РУБРИКИ

Оценивание успешности учебной деятельности, как психолого-педагогическая проблема - (диссертация)

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Оценивание успешности учебной деятельности, как психолого-педагогическая проблема - (диссертация)

p>Из предложенных вариантов решения ситуации выберите тот, кото рый наиболее характеризует учителя.

    1. Ученик(-ца) разговаривает на уроке с соседом по парте,
    а) ничего не будет делать;
    б) сделает замечание (устное);

в) запишет замечание в дневник; поставит "два"; будет сильно кричать, выгонит из класса.

    2. Вдруг кто-нибудь крикнет на уроке что-нибудь.
    а) ничего не сделает;
    б) устное замечание;
    в) замечание в дневник, "два";
    г) будет кричать, выгонит из класса.
    3. Кто-нибудь из учащихся опоздает на урок.
    а) ничего не будет делать;
    б) пустит с замечанием;
    в) замечание в дневник, "два";
    г) будет сильно кричать, выгонит из класса.
    4. Ученик сидит не на своем месте, когда пришел учитель.
    а) не обратит внимания;
    б) пересадит на место;
    в) пересадит и напишет в дневник;
    г) будет сильно кричать, выгонит из класса.
    - 188

5. Ученик встанет на уроке, пройдет по классу 3-4 шага и под нимет свою авторучку.

    а) ничего не будет делать;
    б) устное замечание;
    в) замечание в дневник, "два";
    г) будет оскорблять.
    6. Ученики возмущаются поставленными оценками.
    а) не обратит на учеников внимание;
    б) выслушает и разберется по справедливости с ними;
    в) накажет учеников.

7. Представьте себе такую ситуацию: когда ученики встали, что бы поздороваться с учителем, взрывается хлопушка. Что сделает учитель?

    а) ничего;
    б) сделает замечание или пошутит;
    в) попросит остаться после уроков и строго накажет.

Какой вариант ответа выберет учитель, отвечая на следующие вопросы

8. Если отдельные ученики на уроке занимаются посторонними де лами, то вы:

    а) строго наказываете их;
    б) строго предупреждаете их;
    в) призываете их к порядку;
    г) не обращаете внимания, если не мешают работе класса.
    9. При выборе председателя совета отряда вы:

а) ставите того человека, который по вашему мнению должен зани мать эту должность, стараясь не допускать иных мнений;

б) обсуждаете кандидатуру вместе с учащимися: с последующими выборами;

    в) предоставляете дело полностью самим учащимся.
    - 189

10. Если ученики начинают критиковать ваши действия на уроке, то вы:

а) немедленно прекратите это так, чтобы учащимся больше не хо телось вас критиковать;

    б) выслушаете их и по справедливости разберетесь с ними;
    в) сделает вид, что не услышали их критики;
    г) растеряетесь и не знаете, что ответить.
    11. При рассаживании учащихся за парты вы:
    а) садите их так , как считаете нужным и целесообразным;
    б) рассаживаете их с учетом их желания и своим мнением;
    в) предоставляете это дело им самим.

12. Ученики на вашем уроке пишут контрольную работу, и, вдруг вы видите, что кто-то списывает, в этом случае вы:

а) строго наказываете провинившегося, чтобы другим неповадно было;

    б) призываете к порядку;
    в) сделаете вид, что не видите (все равно спишут).
    13. С учащимися надо:
    а) всегда четко держать дистанцию;

б) в определенных условиях можно с ними разговаривать на рав ных;

в) в принципе, сохранять дистанцию не так уж важно, дети и так помнят, что вы учитель, взрослый, а они дети.

14. Как вы думаете, если во время контрольной вы выйдите из класса, то:

    а) большинство учащихся сразу будут списывать;

б) большинство учащихся и до этого списывали, так что уход учителя для них принципиально ничего не изменит;

    в) большинство учеников все-таки не будут списывать.

15. Можно ли сказать, что учитель с уважением относится к уче никам?

    - 190

16. Когда учитель принимает решения, считается ли он с довода ми учеников?

     2Ключ.  0

 _ 1Авторитарному стилю .  0 педагогической деятельности соответствова ли следующие ответы: 1в, 2в, 3в, 4в, 5в, 6в, 7в, 8а и 8б, 9а, 10а, 11а, 12а, 13а, 14а, 15 - нет, 16 - нет.

 _ 1Демократическому стилю .  0: 1б, 2б, 3б, 4а и 4б, 5а и 5б, 6б, 7б, 8в, 9б, 10б, 11б, 12б, 13б, 14б, 15 - да, 16 - да.

Стилю  _ 1laissez faire .  0: 1а, 2а, 3а, 4а, 5а, 6а, 7а, 8г, 9в, 10в и 10г, 11в, 12в, 13в, 14в.

 2Интерпретация.  0 Для определения доминирующего стиля деятельнос ти учителя высчитывается процентное соотношение представленности в ответах всех трех возможных по ключу оценок.

     2Карта наблюдения для выявления стилей
     2педагогической деятельности (Ю. Б. Гатанова)
     2По авторитарному стилю:
     _ 1Организаторская функция.

1. Высокая организованность, четкий алгоритм урока, причем де ятельность учащихся организована вокруг учителя.

    1. 1. Быстрое переключение учащихся с одного вида деятель

ности на другой, с одного учебного заданий на другое по команде учителя.

1. 2. Малое количество ненужного шума, вопросов, типа "Что делать? ", "Как делать? " и т. п.

    1. 3. Быстрый темп работы учащихся.

2. Установление дисциплины и порядка субъективны, регламента ция действий учащихся, бесприкословное подчинение их учителю. 2. 1. Использование учителем строгих наказаний за мелкие на

    рушения дисциплины.
    - 191
    2. 2. При вынесении санкции учителем отмечается тихое недо
    вольное "бурчание" со стороны учащихся.
     _ 1Конструктивная функция.

3. Все решения по учебно-воспитательному процессу (оценки и т. п. ) принимаются учителем без учета мнения учащихся, волевым ме тодом.

3. 1. Решения учителя выслушивается либо молча, либо с тихим недовольством.

     _ 1Коммуникативная функция.

4. Наличие у учителя командирского тона. Установление психоло гической дистанции с учащимися.

    4. 1. Постановления учителя обязательны для учащихся и об
    суждению не подлежат.

4. 2. Требуется и поощряется исполнительность и послушание во всем.

     _ 1Информационная функция.

5. Пассивное участие учащихся в усвоении информации. (В основ ном требования учителя такие: "Понятно? ", "Повторите! ").

5. 1. Наличие контроля и проверки знаний только со стороны учителя.

     _ 1Развивающая функция.

6. Организация учебно-воспитательной работы с опорой на память (требование повторять, поощряется дословный пересказ).

7. Требование буквального соблюдения заданий, алгоритмов дейс твий, запрещается пропускать пункты при решении задачи и т. п.  2По демократическому стилю.

     _ 1Организаторская функция.

1. Высокая организованность, четкий алгоритм проведения урока, причем деятельность является совместной деятельностью учителя и учащихся.

    .
    - 192
    1. 1. Быстрое переключение учащихся с одного вида деятель

ности на другой, с одного учебного заданий на другое по сигналу учителя или самостоятельно.

    1. 2. Малое количество ненужного шума, вопросов.
    1. 3. Быстрый темп работы учащихся.

2. Учащиеся соблюдают требования дисциплины, регулируют ее са ми.

