РУБРИКИ |
Статья: Электронная коммерция: правовое регулирование и налогообложение |
РЕКЛАМА |
|
Статья: Электронная коммерция: правовое регулирование и налогообложениескорости передачи данных. Учитывая все преимущества взаимодействия с клиентом через глобальную компьютерную сеть Интернет, некоторые банки предлагают усеченный вариант систем Интернет-банкинга - например, только просмотр выписок по счету. Эта бесплатная услуга предоставляется клиентам через веб-сайт банка, размешенный в сети Интернет. Если же клиент не имеет доступа в Интернет, банк может за сумму, существенно меньшую по сравнению с тарифами обычных провайдеров, предоставить клиенту возможность посещения сайта банка, а также подключить к электронной почте. Электронное государственное предпринимательство В качестве одного из наиболее эффективных и социально-экономически значимых методов государственного регулирования экономики на современном этапе во многих странах мира используется регулирование экономики посредством государственного сектора экономики и его институтов. Основным организационно-экономическим инструментом такого регулятивного участия государства в развитии национального хозяйства выступает государственное предпринимательство. В течение всей мировой истории, практически во всех странах мира, переход от одной модели экономического и политического развития к другой сопровождается изменением роли государства в регулировании экономики в сторону усиления либо ослабления, а также доли и значения государственной собственности в национальном хозяйстве'. Так было при переходе от феодализма к капитализму, от капитализма к социализму, от индустриального общества к постиндустриальному и информационному обществу. Как отмечает В. Б. Студенцов, "государство везде одним из первых прокладывало путь новым экономическим отношениям, торило дорогу и приходило на помощь частным хозяйственным агентам"2. Вообще государство во все времена, во всех странах выступало в качестве важного участника хозяйственного оборота. В нашей стране, после развала СССР, по справедливому замечанию И.В. Дойникова, с легкой руки "реформаторов-псевдорыночников" созданы мифы о саморегулируемом рынке и о главном краеугольном камне рыночной экономики -частной собственности. Вместе с тем история XX в., в том числе информационного периода развития мировой цивилизации (1994 - 2000 гг.), показала и обратную тенденцию - возрастание значения государственного регулирования экономики, а также возникновение государственного предпринимательства. В настоящее время в Российской Федерации достаточно пристальное внимание изучению феномена государственного предпринимательства уделяется преимущественно экономической наукой. Среди ученых-экономистов, обращающихся к изучению экономических проблем и научных аспектов государственного предпринимательства, имена М.В. Климова, А. Шулуса, В. Савченко, А.В. Пикулькина, А.В. Бусыгина, В.Б. Студенцова и др. Тем не менее, как отмечает д-р экон. наук, акад. РАЭН В.В. Иванов, "переченв проблем в части государственного предпринимательства российскими эко-^ номистами далеко не исчерпан, многие вопросы еще ждут своих пристальных исследователей... другие вопросы освещены, но освещены мало и оттого требуют дальнейшей проработки"'. В юридической науке, в силу взятого после 1991 г. курса на развитие частного сектора, который согласно сакральным предсказаниям "прива-тизаторов" должен был спасти Россию, правовые аспекты государственного предпринимательства и в целом государственного управления эко номикой были искусственно выведены на второй план. Однако развитие юридической науки в этой части не замирало. Так весомый вклад в разработку научных основ государственного предпри нимательства в нашей стране внесли работы д-ра юрид. наук И.В. Дои никова. В учебнике "Государственное предпринимательство" (2000 г.) | учебно-методическом пособии "Правовое регулирование государственно го предпринимательства" (2001 г.) автор - известный специалист в облас; ти предпринимательского (хозяйственного) права - не только едва ли Н( впервые в юридической литературе системно исследовал и изложил виде учебного курса правовые проблемы этого нового для российскот правоведения государственно-правового и социально-экономическог явления, но и обозначил круг первоочередных проблем в сфере госудад ственного предпринимательства, нуждающихся в дальнейшей разрабо"п< и исследовании: - понятие и сущность государственного предпринимательства; i - признаки государственного предпринимательства; i - причины возникновения государственного предпринимательства; i - субъекты государственного предпринимательства; - правоспособность субъектов государственного предпринимательства; < - организационно-правовые формы государственного предпринимательства - задачи, решаемые государственным предпринимательством2, j Кроме того, еще одним вопросом в этой сфере, исследование которо го также необходимо, является проблема видов и целей государственног предпринимательства. На современном этапе одним из видов государственного прсдпринима тельства, формирование которого обусловлено стремительным развитие] новых информационных технологий, является электронное государсТ венное предпринимательство. Электронное государственное предпринимательство представляет собо один из видов электронной экономической деятельности (электронной кол мерции) и проявляется в форме осуществления предпринимательской деятельности и связанной с ней непредпринимательской деятельности публично-правовыми хозяйствующими субъектами - субъектами электронного государственного