РУБРИКИ

Статья: Электронная коммерция: правовое регулирование и налогообложение

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Статья: Электронная коммерция: правовое регулирование и налогообложение

стать нормой, за ис­ключением тех случаев, когда... возникает потребность в

реализации госу­дарственных мер или... международных соглашений. С этой целью

потребу­ется наладить координацию деятельности правительств по линии

междуна­родных организаций (ОЭСР, ВТО, ВОИС, ЮНСИТРАЛ и др.) по адапта­ции

существующих торговых законов и положений"1.

Речь, таким образом, должна идти о переносе центра тяжести с функ­ций

государственного регулирования на функции "облегчения" и "упроще­ния" порядка

осуществления электронной экономической деятельности.

В 1992 г. решением Верховного Суда Соединенных Штатов Америки в США был введен

мораторий на введение налогообложения субъектов электронной экономической

деятельности, осуществляемой с использовани­ем глобальной компьютерной сети

Интернет. В соответствии с этим ре­шением компании, продающие товары в сети

Интернет по каталогу (Ин­тернет-магазины), были отнесены к льготной категории.

В последние годы правительства многих штатов стали высказывать все большую

озабоченность тем, что по мере развития электронной ком­мерции из-за наличия

моратория в первую очередь страдают бюджетные интересы штатов. В свою очередь

представители компаний, осуществляю­щих экономическую деятельность в сети

Интернет (назовем их электрон­ными компаниями, или Интернет-компаниями),

уверяют, что ужесточение в данной части налоговых законодательств и отмена

моратория будут пре­пятствовать дальнейшему развитию этого важного для США

сектора эконо­мики. Тех же соображений придерживаются и федеральные власти.

В 2000 г. Конгресс США принял решение о продлении действующего моратория до

октября 2001 г. Комментируя это решение, конгрессмен от штата Техас Ллойд

Доггетт (Lloyd Doggett) отметил, что "данный морато­рий был принят с целью

поощрения роста индустрии электронной ком­мерции и защиты молодого бизнеса от

различных федеральных и мест­ных налогов в США. Электронная коммерция все еще

переживает пери­од детства и может не реализовать весь свой потенциал, если

попадет под

налоговый пресс"2.

В настоящее время "налоговый мораторий" продлен до 2006 г., то есть на 5

последующих лет после истечения срока действия текущего моратория в октябре

2001 г. В ходе рассмотрения вопроса о моратории на налогообложение

электронной коммерции были отметены поправки, оговаривавшие право одиннадцати

штатов не вводить в действие такой мораторий на их территории.

Администрация США настоятельно рекомендует политическому py-j ководству и

других индустриально развитых государств последовать при-f меру Соединенных

Штатов:

Однако американские экономисты - противники моратория - отме­чают, что

отсутствие налогообложения электронной коммерции оборачива­ется для США

существенными бюджетными потерями. Так, в соответствии с исследованиями,

проведенными проф. Университета Теннесси Дональдом Брюсом (Donald Bmce)

бюджеты каждого из штатов США будут недополу­чать до миллиарда долларов

ежегодно. Исследования проводились по запро­су Сети по управлению

государственным долгом Национальной ассоциации министров штатов (State Debt

Management Network of the National Association of State Treasurers)'.

Вместе с тем, как указывалось выше, еще в 1998 - 1999 гг. экспертами Нью-

Йоркской правительственной рабочей группы по электронной тор­говле США и ОЭСР

были разработаны несколько проектов международ­ных конвенций по электронным

сделкам и директив по налогообложе­нию сделок, осуществляемых в Интернете.

Авторы проектов исходят из привязки "электронных услуг" к фактическому месту

нахождения компь­ютерного сервера, который предлагается признавать постоянным

пред­ставительством. Так как большая часть существующих в сети Интернет веб-

сайтов размещена на серверах, физически расположенных на терри­тории США, то

и соответствующее налогообложение в будущем, при общемировом признании

американского подхода к рассмотрению данной проблемы, будет осуществляться в

этом государстве. В этом случае, как предполагается, бюджетные потери,

вызванные сегодня действующим мораторием, в недалеком будущем могут быть

легко восполнены. В свою очередь, "задачей сегодняшнего дня" администрация

США именует реа­лизацию концепции "Глобальной Информационной Безналоговой

Ин­фраструктуры" (G1AI).

Следует особо отметить, что наиболее близкие к американским пози­ции в своей

национальной и международной политике занимает админи­страция Канады3

.

В июле 2001 г. в Канаде объявлено о начале сбора предложений граждан по

реформе законодательства в сфере охраны авторских прав, интеллекту­альной

собственности и налоговых льгот. Ожидаемая реформа законодатель­ства призвана

прояснить правовой статус Интернет-компаний, осуществ­ляющих сетевые теле- и

радиотрансляции. Кроме того, предполагается определить степень применимости

данного законодательства к деятель­ности компаний-провайдеров,

предоставляющих третьим лицам услуги по подключению к сети Интернет.

Действующие на сегодняшний день в стране нормы по охране автор­ских прав во

многом соответствуют стандартам Всемирной организации по интеллектуальной

собственности (ВОИС), однако, как отмечает пер­вый вице-директор Института

сравнительного права и мировых эконо­мических процессов (г. Монреаль) Ален

Пашканица (Alen Pashkuniza), "Канаде необходимо законодательство,

ориентированное на регулирова­ние быстроменяющихся не статических глобальных

экономических про­цессов, учитывающее все наши национальные микроэкономические

осо­бенности". Так, новое законодательство "должно учесть такой канадский

феномен, как правовая неопределенность с онлайновым телевидением"1.

