РУБРИКИ

Шпора: Шпора по государственному регулированию экономики

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Шпора: Шпора по государственному регулированию экономики

госслужащих.

14. Поддержание и защита конкуренции.

Конкуренция-это соперничество между участниками рынка. Опыт стран с рыночной

экономикой свидетельствует о необходимости защиты конкурентной среды гос ср-

вами. Основная цель применения этих средств состоит в том, чтобы добиться

оптимального сочетания разл видов конкуренции, не допустить , чтобы один из

них подавил другие и тем самым о слабили совокупные позитивные результаты

конкуренции. Для формирования конкурентных рынков необходима соотв

институциональная среда , эффективная работа фин-кред системы , защита

национальных производителей. Проблема преодоления монополизма, доставшаяся в

наследство от СССР, является чрезвычайно острой.Хотя само по себе обладание

доминирующим положением не является антизаконным, закон запрещает субъектам

злоупотреблять таким положением. В практике рыночных отношений различают

добросовестную и недобросовестную конкуренцию. Добр. - это такая конкуренция,

при которой соблюдаются правовые и этические нормы взаимоотн с партнерами.

Под недобросовестной понимается технический шпионаж, подкуп работников

конкурента, ложная реклама, исп-е чужого товарного знака. Учитывая реалии

перех. эк-ки У, главными заданиями конкурентной политики должны стать:

завершение формирования закон-й базы конк-й политики подпис-м законов о

природных монополиях, о защие экон. конкуренции и введ. механизмов их реал-и;

усовершенствованием ГР цен и тарифов, кот. предусматривает постеп. отмену

рег-я на тех рынках, где угрозы монополии не сущ; провед-е реструктуризации и

усиление гос. контроля в сфере природных монополий; завершение ресруктур.

монопольных образ-й в сфере связи; создание независ. регул-го органа в отр.

транспорта и связи; введение конкурсных основ в строительстве; упорядочение

хоз. деят-ти органов исполн. власти и местного саморег. постеп. сужением

круга функций этих органов по осущ. предприн. деят-ти.

15. Регулирование денежного обращения.

РДО – это комплекс мер в сфере ден. обращения и кредита, направл. на регул-е

экон. роста, сдерживания инфляции и обеспеч. занятости населения,

выравниванию платёжного баланса; обеспеч. стабильности ден. единицы. Осущ.

РДО предусматр-т разграничение его стратег. и тактических целей. Стратег.

цель должна быть подчинена общим стратег. целям соц-экон политики гос-ва:

стабилизация совок. объёма пр-ва, занятости и уровня цен. Тактич-й целью явл.

обеспечение внутренней стабильности денег, т.е. оптимального равновесия м/У

спором и предложение их. Тактика РГД должна быть гибкой, т.е. осущ-ся в

соотв-и с ситуацией на рынке. Реакцией гос-ва на экон. конъюнктуру явл.

альтернатива: политика «дорогих Д» и политика «дешевых Д». Первая осущ.

уменьшением ден. предложения при условиях инфляц. роста эк-ки, когда нужно

сдерживать спрос. Вторая осущ-ся увеличением ден. предложения при условиях

неполной занятости, когда необход. стимулировать пр-во. Выбор направление

РДО, его целей и механизмов должен учитывать внешнеэкон. факторы функционир-я

эк-ки, степень интегрир-ти в мировую экономику.

16. Антиинфляционная политика государства.

Одним из сложнейших вопросов ГРЭ является управление инфляцией, т. к. способы

управления ею неоднозначны, противоречивы по своим последствиям. С одной

стороны, требуется сдерживать раскручивание инфляционной спирали, а с др

необходимо поддерживать стимулы производства, создавать условия для насыщения

рынка товарами. Управление инфляцией предп исп-е комплексных мер , помогающих

в определенной мере сочетать рост цен (незначительный) со стабилизацией

доходов. Инструменты управления процессом инфляции различаются в зависимости

от ее хар-ра и уровня, особенностей хоз обстановки, специфики хоз механизма.

Для антиинфляционного рег-я исп-ся 2 типа эк политики: Политика, направленная

на сокращение бюджетного дефицита, ограничение кредитной экспансии,

сдерживание денежной эмиссии. В соотв с монетаристскими рецептами применяется

рег-е темпа прироста денежной массы в определенных пределах ( в соотв с

темпом роста ВВП). Политика рег-я цен и доходов, имеющая целью увязать рост

заработков с ростом цен, одним из ср-в служит индексация доходов,

определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской

корзины и согласуемая с динамикой индекса цен. Для сдерживания нежелательных

явлений могут устанавливаться пределы повышения или замораживания з/п,

ограничиваться выдача кредитов. Активная борьба с инфляцией, называемая

дефляционной политикой, обычно приводит к падению темпов роста ВВП и даже его

сокращению. Прежде всего необходимо поставить «диагноз»- определить хар-р

инфляции, т.к. каждая инф спецефична.

