РУБРИКИ |
Статья: Электронная коммерция: правовое регулирование и налогообложение |
РЕКЛАМА |
|
Статья: Электронная коммерция: правовое регулирование и налогообложениеВажными чертами платежной системы "КредитПилот" следует признать: использование оригинальных (в том числе с юридической точки зрения и исходя из налогово-правовых аспектов) решений в области технологии ввода денежных средств в систему (небанковские пластиковые карты), простоту доступа к системе (не требуется установки специального программного обеспечения), анонимность для пользователя системы, кроме того, денежные средства со счета практически невозможно украсть (действует специальная система защиты) или потерять (как, к примеру, "электронный кошелек"). Следует отметить, что ввод денежных средств в платежную систему и выход на Интернет-магазины осуществляется с одного сайта, что, безусловно, повышает удобность использования системы клиентом. К недостаткам платежной системы на сегодняшний день следует отнести небольшое количество участвующих в платежной системе Интернет-магазинов и отсутствие сети распространения небанковских пластиковых карт данной Интернет-платежной системы в регионах. Однако заданные темпы развития системы "КредитПилот" позволяют экспертам говорить о ее перспективах. (Так, в апреле 2001 г. подключенных к системе Интернет-магазинов было лишь 12, на 1 июня - уже 61 и еще 27 находились на стадии подключения). Международная система цифровых денег Mondex. Международные цифровые деньги на базе карт Mondex первоначально не рассматривались разработчиками как инструмент расчетов, осуществляемых в сети Интернет. Mondex предполагалось применять вне тогда только зарождавшейся сети, для осуществления проектов в области хоум-банкинга (home banking) с использованием так называемого Mondex-телефона. В качестве разработчика системы выступил крупнейший коммерческий банк Великобритании National Westminster Bank (в дальнейшем -NatWest Bank). На сегодняшний день система Mondex считается одной из наиболее перспективных международных систем цифровых денег, однако ее внедрение находится лишь на стадии коммерческих испытаний. В декабре 1993 г. NatWest Bank объявил о создании электронной системы расчетов по мелким суммам под названием Mondex. Mondex можно определить как систему замены наличных денег с использованием смарт-карт, которая чем-то напоминает Visa Cash, но с несколько иной концепцией. Система Mondex имеет только один орган, осуществляющий эмиссию электронных денег в валюте страны и являющийся организационным центром. Такой эмитент осуществляет в системе Mondex функции распространителя и обеспечивает банки- участники соответствующими электронными суммами Mondex в обмен на оборотные средства, имеющие себестоимость, или наличные. Потребители, являющиеся владельцами карт Mondex, загружают электронные суммы на свои карты через банковские ATM или по телефону Mondex. Затем эти суммы могут быть использованы как наличные деньги при осуществлении покупок. Используя "бумажник", который напоминает карманный калькулятор, клиенты могут осуществлять обмен электронными деньгами между собой. Таким образом, после того как электронная сумма получена от банка, все передвижения денег становятся известными одному пользователю. Никто другой не имеет возможности их отследить. Кроме того, электронная сумма может быть снята со счета, положена на счет или отправлена отдаленному адресату по частному или общественному телефону, подключенному к системе Mondex - через обычную телефонную сеть. Если запрограммировать функции считывания и письма на персональный компьютер, можно будет посылать деньги через Интернет. Иными словами, задача Mondex полностью заменить наличность электронными инструментами оплаты путем обеспечения дополнительных коммуникационных функций. В случае с другими загружаемыми картами содержащиеся на них данные - это всего лишь результат выполненной предоплаты. Электронная сумма, содержащаяся на карте Mondex, - это электронная наличность, которая может быть передана через сеть. Таким образом, она позволяет решить задачу отправки денег в отдаленные места назначения. При осуществлении оплаты электронными деньгами Mondex с использованием "бумажника" или телефона отпадает необходимость проходить через дорогостоящую систему существующих банковских сетей, а следовательно, операционные затраты становятся гораздо ниже. Однако для создания инфраструктуры требуются первоначальные инвестиции, а сети должны быть оснащены недорогими терминалами и пунктами доступа ввода. Mondex осуществляет активную деятельность на глобальном уровне. В июле 1996 г. была основана компания Mondex International, инвесторами которой выступили несколько крупных финансовых учреждений: Wells Fargo Bank, Hongkong & Shanghai Banking Corp., Ltd. в Гонконге (головной офис в Великобритании), NatWest Bank и Midland Bank в Великобритании, крупнейшие банки Австралии и Новой Зеландии, а также финансовые подразделения AT & Т. В ноябре 1996 г. фирма MasterCard согласилась приобрести большую часть долевого участия в Mondex, обеспечив, таким образом, этой новой системе оплаты дальнейшую поддержку. Масштабы коммерческих испытаний устойчиво растут. В июле 1995 г. начались испытания в Суиндоне, городе, расположенном к северо-востоку от Лондона. В связи с этими испытаниями несколько японских производителей осуществляют для Mondex разработку и поставку интегральных микросхем, "бумажников" и устройств для считывания баланса на счету. По данным на март 1996 г., число магазинов, участвующих в испытаниях в Суиндоне, достигло 750, а число владельцев карт - 10 тыс. На время испытаний был установлен верхний предел электронной суммы в размере 500 фунтов (около 800 долл.). Это позволило поднять планку для оплаты недорогих покупок и превысить возможности, предлагаемые Visa Cash. В качестве эмитентов электронных денег Mondex в британских испытаниях выступают NatWest Bank и Midland Bank. В октябре '1996 г. Hong Kong-Shanghai Bank начал проведение испытаний в 3 торговых центрах: в Тайку, на о. Гонконг, и Ша Тин, на полуострове Коулун. Значительное число услуг предполагается предложить