РУБРИКИ |
Статья: Электронная коммерция: правовое регулирование и налогообложение |
РЕКЛАМА |
|
Статья: Электронная коммерция: правовое регулирование и налогообложениесреде глобальной компьютерной сети Интернет и с использованием этой сети. Электронная экономическая деятельность в широком смысле - эконо{ мическая деятельность указанного вида, осуществляемая как в информа» ционной среде глобальной компьютерной сети Интернет и с использованием этой сети, так и в иных электронных формах, при помощи иных электронных средств (например, электронных терминалов, соединенных локальными и специальными компьютерными сетями). Особенность ц значение такого подхода заключаются в этом случае в том, что во второе случае в объем понятия электронной экономической деятельности вклю-. чается, например, вся электронная банковская деятельность (а не только Интернет-банкинг). Обратим внимание читателя на то обстоятельство, что основными критериями, по которым и различаются указанные подходы к определению круга сфер экономической деятельности, составляющих в совокупности электронную экономическую деятельность (электронную коммерцию), являются технология и технологические инструменты осуществления такой деятельности. В настоящее время не существует каких-либо юридически значимых принципиальных различий между узкой и широкой формами электронной коммерции. Правоотношения, формирующиеся при осуществлении экономической деятельности и формирующиеся и осуществляющиеся как с помощью сети Интернет, так и с помощью иных электронных средств, идентичны (схожи до степени смешения) по своему составу, правовой природе, экономическим и юридическим целям и т. д. Более того, на практике в ряде случаев они технологически неразделимы - например, когда то или иное правоотношение возникает в глобальной компьютерной сети, а завершается с использованием иных электронных средств и наоборот либо когда для осуществления электронной экономической деятельности систематически параллельно используются оба "информационно-электронных канала", скажем, локальная и глобальная компьютерная сеть. Поэтому правовое регулирование таких отношений должно осуществляться' на основе единой системы координат, в рамках одной системы правовых норм, принципов и методов. Иными словами, для общеправовых и налогово-правовых целей государственного регулирования и законотворческой деятельности, а также в учебно-методических и общенаучных целях вернее всего выбрать за точку отсчета понятие электронной экономической деятельности электронной коммерции в его широком смысле. Поэтому в дальнейшем на страницах этой книги, за исключением прямо оговоренных случаев, под электронной коммерцией (электронной экономической деятельностью) понимается электронная коммерция в ее широком смысле. Виды общественных отношений, формирующихся в процессе использования глобальной компьютерной сети Интернет Как уже говорилось выше, предметной областью нашего внимания являются общественные отношения в сфере информационного, а также экономического использования глобальной компьютерной сети Интернет, то есть в сфере экономической (хозяйственной) деятельности, осуществляемой с использованием этой глобальной компьютерной сети. Для целей формирования эффективной концепции государственного (и в первую очередь налогово-правового) регулирования названных общественных отношений необходимо провести классификацию видов общественных отношений, формирующихся, возникающих и прекращающихся в ходе использования глобальной компьютерной сети Интернет. При этом в качестве основных критериев такой классификации выступает целевая направленность интересов и деятельности пользователей глобальной компьютерной сети Интернет и иных участников отношений в данной сфере (например, государства и его органов), их субъектный состав, а также социально-экономические характеристики таких отношений. В этом случае в структуре общественных отношений, формирующихся в процессе использования глобальной компьютерной сети Интернет, следует выделять: - неэкономические информационные отношения; - экономические отношения, возникающие в процессе использования глобальной компьютерной сети Интернет в качестве электронного инструмента ведения экономической деятельности; - отношения в сфере государственного регулирования общественных отношений, формирующихся в процессе использования глобальной компьютерной сети Интернет (см. схему 2). Рассмотрим каждый из этих сегментов в отдельности. 1. Неэкономические информационные отношения, возникающие в процессе использования глобальной компьютерной сети Интернет для целей открытого, безвозмездного (основанного на принципах свободного доступа) создания, сбора, обработки и распространения информации, а также получения доступа к поиску открыто, безвозмездно (на принципах свободного доступа) распространяемой информации. К этому сегменту относится совокупность общественных отношений, имеющих неэкономический характер и формирующихся в процессе использования глобальной компьютерной сети Интернет в качестве инструмента творческой самореализации пользователей сети. Схема 2 Следует отметить, что на первоначальных этапах развития глобальной компьютерной сети (в 1992 - 1996 гг.) такие отношения доминировали в объеме названной информационной среды, а сама сеть Интернет, как уже говорилось выше, создавалась и рассматривалась исследователями только в качестве технологического инструмента научного и личного некоммерческого