Наиболее значимым примером в данной сфере был назван канал iCraveTV и его

правопреемник JumpTV.

В частности, остается неразрешенным вопрос, должны ли распро­страняться

налоговые льготы, предусмотренные канадским законодатель­ством для телекомпаний

и других средств массовой информации, функ­ционирующих вне сети Интернет, на

компании, осуществляющие свою деятельность исключительно или преимущественно в

сети2. Данная про­блема в последние годы приобретает особое значение

в связи с тем, что действующее законодательство как Канады, так и других

государств (в том числе и действующее законодательство РФ) не содержит

юридиче­ских критериев отнесения таких "телекомпаний" и других информацион­ных

источников, распространяемых с использованием сети Интернет (так называемых

"электронных печатных изданий" и "электронных газет"), к сред­ствам массовой

информации, а также порядка их отчетности по налого­вым льготам.

Государства второй группы во главу своей внутренней и внешней по­литики в

области электронной экономической деятельности ставят по­нимание того, что

взимание налогов с оборотов коммерческих сделок, осуществляемых в глобальной

сети Интернет, может стать в перспективе важной, а на определенной стадии

развития мировой электронной эко­номики - важнейшей статьей пополнения как

национального бюджета этих государств, так и консолидированного интеграционного

бюджета

Европейского Союза.

При этом для достижения поставленных задач предлагаются различ­ные

налогово-правовые конструкции.

Например, эксперты Эшмановского института (Бельгия) предлагают ввести так

называемый "побитовый налог" - поставить счетчики и взи­мать деньги за объем

переданной информации (трафик), точнее "перекачанных битов", независимо от

того, какие сведения они предоставляют и предоставляют ли вообще. По

сделанной в свое время оценке бельгий­ского Министерства коммуникаций, при

ставке такого налога 1 доллар за 100 мегабит налоговые поступления этой

страны могли бы составить по­рядка 10 млрд долл. в год (что составляет 4% от

валового национального продукта Бельгии)'.

Во Франции в июне 2001 г. для целей последующего налогообложе­ния субъектов

электронной экономической деятельности рассматривает­ся возможность

обязательной государственной сертификации торговых Интернет-компаний. В докладе

комиссии по финансам Национального собрания Франции предлагается ввести

специальный "опознавательный знак", которым отмечались бы те торговые

Интернет-компании, которые предлагают достаточные гарантии налоговой

прозрачности и технологи­ческой безопасности при осуществлении платежей с

использованием банковских карт2. Вместе с тем еще в мае 2000 г.

французским пользова­телям сети Интернет было запрещено совершать сделки по

приобрете­нию товаров в Интернет-магазинах и аукционах, организаторы которых не

получили в установленном порядке разрешение на ведение торговли и проведение

аукционов и не встали на налоговый учет для целей учета оборотов и уплаты

налога на добавленную стоимость. Правовым основа­нием введения такого запрета

послужило решение муниципального суда г. Парижа от 5 мая 2000 года № 456/7/А7

"По делу о налогообложении Интернет-аукционов, осуществляемых в режиме

реального времени". Судебное разбирательство было начато после того, как

компания Nart.com приступила к продаже произведений французской живописи через

веб-сайт своего американского представительства.

В сентябре 2001 г. во Франции введены в оборот специальные небан­ковские

пластиковые карты Easysmartcodes стоимостью 50, 100 и 200 франков,

предназначенные для оплаты стоимости приобретенных с по­мощью сети Интернет

товаров (услуг). Такие небанковские пластиковые карты имеют индивидуальный

номер и 25 кодов, которые указываются при оплате товаров (услуг), приобретаемых

с использованием сети Ин­тернет. При каждой покупке используется один из этих

кодов. Достоин­ством такой системы электронных расчетов специалисты называют ее

анонимность - использование карты не связано с личностью покупателя и не

требует создания специального банковского счета. Владелец систе­мы, компания

SEP-Tech, заключила соглашения о введении такой сис­темы оплаты с рядом сайтов

порнографического содержания. С другой стороны, внедрение таких карт, по

оценкам налоговых органов Франции, осложнит установление общеправового (в том

числе налогово-правового) контроля над электронной экономической деятельностью,

и, кроме того, развитие подобных предоплаченных финансовых продуктов в

будущем может существенно ослабить стабильность банковской системы и

эмис­сионной политики Франции.

В Германии с мая 2000 г. рассматривается возможность дополнения действующей

системы налогов новым фискальным платежом - "налогом на использование сети

Интернет в деловых целях". При этом для целей обложения названным налогом сеть

Интернет с экономической точки зрения предполагается рассматривать в качестве

средства производства. В качестве плательщиков налога (субъектов

налогообложения) могут вы­ступать только юридические лица - налоговые резиденты

Германии, ис­пользующие глобальную сеть Интернет для извлечения прибыли ("в

де­ловых целях"). В этом случае объектом налогообложения будет выступать время,

в течение которого компьютер юридического лица был подклю­чен к сети Интернет и

использовался для осуществления предпринима­тельской деятельности.

