РУБРИКИ

Статья: Электронная коммерция: правовое регулирование и налогообложение

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Статья: Электронная коммерция: правовое регулирование и налогообложение

среде глобальной компьютерной сети Интернет и с использованием этой сети.

Электронная экономическая деятельность в широком смысле - эконо{

мическая деятельность указанного вида, осуществляемая как в информа» ционной

среде глобальной компьютерной сети Интернет и с использова­нием этой сети, так

и в иных электронных формах, при помощи иных электронных средств (например,

электронных терминалов, соединенных локальными и специальными компьютерными

сетями). Особенность ц значение такого подхода заключаются в этом случае в том,

что во второе случае в объем понятия электронной экономической деятельности

вклю-. чается, например, вся электронная банковская деятельность (а не только

Интернет-банкинг).

Обратим внимание читателя на то обстоятельство, что основными критериями, по

которым и различаются указанные подходы к определе­нию круга сфер экономической

деятельности, составляющих в совокуп­ности электронную экономическую

деятельность (электронную коммер­цию), являются технология и технологические

инструменты осуществления такой деятельности. В настоящее время не

существует каких-либо юридиче­ски значимых принципиальных различий между

узкой и широкой формами электронной коммерции. Правоотношения, формирующиеся

при осуще­ствлении экономической деятельности и формирующиеся и

осуществ­ляющиеся как с помощью сети Интернет, так и с помощью иных

электрон­ных средств, идентичны (схожи до степени смешения) по своему составу,

правовой природе, экономическим и юридическим целям и т. д. Более того, на

практике в ряде случаев они технологически неразделимы - например, ко­гда то

или иное правоотношение возникает в глобальной компьютерной сети, а завершается

с использованием иных электронных средств и на­оборот либо когда для

осуществления электронной экономической дея­тельности систематически

параллельно используются оба "информаци­онно-электронных канала", скажем,

локальная и глобальная компьютер­ная сеть. Поэтому правовое регулирование таких

отношений должно осуществляться' на основе единой системы координат, в рамках

одной системы правовых норм, принципов и методов. Иными словами, для

обще­правовых и налогово-правовых целей государственного регулирования и

законотворческой деятельности, а также в учебно-методических и общена­учных

целях вернее всего выбрать за точку отсчета понятие электронной экономической

деятельности электронной коммерции в его широком смысле.

Поэтому в дальнейшем на страницах этой книги, за исключением прямо оговоренных

случаев, под электронной коммерцией (электронной экономической деятельностью)

понимается электронная коммерция в ее широком смысле.

Виды общественных отношений, формирующихся в процессе использования

глобальной компьютерной сети Интернет

Как уже говорилось выше, предметной областью нашего внимания являются

общественные отношения в сфере информационного, а также экономического

использования глобальной компьютерной сети Интер­нет, то есть в сфере

экономической (хозяйственной) деятельности, осу­ществляемой с использованием

этой глобальной компьютерной сети.

Для целей формирования эффективной концепции государственного (и в первую

очередь налогово-правового) регулирования названных об­щественных отношений

необходимо провести классификацию видов обще­ственных отношений, формирующихся,

возникающих и прекращающихся в ходе использования глобальной компьютерной сети

Интернет. При этом в качестве основных критериев такой классификации выступает

целевая на­правленность интересов и деятельности пользователей глобальной

компью­терной сети Интернет и иных участников отношений в данной сфере

(на­пример, государства и его органов), их субъектный состав, а также

социаль­но-экономические характеристики таких отношений. В этом случае в

струк­туре общественных отношений, формирующихся в процессе

использования гло­бальной компьютерной сети Интернет, следует выделять:

- неэкономические информационные отношения;

- экономические отношения, возникающие в процессе использования глобальной

компьютерной сети Интернет в качестве электронного инструмента ведения

экономической деятельности;

- отношения в сфере государственного регулирования общественных отношений,

формирующихся в процессе использования глобальной компьютерной сети Интернет

(см. схему 2).

Рассмотрим каждый из этих сегментов в отдельности. 1. Неэкономические

информационные отношения, возникающие в про­цессе использования глобальной

компьютерной сети Интернет для целей открытого, безвозмездного (основанного на

принципах свободного дос­тупа) создания, сбора, обработки и распространения

информации, а так­же получения доступа к поиску открыто, безвозмездно (на

принципах свободного доступа) распространяемой информации.

К этому сегменту относится совокупность общественных отношений, имеющих

неэкономический характер и формирующихся в процессе использо­вания глобальной

компьютерной сети Интернет в качестве инструмента творческой самореализации

пользователей сети.