потребителям в начале 1997 г. Hong Kong-Shanghai Bank приобрел права франшизы в II странах Юго-Восточной Азии в расчете на быстрое перспективное развитие этого региона. США и Канада планируют начать испытания, подобные проведения в Канаде станет г. Гельф, провинция Онтарио. Список участников включает такие финансовые институты, как Royal Bank of Canada и Canadian Imperial Bank of Commerce (в дальнейшем -С I ВС). В декабре 1996 г. AT & Т (через свой филиал Universal Card Services), Chase Manhattan, Dean Witter Discover (NOVUIS), First Chicago NBD, MasterCard, Michigan National Bank и Wells Fargo Bank договорились об учреждении Mondex USA. В июне 1996 г. 4 крупнейших австралийских банка ANZ, Commonwealth Bank, the National Australia Bank и Westpac Banking Corporation объявили о создании Mondex Australia. В Новой Зеландии 4 банка объединились с 2 австралийскими банками в качестве их филиалов с целью приобретения прав франшизы. Таким образом, при широкой поддержке во всем мире Mondex намеревается стать учредителем мирового стандарта на системы электронных расчетов малыми суммами. Для обеспечения такого глобального внедрения Mondex будет предлагать в качестве дополнительной функции возможность выбора валюты в 5 разных "карманах". Транзакции в системе осуществляются бесплатно. Минимальная плата за пользование картой определяется конкретным банком. Однако на текущем этапе испытания в каждой стране проводятся с использованием ее собственной валюты. ГЛАВА V. ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОРЯДКА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ ЭЛЕКТРОННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Ни один государственный вопрос не требует такого мудрого благоразумного рассмотрения, как вопрос о том, какую часть их доходов следует брать у подданных и какую часть оставлять им. Шарль де Монтескье. О духе законов, 1751 Общие положения В положениях предыдущей главы настоящей книги нами были последовательно критически рассмотрены и "забракованы", отвергнуты как не отвечающие задачам установления эффективного механизма государственного регулирования электронной экономической деятельности и налогообложения ее участников в Российской Федерации все существующие в зарубежных странах конструкции такого регулирования. Справедливости ради следует отметить, что, несмотря на то что в Российской Федерации системное научное исследование проблем установления порядка налогово-правового регулирования и налогообложения субъектов электронной экономической деятельности предпринимается впервые, в нашей стране на законотворческом уровне уже предпринимаются первые попытки поиска отдельных элементов механизма государственного регулирования названной деятельности и в целом общественных отношений, формирующихся в сети Интернет. Так, например, 20 апреля 1999 года депутатом В. В. Жириновским в Государственную Думу Федерального Собрания РФ (далее - ГД РФ) был внесен проект Федерального закона № 99033755-2 "Об информатизации банковской системы Российской Федерации с использованием мировой информационной сети Интернет'4. Безусловно, уровень научной прора-ботанности данного законопроекта далек от приемлемого, в том числе и в силу низкого юридического качества этого документа, однако анализ его положений представляется не лишенным целесообразности. Как указывается в пояснительной записке2 к данному законопроекту, его целью является развитие информатизации банковской сети на основе использования новейших информационных технологий, предоставляемых мировой информационной сетью Интернет. Одновременно это позволит создать предпосылки для широкой информатизации самой России, включения в Интернет широких слоев граждан и предприятий. Важнейшей целью является также предупреждение неправомерных и преступных действий через систему Интернет, угроза каковых уже достаточно ясно выявилась на Западе. Закон позволяет превратить Интернет в коммерческую среду высокой надежности. При этом основные затраты возлагаются на сами банки, и никаких бюджетных средств не требуется, за исключением, возможно, строительства межрегиональных информационных магистралей. Основная идея авторов законопроекта заключается в том, что на кредитные организации (в первую очередь банки) предлагается возложить обязанность иметь "подключение к Интернет и организовать собственное представительство (сайт) в Интернете. Такой сайт должны иметь также и иностранные банки или филиалы иностранных банков, которые имеют лицензию на осуществление денежных операций с российскими резидентами. Для того чтобы нельзя было создать фальшивый банковский сайт, вводится стандартное Интернет-имя банковского представительства" (ст. 3 и 4 законопроекта)'. Ответственными за недопущение использования такого имени другими пользователями глобальной компьютерной сети Интернет предлагается "назначить" Интернет-провайдеров (фирм, предоставляющих услуги по подключению к сети). По замыслу авторов законопроекта главным "банковским представительством" в глобальной компьютерной сети Интернет будет являться сайт Центрального банка РФ. При этом еще одной мерой защиты против создания фальшивых банковских сайтов должно стать размещение на этом "представительстве" (веб-сайте) полного перечня зарегистрированных в России банков с возможностью с помощью гиперссылки перехода с представительства Центрального банка РФ на сайт любого банка и обратно. В свою очередь, веб-сайт остальных банков ("представительство банка в Интернет") должен содержать определенный перечень обязательной информации. При этом разработка стандартов этой информации, по замыслу авторов законопроекта, должна возлагаться не на Центральный банк РФ, а на Национальный банковский совет, так как "ЦБР слишком подвержен влиянию чисто профессиональных банковских интересов. Национальный банковский совет может действовать более эффективно в интересах всего общества, а не только банковского сообщества" 2. В соответствии с положениями ст. 7 законопроекта "банк на своем представительстве должен давать полный список своих клиентов. Эта информация не должна быть секретной, как, к примеру, не является секретной информация о