РУБРИКИ

Учебник по международному частному праву

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Учебник по международному частному праву

означает, что оно может отождествляться с государством как таковым либо с

министерством как органом государственного управления. Объединение всегда

выступает в обороте как самостоятельный субъект права. Самостоятельность

понимается именно в граждан-ско-дравовом отношении. Объединение заключает

сделку не от имени государства, но для объединения обязательны акты

государства, в частности о запрете экспорта или импорта.

В известном решении Внешнеторговой арбитражной комиссии по иску

израильской фирмы «Джордан инвестмент лтд* против В/О «Союзвефтеэкспорт» от

19 июня 1958 г. было признано, что запрещение со стороны Министерства

внешней торговли СССР исполнения договора и отказ в выдаче лицензии на

вывоз нефти из СССР, будучи обязательными для В/О «Союзнефтеэкспорт»,

являются обстоятельствами форс-мажора, освобождающими его от

ответственности. Истец в данном деле, в частности, утверждал, что. эти

действия не могут рассматриваться в качестве форс-мажора для ответчика,

поскольку ответчик и Министерство внешней торговли являются органами одного

и того же государства. В решении ВТАК признана самостоятельная

правосубъектность объединения и отмечено, что

130

«объединение не является органом государственной власти. Поэтому попытка

фирмы отождествить объединение с министерством лишена основания».

В этой связи нельзя согласиться с утверждениями, часто высказываемыми на

Западе, что государственное юридическое лицо частного права (применительно

к СССР и РФ — советского и российского гражданского права) идентично со

стоящим за ним государством.

В уставе объединения закреплено общее положение гражданского права о

раздельной ответственности юридических лиц: каждое юридическое лицо

пользуется имущественной самостоятельностью и несет обособленную

ответственность. Государство, его органы и организации не отвечают по

обязательствам объединения, а объединение не отвечает по обязательствам

государства, его органов и организаций. Таким образом, принцип раздельной

ответственности юридических лиц установлен внутренним правом и уставом

объединения.

Поскольку при решении вопроса об ответственности юридического лица

действует личный закон юридического лица, а личным законом объединения

является российский закон, во всех случаях ответственность объединения

может наступать лишь в соответствии с этим принципом российского права.

Правомочия объединения формулируются в уставе. Вне зависимости от того,

каким родом деятельности занимается объединение, оно имеет право заключать

договоры, совершать сделки как в РФ, так и за границей. Каждое объединение

может учреждать свои отделения, филиалы, конторы и агентства,

представительства как в РФ, так и за границей. Объединение вправе

участвовать во всякого рода других обществах, организациях, в том числе

смешанных, деятельность которых соответствует задачам объединения. И

наконец, объединение может приобретать, отчуждать, брать и сдавать в наем

как в РФ, так и за границей любое имущество, движимое и недвижимое.

Объединение имеет, таким образом, широкий круг прав, которые закрепляются

за ним для того, чтобы оно могло успешно осуществлять свою деятельность.

Заключая внешнеторговые сделки, объединение реализует соответствующие

права. Сделки должны совершаться с соблюдением правил их подписания,

установ-

5*

131

ленных нашим законодательством (см. гл. 8). Входящие в состав объединения

фирмы имеют право заключать по поручению объединения и от его имени сделки

по внешней торговле.

Объединение связывают лишь сделки, заключенные в соответствии с уставом

объединения и законодательством. В ряде уставов, например в Уставе

государственного предприятия В/О «Атомэнергоэкспорт», утвер" жденном

Министром внешних экономических связей РФ 10 августа 1992 г.,

предусмотрено, что внешнеторговые сделки объединения подписываются двумя

лицами.

Объединение, как любое юридическое лицо в РФ, имеет специальную

правоспособность. Это означает, что деятельность объединения ограничивается

теми целями и задачами, которые государство возлагает на него. Таким

образом, объем правоспособности каждого юридического лица определяется той

конкретной целью, для которой оно было образовано.

Каждое объединение вправе заключать только такие сделки, предмет которых

соответствует его уставу. Объем правоспособности объединения

устанавливается в уставе.

Это положение действует в отношении всех российских субъектов

международного частного права — участников внешнеэкономических связей. При

регистрации участников внешнеэкономических связей обязательно

представляется устав, в котором должны быть отражены характер и

номенклатура внешнеэкономической деятельности по производимой продукции

(работам, услугам). В случае осуществления внешнеэкономических операций с

нарушением уставной правоспособности в соответствии с постановлением № 203

«О мерах государственного регулирования внешнеэкономической деятельности»

Совета Министров СССР от 7 марта 1989 г. государственным органом управления

(Государственной внешнеэкономической комиссией Совета Министров СССР) могло

быть принято решение о приостановлении внешнеэкономических операций такого

участника. Это приостановление могло осуществляться в виде запрета

исполнения конкретной сделки или временного приостановления всех таких

операций нарушителя на срок до одного года.

