РУБРИКИ |
Статья: Электронная коммерция: правовое регулирование и налогообложение |
РЕКЛАМА |
|
Статья: Электронная коммерция: правовое регулирование и налогообложениеВместе с тем в соответствии со ст. 26 НК РФ участники договора простого товарищества могут исполнять обязанность по уплате налогов и сборов через одного уполномоченного ими участника платежной системы (уполномоченного представителя). В этом качестве, например, может выступать участник, являющийся процессинговой компанией (головной компанией платежной системы). При определении порядка уплаты участниками платежной системы налога на имущество следует руководствоваться ст. 2 Федерального закона от 13 декабря 1991 года № 2030-1 "О налоге на имущество предприятия" (с изм. и доп.). Каждый из субъектов расчетов с банковскими картами в целях налогообложения будет учитывать имущество, внесенное в качестве вклада, а также долю в имуществе, созданном в ходе совместной деятельности, и уплачивать налог самостоятельно исходя из стоимости принадлежащего ему имущества1. (Кроме того, в договоре должно быть оговорено, что в соответствии со ст. 1043 ГК РФ продукция, создаваемая в процессе деятельности простого товарищества, не является общей долевой собственностью его участников. Правовые проблемы налогообложения участников электронных расчетов, осуществляемых с использованием банковских карт в процессе (электронной экономической деятельности Последовательно выявим и рассмотрим основные правовые проблемы Недостатки действующих актов законодательства РФ о налогах и сборах в части налогообложения электронных расчетов осуществляемых с использованием банковских карт. Представляется, что в качестве основных налогов, обязанность по уплате которых возникает у субъектов правоотношений в сфере электронных расчетов, следует рассматривать: налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, налог на добавленную стоимость (НДС) и налог с продаж (НсП). Как известно, до введения в действие соответствующей главы части второй Налогового кодекса РФ порядок налогообложения прибыли (дохода) организаций определялся в соответствии с Законом РФ от 27 декабря 1991 года № 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (с изм. и доп.)2. В соответствии со ст. 1 и 13 Федерального закона от 6 августа 2001 года № 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" 3 с 1 января 2002 года налогообложение прибыли юридических лиц (организаций) осуществляется в соответствии с гл. 25 ("Налог на прибыль организаций") части второй НК РФ. Названная глава Налогового кодекса РФ следующим образом определяет круг фискально-обязанных лиц по данному налогу: "Налогоплательщиками налога на прибыль организаций (далее в настоящей главе -налогоплательщики) признаются: российские организации; иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации" (ст. 246). Применительно к электронным расчетам, осуществляемым с использованием банковских карт, обязанность по уплате налога на прибыль возникает у участников расчетов, выступающих в качестве: процессинго-вой компании, процессингового центра (юридического лица, осуществляющего итоговый процессинг по поручению процессинговой компании), участвующих в организации функционирования платежной системы кредитных организаций (расчетный агент, эквайрер, эмитент), а также организаций и индивидуальных предпринимателей, участвующих в функционировании платежной системы электронных расчетов, осуществляемых с использованием банковских карт в качестве предприятия торговли (услуг). В соответствии со ст. 247 части второй НК РФ объектом обложения по данному налогу для них будет выступать вся "прибыль, полученная налогоплательщиком". При этом в соответствии с положениями названной статьи части второй Налогового кодекса РФ, объем понятия прибыли для целей налогообложения рассматриваемым налогом различается в зависимости от страны регистрации (происхождения) юридического лица. Так, прибылью признается: - для российских организаций - полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с положениями ст. 252 - 252 части второй НК РФ; - для иностранных организаций, осуществляющих свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, - полученный через эти постоянные представительства доход, уменьшенный на величину понесенных данным постоянным представительством расходов, определяемых в соответствии с гл. 25 части второй НК РФ; - для иностранных организаций, получающих доходы от источников в Российской Федерации, - доход, полученный от источников в Российской Федерации. При этом доходы данной категории налогоплательщиков определяются в соответствии со ст. 309 части второй НКРФ. Применительно к участникам электронных расчетов это, в частности, позволяет выявить следующие правовые проблемы. Как известно, в силу трансграничности глобальной компьютерной сети Интернет и в целом систем электронных расчетов отношения, формирующиеся в процессе осуществления электронной экономической деятельности, как правило, отягощены наличием в них так называемого "иностранного элемента". Между тем проблема юрисдикции в рамках глобальной компьютерной сети Интернет на данный момент является неразрешенной и, как справедливо указывают К. Браун и С. Кайа, "не ^ожет быть урегулирована самостоятельно ни в одном государстве, исходя только из существующих норм национального законодательства. Решение этой проблемы возможно лишь принятием соответствующей международной конвенции"'. Так, например, в