Схема 2

Следует отметить, что на первоначальных этапах развития глобальной компьютерной

сети (в 1992 - 1996 гг.) такие отношения доминировали в объеме названной

информационной среды, а сама сеть Интернет, как уже говорилось выше,

создавалась и рассматривалась исследователями только в качестве

технологического инструмента научного и личного не­коммерческого

информационного обмена. Как отмечал авторитетный голландский специалист в

области компьютерного права и автоматизи­рованных систем управления Н. Матеус

(N. Mathias): "Internet предостав­ляет многочисленные возможности для

проявления инициативы энтузиа­стам, которые хотели бы проявить себя,

предоставляя в сети для всеоб­щего обозрения и доступа интересную, а иногда и

полезную кому-либо из их собратьев информацию... С точки же зрения права и

публичного правопорядка Internet должен рассматриваться нами: А. В качестве

ново­го уровня развития демократии и эталона информационной открытости и

терпимости, где сеть выступает моделью общества. Б. В смысле

соци­ально-правового громоотвода для уголовных (криминальных) наклонно­стей

маргинальных элементов - как "великая кирпичная стена в подво­ротне

демократии", на которой каждый может нарисовать поедающих его душу "бесов" и,

выставив их на всеобщее рассмотрение в виртуальной форме, избавиться от своей

реальной агрессии по отношению к обществу и его устоям. Проблемой станет, если

кто-либо попробует брать деньги с желающих приобщиться к лицезрению его

"бесов"...'4.

В последние годы, как известно, происходит резкое изменение в со­отношении

объема сегментов рассматриваемых общественных отноше­ний в сфере

использования глобальной компьютерной сети Интернет в пользу отношений

экономического характера.

Легальное юридическое определение понятия "информация" содержится в ст.

2 Федерального закона от 20 февраля 1995 года № 24-ФЗ "Об информа­ции,

информатизации и защите информации"2: "Информация - сведения о

лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, независимо от формы

их представления". Кроме того, названный Закон вводит термин "документированная

информация (документ)": "зафиксированная на мате­риальном носителе информация с

реквизитами, позволяющими ее иден­тифицировать". В рассматриваемом контексте

под информацией такого вида может пониматься электронный документ - любая

значимая для ее создателя (хранителя) информация, с использованием определенных

тех­нических средств размещенная на так называемой "веб-странице" в режи­ме

свободного доступа в глобальной компьютерной сети Интернет.

Кроме того, следует отметить, что указанные общественные отношения,

складывающиеся в процессе использования глобальной компьютерной сети Интернет

для целей открытого (основанного на принципах свободного дос­тупа) создания,

сбора, обработки и распространения информации, а также получения доступа к

поиску открыто (на принципах свободного доступа) распространяемой информации, в

совокупности с информацией, инфор­матизацией, коммуникацией информации по иным

различным типам сетей и отношениями в этой связи, составляют предметную область

пра­вового регулирования информационного права3.

В качестве правовой основы регулирования рассматриваемого сегмен­та общественных

отношений, формирующихся в процессе использования глобальной компьютерной сети

Интернет, помимо упомянутого Феде­рального закона "Об информации,

информатизации и защите информа­ции" могут рассматриваться: Конституция РФ,

Федеральный закон от 4 июля 1996 года № 85-ФЗ "Об участии в международном

информацион­ном обмене". Федеральный закон от 16 февраля 1995 года № 15-ФЗ "О

связи"5 и ряд других.

2. Экономические отношения, возникающие в процессе использования

глобальной компьютерной сети Интернет в качестве электронного инст­румента

ведения экономической деятельности (предпринимательской деятельности и иной не

запрещенной законом экономической деятель­ности). При этом такие экономические

отношения, в свою очередь, де­лятся на две группы:

а) предпринимательские отношения, то есть отношения, возникающие | в

процессе осуществления предпринимательской деятельности в принци­пиально новой,

электронной форме - с использованием глобальной ком­пьютерной сети Интернет.

Общеправовое определение предприниматель­ской деятельности, как известно,

содержится в п. 1 ст. 2 ГК РФ. Пред­принимательской признается

самостоятельная деятельность, осуществляемая на свой страх и риск, направленная

на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи

товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом

качестве в установленном законом порядке. Предпринимательская деятельность,

как правило, осуществляется юридическими лицами - коммерческими организациями,

преследующими извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности,

кого-i рые в соответствии с п. 2 ст. 50 ГК РФ создаются в форме

хозяйственным обществ и товариществ, производственных кооперативов,

государствен-1 ных и муниципальных предприятий, а также физическими лицами бся

организации юридического лица (индивидуальными предпринимателями) (ст. 23 ГК

РФ).

При этом среди отличительных признаков, содержащихся в легальном определении

предпринимательской деятельности, необходимо особо под­черкнуть признак

государственной регистрации, который не является внутренне присущим самому

понятию предпринимательской деятельно­сти, а представляет собой юридическое

(формальное, внешнее) требование, предъявляемое к предпринимательству со

стороны законодателя'. Вместе с тем следует отметить, что в российском

законодательстве о налогах и сборах закреплен особый подход к названному

критерию. Так, в соответствии с ч. 3 п. 2 ст. 11 НК РФ "...физические лица,

осуществляющие предпринима­тельскую деятельность без образования юридического

лица, но не зарегист­рировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей

в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации,

при исполнении обязанностей, возложенных на них настоящим Кодексом не вправе

ссылаться на то, что они не являются индивидуальными пред­принимателями".

