РУБРИКИ |
Шпора: Шпора по государственному регулированию экономики |
РЕКЛАМА |
|
Шпора: Шпора по государственному регулированию экономикигосслужащих.
14. Поддержание и защита конкуренции.Конкуренция-это соперничество между участниками рынка. Опыт стран с рыночной экономикой свидетельствует о необходимости защиты конкурентной среды гос ср- вами. Основная цель применения этих средств состоит в том, чтобы добиться оптимального сочетания разл видов конкуренции, не допустить , чтобы один из них подавил другие и тем самым о слабили совокупные позитивные результаты конкуренции. Для формирования конкурентных рынков необходима соотв институциональная среда , эффективная работа фин-кред системы , защита национальных производителей. Проблема преодоления монополизма, доставшаяся в наследство от СССР, является чрезвычайно острой.Хотя само по себе обладание доминирующим положением не является антизаконным, закон запрещает субъектам злоупотреблять таким положением. В практике рыночных отношений различают добросовестную и недобросовестную конкуренцию. Добр. - это такая конкуренция, при которой соблюдаются правовые и этические нормы взаимоотн с партнерами. Под недобросовестной понимается технический шпионаж, подкуп работников конкурента, ложная реклама, исп-е чужого товарного знака. Учитывая реалии перех. эк-ки У, главными заданиями конкурентной политики должны стать: завершение формирования закон-й базы конк-й политики подпис-м законов о природных монополиях, о защие экон. конкуренции и введ. механизмов их реал-и; усовершенствованием ГР цен и тарифов, кот. предусматривает постеп. отмену рег-я на тех рынках, где угрозы монополии не сущ; провед-е реструктуризации и усиление гос. контроля в сфере природных монополий; завершение ресруктур. монопольных образ-й в сфере связи; создание независ. регул-го органа в отр. транспорта и связи; введение конкурсных основ в строительстве; упорядочение хоз. деят-ти органов исполн. власти и местного саморег. постеп. сужением круга функций этих органов по осущ. предприн. деят-ти.
15. Регулирование денежного обращения.РДО – это комплекс мер в сфере ден. обращения и кредита, направл. на регул-е экон. роста, сдерживания инфляции и обеспеч. занятости населения, выравниванию платёжного баланса; обеспеч. стабильности ден. единицы. Осущ. РДО предусматр-т разграничение его стратег. и тактических целей. Стратег. цель должна быть подчинена общим стратег. целям соц-экон политики гос-ва: стабилизация совок. объёма пр-ва, занятости и уровня цен. Тактич-й целью явл. обеспечение внутренней стабильности денег, т.е. оптимального равновесия м/У спором и предложение их. Тактика РГД должна быть гибкой, т.е. осущ-ся в соотв-и с ситуацией на рынке. Реакцией гос-ва на экон. конъюнктуру явл. альтернатива: политика «дорогих Д» и политика «дешевых Д». Первая осущ. уменьшением ден. предложения при условиях инфляц. роста эк-ки, когда нужно сдерживать спрос. Вторая осущ-ся увеличением ден. предложения при условиях неполной занятости, когда необход. стимулировать пр-во. Выбор направление РДО, его целей и механизмов должен учитывать внешнеэкон. факторы функционир-я эк-ки, степень интегрир-ти в мировую экономику.
16. Антиинфляционная политика государства.Одним из сложнейших вопросов ГРЭ является управление инфляцией, т. к. способы управления ею неоднозначны, противоречивы по своим последствиям. С одной стороны, требуется сдерживать раскручивание инфляционной спирали, а с др необходимо поддерживать стимулы производства, создавать условия для насыщения рынка товарами. Управление инфляцией предп исп-е комплексных мер , помогающих в определенной мере сочетать рост цен (незначительный) со стабилизацией доходов. Инструменты управления процессом инфляции различаются в зависимости от ее хар-ра и уровня, особенностей хоз обстановки, специфики хоз механизма. Для антиинфляционного рег-я исп-ся 2 типа эк политики: Политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита, ограничение кредитной экспансии, сдерживание денежной эмиссии. В соотв с монетаристскими рецептами применяется рег-е темпа прироста денежной массы в определенных пределах ( в соотв с темпом роста ВВП). Политика рег-я цен и доходов, имеющая целью увязать рост заработков с ростом цен, одним из ср-в служит индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской корзины и согласуемая с динамикой индекса цен. Для сдерживания нежелательных явлений могут устанавливаться пределы повышения или замораживания з/п, ограничиваться выдача кредитов. Активная борьба с инфляцией, называемая дефляционной политикой, обычно приводит к падению темпов роста ВВП и даже его сокращению. Прежде всего необходимо поставить «диагноз»- определить хар-р инфляции, т.к. каждая инф спецефична.