случае, если в качестве юридического лица, осуществляющего итоговый процессинг, выступает нерезидент РФ, действующий на основании договора с процессинговой компанией, являющейся нерезидентом РФ, то каких-либо налоговых обязательств данного юридического лица в связи с осуществлением названной деятельности перед российской Федерацией не возникает. При ситуации, когда головной компанией платежной системы выступает нерезидент РФ, а юридическим лицом осуществляющим итоговый процессинг, является резидент РФ, необходимо обращать внимание на следующие основные положения порядка налогообложения резидента РФ. В случае получения резидентом РФ дохода от осуществления деятельности по проведению итогового процессинга и при обложении данных доходов в иностранном государстве сумма налога на такой доход, выплаченная в названном иностранном государстве, должна зачитываться при уплате налога на данный доход резидента в Российской Федерации. С формально-юридической точки зрения, действующими нормами российского банковского законодательства данная проблема снята в отношении участвующих в функционировании систем электронных расчетов кредитных организаций, выступающих в качестве расчетных агентов, эквайреров либо эмитентов банковских карт. В соответствии с пп. 2.3 и 2.10 Положения № 23-П эмиссия и эквайринг банковских карт на территории РФ осуществляются исключительно кредитными организациями, являющимися резидентами РФ. Однако на практике в процессе осуществления электронной экономической деятельности с использованием глобальной компьютерной сети Интернет названное положение не соблюдается (нарушается в массовом порядке). Это обусловлено тем обстоятельством, что, пока эффективный правовой механизм государственного регулирования экономических отношений, формирующихся в информационной среде глобальных компьютерных сетей, не разработан, в настоящий момент государство не обладает правовыми инструментами контроля за соблюдением в данной сфере российского законодательства и пресечения его нарушения. Следует особо подчеркнуть, что вышесказанное так же верно и в отношении соблюдения (а точнее, массового несоблюдения) норм других отраслей российского законодательства. Как справедливо отмечали еще римские юристы, отсутствие правового контроля порождает беззаконье. Основная особенность порядка налогообложения операций по изготовлению самих банковских карт заключается в следующем. В том случае, если лицом, выполняющим работы, является нерезидент РФ и право собственности на банковские карты переходит к резиденту РФ за пределами России либо если передача банковских карт от нерезидента в пользу резидента будет рассматриваться как операция, связанная с экспортом в Российскую Федерацию товаров, то у соответствующего нерезидента не возникает налогового обязательства перед Российской Федерацией по уплате налога на доходы от источника в Российской Федерации и получение данного дохода налогообложению у источника выплат не подлежит. Более того, если участвующая в электронных расчетах процессинговая компания не является налоговым резидентом РФ, механизм налогообложения должен будет определяться отдельно для нерезидента, действующего через постоянное представительство или осуществляющего деятельность без образования постоянного представительства. Плательщиками налога на прибыль являются иностранные юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории России исключительно через постоянное представительство. Иностранное юридическое лицо, получающее доход, не связанный с их деятельностью в Российской Федерации, через постоянные представительства, в соответствии со ст. 309 НК РФ признается плательщиком налога с дохода, получаемого от источника в Российской Федерации. На практике процессинговые компании международных платежных систем могут содержать на территории РФ "постоянные места деятельности" исключительно в целях осуществления работ подготовительного или вспомогательного характера (к примеру, простой подготовки контрактов). Обобщая вышесказанное, важной практической и теоретической правовой проблемой следует признать невозможность исходя из норм действующего законодательства установления факта резидентства (или нерези-дентства) в конкретном государстве субъектов электронной экономической деятельности, осуществляемой с использованием глобальной компьютерной сети Интернет, в силу неэффективности применения для этих целей традиционной правовой конструкции "постоянного представительства". Названный вывод следует из анализа норм действующего российского законодательства о налогах и сборах, а также самой специфики подлежащих регулированию общественных отношений и технологических возможностей сети Интернет. Например, примем допущение, что внесением соответствующих изменений в акты налогового законодательства к постоянным представительствам для целей налогообложения приравнены веб-сайты организаций и физических лиц, осуществляющих электронную экономическую деятельность, размещенные в сети Интернет. Тогда местом осуществления экономической деятельности должно признаваться место физического нахождения компьютерного сервера, на котором размещен данный сайт. В настоящее время в зарубежных странах приведенная схема, впервые предложенная в 1999 г. экспертами американской правительственной рабочей группы по электронной торговле и ОЭСР, является единственной реализуемой идеей в данной сфере. Между тем не является секретом тот факт, что уже в настоящее