заработной платы на Украине включает следующие элементы:

• законодательное определение уровня минимальной заработной

платы;

• законодательное (налоговое) регулирование расходов предприятий и

организации на оплату труда;

• налоговое регулирование индивидуальных доходов

(система подоходного налога);

• договорное регулирование условий оплаты труда

(тарифные соглашения, коллективные договоры);

• регулирование соотношений в оплате труда работников различных

профессионально - квалификационных групп на основе

государственной Единой тарифной сетки.

Центральное место в механизме дифференциации заработной платы отводится

тарифной системе, состоящей из: тарифной ставки I разряда; единой тарифной

сети, тарифно-квалификационных справочников.

Основные исходные положения формирования тарифной системы оплаты труда

состоит в следующем:

Во-первых, тарифные ставки и оклады являются государственными гарантиями

минимальных уровней оплаты труда;

Во-вторых, предприятия могут самостоятельно устанавливать любые размеры (не

ниже минимума) ставок и окладов, так и других составляющих заработка (доплат,

премий, надбавок, единовременных вознаграждений), а также выплат

компенсационного характера, исходя из следующих условий:

• фактически достигнутого уровня заработной платы работы не

квалификационного (простого) труда;

• прогнозной оценки, роста стоимости жизни в регионе в индексах

динамики потребительского бюджета на ближайший период (1-2 года);

• наличие целевых источников сохранения фактически достигнутого

уровня оплаты труда за счет роста эффективности производства; фактически

достигнутого уровня сельского самофинансирования на

предприятии; особенностей структуры предприятий и др.

Минимальная заработная плата рассчитывается на основе минимального

потребительского бюджета (МПБ), который, в свою очередь, рассчитывается на

базе минимальной «потребительской корзинки».

Анализ организации заработной платы на Украине в период становления рыночных

отношений показывает, что в стране еще не создан эффективный механизм

государственного и коллективно-договорного регулирования заработной платы.

Реформа организации заработной платы не дала положительных результатов в

стимулировании производства, усилении мотивации к труду. Государство рано

дало все права и функции предприятиям в регулирова­нии заработной платы.

Существенным препятствием на пути реформирования является общее положение

экономики, когда идет резкое падение производства при постоянном росте цен на

продукцию.

Это проявляется в установлении негативных тенденций на предприятиях,

независимо от форм собственности и хозяйствования. На предприятиях

прослеживается тенденция связи роста цен и спада производства. Зависимость

роста цен и спада производства проявляется, с одной стороны, в том, что рост

цен ограничивает возможности реализации продукции, а значит, способствует спаду

производства, а, с другой стороны, чем выше снижение объема производства, тем

больше стремление предприятий через повышение цен компенсировал ь потери от

этого снижения.

Для устранения этой негативной тенденции на предприятиях следует обеспечивать

опережающие темпы роста производительности труда по сравнению с ростом фонда

оплаты труда, а темп роста оплаты труда должен, в свою очередь,

предопределяться ростом стоимости рабочей силы.

Опережающий темп роста производительности труда необходим для компенсации

возрастающих издержек производства, вызванных ростом оплаты труда.

122. Содержание государственного регулирования развития регионов.

Государственное регулирование развития регионов осуществляется на различнх

уровнях управления - государственном и региональном. Оно включает, с одной

стороны, регулирование государственными органами развития областей, районов,

городов; а с другой стороны, - регулирование местными органами власти

развития соответствующих регионов.

Государство должно способствовать поддержанию экономической, социальной и

политической стабильности в каждом регионе, обеспечению эффективного

взаимодействия регионов, сочетанию конкретных подходов к решению проблем в

отдельных регионах и единства общих принципов функционирования рынка на всей

территории.

Главная задача регулирования развития регионов заключается в обеспечении

высокоэффективного воспроизводства и рационального использования природных

ресурсов, в использовании преимуществ территориального разделения труда.

Местные органы власти несут ответственность за сохранение, воспроизводство и

рациональное использование природных ресурсов в регионах, охрану окружающей

среды.

Используя меры экономического и административного воздействия они должны:

• регулировать отношения природопользования и

охраны окружающей среды;

• осуществлять государственный контроль за

соблюдением предприятиями и объединениями, расположенными

на подведомственных территориях, всех требований законов по данным

вопросам;

• налагать штрафные санкции с полым возмещением ущерба,

запрещать и приостанавливать деятельность тех предприятий, которые

создают опасную экологическую обстановку;

• организовывать проведение независимой экономической экспертизы

проектно-сметной документации по объектам, подлежащим

строительству и реконструкции.