Следовательно, понятие "индивидуальный предприниматель", используе­мое в

Налоговом кодексе РФ применительно к налоговым правоотношени­ям, шире по своему

объему, чем аналогичное понятие, введенное Граждан­ским кодексом РФ2

. С практической точки зрения, важность такого подхода (в том числе

применительно к определению налогово-правового статуса субъектов

электронной экономической деятельности, осуществляемой с исполь­зованием

глобальной компьютерной сети Интернет) заключается в том, что физические

лица, уклоняющиеся от государственной регистрации в качестве индивидуальных

предпринимателей, не вправе при исполнении (или винов­ном неисполнении)

фискальных обязанностей, предусмотренных россий­ским законодательством о

налогах и сборах, ссылаться на отсутствие у них официального

предпринимательского статуса.

Таким образом, в п. 2 ст. 11 НК РФ закреплена основополагающая юридическая

презумпция, согласно которой нарушение закона не долж­но повлечь за собой для

такого нарушителя благоприятные налоговые последствия.

Кроме того, следует обратить внимание, что в российским граждан­ском

законодательстве в качестве предпринимательских правоотношений называются два

вида отношений:

- гражданско-правовые отношения, в которых на обеих сторонах участ­вуют

предприниматели (например, по ст. 310 ГК РФ);

- гражданско-правовые отношения, в которых предприниматель участ­вует только на

одной стороне (например, по ст. 410 ГК РФ)1.

В гражданском и торговом законодательстве большинства зарубежных стран, а

также в международной экономической практике, и в первую очередь в сфере

электронной коммерции, используется аналогичная классификация:

- коммерческие отношения в сегменте рынка "В2В' ("business-to-business"),

то есть правоотношения, в которых на обеих сторонах участвуют пред­приниматели

(бизнесмены, коммерсанты);

- коммерческие отношения в сегменте рынка "В2С' ("business-to-consumer"),

то есть правоотношения, в которых на одной стороне выступает пред­приниматель

(бизнесмен, коммерсант), а на другой - потребитель (то­варов, работ, услуг)

2;

б) некоммерческие отношения, тесно связанные с предпринимательски­ми.

Здесь мы в первую очередь имеем в виду предпринимательскую дея­тельность

юридических лиц - некоммерческих организаций, не имеющих в качестве

основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющих

полученную прибыль между участниками, которые осу­ществляют такую деятельность

лишь постольку, поскольку это служит Достижению их уставных целей, а также

деятельность товарных и фондо­вых бирж, осуществляемую в принципиально

новой, электронной форме -с использованием глобальной компьютерной сети

Интернет.

Как отмечают многие авторы3, такая деятельность носит некоммерческий,

в отдельных случаях - вспомогательный характер, но создает основу и является

необходимым условием для будущей предпринимательской деятельно­сти. Кроме

того, как, в частности, указывает В.В. Лаптев, осуществляю­щие данную

деятельность организации должны рассматриваться в каче­стве "...субъектов

предпринимательской деятельности, основная цель ко­торых - ведение

нехозяйственной, некоммерческой деятельности. Однако для достижения своих

основных задач подобные организации имеют право вести и предпринимательскую

деятельность. Осуществляя такую. деятельность, они вступают в

предпринимательские отношения, действуя как субъекты предпринимательского

права. Можно сказать, что это не­типичные субъекты предпринимательского

права"'.

Перечень некоммерческих организаций, как известно, содержится в п. 3 ст. 50

ГК РФ, а также в специальном законодательстве о некоммер­ческих организациях.

Например, к некоммерческим организациям отно-j сятся потребительские

кооперативы, общественные и религиозные органи-ч зации (объединения),

финансируемые собственником учреждения, благо­творительные и иные фонды, а

также некоммерческие партнерства, авто­номные некоммерческие организации,

объединения юридических лиц (фи­нансово-промышленные группы, торгово-

промышленные палаты, саморегу-, лируемые организации профессиональных

участников рынка ценных бумаг;

(товарные и фондовые биржи). 1

Поскольку перечень некоммерческих организаций, содержащийся в п. 3 ст. 50 ГК РФ,

носит открытый характер, такие организации могут создаваться и в иных формах.

Деятельность некоммерческих организаций регулируется целым рядом специальных

нормативных актов, центральное место среди которых занимают: Федеральный закон

от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (с изм. и доп.)

2, Федеральный закон от 12 января 1996 года № 7-ФЗ "О некоммерческих

организациях" (с изм. и доп.)3, Федеральный закон от 11 августа 1995

года № 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных

организациях" (с изм. и доп.)4. Закон РФ от 19 июля 1992 года №

3085-1 "О потреби­тельской кооперации в Российской Федерации" (в ред.

Федерального закона от 28 апреля 2000 года № 54-ФЗ)5, Федеральный

закон от 22 ап­реля 1996 года № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (с изм. и доп.)

6. Феде­ральный закон от 30 ноября 1995 года № 190-ФЗ "О

финансово-промышленных группах" (с изм. и доп.)7, Закон РФ от 7 июля

1993 года № 5340-1 "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" (с

изм. и доп.)8. Закон РФ от 20 февраля 1992 года № 2383-1 "О

товар­ных биржах и биржевой торговле" (с изм. и доп.)9 и др.;

Применительно к правоотношениям, формирующимся в процессе ис­пользования

глобальной компьютерной сети Интернет, нам представля­ется возможным относить

рассматриваемую некоммерческую (вспомога­тельную) деятельность (иную не

запрещенную экономическую деятель­ность) к одному из видов экономической

деятельности, осуществляемой с использованием глобальной компьютерной сети

Интернет (наравне с предпринимательской деятельностью, осуществляемой с

использованием сети Интернет).