предпринимательства. В качестве таких субъектов могут выступать: - государство (как непосредственно, так и в лице своих органов); - регионы страны (как непосредственно, так и в лице своих органов); - муниципальные образования (как непосредственно, так и в лице своих органов); созданные государством, регионами либо муниципальными образованиями коммерческие и некоммерческие организации. Экономической основой такого вида электронной экономической дея-: льности и в целом предпринимательской деятельности указанного ха-1ктера выступает публичная собственность - государственная собствен-эсть и муниципальная собственность. Вспоминая проведенную нами выше классификацию видов электрон- •>й экономической деятельности (электронной коммерции), отметим, о отношения в сфере электронного государственного предпринима-льства, формирующиеся, с одной стороны, в процессе осуществления 'сударственного регулирования предпринимательской и в целом эконо-|ической деятельности в глобальной сети Интернет, а с другой - в про- •ссе заключения в электронной форме государственных контрактов на ••ставку товаров для государственных нужд, осуществляются в так назы-емом сегменте В2А мировой электронной экономики. При этом в на-оящее время формирование отношений в этом сегменте еще только начинается. Основными целями осуществления электронного экономического предпринимательства могут выступать следующие цели: 1) регулятивные, и в первую очередь осуществление государственного регулирования и корректирование электронной экономической деятельности (как напрямую, так и опосредованно) для достижения публичного правового и экономического порядка; 2) охранительные, в том числе: обеспечение внешней и внутренней экономической безопасности; обеспечение стабильности финансово-кредитной (банковской) и налоговой систем государства; обеспечение информационной безопасности, в том числе, возможно, и через организацию государственной системы предоставления пользователям услуг доступа в сеть Интернет или создание единой государственной компании - провайдера услуг Интернет; 3) социальные, в том числе через создание некоммерческих (в том числе бесплатных) информационных ресурсов общего пользования, публичных электронных библиотек, вертикально интегрированных элек-'Фонных государственных образовательных учреждений, электронных Учреждений социальной помощи, систем социального поиска и защиты информации и т. д.; 4) обеспечение государственных нужд, в том числе: - фундаментальные научные и научно-практические исследования -в результате которых, собственно, в свое время в недрах госсектора США и родилась глобальная компьютерная сеть Интернет; - организация и обеспечение конкурсного управления государственной собственностью; - организация электронных систем конкурсного размещения государственных заказов - например, систем открытых торгов, конкурсов и аукционов в соответствии с п. 5 ст. 3 Федерального закона от 3 декабря 1994 года № 60-ФЗ' "О поставке продукции для федеральных государственных нужд" (в ред. от 6 мая 1999 года); Таким образом, в условиях информационно-технической революции и бурного развития Интернет-технологий и электронной экономической деятельности (электронной коммерции) именно государственное предпринимательство может и должно стать одним из наиболее важных и потенциально едва ли не самых эффективных форм государственного регулирования электронной экономики и государственного вмешательства в экономику в целом. ГЛАВА III. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ) ...Одной из основных задач юридической науки является выработка рекомендаций по использованию всех позитивных возможностей государства ч права для продвижения в направлении, признанном магистральным для всего человечества. Борис Николаевич Топорнчн, акад. РАН, проф., д-р юрид. наук, ректор Академического правового университета при Институте государства и права Российской академии наук. Доклад на Всероссийской научной конференции "Российское государство ч право на рубеже тысячелетий", 2000 Концепция государственного регулирования электронной экономической деятельности в Российской Федерации: общеправовые и налогово-правовые аспекты По справедливому замечанию проф. Т.Р. Ореховой, проблема соотношения экономического и юридического имеет многовековую историю. На сегодняшний день российские ученые-экономисты, обосновывая экономические теории, охотнее оперируют приемами, родственными скорее естественным наукам; однако едва ли следует забывать, что исправное функционирование экономического механизма любого государства невозможно, если субъекты экономики этого государства не ориентируются в своей деятельности на требования права. Массовое пренебрежение правовыми нормами со стороны субъектов экономической деятельности и невыполнение (ненадлежащее выполнение) со стороны государства своих функций в сфере законодательного определения экономических "правил игры" (пробелы в позитивном праве и пробелы налогообложения) приводят к разрушению экономических связей, затем - к ослаблению и разрушению национальной экономики - экономической основы такого государства (налоговой, банковской и прочих систем), а в наиболее запущенных случаях -и самого государства как носителя публичного суверенитета. Сегодня в Российской Федерации это ощущается с особой остротой'. При этом предлагаемый в большинстве работ отечественных экономистов "канонический набор" причин перманентного системного кризиса российской экономики представляется нам построенным на принципах изначально порочного упрощения: "Имеют место ошибки в деталях, но в целом необходимость