информационного обмена. Как отмечал авторитетный голландский специалист в области компьютерного права и автоматизированных систем управления Н. Матеус (N. Mathias): "Internet предоставляет многочисленные возможности для проявления инициативы энтузиастам, которые хотели бы проявить себя, предоставляя в сети для всеобщего обозрения и доступа интересную, а иногда и полезную кому-либо из их собратьев информацию... С точки же зрения права и публичного правопорядка Internet должен рассматриваться нами: А. В качестве нового уровня развития демократии и эталона информационной открытости и терпимости, где сеть выступает моделью общества. Б. В смысле социально-правового громоотвода для уголовных (криминальных) наклонностей маргинальных элементов - как "великая кирпичная стена в подворотне демократии", на которой каждый может нарисовать поедающих его душу "бесов" и, выставив их на всеобщее рассмотрение в виртуальной форме, избавиться от своей реальной агрессии по отношению к обществу и его устоям. Проблемой станет, если кто-либо попробует брать деньги с желающих приобщиться к лицезрению его "бесов"...'4. В последние годы, как известно, происходит резкое изменение в соотношении объема сегментов рассматриваемых общественных отношений в сфере использования глобальной компьютерной сети Интернет в пользу отношений экономического характера. Легальное юридическое определение понятия "информация" содержится в ст. 2 Федерального закона от 20 февраля 1995 года № 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации"2: "Информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, независимо от формы их представления". Кроме того, названный Закон вводит термин "документированная информация (документ)": "зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать". В рассматриваемом контексте под информацией такого вида может пониматься электронный документ - любая значимая для ее создателя (хранителя) информация, с использованием определенных технических средств размещенная на так называемой "веб-странице" в режиме свободного доступа в глобальной компьютерной сети Интернет. Кроме того, следует отметить, что указанные общественные отношения, складывающиеся в процессе использования глобальной компьютерной сети Интернет для целей открытого (основанного на принципах свободного доступа) создания, сбора, обработки и распространения информации, а также получения доступа к поиску открыто (на принципах свободного доступа) распространяемой информации, в совокупности с информацией, информатизацией, коммуникацией информации по иным различным типам сетей и отношениями в этой связи, составляют предметную область правового регулирования информационного права3. В качестве правовой основы регулирования рассматриваемого сегмента общественных отношений, формирующихся в процессе использования глобальной компьютерной сети Интернет, помимо упомянутого Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации" могут рассматриваться: Конституция РФ, Федеральный закон от 4 июля 1996 года № 85-ФЗ "Об участии в международном информационном обмене". Федеральный закон от 16 февраля 1995 года № 15-ФЗ "О связи"5 и ряд других. 2. Экономические отношения, возникающие в процессе использования глобальной компьютерной сети Интернет в качестве электронного инструмента ведения экономической деятельности (предпринимательской деятельности и иной не запрещенной законом экономической деятельности). При этом такие экономические отношения, в свою очередь, делятся на две группы: а) предпринимательские отношения, то есть отношения, возникающие | в процессе осуществления предпринимательской деятельности в принципиально новой, электронной форме - с использованием глобальной компьютерной сети Интернет. Общеправовое определение предпринимательской деятельности, как известно, содержится в п. 1 ст. 2 ГК РФ. Предпринимательской признается самостоятельная деятельность, осуществляемая на свой страх и риск, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Предпринимательская деятельность, как правило, осуществляется юридическими лицами - коммерческими организациями, преследующими извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, кого-i рые в соответствии с п. 2 ст. 50 ГК РФ создаются в форме хозяйственным обществ и товариществ, производственных кооперативов, государствен-1 ных и муниципальных предприятий, а также физическими лицами бся организации юридического лица (индивидуальными предпринимателями) (ст. 23 ГК РФ). При этом среди отличительных признаков, содержащихся в легальном определении предпринимательской деятельности, необходимо особо подчеркнуть признак государственной регистрации, который не является внутренне присущим самому понятию предпринимательской деятельности, а представляет собой юридическое (формальное, внешнее) требование, предъявляемое к предпринимательству со стороны законодателя'. Вместе с тем следует отметить, что в российском законодательстве о налогах и сборах закреплен особый подход к названному критерию. Так, в соответствии с ч. 3 п. 2 ст. 11 НК РФ "...физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них настоящим Кодексом не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями". Следовательно, понятие "индивидуальный предприниматель", используемое в Налоговом кодексе РФ применительно к налоговым правоотношениям, шире по своему объему, чем аналогичное понятие, введенное Гражданским кодексом РФ2 . С практической точки зрения, важность такого подхода (в том числе применительно к определению налогово-правового статуса субъектов электронной экономической деятельности, осуществляемой с использованием глобальной компьютерной сети Интернет) заключается в том, что физические лица, уклоняющиеся от государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, не вправе при исполнении (или виновном неисполнении) фискальных обязанностей, предусмотренных российским законодательством о налогах и сборах, ссылаться на отсутствие у них официального предпринимательского статуса. Таким образом, в п. 2 ст. 11 НК РФ закреплена основополагающая юридическая презумпция, согласно которой нарушение закона не должно повлечь за собой для такого нарушителя благоприятные налоговые последствия. Кроме того, следует обратить внимание, что в российским гражданском законодательстве в качестве предпринимательских правоотношений называются два вида отношений: - гражданско-правовые отношения, в которых на обеих сторонах участвуют предприниматели (например, по ст. 310 ГК РФ); - гражданско-правовые отношения, в которых предприниматель участвует только на одной стороне (например, по ст. 410 ГК РФ)1. В гражданском и торговом законодательстве большинства зарубежных стран, а также в международной экономической практике, и в первую очередь в сфере электронной коммерции, используется аналогичная классификация: - коммерческие отношения в сегменте рынка "В2В' ("business-to-business"), то есть правоотношения, в которых на обеих сторонах участвуют предприниматели (бизнесмены, коммерсанты); - коммерческие отношения в сегменте рынка "В2С' ("business-to-consumer"), то есть правоотношения, в которых на одной стороне выступает предприниматель (бизнесмен, коммерсант), а на другой - потребитель (товаров, работ, услуг) 2; б) некоммерческие отношения, тесно связанные с предпринимательскими. Здесь мы в первую очередь имеем в виду предпринимательскую деятельность юридических лиц - некоммерческих организаций, не имеющих в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющих полученную прибыль между участниками, которые осуществляют такую деятельность лишь постольку, поскольку это служит Достижению их уставных целей, а также деятельность товарных и фондовых бирж, осуществляемую в принципиально новой, электронной форме -с использованием глобальной компьютерной сети Интернет. Как отмечают многие авторы3, такая деятельность носит некоммерческий, в отдельных случаях - вспомогательный характер, но создает основу и является необходимым условием для будущей предпринимательской деятельности. Кроме того, как, в частности, указывает В.В. Лаптев, осуществляющие данную деятельность организации должны рассматриваться в качестве "...субъектов предпринимательской деятельности, основная цель которых - ведение нехозяйственной, некоммерческой деятельности. Однако для достижения своих основных задач подобные организации имеют право вести и предпринимательскую деятельность. Осуществляя такую. деятельность, они вступают в предпринимательские отношения, действуя как субъекты предпринимательского права. Можно сказать, что это нетипичные субъекты предпринимательского права"'. Перечень некоммерческих организаций, как известно, содержится в п. 3 ст. 50 ГК РФ, а также в специальном законодательстве о некоммерческих организациях. Например, к некоммерческим организациям отно-j сятся потребительские кооперативы, общественные и религиозные органи-ч зации (объединения), финансируемые собственником учреждения, благотворительные и иные фонды, а также некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации, объединения юридических лиц (финансово-промышленные группы, торгово- промышленные палаты, саморегу-, лируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг; (товарные и фондовые биржи). 1 Поскольку перечень некоммерческих организаций, содержащийся в п. 3 ст. 50 ГК РФ, носит открытый характер, такие организации могут создаваться и в иных формах. Деятельность некоммерческих организаций регулируется целым рядом специальных нормативных актов, центральное место среди которых занимают: Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (с изм. и доп.) 2, Федеральный закон от 12 января 1996 года № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (с изм. и доп.)3, Федеральный закон от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (с изм. и доп.)4. Закон РФ от 19 июля 1992 года № 3085-1 "О потребительской кооперации в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 28 апреля 2000 года № 54-ФЗ)5, Федеральный закон от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (с изм. и доп.) 6. Федеральный закон от 30 ноября 1995 года № 190-ФЗ "О финансово-промышленных группах" (с изм. и доп.)7, Закон РФ от 7 июля 1993 года № 5340-1 "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" (с изм. и доп.)8. Закон РФ от 20 февраля 1992 года № 2383-1 "О товарных биржах и биржевой торговле" (с изм. и доп.)9 и др.; Применительно к правоотношениям, формирующимся в процессе использования глобальной компьютерной сети Интернет, нам представляется возможным относить рассматриваемую некоммерческую (вспомогательную) деятельность (иную не запрещенную экономическую деятельность) к одному из видов экономической деятельности, осуществляемой с использованием глобальной компьютерной сети Интернет (наравне с предпринимательской деятельностью, осуществляемой с использованием сети Интернет). 