3. Государственное регулирование общественных отношений, форми­рующихся в

сфере использования глобальной компьютерной сети Ин­тернет. Как уже указывалось

выше, названные отношения неоднородны как по своей структуре, так и по степени

и форме необходимого регуля­тивного воздействия со стороны публичной власти, а

также допустимых (целесообразных, то есть соответствующих стратегическим

направлениям государственной политики в данной сфере, которые, заметим,

предстоит определить) инструментов и методов такого воздействия.

При этом в качестве одного из главных отличий информационных

(не­экономических) и экономических отношений по поводу использования сети

Интернет выступает их разная природа. Неэкономические (информаци­онные)

отношения, как указывалось выше, формируются в процессе ис­пользования

глобальной компьютерной сети Интернет для целей откры­того, безвозмездного

(основанного на принципах свободного доступа) создания, сбора, обработки и

распространения информации, а также по­лучения доступа к поиску открыто,

безвозмездно (на принципах свобод­ного доступа) распространяемой информации. В

свою очередь, экономи­ческие отношения формируются в процессе использования

глобальной компьютерной сети Интернет в качестве электронного инструмента

ве­дения экономической деятельности (предпринимательской деятельности и иной не

запрещенной законом экономической деятельности).

Кроме того, в вопросе основных принципов, начал, которые могут быть положены в

основу концепции государственного регулирования общественных отношений,

формирующихся в сфере использования гло­бальной компьютерной сети Интернет,

должен возобладать двухсегмент­ный дифференцированный подход. Оптимальные

пропорции так назы­ваемых "жестких" и "мягких" методов государственного

регулирования1 различны для информационного (неэкономического) и

экономического сегментов общественных отношений, в сфере использования

глобальной сети Интернет. Это означает, что выбор тех или иных принципов и

ме­тодов такого регулирования необходимо ставить в зависимость от вида

Подлежащих регулированию отношений.

Основные цели, методы и инструменты государственного регулирования

информационного (в неэкономической его части) сегмента общественных отношений,

формирующихся в процессе использования глобальной компьютерной сети

Интернет, в будущем должны стать предметом специального исследования в рамках

науки Информационного права. Цель правового ре­гулирования экономических

отношений, формирующихся в электронной форме, - формирование экономического

публичного порядка.

Виды электронной экономической деятельности

Рассматривая и раскрывая для целей последующего рассмотрения поряд­ка правового

и налогового регулирования отношений в сфере экономиче­ского использования

глобальной компьютерной сети Интернет правовые особенности различных видов

общественных отношений, формирующихся в сети Интернет, а также объем и

содержание понятия экономической дея­тельности, осуществляемой в электронной

форме с использованием гло­бальной компьютерной сети Интернет (электронной

экономической дея­тельности или электронной коммерции), невозможно оставить в

стороне и проблему видов электронной экономической деятельности.

При этом следует учитывать, что технологии осуществления элек­тронной

экономической деятельности постоянно меняются, то есть на­ходятся в состоянии

перманентного совершенствования. Названное об­стоятельство ставит перед

государством, в лице его законодательных и контролирующих (регулирующих)

органов, особые задачи. В связи с этим нельзя не согласиться с мнением Р.А.

Маршавина, указывающего на то, что экономическая деятельность, осуществляемая в

электронной форме с использованием глобальной компьютерной сети Интернет, в

первую очередь представляет собой "общую концепцию, покрывающую любые формы

деловых операций, проводимых электронным способом, используя коммуникационные

сети... Кроме того, электронная коммер­ция объединяет широкий спектр

коммуникационных технологий, вклю­чая электронную почту, факс, технологию

электронного обмена данны­ми, электронные платежи и многие другие инструменты.

Каждая из тех­нологий может быть использована для поддержки электронной

коммер­ции в подходящем для нее контексте. Все это ясно показывает

необхо­димость существования определенной, юридически обоснованной и

ре­гулирующей структуры, благоприятствующей развитию электронной коммерции,

способствуя электронному способу ведения бизнеса"1.

Среди основных сфер распространения (использования технологий) экономической

деятельности, осуществляемой в электронной, форме (электронной коммерции),

большинство зарубежных и российских ис­следователей2 называют:

- новые формы организации корпораций, предприятий и финансовых

институтов (банков), в частности с использованием оборотных фон­дов,

выраженных в цифровой форме, и так называемых "виртуальных компаний";

- сфера оптовой и розничной торговли, электронного маркетинга, пред- и

послепродажной поддержки потребителей (содействия продажам), пред­варительной

договорной работы; оптовые и розничные электронные фи­нансовые услуги, в том

числе кредитование и страхование;

- коммерческие исследования надмаркетингового типа; электронная реклама;

коммерческие операции (интерактивный электронный заказ, получение, оплата);

совместная разработка продукта (товаров, услуг);

- распределенное совместное производство электронных товаров;

- сфера администрирования бизнеса (в том числе сфера налогового

ад­министрирования);

- автоматическая торговля электронными товарами;

- сфера бухгалтерского учета;

- безналичные расчеты, осуществляемые в электронной форме;

- заключение сделок в электронной форме;

- сфера коллизионного администрирования (то есть разрешения спор­ных

моментов)и др.