    2. 1. Учащиеся сами делают замечания своим товарищам. Пони
    мают необходимость дисциплины для хорошей работы.
    2. 2. Учащиеся осознают требования дисциплины, поэтому с по
    ниманием относятся к требованиям учителя, его замечаниям.
     _ 1Конструктивная функция.

3. Решения принимаются с учетом мнения учащихся, классного коллектива при контроле со стороны учителя.

    3. 1. Решения учителя, поскольку они согласованы с учащими
    ся, принимаются одобрительно.
     _ 1Коммуникативная функция.
    4. Дружественность и уважительность в общении.
    4. 1. Рекомендательный характер предложений учителя.

4. 2. Ценится и поощряется инициативность и ответственность.  _ 1Информационная функция.

5. Активное участие учащихся в усвоении информации. (Учитель просит учащихся сформулировать своими словами задачу, догадаться, есть ли в правиле исключения и т. п. ).

    5. 1. Проверка и контроль совместно с учащимися.
     _ 1Развивающая функция.

6. Организация учебно-воспитательной работы с опорой на мышле ние (просьба подумать самим, догадаться и т. п. ).

7. Наличие в школе и в домашних заданиях задач творческого ти па: придумать самим задачу, предоставить несколько вариантов ре шения и т. п.

    - 193
     2По попустительскому стилю.
     _ 1Организаторская функция.

1. Низкая организованность, отсутствие четкого алгоритма урока. 1. 1. Медленное переключение учащихся с одного вида деятель

    ности на другой, с одного учебного задания на другое.

1. 2. Большое количество ненужного шума, вопросов типа "Что делать? ", "Как делать? " и т. п.

    1. 3. Медленный темп работы учащихся на уроке.

2. Наблюдается низкая требовательность и непостоянство в соб людении к дисциплины учащиеся.

    2. 1. Дисциплина плохо регулируется учителем, который не об

ращает внимания на помехи, явно отвлекающие класс от нормальной работы.

    2. 2. Учащиеся слабо реагируют на замечания учителя. При вы
    несении наказаний очень бурная ответная реакция учащихся.
     _ 1Конструктивная функция.

3. Принятие решений происходит не организовано: решения могут приниматься классным коллективом без участия и контроля со со стороны учителя, решения могут также приниматься учителем самос тоятельно или совместно с учащимися.

3. 1. Решения учителя вызывают большое количество эмоций и возражений.

     _ 1Коммуникативная функция.
    4. Наблюдается неуверенность в общении с учащимися.

4. 1. Предложения учителя не считаются обязательными для учащихся, ни к чему их особо не обязывают.

    4. 2. Низкие (несистематические) требования к учащимся.
     _ 1Информационная функция.

5. Плохая организация учащихся в усвоении информации. Пассив ное участие их в процессе обучения.

    5. 1. Плохо налажен контроль и проверка.
    - 194
     _ 1Развивающая функция.

6. Плохая организация учебно-воспитательной работы (просьбы повторить, подумать игнорируются учащимися и т. п. ).

7. Отсутствие заданий творческого типа и требований четкого выполнения и соблюдения заданий.

     2Ключ.

По каждому вышеперечисленному пункту ставится балл по одному из трех стилей, затем подсчитывается процент авторитарного, де мократического, попустительского стиля в деятельности конкретного учителя.

Кроме того, учащимся предлагались наиболее  _типичные школьные  _ситуации . и варианты поведения учителей в этих ситуациях. Задача учащегося состояла в выборе того варианта ответа, который более всего соответствует поведению учителя в данной ситуации. Критерии были следующими:

     2По авторитарному стилю.
     _ 1Организаторская функция.

1. Установление строгой дисциплины учителем, мелкие нарушения строго наказываются. Бурные реакции учителей на нарушение дисцип лины учащимися.

     _ 1Конструктивная функция.

2. Учитель принимает все решения по учебно-воспитательному процессу (выборы председателя совета отряда и т. д. ).

     _ 1Коммуникативная функция.

3. Наличие психологической дистанции между учителем и учащими ся.

     2По демократическому стилю.
     _ 1Организаторская функция.

1. Установление дисциплины в пределах разумного За незначи тельные проступки нет строгих наказаний.

    .
    - 195
     _ 1Конструктивная функция.

2. Классный коллектив принимает активное участие в принятии решения наравне с учителем.

     _ 1Коммуникативная функция.

3. Дружественность и уважение в общении с учащимися со стороны учителя.

     2По попустительскому стилю.
     _ 1Организаторская функция.

1. Учитель плохо регулирует дисциплину учащихся, не обращает внимания на ее соблюдение учащимися.

     _ 1Конструктивная функция.

2. Для учителя характерна отстраненность от участия в коллек тивной жизни класса. Право принятия решений отдается в руки уча щихся без достаточной обоснованности и контроля со стороны учите ля.

     _ 1Коммуникативная функция.

3. Возможны "панибратские" отношения с отдельными учащимися.

    Приложение 8.
    Таблица 1.
     ш0. 9
     ДMQ9. PDR 3 2
    Экспериментальные данные по шкале
    "Оценка методики опроса учащихся учителем"
    по группе учителей с демократическим стилем руководства

----T---------------------------------T-----------------------------------------¬ ¦ ¦ ¦ Среднеарифметические значения ¦

    ¦ ¦ ¦ по показателям субшкал ¦

¦ ¦ 3Субшкала 1 0 +------T------T------T------T------T------+ ¦ № ¦Стратегия опроса учащихся ¦С. Э. И. ¦А. Е. К. ¦В. Р. Л. ¦В. Е. А. ¦К. Т. В. ¦К. З. П. ¦ ¦ ¦учителем ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+---+---------------------------------+------+------+------+------+------+------+ ¦ 1. ¦Многообразие форм контроля знаний¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦и умений учащихся ¦ 4, 6 ¦ 3, 3 ¦ 4, 2 ¦ 4, 7 ¦ 4, 2 ¦ 4, 0 ¦

    ¦ 2. ¦Терпеливость в общении с отвечаю-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    ¦ ¦щим, проявление педагогического¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    ¦ ¦такта в ситуациях, вызывающих¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    ¦ ¦раздражение ¦ 4, 8 ¦ 4, 0 ¦ 4, 3 ¦ 4, 9 ¦ 4, 2 ¦ 4, 3 ¦
    ¦ 3. ¦Широкое распределение внимания на¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    ¦ ¦всех задействованных в опросе¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    ¦ ¦учеников ¦ 4, 7 ¦ 4, 0 ¦ 4, 3 ¦ 4, 9 ¦ 4, 2 ¦ 4, 3 ¦
    ¦ 4. ¦Воспринимает ли учитель реакцию¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦учащихся на свои вопросы ¦ 4, 9 ¦ 4, 0 ¦ 4, 0 ¦ 4, 7 ¦ 4, 8 ¦ 4, 1 ¦ L---+---------------------------------+------+------+------+------+------+------

     ДLQ9M. PDR 1 2
     ш2. 0
    - 196
    Таблица 1. (продолжение)
     ш0. 9
     ДMQ9. PDR 3 2

----T---------------------------------T------T------T------T------T------T------¬ ¦ 5. ¦Замечает психофизическое состоя-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ние детей в ситуации опроса ¦ 4, 5 ¦ 4, 2 ¦ 4, 0 ¦ 4, 7 ¦ 4, 3 ¦ 4, 1 ¦ ¦ 6. ¦Организовано ли учителем наблюде-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