17. Необходимость государственного регулирования экономики

Как показывает исторический опыт, государство всегда играло определенную роль

в экономике. Его основными функциями, включая период функционирования

экономики свободной конкуренции, были: защита национального суверенитета,

защита прав собственности, законности и правопорядка. Государство выполняло и

функцию регулирования денежного обращения, внешней торговли. Микро- и

макроэкономические задачи развития данной экономической системы решались

посредством функционирования рынка как системы отношений между продавцами и

покупателями. Конъюнктура рынка, изменения цен в результате колебания спроса

и предложения обеспечивали реализации информационной, перераспределительной

и стимулирующей функций рынка.

Развитие и усложнение процессов, характеризующих рыночную экономику, усиление

зависимости использования индивидуальных капталов от общих условий

функционирования совокупного капитала обусловили необходимость определения

"правил игры" для участников хозяйственной деятельности, сформулированных и

закрепленных в виде законодательных актов и обеспечивающих внешнюю среду для

функционирования субъектов рынка. Получила развитие соответствующая новому

уровню рыночных отношений институциональная система, охватывающая обеспечение

прав собственности, их передачу, политические, юридические и экономические

механизмы принятия решений.

Реалии экономической жизни убедительно доказали, что рынок на основе

присущего ему механизма функционирования не способен обеспечить

автоматическую саморегуляцию. Необходимость в связи с )i им возрастания

регулирующей роли государства была положена в основу кейнсианской

экономической теории.

Группа факторовСодержание факторов
1. Факторы, связанные с разрешением проблем рыночного сектора экономики, сглаживанием отрицательных эффектов рыночного механизма1. Ограничение стихийности рыночных процессов. 2. Обеспечение эффективного совокупною спроса, рыночной конъюнктуры. 3. Обеспечение производства общественных товаров, общественных потребностей и нужд. 4. Поддержка конкурентности, открытости рынка. 5. Усиление конкурентности на мировом рынке.
2. Факторы, обеспечивающие экономическую стабильность, процесс расширенного воспроизводства1. Создание общих условий развития экономики, обеспечение экономической эффективности функционирования совокупного капитала, необходимость определения "правил игры" хозяйствующих субъектов. 2. Обеспечение анти циклического развития экономики. 3. Стимулирование долгосрочного экономического роста, деловой активности. 4. Формирование оптимальной сгрукруры народного хозяйства.
3. Факторы, связанные с решением социальных проблем1. Обеспечение рационального перераспределения доходов. 2. Обеспечение экономической основы социальной стабильности.

18. Объекты и цели государственного регулирования экономики

Выявление причин

необходимости государственного

регулирования экономики в решающей степени предопределяет объекты воздействия

властных органов.

Объекты государственного регулирования — первичные звенья сферы производства

и услуг, отрасли, регионы, социально-экономические процессы, т.е. то, на что

направлено внимание государственных органов для обеспечения условий

эффективного функционирования национальной экономики.

Основными объектами, на которые направлено воздействие государства в сфере

экономики, являются:

• процессы разгосударствления, приватизации, демонополизации;

• структура форм собственности;

• социальная, отраслевая, секторальная,

региональная и воспроизводственная структуры народного хозяйства;

• экономический цикл, процесс воспроизводства;

• государственный сектор экономики;

• условия и источники накопления капитала;

• денежное обращение;

• цены, антиинфляционные процессы;

• конкурентная среда;

• предпринимательство;

• инвестиции, НИОКР;

• социальная сфера, трудовые отношения, механизм

зашиты населения;

• занятость, кадры;

• платежный баланс;

• внешнеэкономическая деятельность страны;

• окружающая среда.

Определяя объекты своего воздействия, государство формулирую и цели, которые

оно ставит перед собой. Множество объектов воздействия обусловливает и

множество целей, разнообразных по своему характеру.

Основной, главной целью государственною регулирования экономики является

обеспечение социально-экономической стабильности в обществе. Непосредственным

следствием этой главной цели государственного реагирования в любой стране и

не менее важной целью выступает формирование стартовых условий и потенциала

экономического роста, а на этой основе — повышение благосостояния народа.

Данная цель более конкретно трансформирует главную всеобщую цель.

"Дерево целей" видоизменяется в зависимости от конкретных проблем, стоящих

перед страной. Конкретные цели можно сгруппировать по определенным блокам,

определяющим достижение наиболее общих целей. В целом "дерево целей" можно

представить следующим образом.

1.Обеспечение экономической стабильности, выравнивание долгосрочных

циклических и краткосрочных конъюнктурных колебаний:

• регулирование отраслевой и региональной структуры национальной

экономики;

• обеспечение экономического роста;

• поддержка устойчивости национальной валюты;

• обеспечение полной занятости;

• внешнеэкономическое равновесие.

2.Обеспсчение рамочных условий функционирования народного хозяйства:

• обеспечение территориальной целостности;

• обеспечение правовой основы функционирования экономики;

• поддержка внутреннего порядка.

