РУБРИКИ |
Оценивание успешности учебной деятельности, как психолого-педагогическая проблема - (диссертация) |
РЕКЛАМА |
|
Оценивание успешности учебной деятельности, как психолого-педагогическая проблема - (диссертация)p>Из предложенных вариантов решения ситуации выберите тот, кото рый наиболее характеризует учителя.1. Ученик(-ца) разговаривает на уроке с соседом по парте, а) ничего не будет делать; б) сделает замечание (устное); в) запишет замечание в дневник; поставит "два"; будет сильно кричать, выгонит из класса. 5. Ученик встанет на уроке, пройдет по классу 3-4 шага и под нимет свою авторучку. 7. Представьте себе такую ситуацию: когда ученики встали, что бы поздороваться с учителем, взрывается хлопушка. Что сделает учитель? Какой вариант ответа выберет учитель, отвечая на следующие вопросы 8. Если отдельные ученики на уроке занимаются посторонними де лами, то вы: а) ставите того человека, который по вашему мнению должен зани мать эту должность, стараясь не допускать иных мнений; б) обсуждаете кандидатуру вместе с учащимися: с последующими выборами; 10. Если ученики начинают критиковать ваши действия на уроке, то вы: а) немедленно прекратите это так, чтобы учащимся больше не хо телось вас критиковать; 12. Ученики на вашем уроке пишут контрольную работу, и, вдруг вы видите, что кто-то списывает, в этом случае вы: а) строго наказываете провинившегося, чтобы другим неповадно было; б) в определенных условиях можно с ними разговаривать на рав ных; в) в принципе, сохранять дистанцию не так уж важно, дети и так помнят, что вы учитель, взрослый, а они дети. 14. Как вы думаете, если во время контрольной вы выйдите из класса, то: б) большинство учащихся и до этого списывали, так что уход учителя для них принципиально ничего не изменит; 15. Можно ли сказать, что учитель с уважением относится к уче никам? 16. Когда учитель принимает решения, считается ли он с довода ми учеников? _ 1Авторитарному стилю . 0 педагогической деятельности соответствова ли следующие ответы: 1в, 2в, 3в, 4в, 5в, 6в, 7в, 8а и 8б, 9а, 10а, 11а, 12а, 13а, 14а, 15 - нет, 16 - нет. _ 1Демократическому стилю . 0: 1б, 2б, 3б, 4а и 4б, 5а и 5б, 6б, 7б, 8в, 9б, 10б, 11б, 12б, 13б, 14б, 15 - да, 16 - да. Стилю _ 1laissez faire . 0: 1а, 2а, 3а, 4а, 5а, 6а, 7а, 8г, 9в, 10в и 10г, 11в, 12в, 13в, 14в. 2Интерпретация. 0 Для определения доминирующего стиля деятельнос ти учителя высчитывается процентное соотношение представленности в ответах всех трех возможных по ключу оценок. 1. Высокая организованность, четкий алгоритм урока, причем де ятельность учащихся организована вокруг учителя. ности на другой, с одного учебного заданий на другое по команде учителя. 1. 2. Малое количество ненужного шума, вопросов, типа "Что делать? ", "Как делать? " и т. п. 2. Установление дисциплины и порядка субъективны, регламента ция действий учащихся, бесприкословное подчинение их учителю. 2. 1. Использование учителем строгих наказаний за мелкие на 3. Все решения по учебно-воспитательному процессу (оценки и т. п. ) принимаются учителем без учета мнения учащихся, волевым ме тодом. 3. 1. Решения учителя выслушивается либо молча, либо с тихим недовольством. 4. Наличие у учителя командирского тона. Установление психоло гической дистанции с учащимися. 4. 2. Требуется и поощряется исполнительность и послушание во всем. 5. Пассивное участие учащихся в усвоении информации. (В основ ном требования учителя такие: "Понятно? ", "Повторите! "). 5. 1. Наличие контроля и проверки знаний только со стороны учителя. 6. Организация учебно-воспитательной работы с опорой на память (требование повторять, поощряется дословный пересказ). 7. Требование буквального соблюдения заданий, алгоритмов дейс твий, запрещается пропускать пункты при решении задачи и т. п. 2По демократическому стилю. 1. Высокая организованность, четкий алгоритм проведения урока, причем деятельность является совместной деятельностью учителя и учащихся. ности на другой, с одного учебного заданий на другое по сигналу учителя или самостоятельно. 2. Учащиеся соблюдают требования дисциплины, регулируют ее са ми. 3. Решения принимаются с учетом мнения учащихся, классного коллектива при контроле со стороны учителя. 4. 2. Ценится и поощряется инициативность и ответственность. _ 1Информационная функция. 