17. Необходимость государственного регулирования экономикиКак показывает исторический опыт, государство всегда играло определенную роль в экономике. Его основными функциями, включая период функционирования экономики свободной конкуренции, были: защита национального суверенитета, защита прав собственности, законности и правопорядка. Государство выполняло и функцию регулирования денежного обращения, внешней торговли. Микро- и макроэкономические задачи развития данной экономической системы решались посредством функционирования рынка как системы отношений между продавцами и покупателями. Конъюнктура рынка, изменения цен в результате колебания спроса и предложения обеспечивали реализации информационной, перераспределительной и стимулирующей функций рынка. Развитие и усложнение процессов, характеризующих рыночную экономику, усиление зависимости использования индивидуальных капталов от общих условий функционирования совокупного капитала обусловили необходимость определения "правил игры" для участников хозяйственной деятельности, сформулированных и закрепленных в виде законодательных актов и обеспечивающих внешнюю среду для функционирования субъектов рынка. Получила развитие соответствующая новому уровню рыночных отношений институциональная система, охватывающая обеспечение прав собственности, их передачу, политические, юридические и экономические механизмы принятия решений. Реалии экономической жизни убедительно доказали, что рынок на основе присущего ему механизма функционирования не способен обеспечить автоматическую саморегуляцию. Необходимость в связи с )i им возрастания регулирующей роли государства была положена в основу кейнсианской экономической теории.
18. Объекты и цели государственного регулирования экономикиВыявление причин необходимости государственного регулирования экономики в решающей степени предопределяет объекты воздействия властных органов. Объекты государственного регулирования — первичные звенья сферы производства и услуг, отрасли, регионы, социально-экономические процессы, т.е. то, на что направлено внимание государственных органов для обеспечения условий эффективного функционирования национальной экономики. Основными объектами, на которые направлено воздействие государства в сфере экономики, являются: • процессы разгосударствления, приватизации, демонополизации; • структура форм собственности; • социальная, отраслевая, секторальная, региональная и воспроизводственная структуры народного хозяйства; • экономический цикл, процесс воспроизводства; • государственный сектор экономики; • условия и источники накопления капитала; • денежное обращение; • цены, антиинфляционные процессы; • конкурентная среда; • предпринимательство; • инвестиции, НИОКР; • социальная сфера, трудовые отношения, механизм зашиты населения; • занятость, кадры; • платежный баланс; • внешнеэкономическая деятельность страны; • окружающая среда. Определяя объекты своего воздействия, государство формулирую и цели, которые оно ставит перед собой. Множество объектов воздействия обусловливает и множество целей, разнообразных по своему характеру. Основной, главной целью государственною регулирования экономики является обеспечение социально-экономической стабильности в обществе. Непосредственным следствием этой главной цели государственного реагирования в любой стране и не менее важной целью выступает формирование стартовых условий и потенциала экономического роста, а на этой основе — повышение благосостояния народа. Данная цель более конкретно трансформирует главную всеобщую цель. "Дерево целей" видоизменяется в зависимости от конкретных проблем, стоящих перед страной. Конкретные цели можно сгруппировать по определенным блокам, определяющим достижение наиболее общих целей. В целом "дерево целей" можно представить следующим образом. 1.Обеспечение экономической стабильности, выравнивание долгосрочных циклических и краткосрочных конъюнктурных колебаний: • регулирование отраслевой и региональной структуры национальной экономики; • обеспечение экономического роста; • поддержка устойчивости национальной валюты; • обеспечение полной занятости; • внешнеэкономическое равновесие. 2.Обеспсчение рамочных условий функционирования народного хозяйства: • обеспечение территориальной целостности; • обеспечение правовой основы функционирования экономики; • поддержка внутреннего порядка. З.Обеспечение социальной стабильности: • социальная обеспеченность различных слоев населения; • предоставление социальных услуг; • обеспеченность населения общественными благами. 4.Координация хозяйственной деятельности: обеспечение информацией о конъюнктуре рынка, перспективах развития народного хозяйства; разработка мотивационного механизма, системы поощрения и санкций. 5.Поддержка конкурентной среды: создание экономических, правовых условий, правил системы конкурентных отношений, зашита конкурентной среды; борьба против недобросовестной конкуренции; борьба с монополизмом; разработка стратегических и тактических мер развития предпринимательской активности (финансовых, налоговых, таможенных и др.); поддержка мелкого и среднего предпринимательства. 6. Управление государственным сектором в экономике: управление государственными предприятиями; управление государственной собственностью (разведанными полезными ископаемыми, ценными государственными бумагами, пакетами акций, государственными кредитными средствами).