З.Обеспечение социальной стабильности:

• социальная обеспеченность различных слоев населения;

• предоставление социальных услуг;

• обеспеченность населения общественными благами.

4.Координация хозяйственной деятельности:

обеспечение информацией о конъюнктуре рынка, перспективах развития народного

хозяйства;

разработка мотивационного механизма, системы поощрения и санкций.

5.Поддержка конкурентной среды:

создание экономических, правовых условий, правил системы

конкурентных отношений, зашита конкурентной среды; борьба против

недобросовестной конкуренции; борьба с монополизмом;

разработка стратегических и тактических мер развития

предпринимательской активности (финансовых, налоговых,

таможенных и др.); поддержка мелкого и среднего предпринимательства.

6. Управление государственным сектором в экономике: управление

государственными предприятиями;

управление государственной собственностью (разведанными полезными

ископаемыми, ценными государственными бумагами, пакетами акций,

государственными кредитными средствами).

19. Инструментарий государственного регулирования экономики

Выбор инструментов государственного регулирования экономики, характера и

механизма их использования не может быть случайным. Инструментарий

регулирования определяется наиболее оптимально выбранными стратегией и путями

развития экономики.

Государственное регулирование экономики непосредственно связано с экономической

политикой и направлено на ее реализацию. Государство для реализации целей

своей экономической политики использует различные формы и методы, которые и

образуют инструментарий государственного регулирования экономики.

Экономические средства воздействия на хозяйственные процессы предполагают

использование: государственного экономического прогнозирования;

государственного экономического программирования; бюджетно-налоговой

системы; денежно-кредитной политики; валютной политики; таможенной

политики.

Государственное экономическое прогнозирование основано на результатах

анализа реального положения дел в экономике, существующих потребностей и

возможностей использования всех факторов и имеющихся ресурсов, на учете

тенденций развития науки, техники, интеллектуального потенциала, позволяет

получить достоверные знания о том, что может произойти в экономике в тех или

иных условиях.

Государственное экономическое программирование представляет собой высшую

форму государственного регулирования экономики. Это обусловлено тем, что

социально-экономические программы, базируясь на экономических прогнозах,

используют весь комплекс элементов государственного регулирования экономики и

имеют целевую направленность. Экономические программы не только формулируют

цели развития, но и определяют материальные, финансовые средства реализации

этих целей.

Бюджетно-налоговая система — один из существенных рычагов реального

экономического воздействия государства на хозяйственные процессы. Масштабы

государственного бюджета, определяемые уровнем доходов, их долей в валовом

внутреннем продукте (ВВП), создают реальные возможности влияния на

социально-экономические процессы.

Влияние налоговой системы на экономику связано с совершенствованием размеров

налогообложения (налоговых ставок), механизма селективного определения

объектов льготного налогообложения.

Важнейшим средством воздействия государства на хозяйственные процессы служат

инструменты денежно-кредитной политики, осуществляемой Национальным

банком. Денежно-кредитная политика государства должна быть направлена, прежде

всего, на обеспечение устойчивого денежною обращения, непосредственно

связанного с нуждами процесса воспроизводства, на основе устойчивой

национальной валюты и стабильных цен. В странах с переходной экономикой эти

цели дополняются задачами формирования рациональной банковской системы, борьбы

с инфляцией, ликвидации дефицита государственного бюджета, создания финансовых

условий выхода из кризиса.

Прямой контроль за уровнем процентных ставок связан с установлением

Национальным банком ставки рефинансировании (нормы процента — платы за

кредит, выдаваемый Национальным банком коммерческим банкам), с определением

нормы обязательною резервирования средств коммерческих банков в Национальном

банке.

Более широко используются косвенные методы денежно-кредитного регулирования:

• регулирование минимальных резервных требований;

• осуществление дисконтной политики (регулирование

учетных ставок по кредитам);

• купля-продажа иностранной валюты;

• регулирование ставки рефинансирования коммерческих банков;

• изменение курса национальной валюты;

• эмиссия денег в обращение в рамках определенных нормативов;

• продажа-скупка ценных государственных бумаг.

Государственный сектор реальной экономики как инструмент воздействия на

социально-экономические процессы используется для решения следующих задач:

• выравнивание экономического цикла посредством обеспечения

государственных инвестиций, госзакупок, реконструкции предприятий

инфраструктуры;

• поддержка занятости на основе сохранения существующих и создания новых

рабочих мест;

• формирование наиболее рациональной структуры народного хозяйства

посредством реконструкции действующих и строительства новых предприятий в

развивающихся отраслях и видах производства;

• аккумуляция и перераспределение денежных средств на основе использования

налоговой системы, операций на финансовом рынке с государственными

пакетами акций, ценными бумагами в целях.