время веб-сайты многих российских организаций и физических лиц размещены на серверах, физически расположенных в различных зарубежных странах (в основном - в США). Мобильность адресации в глобальной компьютерной сети Интернет, то есть быстрота, с которой любой веб-сайт в рамках сети может быть перемещен с сервера, расположенного на территории РФ, скажем, на компьютерный сервер, расположенный на территории какого-либо низконалогового (офшорного) региона мира, также общеизвестна. Поэтому эффективность предлагаемой правовой конструкции представляется нам крайне сомнительной, а сама такая схема - не отвечающей интересам экономической безопасности России. Таким образом, названная проблема, видимо, неразрешима в условиях отсутствия адекватных изменившимся в последнее время экономическим обстоятельствам, формирующимся в процессе внедрения новых информационных технологий, актов российского законодательства, а также отсутствия научно разработанной с учетом комплексного подхода концепции государственного регулирования электронной экономической деятельности, осуществляемой с использованием глобальной компьютерной сети Интернет, на основании положений которой и должны приниматься такие акты. Налогообложение доходов физических лиц до недавнего времени, как известно, осуществлялось на основе Закона РФ от 7 декабря 1991 года № 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" (с изм. и доп.)1. С 1 января 2001 года налогообложение осуществляется в соответствии с положениями гл. 23 ("Налог на доходы физических лиц") части второй НК РФ2. Применительно к электронным расчетам, осуществляемым с использованием банковских карт, плательщиком данного налога является физическое лицо, выступающее в рассматриваемых правоотношениях в качестве клиента. При этом плательщиками налога на доходы физических лиц, как известно, признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами РФ. Объектом обложения по налогу на доходы физических лиц признается доход, полученный налогоплательщиками: а) от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами РФ - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ; б) от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ. Поэтому в данном случае также актуальна указанная выше проблема невозможности определения исходя из норм действующего законодательства места получения физическим лицом дохода, связанного с экономическими отношениями, формирующимися в информационной среде глобальной компьютерной сети Интернет. Следующим сложным правовым обстоятельством с точки зрения применения к данному субъекту актов законодательства о налогах и сборах является правильное налогообложение материальной выгоды в виде процентов. Как мы помним, в соответствии с Законом РФ "О подоходном налоге с физических лиц" (далее - Закон о подоходном налоге) объектом налогообложения являлся совокупный доход. Аналогичная норма содержится в ст. 209 части второй НК РФ. Закон о подоходном налоге к материальной выгоде относил, среди прочего, проценты и выигрыши по банковским депозитам, когда они превышают установленный уровень - по вкладам в рублях, выплачиваются из расчета ставки выше ставки рефинансирования; в иностранной валюте - из расчета свыше 15% годовых. В соответствии с подп. "н" п. 1 ст. 3 Закона сумма материальной выгоды подлежит налогообложению у источника выплаты по ставке 15% отдельно от других видов дохода. Кроме того, подробная регламентация обложения этого и двух других видов материальной выгоды была представлена в подл. "н", "ф", и "я 13" п. 5 Инструкции ГНС России от 29 июня 1995 года № 35 "О применении Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц"1. Следует заметить, что положения второй части Налогового кодекса РФ (ст. 212) прямо не относят получение завышенных доходов в виде процентов по банковским вкладам (депозитам) к доходам, полученным в виде материальной выгоды. Нормами этой статьи устанавливается закрытый перечень видов материальной выгоды: экономия на процентах за пользование налогоплательщиком заемными средствами, приобретение товаров (работ, услуг) у юридических и физических лиц, являющихся взаимозависимыми по отношению к налогоплательщику, выгода от приобретения ценных бумаг. Однако, как нам представляется, новелла п. 2 ст. 224 НК РФ, устанавливающая в отношении еще пяти видов дохода повышенную ставку налогообложения (35%), фактически расширяет этот список. В соответствии с этой нормой процентный доход по вкладам в банках в части превышения суммы, рассчитанной исходя из 3/4 ставки финансирования Центрального банка РФ (Банка России) по рублевым вкладам и 9% годовых по валютным, среди прочих, облагается у источника выплаты по ставке 35%. (Заметим, что такая повышенная ставка (с 15 до 35%) по замыслу законодателя должна была сделать невыгодным для недобросовестных налогоплательщиков такие способы минимизации налогообложения, как, например, "зарплатные проекты" с использованием банковских карт. Не эффективность этого хода оказалось наиболее наглядной именно в сфере электронной экономической деятельности.) Анализ содержания гл. 44 (в частности, ст. 836) и 45 (в частности, ст. S52) ГК РФ дает основание сделать вывод о различии понятий выплаты процентов по вкладу и выплаты процентов за пользование банком денежными средствами, находящимися на счете клиента (держателя банковской карты). Необходимо отметить, что ни Законом о подоходном налоге, ни вступившей в силу с 1 января 2001 года частью