номерах телефонов, об адресах и т. п. К тому же эта информация позволяет наиболее просто осуществить подключение к сети Интернет или электронной почте почти всех жителей России и всех юридических лиц. Клиент банка может разместить по своему желанию информацию о себе на представительстве собственного банка. Эта информация четко разделяется на информацию с гарантированной достоверностью и рекламную информацию. За первую банк несет ответственность. Таким образом, де-факто банк превращается в Интернет-нотариуса. Банк сам заинтересован в том, чтобы иметь правдивую информацию о своих клиентах... Благодаря этому любой пользователь Интернет, привлеченный коммерческими предложениями фирмы, может легко перейти на страницу фирмы на представительстве ее банка и проверить истинность тех или иных утверждений фирмы, размещенных на ее представительстве. Этим самым уменьшаются возможности создания на Интернет фальшивых фирм, уменьшаются возможности для афоризма на Интернет, что является характерным для настоящего времени. Возможно становится заключение договоров непосредственно в Интернет и осуществление коммерческой деятельности через среду Интернет. Одновременно запрещается использовать банковский сайт для коммерческой деятельности клиентов. Коммерческую деятельность, например прием заказов, поставка продуктов и т. п., клиент банка должен вести через собственный сайт. Это делается для предотвращения сговоров между банком и клиентами и исключения доступа посторонних на банковский сайт... Если на представительстве, предлагающем какие-то платные услуги, имеется гиперссылка на свой банк, то такое предложение в силу данного закона имеет правовой характер. В противном случае судебная защита от мошеннических действий не предоставляется. Гиперссылка на банк дает полное раскрытие истинного имени владельца представительства. Этим самым мошенничество или иные неправомерные действия, к примеру торговля детской порнографией, резко затрудняются. В случае ущерба от контактов с представительством, на котором нет такой ссылки, судебные иски не принимаются, и пользователь должен сам брать на себя риски сделок с таким представительством..."1. Кроме того, авторы законопроекта предлагают полностью запретить использование сети Интернет для межбанковских денежных коммуникаций, так как "Интернет является незащищенной сетью". По их замыслу "межбанковские электронно-денежные коммуникации должны осуществляться по отдельной специализированной электронной сети, куда вход посторонним запрещен полностью. Создание и функционирование специализированной электронной банковской сети может быть предметом ведения отдельного закона"2. Особое внимание разработчиками законопроекта уделяется проблеме правового регулирования инструментов обеспечения электронной экокомической деятельности. "В настоящее время на Западе интенсивно разрабатываются специальные Интернет-деньги. Анализ этих разработок показывает, что целью создания этих денег является, фактически, возможность анонимно покупать порнографию, в том числе и те виды, которые запрещены к созданию и распространению почти во всех цивилизованных странах. Кроме того, создание таких анонимных платежных средств будет способствовать использованию Интернет и в других преступных целях. Вот почему законопроект накладывает полный запрет на использование в Интернет, по крайней мере, в российской ее части, специализированных платежных средств"' - то есть запрет на использование в качестве расчетного инструмента обеспечения электронной экономической деятельности систем электронных денег (функционирующих на основе банковских карт и собственно сетевых денег). Авторы законопроекта предлагают использовать в качестве расчетных инструментов обеспечения электронной экономической деятельности Интернет- платежные системы, функционирование которых осуществляется на основе сетевых денег и банковских карт, как это происходит сегодня. При этом в качестве единственной допустимой технологии в осуществлении платежей в сети Интернет авторы законопроекта предлагают адаптацию к новым информационным технологиям традиционных форм безналичных расчетов, и в первую очередь - расчеты платежными поручениями. Кроме того, авторы законопроекта предлагают предусмотреть создание так называемого Интернет-арбитража - системы рассмотрения прямо в сети Интернет имущественных споров, возникающих в процессе осуществления электронной экономической деятельности (ст. 18 законопроекта). Как указывается в пояснительной записке к законопроекту, "арбитраж работает на основе российских законов. Предлагается, что на решения Интернет-арбитража могут подаваться кассационные жалобы в обычные суды и арбитражи"2. При этом по меньшей мере любопытными следует признать предложения о порядке определения подсудности и подведомственности таких споров: "Жалобы должны подаваться по месту нахождения стороны, являющейся противной по отношению к инициатору такой кассации. Например, если имеет место спор между московским и камчатским лицами и на решение подает кассацию москвич, то он должен обратиться в суд (арбитраж) Камчатки. Ввиду того что институт Интернет- арбитража вводится в сети Интернет впервые, то, возможно, его услугами захотят воспользоваться и другие, не российские участники сети. Российский Интернет-арбитраж может принимать к своему производству такие дела, естественно, с оплатой арбитражной пошлины, выносить решения, публиковать их на своем представительстве, а уж будет ли это решение принято к исполнению - будет определяться национальным законодательством стран, под юрисдикцией которых находятся участники спора". Следует отметить, что приведенные законотворческие инициативы во многом коррелируются с положениями вносившегося 12 января 1999 года депутатами В. В. Жириновским и С. В. Скурихиным в ГД РФ проекта Федерального закона № 98106967-2 "О трансформации денежной системы Российской Федерации" (впоследствии данный законопроект был снят с рассмотрения). В соответствии с положениями ст. 1 - 3 законопроекта предлагалось "с целью приспособления денежной системы России к новейшим тен- . денциям в мировом финансовом развитии произвести трансформацию денежной системы России путем преобразования ее из двухкомпонент-ной денежной системы в однокомпонентную... Государственными день- '• гами Российской Федерации объявляются исключительно счетные деньги (то есть безналичные денежные средства, выраженные, как правило, в ' электронной форме. - А. Т.). ...