132

Таким образом, общее для всех российских субъектов международного

частного права в области внешнеэкономической деятельности то, что они

являются юридическими лицами, несущими самостоятельную имущественную

ответственность по своим обязательствам. Это особенно важно иметь в виду,

поскольку принципы самостоятельной ответственности, полного хозяйственного

расчета и самофинансирования хозяйственных субъектов — это.

основополагающие принципы проводимой в РФ хозяйственной реформы.

Все указанные организации являются российскими юридическими лицами,

поэтому их личный статут определяется российским правом. В соответствии с

нашим законодательством государственная организация, являющаяся юридическим

лицом, отвечает по своим обязательствам закрепленным за ней имуществом.

Государство не отвечает по обязательствам государственных организаций,

являющихся юридическими лицами, а названные организации не отвечают по

обязательствам государства. Эти положения определяются личным статутом

российских организаций, и поэтому они должны применяться и за рубежом, то

есть, иными словами, иметь экстерриториальное значение. Приведем пример.

В 1972 году в США был предъявлен иск к пароходу «Сулей-ман Стальйкии»,

который эксплуатировался советской судоходной компанией. Иск был предъявлен

в связи с претензией, касавшейся рыболовного промысла, осуществлявшегося

другой советской организацией. В ноте, направленной в связи с арестом

парохода «Сулей-ман Стальский», со ссылкой на ст. 13 Основ гражданского

законодательства 1961 г. отмечалось, что пароходство является

самостоятельным юридическим лицом, не имеющим отношения к рыболовству.

Если подходить к российскому объединению (предприятию) с точки зрения

любых критериев, используемых в иностранных государствах при определении

национальности юридических лиц (Напомним, что обычно применяется, критерий

либо места учреждения юридического лица, либо его места нахождения), то

личным законом объединения (предприятия) всегда будет только российский

закон. Личным законом будут определяться правоспособность юридического

лица, его внутренняя структура, внутренняя организация, решение о его

ликвидации. Другие же вопросы, касающиеся порядка осу-

133

ществления деятельности на территории иностранного государства, допуска

юридического лица к соответствующей деятельности, условий такой

деятельности, решаются во внутреннем законодательстве той страны, где

действует российское юридическое лицо, и в соответствии с положениями

торгового договора, заключенного Россией с данным государством.

§ 4. ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ СОВМЕСТНОЙ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Интернационализация международной хозяйственной жизни приводит к

использованию различных организационных форм совместной деятельности

субъектов из разных государств. Это могут быть чисто договорные формы, при

которых отношения сторон определяются договорами о производственной либо

научно-технической кооперации, договорами о консорциумах,

предусматривающими обычно совместное выступление сторон на том или ином

рынке или в отношении определенного объекта деятельности. Но это могут быть

и более глубокие организационные формы, приводящие к созданию юридических

лиц (смешанные общества, занимающиеся, как правило, торговой деятельностью,

совместные предприятия и др.).

Организационные формы совместной деятельности отличаются большим

разнообразием. Однако общим для них, как правило, является то, что

происходит объединение капиталов, принадлежащих участникам из различных

стран, осуществляется совместное управление с целью достижения

определенного результата, имеет место совместное несение рисков и убытков.

Одной из возможных организационно-правовых форм является консорциум.

Обычно во внешнеэкономической сфере консорциумы создавались на договорной

основе для реализации, как правило, крупномасштабных проектов, которые

требуют объединения усилий нескольких организаций (на практике применялись,

в частности, банковские консорциумы при получении кредитов, консорциумы для

участия в торгах при переговорах о строительстве объектов за рубежом).

Консорциумы в нашем

134

законодательстве как правовая форма не урегулированы. На практике, а также

в силу постановлений правительства об отдельных консорциумах применяются

два вида консорциумов.

1) Консорциумы, создаваемые для отношений с иностранными партнерами

временного характера. В международной практике известны два вида таких

консорциумов: закрытый и открытый. В первом случае контракт с иностранным

заказчиком подписывается одной внешнеторговой организацией, принявшей на

себя обязанности руководителя и несущей перед ним ответственность за

выполнение всего комплекса обязательств, предусмотренных в контракте. Во

втором случае контракт с иностранными заказчиками подписывается всеми

партнерами по консорциуму и каждый из них несет свою долю имущественной

ответственности непосредственно перед иностранным заказчиком.

Если раньше, до проведения реформ во внешнеэкономической области, могли

создаваться только консорциумы закрытого типа, то после предоставления всем

предприятиям права внешнеэкономической деятельности все они могут выступать

в качестве стороны в отношениях с иностранными заказчиками.