Важное решение в новых условиях хозяйствования приобретает регулирование

демографических процессов, занятости населения, формирования рынка труда.

Государственные и территориальные органы управления осуществляют

дифференцированную демографическую политику и социально-экономическую

политику с учетом особенностей региона,

Данные о количестве, социальном составе, структуре занятости населения

являются определяющими при обосновании основных направлений регионального

развития.

Должна расширяться самостоятельность регионов в выборе конкретных направлений

демографической политике, так как местные органы лучше знают возможности

улучшения использования трудовых ресурсов.

Проблема занятости решается путем создания новых рабочих мест, стимулирования

предпринимательства, индивидуальной трудовой деятельности, развития

общественных работ.

Одна из функций местных органов - приоритетное решение социальных программ.

Цель региональной политики в социальной сфере - обеспечение достаточного

уровня жизни, создание примерно равных шансов для всего населения в

достижении этой цели, недопущение социальных конфликтов, снятие социальной

напряженности.

Местным Советам отводится важная роль в организационно-правовом оформлении

рыночного механизма. В частности, они разрабатывают программы приватизации

объектов, находящихся на их территории и переданных в муниципальную

собственность.

Городские и трудовые Советы регулируют открытие новых предприятий, выдают в

установленном порядке разрешение на деятельность, лицензии или патенты.

123. Формы и методы государственного регулирования территориального развития.

Государственное регулирование развития регионов осуществляется исходя из

законодательных и нормативно-правовых актов.

При регулировании деятельности предприятий и организаций, находящихся на

территории региона, используются как административные, так и экономические

методы.

Прямое регулирование территориального развития осуществляется с помощью

государственных инвестиций, дотаций и субвенций, контрактной системы, квот,

нормативов, а также регулирования цен, финансирования через специальные фонды

развития и местный бюджет.

В новых условиях хозяйствования повышается роль косвенного регулирования

территориального развития с помощью финансово-кредитной и налоговой политики,

амортизационной политики, а также через внебюджетные фонды.

Важным регулятором территориального развития являются местные бюджеты.

Предоставленная свобода местным органам в формировании бюджета позволяет в

большей мере экономически влиять, создавать условия для приоритетного

развития отдельных предприятий, стимулировать создание малых предприятий,

представляя им льготы, дотации. Местные Советы депутатов вправе участвовать в

создании коммерческих банков и других финансово-кредитных учреждений.

Местные органы государственной власти могут стимулировать деятельность тех

предприятий, которые наиболее нужны для социального и экономического развития

региона с помощью систем льгот - установление льготных ставок арендной платы

за аренду территории, льготное кредитование, налоговых льгот, снижение

тарифов, платы за ресурсы.

Государственное регулирование цен и тарифов осуществляется по ограниченному

перечню товаров народного потребления и платных услуг. Местные органы власти

при установлении фиксированных розничных цен на товары и тарифов на услуги

выплачивают дотацию производителям за счет местного бюджета. Из бюджета

возмещается разница в ценах по дотированной продовольственной продукции, по

реализации топлива населению, по городским автобусным перевозкам. Возможно

установление поощрительных цен на экологически чистую продукцию.

Одним из методов регулирования регионального развития являются введение

ускоренной амортизации, дифференциация по территории ставок амортизационных

отклонений, что позволяет воздействовать на инвестиционную политику,

форсировать модернизацию производства.

Особое значение имеет государственное регулирование территориального развития

через целевые внебюджетные фонды - фонд занятости населения, регионального

развития, фонд для финансирования расходов на содержание ведомственного

жилищного фонда и др.

124. Планирование и прогнозирование развития регионов.

Важной формой государственного регулирования развития регионов является

планирование и прогнозирование.

Цель регионального планирования - обеспечение комплексного социально-

экономического развития региона. Его назначение заключение в обосновании

направлений и перспектив развития региона, представления информационного

материала для выработки экономической и социальной политики и принятия

управленческих решений. Надо отметить, что в новых условиях меняется

назначение планирования; на инструмента оперативного управления регионом оно

превращается в инструмент принятия стратегических решений.