3. Государственное регулирование общественных отношений, формирующихся в сфере использования глобальной компьютерной сети Интернет. Как уже указывалось выше, названные отношения неоднородны как по своей структуре, так и по степени и форме необходимого регулятивного воздействия со стороны публичной власти, а также допустимых (целесообразных, то есть соответствующих стратегическим направлениям государственной политики в данной сфере, которые, заметим, предстоит определить) инструментов и методов такого воздействия. При этом в качестве одного из главных отличий информационных (неэкономических) и экономических отношений по поводу использования сети Интернет выступает их разная природа. Неэкономические (информационные) отношения, как указывалось выше, формируются в процессе использования глобальной компьютерной сети Интернет для целей открытого, безвозмездного (основанного на принципах свободного доступа) создания, сбора, обработки и распространения информации, а также получения доступа к поиску открыто, безвозмездно (на принципах свободного доступа) распространяемой информации. В свою очередь, экономические отношения формируются в процессе использования глобальной компьютерной сети Интернет в качестве электронного инструмента ведения экономической деятельности (предпринимательской деятельности и иной не запрещенной законом экономической деятельности). Кроме того, в вопросе основных принципов, начал, которые могут быть положены в основу концепции государственного регулирования общественных отношений, формирующихся в сфере использования глобальной компьютерной сети Интернет, должен возобладать двухсегментный дифференцированный подход. Оптимальные пропорции так называемых "жестких" и "мягких" методов государственного регулирования1 различны для информационного (неэкономического) и экономического сегментов общественных отношений, в сфере использования глобальной сети Интернет. Это означает, что выбор тех или иных принципов и методов такого регулирования необходимо ставить в зависимость от вида Подлежащих регулированию отношений. Основные цели, методы и инструменты государственного регулирования информационного (в неэкономической его части) сегмента общественных отношений, формирующихся в процессе использования глобальной компьютерной сети Интернет, в будущем должны стать предметом специального исследования в рамках науки Информационного права. Цель правового регулирования экономических отношений, формирующихся в электронной форме, - формирование экономического публичного порядка. Виды электронной экономической деятельности Рассматривая и раскрывая для целей последующего рассмотрения порядка правового и налогового регулирования отношений в сфере экономического использования глобальной компьютерной сети Интернет правовые особенности различных видов общественных отношений, формирующихся в сети Интернет, а также объем и содержание понятия экономической деятельности, осуществляемой в электронной форме с использованием глобальной компьютерной сети Интернет (электронной экономической деятельности или электронной коммерции), невозможно оставить в стороне и проблему видов электронной экономической деятельности. При этом следует учитывать, что технологии осуществления электронной экономической деятельности постоянно меняются, то есть находятся в состоянии перманентного совершенствования. Названное обстоятельство ставит перед государством, в лице его законодательных и контролирующих (регулирующих) органов, особые задачи. В связи с этим нельзя не согласиться с мнением Р.А. Маршавина, указывающего на то, что экономическая деятельность, осуществляемая в электронной форме с использованием глобальной компьютерной сети Интернет, в первую очередь представляет собой "общую концепцию, покрывающую любые формы деловых операций, проводимых электронным способом, используя коммуникационные сети... Кроме того, электронная коммерция объединяет широкий спектр коммуникационных технологий, включая электронную почту, факс, технологию электронного обмена данными, электронные платежи и многие другие инструменты. Каждая из технологий может быть использована для поддержки электронной коммерции в подходящем для нее контексте. Все это ясно показывает необходимость существования определенной, юридически обоснованной и регулирующей структуры, благоприятствующей развитию электронной коммерции, способствуя электронному способу ведения бизнеса"1. Среди основных сфер распространения (использования технологий) экономической деятельности, осуществляемой в электронной, форме (электронной коммерции), большинство зарубежных и российских исследователей2 называют: - новые формы организации корпораций, предприятий и финансовых институтов (банков), в частности с использованием оборотных фондов, выраженных в цифровой форме, и так называемых "виртуальных компаний"; - сфера оптовой и розничной торговли, электронного маркетинга, пред- и послепродажной поддержки потребителей (содействия продажам), предварительной договорной работы; оптовые и розничные электронные финансовые услуги, в том числе кредитование и страхование; - коммерческие исследования надмаркетингового типа; электронная реклама; коммерческие операции (интерактивный электронный заказ, получение, оплата); совместная разработка продукта (товаров, услуг); - распределенное совместное производство электронных товаров; - сфера администрирования бизнеса (в том числе сфера налогового администрирования); - автоматическая торговля электронными товарами; - сфера