Наличные деньги Российской Федерации выводятся из состава государственных денег. Существующим наличным денежным средствам придается финансовый статус суррогатных денег, которым присваивается название "налично-платежные средства". Бумажным элементам платежа присвоить название "платежные билеты", а деньгам в монетной форме - "платежные жетоны"'. ...Налично-платежная система управляется государством. Ее функционирование определяется Федеральным законом о наличие-платежной системе Российской Федерации"2. По мнению авторов законопроекта, ближайшими результатами трансформации денежной системы России должны были стать: существенное уменьшение общественных и государственных затрат на функционирование денежной системы; повышение прозрачности и контролируемости финансовой деятельности физических и юридических лиц и государственных учреждений; подавление наиболее опасных видов преступности, связанных с использованием крупных сумм наличных денег, -коррупции, наркобизнеса, торговли людьми, оружием и антиквариатом, вымогательства, ограбления банков и иных учреждений с большими запасами наличности, уклонения от налогов и др.; повышение собираемости налогов; подавление нелегальной экономической деятельности; уменьшение нелегальной иммиграции; стимулирование внедрения в Российской Федерации наиболее современных денежных технологий, связанных с электронизацией денежной сферы; увеличение кредитных ресурсов банковской системы; увеличение денежной массы в платежной системе, ликвидацию бартерных операций и операций с суррогатными деньгами между экономическими субъектами, расшивка кризиса неплатежей; создание условий для урегулирования взаимоотношений Российской Федерации с Чеченской республикой... Кроме того, в 2000 - 2001 гг. депутатами Государственной Думы Федерального Собрания РФ выдвигались законодательные инициативы, к сожалению, только в сфере установления отдельных элементов механизма государственного регулирования электронной экономической деятельности: - проект Федерального закона "Об использовании платежных карт в Российской Федерации" (внесен в ГД РФ 2 декабря 1997 года депутатами ГД РФ П.А. Медведевым и Г. И. Лутовским)1; - проект Федерального закона "О предоставлении электронных финансовых услуг" (внесен 18 сентября 2000 года депутатами ГД РФ А.Н. Шохиным и П.А. Медведевым); - проект Федерального закона № 11081-3 "Об электронной торговле" (внесен в ГД РФ 10 октября 2000 года депутатами ГД РФ Л.С. Маев-ским, А. В. Шубиным, О.А. Финько и В. И. Волковским 2, 6 июня 2001 года данный законопроект был принят в первом чтении3); - проект Федерального закона "О сделках, совершаемых при помощи электронных средств (Об электронных сделках)" (внесен депутатом С.А. Прощиным, 21 ноября 2000 года принят к рассмотрению4, но 3 апреля 2001 года отозван автором и снят с рассмотрения); - проект Федерального закона № 107599-3 "Об электронном документе" (внесен в ГД РФ 10 июля 2001 года депутатами ГД РФ Л.С. Маев-ским, П.В. Анохиным, К.В. Ветровым, В.И. Волковским, B.C. Кат-рснко, О.А. Финько и А. В. Шубиным)5 . На основе проводящихся на протяжении ряда последних лет, в частности Институтом государства и права Российской академии наук, Восточно-Европейским отделением Международного исследовательского института проблем электронной экономики и другими организациями, теоретических и практических исследований правовых, налоговых и экономических аспектов осуществления электронной экономической деятельности нам представляется возможным следующий механизм комплексного устранения системного пробела позитивного права и в целом разрешения проблемы пробелов налогообложения в сфере правового регулирования электронной экономической деятельности и налогообложения ее субъектов. Правовой режим налогообложения субъектов электронной экономической деятельности Как уже отмечалось выше, правовая целесообразность установления и введения специального налога или сбора в сфере электронной экономической деятельности (как мы помним, основными апологетами этой идеи являются политические элиты стран Европейского Союза) либо, наоборот, вслед за США, установления "налогового моратория в сфере электронной коммерции" (то есть запрета на принятие и введение актов законодательства, устанавливающих налогообложение результатов такой экономической деятельности либо порядок налогообложения ее субъектов и т. д.), представляется нам весьма эфемерной. Этому нас и учит анализ зарубежного опыта. Несмотря на внешнею привлекательность и кажущуюся простоту реализации, концепцию "специального налога на Интернет" и механизм установления и правового контроля за исполнением такого фискального обязательства не удалось разработать и реализовать на практике ни в одной из стран Евросоюза, - включая и юридически примитивную бельгийскую парафискальную идею "установить счетчики перекачанной через Интернет информации'4. На основе проведенных нами исследований теоретико-правовых аспектов осуществления электронной экономической деятельности, для целей последовательного устранения в Российской Федерации системного пробела позитивного права и пробела налогообложения в сфере электронной экономической деятельности и в сфере регулирования общественных отношений, формирующихся в информационной среде глобальной компьютерной сети Интернет, а равно реализации национальной внутренней и внешней экономической и налоговой политики Российской Федерации нами предложено осуществление следующей правовой концепции, заключающейся в комплексной системе двух групп правовых мер: общеорганизационных и налогово-регулятивных. Общеорганизационные правовые меры носят по отношению к подлежащим государственному регулированию отношениям правоустанавли-вающий и конституирующий характер. Они призваны сформировать (создать) общую правовую основу осуществления хозяйствующими субъектами электронной