Система показателей региональных планов-прогнозов должна обеспечить:

Ø характеристику целей, задач и направлений

социально-экономического развития соответствующей территории; оценку

природно-ресурсного, производственного и трудового

Ø потенциала региона;

Ø обоснование основных

приоритетов в развитии

народнохозяйственных комплексов региона, отдельных отраслей и сфер

деятельности; определение важнейших направлений в

осуществлении преобразований социальной сфере;

Ø отражение масштабов и направленности институциональных

преобразований в региональной экономике в связи с развитием рыночных

отношений;

Ø совершенствование методологической (в концепции

системы национальных счетов) и информационной основы расчетов

обобщающих показателей на региональном уровне.

Один из разделов планов регионов включает показатели,

характеризующие основные параметры развития региона. Эти

показатели позволяют более точно определить экономический вклад регионов в

единый народнохозяйственный комплекс, а также отразить реальные изменения

эффективности общественного производства в регионе; На основе этих

показателей можно оценивать влияние принимаемых территориальными

органами решений на развитие региона.

Весьма важное значение имеет расчет в регионах валового национального

продукта, который характеризует конечные результаты экономической

деятельности как отраслей материального производства, гак и

непроизводственной сферы.

В планировании и прогнозировании развития регионов в основном применяются те

же методы, что и на государственном уровне. Для реализации намеченных

приоритетов, структурных сдвигов, комплексного решения социальных и

экономических проблем используется, прежде всего, программно-целевой метод,

разрабатываются целевые программы. Важную роль в обеспечении

про­порциональности, сбалансированности региональной экономики играет

балансовый метод, основанный на системе территориальных балансов.

Министерство экономики разрабатывает и направляет регионам ориентиры по

основным направлениям для использования их в своих расчетах по проекту-плану,

а также рекомендации по принципиальным вопросам и формам, по которым должен

быть разработан проект плана-прогноза.

В планы регионов включаются:

госзаказы на постановку важнейших видов промышленной и

сельскохозяйственной продукции, продовольствия и других товаров народного

потребления; лимиты на государственные централизованные

капитальные вложения для решения республиканских целевых программ;

экономические нормативы, регулирующие процесс формирования

местных бюджетов и местных фондов валютных поступлений; нормативы страховых

запасов материальных, продовольственных и финансовых ресурсов

для обеспечения устойчивого функционирования экономики,

оказания необходимой помощи при возникновении чрезвычайных ситуаций;

система экономических стимулов, льгот и субсидий, призванных обеспечить

выравнивание социально-экономических условий отдельных регионов,

заинтересованности в размещении и наращивании соответствующих производств, а

также ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС.

Великая роль при разработке региональных планов-прогнозов социальных норм и

нормативов, характеризующих обеспечение населения основными видами

материальных благ и услуг, уровни и этапность их достижения.

125. Что включается в планы регионов?

В планы регионов включаются: госзаказы на постановку важнейших видов

промышленной и сельскохозяйственной продукции, продовольствия и других

товаров народного потребления; лимиты на государственные

централизованные капитальные вложения для решения республиканских целевых

программ; экономические нормативы, регулирующие процесс формирования местных

бюджетов и местных фондов валютных поступлений; нормативы страховых запасов

материальных, продовольственных и финансовых ресурсов для обеспечения

устойчивого функционирования экономики, оказания необходимой помощи при

возникновении чрезвычайных ситуаций; система экономических стимулов, льгот и

субсидий, призванных обеспечить выравнивание социально-экономических условий

отдельных регионов, заинтересованности в размещении и наращивании

соответствующих производств, а также ликвидации последствий на Чернобыльской

АЭС. Великая роль при разработке региональных планов-прогнозов социальных

норм и нормативов, характеризующих обеспечение населения основными видами

материальных благ и услуг, уровни и этапность их достижения.

126. Важнейшие черты развития

внешнеэкономической деятельности и реформа управления ВЭД.

Повышение эффективности производства, проведение структурной перестройки

экономики невозможно осуществить без участия во внешней торговле, в мировой

кооперации и других формах внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности • представляет

систему мер воздействия различных общественных институтов н государственных

органов на внешнеэкономические связи с целью наиболее эффективного

использования преимуществ международного разделения труда.