второй Налогового кодекса РФ не установлен специальный порядок налогообложения доходов физических лиц, возникающих при получении процентов, выплачиваемых кредитными организациями за пользование денежными средствами физического лица, размещенными на счете клиента в данной кредитной организации. Кроме того, по уже указывавшимся выше причинам действующее законодательство о налогах и сборах не содержит эффективного правового механизма налогообложения доходов с выигрышей физических лиц, выплаченных им организаторами различных лотерей и иных основанных на риске игр, а также стоимости иных выигрышей и призов, разыгрываемых в информационной среде глобальной компьютерной сети Интернет, и налогообложения других форм материальной выгоды (например, при приобретении ценных бумаг), когда такие подлежащие налогообложению доходы получены с использованием глобальной компьютерной сети Интернет. Рассмотрим основные правовые проблемы определения порядка обложения налогом на добавленную налогом кредитных организаций - субъектов электронной экономической деятельности, осуществляющих электронные расчеты с использованием банковских карт. Как мы помним, до недавнего времени порядок взимания НДС определялся Законом РФ от 6 декабря 1991 года № 1991-1 "О налоге на добавленную стоимость" (в ред. изм. и доп.)'. С 1 января 2001 года налогообложение осуществляется в соответствии с гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" части второй НК РФ). В соответствии со ст. 143 части второй НК РФ (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2000 года № 166-ФЗ) плательщиками налога на добавленную стоимость признаются: организации, индивидуальные предприниматели, а также лица, признаваемые плательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ. Как известно, в соответствии со ст. 3 НК РФ "акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы)... он должен платить". Между тем основным недостатком уже называвшихся выше актов законодательства о налогах и сборах применительно к электронным расчетам с использованием' банковских карт следует признать отсутствие ясности в вопросе, являются ли плательщиками НДС кредитные организации (расчетные агенты, банки-эмитенты и банки-эквайреры). Единого мнения по этому вопросу среди специалистов нет. Представляется, что для разрешения в будущем данной коллизии необходимо учитывать следующие обстоятельства. В соответствии с подп. "е" п. 1 ст. 5 Закона об НДС к числу освобождаемых от НДС относились "банковские операции (за исключением инкассирования)". Это позволило ряду авторов указывать на освобождение от НДС деятельности по "...осуществлению расчетов пластиковыми карточками и... выдаче пластиковых карточек"'. Другие авторы, в том числе сотрудники налоговых органов, полагали, "что дополнительная плата взимаемая банком с клиентов за изготовление пластиковых карт, должна включаться в оборот, облагаемый НДС"2. Кроме того, отдельные авторы полагают, что освобождение от НДС на операции с банковскими картами вообще не распространяется3. Недостатком Закона об НДС в данной части стало отсутствие в тексте подпункта перечня освобождаемых от налога банковских операций. В соответствии с п. 1 ст. 11 Н К РФ термин "банковская операция" должен применяется в значении, используемом банковским законодательством, которое в данной части также несовершенно. Легального определения понятия "банковская операция" банковское законодательство не содержит. Однако в ст. 1 и 5 Федерального закона от 2 декабря 1990 года № 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее - ЗоБД) (с изм. и доп.)4 различаются понятия: "банковские операции" (дается их закрытый перечень: привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады; размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет; открытие и ведение банковских счетов; осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам; инкассация и кассовое обслуживание физических и юридических лиц; купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах; привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов; выдача банковских гарантий; осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов)), "банковские сделки" (при водится закрытый перечень сделок: выдача пору--. чительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме; приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме; доверительное управление денежными средствами; осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями; предоставление в аренду специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей; лизинговые операции; оказание консультационных и информационных услуг) и "иные сделки". Операции с банковскими картами нигде прямо не указываются. Для целей налогообложения операций с банковскими картами это означает следующее. По смыслу Закона об НДС рассматриваемые операции, видимо, должны были освобождаться от налогообложения, но в случае применения приведенного выше толкования на практике это не происходило. Нормы Закона не содержали перечня освобождаемых от НДС банковских операций. Такой перечень приводился в подп. "е" п. 12 Инструкции ГНС от 11 октября 1999 года № 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость"', в котором разделяются понятия "банковская операция" (приводится их закрытый список) и "банковская сделка" (приводится их закрытый перечень). Положения Инструкции устанавливали, что прямо перечисленные банковские операции не облагаются НДС, а осуществление банковских сделок от НДС не освобождается. Однако режим налогообложения электронных расчетов с использованием банковских карт Инструкцией не был установлен - названные расчеты отсутствовали и в перечне банковских операций и в списке банковских сделок. Проблема не разрешена и второй частью Налогового кодекса РФ, заменившей Закон о НДС. Первоначальная редакция подп. 3 п. 3 ст. 149 НК РФ освобождала от налогообложения "...