5. Активное участие учащихся в усвоении информации. (Учитель просит учащихся сформулировать своими словами задачу, догадаться, есть ли в правиле исключения и т. п. ). 6. Организация учебно-воспитательной работы с опорой на мышле ние (просьба подумать самим, догадаться и т. п. ). 7. Наличие в школе и в домашних заданиях задач творческого ти па: придумать самим задачу, предоставить несколько вариантов ре шения и т. п. 1. Низкая организованность, отсутствие четкого алгоритма урока. 1. 1. Медленное переключение учащихся с одного вида деятель 1. 2. Большое количество ненужного шума, вопросов типа "Что делать? ", "Как делать? " и т. п. 2. Наблюдается низкая требовательность и непостоянство в соб людении к дисциплины учащиеся. ращает внимания на помехи, явно отвлекающие класс от нормальной работы. 3. Принятие решений происходит не организовано: решения могут приниматься классным коллективом без участия и контроля со со стороны учителя, решения могут также приниматься учителем самос тоятельно или совместно с учащимися. 3. 1. Решения учителя вызывают большое количество эмоций и возражений. 4. 1. Предложения учителя не считаются обязательными для учащихся, ни к чему их особо не обязывают. 5. Плохая организация учащихся в усвоении информации. Пассив ное участие их в процессе обучения. 6. Плохая организация учебно-воспитательной работы (просьбы повторить, подумать игнорируются учащимися и т. п. ). 7. Отсутствие заданий творческого типа и требований четкого выполнения и соблюдения заданий. По каждому вышеперечисленному пункту ставится балл по одному из трех стилей, затем подсчитывается процент авторитарного, де мократического, попустительского стиля в деятельности конкретного учителя. Кроме того, учащимся предлагались наиболее _типичные школьные _ситуации . и варианты поведения учителей в этих ситуациях. Задача учащегося состояла в выборе того варианта ответа, который более всего соответствует поведению учителя в данной ситуации. Критерии были следующими: 1. Установление строгой дисциплины учителем, мелкие нарушения строго наказываются. Бурные реакции учителей на нарушение дисцип лины учащимися. 2. Учитель принимает все решения по учебно-воспитательному процессу (выборы председателя совета отряда и т. д. ). 3. Наличие психологической дистанции между учителем и учащими ся. 1. Установление дисциплины в пределах разумного За незначи тельные проступки нет строгих наказаний. 2. Классный коллектив принимает активное участие в принятии решения наравне с учителем. 3. Дружественность и уважение в общении с учащимися со стороны учителя. 1. Учитель плохо регулирует дисциплину учащихся, не обращает внимания на ее соблюдение учащимися. 2. Для учителя характерна отстраненность от участия в коллек тивной жизни класса. Право принятия решений отдается в руки уча щихся без достаточной обоснованности и контроля со стороны учите ля. 3. Возможны "панибратские" отношения с отдельными учащимися. ----T---------------------------------T-----------------------------------------¬ ¦ ¦ ¦ Среднеарифметические значения ¦ ¦ ¦ 3Субшкала 1 0 +------T------T------T------T------T------+ ¦ № ¦Стратегия опроса учащихся ¦С. Э. И. ¦А. Е. К. ¦В. Р. Л. ¦В. Е. А. ¦К. Т. В. ¦К. З. П. ¦ ¦ ¦учителем ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---+---------------------------------+------+------+------+------+------+------+ ¦ 1. ¦Многообразие форм контроля знаний¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦и умений учащихся ¦ 4, 6 ¦ 3, 3 ¦ 4, 2 ¦ 4, 7 ¦ 4, 2 ¦ 4, 0 ¦ ¦ ¦учащихся на свои вопросы ¦ 4, 9 ¦ 4, 0 ¦ 4, 0 ¦ 4, 7 ¦ 4, 8 ¦ 4, 1 ¦ L---+---------------------------------+------+------+------+------+------+------ ----T---------------------------------T------T------T------T------T------T------¬ ¦ 5. ¦Замечает психофизическое состоя-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ние детей в ситуации опроса ¦ 4, 5 ¦ 4, 2 ¦ 4, 0 ¦ 4, 7 ¦ 4, 3 ¦ 4, 1 ¦ ¦ 6. ¦Организовано ли учителем наблюде-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦момент опроса ¦ 4, 9 ¦ 4, 1 ¦ 3, 7 ¦ 4, 6 ¦ 4, 7 ¦ 4, 1 ¦ ¦ ¦количества учащихся ¦ 4, 1 ¦ 3, 8 ¦ 3, 5 ¦ 4, 0 ¦ 4, 2 ¦ 3, 8 ¦ ¦ 9. ¦Точность формулировок вопросов в¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦понятной для учащихся форме ¦ 4, 0 ¦ 3, 6 ¦ 3, 5 ¦ 4, 2 ¦ 4, 3 ¦ 4, 0 ¦ ¦10. ¦Разумная мера помощи учащемуся со¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦стороны учителя во время опроса ¦ 4, 4 ¦ 4, 0 ¦ 4, 0 ¦ 4, 4 ¦ 4, 2 ¦ 4, 0 ¦ ¦11. ¦Эмоциональное сопереживание с от-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ванности в качестве ответа ¦ 4, 6 ¦ 3, 6 ¦ 3, 9 ¦ 4, 3 ¦ 4, 0 ¦ 4, 3 ¦ ¦12. ¦Рациональное соотношение времени¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦опроса с другими этапами урока ¦ 4, 2 ¦ 4, 0 ¦ 4, 1 ¦ 4, 0 ¦ 4, 2 ¦ 4, 1 ¦ ¦13. ¦Преобладание способов побуждения¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦14. ¦Проведение опроса на каждом уроке¦ 4, 9 ¦ 4, 0 ¦ 3, 0 ¦ 4, 0 ¦ 4, 0 ¦ 3, 7 ¦ ¦15. ¦Организация учителем деятельности¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦неудовлетворительных отметок ¦ 4, 2 ¦ 3, 2 ¦ 3, 0 ¦ 4, 0 ¦ 4, 0 ¦ 3, 7 ¦ ¦16. ¦Отсутствие шаблонности в форме¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦томатизацию ответа учащихся ¦ 4, 3 ¦ 4, 0 ¦ 3, 1 ¦ 4, 0 ¦ 4, 5 ¦ 4, 0 ¦ ¦17. ¦Использование педагогом при опро-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L---+---------------------------------+------+------+------+------+------+------ ДLQ9M. PDR 1 2 ----T----------------------------------T------T------T------T------T------T------¬ ¦ № ¦ 3Субшкала 2 0 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦результатов учебной деятельности ¦С. Э. И. ¦А. Е. К. ¦В. Р. Л. ¦В. Е. А. ¦К. Т. В. ¦К. З. П. ¦ +---+----------------------------------+------+------+------+------+------+------+ ¦18. ¦Использование при опросе многооб-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦разных форм оценивания учащихся ¦ 4, 8 ¦ 4, 7 ¦ 3, 6 ¦ 4, 9 ¦ 4, 9 ¦ 4, 9 ¦ ¦19. ¦Комментирование выставляемых отме-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ток в соответствии с нормами ¦ 4, 5 ¦ 4, 8 ¦ 3, 8 ¦ 4, 5 ¦ 4, 8 ¦ 4, 9 ¦ ¦20. ¦Выставлением отметок каждому из¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦опрошенных учеников ¦ 4, 5 ¦ 4, 7 ¦ 4, 0 ¦ 4, 8 ¦ 4, 8 ¦ 4, 8 ¦ ¦21. ¦Индивидуально-дифференцированный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦воздействия через отметку ¦ 4, 3 ¦ 4, 6 ¦ 4, 0 ¦ 4, 9 ¦ 4, 9 ¦ 4, 9 ¦ ¦22. ¦Оценивание знаний и умений учащих-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ся непосредственно после ответа ¦ 4, 8 ¦ 4, 8 ¦ 3, 7 ¦ 4, 8 ¦ 4, 9 ¦ 4, 9 ¦ ¦23. ¦Позитивная реакция учителя на ос-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦паривание учеником отметок ¦ 4, 8 ¦ 4, 8 ¦ 4, 0 ¦ 4, 9 ¦ 4, 8 ¦ 4, 9 ¦ ¦24. ¦Внешнее проявление уверенности при¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦выставлении отметок ¦ 4, 2 ¦ 4, 7 ¦ 4, 0 ¦ 4, 9 ¦ 4, 9 ¦ 4, 9 ¦ ¦25. ¦Независимость оценивания от внеш-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦них и внутренних факторов ¦ 4, 2 ¦ 4, 6 ¦ 3, 7 ¦ 4, 9 ¦ 4, 8 ¦ 4, 0 ¦ ¦26. ¦Равномерное поурочное оценивание¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦учащихся с различной успеваемостью¦ 4, 7 ¦ 4, 6 ¦ 3, 1 ¦ 4, 8 ¦ 4, 9 ¦ 4, 0 ¦ ¦27. ¦Привлечением учащихся к обсуждению¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦выставляемых отметок ¦ 4, 2 ¦ 4, 8 ¦ 4, 0 ¦ 4, 9 ¦ 4, 9 ¦ 4, 9 ¦ ¦28. ¦Организация при опросе самоконтро-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ной деятельности ¦ 4, 3 ¦ 4, 7 ¦ 3, 1 ¦ 4, 6 ¦ 4, 9 ¦ 4, 9 ¦ ¦ ¦учебной деятельности школьников ¦ 4, 0 ¦ 4, 8 ¦ 4, 0 ¦ 4, 7 ¦ 4, 9 ¦ 4, 8 ¦ ¦30. ¦Соответствие четвертных отметок¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---+----------------------------------+------+------+------+------+------+------+ ¦ ¦ 3Субшкала 3 0 ¦ ¦ +---+----------------------------------+------T------T------T------T------T------+ ¦31. ¦Соблюдение временного регламента¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦самостоятельные письменные работы¦ 4, 8 ¦ 4, 6 ¦ 4, 0 ¦ 4, 0 ¦ 4, 1 ¦ 4, 0 ¦ ¦ ¦в журнал, сообщение результатов¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦32. ¦Отсутствие в журнале стираний, ¦ 4, 0 ¦ 4, 7 ¦ 4, 0 ¦ 4, 7 ¦ 4, 6 ¦ 4, 0 ¦ ¦ ¦исправлений, подставлений отметок ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦отметок, зафиксированных в журнале¦ 4, 7 ¦ 4, 6 ¦ 3, 8 ¦ 4, 8 ¦ 4, 3 ¦ 4, 0 ¦ ¦34. ¦Выставление отметок в дневник в¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦течении урока ¦ 4, 5 ¦ 4, 7 ¦ 4, 2 ¦ 4, 5 ¦ 4, 7 ¦ 4, 0 ¦ ¦ ¦письменные домашние работы ¦ 4, 5 ¦ 4, 8 ¦ 4, 0 ¦ 4, 5 ¦ 4, 8 ¦ 4, 0 ¦ L---+----------------------------------+------+------+------+------+------+------ . ----T---------------------------------T------------------------------------------------¬ ¦ ¦ ¦ Среднеарифметические значения ¦ ¦ ¦ 3Субшкала 1 0 +------T------T------T------T------T------T------+ ¦ № ¦Стратегия опроса учащихся ¦Д. Т. В. ¦П. Я. П. ¦И. С. Г. ¦К. А. Ю. ¦К. Н. Е. ¦З. Н. В. ¦К. О. С. ¦ +---+---------------------------------+------+------+------+------+------+------+------+ ¦ 1. ¦Многообразие форм контроля знаний¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦и умений учащихся ¦ 2, 1 ¦ 2, 5 ¦ 1, 6 ¦ 2, 7 ¦ 2, 7 ¦ 3, 2 ¦ 2, 6 ¦ ¦ 2. ¦Терпеливость в общении с отвечаю-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦раздражение ¦ 2, 3 ¦ 3, 8 ¦ 1, 6 ¦ 3, 8 ¦ 2, 0 ¦ 4, 2 ¦ 2, 0 ¦ ¦ ¦учеников ¦ 2, 0 ¦ 4, 2 ¦ 1, 1 ¦ 3, 8 ¦ 2, 2 ¦ 3, 2 ¦ 2, 2 ¦ ¦ ¦учащихся на свои вопросы ¦ 2, 2 ¦ 4, 0 ¦ 1, 5 ¦ 3, 8 ¦ 3, 5 ¦ 3, 7 ¦ 1, 8 ¦ ¦ 5. ¦Замечает психофизическое состоя-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ние детей в ситуации опроса ¦ 2, 0 ¦ 2, 0 ¦ 1, 3 ¦ 2, 0 ¦ 2, 2 ¦ 3, 6 ¦ 2, 0 ¦ ¦ 6. ¦Организовано ли учителем наблюде-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦лассников ¦ 2, 2 ¦ 1, 8 ¦ 1, 0 ¦ 2, 0 ¦ 2, 3 ¦ 2, 5 ¦ 2, 1 ¦ ¦ ¦момент опроса ¦ 2, 1 ¦ 3, 4 ¦ 1, 8 ¦ 2, 8 ¦ 2, 4 ¦ 2, 3 ¦ 2, 0 ¦ ¦ 8. ¦Включение в опрос максимального¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦количества учащихся ¦ 2, 0 ¦ 3, 2 ¦ 1, 8 ¦ 3, 0 ¦ 3, 0 ¦ 3, 0 ¦ 3, 5 ¦ ¦ 9. ¦Точность формулировок вопросов в¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦понятной для учащихся форме ¦ 2, 8 ¦ 3, 6 ¦ 1, 8 ¦ 3, 4 ¦ 2, 1 ¦ 3, 2 ¦ 1, 7 ¦ ¦10. ¦Разумная мера помощи учащемуся со¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦стороны учителя во время опроса ¦ 2, 1 ¦ 2, 7 ¦ 1, 6 ¦ 2, 6 ¦ 2, 8 ¦ 2, 8 ¦ 2, 2 ¦ ¦11. ¦Эмоциональное сопереживание с от-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ванности в качестве ответа ¦ 2, 2 ¦ 2, 7 ¦ 1, 7 ¦ 2, 5 ¦ 2, 5 ¦ 3, 0 ¦ 2, 0 ¦ ¦12. ¦Рациональное соотношение времени¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦опроса с другими этапами урока ¦ 2, 6 ¦ 1, 9 ¦ 1, 6 ¦ 2, 0 ¦ 1, 2 ¦ 2, 8 ¦ 2, 4 ¦ ¦13. ¦Преобладание способов побуждения¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦14. ¦Проведение опроса на каждом уроке¦ 2, 8 ¦ 4, 1 ¦ 1, 1 ¦ 4, 0 ¦ 3, 2 ¦ 3, 4 ¦ 2, 5 ¦ ¦ ¦неудовлетворительных отметок ¦ 1, 9 ¦ 2, 0 ¦ 1, 9 ¦ 2, 6 ¦ 1, 1 ¦ 1, 5 ¦ 2, 0 ¦ ¦16. ¦Отсутствие шаблонности в форме¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦томатизацию ответа учащихся ¦ 2, 0 ¦ 2, 7 ¦ 1, 1 ¦ 2, 9 ¦ 3, 5 ¦ 2, 0 ¦ 2, 0 ¦ ¦17. ¦Использование педагогом при опро-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L---+---------------------------------+------+------+------+------+------+------+------ ДLQ9M. PDR 1 2 ----T----------------------------------T------T------T------T------T------T------T------¬ ¦ № ¦ 3Субшкала 2 0 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦результатов учебной деятельности ¦Д. Т. В. ¦П. Я. П. ¦И. С. Г. ¦К. А. Ю. ¦К. Н. Е. ¦З. Н. В. ¦К. О. С. ¦ +---+----------------------------------+------+------+------+------+------+------+------+ ¦18. ¦Использование при опросе многооб-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦разных форм оценивания учащихся ¦ 4, 4 ¦ 4, 0 ¦ 3, 8 ¦ 4, 8 ¦ 3, 8 ¦ 3, 0 ¦ 4, 6 ¦ ¦19. ¦Комментирование выставляемых отме-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ток в соответствии с нормами ¦ 4, 4 ¦ 3, 7 ¦ 4, 7 ¦ 4, 7 ¦ 3, 4 ¦ 3, 6 ¦ 4, 7 ¦ ¦20. ¦Выставлением отметок каждому из¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦опрошенных учеников ¦ 4, 5 ¦ 3, 5 ¦ 4, 6 ¦ 4, 8 ¦ 3, 8 ¦ 3, 7 ¦ 3, 7 ¦ ¦21. ¦Индивидуально-дифференцированный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦воздействия через отметку ¦ 4, 2 ¦ 4, 0 ¦ 4, 5 ¦ 4, 6 ¦ 3, 0 ¦ 3, 4 ¦ 2, 8 ¦ ¦22. ¦Оценивание знаний и умений учащих-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ся непосредственно после ответа ¦ 4, 6 ¦ 3, 4 ¦ 4, 7 ¦ 4, 9 ¦ 4, 0 ¦ 3, 8 ¦ 4, 6 ¦ ¦23. ¦Позитивная реакция учителя на ос-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦паривание учеником отметок ¦ 4, 2 ¦ 3, 1 ¦ 4, 7 ¦ 4, 8 ¦ 3, 2 ¦ 2, 8 ¦ 3, 1 ¦ ¦24. ¦Внешнее проявление уверенности при¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦выставлении отметок ¦ 4, 3 ¦ 4, 0 ¦ 4, 3 ¦ 4, 