экономической деятельности и эффективного механизма государственного регулирования (в том числе для целей реализации второй группы мер - установления режима налогообложения такой экономической деятельности), а в широком смысле - сформировать подлежащие регулированию правоотношения так, дабы такое правовое регулирование не препятствовало развитию экономических процессов в электронном сегменте экономики, но способствовало наибольшей эффективности их государственного регулирования в интересах всего общества. Юридическое закрепление таких предлагаемых правовых мер осуществляется путем принятия нормативного акта комплексного характера (например, федерального закона об общих принципах осуществления и государственного регулирования электронной экономической деятельности), группы актов (например, исходя из двухсегментного подхода, отдельных актов в сферах экономических и неэкономических отношений, формирующихся в информационной среде в электронной форме) и (или) соответствующего изменения актов действующего законодательства, в первую очередь - банковского и гражданского законодательства. Следует отметить, что в настоящий момент с принятием Федерального закона от 10 января 2002 года № 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" российский законодатель фактически уже вступил на этот путь, однако, как считается, достаточно бессистемно и при отсутствии четких, научно разработанных принципов, механизмов и окончательных целей такого регулирования. Таким образом, первоначально нормы, закрепляющие элементы правовой основы осуществления хозяйствующими субъектами электронной экономической деятельности и эффективного механизма государственного регулирования (в том числе для целей налогообложения) такой экономической деятельности, будут системно размещены в различных актах, а впоследствии на основе правоприменительной практики на определенной стадии анализа эффективности правового воздействия предлагаемых правовых мер могут быть кодифицированы. Представляется, что эффективное установление предлагаемых правовых мер в результате их принятия устранит проблему пробела позитивного права в сфере электронной экономической деятельности. Таким образом, для реализации указанных задач признано необходимым внесение в действующее законодательство следующих изменений и дополнений. 1. Необходимо официальное распространение правового режима государственного регулирования экономических отношений и экономической (предпринимательской) деятельности, установленного нормами российского законодательства (и в первую очередь - гражданского законодательства), на экономические отношения, формирующиеся в информационной среде глобальной компьютерной сети Интернет. Так, в частности, в этом случае ч. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ будет изложена в следующей редакции: "Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в том числе предпринимательскую деятельность, осуществляемую в электронной форме с использованием глобальных компьютерных сетей или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке". В свою очередь, например, п. 1 ст. 23 ГК РФ будет изложен в следующей редакции: "Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, в том числе предпринима-' тельской деятельностью, осуществляемой в электронной форме с использованием глобальных компьютерных сетей, с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя". 2. Кроме того, необходимо принятие специального комплексного нормативного акта в данной сфере - Федерального закона "Об электронной экономической деятельности", призванного стать основой системы нормативных актов в сфере регулирования электронного сегмента национальной экономики. В данном акте должны быть: - закреплены понятие и виды электронной экономической деятельности, - разрешены выявленные нами терминологические проблемы в данной сфере; - определены задачи, цели и основные принципы государственного регулирования электронной экономической деятельности; - установлены, в развитие конституционных положений, государственные гарантии осуществления в Российской Федерации электронной экономической деятельности как одного из видов не запрещенной предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом основополагающим принципом концепции государственного регулирования и налогообложения субъектов электронной экономической деятельности в части обеспечения прав и законных интересов участников электронной экономической деятельности и потребителей товаров (работ, услуг), реализуемых в процессе ее осуществления (то есть всех участников экономических отношений, формирующихся в процессе электронной экономической деятельности), должен стать принцип легальности подлежащего государственной защите интереса. Преступная и иная неправомерная электронная экономическая деятельность, естественно, будет запрещена и должна пресекаться с использованием соответствующих правовых и организационных инструментов. Поэтому на практике реализация указанного принципа означает, что участники неправомерных электронных экономических отношений, в случаях, когда о такой противоправности осуществляемых отношений им было известно (или должно было быть известно), при нарушении их прав в ходе (или в результате) осуществления такой противоправной деятельности не вправе рассчитывать на защиту государством этих нарушенных прав или интересов. Упреждая возможные возражения критиков, отметим, что подобный подход не противоречит действующему российскому законодательству. При этом предлагаемый принцип в переходный период - от "пиратской вольницы в сети Интернет"' к цивилизованной системе государственного регулирования и налогообложения - будет иметь колоссальное практическое значение и призван способствовать включению подлинных механизмов саморегуляции в сфере электронной экономической деятельности. Физическим лицам (потребителям услуг, предоставляемых в электронной форме) и субъектам, непосредственно осуществляющим электронную экономическую деятельность (индивидуальным предпринимателям и организациям), вскоре станет экономически невыгодно заключение рискованных сделок с контрагентами, деятельность которых по