осуществление банками банковских операций (за исключением инкассации), в том числе: привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады; размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет; открытие и ведение банковских счетов; осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков корреспондентов, по их банковским счетам; купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах; привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов; выдача банковских гарантий; кассовое обслуживание (банковские операции. - Примеч. авт.), выдача поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме; осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями (банковские сделки. - Примеч. авт.), а также установка и эксплуатация системы "банк-клиент". Федеральным законом от 29 декабря 2000 года № 166-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" данный подпункт был переработан, а перечень не облагаемой НДС банковской деятельности изложен в следующей редакции: "...привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады; размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет; открытие и ведение банковских счетов; осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам; кассовое обслуживание организаций и физических лиц; купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах (в том числе оказание посреднических услуг по операциям купли-продажи иностранной валюты); привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов; выдача банковских гарантий (те же банковские операции. - Примеч. авт.), а также осуществление банками следующих операций: выдача поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме (следует заметить, что выдача поручительств в соответствии с подп. 1 п. 2 ст. 5 ЗоБД является банковской сделкой. - А. Т.); оказание услуг, связанных с установкой и эксплуатацией системы "банк-клиент", включая предоставление программного обеспечения и обучение обслуживающего указанную систему персонала". В приведенных списках нет упоминания об операциях с банковскими картами, зато наряду с банковскими операциями включены банковские сделки. Таким образом, специальная часть НК РФ смешивает понятия "банковская операция" и "банковская сделка" которые разделяются банковским законодательством, и называет отдельные сделки операциями. На практике это ведет к усложнению применения и снижению эффективности налогового законодательства. Например, новелла подл. 5 п. 3 ст. 149 Н К РФ освобождает от уплаты НДС "осуществление отдельных банковских операций организациями, которые в соответствии с законодательством РФ вправе их совершать без лицензии Центрального Банка РФ". Между тем действующее банковское законодательство прямо запрещает осуществление каких-либо банковских операций без соответствующей лицензии Центрального банка РФ. Однако при желании положение этого подпункта можно применить и к электронным расчетам с банковскими картами, ведь для их осуществления также не требуется специальной лицензии Банка России. Вышеперечисленное лишний раз подтверждает необходимость устранения разночтений между положениями законодательства о налогах и сборах и нормами смежных отраслей законодательства. Кроме того, важной особенностью порядка налогообложения участников расчетов с использованием банковских карт по НДС следует считать следующее обстоятельство. Подпункт 4 п. 3 ст. 149 Н К РФ посвящен операциям, осуществляемым "организациями, обеспечивающими информационное и технологическое взаимодействие между участниками расчетов, включая оказание услуг по сбору, обработке и рассылке участникам расчетов информации по операциям с банковскими картами". Впервые прямым указанием законодательства освобождаются от уплаты НДС субъекты электронных расчетов, выступающие в качестве расчетного агента. Однако данная норма сформулирована недостаточно четко и допускает трактовку, при которой освобождение от налогообложения может распро страняться и на процессинговую компанию и/или юридическое лицо, осуществляющее итоговый лроцессинг (проиессинговый центр). Кратко остановимся на правовых проблемах обложения налогом с продаж в сфере электронной экономической деятельности. Как уже говорилось выше, до 1 января 2002 года для целей налогообложения НсП электронные безналичные расчеты приравнивались к наличным, а с вступлением в силу гл. 27 ("Налог с продаж") части второй НК РФ, не изменив сути, законодатель устранил эту юридическую некорректность. Вместе с тем на практике в связи с рассмотренными выше системными пробелами в налогообложении в сфере электронной экономической деятельности (в том числе в сфере электронной торговли) в настоящее время данный налог фактически не уплачивается. Оставив в стороне вопросы пределов налогового планирования, обратим внимание на следующие обстоятельства. Общеизвестно, что нормами ст. 19 Конституции РФ гарантируется равенство прав и свобод лиц независимо, в том числе, и от их социального статуса и имущественного положения. Кроме того, принцип равенства всех