Таким образом, классификация видов экономическая деятельность, осуществляемая

в электронной форме с использованием глобальной компьютерной сети Интернет,

может быть проведена по следующим ос­нованиям:

- в зависимости от функционально-производственных и экономических признаков

такой электронной деятельности;

- в зависимости от степени легальности такой деятельности;

- в зависимости от юрисдикции участников такой деятельности;

- в зависимости от публично-правового или частноправового статуса субъектов

такой деятельности;

- критерием классификации также может выступать субъектный состав отношений в

сфере осуществления электронной экономической дея­тельности.

При классификации видов экономической деятельностью, осуществ­ляемой с

использованием глобальной компьютерной сети Интернет, в зависимости от

функционально-производственных и экономических призна­ков названной

деятельности основой являются положения Общероссий­ского классификатора

видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 (утв.

постановлением Госстандарта России от 6 августа 1993 года № 17, в ред.

изменений 1/94, 2/95, 3/96 ОКДП,' далее - ОКДП) и Международной

стандартной отраслевой классификации Организации Объединенных Наций - ISIC UNO

(International Standard Industrial Classi­fication of all Economic Activities of

United Nations Organisation).

В соответствии со ст. 9 Методических рекомендаций Международное

стандартной отраслевой классификации ООН с производственно-функии' ональной

точки зрения "экономическая деятельность как процесс есть сочета­ние действий,

приводящих к получению определенного перечня продукции"'. При этом происходит

объединение ресурсов (оборудование, рабочая сила, технологии) и

производственного процесса для создания конкретных товаров (работ, услуг) и их

перераспределения между участниками тако деятельности в пределах определенного

(национального или междун родного) рынка.

В связи с этим следует различать электронную экономическую деятеЛ ность,

связанную с перераспределением товаров, и электронную экономическ)

деятельность, связанную с перераспределением работ, услуг.

Рассмотрим названные категории электронной экономической деи тельности

подробнее.

1. Электронная экономическая деятельность, связанная с перераспред лением

товаров.

Следует отметить, что Гражданский кодекс РФ не содержит опред ления товара.

Более того, например, в ст. 454 ГК РФ товар трактуется качестве синонима вещи. В

свою очередь, в соответствии с п. 3 ст. :

НК РФ для целей налогообложения товаром признается любое имущее во,

реализуемое либо предназначенное для реализации. Как извести под имуществом

в законодательстве о налогах и сборах понимаются вид объектов гражданских прав

(за исключением имущественных прав), о носящихся к имуществу в соответствии с

Гражданским кодексом РФ.

Применительно к экономическим отношениям, формирующимся процессе использования

глобальной компьютерной сети Интернет, зар' бежные авторы выделяют два вида

товаров: "мягкие" (soft) и "жестки (hard). При этом под

"мягкими" товарами понимаются товары, перера< пределение (поставка) которых

возможно в электронной форме: информ! ционные и звуковые файлы, программные

продукты (программное обесгк чение), - а под "жесткими" - все остальные

недвижимые и движимые вещ1 Следует отметить, что в определенных случаях в форме

"мягких" товаре могут выступать представленные в электронной форме ценные

бумаги (без документарные ценные бумаги - ст. 149 ГК РФ) и безналичные денеж

ные средства (так называемые "электронные деньги").

Таким образом, основным видом рассматриваемой категории элек тронной

экономической деятельности является электронная торговл

(Electronic trading или Internet trading).

2. Электронная экономическая деятельность, связанная с перераспреде

лением работ и услуг.

В соответствии с п. 4 ст. 38 Н К РФ работой для целей налогообложени

признается деятельность, результаты которой имеют материальное выраже ние и

могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организа ций и (или)

физических лиц.

Под услугой понимается деятельность, результаты которой не имеют

материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осу­ществления

этой деятельности.

Представляется, что в качестве основных видов электронной эконо­мической

деятельности рассматриваемой категории могут рассматриваться:

а) электронная банковская деятельность (данный вид электронной

экономической деятельности традиционно именуется зарубежными

авто­рами-экономистами Electronic banking или Internet banking),

то есть дея­тельность в области предоставления кредитно-банковскими институтами

электронных финансовых услуг, в том числе деятельность кредитных организаций в

области осуществления электронных расчетов с использова­нием банковских

карт и систем электронных денег, а также биржевые опе­рации с

фондовыми ценностями и финансовое посредничество иных участников электронной

экономической деятельности (группировки 651, 659 по ОКДП);

б) электронная страховая деятельность, в том числе все виды

деятельно­сти, связанные с долгосрочным и краткосрочным распределением рисков с

элементом или без элемента сбережения (группировка 661 по ОКДП);