Развитие ВЭД относится к числу хозяйственных узловых проблем. Оно направлено

на упрочнение и расширение материальной базы мирового содружества различных

стран, использование преимуществ международного разделения труда с целью

мобилизации дополнительных возможностей повышения эффективности производства

и выигрыша времени.

Государственное регулирование позволяет четко определить меру взаимодействия

внутреннего хозяйственного механизма с механизмом ВЭД.

Есть глобальные проблемы, оказывающие влияние на всю систему

международных экономических отношений и затрагивающие интересы всех наций и

народностей: О сырьевая или энергетическая проблема; О ликвидация

наиболее опасных заболеваний; О охрана окружающей среды; О использование

космоса и мирового океана.

Одной из важнейших черт развития ВЭД в современных условиях является перевод

их на долговременную основу.

Формирование долгосрочных торговых отношений, даже годовых протоколов о

взаимных поставках в своей основе имеют рекомендации и соглашения по

международной специализации и кооперированию производства, соглашения по

научно-техническому сотрудничеству, кредитные соглашения, подготовка кадров и

т.д. Все это является дополнительным стимулом роста объемов производства,

повышения качества конкурентоспособности экспортной продукции, а также

импорта высокой технологичности товаров с целью повышения технического уровня

отечественного производства.

Важной чертой развития ВЭД и ее регулирования является обеспечение

(достижение) экономической независимости страны на базе постоянного повышения

народнохозяйственной эффективности экономики, нарастания экономического

потенциала государства.

Следующая черта - системность, сбалансированность регулирования ВЭД. Это

означает, что отечественное производство и внешняя торговля должны составить

единую народнохозяйственную систему на основе балансовых взаимосвязей между

ними (по материальным, трудовым, финансовым и валютным ресурсам).

По своей структуре внешнеэкономическая деятельность

разнообразна и включает в основном следующие формы: торговые операции

(экспорт и импорт товаров, торговые и накладные расходы); услуги

(экспорт и импорт услуг транспорта и связи, технических услуг, туризм,

лицензии и прочие услуги); неторговые операции (содержание учреждений и

представительств за границей, расходы по временным командировкам, банковские

операции, взносы в международные организации и др.); кредит и имущество

(государственные, коммерческие и банковские кредиты, капитальные вложения,

покупка и продажа имущества, авансы в счет поставок будущих лет);

безвозмездная помощь.

Все эти связи осуществляются расчетами в свободно конвертируемой валюте. В

отношении взаимосвязей с отдельными странами по обоюдной договоренности могут

применяться клиринговые расчеты.

127. Меры государственного регулирования ВЭД.

Для осуществления целей, указанных выше, государство использует различные

методы регулирования ВЭД. В основном можно их назвать экономическими,

административными и оперативными.

Своеобразным методом является планирование и прогнозирование внешней

торговли. Задача заключается в том, чтобы в перспективе преобладающими были

экономические (косвенные) методы, государство

с помощью налогово-кредитной политики и политики цен, различных ставок

таможенных штрафов и транзитных пошлин косвенно стимулирует улучшение

внешнеторговой деятельности товаропроизводителями в интересах народного

хозяйства.

Стимулируются косвенно иностранные инвестиции с целью создания, совместных

предприятий. В разных случаях закон либо утверждает протекционизм в пользу

местных производителей, либо подтверждает необходимость поддержки всеми

силами проникновение в страну иностранных капиталов через создание совместных

и .иностранных предприятий, а также свободных экономических зон.

Налоговые ставки и отчисления от ВЭД товаропроизводителей учитывают специфику

страны и суверенных республик. Она выражается в том, что наша гривна не

конвертируема на мировом рынка, преобладает государственная собственность и

основная часть продукции обрабатывающей промышленности не конкурентоспособна

во внешней торговле. Требуется большая степень вмешательства государства в

регулирование ВЭД, к тому же имеющему дефицитную экономику.

Административные методы многообразны, как правило, краткосрочны и воздействие

с их помощью направлено на соблюдение определенных условий при выходе на

внешний рынок без ущерба национальной экономике.

Одни из них вытекают из общепринятых международных норм, особенно в части

международных обязательств в государстве по охране окружающей среды, когда

запрещаются или обязываются к внедрению определенные технологии и виды

продукции (работ).