дальнейшего развития открытой, свободной, саморегулирующейся рыночной экономики и интеграции в мировую рыночную экономику безусловна и не должна вызывать сомнения". Главная причина кризиса экономики Российской Федерации - стратегическая неэффективность (неприменимость в России) экономической модели, реализуемой в ходе "демократических реформ", по сути являющейся разграблением страны, - модели открытой экономики, ориентированной на внешний рынок, а не на защиту национальных экономических интересов и приоритетов. Рассмотрение причин установления в России именно такой, не отвечающей национальным интересам экономической модели находится за пределами предметной области настоящей книги. Однако следует особо подчеркнуть, что на сегодняшний день мир в экономическом смысле находится на начальном этапе формирования уже новых аспектов мировой экономики, нового экономического миропорядка. Поэтому одним из путей достижения устойчивого развития национальной экономики и нивелирования негативных последствий реализации на протяжении ряда лет указанной экономической модели в Российской Федерации (как именуют ее С. И. Мельников и А. Паршев - "самоедской экономики"') в сложившихся условиях является разработка концепции государственного регулирования (в том числе - налогово-правового регулирования и налогообложения) субъектов электронной экономической деятельности и общественных отношений, формирующихся в информационной среде глобальной компьютерной сети Интернет, отвечающей целям национальной экономической безопасности страны, восстановления национальной экономики. В связи с этим нельзя не согласиться с мнением Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, д-ра юрид. наук, проф. В.Ф. Яковлева, который также, в частности, отмечает, что в настоящий момент "в нашем обществе происходит формирование новой общественной технологии взаимоотношений государства, экономики и общества, единственно возможной основой которой должно быть законодательное регулирование экономических отношений. К сожалению, формирование системы нормативно-правового регулирования идет стихийным образом, без опоры на тщательно отработанную теоретическую концепцию"2. Поэтому одной из основных целей нашего исследования мы видим способствование устранению негативных последствий указанного "стихийного" регулирования. Как справедливо указывает известный специалист в области банковского права Российской Федерации, д-р юрид. наук, канд. физ.-мат. наук, проф. Г.А. Тосунян в отношении роли государства в экономике, "будучи формой государственного управления общественными процессами, система государственного регулирования призвана создавать благоприятные экономические, правовые и организационные условия для функционирования учреждений, предприятий и организаций"'. Применительно к концепции государственного регулирования электронной экономической деятельности это означает, что такая система государственных мер в первую очередь должна быть направлена на развитие регулируемых общественных отношений. Необходимо избрать те меры и формы государственного воздействия на электронный сегмент российской экономики, которые будут способствовать улучшению его функционирования в интересах всех участников электронной экономической деятельности. Кроме того, применительно к технологиям осуществления электронной экономической деятельности нельзя не отметить мнение ведущих специалистов Комитета по политике информатизации при Президенте РФ, которые убеждены, что необходимо в скорейшее время принять "срочные меры, направленные на создание единого информационного пространства страны и его интеграции в мировое информационное пространство. При этом... потеря контроля за информационными потоками на федеральном уровне означает то же самое, что и разрушение единой энергетической, транспортной и иных систем жизнеобеспечения государства"2 . Следует также учитывать то обстоятельство, что дальнейшее распространение и развитие информационных сетей, в том числе глобальной компьютерной сети Интернет, неизбежно зависит не только от решений отдельных государств в данной сфере. Трансграничность глобальной компьютерной сети Интернет, которая, по замечанию американского экономиста Б.М. Фридмана, должна рассматриваться в качестве слепка, прообраза нового информационного общества будущего, вызывает необходимость умелого сочетания национального и наднационального регулирования правоотношений, возникающих в данной информационной среде3. По мнению известного специалиста в области информационного права проф. В.А. Копылова, перед Россией тоже стоят задачи вхождения в информационное общество, несмотря на то, что имеет место отставание в развитии информационной инфраструктуры страны и в развитии правового фундамента информационного общества. Отставание же в подготовке национальной экономики к вхождению в информационное общество, как представляется специалистам, приведет как к потерям общегуманистического плана, так и к прямым экономическим потерям, связанным с несовершенством российского банковского законодательства и законодательства о налогах и сборах (невозможностью адекватно защитить экономические интересы Российской Федерации на основе норм действующего законодательства). Кроме того, как считают ведущие российские специалисты в области информации и информатизации, утеря правового контроля за экономической деятельностью, осуществляемой с территории РФ через глобальную компьютерную сеть, и "неконтролируемое распространение по России таких трансграничных сетей, как Интернет, может привести к "выкачиванию" важнейших сведений из информационных