20. Экономические функции государства

Конкретные для каждой страны условия, вызывающие необходимость

государственного вмешательства в экономику, а также его цели определяют и

формируют содержание экономических функции государства. Однако есть некоторые

общие для всех стран факторы, которые исторически определяют экономические

функции государства. К таким факторам относятся:

1) тин экономической системы;

2) цели развития экономики данной системы;

3) экономический потенциал и система отношений собственности;

4) степень развития рыночных отношений;

5) характер межнациональных отношений и уровень развитии регионов;

6) место данного государства в мировом хозяйстве и

международном разделении труда.

Известно, что тип экономической системы определяется характером исторически

установившихся и действующих в стране принципов, правил, норм, определяющих

содержание и формы основных экономических отношений, возникающих в процессе

воспроизводства.

В зависимости от типа экономической системы — рыночная экономика свободной

конкуренции или экономика несовершенной конкуренции, традиционная,

административно-командная — складываются функции государства. В условиях

экономики совершенной конкуренции фундаментальные задачи экономического

развития решаются рыночным механизмом, государство призвано

обеспечить внешние благоприятные для рынка условия, что и формирует его

функции. К этим функциям относятся: защита нрав собственности, национальная

безопасность и др.

В обществе с современной рыночной экономикой, характеризующейся несовершенной

конкуренцией, экономические функции государства значительно расширены и

охватывают решение не только проблем создании общих правил поведения для

субъектов рыночных отношений, но и решение вопросов перераспределения

национальных ресурсов, доходов, регулирования, прогнозирования и

программирования экономических процессов. Однако и здесь набор функций

государства будет разный в зависимости от целей развития данной модели

экономики.

В традиционном типе экономической системы, где преобладают традиции,

религиозные догмы, кастовые ценности, ключевые экономические задачи хотя и

решаются специфически в рамках различных укладов, но государство активно

выполняет перераспределительную функцию.

Наибольшее количество экономических функций выполняет государство

административно-командною типа экономической системы. Государство, базируясь

на господстве государственной формы собственности, охватывает все стороны

жизни общества.

С учетом исторических и специфических украинских условии можно выделить

следующие экономические функции государства:

1) функции, связанные с обеспечением рыночного

механизма

хозяйствования:

• создание условий для развития и упрочения рыночных отношений,

рыночной инфраструктуры;

• определение места государства в современных

хозяйственных системах, выбор обеспечения интегрального взаимодействия

государственных и рыночных peгуляторов экономики;

2) функции, связанные с

обеспечением стабильного

экономического развития, экономическою равновесия:

• правовое обеспечение функционирования смешанной экономики,

определение общих условий эффективного хозяйствования;

• проведение политики макроэкономической С1абилизации;

• рациональное перераспределение ресурсов и доходов

на ре­гиональном уровне;

• наращивание национального интеллектуального потенциала;

• обеспечение условий развития регионов страны;

• обеспечение национальных интересов в мировом хозяйстве;

• охрана окружающей среды;

• управление государственной собственностью;

3) функции, связанные с решением социальных проблем:

• организация производства общественных товаров и услуг;

• обеспечение функционирования социальной сферы, механизма

социальной защиты населения.

21. Экономическая сущность и содержание предпринимательства

Одним из важнейших стратегических факторов устойчивого экономического

развития и достижении нормального уровня жизнеобеспечения населения является

формирование цивилизованного современного предпринимательства.

Предпринимательство — это такая система хозяйствования, которая

основана на рисковой и инновационной деятельности, охватывающей процесс

воспроизводства в цепам или какую-то часть этого процесса с целью получения

предпринимательского дохода (добавочной прибыли).

Экономическая сущность предпринимательства конкретизируется в его содержании.

Одним из ключевых его моментов является личностный характер предпринимателя,

который определяется его способностями по-новому комбинировать ресурсы или

факторы воспроизводства — рабочую силу (труд), капитал, землю. К ним

относятся прежде всего следующие способности: продуцировать новые

производственные или коммерческие идеи, давать им оценки с точки зрения

возможности получения предпринимательского дохода; оперативно использовать

новшества в процессах воспроизводства, превращать их в инновации и доводить

последние до коммерческого результата; расчетливо рисковать, с большой

вероятностью прогнозируя дополнительный доход от риска.

Предприниматель может персонифицироваться как в собственника капитала, так и

в менеджера, специалиста, наемного рабочего; как в любом индивидууме, занятом

процессом предпринимательства, так и в целых коллективах. Пока индивид или

коллектив ведет инновационное воспроизводство, используя свои инновационные и

рисковые способности с целью получения предпри­нимательского дохода, они

являются предпринимателями. Если процессы воспроизводства ведутся обычными

способами, со стационарными комбинациями факторов производства, то в них нет

места предпринимательству как особой производительной силе.