19. Инструментарий государственного регулирования экономикиВыбор инструментов государственного регулирования экономики, характера и механизма их использования не может быть случайным. Инструментарий регулирования определяется наиболее оптимально выбранными стратегией и путями развития экономики. Государственное регулирование экономики непосредственно связано с экономической политикой и направлено на ее реализацию. Государство для реализации целей своей экономической политики использует различные формы и методы, которые и образуют инструментарий государственного регулирования экономики. Экономические средства воздействия на хозяйственные процессы предполагают использование: государственного экономического прогнозирования; государственного экономического программирования; бюджетно-налоговой системы; денежно-кредитной политики; валютной политики; таможенной политики. Государственное экономическое прогнозирование основано на результатах анализа реального положения дел в экономике, существующих потребностей и возможностей использования всех факторов и имеющихся ресурсов, на учете тенденций развития науки, техники, интеллектуального потенциала, позволяет получить достоверные знания о том, что может произойти в экономике в тех или иных условиях. Государственное экономическое программирование представляет собой высшую форму государственного регулирования экономики. Это обусловлено тем, что социально-экономические программы, базируясь на экономических прогнозах, используют весь комплекс элементов государственного регулирования экономики и имеют целевую направленность. Экономические программы не только формулируют цели развития, но и определяют материальные, финансовые средства реализации этих целей. Бюджетно-налоговая система — один из существенных рычагов реального экономического воздействия государства на хозяйственные процессы. Масштабы государственного бюджета, определяемые уровнем доходов, их долей в валовом внутреннем продукте (ВВП), создают реальные возможности влияния на социально-экономические процессы. Влияние налоговой системы на экономику связано с совершенствованием размеров налогообложения (налоговых ставок), механизма селективного определения объектов льготного налогообложения. Важнейшим средством воздействия государства на хозяйственные процессы служат инструменты денежно-кредитной политики, осуществляемой Национальным банком. Денежно-кредитная политика государства должна быть направлена, прежде всего, на обеспечение устойчивого денежною обращения, непосредственно связанного с нуждами процесса воспроизводства, на основе устойчивой национальной валюты и стабильных цен. В странах с переходной экономикой эти цели дополняются задачами формирования рациональной банковской системы, борьбы с инфляцией, ликвидации дефицита государственного бюджета, создания финансовых условий выхода из кризиса. Прямой контроль за уровнем процентных ставок связан с установлением Национальным банком ставки рефинансировании (нормы процента — платы за кредит, выдаваемый Национальным банком коммерческим банкам), с определением нормы обязательною резервирования средств коммерческих банков в Национальном банке. Более широко используются косвенные методы денежно-кредитного регулирования: • регулирование минимальных резервных требований; • осуществление дисконтной политики (регулирование учетных ставок по кредитам); • купля-продажа иностранной валюты; • регулирование ставки рефинансирования коммерческих банков; • изменение курса национальной валюты; • эмиссия денег в обращение в рамках определенных нормативов; • продажа-скупка ценных государственных бумаг. Государственный сектор реальной экономики как инструмент воздействия на социально-экономические процессы используется для решения следующих задач: • выравнивание экономического цикла посредством обеспечения государственных инвестиций, госзакупок, реконструкции предприятий инфраструктуры; • поддержка занятости на основе сохранения существующих и создания новых рабочих мест; • формирование наиболее рациональной структуры народного хозяйства посредством реконструкции действующих и строительства новых предприятий в развивающихся отраслях и видах производства; • аккумуляция и перераспределение денежных средств на основе использования налоговой системы, операций на финансовом рынке с государственными пакетами акций, ценными бумагами в целях.