ресурсов, составляющих достояние Российской Федерации, нарушению конфиденциальности персональных данных и ко многим другим отрицательным последствиям, создающим угрозу независимости и суверенитету России"'. В связи с этим важнейшим направлением государственной политики Российской Федерации в сфере информации, информатизации, а равно и в сфере обеспечения (укрепления) экономической безопасности Российской Федерации является поэтапное глубокое научное и практическое исследование юридической и экономической природы, а также тенденций развития новых информационных технологий, процессов глобализации мировой экономики в целом и в первую очередь основных тенденций развития электронной экономической деятельности. На основе теоретической научной базы, сформированной в процессе и в результате такого исследования, необходимо определить основные принципы, цели и методы реализации соответствующей государственной концепции в сфере регулирования и налогообложения субъектов электронной экономической деятельности. Реализация такой государственной политики должна быть направлена как на обеспечение общегосударственных интересов, так и на защиту прав и законных интересов граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц) и всего общества в целом. При этом следует учитывать, что, как уже указывалось выше, общественные отношения в сфере использования глобальной компьютерной сети Интернет неоднородны как по своей структуре, так и по степени и форме необходимого регулятивного воздействия со стороны публичной власти, а также допустимых (целесообразных, то есть соответствующих стратегическим направлениям государственной политики в данной сфере, которые, заметим, предстоит определить) инструментов и методов такого воздействия. В качестве одного из главных отличий информационных (неэкономических и экономических) отношений, формирующихся в процессе использования глобальной компьютерной сети Интернет, выступают их разная природа и разные цели. Неэкономические (информационные) отношения, как указывалось выше, формируются в процессе использования глобальной компьютерной сети Интернет для целей открытого, безвозмездного (основанного на принципах свободного доступа) создания, сбора, обработки и распространения информации, а также получения доступа к поиску открыто, безвозмездно (на принципах сво, бедного доступа) распространяемой информации. В свою очередь, экс номические отношения формируются в процессе использования глобал1 ной компьютерной сети Интернет в качестве электронного инструмет ведения электронной экономической деятельности (предприниматель ской деятельности в информационной среде глобальной компьютерной сети Интернет и иной не запрещенной законом электронной экономической деятельности). Поэтому нам представляется, что в вопросе основных принципов, начал, которые могут быть положены в основу концепции государственного регулирования общественных отношений, формирующихся в сфере использования глобальной компьютерной сети Интернет, необходимо ориентироваться на разработанный нами двухсегментиый дифференцированный подход. Цель правового регулирования формирующихся в электронном виде экономических отношений - выработка экономического публичного порядка. Следовательно, актуальным представляется рассмотрение путей регулирования таких отношений, в том числе определение порядка налогообложения субъектов электронной экономической деятельности в русле формирования несущих конструкций публичного порядка в сфере использования сети Интернет в целом, на основе механизмов обеспечения экономического правопорядка в этой области. При этом необходимость осуществления такого государственного регулирования данной сферы экономической деятельности, которая в силу своей специфики расположена на стыке частных и публичных отношений, в интересах устойчивого развития всего российского общества, в русле реализации на практике концепции сильного правового государства сегодня уже не должна вызывать сомнений. Основным инструментом такого государственного регулирования станет право, как наиболее эффективный и универсальный регулятор общественных отношений. На сегодняшний день, как указывалось выше, основной неразрешенной проблемой на пути развития электронной экономической деятельности, вытекающей из юридической неурегулированности статуса экономической деятельности (пробелов в праве и пробелов налогообложения) следует признать отсутствие правового механизма защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан - приобретателей (пользователей) товаров и услуг, реализуемых в процессе осуществления электронной экономической деятельности. Представляется бесспорным, что дальнейшая фактическая самоустра-ненность Российской Федерации от социально-экономических процессов, изменений экономического миропорядка, происходящих в настоящее время в результате развития новых информационных технологий и глобализации: а) с одной стороны - влечет ослабление экономической, информационной и бюджетной безопасности Российской Федерации, а также может привести к существенному ослаблению, а при определенных обстоятельствах даже к разрушению финансово-кредитной и налоговой систем Российской Федерации; б) с другой - может повлечь за собой массовые нарушения прав, свобод и законных интересов как хозяйствующих субъектов, осуществляюших электронную экономическую деятельность с использованием глобальных компьютерных сетей, так и физических лиц - потребителей товаров, работ, услуг, предоставляемых в электронной форме с использованием глобальной компьютерной сети Интернет. Важнейшим концептуальным обстоятельством