7 ¦ 3, 0 ¦ 2, 7 ¦ 3, 0 ¦ ¦25. ¦Независимость оценивания от внеш-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦них и внутренних факторов ¦ 4, 5 ¦ 3, 6 ¦ 4, 6 ¦ 4, 8 ¦ 4, 0 ¦ 3, 8 ¦ 4, 3 ¦ ¦26. ¦Равномерное поурочное оценивание¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦учащихся с различной успеваемостью¦ 4, 4 ¦ 3, 9 ¦ 4, 7 ¦ 4, 9 ¦ 3, 0 ¦ 3, 2 ¦ 4, 8 ¦ ¦ ¦выставляемых отметок ¦ 4, 6 ¦ 3, 7 ¦ 4, 8 ¦ 4, 8 ¦ 3, 2 ¦ 3, 0 ¦ 4, 0 ¦ ¦28. ¦Организация при опросе самоконтро-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ной деятельности ¦ 4, 0 ¦ 3, 6 ¦ 4, 4 ¦ 4, 7 ¦ 3, 7 ¦ 3, 7 ¦ 4, 6 ¦ ¦29. ¦Создание учителем спокойной обста-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦учебной деятельности школьников ¦ 4, 6 ¦ 4, 0 ¦ 4, 8 ¦ 4, 8 ¦ 4, 3 ¦ 3, 6 ¦ 4, 5 ¦ ¦30. ¦Соответствие четвертных отметок¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦текущим ¦ 4, 0 ¦ 3, 3 ¦ 4, 4 ¦ 4, 8 ¦ 2, 7 ¦ 3, 0 ¦ 2, 9 ¦ +---+----------------------------------+------+------+------+------+------+------+------+ ¦ ¦ 3Субшкала 3 0 ¦ ¦ +---+----------------------------------+------T------T------T------T------T------T------+ ¦31. ¦Соблюдение временного регламента¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦самостоятельные письменные работы¦ 1, 0 ¦ 1, 6 ¦ 2, 0 ¦ 3, 8 ¦ 2, 2 ¦ 4, 8 ¦ 4, 0 ¦ ¦32. ¦Отсутствие в журнале стираний, ¦ 1, 7 ¦ 1, 5 ¦ 1, 8 ¦ 4, 0 ¦ 1, 6 ¦ 4, 9 ¦ 4, 0 ¦ ¦ ¦исправлений, подставлений отметок ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦отметок, зафиксированных в журнале¦ 1, 5 ¦ 1, 0 ¦ 1, 4 ¦ 3, 6 ¦ 1, 6 ¦ 4, 8 ¦ 3, 7 ¦ ¦ ¦течении урока ¦ 1, 5 ¦ 1, 6 ¦ 2, 0 ¦ 4, 2 ¦ 2, 2 ¦ 4, 5 ¦ 2, 9 ¦ ¦35. ¦Выставление отметок в журнал за¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦письменные домашние работы ¦ 1, 5 ¦ 1, 4 ¦ 3, 0 ¦ 4, 4 ¦ 2, 8 ¦ 4, 8 ¦ 3, 5 ¦ L---+----------------------------------+------+------+------+------+------+------+------ . ----T---------------------------------T-----------------------------------------------------------¬ ¦ ¦ ¦ Среднеарифметические значения ¦ ¦ ¦ 3Субшкала 1 0 +-----T-----T-----T-----T-----T-----T-----T-----T-----T-----+ ¦ № ¦Стратегия опроса учащихся ¦С. Т. Л¦К. Т. А¦К. А. Г¦А. Т. Г¦Р. Л. Н¦С. А. А¦М. Г. А¦Р. Н. И¦М. М. С¦С. Л. В¦ ¦ ¦учителем ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---+---------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+ ¦ 1. ¦Многообразие форм контроля знаний¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦и умений учащихся ¦ 4, 5 ¦ 4, 0 ¦ 4, 8 ¦ 4, 2 ¦ 4, 6 ¦ 4, 6 ¦ 4, 5 ¦ 4, 7 ¦ 4, 0 ¦ 3, 9 ¦ ¦ 2. ¦Терпеливость в общении с отвечаю-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦щим, проявление педагогического¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦раздражение ¦ 3, 0 ¦ 3, 7 ¦ 3, 7 ¦ 2, 5 ¦ 3, 2 ¦ 3, 1 ¦ 2, 8 ¦ 2, 5 ¦ 3, 0 ¦ 3, 1 ¦ ¦ 3. ¦Широкое распределение внимания на¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦всех задействованных в опросе¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦учеников ¦ 4, 2 ¦ 4, 8 ¦ 4, 8 ¦ 4, 0 ¦ 4, 8 ¦ 4, 9 ¦ 4, 0 ¦ 4, 9 ¦ 3, 8 ¦ 4, 8 ¦ ¦ 4. ¦Воспринимает ли учитель реакцию¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦учащихся на свои вопросы ¦ 3, 2 ¦ 3, 0 ¦ 4, 9 ¦ 3, 8 ¦ 3, 9 ¦ 3, 9 ¦ 3, 8 ¦ 4, 3 ¦ 3, 8 ¦ 4, 9 ¦ ¦ ¦ние детей в ситуации опроса ¦ 4, 4 ¦ 3, 2 ¦ 3, 8 ¦ 2, 5 ¦ 3, 0 ¦ 3, 3 ¦ 2, 5 ¦ 3, 5 ¦ 3, 8 ¦ 3, 0 ¦ ¦ 6. ¦Организовано ли учителем наблюде-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ние учащихся за ответами однок-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦лассников ¦ 4, 3 ¦ 4, 8 ¦ 4, 9 ¦ 4, 4 ¦ 4, 8 ¦ 4, 9 ¦ 4, 8 ¦ 4, 6 ¦ 4, 0 ¦ 4, 9 ¦ ¦ 7. ¦Поддержание дисциплины в классе в¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦момент опроса ¦ 4, 0 ¦ 4, 8 ¦ 4, 9 ¦ 4, 3 ¦ 4, 9 ¦ 4, 7 ¦ 4, 5 ¦ 4, 0 ¦ 4, 0 ¦ 4, 8 ¦ ¦ 8. ¦Включение в опрос максимального¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦количества учащихся ¦ 4, 2 ¦ 4, 6 ¦ 4, 8 ¦ 3, 5 ¦ 4, 6 ¦ 4, 7 ¦ 4, 5 ¦ 4, 9 ¦ 4, 2 ¦ 4, 8 ¦ ¦ ¦понятной для учащихся форме ¦ 4, 8 ¦ 4, 2 ¦ 4, 8 ¦ 4, 9 ¦ 4, 3 ¦ 4, 6 ¦ 4, 6 ¦ 4, 8 ¦ 4, 2 ¦ 4, 9 ¦ ¦10. ¦Разумная мера помощи учащемуся со¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦стороны учителя во время опроса ¦ 4, 2 ¦ 4, 1 ¦ 4, 8 ¦ 3, 5 ¦ 4, 6 ¦ 4, 3 ¦ 4, 4 ¦ 4, 6 ¦ 4, 0 ¦ 4, 8 ¦ ¦11. ¦Эмоциональное