    ¦ ¦ние учащихся за ответами однок-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    ¦ ¦лассников ¦ 4, 3 ¦ 4, 1 ¦ 3, 7 ¦ 4, 2 ¦ 4, 1 ¦ 4, 2 ¦
    ¦ 7. ¦Поддержание дисциплины в классе в¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦момент опроса ¦ 4, 9 ¦ 4, 1 ¦ 3, 7 ¦ 4, 6 ¦ 4, 7 ¦ 4, 1 ¦

    ¦ 8. ¦Включение в опрос максимального¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦количества учащихся ¦ 4, 1 ¦ 3, 8 ¦ 3, 5 ¦ 4, 0 ¦ 4, 2 ¦ 3, 8 ¦ ¦ 9. ¦Точность формулировок вопросов в¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦понятной для учащихся форме ¦ 4, 0 ¦ 3, 6 ¦ 3, 5 ¦ 4, 2 ¦ 4, 3 ¦ 4, 0 ¦ ¦10. ¦Разумная мера помощи учащемуся со¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦стороны учителя во время опроса ¦ 4, 4 ¦ 4, 0 ¦ 4, 0 ¦ 4, 4 ¦ 4, 2 ¦ 4, 0 ¦ ¦11. ¦Эмоциональное сопереживание с от-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

    ¦ ¦вечающим, проявление заинтересо-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ванности в качестве ответа ¦ 4, 6 ¦ 3, 6 ¦ 3, 9 ¦ 4, 3 ¦ 4, 0 ¦ 4, 3 ¦ ¦12. ¦Рациональное соотношение времени¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦опроса с другими этапами урока ¦ 4, 2 ¦ 4, 0 ¦ 4, 1 ¦ 4, 0 ¦ 4, 2 ¦ 4, 1 ¦ ¦13. ¦Преобладание способов побуждения¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

    ¦ ¦учащихся к деятельности в ситуа-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    ¦ ¦ции опроса над способами принуж-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    ¦ ¦дения ¦ 4, 0 ¦ 4, 1 ¦ 4, 0 ¦ 4, 0 ¦ 4, 1 ¦ 4, 0 ¦

¦14. ¦Проведение опроса на каждом уроке¦ 4, 9 ¦ 4, 0 ¦ 3, 0 ¦ 4, 0 ¦ 4, 0 ¦ 3, 7 ¦ ¦15. ¦Организация учителем деятельности¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

    ¦ ¦учащихся по исправлению текущих¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦неудовлетворительных отметок ¦ 4, 2 ¦ 3, 2 ¦ 3, 0 ¦ 4, 0 ¦ 4, 0 ¦ 3, 7 ¦ ¦16. ¦Отсутствие шаблонности в форме¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

    ¦ ¦вопросов педагога, вызывающих ав-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦томатизацию ответа учащихся ¦ 4, 3 ¦ 4, 0 ¦ 3, 1 ¦ 4, 0 ¦ 4, 5 ¦ 4, 0 ¦ ¦17. ¦Использование педагогом при опро-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

    ¦ ¦се наглядных пособий и оборудова-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    ¦ ¦ния ¦ 4, 0 ¦ 3, 0 ¦ 3, 0 ¦ 4, 0 ¦ 4, 4 ¦ 3, 9 ¦

L---+---------------------------------+------+------+------+------+------+------  ДLQ9M. PDR 1 2

     ш1. 8
    .
    - 197
    Таблица 1. (Продолжение)
     ш0. 9
     ДMQ9. PDR 3 2

----T----------------------------------T------T------T------T------T------T------¬ ¦ № ¦ 3Субшкала 2 0 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

    ¦ ¦Собственно оценивание учителем ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦результатов учебной деятельности ¦С. Э. И. ¦А. Е. К. ¦В. Р. Л. ¦В. Е. А. ¦К. Т. В. ¦К. З. П. ¦

    ¦ ¦учащихся ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+---+----------------------------------+------+------+------+------+------+------+ ¦18. ¦Использование при опросе многооб-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦разных форм оценивания учащихся ¦ 4, 8 ¦ 4, 7 ¦ 3, 6 ¦ 4, 9 ¦ 4, 9 ¦ 4, 9 ¦ ¦19. ¦Комментирование выставляемых отме-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ток в соответствии с нормами ¦ 4, 5 ¦ 4, 8 ¦ 3, 8 ¦ 4, 5 ¦ 4, 8 ¦ 4, 9 ¦ ¦20. ¦Выставлением отметок каждому из¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦опрошенных учеников ¦ 4, 5 ¦ 4, 7 ¦ 4, 0 ¦ 4, 8 ¦ 4, 8 ¦ 4, 8 ¦ ¦21. ¦Индивидуально-дифференцированный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

    ¦ ¦подход к ученику в отношении мер¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦воздействия через отметку ¦ 4, 3 ¦ 4, 6 ¦ 4, 0 ¦ 4, 9 ¦ 4, 9 ¦ 4, 9 ¦ ¦22. ¦Оценивание знаний и умений учащих-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ся непосредственно после ответа ¦ 4, 8 ¦ 4, 8 ¦ 3, 7 ¦ 4, 8 ¦ 4, 9 ¦ 4, 9 ¦ ¦23. ¦Позитивная реакция учителя на ос-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦паривание учеником отметок ¦ 4, 8 ¦ 4, 8 ¦ 4, 0 ¦ 4, 9 ¦ 4, 8 ¦ 4, 9 ¦ ¦24. ¦Внешнее проявление уверенности при¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦выставлении отметок ¦ 4, 2 ¦ 4, 7 ¦ 4, 0 ¦ 4, 9 ¦ 4, 9 ¦ 4, 9 ¦ ¦25. ¦Независимость оценивания от внеш-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦них и внутренних факторов ¦ 4, 2 ¦ 4, 6 ¦ 3, 7 ¦ 4, 9 ¦ 4, 8 ¦ 4, 0 ¦ ¦26. ¦Равномерное поурочное оценивание¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦учащихся с различной успеваемостью¦ 4, 7 ¦ 4, 6 ¦ 3, 1 ¦ 4, 8 ¦ 4, 9 ¦ 4, 0 ¦ ¦27. ¦Привлечением учащихся к обсуждению¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦выставляемых отметок ¦ 4, 2 ¦ 4, 8 ¦ 4, 0 ¦ 4, 9 ¦ 4, 9 ¦ 4, 9 ¦ ¦28. ¦Организация при опросе самоконтро-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

    ¦ ¦ля и самооценки результатов учеб-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ной деятельности ¦ 4, 3 ¦ 4, 7 ¦ 3, 1 ¦ 4, 6 ¦ 4, 9 ¦ 4, 9 ¦

    ¦29. ¦Создание учителем спокойной обста-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    ¦ ¦новки при оценивании результатов¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦учебной деятельности школьников ¦ 4, 0 ¦ 4, 8 ¦ 4, 0 ¦ 4, 7 ¦ 4, 9 ¦ 4, 8 ¦ ¦30. ¦Соответствие четвертных отметок¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

    ¦ ¦текущим ¦ 4, 4 ¦ 4, 7 ¦ 4, 0 ¦ 4, 9 ¦ 4, 9 ¦ 4, 9 ¦

+---+----------------------------------+------+------+------+------+------+------+ ¦ ¦ 3Субшкала 3 0 ¦ ¦

    ¦ № ¦Фиксирование учителем балльных ¦ ¦
    ¦ ¦оценок учащихся ¦ ¦

+---+----------------------------------+------T------T------T------T------T------+ ¦31. ¦Соблюдение временного регламента¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