В условиях роста внешней задолженности важно не только ограничивать импорт,

внешние кредиты (займы), но и эффективно прямое участие государства в

финансировании специальных производств для внешнего рынка. Допустимо участие

государства в совместных интеграционных мероприятиях (с выделением

капитальных вложений, фондируемых материально-технических ресурсов,

подготовкой кадров).

Все товаропроизводители обязываются знать технические характеристики лучших

мировых образцов изделий и порядок их применения. В отдельных случаях они

должны производить продукцию, как для внутреннего, так и внешнего рынков по

единой конструкторской и технологической документации.

При товарообменных операциях с зарубежными странами обязательным является

безусловное выполнение госзаказа на поставку продукции (услуг) внутри страны.

Это не относится к товарообменным операциям на бартерной основе.

Разрабатывается общий порядок применения мировых цен и обязательные правила

их применения.

128. Платежный баланс в регулировании ВЭД.

Платежный баланс страны - это сумма всех операций между данной страной и

другими странами в течение одного i ода. Платежный баланс отражает все

платежи и обязательства перед иностранными государствами (дебет) и все

платежи и обязательства, получаемые от иностранных государств, (кредит).

Фактически платежный баланс - это документ, отражающий баланс

внешнеэкономических операций за определенный период.

Платежный баланс основан на двух принципах. Первый - это охват всех

внешнеэкономических операций страны за определенный период времени (год).

Второй принцип - двойная бухгалтерская запись операции (кредит должен

совпадать с дебетом), в результате чего дисбаланс по одним статьям

балансируется другими статьями. Основой платежного баланса по этой теории

является внешняя торговля, и сальдо торгового баланса определяется отношением

уровня цен на экспортируемые товары к уровню цен на импортируемые товары,

умноженное на валютный курс, т.е.:

P0/P1*r

где Ря - цена экспортируемых товаров, Р,- цена

импортируемых товаров, г - валютный курс.

Платежный баланс состоит из трех групп статей .Главными в нем являются счет

текущих операций и счет движения капиталов. Третья группа статей включает

балансирующие операции.

Счет текущих операций - это сумма всех операций с иностранными государствами;

связанных с торговлей товарами, услугами и переводами за границу. Этот счет

включает в себя баланс торговли товарами, т.е. разницу между стоимостью

экспорта и импорта. Баланс товарами - это часть национального платежного

баланса. Счет текущих операций включает также баланс торговли услугами. И,

наконец, счет текущих операций включает статью - текущие транс­ферты.

Учитывая, что приток в государство трансфертов в виде гуманитарной помощи и

превышение оказываемых страной услуг над получаемыми носят постоянный

характер, можно рассматривать указанные статьи как источник частичного

покрытия дефицита текущего счета.

Вторая часть платежного баланса - счет движения капитала. Он отражает

движение (потоки) капитальных активов, т.е. их продажу и куплю. Покупка будет

отражаться дебетовой статьей в балансе движения капиталов, равно и займы

иностранных государств. Продажа - кредитовой статьей баланса.

Еще одной частью платежного баланса является счет официальных резервов.

Правительство любой страны поддерживает баланс официальных резервов

(иностранной валюты). Эти резервы нужны для того, чтобы обеспечить балансы

других частей платежного баланса страны - текущих операций и движения

капиталов. Официальные резервы включают иностранную валюту, золото и

специ­альные права заимствования (СПЗ).

Общий итог национального платежного баланса должен обеспечить совпадение

суммируемых статей дебета и кредита. Дефицит платежного баланса - нормальное

явление для многих процветающих стран. В нормальных условиях приток

зарубежного капитала понижает ставку процента и усиливает внутренние

инвестиции. Это повышает производительность труда и ускоряет экономический

рост,

Существует несколько методов государственного регулирования платежного баланса.

Первый - это прямой контроль, включая регламентацию импорта (через

количественные ограничения) и таможенные и другие сборы, запрет или

ограничения на перевод за рубеж доходов, но иностранным инвестициям, вывоз

краткосрочного и долгосрочного капитала и др.

Второй метод государственного воздействия - дефляция (т.е. борьба с

инфляцией), которая нацелена на решение задач внутри государства, а

следовательно, на улучшение платежного баланса.

Третье направление воздействия государства на платежный баланс - изменение

обменного курса. Изменение обменною курса помогает государству регулировать

равновесие платежного баланса, но оно будет различным при кратко-, средне- и

долгосрочном воздействии изменений в обменном курсе на платежный баланс.