Предприниматели реализуют свои способности в предпринимательстве как

экономическом процессе. Сущность последнего заключается в том, что это

процесс создания предпринимательского дохода, т.е. дополнительной прибыли от

инновационной, рисковой деятельности. Предпринимательский доход может быть

получен двумя способами. Первый способ заключается в снижении индивидуальных

издержек производства. Известно, что рыночная цена формируется на основе,

общественных издержек производства, общественно необходимого рабочего

времени. Используя новшества, рискуя, предприниматели снижают свои

индивидуальные издержки, доводя их до более низкого уровня по сравнению с

общественными издержками производства и с теми, кто ведет воспроизводство

стационарными методами. Вследствие этого они получаю!, кроме обычной прибыли,

еще и дополнительную прибыль, предпринимательский доход.

Предпринимательство неразрывно связано с менеджментом. Оно может обеспечить

реализацию основной цели — получение устойчиво оптимального размера

предпринимательского дохода, если основные функции менеджмента (планирование,

организация, оперативное управление, использование персонала, координация,

экономический контроль) будут ориентированы на стратегию развития, постоянные

изменения внутри предпринимательских структур, адаптацию к окружающей среде.

Предпринимательство требует менеджмента инноваций и риска. Основная задача

менеджмента — управление сложной ситуацией.

22. Экономическая сущность, функции и принципы

государственного регулирования предпринимательства.

Одной из главных проблем современного предпринимательства в Украине является

создание его организационно-хозяйственного механизма. Научное понимание

экономической сущности, содержания хозяйственного механизма и современного

предпринимательства дает основание для следующего определения

организационно-хозяйственного механизма предпринимательства: эго способ

ведения хозяйства предпринимательского типа, организации предпринимательского

воспроизводства с помощью научно обоснованной системы экономических

организационных форм, методов и рычагов.

Организационно-хозяйственный механизм предпринимательства включает два

органически взаимосвязанных блока: механизм рыночно-конкурентной системы

самоорганизации и самоуправления воспроизводством предпринимательского типа

на уровнях макро-, мезо- и микроэкономик и систему государственного

регулирования, адекватного требованиям экономических законов, в том числе

законов рынка и предпринимательства.

Все формы предпринимательства, особенно в процессе его формирования,

нуждаются в эффективном функционировании обоих блоков организационно-

хозяйственного механизма. Важно раскрыть концептуальные основы формирования

рациональной системы государственного регулирования предпринимательства.

Основополагающими принципами государственного регулирования являются:

• научное понимание экономической сущности, содержания и роли

предпринимательства в развитии экономики страны и

материальном обеспечении жизнедеятельности общества;

• рациональный протекционизм современного предпринимательства;

• обеспечение органического сочетания экономических и социальных

целей;

• программно-целевое регулирование;

• гарантированное™ государственной поддержки;

• (гибкий дифференцированный подход;

• мотивационная направленность государственной поддержки;

• многообразие форм предпринимательской деятельности;

• разделение труда и кооперация между

государственной,

федеральной, региональной и местной службами.

23. Понятие, содержание и характеристика ГРЭ.

Государственное регулирование экономики – это механизм применения гос.

органами, учреждениями системы мер законодательного, исполнительного и

контролирующего хар-ра, направленных на достижение опред. социально-

экономических целей. Гос. управление экономикой – это организирующее и

регулирующее влияние гос-ва на экон. деятельность субъектов рынка с целью её

упорядочения и повышение результативности. ГРЭ можно рассматривать с

теоретической и практической т.з. С теоретической т.з. ГРЭ – система знаний о

сущности, закономерности действия и правил использования типовых методов и

средств влияния гос-ва на ход социально-экономического развития, направленных

на достижение целей гос. экон. политики. ГРЭ явл. составной частью пр-са

воспр-ва. Методолог-й основой ГРЭ явл. экон. теория и прежде всего мароэкон-

я. Объектами ГРЭ явл. также: экон. подсистемы (экономика регионов, н/х

комплексов, отраслей; секторы экономики; стадии воспр-ва); соц-экон процессы

(экон. циклы, демография, занятость, инфляция, НТП, экология, конъюнктура и

т.д.); отношения (кредитные, финансовые, внешнеэкон-е); рынки (товаров,

услуг, инвестиций, ценных бумаг, валюты, фондов, капиталов и т.д.). С

практической т.з. ГРЭ – это сфера деят-ти гос-ва для целенапр-го влияния на

поведение участников рын. отношений с целью обеспечения приоритетов гос.

экон. политики. Считается, что первичным субъектом ГР явл. человек

(гражданин).

25. Роль и функции государственного сектора экономики.

Специфическим инструментом воздействия на экономику служит государственный

сектор. Его специфичность обусловлена тем, что, во-первых, данный сектор сам

является объектом государственного регулирования, а во-вторых, он в

значительной степени формирует экономический потенциал государства,

обеспечивающий его воздействие на хозяйственную жизнь общества.

Государственный сектор в реальной экономике представлен прежде всего

хозяйственными предприятиями. Государственный сектор в экономике

характеризуется также наличием разведанных полезных ископаемых, запасами

продовольствия, а также объемом пакетов акций, долей на финансовом рынке.