Предполагается, что при составлении соответст­вующей налоговой декларации

сотрудники финансовых подразделений компаний будут дополнительно заполнять

графу "Интернет". В назван­ной графе будет указываться время, проведенное в

сети, - "продолжи­тельность работы в Интернет", тематика посещаемых сайтов и т.

д. При этом важнейшим обстоятельством становится неразрешенная пока про­блема

порядка осуществления соответствующего налогового контроля за достоверностью

предоставляемых сведений'.

Аналогичные идеи были заложены и в основу ряда законопроектов в Швейцарии.

Однако в июле 2000 г. парламент этой страны категорически выступил против

"введения общенационального налогообложения эко­номической деятельности

(электронных банковских услуг и Интернет-банкинг), осуществляемой в Интернете"

2. Кроме того, было заявлено, что реализация нематериальных товаров

(информации о курсах валют, биржевых котировках, новостей и т. д.),

приобретаемых через сеть Ин­тернет, не будет облагаться налогом на добавленную

стоимость.

Напротив, в Турции преобладают сторонники более жесткого подхода к правовому

регулированию электронного сегмента национальной эко­номики. В соответствии с

законом, принятым в Турции 7 июня 2001 го­да, в качестве базовой схемы, по

аналогии с которой предполагается осуществление правового регулирования и

налогообложения информа­ционных обменов (электронной экономической

деятельности. - А. Т.), в рамках турецкого сегмента глобальной

компьютерной сети Интернет из­брана правовая конструкция, используемая сегодня

для регулирования деятельности печатных изданий. То есть Интернет

приравняли к средст­вам массовой информации и пригрозили штрафами.

Упомянутый закон Турции предусматривает штрафы размером до 100 млрд турецких

лир (около 85 тыс. долл. США) за публикацию на веб-сайте, собственником

которого является юридическое или физическое лицо - налоговый резидент Турции,

неверных новостей делового характера, оскорблений и дру-1 гих подобных

материалов. Однако правительство отказалось утвердить положения закона,

требующие разрешения местных властей на открытие веб-сайта (по аналогии с

процедурой создания и государственной регист­рации обычного печатного издания

или электронного СМИ (юридиче­ского лица)). Избран более мягкий -

уведомительный порядок открытия веб-сайтов1. Кроме того, следует

отметить, что в первоначальном проекте закона предусматривалась обязанность

владельцев веб-сайтов ежедневно предоставлять печатный вариант сайта

соответствующему органу власти, наделенному соответствующими контрольными

полномочиями. Предпо­лагалось, что такой контроль в будущем позволит

безболезненно перейти к распространению действующего турецкого налогового

законодательства на хозяйствующих субъектов, осуществляющих электронную

экономическую деятельность. В этом случае основные контрольные функции в этой

сфе­ре постепенно предполагалось перераспределять в пользу налоговых ор­ганов

страны.

Существует достаточно распространенное мнение, что широкое пре­доставление

доступа к информации, распространяемой с использованием сети Интернет, ведет к

развитию свободы слова и демократии. Поэтому большинство американских

политологов предрекали неминуемый крах политических режимов государств

третьей рассматриваемой нами группы (Куба, Иран, Китай, Афганистан при

талибах и др.) по мере "проникнове­ния" новых информационных технологий на

территорию таких государств.

Вместе с тем авторитарные политические элиты названных государств, нашли способы

контролировать политические дебаты в сети Интернет в пределах своих стран2

. При этом используются различные стратегии для контроля над информационными и

экономическими процессами в гло­бальной компьютерной сети Интернет,

i

Так, в Китае правительство поощряет желание своих граждан выхо-' дать в сеть,

при этом тщательно контролируя чаты и веб-страницы. Предсе- , датель Народного

Собрания КНР Цзянь Цзе-Минь (Jiang Zemin) 12 июля| 2001 года призвал ужесточить

контроль за использованием сети Интернет, на территории Китая3. В

настоящее время в китайском сегменте гло-1 бальной компьютерной сети

"возведена" так называемая "Огненная Ки-1 тайская Стена", блокирующая доступ к

нежелательным веб-сайтам. Спи­сок закрытых сайтов определяется специальной

комиссией Центрального комитета Коммунистической партии Китая. Кроме того,

несколько "ки-бердиссидентов", разместивших в сети критические замечания в

адрес правительства, были приговорены к различным срокам тюремного за­ключения

4. Вместе с тем проблема выбора механизмов правового регули­рования и

налогообложения субъектов электронной экономической дея­тельности в Китае пока

не решена. Министерство финансов Китая с апре­ля 2000 г. приступило к

рассмотрению вопроса о возможности налогообло­жения субъектов электронной

экономической деятельности китайских ком­паний'.

На Кубе, наоборот, доступ к сети Интернет имеют только универси­теты и

некоторые государственные учреждения. Таким образом, в связи с ограниченным

доступом к сети Интернет электронная экономическая деятельность с территории

Кубы практически не ведется.

В Афганистане запрет на использование сети Интернет был отменен с падением

власти талибов.