131. Антимонопольное (конъюнктурное) регулирование экономики.

Важным фактором становления предпринимат-й среды является конкурентная

(антимонопольная) политика государства, кот. направлена на предотвращение

монопольной деят-ти, и на её ограничение и остановку, а т.о. – на развитие

цивилизованной конкуренции. Основой конкурентной политики гос-во явл.

антимонопольное закон-во, представленной ЗУ об ограничении монополизма и

недопущении недобросов-й конкуренции в предприн. деят-ти; об антимонопольном

комитете У; о защите от недобросовестной конкуренции. Субъектами АМ политики

в Украине явл. гос. органы, кот. оеспеч-т процесс демонополизации эк-ки и

развития конкуренции. Это ВРУ, президент, КМУ, АМ комитет, ФГИУ, центр. и

местные органы власти; руководители и труд. коллективы предприятий. Для

реализации АМ политики, контроля за использ-м АМ закон-ва создан АМ комитет У

и его территор. управления в АРК, областях, г. Киеве и Севастополе. Объектами

АМ политики явл: монополизир-й рынок в целом и его отд. элементы; субъекты

хоз-я, кот. занимают монопольное положение; гос. организац-е структуры

монопольного типа; центр. органы исполнит. власти. Цель АМ регул-я со стороны

гос-ва – защита интересов потребит-й и общества в целом от негативных

последствий М деят-ти конкретных субъектов хоз-я. К мерам АМ регул-я

относятся: ограничение на установление высшего уровня цен и тарифов,

внедрение предельных нормативов рентабельности; декларирование изменения цен;

устан-е стандартов и показателей кач-ва для Т и У; регул-е ёмкости рынка;

использ-е гос. заказов и контрактов; раздел рынков; тарифное регулирование

импорта и экспорта Т и У.

132. Прогнозирование кризисов.

Признание закономерности кризисов как неизбежных фаз циклов открывает дорогу

для предвидения кризисов — сроков их наступления, длительности, глубины,

характера, правильной диагностики мой болезненной фазы в цикличной динамике

систем.

Примерная блок-схема прогнозирования кризисов включает следующие основные этапы.

1. Обоснованное определение объекта, целей и задач прогноза кризиса.

Прогноз разрабатывается не для того, чтобы избежать кризиса,

— это попытка с негодными средствами, она может лишь усугубить кризисные

потрясения и потери, когда он все равно наступит. Цель прогноза кризиса —

предвидеть возможные сроки его наступления в ритме цикличной динамики

системы, определить его содержание, оценить, какие элементы системы

устарели и подлежат замене, а какие

— еще слабые и требуют поддержки как элементы будущей системы.

правильности диагноза болезни зависит выбор надежных средств) ее лечения,

возможность ускорить обновление (не допустив разрушения генотипа), пройти

кризисную фазу в возможно короткие сроки и с наименьшими потерями и

потрясениями.

2. Диагноз кризиса — исследование закономерностей и тенденций цикличной

динамики данного объекта (им может быть мировая, национальная

или региональная экономика, технологические и социальные системы

и т.д.) в ретроспективе, изучение прошлых и прогноз будущих кризисных

фаз в ритме цикличной динамики, анализ и прогноз структурных сдвигов,

выявление внешних связей в динамике и взаимодействия циклов в смежных

сферах. На основе лих исследований формируется база знаний о циклах и

кризисах, строятся модели цикличной динамики данного объекта и его

взаимосвязей.

3. Разработка антикризисных мер: изучение путей выхода из подобных кризисов

в прошлом и в других странах, обоснование системы мер по выходу из данного

кризиса и расчет вариантов, прогнозирование последствий их осуществления

и гибкая корректировка, если они оказались недостаточными или

существенно изменилась конъюнктура

(кризисный мониторинг). По завершении выхода из кризиса нужно трезво

оценить эффективность предпринятых мер, обобщить их теоретически и

пополнить базы данных о кризисах и путях выхода из кризиса, чтобы в

дальнейшем не повторять те же ошибки.

133. Антикризисные программы

Государство не может оставаться сторонним наблюдателем и ожидать, пока

экономика самостоятельно выйдет из кризиса. Государство само страдает от

кризиса и заинтересовано в его преодолении, а главное — оно несет

ответственность перед обществом за состояние экономики, уровень и качество

жизни населения. Поэтому жономнческая наука и правительства развитых стран

после разрушительного мировою кризиса 1929-1933 гг. выработали теорию и

механизм антикризисного регулирования, неоднократно применявшиеся с

определенным успехом в последующие десятилетия.