следует признать то, что наличие указанных выше пробелов позитивного права и пробелов налогообложения в сфере регулирования общественных отношений экономического характера, формирующихся в процессе использования глобальной компьютерной сети Интернет (электронной экономической деятельности), наряду с общеправовыми проблемами порождает и так называемые правовые проблемы отраслевого характера. При этом качественным обстоятельством таких, на первый взгляд, сугубо отраслевых проблем является невозможность их разрешения в рамках только какой-то одной отрасли российского права, без комплексного подхода. Так, в связи с развитием глобальной компьютерной сети Интернет (электронной экономической деятельности) актуальными проблемами, например, авторского права становятся: а) проблема защиты средств индивидуализации (товарный знак, фирменное наименование, знак обслуживания и т. д.) от незаконного использования в глобальной компьютерной сети Интернет; б) правовая неразрсшенность вопроса об отнесении или неотнесснии . к средствам индивидуализации доменного имени в сети Интернет; в) правовые проблемы защиты исключительных прав на программы для ЭВМ в глобальной компьютерной сети Интернет и прав автора веб-сайта; г) юридические проблемы, порождаемые неопределенностью правово-| го статуса электронных (цифровых) версий традиционных средств массовой информации (журналов, газет, телеканалов) и электронных СМИ, распространяемых (размещаемых на веб-сайтах) в глобальной компьютерной сети Интернет, и т. д.' В рамках трудового права актуальными вопросами, порождаемыми! развитием электронной экономической деятельности и экономических отношений в глобальной компьютерной сети Интернет, являются проблемы, связанные с таким новым правовым феноменом, как дистанционная трудовая деятельность, регулирование трудовых отношений в виртуальном коллективе, внутренний трудовой распорядок электронной (виртуальной) компании и т. д. I Острой проблемой уголовного права становятся выявление и фиксация факта совершения преступления в сфере электронной экономической деятельности. Среди проблем гражданского процессуального права, уголовного процессуального права и арбитражного процессуального права отметим: . а) проблемы подсудности споров, возникающих в процессе осуществления электронной экономической деятельности; б) вопросы отражения в процессуальной деятельности по доказыва-нию развития электронной экономической деятельности и в целом общественных отношений, формирующихся в процессе использования глобальной компьютерной сети Интернет, и в частности вопросы использования электронных документов в качестве доказательств в суде. Отметим, что отдельные аспекты названных проблем поднимались советскими учеными-юристами и задолго до возникновения электронной экономической деятельности2. Вот далеко не исчерпывающий перечень примеров отраслевых правовых проблем в сфере электронной экономической деятельности, который вполне может быть нами продолжен при обращении к актуальным проблемам таких отраслей российского права, как конституционное, избирательное, гражданское, предпринимательское (хозяйственное), административное, банковское, страховое право и т. д.3 Поэтому разрешение указанных отраслевых проблем невозможно иначе как путем разработки комплексной концепции государственного регулирования электронной экономической деятельности, а значит - общественных отношений в сфере использования компьютерной сети Интернет в целом. Справедливости ради следует отметить, что, как по отношению к экономической деятельности в целом, так и относительно перспектив правового регулирования общественных отношений, формирующихся в процессе использования глобальной компьютерной сети Интернет, существуют разные точки зрения, в том числе недооценивающие роль государства в этой сфере. Так, лейтмотивом проекта Федерального закона "О государственной политике Российской Федерации по развитию и использованию сети Интернет", разработанного М.В. Якушевым (текст законопроекта в течение ряда лет представлялся для обсуждения на различных веб-сайтах), Рекомендаций по организации деятельности лиц в сфере Интернет-коммерции в Российской Федерации, представленных на слушаниях и Государственной Думе Федерального Собрания РФ 22 мая 2000 года (затем также размещенных для обсуждения на различных веб-сайтах в сети Интернет), и ряда других документов и воззваний, размещаемых в сети, выступают призывы так называемого "Интернет-сообщества" (определенной групп лиц - пользователей глобальной компьютерной сети Интернет) о "возможности и целесообразности развития механизмов саморегуляции и общественного самоуправления в сфере Интернет-коммерции и отношений, связанных с использованием сети Интернет в Российской Федерации". Отметим, что, во-первых, аналогичные точки зрения высказываются как в России, так и в зарубежных странах; во-вторых, такие позиции в целом близки исследователям, недооценивающим роль государственного управления в экономике. Как справедливо указывает Г.А. Тосунян, многими зарубежными учеными- экономистами ошибочно утверждается (в рамках концепции Экономикса), например, что по мере углубления рыночных отношений государственное регулирование в экономике не только теряет свое значение, но и начинает выполнять негативную роль. При этом сторонники этих суждений не учитывают то обстоятельство, что цивилизованный рынок, способный на саморегуляцию, необходимо еще организовать. В наших условиях решение задачи такого масштаба невозможно без участия государства, поскольку, при определенных обстоятельствах, придется использовать все формы государственного управления, в том числе, при необходимости, - его самые жесткие виды. Как отмечает применительно к экономике в целом Г.