    ¦ ¦проверки и выставления отметок за¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦самостоятельные письменные работы¦ 4, 8 ¦ 4, 6 ¦ 4, 0 ¦ 4, 0 ¦ 4, 1 ¦ 4, 0 ¦ ¦ ¦в журнал, сообщение результатов¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

    ¦ ¦учащимся в оптимальные сроки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦32. ¦Отсутствие в журнале стираний, ¦ 4, 0 ¦ 4, 7 ¦ 4, 0 ¦ 4, 7 ¦ 4, 6 ¦ 4, 0 ¦ ¦ ¦исправлений, подставлений отметок ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

    ¦33. ¦Минимальное количество уроков без¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦отметок, зафиксированных в журнале¦ 4, 7 ¦ 4, 6 ¦ 3, 8 ¦ 4, 8 ¦ 4, 3 ¦ 4, 0 ¦ ¦34. ¦Выставление отметок в дневник в¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦течении урока ¦ 4, 5 ¦ 4, 7 ¦ 4, 2 ¦ 4, 5 ¦ 4, 7 ¦ 4, 0 ¦

    ¦35. ¦Выставление отметок в журнал за¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦письменные домашние работы ¦ 4, 5 ¦ 4, 8 ¦ 4, 0 ¦ 4, 5 ¦ 4, 8 ¦ 4, 0 ¦ L---+----------------------------------+------+------+------+------+------+------ .

     ДLQ9M. PDR 1 2
     ш1. 8
    - 198
    Приложение 9.
    Таблица 2.
     ш0. 9
     ДMQ9. PDR 3 2
    Экспериментальные данные по шкале
    "Оценка методики опроса учащихся учителем"
    по группе учителей с попустительским стилем руководства

----T---------------------------------T------------------------------------------------¬ ¦ ¦ ¦ Среднеарифметические значения ¦

    ¦ ¦ ¦ по показателям субшкал ¦

¦ ¦ 3Субшкала 1 0 +------T------T------T------T------T------T------+ ¦ № ¦Стратегия опроса учащихся ¦Д. Т. В. ¦П. Я. П. ¦И. С. Г. ¦К. А. Ю. ¦К. Н. Е. ¦З. Н. В. ¦К. О. С. ¦

    ¦ ¦учителем ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+---+---------------------------------+------+------+------+------+------+------+------+ ¦ 1. ¦Многообразие форм контроля знаний¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦и умений учащихся ¦ 2, 1 ¦ 2, 5 ¦ 1, 6 ¦ 2, 7 ¦ 2, 7 ¦ 3, 2 ¦ 2, 6 ¦ ¦ 2. ¦Терпеливость в общении с отвечаю-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

    ¦ ¦щим, проявление педагогического¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    ¦ ¦такта в ситуациях, вызывающих¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦раздражение ¦ 2, 3 ¦ 3, 8 ¦ 1, 6 ¦ 3, 8 ¦ 2, 0 ¦ 4, 2 ¦ 2, 0 ¦

    ¦ 3. ¦Широкое распределение внимания на¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    ¦ ¦всех задействованных в опросе¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦учеников ¦ 2, 0 ¦ 4, 2 ¦ 1, 1 ¦ 3, 8 ¦ 2, 2 ¦ 3, 2 ¦ 2, 2 ¦

    ¦ 4. ¦Воспринимает ли учитель реакцию¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦учащихся на свои вопросы ¦ 2, 2 ¦ 4, 0 ¦ 1, 5 ¦ 3, 8 ¦ 3, 5 ¦ 3, 7 ¦ 1, 8 ¦ ¦ 5. ¦Замечает психофизическое состоя-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ние детей в ситуации опроса ¦ 2, 0 ¦ 2, 0 ¦ 1, 3 ¦ 2, 0 ¦ 2, 2 ¦ 3, 6 ¦ 2, 0 ¦ ¦ 6. ¦Организовано ли учителем наблюде-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

    ¦ ¦ние учащихся за ответами однок-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦лассников ¦ 2, 2 ¦ 1, 8 ¦ 1, 0 ¦ 2, 0 ¦ 2, 3 ¦ 2, 5 ¦ 2, 1 ¦

    ¦ 7. ¦Поддержание дисциплины в классе в¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦момент опроса ¦ 2, 1 ¦ 3, 4 ¦ 1, 8 ¦ 2, 8 ¦ 2, 4 ¦ 2, 3 ¦ 2, 0 ¦ ¦ 8. ¦Включение в опрос максимального¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦количества учащихся ¦ 2, 0 ¦ 3, 2 ¦ 1, 8 ¦ 3, 0 ¦ 3, 0 ¦ 3, 0 ¦ 3, 5 ¦ ¦ 9. ¦Точность формулировок вопросов в¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦понятной для учащихся форме ¦ 2, 8 ¦ 3, 6 ¦ 1, 8 ¦ 3, 4 ¦ 2, 1 ¦ 3, 2 ¦ 1, 7 ¦ ¦10. ¦Разумная мера помощи учащемуся со¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦стороны учителя во время опроса ¦ 2, 1 ¦ 2, 7 ¦ 1, 6 ¦ 2, 6 ¦ 2, 8 ¦ 2, 8 ¦ 2, 2 ¦ ¦11. ¦Эмоциональное сопереживание с от-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

    ¦ ¦вечающим, проявление заинтересо-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ванности в качестве ответа ¦ 2, 2 ¦ 2, 7 ¦ 1, 7 ¦ 2, 5 ¦ 2, 5 ¦ 3, 0 ¦ 2, 0 ¦ ¦12. ¦Рациональное соотношение времени¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦опроса с другими этапами урока ¦ 2, 6 ¦ 1, 9 ¦ 1, 6 ¦ 2, 0 ¦ 1, 2 ¦ 2, 8 ¦ 2, 4 ¦ ¦13. ¦Преобладание способов побуждения¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

    ¦ ¦учащихся к деятельности в ситуа-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    ¦ ¦ции опроса над способами принуж-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    ¦ ¦дения ¦ 2, 4 ¦ 3, 4 ¦ 1, 6 ¦ 3, 1 ¦ 1, 1 ¦ 3, 4 ¦ 2, 2 ¦

¦14. ¦Проведение опроса на каждом уроке¦ 2, 8 ¦ 4, 1 ¦ 1, 1 ¦ 4, 0 ¦ 3, 2 ¦ 3, 4 ¦ 2, 5 ¦

    ¦15. ¦Организация учителем деятельности¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    ¦ ¦учащихся по исправлению текущих¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦неудовлетворительных отметок ¦ 1, 9 ¦ 2, 0 ¦ 1, 9 ¦ 2, 6 ¦ 1, 1 ¦ 1, 5 ¦ 2, 0 ¦ ¦16. ¦Отсутствие шаблонности в форме¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

    ¦ ¦вопросов педагога, вызывающих ав-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦томатизацию ответа учащихся ¦ 2, 0 ¦ 2, 7 ¦ 1, 1 ¦ 2, 9 ¦ 3, 5 ¦ 2, 0 ¦ 2, 0 ¦ ¦17. ¦Использование педагогом при опро-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

    ¦ ¦се наглядных пособий и оборудова-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    ¦ ¦ния ¦ 1, 5 ¦ 3, 7 ¦ 1, 2 ¦ 4, 0 ¦ 4, 5 ¦ 3, 1 ¦ 3, 2 ¦