Такого рода консорциумы юридическими лицами не являются.

2) Консорциумы, создаваемые для внешнеторговой деятельности на длительный

период времени. Примером такого консорциума является так называемый

Советский внешнеэкономический консорциум, который был создан специально в

области советско-американских экономических отношений.

Основными положениями о деятельности Советского внешнеэкономического

консорциума, утвержденного постановлением № 238 Совета Министров СССР от 21

марта 1989 г., было предусмотрено, что члены этого консорциума создают на

нашей территории совместные предприятия с членами Американского торгового

консорциума.

Советский внешнеторговый консорциум должен был действовать на основе

валютной самоокупаемости и сбалансированности в целом (всех вместе)

совместных предприятий, созданных его членами -и членами американского

консорциума, созданного в США.

135

Совместное предприятие, как и другие совместные хозяйственные организации

(в тех случаях, когда они наделяются правами юридического лица), является

юридическим лицом определенного государства — обычно страны места его

учреждения.

Совместные предприятия, созданные в РФ,—это юридические лица российского

права. "Однако их правовой режим отличается от режима обычных юридических

лиц, что обусловливается наличием в соответствующих правоотношениях ряда

иностранных элементов (один из участников — иностранное юридическое лицо,

иностранные вклады, участие иностранных специалистов в органах юридического

лица, характер операций, значение внешнеэкономической деятельности и т.

д.). Эти обстоятельства делают необходимым рассматривать правовое положение

образований такого рода (часто именуемых английским термином «джойнт

венчерс» — совместное производство и сбыт) не только в рамках гражданского

или торгового права какой-либо страны, но и в рамках международного

частного права.

2. Во внешнеэкономических связях СССР с другими странами на различных

этапах своего развития наше государство использовало разнообразные формы

создания смешанных обществ. В отдельных странах советскими организациями

создавались различные общества, в том числе и полностью им принадлежавшие.

Деятельность этих обществ сыграла определенную положительную роль в

развитии экономических отношений с капиталистическими государствами как в

период борьбы СССР за дипломатическое признание, так и в последующие годы.

Первым обществом за границей, полностью принадлежавшим советской

организации, был «Аркос» (Всероссийское кооперативное общество по торговле

с Англией). «Аркос» был учрежден в Лондоне как акционерное общество по

английским законам. Поэтому это было английское юридическое лица Оно

пользовалось всеми правами, которые английское законодательство

предоставляет юридическим лицам. Но по характеру своей деятельности «Аркос»

выполнял исключительно поручения советских организаций. Фактическое

положение этого акционерного общества нашло свое отражение в нотной

переписке в мае 1927 года между Наркоминделом СССР и английским ведомством

иностранных дел в связи с налетом английской полиции на «Аркос» и торговую

делегацию (так именовалось тогда советское торгпредство). Наряду с

решительным протестом по поводу нападения на торговую делегацию в отношении

«Аркоса» в советской ноте от

136

17 мая 1927 г. говорилось следующее: «Хотя «Аркос» является формально

акционерным обществом, зарегистрированным по английским законам, британские

власти не могли не знать, что он занимается главным образом, если не

исключительно, выполнением торговых поручений советских хозяйственных

органов. Полицейское нападение на крупное английское торговое общество,

хорошо зарекомендовавшее себя в английских деловых кругах... является

совершенно беспрецедентным в истории лондонского Сити. Налет мог иметь

своей единственной целью лишь нанесение ущерба советским интересам,

связанным с деятельностью «Аркоса»... С этой точки зрения Советское

правительство считает себя вправе протестовать и против нападения на

„Аркос"».

С участием «Аркоса» в США в 1924 году было образовано общество «Аркос —

Америка инкорпорейтед», которое в том же году слилось с компанией «Продактс

иксчейндж корпорейшн», также осуществлявшей торговые операции с США в

условиях отсутствия дипломатического признания СССР. В результате слияния

была образована новая компания — «Амторг трейдинг корпорейшн». Устав «Ам-

торга» был зарегистрирован в штате Нью-Йорк. Таким образом, это юридическое

лицо права США. Корпорация с момента своего образования представляла все

советские организации, осуществлявшие внешнюю торговлю. «Амторп» сыграл

большую роль в развитии совет-ско-американской торговли в годы первой

пятилетки (в 1931 г. общий оборот советско-американской торговли составил

116 млн. долл.). В период «холодной войны» операции «Амторга» были

свернуты, впоследствии они несколько расширились. Функции «Амторга» —

ведение торговых операций российских внешнеторговых организаций в США.

Однако с точки зрения законодательства о юридических лицах на основе

рассмотренного выше принципа инкорпорации — это юридическое лицо штата Нью-

Йорк, к которому подлежат применению правила как законодательства штата,

так и в соответствующих случаях федерального законодательства.