А. Тосунян, "само нормальное функционирование рынка не может быть обеспечено только стихийными регуляторами Стихийные регуляторы сами по себе не могут оградить рынок, например, от возможных эгоистических действий субъектов естественных и иных монополий или обезопасить рынок от пагубной внешней экономической экспансии". Кроме того, представляется, что опыт последних десяти лет реформ наглядно показал: государственная политика в сфере регулирования экономических отношений, основанная на признании целесообразным для государства "уйти из экономики" и во всем положиться на "невидимую регулирующую руку рынка", который "сам все расставит на свои места", приводит на практике к не менее разрушительным и дестабилизирующим последствиям для национального хозяйства, нежели пресловутая "плановая экономика". В связи с этим нельзя не согласиться с мнением незаинтересованных наблюдателей (например, австралийских экономистов Г. Ньюмана и К. Брауна - известных исследователей экономик новых демократических государств Восточной Европы) о том, что "в отличие от большинства российских экономистов, запутавшихся в американских теориях Экономикса, наскоро переведенных для них на русский язык заботливыми "брутами" на деньги различных иностранных "фондов поддержки науки", на сегодняшний день передовая российская юридическая наука не допускает и тени указанных заблуждений"'. Как указывает акад. РАН Б.Н. Топорнин, "сильное государство должно играть важную роль в организации и развитии цивилизованных рыночных отношений... Мы до сих пор страдаем от ослабления государства, произошедшего по различным причинам, например из-за чрезмерного распространения концепций, пропагандирующих ограничение роли государства в условиях действия саморегулирующегося рынка (зачастую без учета реальных потребностей экономических реформ), тогда как реальное реформирование невозможно без сильного, эффективного государства. Авторитарное прошлое нашей страны также послужило причиной известного отторжения и противопоставления государства и гражданского общества... Пассивное отношение государства к переделу собственности уже послужило причиной многих наших сегодняшних социальных бед. А в тех случаях, когда требуется защита прав человека, вмешательство государства является его святой и прямой обязанностью"2. При этом представляется, что понятие "сильное государство", предложенное Б.Н. Топорниным в качестве ориентира современной теории государства и права, применительно к проблемам рассматриваемой сферы экономической деятельности нуждается в серьезной разработке в рамках как юридической, так и экономической науки, поскольку сегодня в это понятие нередко вкладывается разное содержание. Между тем, по нашему мнению, концепция государственного регулирования электронной экономической деятельности в Российской Федерации должна строиться именно на ценностных характеристиках сильного государства, исходя из конструкции "сильное право - для сильной страны". При этом под сильным государством должно пониматься не государство, основанное на полицейской силе, а на сильной рыночной экономике, сильном гражданском обществе, сильной демократии'. Что касается соотношения сторонников "саморегуляции Интернета" и здравого смысла, отметим, что разрешение названного противоречия нам видится в использовании указанного выше дифференцированного двухсегментного подхода к определению правовых основ регулирования отношений, формирующихся в сети Интернет. Так, например, в рамках такого подхода отдельные элементы саморегуляции допустимы преимущественно в сфере информационных (неэкономических) отношений. Таким образом, основными налогово-правовыми аспектами концепции государственного регулирования электронной экономической деятельности в Российской Федерации является совокупность следующих обстоятельств. 1. Для целей налогово-правового регулирования в Российской Федерации электронной экономической деятельности необходимо разработать общую универсальную систему мер по регулированию всех сфер как существующих на сегодняшний момент, так и прогнозируемых видов электронной экономической деятельности, с учетом особенностей неэкономических общественных отношений, формирующихся в информационной среде глобальной компьютерной сети Интернет. Регулирование экономических и неэкономических отношений, формирующихся в процессе использования глобальной компьютерной сети Интернет, должно осуществляться комплексно, исходя из недопустимости разрывов правового поля. 1. Как известно, с точки зрения налогово-правового регулирования важнейшим фактором выступают инструменты расчетного обеспечения электронной экономической деятельности. Именно применение новых механизмов осуществления электронных расчетов усложняет налоговый контроль за субъектами такой деятельности, фактически делая такую экономическую деятельность "скрытой от налоговых органов"2. Или, как образно выражаются П. Сиэгл и К. Браун, "с наступлением эры Интернета электронные безналичные расчеты превращают тыкву в карету, -словно из вакуума появляется новый вид коммерции" 3. Поэтому особое внимание должно быть уделено уточнению механизмов правового регулирования как относительно традиционных, но фрагментарно регулируемых российским банковским правом и слабо изученных юридической наукой расчетных инструментов, получивших "новую жизнь" в рамках информационной среды глобальной компьютерной сети Интернет (и в первую очередь - банковских карт), так и абсолютно новых для российского права и юридической науки так называемых сетевых расчетных инструментов ("электронные деньги", "сетевые деньги" и системы электронных денег). 