Государственный сектор реальной экономики как инструмент воздействия на

социально-экономические процессы используется для решения следующих задач:

выравнивание экономического цикла посредством обеспечения государственных

инвестиций, госзакупок, реконструкции предприятий инфраструктуры; поддержка

занятости на основе сохранения существующих и создания новых рабочих мест;

формирование наиболее рациональной структуры народного хозяйства посредством

реконструкции действующих и строительства новых предприятий в развивающихся

отраслях и видах производства; аккумуляция и перераспределение денежных

средств на основе использования налоговой системы, операций на финансовом

рынке с государственными пакетами акций, ценными бумагами в целях обеспечения

доходов к расходов государственного бюджета, обеспечивающих поддержку деловой

активности; развитие науки, обеспечение технологического применения ее

результатов, подготовка научных кадров; интенсификация внешнеэкономической

деятельности с помощью государственных организаций. Использование

государственного сектора в качестве регулятора хозяйственной жизни общества

остро ставит проблему повышения эффективности его функционирования.

Несомненно, специфика той ниши в экономике, которую занимают предприятия и

организации государственного сектора (сфера низкой рентабельности,

инфраструктура, фундаментальная наука, решение не коммерческих, а

общесоциальных задач и т.д.), непосредственно сказывается на уровне его

эффективности, но сама данная проблема не становится от этого менее значимой.

26. Формы ГРЭ.

Ключевое значение в контексте темы, очевидно, имеет вопрос о возможных и

рациональных формах государственного регулирования, экономики. Профессор Б.

А. Райзберг указывает на целесообразность применения в рыночных условиях

следующих форм регулирования экономики со стороны государства:

непосредственное государственное управление рядом отраслей, объектов;

налоговое регулирование; денежно-кредитное регулирование, т.е. воздействие

на денежное обращение; бюджетное регулирование, т.е. распределение средств

государственного бюджета по различным направлениям их использования;

регулирование посредством формирования государственных программ и

государственных заказов; ценовое регулирование; регулирование условий труда,

трудовых отношений, оплаты труда; социальное регулирование (включая

государственное социальное страхование); государственное регулирование охраны

и восстановления окружающей среды; регулирование посредством ограничения и

запросов (государственное лицензирование и др.).

27. Методы государственного регулирования экономики.

Методы ГРЭ – способы влияния гос-ва на сферу предпринимательства,

инфраструктуру рынка, некоммерческий сектор экономики с целью создания

услроивий их эффект. функционирования в соответствии с направлениями гос.

экон. политики. Каждый метод основывается на использовании совокупности

инструментов (регуляторов). Методы ГРЭ классифиц-ся по двум признакам: по

формам влияния и по способам влияния. По формам влияния методы ГРЭ делятся на

две группы: методы прямого и косвенного воздействия. В зависимости от

способов влияния выделяют правовые, административные, экономические и

пропагандистские. Методы прямого влияния непосредственно действуют на

функционирование субъектов рынка. Такое непоср. влияние осказ-ся при помощи

инструментов админ-прав хар-ра. Осн. инструментами прямого ГР явл.:

нормативно-прав. акты, макроэкон. планы и целевые комплексные программы,

госзаказы, центрально установленные цены, лицензии, квоты, гос. бюджетные

расходы, лимиты и т.д. Методы косвенного рег-я – это методы, кот.

регламентируют поведение субъектов рынка не прямо,, а опосредованно, через

создание опред. экон. среды, кот. зставляет их действовать в нужном гос-ву

направлении. К методам косвенного рег-я относятся инструменты фискальной,

бюдетной, денежно-кредитной, инвестиц-й, амортизац-й, инновац-й и др.

направлений экон. политики, а также методы морального убеждения. Правовое

регулирование – это деят-ть гос-ва по установлению обяз-х для исполнения

юрид. норм поведений субъектов права. Админ. методы ГРЭ – преимущественно

прямые методы, они вытекают из необход-ти регулир-я некот. видов экон. деят-

ти с т.з. защиты интересов граждан, общества в целом, ОС. Использование экон.

методов ГРЭ даёт возможность создавать экон. условия, кот. заставляют

субъектов рынка действовать в необходимом для общества направлении, решая те

или иные задачи в соотв. с общегос. и частными интересами. Пропагандистские

методы ГРЭ – обращение гос-ва к чести и совести людей. Они вкл. меры

воспитания, разъяснения и популяризации целей и содержания рег-я, меры

морального поощрения и т.д.

31.Макроэкономическое регулирование

Управление общественными процессами является объективно необходимым и

обязательным условием существования любого общества. Оно всегда носит

двойственный характер. С одной стороны, управление есть функция всякого

комбинированного процесса труда. С другой стороны, управление является

функцией общественного строя государства.

В современных условиях практически в любой стране, с любой моделью экономики

существует объективная необходимость государственного регулирования

общественного производства.