сопереживание с от-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦вечающим, проявление заинтересо-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ванности в качестве ответа ¦ 2, 4 ¦ 2, 5 ¦ 3, 0 ¦ 2, 0 ¦ 3, 1 ¦ 2, 2 ¦ 2, 7 ¦ 3, 2 ¦ 2, 8 ¦ 3, 0 ¦ ¦ ¦опроса с другими этапами урока ¦ 4, 4 ¦ 4, 1 ¦ 4, 8 ¦ 3, 6 ¦ 3, 8 ¦ 4, 8 ¦ 4, 2 ¦ 4, 7 ¦ 4, 1 ¦ 4, 9 ¦ ¦ ¦дения ¦ 2, 5 ¦ 2, 0 ¦ 3, 5 ¦ 3, 0 ¦ 2, 7 ¦ 2, 5 ¦ 3, 0 ¦ 2, 2 ¦ 2, 7 ¦ 2, 9 ¦ ¦14. ¦Проведение опроса на каждом уроке¦ 4, 0 ¦ 4, 8 ¦ 4, 8 ¦ 4, 0 ¦ 4, 8 ¦ 4, 7 ¦ 4, 8 ¦ 4, 8 ¦ 4, 2 ¦ 4, 8 ¦ ¦15. ¦Организация учителем деятельности¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦учащихся по исправлению текущих¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦неудовлетворительных отметок ¦ 4, 2 ¦ 4, 5 ¦ 4, 9 ¦ 3, 2 ¦ 3, 8 ¦ 4, 9 ¦ 4, 5 ¦ 4, 8 ¦ 4, 0 ¦ 4, 8 ¦ ¦ ¦томатизацию ответа учащихся ¦ 2, 0 ¦ 2, 2 ¦ 3, 6 ¦ 2, 4 ¦ 3, 0 ¦ 2, 0 ¦ 3, 2 ¦ 3, 0 ¦ 2, 0 ¦ 3, 2 ¦ ¦17. ¦Использование педагогом при опро-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦се наглядных пособий и оборудова-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ния ¦ 2, 3 ¦ 4, 2 ¦ 4, 9 ¦ 3, 9 ¦ 4, 5 ¦ 4, 3 ¦ 3, 5 ¦ 4, 0 ¦ 3, 8 ¦ 4, 9 ¦ L---+---------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+----- ДLQ9M. PDR 1 2 ----T----------------------------------T-----T-----T-----T-----T-----T-----T-----T-----T-----T-----¬ ¦ № ¦ 3Субшкала 2 0 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦результатов учебной деятельности ¦С. Т. Л¦К. Т. А¦К. А. Г¦А. Т. Г¦Р. Л. Н¦С. А. А¦М. Г. А¦Р. Н. И¦М. М. С¦С. Л. В¦ ¦ ¦учащихся ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---+----------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+ ¦18. ¦Использование при опросе многооб-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦разных форм оценивания учащихся ¦ 2, 1 ¦ 3, 7 ¦ 3, 3 ¦ 3, 7 ¦ 2, 7 ¦ 3, 0 ¦ 3, 0 ¦ 3, 1 ¦ 1, 7 ¦ 2, 0 ¦ ¦19. ¦Комментирование выставляемых отме-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ток в соответствии с нормами ¦ 2, 5 ¦ 2, 4 ¦ 2, 3 ¦ 2, 0 ¦ 2, 0 ¦ 1, 0 ¦ 1, 3 ¦ 2, 7 ¦ 1, 0 ¦ 1, 5 ¦ ¦ ¦опрошенных учеников ¦ 2, 4 ¦ 2, 8 ¦ 3, 0 ¦ 2, 8 ¦ 2, 6 ¦ 3, 0 ¦ 3, 0 ¦ 3, 2 ¦ 2, 0 ¦ 2, 1 ¦ ¦21. ¦Индивидуально-дифференцированный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦подход к ученику в отношении мер¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦воздействия через отметку ¦ 2, 2 ¦ 2, 0 ¦ 2, 3 ¦ 2, 0 ¦ 1, 0 ¦ 2, 6 ¦ 1, 0 ¦ 1, 8 ¦ 1, 0 ¦ 1, 0 ¦ ¦22. ¦Оценивание знаний и умений учащих-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ся непосредственно после ответа ¦ 3, 0 ¦ 4, 2 ¦ 3, 0 ¦ 2, 0 ¦ 2, 4 ¦ 3, 1 ¦ 3, 0 ¦ 3, 0 ¦ 2, 0 ¦ 2, 2 ¦ ¦23. ¦Позитивная реакция учителя на ос-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦паривание учеником отметок ¦ 2, 0 ¦ 2, 0 ¦ 2, 0 ¦ 2, 3 ¦ 2, 0 ¦ 2, 7 ¦ 1, 8 ¦ 2, 0 ¦ 1, 8 ¦ 1, 0 ¦ ¦24. ¦Внешнее проявление уверенности при¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦выставлении отметок ¦ 3, 5 ¦ 3, 5 ¦ 4, 0 ¦ 3, 6 ¦ 4, 5 ¦ 4, 6 ¦ 4, 1 ¦ 4, 0 ¦ 4, 0 ¦ 4, 1 ¦ ¦25. ¦Независимость оценивания от внеш-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦них и внутренних факторов ¦ 2, 7 ¦ 2, 0 ¦ 2, 0 ¦ 2, 0 ¦ 2, 0 ¦ 1, 0 ¦ 1, 0 ¦ 1, 8 ¦ 1, 5 ¦ 1, 0 ¦ ¦ ¦учащихся с различной успеваемостью¦ 3, 0 ¦ 4, 0 ¦ 3, 0 ¦ 3, 2 ¦ 2, 7 ¦ 3, 6 ¦ 2, 6 ¦ 3, 7 ¦ 1, 5 ¦ 1, 9 ¦ ¦27. ¦Привлечением учащихся к обсуждению¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦выставляемых отметок ¦ 2, 5 ¦ 2, 6 ¦ 2, 2 ¦ 1, 3 ¦ 1, 1 ¦ 2, 0 ¦ 1, 2 ¦ 1, 2 ¦ 1, 0 ¦ 1, 0 ¦ ¦28. ¦Организация при опросе самоконтро-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ля и самооценки результатов учеб-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ной деятельности ¦ 1, 6 ¦ 2, 0 ¦ 2, 0 ¦ 1, 8 ¦ 2, 0 ¦ 2, 1 ¦ 2, 1 ¦ 1, 1 ¦ 1, 0 ¦ 1, 2 ¦ ¦29. ¦Создание учителем спокойной обста-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦новки при оценивании результатов¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦учебной деятельности школьников ¦ 2, 3 ¦ 2, 0 ¦ 1, 8 ¦ 1, 6 ¦ 1, 1 ¦ 2, 3 ¦ 2, 1 ¦ 2, 0 ¦ 1, 0 ¦ 2, 3 ¦ ¦ ¦текущим ¦ 2, 4 ¦ 4, 0 ¦ 3, 6 ¦ 2, 8 ¦ 2, 4 ¦ 4, 0 ¦ 4, 0 ¦ 2, 8 ¦ 4, 0 ¦ 4, 0 ¦ +---+----------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+ ¦ ¦ 3Субшкала 3 0 ¦ ¦ +---+----------------------------------+-----T-----T-----T-----T-----T-----T-----T-----T-----T-----+ ¦31. ¦Соблюдение временного регламента¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦самостоятельные письменные работы¦ 4, 0 ¦ 3, 1 ¦ 3, 0 ¦ 4, 6 ¦ 4, 2 ¦ 4, 1 ¦ 3, 2 ¦ 4, 3 ¦ 4, 7 ¦ 4, 4 ¦ ¦32. ¦Отсутствие в журнале стираний, ¦ 4, 1 ¦ 3, 6 ¦ 3, 0 ¦ 4, 2 ¦ 4, 1 ¦ 4, 2 ¦ 3, 8 ¦ 4, 6 ¦ 4, 6 ¦ 4, 7 ¦ ¦33. ¦Минимальное количество уроков без¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦отметок, зафиксированных в журнале¦ 3, 8 ¦ 3, 6 ¦ 3, 0 ¦ 4, 7 ¦ 3, 9 ¦ 3, 9 ¦ 3, 9 ¦ 4, 5 ¦ 4, 5 ¦ 4, 8 ¦ ¦ ¦течении урока ¦ 4, 1 ¦ 3, 5 ¦ 3, 0 ¦ 4, 5 ¦ 4, 0 ¦ 4, 0 ¦ 3, 8 ¦ 4, 0 ¦ 4, 5 ¦ 4, 7 ¦ ¦35. ¦Выставление отметок в журнал за¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦письменные домашние работы ¦ 4, 1 ¦ 3, 6 ¦ 3, 2 ¦ 4, 0 ¦ 4, 2 ¦ 4, 0 ¦ 3, 7 ¦ 4, 6 ¦ 4, 7 ¦ 4, 5 ¦ L---+----------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+----- ДLQ9M. PDR 1 2 1. Альбуханова-Славская К. А. Типология личности и гуманисти ческий подход // Гуманистические проблемы психологической тео рии. - М. : Наука, 1995. - С. 27-48. 2. Альманах психологических тестов. - М. : "КСП", 1996. - 400 с. 3. Амонашвили М. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. - М. , 1984. 4. Амтаниус Михаель. Психолого-педагогические основы контроля в учебном процессе: Автореф......канд. пед. наук. - М. : МГУ, 1978. -22с. 5. Ананьев Б. Г. Психология педагогической оценки // Избранные психологические труды. В 2-ч т. , т. II / Под ред. А. А. Бодалева и др. - М. : Педагогика, 1980. - С. 128-266. 6. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - Л. : Изд-во ЛГУ, 1968. - 339 с. 7. Антонова Г. А. О соотношениях индивидуальных различий в мыс лительной деятельности школьников и особенности их высшей нервной деятельности // Вопросы психологии. - М. : Педагогика, 1966, №1. 8. Армутлийска Д. Количественные оценки успеваемости. // Со ветская педагогика. - М. : Педагогика, 1986, №10. - С. 49-52. 9. Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе, его за кономерные основы и методы: Учеб. -метод. пособие. - М. : Высшая школа, 1980. - 368 с. 10. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения. - Рос тов-на-Дону, 1972. - с. 11. Баранов А. А. Стрессоустойчивость в структуре личности и деятельности учителей высокого и низкого профессионального мас терства: Дисс... .. канд. психол. наук. - С. -Петербург, 1995. - 217 с. 12. Батурин Н. А. Проблема оценивания и оценки в общей психоло гии // Вопросы психологии. - М. : Педагогика, 1989, №2. - С. 81-89. 13. Безносов С. П. Особенности оценочного стиля личности: Авто реф... .. канд. психол. наук. - Л. , 1982. - 18 с. 14. Белых С. П. Семантическая структура индивидуальной концеп ции педагогической деятельности и профессиональная успешность: Дисс... .. канд. психол. наук. - С. -Петербург, 1985. - 184 с. 15. Березин Ф. Б. , Мирошников М. П. , Рожонец Р. В. Методика мно гостороннего исследования личности. - М. : Медицина, 1976. - 176 с. 16. Березовина Н. А. , Коломинский Я. П. Учитель и детский кол лектив. - Минск: Изд-во БГУ им. В. И. Ленина, 1975. - 160 с. 17. Беспалько В. П. Опыт разработки и использования критериев качества усвоения знаний // Советская педагогика. - М. : Просвеще ние, 1968, №4. - С. 52-69. 18. Бешелев С. Д. , Гуревич Ф. Г. Математико-статистические мето ды экспертных оценок. - М. : "Статистика", 1974. - 160 с. 19. Биология в школе: Сборник нормативных документов / Под ред. И. В. Сивоглазова. - М. : Просвещение, 1992. 20. Блонский П. П. Школьная успеваемость // Избранные педагоги ческие произведения. - М. : Изд-во АПН РСФСР, 1961. - 547 с. 21. Богословский В. В. Взаимоотношения между учителем и учащи мися как фактор развития познавательной активности и самостоя тельности школьников // Отношение как проблема психологии воспи тания. - Л. : Изд-во ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1973. - С. 72-85. 22. Богоявленский Д. Н. , Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. - М. : Изд-во АПН СССР, 1959. 23. Бодалев А. А. К вопросу об оценочных эталонах // Вестник Ленинградского университета. - Л. , 1970, №17, вып. 3. - С. 54-58. 24. Бодалев А. А. Формирование понятия о другом человеке как личности. - Л. : ЛГУ, 1970. - 135 с. 25. Божко Н. М. Критерии оценки учителем личностных качеств учащихся // Профессиональные потребности учителя в психолого-пе дагогических знаниях / отв. ред. Г. С. Сухобская. - М. : АПН СССР, 1989. - С. 45-51. 