Смешанные общества с участием иностранного капитала создавались как на

территории РФ, так и за границей.

В годы восстановления народного хозяйства и новой экономической политики

в целях привлечения иностранного капитала для заготовок экспортных товаров

внутри страны, сбыта их за границей и ввоза в страну товаров, необходимых

для восстановления народного хозяйства и удовлетворения других нужд,

разрешалась организация специальных акционерных обществ с участием

иностранного капитала и обязательным участием Наркомвнешторга. Согласно

декрету ВЦИК о внешней торговле от 13 марта 1922 г., Наркомвнешторгу

предоставлялось право с утверждения Совета Труда и Обороны (СТО)

организовывать такие акционерные общества как для осуществления импортно-

экспортных операций, так и для производства экспортных товаров. Акционерами

смешанных обществ были Наркомвнешторг (или его органы) и иностранные фирмы.

Поскольку советской стороне принадлежало не менее 51% акций смешанных

обществ, ей обеспечивалось большинство голосов в органах общества — общем

собрании и правлении. Смешанные общества учреждались либо в СССР — в форме

акционерных обществ в соответствии с действовавшим в

137

то время гражданским законодательством, либо за границей — в форме

акционерного общества или товарищества с ограниченной ответственностью по

законам соответствующего государства, на территории которого создавалось

общества

Наиболее крупными смешанными обществами были «Руссаыг-лолес» (создано в

СССР на основе особого договора, утвержденного СТО 21 апреля 1922 г.).

Русско-Британское хлебоэкспортное общество, Русское лесное агентство

(созданы в Англии), «Дерутра», «Деру-металл», «Деру люфт», «Книга» (созданы

в Германии), Русско-Австрийское торговое акционерное общество (РАТАО) и др.

"-

Значительную роль в развитии экономических связей с Ираном сыграли русско-

персидские смешанные общества («Шарв», «Перещелк», «Персхлопок» и др.), на

долю которых приходилось около половины торгового оборота между этими

странами. Наряду с торговыми обществами по соглашению между СССР и Ираном

от 1 октября 1927 г было создано смешанное общество по эксплуатации рыбных

промыслов Капитал общества делился на равные дали (50% — советский вклад и

50% — иранский)

После Великой Отечественной войны на основе перехода к СССР бывших

германских активов, а затем и японского имущества (ва Дальнем Востоке)

учреждались общества двух типов. Первый из них — советские акционерные

общества, созданные в СССР и руководившие предприятиями в Германии. К этому

типу относилось и общество «Дунайское пароходство». Второй — смешанные

общества, созданные по соглашениям с Болгарией, Румынией, Венгрией и

другими странами. В качестве пая Советского государства служили бывшие

германские активы. Позднее соглашения о создании смешанных обществ были

заключены с КНР и КНДР Так, были образованы Советско-Ру-мьвккое нефтяное

общество, Советско-Болгарское горнорудное общество, Советско-Китайское

общество по добыче цветных металлов.

Общества были организованы на паритетных началах: половина акционерного

капитала принадлежала организациям страны, в которой было создано общество,

и половина — СССР; расходы и доходы делились поровну. Управление обществом

осуществлялось на началах равенства. В 1952—1955 годах общества такого рода

были ликвидированы.

В 70—80-х годах во многих странах имелись отдельные смешанные или

полностью принадлежавшие СССР общества, занимавшиеся тбрговой деятельностью

или деятельностью, связанной с оказанием услуг советским организациям

(например, агентским обслуживанием судов советского флота занимались

«Совиспан»— в Испании «Юниориент» в Японии и другие общества). Создание

таких обществ было связано с переходом к сотрудничеству на стабильной

основе с высокоразвитыми странами Запада и развивающимися странами.

Общества подобного рода играют существенную роль и в торговле нашими

машинами и оборудованием. Приведем несколько примеров. В 1947 году в

Финляндии было создано общество «Конеда» по торговле советскими

138

автомобилями, а в 1963 году—общество «Конейсто», которое занимается

торговлей машинами (позже аналогичное общество было учреждено в Норвегии).

По советскому законодательству участвовать в создании обществ за границей

могли только организации, имеющие право на осуществление

внешнеэкономической деятельности. Образовывая смешанные общества за

рубежом, советские организации вступали в соответствующие отношения лишь с

определенным и ограниченным кругом физических и юридических лиц.

Ограничение числа участников достигается выбором определенной правовой

формы смешанного общества. Так, смешанные компания с участием советских

организаций всегда учреждались в виде акционерного общества без права

публичной подписки на акции. В практике наших организаций нет единого

правила, касающегося доли их участия, однако чаще всего она равна 50 или

51% и более.

Все смешанные общества созданы по законам соответствующих стран с полным

соблюдением требований, установленных законодательством страны пребывания и

учреждения общества.