Первые шаги государственного регулирования экономики были сделаны в 30-х

годах. Это было связано с охватившим большинство стран экономическим кризисом

1929-1933 гг. Во многих странах стали создаваться общегосударственные органы,

отрабатываться различные реформы, методы, рычаги государственного воздействия

на макроэкономические процессы. Широкое применение нашли краткосрочное,

средне и долгосрочное программирование, планирование.

В 1944 г. вышла книга К. Ландауэра «Теория национального экономического

планирования». Система планирования, предложенная автором, позднее стала

называться индикативным планированием. Суть его состоит в том, что

правительство воздействует на экономическое развитие скорее посредством

координации и обеспечения информацией, чем принятия решений и выдачи указаний.

В 50-х годах во многих странах произошел отход от составления национальных

планов в форме бюджетов. Сформировались два новых направления: первое связано

с усложнением административного аппарата, второе - с расширением сферы

планирования.

Высказались различные точки зрения зарубежных ученых-1КОНОМИСЮВ по проблеме

планирования на макроуровне. Видному шведскому ученому-экономисту Л.

Йохансену удается сформулировать обобщенное определение такого планирования.

В своей книге «Очерки экономического планирования» он пишет;

«Макроэкономическое планирование представляет собой организованную

деятельность, осуществляемую центральным планирующим органом или по его

поручению, для подготовки решений и мероприятий, которые будут

реализовываться центром; согласование решений и взаимодействие низших звеньев

системы управления (как между собой, так и с центром) в интересах развития

экономической системы и отдельных ее элементов как единого целого».

В 60-х годах во многих странах проводится широкая структурная и

функциональная реорганизация государственного механизма управления.

Сегодня сложились несколько моделей системы iгосударственного регулирования в

странах с рыночной экономикой. Однако и в рамках этих моделей государственное

регулирование любой страны, имея общие черты, существенно отличается друг от

друга и представляет определенный интерес с точки зрения изучения опыта и ею

использования для формирования национальной системы государственно! о

регулирования экономики Украины вставшей на путь рыночных преобразований.

32. Государственное регулирование экономики во Франции.

Из всех западноевропейских стран наиболее развито государственное

регулирование во Франции. Важнейшей формой его проявления является

планирование.

Вместе с национальным рынком экономика прошла через три крупных этапа. Первый

относится к послевоенному периоду, для которого было характерно весьма

сильное вмешательство в экономику органов управления.

Так, первый французский план, принятый в 1945 г., определял объем

производства стали, электроэнергии, устанавливал цены на все изделия н

систему контроля за ними, обменный курс франка и т.д.'

В конце 60-х годов, когда частный сектор получил достаточно широкое развитие,

был осуществлен переход к индикативному планированию.

Государственное регулирование экономики во Франции осуществляется посредством

цен, налоговой системы, кредита, контроля зa оплатой труда, ускоренной

амортизации и других регуляторов.

Управление ценами государство осуществляет с учетом трех факторов динамики

инфляции, наличия или отсутствия на рынке конкуренции и социальной значимости

тех или иных товаров и услуг. При высоком уровне инфляции государственному

контролю подвергались все цены.

Государство регулирует цены на все энергоносители, общественный транспорт,

тарифы на проезд по автодорогам, цены на другие товары и услуги, которые

производятся монопольными продавцами.

Значительное внимание государство уделяет ценам на продукты питания, жилье

медицинскую помощь и другие товары и услуги, имеющие социальное значение.

Центральное место в системе государственного регулирования развития экономики

Франции занимает налоговая система, через которую в государственный бюджет

поступает ежегодно свыше 93% всех видов его доходов.

Налоговая система Франции предусматривает строгое разделение налогов на

поступления в центральный и местные бюджеты. К основным налогам относятся:

прогрессивный подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль, на

добавленную стоимость и налоги акцизного характера (на нефтепродукты, вино,

табак и другие).

Налоговая система Франции отличается достаточно высоким уровнем организации

взимания налогов. Она базируется на современных методах сбора и обработки

налоговой информации, применения единых принципов в учете издержек

производства и выявления финансовых результатов, эффективных форм контроля за

доходами и гибко кадровой политике.

Важной формой государственного регулирования является контроль за оплатой

труда, осуществляемый по трем направлениям: через налоговую систему,

использование законодательства и соглашения по труду, установление

зависимости роста фонда оплаты труда от Динамики инфляции.

Особая значимость во Франции придается развитию конкуренции. Роль государства

проявляется в первую очередь в поощрении создания малых предприятий. В то же

время большинство малых предприятий в силу инновационного характера своей

деятельности работают в режиме повышенного риска. Мировая практика

свидетельствует, что 90% вновь образованных мелких предприятий «прогорают» в

течение первых пяти лет.

Основными формами государственного содействия мелкому бизнесу во Франции

являются помощь в получении долгосрочных и краткосрочных займов,

предоставление налоговых льгот, развитие системы гарантий и страхование

кредитов, обеспечение коммерческой информацией. Заслеживает внимания опыт

создания так называемых «инкубаторов» - выделение начинающим фирмам площадей,

частично финансируемых государством. Применяется во Франции ускоренная

амортизация машин и оборудования.