В Исламской Республике Иран правительство страны не выступает за запрет

глобальной компьютерной сети Интернет в принципе, однако пытается обезопасить

себя и население от появления в рамках границ Ирана опасных для исламистской

партии материалов, а также неконтро­лируемой государственными органами

внутренних доходов (налоговыми органами Ирана) экономической (в первую очередь

торговой) деятельности. До 1997 г. в Иране Интернет был запрещен. После его

легализации в стране стали чрезвычайно популярными заведения, где иранцам

предос­тавляется возможность пользования сетью Интернет. Однако с мая 2001 г. в

стране развернута общественная кампания, направленная на усиление контроля над

использованием сети Интернет и регулирования деятельности единственной в стране

провайдерской службы. С этой це­лью в настоящий момент в Иране, как и в

Китайской Народной Респуб­лике, полностью блокирован доступ на некоторые

иностранные веб-сайты, в первую очередь безнравственного и

финансово-экономического содержания. Иранская телекоммуникационная компания,

которая явля­ется монополистом в сфере услуг подключения к сети Интернет, в

соот­ветствии с решением правительства страны постоянно фильтрует опас­ные для

национальной безопасности Ирана материалы, публикуемые в глобальном

информационном пространстве, и призвана пресекать ком­мерческие поползновения

иранцев в сети Интернет3.

Кроме того, особо следует отметить, что возрастающее значение элек­тронной

экономической деятельности и нарастающая острота проблем, порождаемых

пробелами, существующими в праве и в сфере налогооб­ложения, становятся

предметом пристального внимания международных организаций: Всемирной

организации интеллектуальной собственности (ВОИС), Всемирной торговой

организации (ВТО), Комиссии ООН по международному торговому законодательству

(ЮНСИТРАЛ), Междуна­родной торговой палаты (МТП), Организации экономического

сотрудни­чества и развития (ОЭСР), Международной ассоциации электронной

коммерции (ИАЕК), Международной ассоциации финансового законода­тельства

(ИАФЛ) и др.

Под эгидой Европейского центрального банка и ИАЕК в июне 2001 г. в г. Гааге

(Голландия) прошла международная конференция стран Евро-| пейского Союза,

участники которой попытались определить принципы, которыми нужно

руководствоваться при разработке международных межправительственных актов в

области налогообложения субъектов элек-., тронной экономической деятельности

(электронной коммерции). Однако о единой законодательной в области

электронной коммерции догово­риться пока не удалось.

Вопрос, в суде какого государства и в соответствии с законодательством какой

страны должен рассматриваться иск, в случае, если истец и ответчш

зарегистрированы в качестве юридических лиц или предпринимателей в раз­личных

странах, всегда являлся одним из наиболее важных аспектов между­народного

частного права. Развитие электронной экономической деятельно­сти (электронной

коммерции) предельно обострило названную правовую' проблему. Поэтому

основными темами обсуждения на конференции ста­ли проблемы юрисдикции,

подведомственности и подсудности дел по спо­рам, возникающим в процессе

осуществления электронной экономической деятельности с использованием

глобальной компьютерной сети Интернет.

Кроме того, большое внимание было уделено разработке основных параметров

проекта первого международного межправительственного со­глашения (конвенции)

в сфере электронной экономической деятельности с использованием глобальной

компьютерной сети Интернет. Предложения, непосредственно затрагивающие

электронную коммерцию, касаются ре­гулирования секторов В2В, В2С, отношений с

работодателями и интел­лектуальной собственности.

В соответствии с предложениями участников Гаагской конференции' рассмотрение

споров, вытекающих из сделок в так называемом секторе-В2В, предполагается

отнести к подсудности суда любой оговоренной в контракте страны. Если страна

юрисдикции не определена, по умолча­нию действует законодательство страны

местонахождения поставщика товара (услуг). Сделки в секторе В2С предложено

относить к юрисдикции суда государства, в котором постоянно (или

преимущественно) про­живает покупатель.

Однако следует заметить, что такой подход де-факто признан лишь Европейском

Союзом. Против такой правовой конструкции выступают Соединенные Штаты

Америки.

Европейская конвенция в области регулирования электронной эко­номической

деятельности, осуществляемой с использованием глобальной компьютерной сети

Интернет (электронной коммерции), должна быть принята не позднее чем в 2003

г.

При этом важным шагом на пути к унификации подходов к правово­му

регулированию и налогообложению данной сферы экономической дея­тельности

следует признать продолжающуюся работу Европейского Союза по созданию единой

правовой базы заключения гражданско-правовых сде­лок в названном сегменте

экономики, и в частности согласованной полити­ки в области применения

электронно-цифровой подписи.

ГЛАВА IV. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

ЭЛЕКТРОННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ СУБЪЕКТОВ

ЭЛЕКТРОННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

...Новые технологии делают жизнь лучше, но почему тогда лифт ломается гораздо

чаще, чем лестница ?

Станислав Ежи Леи. Афоризмы, 1957

Инструменты обеспечения эффективного осуществления электронной экономической

деятельности

Общеизвестным является то обстоятельство, что юридическая и эко­номическая

сущность любых экономических процессов и видов экономи­ческой деятельности не

может рассматриваться иначе как сквозь призму системы расчетных правоотношений,

существующих или формирующихся и сфере деятельности такого вида. Поэтому

рассмотрим сначала сущест­вующие в настоящее время элементы правового

регулирования отдельных инструментов обеспечения осуществления электронной

экономической дея­тельности и проблемы налогообложения субъектов такой

экономической

деятельности.

Как уже указывалось выше, важными технологическими составляющи-

ли электронной экономической деятельности, обусловливающими необхо-шмость

специального регулирования такой деятельности правом, являют-я: электронная

форма заключения сделок и электронные расчеты, которые и являются

инструментами обеспечения осуществления экономической дея­тельности с

использованием глобальной компьютерной сети Интернет.