в) электронная консультационная деятельность (Electronic consulting

или Internet consulting), в том числе осуществление консалтинга по

вопросам правового регулирования, налогообложения, бухгалтерского учета,

ауди­та, стратегий и систем управления экономической деятельностью третьих лиц

(группировки 721 - 731, подгруппировки 7411, 7412, 7414 по ОКДП);

г) электронная маркетинговая деятельность (Electronic marketing

или Internet marketing), в том числе исследование конъюнктуры рынка,

дея­тельность в области рекламы и деятельность по выявлению общественно­го

мнения (подгруппировка 7413 и группировка 743 - по ОКДП);

д) электронная образовательная деятельность, в том числе деятель­ность в

области осуществления программ дистанционного образования с использованием

глобальной компьютерной сети Интернет (группировки 801 - 841 по ОКДП);

е) электронная издательская деятельность, в том числе деятельность в

области издания средств массовой информации в глобальной компью­терной сети

Интернет ("электронных сетевых газет") (группировки 221 -223 по ОКДП);

ж) деятельность по предоставлению услуг электронной связи (Internet

service providing), в том числе деятельность по предоставлению услуг

дос­тупа к глобальной компьютерной сети Интернет, осуществляемых юри­дическими

лицами - провайдерами (Internet service providers - ISP), (груп­пировка

642 по ОКДП).

При этом следует отметить, что с точки зрения налогово-правового

регу­лирования нас в первую очередь интересуют такие виды экономической

деятельности, осуществляемой в электронной форме с использованием глобальной

компьютерной сети Интернет, как электронная торговля и электронная финансовая

деятельность.

При классификации -видов экономической деятельности, осуществ ляемой с

использованием глобальной компьютерной сети Интернет зависимости от степени

легальности такой деятельности, следует разде:

лять: правомерную (законную) деятельность, неправомерную

деятельност и преступную деятельность в электронной сфере.

В последние годы в глобальной информационной среде компьютер ной сети

Интернет сложилось устойчивое мнение о том, что "действую шее российское

законодательство не распространяется на Интернет i отношения в сети Интернет

находятся вне юрисдикция Российской t^ дерации, как, впрочем, и вне

юрисдикции любого другого государства". '

Вместе с тем существует и иная точка зрения. Так, отдельные авторь справедливо

акцентируют наше внимание на том обстоятельстве, что н сегодняшний день

российское законодательство не содержит указания, чт на отношения,

возникающие и формирующиеся в глобальной компью терной сети Интернет, в том

числе отношения по поводу осуществлени экономической деятельности с

использованием электронных инструмент тов ведения такой деятельности, а также

порождаемые названной эконо мической деятельностью обязанности фискального

(налогового) характе ра, нормы российского законодательства не распространяются

1.

Нам также представляется, что рассмотрение глобальной сети Интер нет и

правоотношений, формирующихся в процессе ее использования, l отрыве от права

как универсального социального регулятора недопустим исходя из

интересов как государства, так и общества в целом.

Различая виды экономической деятельности, осуществляемой в элек тронной форме с

использованием глобальной компьютерной сети Ин тернет, под правомерной

(законной) экономической деятельностью хозяй ствующих субъектов в

электронной сфере мы понимаем любую экономи ческую деятельность, не запрещенную

действующим российским законе. датсльством, осуществляемую надлежащим лицом при

наличии необхо димого для осуществления деятельности такого вида в традиционно(

(неэлектронной) форме государственного разрешения (лицензии) в слу­чаях, когда

требование о наличия такой лицензии установлено законом.

Под неправомерной электронной экономической деятельностью пони мается

ситуация, когда не запрещенная действующим российским зако­нодательством

экономическая деятельность осуществляется в электрон­ной форме с несоблюдением

отдельных требований закона, устанавли­вающего, например, особые условия

осуществления такой деятельности в традиционной (неэлсктронной) форме, как то:

а) осуществление электронной экономической деятельности (предпри­нимательской

деятельности и связанной с ней непредпринимательской) лицами, не

зарегистрированными в установленном порядке (например, физическими лицами, не

зарегистрированными в качестве индивидуаль­ных предпринимателей);

б) осуществление электронной экономической деятельности

(пред­принимательской и связанной с ней непредпринимательской деятельно­сти)

без специального разрешения (например, ведение через глобальную компьютерную

сеть Интернет банковской деятельности физическим ли­цом либо ведение такой

деятельности юридическим лицом, не имеющим соответствующей лицензии).

Кроме того, отметим, что бурное развитие информационных техноло­гий помимо

позитивного общеэкономического потенциала порождает и новую

криминологическую проблему. Как справедливо указывают специа­листы ФСНП

России и Генеральной прокуратуры РФ, "необходимо при­знать, что Интернет

находится в настоящее время в какой-то мере вне контроля государственных

органов, что порождает различные правонару­шения и преступления и существенно

влияет на криминогенную обста­новку, сложившуюся вокруг глобальной компьютерной

сети Интернет"'.