перед налогом закреплен не только в ст. 57 Конституции, но и в ст. 3 части первой НК РФ. Аналогичные нормы, закладывающие основы конституционного принципа равенства всех перед законом и налогом, содержатся в конституциях и иных основных законах (ордонансах) практически всех демократических государств мира. В связи с этим по меньшей мере заслуживающей внимания представляется существующая точка зрения о том, что фактическое отсутствие налогообложения операций по реализации товаров (работ, услуг), осуществляемых в сети Интернет через специальные веб-сайты (Интернет-магазины или, как их именовали зарубежные экономисты на заре развития сети, -интерактивные Интернет-витрины), и в первую очередь отсутствие налогообложения такой реализации косвенными налогами (налогом с продаж и налогом на добавленную стоимость), является прямым нарушением конституционных принципов равенства. Не секрет, что с экономической точки зрения налоговое бремя по налогу с продаж лежит на покупателе товаров (работ, услуг). Например, разве неверно, что, покупая в розницу какой-либо товар у организации либо предпринимателя в обычном магазине, два человека с различным - имущественным (а равно - социальным) статусом (скажем, владелец завода и безработный), как правило, должны будут уплатить за этот товар одну и ту же цену (его потребительскую стоимость и включенную в цену товара сумму налога с продаж)? Разве неверно также то, что если один из них приобретет этот же товар через компьютерную сеть Интернет, уплаченная им цена товара, как правило, будет ниже, так как в нее не будет включен налог? Услуга пользования сетью Интернет не является бесплатной, кроме того, для подключения к сети необходимы определенные технические средства (как минимум: компьютер, телефонная линия, модем)... Поэтому с высокой долей вероятности можно утверждать, что в приведенном примере через Интернет товар сможет приобрести владелец завода, а вот у второго нашего героя - безработного скорее всего такой возможности нет. Любопытным здесь следует признать следующее обстоятельство: приведенная проблема верна и для государств с более ровным, нежели в Российской Федерации, социально-имущественным составом населения. В ноябре 2001 года аналогичная проблема (применительно к налогу с продаж) поднималась в ходе слушаний в Конгрессе США. Правовые проблемы регулирования систем электронных денег как расчетных инструментов обеспечения электронной экономической деятельности Как уже указывалось выше, электронные деньги, обращаясь в рамках платежных систем, функционирующих на основе банковских карт и компьютерных сетей, являются главным расчетным инструментом обеспечения электронной экономической деятельности. Общеизвестно, что уровень постепенной коммерциализации глобальной компьютерной сети Интернет начал достигать экономически значимых величин в середине и во второй половине 90-х гг. Примерно в этот же период между основными компаниями компьютерной индустрии начинается борьба за создание и внедрение международного стандарта так называемых электронных денег, которые стали бы быстрым, гибким и универсальным средством оплаты. Денежные средства, в качестве материального выражения (носителя) которых в настоящее время преимущественно используются банкноты и монеты, к сожалению, недолговечны, подвержены естественным процессам износа (старения), а значит, их обращение сопряжено с большими издержками для эмитента. Наличные денежные знаки в отличие от информационно-цифровых импульсов приходится периодически изымать из обращения и заменять новыми того же достоинства. Каждая банкнота и монета имеют определенную себестоимость, причем себестоимость производства денежных знаков более низкого достоинства относительно дороже (по сравнению с номиналом), чем себестоимость банкнот и монет более высокого достоинства. К тому же для пересчета, инкассирования, перевозки и хранения наличных денежных средств требуются дополнительные расходы. • Электронные деньги представляют собой юридически значимые информационно-цифровые импульсы и потому лишены большинства названных недостатков. Себестоимость расчетов, осуществляемых в электронной форме, как известно, ничтожно мала. Следует заметить, что работа над созданием опытных систем и стандартов электронных денег ведущими компьютерными корпорациями - разработчиками систем программного обеспечения осуществлялась в тесном сотрудничестве с банками и небанковскими финансовыми группами. Американский банк First Virtual Holdings стал первым легальным кредитным учреждением, приступившим к осуществлению банковской деятельности в сети Интернет (то есть первым виртуальным банком). В октябре 1994 г. банк приступил к использованию электронной почты для осуществления операций с небольшими денежными суммами. Специалисты компьютерной империи Microsoft и международной платежной системы банковских карт Visa совместно разработали систему оплаты товаров (услуг) в компьютерных сетях с использованием банковских кредитных карт. Британские банки National Westminster и Midland реализовали на практике систему электронных (цифровых) денег Mondex на основе смарт-карт со встроенным микропроцессором, хранящим информацию о владельце {smart card). Корпорация Netscape Communications Corp. (США) совместно с компаниями Microsoft, Mastercard, Bank of America и американской телекоммуникационной компанией MCI одними из первых разработали программное обеспечение для финансовых операций в деловой части