Таким образом, мы вправе говорить о наличии следующих трех групп инструментов

обеспечения эффективного осуществления электронной экономической

деятельности:

- технологических;

- правовых;

расчетных.

При этом основными инструментами первой группы являются техни­ческие

средства (программное обеспечение и специальные технические средства),

необходимые либо достаточные для эффективного ведения хо­зяйствующими

субъектами предпринимательской и иной экономической деятельности в электронной

форме.

Ко второй группе инструментов относится необходимая нормативно-правовая база

в области правового регулирования основ осуществления

-•лектронной экономической деятельности, налогообложения субъектов такой

деятельности, а главное - защиты и обеспечения их прав, свобод и законных

интересов. В частности, концептуально можно сказать, что к"| этой группе

следует отнести нормативные акты в сфере законодательного ' закрепления, в

самом широком смысле, - "права на электронную сделку". Например, закрепление

принципов осуществления электронной экономи­ческой деятельности (такие

документы только предстоит разработать и. принять), принципов

законности формы электронной сделки (требования! к ее форме), вопросы

применения электронной цифровой подписи и т. д. |

Третью группу составляют едва ли не важнейшие инструменты - рас-] четные

инструменты. Ниже в основных параграфах настоящей главы рас-я смотрению

этой группы инструментов обеспечения электронной эконо­мической деятельности

как с экономических позиций, так и с позиций права нами будет уделено особое

внимание. В первую очередь это обу­словлено тем, что именно от темпов,

тенденций и направлений развити расчетных инструментов электронной

экономической деятельности зави сят перспективы и приоритеты развития

электронной коммерции (элек тронной экономической деятельности) в целом.

Способы и правовые конструкции регулирования электронной формы сделт

верификации заключенных в такой форме юридически значимых документа не

составляют секрета, а потому названная проблема представляется н имеющей

существенного значения для целей установления порядка налоге обложения

субъектов электронной экономической деятельности и поэтому большей части

оставлена нами за рамками настоящего издания. Кратко от метим лишь, что

правовым способом разрешения названной проблем! выступают закрепленные законом

технологии верификации (подтвер ждения подлинности) таких электронных

документов с использование» электронно-цифровой подписи'. Нормативно-правовой

базой использо­вания таких технологий, как известно, являются нормы п. 2 ст.

160 ГК РФ ("Использование при совершении сделок факсимильного воспро­изведения

подписи с помощью средств механического или иного копиро­вания,

электронно-цифровой подписи либо иного аналога собственной, подписи допускается

в случаях и в порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами или

соглашением сторон") и положения Феде-, рального закона от 10 января 2002 года

№ 1-ФЗ "Об электронно-цифровой подписи"2.

Электронно-цифровая подпись призвана стать одним из важных меха­низмов

защиты прав и законных интересов контрагентов в процессе осуществления ими

электронной экономической деятельности. Как от­мечает Н. Соловяненко, процедуры

создания и проверки электронной подписи юридически подтверждают

действительность договорных обяза­тельств, обеспечивают защиту от их

одностороннего изменения или не­выполнения, а также символизируют необходимую

письменную форму сделки, заключенной контрагентами посредством глобальной

компьютер­ной сети Интернет. В 2001 г. Модельный закон "Об электронно-цифровой

подписи" принят Межпарламентской Ассамблеей стран - членов Содружест­ва

Независимых Государств. Этот Модельный закон должен стать основой свода

унифицированных правил и процедур, при помощи которых страны СНГ смогут

разрешать в национальных законодательствах главные пробле­мы, связанные с

правовым режимом электронно-цифровой подписи'.

Следует отметить, что в соответствии с решениями Парламента Ев­ропейского Союза

начиная с середины июля 2001 г. нормативные акты, закрепляющие юридическую силу

электронной подписи, приняты (или находятся на последних стадиях

законодательного процесса) во всех странах Евросоюза. Кроме того, в настоящее

время аналогичные норма­тивные акты введены в действие в большинстве

индустриально развитых ;тран мира (США, Великобритании, Канаде, Японии,

Австралии, Герма­ми и многих других)2.

В свою очередь, существующие в Российской Федерации и основных ^рубежных странах

особенности регулирования порядка осуществления и основных форм безналичных

расчетов как инструмента обеспечения экономи­ческой деятельности,

осуществляемой с использованием глобальной компыо-герной сети Интернет,

требуют самого пристального рассмотрения.

Напомним, что сложившийся в настоящее время в мире механизм

внутринациональных и международных (транснациональных) расчетов представляет

собой продукт длительной исторической эволюции. Финан­совые и платежные

системы различных стран существенно отличаются друг от друга в связи с

различиями в уровнях экономического и полити­ческого развития данных

государств, особенностями банковского и нало­гового законодательства,

сложившимися обычаями делового оборота и т. д. Вместе с тем банковское

законодательство большинства индустриально развитых стран строится на

унифицированном понимании правовой и экономической природы механизма

осуществления и единой юридиче­ской классификации форм безналичных расчетов,

разработанной в сере­дине прошлого века на основе исследований швейцарского

Банка меж­дународных расчетов (г. Базель).

В соответствии с данной классификацией, в зависимости от экономи­ческой сущности

осуществляемых расчетов и инициатора их проведения, псе виды расчетов делятся

на дебетовые трансферты (расчеты чеками, банковскими картами, почтовыми

переводами и т. д.) и кредитовые трансферты (поручения о кредитных

перечислениях в системах "жиро", переводы в системе СВИФТ (SWIFT) и т. д.).