L---+---------------------------------+------+------+------+------+------+------+------  ДLQ9M. PDR 1 2

     ш2. 0
    .
    - 199
    Таблица 2. (Продолжение)
     ш0. 9
     ДMQ9. PDR 3 2

----T----------------------------------T------T------T------T------T------T------T------¬ ¦ № ¦ 3Субшкала 2 0 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

    ¦ ¦Собственно оценивание учителем ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦результатов учебной деятельности ¦Д. Т. В. ¦П. Я. П. ¦И. С. Г. ¦К. А. Ю. ¦К. Н. Е. ¦З. Н. В. ¦К. О. С. ¦

    ¦ ¦учащихся ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+---+----------------------------------+------+------+------+------+------+------+------+ ¦18. ¦Использование при опросе многооб-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦разных форм оценивания учащихся ¦ 4, 4 ¦ 4, 0 ¦ 3, 8 ¦ 4, 8 ¦ 3, 8 ¦ 3, 0 ¦ 4, 6 ¦ ¦19. ¦Комментирование выставляемых отме-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ток в соответствии с нормами ¦ 4, 4 ¦ 3, 7 ¦ 4, 7 ¦ 4, 7 ¦ 3, 4 ¦ 3, 6 ¦ 4, 7 ¦ ¦20. ¦Выставлением отметок каждому из¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦опрошенных учеников ¦ 4, 5 ¦ 3, 5 ¦ 4, 6 ¦ 4, 8 ¦ 3, 8 ¦ 3, 7 ¦ 3, 7 ¦ ¦21. ¦Индивидуально-дифференцированный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

    ¦ ¦подход к ученику в отношении мер¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦воздействия через отметку ¦ 4, 2 ¦ 4, 0 ¦ 4, 5 ¦ 4, 6 ¦ 3, 0 ¦ 3, 4 ¦ 2, 8 ¦ ¦22. ¦Оценивание знаний и умений учащих-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ся непосредственно после ответа ¦ 4, 6 ¦ 3, 4 ¦ 4, 7 ¦ 4, 9 ¦ 4, 0 ¦ 3, 8 ¦ 4, 6 ¦ ¦23. ¦Позитивная реакция учителя на ос-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦паривание учеником отметок ¦ 4, 2 ¦ 3, 1 ¦ 4, 7 ¦ 4, 8 ¦ 3, 2 ¦ 2, 8 ¦ 3, 1 ¦ ¦24. ¦Внешнее проявление уверенности при¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦выставлении отметок ¦ 4, 3 ¦ 4, 0 ¦ 4, 3 ¦ 4, 7 ¦ 3, 0 ¦ 2, 7 ¦ 3, 0 ¦ ¦25. ¦Независимость оценивания от внеш-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦них и внутренних факторов ¦ 4, 5 ¦ 3, 6 ¦ 4, 6 ¦ 4, 8 ¦ 4, 0 ¦ 3, 8 ¦ 4, 3 ¦ ¦26. ¦Равномерное поурочное оценивание¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦учащихся с различной успеваемостью¦ 4, 4 ¦ 3, 9 ¦ 4, 7 ¦ 4, 9 ¦ 3, 0 ¦ 3, 2 ¦ 4, 8 ¦

    ¦27. ¦Привлечением учащихся к обсуждению¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦выставляемых отметок ¦ 4, 6 ¦ 3, 7 ¦ 4, 8 ¦ 4, 8 ¦ 3, 2 ¦ 3, 0 ¦ 4, 0 ¦ ¦28. ¦Организация при опросе самоконтро-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

    ¦ ¦ля и самооценки результатов учеб-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ной деятельности ¦ 4, 0 ¦ 3, 6 ¦ 4, 4 ¦ 4, 7 ¦ 3, 7 ¦ 3, 7 ¦ 4, 6 ¦ ¦29. ¦Создание учителем спокойной обста-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

    ¦ ¦новки при оценивании результатов¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦учебной деятельности школьников ¦ 4, 6 ¦ 4, 0 ¦ 4, 8 ¦ 4, 8 ¦ 4, 3 ¦ 3, 6 ¦ 4, 5 ¦ ¦30. ¦Соответствие четвертных отметок¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦текущим ¦ 4, 0 ¦ 3, 3 ¦ 4, 4 ¦ 4, 8 ¦ 2, 7 ¦ 3, 0 ¦ 2, 9 ¦

+---+----------------------------------+------+------+------+------+------+------+------+ ¦ ¦ 3Субшкала 3 0 ¦ ¦

    ¦ № ¦Фиксирование учителем балльных ¦ ¦
    ¦ ¦оценок учащихся ¦ ¦

+---+----------------------------------+------T------T------T------T------T------T------+ ¦31. ¦Соблюдение временного регламента¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

    ¦ ¦проверки и выставления отметок за¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦самостоятельные письменные работы¦ 1, 0 ¦ 1, 6 ¦ 2, 0 ¦ 3, 8 ¦ 2, 2 ¦ 4, 8 ¦ 4, 0 ¦

    ¦ ¦в журнал, сообщение результатов¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    ¦ ¦учащимся в оптимальные сроки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦32. ¦Отсутствие в журнале стираний, ¦ 1, 7 ¦ 1, 5 ¦ 1, 8 ¦ 4, 0 ¦ 1, 6 ¦ 4, 9 ¦ 4, 0 ¦ ¦ ¦исправлений, подставлений отметок ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

    ¦33. ¦Минимальное количество уроков без¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦отметок, зафиксированных в журнале¦ 1, 5 ¦ 1, 0 ¦ 1, 4 ¦ 3, 6 ¦ 1, 6 ¦ 4, 8 ¦ 3, 7 ¦

    ¦34. ¦Выставление отметок в дневник в¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦течении урока ¦ 1, 5 ¦ 1, 6 ¦ 2, 0 ¦ 4, 2 ¦ 2, 2 ¦ 4, 5 ¦ 2, 9 ¦ ¦35. ¦Выставление отметок в журнал за¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦письменные домашние работы ¦ 1, 5 ¦ 1, 4 ¦ 3, 0 ¦ 4, 4 ¦ 2, 8 ¦ 4, 8 ¦ 3, 5 ¦ L---+----------------------------------+------+------+------+------+------+------+------ .

     ДLQ9M. PDR 1 2
     ш1. 8
    - 200
    Приложение 10.
    Таблица 3.
     ш0. 9
     ДMQ9. PDR 3 2
    Экспериментальные данные по шкале
    "Оценка методики опроса учащихся учителем"
    по группе учителей с авторитарным стилем руководства

----T---------------------------------T-----------------------------------------------------------¬ ¦ ¦ ¦ Среднеарифметические значения ¦

    ¦ ¦ ¦ по показателям субшкал ¦

¦ ¦ 3Субшкала 1 0 +-----T-----T-----T-----T-----T-----T-----T-----T-----T-----+ ¦ № ¦Стратегия опроса учащихся ¦С. Т. Л¦К. Т. А¦К. А. Г¦А. Т. Г¦Р. Л. Н¦С. А. А¦М. Г. А¦Р. Н. И¦М. М. С¦С. Л. В¦ ¦ ¦учителем ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+---+---------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+ ¦ 1. ¦Многообразие форм контроля знаний¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦и умений учащихся ¦ 4, 5 ¦ 4, 0 ¦ 4, 8 ¦ 4, 2 ¦ 4, 6 ¦ 4, 6 ¦ 4, 5 ¦ 4, 7 ¦ 4, 0 ¦ 3, 9 ¦