сети Интернет - World Wide Web1. В феврале 1995 г. английский Barclays Bank стал первым крупным европейским банком, который приступил к осуществлению предпринимательской деятельности с использованием сети Интернет. На специальном веб-сайте банка был открыт магазин (Интернет-витрина) по продаже вин, игрушек, а также железнодорожных билетов. Клиенты банка смогли просматривать каталоги и использовать номера своих банковских кредитных карт для оплаты товаров, доставляемых им курьером на дом. Проект банка Barclays позволил от рекламы впервые перейти к осуществлению полноценных банковских операций в сети Интернет. Покупатели просматривали электронные каталоги товаров и заполняли электронные бланки заказов. Бланк с указанием сведений о кредитной карточке покупателя шифровался и учитывался банком. На первоначальном этапе по соображениям безопасности информации банк не стал предоставлять доступ к банковским счетам клиентов и они не могли осуществлять удаленное управление своими банковскими счетами. Затем данное технологическое ограничение было преодолено. В то время как традиционная компьютеризация в банках продолжалась, возникали и новые стратегии автоматизации. Первыми проектами в области кредитных услуг, при предоставлении которых в качестве ИУУБС выступала сеть Интернет, стали разработки корпораций Internet Corp. (программа домашних банковских услуг - Home banking service), Microsoft (программа Money - электронные расчеты и управление личными финансами) и банков - партнеров Nations Bank of America (программное обеспечение для управления личными финансами - Managing your Money). На сегодняшний день при осуществлении электронной экономической деятельности хозяйствующими субъектами одновременно может использоваться несколько вариантов систем электронных денег. Технологически упрощая, можно сказать, что современные электронные деньги представляют собой определенную последовательность цифр, символизирующих (заменяющих) банкноты и монеты, и в этом заключается их информационная природа. С их помощью можно приобретать товары (услуги) в режиме реального времени с использованием инструментов удаленного управления банковским счетом, как то: компьютер, подключенный к сети Интернет, Мондекс-телефон (Интернет-банкинг), мобильный телефон, поддерживающий стандарт WAP (мобильный бан-кинг), банковские пластиковые карты (карточные электронные банковские услуги или карточный банкинг). По прогнозам специалистов, в перспективе электронные деньги, в случае определенного развития ситуации, могут потеснить, а затем и частично вытеснить денежные знаки, материально зафиксированные в традиционных формах". Как уже говорилось выше, первый виртуальный банк, осуществляющий банковскую деятельность исключительно в сети Интернет, был создан в 1994 г. в рамках американского сетевого кредитно-карточного проекта First Virtual Holdings. Технологической основой осуществления First Virtual Holdings банковских операций стало использование электронной почты. В соответствии с технологией функционирования данной системы электронных расчетов номера банковских кредитных карт клиентов заносятся в защищенную компьютерную систему и никогда не выходят за пределы сети. Вместо них выдается идентификационный номер, передаваемый для оплаты электронных покупок. Сегодня в глобальной компьютерной сети Интернет, по различным оценкам, функционируют более 620 виртуальных банков. При этом важным с точки зрения налогового права и законодательства о защите прав потребителей становится то обстоятельство, что предпринимательскую деятельность в сети Интернет осуществляют виртуальные банки, как имеющие специальное разрешение (лицензию) на ведение банковской деятельности, полученное в соответствии с порядком, установленном законодательством страны их фактического резидентства или регистрации, так и различные квазибанковские системы, нигде не зарегистрированные и не имеющие банковских лицензий. При сохранении сегодняшних темпов развития электронных расчетов и электронных финансовых услуг электронные деньги способны, во-первых, изменить наше представление о правовой и экономической природе денежных знаков, во-вторых, привести к изменению статуса и роли банков как финансовых институтов и, в- третьих, существенно подорвать национальные финансовые системы (особенно в государствах со слабой рыночной экономикой, к которым относится и Российская Федерация) и позиции центральных банков как регуляторов банковской системы страны. Кроме того, важным, а возможно, определяющим перспективы электронных денег станет ответ на вопрос, смогут ли цифровые денежные знаки выполнять такие основные функции традиционных денег, как обмен и накопление. Кроме того, на сегодняшнем уровне развития информационных технологий специалистам пока не удается найти решение проблемы анонимности денежных знаков, выраженных в электронной форме. Все изложенное лишний раз подтверждает правильность мнения о том, что выпуск и обращение электронных денег требуют жесткого правового регулирования в интересах самих участников рассматриваемых отношений (пользователей систем электронных денег). Касательно возможных путей дальнейшей эволюции электронных денег, следует заметить, что данная проблема практически мало изучена российскими и зарубежными экономистами и юристами. За рубежом большой вклад в изучение природы и перспектив электронных денег внес известный уэльский специалист в области банковского налогообложения и электронных расчетов А. Оперкент (A. Operkent). В 1994 г. в одной из своих работ он отмечал, что электронные деньги "...