Так, И.Н. Соловьев приводит следующую типологию преступной эко­номической

деятельности в электронной среде глобальной компьютерной сети Интернет:

а) мошенничество при заключении сделок через Интернет, хищение из виртуальных

магазинов, хищение денежных средств с банковских сче­тов и персональных

сведений (коммерческой информации) физических и юридических лиц -

пользователей сети Интернет, а также создание вир­туальных финансовых

пирамид;

б) совершение сделок и операций, скрытых от налоговых органов;

в) нарушение авторских и патентных прав, а также незаконное ис­пользование

различных информационных баз данных правоохранитель­ных и контролирующих

органов;

г) совершение различных уголовных преступлений в сфере компью­терной

информации - например, неправомерный доступ к компьютерной информации (ст.

272 УК РФ), создание, использование и распростране­ние вредоносных программ

для ЭВМ (ст. 273 УК РФ), нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или

их сетей (ст. 274 УК РФ).

Добавим сюда совершение в электронной форме сделок с объектами, изъятыми из

оборота, а также с объектами, нахождение которых в оборо­те допускается по

специальному разрешению (объекты, ограниченно оборотоспособные), когда сделки

с такими объектами совершаются с нарушением норм уголовного закона.

Таким образом, под преступной экономической деятельностью в элек­тронной

среде глобальной компьютерной сети Интернет следует пони­мать виновное

совершение в электронной форме с использованием гло­бальной компьютерной сети

Интернет общественно опасных деяний, запрещенных действующим уголовным законом

под угрозой наказания. В соответствии с ч. 2 ст. 14 У К РФ, под

общественной опасностью имеется в виду причинение вреда либо угроза

причинения вреда личности, обществу или государству. При этом не является

преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки

какого-либо уго­ловного деяния, предусмотренного Уголовным кодексом РФ, но в

силу малозначительности не представляющее общественной опасности, то есть не

причинившее вреда и не создавшее угрозы причинения вреда личности, обществу и

государству.

При классификации видов экономической деятельности, осуществ­ляемой с

использованием глобальной компьютерной сети Интернет, в зависимости от

юрисдикции участников названной деятельности в качест­ве основного

классифицирующего признака принимается наличие факта резидентства всех

участников названной деятельности в какой-либо рас­сматриваемой стране или

соответственно наличие противоположного, юридического факта, указывающего на

нерезидентский статус части уча­стников электронной экономической деятельности

в рассматриваемой стране. В этом случае, как нам представляется, следует

различать элек­тронную внешнеэкономическую деятельность (ЭВЭД) и

внутринациональ­ную электронную экономическую деятельность (ВНЭЭД).

, При этом с точки зрения налогообложения следует учитывать, что при

ведении электронной внешнеэкономической деятельности структура

правоотношений, а значит, и процесс их правового регулирования суще­ственно

усложняются. Данное обстоятельство вызвано наличием в таких правоотношениях

иностранного элемента и является одним из следствий экстерриториальности сети

Интернет.

Кроме того, как известно, законодательство большинства стран мира содержит

существенные различия правил регулирования налогового ре­жима для своих

резидентов, осуществляющих экономическую или иную законную предпринимательскую

деятельность за пределами их государственных границ (вне их юрисдикции), и для

иностранных налогоплатель­щиков, осуществляющих экономическую или иную законную

предпри­нимательскую деятельность в данной стране. Различия подходов отдель­ных

государств к тем или иным вопросам налогообложения не только порождают

сложности в оформлении необходимой налоговой отчетно­сти, исчислении и уплате

налогов и сборов, но и могут приводить к та­ким международным экономическим и

юридическим феноменам, как двойное (многократное) налогообложение и

пробелы налогообложения.

Необходимо отметить, что происходящее в последние годы в основ­ных

индустриально развитых странах обострение названных проблем -многократного

налогообложения и пробелов налогообложения - в пер­вую очередь вызвано

нарастанием процессов глобализации межнацио­нальных и транснациональных

хозяйственных отношений и процессов, а, также мировой экономической системы в

целом. В то же время частно-экономические интересы отдельных хозяйствующих

субъектов в сфере снижения затрат за счет экономии на фискальных отчислениях

при осу­ществлении международного обмена товарами, работами, услугами

(меж­дународного товарообмена) и перелива капитала получили новый мощ­ный

импульс для развития в условиях постоянного совершенствования технологий

осуществления электронной экономической деятельности, на сегодняшний день

практически не контролируемой государственными публичными институтами и не

регулируемой правом.

При этом следует учитывать, что если вопросы типологии причин возникновения и

способов устранения двойного налогообложения (или "многократного

налогообложения", как именуют его В. В. Полякова и С.П. Котляренко') освещаются

в работах многих российских и зарубеж­ных специалистов в области налогов,

налогообложения и налогового права2, то проблема пробелов

налогообложения (и антиналогообложе­ния), по сути, еще только ждет своего

исследователя. (Из современных российских авторов, пожалуй, лишь В.М. Зарипов,

рассматривая право­вые особенности международного налогообложения, освещает

отдельные аспекты международных пробелов налогообложения, определяя их

тер­мином "антиналогообложение"3).

Специалисты различают двойное (многократное) экономическое

налого­обложение - ситуацию, когда с одного и того же дохода налог

уплачивают несколько его последовательных получателя, и двойное юридическое

налого­обложение - когда один и тот же налогоплательщик облагается в

отноше­нии одного и того же дохода одинаковыми или сопоставимыми налогами.