Таким образом, это юридические лица не советского права, а права той

страны, где они учреждены и осуществляют свою деятельность. К ним полностью

применяется законодательство соответствующего государства. Основная цель

этих обществ — содействовать развитию торговли нашей страны со страной их

пребывания; такие общества, как правило, производственной деятельностью

ранее не занимались.

Новые направления использования формы смешанного общества, как и других

форм совместного предпринимательства советскими организациями за рубежом,

стали развиваться в конце 80-х годов. Эти направления — важная составная

часть проведения реформ в области внешнеэкономической деятельности.

При осуществлении хозяйственной деятельности в разных странах стали

применяться более гибкие организационные нормы. Речь идет, в частности, о

создании совместных научно-исследовательских и проектных организаций,

инжиниринговых, сбытовых и рекламных фирм, совместном обслуживании и

ремонте экспортируемой техники, покупке акций, облигаций и других ценных

бумаг.

139

В отношении всех форм совместной деятельности за рубежом наше

законодательство определяет, какие организации и в каком порядке могут

принимать участие в деятельности такого рода. Согласно постановлению «О

развитии хозяйственной деятельности советских организаций за рубежом»

Совета Министров от 18 мая 1989 г., государственные предприятия,

зарегистрированные в качестве участников внешнеэкономических связей, могут

создавать зарубежные предприятия с согласия вышестоящих органов управления

и с учетом рекомендаций МВЭС и МИД.

Согласно п. 9 Указа Президента Российской Федерации от 15 ноября 1991 г.

«О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР»

осуществление инвестиций за рубежом, включая покупку ценных бумаг,

юридическими лицами, зарегистрированными на территории России, и

российскими гражданами производится по лицензиям в порядке, определяемом

правительством России.

Из этого указа следует, что, во-первых, круг российских участников

совместных и иных предприятий за рубежом не ограничивается и что, во-

вторых, разрешительный порядок для осуществления такого участия

сохраняется. _

§ 5. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ С ИНОСТРАННЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ В РФ

1. Основными законодательными актами, регулирующими положение предприятий

с иностранными инвестициями в России, являются- Закон об иностранных

инвестициях в РСФСР от 4 июля 1991 г. и Закон о предприятиях и

предпринимательской деятельности от 25 декабря 1990 г. Как отмечалось выше,

согласно российскому законодательству, под предприятиями с иностранными

инвестициями понимаются предприятия с долевым участием иностранных

инвесторов (совместные предприятия) и предприятия, полностью принадлежащие

иностранным инвесторам. Все эти предприятия могут создавать дочерние

предприятия и филиалы. Кроме того, на территории России могут создаваться

филиалы иностранных юридических лиц.

140

Согласно ст. 12 Закона об иностранных инвестициях, предприятия с

иностранными инвестициями создаются и действуют в форме акционерных обществ

и других хозяйственных обществ и товариществ, предусмотренных действующим

законодательством. Это законодательство предусматривает следующие

организационно-правовые формы: полное товарищество, смешанное товарищество,

товарищество с ограниченной ответственностью (которое, согласно «Положению

об акционерных обществах», утвержденному постановлением Совета Министров

РСФСР от 25 декабря 1990 г., № 601 именуется акционерным обществом

закрытого типа).

Наиболее распространенной на практике формой является, форма товарищества

с ограниченной ответственностью, применяется форма акционерного общества. И

товарищество с ограниченной ответственностью, и акционерное общество

являются юридическими лицами, они имеют собственное наименование с

указанием организационно-правовой формы.

Под товариществом с ограниченной ответственностью (акционерным обществом

закрытого типа) понимается объединение граждан и (или) юридических лиц,

создаваемое для совместной хозяйственной деятельности. Уставный фонд

товарищества образуется за счет вкладов учредителей. Участники общества

несут убытки, связанные с деятельностью общества, в пределах сумм внесенных

ими вкладов.

Обычным акционерным обществом признается общество, уставный фонд которого

разделен на определенное число акций равной номинальной стоимости, несущее

ответственность по обязательствам только своим имуществом. Акционеры несут

убытки, связанные с деятельностью общества, в пределах стоимости

принадлежащих им акций.

Согласно ст. 1 Положения об акционерных обществах, акционерным обществом

является организация, созданная на основе добровольного соглашения

физических и юридических лиц (в том числе иностранных), объединивших свои

средства путем выпуска акций и имеющих целью удовлетворение общественных

потребностей и извлечение прибыли.