20. Экономические функции государстваКонкретные для каждой страны условия, вызывающие необходимость государственного вмешательства в экономику, а также его цели определяют и формируют содержание экономических функции государства. Однако есть некоторые общие для всех стран факторы, которые исторически определяют экономические функции государства. К таким факторам относятся: 1) тин экономической системы; 2) цели развития экономики данной системы; 3) экономический потенциал и система отношений собственности; 4) степень развития рыночных отношений; 5) характер межнациональных отношений и уровень развитии регионов; 6) место данного государства в мировом хозяйстве и международном разделении труда. Известно, что тип экономической системы определяется характером исторически установившихся и действующих в стране принципов, правил, норм, определяющих содержание и формы основных экономических отношений, возникающих в процессе воспроизводства. В зависимости от типа экономической системы — рыночная экономика свободной конкуренции или экономика несовершенной конкуренции, традиционная, административно-командная — складываются функции государства. В условиях экономики совершенной конкуренции фундаментальные задачи экономического развития решаются рыночным механизмом, -л государство призвано обеспечить внешние благоприятные для рынка условия, что и формирует его функции. К этим функциям относятся: защита нрав собственности, национальная безопасность и др. В обществе с современной рыночной экономикой, характеризующейся несовершенной конкуренцией, экономические функции государства значительно расширены и охватывают решение не только проблем создании общих правил поведения для субъектов рыночных отношений, но и решение вопросов перераспределения национальных ресурсов, доходов, регулирования, прогнозирования и программирования экономических процессов. Однако и здесь набор функций государства будет разный в зависимости от целей развития данной модели экономики. В традиционном типе экономической системы, где преобладают традиции, религиозные догмы, кастовые ценности, ключевые экономические задачи хотя и решаются специфически в рамках различных укладов, но государство активно выполняет перераспределительную функцию. Наибольшее количество экономических функций выполняет государство административно-командною типа экономической системы. Государство, базируясь на господстве государственной формы собственности, охватывает все стороны жизни общества. С учетом исторических и специфических украинских условии можно выделить следующие экономические функции государства: 1) функции, связанные с обеспечением рыночного механизма хозяйствования: • создание условий для развития и упрочения рыночных отношений, рыночной инфраструктуры; • определение места государства в современных хозяйственных системах, выбор обеспечения интегрального взаимодействия государственных и рыночных peгуляторов экономики; 2) функции, связанные с обеспечением стабильного экономического развития, экономическою равновесия: • правовое обеспечение функционирования смешанной экономики, определение общих условий эффективного хозяйствования; • проведение политики макроэкономической С1абилизации; • рациональное перераспределение ресурсов и доходов на региональном уровне; • наращивание национального интеллектуального потенциала; • обеспечение условий развития регионов страны; • обеспечение национальных интересов в мировом хозяйстве; • охрана окружающей среды; • управление государственной собственностью; 3) функции, связанные с решением социальных проблем: • организация производства общественных товаров и услуг; • обеспечение функционирования социальной сферы, механизма социальной защиты населения.
21. Экономическая сущность и содержание предпринимательстваОдним из важнейших стратегических факторов устойчивого экономического развития и достижении нормального уровня жизнеобеспечения населения является формирование цивилизованного современного предпринимательства. Предпринимательство — это такая система хозяйствования, которая основана на рисковой и инновационной деятельности, охватывающей процесс воспроизводства в цепам или какую-то часть этого процесса с целью получения предпринимательского дохода (добавочной прибыли). Экономическая сущность предпринимательства конкретизируется в его содержании. Одним из ключевых его моментов является личностный характер предпринимателя, который определяется его способностями по-новому комбинировать ресурсы или факторы воспроизводства — рабочую силу (труд), капитал, землю. К ним относятся прежде всего следующие способности: продуцировать новые производственные или коммерческие идеи, давать им оценки с точки зрения возможности получения предпринимательского дохода; оперативно использовать новшества в процессах воспроизводства, превращать их в инновации и доводить последние до коммерческого результата; расчетливо рисковать, с большой вероятностью прогнозируя дополнительный доход от риска. Предприниматель может персонифицироваться как в собственника капитала, так и в менеджера, специалиста, наемного рабочего; как в любом индивидууме, занятом процессом предпринимательства, так и в целых коллективах. Пока индивид или коллектив ведет инновационное воспроизводство, используя свои инновационные и рисковые способности с целью получения предпринимательского дохода, они являются предпринимателями. Если процессы воспроизводства ведутся обычными способами, со стационарными комбинациями факторов производства, то в них нет места предпринимательству как особой производительной силе. Предприниматели реализуют свои способности в предпринимательстве как экономическом процессе. Сущность последнего заключается в том, что это процесс создания предпринимательского дохода, т.е. дополнительной прибыли от инновационной, рисковой деятельности. Предпринимательский доход может быть получен двумя способами. Первый способ заключается в снижении индивидуальных издержек производства. Известно, что рыночная цена формируется на основе, общественных издержек производства, общественно необходимого рабочего времени. Используя новшества, рискуя, предприниматели снижают свои индивидуальные издержки, доводя их до более низкого уровня по сравнению с общественными издержками производства и с теми, кто ведет воспроизводство стационарными методами. Вследствие этого они получаю!, кроме обычной прибыли, еще и дополнительную прибыль, предпринимательский доход. Предпринимательство неразрывно связано с менеджментом. Оно может обеспечить реализацию основной цели — получение устойчиво оптимального размера предпринимательского дохода, если основные функции менеджмента (планирование, организация, оперативное управление, использование персонала, координация, экономический контроль) будут ориентированы на стратегию развития, постоянные изменения внутри предпринимательских структур, адаптацию к окружающей среде. Предпринимательство требует менеджмента инноваций и риска. Основная задача менеджмента — управление сложной ситуацией.
22. Экономическая сущность, функции и принципы
|
|
© 2007 |
|