В основе антикризисной политики лежит теория Дж. М. Кейнса и его

последователей, ориентированная на усиление вмешательства государства в

экономику в периоды кризисов для предотвращения их тяжелых последствий.

Основные положения этой политики сформулированы в докладе группы экспертов

ООН:

• обдуманные и постоянные действия правительства с целью поддержании

эффективного спроса на уровнях, что может потребовать как увеличения

государственных расходов на социальные программы, так и уменьшения налогов;

• встроенные в экономическую систему механизмы гибкости, связанные

с прогрессивным подоходным налогом и программой социального

обеспечения;

• регулирование объема частных инвестиций, предоставление

специальных государственных кредитов, налоговые льготы для

поощрения частных инвесторов;

• координированная программа государственных инвестиций в предприятия

коммунального обслуживании, транспорт, жилищный сектор, предприятия

госсектора;

• стабилизация доходов сельского хозяйства с помощью программ поддержания

или гарантирования цен, субсидий на нужды производства;

• антициклические меры, предусматривающие при увеличении безработицы

сверх установленного предела изменение ставок подоходного

налога (для повышения чистого личного дохода), изменение взносов на

социальное обеспечение и выплату пособий, развертывание программы

общественных работ и т.п.

Важное место в антикризисном регулировании занимают масштабные

государственные программы, обеспечивающие увеличение занятости и доходов

населения: "Как раз в периоды ослабления расходования частного капитала можно

лучше всего "позволить себе" государственные и общественные планы улучшений и

программы подъема благосостояния, в которых общество нуждается".

135. Объекты государственного регулирования.

Объекты государственного регулирования — первичные звенья сферы производства

и услуг, отрасли, регионы, социально-экономические процессы, т.е. то, на что

направлено внимание юсударственных органов для обеспечения условий

эффективного функционирования национальной экономики.

Основными объектами, на которые направлено воздействие государства в сфере

экономики, являются:

• процессы рал осударствления, приватизации, демонополизации;

• структура форм собственности;

• социальная, отраслевая, секторальная, региональная

и воспроизводственная структуры народного хозяйства;

• экономический цикл, процесс воспроизводства;

• государственный сектор экономики;

• условия и источники накопления капи i ала;

• денежное обращение;

• цены, антиинфляционные процессы;

• конкурентная среда;

• предпринимательство;

• инвестиции, НИОКР;

• социальная сфера, трудовые отношения, механизм зашиты

населения;

• занятость, кадры;

• платежный баланс;

• внешнеэкономическая деятельность страны;

• окружающая среда.

Перечень объектов государственною

регулирования свидетельствует о том, что они охватывают

различные сферы хозяйственной жизни общества как на микро-, так и на

макроуровне, включая международные экономические отношения.

Определяя объекты своего воздействия, государство формулирую и цели, которые

оно ставит перед собой. Множество объектов воздействия обусловливает и

множество целей, разнообразных по своему характеру.

136. Цели государственного регулирования.

Основной, главной целью государственною регулирования экономики является

обеспечение социально-экономической стабильности в обществе. Непосредственным

следствием этой главной цели государственного реагирования в любой стране и

не менее важной целью выступает формирование стартовых условий и потенциала

экономического роста, а на этой основе — повышение благосостояния народа.

Данная цель более конкретно трансформирует всеобщую главную цель.

"Дерево целей" видоизменяется в зависимости от конкретных проблем, стоящих

перед страной. Конкретные цели можно сгруппировать по определенным блокам,

определяющим достижение наиболее общих целей. В целом "дерево целей" можно

представить следующим образом.

1.Обеспечение экономической стабильности, выравнивание долгосрочных

циклических и краткосрочных конъюнктурных колебаний:

• регулирование отраслевой и региональной структуры национальной экономики;

• обеспечение экономического роста;

• поддержка устойчивости национальной валюты;

• обеспечение полной занятости;

• внешнеэкономическое равновесие.

• 2.Обеспсчение рамочных условий функционирования народного хозяйства:

• обеспечение территориальной целостности;

• обеспечение правовой основы функционирования экономики;

• поддержка внутреннего порядка.