бухгалтерского учета; - безналичные расчеты, осуществляемые в электронной форме; - заключение сделок в электронной форме; - сфера коллизионного администрирования (то есть разрешения спорных моментов)и др. Таким образом, классификация видов экономическая деятельность, осуществляемая в электронной форме с использованием глобальной компьютерной сети Интернет, может быть проведена по следующим основаниям: - в зависимости от функционально-производственных и экономических признаков такой электронной деятельности; - в зависимости от степени легальности такой деятельности; - в зависимости от юрисдикции участников такой деятельности; - в зависимости от публично-правового или частноправового статуса субъектов такой деятельности; - критерием классификации также может выступать субъектный состав отношений в сфере осуществления электронной экономической деятельности. При классификации видов экономической деятельностью, осуществляемой с использованием глобальной компьютерной сети Интернет, в зависимости от функционально-производственных и экономических признаков названной деятельности основой являются положения Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 (утв. постановлением Госстандарта России от 6 августа 1993 года № 17, в ред. изменений 1/94, 2/95, 3/96 ОКДП,' далее - ОКДП) и Международной стандартной отраслевой классификации Организации Объединенных Наций - ISIC UNO (International Standard Industrial Classification of all Economic Activities of United Nations Organisation). В соответствии со ст. 9 Методических рекомендаций Международное стандартной отраслевой классификации ООН с производственно-функии' ональной точки зрения "экономическая деятельность как процесс есть сочетание действий, приводящих к получению определенного перечня продукции"'. При этом происходит объединение ресурсов (оборудование, рабочая сила, технологии) и производственного процесса для создания конкретных товаров (работ, услуг) и их перераспределения между участниками тако деятельности в пределах определенного (национального или междун родного) рынка. В связи с этим следует различать электронную экономическую деятеЛ ность, связанную с перераспределением товаров, и электронную экономическ) деятельность, связанную с перераспределением работ, услуг. Рассмотрим названные категории электронной экономической деи тельности подробнее. 1. Электронная экономическая деятельность, связанная с перераспред лением товаров. Следует отметить, что Гражданский кодекс РФ не содержит опред ления товара. Более того, например, в ст. 454 ГК РФ товар трактуется качестве синонима вещи. В свою очередь, в соответствии с п. 3 ст. : НК РФ для целей налогообложения товаром признается любое имущее во, реализуемое либо предназначенное для реализации. Как извести под имуществом в законодательстве о налогах и сборах понимаются вид объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), о носящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Применительно к экономическим отношениям, формирующимся процессе использования глобальной компьютерной сети Интернет, зар' бежные авторы выделяют два вида товаров: "мягкие" (soft) и "жестки (hard). При этом под "мягкими" товарами понимаются товары, перера< пределение (поставка) которых возможно в электронной форме: информ! ционные и звуковые файлы, программные продукты (программное обесгк чение), - а под "жесткими" - все остальные недвижимые и движимые вещ1 Следует отметить, что в определенных случаях в форме "мягких" товаре могут выступать представленные в электронной форме ценные бумаги (без документарные ценные бумаги - ст. 149 ГК РФ) и безналичные денеж ные средства (так называемые "электронные деньги"). Таким образом, основным видом рассматриваемой категории элек тронной экономической деятельности является электронная торговл (Electronic trading или Internet trading). 2. Электронная экономическая деятельность, связанная с перераспреде лением работ и услуг. В соответствии с п. 4 ст. 38 Н К РФ работой для целей налогообложени признается деятельность, результаты которой имеют материальное выраже ние и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организа ций и (или) физических лиц. Под услугой понимается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности. Представляется, что в качестве основных видов электронной экономической деятельности рассматриваемой категории могут рассматриваться: а) электронная банковская деятельность (данный вид электронной экономической деятельности традиционно именуется зарубежными авторами-экономистами Electronic banking или Internet banking), то есть деятельность в области предоставления кредитно-банковскими институтами электронных финансовых услуг, в том числе деятельность кредитных организаций в области осуществления электронных расчетов с использованием банковских карт и систем электронных денег, а также биржевые операции с фондовыми ценностями и финансовое посредничество иных участников электронной экономической деятельности (группировки 651, 659 по ОКДП); б) электронная страховая деятельность, в том числе все виды деятельности, связанные с долгосрочным и краткосрочным распределением рисков с элементом или без элемента сбережения (группировка 661 по ОКДП); в) электронная консультационная деятельность (Electronic consulting или Internet consulting), в том числе осуществление консалтинга по вопросам правового регулирования, налогообложения, бухгалтерского учета, аудита, стратегий