скорее всего будут предлагаться как банками, так и небанковскими организациями. Если последние смогут выдавать электронные деньги непосредственно потребителям, то существенно подорвут клиентскую базу традиционных банков. Тогда банки сами будут вынуждены выпускать в обращение собственные электронные деньги. Но может случиться, что рынок уже будет занят аналогичными решениями небанковских фирм... Важной проблемой станет психологическое недоверие потребителей к новому продукту. Представляется, что, для того чтобы электронным деньгам верили как бумажным банкнотам, они должны по первому требованию обмениваться на национальную валюту. Но тогда каждой единице электронных денег должна соответствовать единица обычных денег, подкрепленная стабильным состоянием экономики этой страны. Или, если взглянуть на ситуацию с другой стороны, в реальном мире должно быть соответствующее денежное покрытие электронных денег, используемых для электронных платежей. Поэтому в такой системе не должно существовать электронного кредита, ведь он увеличивает массу электронных денег без соответствующего роста количества обычных денежных знаков, а это вызывает инфляцию. Однако, с другой стороны, это уменьшает для банков выгодность сделок с электронными деньгами. Они станут не интересным банку и даже вредным явлением. Конечно, банки могут брать комиссию за конвертацию электронных денег или за лицензирование их выпуска, но конкуренция наверняка сделает такой бизнес малоприбыльным. Все это ставит банки перед довольно сложной дилеммой. И потом, государство обычно жестко регулирует рынок перемещения и обмена иностранных валютных ценностей. Стремление создать с помощью электронных денег некий новый рынок валют заставит государства мира принимать ответные меры, направленные на укрепление национальной финансовой системы. Поэтому на ранних стадиях внедрения электронных денег важно приравнять их к какой-либо условной единице (или валюте) и обменивать по обычному рыночному курсу наравне с другими валютами. В то же время можно предположить, что в обход законов рынка и денежного обращения, а возможно, и законов государства, банки или небанковские (что скорее) структуры все же рискнут выдавать электронные деньги в кредит. В этом случае такой кредит будет иметь цену. Тогда, если это разрешат государства мира, конвертируемость в традиционные валюты перестанет быть необходимым условием существования электронных денег. Они могут стать не отличимыми по функциям от обычных банкнот. С одной стороны, с точки зрения общечеловеческих ценностей это будет прорыв в иное измерение свободы. Но с другой, такие деньги перестанут быть привязаны к земле, к государству, станут наднациональными, станут, по определению К- Маркса "мировыми деньгами". Это может, при определенной пассивности государства, размыть его финансовые основы, а при самом пессимистичном сценарии привести к краху существующие сегодня банковскую и налоговую системы (если будут нарушены регулирующие функции государства по отношению к экономике, утрачен контроль за денежной массой и расчетами, могущество центральных банков и налоговых ведомств обрушится, как замок из песка, -данные органы будут похожи на сильных, но слепых великанов). В то же время, возможно, государство вмешается в процесс развития электронных платежей, и некоторые электронные деньги будут поддерживаться правительством, другие - частными лицами... В любом случае потенциал электронных денег огромен и до сих пор в точности не изучен'4. Понятие электронных денег Следует отметить, что действующее российское законодательство не содержит упоминания об электронных деньгах и поэтому, естественно, не содержит и легального определения данного понятия. Кроме того, данное понятие не рассматривается и доктриной финансового права. На сегодняшний день в Российской Федерации термин "электронные деньги" используется лишь в экономических и публицистических работах. В зарубежных странах понятие "электронные деньги" было введено в научный оборот относительно недавно. В начале 90-х гг. начались исследования Европейского института денег (впоследствии на его базе был создан Европейский центральный банк), основной задачей которых стала попытка спрогнозировать возможные пути развития платежных систем в странах Европейского Союза. В 1994 г. по результатам проведенных исследований рабочей группой Европейского института денег (European Monetary Institute) был опубликован доклад "О предоплаченных картах", в котором были затронуты и проблемы электронных денег2. Одним из важнейших положений данного доклада стал вывод о необходимости ограничить круг эмитентов предоплаченных карт только крердитными учреждениями. Данный тезис нашел отражение в проекте Ди-грективы, опубликованном в 1998 г. в виде предложения Комиссии Европейского Союза'. В окончательном же тексте Директивы указанное требование было усилено введением нормы (ст. 1, п. 4), рекомендующей государствам - участникам Европейского Союза "запрещать проведение эмиссии электронных денег лицам или предприятиям, которые не являются кредитными учреждениями". Как отмечают специалисты, введение прямого запрета на эмиссию электронных денег прочими эмитентами свидетельствует о стремлении европейских законодателей ввести в сфере электронных денег достаточно жесткое регулирование - аналогичное тому, |
|
© 2007 |
|