• 3.Обеснечение социальной стабильности:

• социальная обеспеченность различных слоев населения;

• предоставление социальных услуг;

• обеспеченность населения общественными благами.

4.Координация хозяйственной деятельности: обеспечение информацией о

конъюнктуре рынка, перспективах развития народного хозяйства; разработка

мотивационного механизма, системы поощрения и санкций.

5.Поддержка конкурентной среды: создание экономических, правовых

условий, правил системы конкурентных отношений, зашита конкурентной

среды; борьба против недобросовестной конкуренции; борьба с монополизмом;

разработка стратегических и тактических мер развития

предпринимательской активности (финансовых, налоговых,

таможенных и др.); поддержка мелкого и среднего предпринимательства.

6. У правлен не государственным сектором в экономике: управление

государственными предприятиями; управление государственной собственностью

(разведанными полезными ископаемыми, государственными ценными бумагами,

пакетами акций, государственными кредитными средствами).

137. Механизм государственного регулирования ВЭД.

Для осуществления целей, указанных выше, государство использует различные

методы регулирования ВЭД. В основном можно их назвать экономическими,

административными и оперативными.

Своеобразным методом является планирование и прогнозирование внешней

торговли. Задача заключается в том, чтобы в перспективе преобладающими были

экономические (косвенные) методы, государство

с помощью налогово-кредитной политики и политики цен, различных ставок

таможенных штрафов и транзитных пошлин косвенно стимулирует улучшение

внешнеторговой деятельности.

товаропроизводителями в интересах народного хозяйства. При этом оно получает

право на участие в распределении их валютных доходов. Ведь успех во

внешнеэкономических связях во многом зависит от уровня хозяйствования

предприятий (организаций).

Стимулируются косвенно иностранные инвестиции с целью создания, совместных

предприятий. В разных случаях закон либо утверждает протекционизм в пользу

местных производителей, либо подтверждает необходимость поддержки всеми

силами проникновение в страну иностранных капиталов через создание совместных

и .иностранных предприятий, а также свободных экономических зон. Совместные

предприятия с долей иноинвестора более 30% в уставном фонде имеют право без

лицензирования экспортировать продукцию собственного производства и

импортировать продукцию (работы, услуги)для собственной хозяйственной

деятельности.

Налоговые ставки и отчисления от ВЭД товаропроизводителей учитывают специфику

страны и суверенных республик. Она выражается в том, что наша гривна не

конвертируема на мировом рынка, преобладает государственная собственность и

основная часть продукции обрабатывающей промышленности не конкурентоспособна

во внешней торговле. Требуется большая степень вмешательства государства в

регулирование ВЭД, к тому же имеющему дефицитную экономику.

Административные методы многообразны, как правило, краткосрочны и воздействие

с их помощью направлено на соблюдение определенных условий при выходе на

внешний рынок без ущерба национальной экономике.

140. Основные направления и проблемы развития

экономических связей Украины со странами СНГ.

В этом разделе содержатся анализ сложившихся товаропотоков, их оценка и

разработка предложений по товарной экспансии промышленности приводится

перечень регионов и стран для вывоза и ввоза товаров для эффективного

товарообмена; формируется политика участия в международном разделении труда.

Чтобы выйти на мировые рынки с украинскими товарами в условиях экономической

депрессии, необходимо создать государственный механизм поддержки экспортеров.

Для этого следует развивать политику экономически выгодных взаимоотношений г

другими партнерами: странами СНГ, ближним и дальним зарубежьем. В основе ее

предусматриваются следующие меры:

• формирование взаимовыгодного товарообмена;

• ограничение импорта с целью подъема своего производства, но не до

такой степени, чтобы устранить конкуренцию;

• стимулирование экспорта конкурентоспособной

продукции, активный поиск новых рынков сбыта.

Для продвижения на мировой рынок экспортной группы товаров необходимо

поэтапно или постоянно контролировать эффективность внешних операций,

участвовать в инвестициях в экспортоориентированные производства (наукоемкой

продукции), содействовать экспорту. В экономических отношениях с

производителями экспортной продукции может быть эффективно уве­личение доли

государства в уставном капитале на основе капитализации инвестиций и

последующее пополнение государственного бюджсза за счет увеличения прибыли.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


© 2007
Использовании материалов
запрещено.