той или иной причине находится вне государственного контроля (например, открытие счетов в виртуальных квазибанках, не имеющих соответствующей лицензии на ведение банковской деятельности, а равно приобретение товаров, работ или услуг у не прошедших в установленном порядке государственную регистрацию лиц, торгующих через нелегальные Интернет- магазины, и т. д.), что, в свою очередь, сделает незаконную предпринимательскую деятельность последних не только рискованной (из-за возможности наступления юридической ответственности за незаконное предпринимательство, вплоть до уголовной ответственности), но и экономически неэффективной. Кроме того, в условиях отсутствия в зарубежных странах сопоставимого механизма государственного регулирования электронной коммерции (электронной экономической деятельности), в Российской Федерации предлагаемая система общеправовых и налогово-правовых мер защиты (обеспечения интересов) добросовестных предпринимателей автоматически будет способствовать поддержке российских организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих электронную экономическую деятельность, а также содействовать привлечению иностранных инвестиций в электронный сектор российской экономики. В отдельном разделе закона должны быть установлены правовые основы порядка заключения электронных сделок, в том числе путем направления оферты (размещения публичной оферты в сети Интернет) и особенностей ее акцепта, осуществляемых с использованием технологий электронно-цифровой подписи в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 10 января 2002 года № 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи". Отметим, что эффективность введения специального "Интернет-арбитража", как это порой предлагается, представляется условной. При реализации предложенной системы правовых мер разрешение споров, возникающих в процессе осуществления электронной экономической деятельности, может осуществляться в рамках существующей судебной системы Российской Федерации - соответственно судами общей юрисдикции и арбитражными судами. При этом среди правовых мер, направленных на упрощение процедур именно в данной категории дел, предлагается установление допустимости подачи искового заявления в электронной форме (скрепленного электронно-цифровой подписью) путем направления в суд (точнее, на веб-сайт суда в сети Интернет) по электронной почте. Кроме того, указанный закон должен содержать максимально простой, а значит, надежный механизм верификации непосредственно в глобальной компьютерной сети Интернет факта законности электронной экономической деятельности, осуществляемой конкретным субъектом. 3. В Качестве такого простого механизма нами предлагается следующая конструкция. Так как в интересах публичного экономического и правового порядка электронная экономическая деятельность должна осуществляться только уполномоченными лицами, зарегистрированными в установленном порядке и имеющими необходимые лицензии и специальные разрешения, то прямым указанием законодателя должно быть установлено, что в Российской Федерации осуществление электронной экономической деятельности в информационной среде глобальной компьютерной сети Интернет допускается только со специального веб-сайта (назовем его официальным веб-сайтом, далее - ОВС), зарегистрированного в российском сегменте глобальной компьютерной сети Интернет (так называемой зоне .ru). Для целей простоты идентификации потребителями электронных услуг и контрагентами ОВС предпринимателя доменное имя такого сайта, видимо, должно содержать какой-либо специальный знак - например, литеру "с" в начале доменного имени. Как известно, основной функцией системы доменных имен является преобразование адресов IP в доменные имена для облегчения навигации пользователей в сети Интернет. Так, IP-адресу 194.226.80.160 поставлено в соответствие имя www.gov.ru - доменное имя сервера Правительства РФ. Система доменных имен устроена иерархическим образом: читая доменное имя справа налево, мы переходим от верхнего уровня к нижнему. В приведенном примере .ru является доменом верхнего, или первого уровня (это национальный домен Российской Федерации); gov.ru -доменное имя второго уровня. Связанные с введением предлагаемой конструкции технические задачи будут возложены в первую очередь на провайдеров услуг Интернет (компании, предоставляющие доступ к сети). При этом такой официальный сайт организации или индивидуального предпринимателя должен содержать определенный, установленный Законом "Об электронной экономической деятельности", перечень сведений о его владельце - субъекте электронной экономической деятельности. Такими сведениями могут быть: полное и сокращенное фирменное наименование юридического лица, которое должно содержать указание на его организационно- правовую форму, или фамилию, имя и отчество гражданина, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя; место нахождения юридического лица или место жительства индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика, почтовый адрес и адрес электронной почты; реестр юридических лиц или иной реестр, в котором зарегистриро-. вано лицо, осуществляющее электронную торговлю, и номер его регистрационного свидетельства; наличие лицензии (при соответствующем требовании законодательства), номер лицензии, сроки лицензии, наименование государственного органа, выдавшего лицензию, и т. д. Приведенная правовая конструкция будет способствовать защите интересов участников электронной экономической деятельности и потребителей, так как разрешит существующую сегодня проблему невозможности идентификации контрагентов. Естественно, такая определенность сторон договоров, заключаемыми» процессе электронной экономической деятельности, имеет и существенное налогово- правовое значение. Для открытия ОВС предлагается установить порядок, во многом аналогичный порядку открытия банковского счета. Для этого положения п. 2 ст. 23 Н К РФ должен быть дополнен обязанностью налогоплательщика письменно сообщить в налоговый орган по месту учета "об открытии или закрытии специального предпринимательского веб-сайта -в 10-дневный срок". В этом случае корреспондирующая