В настоящее время в Российской Федерации формы и общие правила осуществления

безналичных расчетов, как известно, определяются в соответствии с положениями

гл. 46 ГК РФ "Расчеты", а конкретизируются банковским законодательством:

банковские правила в области расчетных правоотношений применяются постольку,

поскольку они не противоречат ГК РФ. Среди недостатков норм Гражданского

кодекса РФ в данной части необходимо особо выделить отсутствие юридического

определения самого, понятия "безналичные расчеты". При этом в положениях гл.

46 ГК РФ зако-| нодатель нашел место лишь четырем формам безналичных расчетов

-платежные поручения, расчеты по аккредитиву, чеками и по инкассо. „j

Кроме того, отметим, что в последние годы предметом непрекра-^ щаюшихся

споров среди специалистов в области финансового и банков-;

ского права остается вопрос о том, обязательственно-правовой либо i

вещно-правовой является природа безналичных денег'. Однако, как ука- -f

зывает Л. Г. Ефимова, "правовая природа безналичных денег до сих nopJ продолжает

оставаться загадкой"2, несмотря на существенный объем про-,'

веденных сторонами научных изысканий, а также количество поднимав­шихся на щит,

а затем низвергавшихся теорий и правовых конструкций.

Формулируя тезисно, следует отметить, что, как нам представляется, ответ на этот

вопрос возможно получить, лишь синтетически соединив удачные, научные

построения, выработанные в процессе этого спора обеими сторона­ми, с учетом

таких важных обстоятельств, как информационная природа безна- I личных

расчетов, безналичных электронных расчетов и в целом денежных средств (в том

числе выраженных в наличной форме), а также бесперспектив- • ность попыток

перекраивания экономического содержания тех или иных ot-j ношений под желаемую

юридическую форму (конструкцию)3, i

Представляется очевидной также верность тезиса о том, что в на­стоящее время

практически все необходимые для обеспечения электрон­ной экономической

деятельности хозяйствующих субъектов безналичные расчеты осуществляются ими в

электронной форме.

Впрочем, наше утверждение равно верно и для прочих случаев осуществ­ления

расчетов в безналичной форме. Нельзя не согласиться с замечани--ем О.С.

Рудаковой о том, что "из всех областей человеческой деятельно­сти компьютер

получил наиболее широкое применение именно в бан­ковской деятельности".

Поэтому/учитывая известные технологические последствия повсемест­ной

компьютеризации банковской системы, на сегодняшний день нам представляется

уместным использовать применительно к расчетным от­ношениям такого вида термин

"безналичные электронные расчеты".

При этом следует учитывать сложившийся в результате бессистемной разработки и

принятия актов гражданского и банковского законодатель­ства, а также актов

законодательства о налогах и сборах в Российской Федерации, по определению Г.

Ньюмана и К. Брауна, "юридический нонсенс - налицо попытка строить дом без

фундамента и крыши, из од­них стен"'. Действующее российское законодательство

не содержит ле­гальных определений большого количества базовых понятий

финансового и банковского права, широко используемых в банковской практике, как

на­пример: "расчеты", "расчетные правоотношения", "наличные расчеты",

"без­наличные расчеты", "электронные расчеты", "электронные банковские

услу­ги", "банковская система России" и многие другие. Поэтому при

рассмотре­нии терминологических проблем российского банковского права нельзя не

согласиться с точкой зрения Г.А. Тосуняна, А.Ю. Никулина и А.М. Экмаля-на:

"Бесперспективно создавать правовые нормы, тем более целые законы, в условиях,

когда, пользуясь математической терминологией, не определе­на система

координат, в которой данная норма выступает в роли кирпи­чика, используемого в

качестве материала при строительстве нового за­конодательства. Если система

координат размыта, непрерывно меняется, четко не определена на концептуальном

уровне, то это равносильно строи­тельству дома без фундамента на зыбкой почве,

без соответствующего ут­вержденного проекта. Такой дом, еще не будучи построен,

начнет рассы­латься"2. Здесь же отметим близость позиций и оценок

ведущих российских ;пециалистов и их зарубежных коллег. Кроме того, как нам

представляется, изложенное верно и по отношению к "системам координат" смежных

с бан­ковским отраслей российского права.

Мы полагаем, что терминологические проблемы банковского права и i целом вопросы,

порождаемые высокой степенью пробельности и под-шконности (на уровне

нормотворчества Центрального банка РФ) право­вого регулирования в области

финансов и кредита в Российской Федера­ции, могут быть сняты и в конечном итоге

будут сняты с принятием единого кодифицированного акта в данной сфере -

Банковского кодекса РФ. По нашим оценкам, задача разработки и принятия

такого акта мо-*сет быть поставлена на заключительном этапе кодификации

законода-гельства РФ о налогах и сборах.

Названные обстоятельства и проблемы, с одной стороны, в известной степени

затрудняют достижение стоящих перед настоящим исследованием задач разработки

унифицированных общетеоретических (в том числ< терминологических) основ

электронной экономической деятельности дл)| целей выявления порядка ее

регулирования и налогообложения, с дру-| гой - отражают их научную ценность.