и систем управления экономической деятельностью третьих лиц (группировки 721 - 731, подгруппировки 7411, 7412, 7414 по ОКДП); г) электронная маркетинговая деятельность (Electronic marketing или Internet marketing), в том числе исследование конъюнктуры рынка, деятельность в области рекламы и деятельность по выявлению общественного мнения (подгруппировка 7413 и группировка 743 - по ОКДП); д) электронная образовательная деятельность, в том числе деятельность в области осуществления программ дистанционного образования с использованием глобальной компьютерной сети Интернет (группировки 801 - 841 по ОКДП); е) электронная издательская деятельность, в том числе деятельность в области издания средств массовой информации в глобальной компьютерной сети Интернет ("электронных сетевых газет") (группировки 221 -223 по ОКДП); ж) деятельность по предоставлению услуг электронной связи (Internet service providing), в том числе деятельность по предоставлению услуг доступа к глобальной компьютерной сети Интернет, осуществляемых юридическими лицами - провайдерами (Internet service providers - ISP), (группировка 642 по ОКДП). При этом следует отметить, что с точки зрения налогово-правового регулирования нас в первую очередь интересуют такие виды экономической деятельности, осуществляемой в электронной форме с использованием глобальной компьютерной сети Интернет, как электронная торговля и электронная финансовая деятельность. При классификации -видов экономической деятельности, осуществ ляемой с использованием глобальной компьютерной сети Интернет зависимости от степени легальности такой деятельности, следует разде: лять: правомерную (законную) деятельность, неправомерную деятельност и преступную деятельность в электронной сфере. В последние годы в глобальной информационной среде компьютер ной сети Интернет сложилось устойчивое мнение о том, что "действую шее российское законодательство не распространяется на Интернет i отношения в сети Интернет находятся вне юрисдикция Российской t^ дерации, как, впрочем, и вне юрисдикции любого другого государства". ' Вместе с тем существует и иная точка зрения. Так, отдельные авторь справедливо акцентируют наше внимание на том обстоятельстве, что н сегодняшний день российское законодательство не содержит указания, чт на отношения, возникающие и формирующиеся в глобальной компью терной сети Интернет, в том числе отношения по поводу осуществлени экономической деятельности с использованием электронных инструмент тов ведения такой деятельности, а также порождаемые названной эконо мической деятельностью обязанности фискального (налогового) характе ра, нормы российского законодательства не распространяются 1. Нам также представляется, что рассмотрение глобальной сети Интер нет и правоотношений, формирующихся в процессе ее использования, l отрыве от права как универсального социального регулятора недопустим исходя из интересов как государства, так и общества в целом. Различая виды экономической деятельности, осуществляемой в элек тронной форме с использованием глобальной компьютерной сети Ин тернет, под правомерной (законной) экономической деятельностью хозяй ствующих субъектов в электронной сфере мы понимаем любую экономи ческую деятельность, не запрещенную действующим российским законе. датсльством, осуществляемую надлежащим лицом при наличии необхо димого для осуществления деятельности такого вида в традиционно( (неэлектронной) форме государственного разрешения (лицензии) в случаях, когда требование о наличия такой лицензии установлено законом. Под неправомерной электронной экономической деятельностью пони мается ситуация, когда не запрещенная действующим российским законодательством экономическая деятельность осуществляется в электронной форме с несоблюдением отдельных требований закона, устанавливающего, например, особые условия осуществления такой деятельности в традиционной (неэлсктронной) форме, как то: а) осуществление электронной экономической деятельности (предпринимательской деятельности и связанной с ней непредпринимательской) лицами, не зарегистрированными в установленном порядке (например, физическими лицами, не зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей); б) осуществление электронной экономической деятельности (предпринимательской и связанной с ней непредпринимательской деятельности) без специального разрешения (например, ведение через глобальную компьютерную сеть Интернет банковской деятельности физическим лицом либо ведение такой деятельности юридическим лицом, не имеющим соответствующей лицензии). Кроме того, отметим, что бурное развитие информационных технологий помимо позитивного общеэкономического потенциала порождает и новую криминологическую проблему. Как справедливо указывают специалисты ФСНП России и Генеральной прокуратуры РФ, "необходимо признать, что Интернет находится в настоящее время в какой-то мере вне контроля государственных органов, что порождает различные правонарушения и преступления и существенно влияет на криминогенную обстановку, сложившуюся вокруг глобальной компьютерной сети Интернет"'. Так, И.