обязанность будет возложена и на организацию, осуществляющую администрирование и техническое сопровождение размещенного в глобальной компьютерной сети Интернет ОВС. В будущем указанные обязанности, видимо, должны быть возложены на Российский научно-исследовательский институт развития общественных сетей (РосНИИРОС) ! и (или) организацию (индивидуального предпринимателя)2 - владельца компьютерного сервера, на котором размещен веб-сайт. Следует учитывать, что российские организации и индивидуальные предприниматели в настоящее время фактически могут открывать (создавать) веб-сайты в зонах адресации иностранных государств. Следовательно, эффективность предлагаемого правового механизма увеличится с принятием международных актов в сфере электронной экономической деятельности, инициатором разработки которых в рамках рассматриваемой концепции (компромиссной по отношению к американской и европейской моделям регулирования и налогообложения электронной коммерции) должна выступить Российская Федерация. 4. В целях установления правовых основ расчетных инструментов обеспечения электронной экономической деятельности необходимо дальнейшее совершенствование банковского законодательства (заметим, что в ближайшее время основными задачами в этой сфере, в частности, станет его кодификация и перенос норм правоустанавливающего характера с подзаконного уровня) и (или) расширение регулятивного потенциала гл. 46 ГК РФ "Расчеты". Технология осуществления электронных расчетов постоянно совершенствуется, поэтому для целей установления системы устойчивого к таким изменениям правового регулирования нами предлагается использование правовой конструкции "инструментов удаленного управления банковским счетом" (ИУУБС). В настоящее время под такими инструментами мы понимаем банковские карты (карты с магнитной полосой, используемые при традиционных расчетах, и с встроенным микрочипом -смарт-карты, использование которых в качестве инструмента обеспечения электронной экономической деятельности имеет большие перспективы), Mondex-телефоны и системы электронных денег (в том числе Интернет-платежные системы, основанные на системах электронных денег, функционирующих на базе банковских карт и на базе сетевых денег). Представляется, что предлагаемая правовая конструкция, фундаментиро-ванная на главной технологической сущности системы банковских счетов и современных инструментов осуществления расчетов, позволит осуществлять такое правовое регулирование технологически меняющихся отношений в течение продолжительного времени. Правовые основы осуществления электронных расчетов с использованием ИУУБС могут быть установлены путем дополнения гл. 46 ГК РФ параграфом 6 "Расчеты с использованием инструментов удаленного управления банковским счетом" и внесения соответствующих изменений и дополнений в банковское законодательство (например, принятие специального федерального закона в этой сфере, который во многом заменит действующее в настоящее время Положение ЦБ РФ № 23-П). 5. Здесь же (например, в Федеральном законе "Об инструментах удаленного управления банковским счетом") будут закреплены следующие принципиальные положения: запрет на осуществление электронной банковской деятельности в информационной среде глобальной компьютерной сети Интернет (в том числе в сфере электронных Интернет-платежных систем) лицами, не имеющими соответствующей лицензии Центрального банка РФ, и запрет на осуществление субъектами электронной экономической деятельности денежных суррогатов (квазиденег), и в первую очередь такой разновидности электронных денег, как сетевые деньги (веб- мани и т. д.), а равно запрет на создание систем частных электронных денег. Осуществление субъектами электронной экономической деятельности эмиссии таких денежных суррогатов (а равно создание платежных систем, функционирующих на основе таких денежных суррогатов) должно рассматриваться как фальшивомонетничество. Эта мера позволит восстановить исключительную прерогативу государства в сфере денежной эмиссии, защитит банковскую и финансовую системы страны от неконтролируемого увеличения денежной массы и в целом будет способствовать повышению налогового контроля в сфере электронной экономической деятельности. При этом указанные выше Интернет-платежные системы, как нам представляется, должны создаваться и функционировать в форме небанковских кредитных организаций. Отметим также, что предлагаемые меры упростят в будущем модернизацию (трансформацию) денежной системы Российской Федерации, которая, видимо, будет направлена на смещение приоритетов с использования наличных денежных знаков в пользу безналичных электронных расчетов, с полным или частичным вытеснением существующих в настоящее время физических способов фиксации денежной стоимости (банкнот и монет). Ко второй группе предлагаемых мер нами отнесены правовые меры налогово-регулятивного характера. Они призваны развить собственно налоговую составляющую (налогово-правовые аспекты) правовых идей, которые будут заложены нормативными актами, юридически закрепляющими правовые меры первой группы, и должны на основе комплексного подхода способствовать эффективному устранению выявленного нами еще в начале исследования системного пробела налогообложения в сфере экономических отношений, формирующихся в информационной среде в электронной форме. То есть такие правовые меры призваны поэтапно сформировать систему налогово-правового регулирования и налогообложения субъектов электронной экономической деятельности. Юридическим закреплением таких правовых мер должно стать внесение соответствующих таким предлагаемым мерам (реализующих такие меры) изменений в акты действующего законодательства РФ о налогах и сборах, и, в первую очередь, внесение изменений и дополнений в Налоговый кодекс РФ. При этом реализация на практике правовых мер налогово-регулятивного характера в сфере электронной экономической деятельности должна осуществляться двумя этапами. Представляется, что с учетом опыта и рекомендаций, разработанных странами Европейского Союза и США, в интересах национальной экономической безопасности при определении налогово-правового режима электронной