Исходя из общей экономической и юридической логики правоотно­шений, сложившихся

в сфере финансов и кредита в Российской Федера­ции, под электронными

расчетами следует понимать совокупность безна-4 личных расчетов,

осуществляемых в электронной форме субъектами эконо-it мической деятельности.

|

При этом следует отметить, что расчетные отношения в электронной! форме, а

значит, и электронные экономические процессы существовали в банковских

системах индустриально развитых стран и до возникнове­ния и развития

глобальной компьютерной сети Интернет. Отношения названного вида

преимущественно формировались в сфере осуществле­ния безналичных расчетов с

использованием инструментов удаленного управления банковским счетом (далее -

ИУУБС)'. До середины 90-х гг. XX в. такими инструментами выступали только

банковские карты.

Как указывалось выше, одной из проблем юридической техники в ис­следуемой сфере

является отсутствие четкой, унифицированной терми­нологической базы. Так, в

актах российского банковского и налогового законодательства на сегодняшний день

используются различные термины: _ "пластиковые карты", "расчетные и платежные

карточки", "предоплаченныс карты" и т. д. Для обозначения рассматриваемого

инструмента удаленного управления банковского счета с учетом многообразия его

экономических видов наиболее удачным нам представляется термин "банковская

карта".

С развитием новых информационных технологий и так называемо^

"коммерциализацией" глобальной компьютерной сети Интернет произо-шел

качественный скачок в сфере технологий удаленного управления банковскими

счетами, которым и обусловлена сегодняшняя необходи­мость пересмотра

государственной политики в рассматриваемой сфере в сторону существенного

увеличения степени урегулированное™ назван­ных экономических процессов

нормами права.

Таким образом, можно выделить два основных этапа правовой эволю­ции и

развития электронных экономических процессов и соответственно расчетных

правоотношений, формирующихся в электронной форме (форм безналичных электронных

расчетов):

а) досетевой этап - это временной отрезок примерно с 70-х гг. до се­редины

90-х гг.;

б) сетевой этап - начиная с середины 90-х гг. i При этом

следует особо подчеркнуть, что на досетевом этапе развил тия электронных

экономических процессов, то есть до возникновения гло­бальной компьютерной

сети Интернет, инструментами осуществления электронных расчетов при

определенных условиях (если такие расчеты осуществлялись в электронной форме)

могли выступать практически все разрешенные законом в данной стране формы

безналичных расчетов, но в первую очередь - банковские карты. Однако, несмотря

на наличие электронных расчетных инструментов и высокий уровень развития в

ин­дустриальных зарубежных странах международных досетевых платежных систем,

функционирующих на основе банковских карт (Visa, Master Card, JTB Card,

American Express и др.), по понятным причинам говорить о существовании на этом

этапе электронной экономической деятельности не корректно.

, В свою очередь, на втором этапе, когда с появлением информацион­ной

среды глобальной компьютерной сети Интернет и начинается фор­мирование основных

институтов электронной экономической деятельности (электронной коммерции), из

традиционных форм безналичных расчетов в качестве инструментов осуществления

электронных расчетов в сети Интернет сохраняют свое значение лишь отдельные

виды банковских карт, и в первую очередь кредитные и дебетные банковские карты

с маг­нитной полосой и смарт-карты (банковские карты со встроенным

мик­ропроцессором). Инструментом удаленного управления банковскими счета­ми, по

сути, становится сама глобальная компьютерная сеть Интернет, а точнее,

подключенные к ней компьютер и иные специальные устройства, например различные

электронные терминалы (электронные контрольно-кассовые машины).

Кроме того, важнейшим обстоятельством, в корне изменившим тех­нологические,

экономические и юридические аспекты безналичных рас­четов, осуществляемых в

электронной форме, и в целом общественное значение электронной экономической

деятельности, на данном этапе становится появление экономического феномена так

называемых "элек­тронных денег" или "систем электронных денег" (англ.

electronic money, или е-топеу). Зарубежные авторы именуют их также

е-топеу (электрон­ные деньги), e-cash (электронная наличность),

digital money/cash (цифро­вые деньги/наличность), computer money

(компьютерные деньги).

На сегодняшний день системы электронных денег являются главным расчетным

инструментом обеспечения электронной экономической дея­тельности.

Под электронными деньгами мы понимаем безналичные денежные средства,

выраженные в электронной цифровой форме.

При этом следует учитывать, что, выступая основным инструментом осуществления

электронных расчетов в информационной среде глобаль­ной компьютерной сети

Интернет, электронные деньги обращаются в рамках платежных систем двух видов:

а) систем, функционирующих на базе банковских карт,

б) систем, функционирующих на базе компьютерных сетей. Поэтому, как уже

указывалось выше, здесь представляется необходи­мым особо обратиться к

рассмотрению правовых особенностей развития Расчетных инструментов

обеспечения электронной экономической деятельности, и в первую очередь

правовых аспектов эволюции, и особенностей регулирования в зарубежных странах и

в Российской Федерации элек­тронных расчетов, осуществляемых в досетевую и

сетевую эпохи с ис­пользованием банковских карт и систем

электронных денег,

Правовое регулирование и налогообложение J электронных расчетов,

осуществляемых q с использованием банковских карт как расчетных •

инструментов обеспечения электронной я экономической

деятельности v

Как справедливо отмечает известный английский юрист и экономист А. Оперкент,

"специфика рассмотрения правовых аспектов банковских пластиковых карт для

целей изучения электронной коммерции заключа­ется в том, что этот платежный

инструмент есть порождение традицион­ных экономических отношений,

регулирование которого формировалось в» докомпьютерную эпоху банковским

законодательством, не знавшим расчеД тов в режиме реального времени. Но это

единственный из созданных дГ Интернета платежных инструментов, который

оказался достаточно npof грессивным, чтобы использоваться в глобальных

компьютерных сетях"'. •

Впервые идея кредитных карт, используемых в качестве платежног^И средства,

была выдвинута в 1880 г. в книге англичанина Джеймса Белла-» ми "Глядя назад"

(J. Bcllami. Looking backwards).