2. Участниками совместного предприятия могут быть российские юридические

лица, российские граждане;

141

иностранные юридические лица, включая, в частности, любые компании, фирмы,

предприятия, организации или ассоциации, созданные и правомочные

осуществлять инвестиции в соответствии с законодательством страны своего

места нахождения; иностранные граждане, лица без гражданства, российские

граждане, имеющие постоянное место жительства за границей, при условии, что

они зарегистрированы для ведения хозяйственной деятельности' в стране их

гражданства или постоянного места нахождения; иностранные государства и

международные организации.

Вопрос о том, является или не является соответствующая иностранная фирма

юридическим лицом, обладает ли она, следовательно, гражданской

правоспособностью, может быть решен по праву государства, в котором

учреждена эта иностранная организация. Такой вывод вытекает из

установленного в ст. 161 Основ гражданского законодательства 1991 года

принципа применения закона инкорпорации юридического лица. Напомним, что в

соответствии с этой статьей Основ «1раж-даиская правоспособность

иностранных юридических лиц определяется по праву страны, где учреждено

юридическое лицо».

3. Действующее в России законодательство не устанавливает для

отечественных и иностранных участников совместного предприятия какого-либо

обязательного соотношения долей. Этот вопрос решается соглашением сторон

(учредительным договором). Иные правила по этому вопросу установлены в

отношении совместных страховых организаций.

Уставный капитал акционерного общества образуется вначале из оплаты-

акций учредителям, а затем аккумулированием денежных средств путем открытой

подписки на акции. Уставный капитал товарищества образуется только за счет

вкладов учредителей.

Уставный капитал может быть сформирован путем внесения либо денежных

средств, либо имущества и имущественных прав. В первом случае не будет

осуществляться согласование оценки вкладов учредителями. Во втором случае

необходима оценка вкладов.

Вклады в иностранной валюте и имущества, оцененного в иностранной валюте,

подлежат пересчету в

142

рубли в соответствии с тем курсом, который действует для операций такого

рода (до 1 января 1992 г. действовал курс Госбанка СССР, применявшийся во

внешнеторговых операциях; после 2 января 1992 г. стал применяться

коммерческий курс). При формировании уставного капитала путем внесения

денежных средств, имущества, имущественных и неимущественных прав на

практике стали делаться специальные перечни вкладов российских и

иностранных участников в виде отдельных приложений к учредительному

договору. Каждый. перечень должен содержать наименование вклада, его

описание, согласованную оценку вклада и срок его взноса.

В качестве вклада могут вноситься: собственность, а также другие

имущественные права, как, например, право пользования, право залога и т.

д.; права на долевое участие и другие формы участия в хозяйственных

предприятиях и организациях; права требования по денежным средствам,

вложенным для создания экономических ценностей, или услугам, имеющим

экономическую ценность; авторские права, права промышленной собственности,

такие как права на изобретения, включая права, вытекающие из патентов,

товарные знаки, промышленные образцы, полезные модели, фирменные

наименования, а также технологию и «ноу-хау»; права на экономическую

деятельность, включая права на разработку, добычу или эксплуатацию

природных ресурсов. В случае призвания в России права собственности

иностранного инвестора на землю оно также войдет в число возможных прав

такого рода, которые будут определяться в качестве вклада.

Согласно закону «Об иностранных инвестициях», обязанность внесения каждым

из участников до 50% указанных в учредительных документах вкладов отсрочена

до истечения года после регистрации предприятия. Таким образом для

иностранного инвестора установлено определенное изъятие из общего правила о

внесении не менее 50 % уставного капитала в течение 30 дней после

регистрации, а остальных 50% —в течение первого года деятельности общества.

4. Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности» разрешает

предприятиям самостоятельно определять структуру органов управления.

Положение

143

об акционерных обществах от 25^ декабря 1990 г. для акционерных обществ как

открытого, так и закрытого типа (как отмечалось выше, под последним

российское законодательство понимает, как правило, товарищество с

ограниченной ответственностью) предусматривает четыре органа управления:

общее собрание, совет директоров, правление, генеральный директор. Высшим

органом считается общее собрание акционеров, созываемое раз в год. В

промежутках между годовыми собраниями высшим органом управления является

совет директоров. Число директоров определяется общим собранием, но оно

должно быть нечетным (не менее трех в закрытом обществе и не менее пяти — в

открытом).

Из числа директоров общее собрание назначает генерального

(исполнительного) директора. Совет директоров утверждает состав правления.

В отношении совместных предприятий следует иметь в виду, что

принципиальные вопросы их деятельности должны решаться на основе

единогласия всех их учредителей. Перечень таких вопросов обычно

определяется в учредительных документах. Уставы совместных предприятий

обычно определяют компетенцию совета директоров, правления, генерального

директора и ревизионной комиссии.

В товариществах с ограниченной ответственностью генеральный директор

обычно назначается собранием учредителей из числа директоров сроком на 3

года с правом его продления. Генеральный директор осуществляет оперативное

руководство работой товарищества, без доверенности действует от его имени,

заключает договоры, осуществляет любые другие действия, необходимые для

достижения целей товарищества, за исключением тех, которые в соответствии с

уставом прямо закреплены за собранием и советом директоров.