экономической деятельности (порядка налогообложения названной деятельности), а также интересов развития (электронного сегмента) национальной экономики Российской Федерации необходимо исходить из принципа (следовать принципу) "золотой середины" между "налогообложением на общих основаниях" и "полным налоговым мораторием". При этом целью первого этапа (организационного) является разработка и установление налогового контроля в сфере электронной экономической деятельности (устранение эффекта скрытости экономической деятельности, осуществляемой в электронной форме с использованием глобальной компьютерной сети Интернет от налоговых органов). При этом для целей стимулирования развития электронного сегмента российской экономики на этом этапе представляется целесообразным широкое использование регулятивных и стимулирующих возможностей инструментов налогового администрирования, и в частности налоговых льгот... Таким образом, для реализации указанных задач первого этапа необходимым условием является принятие следующих правовых мер. 1. Проблема определения налогового резидентства субъектов электронной экономической деятельности может быть разрешена путем внесения изменений в ст. 11 НК РФ. Так, ч. 4 п. 2 названной статьи будет изложена, например, в следующей редакции: "Физические лица (в том числе - физические лица, осуществляющие электронную экономическую деятельность) - налоговые резиденты РФ - физические лица, фактически находящиеся на территории РФ не менее 183 дней в календарном году". Кроме того, указанный пункт ст. 11 НК РФ должен быть дополнен абзацем следующего содержания: "Организации, осуществляющие электронную экономическую деятельность, - российские организации, а также иностранные организации, осуществляющие в Российской Федерации электронную экономическую деятельность через официальные веб-сайты (ОВС)". 2. Для целей стимулирования развития электронного сегмента российской экономики на первом этапе системного устранения пробела налогообложения в сфере электронной экономической деятельности необходимо: - освободить от налога на доходы физических лиц доходы индивидуальных предпринимателей, полученные от осуществления ими электронной экономической деятельности, путем дополнения ст. 217 НК РФ соответствующим абзацем; - в части налога на прибыль организаций представляется целесообразным дополнить ст. 284 части второй НК РФ "Налоговые ставки" пунктом 6 следующего содержания: "Прибыль, полученная организациями от осуществления электронной экономической деятельности в соответствии с Федеральным законом "Об электронной экономической деятельности", облагается налогом по ставке 0 процентов". В этом случае п. 6 действующей редакции становится п. 7; - аналогичным образом, в части налога на добавленную стоимость представляется целесообразным дополнить перечень товаров (работ, услуг), реализация которых облагается по налоговой ставке 0 процентов, установленный п. 1 ст. 164 части второй НК РФ "Налоговые ставки", подп. 8 следующего содержания: "Товары (работы, услуги), реализуемые в электронной форме в процессе осуществления электронной экономической деятельности, при условии, что такая электронная экономическая деятельность осуществляется через официальный веб-сайт (ОВС)". Кроме того, тогда ст. 165 "Порядок подтверждения права на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0 процентов" будет соответственно дополнена п. 9 следующего содержания: "При реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктом 8 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов в налоговые органы представляются следующие документы: - контракт (копия контракта в электронной форме, заверенная электронно- цифровыми подписями сторон) налогоплательщика с иностранными или российскими лицами на реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг); - выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки за реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг) на счет налогоплательщика в российском банке с учетом особенностей, предусмотренных подпунктом 2 пунктом 1 и подпунктом 3 пункта 2 настоящей статьи". Пункты 9-11 этой статьи становятся соответственно пп. 10 - 12. Таким образом, в указанных случаях по операциям реализации товаров (работ, услуг), указанных в ст. 164, налогоплательщиками (организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими электронную экономическую деятельность) будет представляться в налоговый орган отдельная налоговая декларация, в том числе в электронной форме, как это предусмотрено Федеральным законом от 28 декабря 2001 года № 180-ФЗ "О внесении изменений в статью 80 части первой Налогового кодекса Российской Федерации"'. Налогообложение организаций и физических лиц, осуществляющих электронную экономическую деятельность, по другим налогам (в том числе по налогу с продаж) должно осуществляться на общих основаниях. Предлагаемые правовые меры позволят государству контролировать объемы электронного сегмента российской экономики и будут способствовать скорейшему переходу ко второму этапу налогово-правового регулирования (налогообложения) электронной экономической деятельности. На втором этапе, когда экономические отношения в электронном сегменте российской экономики будут сформированы, а сами отношения "выведены из тени", государство сможет перейти к более активному налоговому администрированию с преобладающим использованием инструментов решения фискальных задач. На этом этапе нам представляется возможным предложить, для целей установления правового порядка налогообложения субъектов электронной экономической деятельности и устранения выявленного пробела налогообложения, использование правовой конструкции специального налогового режима. Таким образом, в результате реализации этой системы правовых мер проблемы системного пробела в позитивном праве и пробела налогообложения в сфере электронной экономической деятельности (электронной коммерции) будут устранены. Будут установлены общие, внятные, обязательные для всех участников и основанные на их правах, обязанностях и законных интересах "правила игры" в электронном сегменте российской экономики. |
|
© 2007 |
|