Первая кредитная карта выпущена в 1914 г. компанией General Petroleum

Corporation of California (сегодня правопреемником данной корпорации является

Mobil Oil). Карточки использовались для оплаты в процессе торговли

нефтепродуктами. "В 1928 г. Бостонской компанией^ Farrugton Manufacturing были

выпущены первые металлические пластинД ки, на которых выдавливался

(эмбоссировался) адрес и которые выдавав лись кредитоспособным клиентам.

Продавец вкладывал такую пластинкД в специальную машинку, называемую

импринтером, и буквы, выдавлсн^ ные на ней, отпечатывались на торговом чеке. В

последующие годы былиЯ придуманы такие элементы финансовой кредитной схемы, как

мини-^ мальное ежемесячное погашение долга, период отсрочки, то есть

беспро­центного кредитования, и многое другое"2.

Первые карты, являвшиеся полноценным платежным средством, бы­ли выпущены

небанковскими организациями. Эмитентами данных карт стали компании Diners

Club (Дайнсрс Клаб), American Express (Амсрикан Экспресс) и Hilton Credit

(Хилтон Кредит). В 1950 г. компания Diners Club ввела в обращение платежные

карточки, принимаемые в оплату за обслуживание в ресторанах, отелях и

туристических агентствах. Это бы­ла, по существу, первая полномасштабная

схема трехстороннего согла­шения с участием элемента карточки торговых

предприятий и держате­лей карточек. В 1958 - 1959 гг. с аналогичными

проектами на рынок вы­шли и другие небанковские организации.

Первая банковская карта была выпущена в 1951 г. маленьким нью-йоркским банком

Long Island Bank (впоследствии он был поглощен кон­курентами), и с тех пор

началось бурное развитие этого вида банковских услуг. В 1951 - 1958 гг.

некоторые американские банки начали создавать собственные карточные системы,

но масштабы их были невелики и но­сили локальный характер.

В конце 50-х гг. к выпуску карточек приступили ведущие коммерческие банки.

Первая универсальная карта крупного банка (Bank of Amerika) прошла испытания

в г. Сан-Франциско в 1956 г. Затем на рынок много­функциональных кредитных

карт вышли другие американские и не­сколько европейских банков. Так, в 1967

г. первым клиентам крупных французских банков была предложена "Голубая

карточка" для облегчения расчетов с примкнувшими к этой сети

предпринимателями'.

С 1966 г. банк Bank of Amerika приступил к реализации лицензий на

ис­пользование карточной технологии другим банкам. Для этой цели было

уч­реждено дочернее предприятие банка - Bank of Amerika Service Corporation.

На востоке и северо-востоке США в 60-х гг. возник ряд независимых

региональных ассоциаций по выпуску и обращению банковских карт. На их основе

в 1967 г. была учреждена Interbank Card Association - ICA. В 1969 г.

ассоциацией были приобретены права на выпуск в обращение карт Master Charge.

Таким образом, к 1973 г. в Соединенных Штатах Америки сформиро­вались два

основных конкурента на рынке универсальных банковских карт: BankAmeriCard, с

1977 г. - Visa (Виза), и ICA - ассоциация, которая в 1980г. обрела свое

сегодняшнее название - Master Card (Мастер Кард). Обе платежные системы с

момента учреждения внесли в устав нормы о запрете приема в свои ряды банков -

участников платежной системы конкурента. Потребовалось 10 лет (с 1966 по 1976

г.) и несколько судеб­ных процессов, чтобы двойное членство было разрешено.

Параллельно с развитием американского рынка шла и интернациона-. лизация

карточных операций. В 1951 г. компания Diners Club выдала первую лицензию на

использование своей торговой марки, технологий и расчетных схем в

Великобритании. Примерно в это же время Британская ассоциация отелей и

ресторанов приступила к эмиссии небанковской кредит­ной карты BHR. В 1965 г.

данная платежная система объединилась со своим шведским конкурентом Rikskort.

Так была создана компания EUROCARD International (Еврокард). Впоследствии

сотрудничество EUROCARD и амери­канской Межбанковской карточной ассоциации

ICA завершилось слия­нием этих двух компаний.

Ассоциации играют большую роль в организации и функционирова­нии систем

безналичных расчетов с использованием банковских карт. Ими разрабатываются

общие правила проведения расчетов, проводится анализ и корректировка

деятельности системы. Кроме того. Головные компании платежных систем

аккумулируют ресурсы для внедрения но­вых технологий, а также создания и

развития информационных комму­никаций.

:

Расходы ассоциаций покрываются за счет взносов банков - участников платежной

системы пропорционально объему их карточных операций. г

Ассоциации выполняют следующие функции: ;

- выдача лицензий на выпуск карточек с логотипом ассоциации;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


© 2007
Использовании материалов
запрещено.