Таким образом, анализ и обобщение опыта государственного регулирования во

Франции позволяют сделать вывод, что отдельные из используемых там

экономических инструментов целесообразно использовать в нашей стране.

33. Государственное регулирование экономики в Японии.

Особенность государственного регулирования в Японии заключается в

использовании системы социально-экономических планов и научно-технических

программ как инструментов правительственного регулирования экономики.

Планирование носит индикативный характер.

В Японии, начиная с 1956 года, разрабатывались пятилетие планы. Так, цель

плана 1956-1960 гг. - достижение экономической независимости, полной

занятости; плана 1976-1980 гг. - сдержание роста цен, содействие мировому

экономическому сотрудничеству и т.д..

В Японии созданы и функционируют соответствующие органы, которые играют

главную роль в разработке общегосударственных планов: Экономический Совет,

Управление экономического планирования, Министерство внешней торговли и

промышленности, Управление по науке и технологии.

Стратегию развития экономики определяют указанные управления и министерства

совместно с Министерством финансов. Министерство финансов осуществляет

контроль за выполнение государственного бюджета и контролирует всю систему

финансов. Из этих министерств исходят идеи, советы и рекомендации, которые

выполнять никто не обязан. Однако, если предприниматель не воспользуется

такими рекомендациями, то может даже разориться. К этим рекомендациям

относятся: динамика спроса, уровень использования мощностей, условия

конкуренции, состояние техники и технологии, по факторный анализ сырья и

другие. Опираясь на рекомендации, каждая корпорация вырабатывает свою

стратегию.

Правительство концентрирует свои ресурсы в основном на ' получении принципиально

новых знаний, т.е. на фундаментальных - исследованиях, и обеспечивает

подготовку высококлассных Lспециалистов.

Вторая особенность общегосударственного регулирования в Японии состоит в том,

что основным средством достижения социально-экономических целей является

технологическое развитие, ориентированное на отраслевую структуру

промышленности в зависимости он конкурентоспособности продукции на мировом

рынке.

В 50-е годы осуществлялось становление и совершенствование отраслевой

структуры экономики на базе массового использования лучших мировых

технологических достижений. 60-е годы характеризуются как «период становления

собственных технологий».

В последние годы правительство и частный сектор вынуждены были реже

увеличивать затраты на науку и технологии (в 1989 г. они составили почти 3%

от ВЦП - больше, чем в любой другой стране с развитой рыночной экономикой).

Особый интерес для нас представляет использование Японией экономических

рычагов и стимулов.

Правительство стимулирует исследования и разработки посредством налоговых

льгот и ускоренной амортизацией. Ускоренная амортизация введена для компаний,

применяющих энергосберегающее, ресурсосберегающее оборудование и не наносящие

вред окружающей среде. Нормы ускоренной амортизации колеблются в пределах от

10 до 50%, однако наиболее распространенная ставка составляет в средней 15-

18%.

Одной из форм государственной поддержки исследований и разработок выступают

бюджетное субсидирование министерствами государственных институтов и

исследовательских центров. Япония ежегодно тратит 500 млн. долларов, оказывая

содействие 185 центрам развития технологий, разбросанным по всей стране.

Основной источник финансовых ресурсов для технологического обновления –

льготное кредитование.

Особенностью Японии является умелое преодоление кризисных явлений. Темпы

экономического роста в Японии достаточно высокие. В течении последних 20 лет

Японии пришлось столкнуться с двумя крупными проблемами: нефтяным кризисом в

1973 году и кризисом «высокой иены» в 1985 г.

Нефтяной кризис 1973 года был вызван взлетом цен на нефть, когда вследствие

войны на Ближнем и Среднем Востоке цены за короткое время подскочили в четыре

раза. Однако японская экономика сумела выйти и из длившейся 16 месяцев

депрессии и снова встать на путь роста. Удалось это за счет изменения

промышленной структуры, практически исчезли предприятия, занимающиеся

выплавкой алюминия, которые требовали чрезвычайно много электроэнергии

процессе производства, и поднялась электронная индустрия.

Выход из этого кризиса был найден через 17 месяцев. Трудности, вызванные

ростом курса иены, были преодолены за счет расширения прямых зарубежных

инвестиций и повышения производительности труда на основе НТП.

34. Государственное регулирование экономики США.

Для США характерно прогнозирование и стратегическое планирование. Оно

обеспечивает основу для всех управленческих решений. При разработке

стратегического плана учитывается ряд важнейших факторов: технологические,

экономические, социальные, политические, рыночные, международные,

конкурентные.

Система стратегического планирования рассматривается как совокупность

подсистем. Выделяются три уровня прогнозных исследований: прогнозирование в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


© 2007
Использовании материалов
запрещено.