¦ 2. ¦Терпеливость в общении с отвечаю-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦щим, проявление педагогического¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

    ¦ ¦такта в ситуациях, вызывающих¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦раздражение ¦ 3, 0 ¦ 3, 7 ¦ 3, 7 ¦ 2, 5 ¦ 3, 2 ¦ 3, 1 ¦ 2, 8 ¦ 2, 5 ¦ 3, 0 ¦ 3, 1 ¦ ¦ 3. ¦Широкое распределение внимания на¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦всех задействованных в опросе¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦учеников ¦ 4, 2 ¦ 4, 8 ¦ 4, 8 ¦ 4, 0 ¦ 4, 8 ¦ 4, 9 ¦ 4, 0 ¦ 4, 9 ¦ 3, 8 ¦ 4, 8 ¦ ¦ 4. ¦Воспринимает ли учитель реакцию¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦учащихся на свои вопросы ¦ 3, 2 ¦ 3, 0 ¦ 4, 9 ¦ 3, 8 ¦ 3, 9 ¦ 3, 9 ¦ 3, 8 ¦ 4, 3 ¦ 3, 8 ¦ 4, 9 ¦

    ¦ 5. ¦Замечает психофизическое состоя-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ние детей в ситуации опроса ¦ 4, 4 ¦ 3, 2 ¦ 3, 8 ¦ 2, 5 ¦ 3, 0 ¦ 3, 3 ¦ 2, 5 ¦ 3, 5 ¦ 3, 8 ¦ 3, 0 ¦

¦ 6. ¦Организовано ли учителем наблюде-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ние учащихся за ответами однок-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦лассников ¦ 4, 3 ¦ 4, 8 ¦ 4, 9 ¦ 4, 4 ¦ 4, 8 ¦ 4, 9 ¦ 4, 8 ¦ 4, 6 ¦ 4, 0 ¦ 4, 9 ¦ ¦ 7. ¦Поддержание дисциплины в классе в¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦момент опроса ¦ 4, 0 ¦ 4, 8 ¦ 4, 9 ¦ 4, 3 ¦ 4, 9 ¦ 4, 7 ¦ 4, 5 ¦ 4, 0 ¦ 4, 0 ¦ 4, 8 ¦ ¦ 8. ¦Включение в опрос максимального¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦количества учащихся ¦ 4, 2 ¦ 4, 6 ¦ 4, 8 ¦ 3, 5 ¦ 4, 6 ¦ 4, 7 ¦ 4, 5 ¦ 4, 9 ¦ 4, 2 ¦ 4, 8 ¦

    ¦ 9. ¦Точность формулировок вопросов в¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦понятной для учащихся форме ¦ 4, 8 ¦ 4, 2 ¦ 4, 8 ¦ 4, 9 ¦ 4, 3 ¦ 4, 6 ¦ 4, 6 ¦ 4, 8 ¦ 4, 2 ¦ 4, 9 ¦

¦10. ¦Разумная мера помощи учащемуся со¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦стороны учителя во время опроса ¦ 4, 2 ¦ 4, 1 ¦ 4, 8 ¦ 3, 5 ¦ 4, 6 ¦ 4, 3 ¦ 4, 4 ¦ 4, 6 ¦ 4, 0 ¦ 4, 8 ¦

¦11. ¦Эмоциональное сопереживание с от-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦вечающим, проявление заинтересо-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ванности в качестве ответа ¦ 2, 4 ¦ 2, 5 ¦ 3, 0 ¦ 2, 0 ¦ 3, 1 ¦ 2, 2 ¦ 2, 7 ¦ 3, 2 ¦ 2, 8 ¦ 3, 0 ¦

    ¦12. ¦Рациональное соотношение времени¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦опроса с другими этапами урока ¦ 4, 4 ¦ 4, 1 ¦ 4, 8 ¦ 3, 6 ¦ 3, 8 ¦ 4, 8 ¦ 4, 2 ¦ 4, 7 ¦ 4, 1 ¦ 4, 9 ¦

    ¦13. ¦Преобладание способов побуждения¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    ¦ ¦учащихся к деятельности в ситуа-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    ¦ ¦ции опроса над способами принуж-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦дения ¦ 2, 5 ¦ 2, 0 ¦ 3, 5 ¦ 3, 0 ¦ 2, 7 ¦ 2, 5 ¦ 3, 0 ¦ 2, 2 ¦ 2, 7 ¦ 2, 9 ¦ ¦14. ¦Проведение опроса на каждом уроке¦ 4, 0 ¦ 4, 8 ¦ 4, 8 ¦ 4, 0 ¦ 4, 8 ¦ 4, 7 ¦ 4, 8 ¦ 4, 8 ¦ 4, 2 ¦ 4, 8 ¦

¦15. ¦Организация учителем деятельности¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦учащихся по исправлению текущих¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦неудовлетворительных отметок ¦ 4, 2 ¦ 4, 5 ¦ 4, 9 ¦ 3, 2 ¦ 3, 8 ¦ 4, 9 ¦ 4, 5 ¦ 4, 8 ¦ 4, 0 ¦ 4, 8 ¦

    ¦16. ¦Отсутствие шаблонности в форме¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    ¦ ¦вопросов педагога, вызывающих ав-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦томатизацию ответа учащихся ¦ 2, 0 ¦ 2, 2 ¦ 3, 6 ¦ 2, 4 ¦ 3, 0 ¦ 2, 0 ¦ 3, 2 ¦ 3, 0 ¦ 2, 0 ¦ 3, 2 ¦

¦17. ¦Использование педагогом при опро-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦се наглядных пособий и оборудова-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ния ¦ 2, 3 ¦ 4, 2 ¦ 4, 9 ¦ 3, 9 ¦ 4, 5 ¦ 4, 3 ¦ 3, 5 ¦ 4, 0 ¦ 3, 8 ¦ 4, 9 ¦ L---+---------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----  ДLQ9M. PDR 1 2

     ш1. 8
    .
    - 201
    Таблица 3. (Продолжение)
     ш0. 9
     ДMQ9. PDR 3 2

----T----------------------------------T-----T-----T-----T-----T-----T-----T-----T-----T-----T-----¬ ¦ № ¦ 3Субшкала 2 0 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

    ¦ ¦Собственно оценивание учителем ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦результатов учебной деятельности ¦С. Т. Л¦К. Т. А¦К. А. Г¦А. Т. Г¦Р. Л. Н¦С. А. А¦М. Г. А¦Р. Н. И¦М. М. С¦С. Л. В¦ ¦ ¦учащихся ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+---+----------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+ ¦18. ¦Использование при опросе многооб-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦разных форм оценивания учащихся ¦ 2, 1 ¦ 3, 7 ¦ 3, 3 ¦ 3, 7 ¦ 2, 7 ¦ 3, 0 ¦ 3, 0 ¦ 3, 1 ¦ 1, 7 ¦ 2, 0 ¦

¦19. ¦Комментирование выставляемых отме-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ток в соответствии с нормами ¦ 2, 5 ¦ 2, 4 ¦ 2, 3 ¦ 2, 0 ¦ 2, 0 ¦ 1, 0 ¦ 1, 3 ¦ 2, 7 ¦ 1, 0 ¦ 1, 5 ¦

    ¦20. ¦Выставлением отметок каждому из¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦опрошенных учеников ¦ 2, 4 ¦ 2, 8 ¦ 3, 0 ¦ 2, 8 ¦ 2, 6 ¦ 3, 0 ¦ 3, 0 ¦ 3, 2 ¦ 2, 0 ¦ 2, 1 ¦