Под пробелами налогообложения мы понимаем ситуацию, при которой

какие-либо правоотношения (группы правоотношений) оказываются вне сферы

налогово-правового регулирования. Представляется, что данная проблема

также может рассматриваться как под экономическим, так и под юридическим углом

зрения. Кроме того, следует отметить, что от­дельные аспекты проблемы пробелов

налогообложения не теряют своей ак­туальности не только применительно к

правоотношениям с участием ино­странного элемента (международным экономическим

отношениям), но и в условиях внутринациональной экономической деятельности, и в

первую очередь применительно к экономической деятельности, осуществляемой

в электронной форме с использованием глобальной компьютерной сети Интернет.

Основные причины возникновения пробелов налогообложения сводятся к

совокупности двух обстоятельств.

Во-первых, как и двойное (многократное) налогообложение, пробелы в

налогообложении могут возникать вследствие несоответствия налого­вых систем

различных государств, когда ни одно из государств не при­знает какой-либо

объект либо субъект налогообложения относящимся к его налоговой юрисдикции.

Во-вторых, существование таких изъятий в случаях, когда поражение юридической

базы рассматриваемых правоотношений не инициировано

законодателем, как правило, указывает на наличие пробелов позитивного права.

Как известно, пробелом в праве именуется полное или частичное отсут- , ствие

норм, необходимость которых обусловлена развитием общественных отношений и

потребностями практического решения дел, содержанием дей­ствующего

законодательства и смыслом законодательства, акты которого. только предстоит

разработать, а также иными проявлениями государствен­ной воли, направленной

на регулирование жизненных факторов в сфере правового действия'.

Так как в международных экономических отношениях двойное (мно­гократное)

экономическое и юридическое налогообложение осуществля­ется на основе

национального налогового законодательства суверенных, государств, то

международные пробелы налогообложения порождаются несовершенством этого

законодательства и разрешение названных про­блем может быть осуществлено

путем согласования многочисленных и сложных вопросов на межгосударственном

уровне. На сегодняшний день процесс разработки международных правовых актов в

сфере общеправового и налогово-правового регулирования рассматриваемого вида

экономической деятельности находится на стадии генерации идей, которые могли

бы быть положены в основу концепции таких международных соглашений.

При классификации видов экономической деятельности, осуществляе­мой с

использование^ глобальной компьютерной сети Интернет, в зависи­мости от

публично-правового или частноправового статуса субъектов такой деятельности

следует различать экономическую деятельность частных субъек­тов - индивидуальных

предпринимателей и организаций, осуществляемую в электронной форме, и

осуществляемую в электронной форме экономическую деятельность государства и его

публичных институтов.

В этом случае экономическая деятельность первого вида именуется нами частной

электронной экономической деятельностью. Экономическую дея­тельность

государства (в лице его органов) вернее всего именовать не "пуб­личной

электронной деятельностью", как того, казалось бы, требует фор­мальная логика,

а электронным государственным предпринимательством.

При классификации видов экономической деятельности, осуществляемой с

использованием глобальной компьютерной сети Интернет, по субъектному

составу участников отношений современные зарубежные' и российские2

авто­ры-экономисты различают электронную экономическую деятельность в пяти

сегментах экономики рынков: В2В (от англ. "Business-to-Business" -

бизнес-биз­нес), В2С (от англ. "Business-to-Consumer" -

бизнес-потребитель), В2А (от англ. "Business-to-Administration"-

бизнес-администрация), С2А (от англ. "Consumer-to-Administration"-

потребитель-администрация), С2С (от англ. "Consumer-to-Consumer' -

потребитель-потребитель).

При этом на сегодняшний день первые два сегмента являются наибо­лее

освоенными и представляют собой соответственно сферу заключения электронных

предпринимательских сделок между хозяйствующими субъ­ектами, в первую очередь

заключение договоров купли-продажи (постав­ки, контрактации, продажи

недвижимости) (сегмент В2В), и осуществле­ния предпринимателем

(индивидуальным предпринимателем либо орга­низацией) электронной розничной

реализации потребителям товаров, работ либо услуг (например, торговля через

размещенные в глобальной компьютерной сети Интернет на специальных сайтах

интерактивные витрины с образцами товаров, именуемые Интернет-магазинами,

кото­рые дают возможность заказывать те или иные товары и оплачивать заказ в

режиме реального времени с помощью банковской карты либо системы электронных

денег) или предоставления потребителям электронных бан­ковских услуг

(открытие и ведение счетов с использованием размещен­ного на специальном

сайте в глобальной компьютерной сети Интернет интерактивного операционного

окна) (сегмент В2С).

Таким образом, под правоотношениями, формирующимися в сегмен­те В2В

("Business-to-Business"), следует понимать правоотношения, в кото­рых на

обеих сторонах участвуют предприниматели (бизнесмены, ком­мерсанты). В свою

очередь, под правоотношениями, формирующимися в сегменте рынка В2С

("Business-to-Consumer"), следует понимать правоот­ношения, в которых на

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


© 2007
Использовании материалов
запрещено.