3. При этом для целей эффективности реализации налогово-правовых аспектов концепции государственного регулирования электронной экономической деятельности представляется необходимым системное сочетание двух групп правовых мер: общеорганизационных и налогово-регулятивных. По справедливому замечанию Б.Н. Топорнина, "Юридическая наука не должна играть роль "пожарной команды", вызываемой каждый раз для разрешения критических ситуаций: она должна усилить свою методологическую, прогностическую функцию"'. На сегодняшний день перед российским правом открывается, быть может, уникальная возможность не только установить (корректировать) правовые рамки и основы уже сформированных общественных отношений, но и юридического конструирования долженствующего быть (необходимого в перспективе, исходя из целей устойчивого развития российского общества) будущего экономического и публичного правопорядка в сфере использования информационной среды глобальной компьютерной сети Интернет. Поэтому первую группу правовых мер должны составить правовые механизмы организационного характера, призванные конституциониро-вать систему осуществления электронной экономической деятельности и в целом отношений, формирующихся в процессе использования глобальной компьютерной сети, с учетом двухсегментного подхода, то есть с учетом особенностей и информационных (неэкономических) и экономических отношений в информационной среде сети. Основной целью правовых мер этой группы является установление общих принципов легального (законного) осуществления и правового регулирования электронной экономической деятельности, правового статуса такой деятельности, ее субъектов и т. д. Вторую группу составят правовые меры, направленные на устранение пробела налогообложения в сфере электронной экономической деятельности. 4. Нельзя не согласиться с утверждением Р.А. Маршавина о том, что "Россия пока не принадлежит к кругу стран, задающих тон в формировании основных принципов регулирования электронной коммерции в международном масштабе, поэтому особое внимание нам следует уделить изучению того опыта, который накоплен к настоящему времени другими государствами... Изучение уже существующих наработок в данной области позволит нашей стране быстрее адаптировать свою законодательную базу для решения многих актуальных проблем, а иногда и избежать ошибок и просчетов, допущенных другими государствами"2. Вместе с тем безусловно необходимой является выработка на основе такой концепции государственного регулирования общественных отношений, формирующихся в процессе использования глобальной компькм терной сети Интернет, отвечающей интересам национальной экономичен ской и информационной безопасности внешнеполитической линии Рос-' сийской Федерации в сфере установления наднациональных основ ocy-i ществления электронной экономической деятельности. Правовые подходы к разрешению проблемы . регулирования экономических отношений в глобальной компьютерной сети Интернет и налогообложения субъектов электронной экономической деятельности в зарубежных странах Правовая проблема выбора механизма регулирования электронной экономической деятельности и в целом информационных отношений, формирующихся в процессе использования с использованием глобальной компьютерной сети Интернет, а также налогово-правовые проблемы в этой сфере становятся все более актуальными как для большинства индустриально развитых государств мира (в том числе в лице их фискальных органов) и международных организаций, так и для потребителей различных услуг, оказываемых с использованием сети Интернет, а также физических и юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность с использованием сети Интернет, - потенциальных налогоплательщиков. ; На сегодняшний день не существует не только наработанной и признанной в различных странах мира практики регулирования и налогообложения названной деятельности, но и значимых исследований данной проблемы в юридической науке (в частности, в теории налогового права). Вместе с тем глобальная компьютерная сеть Интернет достигла такого уровня развития и способна оказывать воздействие на жизнь общества в такой степени, что можно предполагать неминуемый переход от саморазвития к государственному регулированию деятельности, связанной с этой глобальной сетью, и в первую очередь - регулированию экономических отношений в сети. Например, по оценкам специалистов, неучтенные обороты по реализации товаров, работ и услуг только в российском, сегменте глобальной компьютерной сети Интернет в 2000 г. составили порядка 0,5 млрд долл. Решение проблемы налогообложения результатов экономической деятельности, осуществляемой с использованием глобальной компьютерной сети Интернет, осложняется во всем мире тем, что действующее национальное налоговое законодательство всех стран ориентировано на регулирование традиционных правоотношений. Поэтому при использовании в качестве инструмента извлечения прибыли глобальных компьютерных сетей большинство его норм оказываются неприменимыми. Кроме того, необходимо решать проблему юрисдикции, которая обусловлена прежде всего экстерриториальностью сети Интернет, что не позволяет в полной мере осуществлять налоговый контроль в пределах конкретного государства. Движение информации в Интернете в силу специфики этой сети зачастую не может быть регламентировано законодательством только какой-либо одной страны, в связи с чем возникает необходимость