¦21. ¦Индивидуально-дифференцированный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦подход к ученику в отношении мер¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦воздействия через отметку ¦ 2, 2 ¦ 2, 0 ¦ 2, 3 ¦ 2, 0 ¦ 1, 0 ¦ 2, 6 ¦ 1, 0 ¦ 1, 8 ¦ 1, 0 ¦ 1, 0 ¦

¦22. ¦Оценивание знаний и умений учащих-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ся непосредственно после ответа ¦ 3, 0 ¦ 4, 2 ¦ 3, 0 ¦ 2, 0 ¦ 2, 4 ¦ 3, 1 ¦ 3, 0 ¦ 3, 0 ¦ 2, 0 ¦ 2, 2 ¦

¦23. ¦Позитивная реакция учителя на ос-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦паривание учеником отметок ¦ 2, 0 ¦ 2, 0 ¦ 2, 0 ¦ 2, 3 ¦ 2, 0 ¦ 2, 7 ¦ 1, 8 ¦ 2, 0 ¦ 1, 8 ¦ 1, 0 ¦

¦24. ¦Внешнее проявление уверенности при¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦выставлении отметок ¦ 3, 5 ¦ 3, 5 ¦ 4, 0 ¦ 3, 6 ¦ 4, 5 ¦ 4, 6 ¦ 4, 1 ¦ 4, 0 ¦ 4, 0 ¦ 4, 1 ¦

¦25. ¦Независимость оценивания от внеш-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦них и внутренних факторов ¦ 2, 7 ¦ 2, 0 ¦ 2, 0 ¦ 2, 0 ¦ 2, 0 ¦ 1, 0 ¦ 1, 0 ¦ 1, 8 ¦ 1, 5 ¦ 1, 0 ¦

    ¦26. ¦Равномерное поурочное оценивание¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦учащихся с различной успеваемостью¦ 3, 0 ¦ 4, 0 ¦ 3, 0 ¦ 3, 2 ¦ 2, 7 ¦ 3, 6 ¦ 2, 6 ¦ 3, 7 ¦ 1, 5 ¦ 1, 9 ¦

¦27. ¦Привлечением учащихся к обсуждению¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦выставляемых отметок ¦ 2, 5 ¦ 2, 6 ¦ 2, 2 ¦ 1, 3 ¦ 1, 1 ¦ 2, 0 ¦ 1, 2 ¦ 1, 2 ¦ 1, 0 ¦ 1, 0 ¦

¦28. ¦Организация при опросе самоконтро-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ля и самооценки результатов учеб-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ной деятельности ¦ 1, 6 ¦ 2, 0 ¦ 2, 0 ¦ 1, 8 ¦ 2, 0 ¦ 2, 1 ¦ 2, 1 ¦ 1, 1 ¦ 1, 0 ¦ 1, 2 ¦

¦29. ¦Создание учителем спокойной обста-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦новки при оценивании результатов¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦учебной деятельности школьников ¦ 2, 3 ¦ 2, 0 ¦ 1, 8 ¦ 1, 6 ¦ 1, 1 ¦ 2, 3 ¦ 2, 1 ¦ 2, 0 ¦ 1, 0 ¦ 2, 3 ¦

    ¦30. ¦Соответствие четвертных отметок¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦текущим ¦ 2, 4 ¦ 4, 0 ¦ 3, 6 ¦ 2, 8 ¦ 2, 4 ¦ 4, 0 ¦ 4, 0 ¦ 2, 8 ¦ 4, 0 ¦ 4, 0 ¦ +---+----------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+ ¦ ¦ 3Субшкала 3 0 ¦ ¦

    ¦ № ¦Фиксирование учителем балльных ¦ ¦
    ¦ ¦оценок учащихся ¦ ¦

+---+----------------------------------+-----T-----T-----T-----T-----T-----T-----T-----T-----T-----+ ¦31. ¦Соблюдение временного регламента¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

    ¦ ¦проверки и выставления отметок за¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦самостоятельные письменные работы¦ 4, 0 ¦ 3, 1 ¦ 3, 0 ¦ 4, 6 ¦ 4, 2 ¦ 4, 1 ¦ 3, 2 ¦ 4, 3 ¦ 4, 7 ¦ 4, 4 ¦

    ¦ ¦в журнал, сообщение результатов¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    ¦ ¦учащимся в оптимальные сроки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦32. ¦Отсутствие в журнале стираний, ¦ 4, 1 ¦ 3, 6 ¦ 3, 0 ¦ 4, 2 ¦ 4, 1 ¦ 4, 2 ¦ 3, 8 ¦ 4, 6 ¦ 4, 6 ¦ 4, 7 ¦

    ¦ ¦исправлений, подставлений отметок ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦33. ¦Минимальное количество уроков без¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦отметок, зафиксированных в журнале¦ 3, 8 ¦ 3, 6 ¦ 3, 0 ¦ 4, 7 ¦ 3, 9 ¦ 3, 9 ¦ 3, 9 ¦ 4, 5 ¦ 4, 5 ¦ 4, 8 ¦

    ¦34. ¦Выставление отметок в дневник в¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦течении урока ¦ 4, 1 ¦ 3, 5 ¦ 3, 0 ¦ 4, 5 ¦ 4, 0 ¦ 4, 0 ¦ 3, 8 ¦ 4, 0 ¦ 4, 5 ¦ 4, 7 ¦ ¦35. ¦Выставление отметок в журнал за¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦письменные домашние работы ¦ 4, 1 ¦ 3, 6 ¦ 3, 2 ¦ 4, 0 ¦ 4, 2 ¦ 4, 0 ¦ 3, 7 ¦ 4, 6 ¦ 4, 7 ¦ 4, 5 ¦

L---+----------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----  ДLQ9M. PDR 1 2

     ш1. 8
    - 161
     2СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
     ш1. 9

1. Альбуханова-Славская К. А. Типология личности и гуманисти ческий подход // Гуманистические проблемы психологической тео рии. - М. : Наука, 1995. - С. 27-48.

2. Альманах психологических тестов. - М. : "КСП", 1996. - 400 с. 3. Амонашвили М. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. - М. , 1984.

4. Амтаниус Михаель. Психолого-педагогические основы контроля в учебном процессе: Автореф......канд. пед. наук. - М. : МГУ, 1978. -22с.

5. Ананьев Б. Г. Психология педагогической оценки // Избранные психологические труды. В 2-ч т. , т. II / Под ред. А. А. Бодалева и др. - М. : Педагогика, 1980. - С. 128-266.

6. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - Л. : Изд-во ЛГУ, 1968. - 339 с.

7. Антонова Г. А. О соотношениях индивидуальных различий в мыс лительной деятельности школьников и особенности их высшей нервной деятельности // Вопросы психологии. - М. : Педагогика, 1966, №1. 8. Армутлийска Д. Количественные оценки успеваемости. // Со ветская педагогика. - М. : Педагогика, 1986, №10. - С. 49-52.

9. Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе, его за кономерные основы и методы: Учеб. -метод. пособие. - М. : Высшая школа, 1980. - 368 с.

10. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения. - Рос тов-на-Дону, 1972. - с.

11. Баранов А. А. Стрессоустойчивость в структуре личности и деятельности учителей высокого и низкого профессионального мас терства: Дисс... .. канд. психол. наук. - С. -Петербург, 1995. - 217 с.