26. Божович Л. И. Проблема развития мотивационной сферы // Изу чение мотивации детей подростков. - М. , 1972. - С. 7-45. 27. Божович Е. Д. , Ефремова Ю. Э. Индивидуальный опрос на уроке // Советская педагогика. - М. : Педагогика, 1986, №7. - С. 57-61. 28. Божович Л. И. , Морозова Н. Г. , Славина Л. С. Психологический анализ значения отметки как мотива учебной деятельности школьни ков. - М. : Известия АПН РСФСР, вып. 36, 1951. - С. 105-131. 29. Борисова М. А. Психология оценочных отношений в системе "учитель-ученик": Дисс... .. канд. психол. наук. - Л. : ЛГУ, 1985. 224 с. 30. Бочаров С. П. О путях преодоления типа логических особен ностей высшей нервной деятельности учащихся в процессе учебной работы // Доклады АПН РСФСР. - М. , 1959, №5. 31. Брунер Дж. Процесс обучения/ пер. с англ. О. К. Тихомирова. М. : Изд-во АПН РСФСР, 1962, 84 с. 32. Бударный А. А. Пути и методы предупреждения и преодоления неуспеваемости и второгодничества: Автореф... .. канд...- М. , 1965. - с. 34. Вицлак Г. Оценка поведения и характеристика учащихся: Кни га для учителя / Перевод с нем. - М. : Просвещение, 1986. - 71 с... 35. Власенко В. В. Психология взаимных отношений учителей и учащихся старшего школьного возраста: Дисс... .. канд. психол. на ук. - Киев, 1981. - 184 с. 36. Воронин А. Б. Зависимость ролевых усилий личности от харак тера внешней стимуляции: Автореф... .. канд. психол. наук. - Рязань, 1975. - 22 с. 37. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под. ред. В. В. Давыдова. - М. : Педагогика, 1991. - 480 с. 38. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственного развития ре бенка. - М. : Изд-во МГУ, 1985. - 45 с. 39. Гатанов Ю. Г. Психологические особенности влияния стиля пе дагогической деятельности на мотивацию учения учащихся: Дисс... .. канд. психол. наук. - Л. : ЛГПИ, 1990. - 124 с. 40. Гельмонт А. М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодо ления. - М. : Изд-во АПН РСФСР, 1964. - 92 с. 41. Генина Н. В. Особенности учета свойств темперамента учащих ся на уроке // Экспериментальные исследования и .... психологичес ких особенностей в школе как средство представления неуспеваемос ти: Научные труды, Т. 154. - Куйбышев, 1976. - С. 66-75. 42. Голубева Э. А. Способности и индивидуальность. - М. : "Проме тей", 1993. - 306 с. 43. Гореславский С. Мало школе "5 баллов"// Народное образова ние. - М. , 1990, №7. - С. 126-127. 44. Давыдов В. В. , Маркова А. К. Концепция учебной деятельности школьников // Вопросы психологии. - М. , 1981, №6. - С. 13-26. 45. Дембеле Бабой. Интеллектуальные причины неуспеваемости младших школьников: Дисс... .. канд. психол. наук. - С. -Петербург, 1994. - 160 с. 46. Деметер. Роль оценки учителя и самоконтроля школьников в формировании учебно-познавательных мотивов: Автореф... .. канд. психол. наук. - М. , 1981. - 16 с. 48. Доблаев А. П. К вопросу о познании других людей по способу решения ими профессиональных задач // Субъективная оценка в структуре деятельности. - Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1987. - С. 105-112. 49. Доманов А. Г. Индивидуальные особенности оценочной деятель ности педагога: Дисс... .. канд. психол. наук. - С. -Петербург, 1991. - 149с. 50. Елканов С. Б. Идеи оптимизации и профессиональная подготов ка учителя // Проблемы принятия оптимальных решений в педагоги ческой деятельности: Сб. научных трудов. - М. , 1984. - С. 71-77. 51. Елманова В. К. Формирование гностических умений педагогов: Автореф... .. канд. педагог. наук. - Л. , 1973. - 20 с. 52. Елфимова Л. А. Влияние учителя на формирование мотивов учебной деятельности // Формирование мотивации учебной деятель ности учащихся. - Новосибирск, 1985. - С. 115-121. 53. Ершова Л. Д. Особенности восприятия учителем личности уче ника: Автореф... .. канд. психол. наук. - Л. , 1973. - 25 с. 54. Есипов Б. П. О роли и характере учета успеваемости в со ветской школе // Советская педагогика. - М. : Изд-во АПН РСФСР, 1955, №9. - С. 85-94. 55. Жданова Р. А. Об особенностях развития мотивации учения у младших школьников // Формирование стремлений к знаниям, мотива ции учения у школьников. - Ростов-на-Дону, 1975. - С. 15-22. 56. Зайцев В. Стимулирует отметка // Народное образование. М. : Педагогика, 1991, №11. - С. 32-35. |
|
© 2007 |
|