Н. Соловьев приводит следующую типологию преступной экономической деятельности в электронной среде глобальной компьютерной сети Интернет: а) мошенничество при заключении сделок через Интернет, хищение из виртуальных магазинов, хищение денежных средств с банковских счетов и персональных сведений (коммерческой информации) физических и юридических лиц - пользователей сети Интернет, а также создание виртуальных финансовых пирамид; б) совершение сделок и операций, скрытых от налоговых органов; в) нарушение авторских и патентных прав, а также незаконное использование различных информационных баз данных правоохранительных и контролирующих органов; г) совершение различных уголовных преступлений в сфере компьютерной информации - например, неправомерный доступ к компьютерной информации (ст. 272 УК РФ), создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ (ст. 273 УК РФ), нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сетей (ст. 274 УК РФ). Добавим сюда совершение в электронной форме сделок с объектами, изъятыми из оборота, а также с объектами, нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению (объекты, ограниченно оборотоспособные), когда сделки с такими объектами совершаются с нарушением норм уголовного закона. Таким образом, под преступной экономической деятельностью в электронной среде глобальной компьютерной сети Интернет следует понимать виновное совершение в электронной форме с использованием глобальной компьютерной сети Интернет общественно опасных деяний, запрещенных действующим уголовным законом под угрозой наказания. В соответствии с ч. 2 ст. 14 У К РФ, под общественной опасностью имеется в виду причинение вреда либо угроза причинения вреда личности, обществу или государству. При этом не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо уголовного деяния, предусмотренного Уголовным кодексом РФ, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности, то есть не причинившее вреда и не создавшее угрозы причинения вреда личности, обществу и государству. При классификации видов экономической деятельности, осуществляемой с использованием глобальной компьютерной сети Интернет, в зависимости от юрисдикции участников названной деятельности в качестве основного классифицирующего признака принимается наличие факта резидентства всех участников названной деятельности в какой-либо рассматриваемой стране или соответственно наличие противоположного, юридического факта, указывающего на нерезидентский статус части участников электронной экономической деятельности в рассматриваемой стране. В этом случае, как нам представляется, следует различать электронную внешнеэкономическую деятельность (ЭВЭД) и внутринациональную электронную экономическую деятельность (ВНЭЭД). , При этом с точки зрения налогообложения следует учитывать, что при ведении электронной внешнеэкономической деятельности структура правоотношений, а значит, и процесс их правового регулирования существенно усложняются. Данное обстоятельство вызвано наличием в таких правоотношениях иностранного элемента и является одним из следствий экстерриториальности сети Интернет. Кроме того, как известно, законодательство большинства стран мира содержит существенные различия правил регулирования налогового режима для своих резидентов, осуществляющих экономическую или иную законную предпринимательскую деятельность за пределами их государственных границ (вне их юрисдикции), и для иностранных налогоплательщиков, осуществляющих экономическую или иную законную предпринимательскую деятельность в данной стране. Различия подходов отдельных государств к тем или иным вопросам налогообложения не только порождают сложности в оформлении необходимой налоговой отчетности, исчислении и уплате налогов и сборов, но и могут приводить к таким международным экономическим и юридическим феноменам, как двойное (многократное) налогообложение и пробелы налогообложения. Необходимо отметить, что происходящее в последние годы в основных индустриально развитых странах обострение названных проблем -многократного налогообложения и пробелов налогообложения - в первую очередь вызвано нарастанием процессов глобализации межнациональных и транснациональных хозяйственных отношений и процессов, а, также мировой экономической системы в целом. В то же время частно-экономические интересы отдельных хозяйствующих субъектов в сфере снижения затрат за счет экономии на фискальных отчислениях при осуществлении международного обмена товарами, работами, услугами (международного товарообмена) и перелива капитала получили новый мощный импульс для развития в условиях постоянного совершенствования технологий осуществления электронной экономической деятельности, на сегодняшний день практически не контролируемой государственными публичными институтами и не регулируемой правом. При этом следует учитывать, что если вопросы типологии причин возникновения и способов устранения двойного налогообложения (или "многократного налогообложения", как именуют его В. В. Полякова и С.П. Котляренко') освещаются в работах многих российских и зарубежных специалистов в области налогов, налогообложения и налогового права2, то проблема пробелов налогообложения (и антиналогообложения), по сути, еще только ждет своего исследователя. (Из современных российских авторов, пожалуй, лишь В.