    - 162
     ш2. 0

12. Батурин Н. А. Проблема оценивания и оценки в общей психоло гии // Вопросы психологии. - М. : Педагогика, 1989, №2. - С. 81-89. 13. Безносов С. П. Особенности оценочного стиля личности: Авто реф... .. канд. психол. наук. - Л. , 1982. - 18 с.

14. Белых С. П. Семантическая структура индивидуальной концеп ции педагогической деятельности и профессиональная успешность: Дисс... .. канд. психол. наук. - С. -Петербург, 1985. - 184 с.

15. Березин Ф. Б. , Мирошников М. П. , Рожонец Р. В. Методика мно гостороннего исследования личности. - М. : Медицина, 1976. - 176 с. 16. Березовина Н. А. , Коломинский Я. П. Учитель и детский кол лектив. - Минск: Изд-во БГУ им. В. И. Ленина, 1975. - 160 с.

17. Беспалько В. П. Опыт разработки и использования критериев качества усвоения знаний // Советская педагогика. - М. : Просвеще ние, 1968, №4. - С. 52-69.

18. Бешелев С. Д. , Гуревич Ф. Г. Математико-статистические мето ды экспертных оценок. - М. : "Статистика", 1974. - 160 с.

19. Биология в школе: Сборник нормативных документов / Под ред. И. В. Сивоглазова. - М. : Просвещение, 1992.

20. Блонский П. П. Школьная успеваемость // Избранные педагоги ческие произведения. - М. : Изд-во АПН РСФСР, 1961. - 547 с.

21. Богословский В. В. Взаимоотношения между учителем и учащи мися как фактор развития познавательной активности и самостоя тельности школьников // Отношение как проблема психологии воспи тания. - Л. : Изд-во ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1973. - С. 72-85.

22. Богоявленский Д. Н. , Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. - М. : Изд-во АПН СССР, 1959.

23. Бодалев А. А. К вопросу об оценочных эталонах // Вестник Ленинградского университета. - Л. , 1970, №17, вып. 3. - С. 54-58.

    - 163

24. Бодалев А. А. Формирование понятия о другом человеке как личности. - Л. : ЛГУ, 1970. - 135 с.

25. Божко Н. М. Критерии оценки учителем личностных качеств учащихся // Профессиональные потребности учителя в психолого-пе дагогических знаниях / отв. ред. Г. С. Сухобская. - М. : АПН СССР, 1989. - С. 45-51.

26. Божович Л. И. Проблема развития мотивационной сферы // Изу чение мотивации детей подростков. - М. , 1972. - С. 7-45.

27. Божович Е. Д. , Ефремова Ю. Э. Индивидуальный опрос на уроке // Советская педагогика. - М. : Педагогика, 1986, №7. - С. 57-61. 28. Божович Л. И. , Морозова Н. Г. , Славина Л. С. Психологический анализ значения отметки как мотива учебной деятельности школьни ков. - М. : Известия АПН РСФСР, вып. 36, 1951. - С. 105-131.

29. Борисова М. А. Психология оценочных отношений в системе "учитель-ученик": Дисс... .. канд. психол. наук. - Л. : ЛГУ, 1985. 224 с.

30. Бочаров С. П. О путях преодоления типа логических особен ностей высшей нервной деятельности учащихся в процессе учебной работы // Доклады АПН РСФСР. - М. , 1959, №5.

31. Брунер Дж. Процесс обучения/ пер. с англ. О. К. Тихомирова. М. : Изд-во АПН РСФСР, 1962, 84 с.

32. Бударный А. А. Пути и методы предупреждения и преодоления неуспеваемости и второгодничества: Автореф... .. канд...- М. , 1965. - с.

    33. Век Х. Оценки и отметки / Пер. с нем. - М. , 1984.

34. Вицлак Г. Оценка поведения и характеристика учащихся: Кни га для учителя / Перевод с нем. - М. : Просвещение, 1986. - 71 с...

    - 164

35. Власенко В. В. Психология взаимных отношений учителей и учащихся старшего школьного возраста: Дисс... .. канд. психол. на ук. - Киев, 1981. - 184 с.

36. Воронин А. Б. Зависимость ролевых усилий личности от харак тера внешней стимуляции: Автореф... .. канд. психол. наук. - Рязань, 1975. - 22 с.

37. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под. ред. В. В. Давыдова. - М. : Педагогика, 1991. - 480 с.

38. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственного развития ре бенка. - М. : Изд-во МГУ, 1985. - 45 с.

39. Гатанов Ю. Г. Психологические особенности влияния стиля пе дагогической деятельности на мотивацию учения учащихся: Дисс... .. канд. психол. наук. - Л. : ЛГПИ, 1990. - 124 с.

40. Гельмонт А. М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодо ления. - М. : Изд-во АПН РСФСР, 1964. - 92 с.

41. Генина Н. В. Особенности учета свойств темперамента учащих ся на уроке // Экспериментальные исследования и .... психологичес ких особенностей в школе как средство представления неуспеваемос ти: Научные труды, Т. 154. - Куйбышев, 1976. - С. 66-75.

42. Голубева Э. А. Способности и индивидуальность. - М. : "Проме тей", 1993. - 306 с.

43. Гореславский С. Мало школе "5 баллов"// Народное образова ние. - М. , 1990, №7. - С. 126-127.

44. Давыдов В. В. , Маркова А. К. Концепция учебной деятельности школьников // Вопросы психологии. - М. , 1981, №6. - С. 13-26. 45. Дембеле Бабой. Интеллектуальные причины неуспеваемости младших школьников: Дисс... .. канд. психол. наук. - С. -Петербург, 1994. - 160 с.

    - 165
     ш1. 9

46. Деметер. Роль оценки учителя и самоконтроля школьников в формировании учебно-познавательных мотивов: Автореф... .. канд. психол. наук. - М. , 1981. - 16 с.

    47. Джеймс В. Психология в беседах с учителем. - М. , 1905.

48. Доблаев А. П. К вопросу о познании других людей по способу решения ими профессиональных задач // Субъективная оценка в структуре деятельности. - Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1987. - С. 105-112.

49. Доманов А. Г. Индивидуальные особенности оценочной деятель ности педагога: Дисс... .. канд. психол. наук. - С. -Петербург, 1991. - 149с.

50. Елканов С. Б. Идеи оптимизации и профессиональная подготов ка учителя // Проблемы принятия оптимальных решений в педагоги ческой деятельности: Сб. научных трудов. - М. , 1984. - С. 71-77. 51. Елманова В. К. Формирование гностических умений педагогов: Автореф... .. канд. педагог. наук. - Л. , 1973. - 20 с.

52. Елфимова Л. А. Влияние учителя на формирование мотивов учебной деятельности // Формирование мотивации учебной деятель ности учащихся. - Новосибирск, 1985. - С. 115-121.

53. Ершова Л. Д. Особенности восприятия учителем личности уче ника: Автореф... .. канд. психол. наук. - Л. , 1973. - 25 с.

54. Есипов Б. П. О роли и характере учета успеваемости в со ветской школе // Советская педагогика. - М. : Изд-во АПН РСФСР, 1955, №9. - С. 85-94.

55. Жданова Р. А. Об особенностях развития мотивации учения у младших школьников // Формирование стремлений к знаниям, мотива ции учения у школьников. - Ростов-на-Дону, 1975. - С. 15-22.

56. Зайцев В. Стимулирует отметка // Народное образование. М. : Педагогика, 1991, №11. - С. 32-35.

    - 166

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


© 2007
Использовании материалов
запрещено.