Ревизионная комиссия осуществляет контроль за финансовой деятельностью

товарищества. Ее члены избираются из числа учредителей сроком на 2 года на

общем собрании участников.

5. Регистрация предприятий с иностранными инвестициями в России

осуществляется на основе постановлений правительства № 26 «О регистрации

предприятий с иностранными инвестициями» от 28 ноября 1991 г.

144

и № 357 «О некоторых вопросах ведения Государственного реестра предприятий»

от 28 мая 1992 г., а также постановлений региональных и местных органов

власти. Так, в Москве регистрация осуществляется в соответствии с

постановлением № 97 «О введении единого порядка регистрации предприятий и

организаций в Москве» правительства Москвы от 17 октября 1991 г. и

последующими актами по вопросам регистрации предприятий. Можно говорить о

трех случаях регистрации предприятий в зависимости от объема иностранных

инвестиций и предмета деятельности.

Первый случай касается регистрации предприятий, объем иностранных

инвестиций в которые превышает 100 млн. руб. (размер суммы был определен

ст. 16 Закона об иностранных инвестициях и подлежит изменению), она

осуществляется специальным органом—Комитетом по иностранным инвестициям,

вошедшим в 1992 году в состав Российского агентства по международному

экономическому сотрудничеству и развитию.

Второй случай касается регистрации предприятий с иностранными

инвестициями нефтегазодобывающей, нефтегазоперерабатывающей и

угледобывающей отраслей. Регистрация таких предприятий, независимо от

величины их уставного капитала, была возложена на Комитет по иностранным

инвестициям (соответственно на Российское агентство по международному

экономическому сотрудничеству и развитию).

Третий случай касается остальных предприятий. Их регистрация

осуществляется Советами Министров республик в составе Российской Федерации,

администрациями краев и областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга. В

Москве и Санкт-Петербурге созданы регистрационные палаты.

6. Имущество, ввозимое в РФ в качестве вклада иностранных инвесторов в

уставный фонд предприятий с иностранными инвестициями в пределах сроков,

установленных учредительными документами для его формирования, а также

имущество, предназначенное для собственного материального производства,

освобождается от взимания таможенной пошлины и не облагается налогом на

импорт.

Имущество, ввозимое в РФ иностранными работниками предприятий с

иностранными инвестициями для

145

собственных, нужд, освобождается от взимания таможенной пошлины.

Законом об иностранных инвестициях было установлено, что предприятия,

полностью принадлежащие иностранным инвесторам, и совместные предприятия, в

уставном фонде которых иностранные инвестиции составляют более 30%, вправе

без лицензий экспортировать продукцию для собственных нужд, за исключением

случаев, предусмотренных действующими на территории РФ международными

договорами.

7. Важную роль в решении существенных вопросов как учреждения

предприятий, так и их деятельности призваны сыграть договоры о создании

совместных предприятий, заключаемые их участниками, и уставы предприятии.

На современном этапе создания в нашей стране совместных предприятий

законодательное регулирование ограничено кругом наиболее важных и

принципиальных вопросов, с тем чтобы оставить решение их на усмотрение

сторон — участников совместного предприятия. Договорное регулирование

приобретает, таким образом, важное, если не решающее, значение.

Совместные предприятия являются юридическими лицами по российскому

законодательству. Они могут от своего имени заключать договоры, приобретать

имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть

истцами и ответчиками в суде и третейском суде. Совместные предприятия

имеют самостоятельный баланс и действуют на основе полного хозяйственного

расчета, самоокупаемости и самофинансирования. В принципе на совместные

предприятия как на юридические лица российского права распространяются

общие положения российского законодательства о юридических лицах. Но в.

отношении совместных предприятий, которые следует рассматривать как особый,

новый вид российских юридических лиц, действуют некоторые специальные

положения, прямо установленные законодательством.

8. Из других юридических вопросов следует остановиться на вопросе о

праве, подлежащем применению к взаимоотношениям участников совместного

предприятия. Поскольку договор об учреждении совместного предприятия — это

всегда договор с иностранным

146

участником (фирмой, компанией, корпорацией), во взаимоотношениях участников

совместного предприятия всегда присутствует «иностранный элемент». Это

означает необходимость решения так называемой коллизионной проблемы, то

есть вопроса о том, правом какого государства эти отношения будут

регулироваться. Решение этой проблемы российским судом или третейским судом

(арбитражем) возможно лишь на основе норм и принципов коллизионного права,

входящего в состав **ежду-народного частного права. Такая норма содержится

в Основах гражданского законодательства 1991 года.