подготовки международно-правовых актов. Следует отметить, что решение названной проблемы на международном уровне, безусловно, заслуживает поддержки, однако это не исключит для Российской Федерации необходимость разработки адекватного национального законодательства. Еще в 1998 - 1999 гг. экспертами Нью-йоркской правительственной рабочей группы по электронной торговле (США) и ОЭСР разработаны несколько проектов Международных конвенций по электронным сделкам и Директив по налогообложению сделок, осуществляемых в глобальной компьютерной сети Интернет. Авторы проектов исходят из привязки "электронных услуг" к фактическому месту нахождения компьютерного сервера, который предлагается признавать постоянным представительством. При этом, так как большая часть существующих в сети веб- сайтов (в том числе и принадлежащих хозяйствующим субъектам, являющимся налоговыми резидентами РФ и стран Европейского Союза) размещена на серверах, физически расположенных на территории США, то при использовании данной правовой конструкции и соответствующее налогообложение будет осуществляться в этом государстве, что грубо противоречит как национальным интересам Российской Федерации и большинства индустриально развитых стран мира, так и общепризнанным принципам международного права. Следует отметить, что европейские государства, чьи источники налоговых поступлений оказались под угрозой в результате агрессивного проведения Соединенными Штатами через контролируемые международные организации проамериканской налоговой политики в сфере электронной коммерции, заинтересованы в поиске иных правовых конструкций регулирования и налогообложения субъектов электронной экономической деятельности'. Таким образом, на сегодняшний момент в мире можно выделить три основных подхода к разрешению проблемы регулирования и налогообложения субъектов электронной экономической деятельности. 1. Политические элиты Соединенных Штатов и поддерживающих США государств, занимающих лидирующие позиции в области новых информационных технологий (Япония, Канада, Южная Корея, Австралия и др.), полагают необходимым установление в мире режима невмешательства (или минимального вмешательства) государств в электронный сегмент мировой экономики и национальных экономик (принцип саморегулирования электронной коммерции), а также моратория на введение налогообложения субъектов электронной экономической деятельности с целью максимизации выгод от использования экономического потенциала сети для национальных экономик только названных стран. 2. Государства, занимающие позиции в области новых информационных технологий "вслед за лидерами" - в основном члены Европейского Союза, заинтересованные в скорейшем устранении пробела налогообложения в сфере электронной экономической деятельности, строят внутреннюю и внешнюю политику на понимании необходимости максимального государственного регулирования электронных экономических отношений исходя из примата фискальных интересов. 3. Третью группу составляют государства, политические системы которых не являются демократическими (или могут считаться таковыми лишь отчасти). Это в первую очередь Куба, Китай, Монголия, Иран, Афганистан. По вполне понятным причинам политические элиты названных государств в первую очередь стремятся к максимальному контролю над информационными (а не над экономическими) отношениями в глобальной компьютерной сети Интернет. Электронные экономические отношения рассматриваются не с точки зрения фискальных интересов, а сквозь призму общегосударственной политики моноидеологичности'. Как справедливо указывает Президент РФ В.В. Путин, инициатором установления качественно иного подхода к правовому регулированию и налогообложению субъектов электронной экономической деятельности, направленного на защиту государственных интересов, а также с учетом экономических интересов российских организаций и индивидуальных ' предпринимателей, должна выступить Российская Федерация. Решение ; названной проблемы может быть осуществлено путем изменения действующего национального законодательства. В последующем на основе та- ; ких изменений национального законодательства и накопленного право- \ применительного опыта должны формироваться соответствующие между- .. народно-правовые инициативы Российской Федерации. ; В связи с этим важным является изучение существующего зарубежного опыта в данной сфере и выявление основных подходов различных стран мира и международных организаций к разрешению проблем правового регулирования и налогообложения экономической деятельности, осуществляемой с использованием сети Интернет. При этом следует учитывать то обстоятельство, что выбор преобладающего подхода к разрешению названных нало-гово-правовых и общеправовых проблем существенным образом зависит от уровня развития экономики и формы политического режима в рассматриваемом государстве (рассматриваемой группе государств), д Как уже указывалось, подходы ведущих стран к проблемам общепра- | нового и налогово-правового статуса электронной экономической лея- •д тсльности неоднозначны. Государства первой группы (США, Япония, Канада, Южная Корея, Австралия и др.), по словам Р.А. Маршавина, "при всех нюансах в подходах этих стран к созданию глобальных правовых рамок для электронной коммерции... едины в понимании того, что частному сектору надо принять на себя ведущую роль в развитии Интернета и электронной торговли. По мнению перечисленных стран, система саморегулирования этой индустрии (особенно в таких областях, как установление стандартов, защита информации и контроль за ее содержанием) должна |
|
© 2007 |
|