М. Зарипов, рассматривая правовые особенности международного налогообложения, освещает отдельные аспекты международных пробелов налогообложения, определяя их термином "антиналогообложение"3). Специалисты различают двойное (многократное) экономическое налогообложение - ситуацию, когда с одного и того же дохода налог уплачивают несколько его последовательных получателя, и двойное юридическое налогообложение - когда один и тот же налогоплательщик облагается в отношении одного и того же дохода одинаковыми или сопоставимыми налогами. Под пробелами налогообложения мы понимаем ситуацию, при которой какие-либо правоотношения (группы правоотношений) оказываются вне сферы налогово-правового регулирования. Представляется, что данная проблема также может рассматриваться как под экономическим, так и под юридическим углом зрения. Кроме того, следует отметить, что отдельные аспекты проблемы пробелов налогообложения не теряют своей актуальности не только применительно к правоотношениям с участием иностранного элемента (международным экономическим отношениям), но и в условиях внутринациональной экономической деятельности, и в первую очередь применительно к экономической деятельности, осуществляемой в электронной форме с использованием глобальной компьютерной сети Интернет. Основные причины возникновения пробелов налогообложения сводятся к совокупности двух обстоятельств. Во-первых, как и двойное (многократное) налогообложение, пробелы в налогообложении могут возникать вследствие несоответствия налоговых систем различных государств, когда ни одно из государств не признает какой-либо объект либо субъект налогообложения относящимся к его налоговой юрисдикции. Во-вторых, существование таких изъятий в случаях, когда поражение юридической базы рассматриваемых правоотношений не инициировано законодателем, как правило, указывает на наличие пробелов позитивного права. Как известно, пробелом в праве именуется полное или частичное отсут- , ствие норм, необходимость которых обусловлена развитием общественных отношений и потребностями практического решения дел, содержанием действующего законодательства и смыслом законодательства, акты которого. только предстоит разработать, а также иными проявлениями государственной воли, направленной на регулирование жизненных факторов в сфере правового действия'. Так как в международных экономических отношениях двойное (многократное) экономическое и юридическое налогообложение осуществляется на основе национального налогового законодательства суверенных, государств, то международные пробелы налогообложения порождаются несовершенством этого законодательства и разрешение названных проблем может быть осуществлено путем согласования многочисленных и сложных вопросов на межгосударственном уровне. На сегодняшний день процесс разработки международных правовых актов в сфере общеправового и налогово-правового регулирования рассматриваемого вида экономической деятельности находится на стадии генерации идей, которые могли бы быть положены в основу концепции таких международных соглашений. При классификации видов экономической деятельности, осуществляемой с использование^ глобальной компьютерной сети Интернет, в зависимости от публично-правового или частноправового статуса субъектов такой деятельности следует различать экономическую деятельность частных субъектов - индивидуальных предпринимателей и организаций, осуществляемую в электронной форме, и осуществляемую в электронной форме экономическую деятельность государства и его публичных институтов. В этом случае экономическая деятельность первого вида именуется нами частной электронной экономической деятельностью. Экономическую деятельность государства (в лице его органов) вернее всего именовать не "публичной электронной деятельностью", как того, казалось бы, требует формальная логика, а электронным государственным предпринимательством. При классификации видов экономической деятельности, осуществляемой с использованием глобальной компьютерной сети Интернет, по субъектному составу участников отношений современные зарубежные' и российские2 авторы-экономисты различают электронную экономическую деятельность в пяти сегментах экономики рынков: В2В (от англ. "Business-to-Business" - бизнес-бизнес), В2С (от англ. "Business-to-Consumer" - бизнес-потребитель), В2А (от англ. "Business-to-Administration"- бизнес-администрация), С2А (от англ. "Consumer-to-Administration"- потребитель-администрация), С2С (от англ. "Consumer-to-Consumer' - потребитель-потребитель). При этом на сегодняшний день первые два сегмента являются наиболее освоенными и представляют собой соответственно сферу заключения электронных предпринимательских сделок между хозяйствующими субъектами, в первую очередь заключение договоров купли-продажи (поставки, контрактации, продажи недвижимости) (сегмент В2В), и осуществления предпринимателем (индивидуальным предпринимателем либо организацией) электронной розничной реализации потребителям товаров, работ либо услуг (например, торговля через размещенные в глобальной компьютерной сети Интернет на специальных сайтах интерактивные витрины с образцами товаров, именуемые Интернет-магазинами, которые дают возможность заказывать те или иные товары и оплачивать заказ в режиме реального времени с помощью банковской карты либо системы электронных денег) или предоставления потребителям электронных банковских услуг (открытие и ведение счетов с использованием размещенного на специальном сайте в глобальной компьютерной сети Интернет интерактивного операционного окна) (сегмент В2С). Таким образом, под правоотношениями, формирующимися в сегменте В2В ("Business-to-Business"), следует понимать правоотношения, в которых на обеих сторонах участвуют предприниматели (бизнесмены, коммерсанты). В свою очередь, под правоотношениями, формирующимися в сегменте рынка В2С ("Business-to-Consumer"), следует понимать правоотношения, в которых на |
|
© 2007 |
|