В п. 3 ст. 166 Основ 1991 года говорится следующее:

«З. К договору о создании совместного предприятия с участием иностранных

юридических лиц и граждан применяется право страны, где учреждено

совместное предприятие». Здесь под термином «совместное предприятие»

понимается юридическое лицо, а не любая совместная деятельность. О

применении права к такой совместной деятельности, как производственное

сотрудничество, кооперирование, говорится в предшествующем п. 2 этой же

статьи. В п. 3 ст. 166 термин «договор» следует толковать таким образом,

что он включает в себя все учредительные документы (соглашение, устав,

приложения к ним), но не договоры, заключаемые СП с другими субъектами, в

том числе и с учредителями. К таким договорам право должно применяться в

соответствии с другими коллизионными нормами российского законодательства.

Из приведенных положений Основ следует, что суд или арбитраж в случае

рассмотрения спора по договору о создании совместного предприятия в России

будет применять в силу п. 3 ст. 166 российское право как право страны, где

было учреждено совместное предприятие.

Возникает вопрос, может ли договор о создании СП содержать условие о

применении иного права, чем право Российской Федерации, на территории

которой учреждается предприятие. 'Следует сделать вывод, что такое условие

договора должно быть признано российским судом или арбитражем в России

недействительным, поскольку оно прямо противоречит законодательству (см.

гл. 3).

Арбитраж, рассматривающий спор по такому соглашению (не в России), решая

этот вопрос, может также

147

исходить из того, что личным статутом СП как юридического лица,

учрежденного по российскому праву, будет право России, а не право какой-

либо иной страны.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ:

1. Какое значение имеет определение национальности юридического лица и

какие основные критерии применяются для определения национальности

юридических

лиц?

2. В чем состоит принцип раздельной ответственности государственного

юридического лица и Российского государства?

3. Какие имеются виды предприятий с иностранными инвестициями?

4. Что понимается под совместным предприятием?

5. Каково правовое положение предприятия с иностранными инвестициями на

территории России?

Глава б

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВА КАК УЧАСТНИКА ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

§1. Государство как су&ьект имущественных отношений.

§2. Иммунитет государства и его виды. §3. Правовой режим граж-

данско-правовых сделок, совершаемых государством

ЛИТЕРАТУРА

Лунц Л. А. Курс международного частного права. Особенная часть— С. 74—91;

Лунц Л. А., Марышва Н. И., Садиков О. Н. Международное частное право.— С.

110—118; Богуславский М. М. Иммунитет государства.— М., 1962; Поздняков В.

С. Государственная монополия внешней торговли в СССР.— М., 1969; Поздняков

В. С. Советское государство и внешняя торговля (правовые вопросы).— М.,

1976; Иванов С. И. Современные тенденции в законодательстве некоторых

буржуа зных государств по вопросу об иммунитете государства и его

собственности (на примере США и Англии) // Сов. ежегодник международного

права. 1981.— М., 1982.— С. 235—246;

Законодательство капиталистических стран об иммунитете иностранного

государства. Обзорная информация ВНИИСЗ / Сост. И. О. Хлес-това, Н. Г.

Швыдак.— М., 1988; Баратянц Н. Р., Богуславский Af. М., Колесник А. Н.

Современное международное право: иммунитет государства // Сов. ежегодник

международного права, 1988.— М., 1989.—С. 165—182; Хлестова И. О. Проблемы

юрисдикционного иммунитета иностранного государства в работе Комиссии

международного права // Там же.— С. 183—194; Швыдак Н. Г. Юрисдикцион-ные

иммунитеты иностранного государства в судебной практике Франции и

Швейцарии. Материалы по иностранному законодательству и международному

частному праву // Труды 49 ВНИИСЗ.— М, 1991.— С. 109—182.

§ 1. ГОСУДАРСТВО КАК СУБЪЕКТ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

Развитие международного сотрудничества в области экономики, производства,

торговли, науки и культуры

149

приводит к тому, что государство вступает в самые различные имущественные

правоотношения с другими государствами, а также с международными

организациями, юридическими лицами и отдельными гражданами других

государств. При этом обычно различают два вида правоотношений, в которых

участвуют государства. Во-первых, правоотношения, возникающие между

государствами, а также между государством и международными организациями

(по экономическому и научно-техничес-кому сотрудничеству, кредитные и т.

д.). Во-вторых, правоотношения, в которых государство выступает в качестве

только одной стороны; другой стороной в этих правоотношениях могут быть

иностранные юридические лица, международные хозяйственные

(немежгосударственные) организации и отдельные граждане.

Отношения первого вида регулируются исключительно нормами международного

публичного права и, хотя они тесно связаны с отношениями второго вида, в

настоящей работе не рассматриваются. Что касается отношении второго вида,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


© 2007
Использовании материалов
запрещено.